Рефераты

Мужчина+Женщина: познать и покорить

мужественность, а воплощать лишь педантизм. Также грубо преувеличенный

интерес к взаимоотношениям между людьми, жадное стремление заниматься

только этой стороной жизни окружающих - это уже не женственность, скорее,

карикатура на нее...

Как только мужчина начинает хоть сколько-нибудь кичиться своим

правом и своей силой, демонстрируя их специально, а тем более неудачно, -

он теряет в мужественности. Подобным же образом как только женщина начинает

сознательно, преднамеренно пользоваться своей привлекательностью, то есть

своей женственностью, - она тут же начинает ее терять: не зря говорится -

от великого до смешного - один шаг.

Каждому человеку в повседневном поведении присуща какая-то, мера

женственности и мужественности, но мера эта может не отвечать требованиям

традиции. В жизни даже самый мужественный человек бывает то более, то менее

мужествен, в зависимости от того, с кем, за что и в каких обстоятельствах

он борется. Самая женственная женщина также то более, то менее женственна в

зависимости от множества причин. Поэтому поиски меры и разнообразия

степеней как мужественности, так и женственности могут содействовать

выразительности личности и достижению ею своих целей.

Школьные стереотипы

В 1981 г. Хартли опубликовал работу, в которой проанализировано, как

мальчики и девочки оценивают поведение в школе представителей собственного

и противоположного пола. Было обнаружено, что мальчики оценивают поведение

девочек только в положительных тонах, а свое собственное - ив

положительных, и в отрицательных, в то время как девочки определяют свое

собственное поведение как хорошее, а мальчиков - как плохое. Авторская

интерпретация полученных данных сводится к тому, что роль школьника и

школьницы по-разному соотносится с полоролевыми стереотипами. По мнению

Хартли, быть "хорошей" школьницей и "настоящей" женщиной, в общем, не

противоречит одно другому. Но быть хорошим (прилежным) школьником и в то же

время чувствовать себя "настоящим" мужчиной - это вещи в определенном

смысле противоположные.

Если сопоставить это с данными раздела 1.1 о преимущественно

"женских" качествах (старательность, исполнительность, следования правилам,

умение подчиняться) и преимущественно мужских (агрессивность, уверенность в

себе), то получается, что быть хорошей ученицей и легче, и престижнее, чем

хорошим учеником, ведь "настоящий мужчина" не должен быть послушным. Это,

по-видимому, и объясняет то, что девочки, как правило, учатся старательнее

мальчиков.

Активность

Главная особенность мужчины - это высокая активность. Женщины менее

активны, и не только сами по себе. Установлено, что в некоторых видах

деятельности женщины очень часто проявляют меньшую активность в присутствии

мужчин, чем последние в присутствии лиц своего же пола. В этом смысле

показательны результаты наблюдений Ф. Стродтбека и Р. Манна за процессом

общения присяжных заседателей, свидетельствующие, что мужчины значительно

превосходят женщин участием в предшествующей принятию вердикта дискуссии.

Аналогичные факты получены и другими исследователями. Например, Е. Эрих

обнаружено, что при решении дискуссионных задач в смешанных (по признаку

пола) группах мужчины являлись инициаторами 2/3 всех коммуникативных актов

в группе. Кроме того, было также показано, что в смешанных группах женщины

реже становятся лидерами и проявляют меньшую склонность, чем мужчины,

добиваться этой роли.

Приведенные выше данные объясняются стремлением мужчин доминировать

в группе, в частности, в силу наличия определенного культурного стандарта

поведения: от исполнителя мужской роли ожидают и соответствующего

поведения.

Оценки

Подобного рода стандарты сказываются и на установках, в свою очередь

влияющих на оценку успешности действий лиц разного пола. Так, Р. Раис с

сотрудниками, первоначально измерив установки курсантов военной академии

относительно женщин, далее объединяли их в группы из трех человек (все

мужчины) для участия в эксперименте. Часть групп возглавлялась мужчинами, а

часть - женщинами. В результате была выявлена любопытная закономерность.

Когда успеха в решении задачи добивалась группа, возглавлявшаяся женщиной,

члены группы приписывали успех, главным образом, везению. Когда же такая

успешная группа возглавлялась мужчиной, считалось, что успех обусловлен в

основном его личными качествами (способностями, умениями).

В соответствии со сложившимися стереотипами хорошее выполнение

задачи, высокий результат в чем-либо, достигнутый мужчиной, чаще всего

объясняются его способностями, а точно такой же результат, достигнутый

женщиной, объясняется ее усилиями, "случайной удачей".

Мак-Ки и Перрифс пришли к выводу, что в целом мужчинам приписывается

больше положительных качеств, чем женщинам. И наконец, эти авторы

обнаружили, что мужчины демонстрируют гораздо большую согласованность в

отношении типично мужских качеств, чем женщины - в отношении женских.

Женщины более объективны в отношении к мужчинам, чем к женщинам.

Известно также ревностное отношение женщины к успеху другой - даже лучшей

подруги.

Статус в обществе

Известно, что великий древнегреческий мудрец Платон благодарил богов

за восемь оказанных ему благодеяний. Первым он считал то, что они дали ему

возможность родиться свободным, а не рабом; вторым - что он родился

мужчиной, а не женщиной. Такая же мысль высказывается в утренней молитве

мужчин-евреев: "Хвала тебе, о Боже, господь наш и владыка мира, что не

родил ты меня женщиной". Женщины же еврейки молятся в соответствующем месте

этой утренней молитвы следующим образом: "...который сотворил меня по воле

своей".

Так что исторически сложилось предпочтительное положение мужчины в

обществе. Этим, по-видимому, объясняются многие из приведенных выше

преимуществ, отдаваемых мужчинам.

Именно в силу более низкого статуса женщины в нашем обществе мужчин

нередко возмущает неуместное, по их мнению, "выпячивание" женской сущности.

Многих мужчин просто бесит, когда, занимаясь сугубо мужским делом (как они

считают, например - политикой), женщина оперирует такими высказываниями:

"Я, как женщина..." Причину своего раздражения объясняют так: "Если ты

женщина, то и занимайся женскими делами, не лезь в мужские дела!"

А если поменяться?

Несмотря на свой более низкий статус в обществе, мало кто из женщин

желал бы поменяться с мужчиной своей ролью, участью и обличьем

(транссексуалов мы в расчет не берем - здесь аномалии носят характер ошибки

природы, мужчины и женщины здесь в равном положении). Народная поговорка

гласит: "Лучше раз в году родить, чем день-деньской бороду брить ".

Дорожа своей принадлежностью к прекрасной половине человечества,

женщины тем не менее не мирятся со сложившимся положением.

Движение феминисток в развитых странах борется с дискриминацией,

"мужским шовинизмом", выражающимся в разной оплате за одинаковый труд,

ограничениях в приеме на работу, трудностях продвижения по служебной

лестнице и т.п. Результаты кое-где просто впечатляющие. Например, в США

женщине не имеют права отказать в приеме на работу, например, докером. И

управляющим приходится изобретать всевозможные требования к силовым

качествам, чтобы отсеять претенденток на этот тяжелый труд.

Но еще больших успехов добились феминистки по части предотвращения

"сексуальных домогательств" на службе. О том, к чему это привело на деле,

мы расскажем позднее. А пока лишь отметим, что феминистки повели атаку

далее на английский язык как на дискриминирующий права женщин.

Они насчитали в нем 200 слов для описания женщин легкого поведения и

только 20 - для ловеласов. Вспоминается в связи с этим один из рассказов

популярного сатирика Михаила Задорнова. В Израиле одна из газет обвинила

его в антисемитизме за то, что он мало издевается над евреями, тем самым

обходя их вниманием.

Самооценки

Мужчины более уравновешенны в самооценках, нежели женщины. Причем

наблюдается это с детства.

В Петербурге специалисты проанализировали сотни дневников, в Минске

- тысячи самохарактеристик мальчиков и девочек. Самохарактеристики

мальчиков более объективны, их дневники касаются деятельности, реальных

событий, и в меньшей степени взаимоотношениям, чему главным образом

посвящены дневники девочек. Эти особенности сохраняются и в юношеском, и в

зрелом возрасте.

Открытость

В эксперименте испытуемым предлагалось прослушать текст записи, где

в одном варианте мужчина, а в другом - женщина рассказывали о себе и своей

жизни. Независимо от пола рассказчика текст был абсолютно идентичен. Но

когда после прослушивания испытуемым предложили выразить свое отношение к

этому человеку, женщина была оценена гораздо выше, чем мужчина. Это привело

к выводу, что, исходя из представлений о мужественности, широко

распространенных в культуре, мужчина, рассказывающий нечто о себе "первому

встречному" (каковыми в каком-то смысле и были испытуемые), воспринимается

как человек слабый, невротичный и зависимый, женщина же, совершающая то же

действие, воспринимается как открытая и доверчивая.

Компетентность

Психологи Тейнер и Дау установили, что в тех случаях, когда женщина

выполняет мужскую работу, например выступает в роли следователя при

расследовании преступления и делает это компетентно, и признается

авторитетами в этой области, то она воспринимается испытуемыми обоего пола

как заслуживающая большего признания, чем мужчина. Фактор "усилий"

приобретает в этом случае "стабильный" характер и положительную оценку,

подобно тому как это происходит обычно при объяснении успехов мужчин.

Расположение

Однако в чисто личностном плане компетентность оказывается для

женщин скорее отрицательным, чем положительным фактором; высококомпетентные

женщины не пользуются расположением ни мужчин, ни женщин. Такой вывод

логически следует из очень интересного экспериментального исследования

Хаген и Кан. В ходе своего эксперимента они установили, что:

1. В целом мужчины и женщины стремятся исключить из своей группы

компетентных женщин, причем эта тенденция наблюдается в условиях

кооперативного и соревновательного взаимодействия.

2. Мужчины в целом оказывали предпочтение компетентным женщинам

только тогда, когда по условиям эксперимента не требовалось никакого

выполнения задачи - ни кооперативного, ни конкурентного характера.

3. Мужчины с традиционными (консервативными) установками на

отношения полов исключали из своей группы компетентных женщин только в

соревновательных условиях, выдвигая при этом на роль лидеров, напротив,

женщин некомпетентных.

4. Мужчины с более "либеральными" взглядами исключали, из своей

группы компетентных женщин реже и признавали в них лидеров чаще, чем

"консерваторы", однако не чувствовали к ним (компетентным женщинам)

никакого расположения.

Авторы интерпретируют полученные ими данные тем, что высокая

компетентность женщины опровергает существующие стереотипы. При этом

возникает несколько способов отреагировать на это противоречие:

1) изменить стереотип;

2) опровергнуть факт наличия компетентности;

3) вообще устранить противоречие путем фактического устранения,

исключения компетентной женщины из группы.

Два последних оказываются более предпочтительными (поскольку

изменить стереотип - сложнее всего), причем это наблюдается не только в

экспериментальной ситуации, но, что значительно важнее, и в реальной жизни.

Проигрыш женщине в соревновании, считают Хаген и Кан, особенно для мужчины

с консервативными, традиционными установками на взаимоотношения полов,

почти всегда означает снижение самооценки, поскольку в соответствии с

неписаными нормами, существующими в традиционной западной культуре,

"настоящий мужчина превосходит женщину и всегда должен ее обыграть".

Стереотипы и СМИ

Каким образом различные социальные институты, литература, искусство,

средства массовой информации и т.д. способствуют (или препятствуют)

формированию и распространению стереотипов? В работе Мэнстед и Мак-Кавлоч

изучались образы мужчин и женщин в рекламных программах Британского

телевидения. Авторы пытались выяснить, существуют ли различия в изображении

потребителей и потребительниц, и если да, то в чем они заключаются.

Такие различия действительно были получены. В целом суть этих

различий совпадает с традиционными стереотипами. Мужчины чаще всего

изображаются как рассуждающие и оценивающие товар, понимающие объективные

причины его покупки, действующие независимо, ориентированные на

практическое использование приобретаемых предметов.

Женщины обычно изображаются как не обсуждающие и не оценивающие

достоинства приобретаемого товара, а как движимые субъективными причинам и

в его приобретении (эмоциями и желаниями), как занимающие дополнительные и

зависимые роли (жены, любовницы, подруги).

Таким образом, реклама способствует закреплению в сознании новых

подрастающих поколений исторически сложившихся стереотипов. И это не

случайно: как элемент массовой культуры реклама хочет понравиться

потребителю, а это значит, что она должна подыгрывать уже сложившемуся у

большинства мнению. Попытка же сломать стереотипы грозит оттолкнуть от себя

потенциального покупателя.

Неудовлетворенность

Если мужская неудовлетворенность адресуется строго ко Вселенной или

по крайней мере к политическим событиям, а в объятиях женщины мужчина

находит покой и теряет себя, то неудовлетворенность женщины относится как

раз к сфере взаимоотношений с мужчиной, Вселенная же ее вполне устраивает.

Мужчины всюду немного чужие, в них есть что-то от бродяг, но внутри

они как раз существа домашние.

У женщины же дар превращать в жилье любое место и делать его уютным.

Женщина в мире уютна, но у нее нет мира в душе.

Женщины создают комфорт, а вот нуждаются в нем мужчины больше, чем

женщины. Не случайно бытовые трудности и неудобства мужчины переносят

тяжелее женщин.

Три момента мужского начала

1. Направление.

2. Организация.

3. Точка (концентрация).

Мужчина стремится руководить, задавать направление, принимая

наиболее ответственные, направляющие решения.

Любит организовывать, командовать.

Ставит точку: последнее слово должно быть за ним.

Три момента женского начала

1. Предоставление пространства.

2. Заполнение его.

3. Освоение.

Например, купили мебель - муж рассуждает, куда что поставить. Но

жена советует, влияет на него, тем самым предоставляя пространство (для

мебели в данном случае).

Женщина заполняет и осваивает пространство квартиры множеством

мелочей (салфеточки, вазочки, тарелочки, картинки на стене). Для мужчин эти

мелочи не существуют, они для него - чужой мир, именно потому, что

заполнение и освоение пространства - это мир женщины. Именно этим она и

создает уют.

Красота спасет мир

Одно из проявлений этого - природная склонность женщины ко всему

красивому и изящному. Несмотря на свой практицизм, женщина предпочитает

прекрасное полезному.

Например, любовь женщин к цветам. Многие мужчины, даже те, кто дарит

женщинам цветы, не понимают, почему они так нравятся женщинам. Ведь на эти

деньги можно приобрести что-то более полезное и дольше радующее сознание,

чем растения, век которых недолог. Ан нет.

Внешность

Женщина раньше ощущает и сознает свою половую принадлежность, отсюда

повышенный интерес к своей внешности, болезненное восприятие своего

физического несовершенства. У всех народов, во все времена, как об этом

свидетельствуют археология и антропология, она стремилась иметь украшения и

обращать на себя внимание одеждой, косметикой, манерами, движениями,

танцами, пением.

Для мужчины нет ничего более обидного, чем если его назовут глупцом,

а для женщины - отрицательно оценят ее внешность. Женщина с болью в сердце

обнаруживает новую морщинку на лице и думает не о том, что годы требуют

привести свои амбиции в соответствие с возрастом, а как бы разгладить эту

проклятую морщинку!

И тем не менее женщины оценивают свою внешность более самокритично,

чем мужчины свою: воспринимают себя привлекательными большинство мужчин и

весьма небольшая часть женщин.

Самоуверенность

Один недостаток мужчин в равной мере отмечают и молодые, и пожилые

женщины: самоуверенность. Мужчине трудно поверить, что его можно не любить,

он тяжело переносит отказ. Самоуверенность порождена активной природой

мужчины. Неуверенность, робость делали мужчину трусом; у него опускались

руки при встрече с трудностями и препятствиями. С древности таких людей

презирали, они были обречены на неудачи, поражения и гибель. Мужчина должен

был стать мужественным, решительным, чтобы добиться успеха, завоевать

славу, одержать победу.

Отношение к слабым

Оно разное у мужчин и женщин. Владимир Высоцкий в одной из своих

песен выразился вполне определенно: "Я не люблю насилье и бессилье".

Чувство жалости, сострадания присуще больше женщине. Ей нравится ухаживать

за слабым или больным, опекать, наставлять, критиковать, поучать детей,

более молодых подруг, а потом и мужей. В своей попечительской деятельности

женщина нередко одержима и не всегда проявляет меру в любви к ребенку

(избалованность детей), в своих житейских советах соседям, поучениях мужу.

Отмечается обостренная восприимчивость женской психики к переживаниям

других: слезы ребенка для нее личная драма, болезнь близкого человека -

трагедия.

Такое отношение к слабым проявляется и в восприятии юмора. В

"мужских" анекдотах нередко потешаются над слабыми (например, над больными,

дистрофиками и т.п.). Женщинам же не по душе такой смех.

"Противники"

Целью женщины является ее подсознательное (и сознательное) желание

заполучить хорошего мужа.

Мужчины же, наоборот, подсознательно стремятся остаться свободными.

Поскольку цели мужчин и женщин противоположны, то в этом вопросе

они, по существу, противники. Поэтому кое-где в дальнейшем читатель

встретится с терминологией, близкой к боевой.

Отношение к семье

Семья, любовь для женщины важнее всего остального. Интересно

послушать женщин, добившихся успеха в своей творческой жизни, замечательно

реализовавших себя в искусстве.

Выдающуюся певицу Монтсеррат Кабалъе спросил интервьюер:

- Сеньора Монтсеррат, если бы вам сейчас дана была возможность

вернуть какое-то мгновение своей жизни, что бы это было?

- Мне легко ответить. Я точно знаю, что. Первое - момент, когда я

познакомилась со своим мужем. Второе - когда я родила дочь. И третье -

когда у меня родился сын...

Когда замечательную русскую певицу Изабеллу Юрьеву, пользовавшуюся у

старших поколений огромной популярностью, ведущий передачи "Момент истины"

А. Караулов попросил назвать самое главное в ее творческой жизни, она

ответила: то, что она встретила своего мужа и прожила с ним 46 лет

счастливой жизни.

Мы не случайно адресовались здесь не к простым женщинам, многие из

которых просто "тянут лямку" своей работы, а к тем счастливицам, которые

реализовали себя в работе так, как и не снится многим мужчинам.

И все равно семья для женщины на первом месте.

Кто кем управляет

Власть принадлежит мужчинам, но управляет мужчиной всегда женщина.

Об этом очень хорошо сказано в "Законе Паркинсона": "Умные, мудрые бабушки,

сидя дома, всегда управляли государством", потому что они управляли

состоянием мужчины, но делали это мягко, ненавязчиво и тактично.

На работе

Как и во всем остальном, мужчины часто не обращают внимания на

мелочи и придают значение главному, основному. По тому, как руководителю

удается решать ключевые задачи, они судят о его способностях.

Женщины, в отличие от мужчин, придают значение и мелочам, деталям,

которые при случае могут превратиться в весьма значительные факты. Женская

"мелочность" подчас позволяет избегать неприятностей, ошибок.

Если для мужчин на первом месте - компетентность начальника, то для

женщин - его человеческие качества.

Мужчины меньше внимания уделяют отношениям в коллективе, для женщин

- это второй по значимости (после качеств начальника) фактор.

Для мужчины (особенно в нынешней ситуации) главное - побольше

заработать. Для женщины важно, чтобы наряду с производственной работой она

могла делать что-то и для семьи (купить продукты, сбегать в обед домой

покормить детей, позвонить домой - поели ли, сели за уроки и т.д.). Поэтому

от руководителя работница ожидает, что он отнесется к этому с пониманием и,

по меньшей мере, не будет препятствовать этому. Среди факторов, важных для

женщины, - близость места работы от дома.

Привлекательность и ответственность

Исследования показали, что у руководителей-мужчин отмечаются

следующие тенденции:

1) приятные поручения давать более привлекательным женщинам, а

неприятные менее привлекательным;

2) в спорных случаях ответственность за хорошие дела возлагать на

более привлекательных сотрудниц, и за плохие - на менее привлекательных.

Что же движет этими нехорошими руководителями? По нашему мнению,

тому есть глубокие психологические причины. Всякий человек испытывает

огромную потребность в положительных эмоциях. Привлекательные женщины своей

внешностью дают мужчине такие положительные эмоции. Связывать неприятное

дело с конкретной женщиной - значит, ассоциировать ее с отрицательными

эмоциями. Оберегая для себя привлекательную женщину как источник

положительных эмоций, руководитель подсознательно отдает неприятные дела

менее привлекательным подчиненным.

Итак...

Итак, различий между мужчиной и женщиной столь много, что так и

подмывает сказать - они различаются во всем. Во всяком случае оправданны

слова о том, что на Земле как бы сосуществуют, переплетаясь и

взаимодействуя, но не теряя при этом своей сущности, две различные

цивилизации, два сообщества - мужчин и женщин.

Так необходимых друг другу - и таких разных!

Глава "Мужская сущность"

Интеллект и половой гормон

В предыдущих главах мы многократно касались различных сторон

сущности мужчины. Здесь приведем то, что осталось "за кадром", не касаясь,

правда, того, что связано с сексуальной сущностью мужчины, т.к. этому

посвящена очень обстоятельно глава 7 книги.

Маскулинность

Этот термин обозначает наличие типично мужских черт.

Стереотип маскулинности не остался прежним. "Традиционная"

маскулинность выдвигала на первый план такие качества, как физическая сила,

подавление нежности, функциональное отношение к женщине и одновременно

несдержанность в выражении "сильных" чувств (гнева, страсти и т.п.).

Современная маскулинность ставит интеллект выше физической силы,

допускает и даже требует проявления нежности и душевной тонкости, а также

обуздания грубых чувств и порывов и т.д. Однако эти тенденции

противоречивы, а их соотношение неодинаково в разных социальных сферах: у

менее образованных людей представления о маскулинности более традиционны.

Интеллект и тестостерон

Исследования психологов показали зависимость между интеллектом и

концентрацией в крови тестостерона - главного мужского полового гормона.

Чем ниже она у мужчин, тем выше их лингвистические, художественные,

творческие способности.

Тестостерон стимулирует агрессивное поведение, развитие вторичных

половых признаков (волосатость тела и лица) и сексуальную активность.

Невысокой концентрацией тестостерона объясняется, почему лица, в

характере которых соседствуют мужские и женские черты, более талантливы,

чем те, о которых говорят "настоящий мужик", или "женщина до кончиков

ногтей". Тестостерон бушует в крови юношей, поэтому они интеллектуально

развиваются медленнее девушек.

По-видимому, более медленным развитием мужчин можно объяснить

следующие факты.

Французский писатель Эмиль Золя в школе вынужден был добиваться

удовлетворительной оценки по литературе. Датский сказочник Ханс Кристиан

Андерсен, русские писатели Лев Толстой и Антон Чехов в малом возрасте ничем

не выделялись.

Великого микробиолога Луи Пастера учитель химии называл

посредственностью, а преподаватель гениального Альберта Эйнштейна дал ему

такую оценку: "Из этого мальчика никогда ничего путного не выйдет".

Альберт Эйнштейн с трудом говорил до девяти лет, родители считали

его недоразвитым. В 1899 году он пытался поступить в технический институт,

но был отвергнут по причине "малых надежд". Эдгар По, будучи кадетом,

однажды буквально понял приказ быть на параде "с белым ремнем, в перчатках

и с оружием". Он явился на парад с белым ремнем, в перчатках, с ружьем, но

- больше на нем ничего не было. Был исключен... Сегодня число только

академических работ по творчеству По достигло 182 539 диссертаций...

Интеллект и секс

Роль интеллекта во взаимоотношениях мужчины и женщины многозначна.

Мужчины чувствуют себя комфортно, если испытывают интеллектуальное

превосходство над женщиной.

Только для встречи без далеко идущих последствий они согласны

встретиться с женщиной, которая не должна уступать им по уровню образования

и интеллекта. А вот лечь в постель они могут и с совершенно глупой и

бездарной. Женщины же заявили, что согласятся на ин-тим только с тем

мужчиной, интеллект которого будет превышать их собственный.

Сезонные колебания

Интеллект у мужчин подвержен сезонным колебаниям. Почему? Тесты,

предложенные студентам в Канаде, показали, что типично "мужские" дарования

(например, пространственные операции) лучше всего проявляются весной, когда

уровень тестостерона в крови самый низкий. Усиление этих способностей по

весне, видимо, имело значение для кочевых племен, начинавших весенние

передвижения. И напротив, многие войны вопреки логике начинались осенью,

когда мужчины захлебываются в избытке своего тестостерона.

Показатели интеллекта

Интеллектуальные тесты впервые появились в Китае в VII веке нашей

эры. Чиновники проходили экзамены, где проверялись их способности,

овладение конфуцианской доктриной. В зависимости от результатов кандидат

попадал в один из трех классов: чиновник общественной службы (один из ста

претендентов), мандарин (один из ста чиновников), инспектор (один из ста

мандаринов).

В начале XX века группа ученых создала систему определения

умственного развития детей, получившую наименование "IQ" (от английских

слов Intelligence Quotient - доля интеллекта). Потом ее стали применять и

для взрослых людей.

Специалисты Станфордского университета в США составили список самых

выдающихся людей за последние 400 лет, каждый получил по этой системе

оценку умственных способностей к 17-летнему возрасту. В результате вышла

чрезвычайно любопытная картина!

Интеллект обычного человека определяется примерно в 85-115 баллов.

Сколько же набрали самые великие? На первом месте оказался известный

английский философ и экономист XIX века Джон Стюарт Милль - 190 баллов.

Далее следовали: немецкий писатель Иоганн Вольфгант Гёте (185),

французский философ Вольтер (170), австрийский композитор Вольфганг Амадей

Моцарт (150), английский поэт Байрон (150), президент. США Томас Джефферсон

(145), итальянский ученый Галилео Галилей (145), немецкий композитор Рихард

Вагнер (145), французский император Наполеон (140), английский

естествоиспытатель Чарльз Дарвин (135), итальянский живописец и ученый

Леонардо да Винчи (135).

Люди с низким IQ (меньше 85) в 13 раз чаще оказываются за чертой

бедности, чем люди с высоким IQ,, в 15 раз чаще вынуждены оставлять работу

из-за проблем, связанных со здоровьем, преступность среди них в 4 раза

выше. В то же время среди людей с высоким IQ (выше 85) в два раза больше

разводов. У всего человечества средний IQ ежегодно увеличивается на 1.

Средний IQ различается по странам. Например, в Германии средний IQ -

125. В Австралии - 130. А в Индии, которую причисляют к странам третьего

мира, средний IQ - 140, самый высокий средний коэффициент! В то же время

Индия не является лидером ни в медицинских исследованиях, ни в поиске

альтернативных источников энергии, ни в ядерной физике... Так что IQ - не

ключ к успеху.

Читатель может посчитать долю своего интеллекта по прилагаемому в

конце этой главы тесту интеллекта. Другие тесты можно найти в книге

Айзенка, указанной в списке литературы.

Любопытно, что среди носителей наивысших значений IQ практически нет

женщин. То же самое можно сказать и о наиболее влиятельных людях в истории

человечества, чему посвящен следующий материал.

Классификация гениев влияния

Американский исследователь Майкл Харт попытался оценить степень

воздействия на историю в своей книге "Сто самых влиятельных личностей в

истории, расставленных по порядку".

Первую ступеньку пьедестала занимает Магомет. Объясняется это тем,

что он, был не только пророком, но и организатором, основателем

мусульманской религии. Поэтому он и потеснил Христа на третье место, так

как христианство оформили и организовали другие, в первую очередь апостол

Павел, занимающий шестое место.

Во главе списка еще два великих вероучителя: Будда - на четвертом

месте и Конфуций - на пятом. Второе место досталось Ньютону.

Среди ста гениев больше всего ученых и изобретателей - 37. Причем

многие из них - в первой двадцатке: Гутенберг - 9-й, Эйнштейн - 10-й,

Пастер - 12-й, Галилей - 13-й, Дарвин - 17-й.

Следующая категория - политики и военачальники. Их тридцать. Затем

идет философия - 14 мыслителей, начиная с Маркса, который занял

одиннадцатое место.

Одиннадцать гениев проявили себя как религиозные лидеры.

Музы представлены крайне скупо - по двое гениев от литературы,

искусства и музыки. Шекспир - 36-й и Гомер - 94-й, Микеланджело - 49-й и

Пикассо - 96-й, Бетховен - 43-й и Бах - 74-й.

Хронологическая таблица показывает два пика. Первый "звездный час",

растянувшийся на 400 лет, был между VI и II веками до нашей эры. Другой

плодотворный период начался в XV столетии и продолжается до сих пор.

Географическое распределение гениев неравномерно. Африка дала лишь

трех, Латинская Америка одного гения - Боливара, Азия - 18, США - 7,

остальные 71 родились в Европе.

Из них - трое уроженцев России. Ленин на 15-м месте, Сталин - на 63-

м, Петр Великий - на 91-м.

Этот выбор стоит прокомментировать. Как объясняет Майкл Харт, Ленин

попал в список не за теорию, а за практику. Он разработал технологию

власти, которая вплоть до самых недавних времен позволяла немногочисленной

коммунистической верхушке контролировать жизнь стран и народов, где они

захватили власть.

О критериях отбора

М. Харт, классифицируя политиков, отдал предпочтения носителям

западных ценностей. Например, Петр Великий попал в список не столько за

практические реформы, сколько за теоретическое прозрение. Он был первым

лидером из стран тогдашнего "третьего мира", который сумел осознать

приоритет Запада.

Тут Харт приводит любопытное рассуждение. Турция вплоть до XVIII

века была и сильнее, и культурнее России. Если бы вместо царя-реформатора в

мире появился султан-реформатор, не Россия, а Турция, завоевав Среднюю

Азию, стала бы великой евразийской державой. Петр не только перекроил карту

своей страны, но и совершил революцию в сознании, утвердил приоритет Запада

в историческом процессе. По проложенной им дороге пошли Япония, Китай, та

же Турция и все другие отстающие страны, включая и Россию.

Глава "Мужская сущность"

Самоутверждение

Следуя стандарту...

Мальчик с раннего детства знает, что он должен быть сильным. Но

лучший способ казаться сильным - скрывать свои слабости или то, что кажется

таковыми. Мужской стиль жизни во всех возрастах отличается высокой

соревновательностью; страх показаться слабым заставляет мальчиков

притворяться более смелыми и грубыми, чем они есть. Отчасти этот стереотип

помогает формированию мужского характера, но одновременно он его уродует,

лишая мужчину тепла и нежности.

Это, по-видимому, одна из причин того, что по всем психологическим

тестам мужчины во всех возрастах уступают женщинам в способности как к

самораскрытию, так и к сопереживанию.

Агрессивность

В структуре личности мужчины направленная на достижение цели

агрессивность - одно из важнейших качеств. Особенно если достижение связано

с преодолением препятствий, сопротивления. Агрессивность включает высокую

активность и наступательность.

Эксперименты с инъекцией мужских половых гормонов животным

свидетельствуют об усилении их бойцовских качеств, а следовательно, и

чувства ярости и желания напасть. Мужские гормоны усиливают волю всего

живого к самоутверждению и достижению любых целей, в том числе и

враждебных, если таковые обусловлены какими-то мотивами.

Это обстоятельство было использовано спортивными деятелями ГДР для

обеспечения значительных успехов спортсменок этого государства на

международной арене.

Было установлено, что мужская сперма, полученная женщиной в

результате полового акта, значительно повышает выносливость и силу

спортсменки. Поэтому перед соревнованиями спортсменок "накачивали" спермой

и забеременев, женщины вновь завоевывали медали, ибо силовые показатели на

ранних стадиях беременности также повышались. Затем делались аборты. Такой

дорогой ценой - здоровьем женщин - добывалась спортивная слава страны,

силившейся доказать "преимущества социализма".

Состав спермы

Женщины иногда интересуются составом спермы, ее влиянием на их

организм. В частности, бытует мнение о высокой калорийности спермы.

Мужская сперма имеет очень сложный химический состав и включает в

себя следующие вещества и элементы: азот, калий, кальций, магний, натрий,

хлор, фосфор, цинк, креатин, холестирол, холин, глутатион, пурин,

пиримидин, сорбитол, иноситол, спермин, спермидин, мочевину, гиолуронидазу,

фруктозу, групповые антигены крови, витамин В12, а также аскорбиновую,

лимонную, дезоксирибонуклеиновую, молочную, мочевую и пировиноградную

кислоты. Все они содержатся в сперме в столь незначительных количествах,

что о каком-то существенном их влиянии на организм женщины говорить вряд ли

приходится.

Что же касается калорийности, то в среднем количестве спермы,

извергаемом мужчиной при эякуляции (40 мл, или около двух столовых ложек),

содержится всего лишь примерно 15 калорий. Для сравнения: такое же

количество молока содержит около 10 килокалорий, сметаны - около 50

килокалорий, суточная потребность взрослого человека - около 3 тысяч

килокалорий.

Трудности контакта

Коммуникативные трудности существуют у мужчин и в сфере словесного

общения, и в телесных контактах. Прикосновение, телесная ласка - важнейший

способ передачи эмоциональных (особенно положительных) состояний, что очень

важно для отношений с женщинами. Но в мальчишеских компаниях "телячьи

нежности" запретны, допускаются только грубые толчки и силовая возня как в

общении между собой, так и с девочками. Это не способствует развитию

соответствующих умений.

Застенчивость

Одна из самых распространенных проблем подросткового и юношеского

возраста - застенчивость. Однако юноши переживают ее гораздо болезненнее,

чем девушки - ведь это "немужское" качество. А чем больше приходится

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31


© 2010 Современные рефераты