СЭЗ в мире
СЭЗ в мире
ВВЕДЕНИЕ
Одной из составных частей перестройки народного
хозяйства СССР является радикальная реформа дея-
тельности внешнеэкономического комплекса. Кроме су-
щественного повышения его вклада в экономическое и
социальное развитие страны, реформа одновременно
предусматривает формирование в Советском Союзе эко-
номики открытого типа, что предполагает не только ее
тесную взаимосвязь с мировой экономикой, но и их со-
стязательность.
Концепция перестройки внешнеэкономических свя-
зей исходит из того, что в современном взаимозависи-
мом мире советская экономика является частью миро-
вой и не может успешно развиваться в отрыве от по-
следней. Поэтому стратегия экономического развития
нашей страны должна разрабатываться с ориентацией
на мировой уровень. Это подразумевает существенное
усиление влияния внешнеэкономических связей на тем-
пы, пропорции и характер экономического роста в стра-
не, внутреннее ценообразование и региональное разви-
тие;
Внешнеэкономические связи, таким образом, должны
стать самостоятельным источником увеличения нацио-
нального дохода Советского Союза, постоянной состав-
ляющей. при выборе путей решения народнохозяйствен-
ных задач.
В концепции перестройки внешнеэкономических свя-
зей СССР учтена необходимость изменения отношений
между формами собственности, существующими ~ на-
шей стране и в государствах Запада. Оставаясь Соци-
альными антиподами, они тем не менее образуют в точ-
ках соприкосновения своеобразные гибридные формы в
виде собственности совместных предприятии в СССР,
инвестиционных активов советских организаций как за
границей, так и на территории страны.
Новые формы внешнеэкономических связей (совме-
стное предпринимательство на территории СССР, сво-
бодные экономические зоны, зарубежное инвестирова-
ние и т. д.) призваны способствовйть усилению исполь-
зования в нашей экономике прогрессивной зарубежной
технологии и управленческого опыта, развитию экспорт-
ного сектора страны и расширению финансовой базы
модернизации народного хозяйства.
В свою очередь, советские капиталовложения за ру-
бежом и в свободных экономических зонах на террито-
рии СССР позволяют создать там инфраструктуру, не-
обходимую для увеличения советского экспорта (преж-
де всего машинотехнического), а также собственную
производственную базу для стабильного снабжения на-
шей страны различными товарами.
Существенно и то, что новые формы внешнеэкономи-
ческих связей предусматривают еще и решение такой за-
дачи, как вывести Советский Союз на статус уже не
только международного торговца, но и международно-
го инвестора.
Принципиально вам, иными словами, территорий бес-
пошлинного складирования товаров на период поиска
покупателей. Первоначально созда-
вались для развития местного рынка, а затем и для со-
действия расширению международной торговли. Напом-
ним, статус имели Генуя (с 1595 г.).
Венеция (с 1661 г.), Марсель (с 1669 г.), а в России -
Одесса (с 1817 г,), Владивосток (с 1862 г.) и Батуми
(с 1878 г.).
По мере монополизации рынка и усиления протек-
ционистской политики государств
стали упраздняться, а на их территориях и .в других
торговых центрах начали создаваться свободные эконо-
мические зоны, где все большее значение приобретала
переработка товара.
Основателями такого типа свободных экономических
зон были англичане П. Халл и С. Хоув, а также амери-
канец С. Бутлер, которые пришли к выводу, что госу-
дарственное вмешательство при различного рода кри-
зисных ситуациях не в состоянии предотвратить эконо-
мический упадок крупных промышленных центров. По
их мнению, не спасали положения и традиционные ме-
ры экономического и политического воздействия на хо-
зяйственную деятельность этих территорий.
Предпринимателям, желающим заниматься бизнесом
в районах, находящихся в тяжелом экономическом по-
ложении, предоставлялся ряд льгот по налогообложе-
нию, менее жестко регламентировалась и их деятель-
ность. Кроме того, бизнесмены могли осуществлять здесь
некоторые операции, которые обычно не разрешаются
нормативами местного законодательства (например, в
области банковских и страховых операций).
В пределах таких зон, скажем, банки могли свобод-
но моделировать с любыми валютами и поддерживать
деловые отношения с клиентами, проживающими вне зо-
ны. Следовательно, здесь не надо было устанавливать
контроль за валютным обменом, движением капиталов
и т; д.
В течение длительного времени свободным экономи-
ческим зонам была присуща преимущественно коммер-
ческая деятельность. В экономических зонах товары
складировались и подвергались лишь тем операциям,
которые были направлены на обеспечение доброкачест-
венного хранения или же на улучшение общего вида
или внешнего оформления, что позволяло повысить их
качество.
И только в начале 60-х годов была разрешена обра-
ботка: товаров в свободных экономических зонах. Обыч-
но при этом осуществлялись операции, так или иначе
увеличивающие прибавочную стоимость товара.
Следовательно, из собирающих центров и пунктов
распределения свободные экономические зоны все чаще
становятся местом обработки и трансформации товаров.
При этом действуют льготные условия их экспорта из
упомянутых зон.
Отметим, что повышение прибавочной стоимости то-
вара при отсутствии таможенных и других пошлин ста-
новится отличительной чертой экономических зон, кото-
рые были созданы в Соединенных Штатах Америки.
Еще один этап развития свободных экономических
зон начался в 80-е годы благодаря ряду мер, направ-
ленных на. преодоление застоя в отдельных отраслях
промышленности, банковского и страхового дела. Ха-
рактерной чертой этого этапа можно считать усиление
экономического развития отдельных регионов, находя-
щихся в кризисном состоянии. Так, путем создания не-
больших экономических зон были выведены из кризиса
ряд департаментов Франции и около 25 районов Вели-
кобритании.
Другими важными тенденциями указанного этапа
развития свободных экономических зон являются льгот-
ные условия деятельности предприятий, расположенных
в этих зонах, по налогообложению, и дебюрократизация
их управления.
В практике экономических зон в настоящее время
применяется широкая гамма льгот и стимулов для ино-
странных вкладчиков капитала. Как правило, они зави-
сят от специфических условий каждой экономической зо-
ны. Обычно, кроме отмены таможенных пошлин, преду-
сматриваются следующие льготы:
отмена какого-либо налогообложения в счет права
на экспорт, освобождение от других налогов, прежде
всего на недвижимое имущество, а также местных (об-
ластных) налогов, имеющихся в ряде стран;
отмена налогов на доход иностранного персонала,
работающего в свободной экономической зоне;-
полная или частичная отмена налогов на прибыль
зональных предприятий на определенный срок и в за-
висимости от ряда условий.
Например, в Южной Корее предприятия, созданные
в свободной экономической зоне, в первые пять лет пол-
ностью освобождаются от налогов, а в последующие три
года налоги им снижаются на 50%.
В Шри Ланке полная отмена налогообложений длит-
ся от двух до десяти лет в зависимости от специфики
функционирования предприятий экономической зоны,
при этом учитывается число занятых на предприятии,
приток конвертируемой валюты, применяемая техноло-
гия и т. д.
Создание свободных экономических зон в разных
странах в настоящее время предполагает достижение
таких целей:
обеспечение более полной занятости рабочей силы
как непосредственно в экономической зоне, так и за ее
пределами;
привлечение инвестиций, особенно в свободно кон-
вертируемой валюте;
организация в экономических зонах таких произ-
водств, продукция которых шла бы на экспорт, не ущем-
ляя при этом уже существующие местные предприятия,
действующие на внутреннем рынке.
Кроме того, многие страны, создающие свободные
экономические зоны, считают, что они будут способст-
вовать развитию отсталых в экономическом отношении
районов, модернизации технологий, получению новых
ноу-хау, обучению собственных специалистов и рабочих
новым методам труда, а также использованию собствен-
ных сырьевых ресурсов для производства экспортной
продукции.
Классическим примером этого может служить Манаус в бразильской Амазонии, где ино-
странные предприятия, работающие на экспорт, обяза-
ны включать в производство оптовых изделий по край-
ней мере часть сырьевых ресурсов, имеющихся в дан-
ной местности.
Кстати, с этой первоначально экспортной промыш-
ленной зоной произошла интересная трансформация:
постепенно она превратилась ~в чисто импортную зону.
Теперь вся продукция, поступающая в , поглощается бразильским рынком.
Имеются и другие примеры, но несколько менее ра-
дикального перехода с обработки экспортных товаров
на импортные, Такие тенденции характерны для свобод-
ных экономических зон в Китае, Мексике, Барбадосе и
для ряда других стран.
Однако в указанной трансформации прослеживаются
и негативные моменты. Главный из них тот, что ино-
странные компании, действующие в свободных зонах
некоторых государств, стремятся использовать их для
сбыта некачественных товаров, которые не имеют спро-
са на рынках других стран.
Таким образом, создание свободной экономической
зоны в любой стране предусматривает прежде всего
ускоренное развитие той или иной территории. Разви-
тие таких зон позволяет правительствам принимающих
стран смягчать кризисные ситуации в национальной эко-
номике и преодолевать трудности в государственных ка-
питаловложениях в регионе.
Важным моментом с точки зрения создания свобод-
ных экономических зон является роль различных госу-
дарственных и муниципальных органов управления. В
большинстве стран, как развитых, так и развивавщих-
ся, экономические зоны учреждаются решением цент-
ральных правительственных органов, министерствами
планирования или финансов. Эти органы имеют необ-
ходимый опыт в сфере управления крупными проектами,
а также весьма компетентны в области внешнеэкономи-
ческих свяэей. Однако имеется достаточно много приме-
ров, когда экономические зоны создаются и управляют-
ся местными муниципальными властями.
Среди свободных экономических зон,
наиболее распространенных в настоящее время, можно
отметить следующие."
беспошлинные зоны, расположенные на основных пе-
рекрестках международных транспортных систем;
зкспортные промышленные зоны, ориентированные
главным образом на внешнюю торговлю;
парки технологического развития, которые создают-
ся на основе существующего в принимающей стране на-
учно-техиического потенциала, но с участием иностран-
ного капитала и с использованием .прогрессивного обо-
рудования, ноу-хау, а также зарубежного управленче-
ского, коммерческого или маркетингового опыта;
зоны _ страховых и банковских услуг, способствую-
щие укреплению этой исключительно важной сферы эко-
номики;
импортно-промышленные зоны и зоны по замещению
импорта, которые призваны обеспечить принимающую
страну современными товарами, а местные . предприя-
тия - передовой технологией.
На практике в перечисленные эконо-
мические зоны встречаются редко. Обычно для каждой
из них присуще сочетание характерных тенденций ука-
занных свободных экономических зон. К примеру, мало-
вероятно, чтобы парки технологического развития не
оказывали таких ключевых услуг, как банковские опе-
рации, страхование или торговля.
Подавляющее большинство предприятий в существу-
ющих ныне свободных экономических зонах - это пред-
приятия легкой промышленности, нуждающиеся в отно-
сительно скромных капиталовложениях. Они произво-
дят текстиль и одежду, бытовую электронику, спортив-
ный инвентарь, изделия из пластмассы, мебель, продо-
вольствие, напитки.
Однако учредители некоторых свободных зон пошли
по другому пути и стали способствовать развитию пред-
приятий тяжелой промышленности. Например, в
экспортно-промышленной зоне Тринидада и Тобаго дре-
обладает переработка нефти и нефтехимическая про-
мышленность. В Грне предприятия свободной экономи-
ческой зоны занимаются переработкой добываемых там
бокситов в глинозем и алюминий. В экономических зо-
нах Объединенных Арабских Эмиратов действует це-
лый ряд химических, нефтехимических и автомобиль-
ных компаний.
Создание предприятий тяжелой промышленности в
свободных зонах указанных стран, конечно, связано с
их природными ресурсами, В Ганв - это бокситы, в
Тринидаде и Тобаго - нефть, в Объединенных Араб-
ских Эмиратах - нефть и природный газ.
И все же- следует отметить, что политика прави-
тельств указанных трех стран была направлена не столь-
ко на развитие тяжелой промышленности в своих эконо-
мических зонах, сколько на создание экспортных про-
мышленных зон на основе уже существующих предприя-
тий тяжелой промышленности. Это прежде. всего отно-
сится к первым двум странам.
Что касается Объединенных Арабских Эмиратов, то
здесь произошла закономерная эволюция: появление
предприятий, связанных с добычей и переработкой неф-
ти и газа сопровождалось созданием предприятий тяже-
лой промышленности в несмежных отраслях, в частно-
сти в машиностроении.
Одна из характерных черт промышленного разви-
тия .большинства свободных экономических зон заклю-
чается в том, что находящиеся там компании, как пра-
вило, стремятся к минимальному использованию мест-
ных ресурсов.
Слабые обратные связи этих компаний с предприя-
тиями принимающей страны объясняются закрытым ха-
рактером экономических зон, профилем действующих
там предприятий и относительно неразвитым потенциа-
лом национальных поставщиков. И в этом смысле прак-
тика указанных выше государств является исключе-
нием.
В то же время многие иностранные компании, дей-
ствующие в развивающихся странах, весьма охотно ис-
пользуют местные сырьевые ресурсы и полуфабрикаты,
произведенные на их основе (сталь, алюминий, основ-
ные химикаты, резину, древесину и т. п.). Некоторые из
них создали крупную перерабатывающую промышлен-
ность на основе местного сырья - хорошо развитые и
организованные предприятия, которые Действуют в при-
нимающих странах в течение многих десятилетий, т. е.
до создания первых свободных экономических зон.
Вот почему такие компании не испытывают потреб-
иости в использовании возможностей недавно создан-
ных экономических зон. Кроме того, сказывается и еще
один фактор: перерабатывающие предприятия, исполь-
зующие местное сырье, как правило, находятся недале-
ко от его источников (будь то шахта, нефтяная сква-
жина или гидроэлектростанция), в то время как экспорт-
но-промышленные зоны обычно формируются вблизи
крупных населенных пунктов или промышленных цент-
ров.
Помимо того, экономические зоны создаются учре-
дителями для быстрого решения проблем промышленно-
го развития какой-либо территории. Отсюда примитив-
ные производственные помещения, похожие на времян-
ки, и незначительные затраты на оборудование иност-
ранных инвесторов.
Компании, занимающиеся переработкой сырьевых
ресурсов, как правило, являются относительно крупны-
ми и действуют на основе долгосрочных договоров, пла-
нируя свою деятельность на многие годы вперед. Этим
они отличаются от обычного завода по сборке электрон-
ных изделий или специализированной компании по по-
шиву одежды в свободной экономической зоне.
Обычно считается, что свободные экономические зо-
ны способствуют прямым иностранным инвестициям от-
носительно крупных и имеющих хорошую репутацию
компаний. Однако, как свидетельствует мировой опыт,
мощные транснациональные корпорации не очень нуж-
даются в привилегиях и возможностях свободных зон.
Они могут успешно функционировать в обычных ус-
ловиях практически любой страны. И если условия ка-
кого-либо государства слишком неблагоприятны, то пре-
имущества, предлагаемые свободными экономическими
зонами, вряд ли заставят эти корпорации изменить их
стратегию международного развития.
Это одна из основных причин того, что в большин-
стве стран инвесторами в свободных зонах являютея
не крупные, хорошо известные транснационадьные кор-
порации, а небольшие фирмы, которые часто выходят на
рынок иностранных инвестиций в первый раз.
Опыт таких стран, как Мексика, Ямайка или Маври-
кий, намеренно привлекающих в свои экономические
зоны мелких иностранных инвесторов, подтверждает, что
средние или мелкие фирмы промышленно развитых го-
сударств или стран, недавно вставших на путь индуст-
риального развития, с пользой для дела дополняют дея-
тельность крупных компаний.
Мелкие фирмы более гибко реагируют на быстроме-
няющуюся обстановку и в состоянии удовлетворить на-
сущные потребности внутреннего рынка этих стран. Учи-
тывая стремление многих государств как можно быст-
рее привлень иностранных инвесторов, такие компании
оказались лучшей краткосрочной альтернативой, чем
крупные транснациональные корпорации, которые дей-
ствуют гораздо медленнее.
Создание и функционирование; свободных экюмоииче-
ских зон часто отклоняющихся от первоначальных проек-
тов. Например, когда в начале 60 годов на Маврикий
было предусмотренно создание первой экспортно-промыш-
ленной зоны, то предполагалось, что удельный вес про-
дукции предприятий электронной .промышленности бу-
дет равен 30 предприятии текстильной промышленно-
сти - 25, металлообрабатывавших предприятий - 15,
предприятий по обработке сырья - 10~4.
Однако уже к середине 8(Н годов на текстильные
предприятия и предприятия но пошиву одежды прихо-
доилось 87 занятого в экономической зоне населения,
на предприятия по производству мебели и изделий из
дерева - .2,5 и на предприятия, выпускающие ювелир-
ные изделия, - 2%.
Предприятия электронной промышленности, которые
активно развивались в первые годы, затем почти исчез-
ли (за исключением тех, которые выпускали часы).
Такая эволюция, присущая в той или иной степени
практически всем свободным экономическим зонам, во
многом зависит от характера деятельности предприни-
мателей-пионеров. Если первые инвесторы были пред-
ставлены электронными компаниями, то и последующие
будут принадлежать к той же отрасли, способствуя тем
самым, как правило, созданию в экономической зоне
электронной монокультуры>.
Такая же тенденция характерна и для других отрас-
лей промышленности. В экспортно-промышленной зоне
Шри Ланки, например, на долю производства текстиля
и одежды приходится около 90% занятых, в Домини-
канской Республике - более 60, в Египте - 54.
Причина такого положения объясняется динамикой,
присущей развитию .самих экономических зон, отсутст-
вием контроля со стороны государственных органов по
отношению к иностранным инвестициям также сла-
бым взаимодействиям зональных предприятий, нацио-
нальных и иностранных кампаний.
В процессе развития некоторые свободные экономи-
ческие зоны стали специализироваться исключительно
на банковских и страховых. операциях. Они получили
название 6анковских. франковых зон.
В Люксембурге, например, активно действуют круп-
ные западногерманские банки, которые благодаря име-
ющимся в этой стране льготам государотвен-
ный закон по созданию обязательных денежных резер-
вов.
Наиболее известные банковские франковые зоны бы-
ли созданы ы Гонконге, Сингапуре; Бахрейне и Маниле,
а также на многочисленных островах в Карибском мо-
ре (на Багамах, Бермудах и т. д.).
Совокупный объем кредитных операций иностранных
банков, сосредоточенных в странах Карибского моря, по
самым минимальным оценкам в 80-е годы составлял бо-
лее 200 млрд. далл., что равнялоеь 13% общей, суммы
международных кредитных активов в капиталистическом
мире.
Такие финансовые центры, расположенные в разви-
вающихся странах, часто еще называют , а - ту или иную операцию
между иностранным (по отношению к месту ее совер-
шения) кредитором и заемщиком.
Член совета управляющих Федеральной резервной
системы США Г. Уоллик определяет
как географическую точку, где кредитные средства за-
имствуются у нерезидентов и предоставляются другим
нерезидентам через посредничество банков или иных фи-
нансовых институтов. Преобладание именно таких опе-
раций характерно для банковских франковых зон Ка-
рибского региона.
Следует отметить, что такие центры расположены не
только в развивающихся странах, но и в промышленно
развитых государствах. В отношении последних также
нередко используется термин , поскольку этот
банковский бизнес представляет собой вненациональную
банковскую деятельность на базе валютных кредитных
ресурсов в международных финансовых центрах, и преж-
де всего в Лондоне.
В свободных банковских зонах существуют очень
благоприятные условия для проведения кредитно-финан-
совых операций (чрезвычайно льготный режим налого-
обложения банков, а в некоторых зонах фактически пол-
ное отсутствие такового), что усиливает их привлека-
тельность для иностранных кредитных институтов и
международных капиталов. Именно поэтому их часто
называют , или ..
Успешная деятельность свободных банковских зон в
развивающихся странах весьма ощутимо влияет на фи-
нансовые интересы Соединенных Штатов Америки и
других капиталистических государств. Так, по оценке
американских экспертов, служба внутренних доходов
США ежегодно недополучает около 4 млрд. долл. в ре-
зультате совершения американскими банками операций
не на своей территории.
Общая утечка капиталов из США на банковские сче-
ха только в карибской экономической зоне составила к
середине 80-х годов почти 80 млрд. долл.
Стремясь укрепить финансовый центр в Нью-Йорке,
который в 70-е годы заметно сдал свои позиции на
международном рынке капиталов, правительственные
органы США создали там в 1981 г. свою свободную
банковскую зону. Они разрешили, подобно многим дру-
гим , местным и иностранным бан-
кам открывать в Нью-Йорке международные банковские
учреждения, которым предоставлены большая свобода
в осуществлении транснационального бизнеса и льгот-
ный налоговый режим.
Одна из главных целей создания таких зон в у разви-
тых капиталистических странах - переориентация меж-
дународных операций своих банков, основной объем ко-
торых совершается через в других
странах.
Чрезвычайно жесткие нормативы, регулирующие
страховые операции, способствовали созданию свобод-
ных страховых зон. Примером может служить лондон-
ская компания по вопросам страхования ри-
сков особого типа (не входящих в разряд хищений, по-
жаров, гражданской ответственности и т. д.). Деятель-
ность компании по покрытию этих рисков, по
существу, содействовала превращению ее в монополи-
ста по страхованию нетрадиционных рисков.
По прототипу лондонской свободной страховой зо-
ны в 80-х годах подобные зоны были созданы в Нью-
Йорке. Правда, там ассоциации по контролю в защиту
потребителя ограничили льготный режим, допустив его
лишь для особых типов риска (например, анулирование
контрактов лизинга), а также для тех страховых конт-
рактов, в которых годовые премии превышают 100000
долл.
Как видим, создание свободных экономических зон
получило на Западе большое- развитие, Во многом их
развитие зависит от того, что такая зона может дать
национальной экономике в конкретных условиях хозяй-
ствования и в данной экономической ситуации.
СОВЕТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
Постановление Совета Министров .РСФСР , принятое в
марте 1989 г., явилось основой для создания в поряд-
ке эксперимента на территории Советского Союза не-
скольких свободных экономических зон (у нас они по-
лучили название ).
При помощи экспертов ООН была разработана спе-
циальная концепция, учитывающая сложившийся в стра-
не подход к проблеме свободных зон, мировой опыт их
функционирования и конъюнктуру международного рын-
ка.
По мнению советских специалистов, создаваемые зо-
ны будут способствовать активизации инициативы ино-
странных фирм в производстве товаров, услуг, в тор-
говле, а также в других видах деятельности на терри-
тории СССР.
В таких зонах могут быть организованы производст-
во и сборка различных видов продукции на основе при-
менения иностранного оборудования, технологий и ма-
териалов с использованием местной электроэнергии,
сырья и рабочей силы.
Напомним, что в зарубежной практике свободные
экономические зоны являются, как правило, небольши-
ми территориальными анклавами с особо благоприят-
ным режимом для деятельности иностранного капита-
ла, слабо связанные с национальным рынком и ориенти-
рованные на экспорт. Однако в свете перестройки со-
ветской экономики такая ориентация свободных эконо-
мических зон должна быть существенно скорректирова-
на, а их деятельность подчинена не столько решению
внешнеэкономических, сколько общехозяйственных за-
дач страны.
В разработанной советской концепции создания сво-
бодных экономических зон они, сохраняя в целесообраз-
ных пределах экспортную ориентацию, призваны в то
же время прежде всего на внутренний ры-
нок СССР, способствуя насыщению его передовой тех-
нологией и высококачественными товарами.
Кроме того, зоны совместного предпринимательства
лолжны быть для страны центрами освоения и распро-
странения зарубежного управленческого опыта, полиго-
нами проверки новых форм хозяйствования.
Соответственно такие зоны' должны создаваться и
функционировать в экономике СССР как ее неотъемле-
мая составная часть, предусматривать благоприятный
режим деятельности не только для иностранных вклад-
чиков капитала, но и для советских предприятий.
Они могут формироватъся как в приграничных, так
и глубинных районах страны и занимать значительную
территорию. При этом необходимо обеспечивать поли-
тические интересы и экономическую безопасность Со-
ветекого Союза.
Следовательно, при разработке общих целей и задач
формирования зон совместного предпринимательства в
Советском Союзе исходили из того, что данная форма
внешнеэкономической деятельности должна использо-
ваться прежде всего в интересах развития экономики
страны и служить своеобразным между ней
и внешним рынком.
Среди основных задач решение которых возможно
с помощью создания свободных экономических зон на
территории Советского Союза, можно выделить следую-
щие.
Прежде всего это совершенствование отраслевой
структуры производства и ускорение социально-эконо-
мического развития территории, где расположены эко-
номические зоны. Последнее весьма актуально для ма-
лоосвоенных регионов страны.
Предусматривается также постепенное включение
экономики зон совместного предпринимательства или ее
отдельных производств в хозяйственную структуру со-
ответствувщих регионов. При этом будут апробировать-
ся различные варианты внедрения новых форм хозяйст-
вования, приспособленных к условиям мирового рынка.
В экономических зонах намечено активно внедрять
в произ-во отечественные и зарубежные научно-
технические разработки и изобретения с последующим
их использованием в других отраслях народного хозяй--
ства, а также и на внешнем рынке.
Благодаря более интенсивному включению СССР в
систему международных экономических связей буде-
развиваться экспортная база и, значит, увеличиваться
наши валютные поступления.
Хозяйственные потребности страны, а также интере-
сы самого эксперимента подсказывают целесообразность
создания в СССР сразу нескольких вариантов таких
зон. По своим целям свободные экономические зоны в
нашей стране могут быть: (~~ )
комплексные (производственного назначения);
внешнеторговые (свободные таможенные зоны и по-
сты, включая зоны экспортного производства, транспорт-
ные зоны);
функциональные, или отраслевые (технологические
парки и технополисы, туристические, страховые, банков-
ские зоны).
Перечисленные варианты экономических зон могут
выполнять различные народнохозяйственные и внешне-
экономические функции.
С точки зрения решения перспективных задач разви-
тия экономики и внешнеэкономических связей СССР и
отдельных регионов наибольший интерес представляют
комплексные экономические зоны, в которых будут соз-
даны новые производства, выпускающие продукцию как
для внутреннего рынка, так и для экспорта, поскольку
они будут функционировать на основе механизма, наи-
более приближенного к условиям мирового рынка.
Отметим, что создание экономических зон внешне-
торговой направленности не требует ни крупных перво-
начальных инвестиций, ни длительных сроков форми-
рования, ни сложного механизма функционирования и
взаимодействия с экономикой нашей страны. В большин-
стве случаев - это таможенный анклав, позволяющий
существенно повысить прибыльность внешнеторговых и
сопутствующих им операций.
Такие экономические зоны практически не взаимо-
действуют с предприятиями вне ее территории, хотя при
активном развитии здесь экспортных производств мож-
по предусмотреть специальные таможенный и налого-
вый механизмы, -ориентирующие эти производства на
увеличение территорий будут осуществляться бы-
стрее, чем в среднем по стране.
С одной стороны, это может привести к усилению
межрегиональных различий в уровне социально-эконо-
мического развития, И очевидно, этого полностью избе-
жать нельзя.
С другой стороны, неодинаковое по интенсивности
и по формам участие регионов во внешнезкономических
связях всегда было характерно для нашей страны.
В частности, это проявляется в том, что экспортная
ориентация хозяйства регионов, скажем, добывающих
нефть и таз, значительно сильнее, чем у других регио-
нов, прямой товарообмен более развит в приграничных
районах, а совместные предприятия тяготеют к круп-
ным городам и т. д.
Этот закономерный процесс до сих пор осуществлял-
ся стихийно. Образование зон совместного предприни-
мателъства позволит в определенной мере управлять
им, способствуя постепенному формированию рацио-
нальной территориальной организации внешнеэкономи-
ческой деятельности в пределах СССР.
Отметим, что советская концепция экономических
зон разработана на период до завершения общеэконо-
мической реформы в стране и введения конвертируемо-
го рубля. После накопления определенного практическо-
го Опыта по формированию зон совместного предприни-
мательства можно будет приступить к разработке комп-
лексной программы их создания, которая должна пре-
дусматривать систематизацию этого процесса в целях
постепенного распространения влияния свободных зон
на более крупные регионы и отрасли народного хозяй-
ства.
В последующий период механизм действия свобод-
ных экономических зон на территории СССР будет
трансформироватъся.
ЗОНЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СССР
На международном семинаре , который проходил в Москве в сен-
тябре 1989 г., и был организован центром ООН по
транснациональным корпорациям; было объявлено, что
в Советском Союзе в порядке эксперимента начиная с
1990 г, будет формироваться несколько свободных эко-
номических зон.
Первые зоны совместного предпринимательства на-
мечено создать в Находке, Новгороде и Выборге. Пред-
ставители еще около 60 городов и регионов страны на-
правили свои предложения в Совет Министров СССР о
создании подобных зон. Среди них Сахалин, Одесса и
даже один из городов-спутников Москвы (ориентиро-
вочно Зеленоград).
Во всех технико-зкономических обоснованиях созда-
ния экономических зон на территории Советского Сою-
за отмечается необходимость на первом этапе вводить
индивидуальные юридические акты для каждой из этих
зон и только после приобретения достаточного опыта
целесообразно установить всесоюзное правовое регули-
рование.
Общей точкой зрения специалистов является и то,
что планируемые зоны совместного предпринимательст-
ва не должны быть ориентированы только на экспорт,
как большинство свободных вон в мире, а должны быть
тесно связаны с советской экономикой и способствовать
ее развитию. Лишь в этом случае свободные зоны смо-
гут с привлечением иностранного капитала не только
создавать высокие технологии, но и осуществлять их
передачу другим отраслям экономики, а также прода-
жу произведенных в таких зонах товаров на советском
рынке.
Стратегия развития зон совместного предпринима-
тельства позволяет найти в них самое различное при-
менение иностранного капитала, поскольку в экспери-
менте предусмотрено определенное их разнообразие. Так,
в комплексных зонах предусмотрено создание новых вы-
сокотехнологичных производств, выпускающих продук-
цию для внутреннего рынка СССР и экспорта, что бу-
Страницы: 1, 2, 3
|