Рефераты

Интеграционные процессы в Содружестве Независимых Государств

Интеграционные процессы в Содружестве Независимых Государств

Министерство образования Республики Молдова

Славянский университет

„ Допустить к защите ”

зав. кафедрой

д. э., конф. Белоус А. И.

« » 2004 г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ТЕМА „ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ

ГОСУДАРСТВ ”

Исполнитель: Гулимов А. В.

№ контракта 00753

группа Э-54 (МЭО)

Научный руководитель

ст. преп. Дмитришина О. Л.

Дата сдачи законченной работы

: 10.05.2004

Кишинёв. 2004

СОДЕРЖАНИЕ .

|Введение. |3 |

|1. Теоретические основы экономической интеграции. |6 |

|1.1. Взаимозависимость и отличительные черты понятий | |

|экономического роста, развития, интеграции. |6 |

|1.2. Глобальные цели мировой интеграции и пути их | |

|достижения. |8 |

|1.3. Значение роста качественного уровня предметов обмена | |

|между субъектами. Классификация материальных товаров |

|по уровню организации компонентов первичных | |

|продуктов. |10 |

|2. Структурные и институциональные преобразования в | |

|государствах-участниках СНГ после распада СССР. |15 |

|2.1. Структура производства в союзных республиках в конце | |

|80-х годов. |15 |

|2.2. Экономические реформы в государствах-участниках СНГ. |19 |

|2.3. Динамика структурных изменений в инвестициях, | |

|промышленном и сельскохозяйственом производстве | |

|в государствах Содружества. |27 |

|2.4. Преобразования в сфере валютно-кредитных и | |

|финансовых отношений. |35 |

|2.5. Преобразования структуры экономичеких связей стран | |

|СНГ. |42 |

|2.6. Последствия структурных преобразований в экономике | |

|государств Содружества. |48 |

| | |

|3. Региональные объединения Содружества. |54 |

|3.1. Регионализация экономического пространства СНГ. |54 |

|3.2. Интеграционные тенденции в региональных объединениях. |63 |

|3.3. Малая интеграция в Содружестве. Её значение для СНГ в | |

|целом. |71 |

|3.4. Евразийское экономическое сообщество. Развитие на | |

|современном этапе. |75 |

|3.5. Стратегическое партнёрство России, как основного | |

|стержня СНГ. |87 |

|4. Структурные преобразования в Республике Молдова. Анализ | |

|её внешнеторговой деятельности. |94 |

|4.1. Экономичские реформы в Республике Молдова. |94 |

|4.2. Анализ внешней торовли Республики Молдова на базе | |

|классификации товаров по уровню организации | |

|компонентов первичных продуктов. |100 |

|Заключение. |109 |

|Библиография. |114 |

|Приложение. |117 |

„Эй, россияне – татары, чуваши, евреи, калмыки,

Что нам рядиться, когда наши степи свободой

омыты!

Хватит на всех весеннего солнца, озимого хлеба,

На всех одно время, бедовая память да синее

небо.”

Ю. Ю. Шевчук. „Россияне”.

ВВЕДЕНИЕ .

На современном этапе мирового развития невозможно представить себе

деятельность какого-либо экономического субъекта в изоляции от окружающего

мира. Сегодня благосостояние экономического субъекта зависит не столько от

внутренней организованности, сколько от характера и степени интенсивности

его связей с другими субъектами. Решение внешнеэкономических проблем

приобретает первостепенное значение. Мировой опыт показывает, что

обогащение субъектов происходит посредством и только посредством их

интеграции друг с другом и с мировым хозяйством в целом.

Интеграционные процессы в экономическом пространстве нашей планеты

носят на данном этапе региональный характер, поэтому сегодня представляется

важным рассмотрение проблем внутри самих региональных объединений.

Предметом исследования данной работы стало интеграционное объединение

двенадцати стран – бывших республик СССР – Содружество Независимых

Государств.

После распада СССР в СНГ произошли кардинальные структурные

преобразования, повлекшие за собой серьёзные осложнения и повальное

обнищание всех стран-участниц Содружества. В данной работе проведён

глубокий анализ произошедшего с национальными экономиками государств СНГ с

момента распада Союза до настоящего времени. Основными исходными данными

для этого стали статистические материалы разных лет как по Республике

Молдова, так и по СНГ в целом.

Цель работы – на теоретическом и практическом уровне выявить характер

взаимосвязи экономического роста субъекта с его внешнеэкономической

деятельностью, изучить причины явлений, повлекших преобразование

национальных экономик, выявить задачи дальнейшего развития Содружества и

пути их решения, определить место Республики Молдова во взаимоотношениях с

СНГ.

Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:

1. Рассмотреть связь экономического роста с интеграцией.

2. Проанализировать динамику преобразования структур национальных

экономик.

3. Рассмотреть интеграционные процессы в СНГ на региональном уровне.

4. Проанализировать структуру внешней торговли Республики Молдова.

Новизна работы заключается в принципиально новом подходе к теории

внешней торговли. В теоретической части нами было показано насколько важно

учитывать не столько объёмы выходящих и входящих предметов обмена, сколько

их качественный уровень организации, сделана попытка количественного

измерения этого уровня. В разделе, посвящённом Республике Молдова

разработанный нами теоретический подход был апробирован с использованием

статистических данных, содержащих информацию об основных для РМ группах

товаров гармонизированной системы кодирования. Сделана попытка

количественно оценить коэффициенты индустриализованности этих групп,

проведено их ранжирование. На базе проведённого анализа выявлен характер

связей РМ с её основными торговыми партнёрами, отчётливо обозначены

тенденции развития внешнеторговых отношений республики во взаимосвязи с

общим фоном её деиндустриализации.

Столь пристальное внимание внешнеторговым отношениям обусловлено тем,

что по нашему мнению их регулирование является задачей первостепенной

важности, поскольку от их характера напрямую зависит благосостояние

государства, а также тем, что селективное ведение внешнеторговой политики

не требует никакого финансирования, недостаток которого испытывают на

данном этапе как РМ, так и все остальные государства Содружества.

Работа изобилует наличием глубокого всестороннего анализа, который

отражён с использованием большого количества таблиц.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ.

1.1. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПОНЯТИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РОСТА, РАЗВИТИЯ, ИНТЕГРАЦИИ.

Большинство экономистов определяют экономический рост и развитие как

решительную и долговременную тенденцию к увеличению национального дохода,

как в его совокупности, так и на душу населения, которой сопутствуют

структурные преобразования.

Ни экономический рост не следовало бы рассматривать только как рост

дохода хозяйствующего субъекта, ни экономическое развитие не следовало бы

рассматривать только как структурные преобразования. В действительности и

экономический рост предполагает наличие структурных преобразований,

демонстрируя переход от одной стадии развития к другой, качественно более

высокой, и экономическое развитие предполагает наличие увеличения дохода

каждого (хотя возможно и в различной степени) хозяйствующего субъекта.

Французский экономист Франсуа Перру внёс решающий вклад в части

определения экономического роста и экономического развития, а также

взаимозависимостей, существующих между ними.

По его мнению, экономический рост представляет собой устойчивое

увеличение размеров какой-либо хозяйственной единицы, простой или

комплексной, достигнутое путём структурных преобразований и, возможно,

системных изменений, которому сопутствует экономический прогресс.

Экономическое развитие – совокупность преобразований в социальных и

интеллектуальных структурах, генерирующих отношение взаимного вовлечения

между производственным аппаратом и населением, ставя тем самым народное

хозяйство в положение, когда оно должно увеличивать кумулятивно и устойчиво

свой реальный совокупный продукт.

Для Ф. Перру рост происходит только посредством структурных

преобразований, которые необходимым образом оказывают решающее воздействие

на развитие. В свою очередь развитие облегчает рост, охватывает его и

поддерживает. [7, 6-7]

Понятие экономической интеграции.

Если подходить к термину „интеграция” этимологически, то интеграция

эквивалентна включению, воссоединению частей в единое целое путём сборки и

монтажа составных частей.

Некоторые исследователи понимают под интеграцией естественный процесс

развития сотрудничества между странами, расположенными в одной

географической зоне.

Другие исследователи отождествляют интеграцию с созданием

наднациональных органов, что сопровождается уменьшением роли национальных

органов в принятии решений.

Самая многочисленная группа исследователей считает, что интеграция

относится к созданию новых структур и определенной институционализации

отношений между государствами.

Крупнейший голландский экономист Ян Тинберген считает, что интеграцию

можно определить как создание самой желаемой структуры мирового хозяйства

путём устранения искусственных препятствий с пути оптимального

функционирования, путём преднамеренного введения всех элементов,

необходимых в целях унификации и координации. [7, 485]

Все перечисленные определения интеграции предполагают наличие

структурных преобразований. Это означает, что интеграции присущи черты

развития, а, следовательно, и экономического роста. Следует добавить, что

субъектами интеграции являются не только государства, но и любые другие

хозяйствующие субъекты – физические и юридические лица.

Вообще, ничто не мешает сделать следующий вывод. Экономическое

развитие (впрочем, не только экономическое, но и социальное, духовное и

прочее) есть совокупность интеграционных и дезинтеграционных процессов, в

зависимости от интенсивности и масштабов которых, приводящее соответственно

к экономическому (социальному, духовному и прочему) росту или спаду

благосостояния (дохода, собственного капитала, скорости потока вещества и

энергии через субъект и принадлежащее ему пространство) совокупности

рассматриваемых хозяйствующих субъектов.

Отсюда вытекает, что интеграция – это позитивное развитие совокупности

хозяйствующих субъектов. При этом следует подчеркнуть особенность

экономической интеграции.

Экономическая интеграции – объективный, осознанный и направленный

процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания хозяйственных систем

(совокупностей хозяйствующих субъектов), обладающий потенциалом

саморегулирования и саморазвития, и в основе которого лежит экономический

интерес самостоятельных хозяйствующих субъектов и международное разделение

труда.

Тем самым отрицается понятие интеграции как только сознательно

регулируемого или только стихийно рыночного процесса. Это две неразрывные

стороны одного и того же процесса. [8, 166]

1.2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ МИРОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ПУТИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ.

Глобальные цели интеграции:

Повышение уровня жизни народов и создание благоприятных условий для

всестороннего развития личности, что, в первую очередь, предполагает рост

дохода каждого человека на планете.

Полное устранение бедности и нищеты на планете.

Снижение вынужденной трудовой занятости женщин, стариков и подростков.

Высвобождение максимума свободного времени для всех субъектов в целях

посвящения его деятельности более высоких порядков: науке, искусству,

спорту, всевозможному творчеству, путешествиям и тому подобному.

Забота об окружающей среде. Максимизация рациональности использования

природных ресурсов.

Усиление и умножение всех видов связей каждого субъекта с другими

субъектами и их объединениями.

Рост качественного уровня предметов взаимного обмена между субъектами.

Максимальное сохранение самобытности каждого субъекта, уважение его

индивидуальных качеств. Способствование занятию им своего единственного и

неповторимого места в мировом пространстве.

Рост свободы действий и выбора дальнейшей политики развития каждого

субъекта.

Вследствие роста материального, культурного, духовного уровней развития

каждого субъекта, их сознательности и добропорядочности, снижение роли

надсубъектных органов управления.

Всеобщий мир и добрососедство.

Пути к достижению глобальных целей мировой интеграции на сегодняшний

день пролегают через создание региональных интеграционных объединений,

структурную перестройку их экономик. Сегодня интеграционные объединения

носят региональный характер и различаются по глубине, интенсивности и

масштабам происходящих в них интеграционных процессов.

Теоретически выделяются следующие основные этапы создания

интеграционных объединений: преференциальные торговые соглашения, зона

свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный

союз, политический союз. На практике они в чистом виде не встречаются, но

встречаются с многочисленными оговорками, а также в виде различных

комбинаций и модификаций.

1.3. ЗНАЧЕНИЕ РОСТА КАЧЕСТВЕННОГО УРОВНЯ ПРЕДМЕТОВ ОБМЕНА МЕЖДУ

СУБЪЕКТАМИ. КЛАССИФИКАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ТОВАРОВ ПО УРОВНЮ ОРГАНИЗАЦИИ

КОМПОНЕНТОВ ПЕРВИЧНЫХ ПРОДУКТОВ.

В предыдущей главе среди основных глобальных целей мировой интеграции

была указана цель роста качественного уровня предметов обмена между

субъектами. Реализация этой цели является необходимым условием

экономического роста субъектов и позитивного развития их объединений. Это

предполагает то обстоятельство, что каждый субъект мирового пространства

должен стремиться к тому, чтобы произвести и реализовать другим субъектам

максимально ценные для них блага. В этой деятельности заключается высшее

счастье каждого субъекта.

Более того, от сбалансированности и высоты качественных уровней

входящих и выходящих предметов обмена напрямую зависит благосостояние и

экономический рост каждого субъекта.

Возникает необходимость в количественном измерении качественного

уровня предметов обмена между субъектами. Сразу же следует подчеркнуть

невозможность количественного измерения качественного уровня таких

предметов обмена как дружба, любовь, интеллектуальные, культурные, духовные

ценности. Также затруднение вызывает оценка уровня услуг, оказываемых

экономическими субъектами. Лишь материальные товары более или менее успешно

могут быть оценены по своему качественному уровню.

Прежде чем перейти к количественной оценке качественного уровня

(уровня организованности составляющих компонентов) материальных товаров,

следует объяснить значительность сбалансированности характеристик входящих

и выходящих товаров.

Приобретение низкоорганизованных товаров позволяет сэкономить

средства, однако такие товары, являясь факторами производства ведут к

низкой производительности труда хозяйствующего субъекта. Однако, чрезмерно

высокоорганизованные входящие товары, хотя и способствуют высокой

производительности труда субъекта, требуют больших затрат средств, а также

во многих случаях чрезмерно высокоорганизованные товары могут являться

предметами роскоши, что не только не способствует увеличению

производительности, но даже снижает её. Избыточно высокоорганизованным

товарам и услугам подходят слова царя Соломона:

„Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет”.

Библия. Прит. 21, 17.

Производить же и реализовывать следует товары как можно более

высокоорганизованные. А производство и реализацию низкоорганизованных –

сырьевых – товаров следует сдерживать. В качестве примера можно привести

следующее. Молодая девушка может трудиться на фабрике и реализовывать,

таким образом, результаты своего труда, а также может стать проституткой,

реализуя созданное не трудом, а данное ей природой, то есть сырьевые

ресурсы. Первый вариант предполагает карьерный рост и позитивное развитие

субъекта, второй – в скорой перспективе деградацию, когда сырьевые ресурсы

иссякнут или придут в негодность.

Каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к производству и

реализации товаров максимально высокого уровня организации, потребляя ради

этого производства товары как можно более близкого уровня организации.

Сказанным можно объяснить тот факт, что обмен между развитыми странами

высокоорганизованными товарами влечёт их взаимное процветание, а обмен

высокоорганизованных товаров, произведенных развитыми странами, на сырьевые

ресурсы развивающихся стран влечёт рост благосостояния первых и обнищание

вторых.

Теперь перейдём непосредственно к методике оценки уровня организации

компонентов товаров.

Всякий товар является одновременно и фактором производства, и готовой

продукцией. Каждый фактор производства есть результат переработки факторов

производства более низкого порядка, которые являются результатом

переработки факторов производства ещё более низкого порядка, и так до

бесконечности. Бесконечное ветвление можно наблюдать и в сторону готовой

продукции, являющейся фактором производства готовой продукции более высоких

порядков.

Однако, как жизнь человека конечна, независимо от ветвистости его

генеалогического дерева, так и жизнь товара ограничена. Рождение человека

считается состоявшимся по пересечении им границ тела матери. Рождением

товара будем считать пересечение им границ тела матери-природы. Только что

добытые из природы материальные товары назовём первичными продуктами.

О смерти товара следует сказать так. Когда последний компонент

первичного продукта выродится в отходы или попадёт в непосредственное

конечное потребление человека, тогда можно говорить о том, что данный

первичный продукт прожил свою жизнь. Впрочем, касательно смерти товара

возможны и другие определения, но это не имеет существенного значения для

данного анализа.

Число первичных продуктов должно быть конечным, а их номенклатура

должна быть строго определена наряду со среднемировыми на них ценами.

Система первичных продуктов должна быть общепризнанной подобно таблице

химических элементов Менделеева и разработанной ООН гармонизированной

системе кодирования товаров.

Ввиду того, что спектр единиц измерения количества первичных

продуктов, и вообще товаров, весьма широк, а их количества должны быть

сопоставимы, целесообразно установить единую количественную меру. Наилучшим

образом функцию единой меры выполняет единица массы, поскольку, в силу

закона сохранения массы веществ, на каждом этапе производственного процесса

справедливо равенство: масса факторов производства равна сумме масс готовой

продукции и отходов. Никакая другая количественная мера не способна быть

столь универсальной как единица массы.

На каждой стадии преобразования факторов производства их компоненты

переходят на более высокий уровень организации, что влечёт за собой

увеличение стоимости единицы массы преобразуемого товара.

Уровень организации компонентов первичных продуктов выражается

следующим коэффициентом k:

k=v(Spimi)-1 ;

где v – стоимость данного количества товара (долл.); pi – цена i-го

первичного продукта, компоненты которого содержатся в данном товаре

(долл./кг); mi - масса компонентов i-го первичного продукта в данном

количестве данного товара (кг).

На практике представляется весьма проблематичным вычисление

коэффициента k без предварительного культивирования соответствующей

информации. Поэтому при изготовлении готовой продукции, начиная с первичных

продуктов, производители должны указывать массовое содержание

совокупностей компонентов, принадлежащих первичным продуктам. Данная

информация, подобно штриховому кодированию, должна наноситься на упаковку,

а также с учётом цены готовой продукции она должна позволять автоматически

вычислять коэффициент k.

Для анализа торговой деятельности субъекта следует произвести

группировку товаров в порядке возрастания коэффициента организованности

компонентов. Далее следует осуществить взвешивание выходящих и входящих

товаров, а затем соотнести их взвешенные значения. По каждой товарной

группе определяем стоимость вышедших и вошедших товаров, а затем умножаем

её на средний для данной группы коэффициент k. Затем полученный результат

по вышедшим товарам делим на результат по вошедшим товарам. Если отношение

взвешенных стоимостей вышедших и вошедших товаров больше единицы, то можно

говорить о будущем экономическом росте рассматриваемого субъекта.

Если субъектом является государство (или интеграционное объединение),

то следует говорить о денатурализации сельского хозяйства в этом

государстве, инвестировании и индустриализации производства, повышении

уровня специализации и кооперирования промышленности, увеличении объёмов

транспортных перевозок в данной стране, а также о занятии ею достойного

места в международном разделении труда, благоприятной интеграции

национальной экономики в мировое хозяйство.

2. СТРУКТУРНЫЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ-

УЧАСТНИКАХ СНГ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР .

2.1. СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА В СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИКАХ В КОНЦЕ 80-Х

ГОДОВ .

Планомерное развитие экономики СССР как единого народно-хозяйственного

комплекса привело к высокой степени экономической интеграции. Этот комплекс

включал экономику всех республик страны и был основан на глубоком

разделении труда в общественном производстве. Все секторы экономики

функционировали в условиях высокой степени специализации и кооперирования

производства.

Разнообразие природно-климатических условий и высокий уровень

обеспеченности природными ресурсами обусловили относительную замкнутость

СССР по отношению к мировому рынку.

Отраслевая структура валовой добавленной стоимости (см. приложение,

табл. 2.1) показывает, что в республиках Союза значительный удельный вес в

валовой добавленной стоимости занимала промышленность и сельское, лесное,

рыбное хозяйство.

Доля промышленности колеблется от 0,203 в Казахстане до 0,392 в

Беларуси. Среди стран СНГ Молдова выделяется тем, что у неё самая высокая

доля сельского, лесного, рыбного хозяйства и самая низкая доля

строительства и услуг.

Союзные республики были индустриально-аграрными странами с

преобладающим развитием промышленности и сельского, лесного, рыбного

хозяйства. При этом сложились определённые направления специализации

государств.

Армения, Беларусь, Россия, Украина обладали наиболее развитым

машиностроением, удельный вес которого в их промышленном производстве в

1990 году колебался от 0,303 в России до 0,342 в Беларуси.

Грузия, Молдова, Азербайджан специализировались на производстве

продукции пищевой промышленности, доля которой достигала 0,374 в Грузии.

Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан характеризуются

высоким уровнем развития лёгкой промышленности: от 0,274 в Кыргызстане до

0,422 в Туркменистане.

Энергетической базой СССР были в основном нефтегазовая промышленность

России, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана, угольная и

металлургическая промышленность России, Украины, Казахстана.

Предприятия химической и нефтехимической промышленности, а также

промышленности стройматериалов имелись во всех республиках СССР.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность была

сконцентрирована в России и Беларуси.

Глубокая отраслевая специализация обусловила в каждом из государств

высокую долю продукции, производимой для других республик и получаемой из

них. (см. приложение, табл. 2.2).

Из таблицы 2.2 следует, что значительный объём производимой продукции

вывозился в республики СССР и лишь небольшая часть – в среднем 0,094 –

поступала на экспорт.

Аналогичная ситуация сложилась и во ввозе. Большая часть ввозимой в

республики продукции поступала из других республик СССР, а на импорт же

приходилось в среднем 0,22 части всего ввоза.

По сравнения с промышленным производством сельское хозяйство республик

было ориентировано на внутренний рынок (см. приложение, табл. 2.3).

Если в среднем по республикам доля межреспубликанского вывоза

продукции промышленности составила 0,28, то доля вывоза

сельскохозяйственной продукции – лишь 0,41.

Во ввозе ситуация аналогична. Средняя доля межреспубликанского ввоза

промышленной продукции составляла 0,29, а доля сельхозпродукции – лишь

0,024.

Таким образом, страны будущего СНГ при слабой связи с мировым рынком в

основном обменивались между собой промышленной продукцией. В этих поставках

особое место занимала продукция отраслей специализации.

Продукты промышленного производства много выше уровнем организации

своих компонентов, чем не обработанные продукты сельского хозяйства. Тот

факт, что низкоорганизованные продукты удерживались внутри субъектов

интеграции, а высокоорганизованные являлись предметом обмена между ними,

говорит о высокой развитости, как самих субъектов, так и их интеграционного

объединения в целом.

Для каждой республики продукция совокупного ввоза прямо или косвенно

являлась фактором производства продукции совокупного вывоза. Поэтому

сокращение внутренних поставок неизбежно должно было привести к спаду

производства в государствах нынешнего Содружества.

Для количественной оценки влияния изменения тесноты внешних связей на

уровень роста стран будущего СНГ могут быть использованы расчёты по

экономико-математической модели, специально разработанной в 1991 году в

научно-исследовательском экономическом институте при Госплане СССР. Модель

устанавливает коэффициент эластичности (е) внутреннего конечного продукта

по общему объёму внешних связей государства (см. приложение, табл. 2.4).

Внутренний конечный продукт – показатель, используемый в мировой практике.

Он равен сумме национального дохода и амортизации основного капитала, а

также он равен разности ВВП и косвенных налогов.

Анализ данных таблицы 2.4 позволяет разбить республики на четыре

группы по величине среднего коэффициента эластичности еср:

есрє[0,345; 0,508] . Россия, Украина.

есрє[0,508; 0,671] . Казахстан.

есрє[0,671; 0,833] . Азербайджан, Грузия, Кыргызстан.

есрє[0,833; 1] . Армения, Беларусь, Молдова, Таджикистан, Туркменистан,

Узбекистан.

Среди 12 республик самая высокая степень зависимости внутреннего

конечного продукта от объёма внешних связей у Молдовы (еср=0,996).

Исходя из того, что в конце восьмидесятых годов внешние связи

республик практически совпадали с межреспубликанскими, по коэффициенту е

можно судить об объективно различной зависимости национальных

воспроизводственных процессов государств Содружества от интеграции единого

в прошлом системного воспроизводственного процесса.

Анализ структуры производства в союзных республиках и его

взаимозависимости в рамках единого хозяйственного комплекса накануне

распада СССР позволяет сделать следующие выводы:

Производство в республиках имело высокоразвитый индустриально-аграрный

характер и обладало глубокой отраслевой специализацией, сложившейся за

десятилетия совместного развития.

Несмотря на высокий уровень интегрированности, в каждой из союзных

республик осуществлялся собственный воспроизводственный процесс, основанный

на использовании имеющегося экономического потенциала и ставший в

дальнейшем фундаментом их суверенитета.

Хозяйства республик в значительной мере взаимно дополняли друг друга и были

слабо связаны с мировым рынком. В связи с этим разрыв межреспубликанских

связей в результате распада СССР привёл, с одной стороны, к уменьшению

спроса на продукцию, производимую в странах СНГ, и увеличению спроса на

импортную продукцию, а с другой стороны, к снижению ресурсного обеспечения

производства, то есть стал одним из основных факторов экономического спада.

2.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ.

После образования новых суверенных государств, взявших курс на

формирование открытой рыночной экономики, всё постсоветское пространство

оказалось подверженным глубокой экономической трансформации.

Если стартовая нормативная база, как наследство СССР, была примерно

одинаковой, то в результате нового законотворческого процесса в

государствах СНГ наметились, а затем и закрепились существенные различия в

экономической стратегии. Переход к рыночным отношениям осуществляется по

разным сценариям и с разной степенью интенсивности.

Тем не менее в методах и целях проведения экономических реформ можно

выделить следующие общие направления:

Приватизация и решение вопросов собственности и других гражданских прав,

создание конкурентной среды.

Аграрная реформа – перемещение центра тяжести производства

сельскохозяйственной продукции на негосударственные и фермерские хозяйства,

изменение форм собственности в колхозах и совхозах, их разукрупнение и

уточнение производственного профиля.

Сокращение сферы государственного регулирования в отраслях экономики и

секторах деятельности экономических субъектов. Это в первую очередь

либерализация цен, уровня заработной платы, внешнеэкономической и других

видов деятельности.

Структурная перестройка реального сектора экономики, осуществляемая в целях

повышения его эффективности, наращивания объёмов производства, повышения

качества и конкурентоспособности продукции, выбраковки неэффективных

производственных единиц, конверсии оборонной промышленности, снижения

товарного дефицита.

Создание банковских и страховых систем, инвестиционных институтов и

фондовых рынков.

Обеспечение конвертируемости национальных валют.

Создание товаропроводящей сети как в оптовой, так и в розничной торговле.

В ходе преобразований создавались и обеспечивались:

Механизм банкротств и антимонопольного регулирования.

Меры по социальной защите и регулированию безработицы.

Антиинфляционные меры.

Меры по укреплению национальной валюты.

Пути и способы интеграционного экономического развития.

К 1997 году завершился процесс становления национальных денежных

систем стран Содружества. В 1992 году вошли в обращение новый российский

рубль и украинский карбованец, в 1993 – армянский драм, белорусский рубль,

грузинский купон, казахский тенге, киргизский сом, молдавский лей,

туркменский манат, узбекский сум-купон, в 1994 – азербайджанский манат и

узбекский сум, в 1995 – грузинский лари и таджикский рубл, в 1996 –

украинская гривна.

В 1994 году практически во всех странах Содружества имело место

снижение курсов национальных валют по отношению к российскому рублю. В

результате проведения жёсткой денежно-кредитной политики национальными

банками Кыргызстана и Молдовы оставались относительно стабильными

киргизский сом и молдавский лей. В течение 1995 года наблюдалась устойчивая

тенденция повышения курсов национальных валют по отношению к российскому

рублю в Азербайджане, Армении, Беларуси, Кыргызстане, Молдове.

К концу 1996 года тенденция повышения курсов национальных валют по

отношению к российскому рублю сохранилась в Азербайджане, Армении, Молдове,

повысились курсы валют Грузии, Казахстана, Украины.

Произошли значительные изменения в структуре финансовых ресурсов. В

большинстве стран Содружества уменьшилась доля ресурсов, аккумулирующихся в

государственном бюджете, и увеличилась доля средств, находящихся у

хозяйствующих субъектов и населения.

Во всех странах СНГ существенно изменились функции и структура

государственных бюджетов. В составе доходов государственных бюджетов

большинства стран основным источником стали налоговые поступления, на

которые в 1991 году приходилось 0,1-0,25 общей суммы бюджетных доходов, а в

1995 году они составили около 0,58 части. Основная часть налоговых

поступлений приходится на НДС, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы.

В Молдове, России, Украине с 1993 года отмечена тенденция некоторого

снижения доли налогов в доходах государственных бюджетов.

Привлечение прямых иностранных инвестиций в страны СНГ происходило с

разной степенью интенсивности. В 1996 году их доля в общем объёме вложений

составила в Кыргызстане 0,68 части, Азербайджане – 0,58, Армении – 0,42,

Грузии – 0,29, Узбекистане – 0,16, Казахстане – 0,13. В то же время эти

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 Современные рефераты