Рефераты

СЭЗ в мире

дет способствовать ускоренному развитию регионов.

Функциональные зоны будут создаваться для освое-

ния новой техники, для хранения, перевалки и подра-

ботки внешнеторговых грузов, а также для туристиче-

ских, транзитных и других нужд. Надо отметить, что

создание такого типа зон позволит нашей стране без ка-

ких-либо ограничений максимально использовать миро-

вой опыт ведения хозяйства.

Во-первых, в пределах небольшой территории стра-

ны устанавливается особый режим, предусматривающий

не только производство конкурентоспособной продук-

ции, но и ее реализацию на мировом рынке.

Во-вторых, в таких зонах формируется свой валют-

ный режим, вводятся льготные нормы по переводу при-

былей и Другие преференции.

Все, что будет идти на- благо региональному разви-

тию, легко может быть перенесено на более крупные

территории и даже на всю экономику Советского Союза-

за.

Вместе с тем при создании свободных экономические

зон возникают определенные социальные проблемы, в

частности, для населения, проживающего в них. Так,

по мнению некоторых советских людей, создание сво-

бодных зон в нашей стране не что иное, как распрода-

жа территории Советского Союза и, следовательно, по-

теря суверенитета над ними. На самом деле речь идет

лишь о том, чтобы с помощью свободных зон решить

часть экономических проблем страны.

Одним из важных элементов системы взаимодейст-

вия советских предприятий, расположенных в экономи-

ческой зоне, является возможность улучшить свое фи-

нансовое положение благодаря получению дополнитель-

ной валюты либо за счет производства экспортной или

импортозамещающей продукции и оказания услуг дру-

гим предприятиям свободной зоны.

Характеризуя финансовую основу деятельности со-

ветских предприятий в свободных зонах, в концепции

рассматриваются два ее варианта.

Первый вариант - это использование для расчетов

какой-либо конвертируемой валюты (например, амери-

канского доллара). Второй вариант - это введение осо-

бой советской валюты.

Хотя первый вариант предпочтительнее с точки зре-

ния упрощения интеграции свободных зон в мировую

экономику, тем не менее второй вариант обеспечивает

более действенный контроль за финансовыми операция-

ми.

Кроме того, в зависимости от масштабов хозяйст-

венной деятельности в экономических зонах появляется

реальная возможность хотя бы частично использовать

новую конвертируемую, но советскую валюту для ук-

репления денежного оборота страны за счет размеще-

ния этих денег и на внутреннем рынке.

Важное преимущество, которое могут получить со-

ветские предприятия, расположенные в свободных зо-

нах, это быстрота формирования кооперационных связей

с поставщиками, субпоставщиками, посредниками и по-

требителями в других странах. Экономическая зона дол-

жна будет обеспечить для этого все необходимое: ком-

муникации, связь, транспорт, склады и т..д

Характерно, что заинтересованное отношение к со-

зданию зон прежде всего проявили совместные предирия-

тия и организации. Основывается. оно на том, что их со-

здание будет способствовать решив тех органиэааион-

но-экономических проблем, которые уже длительное

время негативно влияют на развитие народного хозяй-

ства. Главные из них - это нерацнональиая структура

народного хозяйства, недостаточно высокий технический

и технологический уровень производства и качества вы-

пускаемой продукции, а также неразвитость внутренне-

го рынка.

Кроме того, представители заинтересованных совет-

ских предприятий рассматривают свободные экономиче-

ские зоны на территории СССР как необходимую хо-

зяйственную школу, окончив которую они смогут актив-

но действовать в сфере международного бизнеса.

Ни для кого не секрет, что самостоятельный выход

советских предприятий на мировой рынок требует спе-

циальных знаний и опыта, которых у советских пред-

принимателей еще недостаточно. Поэтому для них со-

здание свободных зон - один из наиболее эффектив-

ных способов быстрого проникновения на мировой ры-

нок.

Советские предприятия рассчитывают на крупные

иностранные инвестиции, в том числе и в виде произ-

водственного капитала в совместные предприятия, созда-

ваемые в экономических зонах. Этот капитал, по мне-

нию деловых кругов СССР, должен стать основой созда-

ния производственных мощностей, базирующихся на вы-

сокоэффективной технике и технологиях.

Однако, как показывает анализ функционирования

свободных экономических зон, советским предприятиям

не следует сразу ожидать использования иностранными

компаниями наиболее прогрессивных технологий. Пер-

вое и основное препятствие к этому, как считают экспер-

ты ООН, - ограничения КОКОМ на зкспорт наукаем-

кой продукции. Второе препятствие - действие факто-

ра административного риска. Иными словами, отсутст-

вие уверенности у западных партнеров в политике Со-

ветсиого государства в этой новой для нас сфере между-

народных экономических отношений.

Вот почему наиболее приемлемой в первоначальный

период функционирования свободных экономических зон

основой для привлечения иностранного капитала пред-

ставляется использование. советских научно-технических

и технологических разработок как ключевого элемента

будущих совместных предприятий.

Именно такую цель намечено реализовать при созда-

нии зоны совместного предпринимательства в районе го-

рода Выборга, где планируется сформировать около 20

совместных предприятий, которые будут выпускать кон-

конкурентоспособную продукцию на базе советской техно-

логии. Й Эту зону также войдут свыше 50 совместных

предприятий уже действующих в Ленинградской об-

ласти.

В Выборгской свободной зоне расположены 5 горо-

дов и 30 селений, где проживает более 200 тыс. жите-

лей, занятых в основном обработкой древесины, судо-

строением и сельским хозяйством. Многим из них пред-

стоит освоить новые профессии, чтобы заполнить рабо-

чие места на формируемых здесь совместных предприя-

тиях наукоемкого профиля.

Предпосылки для апробирования в свободной зоне

Выборга новей хозяйственной модели уже имеются. Это

прежде всего совместная с финскими фирмами эксплуа-

тация Саймеиского канала, соединяющего внутренние

озера Финляндии с Балтийским морем. Кроме того, уже

начата реализация двусторонних соглашений с этой стра-

ной, предусматривающих строительство и модернизацию

целлюлозно-бумажных предприятий на территории

СССР.

Специализация Выборгской зоны совместного пред-

принимательства связывается с научно-производствен-

ной сферой. Иностранным партнерам предлагается на

основе советской и зарубежной технологий совместно

производить алмазную пленку (перспективный элемент

для компьютеров пятого поколения), оригинальные об-

разцы лазерной техники и оптической электроники, био-

технологическую продукцию и т. п.

Уже согласовано более 40 протоколов о намерениях

по созданию таких предприятий с фирмами и компания-

ми стран Западной Европы, Америки и Азии.

Предполагается, что создание Выборгской свободной

зоны начнется в 1991 г.

Проект создания промышленного парка

появился в результате сотрудничества советских и фин-

сккх ученым. По их мнению, промышленный парк, соз-

данный в районе советского города Светогорска и финско-

го Иматра (все тот же район Выборга)., может стать

ключевым пунктом формирования свободной экономиче-

ской зоны в этом регионе.

Для реализации указанного проекта уже организо-

вано совместное советско-финское предприятие .

Близость двух городов .(расстояние между Свето-

горском и Иматрой составляет 7 км) создает хорошие

предпосылки для формирования здесь единой интегри-

рованной экономической зоны. К тому же существуют и

тесные экономические связи, обусловленные строитель-

ством ц последующей эксплуатацией Светогорского цел-

люлозно-бумажного комбината, которые привели к фор-

мированию весьма близких инфраструктур двух горо-

дов.

Создание промышленного парка будет спо-

собствовать формированию нового узла социально-эко-

номического развития Выборгского района и Ленинград-

ской области без нарушения сложившихся администра-

тивных, социальных и экономических связей региона.

Возможность же использования имеющихся у финской

стороны телекоммуникационных видов сообщения с дру-

гими западными странами может служить дополнитель-

ным средством развития внешнеэкономической деятель-

ности всей Выборгской экономической зоны.

Таким образом, реализация проекта пред-

полагает создание комплексной зоны, которая станет

особенно привлекательной для всех тех предприятий и

организаций, производственно-административная дея-

тельность которых требует постоянных контактов с ино-

странными партнерами. К тому же особый пограничный

и таможенный контроль, который здесь предполагается,

существенно облегчит и непосредственные контакты де-

ловых людей разных стран.

Ответственность за реализацию этого проекта воз-

ложена. на совместное советско-финское предприятие

, уставной фонд которого составляет 10

млн. финских марок, или 1,5 млн. руб.-Советская доля

в этом капитале - 49%.

Развитие этой зоны предполагается осуществлять за

счет выпуска акций и кредитов советских и иностран-

ных банков, а также использования собственного капи-

тала . После завершения организацион-

ного периода в начале 1990 г, это предприятие уже при-

ступило к инвестиционной деятельности, а к 1994 г. пла-

нируется закончить основной цикл строительных работ

в промышленном парке.

Началась реализация проекта создания свободной

экономической зоны и в Новгородской области. Подго-

товлена документация и выработана концепция так на-

зываемого открытого сектора экономики Новгорода. Ее

разработали ученые Академии народного хозяйства при

Совете Министров СССР, работники областного испол-

нительного комитета Совета народных депутатов и спе-

циалисты различных организаций.

Они предложили три направления специализации

Новгородской экономической зоны:

развитие иностранного и отечественного туризма

(включая научный и спортивный);

изготовление и реализацию видеокассет, видеодисков,

голограмм и альбомов по изобразительному (отечест-

венному и зарубежному) искусству;

массовое производство, продажу, прокат и фирмен-

ное обслуживание видеотехники и другой бытовой ра-

диоэлектроники.

В связи с этим планируется создание трех консор-

циумов: туристско-транспортного и двух произ-

водственных - и .

Деятельность консорциума предусматривает

развитие туризма в Новгородской области. Согласно ут-

вержденным планам близ города будет построен меж-

дународный аэропорт, способный принимать самые со-

временные авиалайнеры. Будут отреставрированы па-

мятники старинной архитектуры, монастыри, Новгород-

ский кремль, что в значительной мере позволит расши-

рить сеть объектов, посещаемых советскими и иностран-

ными туристами.

С этой целью власти Новгорода заключили ряд до-

говоров и контрактов с иностранными фирмами. В ча-

стности, с польскими фирмами и ,

которые принимали участие в реставрации исторических

памятников Кракова, Риги и Таллинна.

Кроме того, достигнута договоренность о восстанов-

лении исторических зданий Новгородского кремля. Под-

писаны протоколы о намерениях по восстановительным

работам в Новгородской области с предприятиями и ор-

ганизациями Болгарии, Югославии, а также с рядом за-

иадноевропейских фирм,

Производственные консорциумы в этой свободной зо-

не будут решать задачи развития здесь промышленно-

сти на базе высокоэффективных технологий, создания

совместных предприятий, а также увеличения произ-

водства продовольствия, современных товаров й услуг.

Предполагается, что онн будут участвовать в освоении

нетрадиционных энергоресурсов, в жилищном и социаль-

но-культурном строительстве, оздоровлении экологиче-

ской обстановки в регионе.

Весьма примечательно и то, что в концепции откры-

того сектора экономики Новгорода предусмотрены опро-

бация хозяйственного механизма, ориентированного на

потребителя, создание современной инфраструктуры,

расширение экспортного потенциала региона, в распоря-

жении которого предусматривается оставлять до 707о

заработанной валюты.

Консорциум будет иметь в ос-

новном экспортную направленность. Производственная

база консорциума будет находиться в Новгороде. Пла-

нируется создать совместно с зарубежными фирмами и

при помощи иностранного капитала мощную полигра-

фическую базу, которая позволит выпускать красочные

альбомы и буклеты, голограммы произведений искусст-

ва, а также видеофильмы о музеях, причем не только

новгородских, но и Третьяковской галереи, Русского му-

зея и других.

На базе новгородского объединения ,

производящего электронную продукцию, будет создан

третий консорциум . В отличие от консорциума

он будет поставлять продукцию

исключительно на внутренний рынок Советского Союза.

В частности, планируется наладить выпуск бытовой ра-

диоэлектроники - магнитофонов, телевизоров, видео-

магнитофонов.

Достигнута договоренность с южнокорейскими, япон-

скими и западноевропейскими фирмами о поставках зто-

му объединению комплектующих деталей и узлов для

бытовой. электронной техники. В объединении будет производиться лишь сборка конечной про-

дукции.

В этой же отрасли промышленности будут созданы

совместные предприятия с привлечением фирм Швейца-

рии и Германии.

С переходом на региональный хозрасчет появится

возможность получать большую прибыль, которую мож-

но будет расходовать на соцнальное обустройство обла-

сти. И все же следует отметить ,что идея создания сво-

бодной зовы в Новгороде воспринимается населением

далеко не единодушно.

Например, представители городской группы объеди-

ненного фронта трудящихся Новгорода считают, что

создание экономической зоны будет иметь такие послед-

ствия:

, обострится неравенство, бу-

дут подавляться патриотические чувства>.

Конечно, зоны совместного предпринимательства -

не единственное и, безусловно, не самое главное средст-

во лечения советской экономики. Однако, как считает

автор, для Новгородской области это одно из эффектив-

ных средств привлечения иностранного капитала, полу-

чения доступа к передовым технологиям, включения хо-

зяйства региона в мировое разделение труда.

0 поддержке проекта экономической зоны свидетель-

ствуют и результаты опроса общественного мнения, про-

веденного в мае 1990 г. в Новгородской области специа-

лнзированной лабораторией Московского университета.

Сторонников идеи создания зоны совместного предпри-

нимательства в Новгороде почти в два раза больше,

чем противников,

По мнению первых, зона могла бы способствовать

решению проблемы трудоустройства на основе исполь-

зования высокоэффективных технологий и экологически

чистого бизнеса - туризма. Этот вывод представляется

весьма важным, ибо 77% опрошенных высказывают бес-

покойство по по поводу загрязненности окружающей среды

в регионе.

Рабочая группа по подготовке технико-экономическо-

го обоснования проекта Новгородской экономической зо-

ны, созданная решением облисполкома, уже приступи-

ла к практическому осуществлению этой идеи. Форми-

рование этой зоны будет проводиться по территориаль-

но-хозяйственному принципу, иными словами, любые

организации, предприятия, колхозы и банки города и

области могут участвовать в ее формировании.

Совместное предпринимательство здесь стимулирует-

гя освобождением на ближайшие пять - семь лет от на-

логов на прибыли и пошлин на ввозимые и вывозимые

товары. В Новгороде уже созданы и действуют на этих

принципах три совместных предприятия.

Так, советско-финское возводит фа-

нерную фабрику, которая должна вступить в строй в

конце 1990 г. Советско-австрийское предприятие строит комфортабельную гостиницу Ь областном

центре, а советско-итало-югославское предприятие реконструирует кирпичный завод ц Новгороде и

реставрирует Иверский монастырь на Валдае.

О серьезности намерений по созданию свободной

экономической зоны в Новгороде свидетельствует и от-

крытая там в конце 1989 г. таможня.

Создание свободной экономической зоны на дальне-

восточном побережье Тихого океана связывается с даль-

нейшем развитием порта Находка. В городе создан ко-

митет по внешнеэкономическим связям и ассоциация

развития свободной зоны.

Местные власти финансировали разработку груп-

пой московских ученых концепции зоны совместного

предпринимательства в. Находке, которая определила

структуру этой зоны и ее специализацию. Подготовлено

и социально-экономическое обоснование эффективности

этой зоны, которое внесено на рассмотрение Совета Ми-

нистров СССР.

Город, расположенный на берегу большой и удобной

бухты, имеет относительно развитую инфраструктуру,

крупный узел перевалки грузов из государств Азиатско-

Тихоокеанского региона в Европу и обратно и самый

глубоководный в стране порт Восточный.

Накоплен и определенный опыт международного со-

трудничества: успешно действует, например, советско-

американская компания по добыче морских ресурсов,

развивается международный туризм.

Получил реальный шанс стать территорией, где воз-

можно создание подобной хозяйственной структуры, и

другой дальневосточный район страны - Сахалин. По

концепции, разработанной в Московском институте на-

родного хозяйства имени Плеханова, создание здесь

свободной зоны предусматривает развитие экономики

этого региона на основе рыночных отношений.

Как считает один из авторов концепции, бывший

проректор Плехановского института В. Федоров, эконо-

мика Сахалинской области в силу своих экономических

и географических особенностей наиболее приспособлена

для перехода к рынку. Здесь можно быстро создать ры-

ночный механизм, сохраняя на какое-то время прежние

структуры.

Отметим, что В. Федоров - специалист в области

взаимодействия национальной и мировой экономики -

был затем избран населением острова народным депу-

татом РСФСР, а на первой сессии областного Совета

нового созыва он стал председателем исполкома.

Создание свободной экономической зоны на Сахали-

не предусматривает прежде всего незамедлительное осво-

бождение местных предприятий от подчинения мини-

стерствам. Здесь будут организованы акционерные об-

щества, фондовые биржи, целый конкурирую-

щих между собой коммерческих банков.

Предполагается введение различных форм собствен-

ности, в том числе и частной, продажа земли крестья-

нам, реформа ценообразования и т. д.

Примерно такие же цели преследует проект созда-

ния зоны свободного предпринимательства в Одессе и

прилегающих к ней районах. Муниципалитет этого чер-

номорского города-порта утвердил координационный со-

вет и дирекцию смешанного предприятия (), которые начнут

практическое воплощение в жизнь проекта, разработан-

ного учеными Академии наук Украины.

В состав Большой Одессы, как известно, входят три

черноморских порта, несколько городов и населенных

пунктов, пригодных и весьма привлекательных для раз-

вития совместного предпринимательства. Прежде всего

намечается развивать строительную индустрию, пред-

приятия по выпуску товаров массового спроса, создать

заводы по переработке сельскохозяйственной продук-

ции.

Предполагается, что финансирование проекта будет

осуществляться главным образом за счет привлечения

капитала иностранных банков, компаний и фирм, и

средств населения путем выпуска и продажи акций не

только в этом регионе, но и по всей стране.

Кредиторам, принимающим участие в создании этой

зоны будут предоставлены условия наибольшего благо-

приятствования в сфере торговли, услуг, организации

совместных предприятий и т.п. Кроме того, приоретет

по размещению капиталла в зоне будет уставлен м тем

предпринимателям, которые предложат варианты орга-

низации совместных производств на оснюве передовой

и экологически чистой технологии.

Генеральный директор Одесса В..Дерга-

чев считает, что при создании такой зоны Одессе необ-

ходимо предоставить статус . Под

этим подразумевается возможность самостоятельно ре-

шать многие вопросы внешнеэкономнческой деятель-

ности, на льготных условиях размещать ввозимый капи-

тал, полностью перейти на рыночные отношения. Это,

комично, не значит, что в Одессе будет отменен Тамо-

женный режим, а вот право создавать вместе с зару-

бежными бизнесменами фирмы и компании без согласо-

вания с вышестоящими органами у города должно быть.

Изменения в системе управления и, значит, в орга-

низации производства, а также в характере работы се-

ветских и зарубежных специалистов в свободных эко-

нонических зонах должны привести к исключению ад-

министративно-командных форм и методов управления

хозяйственной жизнью на этих территориях. И все же,

как считает автор, в самой идее создания зон совмест-

ного предпринимательства на территории Советского

Союза есть Известное противоречие.

Чтобы решить здесь комплекс задач, свободные эко-

номические зоны должны иметь характер анклавов.

Только при этом условии можно воплотить эксперимен-

ты по совершенствованию механизма управления народ-

ным хозяйством с тем, чтобы не только привлечь иност-

ранных участников, но и в максимальной степени ра-

скрыть потенциальные возможности советских пред-

приятий в освоении и расширении производства конку-

рентоспособной продукции.

По мнению автора, не будет особых сложностей во

взаимодействии совместных н кооперативных предприя-

тий, находящихся в экономических зонах, чего нельзя

сказать о предприятиях, являвшихся гос.

собственностью особенно о тех предприятиях, которые

изначально оказались в этих зонах.

Например, современный порт в свобод-

ной зоне Находка или Светлогорский целлюлозно-бу-

мажный комбинат, который войдет в Выборгскую зко-

номическую зону, или в проект , стоившие Со-

ветскому гос-ву десятки миллиардов инвалютных

рублей, приобретут весьма неопределенный статус.

Па мнению некоторых советских экономистов, такие

государственные предприятия, оказавшись в свободных

зонах должны быть взяты в аренду их коллективами с

условием, что после завершения выплаты арендной пла-

ты в установленный договорам срок предприятие станет

собственностью самого коллектива и превратится в

объект кооперативной собственности.

Не исключается и вариант продажи государственно-

го предприятия его коллективу или другой организации.

Причем среди них могут быть как кооперативы и кон-

церны, так и иностранные компании и фирмы.

Наконец, существует еще один вариант - создание

на базе государственного предприятия совместно с

иностранным капиталом предприятия того же или близ-

кого профиля.

Передача государственных предприятий в аренду

позволит обеспечить им большую автономность и неза-

висимость, подобную той, что имеют в настоящее время

совместные и кооперативные предприятия. Именно эта

новая ферма самостоятельности станет основой взаимо-

отношений советских государственных предприятий в

свободной зоне и органов управления как вне зоны, так

и внутри ее.

ЗАКЛЮЧЕН И Е

Идея свободных экономических зон не является для

нашей страны неожиданной. Уже давно многие совет-

ские ученые считали, что уровень техники .и технологии

в большинстве отраслей народного хозяйства весьма

низок, и как один из путей выхода из создавшегося по-

ложения предлагали создание анклавных территорий.

Несмотря на существующие различия в мнениях по

решению ряда конкретных вопросов организации свобод-

ных экономических зон, определился и общий подход.

Их создание должно быть активно использовано для

решения не только внешнеэкономических, но прежде

всего общехозяйственных задач страны, способствовать

насыщению внутреннего рынка СССР современными ви-

дами промышленной продукции, служить своего рода

для отработки новых методов хозяйствова-

ния в целях их последующего использования в экономи-

ке Советского Союза.

Создавая зоны совместного предпринимательства, мы

должны понимать, что привлечение западного капита-

ла требует определенных льготных условий хозяйствова-

ния. Значимость и качество льгот являются определяю-

щими в вопросе об объемах привлекаемых инвестиций.

Вот почему в свободных зонах, как правило уста-

навливается льготный режим экономической деятель-

ности для национальных, совместных, кооперативных и

иностранных предприятий, формируется - специфичный

для каждой такой зоны валютный механизм.

По сравнению с совместными предприятиями эконо-

мические зоны являются более перспективным вариан-

том эффективного привлечения иностранного капитала

и поиска форм взаимодействия советской и мировой эко-

номики.

Огромный рынок сбыта в СССР - главный притя-

гательный фактор для иностранного капитала. Сдержи-

вающим же фактором выступает неконвертируемость

рубля.

При решении этой проблемы рынок СССР будет весь-

ма притягательным для деловых кругов Запада. Пока

же основное направление капиталовложений можно ожи-

дать не столько в производство конечной продукции,

сколько в совершенствование соответствующей техники

и технологий.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Иностранный капитал в экономике Китая

Создание специальных экономических зон в Китай-

ской Народной Республике является важной частью ее

политики по осуществлению структурных экономиче-

ских реформ и способствует притоку в страну иностран-

ного капитала,' активному использованию передовой за-

рубежной техники, технологий и управленческого опы-

та.

Решение о проведении с 1979 г. открытой внешне-

>кономической политики было принято на 3-м пленуме

ЦК КПК 11-го созыва. Затем эта политика получила

юридическое отражение в Конституции КНР 1982 г. В

статье 18 Конституции говорится:

.

Первым шагом Китая в области открытой внешней

политики было учреждение в 1980 г. четырех специаль-

ных экономических зон - Шэньчжэнь, Чжухай, Шань-

тоу и Сямэнь - в Южных приморских провинциях Гуан-

дун и Фуцзянь.

Вслед за этим в 1984 г. было решено открыть для

иностранного капитала 14 портовых городов вдоль все-

го китайского побережья, а также остров Хайнянь. Го-

лом позже были объявлены открытые экономические

районы в дельтах рек Яицзы и Чжуцзян и на юге про-

винции Фуцзянь. Многие из этих городов и ра~онов яв-

ляются важнейшими портами и традиционными цент-

рами экономической. деятельности страны.

Уже с первых шагов специальные экономические зо

ны рассматривалис~. как средство не только стимулир~

вания внешнеакономйческой деятельности, но и разви-

тня промышленности в тех районах, которые географи-

чески и эконемически тяготеют к зарубежным промыш-

ненным й торговым центрам Юго-Восточной Азии.

Так, специальнйе экыоми~еские зоны 'Шэньчжэнь и

Чжухай имеют прямое морское и железнодорожное со-

общение с Гонконгом и Макао. Особый режим их фуик-

цнонирования позватл упростить таможенные и погра-

ничные формальности, связанные с передвижением тран-

спортных средств и перевозкой грузов.

Зкономические зоны Шаньтоу и Сямэнь сложились

как крупные торговые центры. Эти территории истори-

чески теснее связаны с внешним рынком, чем с внутрен-

ними райенами Китая. Статус специальных экономиче-

дких зон лишь расширил и углубил их внешнеэкономи-

ческив связи.

Как считают в Китае, .невозможно привлечь иност-

ранный капитал, передовую технологию и квалифи.циро-

ванный аппарат управления зарубежных фирм без при-

нятия в стуане или в ее отдельных частях специаль-

ных мер стимулирования.

Вот почему центральные правительственные органы

' КНР предеставляю1 местным властям автономные пра-

ва в ведении дел в специальных экономических зонах.

В частности, в формулировании местного законодатель-

ства или правил, которые могут распространяться лишь

на определенную кат.егорию инвесторов или же на от-

дельную отрасль производства.

Что касается зарубежных вкладчиков капитала, то

принятые специальнйе меры способствуют формирова-

нию в таких звнах благоприятных для них условий, и

прежде в.сеге для хозяйственной деятельности и упраь-

ления проиавЩством, 3десь действуют льготный нало-

говый (практически вдвое более низкий, чем на осталь-

ной террювуик страны) и таможенный режимы для ино-

страннога капитала, особенко в случае экспортной ори-

ентации пумюводства..

Более мюрокие полиомочия иностранные вкладчики

капитала имеют и при найме рабочей силы, определе-

нии уровия оплаты труда, органиэации пройзводства и

т. п.

Сам термин Го-

ворит о том, что специальным в них является как раз

экономнческий аспект. Иностранный капйтал - гл4в-

ный источник финансирования создания и развития'спе-

циальных экономических зон.

По замыслу, экономические зоны должны стать свое-

образными во внешний мир, через которые бу-

дут поступать капиталы, современиая технология, зна-

ния, уирааленческий опыт для последующего их исполь-

зования на предприятиях всех отраслей народного хо-

зяйства страны.

Кроме того, специальные эйономические зоны дол-

жны быть ориентированы на развитие экспортных про-

изводств и превратиться в постоянный источник иност-

ранной валюты.

Как нодчеркивается в китаГ~ской печати, 'одного объ-

явления открытой политики во внешнеэкономической об-

ласти еще недостаточно. Иностранные инвесторы не 5у-

дут вкладывать свои капиталы в те сферы экономики

Китая, где не созданы условия для его эффективного

использования, где не будет обеспечена норма прибы-

ли более высокая, чем банковский процент по вкладаМ,

и где нет гарантии безопасности их прибылям и их

собственности.

И в этом плане в КНР прадприняты меры, чтобы

максимально усилить заинтересованность иностранных

инвесторов.

Прежде всего это ускоренное развитие основной

инфраструктуры (транспорта,'энергетики, дальней свя-

зи). Огромное внимание было уделено развитию тран-

спорта и транспортным перевозкам, расширению и мо-

дернизации уже существующих портов и строительству

новых.

В Шанхае, например, для обслуживания контейнеро-

возов было усовершенствовано 5 причалов. В Даляне

расширен международный аэропорт, который получил

воэможность принимать .

Самолетам гражданской авиации было разрешено

пользоваться тремя военными аэродромами, что дало

возможность открыть новые авиатрассы. Планируется

строительство ноэых аэропортов.

Можно выделить комплекс задач, которые будут ре-

шать специальные экономические зоны Китая.

Г~авная из них - максимально возможное привле-

чение иностранного капитала, передовой зарубежной

тв~ники, технологии и управленческого опыта в целях

технической реконструкции ныне действующих пред-

приятий, модернизации имеющейся промышленной ба-

зы, ускорения научно-технического прогресса.

Важным аспектом функционирования специальных

экономических зон.в Китае является необхадимость уве-

личения лоступлений иностранной валюты, что находит-

ся в прямой зависимости от экспортного потенциала

страны. Имея это в виду, перед специальными зонами

поставлена задача повышения качества выпускаемой

продукции, расширения номенклатуры традиционных и

освоение выпуска новых товаров, увеличения про'извод-

ства экспортной конкурентоспособной продукции, все-

мерного освоения мирового рйнка.

Любая экспортируемая продукция должна обладать

конкурентоспособностью не только по цене, но и по ка-

честву, сортности, красочности упаковки и срокам до-

ставки. Причем, и вто подчеркивается в китайских до-

кументах, нужно производить то, что имеет спрос на

мировом рынке, а не вкспортнровать, как раньше, то,

что произвели.

Ставится также задача, используя потенциал специ-

альных экономических зон, оживить экономику внутрен-

них районов Китая. Пр признаниям китайской печати,

после образования КНР и вплоть до настоящего време-

ни практически не существует достаточно устойчивых

хозяйственных связей между наиболее развитыми во-

сточными и слаборазвитыми западными районами стра-

ны. ф, ф.

Специальные экономические зоны должны стать свое-

образными испытательными полигонами для внутрен-

них районов Китая, определять для них пути осуществ-

ления реформы хозяйственной системы, осваивать и за-

тем лередавать им наиболее прогрессивную - технику,

выбирать лучшее из зарубежного опыта управления.

Восточные и южные районы страны, где расположе-

ны специальные экономичмкие зоны, а также откры-

тые порты, кроме того, должны оказывать внутренним

районам кадровуж, информационыую, финансовую и ма-

териальную помощь. Такая роль этих зон, по мнению

китайских руководителей, будет способствовать реали-

зации курса .

Китай постепенно распространяет практику предо-

ставления льгот и формирования особого режима хо-

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты