Рефераты

Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия

p align="left">В Государственном кадастре служебного и гражданского оружия также дан исчерпывающий перечень боеприпасов к гражданскому оружию и перечень гражданского оружия иностранного производства и боеприпасов к нему.

Служебное оружие предназначено для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым по закону России разрешено носить, хранить и применять указанное оружие в целях самообороны и для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции. Это огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, а также огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие.

Исчерпывающий Перечень служебного оружия и боеприпасов к нему, вносимых в Государственный кадастр служебного и гражданского оружия, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 1207-р. Согласно названному Кадастру, к служебному оружию отнесены: пистолет ИЖ-71 кал. 9 x 17, револьвер Р-92С кал. 9 x 18, револьвер "ДОГ-1" кал. 12,5 x 35, револьвер РСЛ-1 кал. 9 x 17 "Курц". К боеприпасам служебного оружия относят: патрон "Курц" кал. 9 x 17, патрон револьверный кал. 12,5 x 35; патрон с резиновой пулей АО "Техкрим", г. Ижевск, кал. 12/70 ТК 051; патрон с резиновой картечью кал. 12/70 ТК 052; патрон с пластмассовой дробью кал. 12/70 ТК 053.

Для должностных лиц государственных органов и работников юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия (боеприпасов к нему), перечень служебного оружия определен в постановлениях Правительства Российской Федерации (применительно к каждому государственному учреждению, службе). Выдаваемое должностным лицам государственных органов и работникам юридических лиц оружие может применяться только в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

Например, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1575 "О Порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям", служебное оружие выдается судьям во временное пользование в целях самообороны.

Для получения разрешения на хранение и ношение служебного оружия судья представляет на имя начальника органа внутренних дел по месту нахождения суда письменное заявление по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации.

К заявлению прилагаются:

документы, удостоверяющие личность, должностное положение судьи и место его жительства;

медицинское заключение об отсутствии у судьи противопоказаний к владению оружием по форме, установленной Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Решение о выдаче судье разрешения на хранение и ношение служебного оружия принимает начальник органа внутренних дел в течение одного месяца со дня подачи заявления.

Тип и модель выдаваемого судье служебного оружия определяются начальником органа внутренних дел с учетом конкретных условий, необходимых для обеспечения самообороны судьи.

Разрешение на хранение и ношение служебного оружия выдается сроком на пять лет с возможным его продлением.

Судьи могут применять оружие в порядке, установленном ст. 24 Федерального закона "Об оружии".

Сотрудникам учреждений федеральной почтовой связи, согласно Перечню типов и моделей служебного и гражданского оружия, патронов к нему и специальных средств для оснащения организаций федеральной почтовой связи, разрешено использовать следующее служебное оружие: девятимиллиметровый служебный пистолет ИЖ-71, девятимиллиметровый служебный пистолет П-96с, девятимиллиметровый служебный револьвер РСЛ-1.

Боевое ручное стрелковое и холодное оружие включает оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительством РФ на вооружение силовых министерств, а также изготавливаемое для поставок в другие государства в порядке, установленном Правительством РФ.

В Российской Федерации действует Постановление Правительства России от 15 октября 1997 г. N 1314 "Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях", которое устанавливает Правила оборота (производство, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, изъятие, уничтожение, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации) боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях.

Оборот оружия осуществляется в воинских частях и организациях Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Пограничной службы ФСБ России, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Пограничной службы ФСБ России, войск гражданской обороны, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации.

Согласно названным Правилам, государственные военизированные организации имеют право:

продавать или передавать оружие другим государственным военизированным организациям, а также юридическим лицам, занимающимся производством оружия или торговлей им в соответствии с лицензией на производство и торговлю и нормативно-техническими документами;

продавать гражданское и служебное оружие и патроны к нему юридическим лицам, имеющим лицензию органов внутренних дел на торговлю этим оружием и патронами к нему;

временно выдавать оружие должностным лицам государственных органов, которым законом разрешено хранение и ношение оружия, с оформлением необходимых разрешений в порядке, определенном Министерством внутренних дел Российской Федерации;

приобретать оружие у юридических лиц, имеющих право на производство, продажу, торговлю и передачу оружия, а также у граждан, имеющих оружие на законных основаниях;

передавать в установленном порядке наградное оружие музеям и организациям, имеющим право на коллекционирование и (или) экспонирование определенных видов оружия;

передавать для использования работниками ведомственной охраны государственной военизированной организации, прошедшими проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением боевого оружия, и при отсутствии у них противопоказаний к владению огнестрельным оружием отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия с комплектом патронов для ношения и использования при выполнении обязанностей по защите охраняемых объектов.

Боевое ручное стрелковое и холодное оружие военизированные организации могут применять для решения боевых и оперативно-служебных задач при введении чрезвычайного положения, проведении военных действий, контртеррористических операций либо операций по освобождению заложников, задержанию преступников, отражению вооруженного нападения на охраняемые объекты и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (см., напр., ст. 15, 16 Закона РФ "О милиции").

Порядок передачи боевого ручного стрелкового оружия для использования работниками ведомственной охраны определяется названными Правилами, а условия передачи - нормативными правовыми актами государственных военизированных организаций, принятыми с учетом требований законодательства Российской Федерации и по согласованию с Министерством внутренних дел России.

Ведомственная охрана в государственных военизированных организациях использует типы и модели боевого ручного стрелкового оружия, имеющиеся на вооружении указанных организаций, для защиты охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения государственных военизированных организаций.

Работникам ведомственной охраны запрещается использовать боевое ручное стрелковое оружие при защите объектов, не отнесенных к ведению государственных военизированных организаций.

Перечень типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, которые могут быть переданы для использования работникам ведомственной охраны государственных военизированных организаций, а также нормы обеспечения боевым ручным стрелковым оружием работников ведомственной охраны при выполнении ими задач по защите охраняемых объектов определяются Правительством Российской Федерации по представлению государственных военизированных организаций.

Органы внутренних дел на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации могут выдавать во временное пользование юридическим лицам с особыми уставными задачами, за исключением частных охранных предприятий и служб безопасности организаций, боевое ручное стрелковое оружие отдельных типов и моделей для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей.

Порядок передачи для хранения и ношения огнестрельного короткоствольного оружия также определяется названными Правилами, а условия передачи - нормативными правовыми актами государственных военизированных организаций с учетом требований законодательства Российской Федерации.

Продажа, передача и приобретение оружия должны оформляться документами установленного образца, перечень, форма и порядок ведения которых определяются нормативными правовыми актами государственных военизированных организаций.

Огнестрельное оружие с нарезным стволом государственные военизированные организации приобретают у юридических лиц, имеющих право на производство, торговлю и продажу оружия, после проведения ими контрольного отстрела.

Контроль над оборотом оружия в государственных военизированных организациях ведут должностные лица государственных военизированных организаций в пределах их полномочий.

В тех случаях, когда возникает сомнение, является ли рассматриваемый предмет оружием, вопрос должен решаться с помощью специальной технической экспертизы.

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика ПрЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С незаконнЫМ оборотОМ оружия

В соответствии с Законом об оружии оборот оружия включает его производство, учет, хранение, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, ношение, перевозку, транспортирование, изъятие, использование, ввоз в страну и вывоз из нее.

Незаконный оборот оружия, являющийся предметом нашего рассмотрения, предполагает совершение тех же действий с оружием без разрешения компетентных органов государства, т.е. противозаконно.

К преступлениям, связанным с незаконным оборотом оружия, относятся: контрабанда оружия; незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; незаконное изготовление оружия; хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Незаконному обороту оружия способствует совершение таких преступлений, как небрежное хранение огнестрельного оружия; ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

2.1 Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия

Непосредственным объектом данного преступления выступает общественная безопасность в сфере обращения с оружием, его основными частями, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами.

Предметами преступления, предусмотренного ч. ч. 1 - 3 ст. 222 УК РФ, как это видно из диспозиции, могут быть огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы (за исключением гражданского гладкоствольного, его основных частей и боеприпасов к нему), взрывчатые вещества или взрывные устройства. По ч. 4 ст. 222 УК РФ предметами выступают газовое оружие, холодное оружие, в том числе метательное.

По объективной стороне составы преступлений, раскрываемые ст. 222 УК РФ, включают незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку и ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Части 1 и 4 названной статьи представляют собой основные составы, различающиеся по предмету преступления (видам оружия) и перечнем незаконных действий с ними. Части 2 и 3 являются соответственно составами с отягчающими и особо отягчающими обстоятельствами по отношению к ч. 1.

Так, под незаконным приобретением оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств следует понимать их покупку, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.п., а также незаконное временное завладение оружием в преступных либо иных целях, когда в действиях виновного не установлено признаков его хищения.

Незаконная передача - это незаконное предоставление перечисленных предметов лицами, у которых они находятся, посторонним лицам для временного использования или хранения (аренда, ссуда и др.).

Под незаконным сбытом указанных предметов имеется в виду их безвозвратное (в отличие от незаконной передачи) отчуждение в собственность иных лиц в результате совершения какой-либо противоправной сделки (возмездной или безвозмездной), т.е. продажу, дарение, обмен и т.п.

Незаконное хранение огнестрельного оружия (за исключением гладкоствольного), его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств предполагает сокрытие указанных предметов в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность. Термином "незаконная перевозка" обозначается их перемещение на любом виде транспорта, но не непосредственно при обвиняемом.

По Постановлению Пленума Верховного Суда РФ под незаконным ношением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать нахождение их в одежде или непосредственно на теле обвиняемого, а равно переноску в сумке, портфеле и т.п. предметах.

Наумов А.В. под незаконным приобретением названных предметов понимает их покупку, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.п. Под незаконным сбытом таких предметов имеются в виду их продажа, дарение, обмен, передача в уплату долга и т.п. Под незаконным хранением данных предметов следует понимать их нахождение в помещении, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность. Перевозка означает транспортировку предметов любым транспортным средством. Нахождение таких предметов у виновного в транспортном средстве без соответствующего разрешения следует квалифицировать как их хранение, перевозку или ношение, в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Незаконное ношение указанных предметов представляет собой их нахождение в одежде или непосредственно на теле обвиняемого, равно как и переноска их в сумке, портфеле и т.п.

Следует иметь в виду, что действующим законом (ст. 222 УК РФ) не предусмотрено уголовной ответственности за незаконные действия с боеприпасами к гражданскому гладкоствольному оружию.

Так, Х., Ч. и Щ. приговором Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 марта 2006 года были осуждены: Щ. - за незаконное хранение; Ч. - за незаконное ношение и передачу; Х. - за незаконное приобретение, передачу, перевозку и ношение боеприпасов, совершенное организованной группой.

Действующим законом (ст. 222 УК РФ) не предусмотрено уголовной ответственности за незаконные действия с боеприпасами к гражданскому гладкоствольному оружию, которыми являются изъятые по делу патроны к гладкоствольному охотничьему оружию 12 и 16 калибра. Поэтому по решению Верховного Суда РФ от 27 октября 2006 года Дело N 69-о06-22 из приговора подлежит исключению указание об осуждении: Щ. - за незаконное хранение; Ч. - за незаконное ношение и передачу; Х. - за незаконное приобретение, передачу, перевозку и ношение боеприпасов, совершенное организованной группой.

В качестве квалифицирующего ответственность обстоятельства уголовный закон предусматривает группу лиц по предварительному сговору.

Часть 3 ст. 222 предусматривает ответственность за незаконные операции с огнестрельным оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами, совершенные организованной группой.

Субъективная сторона предполагает вину в форме прямого умысла.

Что касается субъекта рассматриваемого преступления, то возрастная граница для привлечения к ответственности лица, уличенного в незаконном обороте оружия, - 16 лет.

В соответствии с примечанием к ст. 222 УК РФ лицо, добровольно сдавшее любые виды оружия, предусмотренные в качестве предмета рассматриваемых преступлений, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Добровольность означает, что сдача оружия осуществляется по собственной воле при сознании того обстоятельства, что органам власти об этом не известно и что преступление может быть доведено до конца. Не может признаваться добровольной сдачей предметов, указанных в законе, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию. Сообщение будет признано добровольным и в том случае, если виновный рассчитывает получить обещанное правоохранительными или иными органами вознаграждение, так как условие бескорыстия законом не выдвинуто. Мотивы добровольной сдачи также не влияют на решение вопроса об освобождении от ответственности. Добровольность сдачи оружия оценивается применительно к конкретным обстоятельствам дела. При этом надлежит иметь в виду, что закон не связывает выдачу с мотивом поведения лица, а также с обстоятельствами, предшествовавшими ей или повлиявшими на принятое решение. О добровольности сдачи может свидетельствовать факт выдачи этих предметов или сообщение об их местонахождении органам власти при реальной возможности их дальнейшего хранения.

Так, С. был осужден народным судом за незаконное приобретение и хранение огнестрельного оружия. Он признан виновным в том, что приобрел у не установленного следствием лица самодельный револьвер и патроны к нему, которые незаконно хранил у себя в квартире и которые были у него обнаружены и изъяты в ходе обыска.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации прекратила дело, указав в своем постановлении следующее. Обосновывая вину С., суд сослался на протокол обыска в его квартире и отверг его показания в том, что он добровольно рассказал в милиции о наличии у него в квартире пистолета.

Между тем с такими выводами суда согласиться нельзя. По смыслу закона под добровольной сдачей огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ (что влечет освобождение лица, у которого они хранились без соответствующего разрешения, от уголовной ответственности) следует понимать их выдачу или сообщение об их местонахождении органам власти по своей воле при реальной возможности их дальнейшего хранения. По делу установлено, что С., будучи необоснованно задержанным по подозрению в совершении преступления (его причастность к преступлению не доказана) и находясь в отделении милиции, заявил о том, что дома у него хранится огнестрельное оружие. После сделанного заявления у него в квартире произвели обыск, во время которого и были обнаружены незаконно хранившиеся огнестрельное оружие и патроны к нему.

С. не знал об обыске в его квартире, постановление, на производство которого ему не предъявлялось. То, что С. сделал заявление о наличии в его квартире оружия добровольно, подтвердил начальник отделения милиции свидетель Х., первый, кому С. рассказал о местонахождении оружия. Вывод суда первой инстанции о том, что С. после длительной беседы с руководством отделения милиции признал факт наличия у него огнестрельного оружия, а поэтому это обстоятельство нельзя расценивать как добровольную сдачу оружия, неубедителен. Из показаний начальника отделения милиции - свидетеля Х. видно, что С. в беседе с ним рассказал о хранящемся у него оружии и только после этого был официально допрошен, т.е. он добровольно сделал заявление, и в данном случае не имеет юридического значения, по каким мотивам он это сделал, в результате длительной или короткой беседы. При таких обстоятельствах следует считать, что С. сделал заявление о хранении у него оружия добровольно, поэтому он не должен был привлекаться к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 222 УК РФ.

"Лицо, добровольно выдавшее оружие по предложению работника милиции, проводившего обыск, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с примечанием к ст. 222 УК РФ".

Условием освобождения от ответственности виновного является также отсутствие в его действиях иного состава преступления. При этом виновный будет нести ответственность за иные преступления, но будет освобожден от ответственности по ст. 222 УК РФ.

2.2 Незаконное изготовление оружия

Под комплектующими деталями огнестрельного оружия применительно к ст. ст. 223 и 226 УК РФ следует понимать как основные части огнестрельного оружия (ствол, затвор, барабан, рамку, ствольную коробку, ударно-спусковой и запирающий механизмы), так и иные детали, конструктивно предназначенные обеспечивать нормальное функционирование конкретного образца огнестрельного оружия (станины, прицелы и т.п.).

Объективную сторону ч. 1 ст. 223 составляют: незаконное изготовление огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, незаконный ремонт огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств. Для оконченного состава достаточно совершения одного из указанных в ней действий.

Обстоятельства, перечисленные в ч. ч. 2 и 3 ст. 223, идентичны обстоятельствам, указанным в ст. 222 УК РФ. Законодатель выделяет те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 223) и организованной группой (ч. 3 ст. 223).

Предмет ч. 4 ст. 223 составляют газовое оружие, холодное оружие, в том числе метательное.

Содержанием объективной стороны является незаконное изготовление какого-либо из перечисленных предметов. Под незаконным изготовлением огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, влекущим уголовную ответственность, следует понимать их создание без полученной в установленном порядке лицензии или восстановление утраченных поражающих свойств, а также переделку каких-либо предметов (например, ракетниц, газовых, пневматических, стартовых и строительно-монтажных пистолетов, предметов бытового назначения или спортивного инвентаря), в результате чего они приобретают свойства огнестрельного, газового или холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.

Изготовление из охотничьего ружья обреза также образует состав преступления, предусмотренный ст. 223 УК РФ.

Под ремонтом оружия понимается, устранение поломки оружия, возвращение ему утраченных поражающих средств. При квалификации последующих незаконных действий с изготовленным оружием (боеприпасами) необходимо исходить из тех тактико-технических характеристик, которыми стало реально обладать переделанное виновным оружие, а не те предметы, которые подверглись переделке.

Изготовление или ремонт деталей оружия не влияющих на его поражающие свойства не квалифицируются как преступления, предусмотренные ст. 223 УК РФ. Например, не подлежит уголовной ответственности лицо изготовившее приклад для винтовки.

Субъективная сторона предполагает вину в форме прямого умысла.

Субъектом незаконного изготовления оружия является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В соответствии с примечанием к ст. 223 УК РФ лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

2.3 Небрежное хранение огнестрельного оружия

Статья 224 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за такое хранение огнестрельного оружия, которое создает условия для его использования другим лицом. Это является содержанием объективной стороны рассматриваемого преступления, которое совершается путем бездействия.

Федеральный закон "Об оружии" обязывает граждан хранить оружие в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц (ст. 22). Требования к условиям хранения различных видов огнестрельного оружия определяются Правительством РФ.

Небрежное хранение предполагает наличие у лица законного права на хранение данного оружия, иначе ответственность наступит по ст. 222 УК РФ без дополнительной квалификации по ст. 224 УК РФ.

Состав предполагает установление, наряду с деянием, наступления тяжких последствий (например, умышленного или неосторожного лишения жизни человека, причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершения самоубийства с использованием небрежно хранимого огнестрельного оружия и т.п.) и причинной связи между деянием и наступившими последствиями.

Для квалификации преступления по ст. 224 требуется доказать два вида причинной связи: между нарушением правил хранения огнестрельного оружия и использованием его другим лицом; между использованием оружия и наступлением тяжких последствий.

Субъективная сторона преступления может выражаться в легкомыслии или небрежности.

Субъект преступления - физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

2.4 Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 225 УК РФ, выражается в ненадлежащем исполнении обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств лицом, которому была поручена их охрана, если оно связано с их хищением или уничтожением либо наступлением иных тяжких последствий.

Ненадлежащее исполнение обязанностей может выражаться как в действии, так и в бездействии и означает нарушение конкретных положений соответствующих должностных инструкций для лиц, осуществляющих охрану оружия на складах предприятий, его производство, транспортировку, применение. Подобные ведомственные нормативные акты утверждаются Правительством РФ.

Кроме деяния, состав этого преступления предполагает наступление альтернативных последствий в виде: хищения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств; уничтожения указанных в диспозиции предметов; наступления иных тяжких последствий.

Хищение может быть осуществлено путем кражи, грабежа, разбоя, мошенничества, но не путем присвоения и растраты, так как субъект ненадлежащего исполнения обязанностей по охране оружия и субъект хищения не должны совпадать в одном лице.

Уничтожение предметов преступления может быть полным или частичным, но приведшим к невозможности их использования по прямому назначению.

Тяжкие последствия в данном случае выражаются в причинении смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, уничтожении имущества в крупном размере в результате взрыва, пожара, совершении с оружием иного тяжкого преступления против личности, собственности, общественной безопасности и т.п.

Субъективная сторона преступления связана с неосторожной формой вины (легкомыслием или небрежностью).

Субъект преступления наряду с общими признаками (наступлением 16-летнего возраста и вменяемостью) должен обладать специальными признаками: в его обязанности должна входить охрана оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 225 УК РФ) предусматривает ответственность за существенно иной, более опасный вид предмета преступления - ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения либо материалы или оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения.

Уточнения и развитие понятий видов оружия массового поражения приводятся в международных конвенциях и российских нормативных актах общефедерального значения. Министерство обороны РФ и Государственный таможенный комитет РФ устанавливают списки видов оружия массового поражения и материалов и оборудования для его изготовления, а также правила их оборота. Ядерное оружие несет угрозу атомного взрыва.

К химическим средствам массового поражения относятся: газы нервно-паралитического воздействия; средства, поражающие кровь; удушающие, ядовитые отравляющие вещества - токсины; вещества, вызывающие ожоги и вздутие кожи; вещества, лишающие двигательной способности. Они самые быстродействующие, вызывают большое число жертв несмотря на то, что в отличие от биологического оружия не заразны, т.е. не способны к самовоспроизводству и не могут распространяться за пределы популяции, подвергшейся обработке.

Биологическое оружие массового поражения основано на принципе распыления болезнетворных организмов (возбудителей холеры, чумы, оспы, сибирской язвы и т.п.) с целью поражения ими людей, животных, растительности. Типичное биологическое оружие рассчитано на распространение большого количества инфекционных организмов, что должно привести к массовым эпидемиям и эпизоотиям.

Не менее опасны материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, так как настоящий уровень научно-технического прогресса и информации позволяет производить такое оружие кустарно.

По объективной стороне в части характеристики деяния квалифицированный состав рассматриваемого преступления не отличается от основного состава. Однако в отличие от ч. 1 ст. 225 оконченным это преступление будет не только при наступлении тяжких последствий, но и при создании реальной угрозы наступления таковых.

Тяжкие последствия предполагают экологическую катастрофу, гибель людей, использование названных видов оружия для совершения тяжких преступлений, например террористических, ослабление обороноспособности страны и т.п.

Субъективные признаки квалифицированного состава идентичны таковым в основном составе.

2.5 Хищение либо вымогательство оружия

Под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

Вопросы квалификации преступлений, связанных с хищением либо вымогательством огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, достаточно подробно изложены в постановлении Пленума ВС РФ от 12.03.02 N 5.

В п. 13 данного Постановления указано, что по смыслу закона под оконченным хищением оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать противоправное завладение ими любым способом с намерением лица присвоить похищенное либо передать его другому лицу, а равно распорядиться им по своему усмотрению иным образом.

Отличия хищения оружия предусмотренного ст. 226 УК РФ от хищения имущества предусмотренного ст. 158 УК РФ заключаются главным образом в том, что объектом преступления, предусмотренного ст. 226 УК РФ является общественная безопасность в сфере обращения оружия, боеприпасов, взрывных веществ или взрывных устройств, в отличии от ст. 158 УК РФ объектом которой являются только отношения собственности.

Уничтожение, оставление на месте преступления или возвращение назад похищенного оружия после его использования для совершения других противоправных действий либо в иных целях не является основанием для освобождения лица от ответственности за хищение оружия.

Уголовная ответственность по комментируемой статье наступает в случаях хищения огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств как из государственных или иных предприятий или организаций, так и у отдельных граждан, владевших ими правомерно либо незаконно.

Лицо, признанное виновным в хищении оружия, не несет дополнительной ответственности за утрату, уничтожение или повреждение этого оружия.

Подлежат квалификации хищения указанных в ней предметов, совершенные различными способами, т.е. путем кражи, мошенничества, присвоения, растраты, грабежа, разбоя. Так, можно привести пример хищения из материалов уголовного дела по приговору Самарского областного суда от 31 марта 2006 г: 14 сентября 2005 г. С. и А. приехали из г. Тольятти в пос. Менжинский с целью совершить открытое хищение имущества, принадлежащего А.Н. (матери А.) и С.В. Поскольку потерпевшие по месту проживания отсутствовали, осужденные решили их подождать, договорились о том, что необходимо напасть на потерпевших, угрожая оружием.

Поскольку огнестрельного оружия у них не было, осужденные решили похитить охотничье ружье, которое хранилось у М., проживавшей в доме N 13 по ул. Ульяновской, а заодно и завладеть деньгами и ценностями, которые могли находиться в доме М.

С целью реализации задуманного, С. и А. проследовали к дому N 13 по ул. Ульяновской, незаконно проникли в дом. Действуя группой лиц по предварительному сговору, применяя к М., 1919 года рождения не опасное для жизни и здоровья насилие, нашли охотничье ружье, а также не менее 15 патронов к нему, завладели им и патронами. Кроме того, они же открыто похитили имущество М.: деньги в сумме 500 рублей, кожаный патронташ и охотничий нож. После завладения охотничьим ружьем и иным имуществом потерпевшей М., А., допуская эксцесс исполнителя, совершил разбойное нападение на нее, в процессе которого совершил убийство потерпевшей.

Статья 226 УК также предусматривает уголовную ответственность за вымогательство указанных предметов. Понятие вымогательства оружия является идентичным определению, сформулированному ст. 163 УК РФ.

Ответственность наступает за хищение не только годных к функциональному использованию указанных в ней предметов, но и неисправных либо учебных, если виновный имел намерение и реальную возможность привести их в пригодное состояние.

Если виновный похитил непригодные к функциональному использованию указанные предметы, заблуждаясь относительно их качества и полагая, что они исправны, содеянное следует квалифицировать как покушение на хищение огнестрельного оружия (других предметов).

В тех случаях, когда в целях завладения огнестрельным оружием похищены комплектующие детали к нему, достаточные для сборки пригодного к использованию оружия, содеянное надлежит квалифицировать как оконченное преступление.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что похищает или вымогает оружие и тому подобные предметы, и желает этого.

Субъектом преступления могут быть лица, достигшие 14-летнего возраста.

Квалифицирующим признаком - хищением оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств лицом с использованием своего служебного положения - следует считать хищение их как лицом, которое наделено служебными полномочиями, связанными с оборотом оружия, в частности его использованием, производством, учетом, хранением, передачей, изъятием и т.д., так и лицом, которому они выданы персонально и на определенное время для выполнения специальных обязанностей (часовым, постовым милиционером, вахтером или инкассатором во время исполнения ими служебных обязанностей и т.п.).

Дезертирство военнослужащего с оружием, вверенным ему по службе, при отсутствии в его действиях признаков хищения оружия квалифицируется лишь по части второй статьи 338 УК РФ. При наличии в содеянном признаков хищения оружия действия виновного должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных статьей 226 и частью второй статьи 338 УК РФ.

Глава 3. Криминологическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия

3.1 Причины незаконного оборота оружия

Анализ данных статистической отчетности свидетельствует о тенденции расширения незаконного оборота оружия. По разным экспертным оценкам, в стране в незаконном обороте находится от 1,5 до 5 млн. единиц огнестрельного оружия. Так, по данным МВД России, в России действует более 3 тыс. организованных преступных группировок, занимающихся незаконным оборотом оружия. Многие из них имеют тесные связи с организованной преступностью других стран. Пограничные и таможенные органы ежегодно пресекают многочисленные попытки ввоза и вывоза оружия. По существу, оружие превратилось в товар, приносящий значительные доходы преступникам. Ежегодно в стране регистрируется от 60 до 90 тыс. соответствующих преступлений. Из незаконного обращения органами внутренних дел ежегодно изымается свыше 300 тыс. единиц огнестрельного оружия. Неуклонно увеличивается и достигает 30 тыс. число граждан, ежегодно привлекаемых к уголовной ответственности за различные преступления, связанные с незаконным оборотом оружия. Наибольшее их количество в последнее время совершается в Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской Республике, Алтайском крае, Мурманской и Калужской областях, а также в г. Москве.

Особая общественная опасность незаконного оборота оружия состоит в создании им необходимых условий для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, в росте так называемой вооруженной преступности. Причем некоторое снижение показателей такой преступности объясняется не ее реальным уменьшением, а увеличивающейся латентностью. Состояние этой преступности, ежегодное совершение 12-14 тыс. преступлений с применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств вызывает особую тревогу.

Увеличение вооруженной преступности находится в прямой зависимости от политической и экономической ситуации за последнее десятилетие. Продолжающаяся нестабильность общества, перманентное возникновение очагов региональных и межнациональных конфликтов, криминализация экономики привели к значительному росту преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. В свою очередь, это повлекло за собой открытое применение преступниками различных видов оружия при совершении тяжких и особо тяжких преступлений.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты