Рефераты

Налоговые правонарушения в России

перевооружение, реконструкцию производства, научные исследования доходы

предприятий освобождаются от налогов. Государством приветствуется вложения

в государственные ценные бумаги.

Финансисты компании должны блестяще знать и постоянно следить за

изменениями государственной системы налоговых стимулов, изменениями в

налоговом законодательстве и в зависимости от конкретных условий

использовать направления налогового планирования.

В практику реструктуризации российских предприятий внедряется

стоимостной подход, основой которого является использование рыночной

стоимости бизнеса в качестве главного ориентира проводимых преобразований.1

Налоговое планирование может служить элементом финансовой политики

реструктурируемого предприятия, помогает оптимизировать структуру капитала,

выделить из системы типовых решений именно то, которое позволит достичь

оптимального результата (см. приложение № 4 на стр. ).

Следует различать налоговое планирование и уклонение от налогов.

Последнее происходит в результате незаконного использования компанией или

лицом льгот, предоставления налоговым органам неправильной отчетности,

злостной неуплаты налогов, незарегистрированной хозяйственной деятельности,

то есть во всех случаях, когда хозяйственный субъект запрещенным законом

образом уменьшает свои налоговые обязательства, нарушает сроки уплаты

налогов или вообще не выплачивает их.

По законодательству Российской Федерации субъекты предпринимательства

наделены полномочиями защищать свои права, в том числе право собственности,

любыми не запрещенными законом способами. Налоговое планирование можно

рассматривать как способ использования субъектами предпринимательства своих

прав для минимизации налоговых платежей в рамках действующих законов. В

тоже время хочется напомнить, что максимальный результат может принести

только долговременное налоговое планирование. Но о каком долговременном

планировании можно вести речь, если в законы необоснованно часто вносятся

изменения и дополнения.

22-24 мая 2002 г. в Лондоне состоялась 3 Международная конференция,

где прошла презентация нового интернет-сайта «Налоговое планирование.

Международная сетевая библиотека» (www. world taxandlaw. com)[5]. Сайт дает

возможность индивидуального постоянного доступа ко всем статьям, изданиям,

публикациям, печатным материалам по вопросам налогового регулирования,

которые накоплены различными структурами и отдельными экспертами в области

налогового планирования и права. Думаю, что этот сайт будет полезен и

российским специалистам в области налогов и налогообложения, а также

предпринимателям.

Таким образом, налоговое планирование не может служить основанием для

штрафных санкций или административных наказаний со стороны государственных

органов.

Отметим наиболее характерные недостатки налоговой системы в нашей

стране, которые могут служить причинами уклонения от уплаты налогов.

=Поддерживается максимально благоприятный налоговый режим для частных

инвестиций в экономику.

=Фактически не исключаются из налогообложения капиталы, вложенные в

производство и реинвестируемую прибыль.

=Применяются недопустимо низкие вычеты из налогов на физических лиц,

стимулируя уход от налогов даже при небольших заработках и, соответственно,

уход от социальных платежей.

=Отсутствие среднего класса приводит к переложению налогов на

производственную сферу и её подавление.

=Неравномерное распределение налогового бремени между законопослушными

и уклоняющимися от налогов потенциальными наиболее крупными плательщиками.

Средний процент налогового бремени к ВВП мало о чем говорит, т.к. он

увеличивается расчетно на фактор теневой экономики, которая налогов не

платит, но завышает знаменатель расчета. Примером может служить тот факт,

что открыты уголовные дела по неуплате налогов крупными фирмами «Автроваз»,

«Лукойл».

=Высокое подоходное обложение дивидендов (без зачета уплаченного

налога на прибыль) подавляет интерес предпринимателей к максимизации

прибыли).

=Ежедекадные и ежемесячные авансовые платежи большинства налогов, что

приводит к вымыванию собственных оборотных средств предприятий (это

касается и вмененного налога).

=Усиливаются расхождения между стандартами бухгалтерского учета,

которые быстро переориентируются на международные образцы, и налоговым

учетом, что приводит к бессистемным и трудоемким корректировкам

бухгалтерской прибыли для исчисления налогооблагаемой.

=Противоречивость и запутанность многочисленных инструкций и

разъяснений Министерства финансов РФ и МНС (зачастую друг другу

противоречащих, что крайне усложняет работу бухгалтеров и финансистов),

арбитражной практики.

В целом, уклонение от уплаты налогов – это наиболее часто

встречающаяся и наиболее опасная группа налоговых правонарушений.

Общественная опасность уклонения от налогообложения, однако, не сводится

только к недополучению бюджетом средств и росту дефицита бюджета. Уклонение

от налогообложения подрывает основы рыночной конкуренции, ставит недоимщика

в более выгодное положение по сравнению с добросовестным

налогоплательщиком. Кроме того, недоплата налога одним лицом осуществляется

за счет других налогоплательщиков: государству приходится увеличивать

ставки или прибегать к новым видам налогообложения. Одновременно, следует

отметить, что общий уровень налоговых изъятий не должен достигать

конфискационных значений, при которых невозможна достойная жизнь и

свободное развитие человека.1

К настоящему времени в РФ сложилась налоговая система, которая не

может считаться окончательной и постоянно находится в процессе развития.

Очевидно, что от того, насколько правильно построена система

налогообложения, от корректности юридической техники налоговых норм зависит

надлежащая реализация налоговых функций, что является предпосылкой для

эффективного развития всего хозяйственного механизма страны. Анализ

налоговых правонарушений может иметь положительные результаты только в том

случае, если в основе их будут лежать экономические отношения, а также

правотворческие документы государства в области налогообложения.2

России нужна такая налоговая система, которая бы не тормозила

развитие хозяйства, а являлась мощным импульсом к подъему экономики страны.

А тяжелое бремя налогов приводит к тому, что в условиях легального ведения

бизнеса предприятия не способны даже к простому воспроизводству. Налоговые

платежи даже крупных налогоплательщиков постепенно снижаются. Пожалуй,

снижение налоговых ставок должно положительно отразиться на стимулах к

труду и предпринимательской активности, что приведет к росту

производительности труда, увеличению выпуска продукции, потребительского

спроса вследствие роста необлагаемого дохода. А все это вместе взятое будет

способствовать увеличению государственных доходов (что ограничит

необходимость вмешательства государства в эффективные сектора экономики),

сдерживанию роста цен и инфляции, и, самое главное, выходу «на свет»

теневой экономики.

В тоже время законодательство предусматривает суровые наказания за

налоговые правонарушения, в том числе и за уклонения от уплаты налогов.

5. Методы борьбы

и санкции за налоговые правонарушения.

5.1. Меры ответственности

за налоговые правонарушения.

5.1.1. Понятие ответственности

за налоговые правонарушения.

В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в

Российской Федерации» от 27.12.91 г. должностные лица и граждане, виновные

в нарушении налогового законодательства, должны привлекаться в

установленном законом порядке к административной, уголовной и

дисциплинарной ответственности.1

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут

организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 Налогового

кодекса РФ.

Субъектами налоговой ответственности являются:

o налогоплательщики (юридические и физические лица);

o налоговые агенты (юридические лица и граждане-предприниматели);

o банки и иные кредитные организации, ответственные за перечисление

налогов в бюджет или внебюджетные фонды.

Основными признаками налоговой ответственности являются:

1. данная ответственность установлена непосредственно налоговым

законодательством (Налоговым кодексом);

2. к ответственности привлекается субъект или участник налогового

правоотношения, а также иные лица, на которых налоговым законодательством

возложены определенные обязанности в сфере налогообложения;

3. в основе ответственности лежит налоговое правонарушение, предусмотренное

Налоговым кодексом;

4. налоговая ответственность состоит в применении налоговых санкций,

которые устанавливаются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах,

предусмотренных Налоговым кодексом;

5. привлечение к налоговой ответственности производится налоговым органом в

порядке предусмотренном Налоговым кодексом, применение мер налоговой

ответственности производит суд.1

В налоговом кодексе закреплены следующие положения о налоговой

ответственности:

1. Никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности

за совершение одного и того же налогового правонарушения.

Повторными признаются аналогичные нарушения налогового

законодательства, совершенные одним и тем же лицом в течение года после

наложения взыскания за первое правонарушение2.

2. Ответственность за деяние, совершенное физическим лицом,

наступает, если это деяние не содержит признаков состава

преступления, предусмотренного Уголовным кодексом.

В уголовном кодексе содержатся нормы ответственности за нарушение

налогового законодательства. К ним относятся:

Ст. 198 УК РФ «Уклонение гражданина от уплаты налога». Здесь следует

отметить, что физическое лицо может быть привлечено к налоговой

ответственности с 16-летнего возраста3. Никто не может быть привлечен

повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же

налогового правонарушения.

Ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов с организаций». К

ответственности могут быть привлечены руководитель организации-

налогоплательщика и главный бухгалтер, лица, фактически выполняющие

обязанности руководителя и главного бухгалтера, а также иные служащие,

включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах

или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения1. Добавим, что

главный бухгалтер, который принимал участие в совершении преступления,

подчиняясь указаниям руководителя предприятия2, должен освобождаться от

ответственности за вред, причиненный исполнением приказа, имеющего для него

обязательную силу (ч. 1 ст. 48. УК РФ).

3. Привлечение налогоплательщика или налогового агента к

ответственности за совершение налогового правонарушения не

освобождает их от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога3.

Сумма штрафа, присужденная налогоплательщику, подлежит перечислению со

счета налогоплательщика только после перечисления в полном объеме суммы

задолженности и соответствующих пеней.

4. Презумпция невиновности налогоплательщика и налогового агента.

Каждый налогоплательщик и налоговый агент считаются невиновными в

совершении налогового правонарушения, пока их виновность не будет доказана

в суде и установлена вступившим в силу решением суда.

5. Бремя доказывания вины налогоплательщика и налогового агента

возложено на налоговые органы.

Налогоплательщик и налоговый агент не обязаны доказывать свою

невиновность в совершении налогового правонарушения.

6. Неустранимые сомнения в виновности налогового агента в совершении

налогового правонарушения толкуются в пользу налогоплательщика и

налогового агента.

Налогоплательщику и налоговому агенту достаточно доказать, что

соответствующая норма налогового законодательства допускает толкование,

являющееся более благоприятным для него, чем требует налоговый орган. При

этом они не обязаны доказывать, что именно такое толкование этой нормы имел

в виду законодатель.

7. Установлен ряд положений, исключающих привлечение к ответственности

лица, виновного в совершении налогового правонарушения (ст. 109 НК РФ).

Согласно ст.109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности

за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из

следующих обстоятельств:

o отсутствия события налогового правонарушения;

o отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

o совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения,

физическим лицом, не достигшим 16-летнего возраста;

o истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение

налогового правонарушения. (Привлечение к ответственности за налоговые

нарушения ограничено сроками исковой давности). Общий срок исковой

давности по налоговым правонарушениям для всех налогоплательщиков (как

физических, так и юридических лиц) и иных обязанных лиц составляет три

года.

8. Установлены обстоятельства, исключающие ответственность

налогоплательщика.

Согласно ст.111 НК РФ, обстоятельствами, исключающими вину лица в

совершении налогового правонарушения, признаются:

o Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения,

вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых

обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием

общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации иными

способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания). Впервые

в налоговом законодательстве учтено обстоятельство непреодолимой силы,

которое учитывалось в других отраслях законодательства и являлось

безусловным освобождением для освобождения от ответственности.

Учитываются обстоятельства непреодолимой силы и в случае предоставления

налогоплательщику отсрочки (рассрочки) в уплате налогов и сборов.

Налоговое правонарушение, совершенное вследствие стихийного бедствия или

других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, чаще всего может

выражаться в форме бездействия:1 неисполнения соответствующей налоговой

обязанности, например нарушение срока постановки на учет в налоговом

органе (ст. 116 НК), непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК),

нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в

банке (ст. 118 НК).

o Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения,

налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его

совершения в состоянии, при котором индивид не мог отдавать себе отчета в

предпринимаемых действиях или руководить ими вследствие болезненного

состояния.

o Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам

применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом

или другим уполномоченным государственным органом или их должностными

лицами в пределах их компетенции. Впервые в налоговом законодательстве

среди обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового

правонарушения, названы не соответствующие закону указания и разъяснения

налоговых органов, в результате выполнения которых налогоплательщиком или

налоговым агентом было нарушено налоговое законодательство.

9. Установлены положения, смягчающие ответственность

налогоплательщика1.

Согласно ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность

лица, совершившего налоговое правонарушение, признаются:

o совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных

обстоятельств;

o совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу

материальной, служебной или иной зависимости;

o иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими

ответственность.

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика,

не является закрытым, поскольку существует возможность смягчения

ответственности в следствие каких-то иных обстоятельств, что предусмотрено

п. 3 ст. 112 НК РФ.

10. Установлены обстоятельства, отягчающие ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение

налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за

аналогичное правонарушение:

o аналогичными могут быть признаны правонарушения, которые квалифицируются

по одной и той же статье, а если статья содержит несколько пунктов – то

по одному и тому же пункту;

o аналогичными могут быть признаны правонарушения, которые имеют общие

квалифицирующие признаки, либо сходный характер действий виновного лица.

Определение аналогичности данного и ранее совершенных правонарушений

остается неоднозначным. В силу неясности этого момента, толкование этих

норм может быть окончательно разрешено только арбитражной практикой.

Обстоятельства, смягчающие или отягощающие ответственность за

совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются

им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке,

установленном ст. 114 НК РФ. Соответственно, налоговые органы не могут

самостоятельно увеличивать или уменьшать размеры штрафных санкций, такие

полномочия остались только у судов. Бремя доказательства в суде факта

смягчающих ответственность обстоятельств ложится на обвиняемое лицо, а

отягчающих ответственность – на налоговые органы.

11. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо,

совершившее противоправное деяние умышленно или

по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо

осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), и желало,

либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий

(бездействия).

Неосторожность при совершении налогового правонарушения имеет место,

если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих

действий (бездействия), либо вредный характер последствий, возникших

вследствие этого, хотя должно было и могло это осознавать1.

12. Понятие явка с повинной предусматривает освобождение от наказания

лица, уклонившегося от налогообложения, если им добровольно исправлены

фальшивые данные или восполнена недостающая информация. Но освобождение от

наказания невозможно, если в этот момент на предприятии уже осуществляется

налоговая ревизия или преступление уже раскрыто.

Налогоплательщик может попадать под налоговую амнистию, если он

совершил налоговой нарушение неумышленно, по небрежности и добровольно

заявил в налоговый орган о совершенном им нарушении и готовности принять

все возможные меры по ликвидации последствий этого нарушения. Решение о

применении налоговой амнистии принимается руководителем налогового органа

по месту учета лица на основании рассмотрения всех обстоятельств дела2.

Меры ответственности за налоговые правонарушения.

Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является

налоговая санкция. Сущность налоговых санкций законодательно пояснена в

статье 114 НК РФ.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных

взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных соответствующими статьями

НК.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства

размер штрафа подлежит уменьшению не менее, чем в два раза по сравнению с

размером, установленным за совершение данного налогового правонарушения.

При наличии обстоятельств, отягощающих вину налогоплательщика, размер

штрафа увеличивается на 100%. При совершении одним лицом двух и более

налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое

правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более

строгой.

Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику за повлекшее

задолженность нарушение законодательства, подлежит перечислению с его

счетов только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и

соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским

законодательством РФ.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном

порядке.

При применении налоговых санкций не действует принцип поглощения менее

строгой санкции более строгой санкцией.

Пеня определяется как денежная сумма, которую налогоплательщик и

налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налога

или сбора в более поздние по сравнению с установленными законодательством о

налогах и сборах сроки. Пеня за нарушение сроков уплаты налогов отнесена

Налоговым кодексом не к налоговым санкциям, а к одному из способов

обеспечения исполнения налоговых обязательств.

Пени не являются мерами ответственности за налоговые нарушения, а

представляют собой дополнительный платеж1 как компенсацию потерь

государственной казны в результате недополучения в срок налоговых сумм2.

Пени могут быть принудительно взысканы независимо от применения мер

ответственности. Принудительное взыскание пеней производится с физических

лиц в судебном порядке, а с юридических лиц – в бесспорном порядке.

Размер процентной ставки пени равен одной трехсотой действующей в это

время ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,1% в

день. Пени могут быть принудительно взысканы из денежных средств

налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества в

порядке, установленном ст. 46-48 кодекса.

В НК РФ наряду с составом налоговых правонарушений установлены меры

ответственности за их совершение (гл. 16 НК РФ).

5.1.2. Виды налоговой ответственности

и применяемые санкции.

Ответственность за нарушение

срока подачи заявления на учет в налоговом органе.

Нарушение срока подачи заявления на учет в налоговом органе при

отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренных п. 2 ст.

116 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб., а нарушение срока

подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90

дней влечет взыскание штрафа в размере 10000 руб.

Пропуск срока постановки на учет не является длящимся правонарушением.

Правонарушение считается оконченным с момента истечения срока подачи

заявления либо с момента истечения 90 дней после пропуска указанного срока.

С этого же времени начинается течение срока давности взыскания санкций.

Истечение срока влечет невозможность взыскания налоговой санкции. Надо

отметить, что в соответствии со ст. 115 НК РФ налоговые органы могут

обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее 6 месяцев

со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего

акта.

Особое внимание следует обратить на то, что все сроки в ст. 116 НК РФ

установлены в календарных днях. Согласно ст. 6.1 НК РФ течение срока,

исчисляемого днями, начинается на следующий день после календарной даты или

наступления события, которыми определено его начало. Действие, для которого

установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. В

случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем

окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Поэтому,

если часть срока приходится на праздничные и выходные дни и прием

документов для постановки на учет осуществляется не ежедневно, подать

заявление в установленный срок сложно. Для избежания пропуска

соответствующих сроков имеет смысл направлять заявления и прилагающиеся к

нему документы по почте заказным письмом. В этом случае днем подачи

заявления будет считаться день сдачи почтового отправления в отделение

связи.1

Срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

исчисляется с момента регистрации юридического лица или индивидуального

предпринимателя, а не с момента выдачи свидетельства о регистрации.

Поэтому при возникновении спора должны быть исследованы сроки выдачи

свидетельства о государственной регистрации2.

Для привлечения к ответственности за не постановку на учет по месту

нахождения обособленного подразделения налогоплательщика или принадлежащего

налогоплательщику имущества налоговый орган должен доказать наличие

основания постановки на налоговый учет. Следует помнить, что факт наличия у

организации обособленного подразделения устанавливается не на основании

учредительных документов, а по факту наличия стационарных рабочих мест и

осуществления деятельности. Если такие доказательства не представлены,

привлечение к ответственности неправомерно. Если налогоплательщик по одному

из предусмотренных ст. 83 НК РФ оснований встал на налоговый учет в

конкретном налоговом органе, на него не может быть возложена обязанность

повторно вставать на налоговый учет в том же самом налоговом органе по

предусмотренному в указанной статье основанию. И приобретая несколько

объектов недвижимости или транспортных средств на территории, находящейся в

пределах юрисдикции одной налоговой инспекции, налогоплательщик не может

быть привлечен к ответственности по ст. 116 НК РФ отдельно по каждому

объекту. Одним словом, если организация приобретает 8 объектов недвижимости

вне места её нахождения, необходимо подать в налоговый орган по месту

нахождения указанных объектов заявление о постановке на налоговый учет.

Если организация своевременно этого не сделала, она может быть оштрафована

на 5000 руб., но не на 40000 руб.

Ответственность

за уклонение от налогового учета.

Правонарушения, предусмотренные ст. 117 НК РФ, уклонение от постановки

на учет в налоговом органе, и ст. 116 НК РФ, нарушение срока постановки на

учет в налоговом органе, тесно связаны между собой. Поэтому следует

различать сферу действия этих статей.

Ст. 117 НК РФ ужесточает ответственность за уклонение от налогового

учета и вводит прогрессивную систему штрафных санкций (в зависимости от

срока деятельности плательщика, осуществленной без постановки на учет).

Согласно этой статье (ст.117 НК РФ) ведение деятельности организацией или

индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе

влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение

указанного времени, но не менее 20 тыс. руб. Ведение деятельности

организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в

налоговом органе более 3 месяцев влечет взыскание штрафа в размере 2 %

доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90

дней.

Попытаемся разграничить сферу действия ст. 116 и ст. 117 НК РФ.

Сущность нарушения, предусмотренного ст. 116 НК РФ, - не совершение в

срок определенных действий, в ст. 117 НК РФ, напротив, указано на

неправомерное осуществление деятельности.

Действие ст. 117 НК РФ распространяется не на всех налогоплательщиков,

а лишь на организации и индивидуальных предпринимателей. Причем к

индивидуальным предпринимателям причисляются физические лица,

зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие

предпринимательскую деятельность без образования юридического лиц, частные

нотариусы, частные охранники, частные детективы. В эту категорию включаются

физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без

образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве

индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского

законодательства (ст. 11 НК РФ и комментарий к ней).

В ст. 116 НК РФ указано на правонарушение, совершаемое в определенный

момент времени, и установлен фиксированный размер штрафа. В ст. 117 НК РФ

предусмотрена ответственность за длящееся правонарушение, которое считается

совершенным в момент начала осуществления деятельности без постановки на

налоговый учет и продолжается по мере её ведения, а размер штрафа в данном

случае зависит от доходов, полученных в результате деятельности.

Кроме того, законодатель неслучайно использует термин «деятельность»

вместо термина «предпринимательская деятельность», что расширяет круг

операций, подпадающих под действие данной статьи. А так как ст. 117 не

классифицирует слово «деятельность», следовательно, в данном случае имеется

в виду любая форма активности организации (предпринимателя). Ст. 117 НК РФ

устанавливает ответственность за деятельность, которая может приносить

доход, хотя получение дохода не является обязательным условием. Для оценки

доходов, полученных в период осуществления деятельности без постановки на

учет в налоговом органе, могут быть использованы косвенные методы,

предусмотренные подпунктом 7 п. 1 ст. 31 НК РФ. В силу неоднозначности

понятия «доход» в существующей нормативно-правовой базе оно может быть

применено как в значении прибыли (как чистого дохода), так и в значении

выручки (как валового дохода). Возможность обоих подходов следует из ст. 41

ст. 42, регламентирующих принципы определения доходов в России и за её

пределами.

Исчисление же срока, в течение которого субъект предпринимательства

уклонялся от постановки на налоговый учет, начинается с момента совершения

первого активного действия в качестве организации или предпринимателя и

заканчивается датой постановки на налоговый учет; аналогичное правило

подсчета срока применяется, если в промежутке между вышеуказанными датами

налоговый орган самостоятельно обнаруживает нарушение правил постановки на

налоговый учет и документально фиксирует их.

Часто возникает вопрос: могут ли применяться меры ответственности,

предусмотренные ст. 116 и ст. 117 НК РФ, одновременно? Привлечение

налогоплательщика к ответственности одновременно по ст.116 и ст. 117 НК РФ

неправомерно, поскольку диспозиция ст. 116 поглощается диспозицией ст. 117,

и, соответственно , происходит привлечение к ответственности дважды за одно

и то же правонарушение. Привлечение налогоплательщика одновременно к

ответственности за осуществление деятельности без постановки на налоговый

учет и за неуплату (неполную уплату) налогов противоречит принципу

однократности ответственности, так как неуплата налогов является следствием

противоправного деяния (уклонения от регистрации).

Налоговые органы, привлекая налогоплательщика к ответственности по ст.

117 НК РФ, должны доказать:

o наличие обязанности по постановке на налоговый учет;

o факт неисполнения налогоплательщиком этой обязанности;

o факт осуществления налогоплательщиком деятельности;

o размер доходов, полученных в результате такой деятельности (если доказан

факт осуществления деятельности, но не установлен размер доходов,

налогоплательщик может быть оштрафован на 20 тыс. руб.).

При невыполнении данной обязанности привлечение к ответственности

становится невозможным.

К сожалению, ст.117 НК РФ сформулирована недостаточно корректно, что

порождает неоднозначность в её толковании. Проблема заключается в

противоречии между описанием правонарушения и мерой ответственности. В

соответствии с п. 1 ст. 117 НК РФ ведение деятельности организацией или

индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе

влечет взыскание штрафа. Санкция п. 2 ст. 117 НК РФ сформулирована таким

образом, что ответственность за осуществление деятельности без постановки

на налоговый учет наступает только спустя 90 дней после истечения срока

исполнения обязанности постановки на учет. Если данное правонарушение

обнаружено спустя 100 дней с момента истечения срока постановки на

налоговый учет, штраф можно взыскать только за период, превышающий 90 дней,

т. е. за 10 дней. В комментариях к НК РФ С. Д. Шаталов предлагает в таких

случаях привлекать к ответственности одновременно по п.1 и 2 ст. 117 НК РФ,

что не бесспорно и может послужить основой для построения защиты в суде.

Кроме того, из текста ст. 117 НК РФ однозначно не следует, что

взыскание штрафа может производиться как в случае не постановки на

налоговый учет по месту регистрации, так и по месту осуществления

деятельности через обособленное подразделение. Однако именно такое

толкование данной статьи наиболее верно из чего следует:

во-первых, штраф по ст. 117 НК РФ может взиматься даже в том случае,

если организация встала на налоговый учет по месту государственной

регистрации, но не встала на учет по месту осуществления деятельности через

обособленное подразделение;

во-вторых, размер взыскиваемого штрафа в этом случае определяется не

из дохода, полученного всей организацией, а только на основании доходов,

полученных в результате осуществления деятельности через обособленное

подразделение за соответствующий период.

Налоговые органы не могут предъявлять иск о принудительной постановке

налогоплательщика на налоговый учет, поскольку такое право не предоставлено

законом. При обнаружении факта уклонения от постановки налогоплательщика на

учет налоговый орган имеет право (но не обязанность) потребовать, на

основании ст. 31 НК РФ, устранить обнаруженные нарушения, а

налогоплательщик обязан выполнить данное требование.

Ответственность за не предоставление информации об открытии и закрытии

банковских счетов налогоплательщиков.

В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны сообщать

налоговым органам об открытии и закрытии своих банковских счетов.

Аналогичная обязанность сообщать о вновь открытых счетах налогоплательщиков

предусмотрена в ст.86 НК РФ и для банков.

Нарушение налогоплательщиком установленного Кодексом срока

представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им

счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.

(ст.118 НК РФ). В соответствии с данной статьей к ответственности могут

быть привлечены организации и предприниматели, но не физические лица, так

как ст.23 НК РФ освобождает их от обязанности сообщать в налоговые органы

об открытии, наличии или закрытии банковских счетов.

Ответственность

за не представление налоговой декларации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты