p align="left">В 1962 г. Верховный Совет РСФСР принял Положение об адвокатуре РСФСР.
От предыдущего Положения 1939 г. оно отличалось тем, что в нем по-иному решался вопрос о подконтрольности коллегии адвокатов, значительно расширялись права адвокатов. В то же время повысилась и требовательность к ним, иначе определялся круг задач, стоящих перед коллегией.
Много нового появилось и в объеме работы адвокатов. Так, наряду с оказанием юридической помощи населению на коллегии адвокатов возлагались обязанности «по изучению и обобщению причин преступных проявлений и иных нарушений законности». Адвокаты могли вносить соответствующие предложения в органы власти и управления.
В соответствии со ст. 26 Положения адвокату было предоставлено право запрашивать справки, характеристики и другие документы из государственных и общественных организаций. Это, несомненно, явилось прогрессивной формой работы.
Несомненно, что Положение об адвокатуре 1962 г. сыграло положительную роль на том отрезке жизни нашего государства, но адвокатура продолжала находиться в большой зависимости от партийных и государственных структур, которые, по существу, контролировали, опекали ее работу.
До сих пор актуальной положительной оценки заслуживает одна из форм работы адвоката. Это пропаганда законодательства, в настоящее время, к сожалению, совершенно забытая. Только в 1967 г. адвокатами России было прочитано для населения свыше 100 тысяч лекций и докладов, разъясняющих действующее законодательство и практику его применения.
Позже в соответствии с Конституцией СССР Верховный Совет принял новый Закон «Об адвокатуре в СССР» от 30 ноября 1979 г.
До принятия этого Закона вся организация и деятельность адвокатуры регламентировались положениями об адвокатуре, утверждаемыми Верховными Советами союзных республик. Они по-разному регулировали ряд вопросов деятельности адвокатуры.
Прежние положения об адвокатуре союзных республик нечетко определяли порядок образования коллегий адвокатов, поэтому новый Закон подробно регламентировал вопрос о том, как создаются добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. В ст. 3 говорилось, что коллегия адвокатов образуется по заявлению группы учредителей, состоящих из лиц, имеющих высшее юридическое образование, или по инициативе исполнительного и распорядительного органа соответствующего Совета народных депутатов.
Относительно задач адвокатуры в Законе указывалось, что она содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к народному добру, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц, к правилам социалистического общежития.
В целях укрепления кадров адвокатуры и повышения качества их работы были предусмотрены более серьезные требования к лицам, принимаемым в члены коллегии адвокатов.
Статья 5 Закона предусматривала, что адвокатами могли стать лишь лица, окончившие высшие юридические учебные заведения.
В Законе более четко был прописан и расширен перечень прав и обязанностей адвокатов при оказании ими юридической помощи гражданам и организациям. В частности, адвокат мог представлять права и законные интересы любых лиц, обратившихся за юридической помощью, причем во всех государственных и общественных организациях, в компетенцию которых входит разрешение соответствующих вопросов.
Закон об адвокатуре в СССР расширил виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Предусматривалось также представительство адвокатов в суде, арбитраже и других государственных органах по делам об административных правонарушениях, выдача письменных справок по законодательству.
20 ноября 1980 г. был принят Закон РСФСР «Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР». С момента принятия этого Закона утратило силу Положение об адвокатуре РСФСР от 25 июля 1962 г.
Новое Положение об адвокатуре РСФСР практически было построено на базе Закона СССР «Об адвокатуре в СССР» и восприняло от него самые положительные и проверенные жизнью положения.
Положение предусматривает, что основной организационной структурой адвокатуры являются республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в городах Москве и Ленинграде) коллегии адвокатов.
Высшим органом коллегии адвокатов являлось общее собрание (конференция) членов коллегии, ее исполнительным органом - президиум, контрольно-ревизионным органом - ревизионная комиссия (ст. 4).
Вместе с тем эта норма носила скорее декларативный характер. В условиях подчинения адвокатуры государству, когда общеобязательные директивы для адвокатуры издавались ЦК КПСС, Правительством, Министерством юстиции СССР, Министерством юстиции РСФСР, исполнительными и распорядительными органами, общие собрания коллегий лишь дублировали эти директивы и решения.
Среди обязанностей членов коллегии адвокатов (ст. 16) также содержатся нормы, носящие чисто идеологический характер: такие, как быть образцом безукоризненного поведения, повышать свой идейно-политический уровень, активно участвовать в пропаганде советского права. Более того, под понятие «небезукоризненное поведение» можно подвести буквально любое отступление адвоката от предложенной ему руководством «линии поведения», или от слишком вольного высказывания в адрес государства на судебном процессе, или любое иное действие, которое по тем или иным мотивам придется не по вкусу властям. И тогда адвоката можно наказать, исключить из коллегии или применить к нему иные меры воздействия.
Вместе с тем нельзя не отметить, что Положение об адвокатуре впервые закрепило право адвоката на сбор доказательств в рамках уголовного процесса, особое внимание уделило проблемам уголовно-процессуальной защиты.
В ст. 15 Положения также закреплен важный принцип, согласно которому адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя.
Обращаясь к истории адвокатуры в России, нетрудно заметить, что, несмотря на изменения в общественно-политической жизни страны, она всегда стремилась быть независимой организацией.
Вместе с тем в советский период адвокатура в России переживала тяжелые времена. Только с возрождением демократических начал в нашей стране получило развитие законодательство об адвокатуре. Первые шаги в этом направлении были сделаны с введением Положения об адвокатуре РСФСР 1980 г.
Безусловно, законы определяли задачи адвокатуры на основании существовавших в 80-е годы политических и идеологических установок, партийных предписаний и моральных норм. Но самое главное, в законах отсутствовало определение столь важных понятий, как «адвокатура» и «адвокатская деятельность». Это упущение привело к расширительному толкованию данных понятий в начале либеральных реформ 1991 - 1993 гг., в результате чего в институт адвокатуры были включены частнопрактикующие юристы, коммерческие фирмы и т.п. Вследствие этого были созданы многочисленные «параллельные» адвокатские структуры, коллегии адвокатов, юридические центры. Надо полагать, законодатель в лице Верховного Совета не ставил перед собой задачи расширения юридических структур. Перед ним стояла иная цель - приравнять функции адвокатуры к функциям правоохранительных и идеологических органов в целях соответствующего воздействия на гражданина.
Вместе с тем законы об адвокатуре заложили основы для развития и совершенствования законодательства об адвокатуре уже в новых условиях. Так, наличие высшего юридического образования у адвокатов стало обязательным для всех без исключений. Большое внимание уделялось вопросам уголовно-процессуальной защиты, в отношении которой было поставлено под сомнение традиционное представление о сходстве сущности в уголовном процессе защиты и обвинения. В целях обеспечения максимально возможных процессуальных основ защиты в процессе предусматривалось не только право адвоката запрашивать через юридические консультации из государственных и общественных организаций справки, характеристики и иные документы, необходимые для оказания юридической помощи, но и обязанность в установленном порядке выдавать эти документы или их копии.
Завершая обзор советской эпохи, следует отметить, что десятилетиями государство удерживало численность адвокатов на низком уровне (из расчета 1 адвокат на 13 тыс. человек), контролировало деятельность адвокатов путем учета дел и следя за их поведением в зале суда. Помимо своей основной функции - оказания юридической помощи гражданам и организациям - адвокаты должны были выступать с публичными лекциями о социалистической законности, поскольку в их обязанности входило распространение правовых знаний.
Считалось, что адвокаты наиболее независимы в отношениях с государством, чем представители других юридических профессий. Эффективность работы адвоката в суде была ограничена в определенной степени заинтересованностью государства в обеспечении высокого уровня осуждения, именно поэтому адвокатам был затруднен доступ к клиентам и материалам дела до, а иногда и во время процесса. При проведении расследования адвокаты расценивались как помеха, поскольку их внимание к соблюдению процессуальных норм мешало запутывать уголовное дело. В этой игре обычно побеждали следователи и прокуроры, особенно на стадии досудебного разбирательства. Адвокаты выступали в суде по 70% уголовных дел, но присутствовали лишь на одной трети предварительных расследований. Статистические данные Министерства юстиции СССР показывают, что в 70-е годы более 70% ходатайств и заявлений адвокатов РСФСР были отклонены следователями.
В 1986 - 1988 гг. в стране произошел «кооперативный бум»: во всех сферах деятельности - от медицины до оборонной промышленности - стали образовываться кооперативы. Оказание правовых услуг не могло быть исключением - стали возникать первые правовые кооперативы, которые, кстати, не воспринимались общественностью как нечто положительное. Достаточно просмотреть газеты тех лет, чтобы вспомнить, что слово «кооператор» ассоциировалось в то время с чем-то негативным. Соответственно те, кто «был в порядке», - действующие судьи, прокуроры, следователи, нотариусы, адвокаты, юрисконсульты, - не кинулись немедленно в правовую кооперацию, оставив, по существу, это поле деятельности тем, кто в силу разных причин не смог найти себя в существующей системе.
Второй раз консерватизм и недальновидность руководства адвокатуры проявилась в самом начале 90-х годов. К тому времени слабые, неподготовленные и нечистоплотные на руку правовые кооператоры стали постепенно «вымирать», сильные и квалифицированные юристы, объединившиеся в кооперативы, заняли свое место под солнцем. В это самое время между Министерством юстиции РФ и адвокатурой шла своеобразная борьба по поводу проекта закона об адвокатуре. Адвокатура хотела получить закон, который предоставил бы ей полную независимость и неподконтрольность государству, а Минюст, напротив, пытался провести законопроект, который противоречил основным принципам формирования адвокатского корпуса и деятельности адвокатуры как саморегулирующейся организации. Ни одна из сторон не была готова идти на компромисс. В результате Минюст санкционировал создание так называемых альтернативных коллегий адвокатов.
Итогом почти десятилетней борьбы адвокатского сообщества и Министерства юстиции стал Федеральный закон № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», принятие которого 31 мая 2002 г. ознаменовало собой новый этап в развитии российской адвокатуры - ее реформирование и принципиально иное развитие ее основных институтов.
Адвокатура является тем правовым институтом, который призван на профессиональной основе обеспечивать защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Адвокатура - это одна из составляющих структуры гражданского общества, профессиональное объединение юристов, созданное на добровольной основе с целью служения людям в форме оказания квалифицированной юридической помощи.
Укрепление законности - функция самого государства, для осуществления которой оно создает соответствующий аппарат, правоохранительные органы. Содействовать этим органам в выполнении ими собственных функций укрепления законности адвокатура не может по своей юридической природе, как независимый от государства орган и, более того, призванный стоять на стороне гражданина, а не государства, преследующего этого гражданина. Отношения между государством и адвокатурой должны строиться на принципе равноправных субъектов.
Основополагающие принципы организации деятельности адвокатуры - полная независимость адвоката при осуществлении адвокатской деятельности; свобода высказываний в публичных судебных и иных выступлениях; самоуправляемость адвокатских объединений; добровольное вступление в адвокатуру; право на ассоциации, присоединение к международным сообществам адвоката и участие в них; соблюдение норм профессиональной этики и сохранение адвокатской тактики, справедливость и гуманизм Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России - М., 2002. - С. 75..
1.2 Развитие адвокатуры после 1991 года
На разных этапах идущей в настоящее время правовой реформы Положение об адвокатуре 1980 г. хотели заменить новым законом об адвокатуре, но получилось это только в 2002 г., так как российское общество вышло на новый этап развития в области экономики и права.
Работали два фактора. Первый состоял в том, что в Положение об адвокатуре 1980 г. его создатели, зная, что оно реально в условиях социалистического строя невыполнимо, включили пункты, основанные на международном праве, действующем и по настоящее время, и когда идеологические «шоры» были отброшены, Положение реально заработало и вполне удовлетворяло общество. А второй фактор состоял в том, что поменявшаяся власть и сама толком не понимала, кто она есть и что ей вообще нужно. Тем более что страна стала жить по принципу «что не запрещено, то можно», поэтому на определенном этапе развития Положение 1980 г. и удовлетворяло общество, так как сами адвокаты в работе коллегий основывались больше на Конституции 1993 г. как на базе своего корпоративного законодательства.
Но на новом этапе развития правовой реформы руководствоваться с Положением 1980 г. стало невозможно, и был принят новый Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Конкуренция между коллегиями также стала невозможна, так как адвокатские объединения - не коммерческие организации, а правовая культура адвокатов требовала отрицательного отношения к проявлениям некорректности, бестактности, к погоне за клиентами и т. п.
Безотносительно ко времени создания коллегий, сама природа деятельности фактически привела адвокатские объедения к единой цели: обеспечения конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи и защиты, т. е. адвокатура становилась реальным инструментом гражданского общества.
Идущая в России правовая реформа, обобщив опыт развития юридического образования, учла его в новом Законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Новый закон объединил адвокатов в единое сообщество, что безусловно придает адвокатский деятельности уверенность, большую целеустремленность в защите прав граждан и организаций, а также гарантирует защиту самих адвокатов от государственных структур в случае нарушения теми закона.
Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» установил новую организацию адвокатского сообщества в России, а старым структурам (коллегии, консультации) придал совершенное иное значение.
Высшим органом адвокатского сообщества законом определена Федеральная палата адвокатов Российской Федерации.
Федеральная палата адвокатов Российской Федерации
Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатских палат субъектов Российской Федерации.
Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских плат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.
Федеральная плата адвокатов является юридическим лицом, имеет смету, расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать, штампы и бланки со своим наименованием.
Федеральная палата адвокатов образуется Всероссийским съездом адвокатов. Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федеральной палаты адвокатов, не допускается.
Устав Федеральной палаты адвокатов принимается Всероссийским съездом адвокатов и является ее основным учредительным документом.
Федеральная палата адвокатов подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Решения Федеральной палаты адвокатов и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов.
Как уже было сказано, высшим органом Федеральной палаты является Всероссийский съезд адвокатов. Он созывается не реже одного раза в два года. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей делегатов съезда.
В период между съездами деятельностью Федеральной палаты адвокатов и всем адвокатским сообществом руководит совет Федеральной палаты адвокатов.
Совет Федеральной палаты адвокатов является коллегиальным исполнительным органом Федеральной палаты адвокатов и избирается Всероссийским съездом адвокатов тайным голосованием в количестве 36 человек.
Всероссийский съезд адвокатов обновляет состав совета Федеральной палаты адвокатов один раз в два года не менее чем на одну треть.
В случае неисполнения советом Федеральной палаты адвокатов требований Закона об адвокатуре полномочия совета Федеральной палаты адвокатов могут быть прекращены досрочно на Всероссийском съезде адвокатов. Внеочередной Всероссийский съезд адвокатов созывается советом Федеральной палаты адвокатов по требованию одной трети адвокатских палат субъектов Российской Федерации.
Заседания совета Федеральной палаты адвокатов созываются президентом Федеральной палаты адвокатов по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета Федеральной палаты адвокатов.
Решение совета Федеральной палаты адвокатов принимаются простым большинством голосов членов совета Федеральной палаты адвокатов, участвующих в его заседании.
Совет Федеральной палаты адвокатов не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.
Имущество Федеральной палаты адвокатов формируется за счет отчислений, осуществляемых палатами субъектов, грантов и благотворительной помощи граждан и организаций. Две последние позиции являются не основными и вряд ли в настоящее время имеют какое-либо значение.
Закон допускает также создание общественных объединений адвокатов в соответствии с законодательством РФ. Цели этих объединений могут быть различны - научные, благотворительные и т. п.
Адвокатская палата субъекта Российской Федерации
В соответствии с Федеральным законом в субъекте Российской Федерации создается адвокатская палата субъекта Российской Федерации.
Адвокатская палата создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации; организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно; представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях; контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.
Адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации.
Адвокатские палаты действуют на основании общих положений для организаций данного вида, предусмотренных Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Адвокатская палата имеет свое наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и субъект Российской Федерации, на территории которого она образована.
Адвокатская палата образуется учредительным собранием (конференцией) адвокатов.
Адвокатская палата является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также имеет печать, штампы и бланки со своим наименованием, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого она образована.
Адвокаты не отвечают по обязательствам адвокатской палаты, а адвокатская палата не отвечает по обязательствам адвокатов.
Адвокатская палата подлежит государственной регистрации, которая осуществляется на основании решения учредительного собрания (конференции) адвокатов и в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
На территории субъекта Российской Федерации может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов Российской Федерации. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается.
Решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты.
Адвокатская палата не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.
Высшим органом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации является собрание адвокатов. В случае, если численность адвокатской палаты превышает 300 человек, высшим органом адвокатской палаты является конференция адвокатов. Собрание (конференция) адвокатов созывается не реже одного раза в год.
Собрание (конференция) адвокатов считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей членов адвокатской палаты (делегатов конференции).
Решения собрания (конференции) адвокатов принимаются простым большинством голосов адвокатов, участвующих в собрании (делегатов конференции).
Исполнительным (коллегиальным) органом адвокатской палаты является совет адвокатской палаты.
Совет избирается собранием (конференцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 человек из состава членов адвокатской палаты. Собрание (конференция) адвокатов обновляет состав совета один раз в два года не менее чем на одну треть.
В случае неисполнения советом адвокатской палаты требований Закона об адвокатуре полномочия совета могут быть прекращены досрочно на собрании (конференции) адвокатов Внеочередное собрание (конференция) адвокатов созывается советом по требованию одной трети членов адвокатской палаты либо по требованию территориального органа юстиции.
Заседания совета созываются президентом адвокатской палаты по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов совета.
Решения совета принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании, и являются обязательными для всех членов адвокатской палаты.
Кто же, в соответствии с Федеральным законом, может быть адвокатом?
Адвокатом является лицо, получившее в установленном Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.
Оказывая юридическую помощь, адвокат выполняет следующие Функции:
1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.
Адвокат имеет право оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную Федеральным законом об адвокатуре.
Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступить только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.
Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.
Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.
Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальном реестре, порядок ведения которого определяется Правительством Российской Федерации.
Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.
Таким образом, в организации адвокатской деятельности произошли самые существенные изменения, так как российское общество вышло на новый этап развития в области экономики и права. Хотя ранее существовавшие законодательные акты более или менее реально действовали в условиях социалистического строя и включенные в них пункты, основанные на международном праве, действующем и по настоящее время, приносили хоть какие-нибудь ощутимые результаты, эти положения так и не заработали в полную силу, которой требовало жесткая реальность. К тому же власть и сама толком не понимала, кто она есть и что ей вообще нужно, тем более что страна стала жить по принципу «что не запрещено, то можно», поэтому приобретенные на определенном этапе исторического развития полномочия и преобразования адвокатской деятельности благодаря новому Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» пришлись как никогда к стати.
Глава 2. Понятие и признаки адвокатской деятельности в России
2.1 Понятие и особенности адвокатской деятельности
Каждый человек, будучи членом общества, рано или поздно ощущает потребность в разрешении конфликта интересов, в которые он так или иначе вовлечен. Для справедливого разрешения конфликтных ситуаций защиту частных интересов должны осуществлять профессионалы, занимающиеся адвокатской деятельностью.
Адвокатской деятельностью, как сказано в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 23. - Ст. 2102; 2003. - № 44. - Ст. 4262; 2004. - № 35. - Ст. 3607; № 52 (ч.1). - Ст. 5267. (далее Закон), «является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката» в порядке, установленном Законом (п.1 ст.1 - Кроме того, деятельность адвоката регламентируется соответствующими процессуальными законами и другими нормативными актами).
Как видно из легального определения, она представляет собой деятельность по оказанию юридической помощи в самом широком ее понимании. Несмотря на то, что адвокатская деятельность осуществляется преимущественно в частных интересах, в целом она носит публичный характер, так как обеспечивает действенность правового регулирования и служит установлению особого баланса между политическими реалиями в обществе и предписаниями законов. Публичный характер, собственно, и отличает адвокатскую деятельность от предпринимательской, целью которой является систематическое извлечение прибыли. Более того, несмотря на то, что соглашение об оказании правовой помощи регламентируется нормами гражданского права, деятельность адвоката и статус адвокатуры установлены правом публичным.
Именно адвокатская деятельность призвана обеспечить гарантируемое статьей 48 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., право каждого на получение квалифицированной юридической помощи Российская газета. - 1993. - 25 дек. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 152; № 7. - Ст. 676; 2001. - № 24. - Ст. 2421; 2003. - № 30. - Ст. 3051; 2004. - № 13. - Ст. 1110; 2005. - № 42. - Ст. 4212.
Некоторой схожестью с адвокатами обладают юрисконсульты, юридические фирмы, правозащитные организации и прочие общественные объединения, однако именно адвокатская деятельность осуществляется профессиональными адвокатами, то есть лицами, прошедшими специальную подготовку, получившими в установленном Законом порядке статус адвоката и являющимися членами корпорации адвокатов. Корпоративность - один из существенных признаков адвокатуры. Юрист, сдавший квалификационный экзамен и принесший присягу, не может осуществлять полномочия адвоката, не работая ни в одной из предусмотренных организационных форм адвокатских образований.
Являясь независимым советником по правовым вопросам, адвокат должен соответствовать своему социальному назначению, а следовательно, адвокатская деятельность должна быть единственным занятием для адвоката. Исключение составляет преподавательская и научная деятельность (п.1 ст. 2 Закона), которая, как думается, должна содействовать подготовке квалифицированных кадров адвокатов. Особую роль в этой связи международное сообщество отводит профессиональным ассоциациям адвокатов Основные положения о роли адвокатов. Приняты Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений (август 1990 г., Нью-Йорк) // Советская юстиция. 1991. № 20. С. 19..
В Законе об адвокатской деятельности, как и в Положении об адвокатуре РСФСР, субъектом оказания юридической помощи называется член адвокатского образования, вместе с тем основой старой адвокатуры были коллегии адвокатов, что нельзя назвать правильным, ибо адвокатура не абстракция, а объединение индивидов и нельзя рассматривать адвокатуру вне определенного типа личности. Исходя из того, что юридическую помощь оказывают непосредственно адвокаты, новое законодательство, собственно, их и называет основой адвокатуры.
Свое благородное предназначение адвокатская деятельность в самом полном смысле проявляет именно в отношениях, связанных с представительством интересов граждан.
Понятие адвокатской деятельности в российском законодательстве дается впервые. В существовавшем ранее Положении об адвокатуре РСФСР такого понятия не имелось, что приводило к довольно широкому толкованию адвокатского участия в жизни общества.
В соответствии с Законом основными признаками адвокатской деятельности являются:
а) оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам (доверителям);
б) оказание такой помощи лицами, работающими на профессиональной основе;
в) лица, оказывающие юридическую помощь, должны иметь статус адвоката, полученный в порядке, установленном Законом;
г) целями этой деятельности должны быть:
защита прав, свобод и интересов доверителей;
обеспечение доступа к правосудию.
Только наличие в деятельности одновременно всех указанных четырех признаков дает основание к признанию ее адвокатской.
Не может быть признана адвокатской деятельность, не связанная с квалифицированной юридической помощью (например, регистрация предприятий в регистрационных органах, хождение по инстанциям с целью получения различных документов или их копий, участие в переговорах, не несущих в себе квалифицированного правового характера, выполнение иных поручений доверителей неюридического характера, в том числе дача экономических, финансовых и иных, не основанных на законодательных нормах разъяснений и консультаций и т.д.). Не является адвокатской деятельность, хотя и связанная с оказанием квалифицированной юридической помощи, однако оказываемая лицами, не имеющими статуса адвоката, полученного в установленном настоящим Законом порядке. Не является также адвокатской деятельность, если она осуществляется лицом, имеющим статус адвоката, однако не связана с защитой прав, свобод и интересов заявителей, а также обеспечением доступа к правосудию. К примеру, не может быть признана адвокатской деятельность (даже если ее и выполняет адвокат), связанная с частной детективной работой, охраной своего доверителя, наведением справок коммерческого характера о партнере клиента, выполнением других технических, вспомогательных, организационных, распорядительных, административных функций в интересах доверителя. Выполнять подобные обязанности на платной основе адвокат в соответствии с п. 1 ст. 2 настоящего Закона не вправе.
2.2 Принципы адвокатской деятельности
Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Это значит, что ее целью не может быть извлечение прибыли. Все доходы адвокатского объединения или отдельного адвоката являются по своей правовой природе не результатом коммерческой или иной предпринимательской деятельности, а вознаграждением, выплачиваемым клиентом. В структуре бухгалтерского баланса адвоката должно отсутствовать указание на прибыль. Адвокат не должен регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Соответственно на адвоката не распространяются нормы гражданского, налогового и иных видов законодательства, касающиеся предпринимательской деятельности гражданина.
В новом Законе сделана попытка четко разграничить все виды юридической помощи, т.е. названы виды юридической помощи, которые не отнесены к адвокатской деятельности в силу настоящего Закона. Это юридическая помощь, оказываемая работниками юридических служб организаций, работниками органов государственной власти и местного самоуправления, участниками и работниками юридических фирм, индивидуальными предпринимателями и другими. Тем самым законодатель приблизился к разрешению проблемы, связанной с механизмом реализации конституционных требований о гарантиях права каждому на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ). Длительное время реализацию данной нормы пытались возложить только на негосударственную структуру - адвокатское объединение.
Подобное разграничение имеет весьма важное практическое значение, особенно при решении возникающих вопросов об оказании бесплатной юридической помощи. Закон регламентирует лишь ту бесплатную юридическую помощь, которая входит в адвокатскую деятельность. Это:
а) участие адвоката в качестве защитника по делам в уголовном судопроизводстве, где участие защитника обязательно (т.е. там, где: подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним; подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществить свое право на защиту; подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу; лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни; уголовное дело подлежит рассмотрению с участием присяжных заседателей; обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в порядке, установленном гл. 40 Уголовно процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 52 (ч.1). - Ст. 4921; 2002. - № 22. - Ст. 2027; № 30. - Ст.3015; № 30. - Ст. 3020; № 30. - Ст. 3029; № 44. - Ст. 4298; 2003. - № 27 (ч.1). - Ст. 2700; № 27 ( ч. 1). - Ст. 2706; № 27 (ч.2). - Ст. 2708; № 28. - Ст. 2880; № 50. - Ст. 4847; 2004. - № 17. - Ст. 1585; № 27. - Ст. 2711; № 49. - Ст. 4853; 2005. - № 1 (ч.1). - Ст. 13; № 23. - Ст. 2200; 2006. - № 3. - Ст. 277; № 10. - Ст. 1070; № 23. - Ст. 2379; № 28. - Ст. 2975; № 28. - Ст. 2976; № 31 (ч.1.). - Ст. 3452 (особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением), - ст. 51 УПК РФ;