СЭЗ в мире
дет способствовать ускоренному развитию регионов.
Функциональные зоны будут создаваться для освое-
ния новой техники, для хранения, перевалки и подра-
ботки внешнеторговых грузов, а также для туристиче-
ских, транзитных и других нужд. Надо отметить, что
создание такого типа зон позволит нашей стране без ка-
ких-либо ограничений максимально использовать миро-
вой опыт ведения хозяйства.
Во-первых, в пределах небольшой территории стра-
ны устанавливается особый режим, предусматривающий
не только производство конкурентоспособной продук-
ции, но и ее реализацию на мировом рынке.
Во-вторых, в таких зонах формируется свой валют-
ный режим, вводятся льготные нормы по переводу при-
былей и Другие преференции.
Все, что будет идти на- благо региональному разви-
тию, легко может быть перенесено на более крупные
территории и даже на всю экономику Советского Союза-
за.
Вместе с тем при создании свободных экономические
зон возникают определенные социальные проблемы, в
частности, для населения, проживающего в них. Так,
по мнению некоторых советских людей, создание сво-
бодных зон в нашей стране не что иное, как распрода-
жа территории Советского Союза и, следовательно, по-
теря суверенитета над ними. На самом деле речь идет
лишь о том, чтобы с помощью свободных зон решить
часть экономических проблем страны.
Одним из важных элементов системы взаимодейст-
вия советских предприятий, расположенных в экономи-
ческой зоне, является возможность улучшить свое фи-
нансовое положение благодаря получению дополнитель-
ной валюты либо за счет производства экспортной или
импортозамещающей продукции и оказания услуг дру-
гим предприятиям свободной зоны.
Характеризуя финансовую основу деятельности со-
ветских предприятий в свободных зонах, в концепции
рассматриваются два ее варианта.
Первый вариант - это использование для расчетов
какой-либо конвертируемой валюты (например, амери-
канского доллара). Второй вариант - это введение осо-
бой советской валюты.
Хотя первый вариант предпочтительнее с точки зре-
ния упрощения интеграции свободных зон в мировую
экономику, тем не менее второй вариант обеспечивает
более действенный контроль за финансовыми операция-
ми.
Кроме того, в зависимости от масштабов хозяйст-
венной деятельности в экономических зонах появляется
реальная возможность хотя бы частично использовать
новую конвертируемую, но советскую валюту для ук-
репления денежного оборота страны за счет размеще-
ния этих денег и на внутреннем рынке.
Важное преимущество, которое могут получить со-
ветские предприятия, расположенные в свободных зо-
нах, это быстрота формирования кооперационных связей
с поставщиками, субпоставщиками, посредниками и по-
требителями в других странах. Экономическая зона дол-
жна будет обеспечить для этого все необходимое: ком-
муникации, связь, транспорт, склады и т..д
Характерно, что заинтересованное отношение к со-
зданию зон прежде всего проявили совместные предирия-
тия и организации. Основывается. оно на том, что их со-
здание будет способствовать решив тех органиэааион-
но-экономических проблем, которые уже длительное
время негативно влияют на развитие народного хозяй-
ства. Главные из них - это нерацнональиая структура
народного хозяйства, недостаточно высокий технический
и технологический уровень производства и качества вы-
пускаемой продукции, а также неразвитость внутренне-
го рынка.
Кроме того, представители заинтересованных совет-
ских предприятий рассматривают свободные экономиче-
ские зоны на территории СССР как необходимую хо-
зяйственную школу, окончив которую они смогут актив-
но действовать в сфере международного бизнеса.
Ни для кого не секрет, что самостоятельный выход
советских предприятий на мировой рынок требует спе-
циальных знаний и опыта, которых у советских пред-
принимателей еще недостаточно. Поэтому для них со-
здание свободных зон - один из наиболее эффектив-
ных способов быстрого проникновения на мировой ры-
нок.
Советские предприятия рассчитывают на крупные
иностранные инвестиции, в том числе и в виде произ-
водственного капитала в совместные предприятия, созда-
ваемые в экономических зонах. Этот капитал, по мне-
нию деловых кругов СССР, должен стать основой созда-
ния производственных мощностей, базирующихся на вы-
сокоэффективной технике и технологиях.
Однако, как показывает анализ функционирования
свободных экономических зон, советским предприятиям
не следует сразу ожидать использования иностранными
компаниями наиболее прогрессивных технологий. Пер-
вое и основное препятствие к этому, как считают экспер-
ты ООН, - ограничения КОКОМ на зкспорт наукаем-
кой продукции. Второе препятствие - действие факто-
ра административного риска. Иными словами, отсутст-
вие уверенности у западных партнеров в политике Со-
ветсиого государства в этой новой для нас сфере между-
народных экономических отношений.
Вот почему наиболее приемлемой в первоначальный
период функционирования свободных экономических зон
основой для привлечения иностранного капитала пред-
ставляется использование. советских научно-технических
и технологических разработок как ключевого элемента
будущих совместных предприятий.
Именно такую цель намечено реализовать при созда-
нии зоны совместного предпринимательства в районе го-
рода Выборга, где планируется сформировать около 20
совместных предприятий, которые будут выпускать кон-
конкурентоспособную продукцию на базе советской техно-
логии. Й Эту зону также войдут свыше 50 совместных
предприятий уже действующих в Ленинградской об-
ласти.
В Выборгской свободной зоне расположены 5 горо-
дов и 30 селений, где проживает более 200 тыс. жите-
лей, занятых в основном обработкой древесины, судо-
строением и сельским хозяйством. Многим из них пред-
стоит освоить новые профессии, чтобы заполнить рабо-
чие места на формируемых здесь совместных предприя-
тиях наукоемкого профиля.
Предпосылки для апробирования в свободной зоне
Выборга новей хозяйственной модели уже имеются. Это
прежде всего совместная с финскими фирмами эксплуа-
тация Саймеиского канала, соединяющего внутренние
озера Финляндии с Балтийским морем. Кроме того, уже
начата реализация двусторонних соглашений с этой стра-
ной, предусматривающих строительство и модернизацию
целлюлозно-бумажных предприятий на территории
СССР.
Специализация Выборгской зоны совместного пред-
принимательства связывается с научно-производствен-
ной сферой. Иностранным партнерам предлагается на
основе советской и зарубежной технологий совместно
производить алмазную пленку (перспективный элемент
для компьютеров пятого поколения), оригинальные об-
разцы лазерной техники и оптической электроники, био-
технологическую продукцию и т. п.
Уже согласовано более 40 протоколов о намерениях
по созданию таких предприятий с фирмами и компания-
ми стран Западной Европы, Америки и Азии.
Предполагается, что создание Выборгской свободной
зоны начнется в 1991 г.
Проект создания промышленного парка
появился в результате сотрудничества советских и фин-
сккх ученым. По их мнению, промышленный парк, соз-
данный в районе советского города Светогорска и финско-
го Иматра (все тот же район Выборга)., может стать
ключевым пунктом формирования свободной экономиче-
ской зоны в этом регионе.
Для реализации указанного проекта уже организо-
вано совместное советско-финское предприятие .
Близость двух городов .(расстояние между Свето-
горском и Иматрой составляет 7 км) создает хорошие
предпосылки для формирования здесь единой интегри-
рованной экономической зоны. К тому же существуют и
тесные экономические связи, обусловленные строитель-
ством ц последующей эксплуатацией Светогорского цел-
люлозно-бумажного комбината, которые привели к фор-
мированию весьма близких инфраструктур двух горо-
дов.
Создание промышленного парка будет спо-
собствовать формированию нового узла социально-эко-
номического развития Выборгского района и Ленинград-
ской области без нарушения сложившихся администра-
тивных, социальных и экономических связей региона.
Возможность же использования имеющихся у финской
стороны телекоммуникационных видов сообщения с дру-
гими западными странами может служить дополнитель-
ным средством развития внешнеэкономической деятель-
ности всей Выборгской экономической зоны.
Таким образом, реализация проекта пред-
полагает создание комплексной зоны, которая станет
особенно привлекательной для всех тех предприятий и
организаций, производственно-административная дея-
тельность которых требует постоянных контактов с ино-
странными партнерами. К тому же особый пограничный
и таможенный контроль, который здесь предполагается,
существенно облегчит и непосредственные контакты де-
ловых людей разных стран.
Ответственность за реализацию этого проекта воз-
ложена. на совместное советско-финское предприятие
, уставной фонд которого составляет 10
млн. финских марок, или 1,5 млн. руб.-Советская доля
в этом капитале - 49%.
Развитие этой зоны предполагается осуществлять за
счет выпуска акций и кредитов советских и иностран-
ных банков, а также использования собственного капи-
тала . После завершения организацион-
ного периода в начале 1990 г, это предприятие уже при-
ступило к инвестиционной деятельности, а к 1994 г. пла-
нируется закончить основной цикл строительных работ
в промышленном парке.
Началась реализация проекта создания свободной
экономической зоны и в Новгородской области. Подго-
товлена документация и выработана концепция так на-
зываемого открытого сектора экономики Новгорода. Ее
разработали ученые Академии народного хозяйства при
Совете Министров СССР, работники областного испол-
нительного комитета Совета народных депутатов и спе-
циалисты различных организаций.
Они предложили три направления специализации
Новгородской экономической зоны:
развитие иностранного и отечественного туризма
(включая научный и спортивный);
изготовление и реализацию видеокассет, видеодисков,
голограмм и альбомов по изобразительному (отечест-
венному и зарубежному) искусству;
массовое производство, продажу, прокат и фирмен-
ное обслуживание видеотехники и другой бытовой ра-
диоэлектроники.
В связи с этим планируется создание трех консор-
циумов: туристско-транспортного и двух произ-
водственных - и .
Деятельность консорциума предусматривает
развитие туризма в Новгородской области. Согласно ут-
вержденным планам близ города будет построен меж-
дународный аэропорт, способный принимать самые со-
временные авиалайнеры. Будут отреставрированы па-
мятники старинной архитектуры, монастыри, Новгород-
ский кремль, что в значительной мере позволит расши-
рить сеть объектов, посещаемых советскими и иностран-
ными туристами.
С этой целью власти Новгорода заключили ряд до-
говоров и контрактов с иностранными фирмами. В ча-
стности, с польскими фирмами и ,
которые принимали участие в реставрации исторических
памятников Кракова, Риги и Таллинна.
Кроме того, достигнута договоренность о восстанов-
лении исторических зданий Новгородского кремля. Под-
писаны протоколы о намерениях по восстановительным
работам в Новгородской области с предприятиями и ор-
ганизациями Болгарии, Югославии, а также с рядом за-
иадноевропейских фирм,
Производственные консорциумы в этой свободной зо-
не будут решать задачи развития здесь промышленно-
сти на базе высокоэффективных технологий, создания
совместных предприятий, а также увеличения произ-
водства продовольствия, современных товаров й услуг.
Предполагается, что онн будут участвовать в освоении
нетрадиционных энергоресурсов, в жилищном и социаль-
но-культурном строительстве, оздоровлении экологиче-
ской обстановки в регионе.
Весьма примечательно и то, что в концепции откры-
того сектора экономики Новгорода предусмотрены опро-
бация хозяйственного механизма, ориентированного на
потребителя, создание современной инфраструктуры,
расширение экспортного потенциала региона, в распоря-
жении которого предусматривается оставлять до 707о
заработанной валюты.
Консорциум будет иметь в ос-
новном экспортную направленность. Производственная
база консорциума будет находиться в Новгороде. Пла-
нируется создать совместно с зарубежными фирмами и
при помощи иностранного капитала мощную полигра-
фическую базу, которая позволит выпускать красочные
альбомы и буклеты, голограммы произведений искусст-
ва, а также видеофильмы о музеях, причем не только
новгородских, но и Третьяковской галереи, Русского му-
зея и других.
На базе новгородского объединения ,
производящего электронную продукцию, будет создан
третий консорциум . В отличие от консорциума
он будет поставлять продукцию
исключительно на внутренний рынок Советского Союза.
В частности, планируется наладить выпуск бытовой ра-
диоэлектроники - магнитофонов, телевизоров, видео-
магнитофонов.
Достигнута договоренность с южнокорейскими, япон-
скими и западноевропейскими фирмами о поставках зто-
му объединению комплектующих деталей и узлов для
бытовой. электронной техники. В объединении будет производиться лишь сборка конечной про-
дукции.
В этой же отрасли промышленности будут созданы
совместные предприятия с привлечением фирм Швейца-
рии и Германии.
С переходом на региональный хозрасчет появится
возможность получать большую прибыль, которую мож-
но будет расходовать на соцнальное обустройство обла-
сти. И все же следует отметить ,что идея создания сво-
бодной зовы в Новгороде воспринимается населением
далеко не единодушно.
Например, представители городской группы объеди-
ненного фронта трудящихся Новгорода считают, что
создание экономической зоны будет иметь такие послед-
ствия:
, обострится неравенство, бу-
дут подавляться патриотические чувства>.
Конечно, зоны совместного предпринимательства -
не единственное и, безусловно, не самое главное средст-
во лечения советской экономики. Однако, как считает
автор, для Новгородской области это одно из эффектив-
ных средств привлечения иностранного капитала, полу-
чения доступа к передовым технологиям, включения хо-
зяйства региона в мировое разделение труда.
0 поддержке проекта экономической зоны свидетель-
ствуют и результаты опроса общественного мнения, про-
веденного в мае 1990 г. в Новгородской области специа-
лнзированной лабораторией Московского университета.
Сторонников идеи создания зоны совместного предпри-
нимательства в Новгороде почти в два раза больше,
чем противников,
По мнению первых, зона могла бы способствовать
решению проблемы трудоустройства на основе исполь-
зования высокоэффективных технологий и экологически
чистого бизнеса - туризма. Этот вывод представляется
весьма важным, ибо 77% опрошенных высказывают бес-
покойство по по поводу загрязненности окружающей среды
в регионе.
Рабочая группа по подготовке технико-экономическо-
го обоснования проекта Новгородской экономической зо-
ны, созданная решением облисполкома, уже приступи-
ла к практическому осуществлению этой идеи. Форми-
рование этой зоны будет проводиться по территориаль-
но-хозяйственному принципу, иными словами, любые
организации, предприятия, колхозы и банки города и
области могут участвовать в ее формировании.
Совместное предпринимательство здесь стимулирует-
гя освобождением на ближайшие пять - семь лет от на-
логов на прибыли и пошлин на ввозимые и вывозимые
товары. В Новгороде уже созданы и действуют на этих
принципах три совместных предприятия.
Так, советско-финское возводит фа-
нерную фабрику, которая должна вступить в строй в
конце 1990 г. Советско-австрийское предприятие строит комфортабельную гостиницу Ь областном
центре, а советско-итало-югославское предприятие реконструирует кирпичный завод ц Новгороде и
реставрирует Иверский монастырь на Валдае.
О серьезности намерений по созданию свободной
экономической зоны в Новгороде свидетельствует и от-
крытая там в конце 1989 г. таможня.
Создание свободной экономической зоны на дальне-
восточном побережье Тихого океана связывается с даль-
нейшем развитием порта Находка. В городе создан ко-
митет по внешнеэкономическим связям и ассоциация
развития свободной зоны.
Местные власти финансировали разработку груп-
пой московских ученых концепции зоны совместного
предпринимательства в. Находке, которая определила
структуру этой зоны и ее специализацию. Подготовлено
и социально-экономическое обоснование эффективности
этой зоны, которое внесено на рассмотрение Совета Ми-
нистров СССР.
Город, расположенный на берегу большой и удобной
бухты, имеет относительно развитую инфраструктуру,
крупный узел перевалки грузов из государств Азиатско-
Тихоокеанского региона в Европу и обратно и самый
глубоководный в стране порт Восточный.
Накоплен и определенный опыт международного со-
трудничества: успешно действует, например, советско-
американская компания по добыче морских ресурсов,
развивается международный туризм.
Получил реальный шанс стать территорией, где воз-
можно создание подобной хозяйственной структуры, и
другой дальневосточный район страны - Сахалин. По
концепции, разработанной в Московском институте на-
родного хозяйства имени Плеханова, создание здесь
свободной зоны предусматривает развитие экономики
этого региона на основе рыночных отношений.
Как считает один из авторов концепции, бывший
проректор Плехановского института В. Федоров, эконо-
мика Сахалинской области в силу своих экономических
и географических особенностей наиболее приспособлена
для перехода к рынку. Здесь можно быстро создать ры-
ночный механизм, сохраняя на какое-то время прежние
структуры.
Отметим, что В. Федоров - специалист в области
взаимодействия национальной и мировой экономики -
был затем избран населением острова народным депу-
татом РСФСР, а на первой сессии областного Совета
нового созыва он стал председателем исполкома.
Создание свободной экономической зоны на Сахали-
не предусматривает прежде всего незамедлительное осво-
бождение местных предприятий от подчинения мини-
стерствам. Здесь будут организованы акционерные об-
щества, фондовые биржи, целый конкурирую-
щих между собой коммерческих банков.
Предполагается введение различных форм собствен-
ности, в том числе и частной, продажа земли крестья-
нам, реформа ценообразования и т. д.
Примерно такие же цели преследует проект созда-
ния зоны свободного предпринимательства в Одессе и
прилегающих к ней районах. Муниципалитет этого чер-
номорского города-порта утвердил координационный со-
вет и дирекцию смешанного предприятия (), которые начнут
практическое воплощение в жизнь проекта, разработан-
ного учеными Академии наук Украины.
В состав Большой Одессы, как известно, входят три
черноморских порта, несколько городов и населенных
пунктов, пригодных и весьма привлекательных для раз-
вития совместного предпринимательства. Прежде всего
намечается развивать строительную индустрию, пред-
приятия по выпуску товаров массового спроса, создать
заводы по переработке сельскохозяйственной продук-
ции.
Предполагается, что финансирование проекта будет
осуществляться главным образом за счет привлечения
капитала иностранных банков, компаний и фирм, и
средств населения путем выпуска и продажи акций не
только в этом регионе, но и по всей стране.
Кредиторам, принимающим участие в создании этой
зоны будут предоставлены условия наибольшего благо-
приятствования в сфере торговли, услуг, организации
совместных предприятий и т.п. Кроме того, приоретет
по размещению капиталла в зоне будет уставлен м тем
предпринимателям, которые предложат варианты орга-
низации совместных производств на оснюве передовой
и экологически чистой технологии.
Генеральный директор Одесса В..Дерга-
чев считает, что при создании такой зоны Одессе необ-
ходимо предоставить статус . Под
этим подразумевается возможность самостоятельно ре-
шать многие вопросы внешнеэкономнческой деятель-
ности, на льготных условиях размещать ввозимый капи-
тал, полностью перейти на рыночные отношения. Это,
комично, не значит, что в Одессе будет отменен Тамо-
женный режим, а вот право создавать вместе с зару-
бежными бизнесменами фирмы и компании без согласо-
вания с вышестоящими органами у города должно быть.
Изменения в системе управления и, значит, в орга-
низации производства, а также в характере работы се-
ветских и зарубежных специалистов в свободных эко-
нонических зонах должны привести к исключению ад-
министративно-командных форм и методов управления
хозяйственной жизнью на этих территориях. И все же,
как считает автор, в самой идее создания зон совмест-
ного предпринимательства на территории Советского
Союза есть Известное противоречие.
Чтобы решить здесь комплекс задач, свободные эко-
номические зоны должны иметь характер анклавов.
Только при этом условии можно воплотить эксперимен-
ты по совершенствованию механизма управления народ-
ным хозяйством с тем, чтобы не только привлечь иност-
ранных участников, но и в максимальной степени ра-
скрыть потенциальные возможности советских пред-
приятий в освоении и расширении производства конку-
рентоспособной продукции.
По мнению автора, не будет особых сложностей во
взаимодействии совместных н кооперативных предприя-
тий, находящихся в экономических зонах, чего нельзя
сказать о предприятиях, являвшихся гос.
собственностью особенно о тех предприятиях, которые
изначально оказались в этих зонах.
Например, современный порт в свобод-
ной зоне Находка или Светлогорский целлюлозно-бу-
мажный комбинат, который войдет в Выборгскую зко-
номическую зону, или в проект , стоившие Со-
ветскому гос-ву десятки миллиардов инвалютных
рублей, приобретут весьма неопределенный статус.
Па мнению некоторых советских экономистов, такие
государственные предприятия, оказавшись в свободных
зонах должны быть взяты в аренду их коллективами с
условием, что после завершения выплаты арендной пла-
ты в установленный договорам срок предприятие станет
собственностью самого коллектива и превратится в
объект кооперативной собственности.
Не исключается и вариант продажи государственно-
го предприятия его коллективу или другой организации.
Причем среди них могут быть как кооперативы и кон-
церны, так и иностранные компании и фирмы.
Наконец, существует еще один вариант - создание
на базе государственного предприятия совместно с
иностранным капиталом предприятия того же или близ-
кого профиля.
Передача государственных предприятий в аренду
позволит обеспечить им большую автономность и неза-
висимость, подобную той, что имеют в настоящее время
совместные и кооперативные предприятия. Именно эта
новая ферма самостоятельности станет основой взаимо-
отношений советских государственных предприятий в
свободной зоне и органов управления как вне зоны, так
и внутри ее.
ЗАКЛЮЧЕН И Е
Идея свободных экономических зон не является для
нашей страны неожиданной. Уже давно многие совет-
ские ученые считали, что уровень техники .и технологии
в большинстве отраслей народного хозяйства весьма
низок, и как один из путей выхода из создавшегося по-
ложения предлагали создание анклавных территорий.
Несмотря на существующие различия в мнениях по
решению ряда конкретных вопросов организации свобод-
ных экономических зон, определился и общий подход.
Их создание должно быть активно использовано для
решения не только внешнеэкономических, но прежде
всего общехозяйственных задач страны, способствовать
насыщению внутреннего рынка СССР современными ви-
дами промышленной продукции, служить своего рода
для отработки новых методов хозяйствова-
ния в целях их последующего использования в экономи-
ке Советского Союза.
Создавая зоны совместного предпринимательства, мы
должны понимать, что привлечение западного капита-
ла требует определенных льготных условий хозяйствова-
ния. Значимость и качество льгот являются определяю-
щими в вопросе об объемах привлекаемых инвестиций.
Вот почему в свободных зонах, как правило уста-
навливается льготный режим экономической деятель-
ности для национальных, совместных, кооперативных и
иностранных предприятий, формируется - специфичный
для каждой такой зоны валютный механизм.
По сравнению с совместными предприятиями эконо-
мические зоны являются более перспективным вариан-
том эффективного привлечения иностранного капитала
и поиска форм взаимодействия советской и мировой эко-
номики.
Огромный рынок сбыта в СССР - главный притя-
гательный фактор для иностранного капитала. Сдержи-
вающим же фактором выступает неконвертируемость
рубля.
При решении этой проблемы рынок СССР будет весь-
ма притягательным для деловых кругов Запада. Пока
же основное направление капиталовложений можно ожи-
дать не столько в производство конечной продукции,
сколько в совершенствование соответствующей техники
и технологий.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Иностранный капитал в экономике Китая
Создание специальных экономических зон в Китай-
ской Народной Республике является важной частью ее
политики по осуществлению структурных экономиче-
ских реформ и способствует притоку в страну иностран-
ного капитала,' активному использованию передовой за-
рубежной техники, технологий и управленческого опы-
та.
Решение о проведении с 1979 г. открытой внешне-
>кономической политики было принято на 3-м пленуме
ЦК КПК 11-го созыва. Затем эта политика получила
юридическое отражение в Конституции КНР 1982 г. В
статье 18 Конституции говорится:
.
Первым шагом Китая в области открытой внешней
политики было учреждение в 1980 г. четырех специаль-
ных экономических зон - Шэньчжэнь, Чжухай, Шань-
тоу и Сямэнь - в Южных приморских провинциях Гуан-
дун и Фуцзянь.
Вслед за этим в 1984 г. было решено открыть для
иностранного капитала 14 портовых городов вдоль все-
го китайского побережья, а также остров Хайнянь. Го-
лом позже были объявлены открытые экономические
районы в дельтах рек Яицзы и Чжуцзян и на юге про-
винции Фуцзянь. Многие из этих городов и ра~онов яв-
ляются важнейшими портами и традиционными цент-
рами экономической. деятельности страны.
Уже с первых шагов специальные экономические зо
ны рассматривалис~. как средство не только стимулир~
вания внешнеакономйческой деятельности, но и разви-
тня промышленности в тех районах, которые географи-
чески и эконемически тяготеют к зарубежным промыш-
ненным й торговым центрам Юго-Восточной Азии.
Так, специальнйе экыоми~еские зоны 'Шэньчжэнь и
Чжухай имеют прямое морское и железнодорожное со-
общение с Гонконгом и Макао. Особый режим их фуик-
цнонирования позватл упростить таможенные и погра-
ничные формальности, связанные с передвижением тран-
спортных средств и перевозкой грузов.
Зкономические зоны Шаньтоу и Сямэнь сложились
как крупные торговые центры. Эти территории истори-
чески теснее связаны с внешним рынком, чем с внутрен-
ними райенами Китая. Статус специальных экономиче-
дких зон лишь расширил и углубил их внешнеэкономи-
ческив связи.
Как считают в Китае, .невозможно привлечь иност-
ранный капитал, передовую технологию и квалифи.циро-
ванный аппарат управления зарубежных фирм без при-
нятия в стуане или в ее отдельных частях специаль-
ных мер стимулирования.
Вот почему центральные правительственные органы
' КНР предеставляю1 местным властям автономные пра-
ва в ведении дел в специальных экономических зонах.
В частности, в формулировании местного законодатель-
ства или правил, которые могут распространяться лишь
на определенную кат.егорию инвесторов или же на от-
дельную отрасль производства.
Что касается зарубежных вкладчиков капитала, то
принятые специальнйе меры способствуют формирова-
нию в таких звнах благоприятных для них условий, и
прежде в.сеге для хозяйственной деятельности и упраь-
ления проиавЩством, 3десь действуют льготный нало-
говый (практически вдвое более низкий, чем на осталь-
ной террювуик страны) и таможенный режимы для ино-
страннога капитала, особенко в случае экспортной ори-
ентации пумюводства..
Более мюрокие полиомочия иностранные вкладчики
капитала имеют и при найме рабочей силы, определе-
нии уровия оплаты труда, органиэации пройзводства и
т. п.
Сам термин Го-
ворит о том, что специальным в них является как раз
экономнческий аспект. Иностранный капйтал - гл4в-
ный источник финансирования создания и развития'спе-
циальных экономических зон.
По замыслу, экономические зоны должны стать свое-
образными во внешний мир, через которые бу-
дут поступать капиталы, современиая технология, зна-
ния, уирааленческий опыт для последующего их исполь-
зования на предприятиях всех отраслей народного хо-
зяйства страны.
Кроме того, специальные эйономические зоны дол-
жны быть ориентированы на развитие экспортных про-
изводств и превратиться в постоянный источник иност-
ранной валюты.
Как нодчеркивается в китаГ~ской печати, 'одного объ-
явления открытой политики во внешнеэкономической об-
ласти еще недостаточно. Иностранные инвесторы не 5у-
дут вкладывать свои капиталы в те сферы экономики
Китая, где не созданы условия для его эффективного
использования, где не будет обеспечена норма прибы-
ли более высокая, чем банковский процент по вкладаМ,
и где нет гарантии безопасности их прибылям и их
собственности.
И в этом плане в КНР прадприняты меры, чтобы
максимально усилить заинтересованность иностранных
инвесторов.
Прежде всего это ускоренное развитие основной
инфраструктуры (транспорта,'энергетики, дальней свя-
зи). Огромное внимание было уделено развитию тран-
спорта и транспортным перевозкам, расширению и мо-
дернизации уже существующих портов и строительству
новых.
В Шанхае, например, для обслуживания контейнеро-
возов было усовершенствовано 5 причалов. В Даляне
расширен международный аэропорт, который получил
воэможность принимать .
Самолетам гражданской авиации было разрешено
пользоваться тремя военными аэродромами, что дало
возможность открыть новые авиатрассы. Планируется
строительство ноэых аэропортов.
Можно выделить комплекс задач, которые будут ре-
шать специальные экономические зоны Китая.
Г~авная из них - максимально возможное привле-
чение иностранного капитала, передовой зарубежной
тв~ники, технологии и управленческого опыта в целях
технической реконструкции ныне действующих пред-
приятий, модернизации имеющейся промышленной ба-
зы, ускорения научно-технического прогресса.
Важным аспектом функционирования специальных
экономических зон.в Китае является необхадимость уве-
личения лоступлений иностранной валюты, что находит-
ся в прямой зависимости от экспортного потенциала
страны. Имея это в виду, перед специальными зонами
поставлена задача повышения качества выпускаемой
продукции, расширения номенклатуры традиционных и
освоение выпуска новых товаров, увеличения про'извод-
ства экспортной конкурентоспособной продукции, все-
мерного освоения мирового рйнка.
Любая экспортируемая продукция должна обладать
конкурентоспособностью не только по цене, но и по ка-
честву, сортности, красочности упаковки и срокам до-
ставки. Причем, и вто подчеркивается в китайских до-
кументах, нужно производить то, что имеет спрос на
мировом рынке, а не вкспортнровать, как раньше, то,
что произвели.
Ставится также задача, используя потенциал специ-
альных экономических зон, оживить экономику внутрен-
них районов Китая. Пр признаниям китайской печати,
после образования КНР и вплоть до настоящего време-
ни практически не существует достаточно устойчивых
хозяйственных связей между наиболее развитыми во-
сточными и слаборазвитыми западными районами стра-
ны. ф, ф.
Специальные экономические зоны должны стать свое-
образными испытательными полигонами для внутрен-
них районов Китая, определять для них пути осуществ-
ления реформы хозяйственной системы, осваивать и за-
тем лередавать им наиболее прогрессивную - технику,
выбирать лучшее из зарубежного опыта управления.
Восточные и южные районы страны, где расположе-
ны специальные экономичмкие зоны, а также откры-
тые порты, кроме того, должны оказывать внутренним
районам кадровуж, информационыую, финансовую и ма-
териальную помощь. Такая роль этих зон, по мнению
китайских руководителей, будет способствовать реали-
зации курса .
Китай постепенно распространяет практику предо-
ставления льгот и формирования особого режима хо-
Страницы: 1, 2, 3
|