Рефераты

Судебная власть в Российской Федерации

p align="left">Введение суда присяжных означает установление новой формы судопроизводства: вопрос о виновности лица, привлеченного к ответственности, решается присяжными самостоятельно, по внутреннему убеждению. Они должны ответить на три вопроса: доказано ли, что соответствующее деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый, имело место; доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; виновен ли он в совершении этого деяния.

Присяжные заседатели (в отличие от народных заседателей) не имеют равных прав с судей при отправлении правосудия. В суде присяжных полномочия в решении вопросов уголовного дела разделены между коллегией присяжных заседателей и профессиональным судей (председательствующим). Коллегия присяжных выносит вердикт, т.е. решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого. Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения или особого снисхождения. Судья же в суде присяжных выносит приговор (обвинительный или оправдательный). Не во всех случаях обвинительный вердикт влечет обязательное вынесение обвинительного приговора, однако при всех условиях вопросы наказания судья решает единолично.

В отличие от народных заседателей присяжные не избираются. Коллегия присяжных заседателей, рассматривающих дело в суде, образуется путем жеребьевки в составе двенадцати комплектных присяжных заседателей и двух запасных.

Таким образом, широкое привлечение населения к осуществлению правосудия, и самостоятельность принимаемых решений должны характеризовать суд присяжных как наиболее демократическую форму судопроизводства.

В то же время, хочется отметить, что с участием представителей населения в судебном процессе, существуют определенные проблемы, о которых говорилось на V Всероссийском Съезде Судей: «Говоря о необходимости добротной законодательной базы для осуществления правосудия, следует заметить, что не все принятые законодательные акты учитывают возможности судов по их применению. К таким законодательным актам относится прежде всего Федеральный закон "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ", который вместо облегчения и упрощения работы судов создал проблемы по формированию корпуса народных заседателей, поскольку большинство их отказывается от участия в осуществлении правосудия, что приводит к массовым срывам судебных заседаний» [ПОСТАНОВЛЕНИЕ V ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА СУДЕЙ от 29.11.2000] О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы. // Российская Юстиция N 2, 2001.. По мнению Съезда этот Федеральный закон принят вопреки сложившимся реалиям, а поэтому нуждается в серьезной корректировке с учетом потребностей судебной практики. В дальнейшем, 30 января 2001 г. Совет Судей РФ принял Постановление, в котором отметил, что «Исходя из того что существующий механизм участия граждан в отправлении правосудия в качестве заседателей оказался неадекватным современным требованиям, а применительно к деятельности военных судов он вообще не определен, необходимо коренным образом переработать Федеральный закон "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции» Постановление Совета Судей РФ от 30.01.2001 О совершенствовании судебной системы. //Российская юстиция 6, 2001 г..

Об этой проблеме говорит и Председатель Верховного Суда РФ, доцент В.Лебедев, в то же время он предлагает возможный вариант ее решения: - «К сожалению, на темпах продвижения судебной реформы отрицательно сказалось как медленное обновление правовой базы, так и недостаточное ресурсное и финансовое обеспечение ряда важных ее направлений. По этой причине рассмотрение дел с участием присяжных заседателей осуществляется лишь на территории девяти субъектов РФ. Поэтому заслуживает внимания идея формирования в судах двух составов присяжных заседателей: большого - из 12 человек и малого - из 6. Второе жюри могло бы рассматривать дела о преступлениях, не подпадающих под действие ч. 2 ст. 20 Конституции РФ. Такие модели за рубежом существуют. При положительном решении вопроса можно вести речь об упразднении института народных заседателей. Пока же из-за отсутствия сбалансированного законодательного механизма привлечения народных заседателей к осуществлению правосудия и дефицита средств на оплату их участия в судах эта проблема превратилась в одну из острейших» Лебедев В., Расширение доступа к правосудию - одна из целей судебной реформы// "Российская юстиция" № 9, 1999..

Язык судопроизводства и обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия. Язык, на котором ведется судопроизводство, регулируется законодательством о судопроизводстве и судоустройстве (ст. 10 Закона о судебной системе, ст. 18 УПК, ст. 8 АПК и др.). Согласно Закону о судебной системе судопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, в арбитражных и военных судах ведется на русском - языке государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции может вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд (ч. 1 ст. 10). Законом о судебной системе также установлено, что в судах субъектов Российской Федерации судопроизводство ведется на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд (ч. 2 ст. 10).

Необходимо при этом иметь в виду, что участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право делать заявления, давать показания, выступать на суде, заявлять ходатайства на родном или другом избранном лицом языке. Указанные положения действуют с учетом ч. 2 ст. 26 Конституции РФ, которая закрепила право каждого на пользование родным языком и свободный выбор языка общения.

В соответствии с ч. 3 ст. 18 УПК следственные и судебные документы вручаются обвиняемому (подсудимому) в переводе на родной язык или на другой язык, которым он владеет. Необеспечение обвиняемому, не владеющему языком, на котором ведется судопроизводство, права пользоваться услугами переводчика Пленум Верховного Суда РФ отнес к существенным нарушениям уголовно-процессуального закона, влекущим отмену приговора. Не менее четко Верховный суд определили свою позицию по поводу неблагоприятных процессуальных последствий в случае нарушения при осуществлении правосудия права лица на пользование родным языком. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»//Сборник постановлений Пленумов по уголовным делам. С. 485-492

Как отмечает Председатель Конституционного Суда РФ М.В.Баглай: «Принцип обеспечения каждому пользования родным языком при осуществлении правосудия выражает демократизм действующего законодательства и государства и определяет решение таких важных вопросов осуществления правосудия, как доступность суда для населения, обеспечение возможности осуществления прав участниками процесса. Если процесс ведется на языке, непонятном населению, нарушается и затрудняется связь суда с населением, а также ослабляется или вообще не достигается воспитательное назначение судебного разбирательства; участвующие в процессе лица не могут реализовать предоставленные им законом процессуальные права, активно способствовать осуществлению правосудия» Баглай М.В. ,  Габричидзе Б.Н.  Указ соч. С. 157-161.

Принцип охраны чести и достоинства личности. Хотелось бы отметить, что впервые именно в Конституции РФ получила полное нормативное воплощение идея охраны чести и достоинства личности (ст. 21, 23, 24). Во-первых, Конституция установила, что достоинство личности охраняется государством. При этом в ст. 21 специально подчеркнуто: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Во-вторых, на конституционном уровне сформулировано соответствующее международным стнадратам положение о праве каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей жизни и доброго имени. Конституция не ограничилась констатацией права человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных сообщений, она подчеркнула, что ограничение допускается только на основании судебного решения (ст. 23). В третьих, Конституцией установлено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается (ст. 24). Необходимо отметить, что данные конституционные положения имеют отношение к судопроизводству и осуществлению правосудия по уголовным и гражданским делам и входят в предмет деятельности судебной власти.

Следует отметить, что в законодательстве и до принятия Конституции 1993 г. были некоторые нормы, направленные на защиту чести и достоинства личности. Например, в УПК издавна существуют правила: о запрещении унижать честь и достоинство граждан при проведении освидетельствования и следственного эксперимента, а для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц закон допускает проведение закрытых заседаний суда; УПК возлагает на следователя обязанность принимать меры, чтобы не получили оглашения выявленные при обыске и выемке обстоятельства интимной жизни лиц, в помещениях, принадлежащих которым, были проведены соответствующие действия. Эти и другие положения в настоящее время подлежат применению в ходе производства по уголовным делам с учетом норм действующей Конституции.

Рассмотренные конституционные принципы организации и деятельности суда как компетентного государственного органа, и процессуальный порядок судебного разбирательства содержат в себе важные гарантии правильного разрешения дела, защиты прав и интересов граждан, законности, обоснованности, объективности и справедливости судебных решений. Главное, чтобы судьи при осуществлении правосудия не забывали о своей присяге - «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть» Ст. 8 Закона РФ от 26.06.92 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".// "Ведомости СНД и ВС РФ", 30.07.92, N 30, ст. 1792.. Однако надо и признать: общее впечатление о работе судов у людей, простых граждан, у общества в целом подчас не очень высокое. Оно складывается из многих обстоятельств. Это и многочасовые очереди на прием к судьям, и плохая работа канцелярий, и элементарная неорганизованность. «Сегодня российские граждане активно обращаются в суды. Мы с вами знаем, что их там ждет. Вы знаете это лучше любого из нас. Бывают ли эти суды скорыми? Все знают, что многие дела в наших судах рассматриваются долго, годами подчас.» Выступление В.В. Путин, Компетенция суда распространяется на все дела государства.// "Российская юстиция" № 1, 2001.. Такое положение, безусловно, надо менять, необходимо формировать уважительное отношение к суду и его решениям. К этому призывает и судья Волжского городского суда Волгоградской области Л.Топильская «Думаю, настало время, когда всем судьям необходимо защитить, удержать правосудие над бездной правового нигилизма, всеобщего неуважения к закону. Никто, кроме нас, не сможет поднять низкую правовую культуру населения, преодолеть сложившееся восприятие суда, у которого "закон что дышло - куда повернул, туда и вышло". Считаю, что судьи должны постоянно публично разъяснять действующее законодательство, особенности правового статуса судебной системы, правила судебного ритуала и этикета, сущность принятых судебных актов, открыто говорить о проблемах судебной системы» Топильская Л, Как нам обустроить судебную власть.// "Российская юстиция" № 11, 2004.

В правовом государстве судебная власть является самостоятельной (ст. 10 Конституции) и независимой от законодательной и исполнительной. Но для того, чтобы действительно стать таковой, судебная власть должна быть наделена реальными полномочиями, в том числе и полномочиями контроля за законностью деятельности органов законодательной и исполнительной власти, за соответствием принимаемых ими решений Конституции. В связи с этим, в РФ законодательство о судебной системе основывается на положениях Конституции, и не должны издаваться законы, иные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность органов судебной власти, независимость судов и судей, ограничивающие судебную защиту человека и гражданина.

Формы судебного контроля различны, и часть 2 ст. 120 предусматривает одну из них: «Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом».

Требование к суду принимать решение в соответствии с законом, означает, что суд, принимая решение по существу, одновременно осуществляет контроль за содержанием подзаконных актов. Как отмечал в своем послании Федеральному Собранию Президент Б.Н. Ельцин «Сегодня все еще принимается масса актов, не соответствующих Конституции и федеральным законам. Отсутствует четкий порядок принятия различных решений, делаются попытки подменить законы инструкциями. Более того, уже введенные в действие законы не применяются чиновниками, которые ссылаются на "отсутствие инструкций". А положения закона в издаваемых инструкциях зачастую корректируются с учетом ведомственного интереса» Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.03.99 "Россия на рубеже эпох (О ПОЛОЖЕНИИ В СТРАНЕ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕ НИЯХ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)" // "Российская газета", N 60, 31.03.99. Судебный контроль весьма актуален и сейчас, порой складывается впечатление, что многие чиновники либо не компетентны, либо сознательно игнорируют положения о том, что в соответствии с Конституцией подзаконные нормативные акты (приказы, распоряжения, инструкции) принимаются на основе и во исполнение конкретных законов и должны им соответствовать. Поэтому, конституционной обязанностью суда при рассмотрении дел является проверка соответствия закону актов, принятых государственным или иным органом, и это является неотъемлемой чертой правосудия.

Формами прямого судебного контроля являются также судебная проверка законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей (в качестве меры пресечения), произведенных в ходе предварительного расследования, а также рассмотрение судами жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан, т.к. в соответствии с требованием закона - «…Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина». Закон Российской Федерации от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан'' // ВВС. 1993. N 19. Ст. 685.

Продолжая характеристику судебной власти, важно отметить еще один ее признак - единство судебной системы, которое обеспечивается: установлением системы федеральных судов РФ федеральным конституционным законом; соблюдением всеми судами установленных федеральными законами правил судопроизводства; применением всеми судами Конституции РФ и других федеральных законов, а также конституций, уставов и других законов соответствующих субъектов РФ; признанием и обеспечением обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных решений на всей территории РФ; закреплением единства статуса судей и участия органов судейского сообщества в формировании судейского корпуса; финансированием органов судебной власти за счет средств федерального бюджета в установленном законом порядке.

Заканчивая характеристику судебной власти, необходимо отметить, что в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством к полномочиям судебной власти отнесены: конституционный контроль; осуществление правосудия; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных учреждений и должностных лиц; обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых других органов; разбирательство и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам; разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обобщения судебной практики; право законодательной инициативы; участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Эти полномочия необходимы для реализации задач, поставленных перед судебной властью Конституцией: гарантий быстрой и эффективной защиты органами судебной власти прав и свобод человека в установленном законом порядке; самостоятельности органов судебной власти и их независимости от законодательной и исполнительной властей; обеспечения взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти в формировании судебной системы; доступности правосудия на равных основаниях для всех; рассмотрения дел в тех судах и теми судьями, к подсудности которых эти дела отнесены законом; реализации права сторон на пересмотр приговоров суда первой инстанции вышестоящим судом и права граждан на участие в осуществлении правосудия.

Но выполнение своих полномочий, и главной функции - осуществления эффективного правосудия судебной властью, не было бы возможным, без независимости судей, на это обращает наше внимание и Президент РФ В.В. Путин "Нам не добиться устойчивого развития без подлинно независимого суда» Выступление В.В. Путин, Компетенция суда распространяется на все дела государства.// "Российская юстиция" № 1, 2001., и поэтому Конституция закрепила гарантии этой независимости.

1.2. Гарантии независимости судебной власти

Судьи - носители судебной власти, и именно на них возложена Конституцией РФ функция осуществления правосудия. Теперь, по истечении почти 10 лет со дня принятия Конституции РФ, можно утверждать, что одним из важных завоеваний в сфере правосудия явилось закрепление в ее положениях гарантий независимости, несменяемости и неприкосновенности судей, без чего невозможно обеспечить осуществление судебных полномочий, и следовательно достижения поставленных перед судебной властью целей и задач.

Конечно, независимость судей провозглашалась конституционным принципом и ранее, но вслед за этим неизменно следовало требование подчинения их только закону, что признавалось гарантом судейской независимости. Требование руководствоваться только законом на практике приводило к тому, что даже закон, противоречащий Конституции, был для судей обязательным, что создавало условия для беззакония и репрессий.

Теперь, часть 1 ст. 120 Конституции вносит существенные коррективы в этот принцип: судьи подчиняются только Конституции и федеральному закону. В требовании подчинения судей прежде всего Конституции заложен глубокий смысл, ведь она имеет высшую юридическую силу, прямое действие, и все законы, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15). Но помимо Конституции и федеральных законов издаются и иные нормативные акты: указы Президента, постановления Правительства; в соответствии с Конституцией субъектам Федерации так же предоставлено право иметь свое законодательство. И суды при осуществлении правосудия руководствуются этими актами, но при условии непротиворечия их Конституции и федеральным законам.

Провозглашение важнейшего принципа правосудия - независимости судебной власти в Конституции страны и в федеральном конституционном законе само по себе является существенным фактором. Но законодатель этим не ограничился, а принял меры к правовому обеспечению его реального действия, установив запрет на издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4 ст. 5 Закона о судебной системе).

Законом о судебной системе, кроме того, установлено, что подлежат ответственности, предусмотренной федеральным законом, лица, виновные: а) в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия; б) в ином вмешательстве в деятельность суда.

Названный Закон предписал: присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом (ч. 5 ст. 5 Закона о судебной системе).

Закон РФ "О статусе судей в РФ" определяет систему гарантий независимости судей: «Независимость судьи обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу» ст. 9 Закон РФ от 26.06.92 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".// "Ведомости СНД и ВС РФ", 30.07.92, N 30, ст. 1792.

С целью защиты судебной власти, установлена уголовная ответственность за вмешательство в деятельность суда - штраф от 200 до 500 МРОТ, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет (ст. 294 УК); посягательство на жизнь судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде - наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы (ст. 295 УК); за угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия - лишение свободы до 3 лет (ст. 296 УК); а за неуважение к суду - штраф либо арест от 2 до 4 месяцев (ст. 297 УК).

Независимость судей означает прежде всего создание такого порядка судопроизводства, который бы оградил судей от вмешательство. С этой целью установлено правило, исключающее возможность при вынесении решений присутствовать кому бы то ни было, кроме судей, в совещательной комнате, не допускающее разглашения судьями сведений о ходе совещания, запрещение телефонных переговоров с судьями при их совещании.

В связи с этим в отечественной литературе обычно принято ссылаться на установление особого правила - обеспечения тайны совещания судей (ст. 193 ГПК, ст. 124 АПК). Но нередко при этом подчеркивается лишь один аспект, хотя и важнейший, - ограждение судей от влияния извне, со стороны. Но как отмечает профессор Божьев В.П. «…. не менее важно обеспечить независимость каждого судьи (и соответственно заседателя) внутри судейской коллегии. И здесь следует обратить внимание не только на установление запрета разглашать сведения о ходе совещания судей, о позиции каждого из них. Не менее важно обратить внимание на порядок совещания судей, который в совокупности с тайной совещания гарантирует независимость судей друг от друга». Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник /Под ред. В.П. Божьева. с. 194-195 Суть этого порядка сводится к следующему: а) наличие запрета судьям (а также соответствующим заседателя) воздерживаться от голосования; б) установление правила, предписывающего председательствующему (а при совещании присяжных - их старшине) подавать свой голос последним.

Эти правила относятся к каждому вопросу, поставленному на обсуждение в совещательной комнате. Тем самым обеспечивается свобода высказывания каждым из судей своего мнения.

Независимость судей обеспечивается также правовым статусом судей, порядком формирования судейского корпуса, особым порядком наделения судей полномочиями. В учебной юридической литературе часто правовой ста-тус судей отождествляется с их правовым положением. Обычно под правовым статусом судей понимается совокупность их прав и обязанностей, порядок наделения полномочиями (путем выборов или назначения), а также правовые гарантии, позволяющие судьям осуществлять свои полномочия в соответствии с законом.

Правовой статус судей закреплен в Конституции РФ (ст. ст. 119, 120, 121, 122, 124, 128). Так, в ст. 119 закреплены возрастной и образовательный цензы для судей (возраст -- 25 и более лет, на-личие высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее 5 лет). В ст. ст. 120, 121, 122, 124 закреплены правовые гарантии, обеспечивающие осуществ-ление судьями судебной власти. В ст. 128 (пп. 1--2) определены порядок назначения судей Конституционного Суда РФ, Верхов-ного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также судей других федеральных судов. Пункт 3 ст. 128 необходимо рассмат-ривать как бланкетную норму, определяющую, что полномочия, порядок образования и деятельность выше перечисленных судов устанавливается иными правовыми актами.

Для определения статуса судей специально предназначен За-кон РФ “О статусе судей в Российской Федерации” от 26 июня 1992 г. с изменениями и дополнениями от 14.04.1993 г., от 19.05.1995 г. и от 24.06.1999 г. Так статья 6 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О статусе судей в РФ"» Федеральный закон РФ от 21.06.95 N 91-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации '' // "Российская газета", N 122, 27.06.95 определяет порядок назначения судей федеральных судов: судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда - Советом Федерации по представлению Президента РФ, судей других федеральных судов - Президентом по представлению Председателей соответствующих вышестоящих судов.

Все судьи в РФ обладают единым стату-сом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федераль-ными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов РФ. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются федеральным конституционным зако-ном. Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. При-своение судье квалификационного класса не означает измене-ние его статуса относительно других судей в РФ.

К судье предъявляется ряд требований. Судья обязан неукос-нительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы; при ис-полнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношени-ях избегать всего, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судья не вправе быть де-путатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также со-вмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой рабо-той, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин -- 50), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в проф-союзных, иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы, или члена Совета Федерации ФС РФ, либо помощника депутата законода-тельного (представительного) органа субъекта РФ, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и лица, производя-щего дознание. В период деятельности на судью не распростра-няются гарантии неприкосновенности, а членство его в судей-ском сообществе приостанавливается.

Предъявляются требования и к кандидатам на должность су-дьи. Судьей может быть гражданин РФ, дос-тигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалифика-ционный экзамен и получивший рекомендацию квалификаци-онной коллегии судей. При этом судьей вышестоящего суда мо-жет быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ -- достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридиче-ской профессии не менее десяти лет. Приведенный перечень требований не является исчерпывающим.

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин РФ имеющий высшее юридическое образование и достигший 25-летнего возраста, имеет право быть допущенным к сдаче квали-фикационного экзамена на должность судьи. Квалификацион-ный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при органе юстиции. Персональный со-став комиссии утверждается квалификационной коллегией су-дей. Квалификационный экзамен сдает лицо, не являющееся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в тече-ние трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего време-ни работы в должности судьи. Каждый гражданин РФ, отвечающий требованиям, предъявляемым к канди-дату на должность судьи соответствующего суда, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность. Квалификационная коллегия судей в пределах своей компетенции рассматривает заявление лица, претендующего на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключе-ние о рекомендации данного лица либо об отказе в ней. По-вторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения. Ква-лификационная коллегия судей представляет председателю со-ответствующего суда заключение на каждого из рекомендован-ных кандидатов. В случае несогласия председателя суда с заклю-чением оно возвращается для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. При повторном положи-тельном заключении квалификационной коллегии судей канди-датура вносится председателем соответствующего суда для даль-нейшего рассмотрения в установленном порядке.

Полномочия судьи не ограничены определенным сроком. Законом предусмотрены два исключения: мировые судьи избира-ются сроком на пять лет населением округа, на который рас-пространяется их юрисдикция; а также судьи районных (город-ских) судов, судьи военных судов гарнизонов (армий, флотилий, со-единений), впервые назначаемых сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий. Полномочия судьи могут быть прекраще-ны или приостановлены.

Гарантией независимости судей является их безопасность - судьи, члены их семей и их имущество находится под особой защитой государства. Положения Закона "О статусе судей" о том, что судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства и органы МВД обязаны принять необходимые меры к обеспечению их безопасности, если к ним поступает соответствующее заявление, получили дальнейшее развитие в Федеральном законе "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 г. В соответствии с этим Законом - «Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц (судей и их близких) и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности: 1) личная охрана, охрана жилища и имущества; 2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; 3) временное помещение в безопасное место; 4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; 5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; 6) переселение на другое место жительства;7) замена документов, изменение внешности. В целях реализации предусмотренных мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном Законом РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в РФ"» Федеральный закон РФ от 20.04.95 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" // "Российская газета", N 82, 26.04.95.

Как видим, Конституция не только закрепила положения о независимости судей, но и послужила основой для принятия федеральных законов, обеспечивающих для всех судей независимость и безопасность. Но что же имеем мы на самом деле? Гарантирована ли защита для всех судей? Для этого обратимся к прессе. «Высшие чины в президиуме. Конституционные судьи в первом ряду партера. Батальон спецслужб для охраны съезда и полная беззащитность судьи из Иркутска (даже фамилию публиковать для него небезопасно), который при рассмотрении уголовного дела килера вынужден был прятать в другом городе жену и детей. Подсудимого, в судьбе которого полярно были заинтересованы две криминальные группировки, охранял спецназ в бронежилетах. Судья же возвращался по деревянным мостовым один и без штатного оружия. Кстати, табельный ПМ даже в Чечне органы МВД предлагают судьям приобретать за собственные деньги» Корольков А, И всякая правда погибает в судном томлении.//"Бизнес-адвокат" №23, 2000..

Но на основании положений Конституции «…гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, распространяются на всех судей в РФ» Комментарий к ст. 120 Гравиной А.А. "Комментарий к Конституции Российской Федерации " /под ред. Л.А. Окунькова -М.; Издательство БЕК, 1996. Итак, в законе одно, а на практике - другое. Приходится констатировать, что неисполнение исполнительной властью своих обязанностей по обеспечению безопасности судебной власти, стали хронической действительностью для новой России, а это в свою очередь приводит, к печальным последствиям: «К сожалению, в 1999 году не обошлось без серьезных происшествий. Погибло 8 судей, имел место 21 случай причинения судьям телесных повреждений, что значительно превышает количество подобных случаев в предшествующем году. Зарегистрировано 17 пожаров в зданиях судов и 19 случаев хищения уголовных и гражданских дел, а также материальных ценностей из судов (в 1998 - 5)» Лебедев В, От концепции судебной реформы к новым идеям развития судебной системы.// "Российская юстиция" №.3, 2000.

Складывающееся положение дел с охраной помещений судов, обеспечением в них порядка и безопасности как для судей, сотрудников аппаратов судов, так и для лиц, участвующих в судебных делах, и граждан, вызывает необходимость принятия дополнительных мер по защите судебной власти и предотвращению любых действий, посягающих на ее самостоятельность. Об этом говорил еще на заре становления Конституции США один из ее авторов, А. Гамильтон: «Слабость судебной власти требует особенно бережного отношения к ней. Поэтому судебная власть нуждается в специальных мерах, укрепляющих ее положение». Федералист. Политическое эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея - М., 1993 С.520 И эти слова до сих пор актуальны в Российской Федерации.

Поэтому для выражения интересов судей как носителей судебной власти в соответствии со ст. 17 Закона о статусе судей, ими образуются органы судейского сообщества. В их числе:

Всероссийский съезд судей, а в период между съездами - совет судей РФ, избираемый Всероссийским съездом судей;

Собрания судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

Съезды (конференции) судей республик в составе России, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов, арбитражных судов, а в период между съездами - избираемые ими советы судей.

Всероссийский съезд судей формирует Высшую квалификационную коллегию судей РФ.

Органы судейского сообщества, как установлено Законом; компетентны: обсуждать вопросы судебной практики и совершенствования законодательства; проводить общественную экспертизу проектов нормативных актов по вопросам деятельности судов и статуса судей; рассматривать актуальные проблему работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, правового и социального положения судей; представлять интересы судей в государственных органах. Свою компетенцию по перечисленным вопросам эти органы реализуют при неукоснительном соблюдении принципа независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. Организационную деятельность органов судейского сообщества согласно Закону о судебной системе обеспечивает Судебный департамент при Верховном Суде РФ и входящие в его систему органы (ст. 31).

Средством обеспечения независимости судей является установление их несменяемости (ч. 1 ст. 121 Конституции РФ, ст. 15 Закона о судебной системе). Несменяемость судей - одна из гарантий их независимости от исполнительной и законодательной власти. Принцип несменяемости распространяется на лиц, наделенных в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющих свои обязанности на профессиональной основе. Несменяемость судей означает, что после наделения судьи полномочиями в установленном порядке действительность полномочий судьи в РФ не ограничена определенным сроком. Отдельные исключения из этого общего правила (трехлетний срок впервые назначенного судьи районного суда и 12-й срок полномочий судьи Конституционного Суда) специально оговариваются законом.

Несменяемость судьи также означает, что он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его добровольного согласия. Его согласие необходимо при решении любого вопроса об изменении его служебного положения, даже в случае повышения по должности.

Вместе с тем несменяемость не имеет абсолютного характера и закон предусматривает возможность прерывания исполнения судьей своих обязанностей при наличии строго определенных оснований. Установленные федеральным законодательством правила приостановления или прекращения полномочий судьи призваны оградить его от произвольных решений тех или иных должностных лиц и органов. Полномочия судьи могут приостанавливаться только решением соответствующей квалификационной коллегии судей.

Приостановление полномочий судьи касается только выполнения им своих служебных обязанностей. Оно не должно влечь за собой ограничения предоставленных ему законом прав и льгот в сфере социальной защиты судьи и членов его семьи, их материального обеспечения. Закон "О статусе судей" устанавливает, что приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплат судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье заработной платы или уменьшение ее размера. Приостановление полномочий судьи, за исключением избрания ему той же меры пресечения, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности.

Прекращение квалификационной коллегией полномочий судьи - это полное отстранение от исполнения должностных обязанностей при установлении следующих оснований: 1) его письменного заявления об отставке; 2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи (квалификационная коллегия может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей); 3) письменного заявления судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; 4) истечения срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; 5) увольнения судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; 6) прекращения гражданства РФ; 7) занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи; 8) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; 9) совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти; 10) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным; 11) смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим; 12) отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 Современные рефераты