Рефераты

Курсовая: Юридические лица

В частности, товарищество на вере сохраняется, если в нем остаются по крайней

мере один полный товарищ и один коммандитист (ч.2 п.1 ст. 86 ГК). Значит, во

всех случаях изменений персонального состава участников, товарищество, по

общему правилу, продолжает существовать.

В части, не затрагивающей правового положения коммандитистов, товарищество на

вере аналогично полному товариществу, поэтому все сказанное о полных

товариществах относится и к коммандитным (см.: п. 5 ст. 82 ГК).

Общество с ограниченной ответственностью. Коммерческая органи­зация,

уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров,

образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам,

называется обществом с ограниченной ответст­венностью.

Учредительными документами общества с ограниченной ответ­ственностью являются

устав и учредительный договор (последний не может заключаться, если в

обществе всего один участник). Фир­менное наименование общества строится по

общим правилам, на­пример: “Общество с ограниченной ответственностью

“Апрель”. Общество с ограниченной ответственностью относится к числу т.н.

“объединений капиталов” и, в отличие от товариществ, личный элемент в нем

играет подчиненную роль. Однако в сравнении с акционерными обществами,

общество с ограниченной ответствен­ностью отличают более тесные отношения

участников, более закры­тый характер членства. Поэтому законом об обществах с

ограниченной ответственностью предполагается установить макси­мальное число

его участников. При его превышении общество подлежит преобразованию в АО или

ликвидации.

Новым для нашего законодательства является правило о том, что уставный

капитал общества разделяется на доли заранее определен­ных учредительными

документами размеров (п.1 ст. 87 ГК). Это в значительной степени формализует

имущественное участие в обще­стве и упрощает процедуру управления, а также

передачу долей. Термин “доля в уставном капитале” употребляется ГК в двух

значе­ниях: как элементарной доли заранее определенного размера, на которые

разделен уставный капитал, и как совокупной доли (суммы элементарных долей),

принадлежащей конкретному участнику. Например, совокупная доля участника в

уставном капитале, рав­ная 20 процентам, может состоять из 20 элементарных

долей по 1% или 4 долей по 5%. Можно полагать, что если участник отчуждает не

всю свою долю в уставном капитале, а лишь ее часть, то величина отчуждаемой

части во всяком случае не может быть меньше элементарной доли. Иными словами,

дробление элемен­тарных долей при их отчуждении не допускается.

Наличие доли в уставном капитале, конечно, не означает каких-либо вещных прав

на имущество предприятия. Права участников по отношению к обществу (на

участие в управлении, информацию, долю прибыли, ликвидационный остаток и

т.п.) реализуются в рамках единого обязательства, которое можно

охарактеризовать как долевое обязательство с активной множественностью лиц,

поскольку его обязанной стороной выступает само общество, а управомоченной —

все участники. Поэтому передача доли в уставном капитале означает на самом

деле уступку доли в едином комплексе прав, принадлежа­щих всем участникам

вместе взятым, т.е. цессию.

Передача участником своей доли (или ее части) в уставном капитале другим

участникам общества является его безусловным правом, тогда как ее отчуждение

третьим лицам может быть запре­щено уставом или обусловлено получением

согласия других участ­ников (п.2 ст. 93 ГК). Само общество также может

выступать приобретателем доли. Формально это должно вести к уменьшению

уставного капитала общества по правилам о прекращении обязатель­ства

совпадением должника и кредитора в одном лице (ст. 413 ГК). Однако такие

последствия наступят, только если общество не реа­лизует приобретенную долю

другим участникам или третьим лицам в установленный срок.

Прекращение членства в обществе может происходить не только в результате

отчуждения доли, но и путем выхода участника из общества (ст. 94 ГК). По

своим правовым последствиям заявление о выходе означает требование о

принудительном выкупе доли участника обще­ством. Это требование подлежит

обязательному удовлетворению, что может привести к уменьшению размера

уставного капитала, если участники не решат восполнить убыль имущества.

Правовое положение органов управления обществом дол-жно быть детально

урегулировано упоминавшимся выше законом. ГК устанав­ливает в этой области лишь

самые общие правила. Высшим органом управления обществом является общее

собрание его участников, один голос в котором

соответству

ет одной доле в уста

вном ка

питале. Иск

лючительная компетенция общего собрания перечислена в

п.З ст. 91 ГК и включает в себя: изменение

устава общества и размера его уставного капитала,

образование и прекращение исполнительных ор­ганов общества, утверждение годовых

отчетов и балансов, распределе­ние прибылей и убытков, реорганизацию и

ликвидацию общества, избрание его ревизионной комиссии (ревизора).

Органами общества как юридического лица могут быть как едино­личный орган

(директор, президент и т.п.), так и коллегиальный

(прав­ление, дирекция и т.п.), либо оба вместе.

Изменения персонального состава участников общества с ограни­ченной

ответственностью, равно как и их имущественного положения, не приводят к его

ликвидации. Общество продолжает функционировать

даже если в нем остался всего один участник.

Общество с дополнительной ответств

енностью. Коммерческая орга­низация, уставный капитал к

о торой разделен на доли заранее определенных разм

еров, образованная одним ил

и несколькими лицами, солидарно несущи­ми субсидиарную

ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их. вкладов в

уставный капитал, называется обще­ством с

дополнительной ответственностью.

Специфика общества с дополнительной ответственностью

состоит в особом характере имущественной ответс

твенности участников по его долгам. Во-первых, эта ответственность является

субсидиарной, а значит требования к участникам могут быть предъявлены лишь

при недостаточности имущества общества для расчетов с кредиторами. Во-вторых,

ответственность носит солидарный характер,

следователь­но, кредиторы вправе в полном объеме или в любой части предъявить

требования к любому из участников, который обязан

их удовлетворить. В-третьих, участники несут одинаковую ответственность, т.

е. в равной мере кратную размерам их вкладов в уставный капитал (п.1 ст. 95

ГК). В-четвертых, общий объем ответственности всех участников определя­ется

учредительными документами как величина кратная (двух-,

трех­кратная и т. п.) размеру уставного капитала.

В остальном этот вид обществ мало чем отличается от

обществ с ограниченной ответственностью.

Акционерное общество. Коммерческая

организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее

обязательствам, суставным капиталом, разделенным на доли, права на которые

удостоверяются ценными бумагами — акциями, называется акционерным

обществом.

Основное отличие акционерного общества от других

юридических лиц заключается в способе закрепления прав участника по отношению к

обществу: путем удостоверения их акциями. Это, в свою очередь, обусловливает

специфику осуществления прав по акции и их

передачи.

Устав признается единственным учредительным документом АО, чем подчеркивается

формальный характер личного участия в обществе (п. 3 ст. 98 ГК), и утв

ерждается на собрании учредителей. Вместе с тем, ГК говорит и о заключении

учредительного договора, регулирующего отношения учредителей в процессе

создания АО (п. 1 ст. 98 ГК). Такой договор служит вспомогательным средством,

облегчающим создание АО, как правило, не представляется на регистрацию и

впоследствии может быть расторгнут без ущерба для

самого общества.

Уставный капитал АО равен номинальной стоимости приобретен­ных акционерами акций

— обыкновенных и привилегированных (ст. 99 ГК). Внесение вклада в уставный

капитал общества означает в то же время совершение договора купли-продажи

акции. Продавцом в этом договоре выступает само общество, которое не вправе

отказаться от его заключения с учредителем. Одной из особенностей договора

купли-продажи акций является то, что просрочка оплаты акции сверх сроков,

определенных уставом АО или решением о размещении допо

л­нительных акций, автоматически приводит к расторжению договора. Причем

общество не вправе простить покупателю такую просрочку оплаты, поскольку

соответствующая норма ч. 2 п. 4 ст. 34 Закона “Об акционерных обществах” носит

императивный характер.

В соответствии с п. 1 ст. 25 и

п. 1 ст. 27 Закона “Об акционерных обществах” уставный капитал АО в момент

его учреждения должен состоя

ть из определенного числа обыкновенных акций с одинаковой номинальной

стоимостью, а также может включать привилегированные акции разных типов (и

разной номинальной стоимости), общая доля которых в

уставном капитале не должна превышать 25%. Такие

акции Закон называет размещенными, поскольку их

будущие покупатели (акционеры) уже известны. Все держатели акций регистрируются

в специальном реестре акционеров

, т.е. выпуск акций на предъявителя запрещен.

Наряду с размещенными акциями устав АО может предус­матривать существование и

объявленных акций, т.е. таких, которые общество

вправе в дальнейшем разместить среди акционеров (ст. 27 Закона “Об акционерных

обществах”).

Обыкновенная (простая) именная акция — это ценная бумага, удо­стоверяющая права

названного в ней лица на участие в общем собрании акционеров общества с правом

решающего голоса, на по

лучение информации о деятельности общества, на по

лучение дивидендов, остатка имущества общества при его ликвидации, а также иные

права, предусмотренные законодательством и уставом общества. В отличие от

обыкновенной акции, привилегированная, как правило, существенно ограничивает

возможности ее держателя по участию в голосовании на общем собрании акционеров.

Так, владельцы привилегированных ак­ций имеют право решающего г

олоса лишь при решении вопросов о реорганизации и ликвидации АО и о внесении

в устав общества изменений и дополнений,

ограничивающих права этих акционеров. Кроме того, закон в ряде случаев

предоставляет право решающего голоса владельцам привилегированных кумулятивных

и конвертируе­мых акций. Основной же “привилегией”

таких акционеров является их право получать дивиденды в фиксированной сумме

преимущест­венно перед обыкновенными акционерами независимо

от прибыльно­сти работы общества.

Акция как документ состоит из двух частей: акционной

и купонной. Первая из них (лицевая сторона) содержит все обязательные реквизиты

акции, включая имя ее владельца, на второй (оборотная сторона или доп

олнительный лист) проставляются отметки о выплате дивидендов. Наряду с

выпуском акций в натуре, т.е. в виде документов на

бумаге, все большее распространение у нас в стране

получает т.н. бездокумен­тарная форма

акций. Фактически, в этом случае акция представляет собой запись о

принадлежащих ее владельцу правах, сделанную в специальном реестре.

Уменьшение уставного капитала акционерного общества произво­дится путем снижения

номинальной стоимости акций либо сокращения их общего количества (т.е.

амортизация акций). В обоих случаях общество обязано уведомить об этом всех

своих кредиторов, а последние вправе потребовать досрочного исп

олнения или прекращения обяза­тельств и возмещения причиненных этим убытков

(ст. 30 Закона “Об акционерных обществах”).

Увеличение уставного капитала АО производится либо путем увеличения номинальной

стоимости существующих акций, либо путем размещения (выпуска) доп

олнительных акций. В последнем случае процедура размещения акций зависит от

типа акционерного общества. Закрытое акционерное общество обязано

распределять все акции новых выпусков между

конкретными заранее известными лицами. Открытое акционерное общество

вправе предлагать акции для приобретения неограниченному кругу лиц, т.

е. проводить на них открытую подписку (п.1 и 2 ст. 97

ГК). Проведение открытой подписки на акции

может состоять из следующих основных этапов: — принятие общим собранием

акционеров решения о дополни­тельной эмиссии акций

и определение ее размера;

— внесение в устав общества изменений, касающихся увеличения к

оличества объявленных акций;

— утверждение проспекта эмиссии и государственная регистрация эмитируемых акций;

— издание проспекта эмиссии и публикация сообщений в средст­вах массовой

информации о подписке на акции, т.е. совершение публичной оферты — предложения

о заключении предварительного договора

купли-продажи акций;

— получение заявлений

инвесторов, заинтересованных в приобре­тении акций, т.

е. акцептов публичной оферты, в результате чего с ними заключаются

предварительные договоры купли-продажи акций;

— определение перечня инвесторов, с которыми будет заключаться окончательный

договор купли-продажи акций (если сумма заявок на покупку акций меньше

планируемого размера эмиссии, то удовлетво­ряются все заявки; если сумма

заявок превышает размер эмиссии, то последние по времени поступления заявки

отклоняются);

— заключение договоров купли-продажи акций с инвесторами, передача им акций и

получение платежей, а также утверждение результатов эмиссии и внесение

соответствующих изменений в устав АО.

Способами формирования уставного капитала не исчерпываются различия открытых и

закрытых акционерных обществ. Число участ­ников закрытого АО не может превышать

пятидесяти, а в случае его превышения общество преобразуется в открытое АО либо

ликвиди­руется. Акционеры закрытого АО имеют право преимущественной покупки

отчуждаемых другими акционерами акций (аналогично передаче д

олей в обществе с ограниченной ответственностью). От­меченные различия

открытых и закрытых АО все же не приводят к расще

плению акционерных обществ на две самостоятельные орга­низационно-правовые

формы, ибо укладываются в рамки единого понятия АО и не противоречат общим

принципам акционерной формы предприятия.

К органам управления акционерным обществом закон относит общее собрание

акционеров, а также совет директоров (наблюдатель­ный совет), который

обязательно создается, если в обществе более 50

участников. Органами АО как юридического лица, т.е. исполнитель­ными ор

ганами, являются либо е

диноличный и (или) коллегиальный орган

(правление, дирекция и т.п.). Их компет

енция, процедура фор­мирования и порядок работы

определяются ст. 103 ГК, ст. 47—71 Закона “06

акционерных обществах” и уставом АО. Кроме того,

управление обществом может быть по договору

возложено и на сторонних управ­ляющих — юридических или физических лиц.

Поскольку акционерная форма предприятия рассчитана на объ

единение капиталов множества вкладчиков, Закон “Об акцио­нерных обществах”

предусматривает повышенную защиту интере­сов мелких держателей акций от

действий более состоятельных акционеров. Так, приобретение 30 и более процентов

голосующих акций крупных открытых АО способно изменить судьбу контроль­ного

пакета акций и, тем самым, ущемить права большинства акционеров. С другой

стороны, Закон не может просто запретить свободную куплю-продажу акций в

открытых АО, поскольку это является их обязательным признаком. Решение этой

проблемы законодатель видит в том, чтобы в случае скупки контрольного пакета

голосующих акций (30 и более процентов) одним лицом предоставить остальным

акционерам право потребовать выкупа их обыкновенных акций этим лицом по

справедливой цене (ст. 80 Закона “06 акционерных обществах

”). Таким образом, акционер, которого не устраивают перемены в контрольном

пакете акций, может продать свои акции и, тем самым, выйти из общества.

Также Закон защищает акционеров и от возможных недобросове­стных действий управ

ляющих и других лиц, которые могут влиять на принятие обществом решений. С

этой целью ст. 81 Закона “Об акционерных обществах” определяет круг лиц,

которые считаются заинтересованными в совершении обществом сделок, и определяет

специальный порядок заключения таких сделок.

Кроме того, совершение крупных сделок (Крупными сделками называются: а) сделки,

связанные с приобретением или отчуждением (либо прямой или косвенной

возможностью отчуждения) АО имуще­ства, стоимость которого превышает 25%

балансовой стоимости активов АО (кроме сделок, не выходящих за рамки обычной

хозяйственной деятельности); б) сделки, связанные с размещением акционерным

обществом обыкновенных акций (или привилегированных конвертируемых акций) на

сумму, превышающую 25% стоимо­сти имеющихся в АО

обыкновенных акций (ст. 78 Закона)), связанных с

приобрете­нием или отчуждением имущества АО или его акций, обусловлено

получением согласия совета директоров (наблюдательного совета) или общего

собрания акционеров.

Дочерние и зависимые общества. Аффилированные

лица. Упомина­емые в ст. 105 и 106 ГК, а также

ст. 6 Закона “Об акционерных обществах” дочерние и зависимые хозяйственные

общества не являются самостоятельными организационно-правовыми формами

юридических лиц. Их выделение преследует цель защитить интересы кредиторов

, и участников обществ (акционерных и с ограниченной ответственно­стью),

оказавшихся под влиянием других предпринимательских орга­низаций.

Общество или товарищество (именуемое основным), повлиявшее на решения другого

общества (дочернего) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, в

соответствии с договором или по иным основаниям

несет солидарную с дочерним обществом

ответст­венность по сделкам, совершенным в результате такого влияния. Акционеры

дочернего общества вправе требовать возмещения причи­ненных основным обществом

убытков. В случае несостоятельности дочернего общества по вине основного

последнее субсидиарно отвечает по его долгам.

Зависимые общества выделяются по чисто формальному критерию: прина

длежности более 20% их уставного капитала (а в акционерных обществах — более

20% голосующих акций) другому хозяйственному обществу (преобладающему).

Аффилированные общества и товарищества (а точнее — аффили­рованные лица,

поскольку таковыми могут быть и граждане) также не являются особой

организационно-правовой формой юридических лиц. Этот термин заимствован из

англо-американского права и обозначает лиц, находящихся в состоянии той или

иной зависимости друг от друга, когда одно из них может опр

еделять условия ведения хозяйственной деятельности другим. Но если на Западе

аффилированные фирмы — это компании, зависящие от других, то в российском праве

этот термин применяется и к зависимым, и к преобладающим лицам, что не

способствует его четкому пониманию. Более подробно

содержание этого понятия раскрывается в антимонопо

льном законодательстве .

Основной обязанностью преобладающих и аффилированных

лиц является предоставление (в том числе — опубликование) соотв

етству­ющей информации компетентным государственным органам и (или)

зависимым от них организациям.

Производственные кооперативы

Производственный кооператив (артель) — это объединение лиц для совместного

ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и

иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паев членов

объединения.

В производственном кооперативе, как и в хозяйственных товари­ществах,

решающее значение имеет личное участие его членов в деятельности организации.

Но нормы о хозяйственных товариществах сконструированы в основном в расчете

на то, чтобы обеспечить полным товарищам возможность непосредственного

личного участия в пред­принимательской деятельности. В отношении же

производственных кооперативов акцент делается на непосредственном трудовом

участии, предполагающем включение участника в состав трудового коллектива

кооператива. Именно поэтому ст. 7 Закона “О производственных кооперативах”

ограничивает количество членов кооператива, не принимающих личного трудового

участия в его деятельности, всего двад­цатью пятью процентами от числа

членов, участвующих в работе кооператива личным трудом. Решение имущественных

вопросов и управление в производственном кооперативе также обладают

значи­тельной спецификой.

В фирменном наименовании вместо слов “производственный коо­ператив” можно

использовать слово “артель”, поскольку законодатель считает их синонимами.

Участниками производственного кооператива являются, по общему правилу,

граждане. Причем, в отличие от постных товарищей, им абсолютно не требуется

статуса индивидуального предпринимателя. Наряду с ними участвовать в

кооперативе могут и юридические лица, если это допускается уставом

кооператива. Число членов кооператива не может быть менее пяти.

Говоря об участии в кооперативе, необходимо отметить, что термин “членство”

может употребляться в разных значениях: как синоним вообще участия в

организации (и в этом смысле можно говорить, например, о членстве в АО) и как

специфическая форма личного участия, совершенно не связанного с участием

имущественным. ГК понимает членство в кооперативе именно в последнем его

значении. Членство в узком смысле слова означает также, что взаимные правовые

связи между членами устанавливаются не напрямую (как это происхо­дит,

например, на основе учредительного договора), а опосредуются кооперативом,

который выступает своеобразным центром системы этих связей. Поэтому

единственно возможным учредительным документом кооператива может быть только

его устав.

Имущество кооператива первоначально складывается из паевых взносов его

членов, которые не идентичны долям в уставном капитале хозяйственных обществ

и товариществ. Права члена в отношении кооператива отнюдь не обусловлены

величиной его пая. Так, незави­симо от величины пая, каждый член кооператива

имеет один голос на общем собрании участников (п.4 ст. 110 ГК, ч. 3 п. 2 ст.

15 Закона “О производственных кооперативах”). Распределение прибыли и

ликвида­ционного остатка между членами кооператива обычно производится в

соответствии с их трудовым участием (п. 4 ст. 109 ГК, п. 1 ст. 12 Закона “О

производственных кооперативах”). В случае образования неделимо­го фонда пай и

вовсе перестает соответствовать доле в имуществе кооператива. При выходе из

кооператива его член имеет право лишь на выплату ему пая, но никак не выплаты

доли во всем имуществе.

Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по всем его

обязательствам в порядке и размерах, установленных уставом и законом о

производственных кооперативах (п. 2 ст. 107 ГК).

Система кооперативных органов состоит из общего собрания его членов (высший

орган), наблюдательного совета (образование которо­го, в отличие от АО, не

обязательно) и исполнительных органов: правления и (или) председателя (ст.

110 ГК). Обязательным для коо­перативов является принцип комплектования его

органов только из числа членов, что чересчур категорично.

Члену кооператива принадлежит безусловное право выхода из его состава. По

общему правилу, передача пая другому члену кооператива не требует согласия

остальных участников. Переход пая к третьим лицам означает их прием в члены

кооператива и поэтому возможен лишь по решению общего собрания.

Исключение из членов кооператива возможно в качестве санкции за ненадлежащее

исполнение членских обязанностей (п. 2 ст. Ill ГК). Причем, в отличие от

хозяйственных товариществ, такое исключение производится по решению общего

собрания членов кооператива.

Государственные и муниципальные предприятия

Государственные и муниципальные предприятия как особая разно­видность

коммерческих организаций. Специфика этих субъектов граж­данского права

состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или

муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве

хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК.). Поэтому

они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не

право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право.

Государственные и муниципальные предприятия явля­ются унитарными, а их

имущество неделимо и не может быть распре­делено по вкладам. Таким образом,

государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо,

учрежденное государством либо органом местного самоуправления в

предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров

(производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в

государственной (муниципальной) собственности.

Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий

являются решение собственника (как правило, его пред­ставителя в лице

конкретного органа государственного комитета по управлению государственным

имуществом) и устав, утвержденный указанным лицом. В соответствии с п.2 ст.

52 ГК в учредительных документах унитарных предприятий должны быть определены

пред­мет и цели деятельности конкретного юридического лица. Это обусловлено

тем, что правоспособность государственных и муници­пальных предприятий, в

отличие от других коммерческих организа­ций, является специальной. Поэтому

государственные и муниципальные предприятия не могут осуществлять любые виды

деятельности, они должны заниматься только такими видами хозяй­ствования,

которые определены им собственником в уставе. Однако это не означает, что

унитарные предприятия ограничены в соверше­нии различных сделок. Если иное

специально не установлено соб­ственником в уставе, они вправе совершать

всякие сделки, необходимые им для достижения целей, предусмотренных в уставе.

Так, государственное предприятие вправе передать с согласия соб­ственника

часть своего имущества в аренду, если это не помешает основному производству

и позволит изыскать дополнительные ис­точники финансирования. Тем не менее,

систематическая сдача своего имущества в аренду явно выходит за рамки

специальной правоспособности унитарного предприятия, ибо его цель —

произ­водство продукции, а не услуги по предоставлению вещей внаем.

Природа государственных и муниципальных предприятий находит свое выражение в их

фирменном наименовании, которое должно содержать указание на собственника их

имущества. Другие средства индивидуализации государственных и муниципальных

предприятий не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций.

В отличие от других предпринимательских юридических лиц, ор­ганы управления

государственных и муниципальных предприятий, как правило, носят единоличный

характер. Возглавляет предприятие руко­водитель (генеральный директор,

директор), который назначается на должность и освобождается от должности

собственником, либо упол­номоченным собственником органом и им подотчетен (п.4

ст. 113 ГК). В настоящее время правовое положение государственных и

муни­ципальных предприятий определяется ГК., а также рядом специальных

нормативных актов, принятых по поводу отдельных разновидностей этих

юридических лиц. В соответствии с п. 6 ст. 113 ГК, должен быть принят

специальный закон, посвященный правовому статусу унитар­ных предприятий.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного веде­ния. Оно

создастся по решению уполномоченного на то государствен­ного органа (комитета

по управлению государственным имуществом) или органа местного самоуправления

(для муниципальных предприя­тий) и существует за счет самостоятельно

извлеченной прибыли. При этом собственник имущества предприятия, основанного на

праве хо­зяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого

предпри­ятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по

обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридиче­ского лица.

Характер имущественной обособленности рассматриваемого пред­приятия

определяется содержанием права хозяйственного ведения в соответствии со ст.

295 ГК. Собственник имущества унитарного пред­приятия имеет широкие

полномочия по вопросам его деятельности. Он вправе: а) принимать решение о

его создании, реорганизации и ликвидации; б) определять содержание его

специальной правоспособности (предмет и цели деятельности);

в) назначать на должность и освобождать от должности руководи­теля

(директора) предприятия;

г) осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью

принадлежащего предприятию имущества. Кроме того, собственник имеет право на

часть прибыли унитарного предприятия. Сделки, которые унитарное предприятие

совершает со своим недви­жимым имуществом, требуют согласия собственника.

До государственной регистрации унитарного предприятия, ос­нованного на праве

хозяйственного ведения, его собственник обязан полностью оплатить

уставный фонд. Следовательно, поэ­тапное формирование уставного фонда для

унитарных предприя­тий, в отличие от других коммерческих организаций, не

допускается. Минимальный размер уставного фонда должен быть определен в законе

о государственных и муниципальных унитар­ных предприятиях (ст. 114 ГК).

Гарантией защиты интересов кредиторов унитарного предприятия является его

уставный фонд. В случае снижения стоимости чистых активов предприятия ниже

размера уставного фонда, зафиксированно­го в уставе, представитель

собственника, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести

уменьшение уставного фонда до величины чистых активов. При уменьшении

уставного фонда пред приятие обязано письменно уведомить об этом своих

кредиторов. Для такого предприятия наступают последствия, аналогичные

реорганиза­ционным, т.е. его кредиторы вправе потребовать прекращения или

досрочного исполнения обязательств, должником по которым является

предприятие, и возмещения убытков (ср.: п.2 ст. 60 и п.б ст. 114 ГК).

Если же стоимость чистых активов унитарного предприятия падает ниже

минимального размера уставного фонда, установленного в законе, предприятие

подлежит ликвидации.

Лишь применительно к унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного

ведения, в ГК используется понятие дочернего предприятия. Его не

следует отождествлять с понятием дочернего общества. Отличительные черты

дочернего предприятия таковы:

1) Единственным учредителем дочернего унитарного предприятия может быть

только “материнское” унитарное предприятие, основанное на праве

хозяйственного ведения. Имущество дочернего предприятия принадлежит на праве

хозяйственного ведения как самому дочернему предприятию, так и его

учредителю. В этом случае возникает некое вторичное право хозяйственного

ведения на имущество, ранее закреп­ленное государством или муниципальными

образованиями за унитар­ным предприятием-учредителем. Содержание такого права

должно ограничиваться как рамками первичного права хозяйственного веде­ния,

которые установлены ГК и уставом учредителя, так и теми пределами

осуществления вторичного права, которые будут заданы “материнским” унитарным

предприятием для дочернего. При этом для учредителя, несомненно, обязателен

принцип “никто не может передать больше прав, чем имеет сам”.

2) Учредитель самостоятельно утверждает устав дочернего предпри­ятия. Однако

для передачи имущества в хозяйственное ведение дочер­него предприятия

требуется получить согласие собственника имущества (п.2 ст. 295 ГК).

3) Учредитель назначает на должность и освобождает от должности руководителя

дочернего предприятия.

4) Ответственность учредителя по обязательствам дочернего пред­приятия

аналогична ответственности собственника унитарного пред­приятия по

обязательствам последнего (п.8 ст. 114 ГК).

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управле­ния

(федеральное казенное предприятие). Правовое положение унитар­ного

предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального

казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное

предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания

услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческих) деятельность. С другой

стороны, оно может осуществ­лять свою хозяйственную деятельность за счет

бюджетных средств, выделенных федеральной казной. Таким образом,

правоспособность казенного предприятия занимает промежуточное положение между

правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т. е. такое

юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как “предпринимательское

учреждение”.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управ­ления, создается

по особому решению Правительства Российской федерации на базе имущества,

находящегося в федеральной собствен­ности (п.1 ст. 115 ГК). При этом устав

казенного предприятия является его учредительным документом и утверждается

Правительством (п.2 ст. 115 ГК). В постановлении Правительства от 12.08.94 №

908 было указано, что устав казенного завода утверждается федеральным органом

исполнительной власти на основе Типового устава. Федеральные ка­зенные заводы

могут создаваться либо заново для решения конкретной задачи, либо, в

большинстве случаев, на базе реорганизованного феде­рального государственного

предприятия, основанного на праве хозяй­ственного ведения. В последнем случае

запрещаются сокращение рабочих мест, отказ в приеме на работу работников

реорганизованного предприятия и передача имущества другим лицам. Права

казенного завода на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с

правилами ГК об оперативном управлении (ст. 297, 298): он вправе отчуждать или

иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия

собственника этого имущества. Следова­тельно, согласие собственника требуется

для распоряжения любым имуществом такого предприятия, как движимым, так

и недвижимым. В Указе Президента России от 23.05.94 № 1003 установлено, что

Правительство вправе изымать у казенного завода неиспользуемое им или

используемое не по назначению имущество (п. 9).

Источниками формирования материальной базы казенного завода являются: 1)

имущество, переданное ему по решению Правительства Российской Федерации для

ведения основных видов деятельности; 2) денежные и иные средства, полученные

от реализации продукции (работ, услуг) предприятия; 3) средства, выделенные

из федерального бюджета или внебюджетных фондов. В уставе казенного

предприятия определяются: — обязательная отчетность казенного предприятия по

установлен­ным формам;

— персональная ответственность руководителя казенного завода за результаты

хозяйственной деятельности;

— обязанность использования федеральных средств по целевому назначению;

— виды деятельности и порядок распределения прибыли. Кроме того, в уставе и

других документах фиксируется фирменное наимено­вание предприятия с

обязательным указанием на его казенный характер.

Руководство казенным предприятием осуществляется директором, действующим на

принципах единоначалия, который назначается на должность и освобождается от

должности федеральным органом пра­вительства, утвердившим его устав

(П.5.1—5.2 Типового устава казен­ного завода).

В силу прямого указания закона (п. 5 ст. 115 ГК.) Российская Федерация несет

субсидиарную ответственность по обязательствам ка­зенного предприятия при

недостаточности его имущества. Таким об­разом, государство принимает на себя

риски, связанные с деятельностью предприятия, и в дополнительном порядке

отвечает за его долги всем своим имуществом, на которое может быть обращено

взыскание. Реорганизация и ликвидация казенных предприятий также осуществляются

Правительством Российской Федерации.

Некоммерческие организации

Общие положения. Некоммерческими называются организации, не

преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей

деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками (п.1

ст. 50 ГК).

Установление в законе сразу двух критериев, характеризующих некоммерческую

организацию, безусловно оправданно. В сегодняшней России большинство

некоммерческих организаций, не исключая и финансируемые собственником

учреждения, просто вынуждено зани­маться предпринимательством, чтобы свести

концы с концами. Зако­нодатель должен обеспечить такой правовой режим их

деятельности, при котором неизбежное и необходимое ведение коммерции не

пре­вратится в самоцель. Зарубежный опыт показывает, что именно запрет

распределять полученную прибыль между участниками юридического лица является

самым действенным способом отсечения некоммерче­ских организаций от

профессионального бизнеса.

Разграничение коммерческих и некоммерческих организаций, как отмечалось в

литературе, является слабым местом современного граж­данского

законодательства. Но проблема кроется не столько в выборе подходящих

критериев разграничения этих видов организаций, сколько в последовательном

применении выбранных критериев к тем или иным видам юридических лиц.

Отмеченные законодателем признаки неком­мерческих организаций вполне

обоснованны и, в совокупности с соответствующими методами статистического и

бухгалтерского учета, работоспособны. Вопрос лишь в том, сможет ли

законодатель построить стройную, внутренне непротиворечивую систему

некоммерческих ор­ганизаций, опираясь на их общее понятие. Пока, к сожалению,

сделать это не удается.

Перечень организационно-правовых форм некоммерческих юри­дических лиц,

предусмотренный ст. 116—123 ГК, не является исчер­пывающим. Он уже

существенно расширился за счет множества специальных нормативных актов,

регулирующих деятельность отдель­ных видов организаций. Такое законодательное

решение представля­ется весьма плодотворным, хотя и потенциально опасным. Уже

история первых лет действия нового Гражданского кодекса дает множество

примеров лавинообразного появления все новых и новых разновидностей

юридических лиц. Но можно ли считать эти разновидности самостоятельными

организационно-правовыми формами юридических лиц? Отнюдь не всегда.

Организационно-правовая форма юридического лица — это сово­купность

конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков

юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от

всех остальных. Поэтому, если особенности организационной структуры

юридического лица, способов обособления его имущества, его ответственности,

способов выступле­ния в гражданском обороте (хотя бы один из этих аспектов)

выделяют его из числа остальных, то мы имеем дело с самостоятельной

органи­зационно-правовой формой юридического лица. В противном случае речь

идет об отдельных разновидностях организаций в рамках одной и той же

организационно-правовой формы.

Потребительские кооперативы. Объединение лиц на началах членства в

целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах,

первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов,

называется потребительским кооперативом.

Правовое положение потребительских кооперативов определяется ст. 1 16 ГК. и

Законом РФ “О потребительской кооперации в Российской Федерации” от 19 июня

1992 г. № 3085-1, в части, не противоречащей ГК. Сравнение этих нормативных

актов ставит вопрос о том, как соотносятся понятие “потребительский

кооператив”, используемое ГК, и термины “потребительское общество” и “союз

потребительских об­ществ”, применяемые Законом о потребкооперации. Можно

полагать, что законодатель ставит знак равенства между потребительскими

коо­перативами и обществами. Тогда как союз потребительских обществ — это

разновидность такой организационно-правовой формы юридиче­ских лиц, как

объединение (союз) юридических лиц.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на

основную цель (точнее сказать — предмет) его деятельности и слова

“кооператив”, “потребительское общество” или “потребитель­ский союз”,

например: “Кормозаготовительный кооператив “Лида” или “Потребительское

общество по заготовке кормов “Лида”. Представля­ется нежелательным

использовать в наименовании слова “потребитель­ский союз”, поскольку это

может привести к смешению его с союзом потребительских обществ. Участниками

потребительских кооперативов могут быть как граж­дане, так и юридические

лица, причем наличие хотя бы одного граж­данина обязательно, в противном

случае кооператив превратится в объединение юридических лиц.

Правовое положение потребительского кооператива во многом схоже с

производственным кооперативом и в плане организационной структуры, и точки

зрения прав участников. Однако члены потреби­тельского кооператива не обязаны

принимать личное трудовое участие в его деятельности и, по общему правилу, не

отвечают по его долгам (единственное исключение предусмотрено п.4 ст. 116

ГК).

В изъятие из общих норм о статусе некоммерческих организаций потребительским

кооперативам предоставлено право распределять доходы от

предпринимательской деятельности между своими членами. Таким образом,

потребительский кооператив занимает промежуточное положе­ние между

коммерческими и некоммерческими организациями.

Общественные объединения. Некоммерческое объединение лиц на основе

общности их интересов для реализации общих целей называется общественным

объединением.

Общественное объединение — это родовое понятие, обозначающее целую группу

самостоятельных организационно-правовых форм не­коммерческих юридических лиц.

К их числу Закон об общественных объединениях (ст. 8—13) относит:

общественные организации (объединения на основе членства); —

общественные движения (массовые объединения, не имеющие членства);

общественные фонды (не имеющие членства объединения, цель

которых заключается в формировании имущества и его использовании на общественно

полезные цели. Впрочем, законодатель делает оговорку о том, что общественный

фонд является одной из разновидностей некоммерческих фондов и действует в

порядке, предусмотренном ГК. Очевидно, общественный фонд не рассматривается в

качестве само­стоятельной организационно-правовой формы некоммерческих

орга­низаций);

общественные учреждения (не имеющие членства организации, цель которых

— в оказании конкретного вида услуг в интересах участ­ников);

органы общественной caмoдeяmeльнocmu (не имеющие членства объединения,

цель которых заключается в совместном решении различных социальных прочем

граждан по месту жительства, работы или учебы).

Учредителями общественных объединений выступают граждане (не менее трех

человек), а также другие общественные объединения с правами юридических лиц

(наряду с гражданами). Закон об обществен­ных объединениях четко, хотя и не

всегда разумно, разграничивает участников и членов общественных объединений.

Члены объединений оформляют свое участие в них индивидуальными заявлениями и

имеют право избирать и быть избранными в их руководящие органы. Участ­ники

объединений формально не закрепляют своего участия в их деятельности и, как

можно заключить из ч. 5 сг. 6 Закона, обладают более узкими правами, нежели

полные члены. Правовой основой любого общественного объединения является его

устав.

Особенностью наименования общественного объединения являет­ся необходимость

включать в него указание на территориальную сферу деятельности (общероссийское,

межрегиональное, региональное, мес­тное). При этом общероссийские объединения

могут использовать в своих названиях слова “Россия”, “Российская

Федерация” и производ­ные от них без специальных разрешений государственных

органов (что невозможно для других негосударственных юридических лиц).

Средст­вом индивидуализации общественного объединения, в отличие от других

юридических лиц, является также его символика (флаги, эмб­лемы, вымпелы и

т.п.), подлежащая обязательной государственной регистрации.

Закон об общественных объединениях определяет лишь самые общие положения,

касающиеся организационной структуры этих юри­дических лиц, оставляя ее

детальную разработку на усмотрение участ­ников.(ст. 15 Закона). Более подробно

структура и компетенция органов управления установлена применительно к

общественным объединени­ям, занимающимся благотворительной деятельностью.

Религиозные организации. Объединение граждан, имеющее основной целью

совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими

этим целям признаками называется религиозной организацией. В таком

понимании религиозная организация является самостоятельной

организационно-правовой формой юридического ли­ца, имеющей свои разновидности:

общины, монастыри, братства, миссии и т. п. Деятельность в области религии

также осуществляют и другие организации, например, духовные образовательные

учреждения или объединения религиозных организаций (п. 4 ст. 6 Закона “О

некоммерческих организациях”). Однако религиозными организация­ми

(объединениями) они в буквальном смысле ст. 117 ГК не являются и по своему

правовому положению относятся к числу соответственно учреждений или объединений

юридических лиц.

Фонды. Некоммерческая организация, не имеющая членства, основан­ная

для достижения общественно полезных целей путем использования имущества,

переданного в ее собственность учредителями, называется фондом.

Образовав фонд и передав ему в собственность определенное имущество,

учредители утрачивают все имущественные права в отно­шении него. После этого

фонд начинает “жить” своей собственной жизнью, руководствуясь лишь теми

целями, которые учредители опре­делили ему в уставе, и положениями

законодательства. Возможна даже такая ситуация, когда устав фонда не

предусматривает возможности его изменения органами фонда. Это может послужить

прочной гаран­тией того, что имущество учредителей будет использовано должным

образом, даже когда они перестанут его контролировать. В этом случае внесение

каких-либо изменений в устав фонда допустимо лишь по решению суда.

Высшим органом фонда является его попечительский совет, дей­ствующий на

общественных началах (п. 3 ст. 7 Закона “О некоммер­ческих организациях”).

Для достижения уставных целей фонд, как и другие некоммерче­ские организации,

вправе заниматься предпринимательской деятель­ностью, в том числе путем

создания или участия в хозяйственных обществах. Благотворительные фонды,

однако, имеют право участвовать в хозяйственных обществах лишь в качестве их

единственных членов (п.4 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности).

Отсутствие каких-либо имущественных прав участников в отноше­нии созданных

ими фондов приводит к тому, что учредители и фонд не отвечают по

обязательствам друг друга.

Имея в виду особую важность имущества для достижения уставных целей фонда,

закон предусматривает дополнительное основание его ликвидации, не

свойственное другим юридическим лицам: недостаточ­ность имущества фонда для

осуществления его целей, при условии, что вероятность его получения нереальна

(пп.1 п.2 ст. 119 ГК).

Учреждения. Организация, созданная собственником для осуществле­ния

функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично,

называется учреждением.

Подавляющее большинство учреждений, существующих сегодня в России — это

государственные учреждения. Организационно-право­вая форма учреждения

оказывается оптимальной для введения в граж­данский оборот субъектов, которым

требуется ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально-

технического обеспечения их деятельности. Местные и центральные органы

государственного управления, правоохранительные органы, обладающие широкими

пол­номочиями в области административного, финансового, уголовного права,

оказываются достаточно скромными субъектами в сфере иму­щественно -

стоимостных отношений. Закон также допускает создание учреждений и любыми

другими субъектами. Ограничения этого права могут содержаться в нормативных

актах, регулирующих правовое по­ложение отдельных видов юридических лиц.

Отличительной особенностью учреждения является характер его прав на

используемое имущество. Учреждения являются единственным видом некоммерческой

организаций, обладающих не правом собствен­ности, а лишь правом оперативного

управления имуществом. Этим обусловлена тесная имущественная связь учреждения

и его учредителя. Меньший, нежели у других некоммерческих организаций, объем

прав на имущество (ст.ст. 296, 298 ГК) компенсируется субсидиарной

ответственностью собственника по обязательствам учреждения. Взы­скание по

долгам учреждения может быть обращено лишь на его денежные средства и

самостоятельно приобретенное им имущество. Таким образом, имущество,

переданное учреждению собственником, забронировано от взысканий, что

совершенно естественно.

Учредительным документом учреждения является только его устав, утверждаемый

собственником. Наименование учреждения должно включать в себя указание на

собственника имущества и характер деятельности учреждения, например: “Частный

музей А. А. Корнеева”.

Некоммерческие партнерства. Некоммерческая организация, члены которой

сохраняют права на ее имущество, созданная для оказания содействия своим членам

в ведении общеполезной деятельности, называ­ется некоммерческим

партнерством.

Этот вид юридических лиц неизвестен ГК и впервые введен в оборот Законом “О

некоммерческих организациях”. Можно полагать, что содействие в ведении

членами некоммерческого партнерства общепо­лезной деятельности будет в

основном заключаться в выполнении тех или иных хозяйственных функций, не

ориентированных на извлечение прибыли. Так же как и общественные организации,

некоммерческие партнерства базируются на принципе членства. Но если первые

созда­ются для достижения тех или иных общеполезных целей, то последние

играют лишь роль вспомогательного инструмента в достижении этих целей. Кроме

того, члены общественных организаций, по общему правилу, не имеют никаких

прав в отношении имущества этих орга­низаций. Тогда как в некоммерческом

партнерстве объем имуществен­ных прав участников весьма велик. В частности, в

случаях выхода, исключения из партнерства или его ликвидации участник вправе

требовать выдачи ему части имущества, которое ранее было передано членами в

собственность некоммерческого партнерства (если иное не предусмотрено его

уставом).

Некоммерческое партнерство является собственником переданного ему имущества и

не отвечает по обязательствам своих членов, а последние не отвечают по

обязательствам партнерства. Высшим орга­ном его управления является общее

собрание диенов.

Согласно п. 1 ст. 17 Закона “О некоммерческих организациях” некоммерческое

партнерство вправе преобразоваться в общественную или религиозную

организацию, фонд или автономную некоммерческую организацию, что говорит об

известной близости этих правовых форм.

Автономные некоммерческие организации. Учрежденная на основе

добровольных имущественных взносов некоммерческая организация, имею­щая целью

предоставление услуг всем заинтересованным лицам, называ­ется автономной

некоммерческой организацией. Закон “О некоммерческих организациях” весьма

лаконичен в характеристике этого вида юридических лиц. В отличие от

некоммерче­ских партнерств эти организации не имеют членства, а их участники не

обладают никакими правами на имущество, переданное в их собст­венность.

В области управления автономными некоммерческими организа­циями Закон

содержит минимум обязательных предписаний (говоря лишь о коллегиальном высшем

органе управления) и, тем самым, предоставляет учредителям максимальную

свободу выбора. Очевидно, что любая схема управления, избранная учредителями

и не оперирую­щая понятием членства, будет удовлетворять нормам Закона.

Существенно важно, что учредители автономной некоммерческой организации могут

пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами (п. 4 ст.

10 Закона “О некоммерческих организаци­ях”). Эта норма способна несколько

умерить “эгоизм” учредителей организации, пусть и ценой снижения

привлекательности для них этой организационно-правовой формы.

Учредительным документом такой организации является ее устав, хотя Закон не

запрещает участникам заключить еще и учредительный договор.

Так же, как и некоммерческое партнерство, автономная некоммер­ческая

организация вправе преобразоваться в общественную или рели­гиозную

организацию (объединение), либо в фонд. Однако преобразоваться собственно в

некоммерческое партнерство нельзя, что выглядит вполне логичным: невозможно

установить чеченские отноше­ния в структуре, где круг участников формально не

определен и документально не зафиксирован.

Объединения юридических лиц. Некоммерческая организация, обра­зованная

несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах,

называется объединением юридических лиц (ассоциацией или союзом). Участниками

такого объединения не могут выступать граждане или государство. Из содержания

ст. 121 ГК вытекает, что объединяться в ассоциацию или союз могут либо

коммерческие, либо некоммерческие организации, но не те. и другие вместе. Это

положение представляется вполне оправданным, поскольку слишком различны их цели

деятельности в сфере хозяйствования. Если же коммерческие и некоммерческие

организации хотят объединиться для достижения целей, которые действительно

могут быть общими для них (общесо­циальные, политические), то им придется

избрать организационно-правовую форму общественного объединения того или иного

вида, некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой орга­низации.

Запрет на ведение предпринимательской деятельности (в качестве основной

цели), установленный для объединений юридических лиц, предполагает, что

необходимая имущественная база будет сформиро­вана объединяющимися

участниками. В ГК отсутствуют специальные нормы, посвященные образованию

имущества объединений, поскольку в них главную роль играет элемент личного

участия (как ни парадок­сально это звучит применительно к юридическим лицам).

Этот вывод основывается и на том, что вступление в ассоциацию нового

участника обусловлено согласием других членов (п.З ст. 123 ГК). Кроме того, в

случаях, предусмотренных учредительными документами, участник может быть

исключен из ассоциации.

Учредительными документами объединений юридических лиц яв­ляются устав и

учредительный договор, основное содержание которых определено п.2 ст. 122 ГК

и ст. 14 Закона “О некоммерческих органи­зациях”. Законодатель предоставляет

вредителям ассоциаций большую свободу в выборе организационной структуры

объединения, регулиро­вании взаимных прав и обязанностей участников.

Наименование объединения юридических лиц должно включать в себя указание на

предмет деятельности его членов и слова “ассоциация” или “союз”, например:

“Ассоциация торговых фирм Санкт-Петербурга “Гермес”.

Участники не обладают какими-либо имущественными правами в отношении своих

объединений, поэтому передача вклада участника другим лицам, равно как и

требование выдела доли при выходе из объединения, невозможны.

— Ответственность участников ассоциации по ее обязательствам яв­ляется

субсидиарной и продолжается даже в случае выхода из нее участника в течение

двух лет с момента выхода. По общему правилу, новое лицо. вступающее в

ассоциацию, не отвечает по обязательствам ассоциации, возникшим до момента

его вступления, однако учреди­тельными документами может быть установлено

иное правило.

Филиалы и представительства юридических лиц

Филиалы и представительства — это территориально обособленные структурные

подразделения юридических лиц. предназначенные для рас­ширения сферы

действия создавших их организаций. В принципе и филиалы, и представительства

схожи со всеми остальными функцио­нальными элементами организационной структуры

юридического лица (отделы) цеха и т.п.) с той лишь разницей, что они

расположены вне места нахождения юридического лица.

Представительства и филиалы выполняют различные функции. Представительства

выступают в гражданском обороте от имени создав­шего их юридического лица, т.

е. представляют его интересы и обеспе­чивают их защиту. Предмет деятельности

филиалов гораздо шире: они и представляют интересы, и выполняют основные

функции (все или часть) юридического лица (п.1 и 2 ст. 55 ГК.). Так,

представительство может заключать договоры, контролировать их исполнение,

заниматься рекламой своей организации. Но вести производственную или иную

хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом, вправе только

его филиал. Впрочем, и представительства, и филиалы могут создаваться

некоммерческими организациями, что соответству­ющим образом определит

характер деятельности филиала.

Представительства и филиалы не могут иметь прав юридического лица и,

следовательно, выступать в обороте от своего имени. Их руководители действуют

от имени юридического лица на основании доверенности. Наличие у организации

представительств или филиалов влияет на содержание ее учредительных

документов, поскольку в них должны быть поименованы все филиалы и

представительства. Сами же эти обособленные подразделения действуют на основе

утверждаемых юридическим лицом положений (как правило, общего вида).

Заключение.

Совершенствование столь сложного и важного социального института, как

юридическое лицо, едва ли воз­можно без его серьезных научных исследований.

Они велись на про­тяжении всей истории существования юридических лиц, привели

к созданию в XIX веке ряда фундаментальных теорий и активно продол­жаются в

современной цивилистике.

Основная научная проблема, вызывающая наибольшие дискус­сии,— это вопрос о

том, кто или что является носителем свойств юридической личности, т.е.

субстратом юридического лица. В зависи­мости от ответа на вопрос о том, что

стоит за понятием юридического лица, различные теории юридического лица можно

разделить на две большие группы: концепции, отрицающие существование некоего

реального субъекта со свойствами юридической личности, и концеп­ции,

признающие существование носителя таких свойств.

К первой группе теорий относится концепция Савиньи, ставшая одной из первых

фундаментальных теорий юридического лица и полу­чившая название “теории

фикции”. По взглядам Савиньи, свойствами субъекта права (сознанием, волей)

в действительности обладает только человек. Однако законодатель в практических

целях признает за юри­дическими лицами свойства человеческой личности,

олицетворяет их. Таким образом, законодатель, прибегая к юридической фикции,

создает вымышленного субъекта права, существующего лишь в качестве

абст­рактного понятия. Теория “персонифицированной цели”, предложенная

Бринцем, схожа с “теорией фикции” в том, что отрицает существование реального

субъекта, обладающего свойствами юридического лица. По­скольку целью института

юридического лица является лишь управление имуществом, то и юридическое лицо

есть не что иное, как сама эта персонифицированная цель.

Вторая группа теорий юридического лица исходит из тезиса о реальности

существования юридических лиц как действительных, а не вымышленных образований.

При этом основоположник “органической теории” Гирке уподоблял

юридическое лицо человеческой личности, понимая его как некую союзную личность,

социальный организм, отличный от суммы участвующих в союзе людей. Саллейль,

разрабо­тавший “реалистическую теорию” юридического лица , также

заявлял о реальности существования юридических лиц как особых субъектов права,

несводимых к сумме индивидов, сумев избежать при этом некоторой биологизации

юридических лиц, присущей взглядам Гирке.

Особняком в ряду теорий юридических лиц стоит концепция Иеринга

полагавшего, что юридическое лицо, как таковое, в действитель­ности не

существует. Это — не более, чем юридический курьез. Поскольку право — это

система защищенных законом интересов, то законодатель дает правовую защиту

отдельным группам людей, позво­ляя им выступать вовне как единое целое, что,

однако, не означает создания нового субъекта права. Таким образом, Иеринг

сочетал тезис о фиктивности самого юридического лица с признанием реальности

стоящих за ним групп людей.

Зарубежные исследования сущности юридического лица в XX веке в целом не вышли

за рамки рассмотренных выше концепций. Пожалуй, в современной западной

цивилистике возобладало прагматическое мнение о том, что “... после стольких

попыток разрешения вопроса о юридическом лице, ничего не может быть легче

новой попытки его разрешения, но вместе с тем, ничего не может быть более

бесплодного...”

Советская юридическая наука уделяла самое серьезное внимание исследованию

теории юридического лица. В 40—50-е годы был создан целый ряд работ,

заложивших основы современного понимания этого института. Внимание советских

цивилистов концентрировалось в то время на изучении юридической личности

государственных предпри­ятий, однако сделанные ими выводы обладают

значительной научной и методологической ценностью и сегодня.

В рамках общепринятого понимания юридического лица как реально существующего

явления, обладающего людским субстратом, в советской цивилистике выделились три

основные трактовки сущ­ности государственного юридического лица. “Теория

коллектива”, предложенная академиком А. В. Венедиктовым, исходит из того,

что носителями правосубъектности государственного юридического ли­ца являются

коллектив рабочих и служащих предприятия, а также всенародный коллектив,

организованный в социалистическое госу­дарство. Сходные взгляды высказывали С.

Н. Братусь, О. С. Иоффе и В. П. Грибанов .

“Теория государства”, разработанная С. И. Аскназием , основыва­ется на

положении о том, что за каждым государственным предприя­тием стоит собственник

его имущества — само государство. Следовательно, людской субстрат юридического

лица нельзя сводить к трудовому коллективу данного предприятия. Государственное

юри­дическое лицо — это само государство, действующее на определенном участке

системы хозяйственных отношений.

“Теория директора”, наиболее полно исследованная в работах К). К.

Толстого , исходит из того, что главная цель наделения органи­зации правами

юридического лица — это обеспечение возможности ее участия в гражданском

обороте. Именно директор уполномочен дейст­вовать от имени организации в сфере

гражданского оборота, поэтому он и является основным носителем юридической

личности государст­венного юридического лица.

Общей для всех этих концепций является идея о наличии людского субстрата (лица

или коллектива) в государственном юридическом лице. Возможна, однако, и

принципиально иная трактовка его сущности. Так, еще в 20-е годы в СССР получила

значительное распространение “теория персонифицированного (целевого)

имущества”. Ее сторонники считали главной функцией юридического лица

объединение различных имуществ в единый комплекс и управление этим

имущественным комплексом. Значит, обособленное имущество является реальной

ос­новой юридического лица, его законодатель и персонифицирует, на­деляя

владельца имущества правами юридического лица.

В пятидесятые и последующие годы известное распространение получила теория,

сторонники которой, ограничиваясь констатацией того, что юридическое лицо — это

социальная реальность, в сущности отказываются от попыток выявить его людской

субстрат. Эта теория известна в цивилистической науке как теория социальной

реальности юридических лиц. Ее придерживались, в частности, Д.М. Генкин и

Б. Б. Черепахин. Противники этой теории не без оснований указывали на то, что

задача цивилистики состоит в том, чтобы выявить специфи­ческие признаки

юридического лица как социальной реальности, по­скольку не всякая социальная

реальность есть юридическое лицо. А эту задачу теория социальной реальности

перед собой как раз и не ставит.

Значительную известность получили и научные концепции таких авторов, как О.

А. Красавчиков (“теория социальных связей”), А. А. Пушкин (“теория

организации”), Б. И. Пугинский.

Возможность создания юридического лица единственным учреди­телем,

предусмотренная многими современными законодательствами возвращает

актуальность теории персонифицированного имущества, ибо людской субстрат в

одночленных корпорациях не играет важной роли. В условиях, когда персональный

состав участников и организа­ционная структура нескольких юридических лиц

идентичны, только имущественная обособленность может служить целям их

различения.

Одновременное существование множества столь разных научных теорий

юридического лица объясняется огромной сложностью этого правового явления. На

разных этапах развития экономики на первый план выдвигались то одни, то

другие признаки юридического лица в зависимости от того, какая из функций

этого института превалировала на этом этапе. Соответственно, развитие научных

взглядов в целом отражало и отражает эволюцию института юридического лица.

Список литературы.

1. Гражданское право под редакцией Сергеева А.Г.

2. Комментарий к гражданскому кодексу РФ

3. ФЗ "Об Акционерных обществах" от 24.11.95

4. Закон "О некоммерческих организациях "

5. ФЗ "О производственных кооперативах" от 08.05.96

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты