Рефераты

Налогообложение

Налоги, указанные в пунктах "г" и "д" могут вводиться

городскими органами власти, на территории которых находится

курортная местность. Суммы налоговых платежей зачисляются в

районные бюджеты и городские бюджеты городов. В сельской местности

сумма налоговых платежей равными долями зачисляется в бюджеты

сельских населённых пунктов, посёлков, городов районного подчинения

и в районные бюджеты районов, краевые, областные бюджеты, бюджеты

краёв и областей, на территории которых находится курортная

местность.

Налоги и сборы, предусмотренные пунктами "з" - "х" могут

устанавливаться решениями районных и городских органов власти.

Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты,

бюджеты районов, городов, либо по решению районных и городских

органов власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты

посёлков и сельских населённых пунктов.

Расходы предприятий и организаций по уплате налогов и

сборов, указанных в пунктах "ж", “з”, “о”, "ф", "х" и “ч” относятся

на финансовые результаты деятельности предприятий, земельного

налога на себестоимость продукции (работ, услуг). Остальные местные

налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за счёт

части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход).

По объекту налогообложения существующие налоговые платежи

и сборы можно разделить на:

1. налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы);

2. налоги с имущества (предприятий и граждан);

3. налоги с определённых видов операций, сделок и деятельности (налог

на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы).

1.3 Налог на прибыль

Одним из главных доходных источников федерального бюджета, а

также региональных и местных бюджетов служит налог на прибыль

предприятий и организаций.

Налог регламентируется Законом РФ "О налоге на прибыль

предприятий и организаций". Налог является прямым, его сумма

зависит от конечного финансового результата предприятия-

налогоплательщика, а плательщики — все предприятия и организации, в

том числе и бюджетные, являющиеся юридическими лицами по

законодательству РФ, включая предприятия с иностранными

инвестициями, международные объединения и организации,

осуществляющие предпринимательскую деятельность, филиалы и другие

аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный

счет, иностранные фирмы, осуществляющие предпринимательскую

деятельность на территории России.

Объектом обложения является валовая прибыль, уменьшенная (или

увеличенная) в соответствии с положениями Закона "О налоге на

прибыль предприятий и организаций". Валовая прибыль представляет

собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ,

услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от

внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим

операциям. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг)

определяется как разница между выручкой без налога на добавленную

стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию,

включаемыми в себестоимость продукции. Перечень затрат, включаемых

в себестоимость, установлен Положением о составе затрат по

производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в

себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования

финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Предприятия и организации, поставляющие свою продукцию на

экспорт, при исчислении прибыли из выручки от реализации продукции

исключают экспортные тарифы.

При определении прибыли от реализации основных фондов или

другого имущества учитывается превышение продажной цены над

первоначальной или остаточной стоимостью фондов или имущества,

увеличенной на индекс инфляции.

В состав доходов от внереализационных операций включаются:

доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от

сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям, облигациям и другим

ценным бумагам и пр. Сюда же входят суммы средств, полученные

безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной

деятельности (так называемая финансовая помощь).

Либерализация внешнеэкономической деятельности привела к

тому, что предприятия часто получают доходы в свободно

конвертируемой валюте. В этом случае они подлежат налогообложению

по совокупности с выручкой, полученной в рублях. При этом доходы в

иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центробанка РФ,

действовавшему на день определения предприятием выручки от

реализации продукции.

Для целей налогообложения валовая прибыль уменьшается на

суммы рентных платежей, вносимых в бюджет из прибыли; доходов от

долевого участия в деятельности других предприятий, кроме доходов,

полученных за пределами Российской Федерации; доходов казино, видео-

салонов, от проката видео- и аудиокассет, от игровых автоматов с

денежным выигрышем; прибыли от проведения массовых концертно-

зрелищных мероприятий, прибыли от посреднических операций и сделок.

Перечисленные виды налогов облагаются отдельно. Бюджетные

учреждения и некоммерческие организации, имеющие доходы от

предпринимательской деятельности, вносят налог с получаемой от

такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

При исчислении прибыли для целей налогообложения наиболее

важно правильно определить себестоимость продукции (работ, услуг).

Опыт работы Государственной налоговой инспекции свидетельствует,

что именно здесь финансовыми и бухгалтерскими службами предприятий

допускается наибольшее количество ошибок, выявляемых при

документальных проверках. Здесь же допускают умышленные искажения

те, кто пытается уйти от налогообложения, ведь любое завышение

себестоимости снижает базу обложения налога на прибыль. Не все

фактические затраты, произведенные предприятием, можно включать в

себестоимость продукции (работ, услуг). Некоторые виды затрат можно

производить только из прибыли, остающейся в распоряжении

организации после уплаты налогов. Некоторые затраты включаются в

себестоимость, но не целиком, а лишь в пределах утвержденных

нормативов. Примером последних являются командировочные расходы,

представительские расходы и т. п. В себестоимость продукции (работ,

услуг) включаются:

• затраты, непосредственно связанные с производством

продукции (работ, услуг), обусловленные технологией производства;

• затраты, связанные с использованием природного сырья,

земель, древесины, воды и т. д.;

• затраты на подготовку и освоение производства;

• затраты некапитального характера, связанные с

совершенствованием технологии и организации производства, с

улучшением качества продукции;

• затраты на проведение опытно-экспериментальных работ,

изобретательскую и рационализаторскую работу;

• затраты по обслуживанию производственного процесса.

Сюда входят расходы по обеспечению производства сырьем,

материалами, топливом, энергией, инструментами и пр., по

поддержанию в рабочем состоянии основных производственных фондов —

технический осмотр, ремонт, по обеспечению выполнения санитарно-

гигиенических требований, нормальных условий труда и техники

безопасности;

• текущие затраты, связанные с эксплуатацией фондов

природоохранного назначения: очистных сооружений, фильтров,

золоуловителей, расходы по очистке сточных вод, хранению и

уничтожению экологически опасных отходов, другие виды текущих

природоохранных затрат. Особо надо сказать о платежах за выбросы

или сбросы загрязняющих веществ в природную среду. За предельно

допустимые выбросы платежи осуществляются за счет себестоимости

продукции, а за их превышение — за счет прибыли, остающейся после

уплаты налогов;

• затраты, связанные с управлением производством. Сюда

относится содержание аппарата управления, включая материально-

техническое и транспортное обслуживание его деятельности, а также

содержание и обслуживание технических средств управления;

вычислительных центров, узлов связи, средств сигнализации и т. д.,

расходы на командировки, оплата информационных, консультационных и

аудиторских услуг, услуг сторонних организаций по управлению

производством, если штатным расписанием не предусмотрены какие-либо

функциональные службы, представительские расходы. В состав

себестоимости из числа расходов на управление нельзя включать

затраты, связанные с ревизией финансово-хозяйственной и

коммерческой деятельности предприятия, проводимой по инициативе

одного из участников или собственников этого предприятия. Не

включаются также затраты по созданию и совершенствованию систем и

средств управления, это ложится на собственную прибыль;

• затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;

• затраты по транспортировке работников к месту работы и

обратно в направлениях, где отсутствует транспорт общего

пользования;

• выплаты, предусмотренные законодательством о труде;

• отчисления на государственное социальное страхование,

пенсионное обеспечение, в государственный фонд занятости, в фонд

обязательного медицинского страхования, в специальные отраслевые и

межотраслевые внебюджетные фонды;

• платежи по кредитам банков в пределах ставки, установленной

законодательством. Платежи по кредитам сверх этих ставок относятся

на финансовые результаты;

• оплата услуг кредитных учреждений по выдаче сотрудникам

заработной платы, осуществлению торгово-комиссионных

(факторинговых) операций;

• затраты, связанные со сбытом продукции: упаковка, хранение,

погрузка, транспортировка, реклама в пределах установленных норм,

участие в выставках, ярмарках и т. д.;

• затраты на воспроизводство основных производственных

фондов, включаемые в себестоимость продукции в форме

амортизационных отчислений на полное восстановление;

• износ по нематериальным активам;

• налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления,

производимые в соответствии с установленным законодательством

порядком.

Помимо некоторых видов затрат, отмеченных выше, не подлежат

включению в себестоимость продукции (работ, услуг) расходы, не

связанные непосредственно с производством продукции. Это работы по

благоустройству территории, оказанию помощи сельскому хозяйству,

строительству, оборудованию и содержанию культурно-бытовых

объектов, оказанию помощи или участию в деятельности других

предприятий и организаций.

Современное предприятие может не только получать доходы в

иностранной валюте, но и нести расходы в валюте. Они в пределах

перечисленных выше статей учитываются в составе себестоимости

продукции. Основной вопрос здесь — определить точно день расходов,

так как они тоже пересчитываются в рубли по курсу Центробанка. При

приобретении за иностранную валюту материальных ценностей берется

курс Центробанка на дату оприходования их в бухгалтерском учете, а

при импортных операциях датой служит день составления грузовой

таможенной декларации. Расходы по оплате каких-либо выполненных для

предприятия работ или услуг, произведенные в иностранной валюте,

пересчитываются в рубли по курсу на дату составления актов принятия

работ (услуг). Если в иностранной валюте выплачена заработная

плата, берется курс валют на последний календарный день того

периода, за который она начислена. Затраты, произведенные за счет

средств, выданных под отчет, пересчитываются в рубли по курсу,

установленному на день утверждения авансового отчета.

Сумма прибыли, полученная за пределами Российской Федерации,

включается в общую сумму прибыли, подлежащую налогообложению. В

состав затрат, имевших место для получения дохода за границей,

включается и сумма уплаченного там налога на прибыль. Но при этом

размер засчитываемой суммы не может превышать сумму налога на

прибыль, подлежащую уплате в Российской Федерации по прибыли,

полученной за границей.

Налог на прибыль предприятий и организаций, оставаясь сугубо

федеральным, играет важную роль в регулировании всей бюджетной

системы страны. С самого начала он был определен в качестве

регулирующего источника доходов. Отчисления от него направлялись в

бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты по расчетам Минфина

России. А затем нормативы были узаконены, региональные власти

получили широкие полномочия в установлении своей части налога. Эти

полномочия касаются и налоговых льгот. В настоящее время налог на

прибыль стоит на первом месте среди доходных статей регионов.

Для усиления регулирующей роли налога на прибыль с 1995 г.

введен и действует новый порядок обложения несамостоятельных

филиалов и других структурных подразделений предприятий и

организаций. Теперь территориально обособленные структурные

подразделения, даже не имеющие хозяйственной самостоятельности,

платят налог соответствующим территориальным бюджетам исходя из

удельного веса среднесписочной численности или фонда оплаты труда.

Выбор предоставляется предприятию-налогоплательщику. С помощью этой

меры происходит "перекачка" финансовых ресурсов из крупных городов,

где расположены базовые предприятия, в более мелкие и сельскую

местность, где располагаются филиалы.

В 1996 г. вступил в действие Закон РФ от 29 декабря 1995 г. №

222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности

для субъектов малого предпринимательства". Применение упрощенной

системы для организаций предусматривает замену уплаты совокупности

федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой

единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной

деятельности. Для организаций, применяющих упрощенную систему,

сохраняется лишь действующий порядок уплаты таможенных пошлин,

госпошлин, налога на приобретение автотранспортных средств,

лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные

внебюджетные фонды.

Для индивидуальных предпринимателей упрощенная система

предлагает замену уплаты подоходного налога на доход от

предпринимательской деятельности уплатой стоимости патента на

занятие данной деятельностью.

Упрощенная система функционирует наряду с принятой ранее

системой. Их выбор всецело принадлежит налогоплательщику.

Применить упрощенную систему имеют право организации,

численность которых не превышает 15 человек. В это количество

включаются работающие в филиалах, работающие по договорам подряда и

иным договорам гражданско-правового характера.

Объектом обложения единым налогом устанавливается совокупный

доход или валовая выручка. При его определении принцип

добровольности уже отсутствует. Выбор объекта предоставляется

органу государственной власти субъекта Федерации.

Под действие упрощенной системы не подпадают организации,

занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные

на базе ликвидированных структурных подразделений действующих

предприятий. Не относятся к малому бизнесу кредитные и страховые

организации, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка

ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса

независимо от количества работающих.

Данный Закон, по сути, впервые делает попытку законодательно

определить критерии и границы понятия малого бизнеса. Помимо

численности, жестко ограниченной числом 15 человек, имеется и

объемный ограничитель. В п. 3 ст. 2 говорится, что субъекты малого

предпринимательства имеют право перейти на упрощенную систему

налогообложения, учета и отчетности, если в течение года,

предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления,

совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не

превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда.

1.4 Налог на добавленную стоимость

С 1992 г. в России одним из двух основных федеральных налогов

стал налог на добавленную стоимость (НДС). Налог представляет собой

форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на

всех стадиях производства и обращения, и определяемой как разница

между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью

материальных затрат, отнесенных на издержки производства и

обращения.

Облагаемый оборот определяется на основе стоимости

реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и

тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость. В

облагаемый оборот включаются также суммы денежных средств,

полученные предприятиями за реализуемые ими товары (работы, услуги)

в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения

или направленные в счет увеличения прибыли; суммы авансовых и иных

платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров или

выполнения работ (услуг) на расчетный счет, и суммы, полученные в

порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные

товары.

При обмене товарами, при их передаче безвозмездно или с

частичной оплатой, а также при их реализации по ценам не выше

себестоимости облагаемый оборот определяется исходя из рыночных

цен, определенных с учетом фактической себестоимости и прибыли,

исчисленной по предельному уровню рентабельности, установленному

Правительством РФ для предприятий-монополистов. При использовании

внутри предприятия товаров собственного производства, затраты по

которым не относятся на издержки производства и обращения, за

основу определения облагаемого оборота принимается стоимость этих

или аналогичных товаров, исчисленная по применяемым ценам, а при их

отсутствии — из фактической себестоимости. При изготовлении товаров

из давальческого сырья и материалов облагаемым оборотом является

стоимость их обработки.

У предприятий розничной торговли облагаемый оборот при

реализации товаров определяется в виде разницы между ценами их

реализации и ценами, по которым они производят расчеты с

поставщиками, включая сумму налога на добавленную стоимость.

Аналогично определяется облагаемый оборот при аукционной продаже

товаров. Для строительных, строительно-монтажных и ремонтных

организаций облагаемым оборотом является стоимость выполненных

работ, принятых заказчиком.

Исчисление налога на добавленную стоимость по данным видам

работ производится исходя из сумм, учитываемых по счетам

реализации.

В налогооблагаемую базу по импортируемым товарам включаются

таможенная стоимость товара, таможенная пошлина, а по подакцизным

товарам — и сумма акциза.

Для расчета НДС из общего объема реализации продукции

вычитается стоимость закупок у поставщиков. Сумма налога

определяется как разница между суммами налога, полученными от

покупателей за реализованную продукцию (товары, услуги), и суммами

налога, уплаченными поставщикам за материальные ресурсы и услуги,

стоимость которых относится на издержки производства. Подобная база

обложения достаточно стабильна.

Как видим, НДС является косвенным налогом на потребление.

Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи,

и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до

конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения

на всех стадиях производства и обращения с реальным участием

каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания

НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.

От НДС освобождены: экспортируемые товары (работы, услуги);

услуги пассажирского транспорта; квартирная плата; некоторые

финансовые операции, патентно-лицензионные операции, продукция

собственного производства отдельных предприятий общественного

питания, а также тех, кто обслуживает социальную сферу; услуги в

сфере образования; научно-исследовательские и опытно-

конструкторские работы, финансируемые из бюджета; услуги учреждений

культуры; платные медицинские услуги; продукция

сельскохозяйственных предприятий, реализуемая в счет натуральной

оплаты труда; изделия народных художественных промыслов; некоторые

виды товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации; лица,

занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования

юридического лица.

Федеральным законом от 25 апреля 1995 г. № 63-ФЗ "О внесении

изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на

добавленную стоимость" были установлены нормы, несколько изменяющие

порядок взимания НДС.

Внесены изменения в определение облагаемого оборота для

заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и других

предприятий, занимающихся продажей и перепродажей товаров (за

исключением товаров розничной торговли и общественного питания). С

мая 1995 г. указанные предприятия определяют оборот, облагаемый

НДС, на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых

продажных цен и рассчитывают сумму налога в виде разницы между

суммой НДС, полученной от покупателей, и суммой НДС, уплаченной

поставщикам товаров, то есть не с суммы наценки, надбавки и т. д.,

как было установлено ранее. При реализации товаров (за исключением

розничной торговли) по договорам комиссии и поручения оборот,

облагаемый НДС, определяется также на основании продажной цены

товара.

По вышеуказанным предприятиям торговли предъявляются к зачету

(возмещению из бюджета) суммы НДС по товарам, приобретаемым для

перепродажи, по мере их оплаты поставщикам независимо от факта

реализации товаров. Уплата НДС с авансов, полученных ими под

поставку товаров, производится со всей суммы авансов и предоплат.

Созданы равные условия для предпринимательской деятельности

отечественных и иностранных предприятий. На российского

налогоплательщика возложена ответственность по уплате НДС за

иностранное предприятие, не зарегистрированное в российских

налоговых органах, но реализующее на территории Российской

Федерации товары (работы, услуги), облагаемые НДС. Уплата налога

производится за счет средств, перечисляемых иностранному

предприятию или лицу, указанному этим иностранным предприятием, и

вносится в бюджет в той валюте, в которой производится платеж.

После уплаты НДС за иностранное предприятие российское предприятие

имеет право обратиться в установленном порядке за возмещением сумм

НДС, уплаченных им на территории России при осуществлении своей

предпринимательской деятельности.

При оформлении расчетных документов: счетов-фактур, актов

выполненных работ, счетов на услуги и пр. сумма налога на

добавленную стоимость выделяется отдельной строкой. Без этого

расчетные документы не должны приниматься банками к исполнению.

Надо отметить, что налог на добавленную стоимость имеет очень

устойчивую базу обложения, которая к тому же не зависит от текущих

материальных затрат. В бюджет начинают поступать средства задолго

до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции

(работ, услуг). Они продолжают поступать и при любой перепродаже

готового изделия. Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя

это и случается. Но выделение налога отдельной строкой во всех

банковских и прочих расчетных документах усложняет эти попытки и

позволяет налоговым инспекциям эффективно контролировать уплату

налога. Плательщик налога не несет на себе налогового бремени,

связанного с взиманием НДС при покупке сырья, материалов,

полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует свои

затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем

потребителе продукции процесс переложения налога заканчивается.

1.5 Акцизы

Важным видом косвенных налогов стали акцизы, раньше в нашей

стране почти не применявшиеся. Их роль, только в значительно

большем объеме, выполнял налог с оборота. Во всех странах мира на

особо высокорентабельные товары устанавливаются акцизные сборы для

изъятия в доход бюджета некоторой части получаемой производителями

таких товаров сверхприбыли.

Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие

подакцизные товары предприятия и организации. С 1997 г.

плательщиками акцизов могут быть не только юридические, но и

физические лица. Закон РФ "Об акцизах" распространен на граждан,

занимающихся предпринимательской деятельностью без образования

юридического лица. Введение акцизов совпало, как и вся налоговая

реформа, с либерализацией цен. В связи с этим акцизы

устанавливаются не в сумме на единицу изделия, как в большинстве

стран, а методом процентных надбавок к розничной цене товаров.

Подакцизными являются алкогольные напитки, табачные изделия,

легковые автомобили, ювелирные украшения из золота, платины,

серебра, нефть, газ и некоторые виды минерального сырья. В общем,

достаточно обычный для мировой практики набор товаров, чья

розничная цена в силу потребительских свойств существенно превышает

себестоимость. В 1993—1995 гг. в ряду подакцизных товаров

происходили заметные изменения. Были отменены акцизы на

продовольственные товары, на которые они были установлены.

Естественно, это не относится к алкогольным напиткам. В сочетании с

налогом на добавленную стоимость, акцизы на такие продукты, как

шоколад, икра, ценные породы рыб и некоторые другие морепродукты,

способствовали резкому росту розничных цен на них. Для компенсации

выпадающих доходов вводились акцизы на некоторые другие товары,

например, на малотоннажные грузовые автомобили. С 1996 г.

направление налоговой политики ведет к общему сокращению видов

подакцизных товаров. Отменены акцизы на изделия из хрусталя,

меховую и кожаную одежду, грузовики.

Объектом налогообложения служат обороты по реализации

подакцизных товаров. Для определения облагаемого оборота берется

стоимость реализуемых изделий, исчисленная исходя из цен реализации

без учета налога на добавленную стоимость. Акцизами не облагаются

товары, идущие на экспорт (за пределы стран СНГ). Если организация

реализует на экспорт товары, приобретенные ею с акцизами, то суммы

акцизов возвращаются налоговыми органами. Возврат производится при

предъявлении грузовой таможенной декларации со штампом таможни

"выпуск разрешен".

Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов на них

устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как и другие налоги, акцизы являются мощным рычагом

регулирования экономики, обращаться с которым следует очень

осторожно и умело, по возможности прогнозируя последствия

производимых изменений. Так, всем понятно, к чему привело в

середине 90-х гг. увеличение акциза на алкогольную продукцию. Акциз

был увеличен, казалось бы, совсем незначительно, всего на 5%: с 85

до 90%. Однако последствия оказались весьма серьезными, причем и

финансовые, и общеэкономические, и социальные. Рост акцизов вызвал

мгновенное увеличение цен на отечественную алкогольную продукцию.

Далее спрос на нее упал, сначала магазины, а затем и предприятия

стали затовариваться, на большинстве из них производство

остановилось. Борцы с алкоголизмом, сохранившиеся еще с

кампанейщины 80-х гг., могли бы порадоваться, но образовавшаяся

"ниша" была немедленно заполнена. В коммерческие киоски крупных

городов хлынул поток дешевых, но недоброкачественных спиртных

напитков из-за рубежа, заполнивших рынок. Итог повышения акцизов —

произошло заметное снижение налоговых доходов вместо ожидавшегося

повышения. Сказалось падение прибыли на ликероводочных заводах, у

них усугубилось финансовое положение. Потребители получили

низкосортную продукцию. Деньги стали уходить за рубеж, на ее

покупку. Нужно сказать, что правительство сориентировалось в

обстановке очень оперативно, понизив акциз до прежнего уровня.

Наряду с налогом на прибыль акцизы служат регулирующими

источниками, поддерживая региональные и местные бюджеты.

Начиная с 1997 г. по ряду изделий акцизы устанавливаются не в

процентах, как все эти года, а в денежном выражении. Впервые в

рублях введены акцизы на алкогольную продукцию с учетом крепости,

на пиво и табачные изделия. Стали платить акцизы предприниматели

без образования юридического лица.

1.6 Подоходный налог

К числу крупных источников дохода бюджета относится

подоходный налог с физических лиц. В большинстве зарубежных стран

налог на личные доходы граждан служит главным источником доходной

части бюджета. Например, в федеральном бюджете США его удельный вес

составляет более 40%, в то время как налог на прибыль корпораций —

10%. В бюджете Дании удельный вес подоходного налога 48%, то есть

почти такой же, как во всех остальных вместе взятых. В Германии

этот налог занимает первое место среди статей доходов бюджета, во

Франции — второе место после налога на добавленную стоимость.

Подоходный налог является основным налогом, который

уплачивают физические лица. Остальные носят характер имущественных

налогов или пошлин и не имеют такой регулярности в уплате.

Подоходный налог вносится абсолютным большинством граждан

ежемесячно, а многими еще пересчитывается и доплачивается по итогам

календарного года.

В состав совокупного годового дохода включаются все выплаты в

денежном или натуральном выражении, полученные гражданами на

предприятии, в том числе суммы материальных и социальных благ, в

частности, оплата предприятиями стоимости коммунально-бытовых

услуг, питания, проезда, возмещения платы родителей за детей в

детских дошкольных учреждениях и учебных заведениях, товаров,

реализованных гражданам по ценам ниже рыночных, путевок на лечение

и отдых, кроме путевок в детские учреждения оздоровления и отдыха,

лечения, кроме сумм полной или частичной оплаты предприятиями

стоимости медицинского обслуживания своих работников и т. д.

Доходы, полученные гражданами в иностранной валюте, для целей

налогообложения пересчитываются в рубли по курсу Центробанка,

действующему на дату получения дохода.

В совокупный годовой доход не включаются пенсии,

государственные социальные пособия, за исключением пособий по

временной нетрудоспособности, выходные пособия, компенсационные

выплаты (например, командировочные, полевое довольствие), стоимость

натурального довольствия, суммы материальной помощи, оказываемой в

связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайными

обстоятельствами, выигрыши по облигациям государственных займов, по

лотереям, проценты по вкладам в банках и других кредитных

учреждениях, стипендии студентов и их заработок, получаемый в связи

с учебно-производственным процессом и за работы, выполняемые во

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты