p align="left">первичная п/с организ-я - добров. объединение членов п/с, работающих, как пр-ло, на одном предпр-и, в одном учрежд-и, одной орг-и незав. от форм собст-ти и подчиненности,
иные избираемые работниками представительные органы.
Законод-ль предусм. возможность существ-я не п/с предст-лей т. на уровне орг-и. На др. уровнях СП не п\с предст-ли, избираемые раб-ками, участия не приним. Законод-ль предост-ет право раб-кам, не яв-ся членами п/с, опред., какой орган будет представлять их интересы в коллект-х тр. отнош-ях.в тако сл-е п/с-у выдается доверенность.
На уровне орг-и первичная п/с организ-я м. б. уполномоч. на реализ-ю любых форм СП.функции не п/с предст-лей не могут включать деят-ть, к-рая признана в качестве исключительной прерогативы п/с (участие в СП выше уровня орг-и). Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе с/у в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. В случае гос. регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности ю/л в соответствии с уставом. Орган общественной самодеятельности должен быть образован на общем собрании и представлять интересы всех работников.
Предст-лем р/д на уровне орг-и яв-ся ее рук-ль или уполномоч. им лица (в осн. это лица, относимые к адм-и). Для участия в СП выше уровня орг-и создаются объед-я р/д. Наиболее предпочтит. форма - некоммерч. партнерство.
1.Полномочия профсоюзов в сфере труда.
Для выражения и защиты своих интересов работники объе-диняются в профсоюзы.
Статья 30 Конституции РФ предусматривает «право созда-вать профсоюзы для зашиты своих интересов».
Профсоюз --это добровольное общественное объединение граж-дан, связанных общими производственными, профессиональны-ми интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и инте-ресов (ст. 2 Закона). Его основными функциями (направлениями деятельности) являются представительская (на всех уровнях орга-низации) и защитная -- по защите и повышению социально-тру-довых прав и интересов трудящихся.
Статья 11 Закона РФ о профсоюзах закрепляет их право на пред-ставительство и защиту социально-трудовых прав и интересов ра-ботников, а также на участие в нормотворчестве, при котором они проявляют обе свои функции. Все проекты законодательных актов, затрагивающие социально-трудовые права работников, рассматрива-ются федеральными органами вместе с общероссийскими профсою-зами и их объединениями (ассоциациями), а проекты нормативных правовых актов рассматриваются и принимаются органами законо-дательной власти, органами местного самоуправления с учетом4мне-ния соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе выступать и с предложениями о принятии законов и иных нормативных пра-вовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.
Защитная функция профсоюзов -- это целенаправленная пра-вовая деятельность (на правовой основе) по защите социально-трудовых прав работника на всех этапах правового регулиро-вания труда: при создании норм трудового права, применении важнейших норм администрацией, профилактике трудовых пра-вонарушений, профсоюзном контроле за соблюдением трудово-го законодательства, восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении к ответственности нарушителей.
Все права профсоюзов можно классифицировать по сфере их деятельности и по объему компетенции в правах.
По объему компетенции в правах различают:
а) права самостоятельного характера:
участвуют в обеспечении мер по содействию занятости и трудоустройству;
участвуют в коллективных переговорах, заключают кол-лективные договоры и соглашения от имени работников;
представляют и защищают права и интересы работников на всех уровнях правового регулирования труда;
осуществляют общественный контроль за исполнением трудового законодательства, правил охраны труда;
обладают правом требовать наказания (вплоть до уволь-нения) должностных лиц администрации, нарушающих трудовое законодательство, коллективные договоры, соглашения, права профсоюзов;
б) права совместного характера:
участвуют в распределении жилья, построенного произ-водством, в решении вопросов о занесении на доску почета и в книгу почета (там, где они существуют), решают индивиду-альные неисковые споры совместно с администрацией;
в) согласительные правапрофкома по применению админист-рацией ряда норм трудового законодательства. Таких прав в со-ответствии с ТК у профсоюзов стало меньше. Права профсою-зов указаны и в ст. 32, 51, 52, 54, 83 и др. Закона РФ о проф-союзах.
