Рефераты

Регулирование и охрана гражданских прав

p align="left">7) прекращение правоотношения;

8) возмещение ущерба и прочие способы возмещения имуще-

9) ственного вреда;

10) возмещение морального (неимущественного) вреда;

11) признание незаконным решения, действия или бездействия органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления, их должностных и служебных лиц.

Суд может защитить гражданское право или интерес иным способом, установленным договором или законом.

11. Понятие и содержание гражданской правоспособности физ лиц

Физическим лицом признается человек. При этом с точки зрения правовой физическими лицами являются не только граждане Украины, но и иностранные граждане и лица без гражданства.

С рождением человека у него возникают права и обязанности. Однако для возникновения у человека прав и обязанностей недостаточно факта его рождения. Необходимо учитывать, что физическое лицо -- это человек, имеющий правоспособность.

Гражданская правоспособность -- это способность иметь гражданские права и обязанности (ч.1 ст. 25 ГК), которая признается за всеми физическими лицами. Правоспособность возникает с момента рождения человека и прекращается его смертью. Содержание гражданской правоспособности физических лиц сейчас более широко, чем в советский период. Так, в ст. 42 Конституции установлено право каждого лица на занятие предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом. Ст. 41 Конституции устанавливает возможность приобретения права частной собственности. Ст. 54 Конституции устанавливает право на занятие литературным, художественным, научным и техническим творчеством, защиту интеллектуальной собственности. Физические лица могут самостоятельно или вместе с другими физическими или юридическими лицами создавать предприятия и хозяйственные общества.

Для правоспособности физических лиц в Украине характерно юридическое равенство. Содержание правоспособности граждан не зависит от расы, цвета кожи, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, местожительства или других признаков (ст. 24 Конституции Украины). Иностранцы и лица без гражданства владеют равной с гражданами Украины правоспособностью (ст. 26 Конституции). Это положение соответствует ст. 2 Общей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Исключения могут быть установлены Конституцией, законами или международными договорами Украины (ст. 26 Конституции Украины).

Характерной особенностью правоспособности является связь прав и обязанностей.

Конституция Украины устанавливает юридические гарантии правоспособности. Это право на обращение в суд, обращение за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной Рады по правам человека и после использования всех национальных средств правовой защиты обращение за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные организации, членом или участником которых является Украина (ст. 55 Конституции Украины), а также право на самозащиту (ч.З ст. 27 и ч.5 ст. 55 Конституции Украины).

Часть 2 ст. 25 ГК указывает, что гражданская правоспособность возникает в момент рождения и устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, охраняются интересы зачатого, но еще не родившегося, ребенка. Однако из последнего положения нельзя сделать вывода о том, что зачатый, но не родившийся ребенок, является субъектом права. Из положения закона о возникновении правоспособности в момент рождения человека нельзя делать вывода о том, что у грудного ребенка гражданская правоспособность возникает в полном объеме. Так, для возникновения юридической возможности для вступления в члены ЖСК необходимо, как правило, достижение 18 лет, а для возникновения юридической возможности для вступления в члены сельскохозяйственного кооператива -- достижения 16 лет.

Правоспособность физического лица прекращается его смертью. Пока человек жив -- он правоспособен, независимо от состояния здоровья. Смерть является юридическим фактом. Со смертью человека, после него открывается наследство (ст. 1220 ГК), его иждивенцы приобретают право на пенсию. Для прекращения правоспособности необходима биологическая смерть лица.

12. Понятие и содержание гражданской дееспособности физ лиц

Для того, чтобы физическое лицо могло самостоятельно действовать в гражданском обороте, оно должно иметь гражданскую дееспособность. Под гражданской дееспособностью понимается способность лица своими действиями приобретать для себя гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности. В понятие дееспособность следует включать сделкоспособность и деликто-способность. В содержание дееспособности входит не только способность лица своими действиями приобретать для себя гражданские права и обязанности, но и способность самостоятельно осуществлять свои гражданские права и обязанности, а также способность нести ответственность за свои неправомерные действия. Часть 2 ст.30 ГК устанавливает: «Гражданской дееспособностью физического лица является его способность своими действиями создавать для себя гражданские права и самостоятельно их осуществлять, а также способность своими действиями создавать для себя гражданские обязанности, самостоятельно их исполнять и отвечать в случае их невыполнения». Способность человека сознавать и руководить своими действиями является необходимой предпосылкой возникновения гражданской дееспособности, но не ее понятием. Для наличия у лица дееспособности необходимо, чтобы лицо имело нормальную и зрелую психику. Дееспособность -- это определенное общественно-юридическое свойство. Содержание дееспособности тесно связано с содержанием правоспособности и в определенной мере определяется ею. Это выражается в том, что лицо может своими действиями приобретать и осуществлять только те права и обязанности, возможность приобретения которых входит в содержание правоспособности.

Основное же отличие гражданской дееспособности от гражданской правоспособности состоит в том, что гражданская дееспособность означает способность лица самостоятельно принимать участие в гражданском обороте, то есть приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности своими действиями. Правоспособное лицо, не обладающее дееспособностью, также может приобретать гражданские права и обязанности, но не своими действиями, а с помощью своих законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов. Так, малолетний может получить в наследство имущество, в состав которого входят не только права, но и долги. У малолетнего возникнут права и обязанности, но связанные не с его действиями, а в результате действий, например, его родителей. Из сказанного видно, что правоспособное лицо может быть и недееспособно, недееспособное лицо всегда правоспособно. Наличие у лица дееспособности означает владение сознательной и самостоятельной волей, то есть способностью осмысленно желать определенных последствий своего действия, отдавать себе полный отчет в своих действиях и руководить ими. Поэтому дееспособность лица зависит от его возраста и состояния его психики. Для наличия правоспособности эти факторы не имеют значения.

Возможно ограничение гражданской дееспособности без ограничения гражданской правоспособности. Так, лицо, злоупотребляющее спиртными напитками и наркотическими средствами, ставящее тем самым себя или свою семью, а также других лиц, которых оно обязано по закону содержать, в затруднительное материальное положение, может быть ограничено судом в дееспособности (ч.2 ст. 36 ГК).

Закон различает несколько видов дееспособности физических лиц. В зависимости от возраста лица различают полную дееспособность (ею обладают психически здоровые лица, достигшие возраста 18 лет и приравненные к ним категории лиц); дееспособность лиц в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность лиц, которые не достигли 14 лет.

13. Понятие и юридическое значение в гражданском праве места проживания физ лиц

Местожительством является место, где физическое лицо постоянно или преимущественно проживает. Оно должно определяться с достаточной точностью (указание города или другого населенного пункта, улицы, номера дома). Свобода выбора местожительства входит в содержание гражданской правоспособности физического лица и является одним из конституционных прав человека (ст. 33 Конституции Украины). ГК указывает, что местожительством считается жилой дом, квартира, другое помещение в соответствующем населенном пункте, где физическое лицо постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 29 ГК). Лицо, достигшее 14 лет, свободно выбирает себе местожительство. Местожительством ребенка в возрасте от 10 до 14 лет считается местожительство его родителей (усыновителей), с которыми он проживает, опекуна, место нахождения учебного заведения или учреждения здравоохранения, в котором он проживает, если иное местожительство не определено по согласию между ребенком и родителями, усыновителями, опекуном или организацией, выполняющей функции опекуна. В случае возникновения спора место проживания такого ребенка определяется органами опеки и попечительства или судом. Однако Лицо в возрасте от 10 до 14 лет не может самостоятельно обратиться в суд, так как не обладает процессуальной дееспособностью (ст. 101 ГПК, ст. 28 ГПК). В этом случае от его имени иск могут предъявить органы опеки и попечительства. Следует также отметить, что содержание части 3 ст. 29 ГК, которое устанавливает приведенное положение, противоречит ст. 161 СК, которая устанавливает, что если родители проживают в отдельности, то от их соглашения зависит, с кем из них будут проживать малолетние дети. В случае недостижения соглашения, спор решается судом с учетом интересов детей и их желаний. Местожительством ребенка, который не достиг 10 лет, считается местожительство его родителей, или того из них, с кем он проживает, усыновителей, опекуна, или местонахождение учебного заведения или учреждения здравоохранения, в котором он проживает. Местожительством недееспособного лица признается местожительство его опекуна или место нахождения соответствующей организации, выполняющей функции опекуна (чч. 4, 5 ст. 29 ГГК). По месту проживания ведется регистрация граждан, которая является основанием для предположения о проживании лица в указанном доме, квартире.

Местожительство имеет большое значение для осуществления и защиты прав физического лица, обеспечения стабильности гражданских правоотношений. Так, знать местожительство должника, а в определенных случаях кредитора, необходимо для установления места исполнения обязательств, если оно не установлено законом или договором (ст. 532 ГК). По месту проживания определяется место открытия наследства (ст. 1221 ГК). Местожительство имеет значение при признании лица безвестно отсутствующим и объявлении его умершим (ст.ст. 43, 46 ГК).

Местожительство, как правило, имеет значение и для установления подсудности гражданских дел (ст.ст. 125, 126, 127, 261 и др. ГПК).

14. Понятие, основания, порядок, юридические последствия признания лица безвестноотсутствующим и юр последствия возвращения физ лица, которое было признано безвестноотсутств

Продолжительное отсутствие физического лица в месте его постоянного проживания и продолжительное отстуствие в месте его постоянного проживания сведений о нем порождают неопределенность в правах и обязанностях этого лица и других лиц, которые находятся с ним в правоотношениях. В устранении подобной неопределенности заинтересованы прежде всего близкие отсутствующего лица, так как до прекращения такого состояния они не могут осуществлять право наследования имущества, принадлежащего отсутствующему лицу, получать пенсию как его иждивенцы, а также осуществлять отдельные субъективные права (например, право на получение алиментов, право на получение страховой суммы). Если у отсутствующего есть кредиторы, то они не могут при таких обстоятельствах получить удовлетворение по своим требованиям из его имущества.

Интересы государства требуют обеспечения стабильности гражданских правоотношений. Для устранения неопределенности в гражданских правоотношениях, вызываемой подобной неизвестностью, гражданское право устанавливает возможность признания лица безвестно отсутствующим или объявление его умершим.

Вопрос о признании гражданина безвестно отсутствующим разрешается только в судебном порядке по месту проживания заявителя (см. гл. 35 ГПК).

Суд может признать физическое лицо безвестно отсутствующим, если на протяжении одного года в месте его постоянного проживания нет сведений о месте его пребывания (ч.1 ст. 43 ГК). Итак, для признания лица безвестно отсутствующим, прежде всего, необходимо: а) отсутствие лица в месте его постоянного проживания и б) неполучение на протяжении одного года сведений о месте его пребывания. Однако этих двух факторов еще недостаточно. Необходимо также, чтобы неизвестность места пребывания лица нельзя было устранить с помощью мер, принятых заинтересованными лицами и государственными органами.

Указанные юридические факты составляют юридическую совокупность, необходимую для признания лица безвестно отсутствующим, и дают основания только для вывода о невозможности решения вопроса о жизни или смерти лица, но не для применения презумпции (предположения) жизни или смерти.

В случае невозможности установить день получения последних сведений о лице, началом безвестного отсутствия лица считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем лице, а при невозможности установить этот месяц -- первое января следующего года.

Явка физического лица, признанного безвестно отсутствующим, устраняет невозможность решения вопроса о его жизни или смерти, и поэтому решение суда, основанное на такой невозможности, подлежит отмене.

Вместе с тем, решая вопрос о признании лица безвестно отсутствующим, неправильно исходить из презумпции смерти, так как при этом стирается грань между признанием лица безвестно отсутствующим и объявлением его умершим и нельзя объяснить расхождения в тех правовых последствиях, которые наступают в любом из данных случаев.

Недопустимо признание безвестно отсутствующим лица, смерть которого не подлежит сомнению или о котором известно, что оно живое, но нет точных сведений о месте его пребывания (например, лицо прячется в связи с совершением преступления, нежеланием платить алименты и т.д.).

На основании решения суда о признании физического лица безвестно отсутствующим, нотариус по последнему месту его проживания описывает принадлежащее ему имущество и устанавливает над ним опеку.

По заявлению заинтересованного лица или органа опеки и попечительства над имуществом физического лица, местонахождение которого неизвестно, опека может быть установлена нотариусом до принятия судом решения о признании его безвестно отсутствующим.

Опекун над имуществом физического лица, признанного безвестно отсутствующим, или физического лица, местонахождение которого неизвестно, принимает исполнение гражданских обязанностей в его пользу, погашает за счет его имущества долги, управляет этим имуществом в его интересах.

По заявлению заинтересованного лица опекун над имуществом физического лица, признанного безвестно отсутствующим, или физического лица, местонахождение которого неизвестно, предоставляет за счет этого имущества содержание лицам, которых они обязаны содержать по закону.

Опека над имуществом прекращается в случае отмены решения суда о признании лица безвестно отсутствующим, а также в случае появления физического лица, местонахождение которого было неизвестно.

В случае явки или получения сведений о месте пребывания лица, признанного безвестно отсутствующим, устраняется неопределенность в вопросе о его жизни или смерти. Поэтому суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим (ст. 45 ГК). На основании решения суда отменяется установленная над его имуществом опека (ч. 5 ст. 44 ГК).

Если брак с лицом, признанным безвестно отсутствующим, был расторгнут, то в случае его явки и отмены решения суда о признании его безвестно отсутствующим, брак может быть восстановлен органом РАГСа по совместному заявлению супругов, если супруг лица, признанного отсутствующим, не вступил в новый брак (ч. 1 ст. 118 СК).

15. Понятие, основания, порядок, юридические последствия признания физического лица умершим и юридические последствия возвращения физического лица, которое было провозглашено умершим

Признание гражданина безвестно отсутствующим не ликвидирует возникшую юридическую неопределенность, поскольку он остается участником ряда правоотношений. Между тем при длительном отсутствии гражданина, если невозможно установить место его пребывания, есть основания предполагать, что он умер. Однако с таким предположением нельзя связывать юридические последствия, пока факты, его порождающие, не будут установлены в официальном порядке, ибо ошибка в решении вопроса может повлечь серьезные нарушения прав и интересов личности.

Согласно ст. 46 ГК, гражданин может быть объявлен в судебном порядке умершим, если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течении трех лет, а если оно пропало без вести при обстоятельствах, угрожавших ему смертью или дающие основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течении шести месяцев.

Например, если известно, что гражданин был пассажиром или членом экипажа затонувшего морского судна либо потерпевшего катастрофу самолета, то для объявления его умершим требуется шесть месяцев, поскольку предположение о его гибели при таких условиях весьма основательно. Однако суд признает в данном случае не факт смерти гражданина, а объявляет его умершим на основании презумпции смерти во время несчастного случая.

Особо закон определяет условия объявления умершим гражданина, пропавшего во время военных действий: он может быть в судебном порядке объявлен умершим по истечении двух лет со дня окончания военных действий. С учетом конкретных обстоятельств дела суд может объявить физическое лицо умершим и до истечения этого срока, но не раньше истечения 6 месяцев.

Днем смерти гражданина, объявленного решением суда умершим, считается день вступления в законную силу этого решения. Физическое лицо, пропавшее без вести при обстоятельствах, угрожавших ему смертью или дающих основание предположить его гибель от определенного несчастного случая или в связи с военными действиями, может быть объявлено умершим со дня его достоверной смерти.(например, день гибели пассажирского самолета, день землетрясения или иного стихийного бедствия и т.п.).

Юридическим последствием объявления гражданина умершим является прекращение или переход к наследникам всех прав и обязанностей, же последствия, которые влечет смерть человека.

Правовые последствия объявления физического лица умершим приравниваются к правовым последствиям, которые наступают в случае смерти.

Однако объявление гражданина умершим, в отличие от смерти, устанавливает лишь презумпцию, но не самый факт смерти. Поэтому в тех исключительных случаях, когда гражданин, объявленный умершим,

фактически жив, решение суда ни в коей мере не повлияет на его правоспособность. Если же гражданин действительно умер, то его правоспособность прекращается в силу естественной смерти, независимо от того, когда будет вынесено решение суда об объявлении его умершим.

Независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим (например, наследники; лицо, которому имущество было подарено, и т.п.). Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему имущество только в случае, если доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, жив.

Наследники физического лица, объявленного умершим, не имеют права отчуждать в течении пяти лет недвижимое имущество, перешедшее к ним в связи с открытием наследства.

Нотариус, который выдал наследнику свидетельство о праве на наследство на недвижимое имущество, налагает на него запрет отчуждения.

16. Понятие, содержание и особенности правоспособности и дееспособности юридических лиц

Любой участник гражданского оборота - гражданин или организация должны обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью. Обладает этими юридическими качествами и организация, признаваемая юридическим лицом.

Гражданская правоспособность - способность обладать субъективными гражданскими правами и обязанностями. Гражданская правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации и прекращается со дня внесения в ЕГР записи о его прекращении. Юридическое лицо приобретает и осуществляет гражданские права и обязанности через свои органы (собрание участников, исполнительный комитет).

Гражданская дееспособность - способность лица своими действиями приобретать гражданские права и самостоятельно их осуществлять, а также способность своими действиями создавать для себя гражданские обязанности, самостоятельно их исполнять и нести ответственность в случае их исполнения.

Правоспособность и дееспособность юридического лица отличаются от правоспособности и дееспособности гражданина. Отличие, прежде всего, состоит в том, что правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно с момента его регистрации (или регистрации устава), тогда как дееспособность граждан возникает с достижением определенного возраста, а иногда зависит и от состояния здоровья человека. Поэтому иногда говорят о "праводееспособности" юридического лица.

Правоспособность может быть универсальной или специальной. Правоспособность граждан является универсальной, т.е. гражданин обладает возможностью осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Специальная правоспособность заключается в том, что юридическое лицо может осуществлять любые виды деятельности, не противоречащие его уставным задачам (целям) и не запрещенные законом, но отдельными видами деятельности, перечень которых установлен законом, юридические лица могут заниматься лишь на основании специального разрешения (лицензии). Закон оговаривает лишь два непременных условия: во-первых, такая деятельность не должна быть запрещена и, во-вторых, характер деятельности юридического лица должен быть точно определен в его уставе.

Дееспособность юридического лица есть его возможность своими действиями приобретать и реализовать гражданские права и обязанности. Необходимо различать два вида реализации дееспособности юридического лица. Во-первых, выступление юридического лица в гражданском обороте, в его отношениях с иными участниками, т.е. совершение различного рода сделок, заключение договоров, выступление в суде при защите прав юридического лица, и, во-вторых, внутрихозяйственная деятельность юридического лица по исполнению принятых им на себя обязанностей.

Материальной основой выступления юридического лиц в гражданском обороте является его внутрихозяйственная деятельность по производству продукции, выполнению работ или оказанию услуг и др., в которой участвует весь трудовой коллектив юридического лица.

При необходимости постоянного совершения каких-либо действий за пределами своего места нахождения юридическое лицо может создать с этой целью филиал или представительство. Филиал осуществляет либо все, либо часть основных функций юридического лица.

Как филиалы, так и представительства не являются юридическими лицами. Они представляют собой обособленные подразделения юридического лица, выступающие от его имени по доверенности, которая выдается их руководителям. Поэтому они не являются и органами юридического лица, хотя непосредственно участвуют в осуществлении его правоспособности.

17. Теории юридического лица в гражданском праве

Первую по времени появления группу таких теорий составляют взгляды, согласно которым юридическое лицо есть порождение правопорядка, т.е. некоторая юридическая фикция, искусственная конструкция, придуманная законодателем. Они получили название теории фикции (или фикционных теорий).

Теория фикции получила наибольшее развитие в германской цивилистической литературе прошлого века. Наиболее видными ее представителями являются крупнейшие немецкие цивилисты того времени Ф.-К.ф. Савиньи и Б.Виндшейд. Они считали юридическое лицо искусственным субъектом, созданным законом лишь для условной "привязки" к нему субъективных прав и обязанностей, которые в действительности либо принадлежат его участникам - конкретным физическим лицам, либо остаются "бессубъектными". Теория фикции оказала значительное влияние на законодательное развитие.

Вторая группа теорий юридического лица исходит из тезиса о реальности существования юридических лиц как действительных, а не вымышленных образований. При этом основоположник «органической теории» Гирке уподоблял юридическое лицо человеческой личности, понимая его как некую союзную личность, социальный организм, отличный от суммы участвующих в союзе людей. рамках второй концепции, в которой принято считать субстратом юридического лица некоего реального человека или коллектива людей действуют следующие концепции: “Теория директора” - исходит из того, что именно директор уполномочен действовать от имени организации в сфере гражданского оборота, поэтому он и является основным носителем юридической личности; “Теория трудового коллектива” - именно трудовой коллектив создает товары и услуги, обеспечивая тем самым деятельность юридического лица и поэтому он его является субстратом; “Теория создателей” - владельцы, или учредители являются носителем свойств юридического лица, поскольку они наделили организацию имуществом, вправе решать основные вопросы, связанные с его деятельностью и т.д. Существуют также “теория персонифицированного (целевого) имущества” и “теория государства”, но единого мнения, которого бы придерживались большинство ученых нет, поэтому имеет смысл принять к сведению каждую теорию.

Обращаясь к третьей группе теорий, можно вынести на анализ теорию Иеринга.

По Иерингу, ошибочно вообще говорить о юридических лицах как о каких-то особых субъектах права: истинными субъектами права, по его мнению, являются вовсе не юридические лица, а отдельные их члены, т. е. лица физические, живые люди. Например, действительным субъектом права, согласно Иерингу, является не университет, а отдельные члены этого учреждения: ректор, профессора, студенты. Юридическое лицо, как таковое, неспособно чувствовать, наслаждаться, пользоваться правами, а следовательно, неспособно иметь права.

Таким образом, юридическое лицо явление весьма многогранное и сложное. Познать его

сущность пытались цивилисты различных стран мира, разных исторических эпох. Было выдвинуто множество концепций, предлагающих свое понимание сущности юридического лица. Одни авторы говорили, что данный субъект права является фиктивным, выдуманным и существующим лишь в нашем сознании; другие утверждали, что юридическое лицо - реально существующее образование, независимое от составляющих его физических лиц, полноправный субъект права; третьи вообще отрицали необходимость существования такой категории, как «юридическое лицо», предлагая заменить её какой-либо иной.

18. Классификация юридических лиц в гражданском праве

Критерии классификации юридических лиц. Юридические лица могут классифицироваться по различным основаниям (критериям). Однако в любом случае эти критерии должны иметь юридическое значение, т.е. подразделять соответствующие организации - юридические лица по тем или иным группам в зависимости от особенностей их правового положения.

В соответствии с ч.2 ст. 81 юр.лица, в зависимости от порядка их создания, делятся на юр.лица частного права и юр.лица публичного права.

В соотв. со ст. 83 юр.лица могут создаваться в форме обществ, учреждений и в других формах, установленных законом. Обществом является организация, созданная путем объединения лиц, имеющих право участия в этом обществе. Общества делятся на предпринимательские и непредпринимательские. Учреждением является организация, созданная одним или несколькими лицами, которые не принимают участия в управлении им, путем объединения их имущества для достижения цели, определенной учредителями, за счет этого имущества.

Общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли и последующего ее распределения между участниками (предпринимательские общества), могут быть созданы лишь в качестве хозяйственных обществ (полное общество, коммандитное общество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерное общество) или производственных кооперативов. Непредпринимательскими обществами являются общества, не имеющие целью получения прибыли для ее последующего распределения между участниками.

19. Способы создания юридических лиц

Порядок возникновения юридических лиц устанавливается законодательством, регламентирующим деятельность предприятий, организаций или учреждений данного вида. В соответствии со ст. 87 создание юр.лица его участники (учредители) разрабатывают учредительные документы, которые излагаются письменно и подписываются всеми участниками, если законом не установлен иной порядок их утверждения. Общество, созданное одним лицом, действует на основании устава, утвержденного этим лицом. Учреждения создаются на основании индивидуального или совместного учредительного акта, составленного учредителем. Учредительный акт может содержать также и в завещании. До создания учреждения учредительный акт, составленный одним или несколькими лицами, может быть отменен учредителем.

Юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации. Данные гос. Регистрации включаются в единый государственный реестр, открытый для общего ознакомления. Нарушение установленного законом порядка создания юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица. Отказ в государственной регистрации по другим мотивам не допускается. Изменения в учредительные документы юр. лица вступают в силу для третьих лиц со дня их гос. регистрации, а в случаях, установленных законом - с момента уведомления органа, осуществляющего гос. регистрацию, о таких изменениях.

20. Основания и способы прекращения юридических лиц

В соответствии со ст. 104. юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам - правопреемникам (слияние, присоединение, деление, преобразование) или в результате ликвидации. Юридическое лицо считается таким, что прекратилось, со дня внесения в единый государственный реестр записи о его прекращении. Порядок прекращения юридического лица в процессе восстановления его платежеспособности или банкротства устанавливается законом.

Участники юридического лица, суд или орган, который принял решение о прекращении юридического лица, обязаны немедленно письменно сообщить об этом органу, который осуществляет государственную регистрацию, которая вносит в единый государственный реестр сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения.

Участники юридического лица, суд или орган, который принял решение о прекращении юридического лица, назначают по согласованию с органом, который осуществляет государственную регистрацию, комиссию по прекращению юридического лица (ликвидационную комиссию, ликвидатора и т.п.) и устанавливают порядок и сроки прекращения юридического лица. С момента назначения комиссии к ней переходят полномочия относительно управления делами юридического лица. Комиссия выступает в суде от лица юридического лица, которое прекращается. Комиссия по прекращению юридического лица помещает в печатных средствах массовой информации, в которых публикуются сведения о государственной регистрации юридического лица, которое прекращается, сообщение о прекращении юридического лица и о порядке и сроках заявления кредиторами требований к ней. Этот срок не может составлять меньшее двух месяцев со дня публикации сообщения о прекращении юридического лица.

Комиссия принимает все возможные меры относительно выявления кредиторов, а также письменно сообщает им о прекращении юридического лица.

Также юр. лицо может быть прекращено путем слияния, присоединение, деления и преобразования, при этом кредитор юридического лица, которое прекращается, может требовать от него прекращения или досрочного выполнения обязательства.

Юр. лицо может быть ликвидировано в порядке ст.110. Юридическое лицо ликвидируется:

1) по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, в том числе в связи с окончанием срока, на который было создано юридическое лицо, достижением цели, для которой оно создано, а также в других случаях, предусмотренных учредительными документами;

2) по решению суда о признании судом недействительной государственной регистрации юридического лица из-за допущенных при его создании нарушений, которые нельзя устранить, а также в других случаях, установленных законом.

Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суде органом, который осуществляет государственную регистрацию, а также участником юридического лица.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его участников или орган, уполномоченный учредительными документами принимать решение о ликвидации юридического лица, могут быть возложены обязанности относительно проведения ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо является ликвидированным со дня внесения в единый государственный реестр записи о его прекращении.

21. Государство как субъект гражданского права в Украине

Особое положение государства как субъекта гражданского права определяется и проявляется не в его отношениях с другими субъектами - гражданами и юридическими лицами, а в природе образования и существования. Это выражается в объеме его правоспособности. Особенность государства заключается в том, что оно - носитель политической власти и суверенитета, и в силу этого в нормативном порядке регулирует имущественные и иные отношения, определяет правосубъектность граждан и юридических лиц. Но в нормативном порядке определяется и правосубъектность самого государства как участника гражданских правоотношений.

Она небезгранична. Государство, выступая в качестве субъекта права в гражданском обороте, оно действует как равноправный его участник и не должно обладать какими-либо преимуществами и льготами по сравнению с другими субъектами.

Гражданская правоспособность государства - специальная, а не универсальная. Государство имеет лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом.

Гражданская дееспособность государства. Государство приобретает для себя гражданские права и создает гражданские обязанности (т.е. участвует в гражданском обороте) через свои органы. От имени государства в гражданских правоотношениях участвуют специальные органы управления. Особенности государственного устройства позволяют выделить в качестве участников гражданских правоотношений разнообразные государственные образования. Государство не выступает более в качестве единого субъекта гражданских правоотношений.

Государство, будучи самостоятельным собственником, отвечает по своим гражданско-правовым обязательствам находящимися в его собственности средствами. В соответствии с нормами наследственного права государство может выступать в качестве наследника как по завещанию, так и в силу закона. Государство традиционно становится участником обязательственных отношений. Государство может быть участником внедоговорных обязательств, в частности, взыскивая в свою пользу с виновных лиц причиненный ему имущественный вред (ущерб). В качестве самостоятельного субъекта права государство участвует в авторских и изобретательских правоотношениях.

Государственные образования самостоятельно выступают во внешнеэкономических связях. Они получили право на заключение соглашений о государственных займах и кредитах из иностранных источников, а также на предоставление таких займов и экономической помощи иностранным партнерам.

Государство выступает стороной в договорных отношениях по внешней торговле, прежде всего, в сделках, совершаемых торговыми представительствами государства, которые могут совершать не только от своего имени, но и от имени государства сделки и иные юридические акты для осуществления возложенных на них задач, выступать в судах в качестве истца или представителя истца. Государство участвует во внешнем обороте и в качестве собственника, например, земли, зданий и сооружений, занимаемых посольствами и другими загранучреждениями.

Государство отвечает за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу незаконными действиями своих органов, в том числе за вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения или привлечения к уголовной. Оно также обязано полностью возместить убытки, причиненные им собственнику имущества в связи с прекращением его права собственности решением государственного органа, в том числе и по основаниям, предусмотренным законом.

В качестве ответчика по таким требованиям выступают органы, уполномоченные управлять государственным имуществом, либо финансовые органы, представляющие соответствующее государство как целое, а предметом взыскания служат находящиеся в их распоряжении средства.

24. Результаты творческой, интеллектуальной деятельности как объекты гражданского права

Результаты интеллектуально,творческой деятельности и другие объекты собственности создают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст.41 Конституции Украины,каждый имеет право владеть,пользоваться и распоряжаться своей собственностью,результатами интеллектуальной творческой деятельности. Интеллектуальная собственность предусматривает охрану мыслей,идей,определенных символов,которые воплощаются в определенных материальных носителях,то есть нематериальных объектов,устанавливая по отношению к нематериальным объектам права,которые предоставляют собственнику прав возможность распоряжаться ими по своему усмотрению,а также позволять или запрещать пользоваться ими.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2010 Современные рефераты