Рефераты

Социально-трудовые права работников, связанные с семейными обязательствами

Социально-трудовые права работников, связанные с семейными обязательствами

Дипломная работа

Социально-трудовые права работников, связанные с семейными обязательствами

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ
  • 1.1 Семейная политика - составной элемент государственной социальной политики
  • 1.2 Семья, члены семьи, лица с семейными обязанностями как правовые категории
  • ГЛАВА 2.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ
  • 2.1 Дифференциация правового регулирования труда лиц с семейными обязанностями как гарантия их равноправия
  • 2.2 Право на труд лиц с семейными обязанностями
  • 2.3 Право на отдых лиц с семейными обязанностями
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется тем, что в период становления гражданского правового общества наряду с решением политических и экономических задач требуется кардинальное изменение положения человека в системе социальных и нравственных отношений. В первую очередь это касается семьи как естественной среды обитания человека. В России, по данным официальной статистики, 90% граждан проживают в составе семьи. В международно-правовых документах говорится, что семья является естественной и основной ячейкой общества, которой должна предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ней лежит ответственность о несамостоятельных детях и их воспитании.

Важно отметить, что переход к рыночной экономике и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали негативное влияние на многие аспекты жизни семьи. Степень научной разработанности. Забота о семье, о гражданах, осуществляющих свои семейные обязанности, а также вопросы регулирования их труда всегда находились в поле зрения зарубежных и отечественных ученых в области науки трудового права и права социального обеспечения. Этой проблеме посвятили свои работы такие ученые, как А А, Абрамова, В.Л. Билынай, Е.В. Кравченко, Л.В. Отырба, М.А. Покровская, Э.А. Правдина, А.И. Ставцева, В.Н. Толкунова, Н.Н. Шептулина и другие. Действовавший ранее Кодекс законов о труде Российской Федерации, равно как и положения нового Трудового кодекса Российской Федерации, а также другие нормативно-правовые акты в этой сфере содержат достаточно широкую систему трудовых льгот для этой категории работников. Такой патерналистский подход государства характерен и для зарубежного законодательства начиная с 60-х годов.

Однако, поскольку все семейные заботы традиционно лежали на плечах женщин, большинство этих льгот было адресовано исключительно им. И несмотря на то что в нашей стране многое делалось для воплощения в жизнь этих норм, реальное положение женщин с учетом перемен, происходящих в обществе, все же неблагополучно.

Более того, многие нормы-льготы, дополнительные гарантии и компенсации привели к ущемлению свободы выбора женщин и лишению их конкурентоспособности на рынке труда, а большинство защитных мер приобрели в рыночных условиях фактически дискриминационный характер.

Поиску новых подходов в решении этой проблемы посвящена и Конвенция Международной организации труда № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями», принятая 23 июня 1981 г. и вступившая в силу 11 августа 1983 г. (ратифицирована Российской Федерацией 30 октября 1997 г.). Философия этой Конвенции состоит в стремлении освободить женщин от двойной роли - семейной и производственной работы не путем трудовых льгот, а разделением семейных обязанностей с мужчинами и обществом в целом.

Конвенция вводит новое понятие «лица с семейными обязанностями». Основные положения данной Конвенции необходимо учитывать при проведении семейной политики в государстве.

Целями дипломного исследования является изучение и анализ вопросов связанных с обеспечением трудовых прав лиц с семейными обязанностями.

Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

  • Рассмотрение семейной политики - составной элемент государственной социальной политики;
  • Рассмотрения понятия, лица с семейными обязанностями как правовые категории;
  • Дифференциация правового регулирования труда лиц с семейными обязанностями как гарантия их равноправия;
  • Особенности труда лиц с семейными обязанностями;
  • Особенности отдыха лиц с семейными обязанностями.
  • Объектом исследования дипломной работы являются общественные отношения возникающие в области обеспечения функционирования обществ с ограниченной ответственностью.
  • В зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют:
  • · нормы Трудового кодекса РФ и федеральных законов,
  • · международные нормативно-правовые акты
  • · материалы судебной практики применительно к проблеме исследования.
  • Методология и методика исследования. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.
  • Нормативную базу работы составили: Конституция РФ, гражданское законодательство РФ, проанализированы материалы судебной практики.
  • Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных ученых в области трудового права, а также иные литературные источники и материалы периодической печати, относящиеся к проблемам дипломной работы, в той мере, в какой они были необходимы для возможно более полного освещения вопросов избранной темы.
  • Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ

1.1 Семейная политика - составной элемент государственной социальной политики

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством. Под социальным государством понимается государство, в котором государственная власть ограничена необходимостью подчинения правам человека и гражданина и установленный государственно-правовой порядок обеспечивает всеобщую свободу, формальное равенство и господство права. Политика социального государства в первую очередь направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Свободное развитие человеческой личности достижимо, если права, закрепленные в Конституции и в законах, базируются на признании достоинства человека и если в государстве созданы условия для пользования каждым гражданскими и политическими свободами, равно как и экономическими, социальными и культурными правами Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под. ред. Ю. В. Кудрявцева. - М. Норма. 1996. - С. 42..

Важнейшим условием для реализации этих прав и свобод человека и гражданина является проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости.

Социальная политика-это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения Зайнышев Э. Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. - М. БЕК. 1994. - С. 6..

«Социальная политика - это своего рода философия, идеология, программа воздействия на демографическую ситуацию, занятость населения, уровень, образ и качество жизни населения, его доходы, уровень и структуру потребления материальных и культурных благ, пенсионное и другие формы социального обеспечения, социальное обслуживание населения, на деятельность отраслей социальной сферы, а также обеспечение целевой государственной и благотворительной помощи наиболее незащищенным, социально уязвимым и малоимущим слоям населения. В эту систему входят и меры, направленные на создание условий для самозащиты граждан с целью поддержания и повышения уровня благосостояния их семей» Зайнышев Э.Г. Социальная политика на современном этапе. - М. Норма. 1997. - С. 18-19..

Социальная политика должна быть направлена на то, чтобы трудоспособные граждане собственными усилиями достигали нормального материального достатка для себя и своей семьи, а социальную защиту от государства, общества получали лишь те категории граждан, которые обычно в любом обществе признаются социально уязвимыми (инвалиды, старики, дети и т. д.).

Главная задача этой политики состоит в гармонизации общественных отношений путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер по их регулированию. Последовательное проведение социальной политики в жизнь способствует упрочению политической устойчивости общества Мачковский Л. Неосновательный отказ в приеме на работу и увольнение беременной женщины и женщины имеющей, малолетних детей//Законность.- 2004.- № 6.- С.15..

Содержание этой политики всегда находится в диалектической взаимосвязи с конкретным этапом исторического и национального развития общества и во многом обусловлено его политическим, экономическим и духовно-культурным состоянием.

В условиях переориентации экономики с плановых начал на рыночные механизмы саморегуляции одним из важнейших направлений социальной политики государства является создание социально гарантированных условий для жизнедеятельности граждан, т е социальная зашита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике.

Таким образом, сущность социальной политики выражается в ее стратегии и тактике деятельности государства, направленной на удовлетворение материальных и культурных потребностей членов общества, на оказание необходимой помощи прежде всего тем, кто особо нуждается в ней, осуществляемых на основе принципов справедливости и адресности.

В социальной политике государства исключительно большое место занимает забота об укреплении семьи. И это не случайно. Семья производит главное богатство общества - человека. Здоровый морально-психологический климат, общая и психолого-педагогическая культура семьи делают ее незаменимой социально-психологической, коммуникативной ячейкой формирования личности, укрепления здоровья человека Актуальность проблем семьи привела к выделению новой отрасли научных знаний -- фамилистики, изучающей закономерности функционирования и развития семьи, ее взаимодействие с другими социальными институтами и сферами общества на основе междисциплинарного подхода Дармодехин С.В. Государственная семейная политика в современной России. Дисс. д-ра. социол. наук - М. 1997. - С. 52-54..

Как отмечает Е. Н. Королева, «жизнедеятельность российской семьи сегодня пронизана комплексом серьезных проблем, которые условно могут быть представлены двумя группами первая - фоновые, или внешние проблемы, возникающие при взаимодействии семьи с внешним миром и связанные с особенностями социально-экономической ситуации (резкое падение уровня жизни, неуверенность в завтрашнем дне, социальная незащищенность и т. д.), вторая - внутренние проблемы, связанные с внутренними переменами, переживаемые семьей в связи с изменением ее исторического типа, с новыми тенденциями в ее развитии в качестве социального института и взаимоотношения с обществом (молодость, недостаточное качество социализации детей, нестабильность браков и т. д.)» Королева Е.И. Формирование государственной стратегии семейной политики экономический аспект. Автореф. дис. канд. социол. наук - СПб. 1996. - С. 7..

Необходимость разрешения указанных проблем предполагает разработку семейной политики как составной части государственной социальной политики. Ее смысл - содействие пониманию и признанию обществом интересов и проблем семьи, поиск нового равновесия между обществом, семьей и личностью

То внимание, которое уделяется семье со стороны государства, далеко не достаточное, и многие проблемы семеино-бытовых отношений в обстановке экономического кризиса резко обостряются. В стране сейчас насчитывается более 72 млн. семей. Ежегодно заключается около 3 млн. браков и расторгается более 900 тыс. Из разведенных супругов лишь менее половины вступают в повторный брак. В России 14 млн. детей растут в неполных семьях. В Российской Федерации 58% семей имеют лишь одного ребенка. Катастрофически падает рождаемость. Детская смертность в России в 1,5 раза выше, чем в среднем в мире. Стремительная трансформация общественного устройства и экономический кризис обусловили рост детской безнадзорности и беспризорности. Приводятся разные показатели численности беспризорных детей в России: от 2,5 млн. (по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации) до 4 млн. (по данным независимых экспертов). Крайне болезненной является проблема социального сиротства. В настоящее время число детей-сирот доходит до 700 тыс. При этом дети, осиротевшие вследствие смерти родителей, составляют лишь 5% Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2004 году от 11 марта 2005 г.. Только на учете в органах внутренних дел Российской Федерации состоят более 100 тыс. родителей, уклоняющихся от надзора за детьми, их воспитания или причиняющих им вред Постановление Государственной Думы от 19 декабря 1997 г. №2027-11 ГД «Об экстренных мерах по оказанию помощи детям, оставшимся без попечения родителей и без надзора»//Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 1. -Ст. 75.. В связи с тяжелым финансовым положением ухудшаются условия пребывания детей в государственных сиротских учреждениях. Часть детей сегодня находятся вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конституция Российской Федерации и многочисленные законы.

Из-за ненормальных семейно-брачных отношений возникает огромное количество человеческих трагедий, растут наркомания, алкоголизм, проституция, реальной угрозой становится СПИД.

В развитии семейно-брачных отношений стала характерной тенденция, связанная с нуклеаризацией семьи. То есть образование небольших по численности семей, территориальное разделение старшего и среднего поколений, изменение форм социального контроля в связи с урбанизацией, а также в связи с социальным обеспечением по старости или в случае потери трудоспособности, когда родители не видят в детях своих основных кормильцев в старости. Нуклеаризация семьи является следствием снижения уровня деторождаемости, на которую оказывают воздействие как экономические, так и социальные факторы. Среди социальных факторов необходимо выделить прежде всего такие, как состояние и развитие социальной инфраструктуры, социальная защищенность материнства и детства, ценностные ориентации и нравственные идеалы в обществе.

Самой массовой группой малообеспеченных стали семьи с несовершеннолетними детьми. Принимаемые меры по улучшению системы детских пособий их положения практически не затрагивают. В категорию бедных попадает 41% семей с детьми, в том числе семей с одним ребенком -34%, с двумя детьми - 47%, с тремя и более детьми - 85%, а также 55% одиноких матерей с детьми до 6 лет, 63% семей, возглавляемых безработным.

По данным доклада «Десять лет переходного периода», опубликованного Исследовательским центром Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), в России недоедает каждый седьмой ребенок Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2004 году от 11марта 2005 г..

Разрушение социальной инфраструктуры, сокращение числа доступных детских дошкольных и внешкольных учреждений приводят, с одной стороны, к увеличению безработицы, а соответственно и бедности среди женщин, занятых в этой сфере. С другой стороны, рост стоимости услуг, оказываемых предприятиями социальной инфраструктуры, увеличивает объем традиционно закрепленной за женщинами домашней работы, отражается на здоровье женщин. Поэтому одним из возможных направлений предупреждения и преодоления массовой бедности является создание жизнеспособной социальной инфраструктуры, ориентированной на рыночные отношения Мониторинг социально-экономического потенциала семей России. - М. 1996. - С. 206-215, 225..

Полноценное выполнение семьей ее функций является необходимым условием сохранения преемственности поколений, развития личности и общества в целом, общественной стабильности и прогресса.

Анализ отечественных и зарубежных источников по вопросам теории семейной политики не дает достаточно четкого понятия семейной политики. Сам термин в отечественной научной литературе используется относительно недавно, с конца 80-х годов. Однако широкое распространение он не получил. И только в рамках подготовки к Международному году семьи термин «семейная политика» стал употребляться часто, что и сыграло важную роль в его утверждении Горшкова О.А. Семейная политика развитых стран Европейского союза: Дис. канд. социал. наук. - М. 1999. - С. 43..

В попытках специалистов дать ее определение выделяются несколько основных подходов, обусловленных главным образом пониманием целей и сущности семейной политики.

Так, В. В. Елизаров отмечает, что точной и общепринятой дефиниции пока нет, сам характер употребления понятия «семейная политика» свидетельствует о том, что специалисты не настаивают на строго однозначном использовании данного термина, рассматривают семейную политику как область одновременно и социальной, и демографической политики, акцентируя внимание в зависимости от профессиональных интересов на демографических, социальных, культурных, медицинских и других аспектах Елизаров В.В. Семья в России. // Семейное и жилищное право. - 2002.- № 1-2. - С. 17..

Как пишет А. Г. Вишневский, «вопрос об осмыслении differentia specifica семейной политики, о вычленении ее области внутри всей широко понимаемой социальной политики едва ли можно считать до конца решенным. Ее можно понимать как относительно узкую сферу воздействия на распространение тех или иных типов или моделей семьи, форм семейного поведения Возможна и более широкая трактовка, включающая в сферу компетенции семейной политики всю деятельность, непосредственно направленную на изменение или сохранение условий жизни семей, повышение их благосостояния и улучшение социального самочувствия, нейтральную по отношению к конкретным типам и моделям семьи или формам семейного поведения. Наконец, можно раздвинуть область семейной политики еще шире и считать ее ответственной за побочные последствия всех решений, которые принимаются в различных сферах социальной жизни (в экономике, политике и пр.), не направлены специально на семью, но вольно или невольно оказывают на нее влияние» Вишневский А.Г. Эволюция семьи и семейной политики в СССР. - М. Юридическая литература. 1992. - С. 8-11..

Другие ученые отождествляют семейную политику с социальной защитой, сводят ее фактически к материальной поддержке, льготам, компенсациям, пособиям Народонаселение//Энциклопедический словарь - М. БЕК. 1994. - С. 119..

Обоснованным представляется мнение чешских ученых, считающих, что «семейная политика не может быть однозначно идентифицирована ни как социальная, ни как экономическая. Мы не должны принимать неправомерное и. в сущности, опасное отождествление производительных и социальных сфер, социальной и семейной политики... Семья является первичной ячейкой общества, причем как социальной, так и экономической» Концепция семейной политики проект. Научно-исследовательский институт социального развития и труда. - Прага. 1989. - С. 33..

Таким образом, можно констатировать, что отождествление целей социальной, семейной и экономической политики приводит к серьезным последствиям в социальной практике, семейная политика не подменяет другие направления государственной политики, а обеспечивает в процессе их разработки и реализации учет интересов семьи.

По определению, данному в докладе «О положении семей в Российской Федерации», «государственная семейная политика представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного порядка, адресованных непосредственно семье» Доклад «О положении семей в Российской Федерации». - М. 2004. - С. 91-92..

Сейчас процесс выделения семейной политики в самостоятельную отрасль находится в стадии признания ее государством составной частью социальной политики Российской Федерации. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 26. - Ст. 2460. прямо констатируется, что государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семей».

Семейная политика по сравнению с социальной более целенаправленна, имеет конкретный объект-социальный институт семьи, защищает его интересы и права в процессе общественного развития. Именно семейная политика позволяет выявить специфические проблемы семьи и найти их решение

Осуществляют семейную политику государство и негосударственные субъекты (партии, общественные организации и фонды, церковь, предприятия и объединения различных форм и видов собственности, благотворительные организации, отечественные и зарубежные спонсоры).

Однако, как отмечает О. А. Горшкова, в «последние годы в нашем обществе и в странах Европы происходит переоценка подходов к семейной политике в плане перехода от государственного попечительства к принципу самообеспечения семей, развития деятельности негосударственных субъектов семейной политики, рационализации бюджетного ассигнования, активизации семейной политики на муниципальном уровне» Горшкова О. А. Указ. соч.- С. 55..

Развивая новую концепцию семейной политики, необходимо обосновать принцип саморазвития, самообеспечения семьи, который, на наш взгляд, является основополагающим в семейной политике. Важно подчеркнуть, что речь идет о создании государством необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их экономического, производственного, воспитательного и другого потенциала Переход семьи в позицию субъекта семейной политики предполагает существенное перераспределение прав и взаимной ответственности между семьей и государством. Следует поддержать предложение ряда ученых о необходимости разработки в ближайшей перспективе комплексного федерального закона «Об охране семьи», который позволит укрепить правовые гарантии государственной политики по охране семьи' Нечаева А.М. Семья как самостоятельный объект правовой охраны // Государство и право. - 2002. - № 12. - С. 99-107..

Укажем при этом, что социальная защита семьи в условиях неустойчивости, кризисного развития общества, на этапах его трансформации (например, переход к рыночным отношениям в России) становится ключевым элементом социальной и как ее части семейной политики

Проблемы жизнедеятельности семьи, обеспечения ее прав, повышения ответственности государства за укрепление и развитие социального института семьи, создание необходимых условий для его функционирования получили отражение в документах и материалах Организации Объединенных Наций (ООН), других международных организаций (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребенка, Венская декларация, Программа действий Всемирной конференции по правам человека и др.).

Так, во Всеобщей декларации прав человека (1948 г) подчеркивается, что «семья является естественной основополагающей ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства».

В соответствии с рекомендациями ООН разработка «политики и соответствующего законодательства, содействующих укреплению семьи, должна стать приоритетным направлением деятельности национальных правительств и межправительственных организаций».

Отметим, что термин «семейная политика» широко применяется на международном уровне, в документах и материалах ООН, государственных актах многих стран мира Обсерватория семейной политики, функционирующая в рамках Европейского союза, выпускает ежегодники «Взаимодействие национальных систем семейной политики» и «Развитие национальных систем семейной политики»

В последние годы пол эгидой ООН Венским комитетом неправительственных организаций по вопросам семьи осуществлялась работа по созданию Декларации о правах и ответственности семьи. В рамках этого проекта разработаны «Руководящие принципы по вопросам семьи», которые отражают международные нормы и призваны содействовать созданию национальных систем семейной политики, конкретных программ поддержки семей.

На основе анализа этого документа модно выделить наиболее важные положения, отражающие принципы семейной политики в современном мире.

-- утверждение ценности семьи, уважение и защита всех типов семей независимо от национальных, культурных, региональных различий, недопущение их дискриминации;

-- обеспечение лучших условий для организации жизнедеятельности семьи, создание предпосылок для здорового развития общества, социального и экономического прогресса в интересах семьи, перераспределение в этих целях ресурсов в пользу социальных программ прежде всего за счет военных расходов,

-- разработка гибкого законодательства о семье, его развитие с учетом изменяющихся условии жизни,

-- оказание поддержки членам семьи в сочетании их профессиональных и семейных обязанностей;

-- осуществление специальных мер социальной, экономической поддержки бедных семей, семей с особыми проблемами (семьи, имеющие в своем составе иждивенцев, престарелых, инвалидов, многодетные семьи, неполные семьи и др.),

-- содействие семьям в организации домашнего хозяйства, производства продовольственной продукции для внутреннего потребления;

-- разработка систем налогообложения, учитывающая интересы семьи,

-- создание систем социальной помоши семьям, в том числе информационной, психологической, юридической;

-- осуществление программ планирования семьи, предоставление молодым людям комплекса информации, необходимой для вступления в брак и функционирования семьи,

-- социальная и медицинская защита материнства и детства в дородовой и послеродовой периоды, предоставление родительских отпусков в связи с рождением детей;

-- содействие полноценному физическому и умственному развитию девушек, подготовка их к материнству;

--предупреждение насилия в семье, злоупотреблений и эксплуатации по отношению к ее членам, осуществление мер по усилению их защиты;

-- предоставление помощи семьям, столкнувшимся с проблемами наркомании, алкоголизма, преступности, принятие мер по их искоренению,

-- формирование позитивного для семьи информационного пространства,

-- организация подготовки и переподготовки соответствующих специалистов, работающих с семьей Руководящие принципы по вопросам семьи Информационный центр Комитета по вопросам семьи ООН. - Вена. 1994. - С. 34-45 , Дармодехин С. В. Указ. соч.- С. 81-84..

Основные направления российской государственной семейной политики включают: а) обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям; б) обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; в) кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;

г) усиление помощи семье в воспитании детей (пп. 18-21 Основных направлений государственной семейной политики).

В Российской Федерации основными принципами государственной семейной политики провозглашены: а) самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития; б) равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений; в) приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается; г) равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможности самореализации а трудовой сфереи в обшественной деятельности;

д) единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях; е) партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями; ж) принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами; з) осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе; и) преемственность и стабильность мер государственной семейной политики (пп. 9-17 Основных направлений государственной семейной политики).

Одной из основных стратегических задач социальной политики государства является создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функции, повышение уровня жизни семей. В этих целях Программой социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. № 222 Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 10. - Ст. 1173., предусмотрено реализовать первоочередные меры в области поддержки семьи, детей и молодежи, в том числе: а) совершенствование системы государственных социальных гарантий поддержки благосостояния семей с детьми; б) государственное стимулирование малого, в том числе семейного, предпринимательства, различных форм самозанятости, введение долгосрочного льготного потребительского кредитования молодых семей, семей, имеющих несовершеннолетних детей; в) развитие новых социальных технологий поддержки семьи, сети специализированных учреждений социального обслуживания семей, детей, молодежи, расширение перечня оказываемых ими социальных, в том числе консультативных, и психотерапевтических услуг по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям; г) стимулирование развития видов добровольного страхования, особенно детей и молодежи, направленных на создание дополнительных возможностей поддержки семьи на ответственных этапах ее жизненного цикла, реализация мер по обеспечению устойчивости и надежности страховых систем в выполнении страховых обязательств; д) увеличение в федеральном бюджете целевых расходов на мероприятия по социальной поддержке семьи, женшин, детей и молодежи, обеспечение защищенности и финансирования важнейших мероприятий; е) повышение эффективности использования выделенных средств, в том числе за счет объединения ранее принятых программ в этой сфере, концентрации усилий на более важных и приоритетных направлениях этих программ; ж) создание внебюджетного фонда поддержки материнства и детства, определение источников его финансового пополнения и основных направлений расходования; з) создание благоприятных условий для более полного использования возможностей негосударственного сектора для решения проблем улучшения положения семьи, женщин, детей и молодежи; и) закрепление норм по обеспечению жизненно важных социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи в законодательных актах, регулирующих распределение полномочий органов государственной власти и взаимоотношения федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; к) совершенствование законодательства в области защиты прав и интересов семьи, женщин, детей и молодежи Колобова С.В.Трудовое право России: Учебное пособие. ЗАО Юстицинформ, 2005.- С. 450..

Таким образом, можно сделать вывод, что семейная политика - это часть государственной социальной политики, отстаивающая специфические интересы семьи как социального института и человека как носителя семейных прав и обязанностей.

Необходимо также отметить, что в данной работе семейная политика государства исследуется лишь в аспекте правового регулирования социальным законодательством трудовых отношений лиц с семейными обязанностями.

1.2 Семья, члены семьи, лица с семейными обязанностями как правовые категории

Государство защищает семью путем охраны прав ее членов. В особой охране нуждаются лица с семейными обязанностями Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный)/Отв. ред. Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б.. М., Юристъ, 2005.- С.212..

Термин «трудящиеся с семейными обязанностями» впервые упоминается в Конвенции Международной организации труда № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями» Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Т. II. - Женева: Международное бюро труда. 1991. - С. 1957-1961. (далее - МОТ). Данная Конвенция принята в развитие Конвенции Организации Объединенных Наций 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов - М. Юридическая литература. 1990. - С. 341-355., в которой, в частности, констатировалось, «что для достижения полного равенства мужчин и женщин необходимо изменить традиционную роль, как мужчин, так и женщин в обществе и семье». Как отмечалось на 67-й сессии Международной конференции труда, «ничего не было сделано, чтобы содействовать активному участию мужчин в семейной жизни. Мужчины могли лишь играть исключительно активную роль в профессиональной, общественной и государственной деятельности, так как только женщины выполняли или должны были выполнять обязанности, связанные с семьей и домашним хозяйством. Подобное разделение труда отрицательно повлияло не только на мужчин, но и на семейную жизнь и общество в целом» O равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин трудящихся с семейными обязанностями. Доклад на 67-й Междуна-родной конвенции труда. МБТ. - Женева. 1981. - С. 4..

Одной из целей каждого государства--члена МОТ, в том числе и России, в этом аспекте является создание такой системы законодательства, чтобы лица с семейными обязанностями, которые выполняют или желают выполнять оплачиваемую работу, могли осуществлять свое право, не подвергаясь дискриминации и, насколько это возможно, гармонично сочетая профессиональные и семейные обязанности. Это означает, что в рамках национальной политики, направленной на содействие равному обращению и равным возможностям для трудящихся мужчин и женщин, должны приниматься и применяться меры по недопущению прямой или косвенной дискриминации, основанной на признаках семейного положения или семейных обязанностей Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации с учетом постановления КС РФ от 15.03.2005 года № 3-П/ Под ред. Л.Н. Анисимова.-М., 2006 ЗАО Юстицинформ-С.18..

Положения Конвенции распространяются на все отрасли экономической деятельности и на все категории трудящихся.

В развитие положений Конвенции № 156 была принята Рекомендация № 165 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями» Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Т. II. - Женева: Международное бюро труда. 1991. - С. 1963-1969., в которой несколько более детально раскрыты некоторые положения Конвенции. Исходя из того что проблемы трудящихся с семейными обязанностями являются аспектами более широких вопросов, касающихся семьи и общества, для обеспечения подлинного равенства обращений и возможностей для трудящихся мужчин и женщин государствами -- членами МОТ рекомендовано три основных направления деятельности:

а) предоставлять трудящимся с семейными обязанностями возможность осуществлять свое право на профессиональную подготовку и свободный выбор работы;

б) принимать во внимание их потребности в области условий труда и социального обеспечения;

в) развивать и содействовать развитию учреждений и служб по уходу за детьми и оказанию помощи семье и других государственных и частных служб, отвечающих их нуждам.

Конвенция № 156 определяет круг лиц, на которых распространяются ее положения, указывая определенный признак, в частности «семейные обязанности». К трудящимся с семейными обязанностями Конвенция и Рекомендация относят:

- мужчин и жсншин, имеющих семейные обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей;

-- мужчин и женщин, имеющих обязанности и в отношении других ближайших родственников - членов семьи, которые нуждаются в уходе или помощи.

При этом определение понятия «ребенок, находящийся на иждивении», а также понятия «другой ближайший родственник - член семьи» Конвенция относит к компетенции каждой отдельной страны. Сам термин «семейные обязанности» ни в Конвенции, ни в Рекомендации также не раскрывается и понимается достаточно узко - только как обязанность по содержанию детей и ближайших родственников -- членов семьи. Необходимо учитывать, что в международно-правовом аспекте семьей считается не только та, в которой наличествует формальная (юридическая) связь, но и такая, которая основывается на фактическом сожительстве.

Большое влияние на развитие понятия семьи в странах - участницах Римской конвенции «О защите прав человека и основных свобод» 1950 г., которую Россия ратифицировала 20 февраля 1998 г., сыграла интерпретация понятия «семейная жизнь» в решениях Европейского суда по правам человека по применению ст. 8 Конвенции, провозглашающей право граждан на уважение личной и семейной жизни. Европейский суд констатирует наличие семейной жизни не только при наличии формальных семейных связей, но и в случае фактического сожительства Европейский суд по правам человека: Избранные решения. - М. 2005. Т. 2. - С. 692.. В связи с этим М. В. Антокольская отмечает, что «если раньше считалось, что не семьи в социологическом смысле составляют семью в юридическом смысле, поскольку для этого необходимо законодательное признание данного союза семьей, то с присоединением. России к Римской конвенции ситуация изменилась. Европейский суд ставит на первое место не законодательное признание государством тех или иных отношений семейными, а наличие фактической семейной связи, существование которой налагает на государство обязанность обеспечить защиту и уважение этих отношений» Антокольская М. В. Семейное право. - М. Норма. 2000. - С. 13..

По пути придания юридического значения факту совместного проживания ребенка и лица, осуществляющего заботу о нем, пошел законодатель при закреплении права на ежемесячные пособия на ребенка в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 21. - Ст. 1929; № 48. - Ст. 4566; 1996. - № 26. - Ст. 3028; № 49. - Ст. 5489; 1997. - № 1. - Ст. 3; 1998. - № 31. - Ст. 3812; 1999. - №29. - Ст. 3692; 2000. - №29. - Ст. 3002..

В связи с этим принципиально важной становится задача определения четких критериев понятий «семья», «семейные обязанности» в национальном законодательстве России.

Очевидно, что термин «семейные обязанности» связан с понятием «семья» и в значительной степени обусловлен содержанием семейной политики, осуществляемой в том или ином государстве. Не существует единства мнений у исследователей, занимающихся Проблемами семьи по вопросам содержания семейной политики, понятия «семьи», объема и структуры семейных обязанностей. Одни считают, что семейная политика затрагивает только семьи, которые имеют (или намерены иметь) детей. Другие трактуют понятие семьи шире, включая обязанности в отношении пожилых родителей. Эволюция семейных отношений неразрывно связана с изменением социальных функций и структуры семьи, с переменой положения женщин в обществе. В XX в. на смену авторитарной семье, основанной на господстве в семье мужчины, стала постепенно приходить эгалитарная, базирующаяся на равных правах и активном участии женщины и других членов семьи во всех семейных делах.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты