Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия
Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия
СОДЕРЖАНИЕ
введение
Глава 1. общие положения об обороте оружия
1.1 Развитие законодательства об уголовной ответственности за незаконный оборот оружия в Российском государстве
1.2 Понятие и виды оружия
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С незаконнЫМ оборотОМ оружия
2.1 Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия
2.2 Незаконное изготовление оружия
2.3 Небрежное хранение огнестрельного оружия
2.4 Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия
2.5 Хищение либо вымогательство оружия
Глава 3. Криминологическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия
3.1 Причины незаконного оборота оружия
3.2Основные направления совершенствования организации противодействия незаконному обороту оружия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
введение
Актуальность темы исследования. Современный период жизни государства и общества чрезвычайно сложен. Существенным препятствием на пути проведения политических, экономических и социальных реформ в России является преступность, динамика количественных показателей которой уже несколько лет остается неблагополучной. Качественная характеристика преступности также меняется не в лучшую сторону. Нарастающая вооруженность преступного мира и открытая демонстрация оружия - одни из факторов ухудшения криминогенной обстановки на территории России. Массовость преступлений с применением оружия, ощутимая профессионализация преступных группировок, подкуп, шантаж, угрозы, вооруженное противостояние правоохранительным органам в опасных масштабах входят в повседневную жизнь; существует тенденция роста опасных посягательств на жизнь и здоровье граждан, в том числе террористической направленности, корыстно-насильственных преступлений.
В сложившейся ситуации особую актуальность имеют проблемы борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия в Российской Федерации. Специально проведенные исследования показывают, что рассматриваемые противоправные деяния не только не уменьшаются, несмотря на активно принимаемые органами внутренних дел меры, но и становятся все более доходным преступным промыслом, имеющим, в отличие от ряда других посягательств, относительно большую доступность и меньшую степень риска разоблачения. Неконтролируемый оборот оружия приобрел организованный и транснациональный характер и относится в современных условиях к сильнодействующим детерминантам преступности.
Борьба с незаконным оборотом оружия занимает особое место в деятельности по предупреждению преступлений, так как она характеризуется двойной превенцией: помимо пресечения незаконных действий в отношении оружия предупреждаются и тяжкие последствия, которые могут наступить при противоправном применении оружия.
В современных условиях возникает необходимость принятия экстренных, более жестких мер по борьбе с незаконным оборотом оружия, в первую очередь, связанных с усилением контроля за его легальным оборотом. Разработка этих мер возможна лишь на основе глубокого криминологического исследования всех закономерностей незаконного оборота оружия, так как без фундаментальных научных исследований данного явления деятельность правоохранительных органов по борьбе с ним малоэффективна.
Указанные обстоятельства предопределили выбор и актуальность темы дипломного исследования.
Научная разработанность проблемы. Участившиеся проявления этого опасного преступления в нашей стране вызвали значительный интерес со стороны ученых-юристов. Он обусловлен как характером и степенью общественной опасности самого преступления, так и сложностью его содержания. Только за последние годы в специальной литературе опубликован ряд монографий, статей и пособий, посвященных этой проблеме. Это работы Багаутдинова Ф., Бикеева И., Воронина В., Иванова Н.Г., Игнатова А.И., Красикова Ю.А., Кудашова В., Малькова С., Наумова А.В., Невского С.А., Омигова В., Тихого В.П., Трайнина А.Н., Устинова В.С., Цыганова И.Ю., Ширкина А. и др.
В самих работах указанные авторы в той или иной степени затрагивают различные стороны незаконного оборота оружия. Однако анализ этих и целого ряда других работ позволяет сделать вывод о том, что рассмотрение различных аспектов носит в достаточной степени фрагментарный характер, труды вышеупомянутых ученых не исчерпали всей проблематики рассматриваемого состава преступления с учетом действующего Уголовного кодекса Российской Федерации и практики его применения.
Целью дипломной работы является исследование комплекса криминологических и уголовно-правовых вопросов, относящихся к незаконному обороту оружия, а так же подробное изучение криминалистической характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, подтверждение актуальности и важности данной проблемы на сегодняшний день.
Задачи исследования. В соответствии с этой целью необходимо обозначить и решить следующие задачи:
охарактеризовать развитие законодательства об уголовной ответственности за незаконный оборот оружия в Российском государстве;
выделить понятие и виды оружия;
дать уголовно-правовую характеристику действующего состава преступления, предусматривающего ответственность за незаконный оборот оружия;
выявить причины незаконного оборота оружия;
проанализировать основные направления совершенствования организации противодействия незаконному обороту оружия.
Объектом дипломного исследования является реальное состояние общественной безопасности и уголовно-правовые средства ее обеспечения при осуществлении профилактики и борьбы с проявлением одного из наиболее опасных преступных посягательств на общественную безопасность - незаконного оборота оружия.
Предметом исследования являются: уголовное законодательство, действующее и в историческом аспекте, систематическая отчетность, справки, обзоры судебной практики о преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия.
Методология и методика исследования. Методологической основой дипломного исследования является диалектический подход к рассмотрению объекта и предмета исследования с использованием общих и специальных методов научного познания, таких, как сравнительно-правовой, статистический метод моделирования, метод экспертных оценок, социологический и др.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных авторов по уголовному праву, криминологии, уголовному процессу, криминалистике.
Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, действующие уголовное законодательство России, руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ, Постановления Правительства РФ, относящиеся к проблемам исследования. Необходимо в ходе исследования изучить опубликованные материалы судебной практики.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя девять параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Глава 1. общие положения об обороте оружия
1.1 Развитие законодательства об уголовной ответственности за незаконный оборот оружия в Российском государстве
В Российском государстве правовому регулированию порядка приобретения, хранения и ношения охотничьего огнестрельного оружия и ответственности за его незаконный оборот придавалось большое значение практически при всех формах правления - как в Российской империи и затем в Советском государстве, так и в настоящее время. К примеру, до 1917 года право на ношение огнестрельного оружия имели лишь перечисленные в законе категории граждан, в частности, применяющие его для охоты или для занятий спортом. Этого права были лишены: клирики; лица, состоящие под надзором полиции; лица, наказанные за повреждение чужих лесов или за нарушение правил об охоте. Нарушение установленных правил оборота охотничьего оружия Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями в 1885 году, каралось как в уголовном, так и в административном порядке.
Октябрь 1917 г. ознаменовал собой коренное изменение жизни общества в России. Старое законодательство было упразднено, "не могло быть и речи о какой-либо рецепции или преемственности старого уголовного законодательства". В Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. говорилось о том, что буржуазные кодексы прежней эпохи пролетариат должен сдать в архивы, вооруженный народ без особых правил, без кодексов справлялся и справляется со своими угнетателями.
В условиях разгула преступности и сопротивления свергнутых классов Советское государство вынуждено было принимать достаточно жесткие меры в отношении регулирования оборота оружия и устанавливать суровое наказание за нарушение его правил. Первоначально ответственность за незаконный оборот оружия предусматривалась декретами советской власти.
10 декабря 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР издал Декрет "О сдаче оружия", в соответствии с которым все население и учреждения гражданского ведомства обязаны были сдать находящиеся у них все исправные и неисправные винтовки, пулеметы и револьверы всех систем, патроны к ним и шашки. Укрывательство оружия, задержание или противодействие его сдаче наказывалось лишением свободы на срок от одного года до десяти лет. Должностные лица, виновные "в нерадении по сбору указанного выше оружия или противодействии сей сдаче" подлежали немедленному отстранению от занимаемых должностей и передаче военно-революционному суду.
В годы Гражданской войны Советское государство очень строго подходило к рассмотрению дел о незаконном обороте и определению меры наказания к виновным. Так, после принятия 6 ноября 1918 г. VI Чрезвычайным Всероссийским съездом Советов акта об амнистии Коллегия ВЧК 13 ноября 1918 г. вошла в Президиум ВЦИК с ходатайством о нераспространении этого акта на некоторые категории арестованных и осужденных чрезвычайными комиссиями лиц. Рассмотрев этот вопрос, Президиум ВЦИК 18 ноября 1918 г. принял постановление, согласно которому амнистии не подлежал широкий круг лиц, арестованных и осужденных органами ВЧК, революционными трибуналами и народными судами, среди которых и виновные в хранении без разрешения взрывчатых веществ, складов оружия и т.д.
На основании ст. 3 Декрета ВЦИК от 20 июня 1919 г. "Об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении" ВЧК и губернская ЧК наделялись правом непосредственной расправы (вплоть до расстрела) за "сокрытие в контрреволюционных целях боевого оружия".
12 июля 1920 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят Декрет "О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращении с ним". Декрет установил, что хранить и пользоваться огнестрельным оружием могли лишь лица, которым оно присвоено по роду осуществляемой деятельности (военные, состоящие на действительной службе, работники милиции), а также лица, получившие на это право в соответствии с Декретом "О сдаче оружия" от 10 декабря 1918 г. Подлежали задержанию и наказанию в виде лишения свободы на срок не менее шести месяцев: а) граждане, хранившие огнестрельное оружие без законного на это права, даже при отсутствии преступных целей; б) лица, стреляющие в воздух в местах скопления народа без особой необходимости; в) часовые, постовые милиционеры, открывающие беспричинную стрельбу; г) должностные лица, виновные в незаконной выдаче оружия гражданам, не имевшим право на его хранение и использование; д) граждане, небрежно обращающиеся с огнестрельным оружием, что привело к несчастному случаю.
Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 17 октября 1921 г. "О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ" было установлено, что при отсутствии надлежащего разрешения на хранение оружие и взрывчатые вещества подлежали обязательной безвозмездной сдаче государству: "В случае их обнаружения конфискуются с привлечением их хранителей к уголовной ответственности".
Учитывая, что главными пользователями оружия являлись вооруженные силы и иные воинские формирования, в первые годы Советской власти вопросы ответственности за незаконный оборот оружия, в том числе и за его хищения, нашли также отражение в правовых актах об ответственности за совершение воинских преступлений.
Положение о революционных военных трибуналах, утвержденное ВЦИК РСФСР 20 ноября 1919 г., классифицировало преступления, совершаемые военнослужащими. К группе специальных воинских преступлений было отнесено "похищение, умышленное повреждение и уничтожение предметов вооружения, обмундирования, снаряжения, всех прочих видов военного имущества, а равно и промотание тех же предметов".
Постановлением ВЦИК РСФСР от 8 апреля 1920 г. о комиссиях по борьбе с дезертирством указывалось, что лица, совершившие одно из перечисленных в нем преступлений, в том числе "похитившие при побеге казенное обмундирование, кроме носимого на себе, или унесшие оружие и снаряжение", подлежали передаче ревтрибуналам.
Рассмотренные декреты сыграли значительную роль в борьбе с незаконным оборотом оружия в первые годы Советской власти.
24 мая 1922 г. ВЦИК утвердил Уголовный кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 июня 1922 г., в котором указывалось, что изготовление, приобретение или сбыт взрывчатых веществ или снарядов без соответствующего разрешения при том условии, что "не доказана преступная цель учинения этих деяний", наказывались лишением свободы на срок не ниже шести месяцев (ст. 93).
Виновные в нарушении законодательства о провозе за границу предметов, указанных в Декрете СНК РСФСР от 17 октября 1921 г. "О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ", в том числе оружия и взрывчатых веществ, подлежали на основании ч. 2 ст. 97 УК РСФСР лишению свободы на срок не ниже трех лет со строгой изоляцией, при отягчающих обстоятельствах к ним применялась высшая мера наказания.
Хранение огнестрельного оружия без надлежащего разрешения наказывалось принудительными работами (ст. 220). Предметом данного преступления являлось любое огнестрельное оружие.
Постановление ВЦИК РСФСР от 16 октября 1924 г. "О дополнениях и изменениях Уголовного кодекса РСФСР" декриминализировало ряд противоправных деяний, предусмотренных УК РСФСР, и за незаконное хранение оружия была установлена административная ответственность в виде принудительных работ до трех месяцев или штрафа до 300 рублей.
22 ноября 1926 г. второй сессией ВЦИК XII созыва был принят Уголовный кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 января 1927 г.
Ответственность за незаконный оборот оружия в УК РСФСР 1926 г. предусматривалась ст. 182, установившей, что "изготовление, хранение, покупка и сбыт взрывчатых веществ или снарядов, а равно хранение огнестрельного (не охотничьего) оружия без надлежащего разрешения" наказывались принудительными работами на срок до шести месяцев или штрафом до одной тысячи рублей, с конфискацией, во всяком случае, названных веществ, снарядов, оружия".
Особенность ст. 182 УК РСФСР 1926 г. заключалась в том, что она объединила диспозиции ст. ст. 93 и 220 УК РСФСР 1922 г., охотничье оружие не являлось предметом преступления. Деяние, предусмотренное ст. 182 УК, было отнесено в главу "Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и порядок".
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 5 августа 1929 г. дополнило ст. 182 УК РСФСР частью второй об ответственности за пересылку по почте взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ и предметов, таких как порох, патроны и т.п., а также едких кислот и других едких веществ, карающуюся принудительными работами на срок до шести месяцев или штрафом до одной тысячи рублей с конфискацией почтового отправления.
В дальнейшем ответственность за изготовление, хранение, покупку, сбыт огнестрельного оружия была ужесточена. По предложению Президиума ЦИК СССР Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20 марта 1933 г. ст. 182 УК РСФСР была изменена и изложена в новой редакции.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 марта 1935 г. "О мерах борьбы с хулиганством" запрещалось без разрешения органов НКВД изготовление, хранение, сбыт и ношение кинжалов, финских ножей и иного холодного оружия, на основании чего ст. 182 УК РСФСР была дополнена частью четвертой, в соответствии с которой в качестве меры наказания устанавливалось лишение свободы на срок до пяти лет с конфискацией оружия.
В примечании к ст. 182 говорилось, что действие части четвертой не распространяется на хранение и ношение холодного оружия в местностях, в которых ношение холодного оружия связано с условиями быта и является принадлежностью национального костюма. К указанным местностям Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 сентября 1935 г. были отнесены: а) национальные республики и области РСФСР (Дагестанская АССР, Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская, Карачаевская, Черкесская, Чечено-Ингушская, Адыгейская автономные области), где ношение холодного оружия (кинжала) является принадлежностью национального костюма; б) сельские местности Карельской АССР - финские ножи; в) районы Крайнего Севера РСФСР, где ношение холодного оружия (охотничьего ножа) необходимо по условиям быта или промысла.
В зависимости от целей виновного незаконный оборот оружия в ряде случаев охватывался составом государственных преступлений (глава первая УК). Например, ст. 582 предусматривала ответственность за вооруженное восстание или вторжение в контрреволюционных целях на советскую территорию вооруженных банд, захват власти в центре или на местах и, в частности, с целью насильственно отторгнуть от Союза ССР и отдельной союзной республики какую-либо часть ее территории или расторгнуть заключенные Союзом ССР с иностранными государствами договоры. В комментарии к Уголовному кодексу под редакцией М.Н. Гернета и А.Н. Трайнина говорилось: "Так как ныне согласно ст. 19 Уголовного кодекса карается не только покушение, но и приготовительные действия, то ст. 582 охватывает: а) закупку оружия; б) вербовку людей в банды; в) оборудование складов оружия, устройство почтовой, телеграфной или особыми курьерами связи между отдельными участниками, подготавливающими преступления..."
В соответствии со ст. 58.11 УК РСФСР всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе (о государственных преступлениях) преступлений, а равно участие в организации, образованной для подготовки или совершения одного из государственных преступлений, влекло за собой меры социальной защиты, которые указаны в соответствующих статьях данной главы. При этом организационная деятельность могла выражаться также и в приобретении оружия.
Особое значение имела деятельность государства по борьбе с незаконным оборотом оружия в годы Великой Отечественной войны. Широкомасштабные боевые действия, оккупация немецко-фашистскими войсками ряда республик и областей Советского Союза способствовали тому, что на руках у населения оказалось значительное количество оружия. Постановлением Государственного Комитета Обороны от 16 января 1942 г. N 1156 "О сдаче трофейного имущества" предписывалось всем гражданам, проживающим в освобожденных Красной Армией населенных пунктах, в течение 24 часов сдать воинским частям, органам НКВД или местным органам власти все оружие, боеприпасы и другое имущество, оставленное противником, а также имущество, принадлежавшее воинским частям Красной Армии, государственным или общественным организациям и присвоенное во время оккупации. Граждане, не выполнившие требования данного Постановления и не сдавшие в указанный срок оружие и боеприпасы, подлежали ответственности по ст. 182 УК РСФСР, в случае злостного уклонения от сдачи - по ст. 58.14 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик. В соответствии с Приказом Народного комиссара юстиции СССР от 28 января 1942 г. лица, виновные в порче оружия, боеприпасов, военного имущества, а также уклоняющиеся от их сдачи, подлежали штрафу до 3000 рублей или лишению свободы на шесть месяцев. Умышленное повреждение или злостное уклонение от сдачи имущества предполагало привлечение к ответственности по ст. 58.14 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.
Уголовные кодексы РСФСР 1922 г. и первоначально 1926 г. не содержали специальных норм о хищении огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ. Ответственность за совершение данных преступлений наступала по статьям об имущественных и иных преступлениях. Например, ч. 2 ст. 193.10 УК РСФСР 1926 г. предусматривала уголовную ответственность военнослужащих за противозаконное отчуждение (промотание) "выданных для служебного употребления холодного или огнестрельного оружия, патронов и лошади", что влекло за собой наказание в виде лишения свободы на срок не ниже одного года. Если указанное преступление совершалось в военное время или в боевой обстановке, то в качестве наказания предусматривалось лишение свободы на срок не ниже трех лет или применение высшей меры социальной защиты. В качестве соучастников вместе с военнослужащими, отчуждавшими указанное имущество, привлекались к уголовной ответственности и подлежали аналогичному с ним наказанию и лица, которые приняли от них похищенное. Такими лицами могли быть как военнослужащие, так и гражданские лица. Для привлечения этих лиц к ответственности по ст. 193.10 необходимо было доказать, что они действовали умышленно, то есть достоверно знали, что сбывающий имущество является военнослужащим, а имущество - казенным.
На основании Постановления ЦИК и СНК от 6 февраля 1929 г. "Об усилении уголовной ответственности за хищение оружия и огнестрельных припасов" УК РСФСР был дополнен ст. 59.3а и 166-а, которые явились специальными нормами, предусматривающими ответственность за совершение рассматриваемых хищений.
Статьей 59.3а УК РСФСР, расположенной в главе "Преступления государственные", были предусмотрены тяжкие виды этого преступления: тайное или открытое похищение огнестрельного оружия, частей к нему и огневых припасов, если оно совершено из складов и хранилищ РККА, военизированной охраны и военизированной пожарной охраны предприятий и сооружений, которые имеют особое государственное значение, милиции, экспедиции подводных работ, исправительно-трудовых учреждений, тылового ополчения и трудовых частей из лиц, освобожденных от военной службы по религиозным убеждениям, а также из мест постоянного или временного расположения их частей - в тех случаях, когда огнестрельное оружие, части к нему и огневые припасы находились под охраной или особым наблюдением.
Статья 166-а УК РСФСР, предусматривавшая уголовную ответственность за тайное или открытое похищение огнестрельного оружия (кроме оружия охотничьего образца и мелкокалиберного) и огневых припасов к нему, при том условии, что оно не содержит признаки состава преступления, предусмотренного ст. 59.3а УК РСФСР, была помещена в главу об имущественных преступлениях, что, как справедливо отметил Г.А. Кригер, не отражало социальной сущности этого преступления и характер его общественной опасности.
Хищения огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ, совершаемые организованными группами или в значительных размерах, в судебной практике квалифицировались по Закону от 7 августа 1932 г. "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и коопераций и укреплении общественной социалистической собственности", при наличии признаков бандитизма - по ст. 593 УК РСФСР, предусматривавшей ответственность за бандитизм.
Статья 164-а главы об имущественных преступлениях предусматривала лишение свободы на срок до пяти лет за покупку, хранение и продажу заведомо похищенного огнестрельного оружия (кроме оружия охотничьего образца и мелкокалиберного и огневых припасов к нему).
Издание Указов Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. "Об усилении охраны личной собственности граждан" и "Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества" вызвало изменения в правоприменительной практике о хищениях огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ: Пленум Верховного Суда СССР в своем Постановлении от 22 августа 1947 г. N 12/6 "О порядке применения судами Указов Президиума Верховного Совета Союза ССР от 4 июня 1947 г." указал, что ст. ст. 59.3а и 166-а УК РСФСР не подлежат применению и преступления, предусмотренные ими, надлежало квалифицировать по соответствующим статьям этих Указов.
27 октября 1960 г. Верховный Совет РСФСР принял третий Уголовный кодекс РСФСР, вступивший в силу с 1 января 1961 г.
В УК РСФСР 1960 г. ответственности за незаконный оборот оружия была посвящена ст. 218, анализ содержания которой позволяет выделить ее особенности и отличия от ст. 182 УК 1926 г.:
из числа охотничьего огнестрельного оружия к предметам преступления, предусмотренного ст. 218 УК, относилось охотничье нарезное огнестрельное оружие, в то время как согласно ч. 1 ст. 182 УК 1926 г. исключалась уголовная ответственность за незаконные действия (изготовление, хранение, покупка и сбыт) с любыми видами огнестрельного охотничьего оружия;
в качестве признака объективной стороны состава преступления выступает также ношение огнестрельного (кроме гладкоствольного охотничьего) оружия;
декриминализировано хранение холодного оружия без соответствующего разрешения;
пересылка по почте или багажом взрывчатых, легковоспламеняющихся, едких веществ стала рассматриваться как самостоятельное преступление. Ответственность за пересылку взрывчатых веществ была предусмотрена ст. 217 УК, за пересылку легковоспламеняющихся и едких веществ - ст. 220 УК;
санкции за совершение рассматриваемых преступлений были значительно снижены.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 февраля 1974 г. "Об ответственности за незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление и сбыт огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ" Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 июля 1974 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР" в ст. 218 УК РСФСР были внесены следующие изменения и дополнения:
1) установлена ответственность за приобретение огнестрельного оружия;
2) наказание за ношение, хранение, приобретение, изготовление и сбыт огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов и взрывчатых веществ без соответствующего разрешения значительно повысилось: за совершение данных деяний устанавливалось наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет;
3) ст. 218 УК РСФСР была дополнена примечанием о том, что лицо, добровольно сдавшее огнестрельное оружие, боевые припасы или взрывчатые вещества, хранившиеся у него без соответствующего разрешения, освобождается от уголовной ответственности;
4) повышено наказание за ношение, изготовление или сбыт холодного оружия без соответствующего разрешения - до двух лет лишения свободы.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1982 г. наказание по ч. 2 ст. 218 УК РСФСР было ужесточено. Срок исправительных работ увеличивался до двух лет.
После проведенной в 1958 - 1961 гг. кодификации Уголовный кодекс РСФСР первоначально не содержал специальной нормы о хищении огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ, в то время как в уголовных кодексах ряда союзных республик (Украина, Грузия, Казахстан, Латвия, Киргизия, Таджикистан, Туркмения) такие нормы были предусмотрены сразу. В 1967 г. была проведена унификация законодательства в части, касающейся уголовной ответственности за хищения огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ, и уголовные кодексы всех союзных республик были дополнены специальными нормами, предусматривающими ответственность за совершение данного преступления, хотя и имеющими определенные различия в его уголовно-правовой характеристике. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июня 1967 г. в УК РСФСР была введена ст. 218.1 "Хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ".
Предметом преступления, предусмотренного ст. 218.1 УК РСФСР, являлось нарезное огнестрельное оружие. Ответственность за хищение гладкоствольного охотничьего оружия наступала по статьям УК о преступлениях против собственности.
Кроме того, хищения огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ находили отражение в ряде иных норм УК РСФСР: 1) в отдельных случаях охватывались составом бандитизма - ст. 77; 2) являлись квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ст. 188 УК "Побег из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под стражи" - п. "в" ч. 2 ("с завладением оружия или его использованием").
1.2 Понятие и виды оружия
Основным нормативным правовым актом Российской Федерации, регулирующим правоотношения в области оборота оружия, является Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии". В нем даны понятия предметов оборота ("оружие", "боеприпасы", "огнестрельное оружие", "газовое оружие" и пр.); перечислены субъекты, имеющие право приобретать оружие; регламентирован порядок продажи и передачи его государственным военизированным организациям, контроля за оборотом оружия и т.д. В этом Законе содержится и положение о том, что огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства должны содержаться в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Нарушение данного требования является одним из условий, способствующих совершению преступлений против общественной безопасности, связанных с незаконным оборотом оружия.
Под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, а также подачи сигналов.
Закон не раскрывает понятие "иная цель". Представляется, что под ней понимают различного рода предметы (рукотворные, природные) и механизмы, в том числе автотранспортные и иные передвижные средства.
Поражение (летальное, временное для живого организма; выведение из строя неживой (механической) цели) осуществляется:
при стрельбе из огнестрельного оружия снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда;
метательным оружием - снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства;
пневматическим оружием - снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа;
газовым оружием - путем применения слезоточивых или раздражающих веществ.
Сигналы подаются сигнальным оружием для демонстрации световых, дымовых или звуковых эффектов.
К основным частям огнестрельного оружия Закон относит ствол, затвор, барабан, рамку, ствольную коробку. Однако в разработанном Министерством обороны России Наставлении по стрелковому делу (9 мм пистолет Макарова) указываются и иные основные части (механизмы) огнестрельного оружия: затворная задержка, возвратная пружина, ударно-спусковой механизм, выбрасыватель и предохранитель.
Закон устанавливает три вида оружия, оборот которого разрешен на территории Российской Федерации. Деление на виды происходит по двум основаниям: по субъектам использования, параметрам и тактико-техническим характеристикам.
Гражданское оружие включает оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации - для самообороны, занятий спортом и охоты. Самооборона подразумевает защиту любого гражданина имеющимися у него средствами, в том числе с использованием оружия, от реальной угрозы его жизни либо здоровью.
Федеральный закон гражданское оружие подразделяет на оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия; огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия; газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами; электрошоковые устройства и искровые разрядники), спортивное оружие (огнестрельное с нарезным стволом, огнестрельное гладкоствольное, холодное клинковое, метательное, пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж), охотничье оружие (огнестрельное с нарезным стволом; огнестрельное гладкоствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм; огнестрельное комбинированное - нарезное и гладкоствольное, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами; пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж; холодное клинковое), сигнальное и холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов России, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации.
Исчерпывающий Перечень гражданского оружия и боеприпасов к нему, вносимых в Государственный кадастр служебного и гражданского оружия, утвержден распоряжением Правительства России от 3 августа 1996 г. N 1207- р. Согласно разделу 2, к гражданскому оружию отнесено:
механические распылители, аэрозольные и другие устройства - средства самообороны в аэрозольной упаковке "Кобра-250", "Кобра-500", "Кобра-501", "Кобра-502", "Кобра-801", "Кобра-802", "Скорпион-1100", "Скорпион-5000", "Скорпион-5001", "СОО-2", "Лакриматор"; устройства дозированного аэрозольного распыления "Удар"; баллон аэрозольный малогабаритный к устройству "Удар" БАМ-1.000-08, БАМ-1.000-09; средство самообороны в аэрозольной упаковке "Контроль", "Черемуха", "Шок", "Скунс-БХ";