Рефераты

Налоговые правонарушения в России

Согласно ст.119 НК РФ, непредставление налогоплательщиком в

установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета,

влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащего уплате

(доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со

дня, установленного для её представления, но не более 30% указанной суммы и

не менее 100 руб.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый

орган в течение более 180 дней по истечении срока, установленного

законодательством о налогах, влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы

подлежащего уплате налога и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе

этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Нарушение правил составления налоговой декларации выражается в

несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов

налогоплательщика, источников доходов, исчисленной суммы налога и/или

других данных, связанных с исчислением и уплатой налога, влечет взыскание

штрафа в размере 3 тыс. руб. Нарушение правил составления налоговой

декларации, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, влекут

взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.

Ответственность за нарушение правил

учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Ст. 120 НК РФ определяет сущность грубых нарушений правил учета

доходов и расходов и объектов налогообложения, ответственность за их

совершение.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов

налогообложения понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур

или регистров бухгалтерского учета, систематическое (2 раза и более в

течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на

счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных

средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых

вложений налогоплательщика.

Согласно статье 120 НК РФ, грубое нарушение организацией правил учета

доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния

совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в

размере 5 тыс. руб. Те же деяния, если они совершены в течение более одного

налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 15 тыс. руб. Те же

деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа

в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

Ответственность за нарушения, связанные с неуплатой налога.

В качестве основной формы исполнения обязанности по уплате налога

(сбора) Налоговым кодексом РФ предусматривается добровольная уплата налога

(сбора), а в случае неисполнения или ненадлежащего (несвоевременного)

исполнения указанной обязанности НК РФ допускается и принудительное

исполнение установленной обязанности. Обязанность по уплате налога должна

быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1, 2, 5 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты

налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется

принудительно путем обращения взыскания на денежные средства

налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по

решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета

налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и

перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со

счетов налогоплательщика. Взыскание налога может производиться с рублевых

расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика, за

исключением ссудных и бюджетных счетов. Взыскание сумм налогов (сборов),

неуплаченных в предусмотренный срок, может быть произведено только на

основании решения налогового органа.

Ст. 47 НК РФ наделяет налоговый орган правом при недостаточности или

отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика взыскать налог за

счет иного имущества налогоплательщика, в пределах сумм, указываемых в

требованиях об уплате налога, и с учетом сумм, взысканных в денежной форме.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации

производится по решению руководителя налогового органа путем направления в

течение 3 дней с момента вынесения такого решения соответствующего

постановления судебному приставу – исполнителю для исполнения в порядке,

предусмотренном ФЗ «Об исполнительном производстве» от 21.07.97 № 119-ФЗ.

Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-

организации должно содержать, в том числе, дату принятия, номер,

резолютивную часть, дату вступления в силу решения руководителя налогового

органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации.

Ст.122 регламентирует сущность и санкции за нарушения, связанные с

неуплатой или неполной уплатой сумм налога. Согласно данной статье,

неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой

базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных

действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от

неуплаченных сумм налога. Неуплата или неполная уплата сумм налога в

результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления

налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную

границу РФ, влекут взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы

налога. Соответственно, если подобные деяния совершены умышленно, то они

влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченных сумм налога.

Неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм налога,

подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание

штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

До недавнего времени довольно противоречиво решался вопрос о

возможности одновременного привлечения к ответственности по п. 3 ст. 120 и

по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ. По данному вопросу суды высказывали

прямо противоположные точки зрения1. Арбитражная практика выработала три

варианта решения:

o одновременное привлечение к ответственности по указанным статьям

возможно;

o одновременное привлечение к ответственности по указанным статьям

неправомерно;

o у суда отсутствует твердая позиция по указанному вопросу.

Проблема была разрешена в постановлении Пленума Высшего Арбитражного

суда РФ от 28.02.01 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой

Налогового кодекса РФ». В нем указано, что п. 2 ст. 108 Кодекса закрепляет

принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение

конкретного правонарушения.

В связи с этим при рассмотрении споров, связанных с привлечение

организации-налогоплательщика к ответственности за грубое нарушение правил

учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее

занижение налоговой базы, судам необходимо применять ответственность,

установленную п. 3 ст. 120 НК РФ.

Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную

уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, чем указано в абзаце

третьем п. 3 ст. 120 НК РФ, организация- налогоплательщик несет

ответственность, предусмотренную ст. 122 НК РФ.

В случае обнаружения самим налогоплательщиком недоплаты налога он

должен подать исправленную декларацию и доплатить налог. Если же он уплатил

только недостающую сумму налога, но не уплатил пени, с него может быть

взыскан штраф на основании ст. 122 НК РФ со всей суммы недоплаченного

налога.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую

налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм

налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным

законодательством о налогах и сборах сроки. Таким образом, пеня является

компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения

налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога1. Сумма

соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм

налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения

исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер

ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения

обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за

установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или

сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от

неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается

равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога

является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику

требования об уплате налога. Согласно ст. 69, 70 НК РФ оно представляет

собой адресованное налогоплательщику письменное извещение по установленной

Министерством РФ по налогам и сборам форме о неуплаченной сумме налога, а

также об обязанности уплатить в срок неуплаченную сумму налога и

соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется

налогоплательщику не позднее 3 месяцев после наступления срока уплаты

налога, если иное не предусмотрено НК РФ и содержит:

o сведения о сумме задолженности по налогу,

o размер пеней, начисленных на момент направления требования,

o срок уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах,

o срок исполнения требования,

o меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате

налога, которые применяются в случае неисполнения требования

налогоплательщиком.

Согласно ст. 87, 88 НКРФ налоговые органы проводят камеральные и

выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Подпункт 6 п. 1 ст. 23 НК

РФ обязывает налогоплательщика не препятствовать деятельности должностных

лиц налоговых органов при исполнении своих обязанностей, а ст. 31 НК РФ

наделяет налоговые органы правом обследования помещений, используемых

налогоплательщиком для получения дохода.

Ст. 124 НК РФ регламентирует ответственность налогоплательщика

(налогового агента) за препятствия, чинимые сотрудникам налоговых органов

при исполнении ими служебных обязанностей. Этой же статьей предусмотрено,

что незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового,

таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда,

проводящего налоговую проверку в соответствии с законодательством, на

территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента, влечет

взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.

Ст. 77 НК РФ определяет, что в качестве меры обеспечения решения о

взыскании налога и при наличии оснований полагать, что налогоплательщик

скроет свое имущество от налоговых органов, может быть применена такая

мера, как арест. А согласно ст. 125 НК РФ, несоблюдение установленного

порядка владения, пользования и или распоряжения имуществом, на которое

наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.

Согласно ст. 128 НК РФ неявка либо уклонение от явки без уважительных

причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве

свидетеля влекут взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Неправомерный отказ

свидетеля от дачи показаний, а равно и дача ложных показаний влекут

взыскание штрафа в размере 3 тыс. руб.

Непосредственно после окончания проверки составляется справка об

окончании выездной налоговой проверки, в которой указываются предмет

проведенной проверки и сроки её проведения. Затем в срок, не превышающий

двух месяцев со дня составления справки об окончании проверки, составляется

акт проверки.

В соответствии с п. 5 ст. 101 НК РФ возражения по результатам проверки

могут быть поданы налогоплательщиком в течение 2-недельного срока со дня

получения экземпляра акта проверки. Согласно ст. 137 НК РФ каждый

налогоплательщик имеют право обжаловать акты налоговых органов

ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц, если по

мнению налогоплательщика такие акты, действия или бездействие нарушают их

права.

Ответственность за нарушения, совершаемые банками

в части функций агентов правительственного контроля.

Нарушения, совершаемые банками в части функций агентов

правительственного контроля и, соответственно, санкции за них, установлены

статьями 132-136 НК РФ.

Ст. 132 НК РФ устанавливает ответственность за нарушение банком

порядка открытия счета налогоплательщику. Открытие банком счета организации

или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о

постановке на учет в налоговом органе, а равно и открытие счета при наличии

у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам

этого лица, влекут взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. Не сообщение

банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета

организацией или индивидуальным предпринимателем влечет взыскание штрафа в

размере 20 тыс. руб.

Ст. 133 НК РФ устанавливает ответственность за нарушение срока

исполнения поручения о перечислении налога или сбора. Нарушение банком

установленного НК РФ срока исполнения поручения налогоплательщика

(плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора

влечет взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБР, но не

более 0,2% за каждый день просрочки.

Ст. 134 НК РФ устанавливает ответственность за нарушение, выразившееся

в неисполнении банком решения налогового органа о приостановлении операций

по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, что

влечет за собой взыскание штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в

соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или

налогового агента, но не более суммы задолженности.

Ст. 135 НК РФ устанавливает ответственность за неисполнение банком

решения о взыскании налога и сбора, а также пени, что влечет за собой

взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБК, но не более

0,2% за каждый день просрочки.

Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных

средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового

агента, в отношении которых в соответствии со ст. 46 НК РФ в банке

находится инкассовое поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в

размере 30% не поступившей в результате таких действий суммы.

5.2. Налоговый контроль как способ борьбы

с налоговыми правонарушениями

Одним из методов борьбы с налоговыми правонарушениями может служить

налоговый контроль.

20 июля 1998 г. принят Федеральный закон № 116-ФЗ «О государственном

контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически

получаемым физическими лицами доходам». В нем определено, что

государственному контролю подлежит соответствие крупных расходов доходам

физических лиц, приобретающих в собственность имущество, а также лиц,

оказывающих финансовое содействие другим лица в приобретении указанного

имущества. В случае нарушения установленного порядка подачи декларации на

физическое лицо в соответствии с Федеральным законом мог быть наложен штраф

административный штраф в размере до 100-кратной величины минимального

размера оплаты труда.

В настоящее время указанный контроль осуществляется на основании

статей 86 – 86 НК РФ. В соответствии с указанными нормами налоговому

контролю подлежат совершаемые сделки физических лиц – резидентов Российской

Федерации по приобретению определенного имущества:

o недвижимости, за исключением многолетних насаждений;

o механических транспортных средств, не относящихся к недвижимому

имуществу;

o акций открытых акционерных обществ, государственных и муниципальных

ценных бумаг, а также сберегательных сертификатов;

o культурных ценностей;

o золота в слитках.

Налоговый контроль за расходами физического лица производится

должностными лицами налогового органа посредством получения информации от

организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию сделок с

этим имуществом, а также регистрацию прав на это имущества. Целью

налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых

правонарушений (в том числе и налоговых преступлений), а также привлечение

к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство1.

Налоговый кодекс РФ в первой части регламентирует процедуру проведения

налоговой проверки и привлечения к налоговой ответственности

налогоплательщиков и налоговых агентов по ее результатам. Практическое

осуществление контроля обеспечивается нормой, содержащейся в п. 7 ст. 86.2

НК РФ, согласно которой непредставление организацией или уполномоченным

лицом соответствующей информации признается налоговым правонарушением и

влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в

пределах своей компетенции.

Формы налогового контроля.

o Налоговые проверки (камеральные и выездные).

o Получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и

плательщиков сборов.

o Проверка данных учета и отчетности.

o Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода

(прибыли).

o Другие формы налогового контроля, предусмотренные НК РФ.

Камеральные и выездные налоговые проверки.

Камеральные проверки проводятся по месту нахождения налогового органа.

Основание - налоговые декларации и документы, представленные

налогоплательщиком (ст. 89 НК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 88 НК РФ проводить проверку можно без специального

решения, в соответствии со своими служебными обязанностями.

Цель камеральной проверки – выявить и устранить ошибки , допущенные в

декларации. В функции камеральной проверки не входит обязательная фиксация

тех налоговых правонарушений, которые не связаны с ошибками в декларации.

Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня

представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов,

служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

При выявлении ошибок в заполнении документов или противоречия между

сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается

налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в

установленный срок. НК РФ прямо не определяет форму сообщения

налогоплательщику о допущенных им нарушениях, что по разному оценивается

судами1 в случае подачи искового заявления.

Привлечение налогоплательщиков и налоговых агентов к ответственности

за налоговые правонарушения при камеральной проверке несколько противоречит

сущности этой проверки. Ведь именно налоговый орган осуществляет контроль

за правильностью заполнения налоговых деклараций в целях выявления ошибок и

информирование налогоплательщиков и налоговых агентов о правилах заполнения

деклараций и необходимости исправления ошибок, допущенных ими как при

исчислении и уплате налогов, так и при заполнении деклараций. Ст. 88 НК РФ

не содержит упоминания о том, что по результатам камеральной налоговой

проверки может быть составлен акт, на основании которого может быть начата

процедура привлечения налогоплательщика к ответственности. Это дает

основание полагать, что выявленные при камеральной проверке ошибки и

расхождения могут квалифицироваться как технические ошибки. Иными словами,

налогоплательщик добросовестно представил все данные, но при заполнении

налоговой декларации допустил арифметические или другие непреднамеренные

ошибки, возможно, повлиявшие на результат. Учитывая, что позиция

законодателя по этому вопросу выражена не достаточно внятно, любая

кассационная инстанция вправе применить норму ст. 3 НК РФ: все неустранимые

сомнения и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в

пользу налогоплательщика.

Выездные налоговые проверки проводятся на основании решения

руководителя налогового органа. Она может проводиться по одному или

нескольким налогам и не может продолжаться более 2-х месяцев 9в

исключительных случаях срок проведения выездной налоговой проверки может

быть продлен вышестоящим налоговым органом до 3-х месяцев. При проведении

выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и

представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на

проведение проверки каждого филиала и представительства. По окончании

выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной

проверке, в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения.

Справка о проведении выездной налоговой проверки имеет следующее

процессуальное значение:

o во-первых, с момента ее составления исчисляется срок для оформления

результатов выездной налоговой проверки в форме акта налоговой проверки

(п. 1 ст. 100 НК РФ);

o во вторых, она является свидетельством проведения выездной налоговой

проверки налогоплательщика или налогового агента по конкретным налогам за

определенный налоговый период, что по общему правилу исключает повторную

налоговую проверку по одним и тем же налогам за один и тот же период

(кроме случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией

или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым

органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа,

проводившего проверку (часть 3 ст. 87 НК РФ).

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки

руководитель налогового органа выносит решение либо о привлечении

налогоплательщика или налогового агента к налоговой ответственности, либо

об отказе в привлечении к ответственности. А при отсутствии оснований для

отказа от привлечения к ответственности, руководитель налогового органа

принимает решение о проведении дополнительных мероприятий налогового

контроля.

Права и обязанности налоговых органов

при осуществлении контроля.

Для осуществления контроля налоговые органы имеют право:

o Требовать от налогоплательщика или агента документы по формам,

установленным государственными органами и органами местного

самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов,

а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления

и своевременность уплаты налогов;

o Производить выемку документов при проведении налоговых проверок у

налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о

совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные

основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты,

изменены или заменены;

o Вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы

налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи

пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с налоговой

проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими

законодательства о налогах и сборах;

o Осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для

извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов

налогообложения независимо от места их нахождения производственные,

складские, торговые и иные помещения и территории, проводить

инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

o Контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их

доходам;

o Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов

и переводчиков;

o Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие

либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового

контроля;

o Создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.1

Материалы проверки рассматриваются руководителем налогового органа,

который выносит решение:

o О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за

совершение налогового правонарушения;

o Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за

совершение налогового правонарушения;

o О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Конкретные виды и размеры ответственности2 участников налоговых

отношений представлены в таблице № 2 (приложения к диплому) и определяются

в таких нормативных актах, как:

Закон РФ № 2118-1 от 27.12.1991 г. «Об основах налоговой системы РФ»

(ред. 21.07.1997 г. № 121-ФЗ);

Закон РФ от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах РФ»;

Кодекс об административных правонарушениях;

Уголовный кодекс;

Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.98.г. № 146-ФЗ.

Специфика норм НК РФ,

затрудняющих осуществление налогового контроля.

Однако следует заметить, что действующие нормы Налогового кодекса РФ

не могут заменить в полной мере предусмотренный контроль за финансовыми

операциями.

Во-первых, предусмотренный статьями 86.1 – 86.3 НК РФ контроль

охватывает только определенную группу физических лиц, в то время как

значительная часть финансовых операций, направленных на легализацию

преступных доходов, осуществляется через специально для этого созданных

юридических лиц. Не охватываются контролем также сделки физических лиц, в

том числе граждан России, проживающих в России в календарном году менее 183

дней. Однако, как показывает практика, именно эта категория физических лиц

оказывается часто вовлеченной в совершение преступлений международного

характера, в том числе связанных с отмыванием доходов, полученных

преступным путем.

Во-вторых, налоговому контролю подлежат сделки только с имуществом,

предусмотренным в п. 2 ст. 86.1 НК РФ. Таким образом, контролем не

охватываются операции с денежными средствами (платежи, передача в заем,

переводы), с ценными бумагами, ен указанными в п.п. 3 п. 2 ст. 86.1 НК РФ

(чеки, векселя, аккредитивы, облигации, коносаменты), валютными ценностями,

не указанными в п.п.5 п. 2 ст. 86.1 НК РФ.

В-третьих, законодатель не установил и минимальной цены сделки,

позволяющей сосредоточить контроль на относительно крупных сделках. Это

приводит к неоправданному увеличению объема информации, обработать которую

налоговые органы не в состоянии.

В-четвертых, контролируются сделки только по приобретению

определенного имущества. «Приобретение» можно рассматривать двояко. Таким

образом, значительная часть финансовых операций (размещение во вклад,

передача имущества в доверительное управление) остаются за рамками

контроля.

В-пятых, федеральным законодательством не установлена обязательная

нотариальная форма предоставления информации о купле-продаже культурных

ценностей. Это может служить поводом обойти п. 4 ст. 86.2 НК РФ,

возлагающий на нотариуса обязанность направить в налоговый орган по месту

своего нахождения информацию о купле-продаже культурных ценностей.

Заключение

Если гражданина или предпринимателя любой страны мира спросить,

доволен ли он действующей в его стране налоговой системой, вряд ли он

ответит утвердительно. А ответ россиянина, скорее всего, будет

сопровождаться отрицательными эмоциями.

Действующая ныне система налогообложения была введена в 1991-1992 гг.

К этому периоду собственной налоговой теории как таковой в РФ не

существовало. У истоков налоговых законов в 1981-1992 гг. стояли

иностранные специалисты, плохо знающие реальные условия России, её

бухгалтерский учет, состояние общественной «налоговой морали». Недаром

международный эксперт М. Хадсон заметил, что «Российская налоговая система

сейчас стимулирует биржевые спекуляции, а не производство…»

Принятые в 1991 году налоговые законы, были подготовлены в течение

ограниченного времени и не отличались глубиной проработки. Специалисты же

Министерства финансов РФ, государственной налоговой службы, которые

проходили в целях повышения квалификации стажировки в Дании, Голландии,

ФРГ, как правило, были подготовлены в течение ограниченного времени и не

отличались глубиной проработки.

В работе исследованы основные причины налоговых правонарушений,

выявить и выделены тенденции, наблюдаемые в развитии налоговых

правонарушений. Используемые источники позволяют сделать вывод, что данная

проблема актуальна и неустанно изучается как экономистами, так и юристами.

Наиболее интересные предложения и направления работы в этой области

приведены в работе. К сожалению, многие из них носят чисто декларативный

характер.

Но налоги – это одна из самых формализуемых частей общественных

договоренностей. Если налоги платятся неохотно и их собираемость невелика,

значит, налогоплательщики считают, что сумма, которую они должны отдать на

содержание государства, не соответствует его полезности. Собираемость

налогов в России далеко не полная, нелегальный бизнес составляет до 25%

ВВП.

Согласно ст. 57 Конституции РФ, конституционной обязанностью каждого

является платить законно установленные налоги и сборы. Невыполнение этой

обязанности несет в себе общественную опасность. В России же еще не

осознается вся тяжесть и антиобщественный характер неуплаты налогов,

деяния, вред от которого должен оцениваться не только ростом дефицита

бюджета, а также и тем, что подрываются основы самой рыночной экономики,

основы конкуренции, поскольку неплательщики заведомо ставятся в более

выгодное положение на рынке товаров и услуг. Бюджет и экономика страдают от

недостатка финансовых ресурсов, поэтому государство вынуждено увеличивать

ставки налога, расширять налоговую базу, прибегать к новым видам налогов,

что ведет страну в экономический тупик.

Переориентация главной функции налоговой системы с фискальной на

стимулирующую, подкрепленная мерами по организационно-методическому

совершенствованию деятельности самих налоговых органов, позволит без ущерба

для экономики в полной мере использовать налоговые рычаги государственного

регулирования для создания предпосылок экономического роста, притока

инвестиций, а также, соблюдению налоговой дисциплины. Все это, безусловно,

является надежным фундаментом стабильных поступлений в бюджет.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12

декабря 1993 г. // Российская газета.- 1993.- 25 дек.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1 от 31.07.98 г. № 146-ФЗ в

ред. ФЗ от 29.12.2001 г. № 190-ФЗ // СЗ РФ.- 1998.- № 31.- Ст. 3824;

2001.- № 53.

3. О бухгалтерском учете: ФЗ от 21.11.96 г. № 129-ФЗ в ред. ФЗ от

23.07.1998г. № 123-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 1996.- № 48.- Ст.

5369; 1998.- № 30.- Ст. 3619; 2002.- № 13.- Ст. 1179.

4. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным

путем: ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ в ред. от 30.10.2002 г. № 131-ФЗ //

Российская газета.- 2002.- 2 нояб.- № 209-210.

5. Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и

мерах по укреплению налоговой дисциплины: Указ Президента РФ от

08.05.1996 г. № 685 в ред. Указа Президента РФ от 25.07.2000 г. № 1358 //

СЗ РФ.- 1996.- № 20.- Ст. 2326; 2000.- № 31.- Ст. 3252.

6. О проведении налоговой амнистии в 1993 году: Указ Президента РФ от

27.10.1993 г. № 1773 // Российская газета.- 1993.- 2 нояб. (Указом

Президента РФ от 21.07.1995 г. № 746 настоящий Указ признан утратившим

силу).

7. О проведении профилактических мероприятий в отношении руководителей,

главных бухгалтеров, и других должностных лиц организаций недоимщиков:

Указ ФСНП России и МНС России от 19.12.2000 г. № 33/47: (Документ не

опубликован)

8. О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ:

Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.02.01 № 5 //

Экономика и жизнь.- 2001.- № 13.

9. О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного

законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов:

Постановление Пленума Верховного суда РФ от 04.07.97 г. № 8 // Российская

газета.- 1997.- 19 июля.

10. О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК

РФ: Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Внешнего Арбитражного Суда

РФ от 11.06.1999 г. № 4119 // Российская газета.- 1999.- 6 июля.

11. Привлекая налогоплательщика к ответственности за нарушение, совершенное

до введения в действие НК РФ, следует руководствоваться его положениями,

поскольку актам законодательства о налогах и сборах, смягчающим

ответственность за налоговые правонарушения, предана обратная сила:

Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.02.2002 г. № 5770/01 //

Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ.- 2002.- № 7.

12. Об ответственности налогоплательщика или налогового агента за

совершение налогового правонарушения: Письмо МНС РФ от 28.06.1999 г. № 02-

5-11/207 // Информационная база данных «Гарант».

13. Бюджетное послание на 2003 финансовый год Главы Республики Карелия

Законодательному Собранию Республики Карелия. // Карелия. – 2002. – 5

сент.

14. Балакирева М. Исполнение обязанности по уплате налога / М. Балакирева

// Финансы.- 2001. - № 7. – С.30-32.

15. Баяхчев В. Деньги грязи не боятся / В. Баяхчев, С. Приданов, В. Улейчик

// Закон. – 2001.- № 8.- С. 126-133.

16. Бланков А. Административная ответственность и правонарушения в сфере

предпринимательства / А. Бланков, И. Щеглова // Закон. – 2001. - № 9. –

С. 82-85.

17. Бобоев М. Налоговая политика России на современном этапе / М. Бобоев,

В. Кашин // Вопросы экономики. – 2002.-№ 7.- С.54-69.

18. Брызгалин А. Обратная сила налогового законодательства / А. Брызгалин

// Главбух.- 1999. - № 15.- С. 56-59.

19. Вестина М. Налоговое планирование как элемент финансовой политики

реструктурируемого предприятия / М. Вестина // Финансы.- 2002.- № 4.-

С.26-29.

20. Вильчур Н. Привлечение к ответственности за непостановку на налоговый

учет / Н. Вильчур // Бухгалтерский учет. – 2001. - № 21. – С. 68-72.

21. Воробьева В. Некоторые аспекты применения норм Налогового кодекса РФ /

В. Воробьева // Бухгалтерский учет. Приложение к журналу. – 2001. - № 21.

– С. 36-44.

22. Голомазова А. А. Налоговая ответственность. /А. А. Голомазова //

Бухгалтерский учет. –1999.- № 3.- С.49-56.

23. Гусева Т. За налоговые правонарушения – административная

ответственность / Т. Гусева // Финансы. – 2001. - № 12. – С. 38-40.

24. Иванов М. Нарушение правил налогового контроля / М. Иванов //

Бухгалтерский учет . – 2002. - № 22. - С. 33-34.

25. Кашин В. Налоговая доктрина и налоговое право / В. Кашин // Финансы.-

2001.-№7.-С. 27-29.

26. Кашин В. Налоговая политика России на современном этапе / В. Кашин //

Финансы. – 2002. - № 9. – С. 38-40.

27. Князев В. Международные проблемы налогообложения / В. Князев, А.

Савранский // Финансы..- 2002.- № 6.- С.77-78.

28. Козлов Н. Снижается ли налоговая нагрузка на производителей и граждан /

Н. Козлов, Н. Волкова // Российский экономический журнал. – 2002. - №

1. – С.93-94.

29. Константинов Г. Налоговая преступность в России: к истории вопроса / Г.

Константинов // Бухгалтерский учет. Приложение к журналу. – 2001. - № 20.

– С. 44-47.

30. Коровкин В. В. Подготовка к налоговой проверке / В. В. Коровкин, Г. В,

Кузнецова. – М.: Приор, 1995. – 144 с.

31. Лексин В. Общероссийские реформы и территориальное развитие / В. Лексин

// Российский экономический журнал. – 1999. - № 4.- С.53-60.

32. Масленникова А. Культура построения налоговой нормы. Проблемы и

перспективы / А Масленникова // Финансы. – 2002. - № 3. – С. 38-40.

33. Мирошник С. Проблемные вопросы субъективной стороны налогового

правонарушения / С. Мирошник // Государство и право. – 2002.- № 4.- С.48-

53.

34. Мясникова А. Налоги: принципы, функции, законодательство / А.

Мясникова // Государство и право. – 2002. - № 9. – С.49-56.

35. Никонов А. Камеральные налоговые проверки. /А. Никонов // Закон. –

2002.- № 6.- С.51-55.

36. Овчарова Е. Ответственность налогоплательщиков по результатам налоговых

проверок / Е Овчарова // Бухгалтерский учет. – 2002. - № 16. – С. 44.

37. Пепеляев С. Г. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие /

Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Инвест Фонд, 1995. – 496 с.

38. Песчанских Г. Способы противодействия налоговой преступности и теневому

обороту / Г. Песчанских // Вопросы экономики.-2002.-№ 1.-С.88-100.

39. Петров. Ю. Селективная финансовая политика: повышение собираемости

налогов, увеличение налогового потенциала и стимулирование развития

экономики / Ю. Петров // Российский экономический журнал.- 1999.- № 4.-С.

35-46.

40. Петрова Г. В. Налоговое право : Учебник для вузов / Г. В. Петрова. –

М.: Инфра-М, 1999. –271 с.

41. Попонова Н. Налоговые органы во Франции / Н. Попонова // Финансы. –

2002. - № 1. – С. 73-76.

42. Рашин А. Некоторые тенденции становления налоговой системы РФ на

современном этапе / А. Рашин // Государство и право.- 2002.- № 7.- С.82-

90.

43. Романовский М. В. Налоги и налогообложение / Под ред. М. В.

Романовского, О. В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2000. – 528 с.

44. Солопова Н. Налог на прибыль организаций. Налог на добычу полезных

ископаемых / Н. Солопова // Закон.-2002.-№1.-С.110-114.

45. Тропин Ю. Фискальные службы в Германии: опыт взаимодействия / Ю. Тропин

// Финансы. – 2002. - № 7. – С. 65-67.

46. Фролов С. Оптимизация налоговых платежей с помощью оффшоров / С. Фролов

// Бухгалтерский учет. – 2001. - № 23. – С. 47-51.

47. Фролов С. Расчеты по налогам в оффшорах / С. Фролов // Бухгалтерский

учет. – 2001. - № 24. – С. 49-51.

48. Черник Д. Налоги Швеции / Д. Черник // Финансы. – 2001. - № 3. – С. 24.

49. Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. – М.: БЕК, 1997. – 816 с.

50. Яни П. Некоторые странности экономической амнистии / П. Яни // Закон. –

2001. - № 9. – С.107-110.

51. Налоги: Словарь-справочник.- М.: Инфра-М, 2000, - 240 с.

Приложение № 1

Параметры налога

Параметры налога

Объект налогообложения

Налоговая база

Ставка налогообложения

Льготы по налогу

Источник уплаты налога

Сумма налога,

подлежащая уплате в бюджет

Налоговый период

Сроки уплаты налога

Санкции за неуплату

-----------------------

[1] Масленникова А. Культура построения налоговой системы. Проблемы и

перспективы. // Финансы. – 2002. - № 3. – С. 40.

[2] Солопова Н. Налог на прибыль организаций. Налог на добычу полезных

ископаемых. // Закон.-2002.№1.-С.114.

1 Константинов Г. Налоговая преступность в России: к истории вопроса //

Бухгалтерский учет. – 2001. - № 20. – С. 45.

1 Константинов Г. Налоговая преступность в России: к истории вопроса //

Бухгалтерский учет. – 2001. - № 20. – С. 45.

2 Там же. – С. 45.

1 Константинов Г. Налоговая преступность в России: к истории вопроса //

Бухгалтерский учет. – 2001. - № 20. – С. 46.

1 Лексин В. Общероссийские реформы и территориальное развитие // Российский

экономический журнал. – 1999. - № 4.- С. 53.

1 Кашин В. Налоговая политика России на современном этапе. // Финансы.-

2002.-№ 9.-С.38.

1 Кашин В. Налоговая доктрина и налоговое право // Финансы.- 2001.-№7.-

С.27.

1 Кашин В. Налоговая доктрина и налоговое право. // Финансы. – 2001. - № 7.-

С.28.

2 Черник Д. Налоги Швеции // Финансы. – 2001. - № 3. – С. 24.

3 Там же - С.28.

1 Рашин А. Некоторые тенденции становления налоговой системы РФ на

современном этапе // государство и право.- 2002.- № 7. – С. 89.

2 Попонова Н. Налоговые органы во Франции // Финансы. – 2002. - № 1. – С.

73.

1 Попонова Н. Налоговые органы во Франции // Финансы. – 2002. - № 1. – С.

73.

1 Кашин В. Налоговая доктрина и налоговое право. // Финансы. – 2001. - № 7.-

С.29.

1 Тропин Ю. Фискальные службы в Германии: опыт взаимодействия. // Финансы.-

2002.-№7.-С.65.

1 Тропин Ю. Фискальные службы в Германии: опыт взаимодействия. // Финансы.-

2002.-№7 -С.67.

[3] Песчанских Г. Способы противодействия налоговой преступности и теневому

обороту. // Вопросы экономики.- 2002. -.№ 1. - С. 94.

2 Песчанских Г. Способы противодействия налоговой преступности и теневому

обороту. // Вопросы экономики.-2002.- №1.-С97.

1 Петрова Г. Налоговое право. – М., 1999. – С. 28.

1 Рашин А. Некоторые тенденции становления налоговой системы РФ на

современном этапе // Государство и право.-2002.- № 7.- С. 90.

1 Козлов Н. Снижается ли налоговая нагрузка на производителей и граждан //

Российский экономический журнал. – 2002. - № 1. – С.93.

1 Брызгалин А. Обратная сила налогового законодательства // Главбух. –

1999. - № 15. – С. 58.

1 Козлов Н. Снижается ли налоговая нагрузка на производителей и граждан. –

С. 93.

1 Яни П. Некоторые странности экономической амнистии // Закон. – 2001. - №

9. – С.107.

1 Яни П. Некоторые странности экономической амнистии // Закон. – 2001. - №

9. – С. 109.

[4] Баяхчев В. Деньги грязи не боятся // Закон. – 2001.- №8.- С.127.

1 Баяхчев В. Указ. ст.- С.126.

1 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных

преступным путем» от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ

1 Кашин В. Налоговая доктрина и налоговое право. // Финансы.-2001.-№7.-

С.29.

1 Козлов Н. Снижается ли налоговая нагрузка на производителей и граждан. –

С. 93.

1 Масленникова А. Культура построения налоговой нормы. Проблемы и

перспективы. // Финансы. – 2002.- № 3. – С. 40.

1 Булатов А. Экономика. – М., 1997. С. 522.

1 Фролов С. Оптимизация налоговых платежей с помощью оффшоров //

Бухгалтерский учет. – 2001. - № 23. – С. 47.

1 Фролов С. Расчеты по налогам в оффшорах // Бухгалтерский учет. – 2001. -

№ 24. – С. 49.

1 Вестина М. Налоговое планирование как элемент финансовой политики

реструктурируемого предприятия // Финансы..- 2002.- №4.- С.26.

[5] Князев В. Международные проблемы налогообложения. // Финансы.- 2002.-№

6.-С.77.

1 Мясникова А. Налоги: принципы, функции, законодательство// Государство и

право.- 2002. - № 9.- С.52.

2 Там же . – С.56.

1 Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от

27.12.91 г. п. 2, ст. 13.

1 Гусева Т. За налоговые правонарушения – административная ответственность

// Финансы. – 2001. - № 12. – С. 40.

2 Письмо ВАС РФ от 31.05.94 г. № С1-7/ОП-370 «Обзор практики разрешения

арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения

ответственности за нарушение налогового законодательства».

3 Постановление Пленума Верховного суда РФ от 04.07.97 г. № 8 «О некоторых

вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства

об ответственности за уклонение от уплаты налогов», п. 6.

1 Постановление Пленума Верховного суда РФ от 04.07.97 г. № 8 «О некоторых

вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства

об ответственности за уклонение от уплаты налогов», п.10.

2 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ, ч. 4 ст. 7.

3 Об ответственности налогоплательщика или налогового агента за совершение

налогового правонарушения: Письмо МНС РФ от 28.06.1999 г. № 02-5-11/207

1 Мирошник С. Проблемные вопросы субъективной стороны налогового

правонарушения // Государство и право.- 2002. - № 4.-С.51.

1 О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК

РФ: Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Внешнего Арбитражного Суда

РФ от 11.06.1999 г. № 4119.

1 Бланков А. Административная ответственность и правонарушения в сфере

предпринимательства // Закон. – 2001. - № 9. – С. 85.

2 Петрова Г. Налоговое право. – М., 1999. – С. 69.

1 Постановление Конституционного суда РФ от 17.12.96 г. № 20-П «По делу о

проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона РФ

от 24.06.93 г. «О федеральных органах налоговой полиции» п. 5.

2 Голомазова А. А. Налоговая ответственность. // Бухгалтерский учет. –

1999. - № 3. – С.54.

1 Вильчур Н. Привлечение к ответственности за непостановку на налоговый

учет // Бухгалтерский учет. – 2001. - № 21. – С. 70.

2 Воробьева В. Некоторые аспекты применения норм Налогового кодекса РФ //

Бухгалтерский учет. – 2001. - № 21. – С. 37.

1 Балакирева М. Исполнение обязанности по уплате налога // Финансы. – 2001.

- № 7. – С. 30.

1 Голомазова А. А. Налоговая ответственность //Бухгалтерский учет. – 1999.

- № 3. – С. 50.

1 Овчарова Е. Ответственность налогоплательщиков по результатам налоговых

проверок. // Бухгалтерский учет. – 2002. - № 16. – С. 44.

1 Никонов А. Камеральные налоговые проверки // Закон. – 2002.- № 6.- С.51-

55.

1 Иванов М. Нарушение правил налогового контроля // Бухгалтерский учет . –

2002. - № 22. - С. 33.

2 Иванов М. Нарушение правил налогового контроля // Бухгалтерский учет . –

2002. - № 22. - С. 33-34.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты