Рефераты

Курсовая: Транспортные обязательства

Курсовая: Транспортные обязательства

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Оренбургский Государственный Университет

Факультет заочный

Кафедра гражданского права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по гражданскому праву

тема: Транспортные обязательства

Выполнил: студент 1 курса

группы 98 ЮР-2 Прищепо Ю.А.

Проверил:

2001 г.

Содержание

I. Введение

II. Основная часть

1. Транспортные обязательства и их правовое регулирование

Понятие обязательства перевозки и иных транспортных обязательств

Виды транспорта

Источники правового регулирования

2. Обязательства по перевозке грузов

Организационные предпосылки заключения договора грузовой перевозки

Договор перевозки груза и его заключение

Элементы обязательства грузовой перевозки

3. Особенности отдельных видов договора перевозки груза

Железнодорожная перевозка

Перевозка на внутреннем водном транспорте

Морская перевозка

Воздушная перевозка

Автомобильная перевозка

4. Имущественная ответственность в обязательствах по перевозке

Условия ответственности

Виды имущественной ответственности

Претензии и иски по перевозкам грузов

5. Договор перевозки пассажира и багажа

Перевозка пассажиров

Перевозка багажа

Претензии и иски по перевозкам пассажира и багажа

6. Договор буксировки

Понятие договора буксировки

Элементы договора буксировки

7. Договор транспортной экспедиции

Понятие договора экспедиции

Элементы договора

Имущественная ответственность

III. Заключение

IV. Список литературы

I. Введение

Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, жи­вущую

по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфи­ческих

услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространст­ве.

Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов

материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте который

создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в со­гласованное

место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в

территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных

средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транс­портная

организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересован­ное в

транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают

форму обязательственно-правовых.

В современном обществе существуют несколько вполне самостоятельных видов

транспорта. Их подразделение обусловлено различием транспортных средств,

которые используются для перемещения груза и пассажиров (воздушное или

морское судно, железнодорожный со­став), а также разной естественной средой

их эксплуатации (например, реч­ной и морской транспорт).

II. Основная часть

1. Транспортные обязательства и их правовое регулирование

Понятие обязательства перевозки и иных транспортных обязательств.

Не всякое территориальное перемещение объектов или людей с помощью транспортных

средств приводит к возникновению обязательства перевозки. Последнее

характеризуется рядом особенностей. Во-первых, оно должно быть товарным и

строиться на эквивалентно-возмездных началах. Так называемые технологические

перевозки, выполняемые собственным транспортом какого-либо лица (перевозка

сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и др.), не порождают

обязательства перевозки. Во-вто­рых, необходимо учитывать способ перемещения.

Перевозку характеризует пространственное перемещение грузов и лиц, находящихся

«на» и «в» самих транспортных средствах (на платформе, на палубе, в вагоне, в

каюте, в трю­ме и т. д.). Если перемещение объекта осуществляется с помощью

тяги и толкания (например, баржи или плота с помощью буксира), то возникают

особые отношения буксировки. В-третьих, основная часть перевозок

осуще­ствляется так называемыми общественными возчиками, специально создан­ными

для оказания транспортных услуг всем и каждому. Их функции объяс­няются местом

транспорта в системе разделения труда. Транспорт — одна из самых

высокомонополизированных отраслей человеческой деятельно­сти, а отдельные его

виды вообще обладают естественной монополией (же­лезнодорожный транспорт)

[1].

Следовательно, в силу обязательства перевозки перевозчик обязуется доставить

груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа),

пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаг­раждение за оказанные

транспортные услуги (внести провозную плату).

Обязательство перевозки можно назвать ядром транспортных обяза­тельств. При его

осуществлении могут также возникать иные обязательства, связанные с

транспортными услугами (организационно-перевозочные, экс­педиционные,

арендные и др.). Производность таких обязательств не устраня­ет их

самостоятельного юридического значения. Близким по своей природе, но все же

отличным от перевозки является буксировочное обязательство. Все они будут

рассмотрены в дальнейшем[2]. Таким

образом, транспортными на­зываются обязательства по перевозке

грузов, пассажиров и багажа, а так­же иные обязательства по оказанию

транспортных услуг, связанных с пере­возкой, либо направленные на перемещение

грузов иным способом.

Виды транспорта.

В транспортную систему России входят железнодорожный, речной (внутренний

водный), морской, автомобильный и воздушный транспорт

[3]. Кроме того, выделяется также особая разновидность транспорта —

трубо­проводный. Однако технологическая специфика транспортировки товаров по

газо- и нефтепроводам не дает основания говорить в этом случае о нали­чии

транспортного обязательства. Поэтому термин «трубопроводный транс­порт» имеет

условное значение. Природа обязательства, возникающего при перемещении товаров

по трубопроводу, имеет смешанный характер: здесь соединяются элементы

обязательств по передаче имущества (газа, нефти) и по оказанию услуг

(транспортировке, хранению). К трубопроводному транс­порту применяется особое

законодательство, включая правила об энерго­снабжении (п. 2 ст. 548 ГК).

Источники правового регулирования. ГК определяет лишь наиболее

принципиальные правила, касающиеся перевозок груза, пассажира и багажа, а также

иных транспортных обязательств (гл. 40 и 41 ГК). Данный юридико-технический

прием обусловлен двумя причинами. Во-первых, транспорт, будучи такой отраслью

общественной деятельности, которая связывает от­дельные части страны, требует

единообразного регулирования. Статья 71 Конституции РФ устанавливает, что

федеральный транспорт, пути сообще­ния, информация и связь отнесены к ведению

Российской Федерации. Соот­ветственно, даже в частноправовых актах, посвященных

транспортным обя­зательствам, очень высок удельный вес императивных норм.

Условия пере­возки отдельными видами транспорта и ответственности ее субъектов

могут определяться соглашением сторон только в случаях, когда ГК,

транспортны­ми уставами и кодексами, иным законодательством не установлено иное

(ст. 784 ГК). Во-вторых, регулирование перевозок должно носить комплексный

характер, имея в виду масштабы государства, протяженность транспортных артерий

и сложность управления ими. Комплексность достигается путем со­единения в

рамках одного правового акта норм частного и публичного пра­ва. В результате

устанавливаются единая схема управления соответствую­щим видом транспорта,

методы организации перевозок, условия содержа­ния транспортных средств, дорог,

путей сообщения и, наконец, взаимоотно­шения сторон обязательства перевозки.

Поэтому в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 784 ГК общие условия перевозки

определяются транспортными устава­ми и кодексами, иными законами

и издаваемыми на их основе правилами. Таким образом, регулирование основной

части транспортных отношений должно осуществляться на уровне специальных

федеральных законов.

В настоящее время приняты и действуют три новых общих транспорт­ных закона: а)

Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. (далее — ВК)

[4]; б) Транспортный устав железных дорог Российской Федера­ции от 8 января

1998 г. (далее — ТУЖД)[5] и в) Кодекс

торгового мореплава­ния Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. (далее — КТМ)

[6]. Кроме то­го, сохраняют силу транспортные уставы и кодексы, принятые

ранее послед­ней кодификации гражданского права. Они применяются в части, не

проти­воречащей гл. 40 ГК, и будут действовать до момента введения в действие

новых уставов и кодексов в качестве федеральных законов

[7]. Транспортные кодексы принимались Верховным Советом СССР в форме законов

(поста­новлений Президиума Верховного Совета СССР), а уставы утверждались

постановлениями Советов Министров СССР и РСФСР. К их числу относят­ся: 1) Устав

внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденный 15 октября 1955 г.

(далее—УВВТ)[8]; 2) Устав автомобильного

транспорта РСФСР, утвержденный 8 января 1969 г. (далее — УАТ)

[9].

Из предусмотренных ст. 784 ГК специальных законов ныне действует федеральный

закон «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 ав­густа 1995 г.,

устанавливающий вопросы управления и деятельности обще­российских железных

дорог. Отношения, связанные с перевозкой пассажиров и багажа, регулируются

также Законом РФ «О защите прав потребителей».

Наиболее важные текущие проблемы транспортных обязательств воп­лощаются в актах

Президента и Правительства Российской Федерации. Кро­ме кодексов, уставов и

иных названных актов для правового регулирования перевозок большое значение

имеют правила, издаваемые Правительством России, а также

соответствующими транспортными ведомствами (Мини­стерством транспорта.

Министерством путей сообщения, федеральными транспортными службами)

[10]. В них закреплены не только правовые нормы, но и технические нормативы

деятельности транспорта.

Единообразие судебной и арбитражной практики по разрешению споров, связанных с

перевозками, обеспечивается актами толкования, которые содер­жатся в

документах Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ

[11].

С учетом активного вовлечения России в мировое экономическое сооб­щество все

более часто применяются международные транспортные согла­шения и

конвенции. Они используются при осуществлении международных перевозок, а

также служат образцом для унификации российского транспор­тного права

[12].

2. Обязательства по перевозке грузов

Организационные предпосылки заключения договора грузовой перевозки.

Транспортировке грузов всегда предшествует согласование основ­ных условий

перевозки (сроков и количества транспортных средств, необхо­димых для

перевозки, а также объемов и характера перевозимых грузов). Ос­новная задача

такого согласования состоит в наиболее рациональном и эко­номичном

использовании перевозочных средств, отвечающем запросам рынка. В период, когда

в регулировании экономики преобладали админист­ративные начала, подавляющая

часть перевозок планировалась в централи­зованном порядке. Именно поэтому во

все транспортные уставы и кодексы включались разделы о планировании перевозок.

В настоящее же время пла­нирование перевозок, как правило, носит

технико-экономический, а не ад­министративно-правовой характер

[13].

По общему правилу, закрепленному в ст. 784 ГК, перевозка грузов, пас­сажиров и

багажа осуществляется на основании договора перевозки. Заклю­чение договора

перевозки груза требует наличия организационных предпо­сылок. Они

воплощаются во встречных действиях сторон обязательства пе­ревозки:

перевозчик должен подать под погрузку исправные транспортные средства, а

грузоотправитель — предъявить груз к перевозке (ст. 791 ГК). Предпосылки

заключения договора грузовой перевозки сегодня могут при­обретать правовые

формы: а) заявок (заказов) на железнодорожном, речном, автомобильном и

воздушном транспорте; б) договоров об организации пере­возок (годовых,

навигационных и др.) на любых видах транспорта; в)

адми­нистративно-плановых актов в упоминавшихся особых случаях. Кроме то­го,

иногда все организационные предпосылки заключения договора перевоз­ки груза

просто содержатся в самом договоре перевозки, имеющем кон сенсуальную

природу[14].

При системе заявок (заказов) грузоотправители представляют перевоз­чику

сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок. На желез­нодорожном и

речном транспорте особо выделяются декадные заявки (ст. 18 ТУЖД), а при

экспортных перевозках — полумесячные заявки. Подача за­явки обеспечивает

завязку процесса транспортировки груза, но не считается офертой в договоре

перевозки.

Договор об организации перевозок заключается в порядке, установлен­ном

ст. 798 ГК. Такая форма взаимоотношений между перевозчиком и грузо­владельцем

применяется при систематических перевозках грузов на долгосрочной основе. Суть

этого договора в том, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать,

а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. По

своей природе он не является договором перевозки, носит консенсуальный,

взаимный характер и направлен на обес­печение планомерных отправок грузов.

Договоры об организации перевозок получили: разное наименование в транспортных

уставах и кодексах (годовой договор — на автомобильном транспорте,

навигационный — на внутрен­нем водном и др.). Существенными условиями договора

считаются объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления

грузов к пе­ревозке порядок расчетов сторон и пр.

Выполнение действий, указанных в ст. 791 ГК, происходит в порядке, установленном

транспортным законодательством. Перевозчик обязан по­дать транспортные

средства в количестве, согласованном с грузоотправи­телем, в обусловленный срок

и в определенном месте. В установленных слу­чаях и по согласованию с

отправителем допускается подача перевозочных средств в большем количестве, чем

указано в заявке (в порядке сгущения). Сроки подачи перевозочных средств

(тоннажа) определяются по соглаше­нию сторон или в нормативном порядке. Условия

и порядок подачи перево­зочных средств (на подъездных путях или причалах,

принадлежащих грузо­отправителю, или на путях и причалах общего пользования)

устанавливают­ся специальными правилами, которые действуют на отдельных видах

транс­порта. Так, на железнодорожном транспорте порядок подачи вагонов на

подъездные пути определяется договором на эксплуатацию подъездных пу­тей или

договором на подачу и уборку вагонов с учетом размеров среднесу­точной погрузки

или выгрузки. Подача вагонов под погрузку средствами грузоотправителя на пути

общего пользования производится по предвари­тельным уведомлениям или через

определенные интервалы времени. Перво­начально установленное время подачи

перевозочных средств может быть изменено по соглашению сторон. Место подачи

транспортных средств зави­сит от особенностей их эксплуатации и технических

возможностей перевоз­чика и отправителя. На воздушном транспорте, например, им

будет место нахождения аэродрома (аэропорта) или специально оборудованной

взлет­но-посадочной площадки. На автомобильном транспорте, технические

воз­можности которого позволяют подавать перевозочные средства непосредст­венно

к складам клиентуры, местом их подачи обычно является склад грузо­отправителя

или иной пункт, указанный в заказе (договоре). При перевозках железнодорожным и

водным транспортом перевозочные средства подаются на станции (пристани,

причалы), в порты как общего пользования, так и при­надлежащие отправителям.

В соответствии со ст. 791 ГК перевозчик обязан подать грузоотправите­лю

исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевоз­ки

соответствующего груза. Исправность и пригодность перевозочных средств

должна быть технико-коммерческой и обеспечивать сохранность груза процессе

транспортировки. Транспортное средство подается дочищенным от остатков груза и

мусора или промытым и продезинфицирован­ным и т. п. При этом отправитель груза

вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для

перевозки соответствующего груза. Напротив, проверка коммерческой пригодности

транспортного средства явля­ется обязанностью отправителя, который в отличие от

перевозчика лучше знает свойства конкретного груза

[15]. Для морской перевозки большое значе­ние имеет мореходность судна (ст.

124 КТМ), также обнимающая и техниче­скую (пригодность судна к плаванию

вообще), и коммерческую его характе­ристику (пригодность для перевозки

определенного груза при конкретных условиях).

Обязанности перевозчика подать груз соответствует обязанность отпра­вителя

предъявить груз к перевозке. Условия сдачи груза к перевозке быва­ют

общими, которые подлежат выполнению во всех случаях, независимо от специфики

груза, и специальными, которые применяются при перевозке гру­зов,

обладающих особыми свойствами. Общие условия касаются количест­ва и

наименования груза, определения его веса, тары (упаковки),

маркиров­ки и объявления ценности. Специальные — устанавливаются для

грузов, пе­ревозка которых требует соблюдения особых мер и условий их

транспорти­ровки. Так, при перевозке многих видов грузов необходимо представить

сер­тификат их качества, а при перевозке животных и птиц — карантинные

(ве­теринарные) документы.

Количество и род груза, который подлежит сдаче к перевозке,

определя­ются заявкой, договором об организации перевозок или самим договором

пе­ревозки. Замена одного груза другим допускается с согласия перевозчика.

Предъявляемый к перевозке груз должен быть правильно наименован. Грузы,

нуждающиеся в предохранении от утраты, порчи или повреждения, должны

предъявляться в исправной таре, соответствующей стандартам или, по

край­ней мере, обеспечивающей их полную сохранность. При несоблюдении этого

требования транспортная организация вправе отказать в приеме груза. По

ус­мотрению отправителя груз может быть сдан к перевозке с объявленной

цен­ностью. Использование последней облегчает доказательство стоимости

груза при его утрате и повреждении. Одним из условий, обеспечивающих

сохран­ность и индивидуализацию груза в процессе перевозки, является его

марки­ровка, т.е. нанесение на груз определенных надписей и условных знаков

для определения принадлежности груза, его особенностей, соблюдения мер

пре­досторожности (например, «верх», «стекло», «не кантовать») и т.д.

Вес груза может быть определен: а) взвешиванием (воздушный и часто другие

виды транспорта); б) по трафарету на каждом грузовом месте; в) по стандарту при

перевозке грузов, упакованных в тару стандартной вместимо­сти; г) расчетным

способом (например, по обмеру или по осадке судна); д) условно (животных,

автомобилей и пр.). Способ определения веса указы­вается в транспортных

документах. Если иное не установлено законом или договором, вес груза

определяет тот, кто производит погрузку.

Совершая названные действия, стороны вступают в договорные отно­шения.

Договор перевозки груза и его заключение. Договор заключают транспортная

организация и грузоотправитель (грузовладелец). Если после доставки в пункт

назначения груз подлежит выдаче самому отправителю, то круг участников

обязательства перевозки этим и ограничивается. Чаще все­го однако, в качестве

грузополучателя указывается третье лицо, которое яв­ляется контрагентом

отправителя по договору (купли-продажи и др.). Ему и должен быть выдан груз в

пункте назначения[16].

Договор перевозки груза определяется как соглашение, в силу которого

перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт

назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получа­телю),

а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установлен­ную плату (ст.

785 ГК).

Из определения вытекает, что договор грузовой перевозки — взаимный и

возмездный. Он считается заключенным лишь после передачи груза пере­возчику

и, следовательно, относится к числу реальных договоров. Только на

морском транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтова­ния или

чартером (см. § 3), является консенсуальным. Договор перевозки груза — строго

формальный договор. Он всегда заключается в письменной форме, причем часто с

соблюдением обязательных реквизитов, которые ус­тановлены законодательством.

Как правило, договор перевозки груза носит публичный характер (ст. 789,

426 ГК, ст. 20 Закона о федеральном железнодорожном транспорте). Однако для

признания договора грузовой перевозки публичным требуется соблюдение ряда

условий. Во-первых, в качестве перевозчика должна вы­ступать специализированная

коммерческая организация, осуществляющая перевозки транспортом общего

пользования. Во-вторых, в соответствии с транспортным законодательством или

лицензией эта организация должна быть наделена функциями общественного возчика,

обязанного осуществ­лять перевозки по требованию всякого, кто обратится.

В-третьих, эта орга­низация должна быть включена в особый перечень лиц,

обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования, который

подлежит обя­зательному опубликованию.

Для заключения договора применяется система единого документа

предусмотренная п. 2 ст. 785 ГК. Заполнение и выдача такого документа имеет

важное доказательственное значение. В зависимости от вида докумен­та, служащего

оформлению перевозки, выделяются: а) система накладной применяемой

практически на всех видах транспорта; б) система коносамен­та и в)

система чартера, применяемые обычно на морском транспорте. В ряде

случаев системы могут комбинироваться.

Порядок заключения договора перевозки зависит от его природы. За­ключение

реального договора приурочивается к моменту вручения перевоз­чику груза

вместе с сопроводительными документами. Если перевозка офор­мляется

консенсуальным договором фрахтования, он заключается в общем порядке,

предусмотренном для гражданско-правовых договоров.

Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта на договоры

железнодорожной, автомобильной, внутренней водной, морской и воздушной

перевозки. По территориальному признаку они делятся на внут­ригосударственные и

международные. В зависимости от числа транспорт­ных организаций, участвующих в

транспортировке груза, выделяются дого­воры перевозки в местном, прямом

и прямом смешанном сообщении. Мест­ной называется перевозка,

осуществляемая одной транспортной организа­цией, в рамках территориальных

границ ее деятельности (например, желез­нодорожная перевозка из

Санкт-Петербурга в Москву в пределах Октябрь­ской железной дороги). Перевозка,

в которой по единому транспортному до­кументу участвуют несколько транспортных

организаций одного вида транспорта, именуется перевозкой в прямом сообщении

(например, желез­нодорожная перевозка из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород).

Прямой смешанной признается перевозка, в которой участвуют не менее двух видов

транспорта, осуществляющих перевозку по единому документу, составлен­ному на

весь путь следования (например, перевозка груза из Санкт-Петер­бурга в

Волгоград с выполнением самим транспортом перевалки в Москве с железной дороги

на водный транспорт). Порядок осуществления таких пере­возок определяется

соглашениями между организациями различных видов транспорта, которые должны

заключаться на основе специального закона о прямых смешанных (комбинированных)

перевозках (ст. 788 ГК)[17].

Предпри­ятия различных видов транспорта в таком случае заключают между собой

договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узло­вые

соглашения, договоры на централизованный завоз и вывоз грузов и пр.) в порядке,

установленном транспортным законодательством (ст. 799 ГК). Если же груз будет

следовать из Санкт-Петербурга в Москву по железнодо­рожной накладной, а из

Москвы в Волгоград — по новому перевозочному документу, выписанному

отправителем после получения груза от железной дороги, то налицо обычная

смешанная перевозка (соперевозка). Она вклю­чает два договора перевозки — по

железной дороге и водным транспортом.

Элементы обязательства грузовой перевозки. Субъектами обяза­тельства

являются прежде всего перевозчик и грузоотправитель. Отправи­телями грузов могут

быть любые субъекты гражданского права. Напротив, перевозчиком может быть лишь

коммерческая организация или индивиду­альный предприниматель, наделенные правом

осуществлять грузовые пере­возки по закону или на основании лицензии

[18]. Не являются перевозчиками те лица, которые хотя и имеют лицензию на

транспортную деятельность, но осуществляют перемещение грузов для собственных

нужд.

Договор обычно заключается с транспортной организацией пункта от­правления

груза. Если перевозка осуществляется в пределах сферы деятель­ности

транспортной организации, заключившей договор, то она и является субъектом

договора на стороне перевозчика. При прямых перевозках одним видом транспорта

или прямых смешанных перевозках возникает обязатель­ственное правоотношение с

множественностью лиц - соперевозчиков. Каж­дый из них, принимая груз от

предыдущей организации, исполняет свою обязанность по перевозке на

соответствующем участке движения груза, воз­никшую из договора, который был

заключен первой транспортной организа­цией. Заключая договор перевозки,

транспортная организация пункта от­правления выступает как от своего имени,

так и от имени всех других, участ­вующих в исполнении обязательства перевозки

лиц в качестве их представи­теля. Представительство в данном случае основано

на указании закона (как это имеет место на железнодорожном транспорте) или на

договорах между транспортными организациями. Соперевозчики становятся

субъектами пра­воотношений по перевозке, причем отправитель дает согласие на

их участие в договоре, подписывая накладную, в которой указываются путь

следования и пункты перевалки. Наконец, в определенных случаях единственным

пере­возчиком является оператор комбинированной перевозки. Тогда

множест­венности лиц на стороне перевозчика не возникает.

Грузополучатель, не совпадающий с отправителем и не участвующий в заключении

договора перевозки, тем не менее приобретает права несет пе­ред перевозчиком

определенные обязанности. В таких случаях грузополуча­тель выступает как особый

субъект обязательства по перевозке — третье лицо, в пользу которого заключен

договор. Его нельзя рассматривать ни в каче­стве самостоятельной (третьей)

стороны договора перевозки, ни в качестве одной стороны с отправителем, ни в

качестве лица, принимающего исполне­ние за отправителя. Таким образом, договор

перевозки груза — это договор в пользу третьего лица.

Предмет договора перевозки — услуги по доставке вверенных перевоз­чику

материальных ценностей (грузов) в пункт назначения. Эти услуги включают не

только собственно транспортировку грузов, но и иные дейст­вия, в частности,

хранение, выдачу груза получателю, нередко погрузку и выгрузку. Каждое из этих

действий, взятое в отдельности, напоминает пред­мет других гражданско-правовых

договоров. Так, оказание услуг по транс­портировке груза, а также выполнение

погрузочно-разгрузочных работ сближает договор перевозки с договорами подряда и

возмездного оказания услуг. Поскольку перевозочные средства в период погрузки

фактически ис­пользуются в интересах клиентуры, наблюдается сходство перевозки

с дого­вором аренды. Обязанность перевозчика обеспечить хранение груза

свиде­тельствует о наличии элементов, характерных для хранения. Выдача

транс­портной организацией груза получателю по указанию отправителя напоми­нает

действие поверенного (агента) по договору поручения (агентирования). Однако и

погрузка, и выгрузка груза, и его хранение и выдача лишь сопутст­вуют цели

договора перевозки. Юридическая же природа любого договора определяется его

основной целью, а не сопутствующими ему моментами. Такая цель в договоре

перевозки — транспортировка и доставка грузов в пункты назначения. Выполнение

всех названных действий — лишь условие надлежащего исполнения этой обязанности

транспортной организацией. Именно она и обусловливает выделение договора

перевозки в системе обя­зательств в качестве самостоятельного.

Срок в обязательстве перевозки — это промежуток времени, в течение

которого груз должен быть доставлен в пункт назначения. В соответствии со ст.

792 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки,

оп­ределенные транспортным законодательством

[19]. а при отсутствии таких сро­ков — в разумный срок. В ряде случаев в

автомобильных и морских перевоз­ках сроки доставки определяются соглашением

сторон, а при его отсутст­вии — обычно принятыми сроками (сроками, которые

разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных

обстоятельств,— ст. 152 КТМ). При прямых смешанных перевозках сроки доставки

определяются по совокупности сроков, исчисляемых на основании правил,

действующих на соответствующих видах транспорта. Срок доставки соблюден, если в

пункте назначения груз выгружен средствами перевозчика или вагоны (суда)

по­даны под разгрузку средствами получателя до истечения установленного

(согласованного) срока доставки. При этом учитываются и особые обстоя­тельства,

вызвавшие задержку в доставке грузов. Не считается, например, просрочкой в

доставке задержка грузов, следовавших в прямом смешанном железнодорожно-водном

сообщении и оставшихся в портах или на приста­нях после закрытия навигации.

Содержание договора перевозки груза составляют права и обязанности

сторон. Погрузка и выгрузка груза осуществляются транспортной

организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном

догово­ром, с соблюдением правил транспортного законодательства (п. 2 ст. 791

ГК). Обязанности по погрузке и выгрузке распределяются между участника­ми

обязательства перевозки в зависимости от места погрузки. Транспортные

организации самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего

доступа. В иных местах (склады, причалы и др.) погрузочно-разгрузочные работы

выполняются соответственно отправителем и получателем за их счет. Транспортная

организация может принять на себя выполнение этих работ по особым соглашениям с

клиентурой. Необходимые для погрузки и выгрузки вспомогательные материалы или

специальные приспособления предоставляются грузоотправителем, если иное не

установлено правилами перевозок или соглашением сторон. Транспортная

организация обычно не отвечает за несохранность груза, если его утрата

(повреждение, порча) про­изошла вследствие обстоятельств, связанных с

действиями отправителя по погрузке. Лишь при морских перевозках за правильное

размещение, крепле­ние и сепарацию грузов на судне во всех случаях отвечает

перевозчик.

Погрузка и выгрузка, осуществляемые силами и средствами отправите­ля

(получателя) груза, должны производиться в срок, предусмотренный до­говором,

если такие сроки не установлены транспортными уставами, кодек­сами и

издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 3 ст. 791 ГК). В большей части

действующих транспортных актов и правил установлены нормативные сроки выгрузки.

На морском транспорте продолжительность сроков погрузки и выгрузки, именуемых

сталийным временем (сталией), оп­ределяется соглашением сторон, а еще чаще —

сроками, принятыми в соот­ветствующих портах (ст. 130 КТМ). Стороны могут

установить дополни­тельный срок ожидания судна под грузовыми операциями —

контрсталий­ное время (контрсталию). За простой судна в течение этого срока

устанавли­вается и особая плата — демередж (ст. 132 КТМ)

[20]. Если грузовые операции не будут закончены и в контрсталийное время,

перевозчик может отправить судно в плавание, хотя бы погрузка судна и не была

завершена. При этом он сохраняет право на полное вознаграждение (ст. 136 КТМ).

Если погрузка или выгрузка не закончены в установленные сроки, на­ступает

простой перевозочных средств, за который с отправителя или полу­чателя

взыскивается штраф. При досрочной погрузке (выгрузке), напротив,

грузоотправителю (грузополучателю) выплачивается премия (при морских

перевозках — диспач). В целях предупреждения доступа к грузу и обеспече­ния

его сохранности в процессе перевозки обособленные помещения и емко­сти

(трюмы, крытые вагоны, цистерны и др.) должны быть опломбированы.

Внесение провозной платы (фрахта на морском транспорте) и иных пла­тежей

является важнейшей обязанностью грузоотправителя. Ее размер уста­навливается

соглашением сторон, если иное не установлено транспортным законодательством

(ст. 790 ГК). Такое исключение сделано в отношении транспорта общего

пользования, где провозная плата принимает форму твердого тарифа,

утверждаемого в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Размер этого тарифа определяют федеральные испол­нительные органы и органы

управления субъектов Российской Федерации

Провозная плата обычно должна быть внесена грузоотправителем при заключении

договора перевозки. Допускается также перевод платежной обязанности на

получателя (см., например, ст. 163 КТМ). Распределение платежных обязанностей

зависит также от условий договора, заключенного между отправителем и

получателем. Они могут по-разному определить мо­мент перехода платежных

обязанностей в перевозке от одной стороны к дру­гой в зависимости от условий

передачи товара (с завода, со склада отправи­теля, со станции отправления, со

станции назначения, на складе у получате­ля). Кроме провозной платы,

отправитель обязан оплатить дополнительно оказанные ему услуги (например, за

взвешивание, за хранение груза). Они оплачиваются по соглашению сторон.

Перевозчик наделен правом удержания груза (ст. 359, 360 ГК, ст. 95 УВВТ, ст.

160 КТМ и др.) в целях обеспечения причитающихся ему провоз­ной платы и

других платежей. Однако право удержания может быть ослабле­но или отменено

законом, иными правовыми актами, договором или не при­меняться ввиду его

несоответствия существу возникшего обязательства.

Доставка груза основная обязанность перевозчика. Ее исполнение

требует не только соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохранно­сти

перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момен­та

принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Он обязан принимать все

возможные и зависящие от него меры по обеспечению сохранности гру­за. После

принятия к перевозке груз хранится в пункте отправления, а также в период

транспортировки бесплатно. Плата за хранение взыскивается, если груз сдается

ранее срока приема его к перевозке. После прибытия груза в пункт назначения он

хранится бесплатно в течение времени, установленного правилами или соглашением

сторон, а затем за плату.

При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении перевозчик так­же обязан

передать груз на другой вид транспорта (перевалка). Порядок пе­редачи груза,

выполнения погрузочно-разгрузочных операций и другие ус­ловия работы в таком

случае определяются договорами транспортных орга­низаций (узловыми

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты