Курсовая: Юридические лица
является завершающим этапом образования юридического лица, на котором
компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания
нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим
лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый
государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего
ознакомления.
В соответствии со ст. 51 ГК проведение регистрации всех юридических лиц
возложено на органы юстиции. Однако пока органы юстиции не обладают
необходимыми для этого возможностями. Поэтому на практике государственная
регистрация юридических лиц осуществляется различными органами (Министерство
юстиции России и его местные управления регистрируют общественные и
религиозные объединения. Местные органы власти (районные администрации)
регистрируют товарищества домовладельцев, потребительские кооперативы и их
предприятия. Предприятия с иностранными инвестициями регистрируются
Государственной регистрационной палатой и це местными отделениями.
Коммерческие банки регистрируются Центральным Банком.), главную роль среди
которых играют Регистрационные палаты субъектов Российской Федерации.
До принятия специального закона о регистрации юридических лиц соответствующая
процедура регулируется специальными нормативными актами об отдельных видах
юридических лиц. Указом Президента РФ “Об упорядочении государственной
регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской
Федерации” от 8 июля 1994 г. № 1482 (в отношении коммерческих организаций) и
внутренними правилами, принятыми в отдельных регистрирующих органах .
Для регистрации юридического лица обычно представляются следующие документы:
заявление учредителей о регистрации, устав организации, учредительный
договор или решение вредителей о создании юридического лица (в виде протокола
собрания учредителей), свидетельство об уплате регистрационной пошлины, а
для коммерческих организаций — также документы, подтверждающие оплату не
менее 50 процентов уставного капитала предприятия.
Отказ в регистрации может последовать лишь в случаях несоответствия
учредительных документов организации закону или несоблюдения установленного
порядка образования юридического лица и может быть
обжалован в суд. Также в суд можно обратиться и в случае уклонения
компетентного органа от регистрации юридического лица, например при пропуске
установленного для регистрации срока.
Прекращение деятельности юридического лица. Прекращение деятельности
юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме
случаев выделения из состава юридического лица другой организации) или
ликвидации и, как правило, носит окончательный характер. Однако закон
предусматривает и возможность временного прекращения, т.е. приостановления
деятельности ряда организаций (Приостановление деятельности общественных
объединений на срок до шести месяцев возможно только по решению суда как
санкция за нарушение Конституции и законодательства РФ (ст. 42 Закона “Об
общественных объединениях”)).
При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица или
их часть переходят к иным субъектам права, т.е. происходит универсальное
правопреемство. Реорганизация юридических лиц может осуществляться путем
слияния нескольких организаций лиц в одну новую, присоединения
юридического лица к другому, разделения юридического лица на несколько
новых организаций, выделения из состава организации других юридических
лиц или преобразования, т.е. смены организационно-правовой формы
юридического лица (Буквальное толкование ст. 68 ГК приводит к выводу, что
преобразование хозяйственного общества или товарищества возможно только в
другой вид хозяйственного общества или товарищества или в производственный
кооператив (с учетом требований ст. 92 и 104 ГК.). Исключением из этого правила
являются возможности преобразования объединений юридических лиц в хозяйственные
общества и товарищества, о чем говорит п.1 ст. 121 1'К. Можно полагать, что
законодатель исходит из общего принципа о том, что преобразование юридического
лица возможно лишь с сохранением существующего объема правоспособности (общей
или специальной). В противном случае было бы невозможно осуществление
универсального правопреемства. ибо большая часть прав и обязанностей,
вытекающих из общей правоспособности, повисает в воздухе, когда
правопреемником является специально-правоспособное лицо. И наоборот,
организация со специальной правоспособностью не в состоянии передать
правопреемнику больше прав, чем имеет сама).
Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического
лица (или собственника его имущества), т.е. добровольно. Однако в отношении
коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда
реорганизация может быть произведена принудительной Причем, если решение суда
или компетентного государственного органа о реорганизации не выполнено в
установленный срок, суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом,
который и осуществляет его реорганизацию (п. 2 ст. 57 ГК).
В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация юридического
лица, она оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение),
либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование). При
выделении, разделении или слиянии нескольких организаций возникает как
минимум один новый субъект права, поэтому в таких случаях реорганизация
считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных
юридических лиц. С другой стороны, при присоединении новых юридических лиц не
возникает и, следовательно, реорганизация завершается в момент исключения
присоединенной организации из единого государственного реестра.
Во многих случаях проведение реорганизации способно резко изменить
соотношение “сил” товаропроизводителей на рынке и привести к ограничению
конкуренции. Для предотвращения этих негативных последствий п.1 ст. 17
Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках” устанавливает обязательную процедуру получения согласия
федерального антимонопольного органа на слияние или присоединение
коммерческих организаций, сумма активов которых превышает 100 тысяч
минимальных размеров оплаты труда, а также на слияние или присоединение
союзов или ассоциаций коммерческих организаций.
Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица,
коль скоро их должник прекратит свое существование. Поэтому обязательным ее
условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком
случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств
реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 60 ГК).
Ликвидация юридического лица — это способ прекращения его деятельности
без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК
содержит развернутый перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая
(так же, как и реорганизация) может носить как добровольный, так и
принудительный характер.
В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его
участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными
документами. Типичными основаниями добровольной ликвидации являются
нецелесообразность дальнейшего существования юридического лица, истечение
срока, на который оно было создано, достижение или, напротив, принципиальная
недостижимость уставных целей организации.
Принудительная ликвидация проводится по решению суда, в случаях, когда
деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения
(лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с
неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.
Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные
основания ликвидации. Так, коммерческие организации (кроме казенных
предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по
причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и
унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации, как утрата
имущества, т.е. уменьшение стоимости чистых активов предприятия ниже уровня
минимального размера уставного капитала. И в том, и в другом случае
ликвидация может производиться как добровольно, так и принудительно.
Юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном. так и в
принудительном порядке. Приведенный в п. 2 статьи 61 перечень оснований как
добровольной, так и принудительной ликвидации не является исчерпывающим. В
добровольном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его
органа уполномоченного на то учредительными документами, по собственному
усмотрению этого органа. Однако решение о добровольной ликвидации в связи с
объявлением о своем банкротстве юридическое лицо вправе принять лишь
совместно с кредиторами (п. 2 ст. 65).
В добровольном порядке не могут ликвидироваться фонды. Заинтересованные лица
вправе обратиться в суд, и только он может вынести решение о ликвидации
фонда (см. ст. 119 ГК. и коммент. к ней).
Хотя согласно тексту абз. 2 п. 2 ликвидация юридического лица в случае
признания судом недействительной его регистрации осуществляется по решению
его учредителей (участников) или его органа, уполномоченного на то
учредительными документами, такую ликвидацию нельзя отнести к добровольной.
По смыслу нормы п. 2 ст. 51 существующим может быть признано только
зарегистрированное юридическое лицо. Следовательно, если регистрация
аннулирована и возобновлению не подлежит (поскольку она может быть признана
недействительной только в том случае, если допущенные нарушения неустранимы),
юридическое лицо действовать не может, его ликвидация судом предрешена, и
она неизбежна. Ссылку на решение самого юридического лица в этом случае можно
считать практически равнозначной правилу абз. 2 п. 3 данной статьи о
возложении судом обязанности по ликвидации на учредителей (участников) либо
уполномоченный учредительными документами орган самого юридического лица.
Помимо общих правил о принудительной ликвидации, содержащихся в п. 2 ст. 61,
ГК устанавливает основания принудительной ликвидации отдельных видов
юридических лиц. Дополнительные основания и иные особенности принудительной
ликвидации отдельных видов юридических лиц могут быть установлены
законодательством об этих видах. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ
указали, что поскольку юридическое лицо ликвидируется по решению суда лишь в
случаях, предусмотренных ГК (п. 2 ст. 61), неисполнение юридическим лицом
требований иных законов может служить основанием для ликвидации, если суд
квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или
грубые нарушения данного закона или иного правового акта.
Ликвидация юридического лица представляет собой сложную и зачастую длительную
процедуру, затрагивающую интересы третьих лиц и поэтому требующую открытости
и гласности. Ее первым этапом является соответствующая отметка о реестре
юридических лиц, открытом для заинтересованных лиц. Таким образом, всякий
вступающий в отношения с контрагентом или состоящей с ним в отношениях имеет
возможность узнать о ликвидации еще до официального опубликования. 2. Лицом
или органом, принявшим решение о ликвидации, практически в любом случае
назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор, которые действуют в
соответствии с правилами ст. 63, 64. Суд, принявший решение о ликвидации,
вправе возложить ее на учредителей (участников) или орган юридического лица,
уполномоченный на то учредительными документами (ч. 2 п. 3 ст. 61), а если в
установленный срок ликвидация не произведена, суд назначает ликвидатора сам.
3. К ликвидационной комиссии переходят функции и права органов
ликвидируемого юридического лица. Задачей ликвидационной комиссии
(ликвидатора) является завершение деятельности юридического лица в
установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов, учредителей или
участников.
Ликвидация юридического лица представляет собой сложную и зачастую длительную
процедуру, затрагивающую интересы третьих лиц и поэтому требующую открытости
и гласности. Ее первым этапом является соответствующая отметка о реестре
юридических лиц, открытом для заинтересованных лиц. Таким образом, всякий
вступающий в отношения с контрагентом или состоящей с ним в отношениях имеет
возможность узнать о ликвидации еще до официального опубликования. 2. Лицом
или органом, принявшим решение о ликвидации, практически в любом случае
назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор, которые действуют в
соответствии с правилами ст. 63, 64. Суд, принявший решение о ликвидации,
вправе возложить ее на учредителей (участников) или орган юридического лица,
уполномоченный на то учредительными документами (ч. 2 п. 3 ст. 61), а если в
установленный срок ликвидация не произведена, суд назначает ликвидатора сам.
3. К ликвидационной комиссии переходят функции и права органов
ликвидируемого юридического лица. Задачей ликвидационной комиссии
(ликвидатора) является завершение деятельности юридического лица в
установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов, учредителей или
участников.
Порядок ликвидации юридического лица урегулирован статьями 61—64 ГК и
состоит из следующих этапов:
1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение
о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного
ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия
принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;
2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации
юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок
не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о
ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;
3) ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности,
принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и
составляет промежуточный ликвидационный баланс;
4) в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются
законные требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке
очередей, установленных ст. 64 ГК. Если денежных средств организации
недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает
имеющееся имущество с публичных торгов;
5) после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия
составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся
имущество между участниками юридического лица, если иное не следует из
законодательства или учредительных документов организации. Все документы,
оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их
основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр
юридических лиц. С этого момента деятельность организации считается
прекращенной.
Особенности ликвидационной процедуры в случае несостоятельности
(банкротства) юридического лица установлены Законом РФ “О несостоятельности
(банкротстве) предприятий” и рядом других нормативных актов.
Виды юридических лиц.
Основания классификаций юридических лиц. Будучи весьма сложным, по своей
природе, правовым явлением, юридическое лицо может рассматриваться в самых
различных аспектах. Поэтому и различных классификаций юридических лиц может
быть тем больше, чем шире перечень юридических лиц и чем значительнее отличия
одних организаций от других.
Ценность любой научной классификации заключается в систематизации знаний о
предмете, без которой невозможно ни дальнейшее развитие, ни применение этих
знаний. Однако построить адекватную систему знаний из разрозненных фактов
можно только на основе правильно выбранных критериев, отражающих наиболее
существенные взаимосвязи, отношения, свойства предмета. Место, которое
юридические лица занимают в системе имущественных отношений общества,
своеобразие преломления в этом правовом институте фундаментальных
экономических категорий позволяют определить наиболее важные основания их
классификации. Социальная ценность института юридического лица воплощается
прежде всего в той полезной нагрузке, которую он несет обществу, т.е в его
функциях, которые также влияют на систематизацию юридических лиц. Наконец,
особенности законодательного нормирования правового положения юридических
лиц позволяют сформулировать рад практически важных классификационных
критериев.
Формы собственности. Так, в зависимости от формы собственности, лежащей в
основе юридического лица, выделяются государственные и частные
(негосударственные) юридические лица. К числу государственных (в широком
смысле: т.е. включая и муниципальные) относятся все унитарные предприятия, а
также некоторые учреждения. Значение такого деления становится понятным, если
учесть, что государственные юридические лица (даже коммерческого характера) с
необходимостью должны преследовать общегосударственные интересы, чем и
обуславливается специфика их правового регулирования. В данной классификации
можно усмотреть прямую аналогию с принятым за рубежом делением организаций на
юридические лица публичного и частного права.
Цели деятельности. Коммерческие и некоммерческие организации
разделяются по тому, каковы основные цели их деятельности: извлечение прибыли,
а также ее распределение между участниками, либо иные цели, не связанные с
предпринимательством. По общему правилу, некоммерческие организации вправе
осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это
необходимо для достижения их уставных целей. При этом они не вправе
распределять полученную прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 ГК.).
Состав учредителей. В зависимости от состава учредителей можно выделять:
юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические
лица (союзы и ассоциации), только государство (унитарные предприятия), или же
любые, за отдельными исключениями, субъекты права (все остальные юридические
лица).
Характер прав участников. Различный характер прав участников в отношении
юридического лица позволяет классифицировать:
— организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или
иное вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, а
также учреждения;
— организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные
права: хозяйственные товарищества и общества, кооперативы;
— организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав:
общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения
юридических лиц.
Объем вещных прав организации. В зависимости от объема прав самого
юридического лица на используемое им имущество можно различать:
— юридические лица, обладающие правом оперативного управления на
имущество: учреждения и казенные предприятия;
— юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на
имущество: государственные и муниципальные унитарные предприятия (кроме
казенных);
— юридические лица, обладающие правом собственности на имущество — все
другие юридические лица.
Личное или имущественное участие. Хозяйственные товарищества и общества можно
классифицировать по тому, что более важно для участников: объединение их личных
усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества) или
объединение капиталов (общества). Наряду с этим, по степени увеличения
предпринимательского риска участников, хозяйственные общества и товарищества
могут выстраиваться в следующую цепочку: полное товарищество, товарищество на
вере, общество с дополнительной ответственностью, общество с ограниченной
ответственностью, акционерное общество.
Порядок образования. Порядок создания юридического лица также может
выступать в качестве критерия классификации: в таком случае юридические лица
делятся на образуемые в разрешительном или нормативно-явочном порядке.
Учредительные документы. По составу учредительных документов
разграничиваются договорные юридические лица — хозяйственные
товарищества, договорно-уставные- общества с ограниченной или
дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные
юридические лица.
Членство. Традиционным для доктрины пандектного права (Германия,
Швейцария) является различение корпораций (союзов) и учреждений. Корпорации
характеризуются наличием членства, общей для многих участников цели,
независимостью своего существования от смены участников. Учреждения, напротив,
обычно создаются одним учредителем, который сам определяет и цели юридического
лица) и состав имущества, необходимый для их достижения. В юридико-техническом
плане эта классификация имеет огромное значение, поскольку необходимость
оформления коллективных интересов, актуальная для законодательства о
корпорациях, может не приниматься в расчет при конструировании норм об
учреждениях. Можно надеяться, что со временем подобная классификация возродится
и в России.
Хозяйственные товарищества и общества
Общие положения. Хозяйственные товарищества и общества — это родовое
понятие, обозначающее несколько самостоятельных видов - коммерческих
юридических лиц, общим для которых является то, что их уставный (складочный)
капитал разделяется на доли. Именно это отличает хозяйственные товарищества и
общества от других коммерческих организаций.
Гражданский Кодекс РФ предусматривает достаточно широкий спектр правовых форм
коллективного хозяйствования, который отвечает как современным международным
стандартам, так и отечественным экономическим реалиям. Организационно-
правовые формы хозяйственных товариществ или обществ способны обслуживать
интересы и индивидуальных коммерсантов, и малых семейных коллективов, и
гигантских групп незнакомых друг с другом акционеров.
Хозяйственные товарищества в российском законодательстве понимаются как
договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения
предпринимательской деятельности под общим именем.
Хозяйственные общества — это организации, создаваемые одним или
несколькими лицами путем объединения (обособления) их имущества для ведения
предпринимательской деятельности.
Главное действующее лицо любого товарищества — полный товарищ — несет
неограниченную ответственность по обязательствам фирмы всем своим
имуществом. Поэтому в товариществах, в отличие от обществ, учредители, как
правило, принимают личное участие в делах предприятия. По этой же причине
лицо может являться полным товарищем лишь в одном товариществе. Круг
учредителей обычно гораздо уже, чем в обществах, в силу лично-доверительных
отношений между ними. Принципиальные положения, определяющие возможный состав
участников хозяйственных обществ и товариществ, содержатся в п.4 ст. 66 ГК.
Предпринимательство всегда связано с повышенным имущественным риском, поэтому
законодатель считает правовое положение граждан и некоммерческих организаций
несовместимым со статусом полного товарища.
Для хозяйственных обществ характерным является объединение не столько личных
усилий участников, сколько их имуществ. Участники не отвечают по
обязательствам фирмы (за исключением обществ с дополнительной
ответственностью), и их предпринимательский риск ограничен суммой вкладов в
уставный капитал. Поэтому именно размер уставного капитала общества является
основной гарантией интересов кредиторов и приобретает особое значение,
нехарактерное для товариществ. Уменьшение размера уставного капитала общества
возможно лишь после уведомления всех его кредиторов, которые в этом случае
приобретают право требовать досрочного прекращения или исполнения
обязательств и возмещения убытков (как и при реорганизации).
Итак, в хозяйственных обществах и товариществах “а) личное участие
постепенно сокращается по мере возрастания капиталистического элемента; б)
объем ответственности уменьшается по мере усиления капиталистического
элемента”. Как и любая коммерческая организация, хозяйственное общество или
товарищество должно обладать уставным (складочным) капиталом, образующим
имущественную базу его деятельности и гарантирующим интересы кредиторов.
Уставный капитал — это зафиксированная учредительными документами и
оцененная в рублях сумма всех вкладов, которые учредители (учредитель) решили
объединить (выделить) при создании юридического лица. Уставный капитал
хозяйственных товариществ традиционно именуется складочным капиталом,
поскольку такие предприятия основаны на договоре между учредителями (а не на
уставе), складывающими воедино свои взносы для коммерческой деятельности.
До принятия специального закона о регистрации юридических лиц минимальная
величина уставного капитала коммерческих организаций (за исключением
акционерных обществ) определяется Указом Президента РФот8.07.1994 г. № 1482,
адляакционерныхобществустановлена Федеральным законом об “Об акционерных
обществах”. Согласно этим нормативным актам минимальный уставный капитал
открытых акционерных обществ, а также предприятий организационно-правовых
форм с участием иностранных инвестиций определен в размере 1000-кратной суммы
минимальной месячной оплаты труда, а для всех иных предприятий, включая и
закрытые акционерные общества,— в размере 100-кратной суммы минимальной
месячной оплаты труда подл. г п. 3 Указа, ст. 26 Закона “Об акционерных
обществах”).
В качестве вклада в уставный капитал может выступать любое оборотоспособное
имущество, включая и имущественные права. Основным критерием допустимости
тех или иных вкладов в уставный капитал является их способность увеличивать
сумму активов общества . Поэтому, например, закон не допускает внесения
вкладов в уставный капитал хозяйственных обществ путем зачета требований
учредителя к обществу (п. 2 ст. 90 и п. 2 ст. 99 ГК). Это уменьшает пассивы
общества, но не увеличивает его активов, т.е. наличного имущества. Стоимость
вносимых в уставный капитал вкладов определяется соглашением сторон, но в
ряде случаев подлежит независимой экспертной оценке (п. 6 ст. 66 ГК).
Основные права и обязанности участников хозяйственных обществ и
товариществ в общем виде закреплены ст. 67 ГК и могут дополняться в
учредительныхдокументах. Участники имеют право управлять делами фирмы в той или
иной форме, получать информацию о ее деятельности, участвовать в распределении
прибыли и получать часть имущества, оставшегося после ликвидации предприятия
(т.н. ликвидационный остаток). В то же время они обязаны участвовать в
образовании имущество предприятия и не разглашать конфиденциальную информацию
о его деятельности. Нормы ст. 67 ГК носят императивный характер, поэтому лишить
участника какого-либо из перечисленных прав или освободить от обязанности
невозможно.
Переходя к рассмотрению правового положения отдельных видов хозяйственных
обществ и товариществ, нужно отметить один общий недостаток правового
регулирования этих видов предприятий — отсутствие комплексности
регулирования, слабое сопряжение гражданского права с другими отраслями права
и законодательства. Зачем предпринимателям создавать хозяйственные
товарищества и принимать на себя сталь тяжкое бремя потной имущественной
ответственности, если ни административное, ни налоговое законодательство ни в
коей мере их к этому не подталкивают?
Полное товарищество. Хозяйственное товарищество, участники которого
солидарно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по его
обязательствам всем своим имуществом, называется полным товариществом. Оно
возникает на основе договора между несколькими участниками (полными
товарищами), в качестве которых могут выступать только предприниматели —
индивидуальные или коллективные.
ГК исходит из принципа истинности фирмы, в соответствии с которым фирменное
наименование товарищества должно включать в себя истинные имена (названия)
всех его участников. Можно ограничиться и указанием имени (названия) одного
из полных товарищей с добавлением к нему слов “... и компания” (например:
“Полное товарищество “Жданов и компания”). При изменении персонального
состава участников такого товарищества необходимо вносить соответствующие
изменения в фирму.
Законодатель различает случаи управления полным товариществом (ст. 71 ГК) и
ведения дел товарищества (ст. 72 ГК). Управление товариществом осуществляется
на основе решений, принятых всеми участниками единогласно или большинством
голосов (если последнее предусмотрено учредительным договором). Ведение же
дел, т.е. представительство интересов полного товарищества в обороте, по
общему правилу осуществляется каждым из участников. В этом случае полное
товарищество как юридическое лицо имеет несколько самостоятельных и
равноправных органов (по числу участников). Учредительный договор может
устанавливать и другие схемы органов полного товарищества, например: ведение
дел всеми участниками совместно (один коллегиальный орган) либо некоторыми
из них (один или несколько единоличных органов). Важно отметить, что
перечисленные варианты организационной структуры товарищества не могут
применяться одновременно. Поэтому возложение ведения дел полного
товарищества на одного из участников лишает остальных прав представлять
интересы фирмы без доверенности.
Законодательное нормирование размеров складочного капитала полного
товарищества имеет значение лишь для его регистрации. В дальнейшем ни
уменьшение складочного капитала, ни даже его полная утрата не влекут за собой
драматических последствий (см. п. 2 ст. 74 ГК). Это не удивительно, поскольку
требования кредиторов товарищества могут быть удовлетворены за счет
имущества его участников.
Полному товарищу запрещено выступать в аналогичном качестве более, чем в
одном предприятии. Это правило, кстати, несвойственное большинству зарубежных
законодательств, установлено в интересах кредиторов -товарищества. Для защиты
интересов самих товарищей предусмотрен запрет для участника совершать без
согласия других сделки, однородные с совершаемыми товариществом, т.е.
конкурировать с ним (п. 3 ст. 73 ГК).
Ответственность участников по обязательствам полного товарищества отнюдь не
подрывает принципа самостоятельной гражданско-правовой ответственности
юридического лица, т.к. является субсидиарной. В первую очередь требования
кредиторов должны предъявляться к самому товариществу, и лишь при
недостаточности его имущества — к полным товарищам. Общие правота,
регулирующие солидарную ответственность, закреплены в ст. 322—325 ГК.
Специфика ее в полном товариществе заключается в том, что и первоначальные
участники (учредители), и последующие в равной степени отвечают по всем
обязательствам, независимо от времени их возникновения. Выход или исключение
из товарищества также не сразу прекращают общность солвдарной ответственности
участников: выбывший товарищ продолжает отвечать по обязательствам,
возникшим до его выбытия, еще в течение двух лет со дня утверждения отчета
предприятия за год, в кагором он из него выбыл (п. 2 ст. 75 ГК).
Изменение персонального состава участников (выход, исключение, смерть или
утрата полной дееспособности гражданином, признание его безвестно
отсутствующим, ликвидация или принудительная реорганизация юридического
лица), по общему правилу, влечет ликвидацию полного товарищества. Иное может
быть предусмотрено учредительным договором или соглашением оставшихся
участников (п.1 ст. 76 ГК). Аналогичные последствия имеет и изменение
имущественного положения участника — объявление его банкротом или обращение
кредиторами взыскания на его долю в складочном капитале.
Возможность обращения взыскания на имущество самого участника отчасти
размывает границу между имуществом, вложенным в товарищество и не переданным
ему (собственным имуществом товарища), лишая последнее своеобразной
неприкосновенности. В таких условиях участников мало что удерживает от того,
чтобы перевести большую часть своего имущества в капитал предприятия: риск
возрастает незначительно. При этом их личные кредиторы могут оказаться в
худшем положении, нежели кредиторы товарищества. Во избежание таких казусов
ст. 80 ГК устанавливает специальную процедуру удовлетворения требований
личных кредиторов полного товарища за счет имущества, соответствующего его
доле в складочном капитале.
Будучи по своей природе объединением лиц, полное товарищество не может
состоять из единственного участника и, если все же такое случается, должно
быть преобразовано в хозяйственное общество или ликвидировано (ст. 81 ГК).
Товарищество на вере. Хозяйственное товарищество, состоящее из двух
категорий участников: полных товарищей (комплементариев), солидарно несущих
субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом, и
товарищей-вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам
предприятия, называется товариществом на вере (или коммандитным
товариществом).
Аналогично полному товариществу, фирменное наименование товарищества на вере
должно содержать имена (названия) всех или, по крайней мере, одного полного
товарища (в последнем случае — с добавлением слов — “... и компания”).
Исторически эта форма коммерческого предприятия возникла еще в эпоху
средневековья и получила широкое распространение как способ привлечения к
ведению торгового промысла капиталов анонимных вкладчиков. Принцип
анонимности коммандитистов в той или иной форме проводится и в современном
зарубежном праве, однако отечественный законодатель сумел довести его до
логического завершения. Так, в соответствии с п.1 ст. 83 ГК, товарищи-
вкладчики могут даже не участвовать в подписании учредительного договора
(хотя, как будет показано далее, это крайне желательно). Но товарищество на
вере — договорное объединение лиц и поэтому учредительный договор является
его единственным учредительным документом. На чем же основаны взаимные права
и обязанности полных товарищей и коммандитистов? Наряду с учредительным
договором в ГК упоминается свидетельство об участии, удостоверяющее внесение
вклада в складочный капитал (п. 1 ст. 85 ГК). Указанное свидетельство не
является ценной бумагой, поскольку не отнесено к числу таковых
законодательством о ценных бумагах (ст. 143 ГК), а также потому, что вклад,
удостоверенный свидетельством, может передаваться частично (подпункт 4 п. 2
ст. 85 ГК). Значит, свидетельство об участии не может быть единственным
документом, удостоверяющим права членства коммандитиста в товариществе.
Кроме того, п.1 ст. 85 ГК определенно говорит от обязанности коммандитиста
внести свой вклад , которая, следовательно, существует еще до момента его
внесения. Все это приводит к выводу о том, что отношения товарищей-вкладчиков
и полных товарищей должны регулироваться договором. И если это не
учредительный договор, то, значит, какой-то другой, условно называемый
договором об участии в товариществе. Такая юридическая конструкция,
действительно, позволяет сохранить абсолютную тайну личности коммандитиста
(даже от государства), но все же представляется крайне противоречивой.
Образно говоря, товарищество на вере как бы включает в себя две относительно
самостоятельных структуры: полное товарищество и группу (или одного)
товарищей-вкладчиков. С одной стороны, коммандитисты полностью отстранены от
участия в управлении и ведении дел товарищества. С другой — они распоряжаются
своими вкладами совершенно независимо от полных товарищей. Отличительная
особенность прав коммандитиста на имущество товарищества заключается в том.
что, при выходе из предприятия, он вправе претендовать лишь на возврат своего
вклада, а не на получение соответствующей доли в имуществе фирмы (пп.4 п.2
ст. 85 ГК). Однако в случае ликвидации фирмы товарищ-вкладчик участвует в
распределении ликвидационного остатка наравне с полными товарищами.
Основания ликвидации товарищества на вере обладают значительной спецификой.
Страницы: 1, 2, 3
|