Рефераты

Социально-трудовые права работников, связанные с семейными обязательствами

p align="left">Важно также отметить, что все перечисленные Положения утверждались еще во время существования СССР, они значительно устарели и не в полной мере отвечают реалиям сегодняшнего дня в условиях рыночной экономики и рынка труда.

2.3 Право на отдых лиц с семейными обязанностями

Всеобщая декларация прав человека в ст. 24 провозглашает в качестве неотъемлемого права каждого человека право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов М., 1990.-С.56.. Содержание и задачи правового регулирования времени отдыха состоят, во-первых, в обеспечении установленного законом ограничения рабочего времени и, во-вторых, в создании работникам условий для реального использования свободного времени Трудовое право России/Под ред. Пашкова А.С. СПб, Нева. 1994.- С. 178; Толкунова В. Н., Гусов К. Н. Трудовое право России М., Юристъ. 2001.- С. 247, Трудовое право/Под ред. Смирнова О.В. М., Норма. 1996.-С.213; Куренной А М Трудовое право, на пути к рынку М., БЕК. 1997.- С. 133; Хохрякова О.С. Правовое регулирование отпусков. Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 1992.-С.23..

Право на отдых зафиксировано в ряде правовых актов в Декларации прав и свобод человека и гражданина, в Конституции Российской Федерации, в трудовом законодательстве Шептулина Н.Н. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников//Трудовое право.-2004- №. 6.- С.12..

В Конституции Российской Федерации в ст. 37 провозглашено, что «Каждый имеет право на отдых Работающему по трудовому договору гарантируется установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».

В трудовом праве понятием отпуска охватываются многочисленные случаи освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей при сохранении за ним места работы или должности. Помимо общих для всех работников отпусков законодательством предусмотрено предоставление ряда отпусков специально для выполнения гражданами своих семейных обязанностей.

Всем работающим женщинам, где бы и сколько они ни работали, предоставляются отпуска по беременности и родам Ванюхин В. Замена временно отсутствующего работника//ЭЖ-Юрист.-2006.-№ 1.- С.4..

Общая продолжительность отпуска при нормальных родах составляет 140 календарных дней, то есть 70 дней до родов и 70 после родов. При рождении двух и более детей-- 194 дня, 84 до родов при многоплодной беременности и 110 после. При осложненных родах он составляет 156 дней 70 до и 86 после родов.

Инструкция о порядке предоставления послеродового отпуска при осложненных родах, утвержденная Минздравом РФ от 23 апреля 1997 г №01-97 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 1997.-№ 12.-С.2. к таковым, в частности, относит

а) многоплодные роды,

б) роды, сопровождавшиеся рядом акушерских операции, определенных этой Инструкцией,

в) роды, сопровождавшиеся значительной потерей крови, вызвавшей вторичную анемию,

г) роды, осложнившиеся рядом послеродовых заболеваний;

д) роды у женщин, страдающих определенными заболеваниями сердца и сосудов,

е) роды у женщин, страдающих другими перечисленными в данной Инструкции заболеваниями

Предоставление послеродового отпуска дополнительно на 16 дней (при рождении двух и более детей - 40 дней) оформляется врачом женской консультации, поликлиники, сельской врачебной амбулатории по рекомендации лечебного учреждения, в котором произошли роды. В этом случае в Обменной карте родильного дома, родильного отделения больницы (форма № 113/у, утверждена Минздравом СССР от 4 октября 1980 г. № 1030) в разделе «Сведения родильного дома, родильного отделения о родильнице», п. 15 «Особые замечания» записывается «послеродовой отпуск 86 (110) дней» или «дополнительный послеродовой отпуск на 16 (40) дней».

На время отпуска по беременности и родам женщине выдается листок нетрудоспособности, который оплачивается в размере 100% ее среднего заработка, исчисляемого за последние два месяца. Федеральный закон № 180-ФЗ от 22 декабря 2005 г. «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году» такая выплата была ограничена суммой в 15000 рублей Собрание законодательства РФ.-2005.- № 52 (1 ч.).- ст. 5593..

По беременности и родам листок нетрудоспособности выдается врачом -акушером-гинекологом, а при его отсутствии - врачом, ведущим общий прием Выдача листка нетрудоспособности производится с 30 недель беременности единовременно продолжительностью 140 календарных дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов).

При многоплодной беременности листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается с 78 недель беременности, при этом общая продолжительность дородового и послеродового отпуска составляет 180 дней.

При осложненных родах женщинам, в том числе иногородним, листок нетрудоспособности выдается дополнительно на 16 календарных дней лечебно-профилактическим учреждением, где произошли роды. В этих случаях общая продолжитечьность дородового и послеродового отпуска отпусков составляет 156 календарных дней

При родах, наступивших до 30 недель беременности, и рождении живого ребенка листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается лечебно-профилактическим учреждением, где произошли роды, на 156 календарных дней, а в случае рождения мертвого ребенка или его смерти в течение первых 7 дней после родов - на 86 календарных дней.

При наступлении беременности в период нахождения женщины в частично оплачиваемом отпуске или дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком листок нетрудоспособности выдается на общих основаниях.

Женщине, усыновившей новорожденного ребенка, листок нетрудоспособности выдает стационар по месту его рождения на 70 календарных дней со дня рождения.

При операции «подсадка эмбриона» листок нетрудоспособности выдается оперирующим врачом на период с момента госпитализации до установления факта беременности (раздел 8 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан от 19 октября 1994 г. №206/21).

В соответствии с Законом Российской Федерации № 1244-1 от 18 июня 1992 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3504. дородовой отпуск женщинам, постоянно проживающим в зоне отселения и в зоне проживания с правом на отселение, в зонах с льготным социально-экономическим статусом, а также женщинам, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, предоставляется продолжительностью 90 календарных дней с проведением оздоровительных мероприятий за пределами территории радиоактивного загрязнения (ст. 18 Закона).

По заявлению работника ему может быть предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В действующем законодательстве в ст. 256 ТК РФ говорится, что данный отпуск предоставляется женшине (т. е. матери), а в ч. 2 этой статьи добавляется, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет может быть использован отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Ранее этим отпуском могли пользоваться только матери. Круг лиц, которым может быть предоставлен данный отпуск, был расширен Федеральным законом от 24 августа 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» Ведомости Российской Федерации. 1992. № 32 Ст. 1861; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. -№ 48 -Ст. 4561; 1996. -№51 -Ст. 5680; 1999. -№ 16.- Ст. 1937; № 28.- Ст. 3460, Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»//Собрание законодательства РФ.-1998.- № 48.- ст. 5850. и сохранен в новом Трудовом кодексе. Нужно отметить, что в литературе не все положительно отозвались на данное новшество. В частности, Н. Н. Шептулина считает, что бабушки, деды и другие родственники, которые могут использовать отпуск по уходу за ребенком в возрасте до трех лет при наличии трудоспособных родителей, имеющих возможность осуществлять уход за ребенком, не являются лицами с семейными обязанностями и вред ли должны пользоваться льготами по трудовому законодательству вместо родителей детей раннего детского возраста Шептулина Н. Н. Законодательное обеспечение работникам условий для совмещения труда с выполнением семейных обязанностей»//Ваш адвокат.- 1998. - № 1. - С. 7..

«Следует также признать неприемлемым предложение адресовать гарантии и льготы в связи с воспитанием детей семье как социальной единице, которая по усмотрению ее членов (отца, матери, бабушки, деда и др.) будет решать, кому пользоваться этими льготами.

Наличие подобных норм может способствовать возникновению предпосылок для уклонения лиц, обязанных воспитывать детей и заботиться о них, от выполнения этих обязанностей и переложения их на своих родственников» Там же..

В связи с этим Н. Н. Шептулина предлагает вернуться к ранее действовавшей норме и закрепить право на отпуск по уходу за ребенком хотя бы в первый год его жизни за матерью ребенка. В равной мере это, по ее мнению, должно касаться и отпуска по уходу за больным ребенком до указанного возраста Там же..

Однако с таким подходом нельзя согласиться по следующим основаниям:

-- во-первых, те неимущественные семейные обязанности, о которых мы говорим, в какой-то мере лишь условно можно назвать обязанностями в юридическими смысле. Ведь единственные семейные обязанности, на неисполнение которых государство может отреагировать, - это родительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей, да и то в случае их грубого неисполнения. Причем государство может ограничить родительские права или лишить гражданина родительских прав, но никак не в состоянии заставить его их исполнять, если он не хочет этого делать. В случае неисполнения иных семейных обязанностей или незначительное (с точки зрения закона) уклонение от исполнения родительских обязанностей это остается на совести конкретного гражданина.

Таким образом, перед нами скорее моральные семейные обязанности, заставить исполнять которые практически невозможно;

-- во-вторых, при сегодняшней экономической ситуации в стране, уровне благосостояния людей, когда государство не в состоянии (в силу незначительности размера заработной платы и социальных выплат) обеспечить хотя бы минимальные потребности семьи (людей), оно не имеет даже морального права ограничивать одним человеком круг лиц, имеющих право на этот отпуск.

Ведь в большинстве семей при решении вопроса о том, кому ухаживать за ребенком до трех лет, на первый план встают материальные причины, и отпуск берет тот член семьи, приостановление трудовой деятельности которого наименьшим образом скажется на благосостоянии семьи, а следовательно, и материальном обеспечении ребенка.

Целью родительского отпуска является обеспечение ухода за ребенком и его воспитание и матерью, и отцом, а также другими членами семьи.

Если обратиться к опыту развитых западных стран, таких как Дания, Финляндия, Германия, Норвегия, то там родительский отпуск брали менее 5% отцов. Связано это не столько со сложившимися стереотипами, сколько с более высокой заработной платой мужчин. Исключение составляют лишь США: мужчины берут родительские отпуска даже несколько чаще, чем женщины. В Швеции родительский отпуск может быть разбит на отдельные периоды и использоваться в режиме неполного рабочего времени. При этом он должен быть использован поочередно по одному месяцу отцом и матерью Алексеев А.И. Право на отпуск в зарубежном законодательстве//Государство и право. - 1999. - №1.- С. 140-145..

В постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 25 декабря 1990 г. говорится, что «разрешая спор, возникший между администрацией и отцом либо дедом (бабушкой) или другим родственником малолетнего ребенка, о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, суду необходимо проверять, является ли истец родственником ребенка и действительно ли он фактически осуществляет уход за этим ребенком» (п. 1! постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 6 «О некоторых вопросах, возникающих при применении судами законодательства, регулирующего труд женщин» в ред. постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 1996 г. № 10). Несмотря на то, что закон, как указывается в постановлении, не связывает возможность предоставления такого отпуска со степенью родства и совместным проживанием родственника ребенка с его родителями (родителем), по нашему мнению, не стоит ограничивать круг этих лиц родственными связями (отношениями) (ведь в таком случае под эту категорию не подпадает, например, жена отца ребенка, которая осуществляет фактический уход и официально не оформила усыновление).

Родитель или иное лицо, фактически осуществляющее уход за ребенком, может получить частично оплачиваемый отпуск до достижения ребенком 1,5 лет, а также дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста 3 лет.

Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения, им возраста 3 лет» Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 1989.-№12.- С.4., в частности, уточняют круг женщин, имеющих право на частично оплачиваемый отпуск до достижения ребенком 1,5 лет. При внесении необходимых изменений в данное Разъяснение и распространении его на других лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком, можно сделать вывод, что на частично оплачиваемый отпуск имеют право все работники, имеющие общий трудовой стаж не менее одного года, и лица (граждане), обучающиеся с отрывом от производства в высших, средних специальных, профессионально-технических учебных заведениях, а также в аспирантуре, клинической ординатуре, на курсах и в школах по повышению квалификации, переквалификации и подготовке кадров, независимо от трудового стажа.

При этом лица, продолжающие учебу с отрывом от производства в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, имеют право на получение в полном размере стипендии и пособия по уходу за ребенком.

В случаях, когда общий трудовой стаж, дающий право на пособие по уходу за ребенком, работник приобретает в период после отпуска по беременности и родам, частично оплачиваемый отпуск предоставляется со дня, с которого у него наступило право на этот отпуск.

Право на получение дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет предоставляется работникам без сохранения заработной платы, а лицам, обучающимся с отрывом от производства, без сохранения стипендии.

Отпуск по уходу за ребенком может быть предоставлен по заявлению работника полностью или по частям в пределах установленного срока и распределяться между лицами, осуществляющими уход за ребенком, т. е. он в разные периоды может быть взят разными указанными лицами. Это решается семьей ребенка в зависимости от загруженности на работе членов семьи, их заработка и других обстоятельств.

При оформлении отпуска по уходу за ребенком (приказом (распоряжением) работодателя) в связи с тем, что круг лиц существенно расширен, необходимо представить по месту работы (службы, учебы) справку с места работы другого родителя или родителей о том, что они не используют подобный отпуск.

Запись о предоставлении частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы в трудовую книжку не вносится.

В Трудовом кодексе Российской Федерации предусмотрена отдельная статья (ст. 257), посвященная отпускам работников, усыновившим ребенка, а также утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 719 «Порядок предоставления отпуска работникам, усыновивших ребенка» в ред. постановления от 19 июля 2002 г. № 541. Нам представляется, что нет смысла выносить данное положение в отдельную статью, а необходимо просто включить работников, усыновивших детей, в круг лиц, которым предоставляются соответствующие льготы.

В соответствии с данным постановлением работникам, усыновившим ребенка, предоставляется отпуск по уходу за ребенком:

-- на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей--110 календарных дней со дня их рождения;

-- до достижения ребенком возраста 3 лет.

В случае усыновления ребенка (детей) обоими супругами указанные отпуска предоставляются одному из супругов по их усмотрению.

При усыновлении ребенка (детей) обоими супругами работником дополнительно предоставляется справка с места работы (службы, учебы) супруга о том, что указанный отпуск им не используется, или что супруга не находится в отпуске по беременности и родам, предоставляемом в соответствии с данным постановлением.

Женщинам, усыновившим ребенка, по их желанию вместо отпуска по уходу за ребенком предоставляется отпуск по беременности и родам на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня усыновления ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей -110 календарных дней со дня их рождения.

Лица, осведомленные об усыновлении ребенка (детей), обязаны сохранять тайну усыновления. В случае разглашения тайны усыновления ребенка вопреки воле усыновителей они привлекаются к уголовной ответственности. В ст. 155 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность за разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителей, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений. К данной ответственности могут быть привлечены и представители работодателя, допустившие разглашение тайны усыновления (удочерения) из корыстных или иных низменных побуждений.

Законодательство предусматривает ряд преимуществ при получении ежегодного отпуска. В частности, женщине предоставлено право по ее заявлению получить ежегодный оплачиваемый отпуск перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него (ст. 260 ТК РФ).

Такое присоединение возможно независимо от стажа работы, т. е. в первый год работы и до истечения 6-мссячного срока для предоставления первого отпуска (ст. 260; ч. 2 ст. 122 ТК РФ).

Если отпуск по беременности и родам совпал по времени с ежегодным отпуском женщины, то ежегодный отпуск должен быть по заявлению женщины предоставлен по окончании отпуска по беременности и родам или перенесен на указанный ею другой срок. Однако отпуск не переносится и не продлевается в случае ухода работника в период очередного отпуска за заболевшим членом семьи (в том числе и ребенком).

Мужчинам, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, по их желанию отпуск может быть предоставлен в период отпуска по беременности и родам жены (ст. 123 ТК РФ; постановление Верховного Совета СССР «О неотложных мерах по улучшению положения женщины, охране материнства и детства, укреплению семьи» от 10 апреля 1990 г. в ред. Федерального закона от 24 августа 1995 г. № 152-ФЗ) Ведомости СССР. - 1990. - № 16. - Ст. 269..

Согласно ст. 122 ТК РФ отпуска могут предоставляться в любое время в течение всего года, но без нарушения нормального хода работы предприятия, учреждения, организации. Очередность их предоставления устанавливается в виде графика. Однако определенной категории работников предоставляется право на получение очередного оплачиваемого отпуска в любое удобное для них время. Это, в частности, помимо женщин, которым отпуск может предоставляться перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него, также работников, усыновивших ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев.

Трудовой кодекс РФ (ст. 124) в исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, допускает с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за которым он предоставляется. По ранее действовавшему КЗоТу подобное перенесение допускалось только по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом.

В соответствии со ст. 125 Трудового кодекса РФ допускается отзыв работника из отпуска, но только с его письменного согласия. Неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. Однако не допускается отзыв из отпуска беременных женщин и в том случае, если они дали на это согласие.

Часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Но подобная замена запрещена для беременных даже по их просьбе (ст. 126).

В соответствии с п. 11 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» Собрание законодательства РФ.-№ 22 -.1998.-ст. 2331., а также п. 5 постановления Совета Министров РСФСР от 5 ноября 1991 г. №585 «Об усилении социальной защищенности военнослужащих, проходящих службу на территории РСФСР» (в ред. постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 г.) супругам военнослужащих отпуск по их желанию предоставляется одновременно с отпуском военнослужащих; а также его продолжительность может быть по их желанию равной продолжительности отпуска военнослужащих (часть отпуска супругов военнослужащих, превышающая продолжительность ежегодного отпуска по основному месту их работы, предоставляется без сохранения заработной платы).

Всем работникам по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам по письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем (ст. 128 ТК РФ).

Но определенной категории лиц с семейными обязанностями работодатель обязан по их письменному заявлению предоставить такой отпуск. В частности, согласно ст. 128 ТК РФ: работникам в случае рождения ребенка, регистрации брака, смерти близкого родственника - до пяти календарных дней; родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, - до 14 календарных дней; в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами либо коллективным договором.

В соответствии со ст. 263 ТК РФ работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до 14 лет, работнику, имеющему peбенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до 14 лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. В отличие от ст. 76 КЗоТ РФ данный отпуск предоставляется только в том случае, если подобное условие содержится в коллективном договоре. Таким образом, наличие данной статьи в Кодексе - это лишь своего рода подсказка для работников, что можно будет включить в коллективный договор при его разработке. Если же в организации коллективного договора нет либо стороны не смогли договориться о подобном условии, то работники, осуществляющие уход за детьми, право на данный отпуск не имеют.

В случае если такое условие включено в коллективный договор, указанный отпуск предоставляется по заявлению соответствующего работника и может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.

Дополнительный выходной день. Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, которые установлены федеральным законом. До принятия данного закона должен действовать существующий порядок оплаты указанных дней. Полномочный представитель работодателя обязан предоставить эти дни ежемесячно, а их оплата должна производиться в размере среднего заработка работника за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Женщинам, работающим в сельской местности, может предоставляться по их письменному заявлению один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы. (ст. 262 ТК РФ).

Дополнительные выходные дни в месяц данным лицам администрация обязана предоставить в соответствии с их заявлением.

Дополнительные выходные дни, не использованные в том или ином месяце, на другой месяц не переносятся, а также не суммируются. При наличии в семье более одного ребенка-инвалида количество дополнительных выходных дней не увеличивается (Разъяснение Министерства труда и Фонда социального страхования РФ от 4 апреля 2000 г. № 26/34 «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» Бюллетень Минтруда Российской Федерации. - 2000. - №3.- С. 11.).

Нам представляется, что целесообразно предоставить родителям возможность суммировать и переносить выходные дни и использовать их в другом месяце. Если обратиться к проблемам родителей, имеющих детей-инвалидов, то это необходимость систематического ухода, массаж, физиопроцедуры, частое посещение врачей и пр. Порой дети-инвалиды в определенные периоды нуждаются в более интенсивном лечении и процедурах. Необходимо, чтобы родители имели возможность самостоятельно распоряжаться тем, как использовать предоставленные выходные дни исходя из нужд ребенка-инвалида.

В соответствии с Законом Российской Федерации № 4520 от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Ведомости СНД и ВС РФ.- 1993.-№16.-ст. 551. (в ред. Федерального закона от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ) женщины, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющие детей в возрасте до 16 лет, вправе получать ежемесячно дополнительный выходной день без сохранения заработной платы (ст. 21). А в соответствии со ст. 319 Трудового кодекса РФ одному из родителей, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до 16 лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы.

Выбор дня, в который предоставляется дополнительный выходной день по данному основанию, определяется по согласованию между работником и работодателем.

Правило о предоставлении дополнительных выходных дней в соответствии со ст. 264 ТК РФ распространяется на опекунов (попечителей).

По просьбе одного из работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях родителей (опекуна, попечителя) работодатель обязан предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет, поступающего в образовательные учреждения среднего или высшего профессионального образования, расположенные в другой местности. При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка (ст. 322 ТК РФ).

Перерывы для кормления. Действующее законодательство устанавливает, что работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа непрерывной работы продолжительностью не менее тринадцати минут каждый.

При наличии у работающей женщины двух или более детей в возрасте до 1,5 лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа.

По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением.

Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.

Как видно из данной нормы, предоставление перерывов для кормления не связано с наличием фактического вскармливания ребенка грудью, а предоставляется всем женщинам, имеющим детей до 1,5 лет, независимо от того, кормит она ребенка грудью или же он находится на искусственном вскармливании. Решение же вопросов о сроках и порядке осуществления этой нормы предоставлено сторонам трудового договора совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом.

Если проследить за теми изменениями, которые вносились в данную льготу, то нетрудно заметить, что они идут по пути отхода от целевого назначения этой льготы. Ведь предназначение ее - в предоставлении женщине возможности кормить ребенка как минимум 2 раза в течение рабочего дня, что вызвано физиологическими потребностями грудного ребенка.

A. Л. Абрамова считает, что поскольку перерывы на кормление ребенка носят строго целевой характер, то предоставляться они должны только женщинам, действительно кормящим грудью, и не предоставляться женщинам, имеющим грудных детей, но по каким-либо причинам, не кормящим грудью, В связи с этим указанная льгота должна предоставляться в течение всего периода фактического кормления ребенка, сколько бы он ни длился. Этот период кормления удостоверяется справкой лечебного учреждения Абрамова А. А. Правовое регулирование труда женщин в СССР: Дис ... канд. юрид. наук. М, 1980. - С. 244..

B. Н. Толкунова предлагает больше считаться с пожеланиями женщины и считает возможным предоставление этих перерывов при суммировании или в конце, или начале рабочего дня либо присоединение к обеденному перерыву Толкунова В.Н. Социально-правовые проблемы труда женщин в СССР: Дис.. докт. юрид. наук. М., 1969. - С. 540..

Как мы видим, практическая нереальность использования данной льготы по назначению была всегда очевидна. Дважды в течение рабочего дня использовать перерыв в 30 минут имеют возможность лишь женщины, ребенок которых находится в том же или, по крайней мере, в соседнем здании. Большинство жен-шин просто сокращают на один час свой рабочий день либо (их меньшинство) присоединяют его к обеденному перерыву и кормят ребенка один раз в день.

Нам представляется целесообразным:

-- во-первых, исходя из сложившейся практики установить, что в связи с необходимостью ухода за ребенком женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, рабочий день сокращается на один час. При этом по согласованию с работодателем работница может установить удобный ей график работы (например, она может на один час позже приходить, на час раньше уходить, предусмотреть перерыв(ы);

-- во-вторых, если ребенок находится на искусственном вскармливании либо ему больше года (в этом возрасте детей, как правило, грудью уже не кормят), то это вполне бы мог делать отец или лицо, фактически ухаживающее за ребенком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенности регулирования труда указанных категорий работников установлены нормами гл. 41 ТК. Эти нормы сохраняют в целом сложившийся порядок регулирования труда названных категорий работников (по вопросам охраны труда женщин, продолжительности отпусков по беременности и родам, защиты трудовых прав лиц с семейными обязанностями), что соответствует общепризнанным нормам международного права и Конституции РФ. Вместе с этим отдельные статьи, включенные в данную главу, изложены нечетко либо снижают исторически сложившийся уровень гарантий трудовых прав женщин, лиц с семейными обязанностями.

Средствами правового регулирования труда и социальной зашиты государство призвано создать оптимальные условия для выполнения гражданами главным образом своих неимущественных семейных обязанностей.

Можно констатировать, что лица с семейными обязанностями являются специальными субъектами международного трудового права, которым принадлежат как неотъемлемые права человека и гражданина, основные права в сфере труда, так и специальные права и гарантии, закрепленные рядом международных актов.

Семейные обязанности, установленные законодательством, различны и по своему объему, и по содержанию. В одних случаях эти обязанности шире и разнообразнее (например, обязанности родителей). В других случаях правовые связи, устанавливаемые законом, ограничиваются одной только обязанностью предоставлять содержание (отношения дедушек, бабушек и внуков и др.).

Семейные обязанности возникают у граждан:

а) из государственной регистрации брака (муж - жена);

б) из родства (родители - дети; бабушка, дедушка - внуки; братья - сестры);

в) из беременности (беременные женщины);

г) из юридического акта (решение суда об усыновлении, установлении опеки, попечительстве, договор о передаче ребенка в семью);

д) выполняются добровольно (отчим (мачеха) - пасынок (падчерица); фактические воспитатели - воспитанники).

Таким, лицами с семейными обязанностями являются родители, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, бабушки, дедушки. К этой категории могут быть отнесены также мачехи, отчимы, фактические воспитатели.

Назрела необходимость принципиально нового решения проблемы достижения равноправия женщин и мужчин в семье. Ничего не было сделано, чтобы содействовать активному участию мужчин в семейной жизни. Мужчины могли лишь играть исключительно активную роль в профессиональной, общественной и государственной деятельности, так как только женщины выполняли или должны были выполнять обязанности, связанные с семьей и домашним хозяйством. Подобное разделение труда отрицательно повлияло не только на мужчин, но и на семейную жизнь и общество в целом.

Нами предлагается рассматривать в качестве основания дифференциации правового регулирования труда семейные обязанности граждан (т. е одну из их социальных функций). Такой подход способствовал бы освобождению женщины от двойной роли - семейной и производственной работы не путем предоставления трудовых льгот женщинам, а разделением семейных обязанностей с мужчиной и обществом в целом реализация такого подхода состоит в предоставлении трудовых семейных льгот как женщинам, так и мужчинам (вовлечение мужчин в выполнение семейных обязанностей), а также в создании в обществе необходимой инфраструктуры (вовлечение общества в воспитание детей).

Как показывает опыт развитых стран, количество мужчин, пользующихся установленными льготами и преимуществами в сфере трудовых отношений хотя и увеличивается, но все еще остается незначительным. Однако в любом случае принятие этих мер эффективно способствовало бы формированию нового общественного сознания, меняющего сложившиеся представления о роли женщин и мужчин в семье и на производстве.

Нам представляется целесообразным:

-- во-первых, исходя из сложившейся практики установить, что в связи с необходимостью ухода за ребенком женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, рабочий день сокращается на один час. При этом по согласованию с работодателем работница может установить удобный ей график работы (например, она может на один час позже приходить, на час раньше уходить, предусмотреть перерыв(ы);

-- во-вторых, если ребенок находится на искусственном вскармливании либо ему больше года (в этом возрасте детей, как правило, грудью уже не кормят), то это вполне бы мог делать отец или лицо, фактически ухаживающее за ребенком.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации М.,Закон.-96 с.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации. М., ТК Велби. 2006.- 144 с.

3. Семейный кодекс Российской Федерации. М., Городец. 2005.- 166 с.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 г. (в ред. от 21.07.2005 года) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1996. - № 25.- Ст. 2954.

5. Федеральный закон № 175-ФЗ от 26 ноября 1998 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»//Собрание законодательства РФ.-1998.- № 48, ст. 5850.

6. Федеральный закон № 180-ФЗ от 22 декабря 2005 г. «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году»// Собрание законодательства РФ.-2005.- № 52 (1 ч.).- ст. 5593.

7. Федеральный закон № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих»//Собрание законодательства РФ.-№ 22 -.1998.-ст. 2331.

8. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. от 29.12.2004 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 21. - Ст. 1929.

9. Закон Российской Федерации № 4520 от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»//Ведомости СНД и ВС РФ.- 1993.-№16.-ст. 551.

10. Закон Российской Федерации № 1244-1 от 18 июня 1992 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 02.02.2006 года)//Ведомости СНД и ВС РСФСР.-1991.- № 21.- ст. 699.

11. Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 26. - Ст. 2460.

12. Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»//Ведомости Российской Федерации. - 1992. -№ 19. -Ст. 1044.

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. № 222 «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг.» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 10. - Ст. 1173.

14. Постановление Верховного Совета СССР «О неотложных мерах по улучшению положения женщины, охране материнства и детства, укреплению семьи» от 10 апреля 1990 г. в ред. Федерального закона от 24 августа 1995 г. № 152-ФЗ// Ведомости СССР. - 1990. - № 16. - Ст. 269.

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 39. - Ст. 3777.

16. Постановление Минтруда Российской Федерации от 06.02.1995 № 9 «Об утверждении рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите» // Бюллетень Минтруда Российской Федерации. - 1995. - №3.- С. 11.

17. Постановление Государственной Думы от 19 декабря 1997 г. №2027-11 ГД «Об экстренных мерах по оказанию помощи детям, оставшимся без попечения родителей и без надзора»//Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 1. -Ст. 75.

18. Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС и Минздравом СССР № 794/33-82 от 31 декабря 1987 г. «Об утверждении основных положений о вахтовом методе организации работ»//Бюллетень Госкомтруда СССР. 1988. №5, 11;1989. №12; 1990. №1.

19. Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС 29 сентября 1981 г. № 275/17-90 «Об утверждении Положения об условиях труда надомников// Бюллетень Госкомтруда СССР.- 1982. - № 1.

20. Постановление Госкомсанэпиднадзора РФ от 28.10.1996 № 32 «Об утверждении гигиенических требований к условиям труда женщин. Санитарных правил и норм СанПиН 2.2.0.555-96».// Экологический вестник России. - 2001. - № 3. - С. 46.

21. Инструкция о порядке предоставления послеродового отпуска при осложненных родах, утвержденная Минздравом РФ от 23 апреля 1997 г №01-97//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 1997.-№12.- С.2.

22. Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения, им возраста 3 лет»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 1989.-№12.- С.4.

23. Разъяснение Министерства труда и Фонда социального страхования РФ от 4 апреля 2000 г. № 26/34 «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами»// Бюллетень Минтруда Российской Федерации. - 2000. - №3.- С. 11.

24. Всеобщая декларации прав человека от 11 декабря 1948г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М. Юридическая литература. 1990. - С. 14-20.

25. Конвенция ООН от 4 ноября 1950 г. (с изм. и доп. от 11.05.1994.) «О защите прав человека и основных свобод» (ETS № 5) // Бюллетень международных договоров. - 1998. - № 7. - С. 20-35.

26. Конвенция Международной организации труда от 23 июня 1981 г. № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Т. II. - Женева: Международное бюро труда. 1991. - С. 1957-1961.

27. Конвенции Организации Объединенных Наций от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов - М. Юридическая литература. 1990. - С. 341-355.

28. Рекомендация № 165 Международной Организации Труда от 23 июня 1981 г. «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Т. II. - Женева: Международное бюро труда. 1991. - С. 1963-1969.

29. Доклад V (1) Неполное рабочее время. 80-я сессия Международной конференции труда 1993 года. МБТ. Женева.1993.-С. 3- 4.

30. Доклад Генерального директора «Права человека - общая ответственность». МВТ. Женева, 1988. - С. 21 -21.

Научная и учебная литература

31. Абрамова А. А. Правовое регулирование труда женщин в СССР: Дис ... канд. юрид. наук. М, 1980. - 266 с.

32. Алексеев А.И. Право на отпуск в зарубежном законодательстве//Государство и право. - 1999. - №1.- С. 140-145.

33. Антонов А. И. «Круглый стол» Трудящиеся с семейными обязанностями // Государство и право. - 1994. - № 11. - С. 46.

34. Антокольская М. В. Семейное право. - М. Норма. 2005. - 448 с.

35. Белякова Н. М., Ворожейкин Е. М. Советское семейное право. - М. Юридическая литература. 1974. - 362 с.

36. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. - М. Наука. 1997. - 682 с.

37. Бугров Л Ю Проблемы свободы труда в трудовом праве России. - Пермь. 1992. - 184 с.

38. Ванюхин В. Замена временно отсутствующего работника//ЭЖ-Юрист.-2006.-№ 1.- С.4.

39. Вишневский А.Г. Эволюция семьи и семейной политики в СССР. - М. Юридическая литература. 1992. - 264 с.

40. Горшкова О.А. Семейная политика развитых стран Европейского союза: Дис. канд. социал. наук. - М. 1999. - 140 с.

41. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика в современной России. Дисс. д-ра. социол. наук - М. 1997. - 240 с.

42. Елизаров В.В. Семья в России. // Семейное и жилищное право. - 2002.- № 1-2. - С. 17.

43. Джиоев С. X. Правовое регулирование трудовых отношений федеральных государственных служащих: Дис. ... канд. юрид. наук. - М. 1996. - 162 с.

44. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2004 году от 11 марта 2005 г.

45. Доклад «О положении семей в Российской Федерации». - М. 2004. - 180 с.

46. Зайнышев Э. Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. - М. БЕК. 1994. - 210 с.

47. Зайнышев Э.Г. Социальная политика на современном этапе. - М. Норма. 1997. - 328 с.

48. Иванкина Т.В. Права трудящихся женщин. - Л. 1990. - 362 .с

49. Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР - М. Юридическая литература. 1986. - 420 с.

50. Иванов С.А. Прием на работу и увольнение с нее по советскому трудовому праву // Право на труд советский и британский подходы (по материалам советско-британского симпозиума). - М. Госполитиздат. 1989. - 280 с.

51. Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации/Под ред. Смирнова О.В. - М. Норма. 1998. - 368 с.

52. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации с учетом постановления КС РФ от 15.03.2005 года № 3-П/ Под ред. Л.Н. Анисимова.-М., 2006 ЗАО Юстицинформ- 412 с.

53. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под. ред. Ю. В. Кудрявцева. - М. Норма. 1996. - 248 с.

54. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный)/Отв. ред. Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б.. М., Юристъ, 2005.- 512 с.

55. Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под ред. Топорнина Б. Н., Батурина Ю.М., Орехова Е. Г. - М. БЕК. 1994. - 238 с.

56. Концепция семейной политики проект. Научно-исследовательский институт социального развития и труда. - Прага. 1989. - 180 с.

57. Королева Е.И. Формирование государственной стратегии семейной политики экономический аспект. Автореф. дис. канд. социол. наук - СПб. 1996. - 86 с.

58. Кузнецова Н.Ф., Аргунова Ю.Н. Об эффективности уголовно-правовой охраны трудовых прав граждан // Государство и право. - 1996. - № 10. - С. 69.

59. Куренной А.М Трудовое право, на пути к рынку М.,БЕК. 1997.- 452 с.

60. Лившиц Р.З. «Круглый стол». Трудящиеся с семейными обязанностями // Государство и право. - 1994. - № 11. - С. 47.

61. Мачковский Л. Неосновательный отказ в приеме на работу и увольнение беременной женщины и женщины имеющей, малолетних детей//Законность.- 2004.- № 6.- С.15.

62. Матвеев Г.К. Советское семейное право. - М. Юрлитиздат. 1985. - 362 с.

63. Мерцалова Г.В. Проблемы правового регулирования труда женшин в СССР: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М. 1991. - 84 с.

64. Мерцалова Г.В. Проблемы правового регулирования труда женщин в СССР: Дис. ... канд. юрид. наук. - М. 1991. - 168 с.

65. Мониторинг социально-экономического потенциала семей России. - М. 1996. - 340 с.

66. Морозов П. Е. Сравнительный анализ правового регулирования проблем занятости и трудоустройства в РФ и США: Дис. ... канд. юрид. наук. - М. 1997. - 156 с.

67. Народонаселение//Энциклопедический словарь - М. БЕК. 1994. - 682 с.

68. Нечаева А.М. Семья как самостоятельный объект правовой охраны // Государство и право. - 2002. - № 12. - С. 99-107.

69. Нечаева А.М. Семья и закон. - М. Юрлитиздат. 1980. - 264 с.

70. Нечаева А. М. Семейное право: Курс лекций. - М. Норма. 1998. - 280 с.

71. О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями. Доклад на 67-й сессии Международной конференции труда. МБТ. - Женева. 1981. - С. 4.

72. Пашерстник А.Е. Теоретические вопросы кодификации общесоюзного законодательства о труде. - М. Юрлитиздат. 1955. - 482 с.

73. Петрушина С.Н. Особенности регулирования труда и организации легкой промышленности на современном этапе Дис канд юрид наук - М. 1998. - 162 с.

74. Покровская М.А. Особенности правового регулирования труда женщин в СССР: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М. 1970. - 96 с.

75. Покровская М.А. О субъектной дифференциации в советском трудовом праве // Правоведение. - 1967. - № 6. - С. 57.

76. Правдина Э.А. Правовое регулирование труда женщин в СССР: Дис. ... канд. юрид. наук. - М. 1970. - 164 с.

77. Право и защита семьи государством / Отв. ред. В.П. Мозолин, В.А. Рясенцев. - М. Юрлитиздат. 1987. - 382 с.

78. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. - М. Инфра. 1999. - 486 с.

79. Рабинович-Захарии С.А. Единство и дифференциация трудового права: Дис. ... докт. юрид. наук. - М. 1947. - 236 с.

80. Рабинович-Захарии С.А. К вопросу о дифференциации советского трудового права // Вопросы советского гражданского и трудового права. - М. Изд. АН СССР, 1952. - С. 97-100.

81. Рожников Л.В. Трудовые договоры специальных субъектов трудового права: Дис. ... канд. юрид. наук. - М. 1999. - 162 с.

82. Руководящие принципы по вопросам семьи Информационный центр Комитета по вопросам семьи ООН. - Вена. 1994. - 132 с.

83. Свердлов Г.М. Советское семейное право. - M. Юрлитиздат. 1958. - 420 с.

84. Советское семейное право / Под ред. В.Я. Маслова, А.А. Пушкина. - Киев, 1981. - 352 с.

85. Советское семейное право / Под ред. В.П. Рясенцева - М. Наука. 1982. - 378 с.

86. Соколова В.И. «Круглый стол»: Трудящиеся с семейными обязанностями // Государство и право. - 1994. - №11. - С 43.

87. Соловьева Е. В. Социальная зашита семей с детьми как элемент социальной политики государства в переходный к рыночной экономике период: Дис. ... канд. юрид. наук. - М. 1995. - 128 с.

88. Сыроватская Л.А. Трудовое право. - М. Норма. 1995. - 462 с.

89. Тарное В.А. Советское семейное право. - М. Юридическая литература. 1963. - 408 с.

90. Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России: Учебное пособие / Под ред. Толкуновой В.Н. - М. Норма. 1995. - 186 с.

91. Толкунова В.Н. Дифференциация правового регулирования женского труда // Советское государство и право. - 1968. - № 11. - С. 49.

92. Толкунова В.Н. Право на труд женщин в СССР. - М. Юридическая литература. 1980. - 186 с.

93. Толкунова В.Н. Социально-правовые проблемы труда женщин в СССР: Дис. ... докт. юрид. наук. - М., 1969. - 198 с.

94. Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России М., Юристъ. 2001.- 344 с.

95. Трудовое право/Под ред. Смирнова О.В. М., Норма. 1996.- 128 с.

96. Колобова С.В.Трудовое право России: Учебное пособие. ЗАО Юстицинформ, 2005.- 450 с.

97. Трудовое право России/Под ред. Пашкова А.С. СПб, Нева. 1994.- 312 с.

98. Хохрякова О.С. Правовое регулирование отпусков. Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 1992.- 212 с.

99. Чернышева Е.Ф. Правовое регулирование отношений по социальному обеспечению семей с детьми: Дис. ... канд. юрид. наук. - Л., 1981. - 138 с.

100. Чиквашвили Ш.Д. Имущественные отношения в семье. - М. Юридическая литература. 1976. - 348 с.

101. Шептулина НИ Законодательное обеспечение работникам условий для совмещения труда с выполнением семейных обязанностей // Ваш адвокат.- 1998.- № 1.- С. 8-9.

102. Шептулина Н.Н. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников//Трудовое право.-2004- №. 6.- С.12.

103. Шершеневич Г.Ф. Учебник по русскому гражданскому праву, Т. 2. - М. Статут. 2005. (по изд. 1915.) - 602 с.

104. Юркевич Н.Г. Советская семья. - Минск. 1970. - 286 с.

105. Юшина Л.И Социально-правовые вопросы охраны труда женщин в СССР дис. канд. юрид. наук - М. 1974. - 162 с.

Материалы юридической практики

106. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 25 декабря 1990 г № 6 «О некоторых вопросах, возникающих при применении судами законодательства, регулирующего труд женщин»// Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (РФ) по гражданским делам. - М. Спарк. 1994. - С. 64.

107. Европейский суд по правам человека: Избранные решения. - М. 2000. Т. 2. - С. 692.

108. Определение по делу № 83-В02пр-7 по иску Артюховой Г.В.//Бюллетень Верховного Суда.- 2002.-№ 12.- С. 3.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты