Рефераты

Южно-Курильская территориальная проблема

p align="left">Существенное значение уделяется и экономической аргументации. Отметим при этом, что сторонники передачи островов обычно высказывают мнение, что требуемое ими решение приведет к притоку японского капитала на российский Дальний Восток. Их оппоненты указывают, что, напротив, в политике правительства и крупного капитала Японии Россия не рассматривается как объект масштабных инвестиций. В целом, однако, данный момент не стал почему-то объектом сколько-нибудь серьезных обсуждений. Куда больше места в аргументации противников передачи островов за¬нимает подчеркивание экономической ценности южной части Курил. Общая оценка запасов минеральных ресурсов по мировым ценам здесь составляет минимум 44,05 млрд. долларов США. Здесь имеются золото, серебро, цинк, медь, свинец, железо, титан, ванадий, агаты, сера Судьба Южных Курил скрыта в письме Бориса Ельцина. 1998. -13 ноября..

По российским оценкам, участок между Малой Курильской грядой и Шикотаном и Кунаширом дает 10% улова рыбы от его общего количества. Здесь добывается ежегодно 1,2 млн. т рыбы, в то время как все страны Балтики вылавливают 340 тыс. т. По другим оценкам, эти показатели соответственно равны 1,5 млн. т и 350 тыс. т. Для России передача четырех островов Японии обернется уменьшением более чем на треть лова рыбы на всем Дальнем Востоке. В денежном выражении эта сумма равна не менее 2 млрд. долларов ежегодно. Острова Итуруп и Хабомаи отойдут к Японии вместе с примыкающей к ним двухсотмильной хозяйственной зоной Охотского моря и Тихого океана. Между тем с Курильских островов Россия получает до половины потребляемой ею морской капусты.

Только островные сырьевые (биологические и минеральные) ресурсы оцениваются в 44 млрд. долларов. Российские авторы утверждают, что при интенсивном освоении Южно-Курильская гряда может дать десятки триллионов долларов. Следует также учитывать возможные валютные потери России (в случае передачи островов Японии) в результате необходимости платы за проход российских судов через японские проливы.

Курильская проблема глазами прагматика.

Есть и довольно радикальные подходы к решению проблемы курильских островов Панов А.Н. Россия и Япония: становление и развитие отношений в конце XX - начале XXI : достижения, проблемы, перспективы. М., 2007. С. 342.. Некоторые представители власти предлагают решить проблему путем продажи островов. На сегодняшний день одним из самых известных политиков, придерживающихся этой точки зрения является В. Жириновский, неоднократно высказывавший свои предложения по продаже спорных территорий. Проанализировав такое видение решения проблемы, мы пришли к выводу, что с учетом сложившейся ситуации такая точка зрения не является абсурдной, и решили уделить внимание и такой возможности урегулирования спора. Сначала отвлечемся от патриотических эмоций.

Вспомним: территория, как и золотой запас, является национальным достоянием, а национальное достояние копится и преумножается именно для того, чтобы в случае глубочайшего кризиса нация могла бы это достояние максимально эффективно для себя использовать. Мы исходим из постулата, что России для того, чтобы выбраться из кризиса и просто облегчить невиданные для мирного времени лишения ее граждан нужна не просто помощь, необходима сверхпомощь масштаба нового плана Маршалла. Необходимы не миллиарды долларов, а десятки и сотни миллиардов. Только суммы подобного масштаба способны: а) дать мощный приток капиталовложений в экономику; б) обеспечить программы реального прожиточного минимума для населения и систему социальной поддержки; в) финансировать программы массовой переквалификации работников; г) переломить катастрофическое развитие экологической обстановки Указ. сочинение. С. 346..

Все это в совокупности дало бы нашим трансформационным процессам необходимый запас прочности, в чем, в сущности, заинтересован и Запад. Ибо отсутствие такого запаса прочности чревато величайшими потрясениями, которые могут разрешиться новыми чернобылями и карабахами уже на российской земле, могут обернуться приходом к власти в России режима памятливо-саддам-хуссийнского толка, который будет способен на любую авантюру и тотальный международный шантаж (в том числе - ядерный). Следует, однако, признать, что Запад сегодня практически не готов к столь масштабному видению проблемы.

Сказывается отсутствие лидерства, а значит и продуманной долгосрочной стратегии типа того же плана Маршалла, инерция представлений о России как об антитезисе всей современно западной цивилизации, поглощенность западных стран мелкими повседневными внутренними проблемами. Но, даже ясно осознавая масштабы вызова и риска, связанного с неоказанием России должной помощи, западные политики, ограниченные существующими в их странах реалиями, не могут ставить вопрос о массированной помощи в практическую повестку дня Соколов В.В. К истории капитуляции Японии. 2005. №5. -с 10..

Итак, России необходим чрезвычайный по своим масштабам и срочности приток валютных средств. Его не может обеспечить Запад, хотя подобного рода передача ресурсов соответствует его стратегическим интересам. Больной, да исцелись сам! Россия могла бы поставить в повестку дня вопрос о получении ею гигантских валютных сумм, но не в форме помощи, а в оплату за продажу. Продаваемый объект - Южно-Курильские острова.

Мы исходим из того, что права Японии на Южные Курилы не бесспорны. Япония поставила свою подпись под Сан-Францисским договором, по которому все Курилы переходят СССР. Да, под этим договором нет подписи СССР, что и создало предлог для японских притязаний. Однако у России - восприемницы СССР - достаточно юридических поводов и оснований, чтобы рассматривать все Курилы как свою землю.

В связи с этим готовность России вести переговоры с Японией о судьбе Курил является тактически неверным шагом. Япония восприняла такую готовность как знак того, что Южные Курилы, подобно зрелому плоду, рано или поздно окажутся в ее руках, а, следовательно, у японской стороны отсутствуют стимулы идти на финансовые жертвы для их приобретения.

Мы считаем, что принципиально правильной была бы иная позиция, в соответствии с которой Москва заявила бы ясно и однозначно, что рассматривает Курилы как свое национальное достояние, которым она вольна распоряжаться по своему усмотрению. Так что через несколько лет, если у России дела так или иначе наладятся, она вообще откажется разговаривать о передаче Курил. Сегодня же, когда страна пробивает в эпицентре глубочайшего социально-экономического кризиса, она вольна продать Южные Курилы. Не отдать, а именно продать, как продают свое, кровное Панов А.Н. Россия и Япония: становление и развитие отношений в конце XX начале XXI : достижения, проблемы, перспективы. М., 2007..

И поскольку территория (и территориальные воды, прилегающие к ней) - это не газ или нефть, а гораздо, несравненно большее, то и цена за нее должна быть исключительно, даже фантастически велика. И речи быть не может о том, чтобы продать по дешевке, как в свое время Петербург продал Аляску. Лет пять назад японцы зондировали сумму в 28 миллиардов долларов и качестве компенсации за Курилы. Но почему только 28, а не 200, к примеру? Так начнем торговаться с 200 и ни в коем случае не будем спускать сумму ниже 150млрд. долл.

Нам могут сказать, что сумма эта действительно фантастична и острова, чья территория не достигает и 10 тыс. кв. км, того не стоят. Но, во-первых, речь идет о передаче их из-под одной национальной юрисдикции в другую. Уже за одно это Япония, как великая экономическая держава, должна заплатить очень дорого. И, во-вторых, что не менее важно, к Японии таким образом переходит и несколько сот тысяч кв. км территориальных под, то есть той же национальной территории, только охватывающей не сушу, а океанские воды и дно Указ. сочин. С. 354..

Нам могут возразить, что у Японии нет в наличии такой массы свободных денег. Но Япония - ведущая финансовая держава мира. У нее самые мощные в мире банки, крупнейший золото-валютный запас, ее ВНП, превышающий 3,5 трлн. долл., уступает только американскому. Конечно, указанной суммы свободных денег у японского правительства нет. Но, скажем, 150-миллиардный курильский заем оно при своей высокой кредитоспособности может без крайнего напряжения разместить на внутреннем и международном рынке капитала Тропкина О. Токио высокого напряжения. 2005. -22 ноября. -с1,3..

Но, может быть, японское общественное мнение выступит против подобной расточительности? Вряд ли. Ведь на сегодняшний момент психология ирредентизма (недовоссоединенной национальной целостности), сконцентрированная в «курильском синдроме», характерна практически для всей японской нации. Недаром возврата Курил требуют все до одной политические партии страны. Воля к овладению Курилами в чем-то иррациональна; это своего рода национальный комплекс территориальной кастрации, мучительно переживаемый коллективным бессознательным этносом. А пассионарность и иррационализм подобного стремления (Курилы как сверхзадача) коррелирует с готовностью заплатить сверхцену за успешную реализацию комплекса.

Косвенно требование высокой цены за Курилы попадает в резонанс с настоянием мощного пацифистского движения Японии, требующего вернуться к заложенному в Конституции отказу от обладания собственными вооруженными силами.

Если прежде само их создание в обход Конституции оправдывалось императивом возврата Курил, то сегодня японские пацифисты могут воскликнуть: «Лучше сразу заплатить 9-10 годовых военных бюджетов, вернуть Курилы и отказаться от армии, чем еще десятки лет иметь армию и военный бюджет и не вернуть Курил» Панов А.Н. Россия и Япония: становление и развитие отношений в конце XX начале XXI : достижения, проблемы, перспективы. М., 2007..

В данном вопросе немаловажна и позиция других западных стран, с мнением которых японское руководство вынуждено считаться. Эта позиция, скорее всего, будет положительной, если:

а) часть полученной нами суммы пойдет на оплату российских долгов Западу;

б) естественно, будет оговорено, что полученные деньги Россия вольна тратить не только на закупки японской продукции, но на закупки в любой стране и у любой фирмы.

К тому же, ввиду растущих опасений перед финансово-экономической сверхдержавностью Японии, финансовое «кровопускание» для последней, неизбежно сопряженное с хотя бы временным ослаблением японских позиций в мире, очевидно, будет встречено западными политиками с удовлетворением.

И, наконец, посмотрим на эту ситуацию в широком макроэкономическом плане. На данный момент экономика всех западных стран, кроме Японии, выдохлась. Долги растут, производство стагнирует, занятость и прибыли сокращаются. Для того, чтобы завести механизмы западной экономики на новый виток роста нужен мотор, и объективно таким мотором сегодня может стать только Япония - единственная держава Запада с бюджетным избытком и благополучным финансово-экономическим положением. Конечно, просто так Япония никого не станет вытаскивать, даже своих союзников. Но в случае продажи Курил может создаться беспрецедентный экономический треугольник.

Япония - Россия - Запад. Япония предоставляет России в обмен на Курилы громадную сумму - допустим, 150 млрд. долл., Россия, исходя из собственных экономических интересов, неизбежно расходует эту сумму, размещая гигантские заказы на Западе, ну, и импульс в виде таких многомиллиардных заказов служит тем «довеском», который заводит мотор западной экономики Панов А.Н. Россия и Япония: становление и развитие отношений в конце XX - начале XXI : достижения, проблемы, перспективы. М., 2007. С. 358..

В договоре о продаже Курил самым тщательным и серьезным образом должны быть оговорены особые права населения Южно-Курильских островов. Оно должно получить выбор: либо полноправно проживать на островах, даже не отказываясь от своего российского гражданства, либо, в случае выезда с островов, получить высокую и закрепленную в договорном порядке компенсацию как за имущество, так и за отказ от права проживания в курильском регионе. Самоочевидно, что суммы подобной компенсации не будут включены в основную стоимость сделки по продаже Курил.

Трудно преодолимым препятствием для передачи Курил Японии является негативное отношение к подобному акту со стороны общественного мнения России. Но наше общественное мнение материалистично, если люди будут убеждены и том, что продажа Курил существенно повысит их жизненный уровень, материализм перевесит национализм. Можно будет смело выносить этот вопрос на всероссийский референдум: миллионы люден, проклинающие сегодня высокие цены в магазинах, проголосуют за продажу.

И, наконец: всякая уступка территории одним государством другому не без оснований рассматривается в мировой практике как опасный прецедент. Но в данном случае сам финансовый объем сделки станет лучшим противоядием для следования этому прецеденту и предъявления сходных территориальных претензий со стороны других государств. Ведь ни у Китая, ни у Финляндии, ни даже у Германии, занятой ныне разорительной реконструкцией своих восточных земель, не будет в обозримом времени возможности предложить нам аналогичную по масштабам сумму за сходную сделку Указ. сочин. С. 364..

Так может быть уже стоит осознать, что Россия сегодня находиться в глубочайшем кризисе, и может быть уже стоит подумать о том, чтобы помочь стране выйти из создавшейся ситуации всеми возможными способами.

В начале 2008 года в российско-японских отношениях появилась было сенсация о скором решении давнего территориального спора. Однако при ближайшем рассмотрении она оказалась призрачной. Японский премьер Ясуо Фукуда 07.02.2008 сообщил, что российский президент Владимир Путин направил ему письмо с предложением провести новые переговоры по спорным островам. Фукуда сделал это заявление в Токио на собрании по случаю «Дня северных территорий» (так японцы называют Южнокурильские острова, перешедшие к России по итогам второй мировой войны). Участники мероприятия требовали от России вернуть все четыре южных острова Курильской гряды - Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи. Из-за японских претензий на эти стратегически и экономически важные территории Россия и Япония так и не заключили после второй мировой войны мирный договор.

Уже полвека главным препятствием для заключения мирного договора остаются претензии Токио на все четыре острова. В 1956 году СССР пообещал передать Японии после заключения мирного договора остров Шикотан и гряду Хабомаи, но в советские годы этот план реализован не был, поскольку японцы захотели получить все острова. В 2004 году глава МИДа Сергей Лавров сказал, что государство-преемник признает обещание СССР передать Японии два острова «и на этом поставить точку». Вместе с тем он пояснил, что реализация декларации 1956 года «безусловно, требует переговоров» Тихвинский С.Л. Век стремительных перемен. М., 2005..

Декларация 1956 года предполагала, что два острова останутся за Россией и еще два (скорее всего Шикотан и гряда Хабомаи) отойдут Японии. Однако по площади Шикотан и Хабомаи составляют в сумме не более 10% территории Южных Курил. Япония хочет получить больше.

В декабре 2006 года тогдашний министр иностранных дел Японии Таро Асо призвал учитывать и площадь островов: «Если делить «северные территории» пополам, то наша половина будет состоять из 25% острова Итуруп, а также трех остальных островов». В этом случае граница между странами рассекла бы Итуруп, две трети территории которого остались бы за Россией. Тогда же г-н Асо призвал использовать внутриполитическое влияние Владимира Путина и решить территориальную проблему до истечения его президентского срока.

«Теперь я хорошо понимаю, что российский президент хочет решить территориальный спор», - заявил 7 февраля 2008 года г-н Фукуда. Премьер обещал митингующим «решительно продвигать переговоры по этой проблеме» ради возвращения островов. Однако менее чем через месяц в России состоятся выборы, так что времени для переговоров с нынешним российским президентом у Фукуды осталось крайне мало. Появилась информация, что японский лидер может посетить Москву в конце апреля или начале мая - всего за пару недель до того, как Владимир Путин сложит президентские полномочия. Япония председательствует ныне в «большой восьмерке», и как раз в мае Фукуда собирался посетить европейских членов этого элитного клуба держав, куда входит и Россия.

Однако в Москве слова Фукуды комментировали сдержанно, исключая всякую сенсационность. В Кремле подчеркнули рутинный характер переписки и подтвердили прежнее желание урегулировать проблему мирного договора путем переговоров: «Обмен посланиями осуществляется на регулярной основе. Российская и японская стороны на различных уровнях в постоянном рабочем режиме обсуждают вопросы, в том числе доставшиеся в наследие от прошлого». Источник в Кремле, беседовавший вчера с журналистами, подчеркнул отсутствие каких-либо подвижек в позиции России. Суть же ее по-прежнему в том, что имеющиеся проблемы отношений «не должны быть барьером на пути развития многопланового сотрудничества» Панов А.Н. Россия и Япония: становление и развитие отношений в конце XX - начале XXI : достижения, проблемы, перспективы. М., 2007. С. 372..

Как стало известно «Времени новостей», президентское письмо нынешнему японскому премьеру привез еще в декабре Иосиро Мори, в начале 2000-х годов тоже занимавший пост премьера Японии. В декабре он побывал в Петербурге на открытии завода Toyota и встречался с российским руководством. Но сразу же после этого Москва подчеркнула, что это всего лишь приглашение к продолжению переговоров, не содержащее новых предложений. В январе о неизменности российской позиции говорил глава МИД России Сергей Лавров.

7 февраля 2008 года закрученной интриге вокруг Курильских островов изумился даже заместитель главы МИД России Александр Лосюков, который недавно прибыл из Японии. Он «с удивлением узнал о новых предложениях по территориальным вопросам из японских СМИ». Г-н Лосюков подчеркнул, что у обеих сторон «есть понимание» необходимости обсуждать проблему, но «по условиям ее решения у нас понимания пока нет никакого». Дипломат утверждал, что японские СМИ, разглядевшие некий прогресс на переговорах, «выдают желаемое за действительное». Опроверг он и утверждения, что в апреле-мае премьер Японии встретится с Владимиром Путиным: «Пока нет никакой конкретики в отношении визита Ясуо Фукуды в Россию» Указ. сочин. С. 354..

Однако если Фукуда-сан не встретится весной с Владимиром Путиным, то летом он повидается с будущим российским президентом на саммите «восьмерки». Саммит пройдет в июле на северном японском острове Хоккайдо. Кстати, в хорошую погоду с Хоккайдо виден российский южнокурильский остров Танфильева, на который вместе с прочими островами претендует Токио. Японские националисты уже призывают использовать саммит для того, чтобы с помощью западных лидеров надавить на российского коллегу, побудив его к территориальным уступкам. В этом случае встреча Фукуды с Путиным помогла бы японскому премьеру в упрочении его позиций в самой Японии и стала бы напоминанием о том, что японское руководство не откажется от островов Панов А.Н. Россия и Япония: становление и развитие отношений в конце XX начале XXI : достижения, проблемы, перспективы. М., 2007..

Руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко, комментируя «Времени новостей» поднятую в Стране восходящего солнца шумиху, заметил: "Японская сторона демонстрирует активную наступательную позицию, не в последнюю очередь исходя из внутриполитических соображений". Эксперт напомнил, что кабинет Ясуо Фукуды, пришедший к власти минувшей осенью, сталкивается с рядом внутриполитических и экономических проблем, а также с натиском оппозиционной Демократической партии.

Поэтому-то 7 февраля 2008 года премьер и заверил, что его кабинет «будет решительно продвигать переговоры по указанной проблеме, исходя из своего базисного курса на то, чтобы заключить мирный договор, решив вопрос о принадлежности четырех северных островов». Острова он при этом назвал «исконными землями Японии» Панов А.Н. Россия и Япония: становление и развитие отношений в конце XX начале XXI : достижения, проблемы, перспективы. М., 2007..

Отсутствие сенсации в российско-японских отношениях подтвердил в интервью "Времени новостей" и профессор МГИМО, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, специалист по Японии Георгий Кунадзе. Он подчеркнул «отсутствие оснований» для изменения российской позиции, сформулированной Путиным. Она сводится к тому, «что Россия готова выполнять положения декларации 1956 года, то есть речь о том, чтобы передать гряду Хабомаи и остров Шикотан японцам после подписания мирного договора» Указ. сочин. С. 355..

Эксперт отверг и бытующие мнения о возможности решения курильской проблемы по «российско-китайской схеме». «Должна быть найдена юридически приемлемая формула урегулирования вопроса. С китайцами ее удалось найти, в том числе и в силу большей готовности китайцев к компромиссу. Японцы же к этому не готовы". "Жаль, что россиянам толком не объяснили, в чем была суть договоренностей с Китаем. Если бы такие разъяснения в свое время были даны МИДом или президентом, то было бы понятно, почему с Китаем удалось договориться, а с Японией пока не удается», - заметил г-н Кунадзе.

В октябре 2004 года Владимир Путин и китайский лидер Ху Цзиньтао договорились о разделе острова Большой в верховьях Аргуни в Читинской области и островов Тарабаров и Большой Уссурийский при слиянии Амура и Уссури близ Хабаровска. Сложилось так, что на рубеже 1920--1930-х годов почти все острова на Уссури и Амуре, в том числе находившиеся под китайским берегом, оказались под советским контролем без четкого юридического оформления. Две страны начали пограничные переговоры в 1964-м, а в 1991-м Москва и Пекин решили спорные проблемы на 98% протяженности границы, которая прошла по середине главного фарватера рек. Оставшиеся острова площадью около 370 кв. км стороны поделили, после чего граница прошла еще и по суше. После этого спорных участков больше не осталось Указ. сочин. С. 358..

Различие в том, что проблема принадлежности островов на приграничных реках между Россией и Китаем не связана с итогами второй мировой войны. Китай и Россия в той войне были союзниками, а ныне их отношения вышли на уровень стратегического партнерства. Напротив, Япония была противником СССР и стран антифашистской коалиции, она проиграла войну в 1945-м и отказалась от прав на Южные Курилы в 1951-м. Согласие Москвы уступить территории бывшему противнику «по-братски» может спровоцировать активизацию притязаний на западных границах России, где проигравшие в войне могут истолковать решение южно-курильской проблемы как выгодный для себя прецедент.

Итак, во второй главе мы рассмотрели южно-курильскую территориальную проблему в годы президентства Путина.

Из вышеизложенного можно сделать такие выводы.

1. С приходом Владимира Путина на пост президента РФ политика России в отношении Южных Курил стала более сдержанной и прагматичной.

2. Позиция Японии в течение долгого времени сводится к тому, чтобы подписать мирный договор с Россией на основе решения вопроса о принадлежности всех Южных Курил разом. Однако в начале 2000-х годов Токио стал изучать возможности проявления более гибкого подхода. Активным сторонником этого был премьер-министр Иосиро Мори, занимающий и сейчас видное положение в правящей Либерально-демократической партии. Его позиция сводилась к тому, чтобы в первую очередь подтолкнуть процесс передачи островов Шикотан и Хабомаи на основе советско-японской Совместной декларации 1956 года.

3. В августе 2006 года правительство РФ приняло программу стратегического развития этих островов на 2007?2015 годы.

4. Россия придерживается прежних подходов к проблеме Южных Курил - искать взаимоприемлемое решение, которое поддержит население России и Японии.

5. Вопреки ожиданиям российских патриотов при-ход Путина к власти не привел к существенному пересмотру позиции России в отношении японских территориальных при-тязаний. Хотя отдельные следы ельцинского недомыслия и самоуправства были устранены Путиным в ходе первых же переговоров с Японией, тем не менее, курс российского МИДа на бесконечное бесперспективное обсуждение заве-домо незаконных и невыполнимых японских территориаль-ных притязаний так и не был пересмотрен.

Как и в ельцин-ские времена, кремлевское руководство продолжало избегать ясного и твердого отпора этим притязаниям. И удивлять-ся этому не приходится: политика Путина в отношении Японии оказалась в 2000--2005 годах такой же нерешительной и невнятной, как и вся его внешняя политика.

Заключение

Итак, мы рассмотрели Южно-Курильскую территориальную проблему в 1990-е годы при Горбачеве и Ельцине, а также в 2000-е годы при Путине.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

В попытках улучшить свои отношения с Японией СССР проявлял тактическую гибкость в своем подходе к проблеме пограничного размежевания. В частности, в 1956 г. СССР взял на себя правовое обязательство передать Японии острова Хабомаи и Шикотан после подписания мирного договора.

Япония руководствовалась прямо противоположной мотивацией: урегулированием проблемы пограничного размежевания, причем на своих раз и навсегда определенных условиях. Япония стремится к передаче всех четырех островов, на которые претендует. Однако СССР ни разу не шел дальше обязательств по Совместной декларации 1956 г. о передаче Японии островов Хабомаи и Шикотан после подписания мирного договора. Возможность передачи Японии островов Кунашир и Итуруп или хотя бы признания их потенциально японскими территориями СССР никогда не рассматривал. И более того, не считал себя юридически обязанным это сделать. Япония же добивалась их передачи вместе с островами Хабомаи и Шикотан.

В российско-японских отношениях заметные шаги навстречу друг другу были сделаны в 1992 году. Был официально признан до сих пор отрицавшийся факт самого существования проблемы, а также перечень территорий, о принадлежности которых существуют разногласия. Подтверждено правопреемство России в отношении всех договорных обязательств СССР.

Однако ожидания и запросы Японии всегда превышали пределы того, на что в каждый конкретный момент была готова пойти Россия. В итоге российско-японские отношения зашли в тупик. Длительные споры не дали преимущества ни одной из сторон: Япония до сих пор не получила обратно ни одного острова, а Россия не сумела привлечь японскиеинвестиций в свою экономику.

Одно из предложений японской стороны в 2000 году ("Формула Кавана") сводилось к тому, чтобы провести линию границы между островами Уруп и Итуруп, подтвердив тем самым суверенитет Японии над всеми спорными островами, а их фактическую передачу на какое-то время отложить. Это предложение оказалось для России неприемлемо, поскольку предполагало ее юридическую капитуляцию по вопросу о принадлежности Кунашира и Итурупа, переговоры о которых еще не велись.

На следующий год российская сторона выдвинула предложение о заключении мирного договора без урегулирования проблемы пограничного размежевания, которое неприемлемым сочла уже Япония.
В. В. Путин оказался первым из советских и российских лидеров, который признал, что Совместная декларация 1956 г. остается в силе в полном объеме.

Однако в Японии обозначился раскол и конкретно по проблеме пограничного размежевания, и в целом по вопросу об отношениях с Россией.

"Традиционалисты" отстаивают прежний жесткий подход: полное удовлетворение японских требований на все спорные острова является обязательной предпосылкой для подписания мирного договора и в целом для улучшения отношений с Россией. "Модернисты" полагают, что отношения с Россией приобрели самостоятельную ценность и не должны страдать из-за невозможности полного удовлетворения японских территориальных требований. Последние не исключают подписания мирного договора с Россией на условиях рационального компромисса.

Россия является государством, которое унаследовало нереализованные договоренности, достигнутые в рамках международных контактов. Кстати, здесь не идет речь о прямой передаче. На решение этого вопроса потребуется не один год, ведь следует четко обозначить условия передачи, о чем всегда говорит президент РФ. Например, как будут использоваться проливы и их биоресурсы, как будет решаться вопрос по нахождению на территории островов частей Вооруженных сил РФ Будет учитываться и мнение жителей Курильских островов и еще многое другое.

Однако правительство Японии, как показывает история, не согласно с такой постановкой. Хотя после образования в декабре 1991 года Содружества Независимых Государств Япония признала Российскую Федерацию в качестве государства-правопреемника СССР, которое будет осуществлять дальнейшие переговоры по мирному договору.

Если острова будут переданы, то в будущем могут появиться социальные последствия передачи Курильских островов.

В. В. Путин считает, что Россия никогда не считала, что должна отдавать Японии Южно-Курильские острова. По его мнению, в ходе переговорного процесса Россия пошла в 1956 году навстречу Японии и согласовали известный текст декларации. Там действительно идет речь о передаче Японии двух островов, там не сказано, на каких условиях, не сказано, под чей суверенитет. Это всё вопросы, которые авторы декларации оставили открытыми.

Список использованной литературы:

1. Афонин Б.М. Россия - Япония: итоги, которых могло бы и не быть: к 50-летию Совместной советско-японской декларации: [приложение к журналу "Россия и АТР", выпуск 2] / Владивосток: Дальнаука, 2006. - 23 с.

2. Визит М.С.Горбачева в Японию. М., 1991.

3. Галузин М. Размеренная поступь в отношениях с Японией. 2000. -№10. -с73-79

4. Галузин М. Россия-Япония: развязок пока не найдено. 2005. -№6. -с82-93

5. Галузин М. Наши дела с Японией. 2000. -№3. -с 89-100

6. Галузин М. Необходим откровенный диалог с Японией. 2001. -№6. -с 17-23

7. Галузин М.. Визит президента Путина в Японию - важный шаг к партнерству. 2000. -№6. -с 14-16

8. Георгиев Ю.В. Курилы - острова в океане проблем. М., 1998.

9. Головин М. Для решения «курильской проблемы» потребуется время. 2005. -14 янв. -с4

10. Головнин В. Путешествие из Красноярска в Кавану. 1998. -№13. -с 28-30.

11. Головнин В. Возвращение к подарку Хрущева . 2000. -25 октября. -с4

12. Головнин В. Россия и Япония в региональном интерьере. 2001. -№6. -с48-51

13. Головнин В, Солнцев В. Японский дракон летит к Ельцину. 1997. - №44. -с5-11

14. Гребенщиков Э.. Тихоокеанская Россия и Япония: регионализация отношений. 2004. -№1. -с 89

15. Добринская О.. Отношения Японии с крупными державами АТР. 2003. -№3. -с98-99

16. Еремин В.Н. Россия - Япония. Территориальная проблема: поиск решения. М., 1992.

17. Жириновский В.В. Россия и Япония: острова останутся российскими. М., 2001. - 184 с.

18. Жириновский В. Россия и Япония: есть ли проблема раздела территории. М., 2001. С. 629.

19. Загорский А. Новый взгляд на известную тему. 1997. -№5. -с 151-154.

20. Зиланов В., Плотников А. Курильская ловушка «холодной войны». 2001. -№1 -с 20-26

21. Иванов А. От Токугавы до Путина. -М,2001. -№11. -с134-147

22. Ивасита А. Россия может вернуть Японии 3 спорных острова. Но оставить себе самый большой. / Бесед. О.Тунусов. 2004. -4 февр. -с4

23. Иконникова Т.Я. Очерки истории взаимоотношений России и Японии в конце XIX в. - 1917 г. Хабаровск, 2001.

24. Имантов В. Японцы почувствовали свой шанс. 1998. -12 ноября. -с3

25. Информационно-аналитический бюллетень депутатской группы по связям с Парламентом Японии Госдумы РФ №3, сентябрь 2000 г.

26. Кацура Таро, Гото Симпэй и Россия : сб. док., 1907 - 1929. М., 2005.

27. Карасин Г.. У восточных ворот. 1998. -№8. -с 8-10.

28. Кимура Х. Японское направление внешней политики России. (взгляд из Японии) 2003. -№3. -с 88-89, 92-93.

29. Кимура Хироси. Японское направление внешней политики России (взгляд из Японии) / М: Наука,2003. -№3. -с84-94.

30. Кожевников В.В. Российско-японские отношения в XVIII-XIX веках. Владивосток, 1997.

31. Коидзуми Дзюинтиро. Токио и Москва идут одним путем /подготовил А.Зорин. 2005. -19 ноября. -с 1,3

32. Кончаров М. В Японии Петербург уважают. 2004. -19окт. -с 6

33. Кошкин.А. Проблема мирного урегулирования с Японией. Исторический аспект. 1997. -№4. - с 138-146

34. Кошкин А. Советско-японский пакт о нейтралитете. Начало. 2001. -№6. -с31-34

35. Кошкин А.А. Японский фронт маршала Сталина: Россия и Япония: тень Цусимы длиною в век. М., 2004.

36. Кошкин А. Советско-японский пакт о нейтралитете. Окончание. 2001. -№8. -с54-58

37. Кошкин А. Курильские камни преткновения. 2006. -23 ноября. -с 14

38. Кортунов С.. Россия ищет союзников. 1996. -№5. -с22

39. Костин А.. Прогнозы пессимистов не сбылись. Визит Путина в Японию. 2005. -№12. -с 76-77, 81-84.

40. Кремлев С. Россия и Япония: стравить!: сквозь призму узких глаз. М., 2005.

41. Кривцов.А. Россия и Дальний Восток. 1993. -№1. -с 82-89.

42. Кривцов А. Япония и Россия в современном мире. 1993. -№12. -с 107-115

43. Крупянко М.И. Япония после «холодной войны». Политика обеспечения национальной безопасности. М., 2001.

44. Кунадзе Г. Заговор патриотов. 2001. -№26. -с24-26

45. Кунадзе Г. Загадочный зкспромт. 2000. -№37. -с20-22

46. Кунадзе Г. Острова невезения. 2001. -№14. - с24-25

47. Курт Н. Дальневосточный треугольник. 2006.-Т.4.-№4.-с 82-85

48. Кучин Н. Ельцин, Обути и Курилы. 1998. -№46. -с 34

49. Кутаков Л.Н. Россия и Япония. М., 1988.

50. Кутаков Л.. Исторические свидетельства в пользу японо-русского добрососедства. 1998. -№9. -с 86-90.

51. Кутахов В. О самых дальних наших островах. 1996. -22 окт. -с7

52. Латышев И.А. Россия и Япония: В тупике территориального спора: 4 года невнятной дипломатии В. Путина, 2000-2004. М., 2004.

53. Латышев И.А. Путин и Япония. Будут ли уступки?, 2000-2005. М., 2005.

54. Ливенцев Д.В. Морские и речные конфликты: Россия - Япония - Китай (1861-1945 гг.). Воронеж, 2004.

55. Максимов А.Я. Наши задачи на Тихом океане : Полит. Этюды. М., 1901.

56. Марков А. Проблемы российско-японских отношений. 1995. -№10 -с 46-54.

57. Матимура Н. Территориальный спор остается препятствием для развития отношений между Москвой и Токио / беседу вел В.Головин. 2005. -14янв. -с 1,4

58. Михеев С. Пакетное несоглашение. 2003. - №3. - с.27

59. Молодяков В.Э. Россия и Япония: рельсы гудят :железнодорожный узел российско-японских отношений (1891-1945) : историческое исследование. М., 2006.

60. Молодяков В.Э. Россия и Япония: поверх барьеров : неизвест. и забытые страницы рос.-яп. отношений (1899-1929) : ист. исслед. М., 2005

61. Молодяков В.Э. Гото Симпэй и русско-японские отношения : [к 150-летию со дня рождения Гото Симпэй]. М., 2006.

62. Молодяков В.Э., Молодякова Э.В., Маркарьян С.Б. История Японии. XX век. М., 2007.

63. Мориндзуми Т. Японцы не трусы. Они просто осторожны. 1998. -9 июля

64. Московская декларация «Об установлении созидательного партнерства между РФ и Японией». 1998. -14 ноября. -с2

65. Мускатблит Ф.Г. Россия и Япония на Дальнем Востоке : Ист.-полит. этюд : Со схемат. Картой Дальнего Востока. Одесса, 1904

66. Нарочницкая Н. Президент Рузвельт: русские хотят вернуть то, что у них было отторгнуто. 2005. -№4. -с 143-149.Овчинников В. Россия-Япония: к созидательному партнерству. 2000. -6 сент. -с7

67. От холодной войны к трехстороннему сотрудничеству в Азиатско-Тихоокеанском регионе. М., 1993.

68. Павлятенко В.. Лоцманская карта российско-японских отношений. 2003. -№2. -с21-23

69. Павлятенко В., А.Шлындов. Российско-японские отношения: некоторые итоги и перспективы на старте XXI cтолетия. 2000. -№4. -с 5-13, 23-25.

70. Панов А. Визит в Москву премьер-министра Японии Обути и перспективы развития российско-японских отношений. 1999. -№1. -с 16-21

71. Панов А.Н. Россия и Япония: становление и развитие отношений в конце XX начале XXI : достижения, проблемы, перспективы. М., 2007.

72. Первые японские посольства в России в газетных публикациях 1862-1874гг. = First Japanese Embassies in Russia in Newspaper Publications 1862-1874. Санкт-Петербург, 2005.

73. Перепеченко В.П. Южные Курилы или «северные территории? Вологда, 2001.

74. Россия. Трактат о торговле и границах, заключенный 26-го января 1855 года между его величеством императором всероссийским и его величеством, великим повелителем всей Японии. Гельсингфорс, 1857.

75. Россия - Япония на пороге XXI века: Материалы [междунар.] симпоз., 25 янв. 1999 г., Москва. М., 1999.

76. Россия и Япония: соседи в новом тысячелетии / Под ред. М.П. Герасимовой, Ю.Д. Денисова, Е.Л. Катасоновой и др. М., 2004.

77. Россия и Япония на заре XX столетия: Аналитич. материалы отеч. военной ориенталистики. М., 2004

78. Россия и Япония: гуманитарные исследования: материалы российско-японских научных конференций. Владивосток, 2005.

79. Россия и Япония: потенциал регионального сотрудничества: [Сб.] / Пер. Филатов В.В. и др. Хабаровск, 2000.

80. Россия и Япония: пропущенные вехи на пути к мирному договору. М., 2001.

81. Русские Курилы: История и современность: Сб. док. по истории формирования рус.-яп. и сов.-яп. границы / Под ред. В. К. Зиланова, А. А. Кошкина, И. А. Латышева и др. М., 2002.

82. Саплин В. В Каване президент Ельцин и премьер Хасимото достигли существенных результатов. 1998. -№5. -с 11, 13-14.

83. Саркисов К. Осечка №2. 2005. - №47. - с22-23

84. Сборник новейших сведений о вооруженных силах иностранных государств. Санкт-Петербург, 1903.

85. Сенченко И.А. История Сахалина и Курильских островов : к проблеме русско-японских отношений в XVII-XX веках. М., 2005.

86. Сенченко И.А. Cахалин и Курилы - история освоения и развития. М., 2006.

87. Симония Н. Россия свой шаг к компромиссу с Японией по «северным территориям» сделала. Теперь очередь за японцами. 2005. -12 янв. -с4

88. Славинский Б.Н. Ялтинская конференция и проблема «северных территорий». М., 1996.

89. Соколов В.В. К истории капитуляции Японии. 2005. №5. -с 10-20

90. Солнцев В. Япония-Россия: поствизитный синдром. 2000. -№38. -с16-17

91. Судзуки М.. Процесс углубления взаимопонимания создает базу для новых российско-японских отношений. 2001. -№1. -с 20-25

92. Судьба Южных Курил скрыта в письме Бориса Ельцина. 1998. -13 ноября

93. Титаренко М.. Евразийство: российско-японские и российско-китайские отношения. 2002. -№1. -с 12-15

94. Тихвинский С.Л. Россия - Япония обречены на добрососедство: Воспоминания дипломата и заметки историка. М., 1996.

95. Тихвинский С.Л. Век стремительных перемен. М., 2005.

96. Того Т. Япония и Россия в XXI веке. 1997. -№5. -с16-25

97. Того Т.. Японо-российские отношения: прорыв в XXI век. 1998. -№1. -с 7-13.

98. Того Т. Япония и Россия в XXI веке. 1997. -15 февр. -с3

99. Тренин Д.В. Россия и Япония как ресурс взаимного развития: взгляд из XXI в. на проблему XX в. : [доклад]. М., 2005.

100. Трехсвятский А.В. Сахалин в системе русско-японских отношений в XIX в.: Автореф. дис. На соиск. учен. степ. к.ист.н.. Владивосток, 2003.

101. Тропкина О. Токио высокого напряжения. 2005. -22 ноября. -с1,3

102. Уэно Е. Поселок Хэда, символ дружбы. 2005.-2 июля. -с 6.

103. 52 года спорили - решили за 2 дня. 1997.-4 ноября. -с 1,2

104. Шустов В. Из когорты великих дипломатов. К 80-летию О.А. Трояновского. 1999. -№10. -с60.

105. Черевко. К.Е. Зарождение русско-японских отношений ХVII-ХIХ века. М., 1999.

106. Чкнаверова А. А. К истории русско-японских отношений. М., 2000.

107. Что солит Москве «доктрина Хасимото»: «Евразийская дипломатия» Токио и перспективы российско-японских отношений. 1997. -13 авг.

108. Чугров С.. Большой зигзаг японской внешней политики. 2003. -№3. -с. 104-105.

109. Черевко К. Как продлить «цветение сакуры»: в поисках путей к заключению мирного договора с Японией. 1998. -№11. -с 82-89.

1. Glaubitz Joachim. Between Tokio and Moscow : the history of an uneasy relationship, 1972 to the 1990s / Joachim Glaubitz. London: Hurst&Company, 1995.

2. Hara Kimie. Japanese-Soviet / Russian relations since 1945: a difficult peace / Kimie Hara. London; New York: Routledge, 1998.

3. Hasegawa Tsuyoshi, 1941-. The Northern Territories dispute and Russo-Japanese relations / Tsuyoshi Hasegawa. Berkeley, CA: University of California, International and Area Studies, 1998.

4. Japan in dynamic Asia: copying with the new security challenges / edited by Yoshiro Sato and Satu Limaye. Lanham, MD. : Lexington Books, 2006.

5. Japan and Russia: the tortuous path to normalization, 1949-1999. / edited by Gilbert Rozman. New York; St.Martin's Press, 2000.

6. Japan. Ministry of Foreign Affairs. The northern islands: background of territorial problems in the Japanese-Soviet negotiations. Public information bureau, Ministry of Foreign Affairs, 1955.

7. Kim Young C. Japanese-Soviet relations: interaction of politics, economics, and national security / Young C.Kim. Beverly Hills, Calif: Sage Publications, 1974.

8. Kimura Hiroshi, 1936-. Japanese-Russian relations under Gorbachev and Yeltsin / Hiroshi Kimura. Armonk, N.Y.: M.E.Sharpe, 2000.

9. Kimura Hiroshi, 1936-. Japanese-Russian relations under Brezhnev and Andropov / Hiroshi Kimura. Armonk, N.Y.: M.E.Sharpe, 2000.

10. Lensen George Alexander, 1932-. The Russian push toward Japan: Russo-Japanese relations, 1697-1875 / G.A.Lensen. Princeton, N.J.Princeton University Press, 1959.

11. Lensen George Alexander, 1932-. Japanese recognition of the USSR: Soviet-Japanese relations, 1921-1930. / G.A.Lensen. Tokyo, Sophia University, in cooperation with the Diplomatic Press. Tallahassee, Florida, 1970.

12. “Northern Territories” and beyond: Russian, Japanese and American perspectives / edited by James E.Goodby, Vladimir I.Ivanov, Nobuo Shimotamai; under the auspices of the United states Institute of Peace. Westport, Connecticut. : Praeger, 1995.

13. Nimmo William F. Japan and Russia: a reevaluation in the post-soviet era / William F.Nimmo. Westport, Connecticut. : Greenwood Press, 1994.

14. Robertson, Myles L.C. (Myles Leonard Caie), 1958-. Soviet policy toward Japan: an analysis of trends in the 1970s and 1980s / Myles L.C. Robertson. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.

15. Rozman Gilbert. Japan's response to the Gorbachev era, 1985-1991. : a rising superpower views a declining one / Gilbert Rozman. Princeton, N.Y. : Princeton University Press, 1992.

16. Williams Brad, 1969-. Resolving the Russo-Japanese territorial dispute: Hokkaido-Sakhalin relations / by Brad Williams. New York. : Routledge, 2007.

17. www.mofa.go.jp

18. Япония-Россия: 150 лет с момента установления дипломатических отношений

19. www.mofa.go.jp/region/europe/russia/150th/index.html

20. Встреча совместного японо-российского комитета по заключению мирного договора и проведению консультаций вице-министров (9 октября 2001, Токио)

21. www.mofa.go.jp/region/europe/russia/meet0110.html

22. Встреча совместного японо-российского комитета по заключению мирного договора(16 июня 2000, Токио)

23. www.mofa.go.jp/announce/event/2000/6/616.html

24. Японские Северные Территории.

25. Обзор проблемы Северных Территорий

26. www.mofa.go.jp/region/europe/russia/territory/overview.html

27. Обстоятельства переговоров по проблеме Северных Территорий. Как будут переговоры развиваться в будущем?

28. www.mofa.go.jp/policy/q_a/faq11.html

29. www.ru.emb-japan.go.jp

30. www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/HISTORY/before1991.html

31. 1991-2000

32. www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/HISTORY/1991-2000.html

33. С 2000

34. www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/HISTORY/since2000.html

35. ПРЕДИСЛОВИЕ к совместному сборнику документов МИД Российской Федерации и МИД Японии по истории территориального размежевания между Россией и Японией

36. www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/MAINDOCS/compilation.html

37. Основные документы - Документы для сборника материалов по истории территориального размежевания между Россией и Японией

38. II. Материалы, относящиеся к периоду до 1905 г.

39. www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/MAINDOCS/1905.html#1

40. III. Материалы, относящиеся к периоду между Первой и Второй мировыми войнами и к послевоенному периоду.

41. www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/MAINDOCS/1941.html#1

42. www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/MAINDOCS/san_francisco.html#1

43. V. Материалы, относящиеся к периоду после нормализации советско-японских отношений

44. www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/MAINDOCS/normal.html#1

45. VI. Материалы, относящиеся к периоду визита Президента СССР М.С.Горбачёва в Японию в апреле 1991г. и после него

46. www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/MAINDOCS/1991.html#2

47. Преамбула к новому изданию Совместного сборника документов МИД России и МИД Японии по истории территориального размежевания между Россией и Японией

48. www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/MAINDOCS/compilation_new.html

49. Токийская декларация о российско-японских отношениях.

50. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов

51. НОТА
МИД Российской Федерации о безвизовых посещениях островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи с целью оказания экстренной гуманитарной помощи

52. Московская декларация об установлении созидательного партнерства между Японией и Российской Федерацией

53. НОТА
Посольства Российской Федерации в Японии о максимально облегченном режиме посещения островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи японскими гражданами из числа их бывших жителей и членов их семей

54. ПРОГРАММА
российско-японского сотрудничества по развитию совместной хозяйственной деятельности на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи

55. Заявление президента Российской Федерации и премьер-минимтра Японии по проблеме мирного договора

56. www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/MAINDOCS/docs_new.html#1

57. www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/MAINDOCS/plan.html

58. Основные документы - Совместное заявление президента Российской Федерации и премьер-министра Японии о принятии Российско-Японского плана действий

59. www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/MAINDOCS/statement.htm

60. Хронология встреч и переговоров 1792-2002

61. www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/CHRONOLOGY/1792-2002.html

62. 2003

63. www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/CHRONOLOGY/2003.html

64. 2004

65. www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/CHRONOLOGY/2004.html

66. 2005

67. www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/CHRONOLOGY/2005.html

68. www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/COOPERATE/HELP/fourisl.html

69. Обмены между японскими гражданами и жителями четырех островов

70. www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/COOPERATE/EXCHANGE/four_islands_exchange.html

71. www.russia-japan.nm.ru

72. www.russia-japan.nm.ru/yeryomin02.htm

73. Территориальная проблема между Россией и Японией: история и современное состояние

74. www.russia-japan.nm.ru/yeryomin01.htm

75. Советско-японская совместная декларация 1956 года: фундаментальна, хотя не без слабостей.

76. www.russia-japan.nm.ru/1956.htm

77. Некоторые выводы из встреч 9мая 2005 для российско-японских отношений

78. www.russia-japan.nm.ru/kazakov06.htm

79. Системный кризис в российско-японских отношениях?

80. www.russia-japan.nm.ru/kazakov05.htm

81. Российско-японские отношения 2005 года: потенциал огромен, перспективы туманны

82. www.russia-japan.nm.ru/kazakov04.htm

83. www.mid.ru

84. Poccийско-японские отношения (справочная информация)

85. www.mid.ru/ns rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/f7524da07eaf1a4f43256a53003bca39?OpenDocument

86. О проблеме мирного договора в российско-японских отношениях
(справочная информация)

87. www.mid.ru/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/d9c728bab444aa37c3256e3200267b01?OpenDocument

88. Статья временного поверенного в делах России в Японии М.Ю.Галузина, опубликованная в японской газете «Сэккай ниппо» 16 января 2004 года под заголовком «Россия и Япония: продолжать строительство партнёрских отношений»

89. http://www.mid.ru/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/432569d80021985fc3256e22002b00c2?OpenDocument

90. Статья посла России в Японии А.Н.Панова, опубликованная в газете «Асахи», 22 ноября 2003 года

91. www.mid.ru/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/432569d80021985f43256de80041eff3?OpenDocument

92. http://www.mid.ru/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/40b22d36f097671d43256ce00047645b?OpenDocument

93. Статья посла России в Японии А.Н.Панова, опубликованная в “Независимой газете” 18 мая 2000 года

94. www.mid.ru/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/432569d80021985f4325699c003b5e28?OpenDocument

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 Современные рефераты