Рефераты

Курсовая: Транспортные обязательства

соглашениями и пр.).

В ходе транспортировки договор может подвергнуться изменениям двух видов. Во-

первых, грузоотправитель вправе изменить указанного в наклад­ной

грузополучателя без изменения пункта (станции, порта) назначения. Во-вторых,

допускается изменение пункта назначения груза, т. е. его переад­ресовка.

Заявление о переадресовке груза может быть подано грузоотправи­телем,

грузополучателем, а также иными лицами, уполномоченными на то надлежащим

образом. Переадресовка разрешается лишь с согласия перевоз­чика. Перевозка

грузов после переадресовки оформляется новой накладной, составляемой станцией

(портом, пристанью) переадресовки. Срок доставки груза при этом меняется.

Организация, по заявлению которой произведено изменение грузополучателя или

станции (порта) назначения груза, отвечает перед первоначальным адресатом за

последствия этих изменений и обязана урегулировать расчеты между

отправителем, первоначальным адресатом и фактическим получателем груза (ст.

92—93 УВВТ, ст. 38—39 ТУЖД.

Совершение операций по выдаче и приемке грузов завершает

исполне­ние договора перевозки. Прибывший в адрес получателя груз должен быть

принят получателем, а в соответствующих случаях еще и вывезен со станции

(порта, пристани). Такая обязанность лежит на грузополучателе даже тогда, когда

в его адрес прибыл не заказанный им груз. В таком случае груз прини­мается на

ответственное хранение и его дальнейшая судьба определяется от­правителем.

Получатель вправе отказаться от получения груза только при том условии, если

качество груза вследствие порчи или повреждения изме­нилось настолько, что

возможность его полного или частичного использова­ния исключена (ст. 42 ТУЖД,

ст. 96 УВВТ, ст. 111 ВК, ст. 72 УАТ).

Получение груза должно быть надлежащим образом оформлено, что ох­ватывается

понятием раскредитование документов или выкуп груза и

удо­стоверяется соответствующим образом на накладной (коносаменте). Для

выполнения этой обязанности получатель должен быть уведомлен о прибы­тии груза

в порядке и сроки, установленные на соответствующем виде транспорта. Лишь при

автомобильных перевозках, которые обеспечивают доставку груза прямо на склад

получателя, не всегда возникает необходи­мость в уведомлении последнего о

прибытии груза. Нарушение этой обязан­ности перевозчиком лишает его права

взыскать с грузополучателя плату за сверхнормативное хранение груза и простой

перевозочных средств. В пре­дусмотренных законом случаях получатель вправе

требовать проверки ко­личества, веса и состояния прибывшего груза. Выявленные в

ходе проверки обстоятельства, которые могут служить основанием для

ответственности перевозчика, должны быть удостоверены коммерческим актом, актом

об­щей формы, записями в грузосопроводительных документах.

Грузополучатель обязан принять (вывезти) груз в установленные сроки. При

нарушении этого условия он должен внести плату за хранение груза, ко­торая

может быть увеличена в несколько раз при наличии его вины (ст. 43 ТУЖД, ст.

98 УВВТ). Кроме того, просрочка кредитора-получателя в этом случае снимает с

перевозчика ответственность за порчу груза, вызванную его несвоевременной

приемкой. По истечении установленных сроков хране­ния груз как

невостребованный подлежит реализации в установленном по­рядке. Реализации

подлежат и бездокументарные грузы, т. е. грузы, прибыв­шие без

сопроводительных документов.

3. Особенности отдельных видов договора перевозки груза

Железнодорожная перевозка. Будучи естественной монополией, же­лезная

дорога остается единственным видом транспорта, состоящим в феде­ральной

государственной собственности. Железные дороги выступают в ка­честве

государственных унитарных предприятий (ст. 2 Закона о федераль­ном

железнодорожном транспорте). Управление ими осуществляется федеральными

исполнительными органами (прежде всего Министерством путей сообщения России) в

централизованном порядке, но с использованием ры­ночных принципов (ст. 11

указанного Закона). Это определяет специфику договора перевозки грузов

железнодорожным транспортом.

Договор оформляется накладной, которая является основным перево­зочным

документом. Она сопровождает груз на всем пути его следования и на станции

назначения выдается грузополучателю вместе с грузом (отсюда ее название —

грузосопроводительный документ). Юридическое значение накладной в том, что

она: а) является обязательной письменной формой до­говора; б)

доказывает факт заключения договора и воплощает его содержа­ние; в)

легитимирует лицо на предъявление претензий и исков к транспорт­ной

организации, вытекающих из ненадлежащего исполнения договора пе­ревозки.

Накладная составляется грузоотправителем, который отвечает за все последствия

неправильности, неточности или неполноты указанных в ней сведений. Дорога имеет

право, но не обязана проверять достоверность этих сведений (ст. 39 ТУЖД).

Договор считается заключенным с момента, когда груз сдан к перевозке

вместе с накладной. Перевозчик совершает на накладной соответствующую

отметку, а в удостоверение приема груза к перевозке выдает отправителю грузовую

квитанцию (ст. 31 ТУЖД). Последняя имеет доказательственное значение в

отношении факта заключения договора перевозки и служит осно­ванием для

предъявления требования к железной дороге в случае утраты груза и накладной. К

числу иных перевозочных документов также относятся дорожная ведомость, вагонный

лист, передаточная ведомость при перевоз­ках прямым смешанным сообщением

[21]. Все они являются документами пер­вичного учета и имеют

доказательственное значение.

Тарифы на грузовые перевозки устанавливаются на основе государст­венной

бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Законом о

естественных монополиях в порядке, определяемом Правительством Рос­сийской

Федерации (ст. 10 Закона о федеральном железнодорожном транс­порте).

Дополнительные работы и услуги железных дорог могут оплачивать­ся по

договорным ценам. Все причитающиеся железной дороге платежи за перевозку

груза вносятся грузоотправителем на станции отправления, при­чем, как

правило, предварительно. При несвоевременном внесении платы отправление

погруженного груза может быть задержано. Кроме того, до вне­сения платы за

предыдущую перевозку подача вагонов для следующей по­грузки вообще

прекращается (ст. 36 ТУЖД), за исключением особых случа­ев. При

сверхнормативном хранении взыскивается пеня. Окончательные расчеты за

перевозку груза осуществляются с получателем, если иное не ус­тановлено

договором.

Железная дорога обязана доставить груз в пункт назначения в установленный срок,

который зависит от расстояния, вида отправки, скорости пере­возки и Других

условий. Различаются перевозки грузовой и более высокой скоростью (ст. 20

ТУЖД), а также перевозки пассажирскими поездами и грузобагажом. Срок доставки

исчисляется с 24 ч дня приема груза к перевоз­ке а если груз был принят к

перевозке ранее намеченного дня погрузки, то с 24 ч дня, в который груз должен

быть погружен. Груз считается доставлен­ным в срок, если на станции назначения

он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под

выгрузку средствами грузопо­лучателя до истечения установленного срока

доставки. При задержке под­ачи вагона (контейнера) под выгрузку по причинам,

зависящим от получате­ля, груз считается доставленным в срок, если он прибыл на

станцию назначе­ния до истечения установленного срока доставки (ст. 39 ТУЖД).

При раз­личных обстоятельствах действующие сроки могут удлиняться или

укора­чиваться[22].

Если в районе станции назначения груза не окажется получателя, дорога

поступает с грузом по указанию отправителя. При неполучении от него ука­заний

до истечения установленного срока хранения груза последний как

не­востребованный передается для реализации в установленном порядке.

Вы­рученные суммы, за вычетом причитающихся железной дороге, перечисля­ются

получателю при оплате им стоимости груза и отправителю в остальных

случаях.

Железная дорога должна уведомить получателя о доставленных ему грузах не

позднее чем в 12 ч дня, следующего заднем прибытия груза (ст. 40 ТУЖД). Груз

выдается получателю после внесения им платы за перевозку груза и иных

причитающихся дороге платежей. Доказательством выдачи груза является подпись

грузополучателя в дорожной ведомости. Недостача или порча груза фиксируется в

коммерческом акте.

Если в адрес получателя прибыл не заказанный им груз, он обязан при­нять его

на ответственное хранение для последующего урегулирования от­ношений с

отправителем (ст. 42 ТУЖД). Если в районе станции назначения груза вообще не

окажется получателя, дорога поступает с грузом по указа­нию отправителя. При

неполучении от него указаний до истечения установ­ленного срока хранения

груза последний как невостребованный передается для реализации в

установленном порядке. Вырученные суммы, за вычетом причитающихся железной

дороге, перечисляются получателю при оплате им стоимости груза или

отправителю груза в остальных случаях. Если по не­зависящим от перевозчика

причинам эта сумма не может быть перечислена заинтересованным лицам, по

истечении срока исковой давности она посту­пает в доход федерального бюджета

(ст. 52 ТУЖД).

Перевозка на внутреннем водном транспорте. На речном транспорте

перевозки различаются по видам флота — осуществляемые самоходным и несамоходным

флотом, а также на судах смешанного плавания «река—мо­ре». Выделяются также

прямые и местные (осуществляемые портовым фло­том) перевозки. При местных

перевозках перевозчиком является порт во всех остальных случаях — пароходство.

Система документов, их правовое значение и порядок заключения

договора перевозки груза на внутреннем водном транспорте близки к применяемым на

железнодорожном транспор­те. Аналогично решаются и вопросы исполнения сторонами

обязанностей по договору. Основное же различие между ними состоит в следующем.

Прежде всего, для речной перевозки установлены сроки приема грузов к

пе­ревозке. Если груз адресован в пункт, где у пароходства нет помещений

пригодных для хранения данного груза, а грузополучатель к моменту при­бытия

груза за ним не явился, хотя и был своевременно извещен, груз может быть

доставлен пароходством за счет грузополучателя в ближайший пункт, где имеются

необходимые складские помещения. При отсутствии такой воз­можности пароходство

обязано уведомить грузоотправителя о неявке грузо­получателя и потребовать от

отправителя указаний, как поступить с грузом. За время ожидания судном выгрузки

и приема груза, а также за время ожида­ния распоряжения отправителя с него

взыскивается штраф за простой судна, а в случае доставки груза в другой пункт —

расходы по выгрузке, сборы за хранение груза в пункте вынужденной выгрузки, а

также расходы по допол­нительной перевозке и реализации груза (ст. 99 УВВТ).

Морская перевозка. Перевозки морским транспортом классифициру­ются на: а)

внутренние перевозки между портами Российской Федерации (каботаж); б) перевозки

в заграничном сообщении. Выделяются также местные перевозки (в пределах порта и

его акватории).

Морская перевозка традиционно регулируется диспозитивными норма­ми, а потому

договор приобретает здесь особое значение. Перевозчиком обычно является

пароходство (иногда порт). Договор морской перевозки гру­зов может быть

заключен: а) с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или

определенных судовых помещений и б) без такого усло­вия (ст. 115 КТМ). В первом

случае заключается договор фрахтования суд­на или чартер, в

силу которого одна сторона (фрахтовщик, судовладелец) обязуется

предоставить другой стороне (фрахтователю, отправителю) за плату всю или часть

вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько

рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК). Во втором

случае договор оформляется коносаментом.

Чартер применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов, а

коносамент — при небольших по объему перевозках. Коносамент составляется

перевозчиком на основании погрузочных документов, подпи­сывается представителем

перевозчика (обычно — капитаном судна) и вы­дается отправителю. Он является

строго формальной ценной бумагой, рас­поряжение которой означает передачу

товара. В этом отличие коносамента от накладной: он не просто сопровождает

груз, а является товарораспоряди­тельным документом. Коносамент как

ценная бумага может быть именным, ордерным и предъявительским. Реквизиты

коносамента делятся на обяза­тельные (они перечислены в законе) и

факультативные, которые включаются по соглашению сторон. К числу обязательных

ст. 144 КТМ относит: а) наименование перевозчика и место его нахождения; б)

наименование пор­та погрузки и дату приема груза перевозчиком; в) наименование

отправите­ля и место его нахождения; г) наименование порта выгрузки; д)

наименова­ние получателя в именном коносаменте или лица, приказу которого

коноса­мент выдан (ордерный коносамент) или указание на предъявительский

ха­рактер коносамента; е) наименование и характеристику груза в соответствии с

данными отправителя; ж) внешнее состояние груза и его упаковки; з) раз­мер

вознаграждения перевозчика (фрахта); и) время и место выдачи коноса­мента; к)

число экземпляров коносамента и л) подпись перевозчика или дей­ствующего от его

имени лица (например, капитана судна). Документ, не со­держащий хотя бы одного

из названных условий, не считается коносамен­том, но может рассматриваться в

качестве иного перевозочного документа (ст. 143 КТМ). Коносамент обычно

составляется в двух экземплярах, один из которых остается у перевозчика и

следует с грузом, а другой выдается отпра­вителю и служит основанием для

получения груза, а также платежей по до­говору с его получателем. По желанию

отправителя ему может быть выдано несколько экземпляров коносамента

тождественного содержания с отмет­кой об их количестве. После выдачи груза по

одному из них остальные теря­ют силу. Перевозчик вправе сделать в коносаменте

оговорку о неточностях, допущенных в характеристике предъявленного груза, если

он знает или име­ет достаточные основания полагать, что данные о грузе не

соответствуют фактически погруженным вещам или если у перевозчика вообще не

было возможности проверить эти данные (ст. 145 КТМ). В противном случае

бор­товой коносамент предполагается «чистым», т. е. не содержит сведений о

не­соответствии данных о грузе реальному принятому товару. Он приобретает

важное доказательственное значение в условиях спора.

Заключение договора морской перевозки тесно связано с выбором стан­дартных

(базисных) условий договоров купли-продажи, в которых установ­лены способ и

место доставки, распределены обязанности по уплате провоз­ной платы, страховых

премий, а также распределены риски, связанные с то­варом. Они собраны в

специальных международных правилах толкования торговых терминов (Инкотермс)

[23].

Чартер — консенсуальная разновидность договора перевозки. По­скольку его

заключение не свидетельствует о приеме груза к перевозке и не дает возможности

распорядиться им, при чартерных перевозках может быть выписан и коносамент. В

этом случае отношения между фрахтовщиком и фрахтователем определяются

чартером, а между перевозчиком (фрахтовщиком) и третьими лицами (прежде всего

получателем) — коносаментом, если в нем нет иной оговорки со ссылкой на чартер

(ст. 119 КТМ).

От чартера отличаются договор фрахтования судна на время— тайм-чартер

(гл. Х КТМ) и договор фрахтования судна без экипажа — бербоут-чартер

(гл. XI КТМ). Они применяется как при перевозках грузов и пассажиров, так и для

достижения иных целей торгового мореплавания (проведение научных экспедиций,

эксплуатация морских богатств, проведе­ние экскурсий и прогулок и др.). По

своей природе оба договора являются разновидностями договора аренды

транспортных средств, который был оха­рактеризован выше

[24].

Провозная плата (фрахт) определяются по соглашению сторон догово­ра

морской перевозки, а при отсутствии такового — по ставкам, применяе­мым в месте

и во время погрузки. В тех случаях, когда допускается перевод платежей на

получателя (ст. 163 КТМ), груз выдается последнему при усло­вии представления

им документа о перечислении соответствующих сумм.

Сроки доставки грузов устанавливаются по соглашению сторон. Если они не

определены, перевозчик считается выполнившим свою обязанность в отношении срока

при условии, что после погрузки судно сразу же вышло в рейс и двигалось с

обычной для него скоростью, обычным путем, которым пользуются торговые суда при

аналогичных перевозках.

По прибытии груза в порт назначения перевозчик обязан послать изве­щение

(нотис) получателю. Грузополучатель обязан в установленные сроки принять и

вывезти прибывший в его адрес груз. В случае неявки получателя или его отказа

от принятия груза последний сдается для хранения на склад или иное надежное

место и (за исключением скоропортящихся грузов) хра­нится в течение двух

месяцев со дня прихода судна в порт выгрузки. При не­уплате отправителем всех

причитающихся перевозчику сумм по данной пе­ревозке груз реализуется в

установленном порядке (ст. 159 КТМ).

КТМ, в изъятие из общего правила о недопустимости одностороннего отказа от

исполнения договора, перечисляет условия, при которых договор перевозки может

быть расторгнут одной стороной с уплатой или даже без уплаты вознаграждения

другой стороне (§ 5 гл. VIII КТМ). При определен­ных обстоятельствах договор

перевозки вообще прекращается независимо от воли сторон и без выплаты

вознаграждения, а также без компенсации иных убытков друг другу (ст. 157

КТМ).

Воздушная перевозка. Воздушный кодекс разграничивает внутрен­нюю

воздушную перевозку, когда все пункты посадок расположены на терри­тории

России, к международную воздушную перевозку, при которой хотя бы один

из пунктов посадки находится на территории другого государства (ст. 101 ВК).

Кроме того, выделяются местные, прямые и транзитные воз­душные перевозки.

В законодательстве о воздушной перевозке выделяются фигуры авиаци­онных

предприятий, эксплуатантов и перевозчиков (ст. 61, 100 ВК). Авиаци­онное

предприятие — это юридическое лицо, которое может осуществлять любые виды

деятельности, связанные с воздушной перевозкой или выполне­нием авиационных

работ на основании лицензии. Эксплуатант — физиче­ское или юридическое

лицо, имеющее право собственности или иной закон­ный титул (договор аренды и

пр.) на воздушное судно и использующее его для полетов. Эксплуатант должен

обладать особым сертификатом для совер­шения полетов. Наконец, перевозчик —

это Эксплуатант, который имеет ли­цензию на осуществление воздушной перевозки на

основании соответству­ющих договоров.

Договор оформляется грузовой (почтовой) накладной, которая составля­ется

отправителем. Он отвечает за правильность и полноту сведений, пред­ставленных

перевозчику в накладной. Наряду с обычной воздушной пере­возкой активно

используется также договор воздушного чартера, при кото­ром фрахтовщик

предоставляет фрахтователю одно или несколько воздуш­ных судов (их частей) для

воздушной перевозки груза или пассажиров и ба­гажа на один или несколько рейсов

(ст. 104 ВК). Природа такого договора аналогична морскому чартеру и

определяется ст. 787 ГК.

Провозная плата рассчитывается по тарифам или по соглашению сторон в порядке,

установленном ст. 790 ГК. Она взимается за расстояние по крат­чайшему

маршруту перевозки в соответствии с действующим расписанием либо за

расстояние, определенное договором. Срок доставки груза определя­ется

договором перевозки и правилами воздушных перевозок (расписанием движения

самолетов). Отправитель вправе получить обратно сданный к воз­душной

перевозке груз, изменить в накладной получателя до выдачи груза

управомоченному лицу, а также распорядиться невостребованным грузом. В случае

перерыва или прекращения полетов перевозчик обязан поставить об этом в

известность грузоотправителя и грузополучателя. Перевозчик обязан

информировать получателя о времени отправки груза, о его прибытии в аэропорт

назначения или о месте его нахождения, если срок доставки истек.

Груз обычно выдается получателю на складе аэропорта назначения.

Грузополучатель вправе отказаться от приемки поврежденного или испор­ченного

груза, если будет установлено, что качество груза изменилось на­столько, что

исключается возможность его полного или частичного исполь­зования в

соответствии с первоначальным назначением. Если получатель не востребовал

груз в срок, установленный правилами перевозок или догово­ром, либо отказался

от его приемки, перевозчик должен уведомить отправи­теля. При этом он

оставляет груз у себя за счет средств отправителя и на его риск. Груз, не

полученный в течение установленных правилами и договором перевозки сроков

хранения, считается невостребованным и подлежит реали­зации (ст. 112 ВК).

Автомобильная перевозка. На автомобильном транспорте перевозки

различаются прежде всего по территориальному признаку, а именно: а)

го­родские (в пределах черты города, другого населенного пункта); б)

приго­родные (за пределы города или другого населенного пункта на расстояние

до 50 км включительно); к) междугородные (за пределы указанных выше

насе­ленных пунктов на расстояние более 50 км); г) межреспубликанские

(на тер­ритории нескольких субъектов Федерации); д) международные (ст. 5

УАТ).

Перевозки автомобильным транспортом принято также разделять на централизованные

и децентрализованные. При централизованных перевоз­ках автотранспортная

организация заключает договор с отправителем (по­ставщиком либо грузообразующим

пунктом — станцией, портом и пр.), по указанию которого грузы доставляются к

получателям. При децентрализо­ванных перевозках автотранспортная

организация заключает договор с каж­дым из получателей, по заданию которых и

доставляет им грузы. Для авто­мобильной перевозки характерно условие договора о

том, кем будут экспе­дироваться грузы — отправителем или получателем.

Сдача груза к перевозке оформляется товарно-транспортной наклад­ной,

которая является формой договора и выполняет те же функции, что и

железнодорожная накладная. Перевозка однородных грузов от одного от­правителя в

адрес одного получателя на одно и то же расстояние может оформляться актом

замера или актом взвешивания суммарно на весь объем перевозок, выполненных

автомобилем в течение смены. Пользование авто­мобилем с оплатой его работы по

повременному тарифу оформляется обыч­но записями отправителя (получателя) в

путевом листе.

Плата за перевозку определяется соглашением сторон договора (в том числе

годовым договором) по тарифам или иным установленным способом. Все расчеты за

перевозку производятся заказчиками автотранспорта, в каче­стве которых могут

выступать как отправители, так и получатели. За указан­ными в законе

изъятиями провозная плата должна быть внесена до сдачи груза к перевозке. В

противном случае автотранспортные предприятия не принимают груз к перевозке

(ст. 103 УАТ).

Сроки доставки грузов установлены только для перевозок в междуна­родном

сообщении и исчисляются с 24 ч дня приема грузов и оплаты по срочным заказам

— с момента приема груза и оплаты стоимости перевозки.

Перевозка грузов должна осуществляться по кратчайшему расстоянию, открытому

для движения автомобильным транспортом, за исключением случаев, когда по

дорожным условиям более рациональна перевозка с увели­чением пробега. В этих

случаях автотранспортное предприятие должно по­ставить в известность

заказчика об увеличении расстояния перевозки.

Выдача груза производится на складе получателя или в ином указанном в заказе

на перевозку месте. Обязанность получателя востребовать достав­ленный в его

адрес груз основана на законе. Он может отказаться от приня­тия груза лишь в

том случае, если качество груза вследствие порчи или по­вреждения, за которые

отвечает автотранспортное предприятие, изменилось настолько, что исключена

возможность полного или частичного использова­ния груза по прямому

назначению. О причине отказа получатель должен указать в накладной (ст. 72

УАТ).

4. Имущественная ответственность в обязательствах по перевозке

Условия ответственности. Имущественная ответственность участни­ков

обязательства по перевозке грузов строится на общих принципах ответ­ственности

в гражданском праве (гл. 25 ГК). В ст. 793 ГК предусмотрено, что в случае

неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по пе­ревозке стороны

несут ответственность, установленную настоящим Кодек­сом, транспортными

уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Вместе с тем ответственность

в обязательствах по перевозке имеет и значи­тельную специфику, отличающую ее от

обычной ответственности за нару­шение обязательств. Прежде всего она относится

к случаям ограниченной ответственности, сужающей право на полное

возмещение убытков по сравнению с общим порядком. Ограничения могут

распространяться на упу­щенную выгоду и даже на часть реального ущерба. Кроме

того, такая ответ­ственность в значительной мере является

односторонне-нормативной: со­глашения перевозчиков с грузовладельцами

(отправителями и получателя­ми) об ограничении или устранении установленной

законом ответственно­сти перевозчика недействительны, за исключением случаев,

когда такие со­глашения допускаются транспортными уставами и кодексами (п. 2

ст. 793 ГК). Следовательно, по соглашению сторон уровень ответственности

пере­возчика, а также иных субъектов грузоперевозочного обязательства может

быть повышен. В транспортных уставах и кодексах принципы ответственно­сти были

сформулированы более жестко: недействительными признавались всякие соглашения

перевозчиков с клиентурой, которые изменяли (понижа­ли или повышали) или вообще

устраняли ответственность какой-либо сто­роны обязательства (ст. 179 УВВТ, ст.

126 УАТ). Таким образом, ответст­венности за нарушение обязательств по

перевозке ныне свойственны: а) ог­раничение права на взыскание части убытков;

б) запрет на уменьшение или Устранение нормативной ответственности перевозчика;

в) возможность оп­ределения ее размера и пределов по соглашению сторон в

установленных случаях.

Особенностью ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов

является также то, что она может наступать не только за нарушение уже

заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с

организацией перевозок. Такова ответственность перевозчика за неподачу

транспортных средств и отправителя за их неиспользование (ст. 794 ГК). Она

может вытекать как из договорного основания (принятой заявки, договора об

организации перевозок, чартера), так и из иных основа­ний, предшествующих

договору перевозки (административный акт при по­ставках по государственному

контракту). По своей природе такая ответст­венность является

гражданско-правовой. Ее отличает формальный характер: п. 2 ст. 794

устанавливает примерный перечень обстоятельств, при наступле­нии которых

перевозчик или отправитель освобождаются от ответственно­сти за неподачу

транспортных средств и их неиспользование (непредъявле­ние груза к перевозке).

К их числу относятся: а) непреодолимая сила, а также иные явления стихийного

характера (заносы, наводнения, пожары) и воен­ные действия; б) прекращение или

ограничение перевозки грузов в опреде­ленных направлениях, которые установлены

в порядке, предусмотренном транспортным уставом и кодексом; в) иные случаи,

предусмотренные транс­портными уставами и кодексами (прекращение производства

на срок не ме­нее трех суток, задержка отправителем судов под разгрузкой и

другие специ­фические для отдельных видов транспорта случаи).

Перечень этих обстоятельств в ГК, уставах и кодексах рассматривается как

исчерпывающий. Все иные, не попавшие в него обстоятельства, хотя бы их

наступление и не зависело от сторон, не освобождают отправителя и

пе­ревозчика от ответственности за несовершение действий по организации

пе­ревозок. Это означает, что перевозчики и отправители несут

ответствен­ность за неподачу транспортных средств и за их неиспользование

независи­мо от вины, на началах предпринимательского риска.

Ответственность по договору перевозки основана на несколько иных ус­ловиях.

Прежде всего это касается ответственности перевозчика за несох­ранность

груза. Несохранность груза может проявляться в его утрате, недо­стаче и

повреждении (порче). Под утратой понимается невозможность вы­дать груз

получателю в течение установленных сроков (30 дней по истече­нии срока доставки

или в иной срок). Недостача (частичная утрата) означа­ет наличие

разницы в весе или количестве груза, принятого к перевозке и сданного

получателю по одной накладной (коносаменту). Порча

гру­за—несоответствие качества прибывшего в пункт назначения груза его

первоначальному качеству, указанному в транспортных документах. При утрате,

недостаче или порче обычно составляется документ о несохранности груза

(коммерческий акт, акт общей формы и др.). Если такой документ со­ставлен

перевозчиком единолично без участия представителей грузовла­дельца, он не имеет

заранее установленной силы и оценивается судом наря­ду с другими документами и

доказательствами по делу (п. 4 ст. 796 ГК).

Общим условием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза

является вина, которая презюмируется. В этом проявляется от­клонение от

общих правил ответственности коммерческих организаций, осуществляющих

предпринимательскую деятельность (ст. 401 ГК) и отвеча­ющих на началах риска.

Перевозчик же несет ответственность за несохран­ность груза после принятия его

к перевозке и до выдачи получателю (иному управомоченному лицу), если не

докажет, что утрата, недостача или повреж­дение груза произошли вследствие

обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не

зависело (ст. 796 ГК). Таким образом, именно перевозчик должен доказать свою

невиновность путем ссылки на од­но из названных обстоятельств, чтобы

освободиться от ответственности.

Исключение составляет правило ст. 167 КТМ, в силу которого при мор­ских

перевозках (кроме каботажных) перевозчик вообще не отвечает за не­сохранность

груза или просрочку в его доставке, если докажет, что утрата (повреждение)

груза или просрочка в доставке произошли вследствие дейст­вий и упущений

капитана, других лиц судового экипажа или лоцмана в судо­вождении или

управлении судном (за так называемую навигационную ошибку), даже когда они

обусловлены виновным поведением указанных лиц. Он несет ответственность

только за упущения указанных лиц, которые имели место при приеме груза к

перевозке, его погрузке, размещении на суд­не, хранении, выгрузке и выдаче

(за так называемую коммерческую ошиб­ку). При каботажных перевозках

перевозчик на общих основаниях отвечает не только за коммерческие ошибки, но

и за ошибки навигационные (ошибки в мореплавании).

Установление презумпции вины перевозчика не означает ее неопровер­жимости.

Напротив, в транспортном законодательстве содержится пример­ный перечень

наиболее типичных случаев, когда перевозчик может освобо­дить себя от

ответственности, доказав свою невиновность. Помимо вины от­правителя или

получателя, к числу таких обстоятельств относятся: а) особые естественные

свойства груза, вызвавшие утрату им своих потребительских свойств; б)

недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному

виду при приеме груза к перевозке; в) сдача груза к перевозке без указания в

накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер

предосторожности для сохранения груза при перевозке или хране­нии; г) сдача к

перевозке груза, влажность которого превышает установлен­ную норму, и пр.

(ст. 108 ТУЖД, ст. 191 УВВТ и др.); д) в других случаях (ст. 166 КТМ). При

этом вина отправителя или получателя (клиентуры) мо­жет служить основанием

как для полного освобождения перевозчика от от­ветственности, так и для

применения смешанной ответственности.

Действующим законодательством предусмотрены также случаи, когда перевозчик может

освободиться от ответственности за утрату, недостачу или порчу груза путем

простой ссылки на одно из установленных законом обстоятельств (ст.

109 ТУЖД, ст. 192, 193 УВВТ, ст. 168 КТМ), а бремя доказывания вины перевозчика

прямо возложено на грузовладельца[25]. К

ним, в частности, относятся: а) прибытие груза в исправном транспортном

средстве с исправными запорно-пломбировочными устройствами отправителя или

иными средствами фиксации сохранности груза, установленными им; б) прибытие

груза в сопровождении представителя (охранника, экспедитора) отправителя или

получателя; в) недостоверность, неточность или неполнота сведений, указанных в

перевозочном документе; г) естественные причины связанные с перевозкой груза в

открытом месте (например, в открытом составе); д) естественная убыль груза в

пределах нормы.

Виды имущественной ответственности. Одним из признаков ответст­венности в

обязательствах по перевозке грузов является ее ограниченный характер. Во многих

случаях ответственность исчерпывается уплатой не­устойки (штрафа). Убытки же

подлежат взысканию в случаях и пределах, ус­тановленных ГК, транспортными

уставами и кодексами, а иногда — согла­шением сторон (например, в силу п. 1 ст.

794 ГК).

Объем и характер ответственности зависят от содержания нарушенной обязанности.

Ответственность за неподачу транспортных средств или за их неиспользование

как в новых уставах и кодексах, так и в актах Союза ССР исторически

рассматривается как ответственность за невыполнение заявки (плана перевозок) и

имеет характер исключительной неустойки (ст. 105 ТУЖД, ст. 180 УВВТ, ст. 127

УАТ и др.). Санкции, предусмотренные в них, взыскиваются либо в твердо

установленном размере за учетную единицу, либо в процентном отношении к

провозной плате[26]. В настоящее время в

со­ответствии со ст. 794 ГК размер этой неустойки может быть определен по

со­глашению сторон при условии соблюдения запрета на снижение или устра­нение

ответственности перевозчика. Кроме того, в транспортных законах, кодексах и

уставах могут быть установлены дополнительные виды штрафов, связанных с

организацией перевозочного процесса, применяемых к отпра­вителям и получателям.

Так, на железнодорожном транспорте ст. 113—117, ст. 120—123 ТУЖД, ст. 21 Закона

РФ «О федеральном железнодорожном транспорте», помимо штрафов за невыполнение

плана перевозок, упоми­нают штрафы за: а) использование без разрешения вагонов

и контейнеров; б) задержку (простой) вагонов и контейнеров под погрузкой,

выгрузкой или перегрузкой; в) нарушение нормативных требований по поставке

продукции на экспорт, повлекшее задержку вагонов и контейнеров; г) перегруз

вагонов, контейнеров сверх грузоподъемности; д) неочистку подвижного состава

по­сле выгрузки; е) повреждение или утрату подвижного состава; ж) непра­вильное

указание в накладной наименования и свойств груза, а также за предъявление

груза, запрещенного к перевозке. Причем в ряде случаев не­устойка носит

кумулятивный по отношению к убыткам характер (например, ст 113 ТУЖД), а сами

штрафы на железнодорожном транспорте, в отличие от других видов транспорта,

взыскиваются сторонами в безакцептном по­рядке (ст. 124 ТУЖД).

Ответственность перевозчика за несохранность перевозимого груза

ограничивается частью реального ущерба, причиненного грузовладельцу. Эта часть

ущерба может возмещаться перевозчиком трояко: а) в случае утра­ты или недостачи

груза — в размере стоимости утраченного или недостаю­щего груза; б) в случае

повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую понизилась его

стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере

его стоимости; в) в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его

ценности,— в размере объявленной стоимости груза (п. 2 ст. 796 ГК)

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты