Рефераты

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД)

он является значительным шагом по пути становления этой системы, уточнения

ее основных понятий и положений.

Не всеми положениями закона остался доволен Президент РФ. Сразу же после

его вступления в силу Президент попросил Конституционный суд проверить

конституционность ряда его положений, считая что в законе ущемлены права

центра по отношению к субъектам федерации в вопросах внешнеторговой

деятельности. Однако в декабре 1996 года С. Шахрай в качестве нового

представителя президента в Конституционном суде отозвал запрос как не

совсем правильно оформленный.

Понятно, что к настоящему времени отработаны далеко не все проблемы

регулирования внешнеторгового обмена. Необходимо повысить степень

экономической проработки принимаемых решений, стремясь учесть при этом их

воздействие на национальную экономику в целом, придать изменениям в

регулировании предсказуемый характер, повысить стабильность юридических

норм.

Некоторые нормативные рамочные положения, предполагающие значительные

финансовые затраты, но не определяющие конкретного механизма изыскания

необходимых ресурсов, могут поставить в затруднительное положение органы

власти и фактически делают невозможным выполнение содержащихся в них

требований. В данном законе к таковым относится ст. 21, которая,

предусматривая возможность участия РФ в международных экономических

санкциях, в то же время дает право российским лицам на возмещение в

судебном порядке за счет госбюджета убытков, связанных с участием РФ в

таких санкциях (кстати, неясно так же и то, как измерять эти убытки).

Россия с ее уникальным геополитическим положением находится в сфере

интересов всех крупных государств мира. Все возрастает стремление США

установить свое политическое и экономическое господство, в частности, в

регионах, где у России имеются традиционные внешнеэкономические интересы и

где расположены страны, являющиеся ее должниками. Поэтому, чтобы не нанести

непоправимый ущерб российским экономическим интересам, необходимо с особой

осторожностью относиться к любым попыткам западных стран втягивать Россию в

поддержку экономических санкций в отношении государств, политика которых не

устраивает США (Иран, Ирак, Ливия, Югославия и другие).

Довольно очевидно, что российские власти пытаются моделировать

внешнеторговый режим по западным образцам, учитывая задачу интегрирования в

мировую торговую систему, но процесс нормотворчества пока что очень далек

от мировых стандартов. Для нормального функционирования этой системы,

которое если не исключало бы, то во всяком случае сводило бы к минимуму

возможность административного произвола и недобросовестного толкования

нормативных актов, а также решительно ограничило бы возможность

ведомственного нормотворчества, необходимо усиление качества и детализации

проработки внешнеэкономических законов, недопущение рамочной

конспективности, из-за которых часть законотворческих функций фактически

неправомерно делегируется административным структурам.

Показательно, что пока что самый “обширный” внешнеторговый закон - закон о

государственном регулировании ВТД, закон, состоящий из десятка глав и 37

статей, закон, содержащий изложение основ системы государственного

регулирования, имеет объем всего в 39 страниц отнюдь не убористого текста.

Для сравнения: тексты американских внешнеторговых законов даже далеко не

столь важного характера как правило составляют несколько сот страниц,

обычно не требуя принятия никаких подзаконных актов даже в том, что

касается процедурных вопросов их применения.

Таким образом, либерализация ВЭД в России была частичной и поэтапной. Н а п

е р в о м э т а п е (конец 1991 г. - первое полугодие 1992 г.) меры по

либерализации включали:

. снятие ограничений на экспорт готовой продукции (при сохранении

жестких количественных и тарифных ограничений на вывоз топливно-

сырьевых товаров);

. частичную либерализацию валютного курса (при установлении особого

курса для расчетов с бюджетом и сохранении дотаций по критическому

импорту);

. отмену любых ограничений на импорт.

Либерализация импорта была необходима для создания конкурентной среды на

сверхмонополизированном внутреннем рынке, а также для компенсации резкого

спада производства в российской промышленности. Осуществленное

административным путем установление верхних пределов экспорта топлива и

сырья в условиях, когда внутренние цены на них были значительно ниже

мировых, явилось вынужденной мерой, так как снятие ограничений тогда могло

привести к катастрофическому опустошению внутреннего рынка.

Н а в т о р о м э т а п е (второе полугодие 1992 г.) был полностью

либерализован валютный курс, введен импортный тариф. Первая из этих мер

была направлена на прекращение скрытого субсидирования импорта в ущерб

отечественным производителям, вторая - на обеспечение защиты последних от

усилившейся конкуренции иностранных товаров. Для ужесточения контроля за

экспортом сырьевых товаров был введен институт спецэкспортеров

стратегических товаров.

В целях создания валютного рынка в России с 1 июня 1992 г. была установлена

обязательная продажа экспортерами 50% валютной выручки, причем доля валюты,

реализуемой по рыночному курсу (а не по фиксированному курсу Центрального

банка), была впоследствии повышена с 20 до 50% всей выручки.

Н а т р е т ь е м э т а п е (1993 - 1998 гг.) завершался переход на

тарифные методы регулирования, постепенно снижалась роль количественных

ограничений. Объем осуществляемых на централизованной основе экспортно-

импортных операций снизился в 1993 г. до 30% внешнеторгового оборота.

Главная роль во ВЭД перешла к предприятиям всех форм собственности.

Таким образом, в основном завершено формирование внешнеэкономического

механизма переходного периода, основанного на ограниченном использовании

нетарифных методов регулирования экспорта, применяемых в отношении

стратегически важных сырьевых товаров, продукции военного и двойного

назначения, обязательной продаже экспортерами 50% валютной выручки,

использовании таможенного тарифа для защиты внутреннего рынка.

Необходимость сохранения нетарифных методов в начале третьего этапа была

вызвана нестабильным курсом рубля, существенными различиями между

внутренними и мировыми ценами, дефицитом многих сырьевых ресурсов на

внутреннем рынке и незавершенностью экономического механизма регулирования

внешней торговли.

Постепенно сходят на нет централизованный экспорт и импорт. Ввоз товаров на

централизованной основе прекращается с 1994 г. В случае осуществления

критического импорта вводится система тендеров, в которых могут участвовать

на равных условиях все хозяйствующие субъекты России. С 1 июля 1994 г.

отменено квотирование российского экспорта.

Вместе с тем все еще не отработан современный механизм государственной

поддержки экспорта - экспортных кредитов, гарантий, страхования рисков,

поощрения российских инвестиций за рубежом. Негативное влияние на

реформирование ВЭД России оказало произошедшее в ходе их демонополизации

ослабление государственного контроля за экспортом, особенно в начальный

(1988 - 1991 гг.) период децентрализации ВЭД. Это привело к бесконтрольному

вывозу товаров, в основном сырьевых, неоправданной конкуренции между

российскими экспортерами и дестабилизации мировых цен на ряд товаров,

утечке валютных средств за рубеж.

3.1. Методы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Государственное регулирование ВЭД осуществляется различными средствами, в

том числе посредством нетарифного регулирования. Для регулирования экспорта

и импорта отдельных товаров применяются такие меры, как количественные

ограничения (квоты), разрешительный порядок ввоза и вывоза

(лицензирование), ограничение числа предприятий, имеющих право заключать

сделки на внешнем рынке (регистрация спецэкспортеров). Предусмотрена также

возможность введения государственной монополии на торговлю отдельными

видами продукции. В этом случае устанавливается особый порядок выдачи

лицензий на экспортно-импортные операции исключительно государственным

предприятиям.

Остановимся сначала на регулировании ВЭД в целях поддержания рыночного

равновесия. Раскрывая механизм действия названных инструментов нетарифного

регулирования, нужно определить: что понимается под понятием квотирование и

лицензирование? Внешнеторговая квота - это количественное ограничение

объема продукции определенного вида, которая может быть ввезена в страну

или вывезена из нее. Лицензирование предполагает практику, предписывающую

получать в качестве предварительного условия для импорта и экспорта

разрешение, которое не предоставляется свободно или автоматически.

Квотирование и лицензирование внешней торговли может преследовать две цели:

защиту национальных интересов, не связанных или косвенно связанных с

экономикой (безопасности, окружающей среды, культурного достояния и т. д.)

и защиту национального рынка от дезорганизующего импорта или экспорта.

Квотирование и лицензирование являются методами количественных ограничений

экспорта и импорта, которые могут вводиться в исключительных случаях

Правительством Российской Федерации в целях:

. обеспечения Федерации с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

. защиты внутреннего рынка Российской Федерации в связи с нанесением

ущерба или наличием угрозы причинения ущерба производителям товара или

непосредственно конкурирующих товаров на территории Российской

Федерации. При этом Постановления Правительства Российской Федерации о

введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и

официально публикуются не позднее чем за 3 месяца до введения этих

ограничений в действие.

Квотирование экспорта используется в тех случаях, когда цены данного товара

на внутреннем рынке ниже, чем на мировом. В результате при неограниченных

масштабах экспорта может возникнуть его нехватка на внутреннем рынке.

Подобная ситуация была весьма типична для России, поэтому квотирование

экспорта до недавнего времени широко применялось в нашей стране. Число

квотируемых товаров, однако, сокращалось по мере приближения внутренних цен

к мировым.

Что касается лицензирования и квотирования импорта, то импортная квота,

ограничивая ввоз в страну иностранных товаров, приводит к расширению спроса

на продукцию национального производства. Использование квоты позволяет

точно ограничить объем импорта, в отличие от импортного тарифа. В то время

как повышение таможенных пошлин может увеличить общую сумму импортных

платежей, введение квоты гарантирует их сокращение. Поэтому квотирование

позволяет бороться с дефицитом платежного баланса более эффективно, чем

тарифный протекционизм.

Однако импортная, квота может быть полезна лишь при наличии свободной

конкуренции на внутреннем рынке квотируемого товара. В противном случае

предприятие, монополизирующее внутренний рынок, будет поддерживать высокие

цены в условиях искусственно созданного дефицита на данную продукцию. Это

одна из причин, по которым квотирование импорта сегодня в России

применяется мало.

Внести конкуренцию в распространение квот позволяют конкурсы и аукционы.

Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке проведения

конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных

ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в

Российской Федерации" от 31.10.96 года № 1299 определило механизм

применения количественных ограничений, а также утвердило "Положение о

порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных

квот при введении Правительством Российской Федерации количественных

ограничений" и "Положение о Межведомственной комиссии по организации

проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот".

Главной задачей этого органа является оптимальное размещение экспортных

квот путем проведения среди российских участников внешнеэкономической

деятельности конкурсов или аукционов с соблюдением принципов гласности,

объективности оценки, единства требований и создания конкурентных условий.

Выполнение данной задачи связано с осуществлением следующих действий:

опубликование объявления о проведении конкурса или аукциона, разработка и

утверждение правил проведения конкурсов и контроль за их выполнением,

анализ и обобщение заявки на участие в конкурсах и аукционах, формирование

банка данных об участниках конкурсов и аукционов, установление объема квот

для аукционной продажи на биржах и стартовой цены лотов, ведение реестра

участников конкурсов и аукционов, осуществление учета реализованных товаров

в счет квот, выставляемых на конкурсы и аукционы, обобщение и анализ

результатов проведенных конкурсов и аукционов, осуществление разработки

конкурсной, проведение оценки конкурсных предложений и определение

победителя конкурса, рассмотрение конфликтных ситуаций, возникших в

результате проведения конкурсов и аукционов.

Состав Межведомственной комиссии утверждается Правительством Российской

Федерации. Решения, принимаемые Межведомственной комиссией в пределах ее

компетенции, являются обязательными для всех органов исполнительной власти,

представленных в данной Комиссии, а также для российских участников

внешнеэкономической деятельности. При этом руководителем Межведомственной

комиссии является один из руководителей МВЭС РФ.

Организация и порядок проведения конкурса предполагает наличие конкурсной

документации. Коммерческая часть конкурсной документации включает сведения

о цене товара и порядке ее определения, условий поставки, условий платежа и

графика платежей, источников финансирования, расчетов эффективности

поставок товара, размера отчислений в федеральный бюджет.

Конкурсное предложение сопровождается банковской гарантией или платежным

документом, подтверждающим внесение участником конкурса на специальный счет

МВЭС РФ безусловного и безотзывного задатка, свидетельствующего о

серьезности намерения претендента участвовать в конкурсе и обеспечивающего

выполнение условий конкурса.

Недопущение к участию в конкурсе распространяется на претендентов,

находящихся в состоянии банкротства, реорганизации или ликвидации,

сообщивших о себе недостоверные сведения, а также не представивших

банковскую гарантию или платежный документ о внесении безусловного и

безотзывного задатка на специальный счет в МВЭС РФ.

Конкурс может быть как открытым, так и закрытым. Открытый конкурс

предполагает конкурс, в котором могут принимать участие любые участники

внешнеэкономической деятельности. При этом по решению Межведомственной

Комиссии открытый конкурс может проводиться с предварительной

квалификацией. Закрытый конкурс в свою очередь представляет собой конкурс,

в котором могут принимать участие только российские участники

внешнеэкономической деятельности, получившие официальное приглашение

Межведомственной Комиссии. По итогам рассмотрения представленных

предложений предпочтение отдается участникам внешнеэкономической

деятельности, способным реализовывать квоту на наиболее выгодных для

Российской Федерации экономических условий.

Основными критериями отбора при рассмотрении конкурсных предложений

являются прежде всего сроки внесения и размер поступлений и платежей в

федеральный бюджет, отсутствие просроченной задолженности перед федеральным

бюджетом, гарантии выполнения условий конкурса, опыт работы участника

конкурса с данным товаром во внешнеторговой сфере.

Право на вывоз квотируемого товара должно быть подтверждено экспортной

лицензией. Выписка из протокола об объявлении победителя конкурса является

документом, подтверждающим право участника внешнеэкономической деятельности-

победителя конкурса, на оформление лицензии. Порядок оформления лицензии

определен "Положением о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров

(работ, услуг) в Российской Федерации" утвержденным постановлением

Правительства Российской Федерации от 31.10.96 года.

Аукционная продажа экспортных и импортных квот проводится российскими

товарными биржами на основании соглашения о взаимодействии между этими

биржами и МВЭС РФ. Межведомственная комиссия информирует биржи об объемах

общих квот, предназначенных для продажи.

Биржам запрещено осуществлять координацию деятельности между участниками

аукциона, которая имеет своим результатом ограничение конкуренции; все

участники аукциона должны быть ознакомлены с правилами аукциона в

приемлемый срок до начала его проведения; исключение из состава участников

лиц, имеющих право участвовать в аукционе, может быть осуществлено только в

случаях нарушения данными участниками установленных правил проведения

аукциона; ни одному из участников аукциона не могут быть созданы

преимущественные условия, в том числе по доступу к конфиденциальной

информации и по уменьшению платы за участие в аукционе; установлен запрет

на приобретение более 35% объема квоты, выставляемой на продажу, со стороны

одного лица или группы.

Основанием для проведения аукционов являются заявки и оценки эффективности

ранее проведенных биржами аукционов. Данные факторы используются

Межведомственной комиссией для определения объемов общих квот для

аукционной продажи, установления стартовой цены продажи на аукционе квот и

доведения данной информации до уполномоченных МВЭС РФ в регионах РФ.

Признанный победителем аукциона участник внешнеэкономической деятельности

подписывает протокол о его результатах, который имеет силу договора.

Победитель аукциона получает сертификат на основании банковского

подтверждения об оплате аукционной стоимости лота. Срок действия такого

сертификата не может превышать срока действия квоты, а также продлеваться.

Владелец сертификата имеет право передавать его для повторной аукционной

продажи, сдав его Межведомственной комиссии.

Сертификат, выдаваемый МВЭС РФ через своего уполномоченного в регионе РФ, а

также заявление экспортера и импортера как участников внешнеэкономической

деятельности на один вид товара в соответствии с ТН ВЭД, является

основанием для получения лицензии со стороны МВЭС РФ. При этом установлен

запрет на передачу другим лицам данных лицензий.

Средства, полученные от аукционной продажи квот, перечисляются в

федеральный бюджет. В случае, если победитель аукциона не сумел в

установленные сроки реализовать экспортные или импортные квоты,

приобретенные на аукционе, средства, внесенные в федеральный бюджет

государства не возвращаются.

Кроме квотируемых товаров лицензированию подлежат: экспорт и импорт товаров

и технологий военного и двойного (мирного и военного) назначения; экспорт и

импорт специфических товаров; ядерных материалов, драгоценных металлов и

камней, наркотических и психотропных средств, ядов. В двух последних

случаях речь идет о защите уже не экономических, а других национальных

интересов. Поэтому сделка нуждается в одобрении соответствующих

государственных органов.

Основанием для получения лицензии является:

. для товаров двойного назначения - заключение Комиссии по экспортному

контролю РФ;

. для специфических товаров - решение соответствующего министерства или

ведомства.

Лицензии могут быть разовыми или генеральными. Разовая лицензия выдается

для осуществления экспортно-импортных операций в отношении одного контракта

сроком до 12 месяцев, начиная с даты выдачи лицензии. Генеральная лицензия

оформляется на каждый вид товара с указанием его количества и стоимости без

определения конкретного покупателя или продавца товара. Основанием для

выдачи генеральной лицензии является соответствующее решение Правительства

Российской Федерации, которое устанавливает срок действия лицензии.

Отказ в выдаче лицензии может быть мотивирован со стороны МВЭС РФ на

основании включения в контракт условий, наносящих ущерб экономическим

интересам страны. Выданная лицензия передается владельцем лицензии в

таможенный орган по месту регистрации владельца лицензии. Лицензия является

основанием для проведения таможенного оформления лицензируемых товаров.

Экспорт товаров и технологий военного и двойного (мирного и военного)

назначения регулируется рядом решений Президента и Правительства РФ. Этими

решениями утверждены следующие списки экспортного контроля:

. сырье, материалы, оборудование, технологии и результаты научно-

исследовательских работ, применяемые при создании вооружений и военной

техники (распоряжение Президента РФ от 11 февраля 1994 г. № 74-рп);

. химикаты и технологии, которые имеют мирное назначение, но могут быть

использованы при создании химического оружия (постановление

Правительства РФ от 18 сентября 1992 г. № 734);

. возбудители заболеваний, их генетически измененные формы, фрагменты

генетического материала и оборудование, которые могут быть

использованы при создании бактериологического оружия (распоряжение

Президента РФ от 14 июня 1994 г. № 298-рп);

. оборудование и материалы двойного применения и соответствующие

материалы, применяемые в ядерных целях (постановление Правительства РФ

от 21 декабря 1992 г. № 1005);

. оборудование, материалы и технологии, используемые при создании

ракетного оружия (постановление Правительства РФ от 27 января 1993 г.

№ 68).

Механизм надзора за соблюдением правил экспорта данного вида товаров

достаточно строг. В Положении о порядке контроля за экспортом отдельных

видов сырья и материалов двойного применения (утверждено постановлением

Правительства РФ от 10 марта 1994 г. № 197) предусматривается, во-первых,

порядок подготовки и выдачи заключений о возможности экспорта товаров и

услуг двойного применения, и, во-вторых, лицензирование и таможенное

оформление их экспорта. Современное распределение функций государственных

органов в вопросах экспортного контроля установлено постановлением

Правительства РФ от 30 августа 1994 г. № 1005.

Обязательства должны быть специально оформлены импортером в уполномоченном

государственном органе страны-импортера по каждой конкретной сделке на

поставку каждого объекта экспорта в виде международного (национального)

импортного сертификата или его аналога, а в случае отсутствия процедуры

оформления импортного сертификата - в виде документа, содержащего

вышеперечисленные обязательства, с заверенным переводом на русский язык.

В случае отсутствия в законодательстве страны-импортера норм,

регламентирующих контроль за экспортом определенных товаров и услуг

двойного назначения, или отсутствия импортируемого из Российской Федерации

товара или услуги двойного применения в национальном контрольном списке

страны-импортера необходимо предоставление официального документа

(уведомления) об этом, выданного уполномоченным государственным органом

страны-импортера.

В тексте контракта в обязательном порядке записывается положение о праве

экспортера на осуществление проверок использования экспортированного товара

или услуги на соответствие заявленным целям.

Организация контроля за выполнением обязательств иностранных импортеров по

использованию товаров и услуг двойного назначения, импортированных из

Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном

постановлением Правительства РФ от 11 октября 1993 г. № 1030. Если при

проведении проверок взятых импортером обязательств обнаруживаются факты их

нарушения или несоблюдения, то контракт подлежит расторжению.

В отношении специфических товаров постановлением Правительства Российской

Федерации от 06.11.92 года № 854 "О лицензировании и квотировании экспорта

и импорта товаров (услуг, работ) на территории Российской Федерации" был

утвержден Перечень специфических товаров (работ, услуг), импорт которых

осуществляется по лицензиям с изменениями, внесенными Постановлениями

Правительства Российской Федерации от 24.01.94 № 35 и от 15.04.94 года №

331. Приказ ГТК РФ № 150 от 19.03.96 года "О лицензировании импорта

отдельных товаров" конкретизировал эти постановления.

Экспорт диких животных, включая живых ракообразных, дикорастущих растений,

костей ископаемых животных, слоновой кости, рогов, копыт, кораллов и

аналогичных материалов, а также импорт промышленных отходов нуждается в

разрешении Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов. Это

же Министерство совместно с Министерством здравоохранения дает санкцию на

вывоз лекарственного сырья растительного и животного происхождения.

Экспорт информации о недрах по районам и месторождениям топливно-

энергетического и минерального сырья, а также коллекционных материалов по

минералогии и палеонтологии, полудрагоценных камней и изделий из них

требует одобрения Комитетом РФ по геологии и использованию недр

(Роскомнедра РФ). Для получения лицензии на импорт химических средств

защиты растений необходимо решение Министерства сельского хозяйства.

Вывоз за пределы РФ материалов, оборудования (изделий), технологий,

содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в

соответствии с требованиями Закона РФ .

Что же касается специфики государственного регулирования экспорта из

Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней, то оно

осуществляется Роскомдрагметом и Минфином РФ, причем зачастую оформляется

специальными правительственными распоряжениями, а выдача соответствующих

лицензий на вывоз осуществляется МВЭС России.

Указ Президента Российской Федерации "06 отмене квотирования и

лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт" от 23.05.94 года,

предусмотрел с 01.07.94 года отмену квотирования и лицензирования поставок

товаров на экспорт. Однако и после этой даты сохранилось квотирование,

обусловленное международными обязательствами России. Дело в том, что

мировая торговля некоторыми видами товаров (например, текстилем)

регулируется специальными международными соглашениями. Эти соглашения

предусматривают ограничение

вывоза данных товаров странами-экспортерами, которое позволит сохранить

соответствующую отрасль в странах-импортерах.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 июля 1994 г. № 758 в

целях выполнения международных обязательств России осуществляется

квотирование экспорта следующих товаров: карбида кремния; нитрата аммония;

нитей и пряжи, тканей, одежды, одеял, пледов, кухонного и постельного

белья, прочих готовых текстильных изделий; необработанного алюминия.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1993 г. №

1248 МВЭС имеет право лишать лицензий тех экспортеров, которые своей

недобросовестной коммерческой практикой создают трудности для российского

экспорта. Этот механизм направлен на предотвращение или оперативное

урегулирование торговых конфликтов, на защиту интересов добросовестных

экспортеров, которые могут оказаться жертвами санкций зарубежных

государств.

Административные ограничения касались экспорта стратегически важных

сырьевых товаров (СВСТ). Число экспортеров СВСТ (таких, как нефть и

нефтепродукты, природный газ, электроэнергия, цветные, щелочные,

щелочноземельные и редкоземельные металлы и сырье для их производства,

азотные и фосфорные удобрения, целлюлоза, деловая древесина и пиломатериалы

хвойных пород, пшеница) ограничивалось. Вывозить их имели право лишь

организации, специально зарегистрированные МВЭС,- спецэкспортеры. Такой

порядок был установлен, чтобы гарантировать профессионализм экспортеров и

обеспечить возврат в Россию валютной выручки. Согласно Указу Президента

Российской Федерации от 06.03.95 года № 245 "Об основных принципах

осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации", с

25.03.95 года институт спецэкспортеров был упразднен.

В отношении практики применения квотирования и лицензирования экспорта и

импорта на территории нашей страны следует отметить такой вид квотирования

как "естественное квотирование", заключающееся в регулировании “доступа к

трубе”, в следствии ограниченной пропускной способности магистральных

нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов в морских портах. В

постановлении правительства №1446 от 31 декабря 1994 г. говорилось, что

использование средств транспортировки нефти и нефтепродуктов осуществляется

с учетом не только их пропускной способности, но и необходимости

обеспечения поставок этих энергоресурсов на внутренний рынок, а в положении

о Межведомственной комиссии, утвержденном постановлением правительства № 94

от 30 января 1995 г., ей прямо вменялось в обязанность обеспечивать

“приоритетность поставок продукции для федеральных государственных нужд”.

Однако уже в постановлении № 209 от 28 февраля 1995 г. появляется указание,

что “состояние поставок нефти и нефтепродуктов на внутренний рынок не может

служить основанием для ограничения доступа грузоотправителей к транспортным

системам или отказа в регистрации экспортных контрактов”. Позднее был

введен общий запрет на ограничение экспорта товаров и услуг “путем

установления обязательного объема поставок на внутренний рынок”, т.е.

предусмотрено предоставление равных прав пользования средствами

транспортировки всем производителям пропорционально объемам добычи

(переработки) нефти и нефтепродуктов. Трейдеры же получали к ним доступ,

только если производители переуступят им свои права или же если им удастся

приобрести пакеты акций производителей.

Что касается принятия и последующего действия нормативных актов,

регулирующих порядок лицензирования и квотирования как нетарифных элементов

регулирования внешнеэкономической деятельности следует сказать об

утвержденном в конце декабря 1995 г. МВЭС РФ "Порядке проведения

расследования, предшествующего введению защитных мер", которым

руководствуется Комиссия Правительства РФ по защитным мерам во внешней

торговле. На основании ходотайства данной комиссии Правительство Российской

Федерации приняло Постановление от 30.12.96 № 1590 "О мерах по упорядочению

ввоза на таможенную территорию Российской Федерации спирта этилового и

водки". С целью защиты отечественного рынка от проникновения иностранной

алкогольной продукции Правительство Российской Федерации издало

постановление "О дополнительных мерах по контролю за импортом спирта

этилового и водки" от 28.01.97 года № 77, дополнив перечень специфических

товаров, импорт которых осуществляется по лицензиям. С 01.01.97 года ввоз

указанных товаров без лицензий запрещен. Для получения лицензии в

обязанность импортера водки или этилового спирта входит предоставление

также копии лицензии на оптовую торговлю этой импортируемой продукцией.

Таким образом, импортный режим Российской Федерации утрачивает свою

исключительную либеральность, присущую ему еще совсем недавно.

В заключение имеет смысл отметить такой метод нетарифного регулирования ВЭД

как сертификация товаров. Ввозимые на территорию Российской Федерации

товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным,

ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям,

установленным в Российской Федерации. Порядок сертификации ввозимых товаров

регулируется Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и

услуг" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом

закон запрещает ввоз товаров, не соответствующих стандартам и требованиям,

не имеющим сертификата, маркировки или знака соответствия, если они

запрещены к использованию как опасные потребительские товары.

В развитие закона ГТК РФ издал приказ "О применении перечней товаров,

подлежащих обязательной сертификации при ввозе на таможенную территорию

Российской Федерации" от 14.08.96 года № 496. Данный приказ утвердил,

определенные Госстандартом РФ, уточненные перечни товаров, для которых

требуется подтверждение их безопасности при ввозе на территорию Российской

Федерации. Уточнение перечней данных товаров осуществляется Госстандартом

России совместно с ГТК России путем дополнения и исключения отдельных

позиций в перечнях товаров, определенных данным приказом, согласно

предложениям рабочей группы, создаваемой по согласованию между

Госстандартом России и ГТК России. Данный приказ предусмотрел введение

сертификата соответствия как необходимого элемента обязательной

сертификации товаров при ввозе их на таможенную территорию нашей страны.

Сертификат соответствия является свидетельством о признании зарубежного

сертификата и заменяет его на территории Российской Федерации.

В последнее время одной из главных статей российского импорта является ввоз

иностранных продуктов питания, которые часто оказываются некачественными

или фальсифицированными. В целях защиты отечественного потребительского

рынка от проникновения таких товаров Правительство Российской Федерации

издало постановление "0 мерах по защите потребительского рынка " от

12.06.96 года, на основании которого были изданы Правила, обеспечивающие

наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации

на русском языке (постановление Правительства Российской Федерации от

27.12.96 года № 1575).

Данные правила обязывают юридических лиц предусматривать в контрактах на

поставку продуктов питания в качестве одного из обязательных условий

наличие на товаре информации на русском языке о составе, пищевой ценности,

сроках годности, условиях хранения и применения. Такая информация должна

быть размещена на упаковке или этикетке товара. При этом содержание такой

информации должно включать в себя: наименование продукта и его вид, страну,

компанию-производителя товара, вес или объем продукта, наименование

ингредиентов продукта, пищевую ценность продукта, условия хранения

продукта, срок годности данного продукта, способ приготовления продукта

питания, рекомендации по использованию продуктов питания, условия

применения продукта питания, включая противопоказания при отдельных видах

заболеваний.

Вследствие существующих финансовых проблем и нечетко определенных после

распада СССР сфер ответственности, многие ведомства и учреждения,

отвечающие за стандартизацию и созданные в свое время для защиты интересов

потребителей, ныне сами вынуждены бороться за выживание, т.к. не получают

достаточных средств из госбюджета. Недостаточное финансирование приводит к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010 Современные рефераты