Система таможенных органов РФ
Система таможенных органов РФ
Томский государственный университет
Юридический институт
Кафедра теории, истории государства и права, административного права
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГЭК
Зав. каф. теории истории
государства и права,
административного права,
д-р юридических наук, профессор
______________ В.Ф.Волович
«___» ________1999 г
Усикова Ирина Петровна
СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ
(Дипломная работа)
Научный руководитель
ст. преподаватель
_______________ А.В. Баранов
Автор работы
_______________ И.П. Усикова
Томск 1999
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. История развития таможенных органов России 5
1. Развитие таможенной системы в 17-19 вв. 5
2. Таможенная система по Уставу 1910 г. 8
3. Таможенная система советского периода 13
4. Из истории Томской таможни 21
2. Система таможенных органов РФ
по Таможенному кодексу 1993 г. 24
1. Общая характеристика 24
2. Специализированные таможенные органы
(энергетическая таможня, оперативная таможня) 39
3. Взаимосвязь с учебными заведениями и лабораториями 48
4. Взаимосвязь с иными правоохранительными органами 53
3. Структура таможенного органа 56
Заключение 69
Список использованных нормативных актов и литературы 71
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в нашей стране происходят коренные изменения в
экономике, но они касаются не только экономических отношений, возникающих
внутри страны, но также влияют и на внешнеэкономические отношения.
В связи с ослаблением государственного контроля над экономической
деятельностью во внешнеторговой сфере существенно расширился круг
предприятий, организаций и отдельных предпринимателей, получивших право
непосредственного выхода на внешний рынок. Довольно быстрым темпом растет
ввоз в РФ и вывоз товаров из Российской Федерации. С расширением свободного
посещения стран ближнего и дальнего зарубежья увеличился поток лиц,
пересекающих границу РФ. Все эти факторы повышают роль и значение
таможенных органов, так как именно их деятельность напрямую связана с
обеспечением эффективного осуществления таможенных операций.
Нужно отметить, что за последнее время таможенное законодательство
претерпело серьезные изменения. Конституция Российской Федерации, принятая
всенародным голосованием 12 декабря 1996 года гарантирует единство
экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и
финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической
деятельности. Прямое отношение к таможенному делу имеет ст. 74 Конституции,
не допускающая установления на России таможенных границ, пошлин, сборов и
каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и
финансовых средств. Большое значение имеют Федеральные законы «О
прохождении службы в Таможенных органах» и «О Таможенном тарифе», а также
ряд других нормативных актов, которые повышают роль таможенных органов. Они
получили больше свободы в выполнении возложенных на них задач, а полномочия
и функции существенно расширились и усложнились.
Возрастание роли и значения внешнеэкономической деятельности и ее
важнейшего инструмента — таможенного дела обуславливает важность данного
исследования таможенной системы в целом. Поэтому я решила свою дипломную
работу посвятить системе таможенных органов РФ.
При написании работы встречались затруднения, касающиеся
недостаточного количества монографических работ. Дипломную работу пришлось
основывать на анализе нормативных актов, регулирующих деятельность
таможенных органов, а также на основе материалов, собранных во время
прохождения преддипломной практики в Томской таможне. Работа в Томской
таможне мне очень понравилась, что позволило изучить работу таможенных
органов с практической стороны.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ
1.1. Развитие таможенной системы в 17-19 веках
Развитие таможенных органов представляет собой сложный процесс. Лишь
по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения
внешнеэкономического общения и оборота шло становление и развитие структур
и институтов, которые составили в дальнейшем ядро российской таможенной
службы.
Если говорить о таможенных органах древней Руси, то их как таковых не
существовало. Были заставы, через которые провозили грузы.
Издавна у русских, как норма обычного права, существовало правило
взимать мыт или мыто — сбор за провоз товаров через заставы. Именно к этим
понятиям восходят сохранившиеся в славянских языках слова «мытник» или
«мытчик» — сборщик пошлин, «мытища» — места сбора мыта.
Завоевание русских земель татаро-монгольскими племенами привело к
укоренению в русском языке слова «тамга», означавшее у тюркских народов
знак, клеймо, тавро, которое проставлялось на имуществе, принадлежавшем
определенному роду. Получение ханских ярлыков сопровождалось сбором,
который стал называться у русских тамгой. От слова «тамга» был образован
глагол «таможить», т.е. облагать товар пошлиной, а место, где товар
«тамжили» стало называться таможней. Служилый человек, в прошлом
называвшийся мытником, стал называться таможенником. В обиход вошли
словосочетания «таможенная голова» (старший таможенник), «таможенная
грамота» (разрешение лицу, общине или монастырю организовывать в своих
владениях торговлю и брать с провозимого товара пошлину)[1].
Со временем совершенствовалась организация таможенного дела в России.
Управление таможенными сборами с 1718 г. начало осуществлять учрежденная
Петром I Коммерц-коллегия, которая была самостоятельным управленческим
ведомством. Избиравшиеся по-прежнему из купечества управляющие таможнями
(они назывались таможенными бурмистрами, а с 1720 г. — обер-уольнерами)
получали годовое денежное содержание как служащие. Отмененная в 1681 г.
система откупов была в 1712 году введена на сухопутной границе.
Правительство Петра I для того, чтобы обеспечить проведение
таможенных мероприятий, укрепляло государственные границы, на западе их
охраняли регулярные войска. В конце царствования здесь существовало 15
крепостей. Между крепостями и впереди них были созданы цепи форпостов[2].
В 1754 году была учреждена пограничная стража как особый корпус
войск, охранявшая границу на Украине и в Лифляндии, а позднее в дополнение
к ней — казачья и таможенная стража, состоявшая из таможенных объездчиков.
В 1782 году Екатерина II учредила пограничную таможенную стражу для
отвращения набегов на западной границе. Она состояла из таможенных
надзирателей — по одному на каждые десять верст, которые несли дозоры на
своем участке.
Если надзиратель или находившиеся под его начальством объездчики не
могли самостоятельно задерживать контрабандистов. они должны были
преследовать их до ближайшего селения, в котором обращались за помощью к
местным властям.
В 1819 году был принят таможенный устав, в котором охрана
государственной границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную
стражу министерства финансов.
В 1822 году казачьи части были переведены во вторую линию, отстоявшую
на три-пять верст от линии таможенных объездчиков, а в 1823 году в
дополнении к конным объездчикам в пограничную и таможенную охрану были
введены еще и стражники — пешие воины.
В 1827 году по Положению об устройстве пограничной таможенной стражи,
последняя была сведена в особые части бригады, полубригады и роты, которые
делились н отряды, а иногда на подвижные колонны. В 1827 году в страже было
37 кадровых офицеров, 275 запасных офицеров, 3282 рядовых. Надзиратели
таможни и их помощники стали числиться не на гражданской, а на военной
службе[3].
Систему таможенных органов середины 19 века можно представить по
Таможенному уставу. Таможни и таможенные заставы учреждались по внешней
сухопутной и морской границе империи и царства Польского, а на северо-
западе — по границе России с Финляндией.
В зависимости от того, какой объем операции производили таможни, они
делились на крупные — таможни первого класса (Архангельская, Санкт-
Петербургская, Московская и др.), средние — таможни второго класса
(Евпаторийская и др.) и малые — таможни третьего класса (Николаевская,
Мариупольская и др.). Некоторые таможни имели передовые филиалы. Например,
в Санкт-Петербурге форпостом была Кронштадтская таможня. В некоторых
таможнях имелись передовые посты, называвшиеся заставами. Кроме таможен и
застав создавались переходные таможенные пункты. Таможни одного региона
группировались в таможенные округа: Санкт-Петербургский, Ревельский,
Рижский, Либавский. Одесский и др[4]. Также учреждалась пограничная стража
для предотвращения тайного провоза товаров.
Крымская война, тяжелое хозяйственное положение, расстройство
финансов, потребности капиталистического развития обусловили ряд финансовых
реформ.
В 1860 году был учрежден Государственный банк, в 1862 году единым
распорядителем доходов и расходов стал министр финансов. В 1864 году
подчиненный Министерству финансов Департамент внешней торговли был
преобразован в Департамент таможенных сборов.
Таможенный устав 1904 года установил новую структуру таможенных
органов.
Теперь таможенная система России состояла из Департамента таможенных
сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав,
постов и пунктов. Каждая таможня и таможенная застава находилась под
гласным контролем управляющего и состояла из таможенных и канцелярских
чиновников, а также из вольнонаемных досмотрщиков и служителей.
1.2. Таможенная система по Уставу 1910 г.
31 декабря 1910 года был утвержден Таможенный устав, который был
обнародован 1 марта 1911 года[5]. Данный устав внес изменения в таможенную
систему того времени. Таможенный устав 1910 года уточнил некоторые вопросы
борьбы с контрабандой, предоставив органам таможенного надзора
самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок
контрабандных товаров в пределах 100-верстной полосы от линии сухопутной
границы внутрь страны и от морских берегов, с участием полиции, и за
пределами 100-верстной полосы — с помощью мировых судей, судебных
исполнителей и полиции.
Этим уставом детализировались процессуальные вопросы разбирательства.
обжалования и исполнения дел о контрабанде.
Таможенную систему России 1910 года возглавлял Департамент таможенных
сборов при Министерстве финансов, далее шли окружные и участковые
таможенные управления и таможенные учреждения (таможни, таможенные заставы,
таможенные посты и переходные пункты)[6].
На сухопутных и морских границах учреждались отдельные корпуса
пограничной стражи с целью предотвращения незаконного провоза товаров.
Такие отдельные корпуса были созданы на границе Европейской России и
Закавказья, а также на границе с Великим княжеством Финляндским, в
Закаспийской области и на правом берегу реки Пянджа и Аму-Дарьи.
В состав отдельного корпуса пограничной стражи входил Заамурский
округ, на который возлагается охрана Китайской Восточной железной дороги.
Таможенные учреждения (таможни, заставы, таможенные посты и
переходные пункты) по Уставу 1910 года входили в состав таможенных округов.
Существовали главные складские таможни: Санкт-Петербургская портовая
таможня, которой была подчинена Крондштадтская таможня, Московская,
Харьковская, Варшавская и Одесская, а также Архангельская таможня с
подчиненными ей таможенными учреждениями, не входят ни в один из таможенных
округов и состоят в отдельном управлении Департамента таможенных сборов[7].
Министерство финансов устанавливало наименование таможенных округов,
определяло и изменяло границы этих округов, а в дальнейшем вся эта
информация передавалась Правительствующему Сенату для опубликования и
всеобщего обнародования.
Руководит таможенным округом начальник округа. При нем имеются
окружной таможенный ревизор, чиновники для особых поручений, техники,
эксперты, секретарь, помощник секретаря и писцы.
Для осуществления строительных работ в таможенных округах
существовали архитекторы. Департаменту таможенных сборов предоставлялось
право назначать этих лиц по своему усмотрению в те округа, где они были
более необходимы. В некоторых округах, таких как Туркестанский округ и
Семипалатинский округ, существовала должность участкового инспектора,
которые подчинялись либо начальнику округа, либо непосредственно
Департаменту таможенных сборов.
Проверка действия застав поручалась командированным для этого
чиновникам.
Таможни, таможенные заставы и переходные пункты были особыми
учреждениями.
Во-первых, в зависимости от предоставленных прав по освобождению от
пошлин товаров эти учреждения делились на:
- главные складочные таможни;
- таможни первого класса;
- таможни второго класса;
- таможни третьего класса;
- таможенные заставы;
- переходные пункты[8].
Через главные складочные таможни и таможни первого класса проводились
все не запрещенные по тарифу иностранные товары.
Через таможни второго и третьего класса провозились следующие
иностранные товары:
1) все товары, не обложенные по тарифу пошлиной;
2) из товаров, обложенных по тарифу пошлиной, те, которые не подлежат
наложению таможенных клейм за исключением: чая, вин, крепких напитков,
сахара, красок, аптекарских материалов, золотых и серебряных вещей,
подлежащих заклеймению;
3) из товаров, обложенных пошлиной, подлежащих наложению бандеролей:
сахар, табак и сигары. Через таможенные заставы могли провозиться товары
безпошлинные, а из обложенных пошлиной — хлеб и мука[9].
Каждая таможня и застава находится под гласным надзором Управляющего.
На таможенных постах и переходные пунктах имелись надзиратели. Во-вторых,
при таможенных учреждениях были надсмотрщики. Также учреждались должности
таможенных контролеров. В их компетенцию входило осуществлять досмотр
товаров, вывозимых за границу в местах выработки или товарных складах[10].
Таким образом, к началу ХХ века таможенные учреждения представляли
следующую систему. Низшим звеном были переходные пункты, единственным
служащим которых был таможенный надзиратель. Крупнее были таможенные
заставы в составе управляющего и помощников. Более крупными учреждениями
были таможни, имевшие присутствие в составе управляющего, его помощников и
членов таможни, служащих — надзирателей, смотрителей, казначеев,
секретарей, экспертов и др., а также нижних чинов — казаков. Таможни
входили в таможенные округа, а некоторые, наиболее крупные таможни
подчинялись непосредственно Департаменту таможенных сборов Российского
Министерства финансов, например, Архангельская таможня, Московская таможня.
Помимо пограничных таможенных учреждений, расположенных на сухопутных,
морских. железнодорожных путях, открытых для движения товаров через
таможенную границу. существовали внутренние таможни — для досмотра товаров,
следующих внутрь страны и осмотренных на границе только внешне (таковыми
являлись Московская, Санкт-Петербургская, Челябинская, Красноярская,
Иркутская. Сретенская и другие таможни). Основная цель дореволюционных
таможенных учреждений — фискальная (дать доход казне) достигалась, потому
что в конце 19 в. таможенные доходы составляли 14,5% всех доходов
России[11]. Наряду с этим деятельность царских таможен преследовала
экономические цели (охрану отечественной промышленности от конкуренции со
стороны иностранцев), полицейские цели (охрану государственного строя),
статистические цели (учет внешнеторгового оборота).
Таможенное дело 17-19 веков оставило большое наследие для
современности. До сих пор слово «таможня» имеет то же значение, что и
раньше — учреждение, где осуществляют оформление товаров, следующих через
таможенную границу. Функции таможенных учреждений в настоящее время
являются разнообразными и количество их велико, но суть деятельности
таможен осталась та же, что и в момент образования. Как в 17 веке, так и
сегодня служащий таможенного учреждения называется таможенником и он
является государственным служащим. В 19 веке была положена основа деления
таможен на внутренние и внешние таможни. Данное деление таможенных
учреждений сохранилось и до наших дней. Большое значение имеет объединение
таможен и подчинения их одному управлению. Это способствует наиболее
эффективному осуществлению своих функций. Это объединение имело место и в
19 веке. По таможенному уставу 1910 таможни одного региона объединялись в
таможенные округа[12].
Таким образом, изучая историю таможенного дела 17-19 веков, можно
провести взаимосвязь с современностью и показать, что сохранилось до наших
дней какое это получило развитие. Изучая историю, можно выделить наиболее
важные и существенные моменты в развитии таможенного дела и многие
положения перенести в современность.
1.3. Таможенная система советского периода
Первая мировая война ввела страну в экономический кризис. О провозе
товаров через границы не могло быть и речи, так как на 75% европейские,
западные, северные и южные границы были охвачены военными событиями.
Деятельность таможенных органов была парализована. Революционные события
1917 года вызвали расслоение в среде таможенных чиновников. Этому
способствовало бедственное положение служащих, эвакуированных из западных
таможен и оставленных без помощи Временным правительством. С принятием
декрета о мире, Советское правительство сразу провозгласило курс на
сосуществование рабоче-крестьянского государства с капиталистическими
странами. Но на случай возможной интервенции иностранных государств Военно-
революционный комитет на третий день революции принял временные меры по
закрытию границ республики. Затем последовали неотложные мероприятия по
защите советской власти от проникновения в страну «всякого рода имущества,
могущего повредить интересам молодого государства и по охране национального
достояния от разбазаривания устремившимися за границу эксплуататорами»[13].
29 декабря 1917 года В.И. Ленин подписал декрет СНК «О разрешениях на
ввоз и вывоз товаров», согласно которому в деятельности таможенных органов
первостепенное значение стали иметь контрольные функции за провозом
товаров. Разрешения на ввоз и вывоз товаров стали выдаваться исключительно
отделом внешней торговли и промышленности, вывоз и ввоз товаров без таковых
разрушений признавался контрабандой. Данный декрет ставил перед таможенными
органами задачу борьбы с контрабандой, которая впервые признавалась опасным
преступлением.
29 мая 1918 года Ленин подписал декрет «О разграничении прав
центральной и местных властей по собиранию пошлин и регулированию
деятельности местных таможенных учреждений». В преамбуле декрета
говорилось, что в интересах точного разграничения прав центральной и
местных советских властей по собиранию пошлин, а также регулирования
деятельности местных таможенных учреждений СНК РСФСР постановил, что
обложения таможенной пошлиной с другими сборами товаров, провозимых через
границу, принадлежит исключительно центральной государственной власти.
Таможенные учреждения являются органами центральной Советской власти и
управляются непосредственно Комиссариатом финансов по департаменту
таможенных сборов. Никакие гражданские и военные власти, а равно
профессиональные организации не имеют права вмешиваться в черте действия
таможен в распоряжения, вытекающие их хода таможенного дела. Напротив, все
власти оказывают полную поддержку законным требованиям таможенных
учреждений[14].
В декрете 29 мая 1918 года регламентировались взаимоотношения
таможенных учреждений и местных органов. Областные и местные Советы
депутатов имели право надзора за деятельностью таможенных учреждений, не
вмешиваясь при этом в технически распорядительную и административную часть
таможенных работ. Данный декрет обязывал таможенные органы
руководствоваться в работе всеми действующими положениями о национализации
внешней торговли, допускал применение процедурных норм, впредь до
пересмотра царского таможенного устава, касающихся традиционных операций
досмотра, начисления пошлин, выпуска грузов. По своему существу декрет был
актом создания советских таможенных учреждений. 29 июня 1918 года был
подписан декрет, по которому Департамент таможенных сборов переименовался в
Главное управление таможенного контроля при наркомате торговли и
промышленности: отныне не только по существу, но и по форме контроль за
всем провозимым имуществом через границу, а не сборы стали, стал главным в
работе таможен[15].
В связи с активизацией торговых связей РСФСР остро встает вопрос о
регламентации процесса таможенного оформления пропуска внешнеторговых
грузов через границу. И 12 ноября 1920 года Ленин подписал декрет СНК «О
порядке приема хранения, отпуска импортных, экспортных товаров», который
вскоре стал основой для Таможенного Устава 1924 года[16].
Декрет СНК от 31 марта 1922 года касался организационных вопросов
таможенной системы. Этим декретом было утверждено временное положение о
местных таможенных учреждениях, согласно которому НКВТ и НКФ согласовывают
перечень таможенных округов, начальники которых подчинены исключительно
НКВТ. о руководимые Главным Таможенным управлением таможенные учреждения
подразделялись на таможни первого, второго и третьего разрядов и таможенные
посты[17]. В жизнь проводилась задача укомплектования аппарата таможен
рабочими от станка, повышения квалификации сотрудников местных таможенных
учреждений путем систематических инструкторских объездов проверок на местах
опытными сотрудниками таможенных органов.
14 декабря 1924 года был утвержден Таможенный Устав СССР. Данным
уставом устанавливалось, что управление таможенных делом в СССР принадлежит
Наркомату внешней торговли через входящее в его состав Главное таможенное
управление и иные учреждения и через состоявший при НКВП Таможенно-тарифный
комитет. Кроме того, в союзных республиках непосредственное наблюдение за
деятельностью таможенных учреждений возлагалось на уполномоченных НКВТ при
СНК союзных республик, которые могут быть вносить представления об
учреждении распоряжением НКВТ отделений Главного таможенного управления в
союзных республиках. Главное таможенное управление имело задачами выработку
всех таможенных мероприятий общего характера, инструкций и разъяснений к
ним, а также организацию и руководство борьбой с контрабандой на всей
территории СССР[18]. Таможенно-тарифный комитет разрабатывал проект об
установлении новых и изменении существующих ставок таможенных сборов,
пошлин, списков запрещенных к ввозу и вывозу товаров. внося эти вопросы на
утверждение непосредственно в СНК, а рассматривая споры, имеющие отношение
к таможенно-тарифному делу, свои постановления таможенно-тарифный комитет
передавая на утверждение в НКВТ.
В непосредственном подчинении Главного таможенного управления
состояли районные таможенные инспекторы, местонахождение которых
устанавливал НКВТ по согласованию с СНК союзных республик на территории
которых они действовали. Инспекторы осуществляли общее руководство
деятельностью таможенных учреждений своего района, контролировали
исполнения таможенными учреждениями постановлений, инструкций и
распоряжений, касающихся монополии внешней торговли, расследовали жалобы на
неправильные действия сотрудников таможен, обладая правом устранения
виновных от должности. Непосредственно осуществление таможенных операций по
досмотру перемещаемого через границу имущества, начислению пошлин,
документированию и принятию мер в связи с таможенными нарушениями и
контрабандой производили таможни первого, второго и третьего разрядов.
Таможни первого разряда учреждались при железнодорожных станциях и в
портах с большим грузооборотом, второго разряда — в небольших портах на
реках и озерах, а также на шоссейных дорогах. Как филиалы таможен могли
создаваться в других пунктах таможенные посты. Открытия и упразднение
таможенных учреждений, изменение мест их нахождения, отнесшие таможни к
тому или иному разряду, переименование постов в таможни и таможен в посты
производился НКВТ. Порядок приема на службу служащих Главного таможенного
управления и его местных органов определялся Кодексом законов о труде.
Четко таможенный устав определял запреты в действиях таможенных служащих,
которые не должны участвовать в организациях, выполняющих работу по
погрузке. разгрузке, приему и подготовке к досмотру импортных экспортных
грузов, пассажирского багажа и почтовых посылок, принимать на себя
доверенности или поручения по таможенным делам посторонних лиц, покупать
товары на таможенных аукционах[19].
19 декабря 1928 года постановлением ЦИК и СНК СССР был утвержден
Таможенный кодекс СССР, просуществовавший с некоторыми изменениями почти 36
лет.
В первом разделе Кодекса «Организация таможенного управления» очень
четко были определены цели деятельности. Основная — фактический контроль за
выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли,
исторически традиционная — взимание сборов и дополнительная — совершение
всех других таможенных операций. Управление таможенным делом на всей
территории СССР принадлежит НКВП, осуществляющему эту задачу через входящее
в его состав Главное таможенное управление[20].
Шире уточнялись полномочия ГТУ: разработка вопросов таможенной
политики, участие в разработке проектов международных договоров и конвенции
в части, касающейся таможенно-тарифного дела; разработка проектов
таможенных тарифов и разрешение вопросов, связанных с их применением,
издание в подлежащих случаях, по соглашению с Наркомфином СССР и другими
заинтересованными ведомствами правил, инструкций и прочих распоряжений по
таможенному делу; надзор за выполнением таможенными учреждениями
законодательных постановлений и административных распоряжений; разработка
мероприятий по борьбе с контрабандой и иными нарушениями таможенным
постановлений и наблюдение за их осуществлением; разрешение дел о
контрабанде и о нарушениях таможенных постановлений по жалобам на решения
таможен, не входящих в районы отделений Главного таможенного управления и
т.д.
В главе о центральных таможенных органах также подробно определялись
полномочия состоящего при НКВТ таможенно-тарифного комитета, функции
уполномоченных НКВТ при СНК союзных республик в области таможенного дела и
компетенция местных таможенных учреждений. Не предусматривалось в ТК СССР
создание районных инспекторских управлений.
Во время Великой Отечественной войны деятельность многих таможен была
прекращена или прервана. На севере напряженно продолжали работу Муромская и
Архангельская таможни. На Каспийском море и по сухопутной границе, не
являющейся зоной военных действий — от Черного моря до Тихого океана,
активно работали таможни, пропускавшие внешнеторговые грузы, осуществлявшие
контрольно-инспекторские функции, оперативную работу и борьбу с
контрабандой[21].
После Великой Отечественной войны работа советских таможен была
подчинена главной задаче — восстановление народного хозяйства.
Огромную роль в развитии советской таможенной системы в последние
годы сыграли демобилизованные офицеры и солдаты-фронтовики, пришедшие на
работу в таможенные органы из армии. Почти все они постепенно закончили
высшие учебные заведения, возглавляли местные таможенные учреждения,
работали в аппарате Главного таможенного управления.
В 1964 году был принят Таможенный кодекс СССР, который подтвердил,
что управление таможенным делом в СССР относится к ведению Министерства
внешней торговли и осуществляется через входящее в его состав Главное
Таможенное управление. Таможенные учреждения стали осуществлять контроль за
соблюдением государственной монополии внешней торговли и совершать
таможенные операции, вести борьбу с нарушениями таможенных правил и
контрабандой.
К ведению Главного таможенного управления относилось управление
местными таможенными учреждениями, давало им руководящие указания и
контроль за выполнением местными таможенными учреждениями законодательства
и правил по таможенному делу, разрабатывает вопросы таможенной политики;
участвовало в разработке проектов международных соглашений в части,
касающейся таможенного дела, подготавливало проекты таможенных тарифов и
решение вопросов, связанных с применением таможенных тарифов: рассматривало
жалобы на решения таможен и действия должностных лиц таможенных учреждений,
а также проверка в порядке надзора местных таможенных учреждений[22].
По кодексу 1964 года местными таможенными учреждениями являлись
таможни и подчиненным им таможенные посты. Сведения, реорганизация и
ликвидация таможен и таможенных постов производилась Министерством внешней
торговли[23].
Важной правовой основой для деятельности таможенных учреждений СССР
явился принятый 24 ноября 1982 г. закон «О государственной границе СССР».
Этот закон неоднократно подчеркивал роль таможенных учреждений и закрепил
их участие и взаимодействие с пограничными войсками в охране границы.
Реформой таможенного дела в СССР явилось создание в 1986 году
Главного управления государственного таможенного контроля. Оно учреждалось
как самостоятельный орган государственного управления и приобрело статус
союзного ведомства.
Положение о главном управлении государственного таможенного контроля,
утвержденное постановлением Совета Министров от 13 июля 1987 года
определяло функции и порядок деятельности этого органа. Это управление
несло ответственность за состояние и совершенствование таможенного
контроля, усиление борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил,
эффективное применение таможенного тарифа.
Основными структурными единицами ГУГТК являлись управление и отделы.
Компетенция управлений носила комплексный характер и полномочия одного
управления тесно переплетались с полномочиями других.
Что касается местных таможенных учреждений, то таможни и таможенные
посты по их дислокации можно было разделить на пограничные и внутренние. По
специфике характера деятельности местные таможенные учреждения можно было
подразделить на сухопутные, воздушные. морские (речные).
Увеличение числа международных перевозок и рост объема международного
пассажирского сообщения обусловил в 1987-1990 гг. значительный рост
количества местных таможенных учреждений.
Приняты в 1991 г. Таможенный кодекс легализовал фактически
сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов.
В 1993 г. был принят новый таможенный кодекс, который действует и по
сегодняшний день[24].
1.4. Из истории Томской таможни
Появление таможни («таможенной избы») в Томске относится к началу 17
в. и было связано с установлением «калмацкого торга» — о чем сообщалось в
отписке воеводы В. Волынского царю Борису Годунову, датируемой 1609 г.
Таможенные сборы здесь напрямую взимались в пользу казны. Метом проведения
торга местных жителей со степными кочевщиками был левый берег Томи по
соседству с Тояновым городом (ныне район Дачного городка). Торговля
проводилась и в самом городе.
Сохранившиеся таможенные книги г. Томска за 1624-1625, 1627 годы (а
также приходная книга г. Томска за 1631-1632 гг. и наказная память хранятся
в отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки Томского
государственного университета) позволяют восстановить перечень взимавшихся
на Томской таможне торговых пошлин, имена приехавших в далекий сибирский
город торговых людей или их приказчиков, перечисление привезенных ими
товаров, с указанием количества каждого из них и общей суммы, установленной
по оценке таможенной избы.
Таможенные сборы приносили значительный доход в городской бюджет. В
1626 году они составляли 70% его доходной части. В приходной книге Томска
за 1631-1632 годы зафиксировано, что за год через таможню прошло денег,
товаров и пушнины, обложенных пошлинами на 14.000 рублей. Только «печатных»
пошлин было взято 252 рубля.
Возглавлял таможню голова — выборное должностное лицо. При нем
состояло несколько помощников — целовальников (перед вступлением в
должность они давали присягу и целовали крест — отсюда и название
должности), избиравшихся сроком на один год. Старший из них, имевший доступ
к таможенной казне, хранившейся в специальном ящике — «ларе», назывался
«ларечным».
Имелись также «караульные» (охраняли таможенную избу) и «ходячие»
(собирали пошлины в торговых местах) целовальники. Ведением таможенной
документации занимались местные подъячие, получавшие жалование за счет
сбора с «писчей деньги».
Вступив в должность, таможенный голова обязан был принять от своего
приемника уставные грамоты и все таможенные дела.
Сохранялась наказная память, данная одному из таможенных голов Томска
конца 17 в. В ней подробно описывается порядок приема-передачи дел,
определяются должностные обязанности «Андрея с целовальники». Так, они
должны были производить осмотр и опись всех приведенных товаров, давать им
оценку в соответствии с ценами на местном рынке, взимать с них «государству
десятую пошлину». Списки прибывших торговцев с росписью товара, его оценкой
и деньги, полученные в качестве пошлины, полагалось ежемесячно сдавать в
городскую казну.
Страницы: 1, 2, 3
|