По сфере деятельностиразличают следующие права:
представительства работников для осуществления своей защитной функции;
на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности;
на защиту права на труд, в том числе по обеспечению за-нятости, защите от необоснованных отказов в приеме на работу, незаконных переводов и увольнений;
на социальную защиту трудящихся (обеспечение высоко-го уровня условий труда, охрана труда, его оплата и т. д.);
профсоюзного контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства и жилищно-бытового обслуживания работников;
на участие в социально-партнерских отношениях и рас-смотрении коллективных трудовых споров, включая объявление забастовки;
на участие в управлении государственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.
Профсоюзы управляют находящимися в их ведении санато-риями, пансионатами, домами отдыха,профилакториями, клу-бами, спортивными базами и другими оздоровительными и культурно-массовыми учреждениями, имеют свою профсоюз-ную собственность, в том числе и на указанные учреждения.
Профсоюзы вправе самостоятельно вступать в международ-ные объединения и организации, сотрудничать с профсоюзами других стран.
Трудовое законодательство предусматривает не только права профсоюзов, но и различные материальные и юридические га-рантии этих прав и их деятельности и дополнительные специ-альные гарантии защиты права на труд выборных профсоюзных работников. Эти гарантии предусмотрены в гл. III Закона о профсоюзах (ст. 24--28), ст. 374, 375 и 376 Кодекса, а также в ряде других законов (Основы об охране труда, о занятости насе-ления и др.). Гарантии основных прав профсоюзов тоже входят в их правовой статус.
Гарантии прав и деятельности профсоюзов заключаются в сле-дующем:
-- гарантируются признание, неприкосновенность и защита права собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами;
не допускается ограничение их независимой финансовой деятельности;
право учреждать банки, фонды солидарности, страховые и другие в соответствии с их уставами (ст. 24 Закона);
все работодатели обязаны соблюдать права профсоюзов, содействовать их деятельности (ст. 377 Кодекса);
-- предприятия и организации обязаны отчислять денежные средства профсоюзным органам на культурно-массовую и физ-культурную работу;
* предприятия, учреждения, организации с численностью свыше 100 работников обязаны предоставлять соответствующему выборному профсоюзному органу (профкому, стройкому и т. д.) бесплатно необходимые помещения со всем оборудованием, отоплением, освещением, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие (луч-шие) условия могут быть предусмотрены коллективным до-говором (ч. I ст. 377 ТК);
* здания, помещения, сооружения, сады и парки для веде-ния культурной, оздоровительной и спортивной работы, детские базы, лагеря, находящиеся на балансе предприятия, учреждения, организации могут передать согласно коллективному договору профкому данной организации в бесплатное пользование, а хо-зяйственное их содержание (ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана и оборудование) производится за счет предпри-ятия, учреждения, организации, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.
Профсоюзы как субъекты трудового права не подлежат регист-рации. Они имеют право представлять своих членов, участвовать в установлении условий труда и его оплаты на всех уровнях их орга-нов. Таким образом, они являются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда -- при создании норм трудового права, их применении, контроле за соблюдением трудо-вого законодательства, охраны труда, а также в разрешении кол-лективных трудовых споров как представители работников.
12.Коллективные договоры и соглашения: понятие, значение, содержание.
Коллективный договор -- это правовой акт, регулирующий со-циально-трудовые отношения в организации и заключаемый работ-никами с работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК)
Это всегда двусторонний акт. Коллек-тивный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.
Сторонами коллективного договораявляются работники од-ной какой-то организации, т. е. трудовой коллектив, от имени которого выступают их представители, и работодатель, предста-вителем которого по уставу организации является ее руководи-тель. Если в организации не один, а два-три профсоюза, и они заключают единый договор, то в комиссию для ведения перего-воров и составления проекта коллективного договора выделяют-ся представители каждого из этих профсоюзов с учетом количе-ства их членов.
Поскольку проект коллективного договора, как правило, утвер-ждает общее собрание (конференция) трудового коллектива1, то сторонами его являются трудовой коллектив работников организа-ции и работодатель. Моментом начала коллективных переговоров является дата издания приказа руководителя организации, согласованного с соответствующим представителем работников, о формирова-нии комиссии для переговоров и разработки коллективного до-говора. Если со стороны работников выступают несколько пред-ставителей (когда несколько профсоюзов), то они в течение пяти календарных дней формируют единый представительный орган для заключения единого договора.
Инициатором заключения и изменения коллективного до-говора вправе выступать любая его сторона, но решение об этом принимает трудовой коллектив, профсоюзный орган.
Единый проект коллективного договора обсуждается сначала работниками в подразделениях предприятия, затем дорабатывается с учетом их замечаний; доработанный проект утверждается общим собранием (конференцией) и подписывается всеми уча-стниками единого представительного органа. Если в представи-тельном органе возникают разногласия или такой орган не соз-дан, то общее собрание (конференция) может принять наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручить проф-органу, разработавшему проект, на его основе провести перего-воры и заключить после утверждения общим собранием коллек-тивный договор от имени трудового коллектива организации. Если участвуют разные профсоюзы и не достигают согласия, ка-ждый может от имени представляемых им работников предло-жить заключить приложение к единому коллективному договору. Подписанный сторонами договор в 7-дневный срок направляет-ся работодателем в соответствующий орган по труду для уведо-мительной регистрации.
Структуру и содержание коллективного договора определяют сами стороны через своих представителей.
Содержанием коллективного договораявляются условия, опре-деляющие права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение. По их характеру все условия могут быть разделены на три вида:
*нормативные,закрепляющие локальные нормы трудового права о различных льготах, преимуществах, предоставляемых от-дельным категориям работников за счет средств данной органи-зации (дополнительные отпуска, выходные дни, различные доп-латы, виды, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, производственные надбавки к пенсиям, дополнительные права профкома организации и иные сверх законодательства права и льготы). Статья 41 ТК более подробно указывает это. Они действуют весь срок действия коллективного договора;
*обязательственные,закрепляющие конкретные обязатель-ства администрации (работодателя) по улучшению условий труда и быта работников, которые действуют до их выполнения и по-гашаются обычно раньше срока окончания коллективного до-говора;
*организационные -- о сроках действия коллективного до-говора, о проверке его выполнения и отчетах сторон об этом, о порядке его изменения и пересмотра и т. п.
Условия договора, ухудшающие против законодательства ус-ловия труда, считаются недействительными.
По структуре коллективные договоры могут содержать от двух до восьми и более разделов (как договорятся стороны). Но поч-ти во всех договорах есть разделы об оплате, охране труда, о по-вышении квалификации.
Значениеколлективного договора состоит в том, что этот правовой акт регулирует условия труда и быта работников при активном участии самих работников. Следовательно, он улучша-ет против законодательства эти условия и развивает производст-венную демократию. Одновременно он является наиболее практически значимой формой социального партнерства.
Соглашение -- это правовой акт, регулирующий социально-тру-довые отношения между работниками и работодателями и заключа-емый на уровне РФ, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии . Оно является правовой формой социаль-ного партнерства. В зависимости от сферы регулирования социаль-но-трудовых отношений коллективные соглашения могут быть: гене-ральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные тарифные, территориальные и иные.
Целью заключения генерального соглашения является установ-ление общих принципов регулирования социально-трудовых отно-шений в масштабах Федерации. Региональное соглашение уста-навливает общие принципы регулирования социально-трудовых отно-шений на уровне субъекта Российской Федерации. Отраслевое (межот-раслевое) тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отрас-лей). Профессиональное тарифное соглашение предусматривает нормирование оплаты и других условий труда, а также социальных гарантий и льгот для работников определенных профессий. Территориальное соглашение устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.
Содержание соглашений. Оно состоит из условий (положений) нормативного и обязательственного характера, определяемых самими сторонами в пределах их компетенции. Будучи правовой формой социального партнерства по трудовым и социально-экономическим вопросам, соглашения не могут противоречить законодательству.
13. Порядок заключения коллективных договоров и соглашений.
Коллективный договор -- это правовой акт, регулирующий со-циально-трудовые отношения в организации и заключаемый работ-никами с работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК)
Соглашение -- это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый на уровне Российской Фе-дерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории.
Порядок заключенияколлективного договора установлен зако-ном. Решение о необходимо-сти заключения коллективного договора с работодателем вправе принимать представители работников или общее собрание (кон-ференция) работников организации. Коллективный договор за-ключается на срок от одного года до трех лет и вступает в силу с момента его подписания сторонами или со дня, установленного в договоре. Стороны могут продлить его действие на срок не бо-лее трех лет. По окончании срока он продолжает действовать до момента заключения нового договора или изменения, дополне-ния сторонами действующего. Свое действие коллективный до-говор сохраняет и в случае изменения состава, структуры, наиме-нования, органа управления организации, увольнения ее руково-дителя. При реорганизации предприятия коллективный договор сохраняет свое действие на период реорганизации, а затем по инициативе одной из сторон может быть пересмотрен. При смене формы собствености производства он сохраняет свое действие в течение трех месяцев, когда стороны могут начать переговоры о заключении нового или сохранении, изменении и дополнении действующего коллективного договора.
Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала или иного обособ-ленного подразделения.
Контроль за выполнением коллективного договора осуществля-ют стороны и их представители, а также органы по труду. Сторо-ны отчитываются о выполнении договора на общем собрании (конференции) трудового коллектива.
Изменения коллективного договора производятся в том же порядке, какой установлен для его заключения.
К заключению и действию социально-партнерских соглаше-ний, так же как и к коллективным договорам, относятся принци-пы, указанные ранее, а также порядок ведения коллективных пе-реговоров и заключения коллективных договора и соглашения.
Содержание и структуру соглашений определяют стороны в лице их представителей, которые свободны в выборе круга вопро-сов для обсуждения и включения в соглашение. Проект соглаше-ния разрабатывается в ходе коллективных переговоров о нем.
Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключе-ния определяются трехсторонней комиссией. Срок действия согла-шения определяют стороны, но не более трех лет. Стороны могут и продлить действие соглашения на срок не более трех лет (ст. 48 ТК).
Термин «социальные партнеры» закреплен в Конвенции МОТ № 87 (1948 г.) «Свобода ассоциации и защита права на ор-ганизацию», определившей право социальных партнеров (работ-ников и предпринимателей) на защиту своих интересов, а также право организации трудящихся и предпринимателей свободно выбирать своих представителей и формулировать свою програм-му действий. Конечно, эти программы отражают противополож-ные интересы труда и капитала.
Поэтому для социального мира необходимо их социальное партнерство как условие обеспечения развития экономики страны.
Значение социально-партнерских соглашений для работников в том, что они направлены на:
* улучшение условий труда работников, повышение его оп-латы;
* обеспечение охраны труда и улучшение социально-быто-вого обслуживания работников;
повышение законодательного минимума гарантий трудо-вых прав работников;
* обеспечение занятости трудящихся, их переквалификация для этого.
Трехсторонняя Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ведет коллективные переговоры и разрабатывает проект соглашения, устанавливает сроки его действия и контроль за его выполнением. Разработанный комиссией проект соглашения под-писывается полномочными представителями социальных партнеров (сторон соглашения). Подписанное соглашение в 7-дневный срок направляется представителями работодателей на федеральном уров-не--в Министерство труда РФ, а на уровне субъекта Федера-ции -- в орган по труду данного субъекта для уведомительной регистрации. Если этот орган при регистрации выявит в соглашении ус-ловия, противоречащие трудовому законодательству, он сообщает об этом сторонам соглашения. Этот порядок действует и при внесении изменений и дополнений в соглашение.
Контроль за выполнением соглашений всех уровней осуществ-ляют стороны и их представители, а также соответствующие ор-ганы по труду.
Ответственность представителей работодателей за уклонение от участия в переговорах или необеспечение в срок работы соот-ветствующей комиссии установлена Законом. Эти лица несут такую же ответственность за нарушение или невы-полнение коллективного договора или соглашения, а виновные в непредоставлении информации для коллективных переговоров или осуществления контроля за соблюдением коллективного до-говора, соглашения несут или такую же ответственность, или дис-циплинарную. Для представителей профсоюзов и исполнительного органа власти правовой ответственности Закон не устанавливает.
14.Правила приема на работу.
придерживаться следующего алгоритма действий:
работник, в необходимых случаях, обращается к администрации работодателя с заявлением о приеме на работу и представляет следующие документы:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые, или работник поступает на работу на условиях совместительства;
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
в отдельных случаях с учетом спецификации работы законом может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов;
непосредственно перед заключением трудового договора работодатель знакомит работника с правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными правовыми актами, касающимися трудовой функции работника;
работодатель и работник заключают трудовой договор, при этом работодатель выдает второй экземпляр трудового договора работнику, о чем делается отметка в специальном журнале;
работодатель издает приказ о приеме работника на работу по форме Т-1 и оформляет личную карточку работника по форме Т-2;
работодатель знакомит работника с приказом о приеме на работу, где делается соответствующая запись и личной карточкой работника, в которой работник ставит личную подпись в графе удостоверения сведений о нем;
работодатель делает запись в трудовой книжке работника о приеме на работу и соответствующие отметки в книге движения трудовых книжек и вкладышей в них;
Статья 68. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).
При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.
Статья 69. Обязательному предварительному медицинскому осмотру (обследованию) при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Статья 70. При заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.
Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания. В случае когда работник фактически допущен к работе без оформления трудового договора (часть вторая статьи 67 настоящего Кодекса), условие об испытании может быть включено в трудовой договор, только если стороны оформили его в виде отдельного соглашения до начала работы.
В период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов.
Испытание при приеме на работу не устанавливается для:
лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;
лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;
лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения;
лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу;
лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;
лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев;
иных лиц в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором.
Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций - шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом.
При заключении трудового договора на срок от двух до шести месяцев испытание не может превышать двух недель.
В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе.
Статья 71. При неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суд.
При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия.
Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.
Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня.
придерживаться следующего алгоритма действий:
работник, в необходимых случаях, обращается к администрации работодателя с заявлением о приеме на работу и представляет следующие документы:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые, или работник поступает на работу на условиях совместительства;
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
в отдельных случаях с учетом спецификации работы законом может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов;
непосредственно перед заключением трудового договора работодатель знакомит работника с правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными правовыми актами, касающимися трудовой функции работника;
работодатель и работник заключают трудовой договор, при этом работодатель выдает второй экземпляр трудового договора работнику, о чем делается отметка в специальном журнале;
работодатель издает приказ о приеме работника на работу по форме Т-1 и оформляет личную карточку работника по форме Т-2;
работодатель знакомит работника с приказом о приеме на работу, где делается соответствующая запись и личной карточкой работника, в которой работник ставит личную подпись в графе удостоверения сведений о нем;
работодатель делает запись в трудовой книжке работника о приеме на работу и соответствующие отметки в книге движения трудовых книжек и вкладышей в них;
15. Понятие занятости. Виды и формы обеспечения занятости.
Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" определяет занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую российскому законодательству и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход.
Из этого определения можно выделить четыре существенных признака, совокупность которых позволяет отнести гражданина к категории занятых.
Деятельность граждан, т.е. совершение определенных активных действий. К примеру, гражданин осуществляет определенный комплекс активных действий, выполняя трудовые функции на основании заключенного трудового договора.
Нельзя рассматривать отношения занятости в качестве предпосылки начала трудовой деятельности. Занятость - это длящееся отношение, которое характеризует состояние определенности субъекта этого отношения (например, в качестве работника, лица, обучающегося в учебном заведении, и т.д.) и не может прерываться (прекращаться) моментом устройства на работу, поступления в институт и др.
Анализ законодательства о занятости населения позволяет выделить следующие три группы занятых граждан:
· лица, осуществляющие трудовую деятельность (в широком смысле) в сфере как общественного, так и личного труда;
· занятые иными видами общественно полезной деятельности;
· лица, не осуществляющие какой-либо деятельности, но признаваемые занятыми в силу Закона.
К первой группе занятого населения относятся: граждане, работающие по трудовому договору (за исключением граждан, участвующих в общественных работах); лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг; граждане, избранные, назначенные или утвержденные на должности в органах государственной власти, управления, общественных объединениях.
Вторую группу составляют граждане, проходящие военную службу или службу в органах внутренних дел, а также трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения в общеобразовательных заведениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению службы занятости населения.
В третью группу входят временно отсутствующие на рабочем месте работники в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами, а также граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций. При этом последних следует относить к третьей группе занятого населения лишь в том случае, если они не осуществляют фактическую работу в процессе деятельности соответствующего юридического лица.
16. Субъекты правоотношений в сфере занятости.
безработный, органы службы занятости, наниматель(работодатель).
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.
Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
17.Условия признания граждан безработными. Порядок регистрации безработных граждан.
Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" Статья 3.
1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.
Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации.
2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
3. Безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
4. Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
18.Правовой статус безработных граждан.
1. Правовой статус безработного включает в себя: определение понятия безработного; его права и обязанности; социальные гарантии и компенсации при потере работы и в других случаях.
Безработными признаются граждане, которые: а) являются трудоспособными; б) не имеют работы и заработка (при этом не учитывается выходное пособие и средний заработок, выплачиваемые при высвобождении с предприятий, а также оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости); в) зарегистрированы в службе занятости; г) готовы приступить к работе.