Рефераты

Уголовно-правовой аспект применения смертной казни

p align="left">Примечательно, что эти положения изначально нацелены не на соблюдение законодательства, а на сдерживание применения смертной казни, так как в тот период в одних субъектах Федерации были созданы суды присяжных, а в других шла интенсивная работа по их формированию. В настоящее время суды присяжных заседателей созданы во всех субъектах федерации, за исключением Чечни. В такой ситуации уравниловка неуместна, поскольку ущемляет права и законные интересы граждан, живущих в иных субъектах Федерации, которые желают осуществления правосудия согласно УПК РФ (глава 42).

Более того, в Постановлении Конституционного Суда РФ № 3-П изначально заложены двойные стандарты, позволяющие свободно манипулировать нормами УПК РФ. Так, если дело слушалось с участием присяжных заседателей, которые вынесли вердикт "не виновен", - это законно и отсутствие суда присяжных в Чечне не имеет значения. Но если присяжные вынесли вердикт "виновен", действует иное правило: так как нет суда присяжных в одном из субъектов Федерации, смертную казнь применять нельзя, необходимо подождать, пока будет создан суд присяжных в Чечне.

Нельзя сказать, что Постановление Конституционного Суда РФ N 3-П (как и Указ Президента РФ N 724) добавило авторитета нашему законодательству. В этих нормативных актах присутствуют элементы государственного правового нигилизма, поскольку игнорируются федеральные законы, отдается предпочтение нормативным актам, имеющим меньшую юридическую силу, и делается упор на не ратифицированные международные договоры.

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что эти действия исходят от высших органов и должностных лиц государства, которые сами являются гарантами соблюдения Конституции РФ и федеральных законов. Исходя из процедуры применения, мораторий на смертную казнь напоминает акт об амнистии, так как распространяется не на конкретное лицо, а на статьи УК РФ, предусматривающие исключительную меру наказания - смертную казнь. Однако по остальным канонам это не амнистия, так как по Конституции РФ амнистия объявляется Государственной Думой в отношении индивидуально-неопределенного круга лиц (ст. 103). Актом об амнистии лица, совершившие преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступления, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. Кроме того, с некоторых лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость. Любая амнистия носит разовый характер и не предусматривает отмену и изменение норм уголовного закона за определенный вид преступлений.

Если применение акта об амнистии возложено на администрацию исправительного учреждения, юридическим основанием для освобождения осужденного служит постановление начальника исправительного учреждения, утвержденное вышестоящим органом и санкционированное прокурором. В случаях, когда проведение амнистии возложено на специальные комиссии, уполномоченные на то Государственной Думой, основанием для освобождения служит постановление комиссии.

Указ Президента РФ № 724 исполняют суды, о которых вообще не упоминается ни в одном нормативном акте, регулирующем процессуальный порядок применения амнистии. Применение моратория на смертную казнь не соответствует и акту о помиловании, так как согласно ст. 89 Конституции РФ и ст. 85 УК РФ помилование осуществляет Президент РФ в отношении индивидуально-определенного лица.887 Михлин А. С. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов - 2-е издание, переработанное и дополненное / ответственный редактор А. С. Михлин - М.: Юрайт - издательство, 2009 - с.281.7

Актом о помиловании лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом о помиловании может быть снята судимость. Мораторий на смертную казнь не соответствует понятию отсрочки исполнения наказания, так как отсрочено может быть исполнение приговора в отношении обстоятельств, перечисленных в ст. 398 УПК РФ. Лица, приговоренные к исключительной мере наказания, под ее действие не подпадают.

В.Е. Квашис считает, что принятое в России решение о введении моратория на исполнение смертных приговоров "и с криминологической, и с политической точки зрения было обоснованным". Аргументация данного тезиса известна (казни увеличивают масштабы насилия в обществе, ужесточают нравы, снижают ценность человеческой жизни и т.п.). Тем не менее, автор не упускает из виду переменчивость общественного мнения. Говоря об имеющихся реалиях, он совершенно справедливо утверждает, что "достижение общественного консенсуса по проблеме смертной казни еще долгое время будет весьма проблематичным".888 Квашис В.Е. Указ. соч. С. 358.8 И это относится не только к нашей стране: даже если принять априори жестокость российских нравов, нельзя не сказать о массовых манифестациях за смертную казнь в благополучных странах Западной Европы, где она отменена уже несколько десятилетий (достаточно вспомнить недавние выступления общественности в Бельгии или Великобритании после поимки целой "плеяды" убийц-педофилов).889 Кибальник А.Г. Казнить нельзя помиловать? Рецензия на монографию В.Е. Квашиса "Смертная казнь. Мировые тенденции, проблемы и перспективы" / А.Г. Кибальник, И.Г. Соломоненко // Общество и право. - 2008. - № 3. С. 56.9

Согласно аналитическим опросам, большинство населения (до 80%) против отмены смертной казни и помилования осужденных к этому виду наказания. Позиция населения усилилась после тяжких преступлений, связанных с массовой гибелью людей. Общество, желая наступления справедливого возмездия за преступления, все больше тяготеет к отказу от помилования и реальному исполнению смертной казни (например, письмо 100 ученых, известных общественных деятелей Президенту РФ). Известные ученые предупреждают, что массовое применение помилования преступников является не проявлением милосердия и снисходительности, а способом воспрепятствовать исполнению правосудных, вступивших в законную силу приговоров.

Взвешивая все аргументы "за" и "против", А.Г. Кибальник, И.Г. Соломоненко не видят достаточных юридических, нравственных и прочих оснований в отказе от применения этого наказания, например, к профессиональным убийцам или военным преступникам (которые, как правило, очень ценят собственную жизнь, несмотря на то что по пояс в крови). Сохранение возможности точечного применения смертной казни в отношении таких преступников не просто утолит "жажду крови толпы", но будет, на наш взгляд, способствовать восстановлению социальной справедливости, и, следовательно, достигать главной цели любого уголовного наказания.990 Кибальник А.Г. Указ. соч. С. 57.0

Ссылаясь на многочисленные требования граждан возобновить применение смертной казни, 15 февраля 2002 г. Государственная Дума приняла обращение к главе государства, в котором заявила, что считает "преждевременной ратификацию Протокола N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 года".

По мнению большинства депутатов, недопустимо игнорировать в угоду внешнеполитическим интересам волю народа, который не приемлет отмену смертной казни.

Существует еще одна немаловажная сторона этого вопроса -экономическая. До сих пор никто из числа государственных чиновников не дал ответа на вопросы: в какую сумму федеральной казне и налогоплательщику обходится мораторий на применение смертной казни; сколько тратится ежегодно государственных денег на содержание одного осужденного к пожизненному лишению свободы? При современном уровне жизни большинства населения России обнародование этих данных чревато новым социальным взрывом и увеличением количества сторонников, выступающих за отмену моратория. Кроме того, в современном правовом поле, регламентирующем мораторий на применение смертной казни, не учитывается мнение самого осужденного. Согласно данным специальной переписи осужденных к лишению свободы (ноябрь 1999 г.), 12,8% осужденных к смертной казни не обращались к Президенту РФ с ходатайством о помиловании, но были им помилованы.991 Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 г./ Под ред. А.С. Михлина. - М., 2001. Т. 2. С. 378.1

Мораторий на применение смертной казни в таком виде, в котором он существовал до настоящего времени не отрегулирован. Подтверждением этому служат следующие факты:

- его объявление не предусмотрено Конституцией РФ и соответствующими федеральными законами.

Как уже говорилось выше, в 1996 г. Россия подписала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и вошла в Совет Европы. При этом нашей страной было принято обязательство в течение одного года подписать и в течение трех лет со дня вступления в Совет Европы ратифицировать Протокол N 6 об отмене смертной казни. Протокол не ратифицирован до сих пор.

На сложившуюся ситуацию у юристов есть две точки зрения. Одни считают, что, хотя Протокол N 6 Россией до сих пор не ратифицирован, в соответствии со ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров даже до вступления Протокола в силу наше государство обязано воздерживаться от применения смертной казни. Следуя такой логике, Россия по-прежнему находится в процессе ратификации 6-го Протокола Европейской конвенции. Получается, смертная казнь в принципе не может быть введена в нашей стране и предстоящее решение КС РФ ничего не изменит.

Есть и другая позиция. Согласно Конституции РФ заключенные Российской Федерацией международные договоры являются частью российской правовой системы, то есть обязательны для исполнения. При этом договор, подлежащий ратификации, считается заключенным с момента такой ратификации (ст. 2 Федерального закона "О международных договорах"). Подписанный, но не ратифицированный международный договор не признается заключенным и не занимает места в правовой системе Российской Федерации. Раз Протокол N 6 не ратифицирован, значит, для России он не действует. Сторонники данной точки зрения полагают, что формально мораторий на смертную казнь в России не объявлен. Вместо него у нас продолжает действовать Указ Президента РФ "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". Юридическим основанием для приостановления применения казни юристы называют вышеупомянутое Постановление КС РФ N 3-П. В нем Суд установил: пока на всей территории РФ не начнут действовать суды присяжных, никто не может быть приговорен к смертной казни.992 Шиняева Н. Казнить нельзя? / Н. Шиняева // ЭЖ-Юрист. - 2009. - № 45. С. 12.2

- несмотря на то что с момента издания Указа Президента РФ N 724 прошло более 11 лет, принятия Постановления Конституционного Суда РФ N 3-П - более 8 лет, соответствующие изменения (дополнения) в федеральные законы так и не внесены;

- Протокол N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод не ратифицирован, а значит, все его нормативные предписания не имеют юридической силы;

- рекомендованный судам Указ Президента РФ N 724 имеет меньшую юридическую силу по сравнению с Конституцией РФ и другими федеральными законами, регламентирующими данный вид уголовного наказания, следовательно, его применение судами общей юрисдикции незаконно.

С 1 января 2010 г. в Чечне должен быть создан суд присяжных, и Постановление Конституционного Суда РФ №3-П утратит силу. По истечении этого периода, если не будет ратифицирован Протокол №6, суды вправе назначать смертную казнь в качестве меры наказания, предусмотренной УК РФ. Вновь появилась дилемма между выполнением российского законодательства и необходимостью исполнения взятых на себя международных обязательств при вступлении в Совет Европы.993 Иноганова-Хегай Р.В. Уголовное право Российской Федерации: Учебник - 2-е издание, переработанное и дополненное / Под ред. Доктора юридических наук, профессора Р. В. Иногановой-Хегай и др.// Москва: Юридическая фирма «Контракт»: ИМФРА - М, 2008 - с. 342.

3

В связи с этим в ноябре 2009 г. Верховный суд обратился с запросом в конституционную инстанцию. В запросе указывается, "учитывая, что решение Конституционного Суда Российской Федерации может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом Российской Федерации, а также исходя из целей обеспечения верховенства права, его правильного и единообразного применения судами, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Пленум Верховного Суда Российской Федерации просит Конституционный Суд Российской Федерации разъяснить пункт 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. N 3-П в части возможности назначения наказания в виде смертной казни после введения судов с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации"994 О направлении в Конституционный Суд Российской Федерации ходатайства о разъяснении пункта 5 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N 25. Док. опубл. не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультанПлюс"4.

Правовая позиция, выраженная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. N 3-П, заключается в следующем.

Из статьи 20 (часть 2) Конституции РФ, согласно которой смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, во взаимосвязи со статьями 18 и 46 (ч. 1) Конституции РФ следует, что в этих случаях право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей выступает особой уголовно-процессуальной гарантией судебной защиты права каждого на жизнь и в силу ее статьи 19 (ч. 1 и 2) должно быть обеспечено на равных основаниях и в равной степени всем обвиняемым независимо от места совершения преступления, установленной федеральным законом территориальной и иной подсудности таких дел.

Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что с момента вступления в силу данного Постановления и до введения в действие федерального закона, обеспечивающего на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, каким составом суда рассматривается дело.

Таким образом, Конституционный Суд РФ, разрешая в рамках предмета рассмотрения по данному делу вопрос о возможности назначения наказания в виде смертной казни, исходил прежде всего из необходимости обеспечения гражданам равного права на рассмотрение их дел судом с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации.

При выработке правовой позиции, выраженной в Постановлении от 2 февраля 1999 г. N 3-П, Конституционный Суд РФ принимал во внимание, что вытекающее из ст. 20 Конституции РФ право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей, предоставляемое обвиняемому в преступлении, за совершение которого в качестве исключительной меры наказания установлена (впредь до ее отмены) смертная казнь, должно осуществляться с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, а также положений международных договоров РФ.

Конституционный Суд РФ при разъяснении Постановления исходит из его взаимосвязи с другими правовыми актами, в том числе с действующими в сфере международного права прав человека нормами о неприменении смертной казни как вида наказания и международными договорами РФ, динамики регулирования соответствующих правоотношений и тенденций в мировом сообществе, частью которого осознает себя Российская Федерация.

В международном нормотворчестве существует устойчивая тенденция к отмене смертной казни (Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни; Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни; Протокол к Американской конвенции о правах человека об отмене смертной казни) вплоть до полного и безусловного ее запрета, предусмотренного вступившим в силу в 2003 г. Протоколом N 13 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Свидетельством этой общемировой тенденции служат также принятые Генеральной Ассамблеей ООН резолюции 62/149 от 18 декабря 2007 г. и 63/168 от 18 декабря 2008 г., призывающие государства - члены ООН ограничивать применение смертной казни и сокращать число преступлений, за совершение которых она может назначаться, а также ввести мораторий на приведение смертных приговоров в исполнение.

Выраженное Российской Федерацией намерение установить мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров и принять иные меры по отмене смертной казни было одним из существенных оснований для ее приглашения в Совет Европы.

Именно "опираясь на обязательства и договоренности", включая намерение "подписать в течение одного года и ратифицировать не позднее чем через три года после вступления в Совет Европы Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающийся отмены смертной казни в мирное время, и установить со дня вступления в Совет Европы мораторий на исполнение смертных приговоров", Парламентская Ассамблея Совета Европы рекомендовала Комитету Министров Совета Европы пригласить Россию стать членом Совета Европы (подпункт "ii" пункта 10 заключения Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 25 января 1996 года N 193 по заявке России на вступление в Совет Европы). Это и другие намерения, выраженные Россией, рассматриваются в резолюции Комитета Министров Совета Европы (96) 2, которой Россия приглашалась стать членом Совета Европы, как "принятые обязательства и заверения об их выполнении" и как неотъемлемое условие направления ей приглашения, т.е. имеют существенное политико-правовое значение.

Принятие Российской Федерацией приглашения Комитета Министров Совета Европы было законодательно оформлено федеральными законами от 23 февраля 1996 г. N 19-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы" и от 23 февраля 1996 г. N 20-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему". Присоединившись к уставным документам Совета Европы, Российская Федерация тем самым подтвердила свои заверения и обязательства, на условиях исполнения которых состоялось ее приглашение в Совет Европы. "Серьезным обязательством" России отмена смертной казни была названа и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 марта 1999 г.

По состоянию на 1 ноября 2009 г. Протокол N 6 подписан и ратифицирован 46 государствами - членами Совета Европы и вступил для них в силу. Российской Федерацией он был подписан 16 апреля 1997 года, и его предстояло ратифицировать (учитывая выраженное Россией при принятии ее 28 февраля 1996 года в Совет Европы обязательство присоединиться к данному Протоколу не позднее чем через три года с момента вступления в Совет Европы) до 28 февраля 1999 года.

Тот факт, что Протокол N 6 до сих пор не ратифицирован, в контексте сложившихся правовых реалий не препятствует признанию его существенным элементом правового регулирования права на жизнь.

Российская Федерация связана требованием статьи 18 Венской конвенции о праве международных договоров не предпринимать действий, которые лишили бы подписанный ею Протокол N 6 его объекта и цели, до тех пор, пока она официально не выразит свое намерение не быть его участником. Поскольку основным обязательством по Протоколу N 6 является полная отмена смертной казни, включая изъятие из законодательства данного вида наказания за все преступления, за исключением "действий, совершенных во время войны или при неизбежной угрозе войны", и отказ от его применения за тем же исключением, в России с 16 апреля 1997 г. смертная казнь применяться не может, т.е. наказание в виде смертной казни не должно ни назначаться, ни исполняться.

Вместе с тем, как следует из правовых позиций, выраженных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 года N 3-П во взаимосвязи с другими его решениями, смертная казнь как исключительная мера наказания, установленная УК РФ, по смыслу статьи 20 (часть 2) Конституции РФ, допустима лишь в качестве временной меры в течение определенного переходного периода.

В настоящее время соответствующие положения УК РФ не могут применяться, поскольку сложившееся в Российской Федерации правовое регулирование права на жизнь, основанное на положениях статьи 20 Конституции РФ и включающее решения КС РФ, устанавливает запрет на назначение смертной казни и исполнение ранее вынесенных приговоров: в отношении запрета на вынесение смертных приговоров Российская Федерация связана конституционно-правовыми обязательствами, вытекающими из международно-правовых договоров и внутригосударственных правовых актов, принятых Федеральным Собранием, Президентом РФ, Конституционным Судом РФ. Это означает, что в РФ действует конкретизирующий закрепленные Конституцией РФ гарантии права на жизнь комплексный мораторий на применение смертной казни, который, по смыслу составляющих его правовых актов, первоначально предполагался в качестве краткосрочного.

Вместе с тем данное правовое регулирование сохраняет свое действие более 10 лет (с момента принятия Россией на себя обязательств при вступлении в Совет Европы (28 февраля 1996 года) и подписания Протокола N 6 (16 апреля 1997 года), а также установления КС РФ (Постановление от 2 февраля 1999 года N 3-П) прямого запрета - в отсутствие надлежащих процессуальных гарантий - на назначение смертной казни) и легитимировано правоприменительной практикой, в том числе последующими решениями Конституционного Суда Российской Федерации и решениями судов общей юрисдикции.

Исходя из изложенного .Конституционный Суд РФ определил:

Положения пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. N 3-П в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер ("впредь до ее отмены") и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной статьей 20 (часть 2) Конституции РФ, означают, что исполнение данного Постановления в части, касающейся введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории РФ, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей.995 О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях: Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г N 1344-О-Р // Собрание законодательства РФ", 30.11.2009. - № 48. - Ст. 5867 (Определение)5

Таким образом, 19 ноября 2009 г. Конституционный суд РФ своим Определением №1344-О-Р "О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года №3-П" признал невозможность назначения смертной казни.

Суд мотивировал это тем, что положения пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 года №3-П в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной статьей 20 (часть 2) Конституции РФ, означают, что введение суда с участием присяжных заседателей на всей территории РФ, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей.

Конституционный Суд РФ также указал, что Российская Федерация связана требованием статьи 18 Венской конвенции о праве международных договоров не предпринимать действий, которые лишили бы подписанный ею Протокол №6 его объекта и цели, до тех пор, пока она официально не выразит свое намерение не быть его участником (то есть этот документ будет ратифицирован). Поскольку основным обязательством по Протоколу №6 является полная отмена смертной казни, то в России с 16 апреля 1997 года (даты подписания Протокола) смертная казнь применяться не может, т.е. наказание в виде смертной казни не должно ни назначаться, ни исполняться.

Таким образом, можно сделать вывод, что давняя и устойчивая тенденция к отмене смертной казни по всему миру сохраняется. Установление моратория на применения смертной казни - один из ключевых шагов к окончательной отмене этой формы наказания в законодательном порядке.

2.4 Смертная казнь и религиозные догмы

При исследовании наказания в виде смертной казни мы не могли пройти мимо высказываний такого рода: "Жизнь дана Богом, а поэтому никто не вправе ее отнять!". "Смертная казнь противоречит христианским и нравственным нормам (на зло нельзя отвечать злом)". Так ли это?

Проведенные в различных странах социологические исследования показывают, что влияние церкви и религиозных воззрений являются одной из важных детерминант, формирующих отношение общества к смертной казни. Так, почти повсеместно христиане преобладают как среди сторонников этой меря наказания, так и среди противников. Возможно, объяснение такой ситуации связано с давно подмеченным дуализмом христианского учения.996 Квашис В.С. Указ. соч. С. 309.6

В современном обществе начала ХХI в. многие противники смертной казни ссылаются на то, что жизнь человека дается Богом или природой и никто, кроме Бога, не может отнимать жизнь у сынов человеческих, т.е. ни у одного человека нет права лишать жизни другого человека, даже если речь идет о наказании убийц, террористов, серийных насильников и т.д.

По мнению А.В. Серегина, все эти люди глубоко ошибаются, так как на самом деле монотеистические мировые религии (иудаизм, христианство и ислам) в большинстве своем осуждают только убийство.997 Серегин А.В. Религиозные основы юридического обоснования применения смертной казни в России / А.В. Серегин // Гражданин и право. - 2007. - № 12. С.45.7

Библия - основополагающая книга христианского вероучения, содержит не только нравственные наставления, но и законодательные постулаты. Анализ библейских законодательных положений дает возможность сделать вывод, что человечество не придумало ничего нового в правовой сфере по сравнению с тем, что было заложено в библейских текстах. В этом смысле всегда следует помнить слова проповедника Екклезиаста, которые вряд ли когда-нибудь потеряют свою актуальность: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "Смотри, вот это новое"; но это уже было в веках, бывших прежде нас".998 Библия. Книга Екклезиаста или проповедника. - М.э 1979. С. 618. 8

Исследуя религиозный аспект, мы взяли за основу "Ветхий Завет". В XYI веке до новой эры на Синайской горе Господь дал своему избраннику Моисею законы, неукоснительное соблюдение которых должно было привести к торжеству добра и справедливости: "Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов" (Исход, с. 72). С этого момента появляется первое упоминание о законе как правовом документе, имеющем высшую юридическую силу и равным образом распространяющемся на всех членов общества. В дальнейшем Моисей, своим авторитетом избранника Господня, подтвердил эту высшую характеристику закона в словах "не извращай закона" (Второзаконие, с. 186), провозгласив одновременно право вносить изменения в закон лишь тем, кто его издал, либо по высшему полномочию. Практика издания законов высшим законодательным органом государства сохранилась с библейских времен и по сей день, и в справедливости ее нет никакого сомнения.

Ветхий Завет содержит ряд специальных положений, где предусмотрена ответственность за совершение конкретных правонарушений. Это прежде всего преступления против личности: "Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти."(Левит, с.121). Эта норма является общей нормой, предусматривающей ответственность за любые виды убийства. Ее вполне можно сравнить со ст. 103 УК РСФСР, которая являлась общей по отношению к нормам, предусматривающим квалифицированные виды убийства.

В случае неосторожного лишения жизни в Ветхом Завете установлено правило: "Если же он толкнет его нечаянно, без вражды, или бросит на него что-нибудь без умысла, или какой-нибудь камень, от которого можно умереть, не видя уронит его так, что тот умрет, но он не был врагом его и не желал ему зла, то общество... должно спасти убийцу от рук мстителя за кровь, и должно возвратить его общество в город убежища его".

В Ветхом Завете установлена ответственность за похищение людей: "Если найдут кого, что он украл кого-нибудь из братьев своих, из сынов Израилевых, и поработил его, и продал его, то такого вора должно предать смерти" (Второзаконие, с. 193.).

Иисус Христос назвал свой Завет Новым, согласно утверждению апостола Павла, чтобы "показать ветхость первого" (Послание к евреям святого апостола Павла, с. 1317).

Вместе с тем ветхость прежнего закона вынуждает к его совершенствованию, модификации. В этой связи значительное место в Новом Завете уделено рассуждениям о законе и его свойствах. Иисус явился исполнить закон, а не нарушать его. Поэтому в Новом Завете практически ничего не сказано об ответственности за конкретные правонарушения. Имеется в виду, что нормы прежнего закона приемлемы и в новых условиях появления Иисуса. Это подтверждается, в частности, тем, что Иисус Христос повторяет заповеди Моисея: "Иисус же сказал: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй" (Евангелие от Матфея, С.1037). Вместе с тем, учитывая новые обстоятельства, в старый закон вносятся изменения и дополнения. Так, развивая тему заповедей Моисея, Иисус вводит наказание за посягательства на честь и достоинство человека - за оскорбление. В Евангелие от Матфея читаем: "Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака" (т.е. пустой человек), подлежит синедриону" (Евангелие от Матфея, с.1015).

В религиозной литературе нет записей, согласно которым запрещалась бы смертная казнь за убийство. Служители культа всегда благословляли воинов, которые шли убивать других людей. Иногда можно услышать, что Иисус учил: "Не противься злу". Это не означает то, что если злоумышленник убил у тебя сына и пришел за дочерью, то нужно не противиться и отдать ему и дочь.

Таким образом, нельзя сказать, что христианская религия полностью отрицает смертную казнь. Безусловно, Евангелие призывает прощать врагов своих, благословлять и молиться за гонящих и обижающих вас, но оно ничего не говорит о прощении и милосердии к врагам Божьим.999 Габдрахманов Ф.В. Указ. соч. С. 71.9

В отличие от христианства, ислам содержит более жесткие требования к применению смертной казни. Мусульманская религиозно-правовая доктрина предполагает обязательное применение смертной казни за три вида преступления:

- преднамеренное убийство;

- разбойное нападение;

- прелюбодеяние, совершенное женатым мужчиной или замужней женщиной.1100 Иванников И.А. Теологическое обоснование смертной казни / И.А. Иванников // Право на смертную казнь: сб. / отв. ред. А.В. Малько. - М., 2004. - С. 195.00

Таким образом, подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что с точки зрения христианской, исламской и других теологий государство, которое не применяет справедливо назначаемую смертную казнь против воли Бога, потворствует злу и вселенскому беззаконию.1101 Серегин А.В. Указ. соч. С. 47.01

В ХХ-ХХI вв. особый интерес вызывает невиданная прежде активизация усилий весьма влиятельной католической церкви, направленных на всемерную поддержку мирового аболиционистского движения за отмену смертной казни. И хотя во главу угла при этом ставятся идеи милосердия, такой поворот событий знаменателен прежде всего прямым обращением церкви к доктрине светского правозащитного движения, к уважении и защите фундаментальных прав человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучая уголовное законодательство России и, в частности, институт наказания в виде смертной казни, нельзя забывать о том историческом периоде, когда она применялась или отменялась. Это был период гражданской войны. Но даже в то время руководители государства считали это наказание временной и исключительной мерой. Например, Ф.Э. Дзержинский трижды вносил предложения в СНК об отмене смертной казни.

Смертную казнь при советской власти и в настоящее время считали и считают временной мерой наказания. Однако эта мера продолжала сохраняться и была включена в перечень наказаний всех Уголовных кодексов России и бывших союзных республик.

Сравнительный анализ законодательства показывает, что число преступлений, за которые предусматривалось наказание в виде смертной казни было больше по УК РСФСР 1922 г. Однако практически в дореволюционный период, т.е. с 1903 по 1907 год, смертная казнь применялась чаще. Это объясняется тем, что она предусматривалась еще и по военно-уголовным законам, причем как к военнослужащим, так и к гражданским лицам.

Уголовная статистика прошлых лет была засекречена. К тому же, смертную казнь нередко применяли не только судебные, но и внесудебные органы, которые входили в различные государственные структуры, а поэтому их отчетность в единый статистический документ не объединялась, подвергалась корректировке и уничтожалась.

Смертная казнь, заключающаяся в лишении жизни осужденного по вступившему в законную силу приговору суда, временно в качестве исключительной меры наказания установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, и не назначается женщинам, несовершеннолетним и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста. По своей природе смертная казнь генетически связана с древним обычаем кровной мести. Смертная казнь служит лишь целям восстановления социальной справедливости и специального предупреждения преступлений.

Смертная казнь противоречит международно-правовым стандартам в области прав человека. Общемировая тенденция к отказу от смертной казни в международном сотрудничестве государств проявилась в том, что 49 государств, причем не только экономически развитых, стали участниками Второго факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. Норма о запрете на смертную казнь признана почти всеми государствами-членами Совета Европы. Более того, мировое сообщество государств отказалось от применения смертной казни за международные преступления.

Несмотря на то, что Россия единственная из государств-членов Совета Европы так и не ратифицировала протокол № 6 (что она должна была сделать через два года после подписания) Венская конвенция велит государству, подписавшему договор вести себя в соответствии с договором до его ратификации. Поэтому без решения вопроса ратификации исполнение смертных приговоров в РФ после 1 января 2010 г., может быть признано нарушением международного права.1102 Маска палача: кто требует возвращения смертной казни // Новое время. - 2006. - №18. С..38.02

Таким образом, в Российской Федерации на основе Конституции и конкретизирующих ее правовых актов смертная казнь как наказание уже длительное время не назначается и не исполняется. В результате столь продолжительного по времени действия моратория на применение смертной казни, элементом правовой основы которого является Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. N 3-П и Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г № 1344-О-Р во взаимосвязи с другими его решениями, сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни и сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер и допускаемой в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной статьей 20 Конституции РФ.

Подводя итог, можно отметить следующее:

смертная казнь в наибольшей степени достигает цели частной и общей превенции в отношении преступлений, за совершение которых она применяется;

смертную казнь нужно сохранить только за особо тяжкие преступления против жизни.

смертная казнь не противоречит религиозным учениям;

смертную казнь в настоящее время нечем заменить;

в странах, в которых применяется смертная казнь, коэффициент убийств на 100 тысяч населения ниже, чем в тех странах, где она отменена;

процедура контроля за законностью вынесения и исполнения смертных приговоров в Российской Федерации в настоящее время не только практически, но и теоретически исключает судебные ошибки;

наказание в виде смертной казни не противоречит Конституции Российской Федерации, а это значит, что ее одобряет народ России; поскольку абсолютное большинство населения России выступает за сохранение смертной казни, законодатель не имеет права пренебрегать его мнением.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Всеобщая декларация прав человека: принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (111) от 10 декабря 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов / сост. и автор вступ. статьи Г.М. Мелков. - М.: Юридическая литература 1990.

2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ. - .2001. - № 2. - Ст. 163.

3. Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни ETS № 114 (Страсбург, 28 апреля 1983 г.) // Юрист международник - International Lawyer - 2003. - № 1.

4. Мораторий на применение смертной казни: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 62/149 от 18 декабря 2007 г. // hhtp // www. amnesty.org.ru

5. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: в редакции Законов РФ о поправке к Конституции от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ. - Новосибирск: Сибирское универ. изд-во, 2009. - 32 с.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая по сост. на 10 сентября 2009 г. - М.: Проспект: КНОРУС: Омега-Л, 2009. - 544 с.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 176 с.

8. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. - М.: ЭКСМО, 2009. - 128 с.

9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации по сост. на 1 июня 2009 г. - М.: Проспект: Омега, 2009. - 160 с.

10. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля1995 г. № 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 29. - Ст. 2757.

11. О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы: Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. № 19-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 9. - Ст. 774

12. О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы: Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 724 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 21. - Ст. 2468.

13. О подписании Протокола № 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.: Распоряжение Президента РФ от 27 февраля 1997 г. № 53-рп // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 9. - Ст. 1092.

14. О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ: Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 53. - Ст. 5149.

15. Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации: утверждено Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 53. - Ст. 5150.

16. Библия. Книга Екклесиаста или проповедника. М.: Янтарный сказэ 1979. - 618 с.

17. Викторский, С.К. История смертной казни в России и ее современное состояние / С.К. Викторский. - М.: Логос, 2002. - 420 с.

18. Габдрахманов, Ф.В. Смертная казнь. Мировая практика и региональные аспекты: монография / Ф. В. Габдрахманов, Л. Р. Курбанова. - М.: Элит, 2009. - 216 с

19. Гернет, М.Н. История царской тюрьмы. Т.5 / М.Е. Гернет. - Мю, 1963. - 320 с.

20. Гернет, М.Н. Смертная казнь / М.Е. Гернет. - М., 1913 - 215 с.

21. Дементьев, С.И. Лишение свободы: тюрьмы, лагеря, колонии, тюрьмы / С.И. Дементьев. - Краснодар. 1996. - 340с.

22. История государства и права России в документах и материалах. С древнейших времен по 1930 г. / авт.-сост. И.Н. Кузнецов. - 2-е изд. - Минск: Амалфея, 2003. - 640 с.

23. Квашис, В.Е. Смертная казнь. Мировые тенденции, проблемы и перспективы / В. Е. Квашис. - М.: Юрайт, 2008. - 800 с.

24. Кизилов, А.Ю. Смертная казнь: апология: Уголовно-правовой очерк / А. Ю. Кизилов. - М.: ИГ "ЮРИСТ", 2003. - 50 с.

25. Кистяковский, А.Ф. Исследование о смертной казни / А.Ф. Кистяковский. - Тула: Автограф, 2000. - 272 с.

26. Климчук, Е.А. Проблема смертной казни в обычае и в уголовном праве России: сравнительный исторический анализ / Е. А. Климчук. - М., 2000. - 148 с.

27. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / В.П. Верин и др.; отв. ред. В.И. Радченко; науч. ред. А.С. Михлин, В.А. Казакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 699с.

28. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания/ Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 128 с.

29. Курганов, С.И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания / С. И. Курганов. - М.: Юрайт, 2009. - 322 с.

30. Курганов, С.И. Наказание: уголовно-правовой, уголовно-исполнительный и криминологический аспекты / С.И. Курганов. - М.: ТК Велби: Проспект, 2008. - 192 с.

31. Лаврин, А.П. Хроники Харона (энциклопедия смерти) / А.П. Лаврин. - Новосибирск, 1995. - 335 с.

32. Лацис, М.Я. Чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией / М.Я. Лацис. - М., 1921. - 220 с.

33. Малая советская энциклопедия. В 10 т. Т. 6. - 3-е издание. - М.: Большая советская энциклопедия, 1959.- 965 с.

34. Малько, А.В. Смертная казнь в России: История. Политика. Право / А. В. Малько, С. В. Жильцов. - М.: НОРМА, 2003. - 224 с.

35. 2Материалы Народного комиссариата юстиции. Вып. 11. - М.,1918. - 148 с.

36. Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов / сост. и автор вступ. статьи Г.М. Мелков. - М.: Юридическая литература 1990. - 672 с

37. Михлин, АС. Смертная казнь: вчера, сегодня, завтра / А.С. Михлин. -М: Дело, 1997. - 256 с.

38. Михлин, А.С. Высшая мера наказания: история, современность, будущее / А. С. Михлин. - М.: Дело, 2000. - 176 с.

39. Наумов, А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: Комментарий судебной практики и доктринальное толкование/ А.В. Наумов; под ред. Г.М. Резника. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 1024 с.

40. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина: сборник статей по итогам международной науч.-практ. конференции. Тюмень, 17-19 ноября 2005 г.: в 5 ч. Ч.3 / под ред. Чеботарева Г.Н. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2006. - 168 с.

41. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/ Под ред. Н.А. Громова. - М.: ГроссМедиа, 2007. - 879 с.

42. Преступление и наказание: криминализация России как социально-политическое явление: Материалы дискуссии. - М.: Альфа-М, 2004. - 192 с.

43. Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь / Г. Б. Романовский. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - 370 с.

44. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг. / под ред. И.Т. Голякова. - М.: Госюриздат, 1953. - 463 c.

45. Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам / сост. С.Г. Ласточкина, Н.Н. Хохлова. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. - 848 с.

46. Смыкалин, А.С. Колонии и тюрьмы в Советской России / А.С. Смыкалин. - Екатеринбург, 1997. - 198 с.

47. Степанов, М.Н. История царской тюрьмы. Т. 5 / М.Н. Степанов. - М., 1963.

48. Судебная статистика. Преступность и судимость (современный анализ данных уголовной судебной статистики России 1923-1997 годов) /под ред. И.Н. Андрюшечкиной. - М.: Российский юридический издательский дом, 1998. -275 с.

49. Таганцев, Н.С. Смертная казнь: сб. статей / Н.С. Таганцев. - СПб.: .: Тип. Меркушева, 1911. - 220 с.

50. Таганцев, Н.С. Уголовное уложение 22 марта 1903 г. / Н.С. Таганцев. - СПб.: Тип. Меркушева, 1904. - 220 с.

51. Уголовное право России: Учебник. В 2 т. Т. 2. Общая часть / Под ред. А.Н. Игнатова и Ю.А. Красикова.- 2-е изд., перераб. - М.: Норма, 2008. - 592 с.

52. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник/ Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. - Изд. испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, КОНТРАКТ, 2010. - 739 с.

53. Уголовное право России. Часть общая: Учебник для вузов/ Под ред. Л.Л. Кругликова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 880 с.

54. Учебник уголовного права. Общая часть. / под общей ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. - М: Юристъ, 1996. - 486 с.

55. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов / ответств. ред. А.С. Михлин - 2-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2009 - 422 с.

56. Характеристика осужденных к лишению свободы: по материалам специальной переписи 1999 г. В 2 т. Т. 2. / под ред. А.С. Михлина. - М.: Юриспруденция, 2001. - 455с.

57. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (послеоктябрьский период) / под ред. О.И. Чистякова. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1994. - 468 с.

58. Хрестоматия по истории отечественного государства и права.1917-1991 гг. / Под ред. О.И. Чистякова - М.: Зерцало, 1997. - 592 с.

59. Шелкопляс, Н.А. Смертная казнь в России: история становления и развития (9-середина 19 вв.) / Н. А. Шелкопляс. - Минск: Амалфея, 2000. - 112 с.

60. Энциклопедия уголовного права. Т.8 : Уголовная ответственность и наказание. - СПб.: Издание профессора Малинина-СПб ГКА, 2007. - 798 с.

61. Александров, Ю.Казнить нельзя. Помиловать: запятая поставлена в нужном месте: смертная казнь / Ю.Александров // Преступление и наказание. - 2010. - №1. - С.48-59.

62. Берия казнен за дело. // Московский комсомолец. - 1999. - 3 апреля.

63. Бондарев, И. Хмель волюнтаризма / И. Бондарев // Советская Россия. - 1996. - 15 февраля. - С. 5.

64. Вицин, С. Время казнить в России закончилось? / С. Вицин // Российская юстиция. -1999. - № 3. - С. 10-15.

65. Воробьев, А. Лубянка открывает свои архивы / А. Воробьев // Российская газета. - 1992. - С. 5.

66. Высшая мера-смертная казнь. // Российская газета. - 1997. - 4 марта. - С. 12.

67. Головистикова, А.Н. История отмены применения смертной казни в российском государстве / А.Н. Головистикова // Адвокат. - 2005. - №10. - С.80-88.

68. Гринберг, М.С. Уголовное право и массовые репрессии 20-х и последующих годов. / М.С. Гринберг // Государство и право. - 1993. - № 1. - С. 64-70..

69. Губанов, А. Помиловать: "Согласен". "Не согласен" / А. Губанов // Российские вести. - 1997. - 13 февраля. - С.13.

70. Дмитриев, Ю. Казнить нельзя помиловать: проблема запятой / Ю. Дмитриев // ЭЖ-Юрист. - 2009. - № 48. - С. 10-20.

71. Долгова, А. Изменение преступности в реформируемой России и борьба с преступностью / А. Долгова // Уголовное право. - 1999. - № 3. - С. 60-80.

72. Закатнова, А. Суд приговорил: не убивать/ А. Закатнова// Российская газета. - 2009. - № 220 (5044). - С. 1-2.

73. Иванников, И.А. Теологическое обоснование смертной казни / И.А. Иванников // Право на смертную казнь: сб. статей / И.А. Иванников; под ред. А.В. Малько. М., 2004. - С. 185-195.

74. Изменение преступности в России. // Криминологический комментарий статистики преступности. - М., 1994. - С. 15-16.

75. Ищенко, Е.П. Нужна ли в России смертная казнь? / Е.П. Ищенко // Криминологический журнал Байкальского ГУЭиП. - 2009. - № 1. - С.16-24.

76. Карганова, Б.Г. Лишение свободы и смертная казнь в санкциях статей УК РФ / Б.Г. Карганова // Государство и право. - 2003. - № 11. - С.60-66

77. Качановский, Ю. Чтобы люди правдой жили / Ю. Качановский // Советская Россия. 1999. - 5 августа. - С. 23.

78. Кибальник, А.Г. Казнить нельзя помиловать? Рецензия на монографию В.Е. Квашиса "Смертная казнь. Мировые тенденции, проблемы и перспективы" / А.Г. Кибальник, И.Г. Соломоненко // Общество и право. - 2008. - № 3. С. 56-57.

79. Киреев, А.С. Когда борьба с коррупцией хуже, чем коррупция / А.С. Киреев // Право. - 1999. - № 89. - С. 8-10.

80. Колодкин, Л.По ком все-таки звонит колокол / Л. Колодкин, Ю. Карпухин // Преступление и наказание. - 1993. - №2. - С. 30-32.

81. Колоколов, Н. Казнь глазами судьи / Н. Колоколов // Российская юстиция. - 1998. - № 7. - С. 26-30.

82. Корецкий, Д.А. Искоренить преступность? Не было команды! / Д.А. Корецкий // Комсомольская правда. - 1999. - 30 апреля. - С.35.

83. Касаткина, Т. Разная смертная казнь / Т. Касаткина// Новый мир. -2005. - №9. - С.11-20.

84. Карганова, Б.Г. Лишение свободы и смертная казнь в санкциях статьях статей УК РФ / Б.Г. Карганова // Государство и право. - 2003. - №11. - С. 60-63.

85. Каргалина, О.И. Смертная казнь как предмет дискуссии / О.И. Каргалина // Социологические исследования. - 2003. - №8. - С.141-160.

86. Крашенинников, П. Пулю назад не вернешь / П. Крашенинников // Российская газета. - 2004. - 5 окт. - С. 15.

87. Лепешкина, О.И. Смертная казнь / О.И. Лепешкина // Известия вузов. Правоведение. - 2007. - №3. - С. 220-229.

88. Лепешкина, О.И. Смертная казнь: pro et contra / О.И. Лепешкина // Правоведение. - 2007. - № 3. - С.227-232.

89. Лепешкина, О.И. Перспектива отмены смертной казни в России в контексте международно-правовых стандартов / О.И. Лепешкина // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2009. - № 1. - С. 25-35.

90. Лепешкина, О.И. К вопросу о возможности применения смертной казни в России / О.И. Лепешкина // Российская юстиция. - 2009. № 9. С. 10-19.

91. Лотфуллина, З.Г. Историко-философские аспекты смертной казни / З.Г. Лотфуллина, С.Д. Аминев // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2009. - № 3. - С. 28-38.

92. Михлин, А.С. Смертная казнь / А.С. Михлин // Энциклопедия уголовного права. Т.8: Уголовная ответственность и наказание. - СПб.: Издание профессора Малинина-СПб ГКА, 2007. -С. 702-786.

93. Михлин, А.С. Понятие смертной казни / А.С. Михлин // Государство и право. - 1995. - №10. - С. 100-106.

94. Никулин, С.И. Смертная казнь: Эффективное уголовное наказание, вынужденная мера социальная защита, или рудимент уголовного закона? / С.И.Никулин // Российская юстиция. - 2007. - №9. - С.45-56.

95. Петрашов, В.Н. Проблемы назначения и исполнения смертной казни.//Материалы научно-практической конференции 10-11 июня 1999г. Ростов-на-Дону - 380 с.

96. Серегин, А.В. Религиозные основы юридического обоснования применения смертной казни в России / А.В. Серегин // Гражданин и право. - 2007. - № 12. - С.45-55.

97. Симанович, А.А. Смертная казнь: за и против / А.А. Симанович // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2009. - № 2. - С. 25-35.

98. Смирнов, Н.Х. Вплоть до высшей меры / Н.Х. Смирнов // Государство и право. - 1998. - № 10. - С.12-20.

99. Федосенко, В. Расстрельный запрос. Смертная казнь: «за» и «против»/ В. Федосенко, В. Куликов// Российская газета (неделя). - 2009. - № 213 (5037). - С. 4.

100. Францифоров, Ю. Смертная казнь: должно ли наказание быть равным преступлению? / Ю. Францифоров // Правозащитник. - 2002. - №14. - С.23-37.

101. Шарипкулова, Т.Р Проблема смертной казни на современном этапе развития / Т.Р. Шарипкулова // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2009. - № 3. С. 45-56.

102. Шишов, О.Ф. Смертная казнь в истории Советского государства / О.Ф. Шишов // Сб.: Смертная казнь: за и против. - М, 1989. - С. 150-156.

103. Шиняева Н. Казнить нельзя? / Н. Шиняева // ЭЖ-Юрист. - 2009. - № 45. - С. 15.

104. Яковлева, 3. О смертной казни в СССР / З. Яковлева // Советская законность. - 1991. - № 4. - С. 45-56.

105. О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. № 1 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1997. - № 3.

106. О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ): Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г № 1 (ред. от 03.12.2009) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1999. - №. 3.

107. По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан: Постановление Конституционного Суда РФ от 02 февраля 1999 г. № 3-П // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 6. -ст. 867.

108. О направлении в Конституционный Суд Российской Федерации ходатайства о разъяснении пункта 5 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N 25. Док. опубл. не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультанПлюс"

109. О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях: Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г N 1344-О-Р // Собрание законодательства РФ", 30.11.2009. - № 48. - Ст. 5867 (Определение)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вице-спикер Госдумы Любовь Слиска выступает за восстановление в России смертной казни и считает, что такая норма вновь вернется в законодательство. "Я всегда была за введение смертной казни и против моратория на смертную казнь, потому что Россия очень большая страна. Наверное, очень сложно будет привести криминогенную ситуацию к какому-то нормальному результату", - заявила Слиска в эфире "Эхо Москвы". По ее мнению, смертная казнь должна наступать "за тяжкие преступления в отношении детей, стариков, а также за преступления в экономической сфере". "Я приветствую обращение Верховного суда по этому поводу и надеюсь, что Конституционный суд примет правильное решение, - сказала вице-спикер. "У нас есть основания надеяться на то, что смертная казнь как мера наказания будет снова действовать в Уголовном кодексе ", - полагает парламентарий. Однако далеко не все коллеги Слиски по Госдуме разделяют ее мнение. Как заявил ИТАР-ТАСС председатель думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенниников, "сейчас крайне важна позиция Конституционного суда, что он ответит Верховному суду и, по-существу, всей стране". "Я за то, что бы ратифицировать шестой протокол об отмене смертной казни и выполнить обязательства России перед Советом Европы. У нас смертная казнь не применяется, и это хорошо. Негативные факторы этой меры наказания очевидны. Это и судебная ошибка, и отсутствие влияния на криминогенную обстановку", - заключил он. Глава комитета по международным делам Константин Косачев заявил, что политический аспект данного вопроса давно решен. "В России нельзя казнить преступников. Теперь необходимо урегулировать все юридические моменты", - отметил депутат. Вице-спикер от ЛДПР Владимир Жириновский. Также убежден, что "смертная казнь - это самая опасная вещь". Жириновский напомнил, что в Европе ее давно не применяют. Высшая мера наказания, отметил депутат, сохранилась лишь в отдельных штатах США, "а уподобляться в этом Корее или Китаю России нет смысла". Между тем, глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров выступает против продления моратория на смертную казнь в России. По его мнению, "есть преступления, которые не имеют иного адекватного наказания, кроме смертной казни, например, терроризм". "Считаю, что террорист-убийца теряет свое право на жизнь в тот момент, когда лишает жизни других, - сказал он. - Поэтому, понимая позицию правозащитников как политик, я не могу принять ее как человек. После трагедии в Беслане мыслить по-другому я не могу. Речь идет именно о законном, справедливом наказании, а не о дикой мести".

Размещено на Allbest.ru

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты