Исследование роли маскулинности в формировании противоправного поведения. Диплом.
2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком
морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии
вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой
напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля
рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение
нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации,
бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве
насилия и правонарушениях.
3. Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к
девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из
неблагополучных семей.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения
знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить
взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты,
различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило,
ведут к кризису духа, потере смысла существования.
Девиантное поведение детей и подростков
Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание
нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям,
отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования
семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от
принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют
девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные
противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие)
поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными
отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение -
реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится
на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом,
но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с
особенностями физического развития, условиями воспитания и социального
окружения. Оценивая свое тело, подросток констатирует свое физическое
превосходство, норму или неполноценность и делает вывод о своей социальной
ценности. Понимание своего тела - это преломление в сознании собственных
способностей, а также восприятия и оценок окружающих. Может возникнуть
пассивное отношение к физической слабости, либо желание компенсировать
свои недостатки в другой сфере, либо попытаться их исправить, быстрый рост
во время полового созревания приводит к изменению скелета. Запаздывание
формирования нервно-мышечного аппарата при этом может нарушить координацию
движений, что проявится в неуклюжести. Намеки или упреки окружающих но
поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают
поведение. Акселерированные рослые мальчики убеждены в своей
мужественности и силе. Они могут не бороться за уважение окружающих. Их
уверенности в себе способствует и то, что их воспринимают как толковых. В
связи этим они держатся более естественно, послушнее и требуют к себе
меньше внимания. Отстающие в развитии, худые и низкорослые мальчики
окружающим представляются маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они
испытывают потребность в опеке, проявляют мятежность. Чтобы изменить
неблагоприятное впечатление о себе, они вынуждены постоянно проявлять
изобретательность, предприимчивость, \"храбрость\", находиться на виду, и
своими \"достижениями\" доказывать свою полезность и даже незаменимость в
группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям
общения и эмоциональному напряжению, которые создают условия для
девиантного поведения. Половое созревание также влияет на поведение. При
преждевременном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно
эмоциональные расстройства, в других - нарушения поведения
(претенциозность, вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений;
особенно сексуального. При задержанном половом развитии появляются
медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности
приспособления. Возникновение девиантного поведения может быть
обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков
отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся
чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний,
Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями
настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению.
При столкновении подростка с непониманием его стремлений к
самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или
внешних данных возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение
отмечается в 11-13 лет у мальчиков ив 13-15 лет у девочек. На этот же
возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Старших подростков
волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни.
Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается
мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако
целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с
импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и
категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих
силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в
одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом
и цинизмом, потребность в нежности с садизмом. Развитие личности подростка
происходит под влиянием культуры и общества, воспитавших его, связано с
социально-экономическим положением и полом. Половое созревание у
современных подростков завершается раньше наступления социальной зрелости,
Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления.
При этом социальное созревание происходит неравномерно и зависит от
завершения образования, материальной независимости или наступления
совершеннолетия. Подросток в некоторых сферах жизни может оказаться
неприспособленным и тяжело переживать свою несостоятельность. Например,
располагая авторитетом в группе спортсменов, подросток может оказаться
совершенно незрелым во взаимоотношениях с лицами противоположного пола. В
течение жизни подростка происходит расширение диапазона социальных ролей:
ученика, участника самодеятельности, члена спортивной команды и т.д.
Однако их освоение происходит с трудом, что может привести к большому
эмоциональному напряжению и нарушению поведения. Среди поведенческих
нарушений могут быть следующие: гиперкинетическое расстройство поведения.
Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей
умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому,
не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной
активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность,
склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания
из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил. Во взаимоотношениях
со взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними
играть. Может быть также расстройство поведения и заниженная самооценка.
Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает
антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое),
проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и
родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей,
жестокость по отношению к ним, поджоги дома. Несоциализированное
расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного
антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и
со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно
отличается отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется
в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии
друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к
взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже
взаимоотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть
сопутствующие эмоциональные расстройства. Обычно ребенок или подросток
одинок. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство,
вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание,
грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева
и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджоги,
Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое
асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома,
вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у
общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных
сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. С
взрослыми, представляющими власть, отношения плохие. Смешанные,
поведенческие и эмоциональные расстройства сочетание стойко агрессивного
асоциального или вызывающего поведения с выраженными симптомами депрессии
или тревоги, В одних случаях выше описанные расстройства сочетаются с
постоянной депрессией, проявляющейся сильным страданием, потерей
интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в
самообвинениях и безнадежности, В других - нарушения поведения
сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или
переживаниями из-за своего здоровья. Делинквентное поведение.
Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени
криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме
прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями,
хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег,
угона с велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество,
спекуляция, домашние кражи. Причины социальные - недостатки воспитания. У
30%-80% делинквентных детей - неполная семья, 70% подростков - с
серьезными нарушениями характера, 66% - акцентуанты. Среди больничных
пациентов без психоза 40% с делинквентным поведением. У половины из них
оно сочеталось с психопатией. Побеги из дому и бродяжничество в трети
случаев сочетается с делинквентностью. Четверть госпитализированных - с
побегами. Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция
протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип. Побеги
возникают: как следствие недостаточного надзора; в целях развлечения; как
реакция протеста на чрезмерные требования в семье; как реакция на
недостаточное внимание со стороны близких; как реакция тревоги и страха на
наказания; вследствие фантазерства и мечтательности; чтобы избавиться от
опеки родителей или воспитателей; как следствие жестокого обращения со
стороны товарищей; как немотивированная тяга к перемене обстановки,
которой предшествует скука, тоска. Ранняя алкоголизация и наркотизация
(аддиктивное поведение). Это подростковый эквивалент бытового пьянства
взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и
наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных
подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками.
Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать
взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают,
принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности,
самоуверенности и т.п. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по
появлению психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а
потом и физической зависимости (когда организм не может функционировать
без алкоголя или наркотика). Появление групповой психической зависимости
(стремления напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник
алкоголизма. Стремление подростка найти повод для выпивки или
наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков,
уже - ранний признак алкоголизма, а в других случаях зависимости от
наркотика.
Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют
некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие
к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным
и субъективным противоречиям общественного развития которые нарушают
взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения
индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том
одно и то же противоречие «может лежать в основе как социально не желаемых
форм поведения ( преступность , алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и
социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая
активность и т. д.).
Глава 2. Исследование роли маскулинности в формировании противоправного
поведения
2.1 Организация и методы исследования
Проводилось исследование особенностей подростков с девиантным и
недевиантным поведением с целью его выявления, определения его форм и
возможностью дальнейшей коррекции. В процессе проведения эксперимента была
сформулирована гипотеза: уровень маскулинности определяет склонность к
противоправному поведению, при этом предлагалось, что:
* чем выше уровень маскулинности, тем выше склонность к противоправному
поведению;
* чем выше агрессивность, тем выше уровень маскулинности;
* чем выше эмпатия, тем меньше уровень маскулинности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие
задачи:
1. Теоретический анализ литературных источников проявления гендерных
стереотипов у подростков;
2. Исследование проявления маскулинности, агрессии, эмпатии у подростков с
противоправным поведением.
В исследовании принимали участие две группы подростков в возрасте 14-15
лет, проживающие в городе Владимире. Первая группа - это подростки,
совершившие различные преступления и содержащиеся в следственном изоляторе
города Владимира. Вторая группа - это подростки, учащиеся средней школы.
В данной работе использовались следующие методики:
1. Методика Маскулинность - Феминность Сандры Бем.
На первом этапе исследовалось поведение несовершеннолетних подростков с
девиантным и недевиантным поведением. Было проведено исследование по
методике Сандры Бем «Маскулинность - Феминность». Методика была предложена
Сандрой Бем (1974г.) для диагностики психологического пола и определяет
степень андрогенности, маскулинности и феминности личности. Опросник
содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый
отвечает «нет» или «да», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя
названных качеств. Опросник можно применять и в форме экспертного
рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам
осуществляется компетентными лицами, хорошо знающими испытуемых (муж,
жена, родители и т.д.).
Ответы подсчитываются, за каждое совпадение с ключом приписывается 1 балл.
Феминность = (сумма баллов по феминности) : 20, где 20 это количество
утверждений по феминности
Маскулинноть = (сумма баллов по маскулинности) : 20, где 20 это количество
утверждений по маскулинности
Основной индекс:
IS = (Феминность - Маскулинность) х 2,322
Если IS от (-1) до (+1) андрогинность
IS меньше (-1) ( IS>1) маскулинность
IS больше (+1) (IS>1) феминность
Если IS < -2,025 ярко выражено маскулинность
IS >+ 2,025 ярко выраженная феминность
Методика С. Бем является одной из наиболее валидной и информативной
гендерной оценки.
2. Методика состояния агрессивности Басса - Дарки.
Для измерения уровня агрессивности применялась методика Басса - Дарки.
А.Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил
понятия агрессия и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию,
развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и
враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций: 1.
Физическая агрессия — использование физический силы против другого лица.
2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни
на кого не направленная. 3. Раздражение — готовность к проявлению
негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4.
Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления
до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида —
зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению
к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред 7.
Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик,
визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8.
Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он
является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им
угрызения совести.
Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся
наличием деструктивных тенденций, в основном в области
субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент
человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности,
так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в
людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того,
что противодействует этому процессу. Вопросник состоит из 75 утверждений,
на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».
Индекс враждебности включает в себя шкалы обиды и подозрительности, а
индекс агрессивности (прямой или мотивационный) включает в себя шкалы
физической агрессии, раздражения, вербальную агрессию.
Нормой агрессивности по тесту Басса - Дарки является величина ее индекса
равная 21 + - 4, а враждебности 6,5 - 7 + - 3.
Методика Басса -Дарки ориентирована на испытуемых подросткового возраста и
дает наиболее подробную информацию о видах агрессивного поведения.
3. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.
Для измерения диагностики уровня эмпатических способностей применялась
методика В.В. Бойко. Испытуемым предлагалось ответить свойственны ли им
данные утверждения. Предложено было 32 вопроса, на которые нужно было дать
ответ: «да» или «нет». Затем подсчитывалось число совпавших ответов по
ключу по каждой шкале и определялась суммарная оценка. Методика
предполагает оценки по следующим шкалам: рациональный канал эмпатии;
эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, установки,
способствующие эмпатии; проникающая способность к эмпатии.
Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 6 баллов и указывают на
значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.
Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного
показателя — уровня эмпатии. Суммарный показатель может изменяться от 0 до
36 баллов. Уровни оценки : 30 баллов и выше — очень высокий уровень
эмпатии; 29—22 — средний уровень, 21—15— заниженный, менее 14 баллов —
очень низкий.
Анализ достоверности различий имеет практическое значение при оценке
статистической значимости разности выборочных средних величин в
сопоставляемых распределениях.
В исследовании использовался U-критерий Манна-Уитни для сравнения
результатов двух групп: девиантных подростков, склонных к противоправному
поведению, и недевиантных подростков. Критерий предназначен для оценки
различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака,
количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми
выборками. Этот метод определяет , достаточно ли мала зона
перекрещивающихся значений между двумя рядами. Чем меньше область
перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны.
Иногда эти различия называют различиями в расположении двух выборок.
Эмпирическое значение критерия Манна-Уитни (U) отражает то, насколько
велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше U[эмп.], тем более
, что различия достоверны.
2.2 Сравнительный анализ проявлений маскулинности, агрессивности и эмпатии
в группах подростков
1. Исследование маскулинности подростков по методике С. Бем
На первом этапе проводилось исследование маскулинности подростков по
методике Феминности - Маскулинности С. Бем. В исследовании принимали
участие две группы подростков в возрасте 14-15 лет, проживающие в городе
Владимире. Опросник предъявлялся подросткам, находящимся в следственном
изоляторе города Владимира, и подросткам обычной средней школы. После
проведенного исследования полученные данные были обработаны и выделены в
две основные группы.
Полученные результаты по группам приведены в приложении на диаграмме и
таблице (см. приложение № 5, № 6).
По результатам были сделаны следующие выводы: уровень маскулинности
девиантных подростков, содержащихся в СИЗО, составляет 17,5 баллов, в
недевиантной группе подростков уровень маскулинности которой составляет
5,7 баллов. Уровень маскулинности девиантных подростков в несколько раз
превышает норму. И следовательно, в их поведении проявляются такие
характеристики как мужественность, агрессивность, тщеславие, властность,
независимость.
Для уточнения маскулинности девиантных подростков была использована
система экспертных оценок. Для определения маскулинных качеств подростков,
склонных к противоправным действиям, была сформирована экспертная группа
из специалистов со стажем работы не менее пяти лет, в количестве трех
человек. Ими была произведена экспертная оценка значимых качеств
маскулинности у двух групп подростков: группа девиантных подростков,
склонных к противоправному поведению, и группа недевиантных подростков.
Вышеупомянутым группам были представлены две ситуации из реальных
уголовных дел, которые они должны были оценить в баллах: от 1 до 10 (см.
приложение № 2). Данным группам нужно было определить, как проявляются те
или иные качества маскулинности в конкретных ситуациях уголовного дела, а
также оценить такие качества как: мужественность; лидерство;
агрессивность; решительность; независимость.
Эксперты провели исследование группы девиантных подростков, склонных к
противоправному поведению.
Данные по группе были сведены в таблицу (см. приложение № 7, № 8). В
данной таблице представлены результаты экспертных оценок.
В результате экспертного опроса выделились такие качества как:
мужественность; лидерство; агрессивность; решительность; независимость:
* по критерию мужественность девиантные подростки, склонные к
противоправному поведению, набрали 8,4 балла, а недевиантные подростки
- 4,9 балла;
* по критерию лидерство девиантные подростки, склонные к противоправному
поведению, набрали 8,5 балла, а недевиантные подростки - 4,9 балла;
* по критерию агрессивность девиантные подростки, склонные к
противоправному поведению, набрали 8,1 балла, а недевиантные подростки
- 5,4 балла;
* по критерию решительность девиантные подростки, склонные к
противоправному поведению, набрали 8,3 балла, а недевиантные подростки
- 5,2 балла;
* по критерию независимость девиантные подростки, склонные к
противоправному поведению, набрали 8,5 балла, а недевиантные подростки
- 5,1 балла.
Таким образом, качества как мужественность, лидерство, агрессивность,
решительность и независимость выше у девиантных подростков, склонных к
противоправному поведению.
2.Исследование агрессивности по методике Басса - Дарки
На втором этапе проводилось исследование агрессивности у подростков по
методике Басса - Дарки. Опросник предлагался подросткам, находящимся в
следственном изоляторе, и подросткам обычной средней школы.
После проведенного исследования полученные данные были обработаны и
приведены в приложении в диаграмме и таблице (см. приложение № 9, № 10).
Исходя из полученных результатов можно утверждать, что физическая агрессия
у девиантных подростков, склонных к противоправному поведению, выше и
составляет 7,31балла, по сравнению с недевиантными подростками, у которых
она составляет 4,61 балла ;косвенная агрессия у девиантных подростков,
склонных к противоправному поведению, выше и составляет 7,9 балла, по
сравнению с недевиантными подростками, у которых она составляет 5,3 балла;
раздражение у девиантных подростков, склонных к противоправному поведению,
выше и составляет 8,69 балла, по сравнению с недевиантными, у которых оно
составляет 5,31 балла;негативизм у девиантных подростков, склонных к
противоправному поведению, выше и составляет 4,25 балла, по сравнению с
недевиантными подростками, у которых она составляет 2,68 балла; бида у
девиантных подростков, склонных к противоправному поведению, выше и
составляет 7,43 балла, по сравнению с недевиантными подростками, у которых
она составляет 4,75 балла; подозрительность у девиантных подростков,
склонных к противоправному поведению, выше и составляет 9,3 балла, по
сравнению с недевиантными подростками, у которых она составляет 7,5балла;
вербальная агрессия физическая агрессия у девиантных подростков, склонных
к противоправному поведению, выше и составляет 7,31балла, по сравнению с
недевиантными подростками, у которых она составляет 4,61балла;чувство вины
у девиантных подростков, склонных к противоправному поведению, выше и
составляет 4,43 балла, по сравнению с недевиантными подростками, у которых
она составляет 7,4 балла.
Следовательно, уровень агрессивности, раздражения, негативизма, обиды,
подозрительности у девиантных подростков, склонных к противоправному
поведению, выше, чем у недевиантных подростков, а чувство вины у
недевиантных подростков выше, чем у девиантных подростков, склонных к
противоправному поведению.
3.Исследование эмпатических способностей В.В. Бойко
На третьем этапе проводилось исследование эмпатических способностей В.В.
Бойко.
Опросник предъявлялся подросткам, находящимся в следственном изоляторе
города Владимира, и подросткам обычной средней школы.
После проведенного исследования полученные данные были обработаны и
приведены в приложении диаграммы и таблице (см. приложение № 11, № 12).
Результаты, полученные по методике В.В. Бойко, показывают, что
рациональный канал эмпатии у девиантных подростков ниже и составляет 2,31
балла, по сравнению с недевиантными подростками, у которых он - 4,81 бала;
эмоциональный канал эмпатии у девиантных подростков ниже - 2,81 баллов, по
сравнению с недевиантными подростками, у которых он - 4,5 балла;
интуитивный канал эмпатии у девиантных ниже - 1,93 балла, по сравнению с
недевиантными подростками у которых он - 4,62балла; установки,
способствующие или препятствующие эмпатии, у девиантных подростков ниже и
составляет 2,18 балла, по сравнению с недевиантными подростками, у которых
он - 4,75 балла; прикладная способность эмпатии у девиантных подростков
ниже и составляет 2,31балла, по сравнению с недевиантными подростками, у
которых он - 4,62балла; идентификация у девиантных подростков ниже и
составляет 2,25 балла, по сравнению с недевиантными подростками, у которых
он - 4,37 балла.
У девиантной группы подростков, склонных к противоправному поведению,
уровень эмпатии составляет 13,8 балла, у недевиантных подростков уровень
эмпатии составляет 27,68 балла.
На основании предположений сделаны следующие выводы, что уровень
эмпатических способностей у девиантных подростков, склонных к
противоправному поведению, значительно ниже, чем у недевиантных
подростков.
2.3 Анализ и интерпретация результатов.
Сравнительный анализ проявлений феминности - маскулинности показывает, что
уровень маскулинности в группе девиантных подростков, склонных к
противоправному поведению, составил 28,6 баллов, а уровень маскулинности в
группе недевиантных подростков - 5,7 балла. Это означает, что уровень
маскулинности у девиантных подростков, склонных к противоправному
поведению, выше на 32,34 % уровня маскулинности группы недевиантных
подростков (см. приложение № 6).
Сравнительный анализ проявлений феминности - маскулинности показывает, что
уровень маскулинности в группе девиантных подростков, склонных к
противоправному поведению, составил 28,6 баллов, а уровень маскулинности в
группе недевиантных подростков - 5,7 балла. Это означает, что уровень
маскулинности у девиантных подростков, склонных к противоправному
поведению, выше на 32,34 % уровня маскулинности группы недевиантных
подростков (см. приложение № 8).
Затем полученные данные подверглись математичеко - статической обработке
для установления достоверных различий между двумя выборками по U -
критерия Манна-Уитни (см приложение № 13, № 14). Расчет критерия показал,
что различия между двумя выборками достоверны при р < 0,05.
Исследование агрессивности у подростков показывает, что такие виды
поведения как агрессивность, раздражение, негативизм, обида,
подозрительность у девиантных подростков, склонных к противоправному
поведению, выше, чем у недевиантных подростков, в то же время чувство вины
у недевиантных подростков выше.
После проведенного эксперимента полученные результаты были обработаны и
приведены в приложении на диаграмме в таблице (см. приложение № 9, № 10).
Конкретные результаты по каждым видам распределены следующим образом:
Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.
Данные показывают, что физическая агрессия у девиантных подростков выше и
составляет 7,31 балла, по сравнению с недевиантными подростками, у которых
она составляет 4,61балла.
Косвенная агрессия - окольным путем направленная на другое лицо или ни на
кого не направленная агрессия. Данные показывают, что косвенная агрессия у
девиантных подростков выше и составляет 7,94 балла, по сравнению с
недевиантными подростками, у которых она составляет 5,31 балла.
Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления
до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. Данные
показывают, что негативизм у девиантных подростков, склонных к
противоправному поведению, составляет 4,25 балла, по сравнению с
недевиантными подростками, у которых она составляет 2,69 балла.
Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные
действия. Данные показывают, что обида у девиантных подростков, склонных к
противоправному поведению, составляет 7,44 балла, по сравнению с
недевиантными подростками, у которых она составляет 4,75 балла.
Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к
людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
Данные показывают, что подозрительность у девиантных подростков, склонных
к противоправному поведению, составляет 9,31 балла, по сравнению с
недевиантными подростками, у которых она составляет 7,5 балла.
Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем
возбуждении (вспыльчивость, грубость). Данные показывают, что раздражение
у девиантных подростков составляет 8,69, по сравнению с недевиантными, у
которых оно составляет 5,31.
Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик,
визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
Данные показывают, что вербальная агрессия у девиантных подростков
составляет 13,69 баллов, по сравнению с недевиантными подростками, у
которых она составляет 5,63 балла.
Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он
является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им
угрызения совести. Данные показывают, что чувство вины у девиантных
подростков, склонных к противоправным правонарушениям, составляет 4,44
балла, по сравнению с недевиантными подростками, у которых она составляет
7,44 балла.
Анализ полученных результатов показывает, проанализировав результаты теста
мы пришли к выводу, что по индексу агрессии, в данном случае, по
девиантным подросткам, склонных к противоправному поведению, составил 63,5
%. По индексу агрессии недевиантных подростков составил 57,4 %.
Следовательно наше предположение оправдалось: уровень агрессивности у
девиантных подростков выше, чем у недевиантных подростков.
Полученные данные подверглись математичеко - статической обработке для
установления значимых различий между двумя выборками с помощью U -
критерия Манна-Уитни (см. приложение № 15). Данные показали, что различия
между двумя выборками достоверны при р < 0,05.
Следующим этапом работы было выявление уровня эмпатических способностей по
методике В.В. Бойко. После проведенного эксперимента полученные результаты
были обработаны и сведены в таблицу (см. приложение № 12).
Результатами тестирования являются:
Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания,
восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого
человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к
другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения
партнера. Данные показывают, что рациональный канал эмпатии у девиантных
подростков ниже и составляет 2,31 балла, по сравнению с недевиантными
подростками, у которых он составляет 4,81 балла.
Эмоциональный канал эмпатии фиксируется способность эмпатирующего входить
в эмоциональный резонанс с окружающими — сопереживать, соучаствовать.
Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения в энергетическое
поле партнера. Понять внутренний\' мир другого человека, прогнозировать его
поведение и эффективно воздействовать возможно только в случае, если
произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание
выполняет роль связующего звена между людьми. Данные показывают, что
эмоциональный канал эмпатии у девиантных ниже и составляет 2,81 балла, по
сравнению с недевиантными подростками, у которых он составляет 4,5 балла.
Интуитивный канал эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение
партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них,
опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются
и обобщаются различные сведения о партнерах. Данные показывают, что
интуитивный канал эмпатии у девиантных ниже и составляет 1,93 балла, по
сравнению с недевиантными подростками, у которых он составляет 4,62 балла.
Установки,способствующие или препятствующие эмпатии. Эффективность эмпатии
снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает
неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно
относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко
ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмиатического
восприятии. Данные показывают, что у девиантных ниже и составляет 2,18
балла, по сравнению с недевиантными подростками, у которых он составляет
4,75 балла.
Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное
свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости,
доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии,
а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует
раскрытию и эмпатическому постижению. Данные показывают, что прикладная
способность эмпатии у девиантных ниже и составляет 2,31 балла, по
сравнению с недевиантными подростками, у которых он составляет 4,62 балла.
Идентификация — важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого
на основе сопереживаний, постановке себя на место партнера. В основе
идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к
подражанию. Данные показывают, что у девиантных ниже и составляет 2,25
балла, по сравнению с недевиантными подростками, у которых он составляет
4,37 балла.
Оценка уровня эмпатических способностей показывает, что имеются различия в
рациональном канале эмпатии, в эмоциональном канале эмпатии, в интуитивном
канале эмпатии, в установке, способствующей эмпатии, в проникающей
способности к эмпатии, в идентификации к эмпатии.
Что означат, что уровень эмпатических способностей у девиантных
подростков, склонных к противоправному поведению, значительно ниже, чем у
недевиантных подростков.
Полученные данные подверглись математичеко - статической обработке для
установления значимых различий между двумя выборками с помощью U -
критерия Манна-Уитни различия подтверждены, при р < 0,05 (см. приложение
№16).
Выводы:
1.Установлены различия по уровню маскулинности. У девиантных подростков,
склонных к противоправному поведению, он на 32,34 % выше, чем у
недевиантных подростков. Группы различаются по следующим качествам:
мужественность, лидерство, агрессивность, решительность, независимость.
2.Установлены различия по уровню агрессивности. У девиантных подростков,
склонных к противоправному поведению, на 63,5 % выше, чем у недевиантных
подростков. Характеристики маскулинности девиантных подростков, склонных к
противоправному поведению, обусловлены на агрессивное поведение
подростков.
3.Установлены различия по уровню эмпатических способностей. У девиантных
подростков, склонных к противоправному поведению, на 49 % ниже, чем у
недевиантных подростков.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает гипотезу, что уровень
маскулинности определяет склонность к противоправному поведению
подростков.
Заключение
Проблема противоправного поведения несовершеннолетних резко обострилась в
период кризиса общественного развития в нашей стране. К многочисленным
трудностям подросткового периода, обусловленным кризисностью фазы перехода
от детства к взрослости, сегодня добавляется нечеткость требований к
исполняемым гендерным ролям. В этой ситуации девиантное поведение
подростков, склонных к противоправному поведению, является прежде всего
защитным механизмом в ответ на напряжение, связанное с затрудненностью
гендерной идентификации в современном мире.
В последнее время гендерная проблематика все активнее стала заявлять о
себе в различных отраслях научного знания. Все более остро актуализируется
задача теоретического осмысления феномена гендерной психологии и
разработки соответствующего гендерного подхода в ней. В рамках решения
этих задач мы рассмотрели в нашей работе: предпосылки возникновения,
специфику гендерных исследований в психологии; проблемы психологии половых
различий, в частности, маскулинности, как следствие склонности к
противоправному поведению несовершеннолетних подростков.
Проблема гендерного подхода рассматривалась в рамках различных
теоретических подходов: в теории структурного функционализма, отношение
между полами определялось через концепцию полоролевого разделения, половые
роли усваиваются в процессе социализации; противоположны позиции так
называемых социальных конструктивистов, которые видят суть маскулинности в
том, что она есть не что иное как “принятие некой объявленной позиции,
формирование психического комплекса, примерка социального пола, дополнение
исторической сексуальности, аппарат культурного различия” (Х. Бхабха), как
“постоянно меняющийся набор значений, которые мы конструируем в общении с
собой, друг с другом и окружающим нас миром” (М. Киммел), что «имеет смысл
рассматривать маскулинность как гетерогенную, чувствительную к контексту и
возникающую в процессе взаимодействия» (Р.Хоррокс).
Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска.
Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная
с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции.
Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения
юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов
социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении
внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы,
предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились
или не окрепли.
Теоретический анализ работ показывает, что девиантное, или отклоняющееся,
поведение - понятие социально-психологическое, так как обозначает
отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм
межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний,
совершаемых в рамках психического здоровья.
В результате проведенного эмпирического исследования были выявлены
значимые гендерные различия у подростков с противоправным поведением по
факторам: маскулинности, агрессии, эмпатии. Наиболее выраженным фактором
масклинности, агрессии обладают девиантные подростки, склонные к
противоправному поведению, а уровень эмпатии выше у недевиантных
подростков. Качественный анализ исследуемых качеств выявил заметные
различия между девиантными подростками, склонными к противоправному
поведению, и недевиантными подростками. Девиантные подростки, склонные к
противоправному поведению, по сравнению с недевиантными, показывают более
высокие уровни выраженности почти всех видов агрессии.
Проведенное исследование выводит нас на ряд актуальный проблем, требующих
своего разрешения, в частности, необходимо более детальное исследование
гендерных особенностей подростков с девиантным и недевиантным поведением.
Библиография:
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.—Л., 1969.—339 с.
2. Агеев В.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека
человеком. Вопросы психологии. 1985. № 3. 135-140с.
3. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины.
Вопросы психологии. 1991. № 4. 74-82с.
4. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., Аспект Пресс, 1997.
5. Алёшина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в
супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Канд. дис. М.,
1985.
6. Алёшина Ю. Е., Борисов И. Ю. Полоролевая дифференциация как комплексный
показатель отношений супругов // Вести. Моск. ун-та. Сер. Психология.
1989. № 2. С. 44—53.
7. Араканцева Т.А., Дубовская Е.М. Полоролевые представления современных
подростков как действенный фактор их самооценки. Мир психологии. 1999.
147-155с.
8. Арутюнян М.Ю. «Кто я» Проблема самоопределения юношей и
девушек-подростков. М., 1992.
9. Багрунов В.П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости
психики человека. Л., 1981.
10. Белкин А. И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую
идентификацию.—В кн.: Соотношение биологического и социального в человеке
/ Отв. ред. В. М. Банщиков, Б.Ф. Ломов. Материалы к симпозиуму. М., 1975,
777—790 с.
11. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства. Вопросы психологии.2000.
№ 1. 87-95с.
12. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное
образование. Вопросы психологии. 1990. № 3. 64-69с.
13. Буракова М.В. Интерпретация маскулинности-фемининности внешнего облика
женщины. Ростов-на-Дону. 2000.
14. Вейнингер О. Пол и характер. М. 1997.
15.Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование
познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и
социальных факторов. Вопросы психологии. 1993. № 2. 63-71с.
16. Волович А. С. Особенности процесса социализации выпускников средней
школы: Канд. дис.М., 1990.
17. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в
России и на Западе. Общественные науки и современность. 2000. № 4. 9-20с.
18. Вундер П.А. Эндокринология пола. М., 1980. — 253 с.
19. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека. М.,
Наука. 1989. 171-188с.
20. Донован Б. Т., Физиология полового развития. М., 1974.
21. Иванова Е. Гендерная проблематика в психологии.
22. Иванов В.В. Чет и нечет: Асимметрия мозга знаковых систем. М., 1978. -
184с.
23. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков. Вопросы
психологии. 1987. № 3. 53-62с.
24. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у
подростков. Вопросы психологии. 2000. № 3. 65-69с.
25. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб., 1998.
26. Клецина И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы.
СПб.,1998. 188-202с.
27. Колесов Д.В.; Сальверова Н.Б. Физиолого-педарогические аспекты
полового созревания. - М., 1978. - 222с.
28. Коломинский Я. Л. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте
// Генетические проблемы социальной психологии / Под ред. Я. Л.
Коломинского, М. И. Лисиной. Минск, 1985. 176—190 с.
29. Кон И. С. Психология половых различий // Вопр. психол. 1981. № 2.
47—57 Кон И. С Половые различия и дифференциация социальных ролей. - в
кн.: Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. -
763-776с.
30. Косалс Л. Я. Перестройка и механизм социальных изменений //
Экономическая социология и перестройка / Под ред. Т. И. Заславской, Р. В.
Рывкиной. М., 1989. С. 189—214.
31. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника.
М., 1988.
32. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Проявление
девиации в подростковой субкультуре. Вопросы психологии. 2004г. № 3 - 3-18
с.
33. Собкин В.С., Писарский П.С. Социокультурный анализ образовательной
ситуации в мегаполисе. М., 1992
61
Страницы: 1, 2, 3
|