Теория государства и права в системе общественных и юридических наук
принцип демократизма - участие народа в формировании и организации деятельности государственных органов принцип разделения властей принцип законности принцип гласности, который обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует «прозрачность» процесса функционирования чиновников принцип федерализма, который выражает единство системы государственной власти принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, кот. обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал гос. аппарата; принцип сочетания выборности и назначаемости, который выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в гос. управлении; принцип иерархичности - органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни.26.Политическаясистемаобщества:понятиеиструктураПолитическаясистемаобщества -- это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.Выделяют такие компоненты политической системы, как: полит. орг-ция общества, включающая в себя гос-во, полит. партии и движения, общ-ные орг-ции и объединения; полит. сознание, хар-ющее психологические и идеологические стороны полит. власти и политической системы;соц.-полит. и правовые нормы, регулирующие полит. жизнь общества и процесс осуществления полит. власти;политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.27.МестоирольгосударствавполитическойсистемеобществаГосударство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:выступает в качестве единственного официального представителя всего народа;является единственным носителем суверенитета;обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией (полицией), службой безопасности и т.п.);обладает, как правило, монополией на правотворчество;обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);определяет главные направления развития общества;* выполняет общесоциальные функции и т.п.Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями:может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики -- политических партий, движений, групп давления и т.п.регистрирует их соответствующими органами и привлекаеткучастию в общественных и государственных делах.может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.28.ПонятиеисущностьправаПраво -- это система общеобязательных формально определенных правил общего характера, которые устанавливаются и санкционируются государством, а также обеспечиваются гос. защитой. При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:1)то, что любое право есть, прежде всего, регулятор (формальная сторона);2)то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).Если при анализе сущности права останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнеримское и современное право Италии тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности права -- его содержательная сторона, другими словами то, чьи интересы прежде всего данный регулятор обеспечивает. Наряду с этими (основными) существует и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам.- Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал29.ПравокакрегуляторобщественныхотношенийНаиболее существенным признаком права, включенным в определение данного понятия, выступает его тесная связь с государством. Это выражается в том, что:1) государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений;2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах. Оно служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации его разносторонней управленческой и иной деятельности, выполнения его задач и функций;3) право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве особого социального регулятора в виде критерия правомерного и неправомерного поведения;4) в отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.30.Естественно-правоваясистемаДанная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представители: Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и др. Основные идеи: в рамках данной доктрины разделяется право и закон; отождествляется право и мораль; источник прав человека находится не в законодательстве, они приобретаются от рождения либо от бога. Достоинства:• это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;• она провозглашает источником прав человека природу либо бога и тем самым «выбивает» теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур. Слабыестороны:• такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) «уменьшает» его формально-юридические свойства, в результате чего размывается критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма непросто;• подобное толкование связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.31.ИсторическаяшколаправаДанная теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII -- начале XIX вв. Представители: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др. Основные идеи:право -- историческое явление, которое возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно; право -- это прежде всего правовые обычаи; отрицание прав человека. Достоинства:· впервые так основательно рассмотрены культурно-исторические и национальные особенности права, обращено внимание на необходимость их учета в правотворческом процессе;· подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;· верно подмечены преимущества правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения. Слабыестороны: данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя; переоценка роли правовых обычаев в ущерб законодательству: между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.32.НормативистскаятеорияправаДанная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и др. Основные идеи:представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы; 2) бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего; 3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты -- решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной норме.Достоинства:§ верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность;§ нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права;§ признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие.33.МарксистскаятеорияправаДанная теория наиболее логически завершенную форму получила в XIX--XX в. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др. Основные идеи:1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках гос. власть;право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право -- это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством. Достоинства:§ в связи с пониманием права как закона выделены четкие критерии правомерного и противоправного;§ показана зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;§ обращено внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.Слабыестороны:преувеличена роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничена жизнь права историческими рамками классового общества;слишком жесткая связь права с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.34.ПсихологическаятеорияправаДанная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, М. Рейснер и др. Основные идеи:1) психика людей -- фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности -- правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер;3) все правовые переживания делятся на два вида -- переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Достоинства:обращено внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими; повышена роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества; источник прав человека «выводится» не из законодательства, а из психики самого человека.Слабыестороны: слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.п.), от которых так же зависит природа права: отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.35.СоциологическаятеорияправаДанная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Е. Эрлих, Ф. Жени, С.А. Муромцев и др. Основные идеи:разделение права и закона;под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право -- это реальное поведение субъектов правоотношений -- физических и юридических лиц. Достоинства:§ такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление;§ обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;§ эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономикуСлабыестороны:§ если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть, как законной, так и противозаконной;§ в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.36.Принципыправа:понятиеивидыПринципыправа -- это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.К общеправовым относят такие принципы, как:§ справедливость (означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовом положением);§ юридическое равенство граждан перед законом и судом;§ единство прав и обязанностей;§ федерализм (он присущ только для тех правовых систем, которые существуют в федеративных государствах и означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства)§ законность (означает систему требований общества и государства, состоящую в точной реализации норм права всеми и повсеместно);§ сочетание убеждения и принужденияК межотраслевым относятся: принцип неотвратимости ответственности, принципы состязательности и гласности судопроизводства.Котраслевым: в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях, в уголовном процессе - презумпция невиновности.37.Функцииправа:понятиеиклассификацияФункцииправа-- это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются они в узких рамках (специально-юридических) или в более широких (общесоциальных). На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.Регулятивнаяфункция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью ее призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей.Охранительнаяфункция выполняется с помощью правовых ограничений -- обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений -- и имеет вторичный характер.Если следовать широкому смыслу, то среди функций права можно выделить, например, такие, как экономическая (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политическая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения), коммуникативная (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).38.Правоваясистемаобщества:понятиеиструктураПравоваясистемаобщества-- это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.В структуруправовойсистемывходятследующиеглавныеэлементы: » право (законодательство); юридическая практика; господствующая правовая идеология. Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Право -- ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности правовой системы данного общества.Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии в правовую систему входят и другие элементы: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.Понятие «правовая система» выражает комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества, дает дополнительные возможности для обобщенного исследования значительной части юридического бытия той или иной страны.39.Правовойстатусличности:понятие,структура,видыПравовойстатус -- есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы, как: права и обязанности; законные интересы; правосубъектность; гражданство; юридическая ответственность; правовые принципы.Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Общий -- это статус лица как гражданина государства, закрепленный в конституции.Специальныйстатус фиксирует особенности положения определённых категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.Индивидуальныйстатус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.40.СоотношениеивзаимосвязьгосударстваиправаЕдинство государства и права состоит в том, что они:возникают и развиваются совместно; имеют одинаковые проявления по своей сущности и типологии; выступают средствами управления, инструментами власти; призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы; основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п.Различия между государством и правом заключаются в следующем:1) они не совпадают по формам, функциям;2) если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;3) если государство выражает силу, то право -- волю;4) если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права -- норма.Выделяют два основных типа взаимоотношения между государством и правом:1. когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором;2. когда право стоит над государством, выступая его ограничителем.41.ПонятиеипринципыправовогогосударстваПравовоегосударство -- это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, и наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Можно назвать два основных принципа (два аспекта) правового государства:наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальный, содержательный аспект);2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридический аспект). Кроме того, можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.42.РазделениевластейкакпринципправовогогосударстваГлавное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на: законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей, должна выполнять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура, которая регламентирует основные стадии законодательного процесса. В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом.43.СоотношениеобществаигосударстваОбщество, в широком смысле, -- это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком -- исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.Общество и государство -- понятия не совпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство -- лишь политическая часть общества, его элемент.Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере общества, его сущности. Государство по отношению к обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса -- нередко как орудие подавления и насилия.Хронологически рамки общества и государства, как уже говорилось, тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом, государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Причем степень этой самостоятельности постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.44.Гражданскоеобщество:понятие,структура,признакиГражданскоеобщество - совокупности нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.Структура гражданского общества охватывает:• негос. социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);• совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);• общественные объединения и организации; политические партии и движения;сферу воспитания и негосударственного образования;систему негосударственных средств массовой информации; семью;церковь и др.Кпризнакам гражданского общества относятся:наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;самоуправляемость;конкуренция образующих его структур и различных групп людей;свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;многоукладность экономики; легитимность и демократический характер власти;правовое государство; сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей45.Соотношениеправаиморали:единство,различие,взаимодействие,противоречияМораль -- это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. Право же -- это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.Единствомеждуправомиморальюобусловленотем,чтоони:в системе социальных норм выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;имеют единый объект регулирования -- общественные отношения;имеют общую цель -- регулировать поведение людей, формировать гражданское общество, правовое государство;определяют границы свободы личности;являются достижением цивилизации и культуры;базируются на единых социально-экономических и духовных отношениях;*исходят в конечном счете от общества.Различиямеждуправомиморалью:по происхождению; по форме выражения; по сфере действия; по времени введения в действие; по способу обеспечения; по критериям оценки; по характеру однородности.Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных («не убий», «не укради» и т.п.). Причиныпротиворечий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов).46.Понятие,структураивидыправосознанияПравосознание-- это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.Структура правосознания включает в себя два элемента: правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки субъектами права); правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее собой более рациональный уровень правовых оценок).Взав-стиотсубъектовправосознание может быть:индивидуальным (правосознание отдельных граждан);групповым (правосознание различных социальных групп гос. служащих, должностных лиц, молодежи, крестьян;*общественным (правосознание всего общества)Посодержаниюправосознаниеподразделяется на:обыденное (массовые представления людей, настроения «по поводу» права);профессиональное (убеждения, традиции, складывающиеся у юристов в процессе получения ими юр. образования);научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права).47.Правоваякультура:понятиеиструктураПравоваякультура -- разновидность социальной культуры. Она представляет собой достаточно сложное и многоплановое понятие, состоящее из правовой культуры личности и правовой культуры общества.Правоваякультураличности -- это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним.Структураправовойкультурыличности состоит из следующих элементов:психологического (правовая психология);идеологического (правовая идеология);поведенческого (юридически значимое поведение).Правоваякультураобщества -- это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.Структураправовойкультурыобщества состоит из следующих элементов:уровня правосознания и правовой активности общества;степени прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.);степени прогрессивности юр.деят-ти (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранител. деят-ти).48.Правовоевоспитание:понятие,формы,методыПравовоевоспитание -- это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.Правовое воспитание -- сложный процесс, включающий в себя следующие составные части: субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты); объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.); содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);4) методывоспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);5) формы воспитания.Кформамвоспитанияотносятся:правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний);правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей);юридическая практика (способствует передаче юридической информации);самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений);49.ПонятиеипризнакинормыправаНормаправа-- установленное или санкционированное гос-вом, обеспеченное гос.защитой, общеобязательное, формально определенное правило общего порядка, регулирующее общ-ное отношение.К признакамнормы права относятся:1. нормативность (она имеет общий, а не конкретный характер, распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц);2. общеобязательность(она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);3. формальнаяопределенность(она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);4. предоставительно-обязывающийхарактер(она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);5. системность (ни одна норма права самостоятельно вне связи с другими нормами права не может регулировать общ-ные отношения);6. иерархичность - нормы права имеют разную юридическую силу.7. Принудительноеобеспечениедействиянормправа(гос.принуждения)8. Неперсонифицированность - правовая норма адресована кругу лиц, определенных видовыми признаками.50.СтруктуранормыправаСтруктураюридическойнормы -- это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Она показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.Таких частей три:гипотеза (предположение) -- элемент, указывающий на условия действия нормы (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов;диспозиция(юридическое расположение сторон) -- элемент, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром;санкция-- элемент, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными -- меры наказания, так и позитивными -- меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником).51.СоотношениенормыправаистатьинормативногоактаНорма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Нормаправа -- это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статьязаконодательногоакта -- форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.По способам изложения возможны три варианта соотношениянормыправаистатьинормативногоакта: прямой способ имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта; отсылочный (ссылочный) способ имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного актабланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов, правил52.КлассификациянормправаВыделяют следующие основные виды правовых норм:1) взависимостиотстепенинормативностиониподразделяютсяна:* исходные, которые определяют его цели, задачи, пределы, направления;• общие, которые присущи общей части той или иной отрасли права;*специальные, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права;взависимостиотпредметаправовогорегулирования - на конституционные, гражданские, администр., земельные;взависимостиотиххарактера - на матер. (уголов., аграрные, эколог.) и процесс. (угол.-процесс., гражд.-процесс.);4) взависимостиотметодовправовогорегулирования -- на императивные (содержащие властные предписания); диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);5) взависимостиотвременидействия -- на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (в указе Президента.)6) взависимостиотфункций -- на регулятивные (содержащие предписания) и охранительные (направленные на защиту наружных субъективных прав);7) взависимостиоткругалиц,накоторыхраспространяетсядействиенорм -- на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан) и специальные (действуют в отношении опр. категории лиц-- пенсионеров);8) взависимостиотстепениопределенностиэлементовправовойнормы -- на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов Действия);взависимостиотсферыдействия -- на общефедеральные (действуют на территории всей страны), региональные (действуют на территории субъектов РФ) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия);взависимостиотюридическойсилы -- на правовые нормы законов и подзаконных актов;взависимостиотспособаправовогорегулирования -- на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия);12) взависимостиотсубъектовправотворчества -- на нормы, принятые государственными органами и негосударственными структурами.53.Понятиеивидыформ(источников)праваИсточник(форма)права -- это официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм.Выделяют четыре основных формы права:• нормативныйакт -- это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы (к их числу относятся конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);• правовойобычай -- это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);• юридическийпрецедент -- это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах семьи общего права -- Великобритании, США, Канаде и т.д.);