Воздушные перевозки в туризме
Если вам необходимо выписать пассажиру повторный билет при изменении им
маршрута следования или его части то вы можете это сделать произведя
соответствующее бронирование и получив от авиакомпании разрешение на выдачу
повторного билета. При этом оригинальный билет изымается у пассажира и
остается для отчетности в агентстве. Такой билет необходимо от руки или
специальным штампом крупными буквами пометить как «ОБМЕН» (EXCHANGED).
Стандартный билет
Стандартный билет IATA имеет вид буклета из нескольких копии с
копировальной бумаги на обратной стороне. Каждый буклет составляют
следующие
части.
Обложка (Front Cover) ее наличие обязательно при регистрации
пассажира на рейс.
Копия аудитора (Auditors Coupon) копия зеленого цвета еженедельно
сдаваемая авиакомпаниям вместе с отчетом о проданных билетах.
Копия агента (Agents Coupon) когтя розовою цвета остающаяся в
агентстве для отчетности.
Полетный купон (Flight Coupon) часть билета, сдаваемая пассажиром
при регистрации в обмен на посадочный талон число полетных шпонов в билете
должно соотвецтвовать качеству рейсов на маршруте.
Копия пассажира (Passengers Coupon)- последняя копия буклета остающаяся
у пассажира в качестве расписки, наличие этой копии также необходимо при
регистрации на рейс.
Взаимоотношения с гостиницами и бронирование мест
Бронирование мест в гостиницах может производиться напрямую через отдел
бронирования sales office конкретной гостиницы а также через уполномоченных
представителей отелей (обычно в других городах или странах). В случае если
интересующая вас гостиница принадлежит к гостиничной сети (chain),
например, Sheratiо, Hilton, Ramada Inn, Holidav Inn и др. то возможно
осуществить бронирование через централизованный офис бронирования имеющий
информацию о вакансиях во всех гостиницах сети.
Само собой разумеется, что прежде чем осуществлять бронирование или
предлагать тот или иной отеть клиенту турагент должен иметь достаточное
представление об отеле о том, какова его классность, уровень комфортности и
т д.
Документы по организации туристского путешествия
В соответствии с рекомендациями ВТО, Статистической комиссии ООН, а
также установившейся международной и отечественной практикой документация
на продажу тура на туристское путешествие включает в себя:
заявку туриста на бронирование тура;
лист бронирования (booking form);
подтверждение турагентства о бронировании тура по заявке туриста
(confirmation);
договор на путешествие (туристские услуги);
документы от туриста для оформления виз и разрешений;
консульские документы (для групповой визы);
международный, служебный и именной ваучер;
туристскую путевку утвержденной формы;
транспортные документы;
страховку;
нотариально заверенную доверенность на детей;
нормативные и законодательные акты, применяемые в ссылках договора и
других документов;
особые обязательства туриста применительно к данному туру;
права и обязанности туриста;
анкету туриста;
памятку туриста и др.
Данный набор документов может изменяться в зависимости от различных
факторов (вида путешествия, страны, состава группы и т.д.), однако их
структура и перечень должны отвечать Генеральным правилам продажи туров.
Лист бронирования (booking form) фактически является предварительным
договором (протоколом о намерениях) между туристом и организатором
путешествия. В нем должны быть указаны следующие сведения:
референс - номер листа бронирования;
наименование, адрес и реквизиты организатора путешествия;
фамилия, имя и паспортные данные лица (лиц), заказывающего тур;
реквизиты покупателя тура;
наименование тура;
стоимость тура, размер депозита, порядок оплаты;
краткое описание тура и его особенности;
дата и аэропорт отправления;
наименование и класс отеля;
класс размещения;
вид питания;
перечень экскурсий;
трансфер;
сведения о страховке;
перечень дополнительных услуг;
подпись покупателя и дата;
подпись организатора путешествия (турагента) и печать (ставится после
подтверждения бронирования услуг в указанном объеме).
Единой формы листа бронирования не существует. Некоторые туристские
фирмы (например, информационно-туристский центр "Зебра") используют
упрощенные формы листов бронирования. Другие фирмы (например, "Зевс
Трэвел") используют довольно подробную, универсальную форму листа
бронирования, где предусмотрены дополнительные графы по специальным
заявкам: аренда автомобиля, дополнительное питание, обслуживание по классу
VIP и др. (формы листов бронирования прилагаются).
Следует более подробно остановиться на вариантах оплаты. Она может
производиться наличными деньгами, по перечислению на расчетный счет, по
кредитной карте и т.д. Кроме того, покупатель при заказе тура по каталогу
может оплатить как полную стоимость, включая страховку, так и частично. Во
втором случае вносятся депозит в согласованном размере и сумма страховки, а
оставшаяся сумма вносится после подтверждения бронирования всех заказанных
услуг принимающей фирмой. Наиболее распространена в практике оплата услуг
по второму варианту.
Указанный в листе бронирования депозит при аннулировании клиентом заказа
является невозвратным и идет на покрытие расходов организатору путешествия.
Лист бронирования составляется в трех экземплярах:
один - выдается на руки покупателю, другой — направляется на принимающую
фирму, третий - остается у турагента.
Если бронирование подтверждено, то туристу нет надобности лист
бронирования брать с собой; номер подтверждения брони будет записан в его
именном ваучере.
При оплате депозита или полной суммы за тур, включая страховку, клиенту
выдается на руки квитанция об оплате, копия приходного ордера или другой
документ установленного образца.
Подтверждение о бронировании услуг оформляется или отдельным документом
произвольной формы, или факт бронирования с реквизитами брони указывается в
соответствующей графе листа бронирования с повторением этой записи в
именном ваучере.
Договор (контракт) на туристское путешествие - обязательный документ,
регламентирующий взаимоотношения туриста и организатора путешествия.
Заключение его на территории Украины регламентируется Гражданским кодексом
и Законом Украины "Об основах туристской деятельности в Украине".
В туристской практике на территории Украине и СНГ взаимоотношения сторон
при предоставлении туристских услуг регулируются договором, а при иных
международных сделках - контрактом (или агентским соглашением). Договор
является также основным документом при удовлетворении исков и претензий
туриста к организатору путешествия.
Порядок подготовки и заключения договора (контракта) приводится в
последующих разделах данной темы.
Документы от туриста на получение виз и разрешений включают в себя:
основную анкету, фотографии, общегражданский заграничный паспорт, в ряде
стран - страховой полис и др. Форма и содержание анкеты также различны и
зависят от страны. Упрощенные одностраничные анкеты в Испанию и Италию
(прилагаются) состоят из 15-17 вопросов, аналогичная анкета в
Великобританию имеет несколько страниц и содержит более подробные вопросы
не только о туристе, но и о его ближайших родственниках.
Наименование и структура требуемых документов зависят также от типа
запрашиваемой визы: индивидуальная, групповая, шенгенская и др.
Данные вопросы подробно освещены в главе "Туристские формальности".
Международный туристский ваучер - подтверждение заключенного договора
между туристом и организатором путешествия, а также документ для
взаиморасчетов отправляющей и принимающей фирм. Кроме того, он предназначен
для бронирования мест а гостиницах, билетов на транспорт, аренды
автомобилей и прочих видов обслуживания, требующих предварительной оплаты.
Право выдачи международного туристского ваучера имеет турфирма,
являющаяся членом национальной туристской ассоциации.
Данный ваучер принимается предприятиями обслуживания во всем мире и
исключает необходимость заключать соглашение с каждым из этих предприятий в
отдельности. Так как ваучер - это узаконенный во всем мире платежный
документ, то после предоставления указанных в нем услуг он может быть
депонирован на любой банковский счет предприятия, предоставившего услуги.
Кроме того, с его помощью посредник по организации туристского путешествия
(турагент) может заранее удерживать свои комиссионные.
Использование ваучера значительно упрощает бухгалтерский учет и
отчетность, а также сокращает банковские издержки, расходы по обмену валюты
и значительно упрощает документооборот, так как при этом требуется только
свести общую сумму за ваучеры и направить соответствующую копию в центр
Citicorp Services Inc. и перевести платежи в банк группы Citicorp,
указанный в платежном документе.
Бронирование по ваучеру производится даже в случае позднего прибытия
туристов и сохраняется до 12 часов дня,
следующего за датой прибытия, а аннуляция брони производится без
дополнительной компенсации. В случае неприбытия туриста и отсутствия
аннуляции брони потребуется компенсация за один день размещения.
Если перевозчик, туроператор, турагент работает по системе международного
туристского ваучера, он получает утвержденное ФУААВ специальное руководство
(инструкцию) о порядке работы с ним.
Подлинник ваучера передается фирме (организации) по обслуживанию для его
идентификации.
Если туристская фирма не является членом ФУААВ или национальных
ассоциаций, она может использовать служебный ваучер, т.е. ордер,
удостоверяющий наличие контракта, перечень бронированных услуг, их объемы,
реквизиты сторон и др.
Неотъемлемой частью служебного ваучера является лист отметки о
предоставленных услугах.
Организатор путешествия обязан выдавать туристу документ на путешествие,
заверенный подписью и печатью. Таким документом согласно Конвенции служит
именной туристский ваучер. Он отличается от служебного или международного
тем, что не содержит ценовой информации и размера комиссионных турагенту.
Если по прибытии на место отдыха туристу не были предоставлены
дополнительные услуги, то сумма оплаты по чеку и фактические расходы по
обслуживанию совпадают. Все дополнительные услуги (телефон, напитки, мини-
бар и т.д.) оплачиваются туристом самостоятельно. Если туристу был
предоставлен меньший объем услуг, то заполняется сумма недополученных услуг
в подлиннике ваучера (на обороте) и подписывается предприятием по
обслуживанию и туристом. Предприятие перечисляет эту сумму в
банк Citicorp для компенсации фирме-отправителю.
В любом случае полные взаиморасчеты проводятся только после подписи
ваучера (на обратной стороне) туристом, будь то полное или частичное
предоставление услуг. Только после этой подписи предприятие по обслуживанию
направляет платежные документы в банк.
В международной общепринятой терминологии, кроме международного,
служебного и именного, существует еще понятие ваучера, как документа-
приглашения .(Югославия, Болгария и др.), который предъявляется на границе
и служит основанием для посещения страны (формы некоторых туристских
ваучеров даны в приложении).
Туристская путевка - документ строгой отчетности, выдается туристу при
реализации транспортных путешествий внутри страны вместо Международного
туристского ваучера.
Транспортные документы включают в себя проездные документы (билеты
установленного образца), багажные квитанции, квитанции доплат за
сверхнормативный багаж,
транзитные билетные купоны, санитарные сертификаты и др. Специфика
транспортных документов на различные виды транспорта (авиационный,
железнодорожный, водный, автомобильный) была рассмотрена ранее в
соответствующих главах.
Страхование туриста производится по его поручению отправляющей фирмой или
самостоятельно. В России страхование туриста является добровольным (за
исключением ряда стран, которые не выдадут визы без предъявления
страховки). Страховой полис может включать как амбулаторное обслуживание,
так и другие виды услуг. Страхование транспортного путешествия является
обязательным, а сумма страхового сбора включена в стоимость билета.
Нотариально заверенная доверенность на детей оформляется родителями, в
том числе и бывшим супругом (супругой) при оформлении визы в некоторые
страны, когда дети следуют без родителей в учебные, экскурсионные туры и
туры для отдыха.
Прочие виды туристских документов, перечисленных выше, являются чисто
информационными, а их форма и содержание зависят от вида путешествия,
страны, специфики тура (см. приложение).
КОНТРАКТ (ДОГОВОР) НА ТУРИСТСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Структура контракта (договора)
Особое значение при заключении контракта (договора) имеет выбор партнера,
что всегда является потенциальным риском Наименьший риск для отечественных
туристских фирм достигается при заключении контрактов на каталожные туры с
известным туроператором . Как правило, такой тур уже хорошо обкатан.
При сохранении каталожной цены тура в контракте удается договориться о
10-12% комиссионных для турагента от стоимости каждого проданного тура.
Однако зарубежные туроператоры, имеющие высокий имидж, предъявляют довольно
жесткие условия контракта. В ряде случаев целесообразнее заключить самим
прямые договора с поставщиками туристских услуг (гостиницами, транспортными
агентствами, ресторанами и т.д.), использовав принцип международного
туристского ваучера.
Если же фирма пытается заключить контракт с незнакомым зарубежным
партнером, то следует предварительно провести определенную подготовительную
работу, что значительно уменьшает финансовые риски.
В международной туристской практике нередко используется форма устных
взаимоотношений туроператора и турагента. Однако такая форма работы на
доверии существует между давними партнерами. С целью исключения различных
неприятностей рекомендуется заключать письменный вариант контракта, который
ко многому обязывает.
В ряде стран разработаны и официально публикуются в печати пакеты общих
контрактных условий для туроператора и турагента, на которые можно
ссылаться в контракте. В Германии существует специальный закон "Основные
правила заключения контрактов", принятый в 1977 г. При наличии в стране
таких нормативных актов, можно практиковать заключение коротких, лаконичных
контрактов со ссылками на эти акты, которые обычно публикуются в каталогах
туров по странам.
Для украинских турагентов целесообразнее заключение профессионально
подготовленного, детального и всеобъемлющего двуязычного контракта.
Язык контракта выбирается сторонами по общему согласию. Если зарубежная
фирма специализируется на российском рынке, то можно заключить контракт на
русском языке. Однако, как правило, контракт составляется на двух языках,
которые выбирают партнеры. В ряде случаев по соглашению сторон контракт
заключается на трех языках (например, контракт с германским туроператором
может быть заключен на немецком, русском и английском языках).
Контракт оформляется на компьютере, пишущей машинке или шаблон-формуляре.
Двуязычный контракт можно составлять как автономно (двумя текстами), так и
на одной странице двумя колонками, располагая текст или абзац текста одного
языка напротив абзаца текста другого. Это удобно с точки зрения сравнения
адекватности перевода.
Контракт составляется и подписывается как минимум в двух экземплярах
(каждому партнеру), которые оформляются адекватно. Каждый партнер должен
иметь оба варианта контракта (на каждом языке). Обязательна ссылка в
контракте на то, что асе экземпляры контракта на таких-то языках имеют
одинаковую силу.
Указывается также количество экземпляров контрактов и порядок снятия
копий. Все дополнения и изменения к контракту оформляются протоколами или
соглашениями и являются неотъемлемой частью основного контракта.
Срок хранения контракта в соответствии с исковой давностью - три года. В
контракт целесообразно ввести статью о конфиденциальности.
Подписывают контракт первые лица от каждой стороны. Подписание контракта
лицом на то не уполномоченным, связано с потерей юридической силы
контракта. Подписи заверяются печатями сторон в конце контракта.
Допускается заверение подписью партнеров каждой страницы контракта.
По установившейся практике, печать на подписи зарубежного партнера не
является обязательной.
Международные соглашения признают юридическую силу электронных вариантов
контракта, переданных по электронной почте, при этом электронная подпись
контракта имеет криптозащиту.
Однако желательно иметь по одному экземпляру контракта, подготовленного
традиционным способом, пока все государственные службы не будут применять
аналогичную технологию.
В контракте на туристское путешествие (туристские услуги) должны быть
отражены следующие атрибуты:
1. Наименование документа, его регистрационный номер.
2. Место и дата заключения.
3. Понятия и определения.
4. Юридические наименования сторон, аббревиатуры, лицензии, свидетельства о
регистрации, должности и реквизиты лиц, подписавших контракт.
5. Предмет и объект контракта.
6. Обязательства сторон.
7. Условия бронирования туристского обслуживания. Методы, сроки, порядок,
объем информации.
8. Условия обслуживания туристов. Предоставление льготных мест для тур-
лидера, гида-переводчика.
9. Документы обслуживания.
10. Общий перечень предоставляемых услуг, входящих в турпакет.
Дополнительные услуги.
11. Порядок приема и обслуживания.
12. Аннуляционные условия.
13. Валюта контракта, цены. Условия предоставления скидок и наценок.
14. Порядок взаиморасчетов и платежей. Валюта платежа. Банковские и иные
издержки.
15. Страховка. Медицинское и иное обеспечение в непредвиденных ситуациях.
16. Ущерб. Санкции.
17. Ответственность. Сетка штрафных санкций.
18. Претензионный порядок.
19. Форс-мажор.
20. Арбитраж.
21. Особые условия.
22. Сроки действия контракта.
23. Досрочное прекращение контракта.
24. Юридические и фактические (почтовые) адреса, реквизиты для оперативной
связи, банковские реквизиты сторон.
25. Перечень приложении.
26. Заключение.
27. Подписи и печати сторон.
28. Приложения: доверенности, копии регистрационных документов, банковские
гарантии, формуляры и бланки ваучеров, используемая терминология и
сокращения в оперативной переписке, каталоги, прейскуранты, графики,
расписания движения транспорта, общие правила продажи туров, программы
туров, описания экскурсий, текущие протоколы.
Номер и наименование контракта. Номер контракта ставится непосредственно
после слова "Контракт". Он должен быть строго индивидуален для упрощения
делопроизводства. По согласованию сторон номер контракта может быть
двойным: один по регистрации одного партнера, через черту - регистрационный
номер другого партнера. Это удобно при переписке и идентификации приложений
к контрактам.
Наименование контракта вытекает из его сути: Контракт № 281/469 "О
предоставлении туристских услуг", "Об организации туристского путешествия",
"О сотрудничестве в области туризма" и др.
Место и дата заключения контракта. По месту подписания определяют
применимое право действительности контракта. Для этого указываются
полностью (без сокращений и аббревиатур) город и страна, после чего
ставится дата подписания без сокращений (число -арабскими цифрами, месяц -
буквами, год - арабскими цифрами), например:
Контракт №281/469 "Об организации туристского путешествия"
Киев (Украина), 20 сентября 1996 года.
Понятия и определения.
При заключении контракта следует договориться с партнером о едином
толковании понятий и определений, встречающихся в контракте (туроператор,
турагент, перевозчик, организатор туристского путешествия, трансфер,
турист, клиент, тур, ваучер, страхование и т.д.).
Здесь следует ориентироваться на международные карты и правила,
туристские толковые словари и глоссарии, а также рекомендации Всемирной
туристской организации (ВТО).
В расшифровке следует дать основные определения на двух языках (языках
контракта).
Юридическое наименование сторон.
Здесь указывается полное наименование юридических лиц (стороны контракта),
их название в виде аббревиатуры, номер лицензии и свидетельств о
регистрации, должности и реквизиты лиц, подписавших контракт, ссылка на
учредительные документы.
Например, Акционерное общество закрытого типа "ТУРФЕСТ" (АОЗТ
"ТУРФЕСТ"), являющееся юридическим лицом по законодательству Российской
Федерации (регистрационное свидетельство №241486, г. Москва, лицензия на
международную туристскую деятельность Xs 002114, г. Москва, в лице
Генерального директора Сабурова Ивана Родионовича, на основании Устава, с
одной стороны, и ... Аналогичные данные приводятся для другой стороны
(партнера) контракта.
Предмет и объект контракта.
Предмет и объект контракта приводятся в первом параграфе (статье).
Предмет контракта - это определенное действие (прием, отправка,
транспортные услуги и др.).
Объект контракта - это уточняющие характеристики предмета контракта
(прием на безвалютной основе).
Предмет и объект контракта должны согласовываться с законодательными
актами по туризму, налогообложением туристской деятельности и пр.
Обязательства сторон.
Этот раздел контракта является одним из важнейших. Здесь приводятся
наиболее существенные обязательства сторон по контракту. Их следует описать
четко и однозначно, акцентируя внимание на самых важных моментах.
Целесообразно здесь дать прямые отсылки по обязательствам на нормативные
документы.
Необходимо иметь ссылку на то, что данные обязательства могут
уточняться, дополняться или изменяться при со
ответствующем оформлении в виде протоколов, дополнительных соглашений и
т.д. Кроме того, следует четко сформулировать пункт об изменении
существующих условий, при которых контракт становится недействительным.
Обязательственное право ряда стран признает простые, существенные и
промежуточные условия контракта. Стороны должны однозначно определиться,
какие из обязательств партнеров являются существенными, что значительно
упростит их взаимоотношения по контракту в будущем.
К числу существенных, как правило, относятся следующие обязательства:
согласованная цена тура; размер комиссии турагента; условия приема,
размещения и обслуживания; минимальное число туристов в группе; медицинское
обслуживание и страховка; штрафные санкции по договору;
выполнение графика и программы обслуживания; транспортные тарифы;
ответственность за нанесение ущерба;
объявленные льготы; документы обслуживания и условия расчетов; порядок
бронирования и аннуляции услуг и др.
Условия бронирования туристских услуг. Стороны устанавливают формы
заявки на бронирование туристских услуг (места в гостинице, питание,
транспорт и др.), время их передачи, вид связи, кто отвечает за эту работу
с каждой стороны. Предварительно согласовываются условия бронирования.
Важным является понятие о классификации гостиницы, мотеля, ресторана, ибо в
различных странах эти классификации различны (системы звезд, корон, ключей
и т.д.). Поэтому следует подробно расшифровать требования к местам
размещения, питанию, транспортному обслуживанию, экскурсиям.
Бронирование услуг многовариантно:
заказ комплектного тура по каталогу;
заказ тура по объявленным программам и офертам;
заказ тура с индивидуальным набором услуг и др. Следует четко в заявке на
бронирование указать:
каталожный номер тура;
число бронированных мест по категориям номеров;
даты (сроки) использования бронируемых мест;
порядок прибытия туристов;
форма трансфера и др.
Бронирование билетов на транспортные средства для обратного выезда,
перемещения по стране производится как отправляющей, так и принимающей
фирмой по согласованию.
Документы обслуживания.
Подробный перечень и описание данных документов приведены в предыдущем
разделе.
Условия приема, размещения и обслуживания. В контракте следует указать
только общие условия приема, размещения, питания и обслуживания, а также
принципиальные вопросы, касающиеся этих условий. Конкретизация данных
условий производится оформлением соответствующих протоколов и
дополнительных соглашений. Здесь следует оговорить понятие "сезон" и
"межсезон", будни, выходные и праздники, а также надбавки и скидки в эти
периоды.
Следует дать определение цены услуги и принципы ее изменения в
зависимости от вышеуказанных факторов. Кроме того, следует принципиально
договориться о размерах наценок и льгот в национальные и религиозные
праздники, дни различных шоу, фестивалей, карнавалов, каникул.
В этом разделе следует уточнить порядок приема и обслуживания на данном
маршруте детей, инвалидов, школьников, студентов, а также возраст детей и
молодежи, претендующих на скидки.
Следует также оговорить вопросы путешествия чартерными рейсами и
специфику льгот и надбавок в этом случае.
Указываются общие принципы и порядок сопровождения группы гидом,
руководителем, турсопровождающим, в том числе групп детей и школьников.
Текущие цены согласовываются по имеющимся каналам связи или текущей
перепиской. Дополнительные услуги.
Основные услуги входят в состав турпакета (сформированного
тура), а дополнительные услуги, прилагаемые за отдельную плату,
перечисляются с их краткой характеристикой и ценой.
К таким услугам, как правило, относятся:
дополнительные экскурсии;
посещение театров, концертов;
посещение спортивных мероприятий;
встречи с представителями заинтересованных организаций и частными лицами;
посещение ресторанов национальной кухни и др. Следует отметить в договоре,
что партнеры не несут ответственности за дополнительные услуги, заказанные
туристом самостоятельно.
Условия аннуляции и изменения забронированных услуг.
Аннуляцию и изменение забронированных услуг следует рассматривать как
чрезвычайное событие и по возможности его следует избегать.
В ряде Европейских стран в законодательном порядке установлены жесткие
нормы аннуляции. Исходя из этого следует в письменной форме предупреждать
об этом туриста, получив у него согласие на оплату штрафных санкций по
аннуляции или изменениям с его депозитного платежа.
Шкала штрафных санкций в различных странах разная. Она зависит от
количества туристов в группе, стоимости тура, вида транспортных средств,
используемых туристами, причин аннуляции, ее сроков и т.д. Так, в Германии
аннуляция тура в соответствии с п.651 Гражданского Уложения регулируется по
следующей штрафной шкале: аннуляция более чем за 30 дней до вылета - 4% от
стоимости тура, но не менее 30 DM; от 29 до 22 дней - 8%; от 21 до 15 дней
-25%; от 14 до 7 дней - 40%; от 6 дней - 50%. Датой для исчисления момента
отказа и размера возмещения служит заявление клиента об отказе, врученное
организатору путешествия. Наибольший процент неустойки — 50% оплачивается
даже в том случае, если клиент отказался от путешествия без
предварительного заявления.
Аннуляционные условия в Швейцарии более жесткие. При отказе от 60 до 42
дней - 30% от общей цены тура, от 28 до 21 дней - 60%, от 20 до 1 дня - 90%
и менее 24 часов -100%.
Отдельным видом санкций является удержание депозита. Однако если турист
отказался от путешествия до получения подтверждения брони заказанных услуг,
то такой отказ не должен вызывать штрафных санкций.
Следует оговорить в контракте, что аннуляция тура по причине неполучения
туристом визы относится к форс-мажорным обстоятельствам, если партнер
согласится на данное условие.
Обычно условия аннуляции и изменения забронированных услуг
пересматриваются ежегодно и оформляются дополнительным соглашением или
протоколом к контракту.
В Законе Украины "Об основах туристской деятельности в Украине" указано,
что возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в
соответствии с фактическими затратами сторон, но не более двукратной
стоимости туристского продукта.
Медицинское страхование и страхование рисков.
Несмотря на то что медицинское страхование и другие виды страхования
(багажа, рисков путешествия, внезапной болезни и др.) являются
добровольными, в отдельные страны нельзя получить визу без страхового
полиса (Франция, США, Германия и др.). Таким образом, при поездке в такие
страны медицинское страхование становится обязательным, о чем следует
отметить в договоре.
Кроме того, указывается, какой компанией проведено страхование, размер
страхового покрытия и полный перечень медицинских услуг, которые могут быть
покрыты страховой компанией. Следует особо отметить, входит ли в перечень
страховых случаев протезирование, госпитализация, эвакуация, депортация,
юридическая поддержка и другие, а также адреса и реквизиты мест, где можно
получить медицинское обслуживание.
Если турист не застрахован и не может оплатить самостоятельно расходы по
медицинским услугам, то счет за оказание медицинской помощи (если она ему
все же будет оказана) в соответствии с ваучером будет оперативно направлен
отправляющей фирме.
Следует дать полный перечень услуг при других видах страхования. Так,
туристская страховка, кроме медицинского (амбулаторного) обслуживания,
включает в себя компенсацию расходов при краже имущества, отказе от
путешествия по уважительным причинам и пр.
Условия расчетов.
Условия расчета зависят от вида туризма, требований национального
законодательства, правил бухгалтерского учета, отчетности, также от
взаимной договоренности партнеров.
В контракте должны быть ссылки, регулирующие условия расчета с зарубежным
партнером (нормативные акты по валютному регулированию, положения о
документах строгой отчетности; инструкции Государственной налоговой службы.
Министерства экономики, Министерства финансов, Центрального банка и др.).
Условия расчета определяются также наличием свободных оборотных средств.
Ряд небольших туристских фирм рассчитываются с партнером с платежа клиента.
Все эти вопросы следует согласовать заранее и записать в данном разделе
контракта.
Если партнеры условились работать по системе международного туристского
ваучера, то в контракте следует указать адрес и реквизиты банка Citicorp
Services Inc. или его филиалов.
В туризме практикуются следующие варианты оплаты за туристские услуги:
полная предоплата; частичная предоплата с последующими взаиморасчетами;
оплата аккредитивом;
платеж наличными; оплата по кредитной карте; оплата чеком и др.
Западные партнеры, как правило, настаивают на 100%-ной предоплате
забронированных услуг, причем многие из них требуют перевода денег на
расчетный счет до приезда группы, тем самым создают довольно жесткие
договорные условия отечественным фирмам. При более доверительных отношениях
практикуется прием группы под банковскую гарантию (с предъявлением копии
платежного документа).
Более приемлемая форма расчетов - это 50%-ная предоплата за
забронированные услуги с последующими взаиморасчетами по факту.
Разногласия по платежам обычно оформляются протоколом разногласий с
учетом принятых коэффициентов взаимозачета и числа туродней.
Оплата по аккредитиву удобна при работе с международным ваучером.
При обслуживании туристов-индивидуалов применяется форма наличной оплаты
или по кредитной карте.
При подготовке данного раздела контракта следует указать, какая сторона
несет банковские издержки. По установившейся практике - это обязанность
плательщика.
Следует также оставить возможность маневра условиями и формами оплаты,
предусмотрев это в специальной оговорке.
Ответственность за причинение ущерба.
В связи с недобросовестными действиями, выраженными в некачественном
предоставлении туристу забронированных услуг, он вправе требовать
возмещение с виновной стороны в соответствии с действующим
законодательством, условиями контракта и с учетом Франкфуртской таблицы .
В большинстве случаев такие ситуации разрешаются мирным путем с помощью
переговоров и предоставления туристу компенсации в сумме недополученных
услуг. В мировой практике — предельный размер компенсации туристу
составляет трехкратную стоимость тура, в России - двукратную.
По рекомендательному акту "Об основных принципах сотрудничества
государств -- участников СНГ в области туризма", установлен лимит
ответственности туристской организации в пределах общей стоимости тура.
В некоторых случаях предельный размер внесудебной компенсации туристу
устанавливается по соглашению сторон. В Германии такая компенсация по
ущербу против личности может достигать 150000 DM, а по имущественному иску
- до 8000 DM, если минимальная стоимость тура не ниже 2600 DM. Если такие
условия не указаны в договоре, то суммы возмещения убытков определяются
согласно Международной конвенции по контракту на путешествие.
Если клиент требует дополнительно другие формы компенсации (моральный
ущерб, упущенную выгоду и т.д.) в значительных суммах, то такие требования
следует отнести к компетенции суда.
В данном разделе контракта указываются ссылки на законодательные акты
страны, которые регламентируют данную ответственность.
В ряде случаев ущерб туристу может быть нанесен третьей стороной, вне
компетенции и ответственности партнеров. В этом случае удовлетворение иска
производится в судебном порядке.
Ущерб, нанесенный туристу не предоставлением или некачественным
предоставлением забронированных услуг, может (по договоренности партнеров)
компенсировать отправляющая фирма с последующими взаиморасчетами.
Если турист по собственной инициативе без уважительных на то причин
отказывается от некоторых из заказанных услуг (например, экскурсии), то его
требование о компенсации остается неудовлетворенным. Это же касается и
случаев опоздания по вине туриста на самолет, поезд, автобус или другие
транспортные средства, а дополнительные расходы относятся за счет туриста,
если иное не предусмотрено в его страховке.
Причиненный туристом своими действиями ущерб принимающей фирме, как
правило, компенсируется на месте или по договоренности счет направляется
фирме - организатору путешествия.
Форс-мажорные обстоятельства.
В контракте следует перечислить форс-мажорные обстоятельства или
обстоятельства непреодолимой силы. Таких обстоятельств большое количество:
землетрясения, пожары, штормы, ураганы, извержения вулканов, наводнения,
военные действия, блокады, забастовки, эпидемии и т.п. Партнерам следует
договориться о порядке взаимодействия в случае наступления таких
обстоятельств: отсрочки выполнения контракта или его прекращения при
невозможности исполнения. При этом определяются порядок и перечень
документов, подтверждающих наступление и продолжительность действия форс-
мажорных обстоятельств.
Особые условия.
К особым условиям, как правило, относятся обязательства партнеров о
неразглашении содержания контракта и другой коммерческой информации, а
также запрете ее передачи третьим лицам без согласия партнеров.
К особым условиям в ряде случаев партнеры относят:
условия сотрудничества; ценовые факторы; объемы услуг и др.
Порядок разрешения споров.
Стороны должны стремиться урегулировать все спорные вопросы и возникшие
конфликты мирным путем (путем переговоров). Бели это не удается, то дело
передается в арбитражный суд. Очень важно выбрать местом рассмотрения
арбитражного иска Украину (арбитражный суд). Это значительно снизит расходы
украинского партнера, тем более что дело будет рассматриваться на
украинском языке.
Если партнер будет настаивать на рассмотрении дела в Женеве или
Стокгольме, то это следует указать в арбитражной оговорке. Здесь же следует
указать о претензионном порядке и сроках претензий.
Порядок вступления в силу, изменение н прекращение контракта.
В общем случае срок действия контракта начинается с его подписания. Однако
бывают и другие условия: вступление в силу контракта начинается с момента
выполнения ряда условий (предоплаты, с начала календарного года и др.)
В целом в практике туризма используются четыре вида контрактов: разовые;
годовые; долговременные; без указания времени окончания.
Отношения с надежным партнером оформляются, как правило, долговременным
контрактом.
Прекращение контракта может наступить:
при окончании его срока;
по обоюдной инициативе сторон;
по инициативе одной стороны;
по решению арбитражного суда;
при наступлении форс-мажорных обстоятельств;
при решении или инициативе компетентных государственных органов
(антимонопольного комитета, налоговой службы и т.п.).
Обычно прекращение контракта по инициативе одной из сторон
сопровождается мотивированным заявлением. Прекращение контракта
производится не ранее чем через три месяца после его получения. Если
прекращение контракта связано с издержками одной из сторон, следует
оговорить порядок компенсации таких издержек. В контракте следует также
указать условия его пролонгации.
Юридические адреса сторон.
Для удобства ведения переписки в этом разделе следует указать:
юридический адрес; банковские реквизиты; телефон, телекс, факс; реквизиты
электронной почты.
При указании юридического адреса следует поставить почтовый индекс,
название страны, города, улицы, дома. Юридический адрес зарубежного
партнера указывается в соответствии с общепринятыми правилами в данной
стране.
В графе "банковские реквизиты" следует указать наименование и адрес
банка, номер расчетного счета, код МФО, код связи, наличие оперативной
межбанковской связи по сети S.W.I.F.T.
Заключительные положения.
В данном разделе указывается количество экземпляров контракта,
констатируется равенство силы текстов на разных языках, а также на каком
языке вариант контракта принимается за исходный. Данные положения являются
необходимыми атрибутами для делопроизводства и разрешения споров в судебном
порядке.
Приложения к контракту.
На момент подписания контракта оформляются ряд приложений, являющихся
его неотъемлемой частью. К числу таких приложений относятся:
ежегодный протокол;
квота мест приема туристов;
прейскурант цен на услуги;
типовые программы туров;
перечень дополнительных услуг;
соглашение о наценках к базовым ценам;
соглашение о скидках к базовым ценам и др.
Ежегодный протокол.
Долгосрочный контракт по сути является генеральным соглашением, которое
корректируется (дополняется) ежегодно. Данные дополнения оформляются
ежегодным протоколом, являющимся неотъемлемой частью контракта. В нем
указываются и согласовываются цены на туристские услуги на год, квоты мест,
планы работ, размещения в аннуляционных условиях и др. В ряде случаев такой
протокол может потребоваться (совместно с контрактом) в консульских
службах, налоговой службе, органах учета и отчетности и др.
На практике в тексте ежегодного протокола могут появиться пункты,
отличающиеся (или противоречащие) основному контракту. В этом случае
указывается, какие пункты основного контракта изменяются либо отменяются.
Подписание ежегодного протокола осуществляется по аналогии с основным
контрактом.
В приложении приведены проекты текстов контрактов (генеральных
соглашений) о сотрудничестве в области туризма со всеми приложениями,
двуязычный (синхронный) контракт на туристское обслуживание, на
приобретение туристской путевки, а также туристский ваучер, условия
страхования, туристская путевка утвержденной формы, листы бронирования и
др.
|ЗАЯВЛЕНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ТУРИСТСКОЙ ПОЕЗДКИ |
|Количество человек |
|Заказчик |
|Адрес |
|Страна | |
|Маршрут | |
|Сроки поездки |Сроки визы |
|Транспортировка туда | обратно |
|Гостиница | Размещение |
|В стоимость поездки входит | |
|Дополнительные услуги |
Счет
|Оплата |произведен|в сумме | |
| |а | |с|
| | | |у|
| | | |м|
| | | |м|
| | | |е|
|Платежные документы |
|Полная оплата до |
|Штрафные |санкции |(к|изложен|ниже) |
| | |ро|ных | |
| | |ме| | |
|Документы |(анкета|паспорт|фотографии)|сданы|полностью |
| |, |, | | | |
|Агент |Заказчик |
|Тел. |Дата |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Перевозки туристов на воздушном транспорте.
Главной особенностью воздушного транспорта, которая отличает его от
других, наземных видов транспорта, является скорость перевозки, учитывающая
все время, которое необходимо затратить пассажиру от момента выезда из
пункта отправления в пункт назначения. На коротких расстояниях (до 500 км)
железнодорожный и автомобильный транспорт имеют явное преимущество перед
воздушным за счет значительно меньшего времени на наземное обслуживание.
Однако при возрастании расстояния перевозок пассажиры отдают предпочтение
воздушному транспорту. При дальности перевозок свыше 1000 км доля
воздушного транспорта составляет: при расстоянии от1 до 1,5 тыс. км - 2,5-
5%; от 1,5 до 2 тыс. км - 15-20%; от 2 до 3 тыс. км - 20-30%; более 3 тыс.
км - 50-100%; .
Самая массовая категория пассажиров воздушного транспорта - это
туристы.
На Украине воздушные перевозки пассажиров и туристов осуществляются
авиатранспортными предприятиями Государственной национальной авиакомпании
«Авиалинии Украины», а также ряда других авиакомпаний - «Международные
Авиалинии Украины", "Киевские Авиалинии» и т д.
Для полета самолетов по определенному маршруту выделяются воздушные
полосы шириной примерно 30 км. Путь, по которому осуществляется полет,
называется воздушной трассой, а ее проекция на землю - наземной трассой
воздушной линии.
Воздушная линия - это постоянный маршрут регулярных полетов самолетов
между населенными пунктами, обеспеченный наземным оборудованием для
обслуживания полета.
Совокупность всех воздушных линий и устройств, предназначенных для
обеспечения регулярных полетов гражданской авиации, составляет сеть
воздушных путей сообщения.
Технические средства воздушного транспорта составляют аэропорты,
аэродромы, самолетный парк, средства управления воздушным движением и
обслуживания самолетов и пассажиров.
Аэропорт - это предприятие, осуществляющее прием и отправку пассажиров,
багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полета воздушных судов.
Для выполнения своих функций аэропорт имеет аэродром, аэровокзал,
различные наземные сооружения и оборудование.
В зависимости от категорий обслуживания воздушных линий аэропорты делятся
на международные и внутренние.
Классификация аэропортов построена в зависимости от числа вылета
самолетов в сутки Крупные аэропорты удалены от городов на расстоянии 20-50
км, малые - на 5-10 км.
Важнейшими элементами современного аэропорта являются аэродром и
пассажирский комплекс Аэродром состоит из летной, служебной и жилой зоны
Летное поле имеет одну или несколько взлетно-посадочных полос Их длина и
ширина зависят от типа самолетов Аэродром оборудуют светосигнальными,
радиолокационными и другими средствами для обеспечения безопасности взлета
и посадки воздушных судов.
Служебная зона аэродрома включает в себя здания и сооружения для
обслуживания эксплуатационной деятельности аэропорта и имеет подъездные
пути к складским помещениям имущества и горюче-смазочных материалов
В состав пассажирского комплекса входят: аэровокзал, перрон и
привокзальная площадь, гостиницы, цехи борт питания.
Пассажирские самолеты гражданского воздушного флота в зависимости от
дальности полета и возможности делятся на магистральные и местных
сообщений.
Для управления полетами воздушных судов территория и воздушное
пространство над ней разделены на районы. Каждый район за креплен за
соответствующей диспетчерской службой. Эти службы руководят полетами
самолетов между аэропортами. В районах аэропортов непосредственное
руководство воздушным движением осуществляют диспетчерские службы
аэропортов через командно-диспетчерский пункт и стартовый командный пункт.
Воздушные линии, по которым осуществляются полеты самолетов,
подразделяются на внутренние и международные. В свою очередь, полеты
самолетов на внутренних и международных воздушных линиях делятся на
регулярные рейсы, выполняемые в соответствии с опубликованными
расписаниями, и заказные (чартерные) рейсы, выполняемые на основе договоров
с предприятиями, организациями, туристическими фирмами.
Перевозка авиатранспортом пассажиров и их багажа осуществляется на
основании договора воздушной перевозки пассажиров. Он заключается между
авиатранспортным предприятием (перевозчиком? с одной стороны и отдельными
гражданами. организациями, туристическими фирмами с другой.
Перевозчик и пассажир являются сторонами договора со своими правами и
обязанностями. Суть договора воздушной перевозки заключается в том. что
перевозчик обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения,
предоставив пассажиру место на воздушном судне, совершающим рейс, указанный
в билете, а пассажир обязуется уплатить за перевозку по установленному
тарифу.
Документом, удостоверяющим заключение договора воздушной перевозки,
является пассажирский авиабилет. Основные пункты договора - номер рейса,
дата и время его отравления, тариф на перевозку - указаны в авиабилете.
Другие условия, определяющие права и обязанности сторон договора, изложены
в Правилах перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях.
Права и обязанности сторон до-' говора во многом определяются
особенностями эксплуатации воздушного транспорта как транспорта повышенной
опасности. Перевозчику предоставлены особые права. Он может в одностороннем
порядке без предупреждения пассажиров отменить, задержать или перенести
вылет воздушного судна на другое время, изменить предусмотренный
расписанием маршрут перевозки или пункт посадки. Причинами изменения
условий договора, разрешающими пользоваться особыми правилами, могут быть
стихийное бедствие, неблагоприятные метеорологические условия по маршруту
рейса, а также требования государственных органов. Ими могут быть и
технические причины, например неисправность самолета назначенного для
выполнения рейса. В этом случае перевозчик обязан принять все меры для
выполнения рейса по расписанию с обеспечением безопасности полета самолета.
Перевозчик имеет право отказать пассажиру в перевозке в целях
обеспечения безопасности полета; для предотвращения нарушений законов ,
правил, предписаний государственных органон; когда пассажир имеет
неправильно оформленные документы или не выполняет указания перевозчика.
Пассажир, как сторона договора, также имеет право на его изменение, но
только по согласованию с перевозчиком, а не в одностороннем порядке. Он
может изменить маршрут перевозки, промежуточные пункты и пункт назначения,
дату вылета и номер рейса, класс обслуживания. Изменение условий договора
не означает прекращение самого договора. Он может считаться прерванным,
если с точки зрения применения тарифа новый маршрут перевозки не связан с
уже осуществленной перевозкой.
Договор перевозки может быть аннулирован в любой момент в одностороннем
порядке, но при условии, что это не будет противоречить требованиям
государственных органов соответствующей страны.
Особенности эксплуатации воздушного транспорта обязывают перевозчика
предоставлять пассажирам ряд необходимых услуг без взимания дополнительной
оплаты, таких как: доставка багажа из аэровокзала до воздушного судна и
обратно, а также погрузка и разгрузка багажа из самолета; размещение
пассажиров на отдых в гостиницу при перерыве в перевозке по вине
перевозчика; хранение вешен пассажиров при вынужденной задержке рейса,
доставка пассажиров автотранспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в
тех случаях, когда гостиница предоставляется бесплатно, предоставление
пассажирам питания во время длительного полета; пользование комнатой матери
и ребенка; информация о движении самолетов , правилах перевозок ,
применения тарифов, о движении средств наземного транспорта между городом
и аэропортом.
Для обеспечения высокой культуры обслуживания пассажиров в аэровокзалах,
в зависимости от классов аэропортов, оборудуются залы регистрации и залы
ожидания, кассы, справочные бюро, камеры хранения, рестораны, буфеты,
торговые киоски, парикмахерские, почтово-телеграфные отделения. Между
аэропортами и населенными пунктами организуется регулярная транспортная
связь. Предусматривается целый комплекс разнообразных услуг на борту
воздушного судна.
Как указывалось ранее, авиатранспортные предприятия наряду с регулярными
рейсами, выполняемыми в соответствии с опубликованными расписаниями,
осуществляют заказные (чартерные) перевозки.
Чартерная перевозка - это нерегулярная перевозка, выполняемая на основе
фрахтования воздушного судна в целом или части его коммерческой емкости.
Зафрахтованную емкость заказчик использует по своему усмотрению.
Чартерные перевозки выполняются как по маршрутам, совпадающим с
существующими на внутренних и международных авиалиниях, так и по любым
другим.
В мировой практике различают ряд коммерческих разновидностей чартеров.
Закрытый чартер - перевозка оплачивается организацией, покупающей чартер
для своих сотрудников обычно по маршруту, не входящему в регулярные
воздушные линии. Пассажиры перевозку не оплачивают.
Чартеры такого типа занимают незначительную долю в объеме чартерных
перевозок.
ЭФИНИТИ - чартер. Это целевая перевозка группы пассажиров, объединяемых
по профессиональному признаку: члены любительских, спортивных и специальных
клубов, союзов ветеранов, профессиональных ассоциаций. Заказчиком чартера
является соответствующая организация.
Инклюзив - тур - чартер. Это чартерная перевозка туристов. Стоимость
чартера оплачивается туристской фирмой. Чартерный тариф перевозки
оплачивается туристом в пакете со стоимостью тура. Этот тариф, естественно,
ниже, чем тариф «инклюзив-тур» при регулярных перевозках.
Блок-чартер. Заказчик покупает часть коммерческой емкости самолета -
блок мест (30-40 мест) на регулярном рейсе. Заказчик платит за блок в целом
вне зависимости от фактического использования, т. е. занятости кресел в
данном блоке.
Блок чартерные перевозки выгодны авиакомпаниям только в период спроса,
так как блок мест продается по цене, существенно меньше, чем его стоимость
по нормальным тарифам.
Не целевой коммерческий чартер (нон - эфинити). Группа пассажиров в этом
случае формируется без всяких ограничительных признаков про
профессиональной общности. Тур фирма - заказчик чартера полностью
оплачивает стоимость чартера из расчета минимального количества пассажиров,
равного 40-50 человек.
Сплит - чартер. Это смешанная перевозки, при которой на разных участках
маршрута пассажиры перевозятся регулярными и чартерными рейсами. На сплит -
чартере разрешается комбинировать различные группы пассажиров, следующие с
разными целями и даже в различные конечные пункты маршрута.
Чартеры различаются также по условиям использования самолетов.
Разовый чартер: «туда» или «туда и обратно», когда заказчик заказывает
чартер на определенные даты вылета, а в промежутке между чартерными рейсами
авиакомпания использует этот самолет по своему усмотрению.
Тайм-чартер, когда самолет фрахтуется на определенный временный период,
в течение которого находится в полном распоряжении заказчика, вне
зависимости от его использования для перевозок. Тайм - чартер выгоден
авиакомпании, получающей гарантированную плату за фрахт, и удобен
заказчику, если последний нуждается в массовых перевозках на определенный
период.
Чартерная цепь. Это вид чартера, при котором фрахтуемый самолет
прибывает в пункт начала чартерных перевозок и из этого пункта совершает
чартерные рейсы в один или несколько пунктов назначения по схеме «туда -
обратно». После окончания чартерных перевозок самолет используется по
усмотрению авиакомпании. Перегон самолета в пункт начала чартерных
перевозок и из этого пункта заказчиком не оплачивается: эти полеты для
авиакомпании являются холостыми прогонами или загружаются ею по своему
усмотрению. При чартерных перевозках заключается контракт-договор чартера
(фрахтования воздушных судов), который и является правовым документом.
Рассмотрим содержание типового договора чартера.
В договоре указывается тип воздушного судна и конкретные условия
перевозки. В условиях перевозки определяется: максимальная коммерческая
загрузка чартера: количество пассажиров, масса багажа;
место отправления и назначения, время вылета рейса;
назначение перевозки;
права и обязанности перевозчика и заказчика.
Так, перевозчик обязан своевременно, в соответствии с графиком.
прилагаемым к договору, предоставить самолет определенной стоимости,
обеспечивающий перевозку оговоренной чартерной загрузки.
Выполнение формальностей. связанных с производством полетов, берет на
себя перевозчик. К ним относятся иммиграционные, таможенные, карантинные,
пограничные вопросы, а также получение разрешения авиационных властей на
выполнение чартерной перевозки.
В обязанности заказчика входит обеспечение своевременной доставки
пассажиров и багажа в аэропорт отправления.
Договора на чартерные рейсы заключаются на год, квартал, месяц. сезон
исходя из интересов заказчика и возможностей авиапредприятия. Определяется
минимальная коммерческая загрузка, при которой заказной рейс будет
выполняться. При предлагаемой низкой коммерческой загрузке авиатранспортные
предприятия планируют чартерные рейсы в интересах нескольких заказчиков, а
также предусматривают загрузку воздушного судна в оба направления.
Основанием для выполнения чартерных рейсов (плановых и по разовым
заявкам) является заявка (гарантийное письмо) предприятия заказчика,
предоставляемая авиапредприятию за 15 дней до выполнения рейса. В заявке
указываются наименование заказчика, дата выполнения рейса, обязательства по
выполнению Правил перевозки пассажиров, багажа и другая информация, которая
будет необходима.
Обе стороны, авиапредприятие и заказчик, имеют право расторгнуть
договор. Авиапредприятие имеет это право в случаях: отсутствия авиатоплива
или сокращения его лимита; невыполнение заказчиком обязательств по
минимальной коммерческой загрузке воздушного судна; отвлечения самолета на
выполнение правительственных заданий.
Предприятие - заказчик имеет право отказаться от чартерного рейса в
случаях: задержки авиапредприятием выполнения рейса на время более 5 часов;
замены типа воздушного судна, если вследствие замены не будет
обеспечиваться объем и качество перевозок, предусмотренные по договору
выполнения заказного рейса.
В договоре указывается полная стоимость чартера, как правило, стоимость
нетто, т.е. цена для перевозчика. Комиссионные, аэропортовые и другие сборы
оплачиваются заказчиком отдельно.
Воздушным транспортом осуществляются как внутренние так и международные
перевозки пассажиров и туристов.
Международной считается перевозка, при которой независимо от того,
имелся ли перерыв в перевозке пассажиров, пункты отправления и назначения
расположены либо на территории двух государств, либо на территории одного и
того же государства, если предусмотрена остановка на территории другого
государства.
Международная воздушная перевозка необязательно должна выполняться
только международным рейсом. Например, пассажир следует из Ларнаки (Кипр) в
Киев с пересадкой в Одессе. Из Ларнаки до Одессы пассажир может лететь
международным рейсом, а из Одессы до Киева - внутренним. -Так как в
авиабилете была предусмотрена в Одессе пересадка (остановка), вся пере-'
возка подпадает под условия договора международной перевозки.
Характер международной перевозки определяет ряд существенных
особенностей, отличающих его от внутренней перевозки. Договор международной
перевозки не зависит от формы перевозочного документа, на котором он
оформлен. Допустим, что пассажиру, следующему из Одессы в Варну, будет
оформлен билет внутреннего образца. Это будет только нарушение правил
оформления перевозочных документов, но характер перевозки от этого не
изменится. И наоборот, внутренняя перевозка не станет международной от
того, что иностранному гражданину в каком-либо агентстве будет оформлен,
например, авиабилет международного образца на полете Харьков-Киев.
Договор международной воздушной перевозки не меняет своего характера,
если она была выполнена несколькими авиатранспортными предприятиями и даже
если одно из них выполнило свою часть перевозки полностью в пределах одного
и тогоже государства.
Например, пассажиру в Будапеште оформлен билет Будапешт-Львов-Киеи-Буда-
пешт. Украинская Национальная авиакомпания «Авиалинии Украины» выполняет
перевозку только на участке Львов-Киев. Поскольку вся перевозка
рассматривается как единая операция, то и перевозка на участке Львов-Киев
будет считаться международной.
Сторонами договора международной перевозки являются: воздушно-
транспортное предприятие, которое обязуется перевезти пассажира по
заявленному маршруту между иностранными государствами, и пассажир,
заключивший договор и обязавшийся оплатить эту перевозку. Авиатранспортное
предприятие, продавшее билет, но не принимающее участие в перевозке,
стороной договора перевозки не является.
В целом по своему содержанию договор международной .перевозки во многом
совпадает с положениями договора перевозки, действующего на внутренних
авиалиниях.
Список литературы:
1. Ассоциация авторов и издателей «Тандем». «Гостиничный и туристский
бизнес».Москва 1998.
2.Герасименко В.Г. «Основы турбизнеса». Одесса 1997.
3.Гуляев В.Г. «Финансы и статистика». «Туристские перевозки». Москва 1998.
4.Карпова Г.А. Издательский торговый дом «Герда». «Экономика современного
туризма».Москва 1998.
5.Ильина Е.Н. «Туризм - Путешествия» Москва 1998.
Страницы: 1, 2, 3
|