Рефераты

Нормативное регулирование перемещения через таможенную границу транспортных средств

документов и передача их должностному лицу таможенного органа для проверки;

4) проверка наличия в регистрационных документах ограничений,

установленных таможенным органом, на использование транспортного средства

(при наличии указанных ограничений - проверка правомочности использования

транспортного средства данным лицом). В совместном Разъяснении ГТК РФ, ГАИ

РФ, Минюста РФ "О ввозе в Р транспортных средств физическими лицами"[15]

отмечается, что в случаях ввоз физическими лицами транспортных средств,

переданных им в пользование н территории иностранных государств (в том

числе государств - бывших республик СССР) по доверенности или договорам

аренды, владельцами автомобилей представляются в таможенные органы вместе с

подлинниками и копии документов н автомобиль.

Если физическое лицо претендует на получение таможенных льгот, то

одновременно с таможенной декларацией такое лицо должен представить в

таможенный орган заявление с указанием фактов и обстоятельств, наличие

которых является основанием для получения таможенных льгот. Такое заявление

составляется в произвольной форме. К заявлению должны быть приложены

документы подтверждающие сведения, указанные в заявлении.

Для подтверждения пребывания за пределами РФ, обстоятельств пребывания

за пределами РФ, места нахождения за пределами РФ и других обстоятельств

качестве подтверждающих документов таможенные органы могут, в частности

принимать:

1) документ, подтверждающий личность, с отметками о пересечении границы

РФ;

2) подтверждение официального представительства РФ за границей;

3) документ, подтверждающий постоянную или временную регистрацию

физического лица на территории иностранного государства;

4) выписку из правового акта работодателя о предоставлении отпуска или

о командировании, заверенную работодателем;

5) выписку из трудовой книжки или аналогичного ей документа. Так,

например, при заявлении владельцем, работающем на российском судне

заграничного плавания, ввоза транспортного средства для использования его в

личных целях с освобождением от уплаты таможенных платежей, инспектор

проверяет принадлежность владельца к данной категории лиц. При этом

подтверждающими документами считаются:

а) копия судовой роли или выписка из нее, заверенные капитаном судна;

б) паспорт моряка (заверенная копия) с отметками морских пограничных

контрольно-пропускных пунктов;

в) при отсутствии паспорта моряка или его копии, справка судовой

компании о пребывании в загранплавании, декларации, оформленные морскими

таможенными пунктами пропуска при пересечении владельцем таможенной границ

РФ.

При ввозе автомобиля лицом, переселяющимся на постоянное место

жительства в РФ из иностранного государства, или признанным, в

установленном порядке, беженцем и вынужденным переселенцем и заявлении

льготного порядка пропуска, инспектор проверяет принадлежность владельца к

данной категории лиц, подтверждением чему могут служить:

1) наличие в гражданском паспорте отметок о снятии с регистрации по

месту жительства в стране, из которой лицо переселяется, и о регистрации по

месту жительства в РФ;

2) наличие у владельца удостоверения установленного образца,

подтверждающего принадлежность к данной категории лиц, признанных беженцами

и вынужденными переселенцами.

Физическое лицо, претендующее на получение таможенных льгот, наряду с

выполнением общих требований подает заявление о постановке его на учет для

целей получения таможенных льгот. Такое заявление также составляется в

произвольной форме и подается в таможенный орган, который преимущественно

буде осуществлять таможенное оформление. При постановке на указанный учет

таможенный орган оформляет учетную карту для получения таможенных льгот.

Учетная карта составляется в двух экземплярах, один из которых используется

выдавшим ее таможенным органом, другой - передается заявителю. Заявитель

использует свой экземпляр для личного учета фактов и обстоятельств наличие

которых является основанием для получения таможенных льгот. Для целей

предоставления таможенных льгот используется только экземпляр таможенного

органа. Допускается использование экземпляра заявителя другим таможенным

органом в случае, если пересечение границы РФ осуществляется лицом не месте

нахождения таможенного органа, ведущего учет для целей получения таможенных

льгот. В этом случае заявитель может в течение месячного срока со дня

прибытия на территорию РФ прибыть в таможенный орган, ведущий учет для

целей получения таможенных льгот, для внесения в учетную карту желаемых

сведений. По истечении указанного срока сведения в учетную карту не

вносятся.

За проводимое таможенное оформление производится начисление и взимание

сборов за таможенное оформление и, в зависимости от порядка пропуск

транспортного средства, других причитающихся таможенных платежей следующим

образом:

1) оформление транспортного средства с начислением платежей по ставкам,

действующим на день принятия декларации, и пересчетам платеже по курсам,

действующим на дату заполнения таможенного оформления;

2) уплата владельцем в трехдневный срок начисленных платежей;

3) предъявление владельцем в таможню платежного документа,

подтверждающего факт и срок уплаты платежей.

При несоблюдении владельцем срока уплаты платежей по таможенном

оформлению, что выясняется при предъявлении им в таможню платежного

документа производится:

а) аннулирование первого оформления;

б) новое оформление транспортных средств с начислением платежей по

ставкам, действующим на дату принятия декларации, и пересчетом платежей по

курсам, действующим на дату заполнения таможенного оформления, а также

начислением пени с суммы платежей, начисленных в первом таможенном

оформлении за время, прошедшее со дня истечения трехдневного срока уплаты

платежей по первому таможенному оформлению.

Уплата владельцем пени и недоплаченных, связи с изменением курсов,

платежей производится в кассу таможни.

После уплаты причитающихся таможенных платежей инспектор выписывает

"Удостоверение на ввезенное транспортное средство" которое является

основанием для постановки этого автомобиля на учет в органа ГАИ МВД России.

Согласно п. 1 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 18 мая

1993 года № 477 «О введении паспортов транспорты средств»[16] понятие

«транспортные средства» включает в себя транспортные средства с рабочим

объемом двигателя 50 куб. сантиметров и более, максимально конструктивной

скоростью не менее 50 километров в час, а также прицепы к ним[17].

Таким образом, на все ввозимые физическими лицами на таможенную

территорию РФ автотранспортные средства (в том числе на транспортные

средства классифицируемые в иных товарных позициях Товарной номенклатуры

внешне экономической деятельности СНГ, чем 8703), отвечающие требованиям,

установленным этим постановлением Правительства РФ, таможенными органами

должны выдаваться удостоверения ввоза транспортного средства.

Удостоверение ввоза транспортного средства заверяется гербовой печать

таможенного органа, а также подписью и личной номерной печатью лица,

выдавшего удостоверение, которое удостоверяет, что транспортное средство (с

указанием марки автомобиля, года выпуска, срока эксплуатации и пробега,

объема двигателя, номера двигателя, шасси, кузова, регистрационного номера)

ввезено на таможенную территорию РФ.

В разделе удостоверения "Отметки таможенного органа" инспектор делает

запись:

• при оформлении транспортного средства без наложения ограничения на

право пользования:

"Уплачены (Пропущено без уплаты) платежи, на отчуждение, передачу,

на пользование или владение другим лицам разрешение таможни не

требуется".

• при оформлении автомобиля с наложением ограничения на право

пользования:

"Пропущено без уплаты платежей, на отчуждение, передачу в пользование

или владение другим лицам в течение 2 лет требуется разрешение таможни”

При оформлении удостоверения на транспортное средство, переданного

владельцу в пользование на территории иностранных государств по

доверенностям либо договорам аренды, в разделе «Сведения о владельце»

инспектор делает запись:

"Доверенность выдана... (место выдачи) ... (дата выдачи), на срок ... ,

подлинники документов не изымались".

При оформлении транспортного средства в режиме временного ввоза,

удостоверении (раздел «Отметки таможенного органа») инспектор делает

запись:

“Транспортное средство ввезено временно без уплаты (с уплатой)

таможенных платежей на срок _____ На отчуждение, передачу в пользование или

владение другим лицам, кроме членов семьи, требуется разрешение таможни,

подлип пики документов не изымались".

В случае отсутствия в техническом паспорте на ввезенное транспортно

средство отметок о снятии его с учета в месте регистрации, инспектор на

свобод ном поле удостоверения дополнительно делает запись:

“Транспортное средство зарегистрировано в _____ , с регистрационного у

чета не снято”.

В случае не предъявления владельцем технического паспорта на

транспортное средство, инспектор на свободном поле удостоверения делает

запись:

"Технический паспорт не предъявлялся".

Инспектор заполняет «Журнал регистрации ввезенных транспортам средств»

(Приложение № 6), в котором указываются сведения о владельце, сведения о

доставленном транспортном средстве, порядок пропуска (основания),

таможенная стоимость, сумма уплаченных платежей, номер таможенного

оформления. А в случае оформления транспортного средства в режиме

временного ввоза заполняет «Журнал регистрации временно ввезенных

транспортных средств» (Приложение № 7), в котором указываются сведения о

владельце, сведения о ввезен ном транспортном средстве, дата выдачи

удостоверения, срок обратного вывоза отметки таможни о вывозе транспортного

средства (дата фактического вывоза подтверждающий документ).

По окончании таможенного оформления инспектор и владелец расписываются

в удостоверении и «Журнале регистрации ввезенных транспортных средств»

(«Журнале регистрации временно ввезенных транспортных средств») Инспектор

вручает владельцу автомобиля экземпляр удостоверения, а второй экземпляр

удостоверения оставляет в таможне. Кроме этого, инспектор оставляет

таможне: первый и второй экземпляр таможенного оформления, оригинал

технического паспорта на транспортное средство, все необходимые для порядка

про пуска или помещения под заявленный таможенный режим документы, а в

случае необходимости их заверенные копии; документы, подтверждающие право

владельца на предоставление льгот по уплате таможенных платежей. При

временно ввозе транспортного средства на срок более 6 месяцев владельцу

выдается копи удостоверения, заверенная личной номерной печатью инспектора.

Инспектор, осуществляющий таможенный контроль и оформление ввозимых

транспортных средств, несет персональную ответственность за правильность

такого оформления в соответствии с законодательством РФ.

Кроме этого, в помещении, где производится таможенное оформление должна

находиться информация: о порядке ввоза транспортного средства, о по рядке

пропуска, об условиях помещения транспортного средства под таможенные

режимы, о документах, необходимых для представления таможенному органу (

том числе подтверждающих право на льготы), требованиях к этим документам

видах таможенных платежей, подлежащих к уплате, в соответствии с

заявленными целями или избранным таможенным режимом, о порядке получения

дополни тельной информации.

Итак, складывается следующая ситуация, поскольку порядок перемещения

транспортных средств через таможенную границу РФ физическими лицами носи

упрощенный характер и призван ускорять, облегчать это перемещение, то в

отличие от «торгового оборота», Государственный таможенный комитет РФ не

ставит каких - либо жестких мер по его контролю и оформлению. Все нормы,

регулирующие оформление ввоза и вывоза транспортных средств, носят

отсылочный (бланкетный) характер. Прежде всего это касается перечня

необходимых документов, прилагаемых к таможенной декларации,

предоставляемой таможенном органу физическим лицом. В декларации указано,

что необходимо приложит следующие документы: "транспортные и

товаросопроводительные документы чеки, справки - счета для расчета

таможенной стоимости, а также иные документы , необходимые для производства

таможенного оформления. Возникает вопрос - что понимается под «иными

документами»? Обращаясь к различным нормам законодательства РФ, мы не

сможем найти однозначного ответа на этот вопрос, та как он еще недостаточно

полно урегулирован в таможенном законодательстве Поэтому и на практике

встречаются случаи, когда таможенными органами требуются , как правило, не

те документы, которые необходимы для таможенного оформления.

Таким образом, считаю, чтобы устранить данный пробел, Государственному

таможенному комитету РФ следует разработать технологическую инструкцию

наиболее полно раскрывающую перечень необходимых документов, которые должны

прилагаться к таможенной декларации физического лица. В решении данной

проблемы следует отметить положительную роль Поволжского таможенного

управления. Им разрабатываются технологические схемы, временные положения,

обобщающие и облегчающие деятельность таможенных органов, в частности,

Поволжского региона, производящих таможенное оформление ввозимы

транспортных средств на таможенную территорию РФ.

Таможенная оценка автотранспортных средств.

Особо значимую роль при таможенном оформлении транспортных средств

играет таможенная стоимость автомобилей и ее определение для целей

исчисления и уплаты таможенных платежей.

Специфика таможенной ситуации в России в данное время заключается том,

что таможенные посты оценивают перемещаемые транспортные средства по любой

методике, обеспечивающей завышенную цену транспортного средства и

соответственно, повышенные таможенные платежи. Самым страшным оружие

российских таможенников на границе стал немецкий справочник

«SchwackeLISTE», или «Superschwacke». Это европейский информационный

справочник, составленный EUROTAXом для простого потребителя продукции

европейского рынка автомобилей, чтобы он знал о максимальной стоимости

автомобиля. Причем в справочниках, распространяемых московским отделение

EUROTAX- Бюро «Мади - Евротакс» написано, позволю себе процитировать:

«Справочник "СуперШваке" отражает уровень цен на рынке подержанны

автомобилей. Содержащиеся в нем котировки установлены на основании

наблюдения за изменением состояния конъюнктуры рынка во всех землях ФРГ и

лично оценки издателя. Они являются средними ценами, полученными в

результате выравнивания по регионам.

В справочнике содержатся коммерческие цены при покупке и при продаж на

пригодные к эксплуатации, безопасные для движения, исправные автомобили

износом шин 50 %, технический осмотр которых в соответствии с техническим

требованиями к эксплуатации безрельсового транспорта должен быть проведен

через 12 месяцев. Котировки определенного года выпуска предполагают, что

автомобиль имеет серийное оснащение, впервые допущен к эксплуатации в мае

месяце, и его пробег равен нормированному (среднему) пробегу. Для легковых

автомобилей, комби и джипов приведены цены брутто, то есть с учетом НДС.

Приводимые в таблицах наценки и скидки являются лишь приближенными. Они

могут не совпадать с аналогичными величинами, определенными на ЭВМ с

помощью программ "Система оценки Шваке" и "Автавер". Все данные приводятся

без гарантии и не являются обязательными ..."

Еще одна причина нездоровой привязанности работников таможенных постов

к этому справочнику заключается в простоте обращения с ним. В справочнике

цены даны готовые, правда, с довольно большими допущениями, а по методикам

оценки автотранспортных средств надо пользоваться многочисленными

формулами, разобраться в которых не всем под силу.

Методика Министерства транспорта РФ, Федеральной автомобильно -

дорожной службы РФ "Методические указания по калькуляции затрат на

восстановление транспортных средств, определению ущерба стоимости

транспортного средства с учетом технического состояния" наиболее полно

отвечает требования оценки автотранспортных средств[18].

Приведу выдержки из данного документа для того, чтобы сформировать

представление об оценке транспортных средств, как говорится, в идеале. Во

первых, транспортное средство предъявляется в чистом виде и осматривается

условиях, обеспечивающих возможность проведения качественной оценки. Во

вторых, перед началом осмотра транспортного средства технический эксперт,

аттестованный в установленном порядке, знакомится с имеющимися документами

уточняет (фиксирует) следующие сведения:

1) полное наименование владельца транспортного средства (фамилия, имя

отчество, адрес);

2) данные паспорта транспортного средства (технического паспорта) - серия,

номер, в том числе состоящего на учете в иностранном государстве;

3) данные транспортного средства из паспорта (свидетельства о регистрации):

вид, марка, модель, цвет, год и (по возможности) месяц выпуска, номер

двигателя, кузова (идентификационный номер - УГМ), шасси, государственный

но мерной знак.

В-третьих, приступая к непосредственному осмотру транспортного

средства, эксперт проверяет и устанавливает:

а) соответствуют ли номера агрегатов и цвет окраски записям в паспорт

транспортного средства;

б) соответствует ли комплектность транспортного средства стандартной

имеется ли дополнительное оборудование, оснастка.

Последующим осмотром специалист определяет общее техническое со стояние

транспортного средства и устанавливает:

- подвергалось ли транспортное средство восстановительным работам ранее

и каков их объем, характер и качество;

- производилась ли замена агрегатов, узлов, комплектующих изделий;

- каковы характер и степень сложности имеющихся повреждений к моменту

осмотра;

- принадлежат ли выявленные поломки, деформации аварийного транс

портного средства к рассматриваемой аварии (в сравнении со справкой ГАИ ил

другой уполномоченной организации);

- возможность, способы и объемы восстановительных работ по отдельны

деталям, узлам и агрегатам.

По окончании внешнего осмотра и проведения соответствующих записей

эксперт, при необходимости (если это возможно), с помощью владельца

приступает к проверке работоспособности агрегатов, узлов, систем и

контрольных при боров, в том числе работы дополнительного оборудования,

установленного н специализированном (специальном) транспортном средстве

(если они попадают зону аварийного повреждения или если их

работоспособность могла быть нарушена в силу каких-либо причин, связанных с

рассматриваемым случаем, напри мер, инерционных воздействий).

При контрольном пробеге (если это возможно) проверяется работа

агрегатов с целью выявления посторонних шумов (стуков), других

неисправностей транспортного средства.

По результатам проверки документов, внешнего осмотра и опробовании

транспортного средства в работе технический эксперт составляет акт осмотра

Акт осмотра подписывается экспертом, а после ознакомления - присутствующим

лицами. При заполнении акта осмотра и других документов используются

термины, принятые в официальных нормативно - технических документах.

Зафиксированные в результате осмотра сведения позволяют техническому

эксперту начать необходимые расчеты.

Для общего случая определения таможенной стоимости рекомендуете

придерживаться следующей последовательности выполнения подготовительных

расчетных операций:

1) уточнение цены нового предъявленного транспортного средства с учетом

его комплектности;

2) при определении стоимости автомобиля для различных целей за точку

отсчета принимается действующая на день обращения свободная розничная

(отпускная) цена на новое идентичное транспортное средство.

Наиболее полную информацию для этих целей можно почерпнуть из сборников

цен или каталогов: "Евротакс", "ДАТ", "Блэк бук" , "НАМИ" и т.п. При этом

справка-счет, чек или другой документ, выданный организацией, продавшей

подержанный автомобиль, не могут быть использованы при назначении

первоначальной цены для определений стоимости транспортного средства по

настоящей методике. А при оценке автомобиля, комплектность которого не

соответствует стандартной заводской, цена изменяется на величину стоимости

указанного агрегата, узла (детали) и стоимости его установки на

транспортное средство. При оценке автомобиля, снятого с производства,

необходимо пользоваться коэффициентом приведения к ценам на соответствующие

модели новых автомобилей.

Все вышесказанное - это лишь представление об оценке транспорты средств

в идеале, в жизни же многие таможни и таможенные посты, приведу пример -

таможни Поволжского региона (Чувашская, Нижегородская, Кировская

Ульяновская, Тольятинская, Саратовская, Самарская, Марийская, Пензенская

Мордовская), руководствуются при определении таможенной стоимости -

приказом Поволжского таможенного управления[19] и "Общими правилами

перемещения транспортных средств через таможенную границу РФ физическими

лицами", регламентируемые приказом ГТК РФ № 35 от 30.01.97г., согласно

которым таможенная стоимость транспортных средств определяется на основе

базового принципа - цена, по которой этот или подобный автомобиль продается

или предлагается для продажи в условиях полной конкуренции (п. 4.3.

Правил). Безусловно подобная формулировка предоставляет таможенным органам

большие возможности для действий по собственному усмотрению. Так, при

наличии оснований полагать, что заявленная стоимость не является

достоверной, таможенный орган может самостоятельно определить стоимость

ввозимых автомобилей на основании ценовой информации, имеющейся в

распоряжении таможенного органа, в от ношении подобных автомобилей (п. 4.4.

Правил).

Исходя из этого, считаю, что наиболее целесообразной в данном случае

будет разработка единообразно понимаемой методики определения таможенной

стоимости во избежание повторных оценок транспортных средств таможенным

органами.

Таможенную стоимость необходимо определять на основе внимательного

анализа и сопоставления следующих документов:

1) заключения автоэкспертизы;

2) регистрационного документа иностранного государства на ввозимо

транспортное средство или иных товаросопроводительных документов;

3) справки-счета, или купчей, или договора купли-продажи;

4) автокаталога фирмы "Eurotax".

Регистрационный документ иностранного государства, а также справка счет

(купчая, договор купли-продажи) являются обязательными для представления в

таможенный орган при подтверждении заявленной таможенной стоимости

Заключение автоэкспертизы запрашивается таможенным органом и

предоставляется владельцем в том случае, если в указанных выше документах

отсутствует полный перечень сведений, необходимых для однозначного

определения соответствующей данному автомобилю позиции в автокаталоге, а

именно марка и наименование модели, год выпуска, объем и мощность

двигателя, тип топлива, тип кузова и количество дверей, пробег, серийная

комплектация, наличие или отсутствие специального и дополнительного

оборудования.

Заключение автоэкспертизы используется лишь для уточнения указанны выше

технических характеристик автомобиля.

Особое внимание следует уделять контролю за правильным определение

пробега автомобиля. Заявленный владельцем пробег (в специальной графе

декларации) считается документально подтвержденным, если показания

спидометр совпадают со сведениями, указанными в сервисной книжке на

автомобиль (ил ином официальном документе, выданном компетентными органами

страны вывоза) и заключении автоэкспертизы, и соответствуют пробегу,

заявленному в декларации.

Любые корректировки стоимости по перепробегу или недопробегу

производятся только на основании сведений из сервисной книжки.

При не предоставлении указанных документов корректировка цены в

зависимости от пробега не производится (пробег следует принимать равным

среднем пробегу, соответствующему году выпуска автомобиля и указанному в

каталога "Superschwacke".

Справка-счет (договор купли-продажи) и регистрационный документ

иностранного государства на ввозимое транспортное средство должны иметь

заверенный перевод на русский язык (данное положение применяется с учетом

требований Таможенного кодекса РФ)[20]. Перевод технического паспорта на

автомобили, ранее зарегистрированные в ФРГ приводится в автокаталоге

"Superschwacke" 1991 года. Экземпляр этого каталога имеется в каждой

таможне. Технические характеристики, указанные в регистрационном документе

иностранного государства, должны совпадать с техническими характеристиками,

указанными в акте экспертизы. Указанные документы, включая акт экспертизы,

должны быть идентифицированы к конкретному автомобилю. После уточнения

технических характеристик определяется справочная цена автомобиля по

каталогу фирмы "Eurotax" соответствии с годом выпуска и уточненными

характеристиками.

При наличии в представленных документах противоречивых сведений годе

выпуска автомобиля необходимо руководствоваться заключением автоэкспертизы,

в котором год выпуска определен на основании расшифровки идентификационного

номера автомобиля (УГМ).

В качестве базы для определения таможенной стоимости берется покупная

цена (верхняя позиция в котировочной таблице каталога "Superschwacke “),

если согласно представленным документам автомобиль приобретался у бывшего

владельца без посредничества фирм, специализирующихся на продаже подержанны

автомобилей, или у свободных торговцев, которые не обеспечивают

предпродажную подготовку автомобиля (справка-счет, как правило, в этом

случае заполнен от руки).

Продажная цена (средняя позиция в котировочной таблице каталога)

берется в качестве базы для определения таможенной стоимости, если

автомобиль приобретался в специализированном магазине (справка-счет

выполнена типографским или компьютерным способом, обязательно наличие на

ней всех реквизитов этой фирмы или магазина, информация внесенная от руки

сведена к минимуму).

Первоначальная цена (нижняя позиция в котировочной таблице каталога

берется, если согласно представленным документам пробег составляет мене

10000 километров. Данное положение распространяется на все автомобили, вн

зависимости от страны вывоза. Определенная с помощью каталога цена подлежи

корректировке в зависимости от реального пробега и наличия дополнительного

оборудования.

Кроме того, цены в каталоге "Superschwacke" указаны с учетом НДС. связи

с этим полученную после корректировки цену необходимо уменьшить н величину

НДС, действующего в стране вывоза. Вычет НДС из расчетной цены производится

при выполнении следующих условий:

1) автомобиль приобретен в, специализированном магазине, о чем

однозначно свидетельствует фирменная символика на бланке купчей;

2) в справке-счете имеется информация о том, что стоимость указана без

учета НДС или величина НДС с покупателя не взимается в связи с вывозом

автомобиля из страны.

Учитывая региональные особенности рынка подержанных автомобилей тот

факт, что в каталогах приводятся усредненные цены, разница между суммой

указанной в счете, чеке или договоре купли-продажи и полученной после

корректировки справочной ценой может быть до 10 %. Если эта разница

составляет большую величину, то в качестве таможенной стоимости надо

принимать цену определенную с помощью каталога.

В исключительных случаях, когда информация о стоимости оцениваемого

автомобиля отсутствует в каталогах (например, для автомобилей

отечественного производства), то лучше, на мой взгляд, использовать для

целей таможенной оценки стоимость, определенную автоэкспертизой, с учетом

реального уровня цен на данные автомобили в регионе действия таможни.

Обязательным условием та кого использования заключения автоэкспертизы

является наличие в нем следующих сведений:

- ссылки на каталог или иной документ, по которому определялась

расчетная (базовая) стоимость, с указанием названия издания, номера

страницы и номера позиции и приложением ксерокопии этой страницы;

- расчетных формул, по которым производился расчет влияния пробега

срока эксплуатации автомобиля на его стоимость, с подробной расшифровкой

каждой позиции этой формулы и с указанием нормативного документа, из

которого данная формула взята. При наличии дефектов скидка на техническое

состояние автомобиля не должна превышать 20 %. При этом стоимость

устранения дефекте эксплуатации (следы и последствия коррозии, усталостные

трещины элементе кузова и других деталей, потускнение, расслоение и т.п.)

не учитывается при определении таможенной стоимости, так как владелец

возможно будет эксплуатировать автомобиль с имеющимися дефектами.

Если при движении до момента пересечения границы РФ автомобиль получил

какие-либо механические повреждения, то они учитываются при определении

таможенной стоимости в случае наличия:

1) документа дорожной полиции зарубежного государства, с указанием да

ты, времени, места дорожно-транспортного происшествия, описания полученных

повреждений и виновного в совершении ДТП;

2) заключения автоэкспертного бюро о величине, на которую может быт

понижена стоимость автомобиля.

Однако и в этом случае стоимость восстановительных работ не учитывается

при таможенной оценке автомобиля.

Таким образом, мы видим, что порядок (методика) определения таможен ной

стоимости транспортных средств не достаточно полно урегулирован. Что дает

возможность таможням самостоятельно оценивать перемещаемые транспортны

средства, в большинстве случаев путем завышения действительной цены

автомобиля, а отсюда и повышенные таможенные платежи. Исходя из сложившейся

ситуации, считаю, что Государственный таможенный комитет РФ должен

разработать единую методику определения таможенной стоимости транспортам

средств, ввозимых на таможенную территорию РФ физическими лицами.

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, мы видим, что хотя таможенное

законодательство и является одним из наиболее оперативных инструментов

государственного регулирования прежде всего экономики и значительно

быстрее, чем многие другие отрасли права, реагирует на потребности и

изменения экономической ситуации, но при этом, считаю, необходима

дальнейшая проработка (совершенствование) и адаптация к российским условиям

некоторых положений нормативно правовой базы таможенного права.

Необходимую дальнейшую проработку (совершенствование) требуют,

частности, отдельные нормы таможенного законодательства, регулирующие по

рядок перемещения через таможенную границу РФ транспортных средств

физическими лицами для личных целей. Эта необходимость вызвана тем, что, во

первых, недостаточно полно урегулирован порядок определения таможенной

стоимости транспортных средств; во-вторых, отсутствует исчерпывающий

перечень документов, прилагаемых к таможенной декларации; в-третьих,

совершены не урегулирована процедура признания лица, переселяющегося на

постоянное место жительства.

Причина неурегулированности порядка определения таможенной стоимости

транспортных средств объясняется той спецификой таможенной ситуации России

в данное время, которая заключается в том, что многие таможенные пост

оценивают перемещаемые транспортные средства по любой методике,

обеспечивающей завышенную цену транспортного средства и, соответственно,

повышенные таможенные платежи. Наиболее простым способом определения

таможенной стоимости таможенные органы избрали немецкий справочник

"Superschwacke" который отражает уровень цен на рынке подержанных

автомобилей. Содержащиеся в нем котировки установлены на основании

наблюдения за изменением состояния конъюнктуры рынка ФРГ. Они являются

средними ценами. А приводимые в справочнике наценки и скидки являются лишь

приближенными. Все данные приводятся без гарантии и не являются

обязательными. Нездоровая привязанность работников таможенных постов к

этому справочнику заключается в простоте обращения с ним. В нем даны

готовые цены, правда, с большими допущениями, а по методикам оценки

транспортных средств надо пользоваться много численными формулами,

разобраться в которых не всем под силу. Выход из сложившейся ситуации может

быть только один - Государственный таможенный комитет РФ должен разработать

единую методику определения таможенной стой мости транспортных средств для

устранения возможности самостоятельно определять эту стоимость таможенными

органами.

Далее, поскольку порядок перемещения транспортных средств физически ми

лицами носит упрощенный характер и призван ускорять, облегчать это

перемещение, то в отличие от "торгового оборота" (напомню, что перемещение

транс портных средств для личных целей физическими лицами представляет

собой "не торговый оборот") ГТК РФ не ставит каких-либо жестких мер по его

контролю оформлению. Все нормы, регулирующие оформление ввоза и вывоза

транспортных средств, носят отсылочный (бланкетный) характер. Прежде всего

это касается перечня необходимых документов, прилагаемых к таможенной

декларации, пре доставляемой таможенному органу физическим лицом. В

декларации указано, что необходимо приложить следующие документы:

"транспортные и товаросопроводительные документы - чеки, справки- счета для

расчета таможенной стоимости, также иные документы, необходимые для

производства таможенного оформления". Возникает вопрос - что понимается под

"иными документами" ? Но, обращаясь к различным нормам законодательства, мы

не сможем найти однозначного ответа на этот вопрос. Так и на практике, не

зная, что же имеется в виду под "иными документами", таможенные органы

требуют, как правило, не те документы, которые вообще не имеют никакого

отношения к оформлению ввоза (вывоза транспортных средств. Поэтому для

разрешения этой проблемы Государственному таможенному комитета РФ следует

разработать технологическую инструкцию наиболее полно раскрывающую перечень

необходимых документов, которые должны прилагаться к таможенной декларации

физического лица.

Еще одной проблемой, которая до сих пор остается неурегулированной

таможенным законодательством, является проблема признания лица,

переселяющегося на постоянное место жительства. Согласно ч.1 ст. 27

Конституции РФ:

“Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно

передвигаться, выбирать место пребывания и жительства".

Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также

Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 12), другим

международными актами. Нормативное содержание данного конституционного

права включает: свободу передвижения по территории РФ, свободу выбора мест

пребывания, свободу выбора места жительства.

Согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ под местом жительства понимается "место, где

гражданин постоянно или преимущественно проживает".

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданине РФ

его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими

гражданами, государством и обществом ст. 3 закона РФ "О праве граждан РФ на

свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" о

25.06.93 № 5242-1 введен регистрационный учет граждан РФ по месту

пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Согласно данному закону

органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного

волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства.

На примере это выглядит следующим образом. Гражданин РФ, прожив лет в

США, захотел вернуться на Родину. При этом вернувшись в РФ на собственном

автомобиле, остался не снятым с регистрационного учета в США. По российским

законам органы регистрационного учета лишь удостоверяют акт свободного

волеизъявления этого гражданина при выборе им места жительства, но не

проверяют снялся он с регистрационного учета или нет. Иными словами,

обладая полной свободой выбора места жительства, данное лицо может свободно

въехать РФ и выехать за пределы РФ.

По таможенному законодательству РФ ("Общим правилам перемещения через

таможенную границу РФ транспортных средств физическими лицами" данному

лицу, переселяющемуся на постоянное место жительство в РФ, предоставляются

таможенные льготы при ввозе принадлежащего ему автомобиля. Факт же

свободного передвижения ведет к тому, что это лицо будет постоянно

пользоваться этими льготами.

Поэтому-то и требуется разработка четкой процедуры признания лица,

переселяющегося на постоянное место жительство в РФ с перечнем оснований

такого признания.

Все это и вышесказанное нужно четко урегулировать с Министерство

юстиции Российской Федерации, международными нормами в целях сближения

общепринятой мировой таможенной практикой в области перемещения транс

портных средств физическими лицами.

Тем не менее стоит отметить, что работа нашего правительства над

таможенным законодательством продолжается. Правительство готовит изменения

таможенной политики на ввоз автомобилей в Россию. Об этом сообщил

журналистам по окончании совещания в Кремле вице-премьер Илья Клебанов Он

напомнил, что с 1 января 2006 года в ЕС будет действовать закон, в

соответствии с которым автомобили, выработавшие свой ресурс, будут

подлежать утилизации.

Чтобы избежать ввоза старых автомобилей в Россию, правительство

намерено принять в отношении этой категории автомобилей "запретительные

пошлины на ввоз", заявил Клебанов

Российские автозаводы намерены в ближайшие 10 лет увеличить ежегодный

выпуск легковушек в полтора раза.

Но с 2006 года страны Евросоюза запретят ездить на старых машинах.

Уничтожать четырехколесную рухлядь придется автозаводам, причем за

собственный счет. Поэтому уже в недалеком будущем подержанные автомобили в

Европе сильно подешевеют. А воротилы автобизнеса начнут с удвоенной

энергией толкать видавшие виды "фольксвагены" и "вольво" в Россию.

И тогда грандиозные планы по подъему отечественной автопромышленности

пойдут прахом. Ведь, положа руку на сердце, многие зарубежные "старушки" по

качеству и комфорту дадут сто очков вперед нашим новым легковушкам. Вот

российские автопромышленники и стараются заранее оградить себя от

конкурентов. Идея простая: надо поднять пошлины на ввоз подержанных

иномарок до такой планки, чтобы они в любом случае были не дешевле подобных

российских машин.

Почему ограничивается ввоз машин старше семи лет?

Тут все просто. Запас прочности, который закладывают в автомобиль

конструкторы, рассчитан на 100 - 300 тысяч километров пробега. За год

машина пробегает в среднем от 15 до 35 тысяч километров. Вот и считайте. За

семь лет она изнашивается настолько, что уже требует капремонта. Правда,

как правило, западные авто могут спокойно бегать по дорогам еще долго.

Увеличение пошлин может произойти уже в следующем году.

Предполагается поделить все иномарки на три группы по принципу: чем больше

возраст машины - тем выше и пошлина. Например, шестилетний "Фольксваген

Пассат", купленный за границей примерно за 4800 долларов, подорожает всего

на 7 процентов. Но вот пошлина на ввоз мощного "Мерседеса" (скажем, с

объемом двигателя в 3200 куб. см) увеличится в несколько раз - с 3940

долларов до 9850.

Из выступления Владимира ПУТИНА:

"Наша сверхзадача - это когда каждый гражданин имел бы возможность

прежде всего пользоваться отечественной техникой по доступной цене.

...Но мы не можем идти по пути закрытия рынка, иначе мы не обеспечим

интересы граждан, которые хотят покупать качественную импортную технику. Мы

не имеем права ограничивать их в этом".

Хочу отметить, что после кризиса 1998 года иномарки многим в России

стали не по карману даже без повышения пошлин. Но наши автозаводы не

использовали этот шанс, чтобы сделать рывок вперед. Они потеряли огромные

деньги, не сумев обрубить порочную систему, при которой львиная доля

доходов от продажи машин попадает фирмам-дилерам и коррумпированным

менеджерам. Если сейчас государство создаст автопрому тепличные условия, а

управление автомобильными компаниями не улучшится - история повторится.

Список нормативной литературы

1. Таможенный кодекс РФ. // Ведомости РФ. - 1993. - № 31. Ст. 1224.

2. Федеральный закон РФ "Об акцизах" от 06.12.91 № 1993-1 // Собрание

законодательства РФ. - 1996. - № 11. Ст. 1016.

3. Федеральный закон РФ от 10.01.97 № 12-ФЗ "О внесении изменений

дополнений в ФЗ РФ "Об акцизах". // Экономика и жизнь-1997-№ 4.

4. Федеральный закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.93 // Ведомо сти РФ.

- 1993. - № 23. - Ст. 823.

5. Постановление Совмина СССР от 26.04.91 № 212 «Об утверждении пра вил

пребывания иностранных граждан в СССР» // СП СССР - 1991. -12-13. Ст. 55.

6. Постановление Правительства РФ от 18.07.96 № 808 «О порядке перемещения

физическими лицами через таможенную границу товаров, н предназначенных для

производственной или иной коммерческой деятельности» // Российская газета

от 7.08.96 № 148.

7. Постановление Совмина - Правительства РФ от 18.05.93 № 477 «О введении

паспортов транспортных средств» // Закон. - 1994. - № 5.

8. Приказ ГТК РФ от 15.08.94 № 416 «Общие правила перемещения через

таможенную границу РФ транспортных средств физическими лицами»/ Право и

экономика. - 1994. - № 21-22.

9. Приказ ГТК РФ от 30.01.97 № 35 «О внесении изменений и дополнение в

приказ ГТК РФ от 15.08.94 № 416» // Экономика и жизнь" 1997.-№ 12.

10. Приказ ГТК РФ от 17.04.97 № 211 «О совершенствовании порядка

перемещения через таможенную границу РФ транспортных средств физическими

лицами» // Экономика и жизнь. - 1997. - № 20.

11. Приказ ГТК РФ от 11.07.96 № 01-15/12349 «Положение о взаимодействии» //

Таможенные ведомости. - 1996. - № 10.

12. Приказ ГТК РФ от 30.09.94 № 507 «Об утверждении формы удостоверения

ввоза транспортных средств» // Экономика и жизнь.//994.-№ 44.

13. Приказ Поволжского таможенного управления от 04.04.96 «Технологическая

инструкция по осуществлению таможенного контроля оформления ввозимых в РФ

транспортных средств физическими лица ми».

14. Приказ Поволжского таможенного управления от 25.02.98 № 65 «Временное

положение о таможенной оценке автотранспортных средств ввозимых на

таможенную территорию РФ физическими лицами».

15. Приказ Министерства транспорта РФ от 09.01.97 № 3 «Об утверждении

правил режима в пунктах пропуска транспортных средств через государственную

границу РФ» // Экономика и жизнь. - 1997. - № 11.

16. Приказ Министерства внутренних дел РФ от 26.11.96 № 624 «О порядке

регистрации транспортных средств» // Российские вести.-1997-№ 13.

17. Указание ГТК РФ от 28.10.94 № 01-12/1243 «О порядке оформлени

транспортных средств отдельных категорий физических лиц» // Право

экономика. - 1994. - № 23-24.

18. Письмо ГТК РФ от 10.05.95 № 01-13/6415 «О направлении разъяснения

порядка таможенного оформления транспортных средств физических лиц» //

Таможенные ведомости. - 1995. - № 6.

19. Письмо ГТК РФ от 15.12.97 № 01-15/24204 «О товарах, перемещаемы

физическими лицами через таможенную границу РФ» // Экономика жизнь.// 1998.-

№2.

20. Письмо ГТК РФ от 10.01.97 № 02-06/455 «О временном ввозе авто

транспортных средств» // Экономика и жизнь. - 1997. - № 7.

21. Приказ ГТК РФ от 24 ноября 1999 года N 814 «Об утверждении Правил

перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими

лицами через таможенную границу Российской Федерации».

22. Приказ ГТК РФ от 21 августа 2000 года №741 «О мерах по

совершенствованию контроля за перемещением через таможенную границу РФ

транспортных средств физическими лицами».

Список используемой литературы

1. Арсеньев Н. Таможенное обложение автомобилей. // Финансовая газета 1926.-

№ 101.

2. Бородулин И. Таможня дает добро. // Хоз. и право. - 1995. - № 8.

3. Бодрилина В.П. Таможенное обложение импортных автомобилей в пер вые годы

советской власти. // Таможенные ведомости. - 1996. - № 9.

4. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. М., 1997.

5. Галиева РФ. Новые правила ввоза транспортных средств. // Нотариус. 1997.-

№ 1.

6. Галиева Р.Ф. Регистрация и временный ввоз иностранных машин. //

Нотариус.- 1997.-№ 1.

7. Галиева Р.Ф. Новые таможенные правила перемещения транспортны средств.

// Нотариус. - 1997. -№ 3.

8. Емельянов В. Вы ввозите автомобиль // Экономика и жизнь.-1997.-№ 14.

9. Заикина О. Новое в порядке выдачи паспортов автомобилей. // Экономика и

жизнь. - 1997." № 44.

10. Князев А. Иностранцы в России: пятая автоколонна. // Деньги. - 1997.

№42.

11. Колосов Ю. Автомобиль: роскошь перемещения через таможенные границы. //

Деньги. - 1997. - № 16.

12. Климанов Е. Временный ввоз и вывоз. // Хоз. и право. - 1998. - № 1.

13. Козырин А. Комментарий закона РФ "О таможенном тарифе". // Хоз. право.-

1997.-№7.

14. Как мы приобретаем автомобиль за границей. // Экономическая жизнь 1922.-

№221.

15. Козырин А. Комментарий Таможенного кодекса РФ. // Хоз. и право. 1995.-№

11.

16. Кутова В. Механизм таможенной оценки транспортных средств в РФ. /

Юридический бюллетень предпринимателя. - 1997. - № 10.

17. Мовчан Н.Н. Таможенные вопросы в деятельности российских

предпринимателей. М., 1996.

18. Осинцев Д. О совершенствовании механизма реализации норм таможенного

кодекса РФ. // Хоз. и право. - 1996. - № 8.

19. Печерский В. Автомобиль и таможня. // Закон. - 1995. - № 8.

20. Попова И.Н. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. СПб., 1996.

21. Саттаров В. Когда давать добро таможне. // Законность. - 1996. - № 6.

22. Терещенко Л.К. Таможенное оформление. // Право и экономика. - 1997 № 11-

12.

23. Таможня. Что нужно знать деловому человеку. М.: Русико, 1993.

24. Шестакова М. П. Комментарий к разделу 2 Таможенного кодекса РФ. / Право

и экономика. - 1994. - № 21-22.

25. Шестакова М.П. Таможенные платежи. // Право и экономика. - 1997. № 13-

14.

26. Анохин К. «Деньги – утром, колеса – вечером.» с.4, Комерсант,

11.11.2000

27. Иогансен Н. «Ненавязчивый таможенный сервис» с.5, Известия, 11.2000

-----------------------

[1] Бодрилина В.П. Таможенное обложение импортных автомобилей в первые

годы советской власти. // Таможенные ведомости-1996-№ 9.С.163.

[2] Арсеньев Н. Таможенное обложение автомобилей // Финансовая газета -

1926 -№ 101.

[3] Как мы приобретаем автомобиль за границей // Экономическая жизнь 1922-

№221

[4] Как мы приобретаем автомобиль за границей // Экономическая жизнь -

1922 -№221.

[5] Постановление Совета Министров-Правительства РФ от 23.12.93 № 1322 "О

порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу РФ товаров,

не предназначенных для производственной или

[6] Приказ ГТК РФ от 15 августа 1994г. № 416 «Общие правила перемещения

через таможенную границу РФ

[7] Приказ ГТК России от 30.01.1997г. №35 «О внесении изменений и

дополнений приказ ГТК РФ от 15.08.94г. № 416» // Экономика и жизнь-1997-

№12.С.16.

[8] Дело № 2-98/97 "О нарушении таможенных правил Морсковым Н.К." из архива

Поволжского таможенного управления.

[9] Анохин К. «Деньги – утром, колеса – вечером.» с.4, Комерсант,

11.11.2000

[10] Иогансен Н. «Ненавязчивый таможенный сервис» с.5, Известия,

11.2000

[11] Приказ ГТК РФ от 30 января 1997 года № 35 «О внесении изменений

и дополнений в приказ ГТК РФ от 15 августа 1994 № 416» // Экономика и жизнь

- 1997

[12] Постановление Совета Министров СССР от 26.04.91 № 212 «Об

утверждении правил пребывания иностранных граждан в СССР»// СП СССР-1991~№

12 - 13. Ст. 55.

[13] Приказ Поволжского таможенного управления от 4 апреля 1996 года

"Технологическая инструкция по осуществлению таможенного контроля и

оформлении ввозимых в РФ транспортных средств физическими лицами".

[14] Приказ ГТК РФ от 11.07.96 № 01-15 / 12349 "Положение о

взаимодействии".// Таможенные ведомости-1996-№ 10.

[15] Письмо ГТК РФ от 10.05.95 № 01-13 / 6415 «О направлении

разъяснения порядка таможенного оформления транспортных средств физическими

лицами».// Таможенные ведомости-1995-№ 6.

[16] Постановление Совмина - Правительства РФ от 18.05.93 № 477 «О

введении паспортов транспортных средств» // Закон-1994-№ 5.

[17] Письмо ГТК РФ от 15.12.97 № 01-15 / 24204 «О товарах,

перемещаемых физическими лицами через таможенную границу РФ» // Экономика и

жизнь-1998-№ 2.

[18] Кутова В. Механизм таможенной оценки транспортных средств в

России./ Юридический бюллетень предпринимателя-1997-№ 10. С. 81.

[19] Приказ Поволжского таможенного управления от 25.02.98 № 65

"Временное по ложение о таможенной оценке автотранспортных средств,

ввозимых на таможен ную территорию РФ физическими лицами".

[20] ч.5 ст. 174 Таможенного кодекса РФ//Ведомости РФ-1993-№ 31. Ст.

1224.

-----------------------

Выполнил:

______________________________________

подпись

Научный руководитель:

______________________________________

подпись

Допускается к защите:

______________________________________

подпись

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты