Прокурорский надзор за защитой прав и законных интересов субъектов в гражданском процессе
p align="left">ГПКРеспублики Беларусь предусматривает, что участие прокурора в судебном разбирательстве обязательно:
* в случае направления им в суд заявления в защиту чьих-либо интересов,
* а также когда необходимость участия прокурора в данном деле признана судом (3, ст.83). Указанная норма устранила недостаток, имевшийся в прежнем ГПК Республики Беларусь (3, ст.105). В ней указывалось, что участие прокурора обязательно в случаях, когда это предусмотрено законом или когда такое участие признает необходимым суд. Не вносил ясности в этот вопрос и Закон о прокуратуре. Статья 28 названного закона обязывает прокурора участвовать в рассмотрении судом первой инстанции гражданских дел в тех случаях, когда это предусмотрено законом или признано необходимым самим прокурором. Таким образом, оба закона отсылали к третьему (неопределенному) закону и одновременно содержали возможность признания обязательным участие прокурора в гражданском процессе судом или самим прокурором.
Однако критерии, по которым суд может признать обязательным участие прокурора в деле, законы не определяли ранее, не определены они и сейчас.
Приказ Генерального прокурора № 3 от 31 марта 1995 года «О повышении эффективности прокурорского надзора за соответствием закону судебных решений по гражданским делам» несколько конкретизирует ситуацию. Прокуроры должны принимать обязательное участие в судебном разбирательстве гражданских дел в следующих случаях:
1) когда такое участие предусмотрено законом;
2) когда такое участие признано необходимым судом;
3) по делам, возбужденным по инициативе прокурора;
4) о восстановления на работе;
5) о выселении без предоставления жилого помещения;
6) об освобождении имущества от ареста;
7) о жалобах на неправомерные действия органов государственного управления или должностных лиц, ущемляющие права граждан.
По делам иных категорий прокурорам предоставлено право решать вопрос об участии в делах исходя из их актуальности, сложности, общественного и социального значения.
Следует, однако, заметить, что ни ГПК Республики Беларусь , ни Закон о прокуратуре, ни приказ Генерального прокурора не определяют механизм вступления прокурора в процесс, когда он сам посчитает необходимым обязательно участвовать в деле. Если воспринять возможность прокурора по своей инициативе участвовать в деле как реальную, то такой механизм нужен. Тем более, что статья 81 ГПК Республики Беларусь предоставляет прокурору право вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требуют интересы государства, а также с целью защиты прав и охраняемых законом интересов граждан.
Прокурор рассматривается в ГПК Республики Беларусь как юридически заинтересованное в исходе дела лицо, участвующее в деле, и обладает широким кругом процессуальных прав. Он имеет право:
* подавать заявления;
* знакомиться с материалами дела и делать выписки из них;
* снимать копии с представленных документов и требовать их удостоверения;
* заявлять отводы;
* представлять доказательства и участвовать в их исследовании;
* задавать вопросы другим участникам судопроизводства по делу;
* заявлять ходатайства;
* давать устные и письменные объяснения суду;
* представлять свои доводы и соображения;
* возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц;
* опротестовывать судебные постановления;
а также совершать иные процессуальные действия, предусмотренные ГПК Республики Беларусь (3, ст.ст. 54 и 56).
Кроме того, прокурор, участвующий в деле, высказывает мнение по вопросам, возникающим во время разбирательства дела и по существу дела в целом (вместо заключения в прежнем ГПК Республики Беларусь).
В то же время прокурор обязан добросовестно пользоваться принадлежащими ему процессуальными правами.
Отказ прокурора от своего заявления не лишает лицо, в защитy прав и охраняемых законом интересов которого он обратился в суд, права требовать рассмотрения дела по существу. Если же истец отказывается от иска, заявленного прокурором, то суд вправе прекратить производство по делу.
Хозяйственный процессуальный кодекс несколько иначе решает вопросы участия прокурора в хозяйственном судопроизводстве при рассмотрении дела судом первой инстанции. В нем указывается (4, ст.47), что прокурор, предъявивший исковое заявление, несет обязанности и пользуется процессуальными правами истца, кроме права на заключение мирового соглашения. К сожалению, ХПК Республики Беларусь не содержит отдельной нормы о процессуальных правах истца. Поэтому с помощью анализа норм о правах и обязанностях лиц, участвующих в деле, к которым относится и истец, можно прийти к выводу о том, что полномочия прокурора в хозяйственном судопроизводстве такие же, как и в гражданском (4, ст.39).
Подводя итог сказанному, следует отметить:
1. Прокуроры обязательно принимают участие в судебном заседании в гражданских делах в следующих случаях: когда такое участие предусмотрено законом; когда такое участие признано необходимым судом; по делам, возбужденным по инициативе прокурора; о восстановлении на работе; о выселении без предоставления жилого помещения; об освобождении имущества от ареста; о жалобах на неправомерные действия органов государственного управления или должностных лиц, ущемляющие права граждан.
2. Прокурор при рассмотрении гражданских дел имеет право: подавать заявления; знакомиться с материалами дела и делать выписки из них; снимать копии с представленных документов и требовать их удостоверения; заявлять отводы; представлять доказательства и участвовать в их исследовании; задавать вопросы другим участникам судопроизводства по делу; заявлять ходатайства; давать устные и письменные объяснения суду; представлять свои доводы и соображения; возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц; опротестовывать судебные постановления.
2.2 Прокурорский надзор в кассационном производстве
Кассационная практика общих судов Республики Беларусь показывает, что судебные ошибки при рассмотрении гражданских дел в судах первой инстанции имеют широкое распространение.
Только за период с 1993 г. по 1997 г. кассационными инстанциями отменено 6535 решений по гражданским делам (2,4% от числа рассмотренных). При этом количество отмененных решений за указанный период возросло с 1299 в 1993 г. до 1384 - в 1997 г., то есть на 6,5% (Архив Министерства Юстиции Республики Беларусь за 1993 - 1997 гг.). А в сравнении с 1980 г., когда в кассационном порядке было отменено 825 решений (Архив Министерства Юстиции Республики Беларусь за 1980 г.), количество отмененных решений в 1997 г. возросло на 67,7%.
В условиях дальнейшей демократизации общества, когда решающее значение приобретает человеческий фактор, проблемы законности социального комфорта личности приобретают новое политическое измерение. В настоящее время актуально утверждение Смоленцева Е.И. "Сейчас особенно важно сосредоточить внимание на ошибках, и на их преодолении. Ведь судебные ошибки буквально в каждом случае затрагивают человеческую судьбу, они способны заслонить в сознании как самих пострадавших от них людей, так и в общественном мнении все то положительное, что делается судами. В результате снижается авторитет правосудия и лиц, участвующих в его осуществлении, порождаются сомнения в способности суда надежно защищать интересы человека" [23, с.5].
При таких обстоятельствах возникает объективная необходимость в изменении системного подхода к улучшению качества правосудия по гражданским делам. Отрицать значение прокурорского надзора за законностью и обоснованностью судебных решений по гражданским делам на данном этапе нет никаких оснований. Проанализировать правоохранительную роль прокурора можно по следующим данным (Архивы Министерства Юстиции Республики Беларусь и Прокуратуры Республики Беларусь за 1993 - 1997 гг.):
Годы
Количество отмененных судебных решений и определений в кассационном порядке
В том числе по кассационным и частным протестам прокуроров
Удельный вес протестов прокуроров (%)
1
2
3
4
1993
1299
472
36,3
1994
1254
511
40,7
1995
1258
457
36,3
1996
1340
621
46,3
1997
1384
537
38,8
А так в среднем за последние десять лет в кассационном порядке ежегодно отменялось по 1260 решений, из них по кассационным протестам прокуроров - в среднем по 430 решений, или 34,1% (Архивы Министерства Юстиции Республики Беларусь и Прокуратуры Республики Беларусь за 1988 - 1997 гг.).
Что касается настоящего времени, то, к примеру, в течение 2006 года было отложено слушанием 4 866 гражданских и З 675 уголовных дел, на 27 % возросли остатки нерассмотренных гражданских дел, больше чем в два раза увеличились нарушения сроков по таким очень актуальным категориям дел, как дела по жалобам на действия государственных органов и их должностных лиц, ущемляющих права граждан, о взыскании алиментов (расходов) на содержание несовершеннолетних детей. По сравнению с предыдущим периодом на 14% возросло количество гражданских дел, находящихся в производстве судов от двух до шести месяцев, на 40% - дел, находящихся в производстве от шести месяцев до одного года. Бесспорно, что такие остатки серьезно осложняют процесс осуществления правосудия в текущем году [27, с.3].
Поэтому на данном этапе развития системы общих судов, гражданского процессуального законодательства с учетом уровня подготовки и текучести судейских кадров следует признать, что прокурорский надзор за законностью судебных решений необходим. Можно согласиться, что «сложившаяся система процессуальных гарантий в целом отвечает задачам и принципам гражданского судопроизводства. Во всяком случае, в действующей гражданско-процессуальной системе нет гарантий, от которых можно было бы отказаться, изъять их, исключить как лишние, ненужные. Существующие процессуальные гарантии необходимы, но недостаточны» [20, с.10].
Интересный подход к этой проблеме содержится в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 5.01.97 г. N 1 "Об участии прокурора в гражданском судопроизводстве". В пункте 5 приказа содержится указание о том, что прокуроры должны своевременно реагировать на допущенные судом ошибки. Незаконные и необоснованные судебные постановления по делам, рассмотренным с участием прокурора, опротестовывать в кассационном порядке. По другим делам использовать право принесения кассационных и частных протестов, в первую очередь в интересах пострадавших, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут лично отстаивать в суде свои права и свободы (Архив Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь).
Конечно, в качестве концепции для дальнейшего развития гражданского процессуального законодательства можно рассматривать и иной подход. Прокурор обязан принести кассационный (частный) протест на незаконное и необоснованное решение (определение) суда по гражданскому делу, когда речь идет о защите государственных или общественных интересов, а также интересов лиц, имеющих по объективным причинам ограниченные возможности для кассационного обжалования судебных актов. Приносить кассационные протесты в других случаях - это право прокурора, поскольку другие лица имеют реальную возможность обжаловать решение суда в кассационном порядке. Юридические лица, как правило, имеют соответствующие юридические службы. Граждане могут получить необходимую помощь через институты адвокатуры и представительства. Такая концепция соответствовала бы принципу диспозитивности.
Более того, принесение надзорных протестов должностными лицами судов и органов прокуратуры можно поставить в определенную зависимость от того, обжаловало ли лицо судебное решение в кассационном порядке.
Действующий ГПК Республики Беларусь предусматривает возможность кассационного обжалования и опротестования не вступивших в законную силу решений всех судов Республики Беларусь. Исключение составляют лишь решения Верховного Суда Республики Беларусь, вынесенные в качестве суда первой инстанции, которые кассационному обжалованию и опротестованию не подлежат.
Право на принесение кассационного протеста на незаконное или необоснованное решение принадлежит прокурору или заместителю прокурора, независимо от того, участвовал ли он в данном деле. Помощники прокуроров, прокуроры управлений и отделов могут приносить протесты лишь по делам, в рассмотрении которых они участвовали (статья 268 ГПК Республики Беларусь). Аналогично сформулирована и статья 397 ГПК Республики Беларусь.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что под термином "прокурор или заместитель прокурора" подразумеваются руководители органов прокуратуры, независимо от их уровня. Кассационный протест может быть принесен прокурором района, города, межрайонным прокурором или их заместителями, прокурором области и его заместителями, Генеральным прокурором Республики Беларусь и его заместителями.
Однако в системе органов прокуратуры находятся также Белорусский военный прокурор и его заместители, Белорусский транспортный прокурор и его заместители. Кроме того, в состав как военной, так и транспортной прокуратуры входят их областные структуры, имеющие соответственно прокурора и заместителя. Вправе ли они беспрепятственно приносить кассационные протесты по делам, рассмотренным общим судом? ГПК Республики Беларусь на этот вопрос ответа не дает. В Законе о прокуратуре указывается только, что право принесения в вышестоящий суд частных и кассационных протестов на не вступившие в законную силу судебные решения, приговоры, определения и постановления принадлежат соответствующему прокурору, его заместителю в пределах их компетенции (6, ст.30). Что означают слова "соответствующий прокурор" и "в пределах его компетенции" можно только догадываться. Ответ на заданный вопрос не содержится и в приказе Генерального прокурора от 31.03.95 г. № 3 "О повышении эффективности прокурорского надзора за соответствием закону судебных решений по гражданским делам".
Следует также упомянуть, что в систему общих судов включены военные суды, которые рассматривают уголовные и гражданские дела. Возникает вопрос, кто из должностных лиц органов прокуратуры вправе опротестовывать решения военных судов (только ли военные прокуроры)?
Представляется, что все эти вопросы требуют надлежащего правового регулирования на уровне законов. Можно предложить следующий вариант. Соответствующие транспортные прокуроры могут принести кассационный протест на решение общего суда только в случае, если дело было возбуждено по заявлению транспортного прокурора или когда он принимал участие в деле. При этом право на кассационный протест необходимо сохранить и за вышестоящим транспортным прокурором. Такой же принцип можно распространить и на военных прокуроров. А в отношении решений военных судов узаконить общее правило на принесение кассационных протестов.
Не совсем точно урегулировано в приведенных законах и приказе Генерального прокурора право на принесение кассационных протестов помощниками прокуроров, прокурорами управлений и отделов. Во-первых, в приказе Генерального прокурора целесообразно конкретизировать, прокуроры каких управлений и отделов, в зависимости от отрасли прокурорского надзора, вправе принимать участие в деле и приносить кассационные протесты на решения по гражданским делам. Во-вторых, не упоминаются в указанном перечне начальники отделов и их заместители прокуратур областей и республиканской прокуратуры. Названные должностные лица могут не относиться к категории помощников прокурора соответствующего уровня. Получается парадокс: прокурор управления или отдела вправе принести кассационный протест, а заместитель начальника управления не имеет такого права, даже если он принимал участие в деле. Закон о прокуратуре содержит более удачное решение вопроса: право на принесение кассационных протестов обладают и прокуроры, принимавшие участие в рассмотрении дел судом первой инстанции (6, ст.30). ГПК Республики Беларусь же сохраняет прежнюю неточную формулировку.
ГПК Республики Беларусь предоставляет прокурору неограниченное право знакомиться с материалами дела, по которому решение обжаловано в кассационном порядке, в том числе и в том случае, если он в деле не участвовал. В то же время приказ генерального прокурора от 31.03.95 г. № 3 не обязывает прокуроров изучать все дела, рассмотренные судом без участия прокурора. Прокуроры должны проверить в кассационные сроки гражданские дела, рассмотренные без участия прокурора, в трех случаях: при наличии кассационной жалобы стороны по делу; при поступлении сообщений по причине незаконного и необоснованного решения; исходя из состояния законности в районе или городе. Такой подход не совсем понятен, поскольку в преамбуле к данному приказу одной из целей этой отрасли прокурорского надзора называется исполнение требований законодательства о вынесении по каждому делу обоснованных судебных актов.
Порядок подачи кассационного протеста прокурора (как и кассационной жалобы) в ГПК Республики Беларусь остается прежним: протест адресуется в суд кассационной инстанции, но подается в суд, вынесший решение. Новеллой является установление оснований к отказу в принятии кассационного протеста (3, ст.406).
В принятии протеста может быть отказано:
* если протест принесен лицом, не имеющим право на опротестование;
* если судебный акт не подлежит кассационному опротестованию в силу закона;
* если лицо, принесшее кассационный протест, пропустило установленный законом срок для опротестования, а в восстановлении этого срока отказано.
Отказывать в принятии кассационного протеста, надо полагать, будет судья, вынесший опротестованное решение, что можно признать спорным.
С введением такой нормы еще больше возрастает необходимость точного определения круга должностных лиц органов прокуратуры, которые вправе приносить кассационные протесты.
В ГПК Республики Беларусь вводятся повышенные требования к содержанию кассационного протеста. Прокурор должен будет, в частности, не только указать, в чем заключается неправильность решения, изложить свою просьбу, но и обосновать ее, а по имущественным делам - конкретизировать оспариваемую сумму.
Несколько уточнен в ГПК Республики Беларусь срок для принесения кассационного протеста. Теперь кассационный протест подается в десятидневный срок со дня вынесения решения или вручения кассатору по его требованию этого решения с мотивировочной частью (3, ст.410). Дело в том, что мотивировочная часть (обоснование) решения по новому ГПК Республики Беларусь составляется не по каждому делу, а только в случаях, установленных ГПК Республики Беларусь. К таким случаям законом отнесены, в частности, требование юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также обжалование или опротестование решения в кассационном порядке (3, ст. 305). Требование о составлении мотивировочной части решения может быть заявлено до удаления суда в совещательную комнату для вынесения решения и в течение десяти дней после его оглашения. В свою очередь мотивировочная часть решения составляется в семидневный срок со дня подачи заявления об этом и поступления кассационной жалобы или кассационного протеста (3, ст.312). Прокурор, независимо от его участия в рассмотрении дела, относится к числу юридически заинтересованных в исходе дела лиц и имеет право па принесение кассационного протеста. По любому делу он может потребовать составления мотивировочной части решения. Таким образом, ГПК Республики Беларусь фактически увеличил срок для принесения кассационного протеста на семь дней.
Конкретизирован в ГПК Республики Беларусь и срок, в течение которого судья первой инстанции обязан направить юридически заинтересованным в исходе дела лицам копии кассационной жалобы или кассационного протеста. Он должен это сделать не позднее следующего дня после принятия кассационной жалобы или кассационного протеста. Впервые ГПК Республики Беларусь определил, что судья первой инстанции по истечении срока, установленного для подачи кассационной жалобы или принесения кассационного протеста, обязан не просто направить дело и кассационную инстанцию, но и назначить его рассмотрение в суде кассационной инстанции в пределах месячного срока со дня направления (3, ст. 413).
На кассационный протест прокурора, как и на кассационную жалобу, юридически заинтересованные в исходе дела лица могут представить свои возражения, а не объяснения, как было ранее. Эти возражения могут быть поданы либо в суд первой инстанции до направления дела в суд кассационной инстанции, либо непосредственно в кассационную инстанцию до начала или в процессе рассмотрения дела (3, ст.414).
Только прокурору, принесшему кассационный протест, предоставлено право отозвать этот протест (3, ст.416). Вышестоящему прокурору новый ГПК Республики Беларусь такого права не предоставляет. Указанную норму надo понимать так, что кассационный протест, принесенный, например, помощником прокурора района, не вправе отозвать ни прокурор района, ни вышестоящие должностные лица органов прокуратуры.
Существенным в плане защиты прав и законных интересов является в указанной выше норме ГПК Республики Беларусь и нововведение, предусматривающее, что протест прокурора может быть отозван в суде кассационной инстанции. Следовательно, до направления дела в суд кассационной инстанции, т.е. из суда первой инстанции, кассационный протест прокурора не может быть отозван никем.
Необходимо знать, что ранее действовавший ХПК Республики Беларусь вообще не предусматривал кассационного производства, а, следовательно, и кассационного протеста прокурора.
Новый ХПК Республики Беларусь ввел кассационное производство. Кассационной инстанцией в отношении решений хозяйственных судов областей и приравненных к ним судов выступает кассационная коллегия этого же хозяйственного суда, назначаемая председателем суда или его заместителем по каждому делу либо созданная на постоянной основе. В состав такой коллегии не может входить судья, вынесший решение в качестве суда первой инстанции.
Право на кассационную жалобу предоставлено сторонам и другим лицам, участвующим в деле, а также лицам, не привлеченным к участию в деле, но в отношении которых хозяйственный суд вынес решение, затрагивающее их права и обязанности. Прокурор имеет право принести кассационный протест, если он принимал участие в деле.
В отличие от порядка подачи кассационного протеста, установленного ГПК Республики Беларусь, ХПК Республики Беларусь обязывает прокурора направить копии кассационного протеста и прилагаемых документов лицам, участвующим в деле. Срок для подачи кассационного протеста равен десяти дням со дня принятия решения.
ХПК Республики Беларусь предполагает возможность подачи как первичного, так и дополнительного кассационного протеста (4, ст.178).
Далее ХПК Республики Беларусь не предусматривает права прокурора знакомиться с материалами дела, в котором он не участвовал; вступать в дело в любой стадии процесса и высказывать мнение по возникающим в процессе вопросам и по делу в целом.
Названные и другие особенности процессуального положения прокурора в хозяйственном судопроизводстве сказываются и на активности его позиции. Например, если в первом полугодии 2000 года кассационными инстанциями хозяйственных судов Республики Беларусь по кассационным жалобам отменено и изменено 115 судебных актов, то по кассационным протестам прокуроров -- ни одного.
При рассмотрении дела в кассационной инстанции ранее действовавший ГПК предоставлял прокурору следующие права;
* дополнительно представить материалы, свидетельствующие о незаконности и обоснованности судебного решения;
* выступить первым в случае принесения кассационного протеста;
* отозвать протест из кассационной инстанции;
* дать заключение о законности и обоснованности решения. Такие полномочия прокурора были названы в статьях 276, 280 ГПК Республики Беларусь, но они не являлись исчерпывающими. Прокурор, принимающий участие в рассмотрении дела кассационной инстанцией, вправе был ознакомиться с материалами дела.
Ведь, как правило, должностное лицо органов прокуратуры, внесшее кассационный протест, не совпадает с лицом, которое принимает участие в кассационном рассмотрении дела. Практически функцию участия в рассмотрении дел кассационной инстанцией выполняют прокуроры отдела по надзору за соответствием закону судебных решений по гражданским делам прокуратур областей и города Минска. Целесообразно было бы отразить это в соответствующем приказе Генерального прокурора. Однако в приказе Генерального прокурора от 31.03.95 г. № 3 "О повышении эффективности прокурорского надзора за соответствием закону судебных решений по гражданским делам" такие вопросы не решены. В нем содержатся только общие требования "поддерживать в суде кассационной инстанции обоснованные кассационные и частные протесты", а также не совсем понятное - "принимать меры к отмене или изменению судебных решений и определений, вынесенных с нарушением или неправильным применением норм материального или процессуального права". Какие еще меры, кроме дачи заключения по делу, может предпринимать прокурор? Ни ГПК Республики Беларусь, ни Закон о прокуратуре других прав прокурору в суде кассационной инстанции не предоставляют. В связи с этим приведенная редакция приказа Генерального прокурора представляется не совсем удачной.
Не было, и нет четкой регламентации в действующем законодательстве, приказе Генерального прокурора и по вопросу об обязательном участии прокурора в суде кассационной инстанции. В статье 280 ГПК Республики Беларусь только указывалось, что прокурор дает заключение о законности и обоснованности решения после выступления всех других лиц, участвующих в деле. Эту правовую норму можно было понимать так, что прокурор вправе принимать участие при рассмотрении кассационной инстанцией любого дела. В названном выше приказе Генерального прокурора говорится об обязательном участии прокурора только в судебном разбирательстве, что применительно к ГПК Республики Беларусь означает разбирательство дела по существу в суде первой инстанции. Даже если распространить приведенный в приказе Генерального прокурора перечень дел для обязательного участия прокурора в кассационной инстанции, то он будет выглядеть не совсем логичным. В нем не предусматриваются в качестве обязательной категории даже дела, по которым прокурором принесены кассационные (частные) протесты.
Новый ГПК Республики Беларусь не содержит каких-либо принципиально отличительных норм об участии прокурора в кассационном производстве. Но некоторое упорядочение отношений в этой стадии процесса, в том числе по участию прокурора, имеется.
Во-первых, ГПК Республики Беларусь предусматривает, что производство по делам в судах кассационной инстанции ведется в соответствии с правилами, установленными для производства по делам в суде первой инстанции, с учетом особенностей для кассационного производства. Таким образом, перечень прав и обязанностей прокурора, которые он имеет на стадии разбирательства дела в суде первой инстанции, сохраняется и в суде кассационной инстанции.
Во-вторых, прокурор в кассационном производстве может выступать в нескольких ролях: как кассатор (лицо, принесшее кассационный протест), тогда он выступает первым; как прокурор выступивший в защиту интересов других лиц, тогда он выступает после лиц, имеющих непосредственный интерес в исходе дела (стороны и третьи лица). Правда, ГПК Республики Беларусь не указывает, в какой очередности и сколько раз будет выступать прокурор, если им предъявлен иск в интересах других лиц и принесен кассационный протест на решение суда.
Можно предполагать, что за прокурором сохраняется в кассационном производстве и право на заключение о законности и обоснованности решения суда, хотя прямого указания об этом в ГПК Республики Беларусь нет. Однако имеется общая норма: заслушав выступления юридически заинтересованных в исходе дела лиц, суд при необходимости приступает к исследованию собранных при подготовке дела письменных, вещественных доказательств по правилам производства в суде первой инстанции.
В-третьих, предусматривается возможность рассмотрения кассационного протеста прокурора, поступившего после рассмотрения дела судом кассационной инстанции. Такой протест рассматривается на общих основаниях. В случае принятия по нему иного определения, чем было принято кассационной инстанцией при первом рассмотрении, председателю суда направляется представление об опротестовании одного или обоих определений кассационной инстанции.
В-четвертых, иначе решен в новом ГПК Республики Беларусь вопрос о сроках рассмотрения дела в кассационной инстанции. В ранее действовавшем ГПК Республики Беларусь кассационная инстанция должна была рассмотреть дело с кассационной жалобой или кассационным протестом в день, назначенный судом первой инстанции, но не позднее десяти дней со дня поступления дела. При особой сложности дела или в других исключительных случаях председатель областного (Минского городского) суда имел право продлить этот срок, но не более чем на десять дней. Теперь при особой сложности дела, а также в случае необходимости принятия мер по сбору доказательств председатель суда кассационной инстанции и его заместители вправе назначить другую дату рассмотрения дела в пределах двух месяцев со дня принятия решения о назначении другой даты рассмотрения дела (3, ст.424). Таким образом, ГПК Республики Беларусь увеличил возможный срок рассмотрения дела в кассационной инстанции.
Перечисленные изменения, на первый взгляд, имеют преимущество в сравнении с ранее существовавшим порядком кассационного производства, поскольку содержат элементы апелляционного производства и сокращают время нахождения дела в суде. С другой стороны, следовало более полно отразить (подчеркнуть) права юридически заинтересованных в исходе дела лиц в кассационном производстве. В частности, они должны иметь право не только знакомиться с новыми доказательствами, но и представлять на них свои возражения и дополнения, участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства и т.п. Но в этом случае мы будем иметь дело с апелляционным, а не с кассационным производством.
Вызывает сомнение и новая формула абсолютной истины, которую должна установить кассационная инстанция при изменении и вынесении нового решения: «если установлены все фактические данные, необходимые для разрешения спора в соответствии с законодательством». (Достаточно представить еще одно доказательство, чтобы поставить вопрос об отмене кассационного определения.)
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод:
1. В соответствии с ГПК Республики Беларусь прокурор обладает неограниченным правом ознакомления с материалами дела, по которому решение обжаловано в кассационном порядке, в том числе и в том случае, если он в деле не участвовал.
2. Основаниями для отказа в принятии протеста судом являются следующие случаи: если протест принесен лицом, не имеющим право на опротестование; если судебный акт не подлежит кассационному опротестованию в силу закона; если лицо, принесшее кассационный протест, пропустило установленный законом срок для опротестования, а в восстановлении этого срока отказано.
2.3 Полномочия прокурора в надзорной инстанции по гражданским делам
В соответствии с законодательством судебные акты общих судов, вступившие в законную силу, также могут быть незаконными и (или) необоснованными. В таком случае их можно пересмотреть в порядке надзора. При этом объектом надзорного пересмотра становятся решения, определения, постановления как не обжалованные (не опротестованные) в кассационном порядке, так и проверенные кассационной инстанцией. В число проверяемых в порядке надзора попадают и судебные акты, не подлежащие кассационному обжалованию (опротестованию): решения Верховного Суда Республики Беларусь, кассационные определения, постановления судов надзорных инстанций и т.п.
Возможность проверки законности и обоснованности судебных актов не только в кассационном, но и в надзорном порядке является дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Кроме того, пересмотр судебных актов в порядке надзора способствует формированию единообразной судебной практики, оказывает влияние и на практику прокурорского надзора.
В гражданской процессуальной науке одним из актуальных остается вопрос о месте, роли прокурора, его задачах и надзорном производстве, соотношении судебных и прокурорских полномочий в этой стадии процесса. Не менее важной представляется и проблема развития прокурорско-надзорного правоотношения, его структуры, т.е. сочетания теоретических и практических аспектов названного института прокурорского надзора.
Правильное определение задач прокурора на этой стадии гражданского процесса имеет принципиальное значение, поскольку раскрывает сущность понятия «прокурорский надзор при пересмотре гражданских дел в порядке надзора».
Любая процессуальная деятельность прокурора должна носить целесообразный, целенаправленный характер. Целью прокуратуры как государственного правоохранительного надзорного органа является обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений (ст. 2 Закона о прокуратуре). Осуществляя надзор за исполнением законов в определенной отрасли, прокурор выполняет как общие задачи (цели) прокурорского надзора, так и вытекающие из них непосредственные задачи, стоящие перед данной отраслью надзора.
Применительно к надзору за соответствием закону судебных решений по гражданским делам задачи прокурора отчасти конкретизированы в известном приказе Генерального прокурора № 3 от 31 марта 1995 года «О повышении эффективности прокурорского надзора за соответствием закону судебных решений по гражданским делам». К непосредственным задачам прокурора здесь относится проверка законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных актов, в случае несоответствия их закону или материалам дела -- принесение надзорного протеста или представления вышестоящему прокурору либо составление мотивированного заключения.
Прослеживается некоторое единство как общих, так и непосредственных задач, стоящих перед судом и прокуратурой при осуществлении надзора за вступившими в законную силу судебными актами по гражданским делам.
В то же время методы деятельности суда и прокурора в стадии надзорного производства, положение, занимаемое ими в процессе, различны. "Различие между судом и прокуратурой в области правосудия состоит не в наличии особых задач для каждого из этих органов, а в способах и методах достижения общей цели, присвоенных законом каждому из этих органов". При пересмотре гражданских дел в порядке надзора в деятельности вышестоящих прокуроров и судов схожи только первоначальные стадии: истребование дела, проверка законности и обоснованности судебных актов, подготовка протеста. В дальнейшем оценку как доказательств по делу, так и доводов принесенного протеста дает соответствующий суд. У прокурора таких полномочий нет.
Представляется, что ни в законодательстве, ни в литературе нашли отражения отдельные задачи прокурорского надзора, в том числе специфические, которые должны выполняться в надзорном производстве. При осуществлении надзора за вступившими в законную силу судебными актами органы прокуратуры выполняют такую задачу, как направление практики прокурорского надзора. Проверяя в порядке надзора гражданское дело, вышестоящий прокурор оценивает законность и обоснованность не только судебных решений, но и заключения прокурора, принимавшего участие в деле, а также возможные причины отсутствия прокурорского peагирования на судебные ошибки по делу. Правильно налаженный учет пересмотренных в порядке надзора судебных актов и информация вышестоящих прокуроров о допущенных по конкретным делам нарушениях и ошибках, как судов, так и прокуроров помогает нижестоящим прокурорам правильно применять закон при даче заключений в суде по гражданским делам, подготовке кассационных и надзорных протестов, представлений и других документов. К непосредственным задачам прокурора при пересмотре гражданских дел в порядке надзора относится его активная позиция при изучении и рассмотрении дела судом надзорной инстанции, дача законного и аргументированного заключения.
Итак, задачи прокурорского надзора (прокурора) в надзорном производстве можно подразделить на общие и непосредственные. К общим относятся - обеспечение верховенства права и укрепление законности в целях защиты прав и законных интересов граждан, организаций и государства. К непосредственным -- проверка законности и обоснованности судебных актов; опротестование их в случае несоответствия закону или материалам дела; направление практики прокурорского надзора; дача законного и аргументированного заключения.
Существенным для понимания прокурорского надзора при пересмотре судебных актов вообще, и вступивших в законную силу -- особенно, является определение его в качестве процессуальной деятельности. Именно поэтому законодатель облекает действия прокурора в процессуальную форму, устанавливая порядок, приемы и условия надзорного производства в целом, а также отдельных действий прокурора. Процессуальная форма, как показывают исследования, включает: 1) последовательность осуществления действий и полномочий, обеспечивающуюся процессуальными стадиями; 2) профессиональную осведомленность в разрешении дел, которая воплощается в процессуальных производствах и отражает, в свою очередь, характеристику организационной деятельности по предметному признаку. Представляется, что можно вести речь об этапах прокурорского надзора и при пересмотре судебных актов по гражданским делам, вступивших в законную силу. Этапы прокурорского надзора здесь можно определить как периоды деятельности прокурора в надзорном производстве, последовательно сменяющиеся и образующие определенный порядок прокурорского надзора. Каждому из этапов прокурорского надзора присущи самостоятельные задачи, особый круг субъектов, характерные для данного этапа действия и документы, отражающие содержание этих действий и принимаемых решений.