Теория государства и права в системе общественных и юридических наук
нормативныйдоговор -- соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).• правоваядоктрина - это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции.54.ПонятиеивидынормативныхактовНормативныйправовойакт -- это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.По юридической силе нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Нормативные акты в России подразделяются:
1) в зависимостиотособенностейправовогоположениясубъектаправотворчествана:
нормативные акты государственных органов;
нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);
нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
нормативные акты, принятые на референдуме;
2) взависимостиотсферыдействияна:
*общефедеральные; нормативные акты субъектов Федерации; органов местного самоуправления; локальные.
Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые существовали до момента вступления его в юридическую силу.
Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие):
по истечении срока действия акта, на который он был принят;
в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);
на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).
Действие нормативного акта впространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра.
На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всехееграждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.
56.Правотворчество:понятие,принципы,виды
Правотворчество -- это деятельность по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворчеству присущи следующие принципы:
· научность (важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию);
профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди - юристы, управленцы);
законность (подобная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе конституции, иных законов);
демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе);
*гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности).
*оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).
Видыправотворчества:
1) в зависимости от субъектов на:
правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования);
правотворчество государственных органов (ГД, Правительства РФ);
правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);
правотворчество органов местного самоуправления.
локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
*правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов);
2) в зависимости от значимости на:
законотворчество (правотворчество высших представительных органов -- законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);
делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти по принятию для оперативного решения опр. проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представит. органа);
подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам).
57.ПонятиеистадиизаконотворчествавРФ
Законотворческийпроцесс -- установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государства по выработке, принятию и изданию законов. Законотворчество -- сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:
1) законодательная инициатива -- закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган.
2) Подготовка законопроекта (деятельность рабочих групп, комиссий: выработка концепции)
3) обсуждение законопроекта -- начинается в ГД с заслушивания доклада представителя субъекта.
4) принятие закона -- достигается с помощью механизмов голосования
5) подписание закона Президентом РФ
6) опубликование закона
58.Систематизациянормативныхактов:понятиеивиды
Систематизация-- это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему.
Выделяют такие видысистематизации, как:
инкорпорация -- систематизация путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.
консолидация-- систематизация путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.
кодификация -- систематизация путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания.
59.Понятиеиструктурныеэлементысистемыправа
Системаправа -- это его структура, состоящая из взаимосогласованных норм, субинститутов, институтов, подотраслей и отраслей права. Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи. Элементы:
Правоваянорма - базовый первичный элемент, регулирующий конкретный вид общественных отношений.
Правовойинститут- совокупность правовых норм, регулирующий конкретный вид общественных отношений.
Отрасльправа- совокупность правовых норм и институтов, регулирующих определенную, относит. самостоятельную сферу общ-ных отношений (констит.,гражданская, администр. отрасль). Родственные институты входящ. в одну отрасль могут образовывать подотрасль- промежуточную совок. норм между правов. инстит. и отраслью, регулир-ий группу близких отношений определенного вида.
Предметправовогорегулирования -- это те общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Так, трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права, семейные отношения -- семейно-брачного права. Кроме общественных отношений, в предметправовогорегулирования подчас включают: круг потенциальных участников правоотношений; юридические факты; варианты возможной или требуемой деятельности; объекты интересов участников правоотношений и т.п.
Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод -- как регулирует.
Методправовогорегулирования -- это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.
Выделяют следующие основныеметодыправовогорегулирования:
императивный -- метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, наказаниях;
диспозитивный -- метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях;
поощрительный -- метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение;
рекомендательный -- метод совета осущ-ния конкретного желательного для общества и государства поведения.
Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли предпринимательского, налогового, муниципального, компьютерного, космического права и др.
Конституционноеправо--правовое положение личности, форма правления и государственного устройства.
Гражданскоеправорегулирует имущественные и личные неимущественные отношения.
Административноеправорегулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.
Уголовноеправоохраняет от преступных посягательств права и свободы личности, конституционный строй, частную и государственную собственность, общественную безопасность и общественный порядок, здоровье населения.
