Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия
p align="left">Перечень предметов вооружения, к которому проявляется преступный интерес, ныне расширился, вплоть до пулеметов, гранатометов, автоматических пушек и др. Увеличению вооруженной преступности способствует и то, что в стране пока не перекрыты источники поступления оружия в незаконный оборот. Таким образом, незаконный оборот оружия занимает особое место в структуре преступности и является одним из факторов, значительно осложняющих современную криминогенную ситуацию. Составляя лишь 2,5% всей преступности страны, преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, способствуют росту организованной преступности, терроризма и создают реальную угрозу общественной безопасности. Поэтому борьба с незаконным оборотом оружия занимает особое место в деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступлений. При этом пресечение незаконных действий в отношении оружия направлено и на предупреждение тяжких последствий, которые могут наступить при его противоправном применении.
Незаконный оборот оружия представляет собой сложный вид преступной деятельности, включающий различные нелегальные способы его приобретения и последующего обращения с ним.
При этом наиболее распространенными источниками поступления оружия в незаконный оборот являются объекты его хранения и производства. К числу таких объектов относятся воинские части, организации военно-промышленного комплекса, предприятия, производящие оружие, органы внутренних дел и подразделения внутренних войск. В настоящее время каждая третья единица из находящегося в незаконном обороте оружия похищена со складов и хранилищ, а каждая вторая - из воинских частей Министерства обороны Российской Федерации. Нередки случаи появления оружия в незаконном обороте в результате его утраты законными владельцами. Ныне в федеральном розыске находится свыше 60 тыс. единиц утраченного огнестрельного нарезного оружия и боевой техники.
Криминальный рынок пополняется и оружием, похищенным с предприятий, его производящих. В городах, в которых расположены предприятия-изготовители оружия, участились факты хищения деталей стрелкового оружия с последующей его сборкой.
Значительная часть оружия, находящегося в незаконном обороте, изготавливается кустарно. В последнее время кустарное изготовление оружия характеризуется значительным повышением профессионального мастерства производителей, применением ими высококачественных технологий и совершенствованием образцов производимых предметов. Во многом развитие кустарного производства оружия обусловлено кризисным состоянием предприятий по производству оружия, вследствие чего его работники вынуждены самостоятельно добывать средства к существованию путем незаконного изготовления оружия. Как правило, подобные преступления совершаются организованными группами лиц.
Источником поступления оружия в незаконный оборот является также его контрабанда из-за рубежа, стран ближнего зарубежья, а также из "горячих точек". Контрабанда оружия получила значительное распространение, начиная с 90-х годов ХХ в. Первые контрабандные поставки в страну боевого оружия осуществлялись во время пребывания советских войск в Афганистане. Во второй половине 90-х годов отмечен контрабандный ввоз в Россию оружия военнослужащими, находившимися в группах российских войск в странах СНГ. Впоследствии незаконные вооруженные формирования в Чеченской Республике вооружались путем поставок оружия из других государств под видом гуманитарной помощи, закупок оружия в странах СНГ либо через посредников на предприятиях России; контрабандных поставок из-за рубежа; собственного производства его некоторых образцов. Нахождение большого количества оружия в "горячих точках" привело к его использованию против федеральных сил и к распространению по всей России. При этом оружие из "горячих точек" вывозится как преступниками, так и служащими федеральных военизированных организаций. Помимо отмеченных поставок в "горячие точки" боевого оружия из зарубежных стран и стран СНГ большую опасность для России создает контрабанда оружия в Псковскую и Ленинградскую области из Прибалтийских государств. Причем "балтийский канал" в настоящее время становится одним из главных источников нелегальной поставки оружия иностранного производства.
Учитывая географическое положение России, происходящие в ней социальные, экономические процессы, большой потенциал вооружения и боевой техники, происходящую передислокацию войск, военно-морских баз, наличие большого числа торговых, рыболовных, грузопассажирских портов, слабую укрепленность государственной границы, в последнее время расширяются предпосылки и возможности контрабандного вывоза и ввоза оружия. Все чаще оружие захватывается преступными группами и переправляется в районы межнациональных конфликтов.
Одним из основных способов, используемых преступниками для приобретения оружия, является его хищение с указанных выше объектов.
При совершении ежегодно около 3000 подобных преступлений соотношение различных видов хищения оружия таково: кражи - 63%; разбойные нападения - 12%; грабежи - 9%; присвоение - 14%; растрата - 2%.
Большинство краж оружия (93%) совершается из его специальных хранилищ (складов, оружейных комнат, дежурных частей с сейфами для хранения оружия и др.) либо у отдельных лиц. В зависимости от характера проникновения в эти хранилища кражи можно классифицировать на совершенные путем использования свободного доступа (28%) либо технических средств преодоления препятствий (72%).
В хранилища оружия преступники обычно проникают с помощью специальных средств либо воспользовавшись недостатками конструктивных элементов хранилища.
Такие кражи обычно совершаются группами лиц, поскольку особенности хранения оружия (техническая укрепленность объекта, наличие вооруженной охраны, сигнализация и т.п.) обусловливают необходимость совместных действий преступников. Причем большинство краж оружия из хранилищ (72%) совершается в ночное время.
Отличительной чертой краж оружия у физических лиц является использование преступниками сложившейся ситуации (халатного отношения к хранению оружия, выданного для постоянного ношения; оставления оружия в автомобиле; нахождения лица, имеющего при себе оружие, в состоянии алкогольного опьянения; массового скопления людей, позволяющего совершить кражу путем срезания кобуры с пистолетом с ремня).
Хищения оружия путем разбойного нападения относятся к категории особо тяжких преступлений, поскольку преступник своими действиями, помимо причинения вреда общественной безопасности, посягает на жизнь и здоровье потерпевшего. При подготовке к совершению разбойного нападения преступники заранее выбирают объект нападения (военнослужащие, несущие караульную службу; сотрудники милиции; дежурные части органов внутренних дел); время совершения преступления; подыскивают средства подавления сопротивления потерпевших, а также принимают меры, обеспечивающие собственную безопасность. Причем в 33% разбойных нападений преступниками использовалось оружие, изъятое ими у потерпевших, а в 67% случаев - используемые в качестве оружия заранее приготовленные предметы (ножи, гвоздодеры, топоры и пр.). В результате разбойных нападений потерпевшим причинялись телесные повреждения различной степени тяжести (77%), а в некоторых случаях наступала их смерть (23%).
Незаконный оборот оружия наряду с его незаконным приобретением включает также и такие противоправные действия с ним, как передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение, количество которых ежегодно составляет около 50 тыс. Применение находящегося в незаконном обороте оружия в преступных целях выходит за рамки такого оборота и образует наряду с ним самостоятельный вид преступления.
Выявление причин и условий, способствующих незаконному обороту оружия, имеет важное значение для его предупреждения. К ним относятся:
недостаточная укрепленность границ Российской Федерации с рядом новых независимых государств, ранее составляющих СССР;
наличие очагов локальных вооруженных конфликтов внутри России и вокруг нее;
снижение уровня исполнительской, служебной и производственной дисциплины в учреждениях, на предприятиях и объектах, вовлеченных в оборот оружия;
слабая техническая защищенность подобных объектов;
ослабление жесткого государственного контроля за транспортированием и перевозкой оптовых партий оружия и боеприпасов, что в значительной степени связано с трудностями и упущениями в сфере проведения экономических и социальных реформ;
ухудшение общей криминогенной ситуации в России, связанной, прежде всего с проявлениями организованной преступности и ростом насильственных преступлений;
недостаточная эффективность функционирования государственной системы выявления и пресечения каналов незаконного оборота оружия в связи с их слабой материально-технической базой, проблемами кадрового обеспечения, слабой организацией взаимодействия и координации между отдельными структурными звеньями, отсутствием единого централизованного учета находящегося в обороте оружия, боеприпасов.
В результате действия этих факторов наблюдается выход оружия из-под контроля государства, что с неизбежностью влечет противоправное обладание им отдельными лицами. В свою очередь, насыщенность страны оружием предопределяет его неправомерное применение. Соответственно возникает и существует прямая зависимость между ростом незаконного оборота оружия и количеством совершаемых вооруженных преступлений. Реальную опасность стали представлять организованные преступные группы, члены которых используют оружие в качестве основного аргумента при решении возникающих проблем. Нормальным для них средством устранения конкурентов стали убийства по найму.
Совершению преступлений в сфере незаконного оборота оружия способствуют:
недостатки и пробелы в законодательных и ведомственных нормативных актах;
просчеты в организации деятельности лицензионно-разрешительных подразделений органов внутренних дел;
недостатки в организации и осуществлении контроля за оборотом оружия;
отсутствие должной координации между подразделениями и службами органов внутренних дел и иными правоохранительными органами в области контроля за оборотом оружия;
слабое взаимодействие (либо вообще его отсутствие) между различными службами органов внутренних дел в обеспечении контроля за оборотом оружия.
Важной объективной причиной незаконного оборота оружия является также недостаточное финансирование войск и воинских формирований, в связи, с чем в полной мере не обеспечиваются надлежащие условия его хранения. Загруженность баз, складов и арсеналов оружия превышает установленные нормы. Значительное количество мест хранения оружия не соответствует установленным техническим требованиям, что облегчает проникновение в них посторонних лиц. Более того, в ряде случаев оружие хранится в не приспособленных для этой цели помещениях. Существует дефицит пожарной техники и пожарной сигнализации, недостает или нуждается в замене значительное количество технических средств защиты.
Особенностью нашего времени стало публичное признание и закрепление на конституционном уровне неотъемлемых прав и свобод человека как высшей ценности. Однако в реальности привычным явлением стали, неуклонный рост безработицы среди экономически активной части населения, мизерная заработная плата и пенсионное обеспечение, сокращение рабочих мест, отсутствие возможности для правопослушных граждан честно работать, воспитывать детей на высоконравственных началах, поддерживать нормальные межличностные отношения. В подобных ситуациях преступное проявление, связанное с незаконным распространением оружия, далеко не всегда вызывает осуждение со стороны близкого окружения виновного, а напротив, нередко находит свое оправдание.
В создавшихся условиях люди, в чьих руках случайно оказывается оружие, нередко из безысходности пускают его в преступный оборот. Так, по данным проведенного социологического опроса граждан, на вопрос: "Как бы Вы поступили, если бы случайно стали владельцем оружия?" около 62% респондентов ответили, что продали бы его, а 20% - что оставили бы оружие себе.
Однако в основном причины и условия, способствующие незаконному обороту оружия, являются субъективными, повторяющимися из года в год. К ним относятся: проявление существующих у отдельных лиц отрицательных нравственно-психологических качеств, антиобщественной установки личности; недостатки контроля за вооружением; недостатки в исполнении своих обязанностей военнослужащими, ответственными за сохранность вооружения; недостатки в работе по подбору кадров лиц, ответственных за сохранность оружия; нарушения военнослужащими правил осуществления охраны складов, арсеналов и баз.
3.2 Основные направления совершенствования организации противодействия незаконному обороту оружия
Предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, осуществляется на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях.
Исходя из причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, предупредительные меры в первую очередь должны быть направлены на осуществление компетентными органами государства контроля за спросом на оружие у законопослушной части населения; исключение возможности его незаконного удовлетворения; перекрытие каналов поступления оружия в нелегальный оборот; изъятие оружия из незаконного оборота.
Результативность достижения перечисленных целей во многом зависит от обоснованности превентивных мер с учетом реальных возможностей органов государственной власти и управления (в первую очередь материальных), от проведения необходимых общегосударственных мероприятий политического, социально-экономического, правового и воспитательного характера, направленных на искоренение причин и условий, способствующих совершению указанных преступлений. В связи с этим заслуживает серьезного внимания предложение о заключении Россией межгосударственных соглашений со странами-участницами СНГ и странами Прибалтики по выработке законодательной базы, устанавливающей единый порядок оборота оружия и тесное взаимодействие правоохранительных органов этих стран в борьбе с его незаконным оборотом. С целью осуществления действенного контроля за незаконным оборотом оружия возможно также создание единого компьютерного банка данных, включающего в себя сведения: об оружии, находящемся в розыске (с подробным описанием его криминалистических характеристик); об изъятом оружии (с результатами его криминалистического исследования); о лицах, у которых изъято оружие, в том числе и о лицах, освобожденных от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.
Возможно также создание специальной базы данных с внесением характерных признаков лиц, у которых виновные приобрели оружие. Наличие такого рода информации позволит осуществлять оперативный контроль, как за перемещением оружия, так и за лицами, занимающимися его незаконным оборотом, причастными к подобного рода преступлениям. Тем самым значительно облегчилось бы решение задачи установления и устранения источников поступления оружия в незаконный оборот. Поскольку одним из таких источников являются "горячие точки", важным средством противодействия незаконному обороту оружия будет прекращение боевых действий на соответствующих территориях.
Одним из основных факторов, влияющих на рост преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, являются негативные последствия социально-экономического характера, породившие повышенный спрос на предметы вооружения и возможности его незаконного удовлетворения.
В связи с этим основной упор в общесоциальном предупреждении преступлений в сфере незаконного оборота оружия должен быть сделан на реальном улучшении социально-экономической ситуации в стране в целом. Как известно, позитивные факторы экономического характера обладают естественным профилактическим свойством. Развитие экономики будет способствовать процветанию социальной инфраструктуры, смягчит социальные последствия безработицы, увеличит благосостояние народа, предоставит возможности в удовлетворении его материальных, духовных и культурных потребностей, следствием чего в свою очередь станет снижение психологической напряженности в обществе.
Наряду с увеличением рабочих мест необходимо предпринять меры по повышению заработной платы и своевременной ее выплате. Так называемый кризис неплатежей по всем отраслям экономики, и в особенности в бюджетной сфере, нередко становится причиной незаконного сбыта оружия из воинских частей и иных хранилищ.
Помимо этого, важное значение имеет организация досуга населения, способная "снять криминогенность", особенно в среде молодежи.
Происходящие в обществе негативные процессы существенно увеличили приток несовершеннолетних в криминальные структуры. Они становятся "пешками" в руках не только уголовных элементов, но и нередко различных политических авантюристов, которые, преследуя свои интересы, провоцируют молодежь на совершение преступлений. Поэтому предупреждение преступлений в среде несовершеннолетних и молодежи должно стать важным направлением работы всех государственных институтов, в том числе и правоохранительных органов. Необходимо выявлять молодежь, вовлеченную в любые формы криминальных проявлений, и помогать ей находить иные, позитивные решения жизненных проблем. Отсутствие средств у государства для строительства спортивных сооружений является одновременно и криминогенным обстоятельством, которое необходимо учитывать при планировании борьбы с преступностью в том или ином регионе страны. Для решения этой и многих других задач понадобятся значительные материальные затраты. Однако моральный и материальный ущерб, наносимый обществу незаконным оборотом оружия в целом, гораздо весомее.
В настоящее время следует в первую очередь предпринять усилия по повышению и укреплению деятельности правоохранительных органов государства в целях их более эффективного воздействия на предотвращение глобального развития негативных процессов в сфере незаконного оборота оружия.
Что же касается мер предупреждения преступлений, совершение которых сопряжено с незаконным распространением оружия и предметов вооружения, то создание соответствующих средств борьбы с этими посягательствами предполагает еще и обнаружение в криминогенном комплексе такого объекта, который ранее не испытывал воздействия со стороны институциональных средств борьбы с преступностью. В настоящее время необходимы качественная перестройка всей системы профилактической работы, создание более эффективных средств воздействия как на преступность в целом, так и на преступления, связанные с незаконным оборотом оружия.
В первую очередь это касается ряда подразделений органов внутренних дел, выполняющих наряду с другими и превентивную функцию. К ним относится лицензионно-разрешительная служба органов внутренних дел, сотрудники которой правомочны выдавать лицензии и разрешения на владение оружием. В каждом случае поступления заявления от граждан либо юридических лиц о выдаче такой лицензии или разрешения сотрудники лицензионно-разрешительной системы обязаны тщательно проверить заявителя, его соответствие требованиям, определенным Федеральным законом "Об оружии". Помимо этого, сотрудники лицензионно-разрешительной службы также осуществляют систематическую перерегистрацию владельцев гражданского и служебного оружия. Эта деятельность позволяет выявлять лиц, владеющих оружием без соответствующего разрешения, устанавливать факты утраты оружия (с тем чтобы вовремя объявить его в розыск), изымать разрешения у лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими веществами, занимающихся токсикоманией.
Обязанностями работников уголовного розыска, подразделений лицензионно-разрешительной службы, участковых уполномоченных милиции являются выявление лиц, незаконно владеющих оружием; проведение работы среди населения по добровольной сдаче такого оружия в органы внутренних дел; привлечение к уголовной ответственности виновных в незаконном обороте оружия, предупреждение тем самым совершения других, более тяжких преступлений.
Одной из важнейших специально-профилактических мер в отношении преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и предметов вооружения, являются проводимые органами внутренних дел широкомасштабные комплексные операции типа "Арсенал" и "Гастролер".
Большое значение в предупреждении преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, имеют представления прокуратуры и частные определения судов, в которых администрация соответствующих организаций уведомляется об упущениях, способствовавших совершению рассматриваемых преступлений, и соответственно предлагаются конкретные меры по их устранению.
Очевидным фактом является и то, что чем больше оружия будет бесконтрольно находиться в руках у населения, тем больше будет совершаться преступлений с его применением. Нелегальное приобретение, сбыт, ношение оружия, криминальные взрывы с тяжкими последствиями становятся одним из обстоятельств, существенно влияющих на общее состояние криминогенной обстановки. Следовательно, превентивные меры по специальной профилактике преступлений должны быть направлены на изъятие предметов вооружения у населения. Для решения этой проблемы необходимо использовать все доступные средства убеждения и принуждения. В некоторых регионах страны (г. Москва и Московская область, Республика Татарстан и др.) местные органы власти активно применяют такие формы стимулирования граждан, как денежное вознаграждение лиц, добровольно сдавших оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства.
Совершенствование государственного контроля за предметами вооружения предполагает налаживание должного учета наличия и расходования оружия; обеспечение надлежащего хранения этих предметов; улучшение работы по подбору кадров для деятельности, связанной с хранением, отпуском и использованием оружия, усиление контроля за его сохранностью. В настоящее время уже накоплен определенный опыт организации и проведения совместных мероприятий органов внутренних дел с иными субъектами правоохранительной системы (органами ФСБ, ФТС и др.) по контролю за сохранностью оружия. В частности, из представителей МВД, Министерства обороны, ФСБ, Федеральной службы охраны, ФТС, Государственной компании "Росвооружение" создан Межведомственный координационный совет по обеспечению взаимодействия в вопросах сохранности оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ и борьбы с посягательствами на них. Практика работы этого Совета в условиях сложной криминогенной обстановки в стране в целом и ее обострения в отдельных регионах свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования взаимодействия субъектов правоохранительной системы, осуществляющих контроль за оборотом оружия.
Так, в рамках Всероссийской комплексной инвентаризации оружия за допущенные нарушения приостановлено или прекращено функционирование 850 объектов его хранения (из 27 тыс. проверенных). Периодически проводятся комплексные профилактические мероприятия по обнаружению и пресечению незаконного владения оружием. Быстрому пресечению незаконного распространения оружия способствует своевременная постановка на оперативный учет каждого экземпляра похищенного или утраченного оружия. Проверка по данным этого учета каждого изъятого предмета позволила бы выявить и надежно перекрыть каналы утечки оружия.
К специальному предупреждению незаконного оборота оружия и связанных с его использованием преступлений относятся, и применение уголовно-правовых мер, осуществление общей и частной превенции. Так, привлечение виновного лица к уголовной ответственности за незаконный оборот оружия выступает в качестве фактора предупреждения других преступлений, в которых предметы вооружения являются средством достижения иного, более тяжкого преступного результата. Таким образом, положения уголовного закона выступают, с одной стороны, в качестве формы социально-политической и правовой оценки преступления, а с другой - как средство предупреждения насильственных, корыстно-насильственных и иных преступлений, в которых использование оружия является одним из способов их совершения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Высокая степень общественной опасности незаконного оборота огнестрельного оружия характеризуется разнообразием преступных последствий. Кроме угрозы личности и имущества, преступные деяния несут в себе угрозу таким ценностям, как общественный порядок, нормальная деятельность органов власти и управления, функционирование на должном уровне хозяйственных объектов и негосударственных формирований.
Состояние незаконного оборота оружия находится в прямой зависимости от степени правопорядка в государстве. Незаконный оборот оружия можно рассматривать как своеобразный индикатор, позволяющий оценивать состояние государства и национальной безопасности. Уровень незаконного оборота оружия значительно вырастает в те исторические периоды, когда нарушаются устои государственности, нарушается и ослабляется социальный контроль в обществе.
Итоги исследования последствий рассматриваемого преступления позволяют выделить их особенности:
- преступные последствия могут представлять угрозу посягательства на самое ценное благо человека - его жизнь и здоровье;
- преступные последствия могут выражаться в крупномасштабной угрозе материальным ценностям и другим интересам.
Полагаем, что общественная опасность незаконного оборота предметов вооружения не может ограничиваться характеристикой последствий в виде причинения вреда общественным отношениям. В качестве социальных последствий этого преступления выступают также и психологические последствия. Значительный рост незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств приводит к тому, что у населения появляется обостренное чувство страха, которое негативно влияет на условия жизнедеятельности общества.
Причинный комплекс незаконного оборота оружия неразрывно связан с современными условиями жизни общества, производен от общих причин и условий преступности и заключается во взаимодействии негативных факторов в социально-экономической, социально-культурной, воспитательной, политической, правовой, организационно-управленческой и технической сферах жизни общества. Повышенный спрос на оружие придал экономический характер незаконному обороту оружия, поскольку он является источником высоких криминальных доходов.
В целях предупреждения незаконного оборота оружия в России необходимо создать специальный государственный орган по контролю за оборотом оружия, который выполнял бы следующие задачи:
- создание автоматизированной системы учета огнестрельного оружия, имеющегося на территории России;
- осуществление контроля за оборотом оружия на всех его этапах, начиная с момента производства и заканчивая утилизацией;
- оказание помощи правоохранительным органам в пресечении и раскрытии преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия;
- контроль экспорта и импорта вооружения;
- координация деятельности ведомств, вовлеченных в оборот оружия.
Особое опасение вызывает использование предметов вооружения организованной преступностью. Многие преступные группировки оснащены различными видами современного оружия. В психологическом плане это создает у них уверенность в достижении поставленных целей и безнаказанности. Следует заметить, что вооруженность является конструктивным признаком ряда преступлений, совершаемых организованными группами, например бандитизма. Исследования практики применения судами законодательства об ответственности за бандитизм показали, что оружие и боеприпасы, находившиеся в бандах, в основном изъяты из свободного оборота (автоматы Калашникова, гранаты и др.). Это еще раз доказывает, что большая часть огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, используемых преступниками, похищается. Таким образом, рост фактов использования предметов вооружения в преступных целях вызывает необходимость постоянного внимания к работе по их предупреждению.
В современных условиях необходимо принять на федеральном уровне основополагающий документ об основах государственной политики в области контроля за вооружением. В связи с этим необходимо разработать концепцию государственной политики в области контроля за вооружением, которая должна отражать современное состояние и тенденции, развития оборота оружия, комплекс мер по предупреждению его незаконного оборота, рассчитанного на длительный период.
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что потребность в установлении уголовно-правового запрета на незаконный оборот огнестрельного оружия является отражением происходящих в обществе процессов, дающих государству достаточные основания для защиты общественных отношений от преступных посягательств. Эти основания образуют систему предпосылок, которые не просто связаны между собой, но и имеют единую сущностную основу. Вместе с тем необходимо акцентировать внимание на различиях в механизме обусловленности уголовной ответственности этими предпосылками, что, несомненно, может сказаться на законодательном закреплении, юридической природе рассматриваемого преступления и особенностях наказания за него.
Список литературы
1. Конституция РФ от 12.12.1993. Официальное издание. М., 2009.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: (по сост. на 5 марта 2009 г.). - М., 2009.
3. Уголовный кодекс РСФСР с алфавитно-предметным указателем. 2-е изд. М., 1922. 322 с.
4. Уголовный кодекс РСФСР. 2-е изд., испр. и доп. по 15 июля 1925 г. Л., 1925. 235 с.
5. Уголовный кодекс РСФСР (ред. 1926 г.). М., 1927. 342 с.
6. Уголовный кодекс РСФСР с алфавитно-предметным указателем. 2-е изд. М., 1922. 174 с.
7. Уголовный кодекс РСФСР: Официальный текст с изменениями на 1 окт. 1953 г. и с приложением постатейно-систематизированных материалов. М., 1953. 432 с.
8. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" // СЗ 1996, № 24. Ст.789.
9. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" // СЗ 2006. № 23. Ст. 67.
10. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ // СЗ. - 1998. - № 39. - Ст. 4857.
11. Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству и утилизации вооружения, военной техники и боеприпасов (утв. постановлением Правительства РФ от 27 марта 1998 г. № 358) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 14. - Ст. 159.
12. Постановление Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности» // СЗ. -1996. - № 28. - Ст. 3382.
13. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.
14. Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 // СЗ. - 1998. - № 32. - Ст. 3878.
15. Декреты Советской власти. Т. 8: Апрель-май 1920 г. М., 1976. 231 с.
16. О сдаче оружия: Декрет СНК РСФСР от 10 декабря 1918 г. // СУ РСФСР. 1917. 1918. N 93. Ст. 993.
17. О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращении с ним: Декрет СНК РСФСР от 12 июля 1920 г. // СУ РСФСР. 1920. N 69. Ст. 314.
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1575 "О Порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям" // Российская газета, 20 декабря 1997.
19. Постановление Правительства России от 15 октября 1997 г. N 1314 "Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях" // Российская газета, 20 октября 1997.
20. Распоряжение Правительства России от 3 августа 1996 г. N 1207-р // Российская газета, 10 августа 1996.
21. Перечень специальных средств, видов, типов и моделей служебного огнестрельного оружия, патронов к нему и нормы обеспечения ими работников ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее создание, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 1436.
22. Постановление Пленума Верховного Суда от 12 марта 2002 г. N 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств // БВС РФ. 2002. N 4.
23. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое".
24. Определение Верховного Суда РФ от 18. 09. 2006 N 46-о06-56 // СПС Консультант. 2009.
25. Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2006 N 69-о06-22 // СПС Консультант Плюс. 2009.
26. Багаутдинов Ф., Ширкин А. Ручная граната: оружие, взрывное устройство или боеприпас? // Законность. - 2008. - № 1. - С. 11-13.
27. Белозеров Ю.Н., Нагаев Е.А. Незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. М., 2000. 311с.
28. Бикеев И. Проблемы уголовной ответственности за незаконное обращение с предметами вооружения // Уголовное право. - 2008. - № 1. - С. 13-18.
29. Боровиков В. Преступления против общественной безопасности: Вопросы ответственности и совершенствования законодательства // Уголовное право. 2006. № 4. - С. 9-12.
30. Викторов И., Терентьева Е. Надзор за исполнением законодательства, регулирующего оборот оружия // Законность. - 2006. - № 10. - С. 9-14.
31. Воронин В. Незаконное изготовление оружия и незаконное культивирование наркосодержащих растений как разновидности незаконной трудовой деятельности // Уголовное право. 2005. № 2. - С. 110-111.
32. Дикаев С.У. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Уфа, 1998. 421с.
33. Загайнова Ю.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика незаконного оборота оружия (по материалам Восточно-Сибирского региона): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08/ Ю.В. Загайнова; Хакасский гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова, Байкальский гос. ун-т экономики и права. - Иркутск: Байкальский гос. ун-т экономики и права, 2007. 190 с.
34. Иванов Н.Г. Уголовное право Российской Федерации: Общая и Особенная части: Учеб. пособие доп. и перераб. - М., «Академия», 2008. 567 с.
35. История советского уголовного права (1917 - 1947) / Под ред. проф. А.А. Герцензона. М., 1948. 433 с.
36. Коровин В.В. История отечественных органов безопасности. М., 1998. 353 с.
37. Кригер Г.А. Квалификация хищений социалистического имущества. М., 1971. 232 с.
38. Малков В.Д. Хищение огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ. М., 1971. 238с.
39. Мальков С. Особенности дифференциации уголовной ответственности за незаконные действия с отдельными видами оружия // Уголовное право. - 2006. - № 1.- С 42-45.
40. Марков А. Я. Ответственность за незаконное владение оружием // Проблемы юридической ответственности: Сб. научных трудов / Под ред. В. В. Лазарева. М.: МИЭП, 2006. С. 82-90.
41. Материалы статистики преступлений, относящихся к категории особо тяжких, за период 2007-2008 г.г. // Российский следователь, 2009, № 1.
42. Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование. - Волтерс Клувер, 2005 г. Ст. 456.
43. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть: Курс лекций. - 2-е изд. перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер. 2007. 590с.
44. Невский С.А. Развитие законодательства об уголовной ответственности за незаконный оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ в Советском государстве // Военно-юридический журнал, 2007, № 10. - С. 29-32.
45. Незаконный оборот оружия: уголовно-правовые вопросы // Современное общество и правоохранительные органы: проблемы теории и практики: Сб. трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 18. Часть 2 / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006г. С. 56.
46. Омигов В., Кудашов В. Квалификация хищения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. // Уголовное право. - 2007. - № 6. - С. 35-37.
47. Осипова Н.Ю. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота оружия. Дисс... канд. юрид. наук. - СПб, 2007. 222 с.
48. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. проф. Наумова А.В. М., Гроссмедиа, 2008. 498с.
49. Практика применения Уголовного кодекса РФ. Комментарий судебной практики и доктринальное толкование. Наумов А.В. Под редакцией Президента Адвокатской палаты г. Москвы, заслуженного юриста Российской Федерации Г.М. Резника. М., Волтерс Клувер, 2005. 345 с.
50. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР (1917 - 1952). М., 1953. 123 с.
51. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР (1917 - 1952). М., 1953. 164 с.
52. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР (1917 - 1952). М., 1953. 232 с.
53. Скоропупов Ю.И. Уголовно-правовые и криминальные вопросы борьбы с незаконными действиями с оружием, его основными частями, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2003. 24 с.
54. Тихий В.П. Ответственность за хищение огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ по советскому уголовному праву. Харьков, 1976. 164 с.
55. Уголовное право России. Учебник для Вузов. В 2 томах. Под ред. д.ю.н. А.И.Игнатова и Ю.А.Красикова. 2-е изд. перераб. и доп. М., «Норма-Инфра». 2007. 457 с.
56. Уголовное право РФ. Особенная часть: Конспект лекций. / под ред. Иногамова-Хегай Л.В. - М.: ИНФРА-М, 2007. 200 с.
57. Уголовное право (Особенная часть). Конспект лекций. Печников Н.П., Чернышов В.Н.Тамбов: ТГТУ, 2007. 140 с.
58. Уголовное право. Особенная часть (конспект лекций). Смирнов М.М. М.: А-Приор, 2007. 112 с.
59. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Под ред. Иногамовой-Хегай Л.В, Рарога А.И, Чучаева А.И. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Контракт, Инфра-М, 2008. 559 с.
60. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Под ред. Иногамовой-Хегай Л.В, Рарога А.И, Чучаева А.И. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Контракт, Инфра-М, 2008. 800 с.
61. Уголовное право России. Части общая и Особенная: Учебник/ МГЮА; ред. : А. И. Рарог. - 6-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2007. 704 с.
62. Уголовный кодекс: Научно-популярный практический комментарий. С дополнениями и изменениями по 15 авг. 1927 г. / Под ред. М.Н. Гернета и А.Н. Трайнина. М., 1927. 321 с.
63. Уголовный кодекс: Научно-популярный практический комментарий. С дополнениями и изменениями по 15 августа 1927 г. / Под ред. М.Н. Гернета и А.Н. Трайнина. М., 1927. 432 с.
64. Устинов В.С. Российское уголовное законодательство об ответственности за преступления против собственности (история и концепция). 2-е изд. перераб. и доп. Н. Новгород, 2008. 243 с.
65. Цыганов, И.Ю. Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, ношение огнестрельного орудия и его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств // Закон и право, 2008, №7.
(указывается номер заявления, приказа либо иного документа)
Лицензию оформил:
________________ __________________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
Лицензию получил, с Правилами оборота оружия и патронов ознакомлен.
________________ __________________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
"__" ____________ 200_ г.
Приложение 4
Директору Федерального агентства по обычным
вооружениям и боеприпасам
___________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
___________________________________________
(почтовый адрес)
ЗАЯВЛЕНИЕ
о выдаче лицензии на производство оружия
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о лицензировании производства гражданского и служебного оружия и патронов к нему прошу Вас рассмотреть представленные документы и выдать лицензию на производств________________________________
Гарантирует выполнение работ с соблюдением требований действующих нормативных документов по обеспечению качества изделий, безопасности работ, полного учета и сохранности оружия в процессе изготовления, хранения и реализации.
Реквизиты: наименование, организационно-правовая форма, банковские реквизиты, юридический адрес субъекта лицензирования и фактический адрес размещения его производства, Ф.И.О. руководителя, номера телефонов, телефакса.
Достоверность представленных на рассмотрение документов гарантирую.
Комиссия в составе: (указываются должности и фамилии сотрудников органов внутренних дел, администрации обследуемой организации, службы охраны, государственного пожарного надзора и других должностных лиц) провела обследование условий сохранности и учета оружия и (или) патронов в процессе производства (указываются виды производимого оружия, патронов, а при необходимости и лицензируемые виды работ).
В ходе обследования установлено (отразить данные по следующим направлениям обследования):
краткая характеристика территории организации, зданий и сооружений, задействованных в производстве оружия и (или) патронов, адрес его размещения;
наличие и характеристика инженерных средств охраны территории организации (ограждения, запретной зоны, охранной сигнализации периметра, контрольно-пропускных пунктов и др.);
техническая укрепленность помещений для производства работ по изготовлению оружия и (или) патронов (изолированность помещений, характеристика стен, перекрытий, окон, дверей, наличие пожарно-охранной сигнализации);
обеспечение учета и сохранности основных частей огнестрельного оружия, сборочных единиц и готовых изделий при транспортировке их по территории предприятия и между производственными подразделениями;
соблюдение порядка учета и сохранности основных частей огнестрельного оружия, сборочных единиц и готовых изделий в процессе производства (наличие инструкций по организации учета и сохранности, утвержденных руководством организации, наличие перечня лиц, ответственных за учет, ведение журналов учета в подразделениях и проведение других мероприятий);
обеспечение учета и сохранности готовой продукции (техническая укрепленность помещений для ее хранения, наличие пожарно-охранной сигнализации и др.);
характеристика подразделений охраны организации, способов несения охранной службы персоналом, наличие прямой связи с органами внутренних дел;
соблюдение правил реализации оружия и (или) патронов (соответствие порядка ведения учетной документации).
Результаты обследования.
В зависимости от состояния сохранности и учета при производстве оружия и (или) патронов и его соответствия установленным требованиям комиссия может сделать одно из следующих заключений:
1. В организации (указать наименование организации) имеются необходимые условия для обеспечения сохранности и полного учета оружия и (или) патронов при производстве (указать виды производимого оружия, патронов, а при необходимости и лицензируемые виды работ).
Комиссия рекомендует выдать (продлить) организации (указать наименование организации, адрес размещения производства) лицензию на производство (указать виды производимого оружия, патронов, а при необходимости и лицензируемые виды работ).
2. В организации (указать наименование организации) имеются основные условия для обеспечения сохранности и учета оружия и (или) патронов при производстве (указать виды производимого оружия, патронов, а при необходимости и лицензируемые виды работ). Полное соблюдение требований к сохранности и учету оружия и (или) патронов может быть обеспечено при реализации следующих мероприятий: (в табличной или произвольной форме изложить содержание замечаний или отступлений от требований нормативных документов, мероприятий по их реализации, сроков исполнения и др.).
Комиссия рекомендует выдать (продлить) организации (указать наименование организации, адрес размещения производства) лицензию на производство (указать виды производимого оружия, патронов, а при необходимости и лицензируемые виды работ) при условии реализации мероприятий по устранению отмеченных комиссией отступлений от требований действующих нормативных документов.
3. Организацией (указать наименование организации) не обеспечивается сохранность и полный учет оружия и (или) патронов при производстве (указать виды производимого оружия, патронов, а при необходимости и лицензируемые виды работ) вследствие невыполнения (нарушения) следующих требований нормативных документов (в табличной или произвольной форме изложить конкретные нарушения требований нормативных документов). Комиссия считает необходимым прекратить работы по производству (указать виды производимого оружия, патронов, а при необходимости и лицензируемые виды работ) в организации (указать наименование организации).
Владелец лицензии имеет право приобретать газовые пистолеты и револьверы, огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства, сигнальное оружие.
Хранение по месту жительства и ношение приобретенного оружия разрешено при наличии на обороте лицензии регистрации в органе внутренних дел, выдавшем лицензию.