Рефераты

Правовые вопросы создания и ликвидации акционерных обществ

p align="left">Что касается должников - унитарных предприятий, то при определении органа, в компетенции которого находятся подобные решения, необходимо руководствоваться Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных унитарных предприятиях"(2). Статья 20 этого Закона уста-навливает право собственника имущества унитарного предприятия давать со-гласие на совершение унитарным предприятием крупной сделки (ее опреде-ление дано в ст.23 названного Закона). Процедура получения согласования в государственных органах, призванных осуществлять соответствующее руко-водство деятельностью унитарных предприятий, всем известна, особенно учи-тывая тот факт, что внимание и интерес указанных органов к унитарным предприятиям проявляется в лучшем случае только после того, как дело о не-состоятельности уже возбуждено.

В новой редакции Закона о несостоятельности ничего не изменилось от-носительно времени, отведенного внешнему управляющему для подготовки плана внешнего управления. Срок его подготовки, как и раньше, составляет один месяц (п.1 ст. 106). Поэтому вполне очевидно, что даже при большом усердии внешнему управляющему вряд ли удастся подготовить в установленные сроки план внешнего управления с предусмотренным в нем замещением активов должника.

Кроме того, надо отметить, что будет чрезвычайно трудно принять реше-ние о замещении активов должника органам управления должника или собст-веннику имущества должника - унитарного предприятия. Ведь акции создан-ного акционерного общества должны быть согласно п.5 ст. 115 Закона выстав-лены на открытые торги. При этом продажа акций должна обеспечить накоп-ление денежных средств для погашения требований всех кредиторов. Это оз-начает, что контроль над должником, а точнее, над имущественным комплек-сом должника будет утрачен. Органы управления должника, например акцио-нерного общества, могут быть заинтересованными в согласии на замещение его активов только в случае, если акционер (акционеры) должника будет иметь возможность участвовать в торгах по продаже акций созданного акцио-нерного общества (обществ) и стать в них победителями. Но это тема для от-дельного исследования.

Продажа на открытых торгах акций созданного на базе имущества долж-ника открытого акционерного общества (обществ) осуществляется в порядке, установленном ст.110 Закона ("Продажа предприятия должника"). Кратко этот порядок можно изложить следующим образом: открытые торги - повторные торги - повторные торги со снижением цены на 10% - повторные торги в по-рядке, установленном собранием или комитетом кредиторов, в том числе по-средством публичного предложения (п.6 и 7). У органов управления должни-ка, кроме всего прочего, появилось еще одно средство, позволяющее влиять на ход торгов по продаже акций созданного акционерного общества (об-ществ). Это установление минимальной цены продажи (п.2, 5 и 7 ст.110). Ус-тановление минимальной цены продажи имущества должника (в том числе акций) позволяет, с одной стороны, обеспечить наибольшее накопление де-нежных средств для расчетов с кредиторами и возможный их остаток для продолжения хозяйственной деятельности должника (большой вопрос, что это будет за деятельность), а с другой стороны, максимально затягивать проведе-ние торгов.

Среди специалистов в области банкротства сложилось мнение, что при "несговорчивости" органов управления должника по вопросам включения в план внешнего управления продажи предприятия или замещения активов должника, можно указать им на результат такой "несговорчивости" возмож-ное открытие конкурсного производства. Но если поставить себя на место представителей органов должника, то станет понятно: им в принципе все рав-но, как потерять имущество должника - в результате указанных мер по вос-становлению платежеспособности или в результате конкурсного производст-ва. Единственное, что может "испугать" органы управления должника (а точнее, учредителей (участников) должника или его собственника) в открытии конкурсного производства - это возможное применение кредиторами нормы п. З ст.56 ГК РФ об их субсидиарной ответственности в случае, если будет ус-тановлено, что несостоятельность (банкротство) должника вызвана ими. Од-нако такие случаи в практике редки.

Таким образом, в нормах Закона, регулирующих внешнее управление, прослеживается явная тенденция защиты прав должника, его учредителей (участников), собственника его имущества, что не мог обеспечить Закон 1998 г. Безусловно, такая тенденция не может не радовать, только если она не ста-новится главенствующей. Но если учитывать, что производство по делу о банкротстве возбуждается все-таки в интересах соблюдения прав всех креди-торов должника, то "продолжниковая" позиция законодателя должна быть оформлена предельно корректно. Соблюсти баланс интересов кредиторов и должника в нормах законодательства о несостоятельности (банкротстве) чрез-вычайно трудно, и законодателю это не удалось в очередной раз.

1.3. Особенности распределения имущества между акционе-рами при ликвидации акционерного общества

Процедура окончательного распределения имущества ликвидируемого хозяйственного общества между его участниками, остающегося после расче-тов со всеми категориями кредиторов, не всегда стандартна и может осущест-вляться по схеме, прямо не предусмотренной в том или ином нормативном ак-те. Это в свою очередь влечет возникновение различных вопросов как право-вого, так и организационного характера.

Ситуация, которая будет рассмотрена ниже, наглядно демонстрирует ска-занное. Несмотря на то что это частный случай, он в определенной степени типичен, что предопределяет интерес к его пристальному рассмотрению.

Акционерное общество находится в состоянии добровольной ликвидации без признаков банкротства. Все стадии ликвидации, предусмотренные ГК РФ и Федеральным законом от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах), ликвидационная комиссия выпол-нила в полном объеме и приступила к распределению имущества между ак-ционерами.

Акционерами общества являются одно юридическое лицо, владеющее 73% акций, и 60 физических лиц, на долю которых приходится 27% акций. Все акции АО - обыкновенные.

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество пред-ставляет собой неделимый комплекс недвижимых объектов производственно-го назначения.

Правомерно ли будет следующее решение ликвидационной комиссии:

получить согласие юридического лица-акционера на прием неделимого иму-щественного комплекса и его письменное обязательство выплатить гражда-нам-акционерам стоимость имущества пропорционально доле каждого в ус-тавном капитале?

Распределение имущества акционерного общества, оставшегося после расчетов с его кредиторами и дебиторами, является завершающим этапом дея-тельности ликвидационной комиссии АО - органа, осуществляющего все функции и права органов управления ликвидируемого общества с целью за-вершения его деятельности с наименьшим ущербом для контрагентов и ак-ционеров (п. З ст.62, п.1 ст.104 ГК РФ, п.1 ст.21 Закона об акционерных обще-ствах).

Данное имущество учитывается на счетах ликвидационного баланса и распределяется ликвидационной комиссией между акционерами (если иное не предусмотрено уставом общества - п.7 ст.63 ГК РФ) в порядке очередности, установленной ст.23 Закона об акционерных обществах.

Так, в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены самим обществом по требованию акционеров со-гласно ст.75 Закона об акционерных обществах, во вторую - выплаты начис-ленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и оп-ределенной уставом ликвидационной стоимости по таким акциям. И только в третью очередь производится распределение имущества между владельцами обыкновенных и всех типов привилегированных акций.

Допуская, что в данном случае необходимость выкупа акций акционер-ным обществом в соответствии со ст.75 Закона об акционерных обществах от-сутствует, а также учитывая, что все его акции обыкновенные, будем исхо-дить из того, что перед ликвидационной комиссией стоит задача распределить оставшееся имущество между акционерами-гражданами и акционером - юри-дическим лицом.

Формально Закон об акционерных обществах предписывает ликвидаци-онной комиссии распределить учтенные на счетах ликвидационного баланса активы и пассивы общества между его акционерами. Данная формулировка предполагает, что оставшийся после расчетов с кредиторами и дебиторами комплекс недвижимости должен быть разделен на части, каждая из которых должна быть передана акционерам пропорционально количеству акций обще-ства.

Вместе с тем такое разделение имущества, например по причине его не-делимости, может оказаться затруднительным, а более того - нецелесообраз-ным, поскольку при таких условиях в дальнейшем оно не сможет эксплуати-роваться в тех целях, в которых предполагалось его использование изначально (такой вариант касается в том числе и описанного неделимого комплекса не-

движимых объектов производственного назначения).

Вполне допустимо также и отсутствие желания у определенных акционе-ров получать часть такого комплекса в натуре. В этой связи отметим, что За-кон об акционерных обществах не говорит о возможности осуществлять по-добные выплаты исключительно в денежной форме. Таким образом, хотя рас-четы, производимые при ликвидации акционерного общества и распределении его имущества, и требуют денежной оценки, названный Закон тем не менее не запрещает осуществлять выплаты ликвидационной стоимости имущества как в натуральной, так и в денежной форме.

Каждая обыкновенная акция акционерного общества предоставляет ее владельцу определенный объем прав: право участвовать в общем собрании акционеров, право получать дивиденды, % при ликвидации - право получать часть имущества общества (п.2 ст.31 Закона об акционерных обществах).

Любой акционер как собственник ценных бумаг вправе по своему усмот-рению совершать любые действия в отношении принадлежащих ему акций, в том числе отчуждать третьим лицам (п.2 ст.209 ГК РФ). Учитывая, что рас-сматриваемое АО является закрытым, отметим, что в ЗАО акции могут прода-ваться только с согласия других акционеров общества и только среди ограни-ченного, заранее определенного числа лиц (п.1 ст.97 ГК РФ). При этом акцио-неры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций по цене пред-ложения другим лицам (п.2 ст.97 ГК РФ, п. З ст.7 Закона об акционерных об-ществах).

Таким образом, акции как объекты гражданских прав могут свободно от-чуждаться от одного лица к другому, в ток числе посредством купли-продажи (статьи 128, 129 ГК РФ). При этом особенности отчуждения ценных бумаг со-стоят в том, что с их передачей происходит переход и всех удостоверяемых ими прав (п.1 ст.142 ГК РФ). Непосредственная же передача прав по такой ценной бумаге, как акция, осуществляется путем уступки требования (цессии) (если акции именные) (пункты 1, 2 ст. 146 ГК РФ).

В этой связи всякий акционер в любой момент вправе передать принад-лежащие ему акции, и соответственно, уступить удостоверенные ими имуще-ственные права третьим лицам (разумеется, если Законом об акционерных обществах или уставом не предусмотрено иное).

Учитывая вышеизложенное, на наш взгляд, для выхода из рассматривае-мой ситуации наиболее логично поступить следующим образом.

Поскольку акции, равно как и удостоверенные ими имущественные пра-ва, до момента их отчуждения неотъемлемо остаются за их владельцами, ак-ционеры вправе распоряжаться ими самостоятельно и независимо от согласия на то ликвидационной комиссии акционерного общества. Иными словами, полномочия ликвидационной комиссии по управлению делами акционерного

общества, находящегося в состоянии ликвидации, никоим образом не ограни-чивают прав акционеров как собственников ценных бумаг.

В этой связи, по нашему мнению, в описанном случае граждане-акционеры вправе передать принадлежащие им акции ликвидируемого акцио-нерного общества юридическому лицу - владельцу контрольного пакета акций АО - путем уступки требования в условиях и порядке, определенных статьями 388, 389 ГК РФ.

При этом соответствующая передача ценных бумаг должна производить-ся на возмездной основе исходя из цен, определенных продавцом (граждана-ми-акционерами) и покупателем (юридическим лицом-акционером) в догово-ре купли-продажи ценных бумаг (п.1 ст.485, п.2 ст.454 ГК РФ).

1.4. Вопросы крупных сделок в акционерном праве

Остановимся подробнее на сути крупных сделок в акционерном праве.

Определение крупных сделок дано в ст.46 Закона об обществах с ограни-ченной ответственностью и ст.78 Закона об акционерных обществах.

Правило Закона об акционерных обществах, определяющее понятие крупной сделки, имеет императивный характер и поэтому не может быть из-менено уставом АО.

Так, согласно новой редакции ст.78 Закона об акционерных обществах, крупной считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуж-дением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской от-четности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества; сделок, связанных с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, и сделок, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества.

Законом от 7 августа 2001 г. текст ст. 78 полностью изложен в новой ре-дакции. Из него исключено положение о том, что к крупным сделкам отно-сится сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с размещени-ем обыкновенных акций либо привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции, составляющих более 25 процентов ранее размещенных обществом обыкновенных акций. Вместе с тем, расширен перечень сделок, которые не могут быть отнесены к крупным сделкам.

Обществам предоставлено право самим устанавливать иные случаи, при которых на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одоб-рения крупных сделок, предусмотренный Законом. Также приводится метод оценки размера сделки по отношению к балансовой стоимости активов общества при отчуждении обществом имущества, а в случае приобретения общест-вом имущества - к цене его приобретения.

В соответствии с п. 2 ст. 69 Закона генеральный директор (директор) об-щества совершает сделки от имени общества. Руководя производственной и связанной с ней деятельностью, директору как правило, самостоятельно при-нимает решения и осуществляет свои действия во взаимоотношениях общест-ва с его партнерами в хозяйственной и финансовой деятельности.

Все или почти все принимаемые им решения и основанные на них дейст-вия являются рискованными, могут привести не к тем результатам, которые они ожидали. Риск - одна из характерных черт рыночной экономики, - это ре-шения и практические действия, исход которых, прогнозируемый результат может быть в разной степени вероятности не таким, каким его ожидали, при-нимая решение, возможно, прямо противоположным.

Для того, чтобы свести действия директора к минимальному риску, закон устанавливает, в частности, определенные ограничения на право принятия им решений, касающихся крупных сделок с контрагентами общества, т.е. сделок, которые связаны с распоряжением значительными финансовыми и иными средствами (статьи 78 и 79 Закона).

Согласно п. 1 ст. 78 крупной сделкой считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, свя-занных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обще-ством прямо или косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества.

Из этого общего правила сделаны исключения. Не относятся к крупным сделки:

совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества;

связанные с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества;

связанные с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых
в обыкновенные акции общества.

Поскольку такие сделки ст. 78 не отнесены к крупным, то при их совер-шении не применяются ограничения, предусмотренные ст.ст. 79 и 80 в отно-шении совершения крупных сделок.

Важно отметить, что согласно п. 1 ст. 78 обществам предоставлено право предусматривать в своих уставах и иные случаи, при которых на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок. Случаи эти могут быть самыми различными.

Так, в уставе можно предусмотреть, что сделки, предметом которых явля-ется имущество общества, стоимость которого составляет 5 и более процентов

балансовой стоимости активов общества, должны совершаться в том же по-рядке, что и крупные сделки.1

Правило, согласно которому на сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности, не распространяются ограничения, предусмот-ренные в отношении совершения крупных сделок, содержалось и в ранее дей-ствовавшей редакции п. 1 ст. 78. Практика применения этого правила показа-ла, что понимание деятельности - обычная или необычная - у разных лиц, за-щищающих свои интересы, может быть и очень часто бывает различным.

Для генерального директора (директора) акционерного общества, кото-рый заинтересован в совершении подобной сделки, проще заключить сделку, не обращаясь за разрешением ни к совету директоров (наблюдательному сове-ту), ни к общему собранию акционеров, просто отнеся ее к обычной хозяйст-венной деятельности. Именно поэтому, в частности, судам и пришлось столк-нуться с проблемой решения вопроса, что же конкретно относится к обычной хозяйственной деятельности.

Обобщив имеющуюся судебную практику, связанную с рассмотрением споров о законности заключения крупных сделок акционерными обществами, Пленумы Верховного и Высшего Арбитражного Судов своим совместным Постановлением от 2 апреля 1997 г. N 4/8 дали соответствующее разъяснение: "Установленные статьями 78 и 79 Закона нормы, определяющие порядок за-ключения акционерным обществом крупных сделок, не распространяются на сделки, совершаемые обществом в процессе осуществления обычной хозяйст-венной деятельности (связанные с приобретением сырья, материалов, реали-зацией готовой продукции и т.п.), независимо от стоимости имущества, при-обретаемого или отчуждаемого по такой сделке Тарасенко Ю.А. "Законодательство", N 7, июль 2004 г.

.

Представляется, что такое разъяснение не намного продвинуло решение проблемы отнесения тех или иных сделок к обычной хозяйственной деятель-ности. Что же касается приведенного в разъяснении примера обычной хозяй-ственной деятельности, то он не внес ничего нового в трактовку ее понятия

Следует полагать, что потребуется немало времени, чтобы окончательно сложилась практика, в том числе и судебная, применения положений статей 78 и 79 Закона.

До этого неизбежны различного рода злоупотребления при совершении крупных сделок, сопутствующие им споры, в том числе и судебные. Между тем для многих контрольных органов открывается благоприятная возмож-ность признавать те или иные сделки, совершенные администрацией обществ, в качестве действительных или недействительных, исходя из собственных, не основанных на положениях Закона представлениях о том, что относится и что

не относится к обычной хозяйственной деятельности. Принимаемые этими органами решения неизбежно приведут к многочисленным случаям необосно-ванной ответственности руководящих работников обществ.

Порядок одобрения крупной сделки

Законом от 7 августа 2001 г. текст ст. 79 полностью изложен в новой ре-дакции. В него дополнительно включены положения п.п. 1, 4, 5, 6 и 7. В ос-тальной текст ст. 79 внесены уточнения.

В частности, как совет директоров (наблюдательный совет), так и общее собрание акционеров в новой редакции ст. 79 принимают решение не о со-вершении крупной сделки, а об ее одобрении. Такое изменение формулировки вполне оправдано: совет директоров (наблюдательный совет) и общее собра-ние акционеров именно одобряют крупную сделку, давая тем самым директо-ру общества полномочия заключить от имени общества соответствующий до-говор.

В случае, если совет директоров (наблюдательный совет) выносит на ре-шение общего собрания акционеров вопрос об одобрении крупной сделки (п. 2 ст. 79), то собрание принимает решение по этому вопросу простым боль-шинством голосов акционеров-владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. Попондопуло В.Ф. Защита прав акционеров // Журнал международного частного права. - СПб., 2004. -N 3.-С. 58-66.

Как следует из текста п. 1 ст. 79, решение об одобрении крупной сделки может быть принято советом директоров (наблюдательным советом) или об-щим собранием акционеров общества исключительно в порядке, предусмот-ренном этой статьей. Это положение было внесено в текст ст. 79 не случайно: практика применения положений ст.ст. 78 и 79 Закона изобилует их много-численными нарушениями.

Также не случайно в текст ст. 79 включен п. 6, согласно которому круп-ная сделка, совершенная с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана недействительной по иску общества или акционера. Таким об-разом, любой акционер, владеющий хотя бы одной акцией общества, вправе обратиться в суд с иском о признании крупной сделки недействительной.

Согласно п. 2 ст. 79 решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50 про-центов балансовой стоимости активов общества, принимается советом дирек-торов (наблюдательным советом) единогласно. В этом случае в голосовании должен принять участие весь его списочный состав.

Если кто-либо из членов совета на момент голосования выбыл из его со-става, то их голоса не учитываются. В тех случаях, когда хотя бы один член

совета не участвует в его заседании, совег не вправе принимать решение по этому вопросу.

Если при голосовании мнения членов совета разделились, единогласие не было достигнуто, это означает, что совет сделку не одобрил. После этого со-вет может принять (не принять) простым большинством голосов решение о вынесении вопроса об одобрении сделки на рассмотрение общего собрания акционеров. Для этого вопрос об одобрении сделки должен быть включен в установленном порядке в повестку дня общего собрания акционеров.

Крупная сделка (п. 3 ст. 79), предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50 процентов балансовой стоимости ак-тивов общества, может быть одобрена только решением общего собрания ак-ционеров. При этом собрание принимает такое решение большинством в три четверти голосов акционеров-владельцев голосующих акций общества, участ-вующих в работе собрания.

Приобретение 30 и более процентов обыкновенных акций общества

Согласно п. 1 ст. 80 лицо (юридическое, физическое), имеющее намере-ние самостоятельно (от своего имени) или совместно со своим аффилирован-ным лицом (лицами) приобрести 30 и более процентов размещенных (принад-лежащих акционерам) обыкновенных акций общества (с учетом количества уже принадлежащих ему акций), обязано не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 30 дней до даты приобретения акций направить в общество, а точнее, -в его совет директоров (наблюдательный совет), письменное уведомление о своем намерении приобрести указанные акции.

Согласно п. 2 ст. 80 указанное выше лицо, которое приобрело 30 и более процентов размещенных обыкновенных акций общества, обязано предложить всем другим акционерам общества продать ему принадлежащие им обыкно-венные акции общества и эмиссионные ценные бумаги общества, конверти-руемые в обыкновенные акции.

Такая продажа должна быть произведена по рыночной цене этих ценных бумаг, но ниже их средневзвешенной цены за шесть месяцев, предшествую-щих дате приобретения.

В то же время п. 2 ст. 80 предусмотрено, что уставом общества или реше-нием общего собрания акционеров может быть предусмотрено освобождение упомянутого выше лица от обязанности выкупать у акционеров обыкновен-ные акции и ценные бумаги, конвертируемые в обыкновенные акции. Решение общего собрания акционеров об освобождении от такой обязанности может быть принято простым большинством голосов владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании, за исключением голосов по акциям, при-надлежащим указанному лицу и его аффилированным лицам.

Приобретение кем-либо контрольного пакета обыкновенных акций общества часто невыгодно основной массе акционеров, особенно обществ, создан-ных в процессе приватизации государственных и муниципальных предпри-ятий. В целях защиты интересов этих акционеров целесообразно воспользоваться правом ограничения количества акций, принадлежащих одному лицу, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 Закона. Согласно этому пункту, уста-вом общества могут быть установлены ограничения количества акций, при-надлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру.

Согласно п. 3 ст. 80 предложение лица, которое приобрело обыкновенные акции в порядке, предусмотренном этой статьей, о приобретении обыкновен-ных акций общества направляется всем акционерам-владельцам обыкновен-ных акций в письменной форме. В свою очередь, акционер (п. 4 ст. 80) вправе принять это предложение в срок не более 30 дней с момента получения пред-ложения. Акции должны быть у него приобретены и оплачены не позднее 15 дней с даты принятия акционером предложения.

Известный интерес представляет текст п. 6 ст. 80, согласно которому ли-цо, приобретшее акции с нарушениями требований настоящей статьи, вправе голосовать на общем собрании акционеров по акциям, общее количество ко-торых не превышает количества акций, приобретенных им с соблюдением требований настоящей статьи. Отсюда прямо следует, что можно покупать акции и с нарушением требований настоящей статьи.

В этом случае не дают права голоса на собрании те акции, которые куп-лены незаконно. Если, например, некто купил единовременно 50 процентов обыкновенных акций общества, из них 10 процентов незаконно, то он вправе голосовать 40 процентами акций.

В соответствии с п. 7 ст. 80 правила настоящей статьи распространяются на приобретение каждых 5 процентов размещенных обыкновенных акций свыше 30 процентов размещенных обыкновенных акций общества. Это, ви-димо, означает, что владелец более 30 процентов обыкновенных акций обще-ства вправе приобрести дополнительно 5 и более процентов размещенных обыкновенных акций общества только в порядке, предусмотренном ст. 80. Ес-ли же он каждый раз приобретает менее 5 процентов таких акций, то положе-ния ст. 80 на такую сделку не распространяются.

В ст.ст. 80-82 Закона упоминаются так называемые "аффилированные ли-ца". В тексте Закона это понятие не раскрывается. Не раскрывается оно и в ст. 93 "Информация об аффилированных лицах общества" Закона, хотя там и го-ворится о том, что лицо признается аффилированным в соответствии с требо-ваниями законодательства Российской Федерации.

В этой связи отметим, что согласно ранее действовавшему тексту ст. 93 лицо признавалось аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации. Государственная про-грамма защиты инвесторов на 1998-1999 г. содержала поручение о разработке проекта федерального закона об аффилированных лицах. Однако такой закон еще не принят. Скорее всего, упоминание об антимонопольном законодатель-стве было изъято из текста ст. 93 в расчете на то, что рано или поздно, но бу-дет принят закон об аффилированных лицах.

Пока он не будет принят, ничего не остается делать, как руководствовать-ся антимонопольным законодательством, обратившись за соответствующими разъяснениями к авторитетному мнению специалистов.

Как справедливо констатирует И.В.Редькин в статье "Аффилированные лица по законодательству РФ: правовое регулирование, теория и практика", российское законодательство не дает детального определения самого термина "аффилированные лица". В законодательных актах лишь раскрываются усло-вия, при которых отдельные лица или группы юридических лиц и (или) физи-ческих лиц становятся аффилированными Телюкина М.В., Тарасов В.И. Целесообразность существования института крупных сделок в корпора-тивном и конкурсном праве // Законодательство. 2002. №11..

Заметим, что сам термин "аффилированные лица" заимствован из англо-американской практики и обозначает физическое или юридическое лицо, спо-собное оказывать влияние на деятельность компании. Условия, при которых юридические и физические лица становятся аффилированными, приводятся в Законе РСФСР "О конкуренции и монополистической деятельности на товар-ных рынках" (в редакции законов РФ от 24 июня 1992 г. и 15 июля 1992 г., федеральных законов от 25 мая 1995 г. и 6 мая 1998 г.). В этом же законе за-крепляется в самом общем виде понятие "аффилированных лиц".

В статье 4 указанного Закона под аффилированными лицами понимаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятель-ность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринима-тельскую деятельность. В круг аффилированных лиц в соответствии с этим Законом включены:

члены совета директоров или иного коллегиального органа управления,
члены коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляю-
щее полномочия его единоличного исполнительного органа (директор, прези-
дент и др.);

лица, принадлежащие к той группе, к которой принадлежит данное
юридическое лицо;

лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами
общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), состав-
ляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица;

юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право
распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, прихо-
дящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный капитал данного
юридического лица;

если юридическое лицо является участников финансово-промышленной
группы (далее ФПГ), к его аффилированным лицам относятся члены совета
директоров или иного коллегиального органа управления, члены коллегиаль-
ного исполнительного органа ФПГ, а также лицо, осуществляющее полномо-
чия единоличного исполнительного органа ФПГ.

Согласно этой же статье Закона понятие "аффилированных лиц" включа-ет в себя также широкий круг субъектов, входящих в понятие "группа лиц". И.В.Редькин отмечает, что Закон четко не разграничивает эти два понятия, которые во многом пересекаются. Также нелогично и то, что Закон впослед-ствии не упоминает термин "аффилированные лица", а оперирует термином "группа лиц". Исходя из этого, можно сделать вывод, что термин "аффилированные лица" не используется в антимонопольных целях и раскрывается в За-коне о конкуренции и ограничении монополистической деятельности только для его использования в других правовых институтах.

Поэтому отраслевая специфика регулирования отношений между аффилированными лицами состоит в том, что понятие "аффилированные лица" со-держится в антимонопольном законодательстве, а его использование осуще-ствляется в самых различных правовых институтах (корпоративное право, рынок ценных бумаг, к которым относятся также акции, и др.).

Что касается упомянутой выше "группы лиц", то согласно статье 4 под ней понимается группа юридических и (или) физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий:

лицо или несколько лиц в результате соглашения (согласованных дейст-
вий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основа-
нии договора купли-продажи, доверительного управления, о совместной дея-
тельности, поручения и иных сделок) более чем 50 процентов от общего ко-
личества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие ус-
тавной капитал юридического лица;

лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора
или иным образом определять решения, принимаемые другим лицом (лица-
ми), в том числе определять условия ведения другим лицом (лицами) пред-
принимательской деятельности либо осуществлять полномочия исполнитель-
ного органа других лиц на основании договора;

- лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и
(или) более 50 процентов коллегиального исполнительного органа юридиче-
ского лица и (или) по предложению лица избрано более 50 процентов состава

совета директоров или иного коллегиального органа управления юридическо-го лица;

физическое лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполни-
тельного органа юридического лица;

одни и те же юридические лица, их супруги, родители, дети, братья, се-
стры, и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, со-
ставляют более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа
и (или) совета директоров или иного коллегиального органа управления двух
и более юридических лиц или по предложению одних и тех же юридических
лиц избрано более 50 процентов состава совета директоров или иного колле-
гиального органа управления двух и более юридических лиц;

физические лица и (или) юридические лица имеют право самостоятель-
но или через представителей распоряжаться в сумме более чем 50 процентами
голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный ка-
питал одного юридического лица, и одновременно данные физические лица,
их супруги, родители, дети, братья, сестры, и (или) лица, предложенные од-
ним и тем же юридическим лицом, составляют более 50 процентов состава
коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров или иного
коллегиального органа управления другого юридического лица;

юридические лица являются участниками одной ФПГ;

физические лица являются супругами, родителями и детьми, братьями и
сестрами.

Как видим, отношения аффилировангости возникают между двумя и бо-лее лицами в строго определенных законом случаях. Признать данное лицо (лица) аффилированным возможно, лишь установив факты наличия указан-ных выше связей между ним и другими лицами. Заметим, что из приведенных выше условий признания лица (лиц) аффилированным следует, что аффили-рованность может быть как односторонней, так и двусторонней. В первом случае влияние способно оказывать одно лицо. Во втором - два или несколько лиц оказывают друг на друга взаимное влияние. Способность оказывать влия-ние является основополагающим признаком аффилированности. Совершение каких-либо сделок под влиянием имеют целью нарушить баланс интересов в пользу одной из сторон. Сделка, совершенная под влиянием, имеет, как пра-вило, негативные последствия для одной из ее сторон в связи с тем, что имеют место:

неэквивалентный и потому невыгодный лишь одной стороне обмен
имуществом и правами;

ущемление прав и законных интересов одной из сторон сделки в иных
формах.

Сделки, совершаемые с участием аффилированных лиц, по своему со-

держанию многообразны. Классической стала, например, практика, когда ди-ректор коммерческой организации продает ее продукцию по низким ценам своим аффилированным лицам. Последние продают эту продукцию по более высоким ценам. Полученная в результате такой сделки прибыль делится меж-ду ее участниками. Савинко Т.В. Акционерные общества: законодательство и судебная практика // Бух. учет. 2004. № 12,13

Несложно заметить, что содержащиеся в законах определения крупных сделок не позволяют ответить на множество важных вопросов. Вот лишь не-которые из них. Имеются ли в виду чистые активы (стоимость имущества без обязательств) либо активы вообще? Как определять размер сделки, если стои-мость определенных активов общества меняется? Может ли крупной сделкой являться договор аренды и, если может, как определять его стоимость - исхо-дя из размера арендной платы либо стоимости предмета аренды? Как опреде-лить, является ли крупной сделкой кредитный договор, если выдаваемая в кредит сумма меньше 25% активов общества, а подлежащая возврату (с уче-том процентов за пользование денежными средствами и, возможно, процентов за просрочку исполнения) - больше? Каковы последствия последующего одобрения сделки, в том числе после обращения заинтересованных лиц в суд с требованием о признании ее недействительной? Что является обычной хозяй-ственной деятельностью? Можно ли включить в договор условие о санкциях на случай недействительности крупных сделок?

Некоторые пояснения имеются в совместном постановлении Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8 "О некоторых во-просах применения Федерального закона "Об акционерных обществах", в Об-зоре практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинте-ресованность от 13 марта 2001 г. N 62, а также в информационном письме ФКЦБ России от 16 октября 2001 г. N ИК-07/7003 "О балансовой стоимости активов хозяйственного общества". Законодатель также попытался ответить на некоторые вопросы, в частности, в новой редакции ст.78 Закона об акцио-нерных обществах указаны сделки (заем, кредит, залог, поручительство), ко-торые помимо купли-продажи могут иметь отношение к приобретению, отчу-ждению либо возможности отчуждения имущества общества. При этом спе-циально устанавливается, что данный перечень не является исчерпывающим (п.1 ст.78).

Глава 2. Формирование органов управления

2.1. Понятие органов управления акционерным обществом

Акционерное общество представляет собой объединение капиталов, образуемое путем выпуска акций, которые являются документом на предъявителя котируются на фондовой бирже и могут свободно переходить от одного лиц к другому. Ответственность вкладчиков-акционеров по обязательствам обще-ства ограничивается только суммой, уплаченной за акции. Это означает, что лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, отвечает за нее не всем своим имуществом, а только той суммой, которая была уплачена за приобретенные акции, т.е. вкладом в капитал акционерного общества Акционерное общество/Под ред. Елиферова М.А. - .Л.: Омега, 2002.. По обязательствам акционерного общества своим имуществом отвечает только само общество. Руководство всей текущей деятельностью акционерного об-щества и выступление от его имени при заключении сделок поручается, как правило, одному из распорядителей (управляющих) или нескольким распоря-дителям, входящим в правление фирмы. Распорядители обычно несут ответ-ственность за свои действия, причинившие ущерб фирме, всем своим имуще-ством. Акционерные общества обязаны публиковать годовые отчеты о своей деятельности (отчет правления, баланс и счет прибылей и убытков) по исте-чении каждого финансового года.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты