Рефераты

Займы органов власти субъектов РФ и их роль в развитии территории

резервный фонд займа в размере более 50 % от объема привлеченных средств;

право эмитента предоставить налоговые каникулы инвесторам в части сумм,

предназначенных для уплаты в областной бюджет /37, № 6, с. 42/.

Доходность субфедеральных займов определяется по-разному в зависимости

от того, какой финансовый индикатор эмитент использует в качестве

показателя доходности . Рассмотрим некоторые из финансовых индикаторов:

Ставка рефинансирования ЦБ РФ до 1995 г. была практически единственным

ориентиром при установлении доходности по облигациям. Доходность в

большинстве займов объявлялась от 0,25 до 0,75 от ставки рефинансирования.

Нижняя граница доходности (0,25) не может вызвать интерес у инвестора, т.

к. существуют более доходные финансовые инструменты. Она устанавливалась,

когда был важен доход в натуральной форме. Верхняя граница доходности

(0,75) устанавливается с целью побудить юридических и физических лиц

активно покупать ценные бумаги при наличии конкурентных финансовых

инструментов (70 % от ставки рефинансирования - это 140 % годовых). Эту

позицию эмитент мог держать до конца 1994 г.

Ситуация изменилась, когда в начале 1995 г. ЦБ РФ резко поднял ставку

до 200 %. В течении долгого времени она сохранялась на высоком уровне (в

мае - 195 %, в июне - 180 %, в октябре - 170 %, в ноябре - 160 %),а

инфляция стала снижаться, эмитентам стало невыгодно платить такие высокие

проценты. Сложившиеся ранее пропорции нарушились, ставка оказалась

оторванной от других финансовых инструментов, которые выступали основными

источниками формирования доходности по ценным бумагам с местных органов

власти. В результате те эмитенты, которые жестко привязывали доходность по

своим облигациям к ставке ЦБ РФ (на уровне 0,7 - 0.8 от ставки), попали в

тяжелое положение: их обязательства оказались относительно завышенными.

Поэтому во II и III кварталах 1995 г. приемлемым был уровень около 50-55 %

от ставки. В следствии такого положения администрации Нижегородской,

Ярославской областей были вынуждены приостановить дальнейшее размещение

своих облигаций.

По новым займам эмитенты осуществляли привязку к ставке ЦБ РФ на более

низком уровне (0,3 - 0,5 от ставки) или не фиксировали жестко уровень

доходности, обозначая лишь границы колебания ставки. Большинство эмитентов

привязывали объективную доходность эмитируемых облигаций к среднегодовой

ставке рефинансирования ЦБ РФ. В условиях высокой инфляции наибольшее

распространение получили облигации с плавающим процентным доходом.

Ставка Сбербанка России по вкладам (депозитам) для физических лиц.

Например, по долговым обязательствам Оренбургской области 1995 г. ставка

устанавливалась на 5 пунктов выше ставки срочного депозита Сбербанка на 3

месяца для физических лиц на момент выплаты процента. Доход по облигациям

Нижегородской области телефонного займа привязан к средневзвешенной ставке

Сбербанка РФ по вкладам до востребования для физических лиц с выплатой

дохода одни раз в год.

Доходность (индекс) ГКО. Например, купонный доход по облигациям займа

Ханты-Мансийского АО составляет 95 % от средневзвешенной доходности

трехмесячных ГКО.YTM по соответствующим выпускам.

Ставка MIACR (Moscow InterBank Actual Credit Rate). По облигациям

жилищного займа Республики Татарстан выплачивается денежный доход в размере

0,3 средневзвешенной ставки MIACR (30 дней) за срок владения облигацией.

Ставка LIBOR. Процентная ставка по “валютным” облигациям займа Тюменской

области 1995 г. устанавливается исходя из средней ставки LIBOR плюс 5

процентных пунктов, а по облигациям Чукотского АО - исходя из средней

ставки LIBOR плюс 6 процентных пунктов.

Различные комбинации ставок. Годовая купонная ставка по облигациям

Рязанского областного займа 1995 г. составляет 0,3 ставки ЦБ РФ, но не ниже

ставки эквивалентного срочного вклада Рязанского банка Сбербанка РФ.

Сравнительная динамика процентных ставок по различным финансовым

индикаторам приведена на рисунке А1 /37, № 6, с. 44/.

При выпуске облигаций исполнительных органов власти субъектов РФ могут

быть разные источники получения доходов и погашения обязательств по ним:

Доходы /имущество, получаемое в результате проектов, профинансированных на

средства займа.

Операции на финансовом и фондовом рынках и рынке недвижимости:

размещение средств на депозитах;

размещение средств в государственные ценные бумаги (ГКО, ОФЗ, КО, ОВВЗ), а

также облигации и векселя;

кредитование предприятий и банков;

арбитражные сделки с акциями приватизированных предприятий;

риэлторские сделки;

прочие операции (форвардные сделки, ипотечные облигации).

Бывает привлеченные средства предаются эмитентом в управление тем или иным

кредитно-финансовым и инвестиционным институтам, с которыми заключаются

соответствующие договора. Уполномоченные организации осуществляют

финансовые операции со средствами займа. Чаще всего средства вкладываются

на банковские депозиты и в ГКО (но эта информация является коммерческой

тайной).

Средства бюджета. К ним для обслуживания займа прибегают Минфин Республики

Саха (Якутия) и Республики Татарстан, частично - администрация Ярославской

области и некоторых других областей. Считается, что при умелом управлении

механизмом займа, рефинансировании и реструктуризации долга можно добиться

удешевления обслуживания бюджетных расходов:

при выпуске долговых обязательств типа ГКО снижение стоимости обслуживания

долга эмитент может добиться за счет выпуска новых серий под более низкий

процент, за счет инфляционного обесценения долга, ведущего к образованию

“инфляционного дохода” эмитента;

в рамках бюджетного займа “выигрыш” может быть также реализован за счет

погашения существующей задолженности бюджета, например, по ранее взятым

кредитам коммерческого банка, более дешевыми реализациями займа;

средства займа могут эффективно размещаться в социально значимые бюджетные

расходы;

конверсия бюджетной задолженности на “нерыночных условиях”, т. е. выпуск

“дешевых” для эмитентов долговых обязательств типа КО Минфина РФ в счет

существующей задолженности местного бюджета перед предприятием.

Приватизация государственной (муниципальной) собственности может

рассматриваться в качестве бюджетного источника, которая носит временный

характер до завершения процесса разгосударствления собственности.

Технически он реализуется путем конвертации облигаций в акции

приватизированных предприятий и за счет денежных средств, полученных от

реализации акций объектов государственной и муниципальной собственности на

аукционах, в той части, в которой они принадлежат эмитенту.

Существует несколько форм выплаты дохода (погашения облигаций):

Погашение в денежной форме - это выплата процентов по облигациям и оплата

стоимости облигации. Эмитент аккумулирует необходимые средства несколькими

путями:

образуя специальный резервный фонд займа (до 50 % от привлеченных средств),

средства которого наращиваются различными финансовыми инструментами (игра

на рынке ГКО);

вкладывая свободные привлеченные средства на депозитные счета в

коммерческие банки;

продавая по рыночной цене части просроченных целевых объектов.

Погашение в денежной форме по способу выплаты дохода подразделяется на

четыре вида:

облигации с фиксированным доходом на все время займа (в 1995 г. было 12

выпусков);

облигации с переменным (плавающим) доходом (купоном), который изменяется в

зависимости от колебаний ставки процента, избранного в качестве ориентира

(43 выпуска);

дисконтные (бескупонные). Сюда относятся краткосрочные бескупонные

обязательства типа ГКО. Они облегчают техническую сторону дела, избавляют

от необходимости проводить регулярные выплаты процентов (12 выпусков);

беспроцентные облигации, процент не начисляется вообще, а доход

складывается за счет разницы в курсовой стоимости, образуемой при продаже

облигаций на вторичном рынке или эмитенту по возросшей индексированной

номинальной стоимости (24 выпуска) /37, № 6, с. 42/.

i) Натуральная (неденежная) форма имеет следующие варианты погашения:

жильем, т. е. квартирами. Облигации в таком случае имеют как бы

двойственное выражение номинала - в рублях и кв. метрах жилья - и по сути

представляют обязательство предоставить инвестору определенное количество

кв. метров жилья при условии накопления необходимого количества бумаг,

соответствующего площади квартиры. Подобные займы выпускались или

выпускаются Самарской, Ульяновской, Оренбургской, Новгородской областями и

Чувашской республикой, Республикой Татарстан;

установкой телефонных номеров;

землей;

ценными бумагами, в том числе путем обмена облигаций на акции предприятий

или на облигации нового выпуска.

n) Дополнительные розыгрыши призов (лотерей). Так разыгрывались:

земельные участки;

вещевые лотереи (в рамках первого Нижегородского областного займа 1992 г.

регулярно разыгрывались товары местного производства);

квартиры;

дополнительные облигации.

В отдельных случаях использовались различные комбинации форм выплаты дохода

по облигациям (например, по условиям выпуска займа Астраханской области

1994 г. предусмотрена выплата доходов как в денежной форме - 60 %, так и в

форме розыгрыша товаров и квартир, построенных на средства займа).

Сама процедура выпуска субфедеральных займов достаточно сложна и

состоит из ряда этапов:

решение администрации об организационных мероприятиях по подготовке и

проведению займов;

законодательное утверждение основных параметров займа и гарантий по нему в

Законодательном собрании;

принятие администрацией нормативного документа, регламентирующего порядок,

условия, состав участников, сроки проведения займов. К участникам

областных займов относятся:

орган власти - финансовое управление;

генеральный менеджер займа, которым является финансовая компания, ее

функция заключается в разработке проспекта эмиссии, определении покрытия

ценных бумаг;

уполномоченный банк по займу, который управляет средствами фонда погашения,

выплачивает доходы, осуществляет погашение ценных бумаг;

генеральный агент по размещению, который осуществляет первичное размещение

ценных бумаг, определяет круг инвесторов, создает рекламу;

регистратор, который ведет реестр держателей областных облигаций;

профессиональные участники рынка ценных бумаг: брокеры, дилеры, финансовые

институты.

принятие администрацией нормативного документа об обеспечении областного

займа;

заключение администрацией двусторонних и многосторонних договоров между

основными участниками займа;

подготовка проспекта эмиссии и его регистрация в Минфине РФ.

В процессе выпуска займов задействованы три стороны: эмитент

(исполнительный орган власти субъектов РФ), посредник (профессиональный

участник фондового рынка) и инвесторы. В редких случаях местные органы

власти самостоятельно осуществляют распределение своих облигаций. Это

возможно только при небольших объемах выпуска ценных бумаг. В большинстве

случаев они прибегают к услугам профессиональных участников фондового

рынка.

Возможны три схемы размещения посредниками эмиссии облигаций: на

агентских условиях, дилерских и смешанных агентско-дилеровских условиях. В

развитых странах широкое распространение получила дилерская схема, когда

эмитент сразу продает всю эмиссию одному или нескольким дилерам, которые

самостоятельно реализуют облигации. Эта схема взаимовыгодна и для эмитента

- всю сумму эмиссии он получает сразу, и для посредника - он получает

приличный доход. В России наибольшее распространение получило размещение на

агентских условиях. Но российские инвестиционные институты в настоящее

время не располагают достаточным капиталом для выкупа большей части

выпусков на себя и предпочитают работать за комиссионное вознаграждение,

которое может быть от 2 до 10 % от суммы реализованных ценных бумаг.

Эмитенты объективно заинтересованы в более полном распространении

выпуска облигаций. Поэтому условия не предусматривают ограничения на

потенциальных инвесторов. В отдельных случаях ограничения все-таки

устанавливаются по различным причинам. Отмечены следующие случаи

ограничений:

ограничения по участию физических лиц в аукционах по первичному размещению

облигаций; к участию в аукционах по первичному размещению обязательств типа

ГКО допускаются только юридические лица, отвечающие определенным

требованиям;

ограничение по количеству облигаций;

ограничения по категориям инвесторов;

ограничения по территориальному признаку.

Рассмотрим более подробно размещение субфедеральных облигаций на

дилерских условиях (андеррайтинг) и на агентских условиях ( в форме

аукциона).

Андеррайтинг. Если у региона отсутствует кредитная история, что характерно

для большинства регионов России, то размещаемые по схеме андеррайтинга

ценные бумаги изначально низколиквидны. Низкая ликвидность объясняется

недостатком информации о финансовом состоянии эмитента, “нераскрученностью”

в средствах массовой информации и в среде потенциальных участников рынка,

отсутствует у большинства региональных администраций опыта по обслуживанию

долговых инструментов.

Размещение облигаций по схеме андеррайтинга хотя и гарантирует

определенный объем размещения, но не создает предпосылок для дальнейшего

развития рынка и повышения ликвидности бумаг, т. к. такие бумаги

ассоциируются у инвестора с высокорисковыми долговыми вложениями. Схема

размещения через андеррайтинг целесообразна, если бумага (заемщик) уже

известны на рынке. В противном случае выкуп андеррайтером части или всего

объема выпуска по цене, зафиксированной на момент подписания сторонами

соответствующего договора, может привести к несоблюдению интересов эмитента

и завышению стоимости заимствований.

Обращение выкупленных андеррайтером бумаг приобретает для эмитента

вторичное значение, но в связи с необходимостью формирования кредитной

истории и соответствующего позитивного восприятия участниками рынка новых

финансовых инструментов эмитента необходимо учитывать, что обращение

долговых обязательств на внебиржевом рынке или на региональных площадках с

малым числом участников требует серьезной, продуманной и обширной рекламы,

а, следовательно, это приведет к росту затрат по проекту. Кроме того, в

нынешней российской рыночной ситуации андеррайтинг снижает в глазах

потенциальных инвесторов рейтинг бумаги, позволяя предполагать

несоответствие уровня долговых обязательств эмитента требованиям крупных

бирж.

Биржевое размещение. Путем формирования цены отсечения на биржевом

аукционе биржевое размещение позволяет максимально приблизить доходность

размещаемых бумаг к текущей доходности аналогичного финансового

инструмента, и следовательно, максимально снизить стоимость заимствований

для эмитента. Аукцион дает возможность охватить максимальное число

участников. В свою очередь работа, проводимая генеральным агентом среди

участников, позволяет еще до аукциона спрогнозировать реальный объем

размещения и вероятностную цену отсечения. Появляется возможность успешно

сочетать преимущества биржевого размещения и схема андеррайтинга. Система

биржевого аукциона облегчает приобретение ценных бумаг инвесторами,

позволяет учесть взаимные интересы эмитента и участников рынка,

обеспечивает более высокий уровень “паблисити” и выявить реальную степень

инвестиционной привлекательности размещаемых ценных бумаг.

Ликвидность и оборот по бумагам на вторичном рынке определяется не

только существующим соотношением спроса и предложения, но и эффективностью

деятельности маркет-мейкеров по поддержанию вторичных котировок. Такая

стратегия позволяет с одной стороны “разогреть” рынок на начальном этапе

обращения бумаги в целях стимулирования инвестиционной привлекательности

долгового инструмента, а с другой - застраховать бумагу от существенных

ценовых колебаний, снижая спекулятивный момент. Организация и управление

деятельностью маркет-мейкеров можно осуществляться ведущим менеджером

эмиссионной программы.

При выборе формы заимствования решающее значение имеет: стоимость

заимствования; плата за предоставление кредитных ресурсов; наличие на

финансовом рынке средств в нужных размерах. Несмотря на настороженность

инвесторов к приобретению субфедеральных облигаций, связанную с риском их

непогашения, эмиссия этих бумаг по-прежнему является одним из путей

привлечения регионами финансовых ресурсов. В этой связи особую ценность

приобретают результаты маркетингового исследования предпочтений

потенциальных инвесторов этих бумаг.

Анализ предпочтений потенциальных инвесторов осуществляется по данным

маркетингового исследования, проведенного в I квартале 1998 года. При этом

были опрошены: 154 крупных банков, 106 инвестиционных компаний, 88

страховых компаний, 17 управленческих компаний паевыми инвестиционными

фондами, более 3 600 человек, рассматривающих для себя возможность

приобретать в 1998 г. облигации такого вида /1, с. 27/.

В ходе опроса наряду с другими характеристиками облигаций определились

предпочтения потенциальных инвесторов по следующим параметрам: форма

облигации; вид облигации; номинал облигации. Выбор эмитентом формы

облигации оказывает наиболее значительное и противоположенное влияние на

спрос физических и юридических лиц. О важности данного параметра

свидетельствует уровень оценки значимости данного параметра для

потенциальных инвесторов. Оценка 6,4 - 6,6 по десятибалльной шкале

юридическими и физическими лицами подтверждает предположение, что неверный

выбор формы облигации может привести к отказу от намерения инвестировать

или снижению инвестиционных сумм. Так юридические лица предпочитают иметь

дело с облигациями бездокументарной формы, а физические лица -

документарной формы. Значимость вида облигации для физических и юридических

лиц более важна, чем форма облигации, и имеет среднюю оценку 6,7 - 7 по

десятибалльной шкале. Для юридических лиц выгодной является безкупонный вид

облигации, для физических - облигации с купонным постоянным доходом /1, с.

28-29/. Определение значения номинала при разработке параметров эмиссии

облигаций оказывает серьезное влияние на уровень спроса как физических, так

и юридических лиц, хотя оценки значимости для такой категории инвесторов

различаются. В облигации с номиналом 1 000 руб. будут инвестировать около

80 % потенциальных инвесторов. 42, 9 % - намечают инвестировать в облигации

с номиналом 500 руб., менее 21 % - при номинале 100 руб. Для физических лиц

номинал определен в 100 и 150 руб. /1, с. 29/.

Учитывая аналитические данные можно рекомендовать следующие стратегии

выбора параметров облигаций:

при ориентации на спрос только юридических лиц предпочтительней

осуществлять эмиссии бездокументарных дисконтных или купонных облигаций с

постоянным доходом, номиналом 1 000 руб.;

при ориентации на спрос только физических лиц следует выпускать

документарные именные или на предъявителя купонные облигации с номиналом

100-250 руб.;

для повышения спроса перспективными являются также варианты выпуска

некоторых ценных бумаг, ориентированных на соответствующие сегменты рынка.

2 Рынок субфедеральных займов и их роль в развитии территорий

2.1 Практика выпуска субфедеральных займов и их роль в развитии

территории

Жилищные займы характеризуются как целевые инвестиционные, доходные

(смешанное покрытие), среднесрочные (долгосрочные), погашаемые в денежной и

натуральной формах. Стоимость строительства в связи с инфляцией в начале 90-

х гг. существенно возросла, а темпы роста доходов населения - снизились.

Поэтому размещение облигаций среди населения стало затруднительным.

Наиболее надежными считаются займы под незавершенное строительство.

Размещение облигаций жилищных займов привлекло средства инвесторов, но их

использование было отложено во времени и подвергались воздействию инфляции.

Причем привлекательность этих займов заключается в большей надежности

по сравнению с обязательствами частных финансово-строительных компаний,

которые не располагают другими собственными средствами. Также важно наличие

льгот по налогообложению строительства, производимого с участием

региональных администраций. В соответствии с поправками к закону РФ “О

налоге на добавочную стоимость”, утвержденными 01.04.1996 г. не облагается

налогом на добавленную стоимость стоимость работ по строительству жилых

домов, осуществляемое с привлечением средств бюджетов всех уровней и

целевых внебюджетных фондов при условии, что эти средства составляют не

менее 40 % стоимости работ. Таким образом, эмиссия жилищных облигаций

обеспечивает снижение стоимости жилья.

В ряде регионов действуют институты, способные взять на себя

финансирование строительства за счет средств, получаемых от эмиссии

субфедеральных ценных бумаг. Ими являются региональные фонды развития

жилищного строительства, образовавшиеся в соответствии с указом президента

РФ от 24.12.1993 г. № 2281 “О разработке и внедрении внебюджетных форм

инвестирования жилищной сферы”. Решения о создании таких фондов принимают

органы власти субъектов РФ. Средства, полученные от реализации облигаций,

используются для финансирования строительства жилых домов. Резервный фонд

если и создается, то не превышает 25 % от объема привлеченных средств.

Несмотря на долгосрочность, жилищные займы сегодня очень популярны, хотя в

стоимостном выражении занимают 10,5 % от совокупного объема эмисси /43, с.

11/.

Подобные займы выпускают Республика Татарстан, Новгородской,

Оренбургской, Самарской, Нижегородской, Ульяновской областями и Чувашской

Республикой и т. д. Кроме этого, этот финансовый инструмент очень популярен

и на Западе, особенно в США, где его доля достаточно значительна. Там он

успешно используется в последние 20 лет и направлен в основном на семьи со

средним и низкими доходами, впервые покупающие частный дом.

К жилищным займам примыкаю телефонные займы Нижегородской области 1995

г., средства от размещения которых идут на строительство АТС и закупку

оборудования для них, а обязательства по облигациям погашаются установкой

телефонных номеров или деньгами.

Облигации типа ГКО-ОФЗ характеризуются как нецелевые, общего покрытия,

краткосрочные, размещаемые сериями сроком от 2 до 12 месяцев через

аукционную форму продажи, погашаемые в денежной форме. Они являются

именными ценными бумагами, эмитируются для финансирования бюджета, а

обеспечиваются бюджетом и имуществом эмитента. Источником дохода по ним

служат депозитно-арбитражные операции, реже бюджет. До последнего времени

эти займы эмитировались только субъектами РФ (Пермская, Свердловская,

Челябинская области, Санкт-Петербург и Республика Татарстан). Часто

инструмент займа типа ГКО рассматривается эмитентами в качестве средства

развития инфраструктуры регионального рынка ценных бумаг. Различия выпуска

ГКО и субфедеральных облигаций по типу ГКО-ОФЗ:

механизмы размещения и обращения у субфедеральных займов и ГКО совпадают, а

уровни предоставляемых ими гарантий различаются. Это заставляет эмитента

повышать доходность эмитируемых бумаг, что ведет к удорожанию

заимствованных средств;

с увеличением дефицита бюджета и необходимостью погашения долгов по ранее

размещаемым бумагам возникает неблагоприятная тенденция наращивания объема

эмиссии долговых обязательств, а это приводит к построению финансовых

пирамид. Но в отличие от эмитента - государства, которое может выпускать

деньги, эмитент - исполнительные органы власти субъектов РФ лишены такой

возможности и в случае краха собственных финансовых пирамид вряд ли будут

способны удовлетворить претензии кредиторов;

традиционно субфедеральные займы рассчитаны как на крупных так и на мелких

инвесторов, включая в первую очередь жителей данного региона. Участие

последних в ГКО-подобных займах практически невозможно из-за того, что

облигации выпускаются в безналичной форме и большой номинальной стоимости.

Успех таких субфедеральных займов обуславливается отработанной схемой

ГКО, простотой и эффективностью, заложенными в ней технологических решений.

Поэтому популярность ГКО-подобных займов вполне закономерна. Но, возможно,

в дальнейшем развитии первенство перейдет к промышленно-инвестиционной

модели заимствования. В этом случае заемные средства направляются на

финансирование конкретных программ, а погашение производится из доходов

удачно реализованных проектов.

Первый займ типа ГКО был выпущен администрацией Пермской области летом

1994 г. К концу 1995 г. число таких займов увеличилось до 10 и составило 11

% от общего объема выпусков. По объему они доминируют, на их долю

приходится более 54 % общего объема эмиссии /39, с. 46/. Эти займы

относятся к наиболее крупным (их размеры от 50 млрд. руб. - займ Пермской

области, до 2,1 трлн. руб. - займ Санкт-Петербурга), а их средний размер

составляет 310 млрд. руб. Крупнейшим же эмитентом такого рода займов

является правительство Санкт-Петербурга, которое за период 1995-1996 гг.

разместило МКО (муниципальные краткосрочные облигации) на сумму 8,17 трлн.

руб. и является безусловным лидером в этой области. Причем срок серий

варьируется от 3 мес. до 3 лет, что свидетельствует о развитости рынка.

Развитием рынка ГКО-подобных бумаг занимаются также республики Татарстан и

Якутия, Свердловская, Иркутская, Челябинская, Новосибирская, Пермская,

Оренбургская и другие области.

Агрооблигации - нерыночные ценные бумаги, которые выпускаются субъектами

РФ в счет погашения задолженности перед федеральным бюджетом по товарным

кредитам, предоставляемые Минфином в 1996 г. Они являются бездокументарными

ценные бумаги со сроком погашения от 1 до 3 лет номинальной стоимостью 10

млн. руб., по которым выплачивается купонный доход в размере 10 % годовых.

Облигации выпускаются траншами со сроком погашения 1, 2 и 3 года. Объем

выпуска этих бумаг оговаривается протоколом, согласованным с суммой

задолженности по товарному кредиту, подписанному Минфином и субъектом РФ.

Весь выпуск облигаций передается в распоряжение Минфина.

Изначально 17 регионов отказались от выпуска облигаций, предлагая

федеральному правительству провести зачет взаимной задолженности. Но Минфин

РФ настоял на своем, применяя “карательные” санкции. Но большинство

регионов пошло по предложенному пути секьюризации долга, вместо погашения в

денежной форме. В 1997 г. 50 субъектов РФ зарегистрировали в Минфине 147

выпусков сельских облигаций на общую сумму 5 трл. руб. На данный момент из

70 регионов-задолжников свои агрооблигации выпустили 65 субъектов РФ. Общий

объем выпущенных обязательств составил 6,3 трлн. руб. Полностью или

частично Минфину удалось реализовать пока облигации 47 регионов, выручив

чуть более 4 трлн. руб. ( см. рис. А2) /45, с. 12/.[2]

Учет и хранение облигаций осуществляет уполномоченный депозитарий -

ОНЭКСИМ Банк. В качестве платежных агентов по погашению займа выступают -

“Российский кредит”, МФК, НРБ, Уником банк и

др. Аукционы проводит торговый агент - АКБ “МФК”. Участниками аукциона

могут быть только члены секции фондового рынка ММВБ. Сбор заявок на покупку

облигаций проходит в секции фондового рынка ММВБ два раза в неделю. Порядок

проведения аукционов определяется “Регламентом проведения торгов по продаже

облигаций субъектов Федерации”, утвержденным Минфином РФ. В распоряжении

Минфина РФ на проведение аукциона указывается предельная цена продажи

ценных бумаг, ниже которой заявки к регистрации торговой системой не

принимаются. При этом данный параметр может достаточно сильно колебаться,

и большой разброс цен говорит о том, что диверсификационный подход Минфина

РФ к облигациям устанавливает определенный рейтинг инвестиционной

привлекательности региона.

На вторичные торги облигации выводятся после полного размещения транша

на аукционе. На середину октября 1997 г. к торгам было допущено 69

облигаций со сроком погашения 1, 2 и 3 года, выпущенных 29 регионами.

Агрооблигации не включенные в реестр ценных бумаг, котируемых на ММВБ,

являются “внесписочными” ценными бумагами, допущенные к торгам без

процедуру листинга. По результатам вторичных торгов расчеты по облигациям

осуществляет ОНЭКСИМ Банк, расчеты по денежным средствам - Расчетная палата

ММВБ. Агрооблигации погашаются:

товарами и услугами предприятий области;

акциями предприятий области;

продуктами сельскохозяйственных производителей области;

имуществом, находящимся в распоряжении субъекта РФ.

Первые торги агроблигаций состоялись 20 июня 1997 г. Спрос на облигации

порою превышал предложение в 2 раза. А своего пика рынок достиг в конце

лета - начале осени (см. рис. А3). В отличие от механизма реализации ГКО,

по агрооблигациям Минфин РФ устанавливал единую цену продажи, независимо от

инвестиционной привлекательности региона, выпустившего эти обязательства.

Это связано с тем, что Минфин РФ боялся массового невыполнения регионами

своих обязательств, т. к. в конечном итоге погашать облигации пришлось бы

ему. В октябре доходность на рынке госбумаг резко возросла, и интерес к

агрооблигациям сразу пропал, и Минфин РФ повысил доходность с 30 до 40 %

годовых. Но непростую ситуацию на рынке усугубил тот факт, что бумаги

экономически развитых регионов были уже проданы. И в неликвидах у Минфина

РФ остались агрооблигации, выпущенные непривлекательными в инвестиционном

плане субъектами РФ. Тогда Минфин РФ поднял доходность еще на несколько

пунктов до 44 % годовых. Эта мера оживила рынок, но ненадолго: доходность

ГКО вновь устремилась вверх, не оставляя агрооблигациям шансов на

популярность. Поэтому в настоящее время Минфин РФ осуществляет

диверсификационный подход к облигациям, активность покупателей возросла, -

в результате Минфину РФ удалось размесить агрооблигаций на 200 млн. руб.

В начале проекта многие эксперты высказывали предположение, что не все

регионы-эмитенты будут в состоянии отвечать по своим обязательствам и рынок

захлебнется в неплатежах. Так уже в июне 1998 г. рынок агрооблигаций вошел

в полосу кризиса неплатежей. Вслед за Читинской областью, которая 1.06.1998

г. не смогла погасить первый транш своих облигаций и выплатить купоны по 2-

летним и 3-летним траншам, а 8.06.1998 г. Оренбургская область попросила

инвесторов не торопиться предъявлять к погашению оренбургские

агрооблигации, чуть позже к ним присоединилась Тамбовская область.

Таким образом из 40 регионов, которые к сегодняшнему дню должны были

расплатиться по агрооблигациям, рассчитались 8, из них исполнили

обязательства в срок - 4. Не оправдал себя и подход, предложенный торговым

агентом Минфина по агрооблигациям - “МФК - Ренессанс”, который разработал

модель кредитного рейтинга субъектов РФ. В соответствии с предложенной

методикой все регионы-должники были подразделены по степени надежности на 3

группы. Но как показало время, присвоенные рейтинги оказались достаточно

условными. Оценка не учитывает особенность выпуска агробумаг - деньги от

реализации получает Минфин РФ, а погашать обязательства необходимо

регионам. Таким образом, на рынке идет переориентация приоритетов в

отношении обязательств региона. Главным критерием выпуска является степень

ответственности региональных властей перед своими обязательствами, а не

финансовое положение региона.

Это сказывается в отношении тех регионов, которые занимаю или планируют

размещать свои займы на зарубежных рынках. Например, десятидневная задержка

с оплатой агрооблигаций могли стоить Якутии более 755 млн. долларов, т. к.

ранее республика получила кредит на эту сумму в зарубежных банках. Причем,

одним из условий кредитного договора было право кредитора требовать

долгосрочное погашение займа с учетом процентов при неисполнении заемщиком

своих обязательств перед какими-либо другими кредиторами. И хотя для Якутии

все закончилось выплатой штрафных санкций, иностранные инвесторы будут с

большей осторожностью относиться к региональным займам. Правда инвесторы

были готовы к тому, что некоторые регионы откажутся от погашения

облигаций. Поэтому крупные операторы “сельского” рынка (банки) заранее

создали клуб кредиторов, где прорабатывались варианты мер воздействия на

неплательщиков. Для этих целей “МФК-Ренессанс” наняла авторитетную

международную адвокатскую контору “Клиффорд Чейз”. Пока инвесторы пытаются

договориться с должниками по-хорошему. С каждым ведется индивидуальная

работа, для них разрабатываются графики погашения задолженности. Но для 8

регионов дело грозит закончиться судом, а на двух субъектов РФ - Читинскую

область и Еврейскую автономную область - документы в суд уже поданы.

На сегодняшний день Минфин РФ реализовал 65 % от общей эмиссии. Поэтому

регионам, чьи бумаги остались нереализоваными, предстоит погашать свои

обязательства Минфину РФ, т. е. государству (рис. А4).

Выпуск агрооблигаций позволил отладить инфраструктуру, которая может

быть использована при секьюризации иных региональных долгов. Чтобы успешно

развить рынок таких бумаг, надо активно привлекать на него региональных

инвесторов. А участие в проекте обеспечило субъектам РФ решение ряда важных

задач кратко- и долгосрочного характера:

получение отсрочки в погашении бюджету ссуды продолжительностью от 1 до 3

лет;

выкуп с дисконтом собственных облигаций;

формирование рейтинга собственных облигационных займов с целью привлечения

в будущем новых инвестиций с использованием инструментов фондового рынка.

Но существует ряд специфических проблем рынка агрооблигаций, которые в

основном связаны с тем, что данный финансовый инструмент новый, не

проработанный:

повышение заинтересованности инвесторов в приобретении облигаций эмитентов

с невысоким экономическим потенциалом;

повышение ликвидности вторичного рынка, а малоактивность и

низколиквидность вторичного рынка агрооблигаций объясняется следующим:

объем выпуска каждого отдельно взятого эмитента небольшие, что недостаточно

для формирования высоколиквидного рынка ценных бумаг;

вторичные торги проводят только по тем выпускам агрооблигаций, первичное

размещение которых полностью завершено (их 16);

крупными держателями агорооблигаций являются зарубежные финансовые

институты, которые приобретали их в целях формирования долгосрочных

инвестиционных портфелей, а не ради спекуляций на рынке;

недостаточная информационная открытость данного рынка, связанная с тем, что

эмитент, передавая облигации в собственность Минфину РФ, фактически теряет

интерес к их дальнейшей судьбе.

создание развернутой и максимально доступной инвесторам системы

информационно-аналитической поддержки.

Условия заимствования еврооблигаций на международных финансовых рынках для

эмитентов более выгодны, чем на внутреннем рынке: рынок еврооблигаций

высокоорганизован и имеет хорошо отлаженную инфраструктуру; заемные

средства, мобилизуемые таким путем являются более дешевыми ресурсами и

могут привлекаться на более длительный срок. Размещать свои ценные бумаги

на внешнем рынке субъекты РФ могут только с позволения федерального

правительства, т. к. оно несет солидарную ответственность по долговым

обязательствам регионов.

Документом, регулирующим выпуск еврооблигаций органами власти, является

указ президента РФ № 304 от 08.04.97 г. “О выпуске внешних облигационных

займов органов исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга и

Нижегородской области”. В соответствии с ним:

общий объем заимствований любого из субъекта РФ в пределах бюджетного года

не должен превышать 30 % собственных доходов бюджета;

расходы на погашение и обслуживание всех видов долгосрочных обязательств не

могут составлять более 15 % собственных бюджетных доходов;

субъекты РФ должны получить рейтинги от не менее чем 2-х ведущих

рейтинговых агентств.

После выпуска ОНЭКСИМбанком еврооблигаций 24 января 1997 г. выявили

желание выпустить еврооблигации администрации г. Москвы, г. Санкт-

Петербурга и Нижегородской области. Причем ФКЦБ считает необходимым

поддержать регионы при их подготовке и выходе на мировой финансовый рынок.

Причем необходимо обеспечить сравнительно низкую степень доходности ценных

бумаг регионов, сопоставимой с доходностью первого транша российских

евробондов (9,25 % годовых), и высокую степень их размещения среди

инвесторов, а правительственным органам необходимо не допустить излишней

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты