Рефераты

СЭЗ в мире

СЭЗ в мире

ВВЕДЕНИЕ

Одной из составных частей перестройки народного

хозяйства СССР является радикальная реформа дея-

тельности внешнеэкономического комплекса. Кроме су-

щественного повышения его вклада в экономическое и

социальное развитие страны, реформа одновременно

предусматривает формирование в Советском Союзе эко-

номики открытого типа, что предполагает не только ее

тесную взаимосвязь с мировой экономикой, но и их со-

стязательность.

Концепция перестройки внешнеэкономических свя-

зей исходит из того, что в современном взаимозависи-

мом мире советская экономика является частью миро-

вой и не может успешно развиваться в отрыве от по-

следней. Поэтому стратегия экономического развития

нашей страны должна разрабатываться с ориентацией

на мировой уровень. Это подразумевает существенное

усиление влияния внешнеэкономических связей на тем-

пы, пропорции и характер экономического роста в стра-

не, внутреннее ценообразование и региональное разви-

тие;

Внешнеэкономические связи, таким образом, должны

стать самостоятельным источником увеличения нацио-

нального дохода Советского Союза, постоянной состав-

ляющей. при выборе путей решения народнохозяйствен-

ных задач.

В концепции перестройки внешнеэкономических свя-

зей СССР учтена необходимость изменения отношений

между формами собственности, существующими ~ на-

шей стране и в государствах Запада. Оставаясь Соци-

альными антиподами, они тем не менее образуют в точ-

ках соприкосновения своеобразные гибридные формы в

виде собственности совместных предприятии в СССР,

инвестиционных активов советских организаций как за

границей, так и на территории страны.

Новые формы внешнеэкономических связей (совме-

стное предпринимательство на территории СССР, сво-

бодные экономические зоны, зарубежное инвестирова-

ние и т. д.) призваны способствовйть усилению исполь-

зования в нашей экономике прогрессивной зарубежной

технологии и управленческого опыта, развитию экспорт-

ного сектора страны и расширению финансовой базы

модернизации народного хозяйства.

В свою очередь, советские капиталовложения за ру-

бежом и в свободных экономических зонах на террито-

рии СССР позволяют создать там инфраструктуру, не-

обходимую для увеличения советского экспорта (преж-

де всего машинотехнического), а также собственную

производственную базу для стабильного снабжения на-

шей страны различными товарами.

Существенно и то, что новые формы внешнеэкономи-

ческих связей предусматривают еще и решение такой за-

дачи, как вывести Советский Союз на статус уже не

только международного торговца, но и международно-

го инвестора.

Принципиально вам, иными словами, территорий бес-

пошлинного складирования товаров на период поиска

покупателей. Первоначально созда-

вались для развития местного рынка, а затем и для со-

действия расширению международной торговли. Напом-

ним, статус имели Генуя (с 1595 г.).

Венеция (с 1661 г.), Марсель (с 1669 г.), а в России -

Одесса (с 1817 г,), Владивосток (с 1862 г.) и Батуми

(с 1878 г.).

По мере монополизации рынка и усиления протек-

ционистской политики государств

стали упраздняться, а на их территориях и .в других

торговых центрах начали создаваться свободные эконо-

мические зоны, где все большее значение приобретала

переработка товара.

Основателями такого типа свободных экономических

зон были англичане П. Халл и С. Хоув, а также амери-

канец С. Бутлер, которые пришли к выводу, что госу-

дарственное вмешательство при различного рода кри-

зисных ситуациях не в состоянии предотвратить эконо-

мический упадок крупных промышленных центров. По

их мнению, не спасали положения и традиционные ме-

ры экономического и политического воздействия на хо-

зяйственную деятельность этих территорий.

Предпринимателям, желающим заниматься бизнесом

в районах, находящихся в тяжелом экономическом по-

ложении, предоставлялся ряд льгот по налогообложе-

нию, менее жестко регламентировалась и их деятель-

ность. Кроме того, бизнесмены могли осуществлять здесь

некоторые операции, которые обычно не разрешаются

нормативами местного законодательства (например, в

области банковских и страховых операций).

В пределах таких зон, скажем, банки могли свобод-

но моделировать с любыми валютами и поддерживать

деловые отношения с клиентами, проживающими вне зо-

ны. Следовательно, здесь не надо было устанавливать

контроль за валютным обменом, движением капиталов

и т; д.

В течение длительного времени свободным экономи-

ческим зонам была присуща преимущественно коммер-

ческая деятельность. В экономических зонах товары

складировались и подвергались лишь тем операциям,

которые были направлены на обеспечение доброкачест-

венного хранения или же на улучшение общего вида

или внешнего оформления, что позволяло повысить их

качество.

И только в начале 60-х годов была разрешена обра-

ботка: товаров в свободных экономических зонах. Обыч-

но при этом осуществлялись операции, так или иначе

увеличивающие прибавочную стоимость товара.

Следовательно, из собирающих центров и пунктов

распределения свободные экономические зоны все чаще

становятся местом обработки и трансформации товаров.

При этом действуют льготные условия их экспорта из

упомянутых зон.

Отметим, что повышение прибавочной стоимости то-

вара при отсутствии таможенных и других пошлин ста-

новится отличительной чертой экономических зон, кото-

рые были созданы в Соединенных Штатах Америки.

Еще один этап развития свободных экономических

зон начался в 80-е годы благодаря ряду мер, направ-

ленных на. преодоление застоя в отдельных отраслях

промышленности, банковского и страхового дела. Ха-

рактерной чертой этого этапа можно считать усиление

экономического развития отдельных регионов, находя-

щихся в кризисном состоянии. Так, путем создания не-

больших экономических зон были выведены из кризиса

ряд департаментов Франции и около 25 районов Вели-

кобритании.

Другими важными тенденциями указанного этапа

развития свободных экономических зон являются льгот-

ные условия деятельности предприятий, расположенных

в этих зонах, по налогообложению, и дебюрократизация

их управления.

В практике экономических зон в настоящее время

применяется широкая гамма льгот и стимулов для ино-

странных вкладчиков капитала. Как правило, они зави-

сят от специфических условий каждой экономической зо-

ны. Обычно, кроме отмены таможенных пошлин, преду-

сматриваются следующие льготы:

отмена какого-либо налогообложения в счет права

на экспорт, освобождение от других налогов, прежде

всего на недвижимое имущество, а также местных (об-

ластных) налогов, имеющихся в ряде стран;

отмена налогов на доход иностранного персонала,

работающего в свободной экономической зоне;-

полная или частичная отмена налогов на прибыль

зональных предприятий на определенный срок и в за-

висимости от ряда условий.

Например, в Южной Корее предприятия, созданные

в свободной экономической зоне, в первые пять лет пол-

ностью освобождаются от налогов, а в последующие три

года налоги им снижаются на 50%.

В Шри Ланке полная отмена налогообложений длит-

ся от двух до десяти лет в зависимости от специфики

функционирования предприятий экономической зоны,

при этом учитывается число занятых на предприятии,

приток конвертируемой валюты, применяемая техноло-

гия и т. д.

Создание свободных экономических зон в разных

странах в настоящее время предполагает достижение

таких целей:

обеспечение более полной занятости рабочей силы

как непосредственно в экономической зоне, так и за ее

пределами;

привлечение инвестиций, особенно в свободно кон-

вертируемой валюте;

организация в экономических зонах таких произ-

водств, продукция которых шла бы на экспорт, не ущем-

ляя при этом уже существующие местные предприятия,

действующие на внутреннем рынке.

Кроме того, многие страны, создающие свободные

экономические зоны, считают, что они будут способст-

вовать развитию отсталых в экономическом отношении

районов, модернизации технологий, получению новых

ноу-хау, обучению собственных специалистов и рабочих

новым методам труда, а также использованию собствен-

ных сырьевых ресурсов для производства экспортной

продукции.

Классическим примером этого может служить Манаус в бразильской Амазонии, где ино-

странные предприятия, работающие на экспорт, обяза-

ны включать в производство оптовых изделий по край-

ней мере часть сырьевых ресурсов, имеющихся в дан-

ной местности.

Кстати, с этой первоначально экспортной промыш-

ленной зоной произошла интересная трансформация:

постепенно она превратилась ~в чисто импортную зону.

Теперь вся продукция, поступающая в , поглощается бразильским рынком.

Имеются и другие примеры, но несколько менее ра-

дикального перехода с обработки экспортных товаров

на импортные, Такие тенденции характерны для свобод-

ных экономических зон в Китае, Мексике, Барбадосе и

для ряда других стран.

Однако в указанной трансформации прослеживаются

и негативные моменты. Главный из них тот, что ино-

странные компании, действующие в свободных зонах

некоторых государств, стремятся использовать их для

сбыта некачественных товаров, которые не имеют спро-

са на рынках других стран.

Таким образом, создание свободной экономической

зоны в любой стране предусматривает прежде всего

ускоренное развитие той или иной территории. Разви-

тие таких зон позволяет правительствам принимающих

стран смягчать кризисные ситуации в национальной эко-

номике и преодолевать трудности в государственных ка-

питаловложениях в регионе.

Важным моментом с точки зрения создания свобод-

ных экономических зон является роль различных госу-

дарственных и муниципальных органов управления. В

большинстве стран, как развитых, так и развивавщих-

ся, экономические зоны учреждаются решением цент-

ральных правительственных органов, министерствами

планирования или финансов. Эти органы имеют необ-

ходимый опыт в сфере управления крупными проектами,

а также весьма компетентны в области внешнеэкономи-

ческих свяэей. Однако имеется достаточно много приме-

ров, когда экономические зоны создаются и управляют-

ся местными муниципальными властями.

Среди свободных экономических зон,

наиболее распространенных в настоящее время, можно

отметить следующие."

беспошлинные зоны, расположенные на основных пе-

рекрестках международных транспортных систем;

зкспортные промышленные зоны, ориентированные

главным образом на внешнюю торговлю;

парки технологического развития, которые создают-

ся на основе существующего в принимающей стране на-

учно-техиического потенциала, но с участием иностран-

ного капитала и с использованием .прогрессивного обо-

рудования, ноу-хау, а также зарубежного управленче-

ского, коммерческого или маркетингового опыта;

зоны _ страховых и банковских услуг, способствую-

щие укреплению этой исключительно важной сферы эко-

номики;

импортно-промышленные зоны и зоны по замещению

импорта, которые призваны обеспечить принимающую

страну современными товарами, а местные . предприя-

тия - передовой технологией.

На практике в перечисленные эконо-

мические зоны встречаются редко. Обычно для каждой

из них присуще сочетание характерных тенденций ука-

занных свободных экономических зон. К примеру, мало-

вероятно, чтобы парки технологического развития не

оказывали таких ключевых услуг, как банковские опе-

рации, страхование или торговля.

Подавляющее большинство предприятий в существу-

ющих ныне свободных экономических зонах - это пред-

приятия легкой промышленности, нуждающиеся в отно-

сительно скромных капиталовложениях. Они произво-

дят текстиль и одежду, бытовую электронику, спортив-

ный инвентарь, изделия из пластмассы, мебель, продо-

вольствие, напитки.

Однако учредители некоторых свободных зон пошли

по другому пути и стали способствовать развитию пред-

приятий тяжелой промышленности. Например, в

экспортно-промышленной зоне Тринидада и Тобаго дре-

обладает переработка нефти и нефтехимическая про-

мышленность. В Грне предприятия свободной экономи-

ческой зоны занимаются переработкой добываемых там

бокситов в глинозем и алюминий. В экономических зо-

нах Объединенных Арабских Эмиратов действует це-

лый ряд химических, нефтехимических и автомобиль-

ных компаний.

Создание предприятий тяжелой промышленности в

свободных зонах указанных стран, конечно, связано с

их природными ресурсами, В Ганв - это бокситы, в

Тринидаде и Тобаго - нефть, в Объединенных Араб-

ских Эмиратах - нефть и природный газ.

И все же- следует отметить, что политика прави-

тельств указанных трех стран была направлена не столь-

ко на развитие тяжелой промышленности в своих эконо-

мических зонах, сколько на создание экспортных про-

мышленных зон на основе уже существующих предприя-

тий тяжелой промышленности. Это прежде. всего отно-

сится к первым двум странам.

Что касается Объединенных Арабских Эмиратов, то

здесь произошла закономерная эволюция: появление

предприятий, связанных с добычей и переработкой неф-

ти и газа сопровождалось созданием предприятий тяже-

лой промышленности в несмежных отраслях, в частно-

сти в машиностроении.

Одна из характерных черт промышленного разви-

тия .большинства свободных экономических зон заклю-

чается в том, что находящиеся там компании, как пра-

вило, стремятся к минимальному использованию мест-

ных ресурсов.

Слабые обратные связи этих компаний с предприя-

тиями принимающей страны объясняются закрытым ха-

рактером экономических зон, профилем действующих

там предприятий и относительно неразвитым потенциа-

лом национальных поставщиков. И в этом смысле прак-

тика указанных выше государств является исключе-

нием.

В то же время многие иностранные компании, дей-

ствующие в развивающихся странах, весьма охотно ис-

пользуют местные сырьевые ресурсы и полуфабрикаты,

произведенные на их основе (сталь, алюминий, основ-

ные химикаты, резину, древесину и т. п.). Некоторые из

них создали крупную перерабатывающую промышлен-

ность на основе местного сырья - хорошо развитые и

организованные предприятия, которые Действуют в при-

нимающих странах в течение многих десятилетий, т. е.

до создания первых свободных экономических зон.

Вот почему такие компании не испытывают потреб-

иости в использовании возможностей недавно создан-

ных экономических зон. Кроме того, сказывается и еще

один фактор: перерабатывающие предприятия, исполь-

зующие местное сырье, как правило, находятся недале-

ко от его источников (будь то шахта, нефтяная сква-

жина или гидроэлектростанция), в то время как экспорт-

но-промышленные зоны обычно формируются вблизи

крупных населенных пунктов или промышленных цент-

ров.

Помимо того, экономические зоны создаются учре-

дителями для быстрого решения проблем промышленно-

го развития какой-либо территории. Отсюда примитив-

ные производственные помещения, похожие на времян-

ки, и незначительные затраты на оборудование иност-

ранных инвесторов.

Компании, занимающиеся переработкой сырьевых

ресурсов, как правило, являются относительно крупны-

ми и действуют на основе долгосрочных договоров, пла-

нируя свою деятельность на многие годы вперед. Этим

они отличаются от обычного завода по сборке электрон-

ных изделий или специализированной компании по по-

шиву одежды в свободной экономической зоне.

Обычно считается, что свободные экономические зо-

ны способствуют прямым иностранным инвестициям от-

носительно крупных и имеющих хорошую репутацию

компаний. Однако, как свидетельствует мировой опыт,

мощные транснациональные корпорации не очень нуж-

даются в привилегиях и возможностях свободных зон.

Они могут успешно функционировать в обычных ус-

ловиях практически любой страны. И если условия ка-

кого-либо государства слишком неблагоприятны, то пре-

имущества, предлагаемые свободными экономическими

зонами, вряд ли заставят эти корпорации изменить их

стратегию международного развития.

Это одна из основных причин того, что в большин-

стве стран инвесторами в свободных зонах являютея

не крупные, хорошо известные транснационадьные кор-

порации, а небольшие фирмы, которые часто выходят на

рынок иностранных инвестиций в первый раз.

Опыт таких стран, как Мексика, Ямайка или Маври-

кий, намеренно привлекающих в свои экономические

зоны мелких иностранных инвесторов, подтверждает, что

средние или мелкие фирмы промышленно развитых го-

сударств или стран, недавно вставших на путь индуст-

риального развития, с пользой для дела дополняют дея-

тельность крупных компаний.

Мелкие фирмы более гибко реагируют на быстроме-

няющуюся обстановку и в состоянии удовлетворить на-

сущные потребности внутреннего рынка этих стран. Учи-

тывая стремление многих государств как можно быст-

рее привлень иностранных инвесторов, такие компании

оказались лучшей краткосрочной альтернативой, чем

крупные транснациональные корпорации, которые дей-

ствуют гораздо медленнее.

Создание и функционирование; свободных экюмоииче-

ских зон часто отклоняющихся от первоначальных проек-

тов. Например, когда в начале 60 годов на Маврикий

было предусмотренно создание первой экспортно-промыш-

ленной зоны, то предполагалось, что удельный вес про-

дукции предприятий электронной .промышленности бу-

дет равен 30 предприятии текстильной промышленно-

сти - 25, металлообрабатывавших предприятий - 15,

предприятий по обработке сырья - 10~4.

Однако уже к середине 8(Н годов на текстильные

предприятия и предприятия но пошиву одежды прихо-

доилось 87 занятого в экономической зоне населения,

на предприятия по производству мебели и изделий из

дерева - .2,5 и на предприятия, выпускающие ювелир-

ные изделия, - 2%.

Предприятия электронной промышленности, которые

активно развивались в первые годы, затем почти исчез-

ли (за исключением тех, которые выпускали часы).

Такая эволюция, присущая в той или иной степени

практически всем свободным экономическим зонам, во

многом зависит от характера деятельности предприни-

мателей-пионеров. Если первые инвесторы были пред-

ставлены электронными компаниями, то и последующие

будут принадлежать к той же отрасли, способствуя тем

самым, как правило, созданию в экономической зоне

электронной монокультуры>.

Такая же тенденция характерна и для других отрас-

лей промышленности. В экспортно-промышленной зоне

Шри Ланки, например, на долю производства текстиля

и одежды приходится около 90% занятых, в Домини-

канской Республике - более 60, в Египте - 54.

Причина такого положения объясняется динамикой,

присущей развитию .самих экономических зон, отсутст-

вием контроля со стороны государственных органов по

отношению к иностранным инвестициям также сла-

бым взаимодействиям зональных предприятий, нацио-

нальных и иностранных кампаний.

В процессе развития некоторые свободные экономи-

ческие зоны стали специализироваться исключительно

на банковских и страховых. операциях. Они получили

название 6анковских. франковых зон.

В Люксембурге, например, активно действуют круп-

ные западногерманские банки, которые благодаря име-

ющимся в этой стране льготам государотвен-

ный закон по созданию обязательных денежных резер-

вов.

Наиболее известные банковские франковые зоны бы-

ли созданы ы Гонконге, Сингапуре; Бахрейне и Маниле,

а также на многочисленных островах в Карибском мо-

ре (на Багамах, Бермудах и т. д.).

Совокупный объем кредитных операций иностранных

банков, сосредоточенных в странах Карибского моря, по

самым минимальным оценкам в 80-е годы составлял бо-

лее 200 млрд. далл., что равнялоеь 13% общей, суммы

международных кредитных активов в капиталистическом

мире.

Такие финансовые центры, расположенные в разви-

вающихся странах, часто еще называют , а - ту или иную операцию

между иностранным (по отношению к месту ее совер-

шения) кредитором и заемщиком.

Член совета управляющих Федеральной резервной

системы США Г. Уоллик определяет

как географическую точку, где кредитные средства за-

имствуются у нерезидентов и предоставляются другим

нерезидентам через посредничество банков или иных фи-

нансовых институтов. Преобладание именно таких опе-

раций характерно для банковских франковых зон Ка-

рибского региона.

Следует отметить, что такие центры расположены не

только в развивающихся странах, но и в промышленно

развитых государствах. В отношении последних также

нередко используется термин , поскольку этот

банковский бизнес представляет собой вненациональную

банковскую деятельность на базе валютных кредитных

ресурсов в международных финансовых центрах, и преж-

де всего в Лондоне.

В свободных банковских зонах существуют очень

благоприятные условия для проведения кредитно-финан-

совых операций (чрезвычайно льготный режим налого-

обложения банков, а в некоторых зонах фактически пол-

ное отсутствие такового), что усиливает их привлека-

тельность для иностранных кредитных институтов и

международных капиталов. Именно поэтому их часто

называют , или ..

Успешная деятельность свободных банковских зон в

развивающихся странах весьма ощутимо влияет на фи-

нансовые интересы Соединенных Штатов Америки и

других капиталистических государств. Так, по оценке

американских экспертов, служба внутренних доходов

США ежегодно недополучает около 4 млрд. долл. в ре-

зультате совершения американскими банками операций

не на своей территории.

Общая утечка капиталов из США на банковские сче-

ха только в карибской экономической зоне составила к

середине 80-х годов почти 80 млрд. долл.

Стремясь укрепить финансовый центр в Нью-Йорке,

который в 70-е годы заметно сдал свои позиции на

международном рынке капиталов, правительственные

органы США создали там в 1981 г. свою свободную

банковскую зону. Они разрешили, подобно многим дру-

гим , местным и иностранным бан-

кам открывать в Нью-Йорке международные банковские

учреждения, которым предоставлены большая свобода

в осуществлении транснационального бизнеса и льгот-

ный налоговый режим.

Одна из главных целей создания таких зон в у разви-

тых капиталистических странах - переориентация меж-

дународных операций своих банков, основной объем ко-

торых совершается через в других

странах.

Чрезвычайно жесткие нормативы, регулирующие

страховые операции, способствовали созданию свобод-

ных страховых зон. Примером может служить лондон-

ская компания по вопросам страхования ри-

сков особого типа (не входящих в разряд хищений, по-

жаров, гражданской ответственности и т. д.). Деятель-

ность компании по покрытию этих рисков, по

существу, содействовала превращению ее в монополи-

ста по страхованию нетрадиционных рисков.

По прототипу лондонской свободной страховой зо-

ны в 80-х годах подобные зоны были созданы в Нью-

Йорке. Правда, там ассоциации по контролю в защиту

потребителя ограничили льготный режим, допустив его

лишь для особых типов риска (например, анулирование

контрактов лизинга), а также для тех страховых конт-

рактов, в которых годовые премии превышают 100000

долл.

Как видим, создание свободных экономических зон

получило на Западе большое- развитие, Во многом их

развитие зависит от того, что такая зона может дать

национальной экономике в конкретных условиях хозяй-

ствования и в данной экономической ситуации.

СОВЕТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

Постановление Совета Министров .РСФСР , принятое в

марте 1989 г., явилось основой для создания в поряд-

ке эксперимента на территории Советского Союза не-

скольких свободных экономических зон (у нас они по-

лучили название ).

При помощи экспертов ООН была разработана спе-

циальная концепция, учитывающая сложившийся в стра-

не подход к проблеме свободных зон, мировой опыт их

функционирования и конъюнктуру международного рын-

ка.

По мнению советских специалистов, создаваемые зо-

ны будут способствовать активизации инициативы ино-

странных фирм в производстве товаров, услуг, в тор-

говле, а также в других видах деятельности на терри-

тории СССР.

В таких зонах могут быть организованы производст-

во и сборка различных видов продукции на основе при-

менения иностранного оборудования, технологий и ма-

териалов с использованием местной электроэнергии,

сырья и рабочей силы.

Напомним, что в зарубежной практике свободные

экономические зоны являются, как правило, небольши-

ми территориальными анклавами с особо благоприят-

ным режимом для деятельности иностранного капита-

ла, слабо связанные с национальным рынком и ориенти-

рованные на экспорт. Однако в свете перестройки со-

ветской экономики такая ориентация свободных эконо-

мических зон должна быть существенно скорректирова-

на, а их деятельность подчинена не столько решению

внешнеэкономических, сколько общехозяйственных за-

дач страны.

В разработанной советской концепции создания сво-

бодных экономических зон они, сохраняя в целесообраз-

ных пределах экспортную ориентацию, призваны в то

же время прежде всего на внутренний ры-

нок СССР, способствуя насыщению его передовой тех-

нологией и высококачественными товарами.

Кроме того, зоны совместного предпринимательства

лолжны быть для страны центрами освоения и распро-

странения зарубежного управленческого опыта, полиго-

нами проверки новых форм хозяйствования.

Соответственно такие зоны' должны создаваться и

функционировать в экономике СССР как ее неотъемле-

мая составная часть, предусматривать благоприятный

режим деятельности не только для иностранных вклад-

чиков капитала, но и для советских предприятий.

Они могут формироватъся как в приграничных, так

и глубинных районах страны и занимать значительную

территорию. При этом необходимо обеспечивать поли-

тические интересы и экономическую безопасность Со-

ветекого Союза.

Следовательно, при разработке общих целей и задач

формирования зон совместного предпринимательства в

Советском Союзе исходили из того, что данная форма

внешнеэкономической деятельности должна использо-

ваться прежде всего в интересах развития экономики

страны и служить своеобразным между ней

и внешним рынком.

Среди основных задач решение которых возможно

с помощью создания свободных экономических зон на

территории Советского Союза, можно выделить следую-

щие.

Прежде всего это совершенствование отраслевой

структуры производства и ускорение социально-эконо-

мического развития территории, где расположены эко-

номические зоны. Последнее весьма актуально для ма-

лоосвоенных регионов страны.

Предусматривается также постепенное включение

экономики зон совместного предпринимательства или ее

отдельных производств в хозяйственную структуру со-

ответствувщих регионов. При этом будут апробировать-

ся различные варианты внедрения новых форм хозяйст-

вования, приспособленных к условиям мирового рынка.

В экономических зонах намечено активно внедрять

в произ-во отечественные и зарубежные научно-

технические разработки и изобретения с последующим

их использованием в других отраслях народного хозяй--

ства, а также и на внешнем рынке.

Благодаря более интенсивному включению СССР в

систему международных экономических связей буде-

развиваться экспортная база и, значит, увеличиваться

наши валютные поступления.

Хозяйственные потребности страны, а также интере-

сы самого эксперимента подсказывают целесообразность

создания в СССР сразу нескольких вариантов таких

зон. По своим целям свободные экономические зоны в

нашей стране могут быть: (~~ )

комплексные (производственного назначения);

внешнеторговые (свободные таможенные зоны и по-

сты, включая зоны экспортного производства, транспорт-

ные зоны);

функциональные, или отраслевые (технологические

парки и технополисы, туристические, страховые, банков-

ские зоны).

Перечисленные варианты экономических зон могут

выполнять различные народнохозяйственные и внешне-

экономические функции.

С точки зрения решения перспективных задач разви-

тия экономики и внешнеэкономических связей СССР и

отдельных регионов наибольший интерес представляют

комплексные экономические зоны, в которых будут соз-

даны новые производства, выпускающие продукцию как

для внутреннего рынка, так и для экспорта, поскольку

они будут функционировать на основе механизма, наи-

более приближенного к условиям мирового рынка.

Отметим, что создание экономических зон внешне-

торговой направленности не требует ни крупных перво-

начальных инвестиций, ни длительных сроков форми-

рования, ни сложного механизма функционирования и

взаимодействия с экономикой нашей страны. В большин-

стве случаев - это таможенный анклав, позволяющий

существенно повысить прибыльность внешнеторговых и

сопутствующих им операций.

Такие экономические зоны практически не взаимо-

действуют с предприятиями вне ее территории, хотя при

активном развитии здесь экспортных производств мож-

по предусмотреть специальные таможенный и налого-

вый механизмы, -ориентирующие эти производства на

увеличение территорий будут осуществляться бы-

стрее, чем в среднем по стране.

С одной стороны, это может привести к усилению

межрегиональных различий в уровне социально-эконо-

мического развития, И очевидно, этого полностью избе-

жать нельзя.

С другой стороны, неодинаковое по интенсивности

и по формам участие регионов во внешнезкономических

связях всегда было характерно для нашей страны.

В частности, это проявляется в том, что экспортная

ориентация хозяйства регионов, скажем, добывающих

нефть и таз, значительно сильнее, чем у других регио-

нов, прямой товарообмен более развит в приграничных

районах, а совместные предприятия тяготеют к круп-

ным городам и т. д.

Этот закономерный процесс до сих пор осуществлял-

ся стихийно. Образование зон совместного предприни-

мателъства позволит в определенной мере управлять

им, способствуя постепенному формированию рацио-

нальной территориальной организации внешнеэкономи-

ческой деятельности в пределах СССР.

Отметим, что советская концепция экономических

зон разработана на период до завершения общеэконо-

мической реформы в стране и введения конвертируемо-

го рубля. После накопления определенного практическо-

го Опыта по формированию зон совместного предприни-

мательства можно будет приступить к разработке комп-

лексной программы их создания, которая должна пре-

дусматривать систематизацию этого процесса в целях

постепенного распространения влияния свободных зон

на более крупные регионы и отрасли народного хозяй-

ства.

В последующий период механизм действия свобод-

ных экономических зон на территории СССР будет

трансформироватъся.

ЗОНЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СССР

На международном семинаре , который проходил в Москве в сен-

тябре 1989 г., и был организован центром ООН по

транснациональным корпорациям; было объявлено, что

в Советском Союзе в порядке эксперимента начиная с

1990 г, будет формироваться несколько свободных эко-

номических зон.

Первые зоны совместного предпринимательства на-

мечено создать в Находке, Новгороде и Выборге. Пред-

ставители еще около 60 городов и регионов страны на-

правили свои предложения в Совет Министров СССР о

создании подобных зон. Среди них Сахалин, Одесса и

даже один из городов-спутников Москвы (ориентиро-

вочно Зеленоград).

Во всех технико-зкономических обоснованиях созда-

ния экономических зон на территории Советского Сою-

за отмечается необходимость на первом этапе вводить

индивидуальные юридические акты для каждой из этих

зон и только после приобретения достаточного опыта

целесообразно установить всесоюзное правовое регули-

рование.

Общей точкой зрения специалистов является и то,

что планируемые зоны совместного предпринимательст-

ва не должны быть ориентированы только на экспорт,

как большинство свободных вон в мире, а должны быть

тесно связаны с советской экономикой и способствовать

ее развитию. Лишь в этом случае свободные зоны смо-

гут с привлечением иностранного капитала не только

создавать высокие технологии, но и осуществлять их

передачу другим отраслям экономики, а также прода-

жу произведенных в таких зонах товаров на советском

рынке.

Стратегия развития зон совместного предпринима-

тельства позволяет найти в них самое различное при-

менение иностранного капитала, поскольку в экспери-

менте предусмотрено определенное их разнообразие. Так,

в комплексных зонах предусмотрено создание новых вы-

сокотехнологичных производств, выпускающих продук-

цию для внутреннего рынка СССР и экспорта, что бу-

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты