p align="left">ПЦПИ становятся общественными центрами, в которых граждане имеют возможность высказать свои предложения и претензии к местным законам и различным нормативным актам.
Доступ населения к информации такого рода, непосредственно помогает обществу ориентироваться в законодательстве. Тем самым, предотвращая нарушения прав и свобод граждан, а также нарушения всех норм права Российского законодательства.
Гражданин знающий весь объем своих прав и обязанностей, может в полной мере оценивать действия других граждан и органов государственной власти.
4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА
Современную преступность отличает и то, что она проникла во все сферы общественной жизни, во все виды деятельности и общественных отношений, деструктивно влияя на них. В подтверждение сказанному достаточно указать на широкую распространенность криминальной субкультуры. В этой связи становиться очевидным, что при таком положении вещей одни правоохранительные органы минимизировать преступность, доведя ее до социально терпимого уровня, без активной поддержки населения не смогут. Тем более что и эффективность правоохранительной деятельности, осуществляемая государственными структурами, не соответствует в полной мере общественным ожиданиям. Тогонидзе Н.В. Проблемы эффективности борьбы с преступностью в России // Государство и право. 2003. N 10. С. 82 - 93; N 11. С. 99 - 112.
Таким образом, в стране возрождается практика правоохранительной деятельности, осуществляемой негосударственными органами и общественными формированиями правоохранительной направленности не столько на возмездной, сколько на добровольной безвозмездной основе.
Применяемые в настоящее время формы участия граждан в охране правопорядка в том или ином объеме закреплены в региональных нормативно-правовых актах, которые, по существу, и регламентируют данный вид правоохранительной деятельности.
Независимо от организационно-правовых форм общественные объединения равны перед законом. Их деятельность основана на принципах добровольности, равноправия, уважения личности, соблюдения прав и свобод граждан. Они ставят перед собой многообразные социальные, политические, культурные, воспитательные и иные общественно полезные цели. Органы государственной власти оказывают поддержку общественным объединениям в их социально полезной деятельности.
Осуществление общественными объединениями охраны общественного порядка является одной из форм реализации их права на участие в государственной жизни и занимает важное место в их деятельности.
Такие объединения относят к группе общественных объединений правоохранительной направленности. Их можно определить как добровольные самоуправляемые некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей по охране правопорядка.
Существуют различные общественные объединения правоохранительной направленности, в частности, некоторые из них необходимо рассмотреть более подробно.
4.1 НАРОДНЫЕ ДРУЖИННИКИ
Добровольная народная дружина (ДНД) - добровольная общественная организация в СССР, оказывавшая помощь милиции в охране общественного порядка.
Первые добровольные народные дружины были сформированы в 1958 году коллективами некоторых предприятий Ленинграда для охраны общественного порядка. Вскоре число дружинников в Ленинграде достигло 15 тысяч человек. Позже такие дружины были созданы и в других крупных промышленных центрах.
Основываясь на этом опыте, ЦК КПСС и Совет Министров СССР 2 марта 1959 приняли постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». Это постановление стало основным политическим и юридическим документом, определившим задачи, полномочия и формы организации ДНД вплоть до середины 1970-х годов.
Обычно дружинники с красными повязками на рукаве (позже - также с нагрудными значками) по несколько человек обходили улицы советских городов и следили за порядком. Они имели достаточно широкие полномочия, в частности имели право задержать человека и доставить его в отделение милиции. В Москве в 1980-х годах дружинников часто можно было увидеть в метро, обычно два-три дружинника под руководством милиционера. Таким образом несколько человек без проблем справлялись с мелкими хулиганами, пьяницами, нарушителями тишины и т. д.
Участие в ДНД считалось общественной работой и поощрялось руководством предприятий и организаций, партийными и комсомольскими организациями.
После распада Советского Союза деятельность ДНД практически прекратилась, сохранились только отдельные дружины. http://ru.wikipedia.org
Вполне возможно, что в скором времени блюстителей порядка на улицах и в общественных местах прибавится - группа парламентариев в недавно внесенном на Охотный Ряд законопроекте "Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка" предложила бросить на помощь сотрудникам милиции в борьбе с уличной преступностью силы народных дружин.
Заговорить о возрождении практики советских времен и необходимости узаконить на федеральном уровне дружинников-добровольцев авторам проекта пришлось, по их словам, не от хорошей жизни. Уличная преступность год от года растет, пугают разработчики и приводят ужасающую статистику по количеству краж, грабежей и разбойных нападений за последние годы.
Стать дружинниками при этом, согласно проекту, смогут только совершеннолетние россияне, "способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народного дружинника". Как претендующий на гордое звание дружинника будет доказывать свою деловитость, и какими личными качествами он должен обладать, в проекте не уточняется. Детали экзамена на профпригодность будут определены, видимо, уже в законах региональных властей, которые также утвердят типовые положения о деятельности дружин (права, обязанности, гарантии, образцы удостоверений и форменной одежды). Вся же конкретика отдается на откуп органам местного самоуправления.
Единственное, что более или менее внятно определено в проекте, так это перечень обстоятельств, при наличии которых с мечтой вступить в ряды добровольцев и получить удостоверение народного дружинника придется распроститься. В "черный список" вошли лица, состоящие на учете по поводу психических заболеваний, алкоголизма или наркомании, имеющие неснятую или непогашенную судимость, совершившие тяжкое или особо тяжкое преступление, административное правонарушение против общественного порядка и безопасности, а также не имеющие регистрации по месту жительства.
Гражданам, принятым в члены муниципальной народной дружины, выдаются удостоверения установленного образца. Для внешнего отличия от остальных жителей может быть предусмотрено введение формы муниципальных народных дружинников и выдача нагрудных знаков «Муниципальный народный дружинник».
По законопроекту добровольческие отряды находятся на содержании местного бюджета. Также местные власти будут из своего кармана возмещать гражданам и юридическим лицам вред, причиненный неправомерными действиями народных стражей порядка. При этом оговаривается, что в последующем сумму возмещения взыщут с виновного в полном объеме. Мошкович М., Бодрягина О. Гражданин с повязкой на руке // ЭЖ-Юрист, 2009, N 1-2.
Борьба с правонарушениями станет результативнее тогда, когда милиции будут помогать и содействовать граждане, общественные формирования и общество в целом. Справляется ли сегодня милиция? Есть неоспоримые цифры. За последние три года уровень преступности в стране устойчиво идет на спад. В 2008 году он снизился на 10 процентов. Снижение достигнуто по всем основным видам преступности. Дружинники помощники милиционеров, свидетели и очевидцы происшествий. В суде их показания важны для выяснения истины по делу. Дружинники впоследствии и сами приходят служить в органы внутренних дел, причем по убеждению, зная, что их ждет. И работают хорошо. Не буду скрывать, что одновременно добровольные помощники не вполне удобны для некоторых милиционеров. Дружинники, выходящие на пост или на маршрут вместе с сотрудником милиции, лишают его возможности нагрубить гражданину, уйти с поста, что-то принять от правонарушителя, безответственно отнестись к разбирательству и т.п. И это хорошо, такой общественный контроль нужен. Но не стоит думать, что в воссоздании народных дружин заинтересована только милиция. Дружинники требуются, прежде всего, муниципальному району, поселению, деревне, предприятию, где живут и работают люди, потому что милиционера на каждом углу не поставишь. Выжутович В. « Стоит ли воссоздавать добровольные народные дружины?» //Российская газета, 24.04.2009,№4897.
В России по состоянию на начало 2009 года действовало более 34 тысяч общественных формирований правоохранительной направленности, в которых состояло более 363 тысяч человек. При этом, несмотря на более чем скромное материально-техническое и финансовое обеспечение ДНД, с участием дружинников в год раскрывается около 40 тысяч преступлений и выявляется свыше 400 тысяч административных правонарушений.
В заключении необходимо сказать, что участие добровольных народных дружин в охране общественного порядка необходимо, так как это будет в первую очередь сдерживать сотрудников милиции от нарушений прав человека, а во-вторых, это позволит более эффективно бороться с преступностью.
4.2 КАЗАЧЕСТВО
В энциклопедических справочниках отмечается, что казачество, как одна из социальных групп населения России представляло собой военное сословие в дореволюционной России XVIII - начала XX вв. Но зародилось оно значительно ранее, ещё в XIV - XVII вв. Рост феодальной эксплуатации и крепостничества в этот период в русском и польско-литовском государствах, усугубившийся на захваченной Польшей Украине национально-религиозным гнётом, привёл к массовому бегству крестьян и посадских людей за пределы этих государств, главным образом на незанятые земли на юге. В результате со второй половины XV в. за линией сторожевых укреплений на южных и юго-восточных окраинах России и Украины, в основном по рекам Днепр, Дон и Яик (Урал) и их притокам поселяются беглые крестьяне 1л посадские люди, которые и стали называть себя вольными людьми - казаками. Они не облагались налогом и работали по найму, главным образом на различных промыслах, а также несли военную службу на окраинах страны. Служилые казаки разделялись на городовых (полковых), использовавшихся для защиты городов и сторожевых постов и вольных (станичных) казаков. Они, как социальная группа, были близки к стрельцам, пушкарям и другим категориям русского войска. Позже, в XVIII - XIX вв., большая часть их была переведена в податное сословие и вошла в категорию однодворцев, другие вошли в состав казачьих войск (Сибирского, Оренбургского и др.)
С самого начала постоянная борьба против соседних феодальных государств и полукочевых народов потребовала объединения казачества в военные общины. Общины были независимы друг от друга, но поддерживали между собой и с правительствами близлежащих государств тесные торговые, политические и военные связи. До XVII в. некоторые общины имели политическую независимость, большая их часть пользовалась автономией в области управления, суда, внешних сношений. Например, общины решали вопросы о войне и мире с соседями, вступали в борьбу с ними. Все важнейшие дела обсуждал общий сход казаков (рада, круг), на решения которого рядовая масса оказывала некоторое влияние.
В XV - начале XVI вв. возникли общины донских, волжских, днепровских (черкасских), гребенских и яицких казаков. В первой половине XV в. возникает Запорожская Сечь, во второй половине XVI в. - общины терских казаков и служилое сибирское казачество.
В конце XIX - начале XX вв. царизм, опираясь на экономическую зажиточность казачества, его привилегированность как военного сословия и политическую отсталость, широко использовал казачество для несения полицейской службы и подавления национально-освободительного и революционного движения, особенно в период революции 1905 - 1907 гг.
Но противоречия между казачеством и помещичье-буржуазной контрреволюцией обусловили переход масс трудового казачества в конце 1919 г. на сторону Советской власти. В рядах Красной Армии сражались казачьи части и соединения под командованием П.В. Бахтурова, М.Ф. Блинова, СМ. Будённого, Б.М. Думенко, Н Д. Каширина, Ф.К. Миронова и других. Переход казачества на сторону Советской власти был закреплён на 1-м Всероссийском съезде трудовых казаков (февраль-март 1920 г.), на основе решений которого 25 марта 1920 г. был издан декрет об учреждении в казачьих областях местных органов власти, предусмотренных Конституцией РСФСР. В 1920 г. постановлением ВЦИК на казачьи области были распространены все действующие в РСФСР общие законоположения о землеустройстве и землепользовании. Эти акты положили конец существованию казачества как особого военного сословия. Мартынов Ю.М. «Казачество в России» //Проблемы МСУ,2009, № 22.
Однако в 1992 году было принято постановление Верховного Суда РФ "О реабилитации казачества", в котором говорилось о необходимости отменить как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 года, в части, касающейся применения к нему репрессивных мер, а также признать за казачеством права на:
возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций при соблюдении законодательства и общепринятых прав человека;
установление территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах в соответствии с Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации";
восстановление традиционных наименований населенных пунктов и местностей, улиц, площадей, объектов культуры, просвещения, производственных и иных объектов на основе свободного волеизъявления всех групп населения в местах компактного проживания казачества на основании действующего законодательства;
создание общественных казачьих объединений с исторически сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и других; их регистрацию и деятельность в общем порядке, установленном для общественных объединений граждан.
Рекомендовать республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу обеспечить необходимые условия для реализации комплексной государственной программы возрождения казачества; рассмотреть возможность создания комитетов (комиссий) по делам казачества. Постановление ВС РФ от 16.07.1992 N 3321-1 (ред. от 26.06.2007) "О реабилитации казачества"
Современное казачество все активнее заявляет о себе в разных регионах Российской Федерации. В частности, результаты проведенного в июне 2008 г. Социологическим центром Российской академии государственной службы при Президенте РФ исследования показали, что казаки - наиболее активная часть населения России, желающая нести государственную и муниципальную службу. При этом они отдают предпочтение охране общественного порядка (42,9%), военно-патриотическому воспитанию призывников и вневойсковой подготовке членов казачьих обществ (41,9%), охране государственной границы (37,1%), а также поставке сельхозпродукции для федеральных и региональных нужд (15,2%). В решении вопросов местного значения активность казаков проявляется в стремлении возродить казачье самоуправление. Более трети опрошенных (35,6%) считают необходимым совершенствовать нормативно-правовую базу по привлечению казаков к государственной и муниципальной службе.
Изучение авторами научных исследований и аналитических материалов, разработанных в некоторых субъектах России, показало, что на местах прослеживается положительная тенденция развития правовой базы по вопросам организации деятельности казачьих обществ. Эта тенденция прослеживается преимущественно в регионах с компактным проживанием казаков. Соклаков А.Ю., Шишова Ж.А. «О критериях результативности взаимодействия органов местного самоуправления и казачьих обществ» //Муниципальная служба: правовые вопросы, 2009, N 1
Проведенные исследования показали, что активность казачьих обществ проявляется в охране общественного порядка и в осуществлении в различных формах военно-патриотического воспитания молодежи. Другие же направления деятельности казачьих обществ по несению государственной и муниципальной службы в ряде регионов нуждаются в дальнейшем развитии.
Казачьи общества осуществляют также и иные виды деятельности, среди которых следует выделить мероприятия по профилактике и борьбе с наркоманией, работу по благоустройству и озеленению территории, использованию и защите особо охраняемых природных территорий, созданию условий для массового отдыха жителей и организации обустройства мест массового отдыха населения. Имеются и случаи создания добровольных казачьих дружин по охране общественного порядка, действующих на безвозмездной основе, а также волонтерских казачьих движений по уборке мусора и другие формирования. В некоторых субъектах Российской Федерации (Ростовская и Волгоградская области) уже накоплен позитивный опыт совместной деятельности муниципальных казачьих дружин с органами правопорядка.
4.3 ТРЕТЕЙСКИЕ СУДЫ
Третейский суд (арбитраж) - это негосударственный орган, осуществляющий юрисдикционную деятельность в части рассмотрения гражданских и хозяйственных споров на основании законов путем применения методов арбитрирования.
Третейские суды бывают двух видов:
· третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (лат. ad hoc - для частного случая)
· образуемый и действующий на постоянной основе при образовавших его юридических лицах, куда субъекты гражданских правоотношений своим соглашением могут передать на рассмотрение и разрешение или уже возникший спор, или споры, которые могут возникнуть между этими сторонами в будущем (институциональный).
Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего. Третейские суды могут создаваться как постоянно действующие (например, Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ), так и для рассмотрения конкретного спора. Порядок создания и деятельности третейского суда для рассмотрения споров между российскими организациями на территории РФ определяется Федеральным Законом «О третейских судах в Российской Федерации» № 102-ФЗ от 24.07.2002г, а рассмотрение споров с участием хотя бы одного из иностранных субъектов регулируется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г. http://ru.wikipedia.org
Общая характеристика третейского урегулирования разногласий в трудовых отношениях основывается на негосударственном порядке деятельности третьих лиц, привлекаемых к урегулированию разногласий в трудовых отношениях. Цель деятельности данных органов (лиц) - содействие в урегулировании разногласий сторон. Разнообразие форм и способов разрешения разногласий в трудовых отношениях обусловливается особенностями метода трудового права, для которого характерна уникальность в объединении большого разнообразия форм и способов регулирования трудовых отношений. Привалова С.В. «Методы правового регулирования трудовых отношений»/ Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2001. С. 4.
Данный вид судебной деятельности осуществляется третьими лицами для разрешения разногласий в трудовых спорах. Данный институт содействует в профилактике правонарушений посредствам наказания виновных и защиты прав невиновного в спорах, это непосредственная защита прав человека.
Третейские суды необходимы в первую очередь для уверенности общества, что безнаказанным не останется ни один виновный в правонарушении.
4.4 ТОВАРИЩЕСКИЕ СУДЫ
Товарищеский суд - неофициальный суд, проводимый над провинившимся в чём-либо членом коллектива. Являлись в СССР механизмом товарищеского исправления человека силами его коллектива.
В Советском Союзе товарищеский суд представлял собой выборный общественный орган, который согласно положениям о товарищеских судах был призван содействовать «воспитанию граждан в духе коммунистического отношения к труду, бережного отношения к социалистической собственности, соблюдения правил социалистического общежития, развития у них чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, уважения достоинства и чести советских людей».
Товарищеские суды создавались по территориальному и производственному принципу (например, на предприятиях, в общественных учреждениях, средних и высших учебных заведениях, колхозах, сёлах, и даже в отдельных домах). Число и состав товарищеских судов определялся путём открытого голосования на общем собрании коллектива. Срок работы одного состава товарищеского суда обычно составлял два года. Функционировали товарищеские суды на общественных началах.
Товарищеские суды разбирали дела о нарушениях трудовой дисциплины, несоблюдении требований по охране труда, о недоброкачественном выполнении работ, о мелком хищении государственного и общественного имущества, мелкой спекуляции, оскорблениях, административных нарушениях, распитии спиртных напитков в общественных местах и т. п. Товарищеские суды могли рассматривать дела об имущественных спорах между гражданами на сумму до 50 рублей при согласии участников спора на рассмотрение дела в товарищеском суде.
Товарищеский суд имел право применить к нарушителям следующие меры: обязать принести публичное извинение, объявить товарищеское предупреждение, общественное порицание или общественный выговор, наложить денежный штраф до 50 рублей и т. д. При рассмотрении дел о нарушителях трудовой дисциплины (прогулах, опозданиях, преждевременном уходе с работы) товарищеский суд был вправе поставить перед руководством предприятия вопрос о переводе виновного на менее оплачиваемую работу.
Если товарищеский суд приходил к убеждению о необходимости привлечь правонарушителя к уголовной или административной ответственности, он принимал решение о передаче материалов соответствующим органам. http://ru.wikipedia.org
Как утверждают специалисты в области управления персоналом, в любом коллективе 5% работающих людей дисциплинированы от природы, еще 5% будут нарушать нормы, правила и условия труда при любых обстоятельствах, а поведение остальных 90% зависит от контроля. Речь должна идти о контроле как со стороны менеджмента, так и со стороны представительных органов работников. Меры дисциплинарного, общественного воздействия в отношении недобросовестных работников должны дополнять различные формы поощрения за добросовестный труд Кайль А.Н. «Новый порядок и условия наложения дисциплинарных взысканий» // Трудовое право. 2007. N 2. С. 14..
С учетом состояния дел с трудовой дисциплиной актуальным является возрождение товарищеских судов или аналогичных представительных органов работников.
4.5 ИНСТИТУТ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ
Публичные слушания - это процедура, предписываемая Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» для принятия нормативно-правовых актов с участием общественности (заинтересованной общественности).
Впервые термин «публичные слушания» появился в названном Федеральном законе в 2003 году, но до сих пор неясно, что же именно законодатель имел в виду под этим словосочетанием. Закон не расписывает, как же именно должны проводиться публичные слушания, и муниципалитеты принимают собственные правила.
Например, возможны следующие варианты реализации публичных слушаний:
1) единовременное приглашение общественных деятелей - руководителей некоммерческих организаций, ТОСов и ТСЖ и представление им проекта нормативного акта.
2) создание общественной палаты из представителей некоммерческих организаций, которая и будет проводить общественные слушания.
3) специальные процедуры, эквивалентные западным аналогам - например, жюри граждан или гражданский воркшоп (-это метод определения потребностей общественности, основанный на проведении фокус-групп с представителями различных слоев населения).
Этот институт известен и применяется в большинстве развитых стран мира, а в последние несколько лет, с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822 (с изм. на 10 июня 2008 г.).
Из-за широкого спектра значений понятия "публичные слушания" возникла проблема с его законодательным определением. В частности, в нормативных правовых актах муниципальных образований, находящихся на территории России, закреплены часто противоречащие друг другу определения этого института. Для наиболее полного и точного определения понятия «публичные слушания» необходимо выделить основные признаки, характеризующие данный правовой институт.
Во-первых, публичные слушания являются публично-правовым институтом, призванным обеспечить независимое и свободное обсуждение общественностью вопросов, имеющих существенное значение для населения. По этому признаку публичные слушания отличаются от многих других институтов общественного участия, таких, как парламентские слушания, общественные слушания, проводимые в рамках деятельности советов, создаваемых при органах власти, и др. В отличие от них институт публичных слушаний предполагает более активное участие общественности в обсуждении: граждане могут выступать инициаторами слушаний, участвовать в их организации, а круг участников публичных слушаний не может быть ограничен исключительно приглашенными лицами.
Во-вторых, для института публичных слушаний характерно присутствие двух равноправных субъектов: управляющего субъекта и граждан, проживающих на территории публичного образования, где проводятся публичные слушания. Отсутствие одного из указанных субъектов при проведении слушаний не позволяет определить слушания в качестве публичных. Если слушания проводятся органами власти без участия неограниченного круга граждан, то они становятся разновидностью парламентских слушаний. В равной мере не являются публичными слушания, проводимые без участия управляющих субъектов исключительно самими гражданами на основании их решения, - по своему содержанию они представляют реализацию института общественных форумов. Киселев К.В., Ляпустина М.А., Руденко В.Н. «Публичные слушания в муниципальных образованиях»/ Екатеринбург, 2007. С. 10.
В-третьих, институт публичных слушаний является одной из форм участия населения в осуществлении публично-властных функций. При реализации института публичных слушаний их участники не утверждают нормативные решения, правомочие на принятие которых принадлежит компетентным органам и должностным лицам, а лишь вырабатывают рекомендации для этих органов. Поэтому подход, представленный в ряде научных публикаций, согласно которому институт публичных слушаний является институтом непосредственной демократии, концептуально не обоснован. Комарова В.В. «Институт публичных слушаний - форма народовластия (понятие, виды, правовые основы)» // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 9. С. 19; Нудненко Л.А. Новеллы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. о непосредственной демократии // Право и политика. 2004. N 3. С. 33 - 34. Рекомендательный характер процедуры публичных слушаний оправдан, поскольку общественность не всегда объективна и способна компетентно судить о градостроительной документации, бюджетном процессе или экологической ситуации. Поэтому безмерное расширение общественного вмешательства - такая же крайность, как и чисто аппаратные, закрытые способы решения общественно значимых проблем. Васильева М.И. «Общественные экологические интересы: правовое регулирование» (комментарий к законодательству)./ М.: Наука, 1999. С. 17.
В-четвертых, рассматриваемый институт является публичным, что отражено в его названии. Публичность заключается в предоставлении возможности каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, принять участие в слушаниях и в дискуссии, независимо от наличия специальных знаний по обсуждаемой проблеме либо принадлежности к определенным организациям и объединениям.
В-пятых, публичные слушания представляют собой процесс обсуждения, проходящий в форме свободного диалога участников слушаний. Организация публичных слушаний предполагает, что каждый может в рамках свободной дискуссии вносить и отстаивать свои предложения, критиковать точки зрения других, используя рационально обоснованные аргументы, становящиеся единственной силой, способной убедить участников слушаний принять определенное решение.
В-шестых, публичные слушания проводятся в форме непосредственного обсуждения участниками слушаний вопроса, выносимого на них. Указание на отмеченный признак содержится в названии самого института.
И еще один признак публичных слушаний заключается в том, что решения, принимаемые на публичных слушаниях, хотя и носят рекомендательный характер для органов власти, в чью компетенцию входит решение обсуждаемых вопросов, но обязательны для рассмотрения и учета ими при принятии соответствующего решения.
Граждане, принимая участие в публичной политике, подчиняются тем правилам, которые создают для себя сами. В результате нормы права, принятые с участием общественности, становятся более эффективными. Очеретина М.А. «Понятие и типология института публичных слушаний» //Конституционное и муниципальное право, 2008, N 23
Таким образом, развитие практики общественного участия является одним из важных условий принятия органами власти наиболее эффективных решений, а также способствует привлечению граждан к участию в осуществлении публично-властных функций и развитию взаимодействия между органами власти и общественностью.
4.6 РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
По законодательству РФ, религиозное объединение - добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
· вероисповедание;
· совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
· обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
взаимодействие ОВД с религиозными объединениями в сфере противодействия религиозному экстремизму может осуществляться в двух основных формах: непосредственной совместной деятельности и информационного обмена.
В свою очередь, эти формы взаимодействия могут выражаться в следующем:
1. Сообщение представителями религиозных объединений сотрудникам ОВД информации о готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушениях не только религиозного, но и общеуголовного характера.
2. Выступления представителей религиозных объединений в СМИ о фактах, содержащих признаки правонарушений.
3. Выявление сотрудниками ОВД с помощью представителей религиозных объединений свидетелей и потерпевших по зарегистрированным правонарушениям.
4. Привлечение представителей конфессий в качестве специалистов для участия в производстве следственных действий.
5. Консультации по правовым и религиозным вопросам.
6. Обучение сотрудников ОВД основам вероисповеданий в целях использования последними полученных знаний на практике.
Налаживание контактов между религиозными объединениями и ОВД представляет собой непростую профессиональную задачу. Решение этой задачи является важной составной частью общих усилий по переориентации ОВД на обслуживание нужд и потребностей демократического общества, что необходимо для создания атмосферы доверия и сотрудничества.
В обязанности ОВД входит выяснение причин уровней преступности в отдельных группах общества. Концентрация внимания на основных выявленных проблемах позволит предпринять возможные упреждающие шаги. ОВД должны также поощрять деятельность других организаций по предотвращению ситуаций, ведущих к обострению конфессиональных отношений, и по своевременному вмешательству в эти ситуации.
Используя статистические данные и демонстрируя равное отношение ко всем группам общества, ОВД приобретают уважение и доверие со стороны религиозных объединений Яворский М.А. «Формы и виды взаимодействия ОВД с религиозными объединениями в сфере противодействия религиозному экстремизму» // Российский следователь, 2008, N 24.
4.7 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (GREENPEACE)
Гринпис (Greenpeace)- международная общественная организация, главная цель которой - сохранение жизни на Земле во всем ее многообразии. Гринпис существует на частные пожертвования, не принимает финансовой поддержки от государственных организаций, коммерческих структур и политических партий.
В 1971 году небольшая группа активистов, вдохновленных мечтой о чистом мире без войны и насилия, отправилась в плавание на небольшом рыболовецком судне из канадского города Ванкувера. Активисты антивоенного движения, будущие основатели Гринпис, верили, что даже несколько человек могут сделать многое для своей планеты.
Корабль отправился к небольшому острову Амчитка на Аляске, в районе которого правительство США собиралось проводить подземные ядерные испытания. Организаторы акции подобрали сжатое, но емкое название для своей команды - Green + Peace = Greenpeace. На борту не хватило места, и поэтому название написали слитно.
Протесты экологов заставили правительство США прекратить испытания в районе Амчитки к концу 1971 года. Остров стал птичьим заповедником.
Активисты Гринпис были вдохновлены своей победой и решили бороться против испытаний ядерного оружия по всему миру. Следующая акция протеста прошла в 1975 году возле атолла Муруроа в южной части Тихого океана, где Франция проводила атмосферные ядерные испытания. Акцию проводил Дэвид Мактэгарт, который в 1979 году стал главой Greenpeace International. Благодаря действиям Гринпис Франция также прекратила свои испытания.В 1970-е годы Гринпис проводил множество кампаний против коммерческой охоты на китов. Активисты Гринпис маневрировали на небольших надувных лодках между кораблями и животными, на которых были направлены гарпуны, прикрывая исполинов своими телами. Впервые в истории китобойной индустрии охотники на китов столкнулись с противостоянием против их жестокого промысла. Гринпис продолжал подобную тактику протеста перед исландскими, испанскими и японскими охотниками на китов. В 1982 году Гринпис добился рассмотрения Международной Китобойной Комиссией моратория на коммерческую охоту на китов, который с 1986 года вступил в силу. В 1994 году зона антарктических морей была объявлена заповедником для китов.
В 1985 году корабль Гринпис «Воин радуги» («Rainbow Warrior») провел эвакуацию жителей тихоокеанского атолла Ронгелап. Более 95% населения атолла пострадали от радиационного заражения после взрыва атомной бомбы на американском полигоне.
В 1990-х годах Гринпис привлекал внимание общественности к проблеме загрязнения воздуха и разрушения озонового слоя. В 1996 году Гринпис начал кампанию против генетически модифицированных продуктов питания. Начались акции против импорта генетически измененной сои в Европу из США, против выращивания генетически модифицированной кукурузы во множестве стран мира. В 1999 году правительство Евросоюза установило мораторий на ввоз и выращивание генетически измененных культур.
Сегодня Гринпис - это крупная международная экологическая организация, у которой более 2, 5 миллионов сторонников по всему миру. Представительства Гринпис существуют в более 40 странах мира.
В Советском союзе отделение Гринпис появилось в 80-х. Несмотря на границы, люди объединяются для борьбы за чистую и мирную Землю.В июле 1989 на пресс-конференции на борту корабля Гринпис «Воин радуги» Алексей Яблоков (в то время председатель комитета по охране окружающей среды СССР), официально объявил отделение Гринпис в СССР «первой независимой организацией в Советском Союзе».
В 1992 году образовался Гринпис России. Вот некоторые результаты деятельности организации с этого года по настоящее время.1992 год Сохранен уникальный участок Уссурийской тайги на Дальнем Востоке - долина реки Бикин благодаря акции Гринпис против варварских рубок южнокорейским концерном "Хенде".
1993 год Специальное расследование Гринпис на Дальнем Востоке вынудило Россию прекратить сброс жидких радиоактивных отходов в море.1994 год Гринпис раскрывает истинные причины и размеры катастрофического разлива нефти под Усинском (республика Коми) и вынуждает власти заняться очисткой территории.
1995 год Благодаря акциям протеста, предпринятым Гринпис, принято решение о возврате во Францию эшелона с токсичными отходами, уже ввезенными на территорию России.
Первая российская территория под названием "Девственные леса Коми" включена в Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Обнародован доклад "Отравленные города", содержащий наиболее полную информацию о диоксиновом загрязнении России.
1996 год Выиграно дело в Верховном суде по отмене части Указа Президента РФ, разрешавшего ввоз в Россию отработавшего ядерного топлива из-за рубежа. Крупнейший финский лесозаготовитель - фирма ЭНСО провозгласила мораторий на вырубку девственных лесов Карелии. ЮНЕСКО включило в список Всемирного наследия две номинации "Бассейн озера Байкал" и "Вулканы Камчатки".Более 80% избирателей, участвовавших в референдуме в Костромской области сказали НЕТ строительству Костромской АЭС.
1997 год Начато финансирование Федеральной целевой программы "Защита окружающей среды и населения РФ от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов" на 1996-1997гг. К мораторию финской лесозаготовительной компании ЭНСО присоединились другие крупные фирмы: ЮПМ Кюммене, МоДо и др. Участие Гринпис в Комиссии по проверке ведения лесного хозяйства на Карельском перешейке Ленинградской области позволило вскрыть и документально зафиксировать многочисленные нарушения, наносящие России огромный экологический и экономический ущерб. ЮНЕСКО включило в список Всемирного наследия "Алтай - золотые горы" Гринпис разработал и внедрил первый в истории страны государственный экологический стандарт "Свободно от хлора".1998 год 120 тысяч москвичей поставили свои подписи в ходе кампании Гринпис за проведение референдума в защиту зеленых насаждений Москвы. Московское правительство подписывает с Гринпис соглашение о совместной разработке Закона "О защите зеленых насаждений".