Рефераты

Реализация права граждан на оружие в РФ

Реализация права граждан на оружие в РФ

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос реализации прав граждан на оружие в России всегда был в центре внимания государства и общества, потому что этот вопрос носит социальный характер, правоотношения в этой сфере подлежат особому комплексу регулирования.

На протяжении последних лет в России на базе конституционных положений интенсивно формировалась и была создана достаточно стройная система законодательства об оружии. Она объединяет нормативные правовые акты различной юридической силы, включающие в себя наряду с конституционными положениями нормы федеральных законов, других нормативных актах федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, государственной власти и управления, нормативные акты, издаваемые министром обороны и его заместителями, другими министерствами и ведомствами, определяющие общие и специальные обязанности и права граждан в обороте оружия.

Основным правовым актом, регламентирующим оборот и право на оружия в Российской Федерации, является Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» Об оружии: Федеральный закон [от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 29.03.2010)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 51. - Ст. 5681. Этим законом введено новое для российского законодательства понятие «оборот оружия», включающее производство, продажу, передачу, приобретение, учет, хранение, ношение, транспортировку, использование, изъятие и уничтожение, экспорт и импорт оружия, а также ввоз единичных экземпляров оружия на территорию Российской Федерации и их вывоз из Российской Федерации. В законе об оружии сформулированы соответствующие правила поведения во всех указанных сферах, уточнена структура общественных отношений, включая отношения в сфере торговли оружием, его коллекционирования, экспонирования и перевозки, за исключением экспорта и импорта оружия.

Понятия, включенные в «оборот оружия», подразумевают хотя и взаимосвязанные, однако достаточно самостоятельные сферы взаимодействия лица и оружия, каждая из которых нуждается в детальном правовом регулировании и охране. Наиболее общие вопросы этого регулирования отражены в законе об оружии. Так, закон устанавливает основные категории субъектов, имеющих право на приобретение оружия, основные требования к порядку продажи оружия. Однако очевидно, что более подробное правовое регулирование этих сфер может быть осуществлено только на основе иных нормативных актов, прежде всего применительно к различным видам оружия и категориям граждан, участвующим в его обороте.

Закон об оружии определяет общие права и обязанности всех граждан в сфере оборота оружия. Кроме того, он отмечает, что отдельные вопросы оборота, специальные права и обязанности граждан регламентируются иными правовыми актами.

Важное значение в регулировании общественных отношений по обороту отдельных видов оружия, предметов и веществ, представляющих повышенную опасность, принадлежит указам, распоряжениям и другим актам, издаваемым Президентом Российской Федерации.

Решение конкретных вопросов определения содержания общих прав и обязанностей граждан в сфере оборота оружия отнесены законом об оружии к компетенции Правительства РФ. Так, основные правила оборота служебного и гражданского оружия, порядок ведения государственного кадастра оружия, иные вопросы правил оборота оружия регламентированы постановлениями и другими актами Правительства РФ О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации: постановление правительства [от 21.07.1998 №814 (ред. от 04.03.2010 )] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998.- № 32.-Ст.3878.

Конституция Российской Федерации гарантирует основные права и свободы граждан Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газета. - 1993. - 25 декабря.. Так например на защиту своих прав и свобод, в следствии чего у большинства насиления возникает вопрос, чем реализовать данное право в конкретной ситуации самообороны?

Закон позволяет гражданам Российской Федерации владеть оружием, но не позволяет свободного ношения оружия - это то и стало камнем предкновения всех дебатов о данном праве граждан.

По решению вопросов в данной правовой сфере государство разделилось на два лагеря, на тех кто за легализацию ношения огнестрельного оружия и на тех кто против. И те и другие апилируют статистическими данными разных зарубежных стран, с разной правовой базой на разрешение приобретения и использования гражданского оружия.

Что же касаеться России, в последнее время на страницах газет и журналов с пугающей частотой стали появляться статьи о неправомерном применении оружия. С оружием в руках разбираются с виновниками ДТП, пытаются уладить бытовые неурядицы, решить проблемы неразделенной любви, продемонстрировать окружающим свою власть и т.д. Серьезные последствия неправомерного применения оружия, как для его владельца, так и для человека, в отношении которого оружие было применено.

Данная тема всегда актуальна, так как оружие своей историей неразрывно связанна с историей развития человека, общества и государства.

В России на почве споров последних лет о легализации ношения огнестрельного короткоствольного оружия эта тема приобретает особый интерес и вовлекает в свое обсуждение большую аудиторию граждан.

Объектом иследования данной работы являеться правовое регулирование оборота оружия.

Предметом работы являеться право на оружие.

Целью работы являеться иследование правовых отношений в области реализации гражданами права на оружие. Анализ законодательства регламентирующего право на оружие.

Достижение указанной цели осуществляеться посредством решений следующих задач:

- иследование сущьности оружия и его видов;

- изучение права на гражданское оружие и применение его в целях самообороны;

- анализ законодательства регламентирующий правоотношения в области оборота и контроля оружия.

Теоретической основой исследования явились труды российских ученых - специалистов в области оборота оружия, исследовавших проблемы в этой сфере правоотношений между государством и обществом.

Методологическую основу работы составляют совокупность научных приемов и методов исследования явлений и процессов, в том числе, такие как формально - логический, структурно - функциональный, метод сравнительных исследований и другие методы научного познания.

Структура работы и ее содержание обусловлены ее предметом, целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Глава I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОРУЖИЯ, ПРАВО НА ОРУЖИЕ

1.1 Общее понятие и виды оружия

Под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, не имеющие хозяйственно-бытового назначения, являющиеся специфическими источниками повышенной опасности, исправные и годные к использованию по назначению или если их возможно привести в пригодное состояние Дикаев С. У. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.- Уфа, 1998.-с.217.

В соответствии с Федеральным законом «Об оружии» в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам оно подразделяется на гражданское, служебное и боевое ручное стрелковое и холодное Об оружии: Федеральный закон [от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 29.03.2010)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 51. - Ст. 5681.

Нам представляется, что необходимо сделать анализ того, какую роль играло оружие в жизни человеческого общества, как протекал процесс осознания общественной опасности его бесконтрольного оборота и, как следствие указанного процесса, как возникло и развивалось законодательство об ответственности за запрещенные действия с оружием.

В эпоху разложения первобытного строя каждый взрослый мужчина племени был воином, охотником и являлся собственником изготовленного и употребляемого им оружия Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1989. С. 164..

Образование государства у каждого народа имело свою специфику.

Однако у целого ряда народов война, не будучи решающим фактором возникновения государства, убыстряла процесс его появления и утверждения, поскольку для господства над завоеванными территориями родовой строй не давал необходимых средств Иванов С.А. История государства и права зарубежных стран (рабовладельческое и феодальное государство и право.- М., 1980.- С. 79.

В данном случае оружие народа-победителя (уровень развития оружейного ремесла, наличие оружия у каждого мужчины, умение им эффективно пользоваться и т. д.) наряду с хорошей военной организацией внесло свой весомый вклад в этот процесс.

Разложение первобытнообщинного строя и возникновение государства ознаменовало начало новой эпохи в истории человечества, в которой оружию отводилось важное место, но вместе с тем отпала необходимость иметь его всем членам общества Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. - В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986, - с.21..

С возникновением государства место вооруженного народа, защищавшего себя собственными силами, занимает вооруженная «публичная власть», которая была подчинена государственным органам, а следовательно, могла быть применена и против самого народа.

Государство создает армию, полицию, которые уже не совпадают с ополчением свободных людей.

Универсальным инструментом, с помощью которого государство регулирует разнообразные общественные отношения, становится право. В этой связи огромный интерес для изучения представляют правовые нормы, посвященные регламентации вопросов изготовления, приобретения, хранения, использования и т. д. (оборота) оружия, а равно и нормы, запрещающие различные действия с ним.

В памятниках права эпохи раннего феодализма оружие преимущественно упоминается как средство совершения преступлений против жизни и здоровья. Поэтому, защищая указанные блага, эти правовые акты содержали не только запреты на причинение вреда жизни и здоровью с помощью оружия, но и предусматривали ответственность за нападение на другого человека «с обнаженным мечом», даже если виновный был задержан и не причинил никому ран и увечья.

Иначе стали подходить к данной проблеме в средневековых городах. Города в Европе в ту эпоху были центрами ремесла и торговли. В них изготавливали и продавали разнообразные товары, в том числе и оружие. Всякий горожанин имел возможность его купить, хранить, использовать, тем более что мужское население городов должно было участвовать в войнах на стороне своего сюзерена. Впоследствии города стали опорой короля в его борьбе с феодальным сепаратизмом, поставляя вооружение, деньги и дополнительную военную силу (городское ополчение) Иванов С.А. История государства и права зарубежных стран (рабовладельческое и феодальное государство и право.- М., 1980.-с.156.

Но горожане добивались, прежде всего, мира и безопасности для себя, своей семьи, собственности и своего ремесла.

Так появились запреты ходить ночью в городе «с ножом или иным оружием», браться за оружие вне стен своего дома для помощи друзьям.

В некоторых городах вообще запрещалось появляться внутри стен города с висящим на поясе кинжалом, «который называется stechen mezzer», и тем более носить его «скрыто и воровски (furtive) в сапоге или в другом месте». В последнем случае виновный мог даже лишиться руки.

Буржуазное государство, столкнувшись с необходимостью обеспечить не только «свободу, равенство, братство», но и безопасность всем членам общества, неоднозначно «относилось» к проблеме вооруженности своих граждан.

В отдельных странах граждане получили право свободного владения оружием. Это было необходимо на этапе совершения буржуазно-демократических революций, в случае борьбы за независимость государства или явилось следствием предоставления гражданам большей степени свободы.

Так, вторая поправка к Конституции США позволила гражданам носить оружие, поскольку «для безопасности свободного государства необходимо хорошо организованное свободное ополчение» Конституции зарубежных государств: США. Великобритания. Франция. Германия. Италия. Япония. Канада. М., 1996..

А Конституция Мексики 1857 г. содержала ст. 10, в которой говорилось, что каждый гражданин имеет право «владеть оружием и носить его в целях безопасности и законной защиты...» Афанасьев И.А. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. -М., 1973.-с.45.

Подобная ситуация не могла продолжаться долго. Прямым следствием стихийного, находящегося вне социального контроля оборота оружия стали рост числа вооруженных преступлений, постоянная потенциальная угроза мятежей и беспорядков, многочисленные несчастные случаи, сопровождавшиеся человеческими жертвами и причинением значительного материального ущерба, которые были результатом нарушения правил хранения, перевозки, использования оружия и других действий с ним.

В результате различные государства стали принимать законы, запрещающие или в какой-то степени ограничивающие свободный оборот оружия и предусматривающие ответственность в случае нарушения установленных запретов или ограничений.

Например, «Акт о поддержании публичного порядка», принятый в Англии 18 декабря 1936 г., запрещал любому лицу, которое присутствует на публичном митинге или участвует в публичной процессии, иметь при себе оружие. Виновный в нарушении данного запрета мог быть приговорен к тюремному заключению на срок не свыше 3 месяцев или к штрафу, не превышающему 500 фунтов.

Настоящим бичом для многих стран мира в послевоенные годы стал терроризм. Убийства руководителей государств и видных общественных деятелей, многочисленные захваты воздушных судов, взрывы в многолюдных местах -- вот далеко не полный перечень преступлений, совершенных террористами за последние десятилетия. И необходимым условием их совершения было наличие у преступников современного оружия.

В Великобритании в этой связи был принят закон, предусматривающий наказание в виде лишения свободы на срок до 14 лет за незаконное владение оружием.

Даже в США -- государстве, в котором «право народа хранить и носить оружие не подлежит ограничениям», и федеральное уголовное законодательство, и уголовное законодательство отдельных штатов содержат статьи, предусматривающие ответственность за «уголовно-наказуемое владение, применение и сбыт оружия».

При этом в настоящее время в целом по США имеется около 20 тыс. нормативных актов, в той или иной степени ограничивающих право американцев на ношение и приобретение оружия.

Развитие российского законодательства, запрещающего свободный оборот оружия, безусловно, имеет свою специфику, но и в нем прослеживается общемировая тенденция постепенного ограничения свободного обращения оружия при постепенном усилении ответственности за его незаконный оборот Кудашов В. Н. Российские правовые традиции борьбы с нелегальным оборотом оружия.- Юрид. Вестн, 2000.- № 18.- с. 56--58.

Для современного российского уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот оружия характерны подробная регламентация запрещенных действий с оружием, системность норм и их бланкетный характер.

Ныне действующий уголовный кодекс продолжил развитие норм об ответственности за незаконный оборот оружия. Причем, по мнению некоторых авторов, УК РФ 1996 г. сохранил исторически сложившийся к моменту его принятия набор видов преступных деяний, связанных с незаконным оборотом оружия.

Эти нормы находятся в разных главах особенной части уголовного кодекса. Так, уголовная ответственность за «простую» контрабанду оружия без квалифицирующих признаков предусмотрена ч. 2 ст. 188 УК РФ (гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности»).

Ряд статей о воинских преступлениях (гл. 33) также содержит составы уголовно-наказуемых действий с оружием: умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 346 УК РФ), уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности (ст. 347), утрата военного имущества (ст. 348) и нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (ст. 349 УК РФ). Однако большую часть преступлений в сфере незаконного оборота оружия составляют общественно опасные деяния, ответственность за совершение которых предусмотрена статьями гл. 24 «Преступления против общественной безопасности». Основные составы незаконного оборота оружия закреплены в ст. 222, 223 и 226 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Анализируемые уголовно-правовые нормы нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Во-первых, их необходимо привести в полное и точное соответствие с законодательством об оружии.

Кроме того, данные нормы должны выступать надежным и эффективным инструментом правоохранительных органов в их борьбе с незаконным оборотом оружия, поэтому изменения и дополнения должны учитывать потребности этого процесса (следует ужесточить санкции за совершение запрещенных действий с оружием, расширить предмет преступления и т. д.).

Правовой режим оружия должен создавать благоприятные условия для законного владения оружием, его использования и, по возможности, свести к минимуму нелегальный оборот оружия, а тем более его применение в преступных целях.

Полученные выводы позволят сделать в дальнейшем подробный анализ действующих уголовно-правовых норм об ответственности за незаконный оборот оружия и разработать обоснованные рекомендации по их совершенствованию.

Оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на:

1) гражданское;

2) служебное;

3) боевое ручное стрелковое и холодное.

К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты. Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. Гражданское оружие подразделяется на:

1) оружие самообороны:

Оружие самообороны - совокупность видов оружия и иных технических средств, которые на законном основании могут быть использованы лицом для защиты жизни и здоровья лиц, чья жизнь или здоровье подвергаются угрозе в результате преступного посягательства или иных обстоятельств.

В силу конструктивных особенностей оружие, относимое к категории оружия самообороны, имеет относительно слабое поражающее действие, выраженное, как правило, в нанесении легких или средней тяжести травм лицу или объекту животного мира, против которого оно может быть применено. С позиций прав человека и прав животных использование оружия самообороны на законных основаниях предполагает устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью без нанесения дополнительного неоправданного вреда жизни или здоровью лица или объекта животного мира, против которого оружие самообороны применяется. Однако, несмотря на конструктивные особенности, оружие самообороны может быть использовано для нападения, в том числе и преступного. Случаи использования оружия самообороны в преступных целях нередки, публикации о них время от времени появляются в средствах массовой информации.

К оружию самообороны относятся:

- огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия, соответствующими норма;

Министерства здравоохранения Российской Федерации;

- огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия, соответствующими нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации;

- газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации;

- электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации;

2) Спортивное оружие - огнестрельное гражданское оружие, предназначенное для занятий спортом: огнестрельное с нарезным стволом; огнестрельное гладкоствольное; холодное клинковое; метательное; пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж;

3) Охотничье оружие - оружие, совокупность моделей, марок и образцов огнестрельного и холодного оружия, предназначенного для добывания дичи в промысловых или любительских целях. К охотничьему может относиться огромное количество типов оружия, используемого охотниками в различных странах, для охоты на различных животных, в различные исторические периоды. При этом, в большинстве стран установлены определённые ограничения на использования того или иного оружия в качестве охотничьего.

В Российской Федерации охотничье оружие: огнестрельное с нарезным стволом; огнестрельное гладкоствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм; огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами; пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж; холодное клинковое;

4) сигнальное оружие; сигнальное оружие по способу подачи сигналов может подразделяться на оружие: для подачи звуковых сигналов (стартовые пистолеты), для подачи световых сигналов (пистолеты, ракетницы), а также для подачи дымовых сигналов (например, дымовые шашки);

5) холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации.

Так же к гражданскому оружию можно отнести наградное оружие. Наградное оружие - гражданское, боевое короткоствольное ручное стрелковое и холодное оружие, полученное гражданами Российской Федерации в качестве награды на основании указа Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, наградных документов глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств, а также на основании приказов руководителей государственных военизированных организаций.

Разрешение на хранение и ношение наградного оружия гражданами Российской Федерации выдается органами внутренних дел по месту жительства. Для получения указанного разрешения граждане Российской Федерации, не являющиеся военнослужащими и сотрудниками государственных военизированных организаций, обязаны предоставить в органы внутренних дел медицинское заключение, предусмотренное статьей 13 настоящего Федерального закона.

Виды, типы, модели боевого короткоствольного ручного стрелкового и холодного оружия, которым могут награждаться граждане Российской Федерации, а также порядок награждения указанным оружием устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Продажа, дарение и наследование боевого короткоствольного ручного стрелкового наградного оружия не допускаются Об оружии: Федеральный закон [от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 29.03.2010)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 51. - Ст. 5681.

Огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, указанное в пунктах 1, 2 и 3, граждане Российской Федерации имеют право приобретать в целях самообороны без права ношения. Спортивное и охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие и охотничье пневматическое оружие имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которые имеют охотничьи билеты или членские охотничьи билеты.

К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (юридические лица с особыми уставными задачами).

К служебному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, а также огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие. Служебное оружие должно исключать ведение огня очередями, нарезное служебное оружие должно иметь отличия от боевого ручного стрелкового оружия по типам и размерам патрона, а от гражданского - по следообразованию на пуле и гильзе. Емкость магазина (барабана) служебного оружия должна быть не более 10 патронов. Пули патронов к огнестрельному гладкоствольному и нарезному короткоствольному оружию не могут иметь сердечников из твердых материалов. Патроны к служебному оружию должны соответствовать требованиям государственных стандартов Российской Федерации.

К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Федерального агентства специального строительства, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной таможенной службы, Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, войск гражданской обороны (далее - государственные военизированные организации), а также изготавливаемое для поставок в иностранные государства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Образцы боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, конструктивные параметры которых относительно уже принятых на вооружение аналогов не увеличивают их поражающую силу, а также холодное оружие принимаются на вооружение руководителями государственных военизированных организаций в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

1.2 Право на гражданское оружие

Как свидетельствует практика, легальное владение огнестрельным оружием не является фактором, способствующим росту преступности, а наоборот - нередко ведет к ее снижению, в то время как недостаток объективной информации нагнетает страхи, связанные с оружием. Но практика разных стран отличается друг от друга.

Газовые пистолеты и револьверы, огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства, сигнальное оружие и холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, граждане Российской Федерации имеют право приобретать на основании лицензии с последующей их регистрацией в двухнедельный срок в органах внутренних дел по месту жительства. В лицензии допускается регистрация не более пяти единиц перечисленных выше типов оружия. Лицензия выдается органом внутренних дел по месту жительства гражданина Российской Федерации и одновременно является разрешением на хранение и ношение оружия. Срок действия лицензии пять лет, данный срок может быть продлен.

Конструктивно сходные с оружием изделия, пневматические винтовки, пистолеты и револьверы с дульной энергией не более 3 Дж, сигнальные пистолеты и револьверы калибра не более 6 мм и патроны к ним, которые по заключению Министерства внутренних дел Российской Федерации не могут быть использованы в качестве огнестрельного и газового оружия, приобретаются без лицензии и не регистрируются.

Охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет. При этом право на приобретение данного оружия имеют указанные категории граждан при условии, что они не совершили правонарушений, связанных с нарушением правил охоты, производства оружия, торговли оружием, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования или экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия. Перечень профессий, дающих право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Общее количество приобретенного гражданином Российской Федерации охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом не должно превышать пять единиц, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия - пять единиц, за исключением случаев, когда перечисленные виды оружия являются объектом коллекционирования.

Охотничье холодное клинковое оружие имеют право приобретать граждане Российской Федерации, имеющие разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия. Охотничье холодное клинковое оружие регистрируется торговым предприятием при продаже этого оружия в документе, удостоверяющем право на охоту.

Приобретенные гражданином Российской Федерации огнестрельное длинноствольное оружие, а также охотничье пневматическое оружие подлежат регистрации в органе внутренних дел по месту жительства в двухнедельный срок со дня их приобретения.

При регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства выдается разрешение на его хранение, а при регистрации охотничьего огнестрельного и пневматического оружия, а также спортивного или охотничьего гладкоствольного длинноствольного оружия - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Срок действия разрешения может быть продлен органами внутренних дел по заявлению гражданина.

Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление по установленной форме, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации.

Лица, приобретающие впервые огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие самообороны, огнестрельное бесствольное оружие самообороны, газовые пистолеты и револьверы, сигнальное оружие, за исключением лиц, имеющих разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, обязаны по месту жительства пройти проверку знания правил безопасного обращения с оружием по программе, которую определяет Министерство внутренних дел Российской Федерации. Лица, впервые приобретающие спортивное огнестрельное гладкоствольное оружие и охотничье оружие, при получении документа, удостоверяющего право на охоту, также обязаны по месту жительства пройти проверку знания правил безопасного обращения с оружием в организациях, которым предоставлено такое право Правительством Российской Федерации, по программе, согласованной с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, награжденные боевым ручным стрелковым оружием, приобретают патроны к нему взамен израсходованных в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с соответствующими государственными военизированными организациями.

Лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации:

- не достигшим возраста, установленного Законом;

- не представившим медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием;

- имеющим судимость за совершение умышленного преступления;

-отбывающим наказание за совершенное преступление;

- совершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или установленный порядок управления;

- не имеющим постоянного места жительства;

- не представившим в органы внутренних дел документы, подтверждающие прохождение проверки знания, правил безопасного обращения с оружием и другие документы, указанные в Законе.

Лицензии на приобретение оружия не выдаются гражданам Российской Федерации:

а) при наличии у них хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;

б) больным алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией;

в) имеющим остроту зрения с коррекцией ниже 0,5 на одном глазу и ниже 0,2 на другом или 0,7 на одном глазу при отсутствии зрения на другом;

г) при наличии других оснований, предусмотренных Законом.

Вопросы о выдаче лицензий гражданам Российской Федерации, страдающим эпилепсией или выраженными формами пограничных психических расстройств, рассматриваются в индивидуальном порядке Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Иностранные граждане могут приобретать на территории Российской Федерации гражданское оружие по лицензиям, выданным органами внутренних дел на основании ходатайств дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации, гражданами которых они являются, при условии вывоза ими оружия из Российской Федерации не позднее пяти дней со дня приобретения оружия.

Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно иностранные граждане имеют право приобретать на территории Российской Федерации без получения лицензии.

Спортивное и охотничье оружие может ввозиться иностранными гражданами на территорию Российской Федерации при наличии приглашения юридического лица, имеющего лицензию на охоту, контракта на охоту с указанным юридическим лицом или приглашения для участия в спортивных мероприятиях и соответствующего разрешения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Указанное оружие должно быть вывезено из Российской Федерации в сроки, установленные контрактом или приглашением.

Запрещаются ввоз на территорию Российской Федерации и использование на территории Российской Федерации всех видов, типов и моделей оружия иностранными гражданами в целях обеспечения личной безопасности, защиты жизни и здоровья других граждан, их собственности, сопровождения грузов и в иных целях, не указанных выше, если это не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Нарушение иностранными гражданами сроков вывоза оружия из Российской Федерации, а также порядка его ввоза на территорию Российской Федерации и использования на территории Российской Федерации влечет изъятие и конфискацию оружия в установленном порядке.

Согласно п. 2.1 Инструкции о порядке выдачи охотничьих билетов и учета охотников на территории Российской Федерации О выдаче удостоверений на право охоты: приказ Минсельхозпрода Российской Федерации [от 25 мая 1998 № 302] // Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 1998.-№ 18, выдачу охотничьих билетов и охотничьих билетов иностранного охотника осуществляет Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов

Минсельхозпрода России и его территориальные подразделения.

Охотничий билет (охотничий билет иностранного охотника) выдается после сдачи испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим оружием. Охотничий билет выдается по месту постоянного жительства сроком на 5 лет и подлежит обязательной ежегодной регистрации в органах, выдавших его, до 31 марта. Без отметки о регистрации охотничий билет признается недействительным.

Охотничий билет иностранного охотника выдается по месту проведения охоты на срок действия контракта или приглашения на охоту. Учитывая требование статьи 13 федерального закона Об оружии: Федеральный закон [от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 29.03.2010)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 51. - Ст. 5681, предусматривающее право приобретения гражданами Российской Федерации огнестрельного оружия с 18-летнего возраста, охотничьи билеты на право охоты с огнестрельным оружием выдаются гражданам Российской Федерации, достигшим 18-летнего возраста. В субъектах Российской Федерации, где законодательными органами снижен возраст, по достижении которого разрешено использование охотничьего огнестрельного оружия, охотничьи билеты на право охоты с огнестрельным оружием выдаются по достижении установленного для владения огнестрельным оружием возраста.

Основанием для рассмотрения вопроса о выдаче охотничьего билета служит заявление гражданина Российской Федерации по установленной форме и документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации. Основанием для выдачи охотничьего билета иностранного охотника служит заявление организующей охоту стороны, копии контракта или приглашения на охоту и разрешения МВД России на ввоз оружия на территорию Российской Федерации.

По истечении срока действия охотничий билет подлежит замене. Основанием для замены является заявление установленной формы и имеющийся охотничий билет. Заявление о замене охотничьего билета подается за 30 дней до истечения срока его действия. Новый охотничий билет выдается в течение 30 дней со дня подачи заявления.

Заявление о выдаче охотничьего билета иностранного охотника подается за 10 дней до прибытия иностранного охотника. По истечении срока действия охотничий билет иностранного охотника сдается по месту его получения в 10-дневный срок. При перемене места жительства охотник должен сняться с учета в организации, выдавшей билет, и в двухнедельный срок встать на учет по новому месту постоянного жительства.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты