Рефераты

Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина и сотруднику ОВД

p align="left">В настоящее время вопрос о задержке страховых выплат урегулирован, так как Постановлением Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2002 года был признан утратившим силу п.4 ст. 11 ФЗ РФ «Об обязательном государственном страховании» Постановление Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2002г. Российская газета от 09 января 2003г. № 2 (3116), стр. 7. , где речь идет о том, что в случае несвоевременной выплаты страховых сумм, ни страхователь, ни страховщик ответственности не несут.

Следующим видом возмещения вреда является выплата единовременных пособий в связи с причинением вреда жизни и здоровью сотрудников ОВД. Эти выплаты производятся в соответствии со ст.29 Закона РФ «О милиции», где предусмотрен более высокий размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью по сравнению с гл. 59 ГК РФ. По правилу соотношения общей и специальной нормы, применению подлежит специальная, если она не противоречит общей и предусматривает размер выплаты такой же, как в общей норме либо обеспечивает более высокий уровень возмещения.

Суммы возмещения ущерба, причиненного жизни и здоровью сотрудников ОВД, выплачиваются независимо от выплаты страховых сумм по обязательному или добровольному страхованию, а так же возмещения морального вреда.

Сотрудники ОВД, члены их семей и иждивенцы имеют право на единовременное пособие в случаях:

гибели (смерти) сотрудника в период прохождения службы;

смерти сотрудника после увольнения со службы в течение одного года; - иного повреждения здоровья.

В соответствии со ст.29 Закона РФ «О милиции» в случае гибели сотрудника милиции в связи с осуществлением служебной деятельности либо его смерти до истечения одного года после его увольнения со службы вследствие ранения (контузий т.п.), заболевания, полученных в период прохождения службы, семье погибшего (умершего) и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего (умершего) из средств соответствующего бюджета.

При получении сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

В случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.

Расчет единовременного пособия, денежной компенсации курсантам и слушателям учебных заведений МВД России, получающим стипендии, производится из минимального денежного содержания по должности по месту дислокации.

Денежные компенсации и другие выплаты не производятся в случае членовредительства, деяний, которые квалифицированны как умышленные или находятся в прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением.

Для реализации положений ст.29 Закона РФ «О милиции» была утверждена «Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели(смерти) или причинения увечья сотруднику милиции, а так же ущерба, причиненного имуществу сотрудника милиции» от 31 мая 1993 года № 260 Об утверждении Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику милиции, а так же ущерба, причиненного имуществу сотрудника милиции. Приказ МВД РФ от 31.05 93 №260..

Впоследствии в соответствии с принятием новой Инструкции, утвержденной Приказом № 805 МВД РФ от 15 октября 1999 года, вышеуказанная Инструкция утратила силу.

Новая Инструкция, так же как и предыдущая предусматривает выплату единовременного пособия только в том случае, если причинение вреда жизни и здоровью имело место при осуществлении сотрудниками ОВД служебных обязанностей.

Согласно Инструкции, не признаются осуществляющими служебную деятельность сотрудники, в отношении которых служебной проверкой, органами дознания и предварительного следствия, судом установлено, что совершенное ими деяние:

находится в прямой причинной связи с добровольным приведением себя в состояние алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

признано общественно опасным;

признанно самоубийством или покушением на самоубийство и при этом не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;

-является результатом умышленного причинения вреда своему здоровью.

Также не признаются осуществляющими служебную деятельность сотрудники, находящиеся на отдыхе или в отпуске, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 5 и 10 Инструкции.

Основаниями для издания приказа о выплате единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания являются:

исключение возможности дальнейшего прохождения службы сотрудником при вынесении военно-врачебной комиссией заключения о категории его годности к военной службе в формулировке «не годен к военной службе»;

установление причинной связи телесного повреждения, иного повреждения здоровья в редакции «военная травма»;

приказ об увольнении со службы по болезни (п. «ж» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ от 23 декабря 1992 года) Положение о службе в органах внутренних дел в РФ». Утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г.№ 4202 - 1. Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993г., №2, ст.70. Далее - Положение о службе..

Кроме приказа об увольнении по болезни согласно п. «з» ст.58 Положения о службе, приказ об увольнении из органов внутренних дел может быть издан в связи с ограниченным состоянием здоровья сотрудника ОВД. Однако ограниченное состояние здоровья не являлось основанием для выплаты единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания, а только позволяло досрочно уволиться со службы и ежемесячно получать определенную сумму в возмещение вреда, причиненного его здоровью.

Данное положение ставило в неравное положение сотрудников, уволенных по болезни и по ограниченному состоянию здоровья. В первом случае выплата единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания производилась, а во втором случае нет.

По рассмотренной проблеме возникало немало судебных споров, которые были разрешены с принятием изменений и дополнений в Инструкцию от 11 января 2001 года приказом МВД России №10, где ограниченное состояние здоровья являлось основанием для издания приказа о выплате единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания.

Однако остался открытым вопрос о том, будет ли выплачено единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания сотрудникам, которые уволились из органов внутренних дел по ограниченному состоянию здоровья с 15 октября 1999 года по 11 января 2001 года. В принятых к Инструкции изменениях и дополнениях нет положения о том, что им придана обратная сила, что, казалось бы, решает вопрос не в пользу вышеуказанных сотрудников. Однако в ст. 29 Закона РФ «О милиции» говорится о получении телесных повреждений, исключающих дальнейшее прохождение службы. В нем нет прямого указания на выплату единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания только по болезни сотрудника. Получается, что если есть основание уволиться по ограниченному состоянию здоровья, то должны соответственно производиться и выплаты единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания не с момента внесения изменений и дополнений в Инструкцию, а с момента начала действия самой Инструкции, то есть с 15 октября 1999 года. Однако, как уже говорилось, ни в самой Инструкции, ни во внесенных изменениях и дополнениях в указанную Инструкцию такой нормы внесено не было и, соответственно, решался данный вопрос в судебном порядке. Рассмотрим один из примеров.

8 октября 2002 года в суде Советского района г. Улан - Удэ Республики Бурятия был рассмотрен гражданский иск бывшего сотрудника милиции Н. к Министерству внутренних дел Республики Бурятия о взыскании единовременного пособия, ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью. В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что сотрудник милиции Н. с 1981 по 2000 годы работал в органах внутренних дел. В ноябре 1995 года, находясь в служебной командировке в Чеченской Республике, получил контузию и осколочное ранение правой руки, которые согласно заключению служебной проверки от 18.11.95 г. считаются полученными при исполнении служебных обязанностей.

В апреле 2002 года истец был освидетельствован Республиканским Центром Государственной медико-социальной службы РБ и ему была установлена вторая группа инвалидности, причиной которой является военная травма.

22 мая 2000 года на основании приказа № 168 истец был уволен из органов внутренних дел в соответствии с п. «ж» ст. 19 Закона РФ «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья), однако никаких выплат в возмещение ущерба не производилось.

Суд иск удовлетворил и вынес решение о взыскании с МВД Республики Бурятия в пользу истца вышеперечисленных платежей по следующим основаниям.

Согласно ст. 29 Закона РФ «О милиции», все сотрудники милиции подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов, а так же средств, поступающих в специальные фонды на основании договоров от организаций.

В соответствии с ч. З ст.29 указанного закона, при получении сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. Согласно заключению медико-социальной экспертизы от 15-30 мая 2002 года истец повторно признан нетрудоспособным со стойкой утратой профессиональной трудоспособности 90 %, а так же установлена причинно - следственная связь между полученным повреждением здоровья и утратой трудоспособности.

Согласно ст. 1084 ГК РФ, вред здоровью, причиненный при исполнении обязанностей службы в милиции, подлежит возмещению.

При причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок ( ст. 1085 ГК РФ)

19 октября 2002 года решение суда вступило в силу.

Фактически, основная масса аналогичных требований, удовлетворялась только в судебном порядке.

Однако, 27 февраля 2003 года приказом МВД РФ №121 было введено дополнение в приказ МВД РФ №10 от 11 января 2001 года, которое распространяло действие последнего приказа на правоотношения, возникшие с 25 октября 1999 года, то есть указанному приказу была придана обратная сила.

С введением в действие этого положения, проблема с выплатой единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания, уволенным по ограниченному состоянию здоровья решена положительным образом.

Далее, остается открытым очень серьезный вопрос, который не урегулирован нормами закона. В случае увольнения по болезни или по ограниченному состоянию здоровья сотруднику выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания. В случае смерти сотрудника, уволенного по таким основаниям, его иждивенцам должно быть в соответствии со ст.29 Закона РФ «О милиции» выплачено единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания. Возникает вопрос, в случае гибели (смерти) при исполнении служебных обязанностей иждивенцам погибшего сотрудника выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания, и в случае смерти до истечения одного года после увольнения иждивенцам так же выплачивается десятилетнее денежное содержание. Во втором случае сотруднику уже выплачивалась компенсация в виде пятилетнего денежного содержания. Получается, что в общей сложности семья второго сотрудника получила компенсацию в размере пятнадцатилетнего денежного содержания. Однако основанием для выплаты пособия должно быть либо повреждение здоровья, либо гибель сотрудника. Выплаты по двум основаниям производиться не должны и соответственно в случае смерти сотрудника после увольнения по болезни, ему должно выплачиваться еще одно единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания, которое наряду с первым составит десятилетнее денежное содержание.

На практике этот вопрос тоже решается по-разному. В одном случае, при увольнении из органов внутренних дел в связи с болезнью или ограниченным состоянием здоровья выплачивается пятилетнее денежное содержание и если данный сотрудник умирает в течение одного года с момента увольнения, то его иждивенцам выплачивают десятилетнее денежное содержание. В другом случае иждивенцам умершего сотрудника в аналогичной ситуации выплачивается только как бы вторая половина пособия, выплачиваемого в случае смерти, которая составляет размер пятилетнего денежного содержания, а в итоге получается десятилетнее денежное содержание.

Чтобы решить данный вопрос, необходимо внести в Инструкцию соответствующие изменения, которые устранили бы подобные разногласия в выплате единовременных пособий. Думаю, что в такой ситуации должен выплачиваться один вид единовременного пособия.

Размер единовременного пособия исчисляется из оклада, выплачиваемого по последней штатной должности и оклада по специальному званию. В соответствии с ч.1 ст.22 Закона РФ «О милиции» виды и размеры денежного довольствия устанавливаются Правительством РФ Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993г. № 41.. Согласно этому постановлению денежное содержание определено в виде оклада по занимаемой штатной должности и окладу по присвоенному специальному званию. Ранее действовавший приказ МВД России от 26 мая 1993 года № 260, который включал в денежное содержание и другие виды выплат, в этой части не соответствовал указанному выше постановлению Правительства РФ и при принятии новой Инструкции это несоответствие было устранено.

При обращении за денежной компенсацией в течение трех лет с момента события, выплаты производятся за все прошедшее время, а по истечении этого срока - за период не более трех лет.

Кроме выплаты страховых сумм и выплаты единовременного пособия сотрудникам ОВД при увольнении со службы исчисляется пенсия из суммы денежного довольствия, в которую входят: оклад по последней штатной должности, оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, процентная надбавка за выслугу лет, исчисленную из этих окладов, а так же учитывается месячная стоимость продовольственного пайка.

При увольнении сотрудника ОВД из органов внутренних дел по болезни или по ограниченному состоянию здоровья ему, в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, учреждениях и органах уголовно0исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993г. № 4468-1, выплачивается единовременное пособие (оклад и специальное звание), размер которого исчисляется исходя из выслуги лет.

Пенсия уволенным сотрудникам исчисляется из суммы денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка в части, не превышающей 10-кратный минимальный размер оплаты труда, установленный на день начисления или перерасчета им пенсии, учитывается полностью, а остальная ее часть - в размере 50 процентов.

3.2 Порядок возмещения ущерба, в связи с причинением вреда жизни и здоровью сотрудника ОВД

Чтобы сотрудники ОВД и их близкие смогли реализовать свое право на получение компенсации в случае причинения вреда их жизни и здоровью, причиненного при исполнении служебных обязанностей, необходимо выработать четкий порядок возмещения ущерба. Для выполнения положений ст.29 Закона РФ «О милиции» необходим нормативный акт, регулирующий порядок выплаты возмещения в случае причинения вреда жизни и здоровью сотрудников ОВД. Таким документом является Инструкция о порядке возмещения вреда, упомянутая ранее.

В случае причинения сотруднику ОВД вреда, результатом которого стало повреждение здоровья или гибель (смерть), он и его близкие для возмещения этого вреда подают рапорт (письменное заявление) на имя начальника отдела внутренних дел, в котором сотрудник проходил службу.

Рапорт подлежит рассмотрению в органе внутренних дел в течение 15 дней с момента его подачи. Эти сроки в случае необходимости могут быть продлены, если необходимо произвести дополнительную проверку по факту причинения вреда жизни и здоровью сотрудника. Срок проверки может продлеваться руководителем органа внутренних дел на срок до одного месяца, а в исключительных случаях срок может быть продлен до двух месяцев и в этом случае нужно будет уведомить Главное управление кадров и кадровой политики МВД РФ о причинах, вызвавших продление срока. Например, такое продление может иметь место в случае гибели сотрудника ОВД в «горячих точках».

Сбором и оформлением документов, необходимых для выплаты единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба занимаются кадровые аппараты органов внутренних дел (отделы кадров).

К документам, необходимым для получения единовременного пособия в случае повреждения здоровья относятся:

заверенные копии выписки из акта освидетельствования в государственной медико-санитарной экспертной комиссии и справки медико-санитарной экспертной комиссии об установлении группы инвалидности, и ее причине;

копия приказа об увольнении по болезни или по ограниченному состоянию здоровья;

копия свидетельства о болезни с заключением военно - врачебной комиссии о причинной связи телесного повреждения, иного повреждения здоровья в редакции «военная травма».

Собранные документы рассматриваются специальной комиссией, которая создается из числа сотрудников кадровых, юридических, медицинских и финансовых подразделений МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, а так же образовательных учреждений МВД РФ.

Для установления причинно-следственной связи повреждения здоровья, а так же годности сотрудника по состоянию здоровья осуществлять свои служебные обязанности производится военно-врачебная экспертиза Приказ МВД РФ №370 от 2 октября 1995 г. «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД». .Далее - приказ МВД РФ№ 370..

Для установления причинно-следственной связи полученного повреждения здоровья сотрудник ОВД направляется кадровым аппаратом на освидетельствование в военно-врачебной комиссии. В направлении указывается цель освидетельствования и вопрос, подлежащий рассмотрению военно - врачебной комиссией.

На основании результатов проведенной экспертизы выдается заключение военно - врачебной комиссии о категории годности сотрудника к дальнейшему прохождению службы в ОВД, которое считается действительным в течении одного года, если иное не предусмотрено в этом заключении.

В заключении указывается какой военно - врачебной комиссией выдано заключение, данные освидетельствованного, диагноз, статьи из приказа МВД, причинно-следственная связь травмы в редакции «военная травма».

Контроль за выдачей военно - врачебной комиссией документов о телесных повреждениях осуществляет Медицинское управление МВД РФ и другие соответствующие медицинские службы.

В соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе Постановление Правительства РФ от 20 апреля 1995 г.№390 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе». Собрание законодательства РФ , 1995, №19, ст. 1758. и приказом МВД РФ № 370 соответствующей военно - врачебной комиссией выносится решение о невозможности дальнейшего прохождения службы сотрудником в органах внутренних дел и на основании вынесенного заключения сотруднику выдается свидетельство о болезни. При этом право на получение сотрудником единовременного пособия устанавливается в ходе оформления материалов об увольнении его из органов внутренних дел.

При назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученным в связи с осуществлением служебной деятельности, и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья, сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью.

В случае гибели (смерти) сотрудника кадровым аппаратом соответствующего органа внутренних дел проводится служебная проверка обстоятельств гибели (смерти) и определяется круг лиц, имеющих право на получение единовременного пособия в размере десятилетнего денежного содержания погибшего сотрудника. К материалам проверки прилагаются:

заявление о выплате единовременного пособия;

выписка из приказа об исключении сотрудника из списков личного состава в связи с гибелью (смертью);

заключение служебной проверки по факту гибели (смерти);

копия свидетельства о браке;

копии свидетельств о рождении детей;

справка об иждивенцах;

свидетельство о рождении погибшего (умершего) сотрудника;

заключение военно - врачебной комиссии о причинной связи смерти сотрудника с телесным повреждением, иным повреждением здоровья.

Кроме перечисленных документов, в случае необходимости могут быть затребованы иные документы.

Если какой-либо документ не может быть представлен в связи с его утерей, то удостоверить родственную связь или иной факт можно в судебном порядке.

Единовременное пособие в случае смерти сотрудника выплачивается лицам, имеющим на него право, в равных долях путем перечисления соответствующих сумм на имя получателя в учреждение Сбербанка по месту жительства или выдается в финансовом органе на руки.

По результатам рассмотрения представленных документов на специальной комиссии, руководитель органа внутренних дел издает приказ о выплате сумм в возмещение вреда.

Размер вреда, подлежащего возмещению, определяется в соответствии со ст.1086 Гражданского Кодекса РФ.

Выплата сумм в возмещение вреда производится финансовым подразделением (бухгалтерией) соответствующего органа внутренних дел в течение всего срока, на который соответствующей МСЭК установлена инвалидность.

Если размер денежного содержания сотрудников, состоящих на службе, будет увеличен; то размер возмещения вреда, причиненного здоровью так же подлежит перерасчету в сторону увеличения.

В случае смерти сотрудника, его родным так же полагается выплата единовременного пособия в размере десятилетнего денежного содержания, однако в данном случае нет единства положений ст.29 Закона РФ «О милиции» и п. 18 Инструкции «Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких» Приказ№ 805 МВД РФ от 15 октября 1999г. Ст.29 Закона РФ «О милиции» предполагает выплату десятилетнего денежного содержания, независимо от того, получал ли сотрудник при увольнении пятилетнее денежное содержание за вред, причиненный его здоровью или нет. П. 18 Инструкции предполагает выплату в случае смерти, которая наступила до истечения одного года после увольнения, десятилетнего денежного содержания его родным, только за вычетом полученного сотрудником пятилетнего денежного содержания, которое было выплачено в качестве компенсации за вред, причиненный здоровью. Указанный пункт Инструкции противоречит ст.29 Закона РФ «О милиции» в части размера выплаты денежного содержания в случае смерти сотрудника после его увольнения и, соответственно, не должен применяться.

Когда возмещение, вследствие причинения вреда жизни и здоровью сотрудника ОВД выплачено, у органов внутренних дел возникает право взыскать в порядке регресса эту сумму с причинителя вреда, что и будет предметом рассмотрения следующего раздела.

3.3 Право регрессного требования сумм, выплаченных в качестве компенсации за вред, причиненный жизни и здоровью сотрудника отдела внутренних дел

Согласно ст. 1081 Гражданского Кодекса РФ и ст.29 Федерального Закона РФ «О милиции» в случае возмещения органом внутренних дел вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудника ОВД, у него возникает право взыскать сумму возмещения с причинителя вреда в полном объеме.

По общему правилу, на должника по регрессному требованию возлагается обязанность возместить кредитору уплаченный им третьему лицу платеж в полном объеме. Исключения из этого положения могут быть установлены только законом или судом.

Право регрессного требования кредитора к должнику возникает только с момента фактической выплаты потерпевшему сумм, подлежащих возмещению в связи с причинением вреда и с этого же времени исчисляется срок для предъявления регрессного иска.

Суд не вправе удовлетворить регрессный иск, если на момент вынесения решения, истец не возместил причиненный вред. Например, начальник ОВД издает приказ о выплате единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания, однако выплата не произведена из-за отсутствия в данный момент денег на определенном счету в финансовом отделе. Тем не менее, иск в суд подается. В данном случае рассмотрение иска необходимо отложить до полной выплаты денежной суммы потерпевшему либо отказать в иске, если срок для подачи такого иска истек.

Орган внутренних дел должен принять все меры к взысканию этой суммы в установленном законом порядке с виновных юридических или физических лиц.

Рассмотрим регрессный иск органов внутренних дел к физическому лицу, обязанному возместить вред, причиненный здоровью сотрудника ОВД при исполнении последним служебных обязанностей.

13 апреля 2000 года в суде Октябрьского района г. Улан - Удэ было вынесено заочное решение по иску МВД Республики Бурятия к гражданину Р. о взыскании с него 133 506 рублей 60 копеек в пользу истца. Суд удовлетворил исковые требования истца по следующим основаниям.

13 июля 1997 года в 3 часу ночи на дискотеке в фойе кинотеатра «Прогресс» старший оперуполномоченный Межрайонного Отдела Милиции МВД Республики Бурятия увидел гражданина Р. и зная о том, что он знаком с находящимся в розыске, за совершение особо тяжких преступлений, гражданином X., с целью осуществления своей служебной деятельности, попросил проехать его в РОВД. В ходе беседы гражданин Р. согласился показать оперуполномоченному Д. местонахождение гражданина X. В итоге, когда сотрудник Д. и гражданин Р. вышли из машины, последний не желая показывать местонахождение преступника, с целью умышленного убийства сотрудника Д. произвел в него четыре выстрела в упор, в результате чего ему был причинен тяжкий вред здоровью. Сотруднику Д. была оказана медицинская помощь, благодаря которой он остался жив.

Гражданин Р. был приговорен по ст. 30 ч. 3, 105 ч.2 п. «б» УК РФ на срок 9 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Исходя из приговора суда травму сотрудник Д. получил при исполнении служебных обязанностей. В соответствии со свидетельством о болезни № 3241 от 23.11.1998 года и справкой о медицинском освидетельствовании сотрудник Д. признан ограниченно годным к военной службе и 18 января 1999 года он был уволен из органов внутренних дел по ограниченному состоянию здоровья в соответствии с п. «з» ст. 58 Положения о военной службе. Позже сотрудник Д. обратился с просьбой о выплате ему единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания в размере 133 506 рублей 60 копеек. МВД Республики Бурятия его требование удовлетворило о чем свидетельствуют расходно-кассовые ордера.

Оценив собранные доказательства и руководствуясь ст. ст. 1084, 1086 Гражданского Кодекса РФ было принято решение в пользу МВД Республики Бурятия.

Оформление материалов и их предъявление для взыскания установлены в п. 30-32.2 Инструкции, где определен следующий порядок:

1) финансовое подразделение (бухгалтерия) соответствующего органа внутренних дел относит выплаченную сумму на забалансовый счет 05 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» и учитывает ее в течение 5 лет с момента выплаты с целью контроля за возможным взысканием с виновных лиц понесенных органов внутренних дел;

2) фактически взысканные суммы, независимо от сроков предъявления исков к виновным лицам и времени их удовлетворения, относит на восстановление расходов по субсчету;

3) передает документы по выплаченным суммам в соответствующую юридическую службу органа внутренних дел для предъявления в установленном порядке исков к виновным лицам;

4) ведет учет поступлений денежных средств, взысканных с ответчиков;

5) оформляет в установленном порядке материалы на списание сумм, безнадежных к взысканию.

По последнему пункту следует привести пример. В 2002 году участковый поселковой милиции инспектор Б. обратился в больницу с жалобами на высокую температуру и боли в области желудка. После проведенного обследования у него обнаружили язву желудка и было произведено оперативное вмешательство. В результате, не приходя в сознание, участковый Б. скончался. При проведении вскрытия у него был обнаружен гепатит В.

При установлении причинно-следственной связи было выявлено, что причиной смертельного исхода явился вирус гепатита В. Однако вирус не был обнаружен у участкового Б. при проведении обследования непосредственно перед операцией. Получается, что его занесли сами медики. Тем не менее, не было проведено никакого расследования со стороны органа внутренних дел по факту смерти участкового Б. После выплаты его родным возмещения вреда, причиненного жизни, сумма была списана как безнадежная к взысканию, хотя вполне вероятно, что истинной причиной смерти явилась халатность медицинских работников, то есть указанные лица явились непосредственными причинителями вреда жизни сотруднику милиции участковому Б.

Думаю, что необходимо было провести серьезное расследование (при установлении в действиях врачей уголовно-наказуемого деяния, возбудить в отношении них уголовное дело) и взыскать с причинителей возмещение вреда, причиненного жизни сотрудника ОВД, а не списывать его как безнадежное к взысканию.

Так же считаю неправильным, что заключения медицинских учреждений, врачей-специалистов и консультантов этих учреждений служат дополнительным материалом для вынесения заключения ВВК, так как в компетенции некоторых медицинских работников можно серьезно усомниться.

Считаю, что должна проводиться только военно-врачебная экспертиза без вмешательства гражданской медицины, чтобы в определенных случаях не пришлось искать виновного в неправильно установленной причинно-следственной связи и соответственно вынесенного заключения.

Далее юридическое подразделение органа внутренних дел при наличии виновных лиц оформляет необходимую документацию для предъявления претензий и исков к этим лицам, а так же осуществляет представительство в судах и направляет в финансовую службу (бухгалтерию) решения судов или другие соответствующие документы для оформления списания не присужденных к взысканию сумм.

3.4 Сравнительный анализ правового регулирования возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, исполняющих служебные обязанности на производстве и в органах внутренних дел

На основании рассмотренного материала можно сделать вывод, что законодатель, принимая нормативные акты, регулирующие возмещение причиненного вреда исходит из того, какие обязанности выполняются гражданами.

При выполнении сотрудниками своих служебных обязанностей, риск причинения вреда жизни и здоровью гораздо выше, чем например, у слесаря из жилищно-коммунального хозяйства, поэтому государство предоставляет им дополнительные гарантии в случае причинения вреда жизни и здоровью при исполнении ими своих служебных обязанностей. Однако, если вред жизни и здоровью сотрудников причинен вне выполнения служебных обязанностей, то ущерб, причиненный жизни и здоровью будет возмещаться наравне с остальными гражданами. Например, в торговую точку были завезены некачественные телевизоры и их приобрели как сотрудник ОВД, так и тот же слесарь из жилищно-коммунального хозяйства. При эксплуатации телевизоров в обоих случаях происходит короткое замыкание и следствием чего является пожар в доме, который причиняет вред здоровью и имуществу указанных граждан. В данном случае сотруднику ОВД единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания выплачиваться не будет, так как он не находился при исполнении служебных обязанностей и вред, причиненный его здоровью не является следствием осуществления этих обязанностей. Другое дело, если телевизор был бы установлен в ОВД и произошло короткое замыкание, вызвавшее пожар, следствием чего явился вред, причиненный здоровью указанного сотрудника. Тогда была бы произведена выплата единовременного пособия за вред, причиненный здоровью сотрудника ОВД с последующим взысканием выплаченной суммы либо с изготовителя, либо с продавца, которые реализовали некачественный товар.

Слесарю из жилищно-коммунального хозяйства так же не будет возмещен вред предприятием, причиненный его здоровью не на рабочем месте. Обоим гражданам в первом случае придется подавать гражданские иски, согласно ст. 1095 Гражданского Кодекса РФ и ст. 14 Федерального Закона РФ «О защите прав потребителей», о возмещении вреда, причиненного некачественным товаром ФЗ РФ «О защите прав потребителей» от 09 января 1996г. /ред. с изм. От 30.12.2001г..

Далее, гражданам, осуществляющим свои обязанности согласно трудовому договору на производстве, в случае причинения вреда жизни и здоровью не выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего и десятилетнего денежного содержания, как это происходит в случае причинения вреда жизни и здоровью сотрудников ОВД, а выплачиваются единовременные страховые выплаты исходя из шестидесятикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день такой выплаты. Сумма выплаты будет зависеть от тяжести полученной травмы работником, то есть, нет фиксированной выплаты, как это установлено в случае с сотрудниками ОВД.

Страховые выплаты в случае причинения вреда жизни, у сотрудников ОВД так же выше и исчисляются исходя из месячного денежного содержания, а у работников, занятых на производстве страховая выплата в случае смерти составит всего шестидесятикратный минимальный размер оплаты труда.

Так же различен подход страховщика к перечню документов, необходимых для единовременных выплат, вследствие причинения вреда жизни и здоровью: в случае назначения выплаты возмещения сотруднику ОВД утвержден строгий перечень необходимых документов, а при выплате возмещения работнику, занятому на производстве, страховщик использует индивидуальный подход к указанному перечню документов.

Срок выплаты страховщиком единовременной страховой выплаты в случае повреждения здоровья составляет один месяц, а выплата пособия в случае смерти работника производится не позднее двух дней с момента получения всех документов страховщиком.

При выплате единовременных пособий, вследствие причинения вреда жизни и здоровью сотрудника ОВД не указаны конкретные сроки, в какие должны быть произведены соответствующие выплаты. В результате неопределенности такого рода, выплаты единовременных пособий могут необоснованно задерживаться финансовым подразделением органа внутренних дел.

Сопоставляя изложенное, можно сделать вывод, что в случае причинения вреда жизни и здоровью граждан, у сотрудников ОВД возмещение вреда в денежном эквиваленте гораздо выше, чем у работников, занятых на производстве. Однако работники, занятые на производстве, в случае причинения вреда могут гораздо быстрее реализовать свое право на получение возмещения причиненного вреда, чем сотрудники ОВД, что совсем немаловажно для тех, кому причинен вред.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изложенного можно сделать вывод, что жизнь и здоровье, а так же права на эти блага являются одной из самых сложных категорий объектов гражданских прав. Законодательство, регулирующее возмещение причиненного вреда так же представляется достаточно сложным правовым механизмом. Это утверждение в равной степени относится как к законодательству, регулирующему возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, занятых на производстве, так и к нормам, определяющим порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников ОВД.

К изложенному следует добавить, что законодательство, регулирующее и определяющее порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью так же, как и многие другие нормы не ушло от коллизий. На изученном материале можно заявить, что происходит столкновение общих и специальных норм. Чтобы избежать этого в дальнейшем, законодателю при принятии правовых норм, а так же изменений и дополнений к ним, необходимо глубже вникать в действующие нормы и анализировать материалы судебной практики и, естественно, прислушиваться к мнению правоведов.

Достаточно спорных моментов содержит и законодательство, осуществляющее правовое регулирование возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников ОВД.

В первую очередь следует обратить внимание на выплату единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания сотрудникам ОВД при увольнении их со службы по ограниченному состоянию здоровья в период с 25 октября 1999 года по 11 января 2001 года, когда такая компенсация не выплачивалась,. Однако в судебном порядке сотрудникам ОВД, уволенным по такому основанию, вопрос о выплате компенсации за вред, причиненный их здоровью решался положительно.

При вынесении решений о выплате единовременных пособий за вред, причиненный здоровью сотрудников ОВД, уволенным в указанный период по ограниченному состоянию, суды исходили из того, что требования о выплате денежной компенсации при увольнении по ограниченному состоянию здоровья должны производится в соответствии со ст. 29 Закона РФ «О милиции», где сказано, что при получении сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания. Согласно указанной статье выплаты пособия должны производиться как в случае увольнения по болезни, так и по ограниченному состоянию здоровья сотрудника, так как для него в обоих случаях исключается возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел. Инструкция, до внесения в нее изменений и дополнений, противоречила ст.29 Закона РФ «О милиции», в части выплаты единовременного пособия сотрудникам, уволенным по ограниченному состоянию здоровья в период с 25 октября 1999 года по 11 января 2001 года. Однако принятые изменения и дополнения в Инструкцию, так же породили массу проблем с выплатой пособий сотрудникам, уволенным по ограниченному состоянию, так как им не было придано обратной силы.

Только 27 февраля 2003 года приказу МВД РФ №10 была придана обратная сила и теперь его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 25 октября 1999 года.

Так же остается спорным вопрос о размере возмещения вреда, в связи со смертью сотрудника ОВД до истечения одного года после увольнения из органов внутренних дел. В решении этого вопроса расходятся общая и специальная нормы. Согласно ст.29 Закона РФ «О милиции» в случае смерти сотрудника' ОВД до истечения одного года после увольнения его родным выплачивается десятилетнее денежное содержание. Однако п. 18 Инструкции предполагает выплату родным умершего сотрудника десятилетнего денежного содержания за вычетом ранее полученного пятилетнего денежного содержания, полученного при увольнении по болезни или ограниченному состоянию здоровья. По моему мнению, необходимо дополнить ст.29 Закона РФ «О милиции» положением о вычете из десятилетнего денежного содержания, выплачиваемого родным умершего сотрудника, уволенного по болезни или ограниченному состоянию здоровья, ранее выплаченной суммы, составляющей пятилетнее денежное содержание. В противном случае исключить такое положение из п. 18 Инструкции, так как оно противоречит смыслу ст.29 Закона РФ «О милиции» и не должно применяться в правоприменительной практике.

Далее, я не согласен с тем, что десятилетнее денежное содержание выплачивается в случае смерти до истечения одного года после увольнения только тем сотрудникам, которые уволились по болезни или ограниченному состоянию здоровья. Возможна такая ситуация, что сотрудник уволился по иным основаниям (за исключением его аморального поведения, противоправных действий или осуждения судом), однако смерть в течение одного года наступила вследствие травмы, ранее полученной при исполнении служебных обязанностей и существует причинно-следственная связь между ранее полученной травмой и смертью сотрудника. В данном случае закон не позволяет произвести выплаты его родным, так как он был уволен по иным основаниям, не предусмотренным для возмещения вреда, причиненного смертью. Поэтому необходимо внести определенные коррективы в ст.29 Закона РФ «О милиции» и исключить слова «после увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания» или добавить «после увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы, а так же по иным основаниям».

Кроме перечисленных проблем, хочется так же сказать о регулярных задержках (под различными предлогами) выплаты возмещения вреда, которые так необходимы сотрудникам ОВД и их близким в тяжелый для них момент. За необоснованные задержки выплаты компенсаций за причиненный вред жизни и здоровью сотрудников ОВД необходимо наказывать или снимать с должности виновное лицо.

Конечно, не все так плохо, законодатель движется в правильном направлении и думается, что разногласия, возникающие между нормами закона и людьми по поводу реализации права человека и гражданина на достойную жизнь и здоровье, уйдут в прошлое.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники.

1. Опубликованные:

Конституция Российской Федерации.//М.: Юридическая литература, 1994.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1-3.- М.: Издательство ЗАО «Славянский дом книги»,2002.

Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: Издательство ЗАО «Транспорт»,2004.

Федеральный закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы» от 12.02.1993 г. / ред. ФЗ от 04.03.02.

Федеральный закон РФ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно - исполнительной системы и сотрудников федеральных органов уголовно - исполнительной системы» от 28.03.1998 г/ред. от 21.07.1998 № 117-ФЗ.

Федеральный закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. №125 -ФЗ/ред. ФЗ от 17.07.1999 г. №181 -ФЗ.

7.Федеральный закон РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002г. № 40 - ФЗ-М.: ИНФРА - М, 2002.

8. Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181 -ФЗ/ред. от 27.05.2000 г. №78 - ФЗ. - М.: ООО «Издательство ACT», 2001.

9. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 г. № 1026-1 / ред. ФЗ. от 31.11.2003 г. № 68 - ФЗ/ - Ростов-н /Д.: Издательство «Феникс», 2003.

10. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 09.01.1996г./ред. с изм. от 30.12.2001. - СПб.: Виктория плюс, 2002.

11. Постановление Правительства РФ от 16.10.2000г.№789 об утверждении Правил установления степени профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

12.Постановление Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года №4214 об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей».

13.Постановление Правительства РФ от 20 апреля 1995 года №390 об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе. Собрание законодательства РФ, 1995 г. № 19.

14.Постановление Верховного Совета РФ от 23.12.1992г. №4202-1 об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел РФ. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993 г., №2.

15. Приказ. Министерства внутренних дел РФ от 31.05.93г. №260 об утверждении Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику милиции, а так же ущерба, причиненного имуществу сотрудника милиции.

16. Приказ Министерства внутренних дел РФ от 16 декабря 1998 г. №825 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД РФ».

17. Приказ Министерства внутренних дел РФ от 15 октября 1999 г. №805 об утверждении Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а так же ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких.

18.Приказ Министерства внутренних дел РФ от 14 декабря 1999 г. №2190 об утверждении Инструкции о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел РФ. Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 апреля 2000 г.№2190.

19. Приказ Министерства внутренних дел РФ от 11.01.2001г. №10 об утверждении изменений и дополнений, вносимых в Инструкцию о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а так же ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких.

20.Приказ Министерства внутренних дел РФ от 27.02.2003г. №121 о внесении изменений и дополнений в нормативные акты МВД РФ.

2. Литература

21. Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация: гражданско-правовая защита. - М.: Юристъ, 1994.

22. Гражданское право. Учебник./ От. ред. Сергеев А.П.- М.: Проспект, 1999.

23. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части второй (постатейный)./ От. ред. докт. юр. наук, профессор О. Н. Садиков. - М.: ИНФРА - М., 1997. 24.Комментарий части второй Гражданского кодекса РФ. - М.: Гардарика, 1996.

25. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: в 2 т. -- М.: Издательский дом ИНФРА-М, 2001.

26. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. - М.: ИНФРА - М, 2002. 27. Комиссарова К.И., Осипова Ю.К. Гражданский процесс. - М.: «Бек», 1996. 28. Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Издание третье, дополненное и переработанное. -М.: Юринформцентр, 1995.

29. Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан (понятие, осуществление, защита). Афтореф. докт. дисс. М., 1997.

30. Экспресс-информация. Правовое Управление главного управления правовой работы и внешних связей МВД РФ. - М.: Спарк, выпуск 7, 1999. Ярошенко К.Б. Жизнь и здоровье под охраной закона. Гражданско-правовая защита личных неимущественных прав граждан. - М.: Юридическая литература, 1990.

3. Материалы судебной практики

3.1.Опубликованные

32.Постановление Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2002 г. Российская газета от 9 января 2003 г. №2 (3116).

33. 0 судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья. Постановление Пленума Верховного Седа РФ от 28.04.1994.№3.

34.Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996. №10.

35.Решения Верховного Суда РФ по вопросам деятельности органов внутренних дел РФ (1999 - 2001 гг.) / Под ред. В.В. Черникова. - М: Спарк, 2001.

3.2.Неопубликованные

36.Решение Советского районного суда г. Улан - Удэ Республики Бурятия от 8 октября 2002 г. о взыскании с Министерства внутренних дел РБ в пользу сотрудника ОВД единовременного пособия и иных выплат, связанных с повреждением здоровья.

37. Решение Октябрьского районного суда г. Улан - Удэ Республики Бурятия от 13 апреля 2000 г. о взыскании в порядке регресса в пользу Министерства внутренних дел РБ с ответчика 133. 506 рублей 60 копеек.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты