Рефераты

Теоретические аспекты судебных актов в гражданском праве

p align="left">Невозможно, да это и нецелесообразно, уничтожить институт принудительного исполнения как функцию судебной власти. Поэтому и вынуждены как компромисс оставлять отдельные контрольные функции в гражданском и арбитражном процессе.

Сосредоточив весь цикл от принятия заявления об определенных требованиях до приведения в реальное исполнение предписаний судебной власти, изложенных в судебном акте, судебная власть тем самым станет полностью способной осуществлять высший уровень защиты прав и свобод граждан, установленный и гарантированный Конституцией РФ. Имея полный комплект процедур действия и воздействия, закрепленных только за ней в порядке реализации ее государственной функции, судебная власть получит наконец и возможность заниматься реализацией актов судебной власти, брать и нести полную ответственность за принимаемые судебные решения, не деля эту ответственность с другими ветвями власти.

Судебной процедуре придается исключительное значение, поскольку она рассматривается в качестве гарантии справедливого разбирательства дела, правильного его разрешения и реального исполнения предписаний, изложенных в судебных актах.

2.3 Проблемы исполнения судебных актов

Исполнительное производство как система принудительного исполнения юрисдикционных актов действует в России достаточно длительное время.

Своей непосредственной целью, но имеет принудительное исполнение судебных актов и актов других органов уполномоченных возлагать на граждан, юридических лиц и государство те или иные обязанности.

Другая цель исполнительного производства - обеспечение реального восстановления нарушенных или оспариваемых прав или охраняемых законом интересов, подтвержденных судебным актом, посредством принудительной его реанимации.

В соответствии с положениями Федерального Закона «Об исполнительном производстве» в течение 3 дневного срока со дня поступления исполнительного документа в службу судебных приставов-исполнителей судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему исполнительного документа (имеется ряд исключений: когда требования исполнительного документа подлежат исполнению немедленно: о взыскании алиментов, заработной платы, восстановления на работе, другие в соответствии с федеральными законами).

В соответствии с действующим законодательством РФ вопросы исполнения судебных актов отнесены к ведению двух ведомств: по гражданским делам - Федеральной Службе судебных приставов, по уголовным - Федеральной службе исполнения наказаний.

За судебными органами закреплены функции:

- обращение вступившего в законную силу судебного акта к исполнению путем направления/выдачи исполнительного документа;

- вопросы, разрешаемые судом в порядке раздела 7 ГПК РФ-производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов (выдача исполнительного листа, его дубликата, разъяснения судебного постановления, подлежащего исполнению, отсрочка/рассрочка исполнения судебного постановления, изменение способа и порядка исполнения,

- индексация присужденных денежных сумм, рассмотрение вопросов о порядке приостановления, возобновления, прекращения исполнительного производства, поворот исполнения решения суда и т.п.)

- кроме того, суды рассматривают жалобы на действия (бездействия) судебных приставов-исполнителей в соответствии со ст.441 ГПК РФ.

В соответствии с Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ 29.04.2003 (п.п.9.2.28-9.2.36)уголовное дело считается законченным и подлежит сдаче в архив суда после обращения приговора/постановления к исполнению во всех его частях: основное и дополнительное наказание, материальные взыскания; гражданское дело (по которому иск удовлетворен) - после передачи (направления) исполнительных документов подразделению судебных приставов либо взыскателю.

Вместе с тем, согласно практике Европейского суда по правам человека, «исполнение судебного решения является неотъемлемой частью судебного разбирательства».

В 2002 году Европейским Судом по правам человека была признана вина России в нарушении права на справедливое судебное разбирательство, неотъемлемой частью которого является исполнение решения суда, и права на беспрепятственное пользование своей собственностью. Причем, на ответчика, российское Правительство, была возложена санкция в виде компенсации причиненных убытков неисполнением своевременно судебного акта в размере, намного превышающем сумму задолженности, что не исключало первоначальной обязанности произвести оплату по решению национального суда в возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа государственной власти, должностного лица. Европейский Суд в Постановлении «Бурдов против России» указал на то, что «отсутствие денежных средств не является для властей государства оправданием для неисполнения решения суда».

Аналогичная позиция была высказана Конституционным судом РФ в Постановлении от 25.01.2001 года №1-П «неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки, что предполагает необходимость справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права.

Таким образом, право на эффективно средство правовой защиты -одно из основных прав человека и именно суд является органом, осуществляющим реализацию гарантированных государством прав и свобод, защищает граждан от имени государства от любых посягательств и нарушений.

На сегодняшний день доля граждан, доверяющих органам правосудия, составляет 19%. Чем же объясняется столь низкий авторитет судебной власти в глазах россиян? Изучение оснований такого положения дел показало, что одним из ключевых признаков является низкий процент реального приведения в исполнение судебных решений, что в свою очередь дискредитирует судебные процедуры разрешения споров, заменяет их другими процедурами, нередко с привлечением криминальных структур в качестве своеобразных «судебных исполнителей».

В 2005 году по решениям Европейского Суда выплачено истцам 15 684074 рублей, за первое полугодие 2006 - 96 309 рублей. За десять месяцев 2006 года на рассмотрение судебных приставов РФ поступило 11 запросов, связанных с обращениями граждан РФ в Европейский Суд. Основными причинами обращений является неисполнение решений судов о предоставлении жилья муниципальными образованиями, о неисполнении решений судов из казны Российской Федерации.

По общему правилу исполнительного производства к должнику, добровольно не исполняющему решение суда службой судебных приставов, согласно закону РФ «Об исполнительном производстве», могут быть применены принудительные меры изъятия имущества.

Судебный пристав -исполнитель в обеспечение исполнения судебного постановления в праве произвести опись имущества должника и наложить на него арест для его последующей реализации, изъять, передать на хранение и реализовать арестованное имущество; обратить взыскание на доходы должника; получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки и др. действия.

На сегодняшний день применительно к механизму принудительного исполнения судебных решений можно сказать, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих».

Не стоит забывать, что за неисполнение судебного решения на основании пунктов 1 и 3 статьи 206 АПК РФ на банк или лицо, ответственное за исполнение решения суда, может быть возложена ответственность:

«1. За неисполнение судебного акта арбитражного суда о взыскании денежных средств банком или иным кредитным учреждением, которому предъявлен исполнительный лист, на него налагается арбитражным судом штраф в размере до 50 процентов суммы, подлежащей взысканию.

2. За неисполнение указанных в исполнительном листе действий лицом, на которое возложено совершение этих действий, на это лицо налагается штраф в размере до 200 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда».

Те же меры ответственности определены статьями 85 и 86 Закона об исполнительном производстве. Кроме вышеперечисленного на основании пункта 1 статьи 87 Закона об исполнительном производстве установлены иные меры за нарушения в процессе исполнения решений судов по гражданско-правовым и налоговым делам:

«За невыполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, а равно за утрату исполнительного документа либо несвоевременное его отправление, представление недостоверных сведений о доходах и об имущественном положении должника, а также несообщение должником об увольнении с работы, о новом месте работы или месте жительства виновные граждане и должностные лица подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, а за уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава-исполнителя или к месту совершения исполнительных действий -- приводу, о чем выносится соответствующее постановление».

«Постановление судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом. Оно может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок».

Кроме того, на основании статьи 315 УК РФ:

«Злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению -- наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».

Глава 3. Судебная практика исполнения судебных актов

3.1 Ситуации исполнения судебных актов

Естественно, добровольное удовлетворение осужденным исковых требований является наиболее эффективным способом реализации судебного решения, однако в случае если должник не исполняет предписание судебного акта добровольно, к нему могут быть применены меры принудительного исполнения. Применение подобных мер, возможно, при наличии предусмотренных законом оснований Закон №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а именно: при предъявлении надлежащим образом оформленного исполнительного документа; при возбуждении исполнительного производства судебным приставом - исполнителем после истечения срока, установленного для добровольного исполнения.

Закон №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий (пункт 1 статьи 1 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из Закона «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ, Федерального закона от 02 октября 2007 г. №118-ФЗ «О судебных приставах» и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов.

Правительство Российской Федерации также может принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнительного производства (статья 3 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Производство по гражданскому иску, разрешенному с удовлетворением заявленных гражданским истцом требований, считается законченным после выдачи судом взыскателю исполнительного листа либо направления его по просьбе взыскателя для принудительного исполнения в соответствующее подразделение службы судебных приставов (статья 5 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). А дело по рассмотрению гражданского иска (в рамках уголовного судопроизводства), по которому в удовлетворении требований отказано, считается законченным после вступления в законную силу приговора суда по уголовному делу.

Контроль за обращением судебных актов к исполнению осуществляется судьей, под председательством которого рассмотрено дело. Порядок контроля за обращением к исполнению приговоров и решений суда устанавливается тем же судьей.

По общему правилу, приговор, решения, определения или постановления суда обращаются к исполнению после вступления их в законную силу, за исключением случаев, когда законом предусмотрено их немедленное исполнение.

По просьбе гражданского истца суд может обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление в его исполнении может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Но такая просьба должна быть заявлена в ходатайстве гражданского истца еще в ходе судебного разбирательства.

Содержание исполнительных документов (оформляются уполномоченными на то сотрудниками суда), передаваемых (направляемых) по назначению, должно соответствовать требованиям статьи 13 Закона №229 ФЗ «Об исполнительном производстве». Направляемые на исполнение копии приговоров и иных судебных актов, а также выдаваемые судом исполнительные документы заверяются подписями судьи, либо секретаря суда, а также гербовой печатью суда. В отношении гражданских ответчиков (осужденного и должников - юридических лиц) - указываются известные по делу местонахождение органа юридического лица, наименование банковских учреждений, являющихся хранителями их денежных средств, и номера расчетных счетов в них.

При выдаче исполнительных документов на взыскание ущерба от преступлений в них должны быть указаны дополнительные сведения о квалификации общественно опасных деяний должника.

По каждому решению выдается только один исполнительный лист. Однако если решение принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, суд по просьбе взыскателя в соответствии со статьей 429 ГПК РФ выписывает несколько исполнительных документов с точным указанием места исполнения решения либо той его части, которая по данному документу подлежит исполнению. При солидарной ответственности должников исполнительные документы выписываются соответственно числу солидарных должников.

Суд не вправе отказать в просьбе взыскателя о направлении исполнительного документа для исполнения непосредственно судом. В обычных случаях исполнительный документ высылается взыскателю путем заказного отправления либо (при личной явке взыскателя в суд) этот документ выдается ему под расписку.

Вступившие в законную силу судебные постановления судов по гражданским делам обращаются к исполнению отделом делопроизводства суда путем выдачи исполнительного документа взыскателю или по его просьбе - передачи (направления) судебному приставу-исполнителю по месту работы, месту жительства или нахождения осужденного лица либо по месту нахождения имущества, если должником является юридическое лицо (статья 33 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном судопроизводстве»).

Исполнительные документы, непосредственно обращаемые судом к исполнению, в зависимости от места исполнения передаются в соответствующее подразделение судебных приставов в пределах данного населенного пункта либо в подразделение судебных приставов другого населенного пункта. При обращении к исполнению взыскатель извещается судом о передаче исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Суд, принявший решение о конфискации имущества, полученного в результате преступных действий либо нажитого преступным путем, после вступления этого решения в законную силу направляет судебному приставу-исполнителю по месту нахождения имущества (имущества арестованного в ходе уголовного, а том числе судебного разбирательства) исполнительный лист, копию описи имущества и копию приговора для исполнения, о чем извещает соответствующий финансовый орган. Конфискации подлежит имущество осужденного, включенное в опись. Споры о принадлежности имущества, подлежащего конфискации, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Законодатель, не называя сроков (в данном случае речь идет, в первую очередь, об интересах государства), требует от судебного пристава-исполнителя (получившего судебный акт о конфискации имущества, копию описи имущества, приговор) немедленного реагирования. Судебный пристав-исполнитель обязан проверить наличие имущества, указанного в описи; описанные предметы, деньги и иные ценности - передать на хранение, а при необходимости опломбировать и опечатать место хранения; принять необходимые меры по сохранению имущества, указанного в описи. Опись имущества, составленная судебным приставом-исполнителем, утверждается судьей.

Порядок передачи конфискованного имущества осужденного финансовым органам устанавливается Правительством Российской Федерации.

1. В целях создания единой системы реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства, и обеспечения эффективного государственного контроля за процессом его реализации Правительство Российской Федерации, Российский фонд федерального имущества наделен функциями специализированной организации по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по распоряжению и реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Российский фонд федерального имущества, осуществляющий реализацию имущества, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, имеет право на основании договоров привлекать к реализации имущества отобранных им на конкурсной основе юридических и физических лиц.

Российский фонд федерального имущества в целях обеспечения сохранности имущества, возмещения убытков в случае его утраты (гибели), недостачи или повреждения обязан обеспечить при необходимости страхование имущества, передаваемого Фонду на реализацию (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2002 года №260 «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства».

2. «Положение о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества» (смотрите Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 1998 года №723 «Об утверждении положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества») устанавливает порядок и условия хранения имущества, арестованного и изъятого судебным приставом-исполнителем при принудительном исполнении судебных актов судов общей юрисдикции, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

В отношении претензий, подлежащих удовлетворению за счет конфискованного имущества осужденного, государство отвечает в пределах актива. Удовлетворение всех предъявленных к осужденному требований за счет конфискованного имущества производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ситуация, когда все похищенное имущество (обнаруженное и арестованное на стадии уголовного судопроизводства), возвращено владельцу (организации - потерпевшей стороне) - подходит к разряду «идеальных».

А теперь о типичных ситуациях, когда исполнительное производство возбуждается по обращению самой организации (потерпевшей стороной).

Обращаться необходимо в районное подразделение службы судебных приставов по месту нахождения должника. При этом немаловажно знать о существовании срока (пропуск которого нежелателен) обращения к судебным приставам - исполнителям. Исполнительные листы, выдаваемые на основании приговора суда, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта (приговора) в законную силу, а в случаях, когда судебный акт подлежит немедленному исполнению, - со следующего дня после дня вынесения приговора (статья 15 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Исполнительные документы о взыскании периодических платежей (например, по возмещению вреда, причиненного здоровью, и некоторые другие) сохраняют силу на все время, на которое присуждены платежи. В данных случаях сроки предъявления исполнительных документов к исполнению исчисляются для каждого платежа в отдельности (статья 15 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Обращение к судебным приставам оформляется заявлением (бланк заявления предоставляется службой судебных приставов) с просьбой принять к исполнению решение суда.

Судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от взыскателя и в трехдневный срок (если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению) возбудить исполнительное производство (пункты 1 и 2 стать 30 Закона №2299-ФЗ «Об исполнительном судопроизводстве»). Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю.

Исполнительные действия судебным приставом-исполнителем должны быть совершены, а также требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены - в двухмесячный срок со дня поступления исполнительного документа (статья 15 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Мерами принудительного исполнения могут быть, например:

- обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество (должника) и его реализация;

- обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;

- обращение взыскания на денежные средства и иное имущество (иностранная валюта, ценные бумаги, акции и другое), принадлежащее должнику, но находящееся у других лиц (граждан или организаций - юридических лиц);

- изъятие у должника и передача взыскателю (организации - потерпевшей стороне) определенных предметов, указанных в исполнительном листе;

- иные меры, предпринимаемые в соответствии с федеральными законами, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.

Согласно Закону №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебные приставы должны взыскать причитающееся по исполнительному листу. А если усилия судебного пристава оказались безрезультатными и денежные средства не поступили на счет организации, то работа службы судебных приставов должна быть продолжена. Такой вывод следует из сложившейся судебной практики - смотрите, например, Постановление ФАС Уральского округа от 2 октября 2003 года №Ф09-2793/03-ГК (извлечение):

В жизни, к сожалению, приходится встречаться с фактами волокиты и недобросовестности со стороны должностных лиц органов власти, осуществляющих «государственные услуги». В таких случаях организация - взыскатель вправе обжаловать действия (бездействия) судебных приставов «в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя». Законодатель на обжалование действия (бездействия или отказа в совершении действия) судебного пристава предоставил 10 дней. Добавим лишь, что если организацию не уведомляли о предстоящем действии или об отказе совершить какое-либо законное действие, течение срока, начинается с даты, когда взыскателю стало об этом известно.

Пример из практики:

31.08.1999г на основании решения Свердловского районного суда о взыскании со Спиридонова в пользу Бондарчука! 2 444,1 (57 рублей был выпущен исполнительный лист.

8.09.1999 судебным приставом исполнителем было возбуждено исполнительное производство и 22.03.2002 года составлен акт о невозможности взыскания (по указанному в исполнительном листе адресу ответчик не проживает, имущества не имеет).

Кроме того, 1.04.2002 года в Свердловский районный суд поступает заявление судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства в отношении должника Спиридонова по тем основаниям, что имеется вступившее в законную силу решение суда от 7.12.2000г о признании ответчика Спиридонова безвестно отсутствующим.

23.04.2002 года Свердловским районным судом вынесено определение о прекращении исполнительного производства в отношении должника Спиридонова, судебным приставом исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства.

29.04.2002 года истец Бондарчук на определение суда о прекращении исполнительного производства подает частную жалобу, в которой указывает, что работа судебного пристава исполнителя не может быть признана полной и всесторонней. Должностным лицом не выяснялся ряд вопросов, в частности: имеет ли должник какое-либо имущество на праве собственности, вклады в коммерческих банках, накопительную часть пенсии в Пенсионном фонде, заключались ли им договоры страхования, имеется ли наследство. Кроме того, истец-взыскатель указывает, что по имеющимся у него сведениям у должника на праве собственности имеется квартира, остались правопреемники, способные нести ответственность по долгам должника.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского областного суда, проверив материалы дела и запрошенное исполнительное производство, согласилась с доводами истца, и 30.05.2002 отменила определение Свердловского районного суда о прекращении исполнительного производства.

В дальнейшем судом было отказано судебному приставу исполнителю о прекращении исполнительного производства № 21-351, определением судебной коллегии по гражданским делам частная жалоба судебного пристава-исполнителя на данное определение была оставлена без удовлетворения.

Далее в материалах дела имеется несколько жалоб взыскателя, направленные им в адрес Главного судебного пристава-исполнителя Пермской области в связи с бездействием судебного пристава-исполнителя, в производстве которого находится его исполнительный лист.

В результате активных и поступательных действий заинтересованного лица согласно квитанции № АА 3063736 должником (признанным безвестно отсутствующим) 1Л0.2002г в счет погашения долга на счет подразделения ССП №7г. Перми переведена вся сумма,

указанная в исполнительном документе, которую судебный пристав-исполнитель перевел на счет взыскателя.

Следует отметить, что 9.04.2003 года истцом было подано заявление о взыскании с должника сумм индексации в связи с длительным неисполнением судебного решения. Данное заявление было судом удовлетворено 9.04.2003, взыскано в пользу Бондарчука индексация в размере 1821,81 рублей, реальное исполнение соответствующего судебного акта состоялось согласно платежному поручению №25 04.08.2003г.

Таким образом, срок исполнения судебного решения по данному делу затянулся для взыскателя на долгие 4 года!

Имеются реальные проблемы и с исполнением судебных решений, в соответствии с которыми должником является государственный орган.

Еще свежи в памяти событии, когда в течение 2001-2003г.г. в Свердловский районный суд г. Перми поступило свыше 26 тысяч исков пенсионеров к отделению Пенсионного фонда РФ по Пермской области о взыскании убытков (индексации), связанных с несвоевременной выплатой пенсий в 1998-1999годах. Как правило, все исковые заявления данного характера судом удовлетворялись. (В 2001 году Свердловским районным судом было рассмотрено 2 тыс. 54 таких исков; в 2002 году 9_900; в 2003 - 8 тысяч 757).

Однако" не все истцы имели возможность получить причитающиеся «по суду» денежные средства.

Так, с июля по декабрь 2006 года в Свердловский районный суд поступило свыше 600 заявлений судебных приставов-исполнителей о прекращении исполнительного производства в связи со смертью взыскателей.

Например: На основании решения Свердловского районного суда от 18.05.02 был выпушен исполнительный лист о взыскании с Пенсионного фонда РФ по Пермской области в пользу Волеговой И.Д. 306 рублей.

15.12.2003 года было возбуждено исполнительное производство, согласно материалам дела 3.05.2005 года истица умирает, в этой связи исполнительное производство на основании решения суда было прекращено в связи со смертью взыскателя.

Другой пример: исполнительное производство о взыскании с Пенсионного Фонда в пользу Вшивкова Г.Ф. сумм индексации было возбуждено 30.01.2004, в течение 8 месяцев данное судебное решение не исполнялось, и 28.09.2004 года в связи со смертью взыскателя исполнительное производство было прекращено.

Только за октябрь 2006 года судьей Свердловского районного суда С.Ю. Муратовой по данным основаниям было прекращено 300 таких исполнительных производств.

Причиной высокого уровня неисполнения данных судебных решений явилось отсутствие средств в бюджетах соответствующих уровней, а также отсутствие методики планирования расходов госаппаратом. Взыскатели бюджетных средств были лишены возможности эффективного своевременного исполнения судебного решения в свою пользу, тогда как требования судебного пристава-исполнителя обязательны для исполнения всеми без исключения, в том числе должностными лицами и органами власти, за незаконные действия которых ответственность несет государство за счет средств федерального бюджета.

Возникают проблемы и приведения в исполнение судебных решений на территории иностранных государств, чаще всего это касается решений о взыскании алиментов. До настоящего времени не исполнен судебный приказ от 22.04.1998года Свердловского районного суда о взыскании алиментов с Азова А.С., выехавшего на постоянное место жительства в Грецию. В материалах дела имеется акт о невозможности взыскания и о прекращении розыска, так как согласно полученному 21.04.2005года ответу из Министерства Юстиции Греческой республики по сообщению Прокуратуры судов 1 инстанции г.Солоники «должник Азов А.С. по указанному в судебных документах адресу не проживает, установить его место нахождение невозможно, приобретал ли он гражданство Греции неизвестно».

Достаточно проблем и с реальным исполнением приговоров по уголовным делам, в соответствии с которыми потерпевшим возмещен моральный либо материальный вред. На выборку в Кировском районном суде г. Перми было изучено 24 уголовных дела, где потерпевшим от преступлений гражданам были взысканы суммы в возмещение материального ущерба либо морального вреда. Все дела в соответствии с требованиями Инструкции по судебному делопроизводству списаны в архив как оконченные производством (исполнительные листы по всем делам направлены в соответствующую службу судебных приставов), самый ранний приговор по данным делам вступил в законную силу в 2005 году. Вместе с тем, только в материалах 14 уголовных дел имеются исполнительные листы, где проставлены отметки о реальном их исполнении.

12 декабря 2006 года в Уфе по вопросу исполнения судебных решений состоялось заседание Совета при Полномочном представителе Президента РФ в Приволжском Федеральном округе, где прозвучало, что на 1 октября 2006 года в Приволжском федеральном округе насчитывалось 6522 неисполненных судебных решений более чем на 1 274 326 тысяч рублей.

В соответствии с целевыми индикаторами и показателями Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы при успешной реализации намеченных мероприятий в 2007 году прогнозируется увеличить процент доверия граждан к правосудию с 19 до 27, и к 2011 году довести этот показатель до 50%; повысить процент исполненных судебных актов с 52% в 2006 году до 56% в 2007 году, к 2011 году такой показатель должен составить 80%.

В этой связи потребуются дополнительные меры по совершенствованию всего комплекса законодательных, организационных, экономических и других мер, которые должны обеспечивать безусловное исполнение судебных актов и актов других органов. Необходимо максимально повысить активность органов прокуратуры при выполнении ими функций надзора за исполнением законодательства, регламентирующего исполнительное производство, разработать четкое правовое регулирование и установить систему единых подходов к вопросам ответственности приставов за ущерб, причиненный надлежащим исполнением судебного решения. Есть предложения внести изменения в ГПК и УПК РФ в части расширения рамок контроля судов за деятельностью судебных приставов-исполнителей в части исполнения судебного решения, с применением к ним в особых случаях соответствующих санкций. Не исключено, что в ближайшем будущем в России появятся частные судебные приставы, которые за приличный процент будут разыскивать должников и исполнять практически любое решение суда, как это осуществляется во многих странах Европы.

Таким образом, можно отметить, что в продуктивной работе судебного пристава-исполнителя будет способствовать его согласие принять посильную помощь организации (представителя организации) в осуществлении мероприятий по принудительному исполнению взысканий. Попытайтесь наладить контакт с судебным приставом (поделитесь имеющейся информацией о предполагаемом наличии и местонахождении имущества должника, предоставьте в необходимых случаях транспорт, наконец). Предоставление судебному приставу транспорта для выезда, связанного с осуществлением мер по взысканию имущества, предполагает, кстати, и участие представителя организации в этих мероприятиях. Таким образом, вы будете в курсе проводимого мероприятия и его результатов.

Заключение

Судебные акты как правоприменительные акты обычно носят индивидуальный характер, являются процессуальными актами-документами.

Специфические черты судебных актов, отличающие их от других актов правоприменения, можно подразделить на две группы: специфические черты судебных актов как процессуальных актов-документов и специфические черты, присущие судебным актам как юридическим фактам.

Для судебных актов как процессуальных документов характерно:

1) подробное регулирование процедуры вынесения;

2) детальная регламентация формы и содержания;

3) особый порядок проверки и отмены;

4) вступление в законную силу;

5) особый порядок исполнения;

6) трансграничное действие.

Судебные акты как юридические факты являются частью фактических составов, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение материальных и процессуальных правоотношений.

Анализируя правовую природу судебных актов, доказывается ее прецедентно-правоприменительный характер. Такая природа характерна для судебных актов, выносимых как в рамках правосудия, так и в рамках функции судебного управления.

Отнесение судебных актов к общему институту, существующему как в системе гражданского процессуального возможно в силу следующих причин:

1) судебные акты -- неотъемлемое звено правоприменительного процесса. Вынесением судебного акта заканчивается не только рассмотрение и разрешение по существу материально-правового спора, но и разрешение процессуальных вопросов, сопровождающих деятельность по осуществлению правосудия;

2) судебные акты не только завершают рассмотрение дела в рамках отдельного правоприменительного цикла, но и являются связующим звеном между различными стадиями в правоприменительном цикле;

3) действующее гражданское процессуальное законодательство предусматривают для каждого правоприменительного цикла процедуру принятия судебного акта.

С учетом межотраслевого характера института судебных актов, обосновывается необходимость унификации норм, регламентирующих процедуру вынесения заключительного судебного акта в гражданском, арбитражном, уголовном и конституционном процессе, основанной на процедуре, предусмотренной гл. 20 АПК. В связи с этим предлагается внести изменения в соответствующее законодательство. Данный порядок следует взять за основу и при создании Кодекса административного судопроизводства РФ.

Учитывая общность норм, регулирующих процедуру принятия судебных актов в рамках различных судебных производств, правоприменительных циклов, предлагается ввести в общие положения ГПК РФ и АПК РФ нормы, распространяющие свое действие на все виды судебных актов в гражданском процессе.

Одна совокупность норм должна регулировать вопросы формирования судебного акта: понятие; виды; требования; структура; оглашение и направление лицам, участвующим в деле; устранения недостатков; обжалование.

Другая совокупность норм должна регулировать вопросы действия судебного акта: вступление в законную силу и его обязательность.

Указание этих требований именно в общих положениях процессуальных кодексов будет способствовать выработке единых правил, относящихся ко всем видам судебных актов в гражданском процессе.

В зависимости от реализации конечной цели правосудия предлагается выделять: 1) заключительные судебные акты, завершающие разбирательство дела в рамках отдельного судебного производства или в рамках отдельного правоприменительного цикла; 2) промежуточные судебные акты, сопровождающие всю деятельность по осуществлению правосудия, направленные на вынесение заключительного судебного акта.

Анализируя существующие в доктрине гражданского процессуального права точки зрения на сущность судебного приказа, что судебный приказ является самостоятельным видом судебных актов, в котором реализуются задачи судебной власти в гражданском процессе. Посредством судебного приказа реализуется право на судебную защиту, выражающееся в оперативном восстановлении нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В целях совершенствования института приказного производства необходимо: 1) сделать процедуру выдачи судебного приказа более доступной; 2) предусмотреть возможность принимать меры по обеспечению требований; 3) ввести правило о краткой мотивировке судебного приказа; 4) расширить основания, по которым может быть выдан судебный приказ; 5) ввести институт судебного приказа в арбитражный процесс; 6) ввести процедуру перехода из приказного производства в общеисковое.

В гражданском процессуальном праве необходимо ввести французскую модель заочного производства, которая широко применяется в гражданском процессе многих европейских государств. При такой модели суд выносит заочное решение по представленным истцом доказательствам, но ответчик «не обвиняется» за свою неявку в процесс. Это позволит сократить временные затраты, в частности, путем сокращения и упрощения порядка отмены заочного решения. В связи с этим заочное решение может быть отменено судом, его вынесшим, только при наличии обстоятельств и доказательств, которые влияют на сущность вынесенного решения.

Список литературы

1. Абросимова Е.Б. Судебная власть в РоссийскойФедерации: система и принципы. М., 2002. С. 11.

2. БВС РФ. 1996. № 1.

3. БВС РФ. 2003. № 12.

4. Вестник ВАС РФ. 2006. № 8.

5. Вестник ВАС РФ. 2004. № 1.

6. Гражданский и арбитражный процесс, нотариат, обязательственные отношения. Образцы документов с комментариями / Под ред. В.В. Яркова. М.: «Бек», 2000 (Раздел XIII). -- 0,3 п.л.

7. Гражданский и арбитражный процесс. Исполнительное производство. Обязательственные отношения. Образцы документов с комментариями / Под. ред. С.Л. Дегтярева, В.В. Яркова.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Волтерс Клувер», 2005 (Раздел XVI). -- 0,5 п.л.

8. Гражданский процесс: Учебник / Под ред. В.В. Яркова.- 6-е изд., перераб. и доп. - М.: «Волтерс Клувер», 2006 (Главы 17 (в соавторстве), 21). -- 2,5 п.л.

9. Гражданское судопроизводство: современный взгляд на проблему // Концепция развития судебной системы и системы добровольного и принудительного исполнения решений Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных, третейских судов и Европейского Суда по правам человека: Сборник научных статей. Краснодар; СПб., 2007. -- 0,5 п.л.

10. Судебный прецедент: проблемы правоприменения. М.: «Норма», 2002.- 9,24 п.л.

11. Судебные акты в механизме реализации судебной власти в гражданском и арбитражном процессе. М.: «Волтерс Клувер», 2007. -- 21,5 п.л.

12. Юридико-психологические аспекты разрешения юридических споров // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2005. № 3(27). -- 0,4 п.л.

13. Проблемы действия законной силы судебного решения при примирении сторон в исполнительном производстве // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. 2005. № 3(27)-2. -- 0,3 п.л.

14. Об использовании примирительных процедур при осуществлении правосудия по спорам частноправового характера // Арбитражный и гражданский процесс. 2006. № 3. -- 0,4 п.л.

15. Об унификации требований, предъявляемых к судебным актам в гражданском судопроизводстве // Арбитражный и гражданский процесс. 2006. № 5. --0,41 п.л.

16. Об обжаловании промежуточных определений арбитражного суда // Арбитражный и гражданский процесс. 2006. № 9. -- 0,3 п.л.

17. Устранение неполноты судебных актов в арбитражном процессе // Законодательство. 2007. № 1. -- 0,32 п.л.

18. Отражение мотивированной оценки доказательств в судебных актах арбитражного суда // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 1. -- 0,5 п.л.

19. О функциях судебной власти в современном гражданском и арбитражном процессах // Российский юридический журнал. 2007. № 1. -- 0,6 п.л.

20. О структуре механизма реализации судебной власти в гражданском и арбитражном процессах // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. № 2. -- 0,32 п.л.

21. О специфических чертах правосудия по гражданским делам: современный взгляд на проблему // Lex Russica (Научные труды МГЮА). 2007. № 2. -- С. 296-302. - 0,41 п.л.

22. Роль судебных актов гражданского и арбитражного процесса в обеспечении стабильности гражданского оборота // Закон. 2007. № 2. -- 0,43 п.л.

23. Место судебных актов в обеспечении единства судебной власти: некоторый аспект проблемы // Правоведение. 2007. № 2. -- 0,9 п.л.

24. О проблеме определения срока на кассационное обжалование определений арбитражного суда первой, апелляционной инстанций // Российский юридический журнал. 2007. № 2. -- 0,25 п.л.

25. Реализация принципа инстанционной самостоятельности судебных актов в гражданском и арбитражном процессах. // Закон. 2007. № 5. -- 0,5 п.л.

26. О совершенствовании формы судебных документов в гражданском и арбитражном процессах России // Российский судья. 2007. № 6. -- 0,35 п.л.

27. О мерах повышения культуры изложения судебных документов в гражданском и арбитражном процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. № 7. -- 0,3 п.л.

28. Пути развития приказного производства // Российская юстиция. 2007. № 7. - С. 30-33.- 0,4 п.л.

29. Современные проблемы развития института смешанной подведомственности по делам о взыскании задолженности по банковским кредитам // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 8. -- 0,44 п.л.

30. О требованиях, предъявляемых к судебному решению в гражданском и арбитражном процессе // Закон. 2007. № 11.- 0,83 п.л.

31. Правовая характеристика заочного решения // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. № 12. - 0,5 п.л.

32. О роли судебной практики при осуществлении правосудия по гражданским делам // Система гражданской юрисдикции в канун XXI века: современное состояние и перспективы развития»: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. В.В. Ярков. Екатеринбург, 2000. -- 0,8 п.л.

33. Судебный контроль как форма реализации судебной власти в гражданском процессе // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. 2001. № 1. М., 2002. -- 0,4 п.л.

34. О роли постановлений пленума Верховного Суда РФ // Защита прав и законных интересов граждан и организаций: Материалы международной научно-практической конференции. Ч. I. Краснодар, 2002. -- 0,7 п.л.

35. К вопросу об оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на решение, определение мирового судьи // Правовой Екатеринбург. 2002. № 8(126). -- 0,3 п.л.

36. Проблемы пересмотра судебных решений, определений мировых судей в апелляционном порядке // Новеллы гражданского процессуального права: материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию М.С. Шакарян. М., 2004. -- С. 185-188. - 0,3 п.л.

37. Судебный приказ как форма реализации судебной власти в гражданском процессе // Современная доктрина гражданского, арбитражного процесса и исполнительного производства. Теория и практика: Сборник научных статей. Краснодар; Санкт-Петербург: «Юридический центр Пресс», 2004. -- 0,41 п.л.

38. К вопросу о гражданской процессуальной правоспособности // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. 2004. № 3. СПб., 2005. -- 0,8 п.л.

39. О единообразии судебной практики при определении срока на подачу кассационной жалобы на определения судов первой, апелляционной инстанции (в соавторстве) // Федеральный арбитражный суд Уральского округа. Практика. Обзоры. Комментарии: Информационный журнал. 2005. № 4(24). -- 0,33 п.л.

40. Место судебной практики среди источников российского права: историографический анализ // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. 2005. № 4. СПб., 2006. -- 1,2 п.л.

41. О социальном назначении примирительных процедур в гражданском судопроизводстве // Народовластие и право в условиях формирования гражданского общества: материалы международной научной конференции. Курск. Региональный открытый Социальный институт, 30-31 марта 2006 г. Изд. РОСИ. 2006. -- 0,3 п.л.

42. Совершенствование норм о судебных актах в ГПК РФ // Проблемы иска и исковой формы защиты нарушенных прав: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 15-16 сентября 2005 г. Краснодар. КубАГУ, 2006. -- С. 63-70. - 0,45 п.л.

43. О методике преподавания спецкурса «Особенности рассмотрения гражданских дел в судах общей юрисдикции» // Проблемы преподавания дисциплин частного права: Материалы международной научно-методической конференции «Проблемы взаимодействия отраслей частного права: доктрина и методика преподавания»: Воронеж, 3-4 марта 2006 г. / Под ред. Е.И. Носыревой, О.А. Поротиковой. Воронеж: ВГУ, 2006. --0,2 п.л.

44. О согласованности норм о судебных актах в гражданском судопроизводстве // Проблемы взаимодействия отраслей частного права: Материалы международной научно-методической конференции «Проблемы взаимодействия отраслей частного права: доктрина и методика преподавания»: Воронеж, 3-4 марта 2006 года / Под ред. Е.И. Носыревой, Т.Н. Сафроновой. Воронеж: ВГУ, 2006. -- 0,61 п.л.

45. Требование мотивированности судебных актов в контексте права на справедливое судебное разбирательство // Европейская интеграция и развитие цивилистического процесса в России: Сборник научных статей. М.: РАП, 2006. -- 0,55 п.л.

46. О вынесении дополнительного судебного акта в арбитражном процессе // Федеральный арбитражный суд Уральского округа. Практика. Обзоры. Комментарии: Информационный журнал. 2006. № 2(26). -- 0,32 п.л.

47. Способ устранения неполноты судебных актов в гражданском процессе // Актуальные проблемы гражданского права и процесса: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Вып. I / Отв. ред. Д.Х. Валеев, М.Ю. Челышев. М.: Статут, 2006. -- 0,2 п.л.

48. Особенности содержания резолютивной части решения арбитражного суда первой инстанции // Федеральный арбитражный суд Уральского округа. Практика. Обзоры. Комментарии: Информационный журнал. 2006. № 4(28). -- 0,5 п.л.

49. Проблемы допустимости процессуальной формы судебных актов в гражданском и арбитражном процессе // Судебная и правоохранительная системы: проблемы и перспективы развития в современной России: Материалы V межрегиональной научно-практической конференции (10 ноября 2006 г.) / Отв. ред. М.С. Саликов. Екатеринбург, 2007. -- 0,51 п.л.

50. Об основных тенденциях развития приказного производства // Мировой судья. 2007. № 4. -- 0,4 п.л.

51. Судебные акты международного коммерческого арбитража: актуальные проблемы правовой природы и содержания, оспаривания, признания и исполнения (обзор международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 11-12 мая 2006 г.) // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. 2006. № 5. СПб., 2007. -- 0,5 п.л.

52. О порядке распределения расходов по уплате государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами в порядке главы 24 АПК РФ // Арбитражный суд Свердловской области в 2007 году. Ч. I / Под ред. проф. И.В. Решетниковой. Екатеринбург, 2007. -- 0,23 п.л.

53. К вопросу об особенностях содержания резолютивной части решения арбитражного суда первой инстанции // Арбитражный суд Свердловской области в 2007 году. Ч. I / Под ред. проф. И.В. Решетниковой. Екатеринбург, 2007. -- 0,5 п.л.

54. О некоторых проблемах правовой регламентации процедуры постановления судебных актов проверочных инстанций в гражданском и арбитражном процессе // Актуальные проблемы унификации процессуальных норм, регулирующих производство по пересмотру судебных постановлений: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. Л.В. Тумановой. Тверь, 2007. -- 0,7 п.л.

55. О частичных и промежуточных решениях в гражданском и арбитражном процессе // Гражданское судопроизводство в изменяющейся России: Междунар. науч.-практ. конф. (14-15 сентября 2007 г.): Сборник / Под ред. д.ю.н., проф. О.В. Исаенковой. Саратов, 2007. -- 0,45 п.л.

56. Современные проблемы определения правовой природы судебных актов в гражданском и арбитражном процессах // Університетські наукові записки. Часопис Хмельницького університету управління та права. 2007. № 4(24). -- 0,75 п.л.

57. О теоретико-правовых вопросах совершенствования приказного производства // Тенденции развития гражданского процессуального права России: сборник научных статей. СПб., Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс". 2008. - 0,4 п.л.

58. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу РФ / Под ред. В.В. Яркова. М.: «Бек», 2003 (Глава 21). -- 0,9 п.л.

59. Комментарий к гражданскому процессуальному кодексу РФ / Под ред. В.А. Радченко. М.: «Норма», 2003 (Главы 8-10, 29, 39). -- 3,41 п.л.

60. Кузбагаров А.Н. Примирение сторон по конфликтам частноправового характера. Автореф. дис.... докт. юрид. наук. СПб., 2006. С. 18.

61. Практикум по гражданскому процессу / Под ред. В.В. Яркова. М.: «Волтерс Клувер», 2003 (Тема 22). -- 0,2 п.л.

62. Гражданский процесс: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. 5- е изд., перераб. и доп. - М.: «Волтерс Клувер», 2004 (Глава 21). -- 1,5 п.л.

63. Комментарий к арбитражному процессуальному кодексу РФ / Под ред. В.В. Яркова. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: «Волтерс Клувер», 2004 (Глава 21). -- 1 п.л.

64. Практикум по арбитражному процессу / Под ред. С.Л. Дегтярева, В.В. Яркова. М.: «Волтерс Клувер», 2004 (Темы 4, 19 (в соавторстве)). -- 0, 3 п.л.

65. Практикум по гражданскому процессу / Под ред. А.Г. Плешанова, В.В. Яркова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Волтерс Клувер», 2005 (Тема 22). -- 0,2 п.л.

66. Практикум по арбитражному процессу / Под ред. С.Л. Дегтярева, В.В. Яркова. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: «Волтерс Клувер», 2005 (Темы 4, 19 (в соавторстве)). -- 0,3 п.л.

67. Комментарий к гражданскому процессуальному кодексу РФ / Под ред. В.А. Радченко. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: «Норма», 2006 (Главы 8-10, 29, 39). -- 4,4 п.л.

68. Комментарий к арбитражному процессуальному кодексу РФ / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: «Статут», 2007 (Глава 20). -- 5 п.л.

69. Носырева Е.И. Альтернативное разрешение споров в США. М., 2005. С. 6.

70. Рекомендации Комитета министров государствам-членам Совета Европы относительно путей облегчения доступа к правосудию от 14 мая 1981 г. R (81)7 // Российская юстиция. 1997. № 7. С. 8.

71. Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 № 583 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы на 2007--2011 годы» // СЗ РФ. 2006. № 41. Ст. 4248.

72. Малинин М. Теория гражданского процесса. Одесса, 1881. С. 17--18. Цит. по: Виноградова Е.А. Фундаментальные положения гражданского процессуального права. // Современная доктрина гражданского, арбитражного процесса и исполнительного производства. Теория и практика. Сборник научных статей. Краснодар -- СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. С. 27.

73. Лебедь К.А. Решение арбитражного суда. М., 2005. С. 16.

74. Рене Д. Основные правовые системы современности. М., 1976. С. 301.

75. Решетникова И.В. Доказательственное право в российском гражданском судопроизводстве. Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1997. С. 26; Ярков В.В. Юридические факты в механизме реализации норм гражданского процессуального права. Екатеринбург, 1992. С. 173--174; Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М., 1987. С. 189 и др.

76. Постановления Пленума ВАС РФ от 19 июня 1997 г. № 11 «О применении Арбитражного процессуального кодекса при рассмотрении дел в апелляционной инстанции» // Вестник ВАС РФ. 1997. № 12; п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 24 сентября 1999 г. № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции» // Вестник ВАС РФ. 1999. № 11.

77. Экономика и жизнь. 2006. № 43.

78. Экономика и жизнь. 2006. № 47.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты