Рефераты

Судебная власть в Российской Федерации

p align="left">Состав и полномочия структурных элементов Верховного Су-да РФ определены в гл. 6 (ст.ст. 52--68) Закона РСФСР от 08.07.1981 г. “О судоустройстве РСФСР” с последующими изменениями и дополнениями.

Верховный Суд РФ состоит из Председателя, заместителей Председателя, членов Верховного Суда РФ и народных заседа-телей. Судьи Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и заключения Высшей квалификационной коллегии судей. Срок полномочий судей Верховного Суда РФ сроком не огра-ничены. Срок полномочий народных заседателей -- 5 лет.

Верховный Суд РФ действует в составе Пленума Верхов-ного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ, Судебной кол-легии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам. Военной коллегии, Кассационной коллегии Верховного Суда РФ.

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и членов Вер-ховного Суда РФ. В заседаниях Пленума участвуют Генераль-ный прокурор РФ и Министр юстиции РФ. Участие Генераль-ного прокурора РФ в работе Пленума обязательно. На заседани-ях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители министерств, государ-ственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

Пленум Верховного Суда РФ имеет следующие полномочия:

- рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и дает руководящие разъяснения судам по вопросам приме-нения законодательства РФ;

- при обсуждении вопросов о даче судам руководящих разъ-яснений заслушивает сообщения председателей Верховных Судов автономных республик, краевых, областных, город-ских судов, судов автономной области и судов автономных округов, военных судов о судебной практике по примене-нию законодательства;

- утверждает по представлению Председателя Верховного Су-да РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ;

- утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ:

- рассматривает и решает вопросы о внесении представле-ний в Федеральное Собрание РФ в порядке осуществле-ния законодательной инициативы;

- заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей судебных коллегий Вер-ховного Суда РФ о деятельности коллегий;

- рассматривает представления Председателя Верховного Суда РФ о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ законодательству РФ или постановлениям Пленума Верховного Суда РФ;

- осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей и утвержда-ется Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представ-лению Президента РФ, основанному на представлении Председа-теля Верховного Суда РФ, в следующем составе: Председатель Верховного Суда РФ, заместители Председателя, входящие в со-став Президиума по должности, и судьи Верховного Суда РФ.

Утверждение Президиума Верховного Суда РФ производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Заседания Президиума Верховного Суда РФ проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. По-становление Президиума Верховного Суда РФ принимается большинством голосов членов Президиума, участвующих в засе-дании, и подписывается Председателем Верховного Суда РФ.

Президиум Верховного Суда РФ имеет следующие полномочия: 1) рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; 2) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики; 3) рассматривает вопросы организации работы судебных кол-легий и аппарата Верховного Суда РФ; 4) оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятель-ность с Министерством юстиции РФ; 5) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ. Председатель Верхов-ного Суда РФ в необходимых случаях вправе своим распоряже-нием привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии. Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная кол-легия Верховного Суда РФ рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассаци-онном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся об-стоятельствам. Судебные коллегии изучают и обобщают судеб-ную практику, анализируют судебную статистику и осуществля-ют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Председатели указанных коллегий: председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда; образуют составы суда (палаты) для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий; осуществляют руководство работой соответствующих кол-легий; представляют Пленуму Верховного Суда РФ отчеты о дея-тельности коллегий; вправе истребовать судебные дела для изучения и обобще-ния судебной практики; организуют работу по повышению квалификации членов суда соответствующей судебной коллегии; осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ, кроме того, вносит в Военную коллегию Верховного Суда РФ протес-ты на вступившие в законную силу решения, приговоры, опре-деления военных судов видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов и постановления судей этих судов; вносит в во-енные суды видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения военных судов армий, флотилий, со-единений, гарнизонов и постановлений судей этих судов. Пред-седатель вправе истребовать в пределах полномочий Военной коллегии Верховного Суда РФ судебные дела для проверки в порядке надзора; вправе в предусмотренном законом порядке приостанавливать исполнение решения, приговора, определения и постановления военного суда, на которые он может принести протест; председатель организует работу по изучению и обобще-нию судебной практики, анализу судебной статистики, а также по осуществлению контроля за выполнением военными судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ; в слу-чае необходимости решает вопрос о передаче дела из военного суда вида Вооруженных Сил, округа, группы войск, флота в во-енный суд другого вида Вооруженных Сил, другого округа, группы войск, флота.

С 4 января 1999 г. в состав Верховного Суда РФ входит и Кассацион-ная коллегия, которая состоит из председателя Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, 12 членов из числа судей Вер-ховного Суда РФ и утверждается Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключе-нии квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Рассмотрение дел в Кассационной коллегии Верховного Суда РФ осуществляется судебными составами. Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верхов-ного Суда РФ с соблюдением требования о недопустимости по-вторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ имеет следую-щие полномочия: 1) рассматривает в качестве суда второй инстанции граждан-ские и уголовные дела по жалобам и протестам на реше-ния, приговоры, определения и постановления, вынесен-ные Судебной коллегией по гражданским дедам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Вер-ховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции; 2) рассматривает в пределах своих полномочий судебные де-ла по вновь открывшимся обстоятельствам. Рассмотрение судебных дел Кассационной коллегией Вер-ховного Суда РФ осуществляется в соответствии с ГПК и УПК Российской Федерации.

Таким образом, Верховный Суд РФ является окончательной судебной инстанцией по всем делам, отнесенным законом к компетенции судов общей юрисдикции. Выполняя функцию судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции, Верховный Суд РФ призван обеспечить отправление правосудия на всей территории РФ в точном соответствии с Конституцией РФ. Всей своей деятельностью он обязан способствовать защите прав и свобод граждан, усилению борьбы с преступностью и иными правонарушениями.

Федеральные суды общей юрисдикции субъектов Российской

Федерации

Полномочия, состав Верховного суда республики, краевого (областного) суда, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов (суды второго звена) определены в ст. ст. 4 п. 3, 13 п. 6, 20 ФКЗ РФ “О судеб-ной системе Российской Федерации”; ст. ст. 29--51 Закона РСФСР “О судоустройстве РСФСР”.

В настоящее время в России 89 субъектов Федерации, соответственно и вышеуказанных су-дов также 89.

В соответствии с п. 6 ст. 13 ФКЗ РФ “О судебной системе Российской Федерации” судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значе-ния, судов автономной области и автономных округов назнача-ются на должность Президентом РФ по представлению Предсе-дателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении ква-лификационных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государствен-ной власти соответствующих субъектов РФ. Председатели и за-местители председателей выше перечисленных судов назначают-ся на должность Президентом РФ по представлению Председа-теля Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ и согласованному с за-конодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ.

Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа действует в следующем составе: 1) президиум суда; 2) судебная коллегия по гражданским делам; 3) судебная коллегия по уголовным делам.

Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа имеет следующие полномочия: рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; осуществляет надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, а также изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум краевого, областного, городского суда, суда авто-номной области и суда автономного округа образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав пре-зидиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению Предсе-дателя Верховного Суда РФ. Утверждение состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов федерального значения.

Президиум краевого, областного, городского суда, суда авто-номной области и суда автономного округа имеет следующие полномочия: в пределах своих полномочий рассматривает дела в поряд-ке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда; оказывает помощь районным (городским) судам в пра-вильном применении законодательства, координируя эту деятельность с соответствующим отделом юстиции адми-нистрации края, области, города федерального значения; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда. Председатели судебных коллегий утверждаются органами исполни-тельной власти соответствующих субъектов РФ по представле-нию председателя краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа из числа замес-тителей председателя или членов суда. Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа в необходимых случаях вправе своим распо-ряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная кол-легия по уголовным делам краевого, областного, городского су-да, суда автономной области и суда автономного округа рас-сматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь от-крывшимся обстоятельствам, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Таким образом, краевые (областные) и равные им суды, осуществляя при отправлении правосудия задачи, которые поставлены перед судами общей юрисдикции, являются судами, находящимися по судебной иерархии между районными судами и Верховным судом РФ. Поэтому их вполне обоснованно иногда называют судами среднего звена судебной системы общей юрисдикции.

Районный суд

Основным звеном судов общей юрисдикции являются рай-онные, городские суды. Каж-дый из них осуществляет судебную власть на соответствую-щей территории, что позволяет полнее удовлетворить потреб-ности граждaн; организаций при обращениях за судебной за-щитой своих прав и законных интересов. Районный суд в пределах своей компетенции: рассматривает дела в качестве суда первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции, осуществляет и другие полномочия; является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям соответствующего судеб-ного района; разрешает процессуальные вопросы, связанные с исполнением приговора и возобновлением гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам; рассматривает жалобы подозреваемых, обвиняемых, их защитников и законных представителей по поводу закон-ности и обоснованности применения данной меры и ее продления; выносит решения о производстве выемки почтово-телеграфной корреспонденции, прослушивании телефонных переговоров и обыске органами, осуществляющими опера-тивно-розыскную деятельность и предварительное рассле-дование; обобщает судебную практику и анализирует судебную статистику.

Районный суд состоит из судей и народных заседателей. В зависимости от объема работы районного суда - количества гражданских, уголовных, административных и других дел с жалобами и представлениями, поступающими для рассмотрения, - определяется число судей и народных заседателей в данном суде. При небольшом объеме работы в районном суде имеется один судья, он же является председателем суда. Но в большинстве судов несколько судей. Для работы в составе с одним судьей избирается 70-75 народных заседателей. Народные заседатели: при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи; независимы и подчиняются только закону. Рассмотрение гражданских и уголовных дел в районных, городских, межмуниципальных народных судах осуществля-ется коллегиально с участием народных заседателей или еди-нолично судей.

В крупных судах предусмотрены две канцелярии: по гра-жданским и по уголовным делам; в небольших районах пре-дусматриваются один судья, секретарь суда, секретарь судеб-ного заседания. Весь объем работы в канцелярии выполняется делопроизводителями канцелярии и секретарями суда.

Народные судьи: лица, наделенные в конституционном порядке полномо-чиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязан-ности на профессиональной основе; впервые назначаются сроком на три года, а по истечении его могут быть назначены без ограничения срока их пол-номочий. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Судьи, впервые избранные на должность, приносят в тор-жественной обстановке присягу. Назначение на должность народного судьи, прекращение или приостановление его полномочий осуществляется в строгом соответствии с законом. Количество народных судей для каждого суда устанавли-вается правовыми актами органа исполнительной власти соот-ветствующего субъекта Федерации.

Народные суды (районные, городские, межмуниципальные) являются низовым звеном судебной системы судов. Рассмотрение подавляющего большинства гражданских и уголовных дел и близость к населению дают основания считать районный суд в настоящее время основным звеном судов общей юрисдикции.

Военные суды

В соответствии с п. 3 ст. 4 ФКЗ РФ “О судебной системе Рос-сийской Федерации” в систему федеральных судов общей юрис-дикции входят также военные суды. В соответствии с п. 4 ст. 13 указанного Закона судьи военных судов назначаются на долж-ность Президентом РФ по представлению Председателя Верхов-ного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов. Председатели военных судов и их за-местители назначаются на должность Президентом РФ по пред-ставлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 22 “Военные суды” указанного За-кона военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военно-административное деление РФ урегулировано Указом Президента РФ от 27.07.1998 г. № 900 “О военно-административном делении Российской Федерации”. В соответствии с данным подзаконным нормативным актом на территории РФ семь военных округов и одна самостоятельная военно-административная единица, не входящая в состав воен-ных округов -- Калининградский особый район в администра-тивных границах Калининградской области. Указом Президента РФ от 27.07.1998 г. № 901 утверждено Положение о военном округе Вооруженных Сил РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 22 ФКЗ РФ “О судебной системе Российской Федерации” военные суды рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Пункт 3 ст. 22 указанного Закона является бланкетной нор-мой, определяющей, что полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливается федеральным кон-ституционным законом. Такой закон принят. Это ФКЗ РФ от 09.06.1999 г. “О воен-ных судах Российской Федерации”. Военные суды РФ входят в судебную систему РФ, являются федераль-ными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служ-ба. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Воору-женных Сил РФ, других войск, воинских формирований и ор-ганов. Военные суды располагаются в открытых для свобод-ного доступа местах. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количест-во военных судов и численность судей военных судов устанав-ливаются Верховным Судом РФ. Особенности организации и деятельности военных судов в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными консти-туционными законами.

В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоци-руются за пределами территории РФ, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено ме-ждународным договором РФ.

Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой дислоцируют-ся воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Окружной (флот-ский) военный суд образуется в составе председателя, его замес-тителей, а также других судей. В окружном (флотском) военном суде может быть образована должность первого заместителя председателя. В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

Окружной (флотский) военный суд:

- рассматривает в первой инстанции гражданские дела, свя-занные с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизнен-ного лишения свободы или смертной казни;

- рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу;

- рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных су-дов, вступившие в силу, а также на определения и поста-новления, принятые окружным (флотским) военным су-дом во второй инстанции;

- рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельст-вам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу.

Окружной (флотский) военный суд:

- в первой инстанции рассматривает дела, отнесенные к его подсудности, в следующем составе: гражданские и адми-нистративные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей; уголовные дела рас-сматривают коллегия, состоящая из трех судей, либо су-дья и коллегия присяжных заседателей, либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей;

- рассматривает жалобы и протесты на решения гарнизон-ных военных судов об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища, на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими реше-ния коллегией, состоящей из трех судей;

- рассматривает на заседаниях президиума дела по протес-там на решения, приговоры, определения и постановле-ния гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окруж-ным (флотским) военным судом во второй инстанции. Президиум окружного (флотского) военного суда действует в составе председателя, его заместителей, заместителей председа-теля -- председателей судебных коллегий и судебных составов.

Военная коллегия Верховного Суда РФ состоит из председателя, его заместителей и судей Верховного Суда Российской Федерации. Компетенция должностных лиц Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов определены ст. 11, 12, 19, 29, 24, 25 Закона о военных судах. Председатель Военной коллегии является заместителем Председателя Верховного Суда РФ. Он назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Председатель Военной коллегии обладает процессуальными полномочиями. В частности, он вправе приносить протесты в Президиум Верховного Суда РФ на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, вступившие в силу, приносить протесты в Военную коллегию и президиумы окружных (флотских) военных судов на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу, участвовать в рассмотрении дел Военной коллегией и председательствовать в судебных заседания.

Статус военных судов и Военной коллегии Верховного Суда РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом о судебной системе, Законом о статусе судей, Законом о военных судах. Судья военного суда пользуется всеми гарантиями независимости судьи и правами, которыми Закон о статусе судей наделяет любого судью. Статья 26 Закона о военных судах, учитывая особенности военной службы, предусматривает особенности правового положения судей военных судов, обусловленные тем, что они пребывают на действительной военной службе, имеют офицерские звания.

Материальное обеспечение судей военных судов имеет ряд особенностей, о чем говорится в ст. 29 Закона о военных судах. Денежное содержание судьям военных судов и Военной коллегии выплачивается по основаниям и в размерах, которые установлены для судей федеральным законом. Им выплачиваются также оклады по воинским званиям по основаниям и в размерах, которые установлены для военнослужащего федеральным законом.

Финансирование военных судов и Военной коллегии Верховного Суда РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета соответственно Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Верховным Судом РФ на основании Закона о судебной системе, а также Закона о военных судах. Организационное обеспечение деятельности Военной коллегии осуществляется аппаратом Верховного Суда РФ, а военных судов - Судебным департаментом. В военное время и при введении чрезвычайного положения порядок финансирования и обеспечения деятельности военных судов определяется соответствующим и федеральными законами.

Федеральные арбитражные суды

Экономическая реформа, развитие рыночных отношений, отказ от административно - командной системы управления экономикой создали объективные условия для замены государственного арбитража системой арбитражных судов. Конституция закрепляет арбитражный суд как орган правосудия, осуществляющий судебную власть наряду с судами общей юрисдикции. В отличие от государственного арбитража, арбитражный суд не вмешивается в деятельность сторон, осуществляя правосудие на основе принципов состязательности, диспозитивности и гласности.

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти. Систему арбитражных судов РФ возглавляет Высший Арбитражный Суд РФ, который наряду с Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ относится к высшим органам судебной системы России.

Система и состав арбитражных судов, порядок их образования, основные принципы деятельности и функции отдельных звеньев системы арбитражных судов определены Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589.. Статус судей арбитражных судов, порядок их назначения установлены также Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации", действующим в редакции Федерального закона от 21 июня 1995 г СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2399. Закон "Об арбитражных судах" закрепил трехзвенную систему, состоящую из Высшего Арбитражного Суда РФ; 10 федеральных арбитражных судов округов; арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражных судов субъектов РФ). Последние - это суды первой инстанции, т.е. принимают по существу первое решение по делу. В то же время судом первой инстанции является и Высший Арбитражный Суд, рассматривающий по существу дела, отнесенные к его компетенции. Арбитражные суды субъектов РФ одновременно являются и апелляционной инстанцией. Федеральные арбитражные суды округов - это суды кассационной инстанции. Надзорной же инстанцией является Высший Арбитражный Суд РФ.

Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам, процедура судебного разбирательства и принятия решений, порядок и основания их обжалования определены АПК.

Основные принципы деятельности арбитражных судов, сама процедура судебного разбирательства во многом совпадают с гражданским процессом, применяемым судами общей юрисдикции. Как и суды общей юрисдикции, арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских, административных и иных правоотношений. В АПК такие споры названы экономическими.

К компетенции арбитражных судов отнесены споры с участием юридических лиц (организаций), а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя. Эти споры возникают, как правило, в предпринимательской сфере и тесно связаны с экономикой. Специфика таких споров, обусловленная субъектным составом участников арбитражного судопроизводства и характером правоотношений, из которых возникают споры, порождает потребность в существовании наряду с судами общей юрисдикции арбитражных судов, определяет особенности арбитражного судопроизводства.

Наряду с экономическими (имущественными) спорами из гражданских правоотношений, арбитражные суды разрешают споры в сфере управления, вытекающие из административных правоотношений. Возможность опротестовать в арбитражный суд неправомерные акты государственных органов и органов местного самоуправления - важное правомочие предпринимателей; осуществление же контроля за законностью актов государственных органов и органов местного самоуправления, признание недействительными незаконных актов, ущемляющих права и интересы организаций и граждан - предпринимателей, - проявление судебной власти.

Таким образом, арбитражные суды рассматривают разные категории споров: экономические (имущественные) споры из гражданских правоотношений, споры в сфере управления, т.е. вытекающие из административных и иных правоотношений; дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан - индивидуальных предпринимателей, о защите чести, достоинства и деловой репутации и др.

В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят: Пленум; Президиум; Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В каждой коллегии формируются судебные составы, возглавляемые председателем.

При Высшем Арбитражном Суде действует Совет председателей арбитражных судов и Научно - консультативный совет. Совет председателей судов, являясь совещательным органом, рассматривает важные для всей системы судов вопросы, связанные с их организационной, кадровой и финансовой деятельностью.

Полномочия Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда определены Законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Пленум действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, его заместителей и судей этого Суда. Президиум состоит из Председателя Суда, его заместителей и председателей судебных составов.

Пленум наделен большими полномочиями. Он утверждает членов судебных составов, место пребывания федеральных арбитражных судов округов, регламент арбитражных судов, а также решает другие важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов. Однако главное значение имеют полномочия Пленума, связанные с рассмотрением материалов изучения и обобщения практики применения законов и иных правовых актов, представляемых арбитражными судами, с подготовкой и дачей разъяснений по вопросам судебной практики.

Основные полномочия Президиума Высшего Арбитражного Суда - рассмотрение конкретных дел в порядке надзора по протестам на решения, вступившие в законную силу, если они уже были обжалованы в апелляционном и (или) кассационном порядке.

Президиум рассматривает также отдельные вопросы судебно-арбитражной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды РФ.

В соответствии с Конституцией Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом. К его компетенции как суда первой инстанции отнесены лишь две категории дел: 1) дела о признании недействительными ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы РФ, Правительства РФ в случаях несоответствия их закону и нарушения прав и законных интересов организаций и граждан; 2) экономические споры между Российской Федерации и ее субъектами, а также споры между субъектами Федерации (ст. 10 Закона об арбитражных судах).

Как и остальные звенья системы арбитражных судов, Высший Арбитражный Суд вправе обращаться в Конституционный суд РФ с просьбами о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, примененных или подлежащих применению в деле, рассматриваемом им по любой инстанции.

Одним из его важнейших правомочий является дача разъяснений по вопросам судебной практики. Разъяснения Высшего Арбитражного Суда, даваемые в порядке судебного толкования по вопросам применения законодательства, закрепляют условия применения законодательных и иных правовых актов и способствуют уяснению их смысла. Такие разъяснения принимаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда и обязательны для всей системы арбитражных судов в РФ. Обязательность разъяснений в виде постановлений Пленума призвана обеспечить единство правоприменительной судебно-арбитражной практики всех арбитражных судов Российской Федерации.

Другим средством обеспечения единства судебно-арбитражной практики является судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, осуществляемый Высшим Арбитражным Судом РФ как надзорной инстанцией. Дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты всех арбитражных судов в РФ рассматривает Президиум Высшего Арбитражного Суда. Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда по отдельным делам также оказывают влияние на судебно-арбитражную практику в силу авторитета судебных актов высшего арбитражного органа, принимающего постановления в порядке надзора.

Хотя Высший Арбитражный Суд и рассматривает наиболее важные споры как суд первой инстанции, основной его функцией является обобщение и направление судебно - арбитражной практики, обеспечение ее единообразия путем дачи обязательных разъяснений и осуществления надзора за судебной деятельностью в процессуальных формах.

Закрепленное в ст. 127 Конституции требование осуществлять судебный надзор в процессуальных формах исключает возможность вмешательства Высшего Арбитражного Суда в деятельность арбитражных судов в иных формах.

Конституционный Суд Российской Федерации

Конституцией РФ 1993 г. (п. 1 ст. 1) продекларирован курс на построение правового государства в РФ, что предполагает разделение государственной власти на три самостоятельных ветви власти. Паритетное (равное) сосуществование этих ветвей власти призван обеспечить судебный конститу-ционный контроль. Опыт построения правовых государств показывает, что судебный конституцион-ный контроль с наибольшей эффективностью может быть обес-печен специально предназначенным органом судебного консти-туционного контроля -- Конституционным судом, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В СССР, правопреемником которого является РФ, Конституционный суд был впервые учрежден в 1989 г. Так, в соответствии с Законом СССР от 23.12.1989 г. “О конституционном надзоре в СССР” в целях “обеспечения соот-ветствия актов государственных органов и общественных органи-заций Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик, охраны конституционных прав и свобод личности, прав народов СССР, демократических основ советского общест-ва” был учрежден Комитет конституционного надзора СССР”. Во время распада СССР с целью обеспечения верховенства Конституции РСФСР в РСФСР был учрежден Конституционный Суд РСФСР. Про-цесс его учреждения оказался настолько сложным, что потребо-валось фактически две самостоятельных редакции Закона РСФСР от 06.05.1991 г. “О Конституционном Суде РСФСР”. В связи с принятием Конституции РФ 1993 г. и в соответст-вии с Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288 “О мерах по приведению законодательства Российской федерации в соот-ветствие с Конституцией РФ” выше ука-занный Закон утратил силу и, соответственно, прекратил суще-ствование Конституционный Суд РСФСР. Конституционное право. Энциклопедический словарь. М. 2004, ООО «Риона - информация» /Электронная версия В настоящее время в России действует Конституционный Суд РФ, учрежденный в 1994 г. Его полномочия, порядок образования и деятельности определены Конституцией РФ (ст. .125) и ФКЗ РФ от 12.07.1994г. “О Кон-ституционном Суде РФ”, СЗ РФ 1994 № 13 ст. 1447 полномочия, состав Конституционного Суда РФ закреплены также в ст. 18 ФКЗ РФ от 26.12.1996 г. “О судебной системе РФ”. Конституцион-ный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осу-ществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный суд состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации тайным голосованием по представлению Президента Российской Федерации назначенным на должность судьи считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. К принципам конституционного судопроизводства Закон "О Конституционном Суде" относит также устность разбирательства (ст. 32), непрерывность судебного заседания (ст. 34). Своеобразие конституционного судопроизводства накладывает свой отпечаток на перечень и содержание его принципов: среди них нет указаний на законность, принцип презумпции невиновности, право на защиту, участие представителей народа и другие принципы правосудия. Это объясняется тем, что Конституционный Суд не осуществляет правосудие по конкретным уголовным и гражданским делам. Функция осуществления конституционного контроля исключает участие в судопроизводстве обвиняемых, подсудимых, их защитников, истцов и ответчиков. Гражданин может принимать участие в конституционном судопроизводстве в ограниченных случаях, когда он поддерживает жалобу на то, что по его конкретному делу, рассматриваемому в соответствующем суде, применен или может быть применен закон, противоречащий Конституции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 Современные рефераты