Исследование роли маскулинности в формировании противоправного поведения. Диплом.
Исследование роли маскулинности в формировании противоправного поведения. Диплом.
Содержание
Введение……………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические подходы к исследованиям гендерных факторов в
поведении девиантных подростков………………………………8
1.1 Предпосылки возникновения и развития гендерных исследований в
психологии……………………………………………………8
1.2 Проблемы гендерной психологии ……………………………..10
1.3 Психология половых различий………………………………...18
1.4 Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины…………..30
1.5 Девиантное поведение несовершеннолетних…………………36
* Психические основы девиантного поведения……………….38
* Основные причины девиантного поведения…………………41
* Девиантное поведение детей и подростков………………….41
Глава 2. Исследование роли маскулинности в формировании противоправного
поведения……………………………………………………48
2.1 Организация и методы исследования…………………………48
2.2 Сравнительный анализ проявлений маскулинности, агрессивности и эмпатии
в группах подростков………………………………52
2.3 Анализ и интерпретация результатов…………………………56
Заключение……………………………………………………………62
Библиография…………………………………………………………65
Приложение
Введение
Актуальность темы исследования. Психологические исследования молодежных
проблем в современных условиях реформирования социальной жизни общества
постепенно преобразуются из собственно академических вопросов научного
познания в неотъемлемую составляющую практического освоения социальной
действительности. Важными в этих обстоятельствах представляются гендерные
аспекты социализации молодого поколения, поскольку, с одной стороны, они
теоретически малоисследованны, а с другой стороны приобретают все большую
значимость в формировании сознания и поведения современной молодежи.
Особенно это характерно для молодежи города, где на фоне утраты
эффективности традиционных институтов социализации интенсивно возникают
неформальные молодежные объединения, все более играющие роль таких
социализирующих факторов. Общим для большинства несовершеннолетних
является то обстоятельство, что на первый план в их идеологии выходят
ценности маскулинности. Исходя из них, мужчина должен быть сильным,
независимым, активным, агрессивным, самодостаточным, ориентированным на
индивидуальные достижения и т.п. Женщина - нежной, тактичной, терпеливой,
слабой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на семью и т.п.
Сегодня жизнь приводит все больше примеров возрастания агрессивности как у
мальчиков, так и у девочек подростков, и обществу становится все сложнее и
сложнее бороться с этой проблемой. Традиционно агрессивность изучалась
почти без учета пола - она считалась прежде всего маскулинным качеством.
Поэтому новые возможности для исследования противоправного поведения
несовершеннолетних открывает гендерный подход, предполагающий такой способ
познания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» на
психические явления, и в то же время нет поляризации и иерархии «мужского»
и «женского». Методологические основы гендерного анализа в психологии
разрабатываются как зарубежными (Ш. Берн, К. Бьерквист, X. Джин, А. Игли,
Д. Кандиоти, Г. Коои, К. Лагерспетц, Д. Фаррингтон., К. Уэст и Д.
Зиммерман и др.), так и отечественными исследователями (Н.И. Абубакирова,
О.А. Воронина, Т.А. Гурко, И.С. Клецина, Л.П. Репина, Н.А. Челышева и
др.).
В отличие от половозрастного анализа, отталкивающегося от биологической
разницы мужчин и женщин, гендерный анализ позволяет, не ограничиваясь
традиционными представлениями о гормональных отличиях и разном
физиологическом предназначении, увидеть истоки различий в агрессивности
между мальчиками и девочками подростками в специфике их социализации и
принятии на себя определенных гендерных ролей.
К многочисленным трудностям подросткового периода, обусловленным
кризисностью фазы перехода от детства к взрослости, сегодня добавляется
нечеткость требований к исполняемым гендерным ролям. Например, от девочек
дома требуют послушания, скромности и заботливости, в проблемах гендерной
психологии школе - достижений в умственной и физической деятельности,
равных достижениям мальчиков, из средств массовой информации они узнают,
что должны быть настойчивыми, честолюбивыми, ориентированными на себя.
Такое «уравнение» гендерных ролей и сближение стереотипов мужественности и
женственности заставляет подростка почувствовать себя бесполым и одиноким
существом во враждебном и угрожающем ему мире. В этой ситуации
агрессивность является прежде всего защитным механизмом в ответ на
напряжение, связанное с затрудненностью гендерной идентификации в
современном мире.
Учет гендерного фактора при анализе человеческой агрессивности.
представляется нам важнейшим принципом для дальнейшего совершенствования
профилактической и коррекционной работы с агрессивными подростками.
В последние время состояние преступности несовершеннолетних увеличилась в
несколько раз. За 2004 год во Владимире совершено 274 преступления
несовершеннолетними, из них 99 тяжких преступлений; по Владимирской
области 1739 преступлений из них 671 тяжких.
Цель исследования: выявление гендерных особенностей проявления маскулинных
качеств у подростков, склонных к противоправному поведению.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретический анализ литературных источников проявления гендерных
стереотипов у подростков;
2. Исследование проявления маскулинности, агрессии, эмпатии у подростков,
склонных к противоправному поведению.
Гипотеза исследования: уровень маскулинности определяет склонность
подростков к противоправному поведению у подростков.
Объект исследования - гендерные характеристики маскулинности у подростков.
Предмет исследования - роль маскулинности подростков, склонных к
противоправному поведению.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, опросник БЕМ,
экспертные оценки, методика диагностики уровня эмпатических способностей
В.В. Бойко, диагностика состояния агрессии Басса - Дарки, математическая
обработка результатов.
Экспериментальная база исследования:
Исследование проводилось в следственном изоляторе города Владимира, в нем
принимали участие подростки 14-15 лет, находящиеся под следствием за
совершение различных преступлений.
Практическое значение: полученные в ходе исследования результаты могут
быть использованы в практическом применении рекомендаций по коррекции
гендерной социализации подростков, склонных к противоправному поведению.
Глава 1. Теоретические подходы к исследованиям гендерных факторов в
поведении девиантных подростков.
1.1 Предпосылки возникновения и развития гендерных исследований в
психологии.
В развитии гендерных исследований на Западе условно можно выделить три
этапа.
Первый этап (примерные временные границы — 70-е годы) — это период
появления первых гендерно ориентированных научных работ, связанных с
интенсивным развитием на Западе феминистского движения либеральной
ориентации. Либеральный феминизм провозглашает равенство полов, которого
можно достигнуть посредством реформ. Законодательные акты и политические
решения должны (с либеральной точки зрения) учитывать аспект гендерной
нейтральности, отражать идею сходства полов.
В теории структурного функционализма, которая доминировала в
рассматриваемый период в социальных науках, отношения между полами
определялись через концепцию полоролевого разделения на примере семьи (Т.
Парсонс). В концепции Т. Парсонса акцентирован вопрос о соотношении
частной и публичных сфер жизни. Именно публичная сфера, в которой
безраздельно доминируют мужчины, включающая мир политики, юридические
права и обязанности, рыночные институты, признается сферой «реальной»
власти, престижа и могущества. Приватная, частная сфера жизни, где
«правят» женщины, является вторичной, дополнительной, не престижной и
малозначимой с позиций общественного сознания.
Гендер — это повседневный мир взаимодействия мужского и женского,
воплощенный в практике; это системная характеристика социального порядка,
от которой невозможно отказаться, она постоянно воспроизводится и в
структурах сознания, и в структурах действия. Когда социальное
производство гендера становится предметом исследования, обычно
рассматривают, как гендер конструируется через институты социализации,
разделение труда, через культуру (гендерные роли и стереотипы, массмедиа),
а также проблемы гендерной стратификации и неравенства.
В 60—70-е годы ХХ века в социальных науках получил широкое распространение
полоролевой подход, опиравшийся на структурный функционализм. Суть подхода
заключается в том, что половые роли усваиваются в процессе социализации.
Освоение половой роли предполагает наличие не только определенного типа
поведения, но и конкретных личностных особенностей и даже всего образа
жизни. Все это достигается благодаря воздействию агентов (институтов)
социализации, которые формируют личность в соответствии с доминирующими
культурными нормами, ценностями, образцами маскулинного и фемининного
поведения, а также возможности субъекта интериоризировать предлагаемые
культурные стандарты.
Рассмотрим развитие гендерной психологии в контексте направления —
парадигмы половых различай. Анализ результатов многочисленных
исследований, посвященных изучению различий, психологических характеристик
мужчин и женщин, особенностях их поведения, показал, что психологических
различий между представителями мужского и женского пола не так много, как
кажется. У мужчин более развиты пространственные и математические
способности, а у женщин — вербальные способности. В социальном поведении
мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как
агрессивность и доминантность, а женщины — дружелюбие и контактность. Что
касается социальных ролей мужчин и женщин, то для женщин более значимыми
являются семейные роли, а для мужчин — профессиональные. Женская роль в
семье больше связана с заботой и уходом за членами семьи; профессиональный
статус играет центральную роль в мужской самоидентификации. Однако,
согласно более поздним исследованиям [15], даже к общепризнанным различиям
между мужчинами и женщинами по уровню агрессивности, математическим и
вербальным способностям нужно подходить с большой осторожностью, поскольку
различия, выявляемые между средним мужчиной и средней женщиной,
обнаруживаются далеко не всегда [35].
1.2 Проблемы гендерной психологии.
В последнее время гендерная проблематика все активнее стала заявлять о
себе в различных отраслях научного знания. Эта тенденция коснулась и
психологии, в психологических публикациях все чаще можно встретить такие
понятия, как «гендер», «гендерный», «гендерные исследования». Какая
реальность стоит за использованием этих терминов: дань моде или новые
тенденции в развитии отечественной психологии? Все более остро
актуализируется задача теоретического осмысления феномена гендерной
психологии и разработки соответствующего гендерного подхода в ней. В
рамках решения этих задач рассмотрим следующие вопросы: 1) предпосылки
возникновения и развития гендерных исследований в психологии; 2) специфика
гендерных исследований в западной психологии; 3) гендерная проблематика в
отечественной психологии.
В отечественной научной литературе понятие «гендер» впервые появилось в
1992 году в сборнике статей под названием «Женщины и социальная политика».
По замыслу авторов сборника введение этого термина должно было
способствовать решению ряда стратегических задач: формированию новой
научной парадигмы анализа социальных отношений и социально-культурных
различий в жизни мужчин и женщин; привлекая к изменению социополовых
отношений в условиях социальной трансформации; стимулированию проведения
научных исследований, направленных на выявление гендерной асимметрии в
общественной жизни. Кроме этого, активное использование исследователями
понятия «гендер» должно создавать ситуацию, «когда людям будет интересно
содержание нового слова» [10. С. 20].
Само слово «гендер» не имеет однозначного перевода на русский язык, а
написание его и произношение представляют собой кальку английского
«gender». В Американском словаре наследия английского языка одно из
значений слова «gendег» определяется как «классификация пола, пол», то
есть «gender»— это категория, ссылающаяся на пол. Другое значение слова
«gendег» - «представление», есть гендер понимается как представление
отношений, показывающее принадлежность к классу, группе, категории. 36
Общепринятого определения термина «гендер» нет ни в зарубежной, ни в
отечественной литературе, однако, попытки проанализировать и раскрыть
содержание данного понятия предприняты многими исследователями [1; 3; 7;
17]. Так, например, психолог Н. И. Абубикирова пион (31). «Гендер —
социальное отношение: не биологический пол, а представление
(репрезентация) каждой индивидуальности в терминах специфических
социальных отношений» [1. С. 124]. По мнению отечественных
исследовательниц феминисток О. Ворониной и Т. Клименковой, термин «гендер»
употребляется для обозначения пола «как социального понятия и явления в
отличие от биологического понимания пола (sех) как определенной
совокупности морфологических и физиологических особенностей. Иными
словами, быть женщиной или мужчиной — вовсе не значит просто быть
человеком с женской или мужской анатомией. Это значит следовать
определенным содиокультурным экспектациям, предъявляемым обществом по
отношению к человеку на основании принятых там правил пола» [7. С. 11]. С.
Айвазова, анализируя понятие «гендер», отмечает, что поскольку в русском
языке нет аналогичного термина, то это понятие можно переводить смысловой
фразой «социальные отношения полов» или «социально организованное,
социально закрепленное разделение ролей на мужские и женские» [3. С. 40].
Какие общие моменты можно обнаружить в приведенных вариантах раскрытия
понятия «гендер»? Во-первых, всеми авторами подчеркивается отличие гендера
от биологического пола, отмечается социальная природа его происхождения
(гендер рассматривается как социальный конструкт). Во-вторых, социальная
сущность гендера определена различными нормами для мужского и женского
действия и взаимодействия, нормами, предписанными и воссоздаваемыми
обществом. Однако вряд ли можно сейчас дать точное и конкретное
определение этому феномену, ставшему предметом междисциплинарных
исследований при отсутствии соотносимого общего единого и
дифференцированного понятийного аппарата.
Развитию гендерных исследований, рассматриваемых как «междисциплинарная
исследовательская практика, реализующая эвристические возможности
гендерного подхода для анализа социальных трансформаций и систем
доминирования» [23. С. 180]. Таким образом, в настоящее время гендерные
исследования представлены в двух аспектах: первый аспект предполагает
реализацию гендерного подхода как научной теории и исследовательской
практики, второй — как образовательной практики, включающей разработку и
преподавание гендерно- ориентированных учебных дисциплин.
Теоритические подходы в исследовании Маскулинности
В современной отечественной психологии молодежь является наиболее широко
изучаемой социальной группой российского населения, а психология молодежи
вполне может быть причислена к наиболее интенсивно развивающейся сфере
современной социологической теории. Активное исследование молодежных
проблем предпринималось на протяжении последних десятилетий. Однако на
разных этапах исторического развития социология молодежи акцентировала
свое внимание на различных качественных доминантах развития молодого
поколения нашей страны. Так, в социалистическом обществе на фоне идеолого
- практического стремления к социальному единству, молодое поколение
советских людей было принято рассматривать как достаточно монолитное,
синкретичное явление. Социалистическая общественная система многие годы
своего существования обладала достаточно высокой социальной прочностью,
практически тотальной обобщенностью стандартов образа жизни, стремилась к
идеологической и культурной однородности. Генеральная линия в
государственной политике заключалась в уравнении социокультурных различий
между классами, слоями и группами. Поэтому естественно, что в
социологических исследованиях отражались эти доминирующие тенденции, при
этом внимание более акцентировалось на интегрирующие социальные признаки,
а в русле данной традиции ученые обращали внимание на выявление общего в
развитии различных групп советской молодежи.
Сегодняшнее российское общество объективно развивается более путем
дифференциации (нежели чем интеграции) по различным социальным признакам
и, естественно, те же процессы по преимуществу фиксируются исследователями
молодежных проблем. С одной стороны, в работах по психологии молодежи
последняя рассматривается как “стратегический ресурс” развития
российского общества, отмечается, что молодежь - не только будущее, она -
“живое настоящее”. С другой стороны обращается внимание на тот факт, что
российская молодежь на современном историческом этапе оказалась в весьма
специфическом положении, которое зафиксировал, в частности, В.Т.
Лисовский. Современная молодежь оказалась в специфической исторической
ситуации, в которой она переживает процесс социализации не на базе
унаследованных материальных и духовных ценностей, а вынуждена участвовать
в выработке этих ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки
рецидивам старого мышления “отцов”, их попыткам реставрировать прошлое.
Социальные преобразования не только демонтировали экономический уклад
общественной жизни российского общества, но и изменили ценностные
ориентиры. Соответственно, в молодежной среде произошла утеря
нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания
социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности
(в дюркгеймовском смысле -аномия) вообще, поскольку общественно значимые
нормативы, традиционно поддерживавшие социальное равновесие и
обеспечивавшие условия социального становления молодого поколения,
девальвированы, а рационально-прагматическая мораль, адекватная
современному обществу, еще не сформировалась. В этих обстоятельствах в
молодежной среде возникают различные формы девиантного поведения,
выражающиеся как в социальных инновациях, так и в социальном протесте.
Вообще для молодежи всегда характерно нестандартное поведение. В
определенном приближении некоторые отклонения можно в достаточной степени
уверенно характеризовать как позитивные, которые служат средством
конструктивного развития общественной системы, повышения качества и уровня
ее функционирования, организованности.
В соответствии с целью работы исследовательское внимание на возникшие в
последнее время тенденции акцентированного формирования молодежной
маскулинности, (чего не было раньше, что можно считать отклонением от
обычного и привычного) чтобы описать и объяснить изменения, происходящие в
репрезентации образцов мужской роли в обществе. Для социологической
концептуализации маскулинности важно отметить, что дифференциация
респондентов по полу является характерной чертой многих исследований.
Нередко принимается во внимание чисто биологическое различие полов. В то
же время специфика современных гендерных исследований предполагает
рассмотрение половой дифференциации не столько в качестве биологически
определенной, сколько в качестве социально сконструированной, когда
гендерная идентичность непосредственно связана с конкретными особенностями
социальной адаптированности индивидов и представляет собой культурную и
социальную конструкцию.
В сегодняшнем обществе социально-ролевые функции мужчин и женщин в
значительной своей части претерпевают серьезные изменения, когда часть
традиционных ролей одного биологического пола усваивается и
демонстрируется полом противоположным. В этой связи учеными признается,
что психология изучает то, каким образом культура и социальная структура
опосредует физические различия между мужчинами и женщинами. В современной
российской социологии гендера научный дискурс в этой сфере развивается в
дихотомии понятий “маскулинность -фемининность”.
Как и другие гендерные категории, \"маскулинность\" не имеет однозначного
определения и имеет по крайней мере три разных значения.
1.Маскулинность как дескриптивная, описательная категория обозначает
совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей,
объективно присущих мужчинам, в отличие от женщин.
2.Маскулинность как аскриптивная категория обозначает один из элементов
символической культуры общества, совокупность социальных представлений,
установок и верований о том, чем является мужчина, какие качества ему
приписываются.
3.Маскулинность как прескриптивная категория это система предписаний,
имеющих в виду не среднестатистического, а идеального \"настоящего\"
мужчину, это нормативный эталон мужчинности.
Р. Бреннон сформулировал четыре основные компоненты \"мужской роли\": 1)
необходимость отличаться от женщин; 2) необходимость быть лучше других; 3)
необходимость быть независимым и самодостаточным; 4) необходимость
обладать властью над другими [31].
Этимологически термин “маскулинности” восходит к латинскому masculinus,
что означает “мужской”. В современном словоупотреблении “маскулинностью”
обычно обозначают комплекс характерологических особенностей (в поведении,
возможностях, ожиданиях), которые традиционно принято приписывать мужскому
полу и которые соответствующим образом детерминируют социальную практику
конкретных индивидов. Другими словами, маскулинность — это то, что
добавлено к анатомии для получения мужской гендерной роли.
Концептуализация маскулинности в современной психологической теории
разворачивается на фоне противостояния двух принципиально разных подходов
к пониманию существа этого феномена. Так, эссенциалистский подход, который
имеет более долгую по времени теоретическую традицию, основывается на том,
что маскулинность является биологически обусловленным набором
поведенческих, физических и психических качеств индивида мужского пола,
что репрезентирует его самость и, в конечном счете, его природную
сущность. Маскулинность здесь понимается как глубоко укорененный,
неподвижный (в крайнем случае - очень инерционный), стабильный вариант
гендерной идентичности, за что данный исследовательский подход и
подвергается существенной критике с позиций получивших широкое
распространение в последнее время теорий постмодернизма и социального
конструктивизма, в рамках которых он снискал себе репутацию “вульгарного
биологического детерминизма”. В феминистской интерпретации эссенциализм
упрекается в “тоталитаризме”, в идеолого-теоретическом оправдании
“существующего порядка вещей в патриархатном обществе”.
Противоположны позиции так называемых социальных конструктивистов, которые
видят суть маскулинности в том, что она есть не что иное как “принятие
некой объявленной позиции, формирование психического комплекса, примерка
социального пола, дополнение исторической сексуальности, аппарат
культурного различия” (Х. Бхабха), как “постоянно меняющийся набор
значений, которые мы конструируем в общении с собой, друг с другом и
окружающим нас миром” (М. Киммел), что “имеет смысл рассматривать
маскулинность как гетерогенную, чувствительную к контексту и возникающую в
процессе взаимодействия” (Р.Хоррокс).
В своем отрицании традиционного понимания маскулинности как глубоко
укорененного и стабильного комплекса типичных свойств, присущих индивиду
мужского пола от рождения, многие современные исследователи проблем
психологии гендера иногда вообще не учитывают биологический фактор в
прояснении сущности данного понятия.
Таким образом, социально-конструктивистский подход представляет
маскулинности в контексте гендерных ожиданий, когда маскулинности
конструируются в процессе социальных практик. Подразделяясь на гегемонные,
подчиненные и маргинализированные маскулинности формируются определенными
социальными группами и отдельными индивидами в ходе интерактивных
взаимодействий и в зависимости от конкретных социальных реалий, конкретной
социокультурной ситуации.
Особенно важно, что практически все современные психологические
исследования проблем маскулинности описывают и анализируют статусы и
проявления “мужественности” (“мужчинности”), особенности формирования и
функционирования мужского самосознания не в “общем и целом”, а в вполне
конкретной привязанности к определенной социальной общности, к
специфической субкультурной среде. В этом контексте маскулинность можно
представить как разнокачественную совокупность социокультурных
характеристик, которыми должен обладать мужчина и при помощи которых он
идентифицируется другими как мужчина в данной социальной среде в
определенный период времени.
В прикладном значении изучение моделей маскулинности позволяет лучше
понять основные составляющие гендерной идеологии общества и принципы
функционирования институтов патриархатного доминирования, а также найти
пути изменения существующего гендерного порядка. Анализ современной
социальной ситуации в определенной мере подтверждает тезис о необходимости
таких изменений.
1.3 Психология половых различий
Общеизвестно, что половой диморфизм относится к числу фундаментальных,
постоянных характеристик человеческого онтогенеза, а половое разделение
труда в той или иной форме существует в любом человеческом обществе.
Проблема соотношения и изменения традиционных стилей жизни и психических
свойств мужчин и женщин вызывает жаркие споры, причем она имеет вполне
реальное практическое значение. Однако за исключением работ Б. Г.
Ананьева, проблемы психологии половых различий и половой дифференциации не
нашли достаточного отражения в отечественной психологии. Тогда как
исследователям, занимающимся вопросами формирования личности, необходимо
иметь в виду, что все или почти все онтогенетические характеристики
являются не просто возрастными, но половозрастными, а самая первая
категория, в которой ребенок осмысливает собственное «я», — это половая
принадлежность.
Психологическая наука в целом, оставляя возможность отдельному
исследователю в рамках своей специальной темы абстрагироваться от половой
принадлежности, образования и содержания деятельности своих испытуемых и
т. п., не может полностью игнорировать такое фундаментальное биосоциальное
свойство, как пол. Его теоретическая недооценка практически оборачивается
тем, что традиционно мужские свойства и образцы поведения невольно
принимаются и выдаются за универсальные (очень многие психологические и
психиатрические опросники и схемы имеют откровенно маскулинные акценты,
особенно когда речь идет о подростках), что мешает пониманию специфических
проблем женской половины человечества и противоречит принципу равенства
полов, которое утверждает социалистическое общество.
Половая дифференциация и формирование половой идентичности
Вопреки житейским представлениям, что половая принадлежность индивида
«дана» ему чисто биологически, половая идентичность, т. е. Осознанная
принадлежность, к определенному полу, — результат сложного биосоциального
процесса, соединяющего онтогенез, половую социлизацию и развитие
самосознания [7], [9], [21].
В постнатальном онтогенезе биологические факторы половой дифференциации
дополняются социальными. Генитальная внешность задает определенную
программу взрослым, детерминируя определение акушерского (или паспортного)
пола новорожденного, что, в свою очередь, сигнализирует, в духе какой
половой роли, мужской или женской, он должен воспитываться (пол
воспитания). Эта половая социализация, обучение ребенка половой роли,
всегда производна от норм и обычаев соответствующего общества, культуры.
Сюда входят прежде всего система дифференциации половых ролей, т.е.
половое разделение труда, специфические полоролевые предписания, права и
обязанности мужчин и женщин, и связанная с ней система стереотипов
маскулинности и фемининности, т. е. представления о том, какими являются
или должны быть мужчины и женщины. Тем и другим определяются принятые в
обществе поведения.
Первичная половая идентичность, т. е. знание своей половой принадлежности,
складывается обычно уже к 1,5 годам и является наиболее устойчивым,
стержневым элементом самосознания. С возрастом объем и содержание этой
идентичности меняются, причем это часто связано с умственным и социальным
развитием ребенка. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет
обосновать эту атрибуцию. К 3—4 годам ребенок ясно различает пол
окружающих его людей (разная реактивность на мужчин и женщин наблюдается
уже у 7—8-месячных младенцев и даже раньше [6], но часто ассоциирует его
со случайными внешними признаками, вроде одежды, и допускает
принципиальную обратимость, возможность изменения пола (хотя в
действительности изменение половой идентичности ребенка в этом возрасте
уже весьма сложно). В 6—7 лет ребенок окончательно осознает необратимость
половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой
дифференциации деятельности и установок; мальчики и девочки по собственной
инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, у них проявляются
разные интересы, стиль поведения и т.д.; стихийная половая сегрегация
(однополые компании) способствует кристаллизации и осознанию половых
различий.
Половая идентичность основывается, с одной стороны, на соматических
признаках (образ тела), а с другой — на поведенческих и
характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия или
несоответствия нормативному стереотипу маскулинности или фемининности.
Причем, как и все прочие самооценки, они во многом производны от оценки
ребенка окружающими. Все эти характеристики многомерны зачастую
неоднозначны. Уже у дошкольников часто возникает проблема соотношения
полоролевых ориентации ребенка, т. е. оценки им степени своей
маскулинности — фемининности, и его полоролевых предпочтений, которые
выясняются путем ответов на вопрос «Кем бы ты предпочел быть — мальчиком
или девочкой?» и экспериментов, когда ребенок вынужден выбирать между
мужским и женским образцом или ролью.
Хотя известно, что полоролевые предписания и ожидания и связанная с ними
оценка маскулинности (фемининности) ребенка являются важным фактором его
психосексуального развития, психология половой дифференциации изучена
слабо. Здесь существуют три альтернативные теории.
Теория идентификации, уходящая корнями в психоанализ, подчеркивает роль
эмоций и подражания, полагая, что ребенок бессознательно имитирует
поведение представителей своего пола, прежде всего — родителей, место
которых он хочет занять [26]. Теория половой типизации, (sех тyping),
опирающаяся на теорию социального научения [18; 19] придает решающее
значение механизмам подкрепления: родители и другие люди поощряют
мальчиков за поведение, которое принято считать мальчишеским, и осуждают
их, когда они ведут себя «женственно»; девочки же получают положительное
подкрепление за фемининное поведение и отрицательное — за маскулинное. Как
пишет У. Мишел, «половая типизация — это процесс, посредством которого
индивид приобретает полодиморфические образцы поведения: сначала он учится
различать образцы поведения, дифференцируемые по полу, затем обобщать этот
частный опыт на новые ситуации и, наконец, выполнять соответствующие
правила» [18; 57]. Теория самокатегоризации, опирающаяся на
когнитивно-генетическую теорию, подчеркивает познавательную сторону этого
процесса: ребенок сначала усваивает половую идентичность, определяя себя в
качестве «мальчика» или «девочки», а затем старается сообразовать свое
поведение с тем, что кажется ему соответствующим такому определению. В
свете теории половой типизации ребенок мог бы сказать: «Я хочу поощрения,
меня поощряют, когда я делаю «мальчиковые» вещи, поэтому я хочу быть
мальчиком», а в свете теории самокатегоризации: «Я мальчик, поэтому я хочу
делать «мальчиковые» вещи, и возможность делать их меня вознаграждает»
[13; 89].
Хотя каждая из этих теории содержит какую-то долю истины, ни одна не
объясняет всех известных фактов [17], [23]. Главное возражение против
теории идентификации — неопределенность ее основного понятия,
обозначающего и уподобление себя другому, и подражание, и отождествление с
другим. Но защитная идентификация мальчика с отцом из страха перед ним
(фрейдовский эдипов комплекс) имеет мало общего с подражанием, основанным
на любви; подражание свойствам конкретного индивида нередко смешивают с
усвоением его социальной роли (отец как властная фигура); фактически
образцом для мальчика часто служит не отец, а какой-то другой мужчина;
кроме того, поведение детей далеко не всегда повторяет поведение их
взрослых моделей, например однополые мальчишеские группы возникают явно не
от того, что мальчики видят, как их отцы избегают женского общества.
Теорию половой типизации упрекают в механистичности, ребенок выступает в
ней скорее как объект, чем как субъект социализации; с этих позиций трудно
объяснить появление многочисленных, не зависящих от характера воспитания,
индивидуальных вариаций и отклонений от половых стереотипов; кроме того,
многие стереотипные мальчишеские и девчоночьи реакции вообще складываются
стихийно, независимо от обучения и поощрения. Теория самокатегоризации в
известной мере синтезирует оба подхода, предполагая, что представления
ребенка о соответствующем его полу поведении зависят как от его
собственных наблюдений за поведением мужчин и женщин, служащих ему
образцами, так и от одобрения или неодобрения, вызываемого такими его
поступками у окружающих. Однако трудность этой теории в том, что
полоролевая дифференциация поведения у детей начинается гораздо раньше,
чем складывается устойчивая половая идентичность.
Возможно, что эти теории нужно рассматривать не как альтернативные, а как
взаимодополнительные, описывающие один и тот же процесс с разных точек
зрения (теория половой, типизации — с точки зрения воспитателей, теория
самокатегоризации — с точки зрения ребенка), или подчеркивающие аспекты,
имеющие неодинаковое значение на разных стадиях психосексуального развития
[23].
Исключительно важным универсальным агентом половой социализации является
общество сверстников как своего, так и противополжного пола. Оценивая
телосложение и поведение ребенка в свете своих, гораздо более жестких, чем
у взрослых, критериев маскулинности — фемининности, сверстники тем самым
подтверждают, укрепляют или, наоборот, ставят под вопрос его половую
идентичность и полоролевые ориентации. Особенно остро стоит эта проблема у
мальчиков, у которых полоролевые нормативы и ожидания исключительно жестки
и завышены. Объясняется ли это тем, что маскулинные черты традиционно
ценятся выше фемининных, или же общебиологической закономерностью,
согласно которой на всех уровнях половой дифференциации формирование
Страницы: 1, 2, 3
|