Прокурорский надзор за защитой прав и законных интересов субъектов в гражданском процессе
p align="left">В г. Минске иски удовлетворены лишь по 10 из 41 рассмотренного дела (24,3%), более чем в других регионах отказано в удовлетворении исков (по 20 делам) и прекращено производство по делам в связи с отказом от исков (11).
Исковые заявления порой составляются истцами некачественно. Излагаемые в них требования не всегда соответствовали ст. 71 Жилищного кодекса Республики Беларусь, истцами зачастую не представлялись документы, характеризующие потребительские качества предоставляемых ответчикам жилых помещений.
Наряду с выселением из квартиры и переселением в предоставляемое жилое помещение истцы просили выписать ответчиков из выселяемой квартиры и прописать в предоставляемой квартире (дело о выселении Лавриновичей, Октябрьский район г. Минска; дело о выселении семьи Богачевых, Центральный район г. Минска).
Исковое заявление администрации Центрального района г. Минска о выселении Кочетковой Н.В. вместе с братом, дочерью и супругом истцом не подписано.
Не соответствует содержанию ст. 71 Жилищного кодекса Республики Беларусь практика требований о переселении неплательщиков квартирной платы, занимающих комнаты в общежитиях, на койко-места в них.
Решением суда Молодечненского района и г. Молодечно Минской области от 14 февраля 2005 г. по иску РУП "Молодечненский завод металлоконструкций" злостная неплательщица квартирной платы Подберезская Л.Г. выселена из занимаемой ею комнаты в общежитии "с предоставлением жилого помещения по общей площади менее занимаемого - койко-места в том же общежитии и в той же комнате".
Не всегда качественно предъявлялись иски и прокурорами.
Прокурором Зельвецского района Гродненской области предъявлены исковые требования к Русакову А.И. и членам его семьи Русаковой И.А. и Русакову А..А., 1992 года рождения, о выселении из жилого помещения, расположённого в г.п. Зельва, ул. Шоссейная, 17а-109, с предоставлением жилого помещения в том же населенном пункте по ул. Пушкина, 92-2.
Данное жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру в деревянном доме общей площадью 26,69 кв. м, сданном в эксплуатацию в 1920 году и оборудованном лишь баллонным газоснабжением и электроосвещением. По заключению ГУ "Зельвенский райЦГЭ", оно непригодно для проживания семьи в составе 3 человек.
Выявлены многочисленные факты бездействия должностных лиц предприятий жилищно-коммунального хозяйства, которые обязаны незамедлительно предпринимать все меры к погашению задолженности, а при неоплате более шести месяцев обратиться с иском в суд.
Лишь по 28 из изученных дел имеются данные об оформлении до предъявления в суд исков о выселении исполнительных надписей в нотариальных конторах о взыскании с ответчиков задолженности.
Суды также не всегда выясняли, соответствуют ли предоставляемые для переселения жилые помещения типовым потребительским качествам. Обследования этих квартир зачастую производили работники ЖЭСов: инженеры, мастера, слесари-сантехники. Составляемые ими акты носят поверхностный характер (дело по иску администрации Октябрьского района г. Минска к Лисовской М.Г. о выселении).
В судах Хойникского и Гомельского районов Гомельской области, Солигорского района и г. Солигорска, Молодечненского района и г. Молодечно Минской области гражданские дела, по которым исковые требования о переселении затрагивали интересы несовершеннолетних детей, нередко рассматривались судами без участия или согласия органов опеки и попечительства.
Вместе с тем органами опеки и попечительства позиция при подготовке дел к рассмотрению и на стадии судебного разбирательства порой противоречила интересам несовершеннолетних детей.
Решением суда Волковысского района Гродненской области от 23 мая 2005 г. семья Иванюка С.М. в составе 4 человек, в том числе один несовершеннолетний ребенок, выселена из благоустроенной квартиры. состоящей из двух жилых комнат общей площадью 41,91 кв.м, в жилое помещение общей площадью 34,31 кв.м. Квартира, в которую переселены ответчики, не благоустроена, имеет печное отопление, туалет во дворе. Участвовавшая в рассмотрении дела представитель органа опеки и попечительства не возражала против переселения ответчиков, хотя этим существенно нарушались права несовершеннолетнего Иванюка Е.С.
В ряде случаев судами неправильно применялись нормы материального и процессуального права, не всегда всесторонне и объективно исследовались обстоятельства дел, что приводило к вынесению судами незаконных и необоснованных решений.
В исковом заявлении истец - УЖРЭП Октябрьского района г. Гродно просил выселить Милевского Е.Е. в жилое помещение меньшей площади с частичным благоустройством и взыскать задолженность по квартплате. Решением суда указанного района исковые требования удовлетворены. Однако, поскольку данное помещение не соответствует санитарно-техническим требованиям, судебное решение в этой части отменено президиумом Гродненского областного суда как необоснованное с направлением дела на новое рассмотрение.
С участием прокуроров рассмотрены 51,9% дел данной категории, но на допущенные судами нарушения должным образом они не реагировали.
По изученным гражданским делам отсутствует единая судебная практика в определении понятия уважительных причин неуплаты ответчиками квартирной платы.
Решением суда Калинковичского района Гомельской области от 15 апреля 2004 г. удовлетворены со ссылкой на ст.71 Жилищного кодекса Республики Беларусь исковые требования райисполкома к Ревяко В.В., Ревяко М.Н, и Ревяко А.Н. о выселении из занимаемого ими жилого помещения в квартире меньшей площади. Установив задолженность ответчицы по квартирной плате, суд не выяснил причин образования данной задолженности, не исследовал вопроса об уважительности причин этого, не дал оценки пояснениям ответчицы Ревяко В.В., в соответствии с которыми она ввиду длительной болезни и заработной платы в размере 107 000 рублей не имела возможности своевременно погасить образовавшуюся задолженность. Кроме того, ответчица частично ее погасила. Постановлением президиума Гомельского областного суда от 2 марта 2005 г. решение суда названного района отменено и направлено на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела суд Калинковичского района своим решением от 24 марта 2005 г. в удовлетворении исковых требований о выселении семьи Ревяко отказал.
Суд же Солигорского района и г. Солигорска Минской области решением от 24 мая 2005 г. удовлетворил исковые требования ЗАО "Калинка" о переселении ответчицы Басаранович B.C., проживающей с несовершеннолетней дочерью в комнате 911 площадью 21,46 кв.м в общежитии по ул. Заслонова,59 в г. Солигорске, в комнату 912М площадью 15,94 кв.м в том же общежитии, несмотря на ее доводы о том, что она не имела возможности внести плату за квартиру, т.к. временно оставалась без работы, и что она частично погасила задолженность. Определением судебной коллегии по гражданским делам Минского областного суда от 15 августа 2005 г. данное решение в этой части оставлено без изменения, а кассационная жалоба ответчицы - без удовлетворения.
Суды, принимая отказы от исков, не всегда предупреждали стороны о последствиях отказа (гражданские дела по искам РУП "Молодечненское ЖКХ" к Луцу В.А. и ОАО "Будавник-169" к Квач Е.В., Квач Ю.Н.).
Данные об исполнении судебных решений имеются лишь в 45 делах из числа рассмотренных с удовлетворением иска, а отдельные такие решения оказались неисполненными.
Решение суда Наровлянского района Гомельской области от 28 апреля 2005 г. о выселении Купченко А.И. из занимаемого жилого помещения, расположенного по ул. Мелиоративной в помещение по ул. Макаренко, 9-59 осталось неисполненным, поскольку решение Наровлянского райисполкома от 4 апреля 2005 г. квартира переведена в разряд служебных и выделена Адаменко Р.А.
Судебные решения отменены и изменены в кассационном и надзорном порядке по 3 делам из числа изученных, в том числе по протестам прокуроров - по 1.
О невысоком уровне прокурорского надзора по делам анализируемой категории свидетельствует тот факт, что в кассационном порядке принесены только 5 протестов на решения судов, 2 из которых оставлены без удовлетворения.
Прокуратурой Могилевской области обобщена судебная практика и практика прокурорского надзора по гражданским делам по заявлениям граждан Республики Беларусь об усыновлении (удочерении) детей, рассмотренным судами области за 8 месяцев 2006 года.
Для изучения в прокуратуру области поступило 65 дел указанной категории. По всем делам судами приняты решения об удовлетворении требований заявителей.
С заявлениями об усыновлении детей в суды обращались: опекуны - в 4 случаях, лица, не состоящие в родственных отношениях с ребенком - 40 (в их числе в 16 случаях лица, усыновляющие детей супругов от предыдущих браков).
Усыновлялись дети следующего возраста: до года - 8, от 1 года до 3 лет - 15, от 3до 10 лет - 17, свыше 10 лет - 7.
Аналогичным обобщением, проведенным прокуратурой области в 2005 году, были выявлены существенные недостатки в работе судов при рассмотрении гражданских дел об усыновлении детей, а также ненадлежащее осуществление прокурорского надзора за соответствием закону судебных решений по гражданским делам указанной категории.
Так, в силу ст. 393-1 ГПК Республики Беларусь , п. 2 постановления Пленума Верховного суда Республики Беларусь № 9 от 20.12.2000 года районным (городским) судам подсудны дела об усыновлении только по заявлениям граждан Республики Беларусь, проживающих на её территории. Поэтому при решении вопроса о возбуждении дела суду необходимо проверить, является ли лицо, обращающееся с заявлением об усыновлении гражданином Республики Беларусь, проживает ли на её территории, отвечает ли содержание такого заявления требованиям ч. 1 ст. 393-2 ГПК Республики Беларусь , приложены ли к заявлению документы, указанные в ч. 3 ст. 393-2 ГПК Республики Беларусь .
В нарушение требований указанной нормы закона в 7 делах или 15,9% в делах отсутствуют копии паспортов заявителей, на основании которых можно сделать вывод об их гражданстве и правильно определить подсудность дела, (суды Чериковского, Чаусского, Шкловского районов и Октябрьского района г. Могилева). Данные о том, что заявитель является гражданином Республики Беларусь содержатся в актах обследования, заключениях органов опеки и попечительства о возможности усыновления, однако эти данные подлежали проверке.
Как мы знаем, ст. 125 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье предусматривает основания, исключающие для заявителя возможность быть усыновителем и в частности, не могут быть усыновителями лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, лишенные судом родительских прав или ограниченные в родительских правах, отстраненные от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине. Отсутствие оснований, исключающих возможность для заявителя быть усыновителем должно быть подтверждено соответствующими документами, выданными компетентными органами.
Так, в 25 делах или 56,8% указанные данные о личности заявителей отсутствуют (суды Горецкого, Осиповичского, Славгородского, Чаусского районов и Первомайского района г. Бобруйска).
Далее, в п. 5 постановления Пленума предусмотрено, что при подготовке дела к судебному разбирательству судье следует привлекать к участию в деле родителей (родителя) усыновляемого ребенка, если для усыновления необходимо их согласие, представителей учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, других заинтересованных лиц, а также самого ребенка, если он достиг десятилетнего возраста.
При рассмотрении судом Шкловского района гражданских дел об усыновлении Б., 29.07.1992 года рождения и об удочерении О., 09.10.1993 года рождения, дети в судебное заседание не вызывались и их отношение к усыновлению судом не выяснено (дела №№ 2-122, 2-273).
При этом, из имеющихся в делах заключений органа опеки и попечительства, письменных согласий детей невозможно сделать вывод добровольно ли получено такое согласие, а в судебных заседаниях этот вопрос не выяснен.
Практически по всем делам, за некоторыми исключениями, органами опеки и попечительства в пакете документов на усыновление предоставляется форма 11 «Информация о ребенке, предлагаемом на усыновление», на которой отсутствует фотография усыновляемого ребенка.
Согласно ч.ч 5,6 ст. 120 Кодекса разъединение братьев и сестер при усыновлении возможно в случае, когда усыновители не настаивают на сохранении тайны усыновления и обязуются не препятствовать общению усыновляемого ребенка с братьями и сестрами. В случае разъединения братьев и сестер при усыновлении суд возлагает на усыновителя обязанность сообщать ребенку об имеющихся у него братьях и сестрах и их местонахождении.
Эти требования закона не всегда учитываются судами.
Так, из материалов гражданского дела об усыновлении Ш., 15.12.2005 года рождения, рассмотренного судом Бобруйского района и г. Бобруйска, следует, что у ребенка имеется два родных брата. Эти сведения содержатся в заявлении усыновителей, а также в письменном согласии матери на усыновление. При этом в деле отсутствует информация о ребенке, предлагаемом для усыновления (установлении опеки) установленного образца, где официально должны быть указаны сведения об имеющихся у Ш. братьях и сестрах. Также в заявлении об усыновлении нет указания заявителей о том, настаивают ли они на сохранении тайны усыновления, в судебном заседании этот вопрос не выяснен. Обязанность сообщать ребенку об имеющихся братьях и сестрах судом на усыновителей не возложена (дело №2-3187/06).
Не возложена такая обязанность на усыновителя несовершеннолетнего Ж., 28.06.2004 года рождения, у которого имеются брат и сестра. Усыновитель не настаивает на сохранении тайны усыновления. Дело рассмотрено судом Дрибинского района.
Не всегда судами выполняются требования ст. 136 Кодекса, п. 9 постановления Пленума, в которых указано, что в целях обеспечения тайны усыновления все дела об усыновлении рассматриваются в закрытом судебном заседании, включая оглашение решения. Участники гражданского судопроизводства (за исключением прокурора) должны быть предупреждены о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении, а также об уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления, что отражается в протоколе судебного заседания и удостоверяется подписью этих лиц.
Из изученных 44 дел по 9 делам отсутствуют предупреждения об уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления либо отсутствуют подписи участников судопроизводства в протоколах судебных заседаний, 7 дел рассмотрены в открытых судебных заседаниях (суды Климовичского, Шкловского районов, Ленинского и Первомайского районов г. Бобруйска, Октябрьского и Ленинского районов г. Могилева).
Так, п.25 постановления Пленума предусматривает, что при наличии исключительных обстоятельств по просьбе заявителя или по своей инициативе суд вправе применить ст. 314 ГПК Республики Беларусь о немедленном исполнении решения, указав причины по которым он пришел к выводу о необходимости обращения решения к немедленному исполнению (болезнь ребенка, нуждаемость в лечении и т.п.), что должно подтверждаться соответствующими документами.
В 9 делах, решения по которым обращены к немедленному исполнению, отсутствуют документы, подтверждающие необходимость применения ст. 314 ГПК Республики Беларусь (суды Осиповичского, Славгородского районов, Первомайского района г. Бобруйска, Октябрьского района г. Могилева). В ряде дел, решения по которым обращены к немедленному исполнению, отсутствуют просьбы заявителей о немедленном исполнении.
Так, обращено к немедленному исполнению решение суда Осиповичского района от 18.01.2006 года об удочерении Г., 10.09.2004 года рождения. В материалах гражданского дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие обоснованность применения ст. 314 ГПК Республики Беларусь, а также не имеется ходатайства заявителей о немедленном исполнении решения суда (дело № 2-117).
В соответствии со ст. 393-5 ГПК Республики Беларусь суд, рассмотрев заявление об усыновлении ребенка по существу, выносит мотивированное решение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.
Решением суда Климовичского района от 14.03.2006 года удовлетворены исковые требования об усыновлении X., 16.05.1995 года рождения. В нарушение требований гражданско-процессуального законодательства решение суда немотивированно. Указанное нарушение закона в силу ст. 404 ГПК Республики Беларусь влечет безусловную отмену решения, однако прокурором кассационный протест принесен не был.
Учитывая особенности дел этой категории, то, что с момента вступления решения суда в законную силу прошло длительное время, дело по существу рассмотрено правильно и принимая во внимание интересы ребенка, принесение надзорного протеста нецелесообразно.
В силу ст. 122 КоБС Республики Беларусь суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка направить выписку из этого решения суда в государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту вынесения решения, а также в орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителей либо в Национальный центр усыновления.
Судом Славгородского района по гражданскому делу об удочерении Ж.О. и Ж.Ю., судебное решение направлено только в органы ЗАГСа (дело № 2-41), по 2 делам об удочерении К., 31.08.2005 года рождения и Г., 29.01.2005 года рождения копии решений в соответствующие органы не направлены (дела №2-224, 2-235).
Делая вывод, можно отметить:
1. Несмотря на наличие широкой законодательной базы, устанавливающей определенный порядок деятельности прокуроров, а также регламентирующей производство по гражданским делам с их участием, все-таки существуют определенные проблемы в процессе реализации норм и принципов гражданского процессуального права.
2. Обобщение судебной практики и практики прокурорского надзора по гражданским делам показало, что, несмотря на принятые меры, судами допускались ошибки, на которые было указано в предыдущем обобщении, а прокуроры на эти нарушения не реагировали, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении указаний Генеральной прокуратуры.
Тема исследования, как можно было убедиться, довольно обширна и имеет множество своих особенностей. Изучение материалов по теме, как теоретических, так и практических, позволили достигнуть поставленных целей данной дипломной работы и сделать определенные выводы и предложения.
Как нами установлено, у прокурора есть право использовать только предоставленные законом полномочия при выявлении нарушения закона: внести протест или представление в порядке общего надзора, вынести предостережение, возбудить уголовное дело или иное производство об ответственности, направить заявление в суд и т.д. Однако у прокурора имеется право в отдельных случаях выбрать одну или несколько мер реагирования, применить их в определенной последовательности (например, внести представление или протест в порядке общего надзора, а в случае их отклонения направить заявление в суд) и т.п. Поэтому статью 22 Закона о прокуратуре необходимо изложить таким образом, чтобы подчеркнуть эти возможности прокурора.
Далее, законодательно, в постановлениях Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, в ведомственных приказах Генерального прокурора следует разъяснить, что означает формулировка «если они самостоятельно лишены возможности защитить свои интересы», когда речь идет об исках прокуроров в интересах других лиц.
Таким же образом необходимо закрепить процессуальную правоспособность прокуроров, участвующих в рассмотрении дел, возбужденных по искам прокуроров (вправе ли, например, помощник прокурора отозвать исковое заявление, отказаться от иска, изменить исковые требования, требуется ли подтверждение его полномочий в процессе и т.д.).
Очевидно, что следует законодательно подтвердить право прокурора на предъявление в суды заявлений о признании неправомерными не только актов государственных и иных органов, но и действий (бездействия) государственных органов, юридических и других лиц, ущемляющих права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Необходимо также определить в ГПК Республики Беларусь критерии, по которым суд может признать участие прокурора в деле обязательным.
Целесообразно установить механизм предусмотренного права прокурора вступить в процесс, когда он сам посчитает необходимым, обязательно участвовать в деле или отказаться от этой декларации.
Так, в качестве концептуального подхода для дальнейшего развития гражданского процессуального законодательства можно рассматривать такой подход: прокурор обязан принести кассационный протест на незаконное и необоснованное решение суда по гражданскому делу, когда речь идет о защите государственных и общественных интересов, а также интересов лиц, имеющих по объективным причинам ограниченные возможности для кассационного обжалования судебных актов. В других случаях -- это право прокурора. Юридические и физические лица имеют достаточную возможность получить квалифицированную юридическую помощь в этом вопросе. Такой подход соответствовал бы принципу диспозитивности.
Следует установить, вправе или обязан прокурор участвовать в суде кассационной инстанции, особенно по делам, когда в суде первой инстанции его участие было обязательным.
Как видим, критерии детализации полномочий прокурора при пересмотре гражданских дел в порядке надзора в законодательстве могут быть различны. Заслуживают внимания такие направления, как: четкое определение общих и непосредственных задач участия прокурора в стадии надзорного производства; закрепление в законе этапов прокурорского надзора в названной стадии гражданского процесса с указанием конкретных задач, выполняемых прокурором на каждом этапе; обязательная взаимосвязь полномочий участников надзорных правоотношений по принципу: праву одного соответствует обязанность другого.
Представляется возможным, что ни в законодательстве, ни в юридической литературе не нашли своего отражения отдельные задачи участия прокурора в надзорном производстве, в частности направление практики прокурорского надзора.
Далее в ГПК Республики Беларусь нужно предусмотреть, что дела из судов могут потребоваться не только для принесения протеста в порядке надзора, но и для изучения судебной (прокурорской) практики, внесения предложений по совершенствованию законодательства и определить точный момент начала надзорного производства, возможно через вынесение соответствующего определения.
Целесообразно исключить из ГПК Республики Беларусь норму (ст. 437), предусматривающую в качестве повода и основания для принесения протеста в порядке надзора инициативу должностных лиц, обладающих правом принесения надзорного протеста, как нарушающую принцип диспозитивности.
Необходимо предусмотреть в ГПК Республики Беларусь процессуальные последствия, если надзорный протест принесен без повода и оснований.
На законодательном уровне следует установить, кто из должностных лиц органов прокуратуры и суда рассматривает надзорные жалобы (правильнее их назвать ходатайства о принесении надзорного протеста). Тот факт, что надзорные протесты и ответы на ходатайства подписывают должностные лица, имеющие право принесения надзорного протеста, не является определяющим для рассмотрения самого ходатайства.
Гражданско-процессуальный кодекс необходимо дополнить нормой следующего содержания: «Должностные лица судов и органов прокуратуры, принявшие решение об отклонении ходатайства о принесении протеста в порядке надзора, обязаны сообщить об этом лицу, обратившемуся с ходатайством.
В сообщении об отказе в принесении протеста должны содержаться:
* наименование лица, которому адресуется сообщение;
* указание на судебные акты, в опротестовании которых отказано;
* вывод о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов;
* мотивы, по которым отвергнуты доводы ходатайства и отказано в принесении протеста;
* указание о прилагаемых к сообщению документах;
* разъяснение, кому из должностных лиц может быть обжалован отказ в принесении протеста;
* наименование и подпись должностного лица;
* дата подписания сообщения.
* копия сообщения приобщается к делу.
Следует исключить из обоих кодексов право прокурора, приостанавливать исполнение судебных актов. В настоящее время прокуратура не относится к судебным органам. Сохранение этой функции за прокурором не вытекает из Конституции Республики Беларусь, а свидетельствует о несоответствии ее конституционному принципу независимости суда при осуществлении правосудия.
Законодатель счел необходимым в обоих кодексах частично использовать нормы, регулирующие рассмотрение дел в суде первой и кассационной инстанции, для регламентации надзорного производства. Более логичным было бы сосредоточить все правила о порядке рассмотрения дел в надзорной инстанции в нормах, регулирующих только надзорное производство.
ГПК не раскрывает существенности вновь открывшихся обстоятельств, которые могут служить основанием для пересмотра дела.
На наш взгляд, реализация этих и других предложений позволит более полно гарантировать судебную защиту прав и законных интересов субъектов в гражданском процессе.
Итак, обобщая материалы, можно сделать вывод:
1. Одним из важнейших направлений совершенствования прокурорского надзора является принятие нового законодательства.
2. На совершенствование прокурорского надзора влияет практика прокурорского надзора в тесной связи с теорией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прокурорский надзор -- один из важнейших методов охраны законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства в республике, поскольку законность -- неотъемлемый, если не основной его атрибут.
Как мы выяснили ранее, органом надзора за защитой прав и законных интересов субъектов в гражданском процессе является прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей.
Защита прав и свобод граждан прокуратурой как правоохранительным и правоприменительным органом всегда являлась глобальной задачей всех видов прокурорского надзора и всех прокурорских структур, функционирующих в стране. В подтверждение сказанного достаточно сослаться на многочисленные представления, протесты, иски, внесенные прокуратурой в суд, различные государственные и иные органы в целях охраны и защиты прав и законных интересов граждан.
Осуществляя надзор, прокуратура занимает особое, свойственное специфики ее деятельности место, никоим образом не конкурируя с другими правоохранительными органами и в первую очередь с судами, действующими в качестве органа правосудия. По крайней мере, сегодня ситуация следующая: число обращений в прокуратуру превышает число заявлений о защите прав граждан, направляемых в суд. Прокуратура в своей деятельности удачно восполняет некоторые изъяны судебной формы защиты прав (усложненный порядок, длительные сроки рассмотрения дел, удорожание правовых услуг и др.). Граждане должны иметь выбор способа защиты, что прямо вытекает из идеи правового государства, конституционных положений о приоритете прав и свобод человека и гражданина.
В данной дипломной работе были достигнуты следующие цели: глубоко исследована сущность прокурорского надзора, исследованы полномочия прокурора в гражданском процессе, выявлены проблемы обеспечения законности и правопорядка в процессе реализации в жизни норм и принципов гражданского процессуального права на современном этапе и изучены возможные меры их преодоления.
В ходе проведенного исследования были решены следующие задачи: рассмотрены исторические аспекты развития прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве, сущность и задачи прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве, правовые аспекты участия прокурора в гражданском судопроизводстве, полномочия прокурора по надзору за рассмотрением гражданских дел по существу, прокурорский надзор в кассационном производстве, полномочия прокурора в надзорной инстанции по гражданским делам, прокурорский надзор по вновь открывшимся обстоятельствам, надзор прокурора за исполнительным производством, проблемы реализации полномочий прокурора в гражданском процессе, прокурорский надзор и судебная практика по данному вопросу, а также возможные пути совершенствования прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве.
Были установлены следующие проблемы прокурорского надзора и практики: сложность правовой природы регулируемых правоотношений; несовершенство законодательства, допускающего неясные, а иногда и противоречивые нормы; отсутствие полной определенности в разграничении полномочий соответствующих органов; низкий уровень информационного обеспечения процесса законотворчества; недостаточный профессионализм участников нормотворческой деятельности; противостояние ветвей власти; лоббирование интересов; амбиции представителей государственной власти и местного самоуправления.
Нами установлено, что тема данного исследования довольно актуальна и значима перед построениями правового социального государства, что имеет, как теоретическую, так и практическую значимость.
Многочисленные нарушения прав и свобод человека и гражданина, допускаемые в последнее время, недостатки в работе судов (волокита) вследствие возросшего количества рассматриваемых дел, недоступность для многих граждан услуг адвокатов ввиду отсутствия средств и, следовательно, ослабление правовой защищенности граждан подчеркивают необходимость совершенствования и активизации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Прокурорам особенно внимательно следует относиться к жалобам и заявлениям граждан об ущемлении их прав и свобод, своевременно рассматривать и разрешать подведомственные прокуратуре обращения граждан, принимая меры к восстановлению нарушенных прав и свобод.
Прокурор должен быть особенно нетерпим к фактам проявления бездушия к гражданам со стороны соответствующих органов и должностных лиц, к которым обратились граждане с просьбой о защите своих прав и свобод, непринятия ими мер по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан.
Общество заинтересовано в совершенствовании прокурорского надзора за защитой прав и законных интересов субъектов в гражданском процессе.
Также в заключении хотелось бы отметить, что предупреждению нарушений прав и свобод человека и гражданина служит вся надзорная и иная деятельность прокурора, а также проводимая им предупредительно-профилактическая работа, выражающаяся в чтении лекций и проведении бесед на правовые темы, в выступлениях в средствах массовой информации, консультировании граждан и должностных лиц и в иных формах доведения до масс требований законов. Своевременное выявление прокурором нарушений законов и принятие им мер к их устранению пресекают противоправные действия, препятствуют их распространению. Большую роль в предупреждении нарушений прав и свобод граждан играет объявление должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения закона, если прокурор обладал достоверными сведениями о готовящихся нарушениях.
Ни одно правонарушение не должно оставаться без надлежащего воздействия со стороны прокуратуры. Только при этом условии возможно реальное укрепление законности в нашем государстве.
Работа по надзору за соблюдением прав и законных интересов человека и гражданина находит отражение в текущих и перспективных планах работы прокуратуры. Мероприятия по защите их прав и законных интересов субъектов гражданского процесса включаются во все разделы планов работы. Эти мероприятия могут быть сгруппированы в самостоятельные разделы планов. Организация работы по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина не отличается заметной спецификой от организации работы по надзору за исполнением законов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Список нормативных источников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями принятыми на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 года и 17 ноября 2004 года) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь № 218-З от 7 декабря 1998 г. (в ред. от 29.12.2006) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.
3. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь № 238-З от 11 января 1999 г. (в ред. от 20.10.2006) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.
4. Хозяйственный процессуальный кодекс республики Беларусь № 219-З от 15 декабря 1998 г. (в ред. от 12.11.2003) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.
5. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье № 278-З от 9 июля 1999 г. (в ред. от 20.07.2006) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.
6. Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» № 2139-XII от 29 января 1993 г. (в ред. от 20.06.1996) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.
7. Приказ Генерального прокурора Республики Беларусь № 3 от 31 марта 1995 г. «О повышении эффективности прокурорского надзора за соответствием закону судебных решений по гражданским делам» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.
8. Приказ Генерального прокурора Республики Беларусь № 3 от 26 января 1994 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.
Список литературных источников
1. Аргунов В.Н. Арбитражный процесс / Под ред. Треушникова М.К. - М.: Дека, 1995. - 340 с.
2. Гражданский процесс / Под ред. Мусина В.А., Чечиной Н.А., Чечота Д.М. - М.: Проспект, 1999. - 387 с.
3. История советской прокуратуры в важнейших документах. - М., 1952. - 343 с.
4. Каменков В.С. Прокурор в гражданском и хозяйственном процессе (сравнительный анализ) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.
5. Коломыцев В., Громов В., Букина В. К совершенствованию судебной процедуры // Сов. юстиция. - 1988. - № 7. - С. 25.
6. Колядко И.Н. Участие прокурора в гражданском процессе // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.
7. Комментарий к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь / Ю.И. Лутченко; Отв. ред. Бойко В.В., Каменков B.C., Колядко И.Н. - Минск: Амалфея, 1999. - 567 с.
8. Кудрявцев В.Н., Лазарев Б.М. Дисциплина и ответственность: пути укрепления // Сов. государство и право. - 1981. - № 6. - С. 70 - 75.
9. Лутченко Ю. Прокурор в гражданском процессе. // Судовы весник. -2000. - №3. - С.58-59.
10. Мокичев К.Л. Советская прокуратура ни страже социалистической законности. - М., 1952. - 530 с.
11. Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности: В 2 т. - М., 1889. Т.1. - 765 с.
12. Мурадьян Э. О судебных процедурах // Сов. юстиция. - 1988. - № 9. - С. 10 - 12.
13. Парчевский В., Туманова Л. Заявления прокурора в суде о законности нормативных актов // Законность. - 1998. - № 7. - С. 123-127.
14. Прокурорский надзор в СССР. - М., 1973. - 197 с.
15. Смоленцев Е. Повышать уровень судебной деятельности // Сов. юстиция. - 1988. - № 1. - С. 5 - 10.
16. Советский гражданский процесс / Отв. ред. М.С.Шикарян. - М., 1985. - 453 с.
17. Судебные уставы с изложением рассуждений, на коих они основаны. - СПб.: Изд. гос. канцелярии, 1864. Ч. 1. - С. 178.
18. Сукало В. Задачи сложны, но они реальны для исполнения - при максимальной организованности и самоотдаче каждого работника нашей системы // Судовы весник. - 2007. - №1. - С. 2 - 5.
19. Тараненко В. Обжалование в порядке надзора: нужны изменения // Соц. законность. - 1989. - № 7. - С. 11 - 19.
20. Трубников П.Я. Надзорное производство по гражданским делам. - М., 1967. - 234 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В суд Могилевского района Могилевской области
Прокурор Могилевского района
в интересах отдела образования
Могилевского райисполкома
Ответчики: Волкова Галина
Сергеевна, 1962 г.р.,
Коровацкий Сергей Васильевич, 1955 г.р., проживающие по адресу:
Могилевский район, д. Лежневка, д. 145
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
Решением суда Могилевского района Могилевской области от 11.09.1996г. Волкова Галина Сергеевна и Коровацкий Сергей Васильевич лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Каравацкого Дмитрия Сергеевича, 09.06.1988 г.р, и обязаны выплачивать алименты на содержание ребенка.