62Институтправа:понятие,виды
Институтправа -- упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.
Институты подразделяются навиды:
в зависимости от сферы распространения -- на отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собственности);
в зависимости от характера -- на материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);
в зависимости от функциональной роли -- на регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).
Между системой права и системой законодательства существует тесная связь. Так, система права требует, чтобы источники права систематизировались по отраслевому признаку, нормы одной отрасли права или института объединялись в единый кодифицированный акт или сборник законодательства. Следовательно, система права служит основой систематизации нормативных актов.
Систему права и систему законодательства необходимо различать по следующим основаниям:
если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства -- нормативный акт;
если система права выступает в качестве содержания, то система законодательства -- в качестве формы;
если система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, ибо зависит от законодателя;
если система права имеет первичный характер, то система законодательства -- производный (первая служит исходной базой для второй);
если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства -- еще и вертикальное (федеративное, иерархическое);
если в системе права не может быть комплексных структурных образований, поскольку классификационным основанием служат специфические для каждой отрасли предмет и метод правового регулирования, то в системе законодательства встречаются различные комплексные структуры, построенные по признаку функционального назначения либо применительно к сферам государственного управления.
64.Правовыеотношения:понятиеипризнаки
Правоотношение -- это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.
• это общественные отношения, которые представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами, имеющее известную значимость;
• они возникают на основе норм права;
• это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;
• это волевые отношения, ибо для их возникновения необходима воля участников;
• это отношения по поводу реального блага, ценности;
• это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством.
65.Видыправовыхотношений
Правовые отношения могут классифицироваться по различным основаниям:
l) в зависимости от предмета правового регулирования они подразделяются на конституц., админ., уголов., гражданские;
в зависимости от характера -- на матер. (финансовые, труд.) и процесс. (уголовно-процесс., гражд.-процесс.);
в зависимости от функциональной роли -- на регулятивные (возникают на основе норм права или договора) и охранительные (связаны с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности);
4) в зависимости от природы юридической обязанности -- на пассивные, связанные с осуществлением запретов, и активные, связанные с осуществлением определенных положительных действий (правоотношения займа);
5) в зависимости от состава участников -- на простые, возник. между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи), и сложные, возник. между несколькими субъектами (правоотношение отбывания уголовного наказания);
6) в зависимости от продолжительности действия -- на кратковременные (правоотношения мены) и долговременные (правоотношения гражданства);
7) в зависимости от степени определенности сторон -- на относительные, абсолютные и общие. В относительных правоотношениях конкретно (поименно) определены все участники (управомоченные и обязанные субъекты -- покупатель и продавец, истец и ответчик). В абсолютных же -- точно известна лишь управомоченная сторона, а обязанные лица -- все возможные субъекты, призванные воздерживаться от нарушений интересов управомоченного (авторские правоотношения).
66.Предпосылкивозникновенияправоотношений
Под предпосылками обычно понимают условия (факторы), порождающие правовые отношения.
Выделяют два вида предпосылок возникновения правоотношений:
материальные (общие);
юридические (специальные).
К материальным относятся жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. К материальным предпосылкам можно отнести также наличие объекта правоотношения (то, по поводу чего лица вступают в данные юридические связи), не менее двух субъектов (ибо само с собой лицо вступить в правоотношение не сможет) и соответствующее поведение участников правоотношений.
К юридическим предпосылкам относятся:
норма права; правосубъектность; юридический факт (как реальное жизненное обстоятельство).
67.Понятиеивидысубъектовправоотношений
Субъектыправоотношений -- это участники правовых отношений, обладающие соответствующими правами и юридическими обязанностями.
Выделяют индивидуальные и коллективные субъекты правоотношений:
Киндивидуальнымсубъектам(физическимлицам)относятся: граждане; лица с двойным гражданством; лица без гражданства; иностранцы.
Кколлективнымсубъектамотносятся:
· государство в целом (вступает в международно-правовые отношения с другими гос-вами, в конституционно-правовые - с субъектами федерации, в гражданско-правовые - по поводу федеральной государственной собственности и т.п.);
· государственные организации;
· негосударственные организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и т.д.).
Коллективные субъекты, участвующие в области частно-правовых отношений, обладают качествами юридического лица.
Правоспособность -- это способность индивида иметь права и обязанности. Дееспособность -- это способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности. Дееспособность связана с психическими и возрастными свойствами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособности.
Правоспособность и дееспособность обычно неразделимы и наступают одновременно. Таким образом, обстоит дело в большинстве отраслей права, кроме гражданского.
Разрыв между правоспособностью и дееспособностью в гражданском праве объясняется тем, что:
имущественные права необходимы всем гражданам независимо от возраста, состояния их воли;
в области имущественных правоотношений вместо правоспособного, но недееспособного лица может выступать его законный представитель. Дееспособность может быть ограничена.
Правосубъектность -- это правоспособность и дееспособность, вместе взятые и характеризующие лицо именно как субъекта права.
Субъективноеправо -- это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Структура субъективного права складывается из возможности:
определенного поведения управомоченного лица;
требования соответствующего поведения от обязанного лица;
обращения за защитой к компетентным государственным органам (прежде всего в суд);
совершать определенные действия или воздерживаться от них;
отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного;
нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований;
не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право.
70Объектыправоотношений:понятиеивиды
Объектправоотношения -- это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи.
Выделяют два подхода к пониманию данной категории:
объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поступки людей;
объекты весьма разнообразны; ими могут быть:
материальные блага (вещи, ценности, имущество и т.п.);
нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство, честь и т.п.);
продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, музыки, науки, комп. программы);
результаты действий участников правоотношений (правоотношения, возникающие на основе договора перевозки);
ценные бумаги и документы (деньги, акции, дипломы, аттестаты и т.д.).
71.Понятиеиклассификацияюридическихфактов
Юридические.факты -- это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий. Юридические факты классифицируются по различным основаниям:
по характеру наступающих последствий они делятся на: правообразующие (поступление в колледж); правоизменяющие (перевод с очной на заочную форму обучения); правопрекращающие (окончание колледжа);
по связи с волей участников правоотношений выделяют: события (обстоятельства, не зависящие от воли субъекта -- стихийное бедствие, смерть, истечение сроков и т.п.) и действия (обстоятельства, связанные с волей участников правоотношений). Последние делятся на правомерные и противоправные. Правомерные, в свою очередь, подразделяются на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия -- сделки, судебные решения и т.п.) и юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, их совершающего -- так, создание литературного произведения или изобретения являются актами творчества, но в результате возникают авторские права писателя, ученого и т.д.).
Противоправные деяния могут быть уголовными, административными, гражданскими, дисциплинарными.
72.Реализацияправа:понятиеивиды
Реализацияправа-- претворение правовых предписаний в поведении участников правоотношений, фактическое осуществление субъектами права нормативных предписаний в форме соблюдения запретов, исполнения обязанностей, использования прав и применения юридических норм. В зависимости от характера действий субъектов выделяют четыре формы реализации права:
· соблюдение (с ее помощью осуществляются запреты, от нарушения которых лицо должно воздерживаться; примером может служить выполнение субъектом уголовно-правовых норм, т.е. несовершение краж, разбойных нападений, иных преступлений);
· исполнение (связано с выполнением обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны; так, согласно трудовому законодательству, администрация предприятий, организаций обязана предоставлять всем рабочим и служащим ежегодные отпуска с сохранением места работы и среднего заработка);
· использование (выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага; примером такой формы реализации является право на образование, которое реализуется субъектами права);
· применение (это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт; например, в соответствии с уголовным кодексом суд выносит приговор подсудимому за совершение им преступления).
Актпримененияправа -- это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела. Правоприменительный акт как итог правоприменительной деятельности характеризуется следующими особенностями:
· исходит от компетентных органов; носит государственно-властный характер;
· носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юр. обязанностями;
· имеет определенную установленную законом форму. Вместе с тем, следует различать акт применения как действие (деятельность) и как документ.
1) по форме -- на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.;
2) по субъектам, их издающим -- на акты государственных и негосударственных органов;
3) по функциям права -- на регулятивные и охранительные;
по юридической природе -- на основные (выражают конечное решение юридического дела - приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных - постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);
по предмету правового регулирования -- на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.;
по характеру -- на материальные и процессуальные.
74.Отличиенормативныхактовотактовпримененияправа
Нормативныйправовойакт -- это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Актпримененияправа -- результат применения права, официальный акт- документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.
И нормативные акты, и акты применения права являются разновидностью правовых актов.
Их также объединяет то, что они принимаются и обеспечиваются компетентными (прежде всего государственными) органами и выступают властными по своему характеру документами.
Однако в отличие от нормативного акта (например, УК РФ) правоприменительный акт (приговор суда):
применяется именно на основе нормативного;
конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативном акте, применительно к индивидуальным ситуациям;
носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер;
не является источником (формой) права и рассчитан только на однократное применение;
является юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений.
Пробел -- это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть же пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь никаких новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона -- это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Таким образом, аналогия закона применяется, если:
· имеется отношение, требующее правового регулирования;
· отсутствует норма права, его предусматривающая;
· имеется в наличии иная правовая норма, регулирующая сходные, аналогичные отношения, на основе которой, собственно, данное дело и решается.
Аналогия права -- это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. При аналогии права:
· имеется отношение, требующее правового регулирования; отсутствует норма права, его предусматривающая; отсутствует и норма права, регулирующая сходные отношения. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь в тех случаях, когда отсутствует конкретная норма, которая бы регулировала сходный случай.
76.Юридическиеколлизиииспособыихразрешения
Юридическиеколлизии -- это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Возможные способыразрешенияколлизий: принятие нового акта; отмена старого акта; внесение изменений в действующие акты; систематизация законодательства; референдумы; переговорный процесс через согласительные комиссии; толкование и др.
77.Толкованиенормправа:понятиеивиды
Толкованиенормправа -- это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В зависимостиотсубъектовтолкование подразделяют на:
· официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юридические последствия);
· неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы).
Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев- руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая - приговор суда). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт - ГД РФ принимает ФЗ и их же разъясняет) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов - от Констит. Суда РФ).
Неофициальное толкование бывает:
1)обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином);
3) доктринальным (научное разъяснение юр. норм, даваемое учеными-юристами в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях, конференциях; его значение определяется убедительностью и авторитетом тех субъектов, которые осуществляют данное толкование). Неофициальное толкование по форме выражения может быть как устным, так и письменным.
78.Актытолкованияправа:понятие,особенности,виды
Акттолкованияправа -- это такой правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм.
Особенностиактовтолкования права состоят в том, что они:
представляют собой разъяснение смысла юридических норм;
содержат конкретизирующие, а не нормативные предписания;
не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют;
не являются формой и источником права.
В юридической литературе различают следующие видыактовтолкованияправа:
1) в зависимости от типов официального толкования -- акты нормативного (аутентические и легальные) и казуального толкования,
2) в зависимости от органов, дающих толкование, -- акты органов государственной власти, управления, судебных и прокурорских органов и т.п.;
3) в зависимости от предмета правового регулирования -- акты толкования уголовного права, административного, гражданского и т.д.;
4) в зависимости от характера -- материальные и процессуальные акты;
5) в зависимости от формы -- указы, постановления, приказы, инструкции и т.п.;
6) в зависимости от юридической природы -- интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.
79.Понятие,признакиивидыправонарушений
Правонарушение - противоправное виновное деяние лица, носящее общественно опасный характер, причиняющее вред интересам общества, гос-ва, личности.
К признакам правонарушения относятся:
деяние (действие или бездействие); вина; противоправность; вредный результат; причинная связь между деянием и вредным результатом; юридическая ответственность.
Преступленияминазываются виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные Уголовным Кодексом РФ под угрозой наказания.
Проступками называются виновные противоправные деяния, не являющиеся общественно опасными, влекущие применение не наказаний, а взысканий.
Преступления (уголовные правонарушения) отличаются максимальной степенью общественной вредности, посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия.
80.Юридическисоставправонарушений
Юридическийсоставправонарушения - система его признаков, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности.
В юридический состав входят:
субъектправонарушения (праводееспособное физ. лицо или соц. организация, совершившие данное деяние);
объектправонарушения (это то, на что посягает правонарушение -- жизнь, здоровье, честь, имущество и т.п.);
субъективнаясторона правонарушения (совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение лица к своему деянию и его последствиям.
объективнаясторона правонарушения -- совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение, к которым относят: деяние; противоправность (формальный аспект); вредный результат (содержательный аспект); причинную связь между деянием и вредным результатом (вредоносный результат должен быть следствием, а само поведение-- причиной именно этого результата).
Юридическаяответственность - необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершенное правонарушение. Эти меры могут быть: личного характера (лишение свободы); имущественного характера (штраф); организационного характера (увольнение).
Признаки юридической ответственности заключаются в том, чтоона:
• устанавливается государством в правовых нормах;
• опирается на государственное принуждение;
• применяется специально уполномоченными государственными органами;
• связана с возложением новой дополнительной обязанности;
• выражается в определенных отрицательных последствиях личного, имущественного и организационного характера;
• является формой реализации санкции правовой нормы в конкретном случае и применительно к конкретному лицу, но с санкцией не отождествляется, ибо санкция -- часть структуры нормы права, содержащая последствия осуществления диспозиции, которые могут быть как неблагоприятными (ответственность), так и благоприятными (поощрение);
• возлагается в процессуальной форме;
• наступает только за совершенное правонарушение.
Основанияответственности -- это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной, а отсутствие их ее исключает. Юридическая ответственность возникает только в силу предписаний норм права на основании решения правоприменительного органа. Фактическим основанием ее является правонарушение. Оно, как известно, характеризуется совокупностью различных признаков, образующих состав правонарушения. Лицо может быть привлечено к ответственности только при наличии в его действии всех элементов состава.
Для реального же осуществления юридической ответственности необходим правоприменительный акт - решение компетентного органа, которым возлагается юридическая ответственность, устанавливаются объем и форма принудительных мер к конкретному лицу. Это может быть приговор суда, приказ администрации и т.д.
Цельпозволяет глубже познать сущность юридической ответственности, показывает те результаты, которые достигаются с помощью данного правового средства. Функции же определяются целью и вытекают из нее. Среди них можно выделить следующие:
штрафную, характеризующую карательную реакцию государства на правонарушение и выражающуюся в наказании виновного лица, причинение ему личных, имущественных либо организационных обременении, в неблагоприятных последствиях;
правовосстановительную, позволяющую взыскать с правонарушителя причиненный вред, возместить убытки, компенсировать потери, обеспечивая не удовлетворенный интерес управомоченного субъекта;
воспитательную, призванную формировать у субъектов мотивы к правомерному поведению, предупреждать совершение как новых правонарушений со стороны лица, подвергнутого ответственности (частная превенция), так и правонарушений иными лицами (общая превенция).
Выделяют следующие основныепринципыюридическойответственности:
Юридическую ответственность классифицируют по следующим основаниям:
1) в зависимости от того, к какой отрасли относится юридическая ответственность, выделяется:
• уголовная(применяется только за преступления);
• административная (наступает за совершение административного проступка - штраф, лишение спец. права).
• гражданская (наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера).
• дисциплинарная(применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины).
• материальная (наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению).
2) в зависимости от органов, возлагающих юридическую ответственность, различают ответственность, возлагаемую органами государственной власти, государственного управления, судами и другими юрисдикционными структурами.
К обстоятельствам, исключающим противоправность деяния и юридическую ответственность, можно отнести следующие:
· невменяемость (лицо не может отдавать отчета в своих действиях);
· необходимаяоборона(имеет место при защите личности и прав обороняющегося);
· задержаниелица,совершившегопреступление(имеет место при задержании лица, совершившего преступление, для доставления органам власти и пресечения совершения им новых преступлений);
· крайняянеобходимость(допустима в случаях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного)
· физическоеипсихическоепринуждение(допустимо в случаях причинения вреда охраняемым законом интересам, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими деяниями);
· обоснованныйриск(допустим в случаях причинения вреда охраняемым законом интересам для достижения общественно полезной цели);
· исполнениеприказаилираспоряжения(допустимо в случаях действия лица во исполнение обязательных для него предписаний путем причинения вреда охраняемым законом интересам);
· малозначительностьправонарушения, не представляющего общественной опасности;
Механизмправовогорегулирования-- система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования
1) норма права;
2) юридический факт или фактический состав;
3) правоотношение;
4) акты реализации прав и обязанностей;
5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).
В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.
86.Эффективностьправовогорегулирования
Эффективностьправовогорегулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.
В современных условиях можно выделить следующие направления повышения эффективности правового регулирования.
1. Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать.
2. Совершенствование правоприменения "дополняет" действенность нормативного регулирования, а значит, и в целом механизм правового регулирования.
3. Повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.
87.Законность:понятиеипринципы
Законность-- система требований, направленных на соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов. Принципы законности:
ее единство (понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на всей территории страны);
верховенство конституции и закона (подчиненность конституции и законам всех иных нормативных и индивидуальных правовых актов; издание каким бы то ни было органом правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности);
гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией, с другой стороны, сами права и свободы, их наличие и осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе);
связь с культурой (от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности, и наоборот, соблюдение законодательства является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества);
целесообразность (обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона);
*презумпция невиновности «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда»).
88.Гарантиизаконности:понятиеивиды
Гарантиизаконности -- это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.
Выделяют следующие виды гарантий законности:
социально-экономические (степень экономического развития общества, уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.);
политические (степень демократизма конституционного строя, политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и т.п.);
организационные (деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов -- прокуратуры, суда, милиции и т.д.);
общественные (сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства);
идеологические (степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям права, уровень нравственного воспитания в обществе);
специально-юридические (способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований). К специально-юридическим гарантиям, в частности, относятся установленные в законодательстве специальные принципы (например, презумпции невиновности), институты (возбуждения уголовного дела), процедуры (порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел), средства (поощрений и наказаний и т.п.).
Правопорядок -- это основанное на праве реальное состояние общественных отношений, характеризующее степень удовлетворения участниками этих отношений разнообразных интересов и потребностей с помощью юридических средств, а также характер исполнения ими правовых обязательств, вытекающих из закона или заключенных соглашений.
1) с одной стороны, подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, без которых первая превращается в хаос, различные злоупотребления;
2) с другой стороны, законность и правопорядок не будут социально ценными (т.е. не будут приносить людям пользу) без демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни.
90.Правовойнигилизмиправовойидеализм
Нигилизм - негативное, отрицательное и равнодушное отношение к праву, основанное на правовой невоспитанности к праву населения.
Формы проявления:умышленные преступления, правонарушения; организация преступных групп и сращивание их с гос. аппаратом; неисполнение зак-ва гос. органами, физ. и юр. лицами; распространение антиправовой психологии; массовое нарушение прав и свобод; низкий авторитет суда и правоохран. органов.
Основ. направления борьбы: - укрепление режима законности; реальное верховенство Конст.; гарантированность прав и свобод; повышение авторитета суда и прав. органов; правовое воспитание.
Идеализм-переоценка права и его возможностей.
Проявление: нереалистичное отношение к праву ученых-правоведов как к абстракции; слепая вера граждан в за-коны, которые быстро изменят жизнь; идеалистическое отношение к праву законодателей (не учет реальной действительности, слабое знание жизни и интересов населения, вера в то, что принятые законы автоматич. решают жизнен. проблемы)
Т.о. рано или поздно прав. идеализм превращается в прав. нигилизм, а нигилизм подпитывается идеализмом. т.е. бороться надо синхронно с обоими.