Рефераты

Роль Евро в мировой валютно–кредитной системе (МВКО)

неукоснительно проводить жесткую денежно-кредитную политику, это может

в долговременном плане вызвать снижение темпов экономического роста и

социальные потрясения в менее развитых странах.

8. Для большинства стран — участниц ЭВС (за исключением Австрии, Германии,

Бельгии, Люксембурга, Нидерландов и с известными оговорками Франции)

вплоть до середины 90-х годов была характерна значительная

асинхронность экономического цикла. Поэтому возможно возникновение так

называемых асимметричных шоков, то есть экономических потрясений,

затрагивающих лишь отдельные страны. Передача валютной и денежно-

кредитной политики в ведение союза лишает национальные государства

главных средств антикризисного регулирования в то время, как союз по

определению не может приспосабливать свою политику к текущим нуждам

отдельных стран.

9. Альтернативным, не зависящим от правительств средством борьбы с

экономическими кризисами является географическая и социальная

мобильность рабочей силы. Однако в Западной Европе она весьма низка

(например, по сравнению с США), в первую очередь из-за языковых и

культурных барьеров. Повышение мобильности рабочей силы блокируется

высокой хронической безработицей. В результате в условиях ЭВС

циклические и иные спады производства в отдельных странах могут стать

более острыми, чем в его отсутствие.

10. Неоднородность социально-экономических структур повлечет за собой

неодинаковую “проводимость” денежно-кредитной политики ЕЦБ на

территории союза, что может снизить ее общую эффективность.

Однако вопреки прогнозам некоторых американских и английских ученых

распад экономического и валютного союза под грузом внутренних противоречий

является маловероятным (хотя и не может быть полностью исключен). Крах евро

имел бы самые разрушительные последствия для Западной Европы. Поэтому

Европейский Союз и все входящие в его состав государства, в первую очередь

Франция и Германия, сделают все возможное, чтобы избежать роспуска ЭВС,

даже ценой известных внутренних жертв. К тому же Европейский Союз

располагает значительными ресурсами для разрешения возможных трудностей.

Это — дальнейшее углубление политической интеграции, расширение финансовой

помощи отсталым регионам и странам, поощрение структурных преобразований на

рынках труда. Да и сама валютная интеграция является мощным ускорителем

интеграции экономической, что в конечном счете способствует синхронизации

экономического цикла. Уже в преддверии введения евро началась волна

банковских слияний и формирования крупнейших альянсов фондовых бирж.

Объединению рынков служат также трансъевропейские системы расчетов ТАРГЕТ и

система Банковской ассоциации евро (ЕБА).

Международный аспект проблемы, по существу, сводится к тому, насколько

успешно евро впишется в мировую валютную систему и какое воздействие на

новую валюту окажет кризисное состояние этой системы. Фондовые рынки (в

первую очередь американский) явно “перегреты”; объем долларов, обращающихся

в мире, значительно превосходит возможности их обратного абсорбирования

американской экономикой. В принципе это усиливает конкурентные возможности

евро, но в то же время создает и серьезную опасность для Западной Европы и

ее единой валюты: обвальное падение курса доллара и котировок долларовых

ценных бумаг сделало бы весьма вероятным развертывание глобального

финансового кризиса, который пагубно отразился бы и на евро.

В настоящее время роль западноевропейских валют в международных

валютных отношениях далеко не соответствует экономической мощи Западной

Европы и ее месту в мировой экономике.

Таблица. Валюты ЕС в международных валютных отношениях10

(в % к мировому итогу)

| |DEM |ЕС-15 |USD |JPY |

|Валютно-обменные операции1 (1995) |37 |702 |83 |24 |

|Официальные валютные резервы (1996) |14 |19,53 |63,7 |6,2 |

|Международные частные активы |15,6 |36,9 |39,8 |11,5 |

|(за исключением взаимных обязательств внутри |(...) |(10) |(50) |(18) |

|ЕС — оценка) | | | | |

|Международные облигации (1995) |12,3 |37,1 |34,2 |15,7 |

|Экспортные платежи (1995) |13,2 |30,04 |52,0 |4,7З |

1 Поскольку в каждой сделке участвуют две валюты, общий итог равен 200%.

2 Валюты, входившие в механизм обменных курсов Европейской валютной

системы, ЭКЮ и английский фунт.

3 Немецкая марка, французский франк, голландский гульден и английский фунт.

4 Немецкая марка, французский франк, английский фунт, итальянская лира и

голландский гульден.

Евро создает объективные возможности для устранения или по крайней мере

смягчения этой диспропорции, однако их реализация сталкивается с рядом

сдерживающих факторов:

11. громоздкостью механизма принятия решений в “зоне евро”, при котором

валютная политика относится к компетенции Совета ЕС, а денежно-

кредитная политика — к компетенции Европейского центрального банка;

12. нацеленностью валютной и денежно-кредитной политики ЭВС на поддержание

стабильности цен и жесткий контроль за денежной массой евро, что в

принципе не способствует экспансии на мировых валютных рынках;

13. раздробленностью и относительной неразвитостью западноевропейских

финансовых систем, в первую очередь фондовых рынков, далеко уступающих

по своей эффективности глобальной финансовой системе США;

14. отрицательными финансовыми последствиями сравнительно медленного

экономического роста, низкой мобильности рабочей силы, хронической

безработицы и быстрого старения населения.

Эти сдерживающие факторы не смогут тем не менее помешать усилению

позиций Западной Европы в мировой валютной системе. В предстоящий период,

особенно после 2002 года, следует ожидать, что удельный вес доллара в ней

будет снижаться, а удельный вес евро — возрастать. Однако даже при самых

благоприятных для европейцев условиях этот процесс будет протекать

медленно, причем его характер и скорость будут неодинаковыми в различных

сферах международных валютных отношений.

Удельный вес Западной Европы в международном валютном обороте, как это

ни парадоксально, первоначально уменьшится, поскольку международные платежи

внутри ЭВС перейдут в разряд невалютных расчетов. По некоторым оценкам,

исчезновение западноевропейских валют сократит общий объем мировых спотовых

операций на 60 млрд. долл., или на 12%, причем доля доллара в них

возрастет.

Расчеты по внешнеторговым операциям исторически имеют высокую

инерционность. Использование доллара, несмотря на резкие среднесрочные

колебания его обменного курса, до сих пор остается наиболее выгодным в

краткосрочном плане из-за относительно более низких трансакционных

издержек. Введение евро, по-видимому, приведет лишь к постепенному и

медленному снижению реальной доли американской валюты.

Перестройка международных резервов будет противоречивой. С одной

стороны, неизбежно снижение потребности в долларовых резервах в Западной

Европе, странах Центральной и Восточной Европы, Средиземноморья и

тропической Африки. С другой стороны, воздействие евро на резервы в других

регионах проблематично. Оценки так называемого долларового навеса, то есть

массы избыточных долларов, высвобождающихся в результате сокращения

официальных резервов, колеблются в широком диапазоне — от 55 до 230 млрд.

долл. Вне зависимости от того, какой из этих прогнозов окажется правильным,

правительства и центральные банки, в том числе и в “зоне евро”, вряд ли

пойдут на единовременный массированный сброс американской валюты, который

мог бы существенно дестабилизировать валютные и финансовые рынки.

Наибольшие возможности открываются перед евро в сфере международных

заимствований. Переход к единой валюте влечет за собой ряд глубоких перемен

на денежных рынках: резко сокращаются валютные риски; ускоряется процесс

интеграции фондовых рынков; увеличиваются емкость и “прозрачность” денежных

рынков, что делает кредитные ресурсы более доступными; усиливается

тенденция снижения кредитных рисков.

В связи с этим рост удельного веса западноевропейских ценных бумаг в

частных портфельных инвестициях продолжится. В частности, возрастет

привлекательность западноевропейских государственных долговых обязательств.

Однако тот факт, что в “зоне евро” останутся государственные ценные бумаги,

выпускаемые 11 суверенными эмитентами, кредитный рейтинг которых различен,

оставляет определенные преимущества ценным бумагам американского

правительства.

С трудом поддается прогнозу долговременная динамика обменного

соотношения между евро и долларом. 1 января 1999 г. оно было установлено на

уровне 1:1,667. К середине июля оно снизилось более чем на 13,3% (1:1,011).

Это падение объяснялось главным образом конъюнктурными факторами,

повлиявшими на предпочтения и ожидания участников рынка:

15. продолжительным и сильным экономическим подъемом в США;

16. длительным застоем в экономике Германии и неблагоприятным прогнозом

хозяйственной конъюнктуры в Западной Европе в целом;

17. скандальной отставкой Европейской комиссии;

18. усилением военной опасности в Европе в связи с косовским кризисом.

Представляется вероятным, что через некоторое время обменное

соотношение между евро и долларом выровняется и придет в соответствие с

фундаментальными экономическими факторами. Согласно расчетам специалистов

Европейской комиссии84 евро подешевел относительно валют 24 промышленно

развитых стран гораздо меньше, чем в отношении доллара. Еще меньшим было

снижение курса относительно ведущих 43 валют. О том, что падение курса было

вызвано не столько слабостью евро, сколько исключительным усилением

доллара, говорят и проведенные в Комиссии ЕС сравнения индексов эффективных

курсов.

Большинство специалистов считает, что как только экономическое

положение в таких ключевых странах “зоны евро”, как Германия и Франция,

начнет улучшаться, позиции евро относительно доллара сразу усилятся.

Обращает на себя внимание, что, несмотря на падение текущего курса евро,

валютный рынок продолжает рассматривать евро в качестве потенциально

перспективной валюты. Положительные ожидания подкрепляются котировками

форвардного рынка, говорящими о потенциальном удорожании этой валюты в

течение года.

Более того, не исключено, что “валютный маятник” может качнуться и в

обратную сторону: в случае усиления нервозности на валютном рынке (как это

отмечалось на разных этапах развития кризиса в Юго-Восточной Азии) и

высвобождения долларовых средств из его кризисных сегментов это может

послужить дополнительным толчком к падению курса доллара.

Пока еще небольшой, но достаточно репрезентативный опыт взаимодействия

доллара и евро на мировых рынках показывает, что значительные колебания

обменного соотношения евро и доллара неустранимы. В связи с этим становится

еще более актуальной необходимость реформы мировой валютной системы и

координации действий Евросоюза, США и Японии, а также ведущих международных

экономических организаций. Однако формы такой координации пока не найдены,

предложение некоторых западноевропейских деятелей о введении согласованных

пределов колебаний трех главных валют решительно отклонено.

В перспективе долговременная динамика обменного соотношения доллара и

евро будет зависеть от объективного хода конкуренции между двумя главными

центрами силы в мировой экономике и политике. Пока этот процесс развивается

не в пользу Западной Европы.

Вопреки часто высказываемой точке зрения даже в отдаленной перспективе

евро не сможет полностью вытеснить доллар и занять его нынешнее место на

международных валютных и финансовых рынках (к чему, кстати, Европейский

Союз и не стремится). Реальными являются лишь два “сценария”:

1. Евро и доллар займут примерно равные позиции в мировой валютной

системе.

2. Доллар сохранит, хотя и в несколько ослабленном виде, свое

доминирующее положение.

Разумеется, для полного завершения подвижек в мировой валютной системе и

достижения нового “равновесия” потребуется значительное время. Как бы ни

развивались события, появление евро знаменует собой качественное изменение

мировой валютной системы: впервые за последние полвека на валютных рынках

появляется реальная альтернатива американскому доллару. Создание евро

знаменует радикальный сдвиг в сторону установления биполярности. Появление

евро переводит в новую плоскость противоборство США, Западной Европы и

Японии и в случае успеха единой европейской валюты создаст предпосылки для

возможного передела сфер финансового влияния основных мировых валют.

Глава 3. Особенности построения партнерских отношений между Россией и

Еврозоной.

3.1 Отношение к появлению новой валюты в России.

1 января 1999 г. страны — участницы ЭВС ввели единую валюту евро.

Создана и действует Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) во главе

с Европейским центральным банком. Новая валюта заменила ЭКЮ и уже заняла

преобладающее место в межбанковских расчетах внутри Экономического и

валютного союза (“зоне евро”). Хотя национальные валюты пока еще сохраняют

физическое существование, они утратили свою экономическую самостоятельность

и являются отныне лишь недесятичными номинациями евро. Процесс создания

новой валюты будет окончательно завершен через три года, когда будут

введены в обращение банкноты и монеты евро, а национальные валюты полностью

прекратят свое существование.

Политическое и экономическое влияние ЭВС не ограничивается рамками

Европейского Союза. В процессе подготовки к вступлению в ЕС 11 стран-

кандидатов Центральной и Восточной Европы и Средиземноморья их валюты будут

все более тесно привязываться к евро. Произойдет консолидация позиций

Западной Европы на валютных и финансовых рынках и в других сферах. Конечная

цель ЕС состоит в том, чтобы создать новую мировую валюту, адекватную

экономическому потенциалу Союза.

Появление евро изменяет объективные условия интеграции России в мировую

экономику и требует должного учета во внешнеэкономической и валютной

политике страны. Действительно ли евро имеет шанс потеснить доллар на

мировых валютных рынках? Какое влияние окажет создание Экономического и

валютного союза на экономическую безопасность и стратегические интересы

России? Насколько широко распространятся фактурирование и расчеты в евро во

внешнеторговых операциях? Какие изменения будут происходить в механизме

курсообразования и курсовой политике России? Потребуется ли изменить

структуру валютных резервов страны? Какие последствия повлечет становление

евро в области зарубежных заимствований и обслуживания внешнего долга? Не

стоит ли в интересах преодоления долларизации внутренней экономики пойти на

ее известную “евроизацию”?

Вокруг этих вопросов в российских правительственных, банковских и

научных кругах, а также на страницах печати в последнее время развернулась

оживленная дискуссия, в ходе которой высказывались две полярно

противоположные точки зрения. Согласно одной из них Россия еще слишком

далека от мировой экономики, чтобы евро мог что-либо изменить в ее

внутренней жизни или внешнеэкономических связях. Поэтому появление евро не

требует никаких специальных мер со стороны России: следует просто

предоставить событиям идти своим чередом. Сторонники другой точки зрения,

напротив, увидели в единой европейской валюте магическое средство вывода

России из кризиса, оздоровления ее экономики и укрепления международных

позиций. Они высказывают опасение, что Россия запаздывает с “освоением”

евро, выступают за целенаправленное “внедрение” новой валюты в российскую

экономику.

Следует отметить, что целый ряд проблем в работе обозначен общими

контурами. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, введение евро —

это не одномоментная операция, а длительный динамический процесс с высокой

степенью неопределенности. Соответственно и организация работы с евро в

России развертывается постепенно, по мере накопления объективных

предпосылок.

3.2 Евро и экономическая безопасность России.

Геополитические последствия введения евро напрямую затрагивают

экономическую безопасность России.

В настоящее время степень экономической зависимости страны от внешнего

мира является неприемлемо высокой. До 70% продовольствия, потребляемого

населением крупных городов, поступает из-за рубежа. Государство не в

состоянии пресечь незаконный массированный вывоз капитала. Размеры выплат

по внешним долгам превышают возможности российской экономики. Страна

вынуждена подстраивать свою экономическую политику под универсалистские

требования международных экономических организаций, нередко не учитывающие

в должной мере российскую специфику.

Особенно опасным является положение, сложившееся в валютной сфере.

Глубокая долларизация экономики привела к тому, что в этой сфере Россия

находится в состоянии не просто внешней зависимости, а зависимости от одной

страны и ее валюты.

Это, в частности, привело к перекосу между структурой валютных

отношений России и структурой ее внешнеэкономических связей. Сейчас

подавляющая часть внешней торговли России — до 2/3 — связана с Европой, из

которых одна треть приходится на ЕС, а другая треть — на страны Центральной

и Восточной Европы и европейские государства СНГ, в то время как доля США в

экспортно-импортных операциях РФ не превышает 10%. В последнее время

Евросоюз стал и ведущим иностранным инвестором в экономику России.

Таблица. ЕС и США во внешнеэкономических связях России в 1999 г., %10

| |ЕС |США |

|Внешнеторговый оборот |33 |8 |

|Прямые иностранные инвестиции |38 |41 |

|(накопленный объем) | | |

|Прямые иностранные инвестиции в 1999 г. |44 |35 |

|Иностранные инвестиции в 1999 г. |64 |19 |

Однако самой используемой и ликвидной иностранной валютой в России

является доллар США. Причем объемы операций с ним по ряду параметров далеко

превосходят аналогичные показатели в мире в целом. Неоправданно велика роль

доллара во внешней торговле и банковских валютных депозитах.

Таблица. Доллар США в мировой и российской экономике, %10

| |Мир, 1995 г. |Россия, 1999 г.1 |

|Внешнеторговые контракты |48 |80 |

|Банковские депозиты в иностранной валюте|652 |90 |

|Официальные валютные резервы |65 |65 |

|Государственный долг развивающихся стран|50 |67 |

1 Все данные по России являются предварительными.

2 Не включая ЕС, конец 1996 г.

Возможные последствия этого перекоса очевидны. Обвал доллара на

международных валютных рынках имел бы разрушительные последствия для

российской экономики. Это — реальная угроза безопасности страны.

Существенное значение имеет и геополитический аспект проблемы.

Соединенные Штаты лишь косвенно зависят от развития экономической и

политической ситуации в России, тогда как Европейский Союз и Россия

непосредственно взаимосвязаны. Их объединяют тесные внешнеэкономические

отношения, совместные транспортные сети и научно-технические проекты.

Географическая близость заставляет их вместе решать проблемы экологии,

миграции населения, незаконной торговли оружием, распространения наркотиков

и др.

Отношения между ЕС и Россией строятся на солидной юридической базе —

Соглашении о партнерстве и сотрудничестве82.

Необходимо подчеркнуть, что сильные позиции доллара в отечественной

экономике определяются главным образом объективной слабостью национальной

валюты. Поэтому ключом к восстановлению экономической независимости

государства является оздоровление внутренней экономической системы —

внешнеэкономические рычаги могут сыграть в этом плане лишь вспомогательную

роль. Это, разумеется, не умаляет всей важности их разумного использования.

Определенное место среди этих рычагов призвана занять и единая европейская

валюта.

В контексте экономической безопасности России появление евро и

вызванный им сдвиг в сторону биполярности представляются, безусловно,

благоприятными. С введением евро у России, как и у любой третьей страны (то

есть не входящей в ЕС), появляется большее поле для маневра при решении

вопросов режима валютного курса, состава валютных резервов, валютной

структуры внешних заимствований и торговли.

В стратегическом плане представляется целесообразной постепенная

диверсификация валютных отношений России. Однако проводить ее следует

осмотрительно, руководствуясь принципами экономической обоснованности и

постепенности.

Поскольку колебания курсов доллара и евро, как уже отмечалось выше,

практически неустранимы, более сбалансированное распределение активов и

пассивов по основным международным денежным единицам позволит России (как

на государственном, так и на частном уровне) минимизировать риск курсовых

потерь. Возможность выбора налагает на Россию и новые обязательства. Отныне

государственным органам придется более скрупулезно выстраивать линию

поведения, просчитывать риски и предвидеть последствия своих действий.

Исключительно важное значение приобретает мониторинг экономической ситуации

в ЕС и США, динамики процентных ставок и курсовых соотношений валют.

В России широко распространено мнение, будто евро — всего лишь еще одна

валюта, и поэтому возникающие вопросы носят чисто технический характер и

могут быть решены в рабочем порядке. В действительности проблемы евро

гораздо сложнее и масштабнее, чем принято считать. Появление евро

существенно усиливает процессы экономической (а в перспективе и

политической) консолидации в Европе.

Во-первых, резко возрастает глубина интеграции внутри самой “зоны

евро”. По сути дела, с созданием ЭВС внутри Европейского Союза возникло так

называемое твердое ядро. Входящие в него страны связаны отношениями более

сильной, чем ранее, экономической и политической сплоченности. Это может

иметь как положительные, так и отрицательные последствия для России

(достаточно напомнить недавние события вокруг Югославии).

Во-вторых, несмотря на то что ряд государств — членов ЕС не вошел в

состав ЭВС, центростремительные силы внутри Евросоюза заметно возросли:

страны-“аутсайдеры” объективно испытывают на себе усиливающееся давление в

пользу вступления в ЭВС.

В-третьих, валютный союз, бесспорно, станет центром возросшего

притяжения для остальных частей Европы, прежде всего Центральной и

Восточной (страны-кандидаты в члены ЕС традиционно широко используют

немецкую марку и другие валюты “зоны евро” в своей внешней торговле, и

большинство из них имеют режимы валютных курсов, ориентированные на евро).

Швейцария, Норвегия и Исландия также будут вынуждены все больше строить

свою экономическую политику с учетом происходящего в ЕС. Все эти тенденции

заметно меняют внешнюю среду, в которой приходится действовать Российской

Федерации, и делают целесообразным более активное взаимодействие с ЕС (в

том числе в плане достижения более выгодного для нас баланса требований и

уступок обеих сторон).

Исключительно важное значение имеет участие России в скоординированных

международных усилиях, направленных на противодействие деятельности

транснациональных преступных сообществ в валютно-финансовой сфере. Судя по

сообщениям западной печати, эти сообщества, с которыми тесно связан и

российский преступный мир, рассчитывают максимально использовать в своих

интересах элементы неопределенности, которые неизбежно сопровождают

появление новой международной валюты. Особую опасность представляет

применение “высоких технологий” в целях отмывания криминальных доходов и

осуществления нелегальной переброски капиталов из страны в страну.

В целях противодействия этой опасности руководящие органы ЕС и

правительства государств-членов, в первую очередь участников ЭВС, стремятся

осуществить переход к более упорядоченным формам расчетов и укреплению

финансовой дисциплины во всем европейском финансовом пространстве. ЕС

усиливает борьбу с легализацией незаконных доходов, ужесточает правила

финансового надзора и отчетности, предпринимает попытки договориться с

соседями по региону о более четких и “прозрачных” правилах ведения

финансовых операций. Подключившись к этим процессам, Россия сделала бы шаг

в сторону цивилизованного бизнеса, расширила бы имеющиеся у нее средства

борьбы с криминализацией экономики.

Актуальность необходимых для этого мер усиливается международными

обязательствами России по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве,

которыми, в частности, предусматривается постепенная либерализация движения

капиталов, товаров и услуг между Российской Федерацией и странами ЕС, а

также политической линией Российского государства по вопросу присоединения

России к Страсбургской (1990 г.) конвенции об отмывании, выявлении, изъятии

и конфискации доходов от преступной деятельности. Ключевыми составляющими

этой политики являются, во-первых, создание единой общегосударственной

системы борьбы с легализацией преступных доходов и незаконно нажитых

капиталов, обеспечение возврата незаконно вывезенных из России валютных

средств и, во-вторых, тесное, доверительное сотрудничество спецслужб и

правоохранительных органов России и стран ЭВС.

3.3 Правовой аспект операций с общей валютой в России.

Правовой статус евро определяется соответствующими международными

договорами, заключенными странами — членами ЕС, включая Маастрихтский

договор, и правовыми актами ЕС. Он основывается также на общепризнанных

принципах и нормах международного и международного частного права.

Весь массив правовых норм, лежащих в основе Экономического и валютного

союза и единой валюты, состоит из трех частей:

19. нормы, регулирующие отношения внутри ЭВС и обязательные лишь для его

участников (например, положения, касающиеся структуры и

функционирования Европейской системы центральных банков);

20. нормы, действие которых распространяется на всю территорию ЕС;

21. нормы общего действия, имеющие экстерриториальный характер. Их природа

определяется известным принципом международного и международного

частного права, согласно которому к любой валюте применяется право

государства-эмитента (в данном случае — право ЕС).

В этом смысле правовой статус евро не отличается от экстерриториального

статуса других свободно конвертируемых валют, допущенных на российский

внутренний валютный рынок. Это означает, что правовые нормы, принятые

странами — членами ЕС и регулирующие операции с евро в хозяйственном

обороте, применяются к отношениям между экономическими операторами вне

зависимости от их национальной принадлежности (то есть распространяются и

на российских операторов).

Однако одновременно евро имеет ряд особенностей, которые радикально

отличают его от прочих валют. Евро не просто сосуществует с национальными

валютами 11 стран ЭВС — он находится в особом положении по отношению к этим

валютам, которое является предметом соответствующего правового

регулирования.

В правовых актах ЕС, касающихся евро, выделяются следующие положения:

22. Начиная с 1 января 1999 г. ЭКЮ автоматически переведен в евро в

соотношении 1:1. Все ранее принятые обязательства в ЭКЮ теперь

обслуживаются в евро.

23. Установлены окончательно зафиксированные обменные курсы национальных

валют по отношению к евро; эмиссия национальных валют поставлена под

контроль Европейского центрального банка; самостоятельная котировка

национальных валют прекращена, а их курсы автоматически следуют за

евро.

24. Все платежи и расчеты, связанные с бюджетом ЕС, переведены на евро.

25. Новые выпуски государственных ценных бумаг 11 стран — участниц ЭВС

размещаются только в евро.

26. Расчеты между государствами и государственными организациями стран ЭВС

производятся в евро.

27. Вне указанных выше областей, в которых переход на евро обязателен,

участники хозяйственного оборота сохраняют свободу выбора валюты;

вплоть до 31 декабря 2001 г. действует правило “никаких запретов,

никаких ограничений”.

28. В полном соответствии с нормами международного частного права введение

евро не может служить основанием для применения принципа резкого

изменения обстоятельств, которое выходит за пределы общепринятого риска

и требует пересмотра контрактов. Это означает, что действительность и

преемственность всех контрактов и других юридических инструментов

полностью сохраняются.

29. 1 января 2002 года в обращение будут выпущены купюры и монеты евро, в

течение последующих шести месяцев национальные валюты в наличном

обороте будут в обязательном порядке конвертированы в евро и прекратят

свое существование. После этого евро превратится в единственное

законное платежное средство на территории Экономического и валютного

союза. Национальные валюты 11 стран ЭВС, естественно, прекратят

хождение и на территории третьих стран.

30. Упраздненные купюры и монеты национальных государств, вошедших в ЭВС,

будут в течение неограниченного времени обмениваться на евро кредитными

учреждениями на территории союза.

Для того чтобы избежать финансового и материального ущерба, российские

экономические операторы должны знать основные правовые нормы в отношении

евро, установленные Европейским Союзом, и в полной мере учитывать их

обязательный характер. В частности, не следует пытаться уклониться от

исполнения сделок и других обязательств по причине якобы неопределенности

некоторых правовых актов ЕС. Попытки такого рода неизбежно будут иметь

отрицательные последствия. Важно помнить и о том, что обменные курсы 11

национальных валют стран — членов ЭВС и ЭКЮ к евро уже определены, и нет

оснований рассчитывать на какие-либо отступления от установленных

соотношений.

Как показал опыт 1999 года, объем платежей в евро, осуществляемых через

российские банки, был сравнительно невелик. Поэтому проблемы, порождаемые

введением евро, затронули российские банки в гораздо меньшей степени, чем

банки “зоны евро”. Введение новой валюты было адекватно подготовлено как

внутри ЭВС, так и во взаимодействии 11 стран — членов ЭВС с Россией. Свою

роль в этом сыграли предварительные меры, осуществленные ЕС, совместно ЕС и

Правительством Российской Федерации, соответствующими федеральными органами

исполнительной власти и Банком России*.

30 декабря 1998 г. Банк России выпустил инструктивное письмо,

адресованное российским кредитным организациям, в котором содержались

необходимые рекомендации по работе с евро. В нем, в частности, были

освещены такие вопросы, как перевод ЭКЮ в евро; методика учета по

округлению сумм остатков на счетах, которые велись в валютах стран “зоны

евро”, при их пересчете в евро и т.д. С 1 января 1999 г. Банк России

приступил к установлению официального курса евро к рублю Российской

Федерации и начал осуществлять расчетно-платежные и финансовые операции с

евро в качестве резервной валюты. В Общероссийском классификаторе валют

евро были присвоены цифровой и буквенный коды. Тем самым был завершен

процесс правовой формализации отношения России к евро и положено начало

формированию российской нормативной базы, регулирующей операции с новой

валютой.

В первые месяцы прошлого года Банком России издан ряд нормативных актов

по работе с евро, включая Указание о внесении изменений в Инструкцию № 41

“Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их

соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации”, проведены

дополнительные консультации с руководством Европейского центрального банка.

Принятые организационные решения и правовые акты позволили российским

кредитным организациям и другим экономическим операторам начать нормальную

работу с евро. Российские граждане и лица, постоянно проживающие в

Российской Федерации, получили право открывать счета в евро в российских

банках для размещения личных сбережений и использования их для безналичных

расчетов, в частности, с помощью пластиковых карт и аккредитивов.

Разумеется, сами банки решают, начинать ли им операции с евро, в том числе

открывать ли счета в евро клиентам в России — физическим лицам.

По мере завершения формирования ЭВС, расширения использования евро

российскими экономическими операторами, и в особенности после появления

наличных евро Банку России и другим регулирующим органам предстоит

своевременно решать вновь возникающие правовые проблемы и последовательно

укреплять нормативную базу работы с евро.

Одной из наиболее перспективных областей распространения евро в России

является внешняя торговля, хотя и здесь использование новой валюты

сопряжено с определенными проблемами и сложностями.

Основу отечественного экспорта, как известно, составляют сырьевые

товары, цены на которые традиционно котируются на мировом рынке в

американской валюте (в их числе — нефть и нефтепродукты, газ, уголь, черные

и цветные металлы). Поэтому подавляющее число контрактов во внешней

торговле России заключается в долларах. С введением евро данная ситуация

сразу, естественно, не изменится. Пока трудно судить о том, будут ли в

обозримом будущем цены, например, на нефть или отдельные категории

нефтепродуктов котироваться в евро. На данный момент также сложно

представить, чтобы мировая цена на тот или иной товар имела две котировки:

в долларах и в евро. Сказанное, однако, не стоит возводить в абсолют,

поскольку теоретически вероятность определенных подвижек существует.

Первая из них — возможность использования евро в качестве валюты

платежа. Иными словами, цена в контракте может оговариваться в долларах, а

платеж происходить в евро. То, насколько данный шанс будет реализован на

практике, будет определяться следующими факторами:

31. Соотношением курсов доллара и евро. При растущем долларе российским

экспортерам выгодно получать платежи за свои товары в долларах, а

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 Современные рефераты