Курсовая: Транспортные обязательства
соглашениями и пр.).
В ходе транспортировки договор может подвергнуться изменениям двух видов. Во-
первых, грузоотправитель вправе изменить указанного в накладной
грузополучателя без изменения пункта (станции, порта) назначения. Во-вторых,
допускается изменение пункта назначения груза, т. е. его переадресовка.
Заявление о переадресовке груза может быть подано грузоотправителем,
грузополучателем, а также иными лицами, уполномоченными на то надлежащим
образом. Переадресовка разрешается лишь с согласия перевозчика. Перевозка
грузов после переадресовки оформляется новой накладной, составляемой станцией
(портом, пристанью) переадресовки. Срок доставки груза при этом меняется.
Организация, по заявлению которой произведено изменение грузополучателя или
станции (порта) назначения груза, отвечает перед первоначальным адресатом за
последствия этих изменений и обязана урегулировать расчеты между
отправителем, первоначальным адресатом и фактическим получателем груза (ст.
92—93 УВВТ, ст. 38—39 ТУЖД.
Совершение операций по выдаче и приемке грузов завершает
исполнение договора перевозки. Прибывший в адрес получателя груз должен быть
принят получателем, а в соответствующих случаях еще и вывезен со станции
(порта, пристани). Такая обязанность лежит на грузополучателе даже тогда, когда
в его адрес прибыл не заказанный им груз. В таком случае груз принимается на
ответственное хранение и его дальнейшая судьба определяется отправителем.
Получатель вправе отказаться от получения груза только при том условии, если
качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что
возможность его полного или частичного использования исключена (ст. 42 ТУЖД,
ст. 96 УВВТ, ст. 111 ВК, ст. 72 УАТ).
Получение груза должно быть надлежащим образом оформлено, что охватывается
понятием раскредитование документов или выкуп груза и
удостоверяется соответствующим образом на накладной (коносаменте). Для
выполнения этой обязанности получатель должен быть уведомлен о прибытии груза
в порядке и сроки, установленные на соответствующем виде транспорта. Лишь при
автомобильных перевозках, которые обеспечивают доставку груза прямо на склад
получателя, не всегда возникает необходимость в уведомлении последнего о
прибытии груза. Нарушение этой обязанности перевозчиком лишает его права
взыскать с грузополучателя плату за сверхнормативное хранение груза и простой
перевозочных средств. В предусмотренных законом случаях получатель вправе
требовать проверки количества, веса и состояния прибывшего груза. Выявленные в
ходе проверки обстоятельства, которые могут служить основанием для
ответственности перевозчика, должны быть удостоверены коммерческим актом, актом
общей формы, записями в грузосопроводительных документах.
Грузополучатель обязан принять (вывезти) груз в установленные сроки. При
нарушении этого условия он должен внести плату за хранение груза, которая
может быть увеличена в несколько раз при наличии его вины (ст. 43 ТУЖД, ст.
98 УВВТ). Кроме того, просрочка кредитора-получателя в этом случае снимает с
перевозчика ответственность за порчу груза, вызванную его несвоевременной
приемкой. По истечении установленных сроков хранения груз как
невостребованный подлежит реализации в установленном порядке. Реализации
подлежат и бездокументарные грузы, т. е. грузы, прибывшие без
сопроводительных документов.
3. Особенности отдельных видов договора перевозки груза
Железнодорожная перевозка. Будучи естественной монополией, железная
дорога остается единственным видом транспорта, состоящим в федеральной
государственной собственности. Железные дороги выступают в качестве
государственных унитарных предприятий (ст. 2 Закона о федеральном
железнодорожном транспорте). Управление ими осуществляется федеральными
исполнительными органами (прежде всего Министерством путей сообщения России) в
централизованном порядке, но с использованием рыночных принципов (ст. 11
указанного Закона). Это определяет специфику договора перевозки грузов
железнодорожным транспортом.
Договор оформляется накладной, которая является основным перевозочным
документом. Она сопровождает груз на всем пути его следования и на станции
назначения выдается грузополучателю вместе с грузом (отсюда ее название —
грузосопроводительный документ). Юридическое значение накладной в том, что
она: а) является обязательной письменной формой договора; б)
доказывает факт заключения договора и воплощает его содержание; в)
легитимирует лицо на предъявление претензий и исков к транспортной
организации, вытекающих из ненадлежащего исполнения договора перевозки.
Накладная составляется грузоотправителем, который отвечает за все последствия
неправильности, неточности или неполноты указанных в ней сведений. Дорога имеет
право, но не обязана проверять достоверность этих сведений (ст. 39 ТУЖД).
Договор считается заключенным с момента, когда груз сдан к перевозке
вместе с накладной. Перевозчик совершает на накладной соответствующую
отметку, а в удостоверение приема груза к перевозке выдает отправителю грузовую
квитанцию (ст. 31 ТУЖД). Последняя имеет доказательственное значение в
отношении факта заключения договора перевозки и служит основанием для
предъявления требования к железной дороге в случае утраты груза и накладной. К
числу иных перевозочных документов также относятся дорожная ведомость, вагонный
лист, передаточная ведомость при перевозках прямым смешанным сообщением
[21]. Все они являются документами первичного учета и имеют
доказательственное значение.
Тарифы на грузовые перевозки устанавливаются на основе государственной
бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Законом о
естественных монополиях в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации (ст. 10 Закона о федеральном железнодорожном транспорте).
Дополнительные работы и услуги железных дорог могут оплачиваться по
договорным ценам. Все причитающиеся железной дороге платежи за перевозку
груза вносятся грузоотправителем на станции отправления, причем, как
правило, предварительно. При несвоевременном внесении платы отправление
погруженного груза может быть задержано. Кроме того, до внесения платы за
предыдущую перевозку подача вагонов для следующей погрузки вообще
прекращается (ст. 36 ТУЖД), за исключением особых случаев. При
сверхнормативном хранении взыскивается пеня. Окончательные расчеты за
перевозку груза осуществляются с получателем, если иное не установлено
договором.
Железная дорога обязана доставить груз в пункт назначения в установленный срок,
который зависит от расстояния, вида отправки, скорости перевозки и Других
условий. Различаются перевозки грузовой и более высокой скоростью (ст. 20
ТУЖД), а также перевозки пассажирскими поездами и грузобагажом. Срок доставки
исчисляется с 24 ч дня приема груза к перевозке а если груз был принят к
перевозке ранее намеченного дня погрузки, то с 24 ч дня, в который груз должен
быть погружен. Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения
он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под
выгрузку средствами грузополучателя до истечения установленного срока
доставки. При задержке подачи вагона (контейнера) под выгрузку по причинам,
зависящим от получателя, груз считается доставленным в срок, если он прибыл на
станцию назначения до истечения установленного срока доставки (ст. 39 ТУЖД).
При различных обстоятельствах действующие сроки могут удлиняться или
укорачиваться[22].
Если в районе станции назначения груза не окажется получателя, дорога
поступает с грузом по указанию отправителя. При неполучении от него указаний
до истечения установленного срока хранения груза последний как
невостребованный передается для реализации в установленном порядке.
Вырученные суммы, за вычетом причитающихся железной дороге, перечисляются
получателю при оплате им стоимости груза и отправителю в остальных
случаях.
Железная дорога должна уведомить получателя о доставленных ему грузах не
позднее чем в 12 ч дня, следующего заднем прибытия груза (ст. 40 ТУЖД). Груз
выдается получателю после внесения им платы за перевозку груза и иных
причитающихся дороге платежей. Доказательством выдачи груза является подпись
грузополучателя в дорожной ведомости. Недостача или порча груза фиксируется в
коммерческом акте.
Если в адрес получателя прибыл не заказанный им груз, он обязан принять его
на ответственное хранение для последующего урегулирования отношений с
отправителем (ст. 42 ТУЖД). Если в районе станции назначения груза вообще не
окажется получателя, дорога поступает с грузом по указанию отправителя. При
неполучении от него указаний до истечения установленного срока хранения
груза последний как невостребованный передается для реализации в
установленном порядке. Вырученные суммы, за вычетом причитающихся железной
дороге, перечисляются получателю при оплате им стоимости груза или
отправителю груза в остальных случаях. Если по независящим от перевозчика
причинам эта сумма не может быть перечислена заинтересованным лицам, по
истечении срока исковой давности она поступает в доход федерального бюджета
(ст. 52 ТУЖД).
Перевозка на внутреннем водном транспорте. На речном транспорте
перевозки различаются по видам флота — осуществляемые самоходным и несамоходным
флотом, а также на судах смешанного плавания «река—море». Выделяются также
прямые и местные (осуществляемые портовым флотом) перевозки. При местных
перевозках перевозчиком является порт во всех остальных случаях — пароходство.
Система документов, их правовое значение и порядок заключения
договора перевозки груза на внутреннем водном транспорте близки к применяемым на
железнодорожном транспорте. Аналогично решаются и вопросы исполнения сторонами
обязанностей по договору. Основное же различие между ними состоит в следующем.
Прежде всего, для речной перевозки установлены сроки приема грузов к
перевозке. Если груз адресован в пункт, где у пароходства нет помещений
пригодных для хранения данного груза, а грузополучатель к моменту прибытия
груза за ним не явился, хотя и был своевременно извещен, груз может быть
доставлен пароходством за счет грузополучателя в ближайший пункт, где имеются
необходимые складские помещения. При отсутствии такой возможности пароходство
обязано уведомить грузоотправителя о неявке грузополучателя и потребовать от
отправителя указаний, как поступить с грузом. За время ожидания судном выгрузки
и приема груза, а также за время ожидания распоряжения отправителя с него
взыскивается штраф за простой судна, а в случае доставки груза в другой пункт —
расходы по выгрузке, сборы за хранение груза в пункте вынужденной выгрузки, а
также расходы по дополнительной перевозке и реализации груза (ст. 99 УВВТ).
Морская перевозка. Перевозки морским транспортом классифицируются на: а)
внутренние перевозки между портами Российской Федерации (каботаж); б) перевозки
в заграничном сообщении. Выделяются также местные перевозки (в пределах порта и
его акватории).
Морская перевозка традиционно регулируется диспозитивными нормами, а потому
договор приобретает здесь особое значение. Перевозчиком обычно является
пароходство (иногда порт). Договор морской перевозки грузов может быть
заключен: а) с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или
определенных судовых помещений и б) без такого условия (ст. 115 КТМ). В первом
случае заключается договор фрахтования судна или чартер, в
силу которого одна сторона (фрахтовщик, судовладелец) обязуется
предоставить другой стороне (фрахтователю, отправителю) за плату всю или часть
вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько
рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК). Во втором
случае договор оформляется коносаментом.
Чартер применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов, а
коносамент — при небольших по объему перевозках. Коносамент составляется
перевозчиком на основании погрузочных документов, подписывается представителем
перевозчика (обычно — капитаном судна) и выдается отправителю. Он является
строго формальной ценной бумагой, распоряжение которой означает передачу
товара. В этом отличие коносамента от накладной: он не просто сопровождает
груз, а является товарораспорядительным документом. Коносамент как
ценная бумага может быть именным, ордерным и предъявительским. Реквизиты
коносамента делятся на обязательные (они перечислены в законе) и
факультативные, которые включаются по соглашению сторон. К числу обязательных
ст. 144 КТМ относит: а) наименование перевозчика и место его нахождения; б)
наименование порта погрузки и дату приема груза перевозчиком; в) наименование
отправителя и место его нахождения; г) наименование порта выгрузки; д)
наименование получателя в именном коносаменте или лица, приказу которого
коносамент выдан (ордерный коносамент) или указание на предъявительский
характер коносамента; е) наименование и характеристику груза в соответствии с
данными отправителя; ж) внешнее состояние груза и его упаковки; з) размер
вознаграждения перевозчика (фрахта); и) время и место выдачи коносамента; к)
число экземпляров коносамента и л) подпись перевозчика или действующего от его
имени лица (например, капитана судна). Документ, не содержащий хотя бы одного
из названных условий, не считается коносаментом, но может рассматриваться в
качестве иного перевозочного документа (ст. 143 КТМ). Коносамент обычно
составляется в двух экземплярах, один из которых остается у перевозчика и
следует с грузом, а другой выдается отправителю и служит основанием для
получения груза, а также платежей по договору с его получателем. По желанию
отправителя ему может быть выдано несколько экземпляров коносамента
тождественного содержания с отметкой об их количестве. После выдачи груза по
одному из них остальные теряют силу. Перевозчик вправе сделать в коносаменте
оговорку о неточностях, допущенных в характеристике предъявленного груза, если
он знает или имеет достаточные основания полагать, что данные о грузе не
соответствуют фактически погруженным вещам или если у перевозчика вообще не
было возможности проверить эти данные (ст. 145 КТМ). В противном случае
бортовой коносамент предполагается «чистым», т. е. не содержит сведений о
несоответствии данных о грузе реальному принятому товару. Он приобретает
важное доказательственное значение в условиях спора.
Заключение договора морской перевозки тесно связано с выбором стандартных
(базисных) условий договоров купли-продажи, в которых установлены способ и
место доставки, распределены обязанности по уплате провозной платы, страховых
премий, а также распределены риски, связанные с товаром. Они собраны в
специальных международных правилах толкования торговых терминов (Инкотермс)
[23].
Чартер — консенсуальная разновидность договора перевозки. Поскольку его
заключение не свидетельствует о приеме груза к перевозке и не дает возможности
распорядиться им, при чартерных перевозках может быть выписан и коносамент. В
этом случае отношения между фрахтовщиком и фрахтователем определяются
чартером, а между перевозчиком (фрахтовщиком) и третьими лицами (прежде всего
получателем) — коносаментом, если в нем нет иной оговорки со ссылкой на чартер
(ст. 119 КТМ).
От чартера отличаются договор фрахтования судна на время— тайм-чартер
(гл. Х КТМ) и договор фрахтования судна без экипажа — бербоут-чартер
(гл. XI КТМ). Они применяется как при перевозках грузов и пассажиров, так и для
достижения иных целей торгового мореплавания (проведение научных экспедиций,
эксплуатация морских богатств, проведение экскурсий и прогулок и др.). По
своей природе оба договора являются разновидностями договора аренды
транспортных средств, который был охарактеризован выше
[24].
Провозная плата (фрахт) определяются по соглашению сторон договора
морской перевозки, а при отсутствии такового — по ставкам, применяемым в месте
и во время погрузки. В тех случаях, когда допускается перевод платежей на
получателя (ст. 163 КТМ), груз выдается последнему при условии представления
им документа о перечислении соответствующих сумм.
Сроки доставки грузов устанавливаются по соглашению сторон. Если они не
определены, перевозчик считается выполнившим свою обязанность в отношении срока
при условии, что после погрузки судно сразу же вышло в рейс и двигалось с
обычной для него скоростью, обычным путем, которым пользуются торговые суда при
аналогичных перевозках.
По прибытии груза в порт назначения перевозчик обязан послать извещение
(нотис) получателю. Грузополучатель обязан в установленные сроки принять и
вывезти прибывший в его адрес груз. В случае неявки получателя или его отказа
от принятия груза последний сдается для хранения на склад или иное надежное
место и (за исключением скоропортящихся грузов) хранится в течение двух
месяцев со дня прихода судна в порт выгрузки. При неуплате отправителем всех
причитающихся перевозчику сумм по данной перевозке груз реализуется в
установленном порядке (ст. 159 КТМ).
КТМ, в изъятие из общего правила о недопустимости одностороннего отказа от
исполнения договора, перечисляет условия, при которых договор перевозки может
быть расторгнут одной стороной с уплатой или даже без уплаты вознаграждения
другой стороне (§ 5 гл. VIII КТМ). При определенных обстоятельствах договор
перевозки вообще прекращается независимо от воли сторон и без выплаты
вознаграждения, а также без компенсации иных убытков друг другу (ст. 157
КТМ).
Воздушная перевозка. Воздушный кодекс разграничивает внутреннюю
воздушную перевозку, когда все пункты посадок расположены на территории
России, к международную воздушную перевозку, при которой хотя бы один
из пунктов посадки находится на территории другого государства (ст. 101 ВК).
Кроме того, выделяются местные, прямые и транзитные воздушные перевозки.
В законодательстве о воздушной перевозке выделяются фигуры авиационных
предприятий, эксплуатантов и перевозчиков (ст. 61, 100 ВК). Авиационное
предприятие — это юридическое лицо, которое может осуществлять любые виды
деятельности, связанные с воздушной перевозкой или выполнением авиационных
работ на основании лицензии. Эксплуатант — физическое или юридическое
лицо, имеющее право собственности или иной законный титул (договор аренды и
пр.) на воздушное судно и использующее его для полетов. Эксплуатант должен
обладать особым сертификатом для совершения полетов. Наконец, перевозчик —
это Эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки на
основании соответствующих договоров.
Договор оформляется грузовой (почтовой) накладной, которая составляется
отправителем. Он отвечает за правильность и полноту сведений, представленных
перевозчику в накладной. Наряду с обычной воздушной перевозкой активно
используется также договор воздушного чартера, при котором фрахтовщик
предоставляет фрахтователю одно или несколько воздушных судов (их частей) для
воздушной перевозки груза или пассажиров и багажа на один или несколько рейсов
(ст. 104 ВК). Природа такого договора аналогична морскому чартеру и
определяется ст. 787 ГК.
Провозная плата рассчитывается по тарифам или по соглашению сторон в порядке,
установленном ст. 790 ГК. Она взимается за расстояние по кратчайшему
маршруту перевозки в соответствии с действующим расписанием либо за
расстояние, определенное договором. Срок доставки груза определяется
договором перевозки и правилами воздушных перевозок (расписанием движения
самолетов). Отправитель вправе получить обратно сданный к воздушной
перевозке груз, изменить в накладной получателя до выдачи груза
управомоченному лицу, а также распорядиться невостребованным грузом. В случае
перерыва или прекращения полетов перевозчик обязан поставить об этом в
известность грузоотправителя и грузополучателя. Перевозчик обязан
информировать получателя о времени отправки груза, о его прибытии в аэропорт
назначения или о месте его нахождения, если срок доставки истек.
Груз обычно выдается получателю на складе аэропорта назначения.
Грузополучатель вправе отказаться от приемки поврежденного или испорченного
груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что
исключается возможность его полного или частичного использования в
соответствии с первоначальным назначением. Если получатель не востребовал
груз в срок, установленный правилами перевозок или договором, либо отказался
от его приемки, перевозчик должен уведомить отправителя. При этом он
оставляет груз у себя за счет средств отправителя и на его риск. Груз, не
полученный в течение установленных правилами и договором перевозки сроков
хранения, считается невостребованным и подлежит реализации (ст. 112 ВК).
Автомобильная перевозка. На автомобильном транспорте перевозки
различаются прежде всего по территориальному признаку, а именно: а)
городские (в пределах черты города, другого населенного пункта); б)
пригородные (за пределы города или другого населенного пункта на расстояние
до 50 км включительно); к) междугородные (за пределы указанных выше
населенных пунктов на расстояние более 50 км); г) межреспубликанские
(на территории нескольких субъектов Федерации); д) международные (ст. 5
УАТ).
Перевозки автомобильным транспортом принято также разделять на централизованные
и децентрализованные. При централизованных перевозках автотранспортная
организация заключает договор с отправителем (поставщиком либо грузообразующим
пунктом — станцией, портом и пр.), по указанию которого грузы доставляются к
получателям. При децентрализованных перевозках автотранспортная
организация заключает договор с каждым из получателей, по заданию которых и
доставляет им грузы. Для автомобильной перевозки характерно условие договора о
том, кем будут экспедироваться грузы — отправителем или получателем.
Сдача груза к перевозке оформляется товарно-транспортной накладной,
которая является формой договора и выполняет те же функции, что и
железнодорожная накладная. Перевозка однородных грузов от одного отправителя в
адрес одного получателя на одно и то же расстояние может оформляться актом
замера или актом взвешивания суммарно на весь объем перевозок, выполненных
автомобилем в течение смены. Пользование автомобилем с оплатой его работы по
повременному тарифу оформляется обычно записями отправителя (получателя) в
путевом листе.
Плата за перевозку определяется соглашением сторон договора (в том числе
годовым договором) по тарифам или иным установленным способом. Все расчеты за
перевозку производятся заказчиками автотранспорта, в качестве которых могут
выступать как отправители, так и получатели. За указанными в законе
изъятиями провозная плата должна быть внесена до сдачи груза к перевозке. В
противном случае автотранспортные предприятия не принимают груз к перевозке
(ст. 103 УАТ).
Сроки доставки грузов установлены только для перевозок в международном
сообщении и исчисляются с 24 ч дня приема грузов и оплаты по срочным заказам
— с момента приема груза и оплаты стоимости перевозки.
Перевозка грузов должна осуществляться по кратчайшему расстоянию, открытому
для движения автомобильным транспортом, за исключением случаев, когда по
дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличением пробега. В этих
случаях автотранспортное предприятие должно поставить в известность
заказчика об увеличении расстояния перевозки.
Выдача груза производится на складе получателя или в ином указанном в заказе
на перевозку месте. Обязанность получателя востребовать доставленный в его
адрес груз основана на законе. Он может отказаться от принятия груза лишь в
том случае, если качество груза вследствие порчи или повреждения, за которые
отвечает автотранспортное предприятие, изменилось настолько, что исключена
возможность полного или частичного использования груза по прямому
назначению. О причине отказа получатель должен указать в накладной (ст. 72
УАТ).
4. Имущественная ответственность в обязательствах по перевозке
Условия ответственности. Имущественная ответственность участников
обязательства по перевозке грузов строится на общих принципах ответственности
в гражданском праве (гл. 25 ГК). В ст. 793 ГК предусмотрено, что в случае
неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны
несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными
уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Вместе с тем ответственность
в обязательствах по перевозке имеет и значительную специфику, отличающую ее от
обычной ответственности за нарушение обязательств. Прежде всего она относится
к случаям ограниченной ответственности, сужающей право на полное
возмещение убытков по сравнению с общим порядком. Ограничения могут
распространяться на упущенную выгоду и даже на часть реального ущерба. Кроме
того, такая ответственность в значительной мере является
односторонне-нормативной: соглашения перевозчиков с грузовладельцами
(отправителями и получателями) об ограничении или устранении установленной
законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев,
когда такие соглашения допускаются транспортными уставами и кодексами (п. 2
ст. 793 ГК). Следовательно, по соглашению сторон уровень ответственности
перевозчика, а также иных субъектов грузоперевозочного обязательства может
быть повышен. В транспортных уставах и кодексах принципы ответственности были
сформулированы более жестко: недействительными признавались всякие соглашения
перевозчиков с клиентурой, которые изменяли (понижали или повышали) или вообще
устраняли ответственность какой-либо стороны обязательства (ст. 179 УВВТ, ст.
126 УАТ). Таким образом, ответственности за нарушение обязательств по
перевозке ныне свойственны: а) ограничение права на взыскание части убытков;
б) запрет на уменьшение или Устранение нормативной ответственности перевозчика;
в) возможность определения ее размера и пределов по соглашению сторон в
установленных случаях.
Особенностью ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов
является также то, что она может наступать не только за нарушение уже
заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с
организацией перевозок. Такова ответственность перевозчика за неподачу
транспортных средств и отправителя за их неиспользование (ст. 794 ГК). Она
может вытекать как из договорного основания (принятой заявки, договора об
организации перевозок, чартера), так и из иных оснований, предшествующих
договору перевозки (административный акт при поставках по государственному
контракту). По своей природе такая ответственность является
гражданско-правовой. Ее отличает формальный характер: п. 2 ст. 794
устанавливает примерный перечень обстоятельств, при наступлении которых
перевозчик или отправитель освобождаются от ответственности за неподачу
транспортных средств и их неиспользование (непредъявление груза к перевозке).
К их числу относятся: а) непреодолимая сила, а также иные явления стихийного
характера (заносы, наводнения, пожары) и военные действия; б) прекращение или
ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, которые установлены
в порядке, предусмотренном транспортным уставом и кодексом; в) иные случаи,
предусмотренные транспортными уставами и кодексами (прекращение производства
на срок не менее трех суток, задержка отправителем судов под разгрузкой и
другие специфические для отдельных видов транспорта случаи).
Перечень этих обстоятельств в ГК, уставах и кодексах рассматривается как
исчерпывающий. Все иные, не попавшие в него обстоятельства, хотя бы их
наступление и не зависело от сторон, не освобождают отправителя и
перевозчика от ответственности за несовершение действий по организации
перевозок. Это означает, что перевозчики и отправители несут
ответственность за неподачу транспортных средств и за их неиспользование
независимо от вины, на началах предпринимательского риска.
Ответственность по договору перевозки основана на несколько иных условиях.
Прежде всего это касается ответственности перевозчика за несохранность
груза. Несохранность груза может проявляться в его утрате, недостаче и
повреждении (порче). Под утратой понимается невозможность выдать груз
получателю в течение установленных сроков (30 дней по истечении срока доставки
или в иной срок). Недостача (частичная утрата) означает наличие
разницы в весе или количестве груза, принятого к перевозке и сданного
получателю по одной накладной (коносаменту). Порча
груза—несоответствие качества прибывшего в пункт назначения груза его
первоначальному качеству, указанному в транспортных документах. При утрате,
недостаче или порче обычно составляется документ о несохранности груза
(коммерческий акт, акт общей формы и др.). Если такой документ составлен
перевозчиком единолично без участия представителей грузовладельца, он не имеет
заранее установленной силы и оценивается судом наряду с другими документами и
доказательствами по делу (п. 4 ст. 796 ГК).
Общим условием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза
является вина, которая презюмируется. В этом проявляется отклонение от
общих правил ответственности коммерческих организаций, осуществляющих
предпринимательскую деятельность (ст. 401 ГК) и отвечающих на началах риска.
Перевозчик же несет ответственность за несохранность груза после принятия его
к перевозке и до выдачи получателю (иному управомоченному лицу), если не
докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие
обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не
зависело (ст. 796 ГК). Таким образом, именно перевозчик должен доказать свою
невиновность путем ссылки на одно из названных обстоятельств, чтобы
освободиться от ответственности.
Исключение составляет правило ст. 167 КТМ, в силу которого при морских
перевозках (кроме каботажных) перевозчик вообще не отвечает за несохранность
груза или просрочку в его доставке, если докажет, что утрата (повреждение)
груза или просрочка в доставке произошли вследствие действий и упущений
капитана, других лиц судового экипажа или лоцмана в судовождении или
управлении судном (за так называемую навигационную ошибку), даже когда они
обусловлены виновным поведением указанных лиц. Он несет ответственность
только за упущения указанных лиц, которые имели место при приеме груза к
перевозке, его погрузке, размещении на судне, хранении, выгрузке и выдаче
(за так называемую коммерческую ошибку). При каботажных перевозках
перевозчик на общих основаниях отвечает не только за коммерческие ошибки, но
и за ошибки навигационные (ошибки в мореплавании).
Установление презумпции вины перевозчика не означает ее неопровержимости.
Напротив, в транспортном законодательстве содержится примерный перечень
наиболее типичных случаев, когда перевозчик может освободить себя от
ответственности, доказав свою невиновность. Помимо вины отправителя или
получателя, к числу таких обстоятельств относятся: а) особые естественные
свойства груза, вызвавшие утрату им своих потребительских свойств; б)
недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному
виду при приеме груза к перевозке; в) сдача груза к перевозке без указания в
накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер
предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении; г) сдача к
перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму, и пр.
(ст. 108 ТУЖД, ст. 191 УВВТ и др.); д) в других случаях (ст. 166 КТМ). При
этом вина отправителя или получателя (клиентуры) может служить основанием
как для полного освобождения перевозчика от ответственности, так и для
применения смешанной ответственности.
Действующим законодательством предусмотрены также случаи, когда перевозчик может
освободиться от ответственности за утрату, недостачу или порчу груза путем
простой ссылки на одно из установленных законом обстоятельств (ст.
109 ТУЖД, ст. 192, 193 УВВТ, ст. 168 КТМ), а бремя доказывания вины перевозчика
прямо возложено на грузовладельца[25]. К
ним, в частности, относятся: а) прибытие груза в исправном транспортном
средстве с исправными запорно-пломбировочными устройствами отправителя или
иными средствами фиксации сохранности груза, установленными им; б) прибытие
груза в сопровождении представителя (охранника, экспедитора) отправителя или
получателя; в) недостоверность, неточность или неполнота сведений, указанных в
перевозочном документе; г) естественные причины связанные с перевозкой груза в
открытом месте (например, в открытом составе); д) естественная убыль груза в
пределах нормы.
Виды имущественной ответственности. Одним из признаков ответственности в
обязательствах по перевозке грузов является ее ограниченный характер. Во многих
случаях ответственность исчерпывается уплатой неустойки (штрафа). Убытки же
подлежат взысканию в случаях и пределах, установленных ГК, транспортными
уставами и кодексами, а иногда — соглашением сторон (например, в силу п. 1 ст.
794 ГК).
Объем и характер ответственности зависят от содержания нарушенной обязанности.
Ответственность за неподачу транспортных средств или за их неиспользование
как в новых уставах и кодексах, так и в актах Союза ССР исторически
рассматривается как ответственность за невыполнение заявки (плана перевозок) и
имеет характер исключительной неустойки (ст. 105 ТУЖД, ст. 180 УВВТ, ст. 127
УАТ и др.). Санкции, предусмотренные в них, взыскиваются либо в твердо
установленном размере за учетную единицу, либо в процентном отношении к
провозной плате[26]. В настоящее время в
соответствии со ст. 794 ГК размер этой неустойки может быть определен по
соглашению сторон при условии соблюдения запрета на снижение или устранение
ответственности перевозчика. Кроме того, в транспортных законах, кодексах и
уставах могут быть установлены дополнительные виды штрафов, связанных с
организацией перевозочного процесса, применяемых к отправителям и получателям.
Так, на железнодорожном транспорте ст. 113—117, ст. 120—123 ТУЖД, ст. 21 Закона
РФ «О федеральном железнодорожном транспорте», помимо штрафов за невыполнение
плана перевозок, упоминают штрафы за: а) использование без разрешения вагонов
и контейнеров; б) задержку (простой) вагонов и контейнеров под погрузкой,
выгрузкой или перегрузкой; в) нарушение нормативных требований по поставке
продукции на экспорт, повлекшее задержку вагонов и контейнеров; г) перегруз
вагонов, контейнеров сверх грузоподъемности; д) неочистку подвижного состава
после выгрузки; е) повреждение или утрату подвижного состава; ж) неправильное
указание в накладной наименования и свойств груза, а также за предъявление
груза, запрещенного к перевозке. Причем в ряде случаев неустойка носит
кумулятивный по отношению к убыткам характер (например, ст 113 ТУЖД), а сами
штрафы на железнодорожном транспорте, в отличие от других видов транспорта,
взыскиваются сторонами в безакцептном порядке (ст. 124 ТУЖД).
Ответственность перевозчика за несохранность перевозимого груза
ограничивается частью реального ущерба, причиненного грузовладельцу. Эта часть
ущерба может возмещаться перевозчиком трояко: а) в случае утраты или недостачи
груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза; б) в случае
повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую понизилась его
стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере
его стоимости; в) в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его
ценности,— в размере объявленной стоимости груза (п. 2 ст. 796 ГК)
Страницы: 1, 2, 3
|