Рефераты

Роль общественности в профилактике правонарушений

Роль общественности в профилактике правонарушений

ПЛАН

Введение

1. Понятие и основные формы содействия населения деятельности милиции

2. Генезис общественной правоохранительной деятельности в России

3. Доступ населения к официальной правовой информации как условие участия в профилактике правонарушений

4. Деятельность отдельных видов общественных формирований по профилактике правонарушений и обеспечению правопорядка

4.1 Народные дружинники

4.2 Казачество

4.3 Третейские суды

4.4 Товарищеские суды

4.5 Институт публичных слушаний

4.6 Религиозные объединения

4.7 Экологические организации (GREENPEACE)

4.8 Союз солдатских матерей

4.9 Средства массовой информации

5. Проблемы правового и организационного обеспечения деятельности общественных объединений правоохранительной направленности

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Современная российская преступность представляет собой массовое социальное явление. Согласно экспертным оценкам, ее уровень намного превышает рубеж, фиксируемый официальной статистикой. С учетом латентной стороны преступность в России ежегодно составляет 12 - 15 млн. деяний. Добавим сюда 80 млн. административных правонарушений, также ежегодно совершаемых нашими гражданами.

Современную преступность отличает и то, что она проникла во все сферы общественной жизни, во все виды деятельности и общественных отношений, деструктивно влияя на них. В подтверждение сказанному достаточно указать на широкую распространенность криминальной субкультуры. В этой связи становиться очевидным, что при таком положении вещей одни правоохранительные органы минимизировать преступность, доведя ее до социально терпимого уровня, без активной поддержки населения не смогут. Тем более что и эффективность правоохранительной деятельности, осуществляемая государственными структурами, не соответствует в полной мере общественным ожиданиям.

В начале 90-х годов прошлого века был разрушен существовавший в советский период отечественной истории механизм взаимодействия населения и правоохранительных органов. Конечно, он не был лишен формализма, но вполне реальные результаты в сфере охраны общественного порядка приносил.

Имевший место в те годы галопирующий рост преступности в определенной мере был обусловлен разрушением этого механизма. Тем не менее в обществе и в самих правоохранительных органах на фоне сложившихся и развивающихся криминальных реалий стало постепенно формироваться осознание необходимости возрождения, естественно, на новой качественной основе, механизма взаимодействия правоохранительных органов, населения и институтов гражданского общества в деле преодоления нарастающей угрозы преступности.

Таким образом, в стране возрождается практика правоохранительной деятельности, осуществляемой негосударственными органами и общественными формированиями правоохранительной направленности не столько на возмездной, сколько на добровольной безвозмездной основе.

Вместе с тем подобная практика, несмотря на ее необходимость, все еще не получила повсеместного развития. Сдерживает развитие форм общественной правоохранительной деятельности сегодня не только боязнь граждан криминальной угрозы. Исследования специалистов свидетельствуют о том, что опасение пострадать от противоправных действий на протяжении последних четырех лет занимает четвертое место среди 12 социальных угроз, ежегодно предлагаемых респондентам для оценки. В значительной мере сдерживает это развитие недостаточность правового обеспечения и урегулирования общественной правоохранительной деятельности со стороны законодательства и прежде всего федерального Егорышев С.В. «Общественная правоохранительная деятельность и ее роль в обеспечении правопорядка» // Российский следователь. 2009. №5. С. 14..

Целью данного исследования является выяснение объемов взаимодействия правоохранительных органов с общественностью, их роль в современном обществе и эффективность работы. Непосредственным объектом исследования является общественные объединения и иные неправительственные объединения, участвующие в профилактике правонарушений. Тема данного исследования является довольно актуальной в современных условиях роста преступности, но на данном этапе не полностью разработан механизм реализации взаимодействия, однако разработка проектов по усовершенствованию данного механизма ведется.

В работе изучаются все виды неправительственных правоохранительных объединений, их роль в профилактике и пресечению преступности. А также внимание уделяется профилактике правонарушений, с помощью общественности, в различных субъектах Российской Федерации и проблемы правового обеспечения такого взаимодействия.

1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СОДЕЙСТВИЯ МИЛИЦИИ

Профилактика правонарушений - совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений или недопущению правонарушений.

Правонарушение - деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершенное деликтоспособным лицом.

Признаки:

- Правонарушением может быть как действие, так и бездействие.

- Противоправность: всегда представляет собой нарушение норм, содержащихся в правовых актах. Впрочем, законом предусмотрен ряд обстоятельств, исключающих противоправность деяния и освобождающих лицо от юридической ответственности.

- Общественная опасность - принесение вреда или создание угрозы вреда. При ее отсутствии правонарушение не считается таковым.

- Виновность - волевой выбор лицом варианта неправомерного поведения.

- Деликтоспособность лица, совершившего противоправное деяние

Профилактика правонарушений должна осуществляться по всем направлениям общественных отношений.

Основным субъектом обеспечения профилактики правонарушений является государство, осуществляющее функции в этой области через органы государственной власти.

Также субъектом обеспечения профилактики правонарушений является общественность, взаимодействующая с правоохранительными органами в целях обеспечения общественного порядка.

Общественность - это один или несколько физических или юридических лиц, с кем социальная организация вступает в контакт как внутри (служащие, сотрудники, работник, акционеры, члены общественных организаций и т. п.), так и за ее пределами (избиратели, налогоплательщики, местные жители, социальные заказчики, партнеры, потребители и т. п.). К общественности нельзя отнести лица или организации, которые формально отвечают за принятие решений направленных на получение какого-то результата.

Такие как:

- административные власти;

- органы судебной власти;

- организации или лица, ответственные за разработку законодательства и введение его в силу;

- инициатор деятельности, его подрядчики и субподрядчики;

- другие организации, которые отвечают за принятие решений, целью которых является достижение определённого результата.

A.M. Кононов определяет, что общественный порядок - это общественно значимые отношения, возникающие между людьми в процессе их общения на основе правовых и иных социальных норм, как правило, в общественных местах (на улицах, скверах, транспортных магистралях, помещениях, объектах транспорта и в других местах, свободных для открытого доступа широкого круга лиц) Кононов A.M. «Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка» // Государство и право. 1997. № 12. С. 34..

Органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и граждане являются субъектами государственной системы профилактики правонарушений и участвуют в ней в соответствии с законодательством.

Объектами профилактики правонарушений являются причины и условия совершения правонарушений, поведение физических и деятельность юридических лиц.

Общественная правоохранительная деятельность- это деятельность правоохранительной направленности негосударственных и общественных организаций, добровольных формирований граждан и отдельных лиц, связанная с выполнением гражданского долга и реализацией конституционных прав и осуществляемая с помощью мер юридической и нравственной ответственности в соответствии с установленными законом порядком и процедурами. Егорышев С.В. «Общественная правоохранительная деятельность и ее роль в обеспечении правопорядка» // Российский следователь, 2009, N 5.

Восстановление системы профилактики правонарушений, ранее успешно функционировавшей в нашей стране, преодоление активности неонацистов, предотвращение фактов дискриминации и ксенофобии невозможно без активного и заинтересованного участия общественности в реализации конкретных мероприятий правоохранительных органов и координации общих усилий. В этом случае различные общественные независимые формирования выступают в качестве неспециализированных субъектов криминологической профилактики, поскольку эта функция не является для них профилирующей и основной. Кроме того, "необходимо уделять большее внимание изысканию средств для ресурсного обеспечения профилактики на уровне субъектов РФ и из бюджетов местного самоуправления, а также использовать и новые нетрадиционные источники обеспечения за счет многочисленных негосударственных, коммерческих структур, например, различного рода ассоциаций, фондов, объединений, частных предприятий, во многом определяющих ситуацию в регионах, в т.ч. и криминогенную" А.И. Алексеев, С. И. Герасимов А. Я. Сухарев. /Криминологическая профилактика. Теория, опыт, проблемы - М.: НОРМА, 2001. .

В настоящее время в российском обществе складываются благоприятные предпосылки выстраивания на качественно новой основе процесса взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и общественностью.

Прежде всего необходимо отметить, что как органы внутренних дел, так и другие государственные структуры, органы местного самоуправления, представители различных категорий населения пришли к осознанию необходимости обеспечения общественной поддержки всех усилий, предпринимаемых государством в деле противодействия преступности и обеспечения общественного порядка. Тем не менее в общественном сознании все еще сохраняется стереотип понимания того, что бороться с преступностью и обеспечивать правопорядок в обществе должны государственные органы, а не сами граждане. Так, в ходе опроса, проведенного ВЦИОМ в 2005 г., было установлено, что 50,9% опрошенных граждан страны считают, что население должно принимать активное участие в обеспечении безопасности и общественного порядка, и 45,1% - полагают, что это дело прежде всего власти, а не населения

Участие граждан в работе органов внутренних дел специфично в том отношении, что оно в подавляющем большинстве случаев ранее и теперь не связано с выполнением ими сугубо профессиональных функций и осуществляется на общественных началах. Это участие можно с полным основанием оценить как проявление гражданского мужества, которое, по мнению О. де Бальзака, проистекает из одного начала с мужеством военным.

Независимо от организационно-правовых форм общественные объединения равны перед законом. Их деятельность основана на принципах добровольности, равноправия, уважения личности, соблюдения прав и свобод граждан. Они ставят перед собой многообразные социальные, политические, культурные, воспитательные и иные общественно полезные цели. Органы государственной власти оказывают поддержку общественным объединениям в их социально полезной деятельности.

Осуществление общественными объединениями охраны общественного порядка является одной из форм реализации их права на участие в государственной жизни и занимает важное место в их деятельности.

Такие объединения относят к группе общественных объединений правоохранительной направленности. Их можно определить как добровольные самоуправляемые некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей по охране правопорядка Попова Н.Ф., Овчинникова Л.И. «К вопросу привлечения общественных объединений к охране общественного порядка» //Российский следователь, 2006, N 10.

В заключение данного вопроса можно подчеркнуть о необходимости участия населения в правоохранительной деятельности оно придаёт подразделениям и службам органов внутренних дел дополнительные силы и возможности в борьбе с преступностью, позволяет им оперативно получать достоверную информацию о фактах готовящихся, совершаемых и совершенных преступлений. Активное участие населения в обеспечении правопорядка является важнейшим фактором, влияющим на дальнейшее развитие страны и предотвращение противоправных деяний граждан.

2. ГЕНЕЗИС ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Впервые широкомасштабное привлечение населения к выполнению военных и правоохранительных задач относится к 1917 г. Общий демократический подъем, предшествовавший Февральской буржуазно-демократической революции, сменился противостоянием Временного правительства и Советов выa в том числе, в создании своих боевых подразделений и милиции. В дальнейшем советская милиция строилась именно на основе рабочей милиции и боевых отрядов народного вооружения, активно функционировавших в то время.

Революционная идея о всеобщем вооружении народа получила свое развитие в конце 1920-х годов. Но если в первые послереволюционные годы она себя не оправдала, в связи с чем от нее пришлось отказаться и перейти к построению штатной милиции, то на данном этапе возникли достаточно радикальные взгляды на использование населения в борьбе с преступностью и в охране общественного порядка. Суть новации заключалась в привлечении населения к выполнению функций отдельных должностных лиц, в частности участкового надзирателя, постовых милиционеров и т.д. Для этого все профессиональные организации должны были согласно очередности направлять граждан на работу в милицию, причем каждый из привлекаемых обязан был отработать не менее 7 дней и за это время сохранялся по месту его работы средний заработок. Данная позиция отражала, прежде всего, интересы правоохранительных органов, поскольку, во-первых, расширяла их численный состав за счет привлечения добровольных помощников, а во-вторых, повышала ответственность населения перед требованиями закона, формировала общую атмосферу противодействия преступности и способствовала созданию действенной системы профилактики. Поэтому формирование такой позиции было вполне логичным и имело большое число сторонников, как в Наркомате внутренних дел, так и в других органах власти и управления Габидуллин И.Ф., Емелин С.М. «Милиция Башкортостана в 1917 - 1941 гг.: создание и основные этапы развития: Историко-правовое исследование»/ Уфа, 2008. С. 155.. Это было особенно актуальным в связи с тем, что определенный опыт в этом плане уже был наработан. Так, в первые годы Советской власти неплохо зарекомендовали себя ЧОНы (части особого назначения) - вооруженные формирования трудящихся, костяк которых составляли коммунисты. Они были узаконены 26 августа 1921 г. Положением, утвержденным ЦК РКП(б). Состав этих формирований подразделялся на кадровые и милиционные. Первые из них представляли в основном командные кадры, которые занимались подготовкой бойцов ЧОНов и числились на действительной военной службе. Милиционный состав состоял из рабочих и служащих фабрик, заводов и иных учреждений. Чоновцы находились на учете и периодически проходили учебные сборы, их использовали в боевых и специальных операциях: они участвовали в борьбе с контрреволюцией и бандитизмом, охраняли важные государственные объекты, сопровождали продовольственные грузы на железной дороге и водном транспорте, несли службу по охране порядка. Советская милиция: история и современность. 1917 - 1987. М., 1987. С. 93.

Участие трудящихся в охране общественного порядка принимало в 1920-е годы различные формы. Авторы, исследовавшие этот процесс, отмечают, что организации трудящихся "не всегда имели четкую структуру, разнообразны были права и обязанности их членов, не был установлен и единый порядок взаимоотношений самодеятельных организаций с органами милиции. Но всюду это были добровольные объединения людей, желающих навести строгий порядок в селах и городах и объявить борьбу хулиганам, дебоширам, пьяницам, помочь милиции в борьбе с преступностью". Еропкин М.И. «Участие трудящихся в охране общественного порядка»/ М., 1959. С. 9. Важную роль в борьбе с преступностью играли профсоюзные организации. На данном этапе они не только принимали активное участие в процессе избрания народных заседателей, выдвижении общественных обвинителей и защитников. Выборные органы в лице фабрично-заводских комитетов вели борьбу с хозяйственными преступлениями и хищениями. Данная работа осуществлялась на основе выпущенной еще в 1921 г. и подписанной В.И. Лениным Инструкции о предупредительных мерах по борьбе с хищениями. В ней говорилось, что члены фабрично-заводских комитетов обязаны сообщать о случаях хотя бы и мелкого хищения, а также сообщать о задержании лиц, заподозренных в выносе похищенного имущества. Пункт 14 Инструкции требовал организации на предприятиях с количеством работников не менее 200 человек дежурства членов фабзавкома и представителя заводоуправления, на которых возлагалось осуществление мер по борьбе с хищениями. Емелин С.М. «Основные формы содействия населения деятельности милиции накануне Великой Отечественной войны: развитие, региональные особенности, профилактическое значение»// История государства и права, 2009, N 10

27 декабря 1924 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли Декрет "О сельских исполнителях". Согласно данному документу за исполнителями закреплялся обширный круг обязанностей по охране общественного порядка, личной и имущественной безопасности граждан. Органы милиции с ведома сельских Советов привлекали сельских исполнителей к выполнению различного рода заданий. Их деятельность сыграла большую роль в повышении политической активности крестьянства, в укреплении порядка и законности на селе. Впоследствии сельские исполнители, действующие на общественных началах, начали руководствоваться уже указаниями милиции. Советская милиция: история и современность. 1917 - 1987. М., 1987. С. 94.

В декабре 1926 г. Декретом Совнаркома РСФСР должностным лицам милиции было предоставлено право, привлекать граждан к задержанию хулиганов. Для борьбы с хулиганством на фабриках и заводах создавались добровольные дружины, которые сосредоточивали свою деятельность при клубах предприятий. По рекомендации партийных, профсоюзных и других общественных организаций в них вступали наиболее сознательные рабочие, действующие в тесном контакте с милицией. Работники милиции инструктировали дружинников, определяли им конкретные задачи, приходили на помощь. Газета "Правда" тех лет описывала действия дружины крупнейшего комбината легкой промышленности "Трехгорная мануфактура": "Дружинники установили регулярные дежурства в наиболее оживленных местах района, прилегающего к комбинату. За короткое время было привлечено к уголовной ответственности немало правонарушителей, проведено три показательных процесса. На борьбу с хулиганством поднялась вся общественность этого комбината. Были требования исключить хулиганов из рядов профсоюзов и уволить их с предприятия. Благодаря всем этим мерам случаев проявления хулиганства действительно стало намного меньше. Дружинники на конкретном примере доказали, что общественность при скоординированных действиях с милицией может эффективно бороться с правонарушениями". Подобные дружины получали все большее распространение. Были предприятия, в которых создавались комиссии общественного порядка (КОП). Они состояли в основном из коммунистов и комсомольцев, передовых рабочих и членов административных секций районных Советов. Все эти общественные объединения в тесном сотрудничестве с милицией вели активную борьбу с хулиганством, пьянством и другими антиобщественными явлениями.

4 октября 1928 г. Нарком внутренних дел РСФСР разослал на места специальное Письмо, в котором указал на необходимость со стороны всех органов НКВД резко усилить работу по привлечению общественности к борьбе с преступностью. В числе методов этой работы и мер по усилению роли общественности в профилактике преступности намечалось широко использовать прессу, всемерно развивать отчетность органов милиции как на собраниях рабочих на фабриках и заводах, так и в деревнях на сходах граждан, оповещать население о некоторых фактах преступной деятельности и разъяснять меры помощи по собиранию доказательств, сохранению следов преступлений и т.д.

В 1928 г. возникла новая организационно-правовая форма содействия органам милиции, которая в большей степени отвечала требованиям того времени. Речь идет об обществах содействия милиции (ОСОДМИЛ). Первые ячейки подобных обществ возникли в ноябре 1928 г. при рабочих клубах в крупном промышленном центре Урала - Нижнем Тагиле. С инициативой их создания выступили рабочие - бывшие красногвардейцы, а также комсомольцы. Дежурство осуществлялось ими в нерабочее время, на добровольной основе и безвозмездно. Судя по документам того времени, деятельность осодмильцев не ограничивалась участием в охране общественного порядка, способствуя повышению производительности труда и производственной дисциплины, сокращению числа прогулов, аварий, несчастных случаев.

Важным шагом на пути организационного укрепления и правовой регламентации участия общественности в борьбе с преступностью явилось принятие 25 мая 1930 г. Постановления СНК РСФСР "Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска". Была установлена четкая структура подобных обществ милиции, определены права и обязанности их участников, указана роль партийных, советских и профсоюзных органов в деле их формирования и руководства. Движение трудящихся за создание различных добровольных обществ и объединений для охраны правопорядка приобретало все более широкий размах к концу двадцатых годов. Ячейки ОСОДМИЛа создавались по всей стране. Уже к январю 1930 г. в областях и краях РСФСР насчитывалось 250 обществ, в которых состояло около 30 тысяч человек. Дементьев Н.В. «Трудящиеся на страже общественного порядка»/ М., 1959. С. 10. На Украине была образована рабочая милиция, которая фактически была одной из разновидностей ОСОДМИЛа. Ее члены развили большую активность в охране общественного порядка. В продолжение вышеуказанного Постановления НКВД РСФСР разработал Типовой устав ОСОДМИЛа, в котором было конкретизировано правовое положение обществ содействия органам милиции и уголовного розыска и определялась их организационная структура. Общества строились по производственному признаку. Основу их создавали ячейки, формируемые на фабриках, заводах, в учреждениях в составе не менее трех человек. Возглавлялись они старостами, которые избирались на общем собрании членов ячейки предприятия или учреждения. Большие по численности ячейки ОСОДМИЛа разбивались на звенья во главе со старшими звеньев, которым присваивался статус помощников старосты ячейки. В крупных городах они объединялись в участковые бюро общества, расположенные на территории одного городского отделения милиции. ОСОДМИЛы развивались бурными темпами. В 1930 г. в РСФСР насчитывалось уже 4 тысячи ячеек с 45 тысячами членов.

26 апреля 1932 г. Совнарком РСФСР принял Постановление "О реорганизации обществ содействия милиции и уголовного розыска". Результатом проведенной реорганизации стало формирование бригад содействия милиции (БРИГАДМИЛ). Отличительная черта их правового положения - создание по инициативе милиции и функционирование под руководством районных, городских органов милиции. В БРИГАДМИЛ принимались граждане СССР, достигшие 18 лет, но только по рекомендации партийных, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций и через органы милиции. Они получали удостоверение установленной формы и нарукавную повязку с надписью "БРИГАДМИЛ". Им поручалось нести постовую службу в общественных местах, где они обычно патрулировали вместе с работниками милиции, дежурить в отделениях милиции, а также участвовать в обеспечении порядка во время праздников и массовых гуляний. Они задерживали и вооруженных преступников, хотя основная обязанность бригадмильцев заключалась, естественно, лишь в содействии милиции в охране общественного порядка.

В 1940 г. в стране насчитывалось 408 тысяч членов БРИГАДМИЛа, которые задержали 80150 преступников, а также 252500 хулиганов и других нарушителей общественного порядка. Сельские исполнители, численность которых к тому времени составляла 183294 человека, в том же году задержали 4300 спекулянтов, 11861 скотокрадов и хулиганов, выявили 7755 шинкарей и самогонщиков, задержали 1899 бежавших из мест заключения дезертиров, предупредили 7519 преступлений, отконвоировали 41779 арестованных. В Башкортостане милиция также работала во взаимодействии с населением. 24 июня 1927 г. Совнарком БАССР признал необходимым, чтобы начальники волостных милиций принимали участие в обсуждении всех административных вопросов с правом совещательного голоса на заседаниях волостных и сельских Советов. Тем самым поднимался не только авторитет милиции у населения, но и достигалось более тесное взаимодействие с местными властями, милиция получала дополнительные источники информации. Второй пункт принятого Постановления гласил, что "одним из средств проведения смычки с крестьянским населением признать необходимость установления плана периодической отчетности работников милиции перед населением, помня, что критика масс дает оценку тех или иных низовых работников персонально, аппарат может шире поставить свое дело по обслуживанию населения и скорее очистить себя от случайно примазавшегося элемента". Емелин С.М. «Основные формы содействия населения деятельности милиции накануне Великой Отечественной войны: развитие, региональные особенности, профилактическое значение» //История государства и права, 2009, N 10.

В отчете о деятельности НКВД БАССР за период с 1 апреля 1925 г. по 1 октября 1926 г. имеется подраздел "О взаимоотношениях с населением". В нем констатируется: "Взаимоотношения с населением удовлетворительны, хотя и наблюдаются случаи недовольства граждан на недостаточную подготовку работников и малочисленность состава, который не в состоянии по этой причине обслуживать население в полной мере". Согласно этому же документу, связь с населением усиливалась посредством докладов о деятельности органов милиции на съездах, собраниях и т.д., в городах и сельских местностях, проводились также беседы о революционной законности. Говорилось и об обратной связи: "Население интересуется работой и выступает с критикой на некоторые имеющиеся недочеты". Отметим также, что активной борьбе с самогоноварением и шинкарством способствовал тот факт, что 25 процентов взысканных в судебном и административном порядке штрафных сумм отдавались в качестве вознаграждения лицам, оказавшим содействие обнаружению мест производства, хранения и сбыта спиртных напитков. В 1932 г. в Уфе был проведен месячник культурно-бытового смотра органов рабоче-крестьянской милиции. Интересно, что обследование проводили рабочие бригады. По итогам смотра отмечено, что "под твердым политическим руководством рабоче-крестьянская милиция добилась огромных успехов в деле поднятия боевой и трудовой дисциплины, повышения политического уровня состава, а особенно рядового, так как грамотный и политически подготовленный милиционер никогда не будет жертвой классово-чуждых влияний". Кроме того, роль общественности распространялась не только на выполнение милицейских функций, но и на участие в подготовке самих милиционеров, "завершение высшего боевого, трудового и политического уровня в деле воспитания рабоче-крестьянской милиции, для выковывания сознательного милиционера-общественника, политически выдержанного товарища".

В эти годы активно использовался такой один из мощных социальных рычагов того времени, как социалистическое соревнование. В выводах и предложениях рабочих бригад предлагалось всю работу по помощи в улучшении культурно-бытовых условий проделать "через лучшие показатели соцсоревнования и ударничества, причем не только отдельных предприятий, но и цехов, достигая тем самым путем встречных планов 100-процентного выполнения намеченных целей и тем самым укрепить повседневную смычку трудящихся с милиционером, идя навстречу с реальной помощью работникам милиции на всем культурном фронте, получить от них встречное выполнение возложенных на них задач". Для совместного решения стоящих задач устанавливалось шефство со стороны предприятий и общественных организаций как над Управлением рабоче-крестьянской милиции, так и над его подразделениями. В 1932 г. в Уфе уже активно работали общества содействия милиции. "Взаимоотношения между милиционером и общественностью имеют громадные достижения в деле организации общества содействия милиции Осодмила", - отмечается в упомянутом выше документе. В том же 1932 г. бюро партийной организации при Управлении милиции рассматривало в числе прочих вопросов взаимодействие с обществами содействия милиции. Было принято следующее решение: "Обеспечить партийное руководство работой ОСОДМИЛа... Через профсоюзные организации поставить на должную высоту работу добровольных организаций, превращая их в действительные приводные ремни партии, организуя из членов добровольных обществ ударные бригады по проведению хозяйственных политкампаний (ОСО, МОПР, Шефобщество, СВБ и другие организации)". Было организовано социалистическое соревнование между милицией Башкирии и Татарии, в рамках которого была предусмотрена массовость и эффективность работы добровольных обществ. В принятой 5 сентября 1933 г. в Уфе Резолюции о проведении соцсоревнования было указано на необходимость: "вовлекать в БРИГАДМИЛ лучших ударников производства... вести систематическую работу по вовлечению в БРИГАДМИЛы новых лучших работников, проводя это под лозунгом: "Каждый коммунист должен вовлечь не менее 2 ударников в БРИГАДМИЛ". Но объективности ради стоит отметить, что в Башкортостане не всегда достаточно уделялось внимания помощи со стороны осодмильцев, а затем и бригадмильцев. Например, 2 апреля 1940 г. на собрании, посвященном итогам работы милиции города Уфы за I квартал того года, прямо говорилось о том, что "работы добровольных обществ в 1939 г. не было, а также и в 1940 г. почти нет, нет планов работы... профилактической работы нет, бригадмильцы числятся, имеются личные дела, но работы таковых нет, и работы с таковыми нет ни со стороны участковых и в целом отделения". Впрочем, и они не всегда вели себя подобающим образом. На том же собрании докладчику был задан вопрос: "Почему милиционеры гоняют бригадмильцев, когда они хотят помочь им в очередях?". На это докладчик возразил: "Если не имеют удостоверения, а лишь стремятся без очереди получить хлеб, милиционеры вправе поставить бригадмильцев в очередь".

Понимание необходимости широкого привлечения общественности к охране общественного порядка, стремление к этому прослеживаются постоянно, во всяком случае, на это постоянно нацеливали как руководство милиции Башкирии, так и партийные организации. Свидетельством этого является, в частности, отчет о партийно-политической работе среди коммунистов и беспартийных 1-го отделения милиции г. Уфы НКВД БАССР за период с 17 февраля 1940 г. по 21 марта 1941 г., где говорилось, что "наряду с имеющимися достижениями в работе имеются еще недостатки: недостаточно поставлена работа с общественностью, с БРИГАДМИЛом, с ночными сторожами". Собрание предложило: улучшить работу с БРИГАДМИЛом, с дворниками, с управдомами, с которыми провести собрания до 1 мая 1941 г., довести по Кировскому району число бригадмильцев до 100 человек и привлечь их в работе для охраны общественного порядка. Месяц спустя на закрытом партийном собрании той же парторганизации было отмечено: "Работу с подсобным аппаратом в первом квартале мы намного улучшили, начали вести работу с массой путем проведения докладов и бесед". Емелин С.М. «Основные формы содействия населения деятельности милиции накануне Великой Отечественной войны: развитие, региональные особенности, профилактическое значение» //История государства и права, 2009, N 10

Таким образом, начиная с конца 1920-х годов партийно-государственным руководством и органами внутренних дел уделяется особое внимание развитию различных форм взаимодействия населения и милиции, привлечению граждан к выполнению функций охраны общественного порядка. В 1930 - 1940-х годах участие трудящихся в охране общественного порядка и борьбе с преступностью принимает все больший размах. Народные дружинники и десятки других самодеятельных организаций оказывали помощь милиции в борьбе с нарушениями общественного порядка и преступностью, работая в тесном взаимодействии. При всех имеющихся недостатках и упущениях в работе милиции с общественностью трудно переоценить роль последней в деле охраны общественного порядка. Осодмильцы, а затем бригадмильцы в рассматриваемый период внесли свою лепту в борьбу с хулиганством, самогоноварением и шинкарством, помогали милиции выявлять и обустраивать беспризорных и безнадзорных детей, выявлять расхитителей и спекулянтов. Об актуальности проблемы повышения роли общественности в обеспечении правопорядка говорит тот факт, что она регулярно становится темой обсуждения, в том числе на самом высоком уровне. Российская газета. 2009. N 40 (4864). 11 марта; Щит и меч. 2009. N 10 (1170). 12 марта. В настоящее время готовится законопроект "Об участии граждан в охране общественного порядка", который должен окончательно определить место общественности в осуществлении правоохранительных функций, создать действенную профилактическую систему, комплексно осуществляя данную работу на всех уровнях.

3. ДОСТУП НАСЕЛЕНИЯ К ОФИЦИАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК УСЛОВИЕ УЧАСТИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Формирование правового государства и гражданского общества в стране упирается в правовой нигилизм, низкую правовую культуру и неразвитое правосознание населения. Одной из общих причин этого является отсутствие широкого общественного доступа к официальным документам и иной актуальной правовой информации. В рамках реализации правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации на сегодняшний день в государстве создана основа единой системы информационно-правового обеспечения деятельности органов государственной и муниципальной власти. Целостная система информационно-правового обеспечения всего населения пока еще отсутствует. В этих условиях назрела необходимость разработки комплекса мер концептуального, методологического, организационного и правового характера по созданию такой системы.

Общедоступные библиотеки России всегда стараются реагировать на актуальные потребности и запросы общества. В их деятельности в соответствии с общественными приоритетами постоянно появляются новые задачи и формы работы. Новым направлением для российских библиотек стало участие в правовой информатизации общества и обеспечение доступа граждан, государственных, коммерческих и общественных структур к правовой информации.

В России к 1998 г. сложились мощные государственные и коммерческие структуры, создающие правовые банки данных и предоставляющие их для широкого круга пользователей. Однако систематическое правовое информирование и просвещение населения в этой деятельности отсутствовали. Необходимость создания такой системы и привела к разработке программы «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации (ПЦПИ) на базе общедоступных библиотек», так или иначе задействующей в процессе правового просвещения 48,5 тысячи библиотек.

Названная программа действует с 1998 года и осуществляется совместно Минкультуры России, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ, теперь - Спецсвязь России) и Российским фондом правовых реформ (РФПР) при участии других государственных, коммерческих и неправительственных организаций. С 2002 г. к этой программе присоединилась МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех».

Активное участие в реализации программы принимают органы власти субъектов Российской Федерации. Ими приняты акты о создании центров, выделяются дополнительные ставки для библиотек, предоставляются каналы связи, оказывается финансовая, информационно-правовая и иная поддержка.

Важную роль играют также высшие учебные заведения юридической направленности, средства массовой информации, коммерческие фирмы, занятые производством и распространением правовых баз данных (особенно «Консультант Плюс» и «Кодекс»). С этими фирмами Министерство заключило соглашения о взаимном сотрудничестве Кашинский Ю.И., Сатолина М.Н., Захаревич И.А. и др. «Публичные центры правовой информации - форпост правовой информатизации» // Проблемы правовой информатизации, 2001. № 4. С. 143-147..

К настоящему времени центры открыты в 1200 библиотеках, школах, вузах и др. учреждениях, четырех федеральных и практически во всех региональных научных библиотеках. Достигнутые результаты стали возможными только благодаря огромной востребованности центров властными структурами всех уровней и населением.

Впервые в России создается действенный механизм реализации конституционного права граждан на доступ к правовой информации, в том числе к официальным текстам документов федерального, регионального и муниципального уровней. В сегодняшних условиях, когда подавляющая часть печатных изданий не доходит до регионов и тем более муниципальных образований, этот механизм особенно ценен. В библиотеках, в которых открыты ПЦПИ, количество обращений к правовым документам резко возросло. Приведем в качестве примера несколько цифр о работе ПЦПИ.

За три года работы в Центре правовой информации Российской государственной библиотеки обслужено более 33 тыс. человек, выдано более 150 тыс. изданий, выполнено более 60 тыс. справок. Причем до 70 % запросов реализуются в автоматизированном режиме с помощью электронных правовых баз данных. В Смоленске за три года количество посещений ПЦПИ выросло с 3 до 12 тысяч, количество предоставленных справок - с 3,5 тысячи до 14 тысяч. Причем около половины справок предоставляется с помощью профессиональных юристов. В Брянском ПЦПИ в 2001 году гражданам было выдано 44 тысячи экземпляров печатных изданий, 1300 распечаток из электронных баз данных, выполнено свыше 3 тысяч библиографических справок правовой тематики.

Из всех запросов - 20 % по вопросам собственности и приватизации, 20 % - по составлению исковых заявлений, 15 % по вопросам налогообложения, 30 % - по вопросам семейного права. Среди пользователей пенсионеры составляют 58 %, безработные - 15 %, частные предприниматели - 10 %.

Выпускаются информационные бюллетени на темы: «Вопросы местного самоуправления», «Права и свободы человека», «Выборы», «Новости ПЦПИ». Демидов А.А., Сатолина М.Н., Дорогова Л.Н. «Создание систем открытого доступа населения к правовой информации: опыт России и Беларуси» // Проблемы правовой информатизации, 2003, № 6.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты