Система таможенных органов РФ
обеспечивает внедрение и функционирование системы надежного фактического
измерения объемов энергоносителей, перемещаемых через таможенную границу
РФ; вносит предложения по размещению таможенных лабораторий и координирует
их деятельность в части контроля качества энергоносителей; обеспечивает
оперативный обмен информацией в процессе контроля за вывозом и ввозом
энергоносителей, устанавливает надежную связь с таможенными органами,
осуществляющими контроль за указанными товарами, осуществляет контроль за
соблюдением мер таможенно-тарифного регулирования, а также организует
эффективное и единообразное их применение таможенными органами РФ,
осуществляющими таможенное оформление и таможенный контроль
энергоносителей[56].
В функции энергетической таможни входит начисление и взимание
таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; обеспечивает
соблюдение мер экономической политики в отношении энергоносителей,
перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
Энергетическая таможня осуществляет валютный контроль в соответствии
с валютным законодательством Российской Федерации за поступлением валютной
выручки от экспорта энергоносителей, а также за валютными операциями,
связанными с перемещением указанных товаров через таможенную границу РФ,
организует контроль за правильностью определения и заявления таможенной
стоимости данной группы товаров, осуществляет сбор информации из таможен
Российской Федерации, производящих таможенное оформление энергоносителей,
обрабатывает первичные данные, необходимые для ведения таможенной
статистики внешней торговли РФ; содействует развитию внешнеэкономических
связей предприятий, организаций, учреждений и других лиц, занимающихся
вывозом и ввозом энергоносителей; содействует осуществлению мер по защите
жизни и здоровья человека, охране окружающей природной среды, защите
интересов российских потребителей; выдает в соответствии с нормативными
актами ГТК России лицензии на осуществление деятельности в области
таможенного дела, аннулирует или отзывает такие лицензии; осуществляет в
установленном порядке оперативное взаимодействие с таможенными и иными
компетентными органами иностранных государств по вопросам таможенного
оформления и таможенного контроля энергоносителей; обеспечивает выполнение
международных обязательств РФ в части, касающейся таможенных вопросов,
связанных с вывозом и ввозом энергоносителей; обеспечивает государственные
органы, предприятия, организации и граждан информацией по таможенным
вопросам, связанным с перемещением через таможенную границу Российской
Федерации энергоносителей; обеспечивает своевременное и полное рассмотрение
жалоб и обращений; принимает меры по устранению причин и условий,
порождающих ущемление прав и законных интересов граждан, предприятий,
учреждений и организаций и т.д.[57]
Для наиболее эффективного выполнения возложенных на энергетическую
таможню задач, за последней закреплен ряд прав, включая право: получать от
государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, а также от
должностных лиц и граждан документы и сведения, необходимые для выполнения
возложенных на таможню задач и осуществление ею своих функций;
контролировать в пределах своей компетенции на таможенной территории РФ
производственную и иную коммерческую деятельность, связанную с вывозом и
ввозом энергоносителей и т.д.[58]
Таким образом мы видим, что энергетическая таможня обладает особой
спецификой в осуществлении таможенного дела. Специфика проявляется в том,
что энергетическая таможня контролирует пересечение сырья по
энергоносителям. Деятельность данной таможни очень велика. Важность
подчеркивается тем, что она подчинена непосредственно ГТК России, а также
большим кругом прав, предоставляемых Энергетической таможне. Из всего
сказанного можно сделать вывод, что и оперативная таможня и Энергетическая
таможня созданы для наиболее эффективного осуществления таможенной политики
РФ. Их деятельность направлена на поддержание безопасности страны.
Создание специализированных таможен достигло своей цели. Во-первых,
специализированные таможни обладают строго определенными полномочиями, что
способствует наиболее эффективному осуществлению поставленных задач. Во-
вторых. была снята нагрузка с таможен, осуществляющих основную деятельность
по реализации таможенной политики.
2.3. Взаимосвязь таможенных органов
с лабораториями, учебными заведениями
Статья 9 Таможенного кодекса определяет, что для проведения экспертиз
и исследований товаров в таможенных целях, Государственный таможенный
комитет Российской Федерации создает таможенные лаборатории.
В целях проведения научно-исследовательских работ в области
таможенного дела, подготовки кадров и повышения их квалификации в системе
Государственного таможенного контроля Российской Федерации действуют научно-
исследовательские учреждения и учебные заведения профессионального и
дополнительного образования.
Государственный таможенный комитет Российской Федерации создает
вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные
предприятия и организации, деятельность которых способствует решению задач
таможенных органов Российской Федерации[59].
Предусмотренные ст. 9 Таможенного кодекса таможенные лаборатории,
научно-исследовательские учреждения и учебные заведения, предприятия и
организации, подведомственные ГТК России, находящиеся в его системе, не
входят в единую систему таможенных органов, но принимают самое активное
участие в решении вопросов и задач, без которых не может осуществляться
таможенное дело.
Например, функции экспертизы и исследования товаров в таможенных
целях осуществляют республиканские (региональные) и другие таможенные
лаборатории во главе с Центральной таможенной лабораторией — головным
экспертно-исследовательским учреждением ГТК России.
Данная лаборатория имеет статус юридического лица. В задачи ЦТЛ
входят проведение материаловедческих исследований и товароведческих
экспертиз с целью определения классификации и стоимостной оценки товаров
(веществ, материалов, изделий), перемещаемых через таможенную границу, и
правильного начисления таможенных пошлин за них; установление
товароведческой природы нарушений при экспортно-импортных операциях;
классификация и сертификация товаров согласно ТН ВЭД с целью обоснованного
применения мер государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности (лицензирование, квотирование, запрещение и т.п.)[60], а также
для обеспечения правильного поступления в государственный бюджет таможенных
пошлин, сборов и выплат за проведение таможенных процедур; идентификация
товаров по месту их производства с целью соблюдения международных
обязательств в части, касающейся экономических и политических связей РФ с
зарубежными странами и для определения мест происхождения и маршрутов
перевозки главным образом наркотических веществ и исходных материалов для
их изготовления; организация и координация деятельности региональных и иных
таможенных учреждений, лабораторий и оказания им, а также таможенным
экспертам методической и технической помощи с целью проведения на местах
квалифицированных экспертиз товаров, разработка правовых и нормативно-
методических документов по проведению экспертных работ; участие в качестве
экспертов в аукционной деятельности и при необходимости, в работе
следственных органов[61].
Указанные задачи определяют основные функции ЦТЛ. К ним относятся:
проведение материаловедческих и товароведческих экспертиз и оформление
официальных документов в виде экспертного заключения, протокола, справки и
т.д.; привлечение к экспертизе товаров ведущих специалистов других
ведомств; участие в работе вневедомственных и международных экспертных
комиссий, научно-практических совещаний и конференций по исследованию
свойств и характеристик товаров и методов их контроля и экспертизы;
приобретение, освоение и внедрение новых технических средств и методов
исследования товаров и их экспортного контроля; методическое руководство и
координация работ по созданию и развитию таможенных лабораторий[62].
Структура ЦТЛ состоит из: экспертный отдел; исследовательский отдел;
технический отдел. В состав всех этих отделов входят сектора и группы.
Начальник ЦТЛ и его заместители назначаются на должность и освобождаются от
нее председателем ГТК России. Структура и численность работников ЦТЛ
утверждается председателем ГТК России. Начальник ЦТЛ распределяет
обязанности между подразделениями ЦТЛ, утверждает в пределах своей
компетенции руководящие и методические документы по экспертным вопросам,
выполняет другие функции[63]. Для проведения научно-исследовательских работ
в области таможенного дела, подготовки кадров и повышения их квалификации в
системе ГТК России действует Главный научно-информационный вычислительный
центр (ГНИВЦ)[64]. В этом учреждении в известной мере сочетаются черты
научно-информационного учреждения и вычислительного центра. ГНИВЦ —
государственное предприятие, действующее на основе устава о нем,
утвержденного председателем ГТК[65]. Основная цель ГНИВЦ — повышение
эффективности работы таможенных органов России путем создания, внедрения и
эксплуатация Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС)
таможенных органов, а также обеспечение ее жизнедеятельности.
ГНИВЦ осуществляет подготовку предложений по развитию программно-
технической базы ЕАИС и технических средств таможенного контроля;
разрабатывает, внедряет и организует функционирование ЕАИС, обеспечивая
качество, достоверность и соблюдение сроков обработки и представления
информации, производит сбор и автоматизированную обработку исходной
информации в интересах ведения таможенной статистики внешней торговли
специальной таможенной статистики; обеспечивает надежную работу средств
вычислительной техники и аппаратуры передачи данных для центрального
аппарата ГТК; осуществляет внедрение и машинное ведение классификации и
кодирования товаров, таможенного тарифа, общероссийских и отраслевых
классификаторов, подготовку и направление таможенным органам методических
материалов, справочников, классификаторов, других документов[66]. Кроме
того, ГНИВЦ участвует в пределах своей компетенции в контроле за кодом
проектирования, строительства и реконструкции помещений таможенных органов,
предназначенных под установку технических средств ЕАИС и технических
средств таможенного контроля[67]. Совместно с учебными заведениями ГТК
проводят обучение специалистов таможенных органов работе на сданных в
опытную и промышленную эксплуатацию автоматизированных рабочих местах и
компонентах ЕАИС, на средствах вычислительной техники и аппаратуре передачи
данных, обеспечивает инструктаж по эксплуатации разработанных средств
таможенного контроля.
ГНИВЦ обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный
баланс, расчетный счет, гербовую печать со своим наименованием.
Находясь в непосредственном подчинении ГТК, ГНИВЦ обладает
значительной хозяйственной самостоятельности: не отвечают по обязательствам
ГТК )как и ГТК по обязательствам ГНИВЦ)[68]; действует по основе
самофинансирования. Имущество ГНИВЦ является государственной собственностью
и закрепляется за ним на правах полного хозяйственного ведения ГНИВЦ имеет
право создавать собственные структурные подразделения (отделы, отделения,
филиалы) с правом открытия текущих и расчетных счетов, входить в
объединения и ассоциации. В ГНИВЦ применяется конкретная система найма и
оплата труда сотрудников.
ГНИВЦ возглавляет директор, назначаемый ГТК и утверждаемый его
коллегией. При назначении директора ГНИВЦ с ним заключается контракт, в
котором определяются права, обязанности и ответственность директора ГНИВЦ
перед ГТК и трудовым коллективом.
Директору ГНИВЦ предоставляется право разрабатывать, утверждать и
изменять структуру и штатное расписание подразделения ГНИВЦ, принимать на
работу и увольнять сотрудников; без доверенности распоряжаться имуществом и
денежными средствами ГНИВЦ, представлять интересы ГНИВЦ в государственных
органах и общественных объединениях. Ликвидация и реорганизация ГНИВЦ
проводятся на основании приказа ГТК[69].
ГТК России имеет также учебные заведения. В их числе Российская
таможенная академия, которая была основана в 1996 году[70]. Российская
таможенная академия имеет ряд факультетов, специализирующихся на подготовке
юристов, экономистов, а также специалистов в области таможенного контроля.
Для повышения квалификации в академии имеется аспирантура.
Первоначальное обучение проходит в средних специальных учебных
заведениях с выдачей диплома о специальном образовании с присвоением
квалификации юрист-таможенник. Кроме того лица, получившие среднее
специальное образование, могут быть направлены в Российскую таможенную
академию.
2.4. Взаимодействие таможенных органов
с иными правоохранительными органами
Таможенные органы для реализации задач, поставленных перед ними,
наделены широким кругом полномочий. Но изолированно осуществлять свою
деятельность они не могут. В целях повышения эффективности борьбы с
преступлениями в сфере таможенного дела и таможенными правонарушениями
осуществляется постоянное взаимодействие между всеми правоохранительными
органами и иными государственными органами. Сотрудничество регулируется
рядом соглашений, которые заключаются между таможенными органами и иными
правоохранительными органами[71].
Единое соглашение о взаимодействии и порядке обмена информацией
заключается на общероссийском уровне между ГТК РФ и иными органами власти
(МВД, ФСБ, Налоговая полиция).
На местном уровне с целью координации усилий борьбы с преступлениями
в сфере таможенного дела также заключаются соглашения о порядке обмена
информацией между правоохранительными органами и иными органами власти.
Например, для пресечения правонарушений налогового законодательства
ГТК России полностью передает базу данных грузовой таможенной декларации в
Налоговую полицию.
На местном уровне органы сами заключают договоры о взаимодействии. В
Томской таможне имеются соглашения с УВД Томской области, ГИБДД,
транспортной инспекцией, с Налоговой полицией, с областной налоговой
инспекцией, ФСБ. Все соглашения имеют гриф «секретно» или «для служебного
пользования»[72].
Есть соглашения с иными органами, а именно, с управлением
госсвязьнадзором, с госинспекцией по карантину растений, с томским
пограничным ветеринарным контрольным пунктом, с управлением государственной
хлебной инспекции по Томской области. Цель данных соглашений —
осуществление совместных действий по контролю за перемещением товаров из
Томской области.
Предоставление информации происходит в соответствии со статьями 16 и
214 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии
указаниями и приказами ГТК России.
Предоставление информации по письменным запросам ГТК России
осуществляет и на компьютерных носителях, о грузовых таможенных
декларациях, на основании которых осуществлены вывоз из Российской
Федерации сырьевых ресурсов и продукции производственно-технического
назначения, вооружении и военной техники, радиоактивных веществ и
культурных ценностей, а также ввоз в РФ экологически опасных грузов,
оружия, товаров народного потребления и других предметов.
Для обмена информацией между таможенными органами РФ и федеральными
органами налоговой полиции организовывается взаимодействие информационных
систем сторон и безвозмездно предоставляется друг другу по соответствующим
запросам информация, содержащаяся в архивах, учетах и банках данных;
информируют о фактах нарушения таможенного и налогового законодательства; о
физических и юридических лицах, имеющих отношение к таким нарушениям;
причинах и условиях, способствующих совершению таможенных и налоговых
преступлений и правонарушений.
Таможенные органы России, кроме того, информируют органы налоговой
полиции об участниках внешнеэкономических связей, предоставляют информацию
о декларировании товаров и транспортных средств, перемещаемых через
государственную границу.
Таким образом, мы видим, что взаимодействие таможенных органов с
иными правоохранительными органами необходимо для более эффективного
осуществления и поддержания безопасности Российской Федерации.
Глава 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ
ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА
Начиная с 1991 года реализовывалась программа формирования российской
таможенной службы, создания, укрепления и развития сети таможенных органов
на таможенной границе и таможенной территории России. И данная программа
дала свои результаты[73]. За короткий срок создана широкая, разветвленная
сеть таможенных органов, охватывающая всю территорию страны, в том числе
новые границы с государственными — бывшими союзными республиками СССР. В
целом она отвечает потребностям осуществления таможенного дела в интересах
экономики страны. Действующий состав таможенных органов имеет свою
организационную структуру. Формализация ее в структуре ГТК России, типовых
структурах регионального таможенного управления, таможни и таможенного
поста является важнейшим фактором организационного обеспечения этих
органов. Создана вертикаль организационно распорядительных отношений,
обеспечивающая взаимосвязи и взаимодействие подразделений с аналогичными
функциями на разных уровнях единой организационной и управленческой
структуры. Такая структура создает упорядоченность и организованность
системы таможенных органов при выполнении возложенных на них функций.
Рассмотрим современную организационную структуру таможенных органов.
ГТК России имеет дифференцированную и разветвленную структуру. Во
главе его находится Председатель, имеющий ряд заместителей; образуется
коллегия, а также консультативный совет по таможенной политике.
Деятельность структурных подразделений ГТК строится по производственно-
функциональному признаку[74]. Это управления организации таможенного
контроля; по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил;
правовое; таможенно-тарифное; федеральных таможенных доходов; таможенной
статистики и анализа; финансовое; материально-технического снабжения;
техническое; кадров и учебных заведений; внешних сношений; отделы по связям
со средствами массовой информации и общественностью; валютного контроля;
служба охраны таможенных органов РФ и др[75].
Одним из основных подразделений в структуре ГТК является Управление
организации таможенного контроля. Его задачи и функции определяются
характером и содержанием таможенного контроля, которые сформированы в ТК и
в других нормативных актах.
Таможенный контроля осуществляют должностные лица таможенных органов
путем проверки таможенных документов, досмотра товаров и транспортных
средств, личного досмотра. Последний является исключительной формой
таможенного контроля[76].
Управление не только непосредственно организует проведение таможенно-
контрольной деятельности на территории РФ, но и осуществляет методическое
руководство его в пределах своей компетенции.
Оно планирует деятельность таможенных учреждений по осуществлению
таможенного контроля, разрабатывает схемы технологического контроля,
участвует в организации взаимодействия с погранслужбами, санитарно-
карантинными, ветеринарными и другими государственными органами при
осуществлении контроля за перемещением через границу товаров, личной клади
и багажа физических лиц, транспортных средств, грузов и иного имущества.
Данное управление руководит таможенным контролем за автотранспортными
средствами, воздушными, морскими и речными судами, железнодорожными
перевозками и перевозимыми этими видами транспорта грузами, за перемещением
через границу литературы, печатных. аудиовизуальных материалов и культурных
ценностей. В этих целях управление разрабатывает рекомендации относительно
сети зон таможенного контроля, перечня документов и сведений, необходимых
для таможенного контроля, правил выборочности такого контроля и технологии
его проведения. В состав управления входят следующие отделы: создания и
развития таможенной инфраструктуры; организации таможенного контроля в
неторговом обороте, контроля за грузами в торговом обороте[77]. Руководство
управления — начальник и его заместители. Одним из ведущих подразделений
ГТК России является управление по борьбе с контрабандой и нарушениями
таможенных правил[78]. С расширением и усложнением правоохранительных задач
таможенных органов, обусловленных в частности, принятием ГК, видоизменились
и существенно дополнились конкретные направления деятельности указанного
управления. Возложение на таможенные органы производства дознания по делам
о контрабанде и о других преступлениях в сфере таможенного дела, а также
проведение оперативно-розыскной деятельности, производство по делам о
нарушениях таможенных правил и рассмотрение этих дел не только расширило
диапазон деятельности таможенных органов в целом, но и потребовало
серьезной перестройки работы рассматриваемого управления.
Непосредственное руководство управлением осуществляет начальник,
который имеет своих заместителей. В состав управления входят отделы:
организации борьбы с таможенными правонарушениями в торговом обороте; по
борьбе с контрабандой наркотиков и организации кинологической службы;
организации борьбы с таможенными правонарушениями в неторговом обороте;
контроля за соблюдением законности в производстве по делам о нарушениях
таможенных правил; организации дознания по делам о контрабанде.
Большую роль при подготовке нормативных актов играет правовое
управление. Оно является в структуре ГТК своеобразным центром,
непосредственно объединяющим и в известной мере координирующим эту
деятельность в рамках ГТК, а также непосредственно осуществляющим в ходе ее
проведения взаимосвязи с нижестоящими таможенными органами — региональными
таможенными управлениями, региональными таможнями и таможнями[79]. Конечно,
участие в подготовке и издании нормативных актов — это не исключительная
прерогатива данного управления, в этом процессе участвуют все основные
подразделения ГТК. Поэтому правовое управление выступает не только в
качестве объединяющего и координирующего центра, но и в качестве
своеобразного консультативного подразделения по правовым вопросам.
Управление проводит значительную работу по систематизации и
кодификации таможенного законодательства.
К числу сравнительно новых подразделений в структуре ГТК, образование
которых было связано, как уже отмечалось, с изменением характера и
развитием таможенного дела, относятся Таможенно-тарифное управление;
Управление федеральных таможенных доходов; Управление таможенной статистики
и анализа; Отдел валютного контроля[80]. Аналогичные подразделения
создаются и в нижестоящих таможенных органах. Названные структурные
подразделения и таможенные учреждения (организации) нацелены на
осуществление таможенно-тарифных задач и функции, а также на организацию
деятельности в сфере таможенных доходов, валютного контроля, финансов,
ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности[81].
Таможенно-тарифное управление отвечает за разработку предложений о
мерах таможенно-тарифного регулирования и введение этих мер в действие,
контролирует исполнение разработанных мер, оценивает результаты их
применения и вносит соответствующие предложения руководству ГТК[82].
Одна из главных задач управления — обеспечение введения
Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и внедрение ее в
практику таможенного тарифа. В составе управления имеются следующие отделы:
отдел таможенно-тарифного регулирования, который разрабатывает предложение
по таможенному тарифу, участвует в подготовке нормативных актов по
таможенному обложению; отдел номенклатуры, решающий проблемы введения
Гармонизированной системы, контролирующий номенклатурный перечень товаров,
подлежащих лицензированию, квотированию и другим видам государственного
регулирования экспорта-импорта, а также доводящий этот перечень до сведения
таможенных органов, отдел экономических таможенных режимов, который
внедряет меры нетарифного регулирования, участвует в разработке нормативных
актов о свободных таможенных зонах, свободных таможенных складах.
Управление федеральных таможенных доходов отвечает за организацию
полной и своевременной уплаты таможенных платежей и таможенных сборов. Его
компетенция значительно шире простой организации взимания экспортно-
импортных пошлин и таможенных сборов и контроля за этими операциями.
Управление разрабатывает концепции и технологии взимания таможенных
платежей, проводит в этой области единую политику, а также осуществляет
контроль за декларированием товаров и за деятельностью таможенных органов в
свободных экономических зонах.
В разделе БТК определена компетенция таможенных органов РФ в области
валютного контроля[83]. Таможенные органы осуществляют валютный контроль за
перемещением лицами через таможенную границу РФ, за исключением периметров
свободных таможенных зон и свободных складов, валюты РФ, ценных бумаг в
валюте РФ, валютных ценностей. а также за валютными операциями, связанными
с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.
Рассматривая вопросы о функциях ГТК в области валютного контроля, следует
сказать о Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю в
тесном взаимодействии с которой решает свои задачи ГТК.
Управление таможенной статистики и анализа организует и объединяет
деятельность по ведению таможенным органами таможенной статистики.
Таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров
через таможенную границу, а также предоставляют и публикуют данные
таможенной статистики. Таможенные органы ведут также специальную таможенную
статистику в порядке, определенном ГТК[84].
Рассмотрим теперь статус структурных подразделений ГТК,
обосновывающих нормальную жизнедеятельность таможенных органов и таможенной
службы в РФ в целом, развитие таможенной инфраструктуры, создание жизненно-
бытовых условий, оплаты труда сотрудников этих органов.
Значение Финансового управления в осуществлении финансового
обеспечения сложной и многообразной деятельности таможенных органов и
развитии таможенной инфраструктуры трудно переоценить. Оно взаимодействует
со всеми структурными подразделениями ГТК. В отношении финансовой
деятельности нижестоящих таможенных органов оно выполняет также контрольные
функции. Управление возглавляет начальник, имеющий заместителей. В его
состав входят финансово-экономический отдел; контрольно-ревизионных отдел;
отдел бухгалтерского учета и отчетности.
Управление кадров и учебных заведений. Кадровая политика в таможенной
службе в целом осуществляется руководством ГТК и в определенной мере
практически реализуется каждым из управлений и отделов ГТК. а также
соответствующими подразделениями нижестоящих таможенных органов.
Данное управление объединяет и координирует кадровую работу, а также
деятельность подчиненных учебных заведений.
Управление кадров и учебных заведений имеет следующую структуру:
отдел по работе с кадрами местных таможенных органов; отдел подготовки
кадров и учебных заведений; организационно-инспекторский отдел по работе с
личным составом; отдел по подбору и расстановке кадров в центральном
аппарате.
Участие РФ в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного
дела, расширение зарубежных связей ГТК и других таможенных органов
обусловили создание Отдела внешних связей. Отдел играет все более
значительную роль в углублении международных таможенных связей[85].
Специализированной службой таможенных органов является служба
таможенной охраны таможенных органов РФ. В ее задачи входят: обеспечение
необходимых мер в интересах охраны таможенной границы РФ; выявление,
предупреждение и пресечение таможенных правонарушений; обеспечение режима
зоны таможенного контроля; безопасности работы таможенных органов и членов
их семей; охраны объектов ГТК и материальных ценностей; таможенный надзор.
Эта служба состоит из Управления таможенной охраны ГТК РФ (в РТУ — отделов
таможенной охраны); в Управление таможенной охраны ГТК РФ входят:
оперативно-войсковой отдел; отдел боевой подготовки; оперативно-технический
отдел; отдел вооружения и техники; отдел оперативно-дежурной службы. В
таможнях — отделы таможенной охраны; в таможенных постах — групп таможенной
охраны.
Учитывая специфику таможенной деятельности, следует признать, что
создание и функционирование такого рода правоохранительной службы в
таможенной системе — это закономерный шаг в ее развитии[86].
Что касается структуры регионального таможенного управления, то его
типовая структура, а также общая (предельная) штатная численность, типовая
численность структурных подразделений и фонд оплаты труда Управления
утверждается ГТК России[87].
Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и
освобождаемый от должности председателем ГТК России.
Заместители начальника. главный бухгалтер (начальник отдела
бухгалтерского учета и контроля) и начальник юридического отдела Управления
назначается на должность и освобождается от должности приказами Управления
по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями ГТК
России.
Начальник Управления имеет большой объем полномочий. Он руководит на
принципах единоначалия деятельностью Управления и нижестоящих таможенных
органов. Начальник Управления несет персональную ответственность за
выполнение возложенных на Управление задач и функций, состояние правовой
деятельности Управления и нижестоящих органов, правильность и
обоснованность расходования выделенных и закрепленных денежных средств,
состояние бухгалтерского учета, планово-финансовой, бюджетной, кассовой,
платежно-расчетной, штатной дисциплины и достоверность финансовой,
бухгалтерской и иной отчетности; представляет Управление в государственных
органах; вправе дополнять или изменять типовую структуру нижестоящих
таможенных органов; утверждает структуру и штатное расписание Управления;
утверждает положения о структурных подразделениях Управления и др.
Начальник Управления вправе делегировать отдельные предоставленные ему
полномочия подчиненным должностным лицам таможенных органов Российской
Федерации[88]. В Управлении образуется коллегия в составе начальника
Управления (председатель коллегии), заместителей начальника Управления по
должности, а также руководящих работников Управления и нижестоящих
таможенных органов.
Члены коллегии Управления (кроме лиц, входящих в ее состав по
должности) утверждается ГТК России.
Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы,
связанные с деятельностью Управления, нижестоящих органов и организаций
системы ГТК России, находящихся в оперативном подчинении Управления.
Решения коллегии проводятся в жизнь при необходимости приказами
начальника Управления.
В случае разногласий между начальником Управления и коллегией,
начальник Управления проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших
разногласиях в ГТК России[89].
Типовая структура, типовая штатная численность, типовая численность
структурных подразделений таможни и фонд оплаты труда таможни утверждаются
ГТК России.
Вышестоящий таможенный орган вправе вносить дополнения и изменения в
типовую структуру таможни и типовую численность структурных подразделений
таможни, а также устанавливать общую (предельную) штатную численность
таможни.
Таможню возглавляет начальник, назначенный на должность и
освобождаемый от должности председателем ГТК России.
Начальник таможни, непосредственно подчиненной Управлению,
назначается на должность и освобождается от должности по представлению либо
с учетом мнения начальника Управления.
Первый заместитель начальника таможни, главный бухгалтер и начальник
юридического отдела таможни назначаются на должность и освобождаются от
должности приказами ГТК России.
В отношении таможни, непосредственно подчиненной Управлению,
указанные лица назначаются на должность и освобождаются от должности по
представлению начальника Управления, которому таможня непосредственно
подчинена. Заместители начальника таможни назначаются на должность и
освобождаются от должности приказами вышестоящего таможенного органа по
предоставлению начальника таможни и по согласованию с соответствующими
функциональными подразделениями ГТК России. Начальники иных самостоятельных
структурных подразделений таможни назначаются на должность и освобождаются
от должности приказами таможни по согласованию с вышестоящим органом[90].
Начальник таможни имеет большой круг полномочий. Он руководит на
принципах единоначалия деятельностью таможни и нижестоящих таможенных
постов; несет персональную ответственность за выполнение возложенных на
таможню задач и функций. состояние правовой деятельности таможни и
таможенных постов, правильность и обоснованность расходования выделенных и
закрепленных денежных средств, состояние бухгалтерского учета, планово-
финансовой, бюджетной, кассовой, платежно-расчетной, штатной дисциплины и
достоверность финансовой, бухгалтерской и иной отчетности; распределяет
обязанности между своими заместителями и устанавливает степень их
ответственности; представляет таможню в государственных органах; утверждает
структуру и штатное расписание таможни; утверждает положение о структурных
подразделениях таможни, распоряжается в пределах своей компетенции
денежными средствами и иным имуществом, закрепленным за таможней; заключает
от имени таможни сделки, выдает доверенности; вносит в вышестоящий
таможенных орган предложения о присвоении специальных званий подчиненным
должностным лицам и т.д.[91]
Типовая структура и типовая штатная численность таможенного поста
утверждаются ГТК России. Управление вправе дополнять или изменять типовую
структуру нижестоящих таможенных постов.
Конкретная структура, конкретная штатная численность таможенного
поста утверждаются вышестоящими таможенными органами.
Таможенный пост возглавляет начальник. Назначение на должность и
освобождение от должности начальника таможенного поста осуществляется:
- приказом ГТК России — в отношении таможенного поста, подчиненного
непосредственно ГТК России;
- начальником Управления — в отношении таможенного поста,
подчиненного непосредственно Управлению;
- приказом Управления по представлению начальника таможни и по
согласованию с соответствующими функциональными подразделениями Управления
— в отношении таможенного поста, подчиненного непосредственно таможне;
- начальником таможни — в отношении таможенного поста, подчиненного
таможне, непосредственно подчиненной ГТК России.
Такова современная структура таможенных органов.
Но с развитием рыночной экономики, увеличением ввоза и вывоза
товаров, необходимо и совершенствование организационной структуры.
Ослабление или несоответствие любого звена снижает, а подчас сводит к нулю
результативность работы системы таможенных органов в целом.
Так, анализ организации контроля за доставкой товаров в таможни
назначения и таможенного оформления выявил, что должного взаимодействия
между таможнями и таможенными постами и координации их работы нет не только
по всему маршруту движения товаров, но и в границах одного регионального
управления[92]. В этом одна из основных причин многочисленных нарушений
режима внутреннего таможенного транзита, связанных с недоставкой товаров к
месту назначения и неуплатой таможенных платежей. В этой связи требуются
огромные усилия, чтобы обеспечить адекватно высокую эффективность
организационных отношений между таможенными органами как по вертикали, так
и по горизонтали. В частности, следует внести изменения в организационную
структуру таможенных органов, чтобы обеспечить надежность перевозки
товаров, осуществляемых под таможенным контролем.
ГТК России определил совершенствование организационной структуры
таможенных органов в качестве одного из приоритетных направлений
организации и осуществления таможенного дела. Эта деятельность органично
связана с такими направлениями, как: совершенствование технологий взимания
таможенных платежей и контроля за их поступлением в Федеральный бюджет в
полном объеме, унификация и упрощение технологии таможенного контроля;
повышения роли таможенных органов как правоохранительных органов;
совершенствовании форм и методов управления таможенной службой.
Таким образом, центр тяжести в организации таможенного дела
переносится на совершенствование организационной структуры, обеспечивающей
высокую дееспособность таможенных органов и активность таможенной системы в
целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Свою дипломную работу и посвятила системе таможенных органов РФ. В
первой главе была рассмотрена история развития таможенного законодательства
и системы таможенных органов с периода Древней Руси и по наши дни. Здесь мы
видим, что таможенное законодательство претерпело серьезные изменения. В
зависимости от существующей власти и менялось таможенное дело в России.
Особое значение было уделено таможенному уставу 1910 года. По нему я
изучила систему таможенных органов, просуществовавшую до революции 1917
года.
Во второй главе была более подробно показана многосторонность
деятельности таможенных органов. В частности, изучена общая характеристика
таможенных органов. Их взаимосвязь с иными правоохранительными органами,
учебными заведениями и лабораториями, обеспечивающие нормальное
функционирование таможенных органов.
В общем виде система таможенных органов — это обусловленная
функциональной общностью, единством целей и задач совокупность таможенных
органов. Она объединена функциональным единством органов, имеющих общий
организационный центр ГТК РФ и во взаимоотношениях друг с другом
характеризующихся соподчиненными. организационными связями, и в целом
составляет органически взаимосвязанную, единую, относительно обособленную
группу звеньев таможенных органов.
Рассмотрение таможенных органов как единой системы предполагает
анализ специфики и составных частей. Каждый из таможенных органов в
соответствии со своим местом в данной системе играет особую роль,
осуществляет больший или меньший объем функций и полномочий о спецификой,
выявление и характер которой особенно важны для понимания как сущности
данного органа и его места в рассматриваемой системе, так и для анализа
данной системы как некоего целостного образования.
В заключении своей работы я хотела бы сделать вывод о том, что идет
интенсивный процесс развития таможенного дела в Российской Федерации, а
также процесс взаимодействия и сотрудничества РФ со странами ближнего и
дальнего зарубежья в сфере таможенного дела и права.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12
декабря 1993 г. — М.: Юрид. лит., 1993. — 64 с.
2. Таможенный кодекс Российской Федерации // Ведомости народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. —
№ 31. — Ст. 1224.
3. Таможенный кодекс Союза ССР. Офиц. текст. — М.: Юрид. лит., 1973. — 32
с.
4. Федеральный закон «О таможенном тарифе» // Ведомости народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. —
№ 23.
5. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности» // Российская газета. — 1995. — 24 октября.
6. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание
законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 33. — Ст. 3349.
7. Федеральный закон «О прохождении службы в Таможенных органах» //
Российская газета — 1997. — 31 июля.
8. Положение о Государственном Таможенном комитете // Собрание
законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 27. — Ст. 2855.
9. Положение об Энергетической таможне // Экономика и жизнь. — 1994. — №
50. — С. 16.
10. Общее положение о региональном таможенном управлении Российской
Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — №
27. — Ст. 2855.
11. Общее положение о таможне Российской Федерации // Собрание
законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 27. — Ст. 2855.
12. Общее положение о таможенном посте Российской Федерации // Собрание
законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 27. — Ст. 2855.
13. Таможенное законодательство. Сборник нормативных актов. — М.: Изд-во
БЕК, 1994. — 534 с.
14. Комментарий Таможенного кодекса Российской Федерации. — М.: Юрид. лит.,
1996. — 384 с.
15. Комментарий Таможенного кодекса Российской Федерации / под ред.
В.А. Максимцева, Б.Н. Гарлмчидзе. — М.: Издательская группа ИНФРА-М-
НОРМА, 1997. — 496 с.
16. Ноздрачев А. Комментарий к Федеральному законодательству о службе в
таможенных органах Российской Федерации // Право и экономика. — М.: 1997.
— № 17-20. — С. 7-21.
17. Таможенный кодекс Российской Федерации. Закон РФ «О таможенном тарифе»:
Комментарий / ред.-сост. М.И. Поссникова. — М.: 1996. — 240 с.
18. Габричидзе Б.Н., Зобов В.С. Таможенная служба в Российской Федерации. —
М.: Юрид. лит., 1993. — 208 с.
19. Гравина А.А. Современное таможенное законодательство. — М.: Инфра М,
1996. — 383 с.
20. Лодыжинский К. История русского таможенного тарифа. — СПб.. 1886. — С.
382.
21. Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. — Иркутск: Изд-во
Иркут. ун-та, 1987. — 160 с.
22. Марков Л.Н. Таможенное право СССР. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та,
1973. — С. 80.
23. Развитие таможенного дела в России / Научн. редактор П.В. Дробенко. —
М.: РИО РТА, 1995. — с. 49.
24. Угаров Б.М. Международная борьба с контрабандой —М.: Международные
отношения, 1981. — 216 с.
25. Угаров Б.М. У таможенного барьера. — М.: Международные отношения, 1975.
— С. 68.
26. Храбсков В.Г. Таможня и закон. — М.: Юрид. лит., 1979. — 128 с.
27. Таможенное право Российской Федерации. Учебник для вузов / отв. ред.
Б.Н.Габричидзе. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — 466 с.
28. Мерзон А.Ц. Таможенные книги XVII в. Учебное пособие по
источниковедению истории СССР / отв. ред. А.Г. Николаева. — М.: 1997. —
68 с.
29. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина,
В.Е. Крутсних. — М.: Инфра-М, 1997. — VI, 790 с.
30. Таможня: Вопросы — ответы: справочно-методическое пособие. — М.:
Федеральная книготорговая компетенция, 1997. — 464 с.
31. Таможенное дело: словарь — справочник / А.В. Аграшенков, Н.М. Блинов,
С.Н. Гамидулаев и др.: сев.-зап. фил. ин-та повышения квалификации и
переподготовки работников таможенных учреждений ГТК РФ. — СПб.: Логос,
1994. — 320 с.
32. Мовчан И.И.. Мовчан Е.И. Таможенные вопросы в деятельности российских
предпринимателей: Практич. рук-во. — М.: Внешнеэкон. бюллетень. ИНТЕЛ
СИНТЕЗ, 1996. — 621 с.
33. Габричидзе Б.Н. Современная Россия обретает таможню // Российская
газета. — 1991. — 2 ноября.
34. Набричидзе Б.Н., Полетаев Д.М. Станолвение и развитие таможенной службы
в советском государстве // Государство и право. — 1992. — № 10. — с. 27-
32.
35. Габричидзе Б.Н., Суслов Н.А. Таможенные органы Российской Федерации:
правовой статус и пути его совершенствования // Государство и право. —
1995. — № 3. — С. 25-30.
36. Круглов А.С. Таможня сегодня // Президентский контроль. — М.: 1994. — №
1. — С. 58-61.
37. Круглов А.С. Российская таможня объявлена особым видом государственной
службы // Российская газета. — 1997. — 31 июля.
38. Лисов А., Пресняков В. Федеральная целевая программа развития
таможенной службы России: цели и пути решения // Внешняя торговля. — М.:
1997. — № 4-6. — С. 34-37.
39. Моргалин С. Программная служба в России в XVII в. — Пограничник. —
1944. — № 5. — С. 36-39.
40. Ноздрачев А. Таможенные органы Российской Федерации // Право и
экономика. — М.: 1997. — № 17-20. — С. 7-21.
-----------------------
[1] Марков Л.И. Очерки по истории таможенной службы. — Иркутск: Изд-
во Иркут. ун-та, 1987. — с. 10.
[2] Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в РФ. — М.: Юрид.
лит., 1993. — С. 20
[3] Дмитриев С.С. Пограничная служба в России 1857 года в первой
половине 19 века // Пограничник. — 1944. — № 7. — с. 46.
[4] Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в Российской
Фередации. — М.: Юрид. лит., 1993. — с. 24.
[5] Таможенный Устав. Свод законов Российской империи. Т. 6. — СПб.,
1910. — с. 6
[6] Таможенный Устав. Свод законов российской империи. Т. 6. — СПб.,
1910. — с. 7.
[7] Таможенный устав. Свод законов российской империи. Т. 6. — СПб.,
1910. — с. 7.
[8] Таможенный устав. Сборник законов Российской империи. Т. 6. —
СПб., 1910. — с. 10.
[9] Таможенный устав. Сборник законов Российской империи. Т. 6. —
СПб., 1910. — с. 11.
[10] Таможенный устав. Сборник законов Российской империи. Т. 6. —
СПб., 1910. — с. 13.
[11] Марков П.Н. Очерки по истории таможенной службы. — Иркутск: Изд-
во Иркут. ун-та, 1987. — с. 50.
[12] Таможенный устав. Сборник законов Российской империи. Т. 6. —
СПб., 1910. — с. 13.
[13] Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. — Иркутск: Изд-
во Иркут. ун-та, 1987. — с. 65.
[14] Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в Российской
Федерации. — М.: Юрид. лит., 1993. — с. 60.
[15] Габричидзе Б.Н., Суслов Н.А. Таможенные органы: правовой статус
и пути его совершенствования // Государство и право. — 1995. — № 3. — с.
25.
[16] Марков Л.Н. Очерки по истории Таможенной службы. — Иркутск: Изд-
во иркут. ун-та, 1987. — с. 21.
[17] Габричидзе Б.Н., Полетаев Д.М. Становление и развитие таможенной
службы в советском государстве (1917-1991гг.) // Государство и право. —
1992. — № 10. — с. 28.
[18] Габричидзе Б.Н., Полетаев Д.М. Становление и развитие таможенной
службы в советском государстве (1917-1991) // Государство и право. — 1992.
— № 10. — с. 28.
[19] Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. — Иркутск: изд-
во Иркут. ун-та, 1987. — с. 60.
[20] Габричидзе Б.Н., Зобов В.С. Таможенная служба в РФ. — М.: Юрид.
лит., 1993. — с. 96.
[21] Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. — Иркутск: изд-
во Иркут. ун-та, 1987. — с. 65.
[22] Таможенный кодекс Союза ССР. Офиц. текст. — М.: Юрид. лит.,
1973. — с. 4.
[23] Таможенный кодекс Союза ССР. Офиц. текст. — М.: Юрид. лит.,
1973. — с. 5.
[24] Ведомости народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1993.
— № 31. — ст. 1224.
[25] Таможенное дело в России 10 — начала 20 вв. Исторический очерк.
Документы. материалы. Санкт-Петербург, 1995. — с. 46.
[26] Таможенный кодекс Российской Федерации // Ведомости народных
депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1993. — № 31. — Ст. 1224.
[27] Общее положение о Государственном таможенном комитете // Сборник
законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 27. — Ст. 2855.
[28] Таможенный кодекс Российской Федерации // Ведомости народных
депутатов Российской Федерации и верховного Совета Российской Федерации. —
1993. — № 31. — Ст. 1224.
[29] Таможенный кодекс Российской Федерации // Ведомости народных
депутатов РФ и верховного Совета РФ. — 1993. — № 31. — Ст. 1224.
[30] Общее положение о региональном таможенном управлении Российской
Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — №
27. — Ст. 2855.
[31] Развитие таможенного дела в России / Научн. редактор
П.В. Дробенко. — М.: РИО РТА, 1995. — с. 49.
[32] Развитие таможенного дела в России / Научн. редактор
П.В. Дробенко. — М.: РИО РТА, 1995. — с. 45.
[33] Комментарий к таможенному Кодексу РФ. — М.: изд-во Инфра-М-
Норма, 1997. — с. 37.
[34] Развитие таможенного дела в России / Научн. редактор
П.В. Дробенко. — М.: РИО РТА, 1995. — с. 37.
[35] Общее положение о таможне РФ // Собрание законодательства РФ. —
1994. — № 27. — Ст. 2855.
[36] Общее положение о таможне РФ // Собрание законодательства РФ. —
1994. — № 27. — Ст. 2855.
[37] Общее положение о таможне РФ // Собрание законодательства РФ. —
1994. — № 27. — Ст. 2855.
[38] Развитие таможенного дела в России / Научн. редактор
П.В. Дробенко. — М.: РИО РТА, 1995. — с. 47.
[39] Общее положение о таможенном посте Российской Федерации //
Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 27. — Ст. 2855.
[40] Комментарий к Таможенному кодексу РФ. — М.: Издательская группа
ИНФРА-М-Норма, 1997. — с. 39.
[41] Общее положение о таможенном посте РФ // Собрание
законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 27. — Ст. 2855.
[42] Общее положение о таможенном посте РФ // Собрание
законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 27. — Ст. 2855.
[43] Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 33.
— Ст. 3349.
[44] Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 33.
— Ст. 3349.
[45] Комментарий к таможенному кодексу РФ. — М.: Издательская группа
ИНФРА-М-Норма, 1997. — с. 259.
[46] Комментарий к таможенному кодексу РФ. — М.: Издательская группа
ИНФРА-М-Норма, 1997. — с. 259.
[47] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. — М.: Юрид. лит., 1993. — 64 с.
[48] Таможенный кодекс Российской Федерации // Ведомости Съезда
Народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации. — 1993. — № 31. — Ст. 1224.
[49] Собрание законодательства Российской Федерации. — 1993. — № 33.
— Ст. 3349.
[50] Комментарий к таможенному кодексу РФ. — М.: Издательская группа
ИНФРА-М-Норма, 1997. — с. 261.
[51] Комментарий к таможенному кодексу РФ. — М.: Издательская группа
ИНФРА-М-Норма, 1997. — с. 262.
[52] Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 33.
— Ст. 3349.
[53] Комментарий к таможенному кодексу РФ. — М.: Издательская группа
ИНФРА-М-Норма, 1997. — с. 263.
[54] Положение об энергетической таможне РФ // Экономика и жизнь. — №
50. — 1994. — С. 16.
[55] Положение об Энергетической таможне // Экономика и жизнь. — №
50. — 1994. — С. 16.
[56] Положение об Энергетической таможне // Экономика и жизнь. — №
50. — 1994. — С. 16.
[57] Экономика и жизнь. — № 50. — 1994. — С. 16.
[58] Положение об Энергетической таможне // Экономика и жизнь. — №
50. — 1994. — С. 16.
[59] Комментарий а Таможенному кодексу РФ. — М.: издательская группа
ИНФРА-М-НОРМА, 1997. — С. 40.
[60] Таможенное право. Учебник для вузов. Отв. редактор
Б.Н. Габригидзе. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 112.
[61] Таможенное право. Учебник для вузов. Отв. редактор
Б.Н. Габричидзе. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 113.
[62] Таможенное право. Учебник для вузов. Отв. редактор
Б.Н. Габригидзе. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 113.
[63] Комментарий Таможенного кодекса РФ. — М.: Юрид. лит., 1996. — С.
375.
[64] Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. — М.:
Изд-во ИНФРА-М-НОРМА, 1997. — С. 42.
[65] Таможенное право. Учебник для вузов. Отв. редактор
Б.Н. Габричидзе. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 111.
[66] Таможенное право. Учебник для вузов. Отв. редактор
Б.Н. Габричидзе. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 111.
[67] Ноздрачев А. Таможенные органы Российской Федерации // Право и
экономика. — М.: 1997. — № 17-20. — С. 7-21.
[68] Таможенное право. Учебник для вузов. Отв. редактор
Б.Н. Габричидзе. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 112.
[69] Таможенное право. Учебник для вузов. Отв. редактор
Б.Н. Габричидзе. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 112.
[70] Комментарий Таможенного кодекса Российской Федерации. — М.:
Юрид. лит. — 1996. — С. 375.
[71] Консультант — заместитель начальника Томской таможни — Симахин
А.В.
[72] Консультант — заместитель начальника Томской таможни — Симахин
А.В.
[73] Развитие таможенного дела в России / Научн. редкатор
П.В. Дзюбенко. — М.: РИО РТЛ, 1995. — С. 48.
[74] Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. — М.:
Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. — С. 36.
[75] Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. — М.:
Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. — С. 36.
[76] Таможенное право. Учебник для вузов / Отв. редактор
Б.Н. Габричидзе. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 105.
[77] Таможенное право. Учебник для вузов / Отв. редактор
Б.Н. Габричидзе. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 105.
[78] Общее положение о Государственном таможенном комитете //
Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 27. — Ст. 2855.
[79] Таможенное право. Учебник для вузов / Отв. редактор
Б.Н. Габричидзе. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 106.
[80] Габричидзе Б.Н. Современная Россия обретает таможню //
Российская газета. — 1991. — 2 ноября. — С. 2.
[81] Таможенное право. Учебник для вузов / Отв. редактор
Б.Н. Габричидзе. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 107.
[82] Круглов А.С. Таможня сегодня // Президентский контроль. — М.,
1994. — № 11. — С. 58.
[83] Комментарий к таможенному кодексу. — М.: Издательская группа
ИНФРА-М-НОРМА, 1997. — С. 223.
[84] Таможенное право. Учебник для вузов / Отв. редактор
Б.Н. Габричидзе. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 109.
[85] Таможенное право. Учебник для вузов / Отв. редактор
Б.Н. Габричидзе. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 111.
[86] Таможенное право. Учебник для вузов / Отв. редактор
Б.Н. Габричидзе. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 112.
[87] Общее положение о региональном таможенном управлении // Собрание
законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 27. — Ст. 2255.
[88] Общее положение о региональном таможенном управлении Российской
Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — №
27. — Ст. 2855.
[89] Общее положение о региональном таможенном управлении РФ //
Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 27. — Ст. 2855.
[90] Общее положение о таможне Российской Федерации // Собрание
законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 27. — Ст. 2855.
[91] Общее положение о таможне Российской Федерации // Собрание
законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 27. — Ст. 2855.
[92] Развитие таможенного дела в России / Научн. редактор
П.В. Дзюбенко. — М.: РИО РТА, 1995. — С. 59.
Страницы: 1, 2, 3
|