Рефераты

Система таможенных органов РФ

Им следовало также следить, чтобы торговля велась только в отведенных

для этого местах: в гостином дворе и на калмыцком торгу.

Точных данных о ликвидации Томской таможни пока нет. Однако известно,

что в 1754 г. Указом императрицы Елизаветы Петровны внутренние таможенные

пошлины были отменены на основной территории страны, а в 1755 г. — в

Малороссии. Заменившая их единообразная 13%-я «новоположенная», или

«новоположенная прибавочная» таможенная пошлина на границах государства

должны была взиматься со всех ввозимых товаров в портовых и пограничных

таможнях[25].

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ

ПО ТАМОЖЕННОМУ КОДЕКСУ 1993 г.

2.1. Общая характеристика

Создание таможенных органов — исходное начало и условие осуществления

таможенного дела, его организационного обеспечения. Таможенный кодекс

Российской Федерации относит к ним Государственный таможенный комитет

Российской Федерации, региональные таможенные управления, таможни и

таможенные посты[26].

Таможенные органы в структурном и функциональным отношении образуют

единую, целостную систему. Эта система строится с учетом тех же принципов,

на которых основывается таможенное дело в России: единства таможенной

политики, единства таможенной территории, единства таможенного

законодательства, единство тарифного регулирования, сочетания его с мерами

экономической политики.

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент и

Правительство Российской Федерации.

Таможенные органы и другие учреждения таможенной службы являются

неотъемлемой составной частью системы государственных органов

исполнительной власти. Принадлежность таможенных органов к этой системе

подчеркнута отнесением их к правоохранительным органам, приданием им

военизированного характера. Это нашло свое отражение в структурном

построении и усложнении функций таможенных органов. А также данное

положение нашло свое закрепление в статье 8 Таможенного кодекса, в которой

говорится о том, что таможенные органы являются правоохранительными

органами.

Однако система таможенных органов имеет свои особенности, свою

целенаправленность, которые придают ей большую самостоятельность. Они

проявляются прежде всего в структуре таможенных органов, определяющей

специфику отношений координации и субординации между ними и внутреннюю

организацию таможенной системы в целом. ГТК России как федеральный орган

исполнительной власти осуществляет непосредственное руководство таможенными

органами и таможенным делом[27]. Среди его основных задач — организация и

совершенствование таможенного дела в стране. Он наделен полномочиями по

созданию, реорганизации и ликвидации региональных таможенных управлений и

таможен, а также подведомственных предприятий, учреждений и организаций.

Такие же полномочия в отношении таможенных постов отнесены к компетенции

региональных таможенных управлений.

ГТК России уделяет в пределах совей компетенции нормативные акты по

таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами и

иными государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями

страны, независимо от форм собственности и подчиненности, а также

должностными лицами и гражданами.

Статья 8 Таможенного кодекса говорит о том, что никакие

государственные органы, кроме Президента, парламента и Правительства, не

вправе принимать решения. затрагивающие компетенцию таможенных органов,

выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать

на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в деятельность

этих органов, которая соответствует таможенному законодательству

страны[28].

Отличительные особенности таможенной службы подчеркивают также ее

атрибуты и символы. Так, таможенный кодекс закрепляет положение о том, что

таможенные органы Российской Федерации и находящиеся в их распоряжении

морские и речные суда имеют флаг. Автотранспортные средства и воздушные

суда, находящиеся в распоряжении таможенных органов РФ, имеют

опознавательный знак.

Положение о знаках отличия применяются также к руководителям и

специалистам таможенных лабораторий, научно-исследовательских учреждений и

учебных заведений ГТК России.

Таможенный кодекс 1993 года закрепил положение о том, что таможенное

дело непосредственно осуществляют таможенные органы РФ, составляющие единую

систему, в которую входят:

Государственный таможенный комитет РФ;

Региональные таможенные управления РФ;

Таможни РФ;

Таможенные посты РФ[29].

Региональные таможенные управления РФ входит в единую систему

таможенных органов РФ и осуществляют руководство таможенным делом на

территории региона деятельности (подведомственного региона) под

непосредственным руководством Государственного таможенного комитета РФ.

Создание, реорганизацию и ликвидацию Управления осуществляет ГТК России.

В непосредственном подчинении Управления находятся расположенные на

территории подведомственного региона таможенные органы, за исключением

таможенных органов, непосредственно подчиненных ГТК России. В оперативном

подчинении Управления находятся входящие в систему ГТК России и

расположенные на территории подведомственного региона таможенные

лаборатории, учебные заведения и другие организации, за исключением

организаций и учреждений, непосредственно подчиненных ГТК России.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ,

Таможенным кодексом РФ, другими федеральными законами, указами и

распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями

Правительства РФ, нормативными и иными правовыми актами ГТК России.

ГТК России может определять специфические особенности деятельности

отдельных управлений.

Региональное таможенное Управление имеет большой объем задач.

Основными задачами Управления являются:

- реализация таможенной политики Российской Федерации на территории

подведомственного органа;

- разработка и реализация в пределах своей компетенции в

подведомственном регионе мер. направленных на обеспечение единства

таможенной территории Российской Федерации;

- разработка и реализация в пределах своей компетенции в

подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение экономической

безопасности РФ в части, относящейся к таможенному делу;

- обеспечение в подведомственном регионе защиты экономических

интересов РФ в пределах компетенции таможенных органов;

- организация таможенного дела в подведомственном регионе;

- обеспечение соблюдения единообразного применения и осуществления

контроля за исполнением в подведомственном регионе законодательства

Российской Федерации, правовых актов Президента и Правительства о

таможенном деле и других законодательных и иных правовых актов, контроль за

исполнением которых возложен на таможенные органы РФ, нормативных и иных

правовых актов ГТК России;

- разработка и реализация в пределах своей компетенции мер по

совершенствованию таможенного оформления и таможенного контроля;

- организация и осуществление в подведомственном регионе борьбы с

контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, с нарушениями

таможенных правил;

- руководство. обеспечение, координация и контроль за деятельностью

нижестоящих таможенных органов;

- обеспечение, координация и контроль за деятельностью организация

системы ГТК России в части, определяемой специальными нормативными актами

ГТК России;

- содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов Российской

Федерации, юридических и физических лиц;

- учет потребностей подведомственного региона в сфере таможенного

дела, принятие в пределах своей компетенции мер, направленных на

удовлетворение таких потребностей;

- разработка и реализация программ развития материально-технической и

социальной базы таможенных органов[30].

Таковы основные задачи деятельности Регионального таможенного

управления.

В связи с выработкой и реализацией новой концепции таможенного дела

число региональных таможенных управлений растет.

Динамика развития таможенных органов[31]

| |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |

|Региональные управления |2 |4 |12 |15 |15 |

|Таможни |81 |109 |127 |142 |144 |

|Таможенные посты |101 |274 |432 |506 | |

Создание этих управлений вызывалось потребностями: во-первых,

активизации и развития внешнеэкономических связей на региональном уровне;

во-вторых, приближения оперативного управления к таможням и их

подразделениям; в-третьих, создания условий, позволяющих ГТК России строить

свою работу на основе анализа и прогнозирования, стратегического

планирования, реализации программ развития таможенного дела, его основных

направлений. а также освободиться от текущих, мелких дел.

В течение 1992-1994 гг. были созданы и развернули свою работу еще 10

региональных таможенных управлений: Северо-Кавказское (Ростов-на-Дону),

Восточно-Сибирское (Иркутск), Западно-Сибирское (Новосибирск), Московское

(Москва), Калининградское (Калининград), Уральское (Екатеринбург),

Поволжское (Нижний Новгород), Татарское (Казань), Дагестанское (Махачкала),

Западное (Москва)[32].

В конце 1994 г. были созданы три специализированных управления:

капитального строительства объектов таможенных учреждений; Эксплуатации

объектов таможенной инфраструктуры и социального развития; материально-

технического обеспечения таможенных учреждений. Все они базируются в

Москве.

Региональные таможенные управления осуществляют деятельность по

организации применения средств таможенного регулирования торгово-

экономических отношений; контролируют правильность начисления и взимания

таможенных платежей, осуществляют контроль за вывозом стратегических и

других жизненно-важных для интересов РФ материалов, а также культурных,

исторических и археологических ценностей: проводит таможенный контроль и

таможенное оформление товаров и транспортных средств, обеспечивает

соблюдение разрешительного порядка их перемещения через таможенную границу;

организуют и координируют деятельность по борьбе с контрабандой,

нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями в сфере

таможенного дела; контролируют соблюдение при этом законности; координирует

взаимодействие таможенных органов с другими правоохранительными органами;

организует валютный контроль, выполняет функции агента валютного контроля;

обеспечивает контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля,

организует систему охраны объектов таможенной инфраструктуры, принимает

меры по охране таможенной границы Российской Федерации; организует и ведет

региональную таможенную статистику внешней торговли; лицензии и

квалификационные аттестаты на осуществление деятельности в области

таможенного дела; обеспечивает ведение реестров; осуществляет ведение

товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в пределах своей

компетенции принимает решения по классификации товаров в соответствии с

указанной номенклатурой; по согласованию с ГТК России осуществляет

сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных

государств, занимающихся вопросами таможенного дела; проводит контрольно-

ревизионную работу; осуществляет мероприятия по совершенствованию единой

автоматизированной информационной системы таможенных органов Российской

Федерации; проводит научно-исследовательские работы в области таможенного

дела; организует кодификационную работу, обеспечивает таможенные органы

региона, а также предприятия, учреждения и организации, подведомственные

ГТК России и расположенные на территории региона, нормативными

материалами[33].

Данные перечень не является исчерпывающим. Основной перечень дан в

Общем положении о региональном таможенном управлении Российской Федерации.

Приоритетным направлением деятельности по формированию системы

таможенных органов стало создание и дислокация таможен, организация и

развертывание их работы.

Размещение таможен на территории страны связано как с маршрутами

перемещения грузов, так и с концентрацией участников внешнеэкономической

деятельности. В зависимости от места размещения таможен и других объектов

на территории страны они подразделяются на пограничные и внутренние.

К пограничным таможенным органам относятся таможенные учреждения,

расположенные в местах пересечения транспортными магистралями границы

государства, а также в аэропортах, морских и речных портах с международным

сообщением. К ним относятся и пункты пропуска (переходов) всех видов

автотранспорта через границу страны. Преимущественно они осуществляют

регистрацию и контроль за пересечением грузов через границу страны и

таможенный контроль пассажиропотоков.

Таможни, их подразделения, расположенные в местах концентрации

участников внешнеэкономической деятельности на таможенной территории страны

и осуществляющие таможенное оформление грузов, таможенные сборы и другие

таможенные процедуры непосредственно на местах, относятся к внутренним

таможенным объектам. Такие объекты создаются при крупных железнодорожных

узлах, промышленных и добывающих предприятиях, в административно-

территориальных центрах.

Типология таможенных органов многообразна. Таможня и другие объекты,

действующие на транспортных комплексах, в зависимости от характера

контролирующих грузов, транспортных средств и осуществляемых операций,

могут подразделяться на железнодорожные, морские, речные, авиационные[34].

Таможня — базовое звено таможенной системы. Функции ее сложны и

многообразны. Продиктованы они тем, что на это звено возлагается центр

тяжести всей работы по осуществлению таможенного дела. Реализации этих

функций подчинена современная организационная структура таможни.

Таможня осуществляет свою деятельность под общим руководством

Государственного таможенного комитета РФ и непосредственным руководством

регионального таможенного Управления Российской Федерации, которому

непосредственно подчинена таможня.

Но по решению ГТК России, отдельные таможни могут быть подчинены

непосредственно ГТК России.

Территория региона деятельности (подведомственного региона) таможни

также определяется ГТК России. Пределы подведомственного таможне региона

могут не совпадать с административными границами субъектов Российской

Федерации. территория подведомственного региона таможни. непосредственно

подчиненной Управлению, определяется по представлению либо с учетом мнения

Управления. Оно может изменять подведомственный регион непосредственно

подчиненной таможни в порядке, который определяет Государственный

Таможенный Комитет России. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможен

осуществляет ГТК России. Таможни, подчиненные непосредственно РТУ,

создаются, подлежат реорганизации и ликвидации с учетом мнения Управления.

В связи с тем, что на таможню возложен основной объем деятельности,

она имеет широкий круг задач.

Основными задачами таможни являются:

- непосредственное осуществление таможенного дела на территории

подведомственного региона;

- осуществление мер по реализации таможенной политики Российской

Федерации;

- реализация в пределах своей компетенции мер, направленных на

обеспечение единства таможенной территории Российской Федерации,

экономической безопасности Российской Федерации в части, относящейся к

таможенному делу;

- обеспечение защиты экономических интересов Российской Федерации;

- осуществление таможенного оформления и таможенного контроля;

- применение таможенно-тарифного механизма и части налогов,

относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской

Федерации;

- осуществление валютного контроля;

- участие в ведении таможенной статистики;

- осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере

таможенного дела, с нарушениями таможенных правил;

- руководство, обеспечение. координация и контроль за деятельностью

нижестоящих таможенных постов;

- содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов Российской

Федерации, юридических и физических лиц;

- кадровое, финансовое, материально-техническое и социально-бытовое

обеспечение своей деятельности и деятельности нижестоящих таможенных

постов[35].

Таможня в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет

большой объем функций. Функции таможенных органов — это основополагающие

направления их деятельности по реализации таможенной политики, организации

таможенного дела и раскрывающие цели и задачи таможенной политики.

Основные функции таможенных органов закреплены в таможенном кодексе

Российской Федерации. А более подробный перечень дан в общем положении

Российской Федерации[36]. Функции таможни можно разделить на регулятивные и

охранительные.

К основным функциям таможни относятся следующие:

- таможня претворяет в жизнь в подведомственном регионе правовой,

экономический и организационный механизмы реализации таможенной политики

Российской Федерации;

- выявляет наличие проблем в обеспечении единства таможенной

территории Российской Федерации и экономической безопасности страны и

участвует в реализации мер, направленных на урегулирование таких проблем;

- участвует в разработке и реализует программы развития таможенного

дела на территории подведомственного региона;

- применяет, обеспечивает, координирует и контролирует применение

нижестоящими постами средств таможенного регулирования экономической

деятельности, обобщает и анализирует практику применения таких средств и

подготавливает предложения об их совершенствовании, принимает меры,

направленные на создание условий. способствующих ускорению товарооборота

через таможенную границу РФ;

- обеспечивает правильное применение в подведомственном регионе

таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через

таможенную границу РФ и при ведении экономической деятельности на

таможенной территории Российской Федерации;

- в части, касающейся компетенции таможенных органов, применяет меры

экономической политики в отношении товаров и транспортных средств,

перемещаемых через таможенную границу, включая лицензирование и другие

нетарифные меры, а также меры, обеспечивающие соблюдение разрешительного

порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств чрез

таможенную границу; координирует и контролирует применение таких мер

нижестоящими таможенными постами;

- осуществляет в подведомственном регионе контроль за соблюдением

всеми юридическими и физическими лицами правил, порядка и условий

таможенного дела; обобщает и анализирует складывающуюся практику;

- осуществляет таможенное оформление товаров и транспортных средств и

таможенный контроль, в том числе за товарами и транспортными средствами,

перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации; организует,

координирует и контролирует производства таможенного оформления и

проведение таможенного контроля нижестоящими таможенными постами;

подготавливает предложения о совершенствовании таможенного оформления и

таможенного контроля;

- обеспечивает и осуществляет контроль яз использованием должностными

лицами таможни и нижестоящих таможенных постов информации, предоставляемой

лицами, исключительно в таможенных целях, а также ее

конфиденциальность[37].

А также выполняет иные функции. возложенные законодательством

Российской Федерации.

В типовой структуре таможни обозначено место таможенных постов. Оно

незаменимо в организационном построении и функциональном назначении

таможни.

В то же время Таможенный кодекс Российской Федерации закрепил

самостоятельное место таможенного поста в системе таможенных органов.

Противоречия здесь нет. Таможенный пост — это линейное подразделение

таможенной системы, с которого начинается осуществление дела по всей

технологической цепи. От того, каким будет это начало, во многом

определяются последующие результаты работы таможни и других звеньев

таможенной системы, в том числе и те потери, которые еще имеют место.

Развертывание сети таможенных постов непосредственно обеспечивает

реализацию центральной идеи новой концепции таможенного дела о приближении

таможенного оформления и контроля к участникам внешнеэкономических связей,

местам наиболее интенсивной внешнеэкономической деятельности, а также о

сокращении времени перемещения через границу товаро- и

пассажиропотоков[38].

Правовой статус таможенных органов подробно определен в ряде

нормативных актов. Одним из основных нормативных актов, который наиболее

подробно определяет правовой статус таможенного поста и круг его

деятельности, является общее положение о таможенном посте Российской

Федерации. В соответствии с данным положением таможенный пост Российской

Федерации входит в единую систему таможенных органов и осуществляет свою

деятельностью под непосредственным руководством таможни. Но некоторые

таможенные посты подчиняются непосредственно региональному таможенному

управлению. Решениями ГТК России отдельные таможенные посты могут быть

подчинены непосредственно ГТК России[39]. В соответствии с решением ГТК

России, в том числе по представлению либо с учетом мнения Управления или

таможни, непосредственно подчиненной ГТК России, таможенный пост может быть

наделен статусом юридического лица. Таможенный пост со статусом

юридического лица имеет самостоятельный баланс, текущие счета по

федеральному бюджету, сумм по поручениям, другие счета в банках и иных

кредитных организациях, обладает правом оперативного управления в отношении

закрепленного за ним имущества, являющегося федеральной государственной

собственностью.

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет

Управление, а таможенного поста со статусом юридического лица или

подчиненного непосредственно ГТК России либо подчиненного таможне,

непосредственно подчиненной ГТК России, — ГТК России.

Основные функции таможенного поста — таможенный контроль и таможенное

оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную

границу. Обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров и

транспортных средств через таможенную границу, начисления и взимание

таможенных пошлин. налогов и иных таможенных платежей[40]; осуществляет в

пределах своих полномочий валютный контроль, выполняя функции агента

валютного контроля, экспортный контроль и контроль за перемещением через

таможенную границу РФ предметов художественного, исторического и

археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (культурных

ценностей)[41]. Таможенный пост ведет борьбу с контрабандой и иными

таможенными преступлениями, осуществляет по ним оперативно-розыскную

деятельностью, осуществляет во взаимодействии с другими правоохранительными

органами охрану таможенной границы РФ.

Основными задачами таможенного поста являются:

- применение в пределах своей компетенции в подведомственном регионе

средств таможенного регулирования экономической деятельности;

- осуществление таможенного оформления и таможенного контроля;

- обеспечение соблюдения законодательства РФ[42].

Из этого следует, что круг задач и функций таможенного поста

значительно уже, чем у таможни, что предопределяет характер и объем

предоставленных ему прав.

Таким образом видно, что следует всемерно укреплять роль и место

таможенных постов в системе таможенных органов, создавать условия,

обеспечивающие эффективное и качественное выполнение ими своих функций,

освобождать от излишней бумажной отчетности и опеки.

2.2. Специализированные таможенные органы

(оперативная таможня, энергетическая таможня)

В таможенной системе Российской Федерации имеются специализированные

таможенные органы, деятельность которых осуществляется в специфической

области таможенного регулирования. Одним из таких специализированных

органов является оперативная таможня.

Оперативная таможня создана в целях реализации Федерального закона

«Об оперативно-розыскной деятельности»[43] от 12 августа 1995 года,

необходимости усиления борьбы с таможенными правонарушениями.

Структура оперативной таможни содействует наиболее эффективному

осуществлению задач, возложенных на оперативную таможню. В структуру

оперативной таможни входят: отдел по борьбе с экономическими таможенными

правонарушениями; отдел по борьбе с особо опасными видами контрабанды;

отдел по борьбе с контрабандой наркотиков; отдел таможенных расследований;

отдел дознания; экспертно-криминалистический отдел; отдел исполнения

постановлений по делам о нарушении таможенных правил; имеется отдел

собственной безопасности. Начальник оперативной таможни является

заместителем начальника РТУ.

Как уже было сказано, таможенные органы Российской Федерации отнесены

Таможенным кодексом и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной

деятельности» от 12 августа 1995 года[44] к государственным органам.

которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность

на территории России. Такая деятельность таможенными органами может

осуществляться исключительно в пределах их полномочий, установленных

законодательными актами РФ о таможенном деле[45].

Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов основывается на

конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод

человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных

и негласных методов и средств.

Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в

целях:

а) выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений,

производство дознания, по которым отнесено к их компетенции, а также для

выявления и установления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших

такие преступления;

б) обеспечение собственной безопасности;

в) исполнение поручений следователей, других органов дознания,

указаний прокуроров и определений судов по уголовным делам, находящимся в

их производстве;

г) подготовке ответов на запросы других органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, предусмотренным

Федеральным законом;

д) подготовки ответов на запросы международных таможенных

организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств

в соответствии с международными договорами РФ по таможенным вопросам[46].

Таможенные органы в пределах своих полномочий вправе также выявлять и

собирать данные, необходимые для принятия решений по вопросам:

а) допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;

б) допуска к участию в оперативно-розыскной деятельности или к

материалам, полученным в результате ее осуществления;

в) установления или поддержания с лицом отношений сотрудничества при

подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности таможенных органов

составляют Конституций РФ[47], Таможенный кодекс[48], Федеральный закон «Об

оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года[49], другие

законодательные акты.

Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов осуществляется

исключительно в пределах их полномочий. Должностные лица этих органов

участвуют в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, к

которым привлекаются должностные лица и специалисты, обладающие научными,

техническими и иными специальными знаниями, и отдельные граждане с их

согласия на гласной и негласной основе.

Таможенные органы при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

вправе проводить следующие мероприятия: опрос граждан, наведение справок;

сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка;

исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности;

обследование помещений; зданий, сооружений. участков местности и

транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных

сообщений, прослушивание телефонных разговоров; снятие информации с

технических каналов связи; оперативное внедрение; оперативный эксперимент,

контролируемая поставка.

Перечень этих мероприятий является исчерпывающим и может быть

дополнен только федеральным законом[50].

Таможенные органы при решении задач оперативно-розыскной деятельности

имеют право:

а) проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия.

производить при их проведении изъятие предметов, а также прерывать

предоставление услуг в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и

здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической и

экологической безопасности России;

б) устанавливать не безвозмездной либо возмездной основе отношения

сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие

таможенным органам на конфиденциальной основе;

в) использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по

договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий.

учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые

помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;

г) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие

личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий,

организаций, учреждений, подразделений, помещений и транспортных средств

таможенных органов, а также личность граждан, оказывающих им содействие на

конфиденциальной основе;

д) создавать в установленном законодательством РФ порядке

предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для

решения задач, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной

деятельности»[51].

Для обеспечения собственной безопасности в структуре оперативной

таможни предусматривается создание отдела собственной безопасности.

Обеспечение собственной безопасности таможенных органов — это

осуществление таможенным органами комплекса оперативно-розыскных

мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение

противоправных действий и негативных явлений, дезорганизующих нормальную

деятельность таможенных органов, их должностных лиц, а также таможенных

лабораторий, научно-исследовательских учреждений, учебных заведений,

вычислительных центров, предприятий и организации, подведомственных ГТК

России.

Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие собственную

безопасность таможенных органов, проводятся таможенными органами в

соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»

от 12 августа 1995 года[52] и исключительно в пределах их полномочий.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности в целях

обеспечения собственной безопасности таможенные органы могут проводить

оперативно-розыскные мероприятия лишь в пределах их перечня и в порядке,

предусмотренном законодательными актами.

Если оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные

права граждан, проводятся в целях обеспечения собственной безопасности

таможенных органов при наличии согласия гражданина в письменной форме, то

таможенные органы вправе их осуществлять без судебного решения[53].

Нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения

оперативно-розыскных мероприятий издает ГТК России в пределах своей

компетенции в соответствии с законодательством РФ.

Другим специализированны органом, входящим в таможенную систему

Российской Федерации, является энергетическая таможня. Эта таможня создана

для усиленного контроля за перемещением энергоресурсов.

Энергетическая таможня подчинена непосредственно Государственному

таможенному комитету РФ.

Таможня выполняет следующие функции: производит таможенное оформление

и осуществляет таможенный контроль сырой нефти, природного газа, продуктов

их переработки и электроэнергии, перемещаемых через таможенную границу РФ

трубопроводным транспортом и по линиям электропередач, а также координирует

и контролирует деятельность иных таможенных органов в части таможенного

оформления и таможенного контроля энергоносителей[54].

В оперативном подчинении таможни, в пределах ее компетенции находятся

таможенные посты и отделы таможни Российской Федерации, осуществляющие

таможенное оформление и таможенный контроль энергоносителей.

Энергетическая таможня является юридическим лицом, имеет печать с

изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.

Создание, реорганизация и ликвидация таможни осуществляется ГТК

России.

основными задачами таможни являются:

а) реализация таможенной политики Российской Федерации;

б) обеспечение соблюдения и единообразного применения на таможенной

территории Российской Федерации в части перемещения через таможенную

границу РФ энергоносителей;

в) обеспечение в пределах своей компетенции экономической

безопасности РФ;

г) защита экономических интересов Российской Федерации[55].

В соответствии с возложенными на таможню задачами, она выполняет

следующие функции: осуществляет таможенный контроль и таможенное оформление

энергоносителей; создает условия. способствующие ускорению их оборота через

таможенную границу РФ; разрабатывает и вносит предложения по созданию в

таможнях РФ, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль

энергоносителей, отделов таможенного оформления энергоносителей, а также

таможенных постов; разрабатывает и вносит для утверждения схемы организации

таможенного оформления, фактического контроля, технологии перемещения через

таможенную границу РФ энергоносителей; разрабатывает концепцию и

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты