Рефераты

Теория государства и права в системе общественных и юридических наук

принцип демократизма - участие народа в формировании и организации деятельности государственных органов

принцип разделения властей

принцип законности

принцип гласности, который обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует «прозрачность» процесса функционирования чиновников

принцип федерализма, который выражает единство системы государственной власти

принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата

принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, кот. обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал гос. аппарата;

принцип сочетания выборности и назначаемости, который выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в гос. управлении;

принцип иерархичности - органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни.

26. Политическая система общества: понятие и структура

Политическая система общества -- это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Выделяют такие компоненты политической системы, как:

полит. орг-ция общества, включающая в себя гос-во, полит. партии и движения, общ-ные орг-ции и объединения;

полит. сознание, хар-ющее психологические и идеологические стороны полит. власти и политической системы;

соц.-полит. и правовые нормы, регулирующие полит. жизнь общества и процесс осуществления полит. власти;

политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

27. Место и роль государства в политической системе общества

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

выступает в качестве единственного официального представителя всего народа;

является единственным носителем суверенитета;

обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией (полицией), службой безопасности и т.п.);

обладает, как правило, монополией на правотворчество;

обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);

определяет главные направления развития общества;

* выполняет общесоциальные функции и т.п.

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями:

может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики -- политических партий, движений, групп давления и т.п.

регистрирует их соответствующими органами и привлекает к участию в общественных и государственных делах.

может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.

28. Понятие и сущность права

Право -- это система общеобязательных формально определенных правил общего характера, которые устанавливаются и санкционируются государством, а также обеспечиваются гос. защитой. При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

1)то, что любое право есть, прежде всего, регулятор (формальная сторона);

2)то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Если при анализе сущности права останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнеримское и современное право Италии тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности права -- его содержательная сторона, другими словами то, чьи интересы прежде всего данный регулятор обеспечивает. Наряду с этими (основными) существует и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам.- Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал

29. Право как регулятор общественных отношений

Наиболее существенным признаком права, включенным в определение данного понятия, выступает его тесная связь с государством. Это выражается в том, что:

1) государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений;

2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах. Оно служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации его разносторонней управленческой и иной деятельности, выполнения его задач и функций;

3) право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве особого социального регулятора в виде критерия правомерного и неправомерного поведения;

4) в отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.

30. Естественно-правовая система

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представители: Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и др. Основные идеи: в рамках данной доктрины разделяется право и закон; отождествляется право и мораль; источник прав человека находится не в законодательстве, они приобретаются от рождения либо от бога. Достоинства:

• это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

• она провозглашает источником прав человека природу либо бога и тем самым «выбивает» теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур. Слабые стороны:

• такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) «уменьшает» его формально-юридические свойства, в результате чего размывается критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма непросто;

• подобное толкование связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

31. Историческая школа права

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII -- начале XIX вв. Представители: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др. Основные идеи:

право -- историческое явление, которое возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно; право -- это прежде всего правовые обычаи; отрицание прав человека. Достоинства:

· впервые так основательно рассмотрены культурно-исторические и национальные особенности права, обращено внимание на необходимость их учета в правотворческом процессе;

· подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

· верно подмечены преимущества правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения. Слабые стороны: данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя; переоценка роли правовых обычаев в ущерб законодательству: между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.

32. Нормативистская теория права

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и др. Основные идеи:

представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы; 2) бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего; 3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты -- решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной норме.

Достоинства:

§ верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность;

§ нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права;

§ признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие.

33. Марксистская теория права

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XIX--XX в. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др. Основные идеи:

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;

содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках гос. власть;

право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право -- это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством. Достоинства:

§ в связи с пониманием права как закона выделены четкие критерии правомерного и противоправного;

§ показана зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

§ обращено внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

Слабые стороны: преувеличена роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничена жизнь права историческими рамками классового общества; слишком жесткая связь права с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.

34. Психологическая теория права

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, М. Рейснер и др. Основные идеи:

1) психика людей -- фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности -- правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер;

3) все правовые переживания делятся на два вида -- переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Достоинства:

обращено внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими; повышена роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества; источник прав человека «выводится» не из законодательства, а из психики самого человека.

Слабые стороны: слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.п.), от которых так же зависит природа права: отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

35. Социологическая теория права

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Е. Эрлих, Ф. Жени, С.А. Муромцев и др. Основные идеи:

разделение права и закона;

под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право -- это реальное поведение субъектов правоотношений -- физических и юридических лиц. Достоинства:

§ такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление;

§ обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;

§ эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику

Слабые стороны:

§ если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть, как законной, так и противозаконной;

§ в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

36. Принципы права: понятие и виды

Принципы права -- это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым относят такие принципы, как:

§ справедливость (означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовом положением);

§ юридическое равенство граждан перед законом и судом;

§ единство прав и обязанностей;

§ федерализм (он присущ только для тех правовых систем, которые существуют в федеративных государствах и означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства)

§ законность (означает систему требований общества и государства, состоящую в точной реализации норм права всеми и повсеместно);

§ сочетание убеждения и принуждения

К межотраслевым относятся: принцип неотвратимости ответственности, принципы состязательности и гласности судопроизводства.

К отраслевым: в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях, в уголовном процессе - презумпция невиновности.

37. Функции права: понятие и классификация

Функции права -- это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются они в узких рамках (специально-юридических) или в более широких (общесоциальных). На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью ее призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей.

Охранительная функция выполняется с помощью правовых ограничений -- обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений -- и имеет вторичный характер.

Если следовать широкому смыслу, то среди функций права можно выделить, например, такие, как экономическая (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политическая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения), коммуникативная (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).

38. Правовая система общества: понятие и структура

Правовая система общества -- это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.

В структуру правовой системы входят следующие главные элементы: » право (законодательство); юридическая практика; господствующая правовая идеология. Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Право -- ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности правовой системы данного общества.

Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии в правовую систему входят и другие элементы: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.

Понятие «правовая система» выражает комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества, дает дополнительные возможности для обобщенного исследования значительной части юридического бытия той или иной страны.

39. Правовой статус личности: понятие, структура, виды

Правовой статус -- есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы, как: права и обязанности; законные интересы; правосубъектность; гражданство; юридическая ответственность; правовые принципы.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Общий -- это статус лица как гражданина государства, закрепленный в конституции.

Специальный статус фиксирует особенности положения определённых категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

40. Соотношение и взаимосвязь государства и права

Единство государства и права состоит в том, что они:

возникают и развиваются совместно; имеют одинаковые проявления по своей сущности и типологии; выступают средствами управления, инструментами власти; призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы; основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом заключаются в следующем:

1) они не совпадают по формам, функциям;

2) если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;

3) если государство выражает силу, то право -- волю;

4) если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права -- норма.

Выделяют два основных типа взаимоотношения между государством и правом:

1. когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором;

2. когда право стоит над государством, выступая его ограничителем.

41. Понятие и принципы правового государства

Правовое государство -- это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, и наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Можно назвать два основных принципа (два аспекта) правового государства:

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальный, содержательный аспект);

2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридический аспект). Кроме того, можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

42. Разделение властей как принцип правового государства

Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на: законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).

Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей, должна выполнять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура, которая регламентирует основные стадии законодательного процесса. В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом.

43. Соотношение общества и государства

Общество, в широком смысле, -- это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком -- исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Общество и государство -- понятия не совпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство -- лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере общества, его сущности. Государство по отношению к обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса -- нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологически рамки общества и государства, как уже говорилось, тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом, государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Причем степень этой самостоятельности постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.

44. Гражданское общество: понятие, структура, признаки

Гражданское общество - совокупности нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Структура гражданского общества охватывает:

• негос. социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

• совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

• общественные объединения и организации; политические партии и движения;

сферу воспитания и негосударственного образования;

систему негосударственных средств массовой информации; семью;церковь и др.

К признакам гражданского общества относятся:

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

самоуправляемость;

конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

многоукладность экономики; легитимность и демократический характер власти;

правовое государство; сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей

45. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия

Мораль -- это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. Право же -- это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Единство между правом и моралью обусловлено тем, что они:

в системе социальных норм выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;

имеют единый объект регулирования -- общественные отношения;

имеют общую цель -- регулировать поведение людей, формировать гражданское общество, правовое государство;

определяют границы свободы личности;

являются достижением цивилизации и культуры;

базируются на единых социально-экономических и духовных отношениях;

*исходят в конечном счете от общества.

Различия между правом и моралью:

по происхождению; по форме выражения; по сфере действия; по времени введения в действие; по способу обеспечения; по критериям оценки; по характеру однородности.

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных («не убий», «не укради» и т.п.). Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов).

46. Понятие, структура и виды правосознания

Правосознание -- это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.

Структура правосознания включает в себя два элемента:

правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки субъектами права);

правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее собой более рациональный уровень правовых оценок).

В зав-сти от субъектов правосознание может быть:

индивидуальным (правосознание отдельных граждан);

групповым (правосознание различных социальных групп гос. служащих, должностных лиц, молодежи, крестьян;

*общественным (правосознание всего общества)

По содержанию правосознание подразделяется на:

обыденное (массовые представления людей, настроения «по поводу» права);

профессиональное (убеждения, традиции, складывающиеся у юристов в процессе получения ими юр. образования);

научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права).

47. Правовая культура: понятие и структура

Правовая культура -- разновидность социальной культуры. Она представляет собой достаточно сложное и многоплановое понятие, состоящее из правовой культуры личности и правовой культуры общества.

Правовая культура личности -- это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним.

Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

психологического (правовая психология);

идеологического (правовая идеология);

поведенческого (юридически значимое поведение).

Правовая культура общества -- это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов:

уровня правосознания и правовой активности общества;

степени прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.);

степени прогрессивности юр.деят-ти (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранител. деят-ти).

48. Правовое воспитание: понятие, формы, методы

Правовое воспитание -- это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание -- сложный процесс, включающий в себя следующие составные части:

субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты);

объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);

содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);

4) методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);

5) формы воспитания.

К формам воспитания относятся:

правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний);

правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей);

юридическая практика (способствует передаче юридической информации);

самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений);

49. Понятие и признаки нормы права

Норма права -- установленное или санкционированное гос-вом, обеспеченное гос.защитой, общеобязательное, формально определенное правило общего порядка, регулирующее общ-ное отношение.

К признакам нормы права относятся:

1. нормативность (она имеет общий, а не конкретный характер, распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц);

2. общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);

3. формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);

4. предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);

5. системность (ни одна норма права самостоятельно вне связи с другими нормами права не может регулировать общ-ные отношения);

6. иерархичность - нормы права имеют разную юридическую силу.

7. Принудительное обеспечение действия норм права (гос.принуждения)

8. Неперсонифицированность - правовая норма адресована кругу лиц, определенных видовыми признаками.

50. Структура нормы права

Структура юридической нормы -- это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Она показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.

Таких частей три:

гипотеза (предположение) -- элемент, указывающий на условия действия нормы (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов;

диспозиция (юридическое расположение сторон) -- элемент, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром;

санкция -- элемент, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными -- меры наказания, так и позитивными -- меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником).

51. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права -- это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта -- форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

прямой способ имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;

отсылочный (ссылочный) способ имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта

бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов, правил

52. Классификация норм права

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1) в зависимости от степени нормативности они подразделяются на:

* исходные, которые определяют его цели, задачи, пределы, направления;

• общие, которые присущи общей части той или иной отрасли права;

*специальные, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права;

в зависимости от предмета правового регулирования - на конституционные, гражданские, администр., земельные;

в зависимости от их характера - на матер. (уголов., аграрные, эколог.) и процесс. (угол.-процесс., гражд.-процесс.);

4) в зависимости от методов правового регулирования -- на императивные (содержащие властные предписания); диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия -- на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (в указе Президента.)

6) в зависимости от функций -- на регулятивные (содержащие предписания) и охранительные (направленные на защиту наружных субъективных прав);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм -- на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан) и специальные (действуют в отношении опр. категории лиц-- пенсионеров);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы -- на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов Действия);

в зависимости от сферы действия -- на общефедеральные (действуют на территории всей страны), региональные (действуют на территории субъектов РФ) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия);

в зависимости от юридической силы -- на правовые нормы законов и подзаконных актов;

в зависимости от способа правового регулирования -- на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия);

12) в зависимости от субъектов правотворчества -- на нормы, принятые государственными органами и негосударственными структурами.

53. Понятие и виды форм (источников) права

Источник (форма) права -- это официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм.

Выделяют четыре основных формы права:

нормативный акт -- это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы (к их числу относятся конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);

правовой обычай -- это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

юридический прецедент -- это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах семьи общего права -- Великобритании, США, Канаде и т.д.);

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты