Рефераты

Реализация права граждан на оружие в РФ

p align="left">Возвращенные охотничьи билеты (охотничьи билеты иностранного охотника) подлежат уничтожению путем сожжения. Уничтожение производится специальной комиссией, назначаемой приказом руководителя территориального подразделения Охотдепартамента. Об уничтожении охотничьих билетов (охотничьих билетов иностранного охотника) составляется акт.

Бланки охотничьих билетов и охотничьих билетов иностранного охотника являются документами строгой отчетности. Регистрация выдаваемых охотничьих билетов и охотничьих билетов иностранного охотника производится в книгах установленной формы, которые должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены подписью руководителя территориального подразделения Охотдепартамента и печатью этого подразделения.

Охотник обязан Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон [ от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ] // Собр. Законодательства Рос. Федерации.-2009.- № 30.- Ст.3735:

1) во время охоты, при транспортировке продукции охоты, продаже или сдаче ее заготовительным организациям предъявлять охотничий билет по требованию должностных лиц органов управления охотничьим хозяйством, государственных инспекторов охраны природы, лесной и рыбной охраны, охраны особо охраняемых природных территорий, сотрудников МВД, работников охотничьих хозяйств и общественных охотинспекторов;

2) знать и выполнять правила охоты, соблюдать технику безопасности на охоте и при обращении с охотничьим оружием;

3) хранить оружие, патроны и боеприпасы в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц;

4) осторожно обращаться с огнем в лесу;

5) при перемене места жительства сняться с учета в организации, выдавшей охотничий билет, и встать на учет по месту нового жительства.

Приобретение гладкоствольных ружей в целях самообороны без права ношения, только хранение в пределах жилища. Федеральный закон установил жесткие тактико-технические характеристики огнестрельного оружия. В соответствии с федеральным законом Об оружии: Федеральный закон [от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 29.03.2010)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 51. - Ст. 5681 оно должно исключать ведение огня очередями, иметь емкость магазина (барабана) более 10 патронов. Гладкоствольные ружья крайне неудобны именно для самообороны. В связи с этим востребованным оружием самообороны, запрещенным к использованию, является "обрез". Таким образом, права на ношение огнестрельного оружия в России нет.

Имеет ли гражданин право защищать свою жизнь и имущество с оружием в руках? Данный вопрос - причина неизменно жарких дебатов, в которые вовлечены политики, общественные деятели и население.

В условиях развитой рыночной экономики функции государственной власти сведены к минимуму. Средства производства, земля, недвижимость - их подавляющее количество находится в личной собственности, охрана, спасение своего имущества, средств производства и другой собственности являются делом самого владельца. Каждый гражданин отвечает за сохранность своего имущества и своей жизни, оружие является предметом личной безопасности. Какими бы раздутыми не были штаты правоохранительных органов, в основном свои функции они начинают выполнять после совершенного преступления, когда потерпевшие готовятся к похоронам либо дежурят в реанимации. Никаких оснований полагать, что кто-то может обеспечить повседневную безопасность человека лучше, чем он сам, пока не имеется. Мы выходим из тоталитарного режима, иждивенческие настроения заканчиваются, люди понимают, что никто им ничего не должен.

Задача государства - установить жесткие правила «игры»: разрешение, оформление, торговля, лицензирование, регистрация пред продажей с контрольным отстрелом в присутствии представителей власти и хранением гильзы и пули как "отпечатков пальцев" в пулегильзотеке, порядок хранения, ношения, применения, обучение необходимым навыкам обеспечения личной безопасности и ответственность за нарушение правил, тотальный контроль.

В отдельных странах неактуален вопрос свободного владения оружием; там, если вооружить народ, то вооруженный народ свергнет тоталитарную диктатуру, принцип свободного ношения и хранения оружия имеет отношение как демократия против тоталитарной системы. Вооруженные граждане представляются опасными только тем, кто желает ими править.

Отнять у человека защиту в тех случаях, когда общество ее дать не может, значило бы совершенно уничтожить объективное равенство между людьми. Там, где граждане реально не имеют прав, гарантированных конституцией и международными нормами права, а только те, которые дарует им власть, никакие они не граждане, а подданные, вооружать которых опасно.

Швейцария профессиональную армию заменила прямым вооружением народа. Законы Швейцарии обязывают каждого гражданина хранить дома, как минимум, автоматическую винтовку, которую ему выдает государство.

Вторая поправка Конституции США гласит: «...право людей на хранение и ношение оружия не должно ущемляться» Принята Конгрессом США в 1789 и ратифицирована в 1791 году. Своим конституционным правом пользуются 7 из 10 взрослых американцев, на руках около 150 миллионов единиц оружия. Городское управление г. Кеннесо (Джорджия) обязало глав домашних хозяйств держать, по крайней мере, одну единицу огнестрельного оружия. За 16 лет применения этого акта в городе произошло три убийства: два при помощи ножа (1984 г. и 1987 г.) и одно с использованием огнестрельного оружия (1987 г.).

Тотальный запрет на легальный оборот оружия в России, распространявшийся только на законопослушных граждан, не дал положительного эффекта. С начала 90-х годов преступный мир активно вооружается. Создается ситуация, когда государство, усложняя легальный оборот оружия, облегчает действия бандитов. Официально на руках у населения 4 миллиона единиц гладкоствольного гражданского оружия, по экспертным оценкам, пять миллионов "стволов" в криминальном обороте. В десятки раз возросло число вооруженных преступлений, бандиты не боятся сопротивления, только 13% потерпевших оказывали нападающим сопротивление, в 50% оно было успешным. Криминал разрастается на питательной почве непрофессионализма сотрудников правоохранительных органов, покорности и беспомощности граждан Корецкий Д.А. Оружие: Правовой режим.- г. Ростов - на - Дону.- Издательство "Молот", 1995 год..

Непрофессионализм сотрудников правоохранительных органов: число убитых бандитами милиционеров превышает число бандитов, убитых милиционерами. Коррупция, непрофессионализм правоохранительных органов приводят к появлению у преступников чувства всеобщей безнаказанности. Резерв повышения общественной и личной безопасности - в уравновешивании "черного" оружейного рынка более широким, упрощенным в оформлении легальным оружием.

Первый шаг - это пересмотр отношения к оружию как к вредоносному, опасному предмету ограниченного распространения. Искусственное ограничение оборота оружия в первую очередь сказывается на законопослушных гражданах. Дает дополнительные доходы мафии от нелегальной торговли оружием. Использование легального оружия в контркриминальных целях должно стимулироваться и поощряться и признаваться общественно полезным.

Конституцией России гражданам предоставлено право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газета. - 1993. - 25 декабря.-ст.45 , следовательно, граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам.

Понятия "необходимая оборона" и "крайняя необходимость" раскрываются в Уголовном кодексе Российской Федерации, "действия, направленные на защиту личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, связанные с причинением вреда, в том числе с применением оружия, в состоянии необходимой обороны, не являются преступлением, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны" Уголовный кодекс Российской Федерации [от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с посл. изм. и доп.) ] // Собр. законодательства Рос. Федерации.-1996.-№ 25.-ст. 2954.-ч.1.-ст.37.

Необходимо иметь в виду следующее:

- необходимая оборона является обстоятельством, полностью исключающим преступное деяние;

- деяния, совершенные в состоянии необходимой обороны, являются общественно полезными;

- вследствие осуществления таких деяний посягающему лицу причиняется вред;

- при необходимой обороне защита осуществляется от общественно опасного посягательства, при этом посягательство должно быть наличным и действительным;

- право на необходимую оборону имеют в равной степени все лица, независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти;

- право необходимой обороны граждане могут использовать только в законных пределах.

Применение огнестрельного оружия будет признано незаконным, если степень общественной опасности совершенного правонарушения не соответствует действиям обороняющегося. Действия обороняющегося, причинившего вред посягавшему, не могут считаться совершенными в состоянии необходимой обороны, если вред причинен после того, как посягательство было предотвращено или окончено и в применении средств защиты явно отпала необходимость. В таких случаях ответственность наступает на общих основаниях.

Под термином "крайняя необходимость" понимается деяние, совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей интересам государства, общественным интересам, личности или правам данного лица или других граждан, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Состояние крайней необходимости возникает там и тогда, где и когда сталкиваются два охраняемых законом интереса и сохранение одного (более важного) достигается принесением в жертву другого (менее важного). Лицо, оказавшееся в состоянии крайней необходимости, из двух зол выбирает меньшее и, таким образом, путем сознательного нарушения одного из интересов спасает другой, более важный. Именно поэтому действия, совершаемые в состоянии крайней необходимости, полезны для общества, они абсолютно правомерны и морально оправданы.

Необходимо иметь в виду, что при крайней необходимости опасность должна быть наличной и реальной. Наличной является опасность, которая уже начала воплощаться в форме причинения вреда или созданы реальные условия, при которых охраняемым законом интересам грозит непосредственная или неминуемая опасность. Не является крайней необходимостью мнимая опасность причинения вреда или опасность, которая уже миновала. Кроме того, необходимым является, чтобы опасность нельзя было устранить, не причиняя вреда третьему лицу. В любом случае, при крайней необходимости причиненный вред должен быть менее значительным, чем вред предотвращенный.

Закон не предусматривает обязанности оказать доврачебную помощь лицу, здоровью которого был причинен вред. Однако, «заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года» Уголовный кодекс Российской Федерации [от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с посл. изм. и доп.) ] // Собр. законодательства Рос. Федерации.-1996.-№ 25.-ст. 2954.-ч.2.-ст.125.

Если преступнику было причинено телесное повреждение, то гражданин, применивший оружие, должен оказать доврачебную помощь и незамедлительно сообщить о произошедшем не только в органы внутренних дел, но и в медицинское учреждение. Если гражданин сам не в состоянии оказать медицинскую помощь, то он должен попытаться привлечь проходящих мимо медицинских работников, сотрудников милиции или иных лиц, которые имеют навыки оказания первой медицинской помощи

Кабинетные рекомендации трудно понять юристу в спокойной обстановке, применение оружия гражданами происходит в сложных психологических условиях конфликтной ситуации. Защищающемуся сложно определить, в какой степени представляет общественно опасное деяние угрозу его жизни и здоровью, т.е. определить последствия - смерть или тяжкие телесные повреждения, в экстремальной ситуации, сопряженной с большими физическими и психологическими нагрузками, в условиях реального инцидента нужно предугадать, какие последствия могут наступить от выстрела из оружия в момент его производства, и сопоставить их с угрожающим вредом. Принять ответственное и юридически верное решение: выбор точки прицеливания, боевые характеристики оружия, перемещения нападающего, его экипировки, где основной критерий - соотношение вреда причиненного и вреда предотвращенного. Расплывчатость формулировок, отсутствие конкретных определений отдают решение о правомерности либо неправомерности применения оружия на откуп должностному лицу: следователю, дознавателю, судье, а это питательная среда коррупции, и, как следствие, неуверенность, медлительность и нерешительность, вероятность стать подсудимым порождают боязнь правомерного применения оружия для целей самообороны. По факту применения оружия возбуждается уголовное дело, и оборонявшийся становится подозреваемым и доказывает свою невиновность, а нападавший выглядит жертвой. В судебной практике существует ложный стереотип: оправданно обороняется тот, кто претерпел больший ущерб, чем причинил. Сопоставляется вред, реально причиненный друг другу противоборствующими сторонами. Не совпадают понятия оружия в Законе РФ "Об оружии" и уголовном праве, Уголовный кодекс вообще не содержит определения оружия. Криминологи поддерживают точку зрения об интеграции и развитии отрасли научного знания криминальной армалогии, Армалогия (От лат. Arma - оружие, греч. Logos) - учение, комплексное междисциплинарное учение об оружии его правовом использовании, влиянии на нравы и обычаи в обществе, на групповую и индивидуальную психологию населения, на законопослушное и противоправное поведение отдельных граждан и социальных группКазакова В.А. Вооруженная преступность.- М.: Логос, 2003.-с.65.

Звучат отдельные робкие и оригинальные предложения о поголовном обязательном вооружении военнослужащих, судей, прокуроров, судебных исполнителей, судебных приставов, сотрудников МВД, ФСБ, ФАПСИ, Таможенного комитета, некоторых государственных комитетов и инспекций и т.п. как в период службы, так и при увольнении с правом пожизненного хранения, ношения и использования Корецкий Д.А. Уголовно-правовой режим средств самообороны.- М.: ИКЦ "МарТ", 2002.-56. Абсолютно неясно, почему как из действующего законодательства, так и из предложений выпадает адвокат, равный участник уголовного судопроизводства как со стороны защиты, так и обвинения. Судьям, прокурорам, следователям право на оружие, ношение, хранение - пожалуйста, а адвокатам даже не упоминается нигде. Явный перегиб тоталитарного государства с признанием декларативной роли адвоката. Покушение, убийство неугодного, неудобного адвоката - реальная повседневность, убийство судьи, прокурора - чрезвычайное происшествие и редкость.

Порядок применения оружия самообороны установлен федеральным законодательством. Граждане могут применять оружие самообороны для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости.

При этом федеральный закон налагает определенные ограничения на применение гражданином оружия в целях самообороны. Так, запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения. О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия Об оружии: федеральный закон [от 13.декабря 1996 № 150-ФЗ (ред. от 29.03.2010)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 51. - Ст. 5681..

Право российского гражданина на коллекционирование оружия было впервые юридически оформлено Законом Российской Федерации «Об оружии» 20 мая 1993 года Об оружии: закон Российской Федерации [от 20 мая 1993 № 4992-I (утратил силу)] // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.-1993.-№24.-Ст.860. Но, к сожалению, ни в этом Законе, ни в принятых во исполнение его нормативно-правовых актах не содержалось ответов на главные вопросы, а именно, какие виды оружия могут быть признаны предметами коллекционирования, как и на основании чего признавать и регистрировать коллекцию оружия, а если гражданин только намеревается заняться коллекционированием оружия, то что ему должно быть разрешено и как это следует оформить? Принятый в конце 1996 года и вступивший в силу 1 июля 1997 года ныне действующий Федеральный закон «Об оружии», закрепляя право гражданина заниматься коллекционированием оружия на территории Российской Федерации, предусматривает при этом наличие у него соответствующей лицензии. При этом правила коллекционирования оружия, а также конструктивно сходных с оружием изделии, порядок их производства, торговли ими, передачи, приобретения, экспонирования, хранения и транспортирования, а также номенклатура оружия устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Сбор и хранение огнестрельного, пневматического, газового, сигнального, холодного и иного оружия и патронов физическими лицами для формирования культурно-исторических коллекций (собраний) в научных, информационных и познавательных целях именуется коллекционированием и осуществляется на основании лицензий, выдаваемых органами внутренних дел в порядке, установленном МВД РФ по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации [от 21 июля 1998 №814 (ред. от 04.03.2010)] // Собр. законодательства Рос. Федерации.-1998.- № 32.- ст. 3878. При этом коллекцией признается оружие, приобретенное гражданином с целью коллекционирования, и превышающее количество, установленное статьей 13 Федерального закона «Об оружии» (в настоящее время это свыше 5 единиц любого из видов гражданского оружия). Однако надо при этом помнить, что не требуется получения лицензий на коллекционирование типов и моделей гражданского оружия, приобретение которых разрешается свободно, без лицензий.

В целях коллекционирования разрешается приобретать:

- оружие, не запрещенное к обороту на территории Российской Федерации;

- огнестрельное, холодное и иное оружие, снятое с вооружения государственных военизированных организаций;

- патроны к перечисленному выше оружию.

Для того, чтобы получить лицензию на коллекционирование оружия, гражданин представляет по месту жительства в орган внутренних дел:

- заявление по установленной форме;

- документ, удостоверяющий личность и гражданство Российской Федерации;

- две фотокарточки размером 3x4 см.

Если предметами коллекционирования являются огнестрельное и иное номерное оружие, заявителю дополнительно необходимо представить по установленной форме составленный список номерного учета имеющегося оружия, а при намерении включить в состав формируемой коллекции (собрания) наградное оружие, указать его данные. Кроме того, к списку прилагаются подлинники лицензий и разрешений, подтверждающие законность приобретенного ранее оружия.

В соответствии с вышеназванными Правилами, гражданин имеет право хранить коллекцию оружия и патронов по месту жительства в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов, либо в деревянных ящиках, обитых железом.

Материалы о выдаче лицензии на коллекционирование оружия и патронов в двухнедельный срок со дня регистрации заявления вместе с актами комиссионного обследования места жительства гражданина направляются в Министерство культуры России, либо в уполномоченные им территориальные органы по сохранению культурных ценностей для согласования.

В дальнейшем, для получения лицензий на приобретение огнестрельного оружия с целью дальнейшего формирования своей коллекции, гражданин представляет по месту жительства в орган внутренних дел заявление по установленной форме с указанием условий обеспечения сохранности оружия и сведений о выданной ранее лицензии на его коллекционирование. Гражданское холодное клинковое оружие, а также реплики и копии антикварного оружия приобретаются гражданами по предъявлении только одной лицензии на его коллекционирование с учетом требований статьи 13 Федерального закона «Об оружии».

После получения подтверждения о законности приобретения (получения) оружия и патронов для включения в частную коллекцию, гражданину выдается разрешение на его хранение.

Действующее законодательство предусматривает и осуществление государственного контроля за коллекционированием оружия. Это значит, что сотрудники органов внутренних дел совместно с представителями специально уполномоченных органов по сохранению культурных ценностей, с учётом соблюдения требований по обеспечению конфиденциальности сведений об оружии и их владельцах, должны осуществлять не реже одного раза в год проверки граждан, имеющих собственные коллекции или собрания оружия. Эта мера направлена, прежде всего, на обеспечение сохранности коллекций оружия, среди которого могут оказаться экземпляры, имеющие культурную ценность.

К сожалению, хотя порядок коллекционирования оружия в нашей стране в настоящее время довольно детально расписан в системе нормативно-правовых актов, но даже в Федеральном законе «Об оружии» до сих пор отсутствует прямое упоминание о коллекционировании антикварного оружия, среди которого, совершенно очевидно, чаще всего встречаются экземпляры, представляющие культурную ценность и поэтому требующие особой опеки.

Именно это послужило причиной подготовки законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оружии», в частности, касающихся оборота оружия, являющегося культурной ценностью.

В законопроекте впервые было предложено относить к культурным ценностям оружие, предназначенное для коллекционирования, экспонирования, иного хранения, показа или использования юридическими и физическими лицами в качестве исторического предмета, произведения художественного творчества либо декоративно-прикладного искусства. Это, прежде всего, антикварное оружие, к которому отнесено огнестрельное гладкоствольное и нарезное дульнозарядное и казеннозарядное оружие с фитильной, колесцовой, «ремневой, капсюльной или иной системой воспламенения заряда, изготовленное до 1891 года, основные части такого оружия, а также метательное, пневматическое и холодное оружие, изготовленное более 50 лет назад. Исключение составляют штыки и штык-ножи к огнестрельному оружию, изготовленные после1947 года. Авторское художественное оружие, созданное автором либо группой авторов, метательное и холодное клинковое оружие, внешний вид и приемы украшения которого представляют высокую культурную ценность, как произведения художественного творчества и декоративно-прикладного искусства, копии антикварного или авторского оружия, изготовленные по оригиналам, чертежам, либо описаниям образцов указанного оружия при условии точного или масштабного воспроизведения их конструкции, внешнего вида и художественной отделки, не включающие подлинные части антикварного, авторского или иных видов оружия, реплики антикварного оружия, изготовленные с творческим варьированием конструкции, внешнего вида или художественной отделки антикварного оружия, представляющие культурную ценность.

При этом отдельные экземпляры оружия, независимо от их вида и типа могут приобретать дополнительные признаки культурной ценности, если они относятся к жизни и деятельности выдающихся личностей, видных государственных, политических и общественных деятелей, в том числе наградное, призовое, а также полученное в качестве подарка (мемориальное оружие), если они связаны с историческим событием в жизни общества, развитием науки и техники (историческое оружие), имеют художественную отделку, представляющую культурную ценность (художественно оформленное оружие), сохранились в единичных экземплярах либо их количество не превышает 50 образцов (раритетное оружие), предназначены для ношения в качестве холодного клинкового оружия с казачьей формой или национальным костюмом народа Российской Федерации. А также элементы исторического оружия, полученные в ходе археологических раскопок, при проведении восстановительных работ, в том числе, дополненные недостающими деталями, изготовленными по сохранившимся описаниям или чертежам (реконструкция исторического оружия), а, кроме того, боевое, служебное и гражданское оружие, имеющее вышеперечисленные дополнительные признаки культурной ценности. Предусматривается, что оружие, являющееся культурной ценностью, будет приобретаться гражданами по предъявлении лицензии на право коллекционирования, а также может быть ими продано другим субъектам, которым разрешено их приобретение. При этом боевое, служебное и гражданское оружие, обладающее признаками культурной ценности, будет приобретаться только субъектами, которым разрешено их коллекционирование в порядке и с учетом ограничений, установленных федеральным законом для соответствующего вида и типа оружия.

Законопроектом предлагается установить следующие ограничения на оборот в России оружия, имеющего культурную ценность:

· приобретение, хранение, продажа, транспортирование, перевозка, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из нее оружия, являющегося культурной ценностью либо обладающего ее признаками, и реконструкции исторического оружия, осуществляются при наличии акта экспертизы о признании его культурной ценностью в соответствии с требованиями Федерального закона;

· перемещение оружия, имеющего культурную ценность, через таможенную границу Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством о вывозе из Российской Федерации и ввозе на ее территорию культурных ценностей, а боевого, служебного и гражданского оружия, обладающего признаками культурной ценности, дополнительно с учетом ограничений, устанавливаемых для вывоза и ввоза соответствующих видов и типов оружия;

· оружие, обладающее признаками культурной ценности, при сохранении им параметров и характеристик гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового и холодного оружия не может признаваться оружием, являющимся культурной ценностью;

· количество копий авторского оружия не может превышать пяти экземпляров;

· авторское оружие, копии антикварного и авторского оружия, реплики антикварного оружия не должны имитировать форму кистеней, кастетов, сюрикенов, бумерангов и других традиционно используемых предметов ударно-дробящего и метательного действия для единоборств;

· оружие, являющееся культурной ценностью, не должно содержать деталей, используемых в других видах оружия либо полученных в результате его реконструкции с применением современных методов, технологий и материалов.

Кроме того, предлагается законодательно установить запрет:

- на изготовление авторского оружия, копий антикварного и авторского оружия с нарушением требований законодательства Российской Федерации об авторских и смежных правах;

- изготовление копий антикварного и авторского оружия, а также реплик антикварного оружия без специального клеймения в соответствии с требованиями, позволяющими отличать их между собой и от оригиналов указанного оружия;

- изготовление новоделов, если их форма или конструкция позволяет идентифицировать заявленное авторское оружие, копию антикварного и авторского оружия, реплику антикварного оружия как боевое, служебное либо гражданское оружие, размещение на авторском оружии, его копиях и репликах антикварного оружия символики, запрещенной к распространению в соответствии с федеральным законодательством или международными договорами Российской Федерации, вывоз из Российской Федерации или продажа оружия, включенного в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации либо объявленного в розыск, сертификация, а также иные испытания, раскопки, изыскания и другие научные исследования оружия, являющегося культурной ценностью, с применением разрушающих методов и технологий, уничтожение оружия, имеющего культурную ценность, включая причинение вреда его конструкции, внешнему виду и отделке, совершать иные действия в отношении оружия, имеющего культурную ценность, противоречащие международным договорам Российской Федерации.

Что же касается оружия, изъятого, найденного либо добровольно сданного на законных основаниях, то оно должно подлежать передаче органами внутренних дел на ответственное хранение юридическим лицам, занимающимся музейным хранением, до решения вопроса о его экспертизе, оценке и дальнейшем использовании по согласованию с федеральными органами по сохранению культурных ценностей и в области федерального имущества. Оружие, имеющее культурную ценность, должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.

Глава II. КОНТРОЛЬ ЗА ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ

2.1 Контроль и лицензирование оружия

Огнестрельное оружие необходимо, в том числе для обеспечения выполнения своих функций отдельными негосударственными предприятиями и организациями, поскольку с 1991 г. государство делегировало гражданам право оказания определенных услуг в сфере частного сыска и частной охраны, что нашло свое воплощение в активном развитии частной детективной и охранной деятельности.

Вместе с тем бесконтрольное обращение с оружием может создать угрозу безопасности личности, общества и государства как при умышленных действиях человека, так и в случае неосторожного обращения с ним. Кроме того, правоохранительная деятельность, в том числе осуществляемая частными охранными структурами с использованием огнестрельного оружия, имеет определенный публично-властный характер и в этой связи нуждается в жестком контроле со стороны государства.

Федеральное законодательство Российской Федерации, возлагает осуществление контроля за ним на органы внутренних дел, а также на органы, выдающие лицензии на производство гражданского и служебного оружия и органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов, в части, касающейся их компетенции Об оружии: федеральный закон [от 13.декабря 1996 № 150-ФЗ (ред. от 29.03.2010)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 51. - Ст. 5681..

К числу субъектов, использующих и применяющих гражданское и служебное оружие, относятся предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами с особыми уставными задачами - негосударственные (частные) охранные структуры, полномочия которых по применению огнестрельного оружия О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации : закон [от 11 марта 1992 № 2487-1 (ред. От 24.07.2007) ] //Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - .1992.- № 17.- ст. 888. Контроль за частной охранной деятельностью осуществляет федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, а также иные федеральные органы исполнительной власти и подчиненные им органы в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

В структуре административно-правовых режимов оборота объектов повышенной опасности особое место занимают правовые, организационные, материально-технические гарантии, которые при помощи различных правовых средств обеспечивают возможность реализации указанных режимов, создание таких условий, при которых неисполнение режимных правил неотвратимо влечет за собой невозможность осуществления оборота оружия, обеспечивает его своевременное изъятие, привлечение виновных должностных лиц к соответствующей ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной).

В связи с необходимостью совершенствования государственного контроля в сфере частной охранной деятельности требует более детального теоретического и прикладного осмысления вопрос о понятии и содержании контрольной деятельности за оборотом оружия в негосударственных (частных) охранных структурах, осуществляемой органами внутренних дел.

Правовой режим оборота оружия в самом общем виде можно определить как построенный по императивному типу и выраженный в комплексе взаимодействующих между собой дозволений, запретов и позитивных обязываний, порядок регулирования определенных отношений, направленный на достижение целей обеспечения общественной безопасности в процессе оборота в обществе предметов, являющихся оружием.

Сущность административно-правового регулирования оружия, таким образом, заключается в степени ограничения его свободного оборота, обеспечении нормального функционирования объектов их хранения, установлении органов административного контроля и надзора, которые обеспечивают реализацию соответствующих правовых режимов, параметров и содержания контрольной деятельности.

Содержание контроля за оборотом оружия в Российской Федерации Федеральный закон "Об оружии" не раскрывает, констатируя лишь, что должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право производить его осмотр, изымать и уничтожать оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, требовать от юридических лиц и граждан представления соответствующих документов или информации, а также давать предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия.

Правовое регулирование оборота оружия в Российской Федерации осуществляется Федеральными законами "Об оружии", "О лицензировании отдельных видов деятельности", Законом Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", а также ведомственными нормативными правовыми актами МВД России, которые в совокупности формируют административно-правовые режимы различных стадий оборота оружия.

На основе названных Федерального закона "Об оружии" и Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. МВД России разработало Инструкцию О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации: Приказ Министерства внутренних дел [от 12 апреля 1999 № 288(ред. от 16.05.2009)] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.-1999.- N 32 по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, подробно регламентировавшую деятельность органов внутренних дел в данной сфере.

Задачи органов внутренних дел в сфере оборота оружия вытекают из общих задач, возложенных на милицию. Весь процесс оборота оружия в обществе можно условно подразделить на легальный, т.е. происходящий в соответствии с нормативными предписаниями и контролируемый специализированными подразделениями милиции, и незаконный, или криминальный, осуществляемый спонтанно, связанный с использованием оружия, в том числе не подлежащего обороту, в криминальных целях, для причинения вреда законным правам и интересам физических и юридических лиц, для достижения различных антиобщественных целей и т.д.

Возможный контроль за незаконным оборотом оружия и его предупреждение - задачи, которые реализуются всеми структурами милиции, независимо от их функционального назначения (так называемый общий контроль). Не останавливаясь подробно на содержании этой деятельности, отметим, что она по своему содержанию и формам не отличается от остальной работы милиции, направленной на выявление, пресечение и раскрытие правонарушений.

Задачи органов внутренних дел в сфере легального оборота оружия вытекают (так называемый специальный контроль) прежде всего из общих задач, возложенных на милицию.

В системе органов внутренних дел контрольные функции по соблюдению правил оборота оружия возложены прежде всего на подразделения лицензионно-разрешительной работы, а также службу участковых уполномоченных милиции, информационные центры и другие службы.

В этой связи определенный теоретический и практический интерес представляет вопрос о необходимости такого контроля вообще и его отдельных составляющих.

Раздел XII упомянутой выше Инструкции определяет содержание контрольной функции, соответствующие полномочия сотрудников органов внутренних дел, порядок и периодичность проверок объектов и мест хранения оружия и патронов.

В качестве "инструментов" осуществляемого органами внутренних дел контроля за оборотом оружия называются:

- выдача лицензий на приобретение соответствующих видов оружия;

- регистрация и учет приобретаемого оружия;

- проверка условий хранения приобретенного оружия;

- изъятие оружия;

- аннулирование лицензий и разрешений.

Соглашаясь, по существу, с данным тезисом, тем не менее следует отметить, что данный перечень, как представляется, не полон. По нашему мнению, определенную роль в механизме контроля за оборотом оружия выполняют письменные предписания об устранении нарушений, временное ограничение доступа к объектам торговли и экспонирования оружия, письменные предупреждения, составление протоколов об административных правонарушениях.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты