Рефераты

Интеграционные процессы в Содружестве Независимых Государств

В ноябре 2002 года страны ЕврАзЭС окончательно согласовали соглашение

о введении единого порядка экспортного контроля.

Проблему внутри ЕврАзЭС принесло одностороннее вступление Киргизии в

ВТО, что по мнению ряда специалистов, выводит Киргизию из целого ряда

важных многосторонних соглашений в рамках ЕврАзЭС.

В ЕврАзЭС существуют и другие проблемы:

Разные темпы политических и экономических реформ в странах-участницах.

Разная тарифная политика. В РФ тарифные ставки за железнодорожную

транспортировку в 1,5 раза выше, а при трубопроводной транспортировке – в

3,5 раза выше, чем в Казахстане.

Нестыковка финансовых систем. [10, 221-230]

ЦАЭС.

Его составляют страны, подписавшие „Договор о создании единого

экономического пространства между Республикой Казахстан, Кыргызской

Республикой и Республикой Узбекистан” от 30 апреля 1994 года в Чолпон-Ате.

30 марта 1998 года к ЦАЭС присоединился Таджикистан, о чём был подписан

соответствующий протокол в Ташкенте.

Согласно статьям 3 и 4 Договора основными целями при формировании

единого экономического пространства являются:

Создание необходимых правовых, экономических и организационных условий для

свободного перемещения капиталов и рабочей силы.

Проведение согласованной политики в области развития транспорта и

коммуникаций, направленной на осуществление эффективных перевозок грузов и

пассажиров.

Создание условий для добросовестной конкуренции, включая механизм

антимонопольного регулирования.

Применение свободных цен во взаимной торговле, складывающихся с учётом

интеграции внутренних рынков, и недопущение односторонних действий по

ограничению доступа товаров на свои рынки.

Обеспечение развития прямых экономических связей между хозяйствующими

субъектами и создание благоприятных условий для укрепления производственной

кооперации.

Содействие созданию совместных предприятий, производственных объединений в

приоритетных отраслях, сети коммерческих и финансово-кредитных учреждений и

организаций.

Обеспечение равных экономических условий для взаимного инвестирования

капиталов, координации инвестиционной политики, включая привлечение

иностранных инвестиций и кредитов в сферы экономики, представляющие

взаимный интерес, и создание действенного механизма защиты прав и интересов

инвесторов.

Отмена таможенных пошлин и последовательное снижение налогов, сборов и

других ограничений.

Упрощение таможенных процедур.

Гармонизация таможенного законодательства, унификация форм документации для

ведения

таможенной статистики.

ГУУАМ.

Идея создания неформального объединения Грузии, Украины, Азербайджана,

Молдовы была одобрена президентами этих стран во время встречи в Страсбурге

10 октября 1997 года.

24 апреля 1999 года в Вашингтоне о присоединении к данному объединению

официально заявил Узбекистан.

Основные цели создания ГУУАМ:

Сотрудничество в политической сфере.

Борьба с этнической нетерпимостью, сепаратизмом, религиозным экстремизмом и

терроризмом.

Миротворческая деятельность.

Развитие транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия.

Интеграция в европейские структуры и сотрудничество с NATO в рамках

программы „Партнёрство ради мира”.

Цели ГУУАМ были подтверждены в специальном Заявлении, подписанном 24

апреля 1999 года в Вашингтоне президентами пяти стран и ставшем первым

официальным документом данного объединения („Вашингтонская декларация”).

ТЭС.

Включает Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан.

В феврале 1995 года в качестве высшего органа ТЭС был образован

Межгосударственный совет . В его компетенцию входит решение ключевых

вопросов экономической интеграции трёх государств.

Для финансового обеспечения деятельности ТЭС в 1994 году был учреждён

Центрально-азиатский банк сотрудничества и развития. Его уставный капитал

составляет 9 млн. долл. и формируется за счёт равных долевых взносов

государств-учредителей. [6, 30]

3.2. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ .

Цели создания вышерассмотренных интеграционных объединений стран СНГ

заметно различаются между собой. Это предполагает рассмотрение каждого из

объединений как относительно самостоятельного субъекта интеграции, несмотря

на то, что одни и те же страны входят одновременно в разные региональные

объединения.

Каждое из объединений имеет различные доли в основных

макроэкономических показателях по Содружеству в целом. Динамика этих долей

представлена в таблице 3.1 (cм. приложение).

Из таблицы видно, что самым весомым во всём СНГ по всем

макроэкономическим показателям является ТС. За ним в порядке убывания

расположены СБР, ГУУАМ, ЦАЭС.

Однако динамика изменения удельного веса объединений по разным

макроэкономическим показателям различна. Так, доля численности населения

ЦАЭС и ГУУАМ увеличилась, а СБР и ТС – снизилась. В тоже время в ВВП

возросла доля СБР и ТС, уменьшилась доля ЦАЭС и ГУУАМ. В объёме

промышленности заметно возросла доля ЦАЭС. В объёме продукции сельского

хозяйства доли объединений существенно не изменились. Велики различия в

динамике розничного товарооборота: доли СБР и ТС возросли в 1,24 и 1,18

раза соответственно, доли ЦАЭС и ГУУАМ снизились в 1,15 и 1,64 раза

соответственно.

Разнонаправленная динамика численности населения и производства

свидетельствует о значительных изменениях их основных макроэкономических

показателей в расчёте на душу населения.

Уровень экономического развития всех региональных объединений в 1998

году был далёк от уровня 1990 года. Ближе всего от него оказалось ЦАЭС: в

1998 году ВВП в нём составил 0,686 ВВП 1990 года. Доля ВВП в 1998 году от

ВВП в 1990 году в СБР и ТС составила 0,586 части, в ГУУАМ – 0,415 части.

Для измерения интеграционных тенденций в региональных объединениях

стран СНГ, оценки их усиления необходимы соответствующие критерии. Они

могут быть построены в соответствии с сущностью интеграционного процесса.

В настоящее время теория и практика интеграции исходят из того, что

экономическая интеграция осуществляется на двух уровнях – стран в целом и

их хозяйствующих субъектов. На макроуровне экономическая интеграция

рассматривается как добровольное согласованное развитие воспроизводственных

процессов суверенных государств. На микроуровне – как свободное перемещение

товаров, услуг, капиталов, рабочей силы субъектов хозяйствования

интегрирующихся стран. Другими словами, на макроуровне интеграционный

процесс есть результат сознательных целенаправленных действий, на

микроуровне – результат действия стихийного рыночного механизма, узлы и

детали которого – экономические субъекты – действуют руководствуясь

преимущественно экономической выгодой.

Такой подход помогает сформировать систему критериев интеграции,

позволяющих оценивать интеграционные процессы на двух уровнях, исходя из

имеющихся статистических данных (критерии пронумерованы).

Критерии на макроуровне:

Изменение объёма товарооборота между странами-членами объединений.

Изменение доли внешнеторгового оборота стран внутри объединений во всём их

внешнеторговом обороте со странами СНГ.

Изменение тенденций взаимодополнения структур промышленного производства

стран-членов объединений.

Изменение тенденций взаимодополнения структур капитальных вложений по

отраслям промышленности стран-членов объединений.

Усиление значений этих критериев свидетельствует о повышении уровня

согласованности воспроизводственных процессов в странах соответствующего

объединения, то есть об усилении интеграционных тенденций в данном

объединении на макроуровне.

Критерии на микроуровне:

Сближение среднедушевых макроэкономических показателей производства и

потребления.

Сближение значений среднемесячной заработной платы и пенсии.

Сближение значений этих критериев у разных стран свидетельствует об

усилении взаимного свободного перелива их товаров и услуг, труда и

капитала, повышающего уровень равномерности в развитии рассматриваемых

стран СНГ, то есть приближающего их к уровню когерентности (статья В

Маастрихтского договора стран Европейского союза), что означает усиление

тенденций к микроинтеграции.

В соответствии с этими шестью критериями был проведён анализ экономики

стран СНГ различных региональных объединений.

Критерий 1. „Изменение объёма товарооборота между странами-членами

объединений”. Исходя из этого критерия проведены необходимые расчёты,

результаты которых представлены в таблице 3.2.

Во внешнеторговом обороте между странами СБР и ТС в 1998 году по

сравнению с 1996 годом наблюдался рост: в 1,42 и 1,06 раза соответственно.

А в ЦАЭС и ГУУАМ наблюдался спад внешнеторгового оборота в 1,42 и 1,37 раза

соответственно. Сравнение с 1996 годом вместо 1990 года не случайно. Дело в

том, что условно периодом спада можно считать период 1990-1996 годов, а

период с 1997 года можно характеризовать периодом некоторого оживления.

Поэтому позитивные сдвиги показателей относительно 1996 года дают основание

говорить о точке перегиба дезинтеграционных тенденций на интеграционные.

Однако во всех объединениях объём внешнеторгового оборота в 1998 году

по сравнению с 1990 годом составил очень низкие значения, особенно в ГУУАМ

(0,039).

Учитывая, что до 1996 года экономический спад наблюдался во всех

странах СНГ, следует большее значение придавать динамике показателей после

этого периода. Таким образом можно констатировать, что усиление интеграции

происходит в СБР и ТС, а в ЦАЭС и ГУУАМ происходят дезинтеграционные

процессы.

Поскольку РМ принадлежит ГУУАМ, рассмотрим это объединение подробнее

(см. приложение, табл. 3.3).

Во всех странах ГУУАМ наблюдается спад внешнеторгового оборота внутри

объединения.

Критерий 2. „Изменении доли внешнеторгового оборота стран внутри

объединений во всём их внешнеторговом обороте со странами СНГ. Результаты

расчётов приведены в таблице 3.4 (см. приложение).

По данным таблицы видно, что рассматриваемый показатель в 1998 году по

сравнению с 1990 годом существенно вырос в СБР и ТС: в 1,54 и 1,2 раза

соответственно. В ЦАЭС существенных изменений не произошло, а в ГУУАМ рост

был не столь значительным, как в СБР и ТС: в 1,08 раза.

Учитывая, что показатели 1998 года во всех объединениях, кроме ГУУАМ,

выше показателей 1990 года, можно с уверенностью говорить, что по данному

критерию интеграция внутри объединений усиливается.

По данному критерию ГУУАМ представлено в таблице 3.5.

Показатели Украины, Узбекистана, Молдовы в 1998 году ниже показателей

1990 года.

Критерии 3, 4. „Изменение тенденций взаимодополнения структур

промышленного производства стран-членов-объединений”, „Изменение тенденций

взаимодополнения структур капитальных вложений по отраслям промышленности

стран-членов объединений”. Учитывая близость экономических процессов,

которые характеризуются данными критериями, целесообразно рассматривать их

совместно.

Можно говорить об усилении интеграционных процессов если возрастает

степень взаимодополнения структур промышленного производства и инвестиций в

основной капитал. Величина степени взаимодополнения нуждается в измерении.

Пусть она будет измеряться следующим показателем:

a = ?(smax – smin) / n ,

где s – удельный вес отрасли промышленности в стране, соответственно

smax и smin – максимальное и минимальное значение удельного веса данной

отрасли по данному интеграционному объединению, n – количество стран в

объединении.

При росте этого показателя следует говорить о врастании национальных

экономик стран объединения друг в друга, увеличении их взаимозависимости,

а, следовательно, об усилении интеграционных процессов внутри данного

объединения.

Необходимые для анализа показатели представлены в таблицах 3.6-3.13

(см. приложение).

Результаты расчётов коэффициентов а представлены в таблице 3.14 (см.

приложение).

Темпы роста взаимозависимости структур производства у всех объединений

больше единицы и составляют для СБР 1,901, ТС – 1,398, ЦАЭС – 1,511, ГУУАМ

– 2,06. Темпы роста взаимодополняемости структур инвестиций тоже, кроме

СБР, больше единицы и составляют для СБР 0,945, ТС – 1,453, ЦАЭС – 1,658,

ГУУАМ –1,752. Однако столь позитивные тенденции не являются полновесным

показателем усиления интеграции. Следует обращать внимание и на долю стран

объединения во внешнеторговом обороте данной страны. К примеру доля Грузии

во внешнеторговом обороте РМ равна нулю. Изменение структур производства и

инвестиций в Грузии и РМ никак не может являться показателем каких-то

сдвигов в интеграции этих стран, поскольку они друг с другом практически не

контактируют экономически.

Рассмотрим изменение структур производства и инвестиций РМ и её

основных торговых партнёров – Беларуси, России, Украины (см. приложение,

табл. 3.15, 3.16).

По производству степень взаимозависимости этих стран в 1990 и 1997

годах составляла соответственно 0,419 и 0,331. По инвестициям –

соответственно 0,269 и 0,439. Таким образом, взаимозависимость структур

производства этих стран уменьшилась в 1,27 раза, а взаимодополняемость

структур инвестиций увеличилась в 1,63 раза. Следует отметить, что усиление

взаимозависимости по производству намного важнее инвестиций, так как

последние осуществляются ради первых. В связи с этим можно говорить о

разнонаправленности структурных изменений в РМ и у её главных торговых

партнёров, а также об усилении автономности производства в этих странах, то

есть о наличии дезинтеграционных процессов. Данное заключение многократно

весомее выводов по ГУУАМ, поскольку в 1998 году на Беларусь, Россию,

Украину приходилось 0,98 (в 1990 году – лишь 0,901) товарооборота РМ со

странами СНГ.

Однако ввиду того, что интеграция в СБР за рассматриваемый период

усилилась, целесообразно рассмотреть коэффициенты а в отдельности для пар

стран, то есть для РМ и РФ, РМ и Украины, РМ и Беларуси (см. приложение,

табл. 3.17).

Как видно из таблицы изменение структур и производства и инвестиций во

всех парах свидетельствует об усилении интеграционных процессов. Однако

полученные результаты роста нуждаются в корректировке. Необходимость

корректировки вызвана тем, что несмотря на положительные сдвиги показателей

по критериям усиления взаимозависимости структур, не был учтён другой

весьма немаловажный фактор, а именно снижение товарооборота с этими

странами в абсолютном и относительном по отношению к остальному миру

выражении.

В 1990 году доля торгового оборота РМ с СНГ составляла 0,8135, а доли

Беларуси, России, Украины во внешнеторговом обороте РМ с СНГ составляли

соответственно 0,069, 0,581, 0,251. Доли основных торговых партнёров РМ в

её совокупном торговом обороте составляли соответственно 0,056132, 0,47264,

0,20419.

В 1997 году доля внешнеторгового оборота РМ с СНГ в её совокупном

внешнеторговом обороте составляла 0,59297, а доли Беларуси, России, Украины

– соответственно 0,040882, 0,41165, 0,12739.

В 1998 году доля внешнеторгового оборота РМ с СНГ в совокупном

внешнеторговом обороте составляла 0,525, а доли Беларуси, России, Украины –

соответственно 0,049875, 0,34369, 0,12075.

Совокупный внешнеторговый оборот в 1990, 1997, 1998 годах

соответственно составлял 20,898, 2,0451, 1,6558 млрд. долл. Примем уровень

1990 года за единицу, тогда в 1990, 1997, 1998 годах относительный

совокупный внешнеторговый оборот составил соответственно 1, 0,097861,

0,079232.

Перемножим последние значения на доли Беларуси, России, Украины в

совокупном внешнеторговом обороте РМ в соответствующие годы, а также на

соответствующие коэффициенты а. Получим агрегированные показатели,

характеризующие интенсивность интеграционных процессов между РМ и её

основными торговыми партнёрами. Эти показатели более полно отражают

характер интеграционных процессов, нежели простое сопоставление степеней

взаимозависимости структур производства и инвестиций (см. приложение, табл.

3.18).

По данным таблицы видно, что во всех парах стран наблюдаются

сильнейшие дезинтеграционные процессы: в целом в 16,2 раза, по инвестициям

– в 10,9 раза. Однако, следует отметить, что на общем фоне спада снижение

показателей по паре Молдова-Беларусь произошло не столь сильно, как по

парам Молдова-Россия и Молдова-Украина. Это позволяет говорить об

относительном росте значимости Беларуси как торгового партнёра РМ. К тому

же доля Беларуси во внешнеторговом обороте РМ с СНГ с 0,069 в 1990 году

возросла до 0,095 в 1998 году.

Критерий 5. „Сближение среднедушевых макроэкономических показателей

производства и потребления”. Для этого критерия использовалась величина

отношения максимального значения к минимальному соответствующих

анализируемых показателей в рассматриваемые годы по странам-членам

группировок (см. приложение, табл. 3.19).

Из таблицы следует, что в 1998 году по сравнению с 1990 годом уровень

неравномерности распределения значений среднедушевых показателей

производства и потребления по всем региональным объединениям стран СНГ

повысился, что свидетельствует о наличии дезинтеграционных процессов по

критерию 5. Максимальное отношение вычисленных показателей 1998 года к

показателям 1990 года зафиксировано по ВВП в ТС (3,16). Минимальное

отношение – по промышленной продукции в СБР (0,944).

Критерий 6. „Сближение значений среднемесячных заработной платы и

пенсии”. Расчёты, аналогичные предыдущим, помещены в таблицу 3.20 (см.

приложение).

Из таблицы видно, что по СБР и ГУУАМ уровень неравномерности по

зарплате и пенсии снизился, а по ЦАЭС повысился. По ТС уровень

неравномерности по зарплате возрос, а по пенсии снизился. Поскольку

изменение неравномерности в заработной плате важнее, чем по пенсии, к тому

же в ТС величина роста зарплаты превышает величину роста пенсии, можно

говорить, что снижение неравномерности по зарплате и пенсии в целом

произошло во всех интеграционных объединениях.

Подытожим проделанный по всем шести критериям анализ. Для простоты

положим, что значения, весомости, каждого критерия примерно равны. В целом

если объединение характеризуется усилением значений показателей по всем

шести критериям или по большинству из них, это позволит говорить о

позитивном развитии интеграционных процессов в данном объединении.

Результаты анализа по шести критериям сведены в таблицу 3.21 (см.

приложение).

Из таблицы видно, что во всех объединениях после 1996 года

интеграционные тенденции превалируют над дезинтеграционными. Это вселяет

надежду на то, что резервы для восстановления былых связей в СНГ до конца

не исчерпаны.

3.3. МАЛАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В СОДРУЖЕСТВЕ . ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СНГ В ЦЕЛОМ

.

В период с 1996-2000 годов заметно активизировалась работа по

налаживанию сотрудничества между регионами стран Содружества.

Правовую базу межрегионального сотрудничества составляют нормативно-

правовые документы, регулирующие отношения в трёх юридических плоскостях.

Первая правовая плоскость. Национальные юридические акты, образующие

основу правового режима внешнеэкономической деятельности.

Вторая правовая плоскость. Межгосударственные документы и соглашения,

определяющие цели, механизмы и конкретные сферы сотрудничества с

международными организациями и отдельными зарубежными странами.

Наиболее развито межгосударственное сотрудничество на уровне

административно-территориальных образований РФ со странами Содружества.

Начавшееся как приграничное взаимодействие, сотрудничество регионов

получило дальнейшее развитие. По состоянию на 1998 год субъектами РФ было

подписано около 300 соглашений со странами СНГ. Из них более 250 имеют

экономический характер.

Аналогичные тенденции имеют место и в других отдельных государствах

СНГ. Так, двусторонние отношения между Украиной и РМ В различных сферах

экономики и культуры в 1998 году регулировались более чем 90 нормативными

актами.

Третья правовая плоскость. Юридические акты, регулирующие отношения

федеральных и региональных органов власти и управления государств

Содружества и органов местного самоуправления в сфере международных

отношений.

Динамичное развитие межрегионального сотрудничества в СНГ указывает на

необходимость и принятие правового акта, аналогичного Европейской рамочной

конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и

властей, принятой в 1980 году.

Главным инструментом приграничного сотрудничества в странах ЕС стали

еврорегионы. Характерной особенностью еврорегионов является наличие общих

органов, которые совместно решают имеющиеся по обе стороны границы проблемы

в экономике, вопросы развития культурных гуманитарных связей и другого.

Образование еврорегионов происходит путём заключения соглашений о

приграничном сотрудничестве между органами местной власти приграничных

территорий. В результате этого формируются объединения административно-

территориальных единиц муниципального и регионального уровней,

заинтересованных в совместной реализации различных проектов в приграничных

районах. Опыт деятельности первых еврорегионов был широко использован при

разработке Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве.

Институциональную ткань деятельности еврорегионов составляют

межрегиональные советы депутатов местной представительной власти разного

уровня, рабочие группы представителей исполнительной власти и

межрегиональные объединения предпринимателей. Необходимые средства для

реализации инвестиционных проектов еврорегионов изыскиваются в местных

бюджетах, бюджетах стран и ЕС, который финансирует программы INTERREG

(поддержки приграничных территорий). Реализация конвенции еврорегионов

помимо решения задач экономического и культурного развития приграничных

территорий способствует активизации участия в процессах европейской

интеграции территорий провинциального и муниципального уровня. Кроме того,

развитие еврорегионов сторонниками углубления европейской интеграции

рассматривается как важный шаг в продвижении Союза от Европы отечеств к

Европе регионов. Таким образом, посредством развития приграничного

сотрудничества на основе модели еврорегионов осуществляются экономические,

политические, региональные и культурные установки ЕС.

Планом модельного законотворчества в СНГ на 1999-200 годы,

утверждённым Постановлением Межпарламентской Ассамблеи (МПА) государств-

участников СНГ от 8 декабря 1998 года №12-13 предусматривалась разработка

конвенции по приграничному сотрудничеству. Основой для разработки такого

документа мог стать модельный Закон „О регионах приграничного

сотрудничества”, принятый Межпарламентским комитетом Республики Беларусь,

Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации 16 июня

1998 года. При этом было бы целесообразно расширить сферу действия

документа, имея ввиду не приграничное а межтерриториальное сотрудничество,

ускорить сроки его разработки и привлечь к этой работе органы власти и

управления административно-территориальных образований государств

Содружества.

Вместе с тем масштабное интеграционное сотрудничество административно-

территориальных образований стран Содружества сдерживается по многим

причинам. Среди них можно назвать спад производства и инвестиционной

деятельности, структурные сдвиги в национальных экономиках. Кроме того, на

падение взаимной торговли влияют несовершенные платёжно-расчётные отношения

в рамках СНГ, неустойчивость курсов и ограниченная конвертируемость

национальных валют, нарушение дисциплины поставок, предусмотренных

соответствующими соглашениями и контрактами. Важно и то, что пока не

удалось создать действенный механизм, стимулирующий хозяйствующие субъекты

к установлению долгосрочных деловых связей. Важными проблемами остаются

недостаточно эффективная координация взаимодействия государственных и

региональных органов в вопросах регулирования внешнеэкономической

деятельности, а также различия в компетенциях местных органов власти стран.

Не урегулированы вопросы разрешения споров, связанных с осуществлением

хозяйственной деятельности, что оказывает негативное влияние на развитие

сотрудничества и исполнение заключённых соглашений.

Существует ряд проблем, требующих решения на региональном уровне. К их

числу относятся:

Недостаточное обеспечение участников межрегионального сотрудничества

нормативно-правовой информацией.

Отсутствие данных о конъюнктуре рынков и ценах.

Отсутствие системы кредитования и страхования внешнеторговых операций.

В СНГ было намечено создать структуру, аналогичную Конгрессу местных и

региональных властей Европы. В соответствии с поручением Совета МПА был

подготовлен проект концепции создания Конгресса местных и региональных

властей СНГ, который в марте 1999 года был рассмотрен и одобрен на

заседании Постоянной комиссии МПА по изучению опыта государственного

строительства и местного самоуправления.

Принятие Конвенции по межтерриториальному сотрудничеству и создание

Конгресса местных и региональных властей СНГ позволит обеспечить

урегулирование юридических вопросов, возникающих в государственно-правовой

практике межтерриториального сотрудничества, обоснованное разграничение

полномочий между федеральными и региональными органами представительной и

исполнительной власти.

Таким образом, малая интеграция на уровне административно-

территориальных образований государств Содружества путём развития прямых

связей является важнейшим резервом совершенствования интеграционных

процессов и может стать действенным инструментом более полного

использования интеграционного потенциала в региональных объединениях стран

СНГ.

3.4. ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО . РАЗВИТИЕ НА СОВРЕМЕННОМ

ЭТАПЕ.

В 2000 году на базе ТС его членами было учреждено Евразийское

экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Молдова и Украина в ЕврАзЭС обладают

статусом наблюдателя.

ЕврАзЭС создано в соответствии с принципами ООН и нормами

международного права. Эта организация специализируется на решении

исключительно экономических вопросов и повторяет путь таких интеграционных

объединений как ЕС и НАФТА, которые начинают своё формирование со свободной

торговли между странами-участницами.

Основные задачи ЕврАзЭС на современном этапе:

Завершение оформления в полном объёме режима свободной торговли,

формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного

регулирования.

Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на

внутренние рынки.

Введение унифицированного порядка валютного регулирования и валютного

контроля.

Разработка и реализация совместных программ социально-экономического

развития.

Создание равных условий для производственной и предпринимательской

деятельности.

Формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы.

Формирование общего энергетического рынка.

Создание равных условий для доступа на рынки сторон иностранных инвестиций.

Предоставление гражданам государств ЕврАзЭС равных прав на получение

образования и медицинской помощи на территории ЕврАзЭС.

Сближение и гармонизация национальных законодательств.

Обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью

создания общего правового пространства в рамках ЕврАзЭС.

Основные приоритеты в деятельности ЕврАзЭС касаются следующих сфер

экономики:

1. Транспорт.

2. Энергетика.

3. Трудовая миграция.

4. Агропромышленный комплекс.

Транспорт. Решение проблемы единых тарифов, увеличение грузопотока,

упрощение таможенных процедур, завершение внутригосударственных процедур по

подписным соглашениям, создание транснациональных транспортно-

экспедиционных корпораций.

Энергетика. Совместное освоение гидроэнергетических комплексов

Центральной Азии и решение проблемы снабжения электроэнергией и

водопользования; выход на единый энергетический баланс ЕврАзЭС.

Трудовая миграция. Социальная защита мигрантов, создание действенной

системы регулирования и контроля над миграцией трудовых ресурсов, борьба с

сопутствующей миграции преступностью, решение проблем, связанных с уплатой

мигрантами и их работодателями налогов.

Агропромышленный комплекс. Согласование сельскохозяйственной политики

государств ЕврАзЭС, формирование единого продовольственного рынка стран

ЕврАзЭС, сокращение издержек на транспортировку, хранение, реализацию,

сельскохозяйственной продукции, образование новых рыночных институтов в

этой сфере (страховых, банковских, лизинговых, биржевых и других).

Весной 2002 года по инициативе секретариата ЕврАзЭС была создана

Ассоциация „Деловой совет ЕврАзЭС” (АДСЕ). Учредителями АДСЕ стали Торгово-

промышленная палата РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей и

ассоциация финансово-промышленных групп РФ.

В настоящее время АДСЕ насчитывает уже несколько десятков членов,

реально заинтересованных в восстановлении хозяйственных связей и развитии

сотрудничества на евразийском экономическом пространстве.

Основным механизмом реализации стоящих перед АДСЕ задач станут

профессиональные гильдии и их общественные советы, которые организационно

объединяют родственные предприятия, находящиеся на территории ЕврАзЭС.

Цели АДСЕ полностью соответствуют принятым в рамках ЕврАзЭС

политическим решениям, направленным ан формирование единого экономического

пространства и создание благоприятных условий для взаимовыгодного

сотрудничества предприятий различных отраслей, на восстановление

хозяйственных связей родственных предприятий-партнёров, на реальную

интеграцию производителей и потребителей продукции, производимой на

территории евразийского пространства.

Для достижения сформулированных целей перед АДСЕ поставлены задачи для

разрешения проблем в таких сферах, как:

1. Взаимодействие кредитных организаций.

2. Приграничная кооперация производителей.

3. Проблемы технического перевооружения добывающих отраслей.

4. Совершенствование процедур передвижения через границы граждан (в том

числе вынужденных переселенцев) и товаров.

Совет гильдий, образованный при департаменте по работе с гильдиями и

членами АДСЕ, объединяет следующие гильдии:

1. Транспортная и экспедиционная гильдия.

2. Банковская и страховая гильдия.

3. Гильдия информационных технологий.

4. Строительная гильдия.

5. Нефтехимическая гильдия.

Подтверждением взаимной заинтересованности деловых кругов Сообщества в

сотрудничестве являются итоги проведённых в Астане круглых столов под

эгидой АДСЕ, в которых приняли участие около сотни бизнесменов из стран

пятёрки. На заседаниях обсуждались пути реализации конкретных проектов, в

том числе имеющих межгосударственный характер.

Так в сфере высоких информационных технологий проведены переговоры

между компанией „Микротест” и ЗАО „Казахстан Темир Жолы” с участием

Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана. Опыт подобного

сотрудничества может стать основой программы создания единой информационной

системы управления и контроля железнодорожных перевозок и учёта подвижного

состава на территории стран ЕврАзЭС.

По инициативе ПО „БелАЗ” планируется разработка межгосударственной

программы развития технологий открытой добычи и производства эффективного

оборудования для горнодобывающих предприятий.

На заседаниях круглых столов обсуждался проект соглашения между

правительствами государств-членов ЕврАзЭС о производственной и научно-

технической кооперации и интеграции предприятий оборонных отраслей

промышленности.

Проект соглашения подготовлен межгосударственной финансово-

промышленной группой «Оборонительные системы» и представлен на рассмотрение

руководящих органов ЕврАзЭС. Решение вопросов взаимодействия в указанной

сфере могло бы способствовать образование многосторонней комиссии по военно-

техническому сотрудничеству при Интеграционном комитете ЕврАзЭС.

Значительный интерес предпринимателей Сообщества вызвала

организованная секретариатом ЕврАзЭС и АДСЕ поездка по приграничным

территориям Казахстана и РФ. В ходе поездки на местах были проанализированы

проблемы, препятствующие налаживанию устойчивых деловых контактов и

эффективному сотрудничеству предпринимателей по обе стороны границы.

В декабре 2002 года АДСЕ была организована поездка делегации

бизнесменов в республику Таджикистан, в ходе которой состоялись встречи и

переговоры с представителями министерств и ведомств республики, а также

представителей бизнеса. Был подписан ряд соглашений о сотрудничестве в

области автомобилестроения, фармацевтики, управления воздушным движением.

АДСЕ разрабатываются предложения по программе «Зелёный коридор»,

которая, с одной стороны, обеспечит упрощённую процедуру таможенного

оформления, контроля и транзита товаров из стран ЕврАзЭС, а с другой –

поможет таможенным службам усилить контроль и избежать потерь для

государственного бюджета от «недоставки» грузов в места таможенного

оформления.

Планы АДСЕ на современном этапе:

1. Создание региональных отделений в субъектах РФ.

2. Организация представительств в государствах-членах ЕврАзЭС.

3. Организация консультативно-организационного центра.

4. Специализированные бизнес-туры членов ассоциации.

5. Обеспечение комплексного информационного обслуживания.

6. Представление членов АДСЕ в ходе проведения тендеров.

7. Продвижение новых проектов и инновационных программ.

8. Развитие взаимосвязей в сфере образования и культуры.

9. Презентационно-выставочная деятельность.

Представителям бизнеса будет оказываться организационная поддержка в

реализации принятых и разрабатываемых в рамках Сообщества решений по

совершенствованию правового механизма и таможенного режима, налоговых и

денежно-кредитных инициатив и законопроектов.

Предпринимателям будут обеспечиваться условия для поиска партнёров по

сбыту продукции и производственной кооперации, а также для организации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 Современные рефераты