Рефераты

Оптимальные психологические условия для развития музыкальных способностей с точки зрения психологии деятельности и познавательных процессов. Реферат.

Оптимальные психологические условия для развития музыкальных способностей с точки зрения психологии деятельности и познавательных процессов. Реферат.

Московский Государственный Университет Культуры и Искусств

Оптимальные психологические условия

для развития музыкальных способностей

с точки зрения психологии деятельности

и познавательных процессов.

Реферат по психологии студента 2-го курса

заочной формы обучения группы № 143 МГУКИ

Шевцова А. В.

Москва 2002

План

* Введение .О творчестве и мышлении

* Общие способности. Первичные и вторичные способности

* Внимание и воображение

* Механизмы памяти . Методы её развития

* Мышление. Основные виды

* теоретическое

* практическое

* творческое

* репродуктивное

* наглядно-действенное

* наглядно-образное

* словесно-логическое

* Специальные способности

* Аутогенная тренировка и медитация

1

Возьмите за правило всегда оглядываться

в поисках новых интересных идей, которые

уже успешно используются другими. Ваша

идея должна быть оригинальна только в

смысле её оригинального применения к про-

блеме, над которой вы работаете

Томас Эдисон , изобретатель.

Удивительно то , что начиная с первого класса и даже раньше детей обучают

чтению ,

письму и счёту , с помощью которых затем усваиваются все последующие

школьные пред-

меты , а такой же необходимый навык , более того , обуславливающий собой

все иные зна-

ния и умения - навык культурного , осознанного мышления остаётся пока в

полном небре-

жении . Такой учебной дисциплины до сих пор нет , возможно , потому , что

умение мыслить

кажется само собой разумеющимся .

Определённые действия формируют определённые навыки , и принято считать ,

что все

действия ума в достаточной мере проявляются по ходу воспитания и общего

развития ре-

бёнка , а в дальнейшем в полной мере развиваются в процессе обучения в

общеобразова-

тельных и специальных учреждениях.Но на самом деле это не так , и

подтверждением то-

му являются многие и многие люди , окончившие школу и институт , а мыслить

самостоя-

тельно и независимо от существующих стереотипов так и не научившиеся .

Способность управлять своими мыслями у подавляющего большинства людей

очень мала,

даже ребёнок к первому году жизни овладевает навыками свободного действия

руками го-

раздо лучше , чем взрослый - сознательными действиями в пространстве для

разумного ре-

шения вполне насущных жизненных задач . К примеру , любое простейшее

движение рук

так , а не иначе , или их неподвижность в нужный момент времени может быть

легко осу-

ществлено сознательно любым здоровым человеком . Но попытки мысленно

оперировать с

любой , произвольно выбранной , темой для размышления или же , по желанию

, достичь со-

стояния немыслия вряд ли приведут кого -либо к успеху .

Всё дело в том , что никого из нас не учили искусству мыслить , красоте

мысли , само

понятие культуры редко применяется к основной человеческой категории -

мышлению .

Сейчас принято заниматься физической культурой , обращать внимание на

культуру речи

и поведения , но мало кто всерьёз обеспокоен крайне низким уровнем

ментальной культу-

ры в психической жизни и деятельности любого отдельно взятого человека , и

в первую

очередь самого себя .

Ведь проблема заключается в том , что научные дисциплины , как и

общеобразовательные

предметы , сейчас не принимают в расчёт реальной и живой основы своих

построений -

конкретных всякий раз мыслей , которые появляются и развиваются по своим

вполне опре-

делённым законам . Законам , независимым от предмета и науки ,

пользующейся ими , и быть

может , только в силу уже существующих в природе законов мышления науки

способны

открывать свои правила и закономерности . Законы мышления объективны ,

скрытыми узора-

ми они намечают вехи человеческой культуры целых эпох , и , познавая их ,

можно осознать

глубокие связи между всеми проявлениями человеческой жизни , где в начале

основ всегда

пролегают человеческие мысли .

Это та исконно природная , человеческая почва , на которой может вскоре

произойти ин-

теграция науки , включающей на сегодня огромный список прикладных и

академических ,

гуманитарных и технических дисциплин , и возможно , слияние их в одну

фундаментальную

науку - науку о Человеке , когда-то предсказанную ещё научными классиками

. А это значит,

что далёкие и неприметные , на первый взгляд , связи и закономерности

между различными

проявлениями внутренней , психической жизни личности и многими сторонами

внешней об-

щественной жизни станут , наконец , очевидны в своей неразрывной

целостности и осознанно

применимы в повседневной жизни каждого человека . Люди просто думают , но

вопрос ,как

они это делают , ставится немногими , а он давно назрел , став болезненным

в кризисных

явлениях общества .

Знания и навыки в существующей сегодня системе образования - это чёткие

клише

правил и наборы уже застывших форм , которые неизбежно сталкиваются и

быстро разру-

шаются гибкой и динамичной реальностью . \"Наша система просвещения не

ставит перед

собой задачу как научить человека думать , но внушает ему , что именно он

должен думать.\"

(Дж . Кришнамурти ).

Вы даёте решать школьную задачу , полагая , что это автоматически

тренирует мышление и

развивает навык решения любых задач .Но при этом знаете , что путь к

решению всего один , или только несколько , и существует вполне жёсткий

алгоритм , который и следует найти , чтобы её решить . И этот логический

алгоритм , как наперёд заданная траектория ,

заложен в структуру любого знания , которому учат , будучи уверенными ,

что само собою

учат ещё и думать . Но как ? Робот-манипулятор способен выполнять

определённые дейст-

вия , это его навыки в рамках вложенной программы ; в отличие от него

человек является

открытой в мир информационной системой и , говоря языком аналогии , ему не

поможет

никакая совершенная и суперуниверсальная программа , если он захочет выйти

за пределы

завода и станет делать то , что пожелает .

В подобное положение попадает каждый человек , когда он выходит из стен

школы или

вуза и пытается самореализоваться в жизни . Только единицы оказываются

способными дей-

ствовать вне стереотипов социального конвейера и создавать нечто

совершенно новое . Их

называют талантами и гениями , и траектории их самостоятельных ментальных

путей часто

служат схемами для новых социальных конвейеров и заводов .

Эта исключительность порою сбивает с толку , только , к счастью , она пока

не распрост-

раняется на детей , и можно быстро убедиться в том , что недостаток

самостоятельности и

творческой активности в мышлении обычного ребёнка пяти-семи лет , пока он

ещё не по-

пал под власть и авторитет взрослых стереотипов , является скорее

исключением , чем пра-

вилом . Несомненно , что присущее большинству детей качество ясного и

нестандартного

мышления проявляется на подобающем их возрасту уровне психического

развития и пото-

му может показаться в сравнении со взрослым примитивным и творчески

абсолютно не-

продуктивным . Но только основное отличие взрослого от ребёнка заключается

не в от-

сутствии , как, увы , принято считать , фантазии , а в неспособности

претворять свои

мечты во взрослую жизнь . Творчество ребёнка воплощается в его игре , и

непосредствен-

ная реализация замыслов на уровне его возможностей материализуется среди

игрушек и в

песочнице , тогда как у взрослого человека творческая мысль обретает плоть

в видимых

формах окружающей действительности , имея в наш век ограничения в

масштабах уже всей

планеты и ближнего космоса .

Примечательны в этой связи слова выдающегося русского психолога Л . С.

Выготского :

\"…Научное понимание этого вопроса заставляет нас , таким образом ,

смотреть на творчес-

тво скорее как на правило , чем как исключение . Конечно , высшие

выражения творчества

до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества , но в

каждодневной

окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования , и

всё , что

выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового , обязано

своим происхож-

дением творческому процессу человека\".

Если согласиться со словами Гегеля о том , что \"всё действительное разумно

, а всё разу-

мное действительно \", то можно пртйти к ясному пониманию критерия

творчества разумно-

го человека : мыслить так , чтобы мысли воплощались в действительность ,

то есть попросту сбывались , как мечты . Как раз в этом заключается

искусство и магия целостного мышления, и как и в любой деятельности ,

специальное обучение и сознательные усилия в этом нап- равлении могут

привести к мастерству . А мастер всегда отличен тем , что он творец

нового, которое совершенно .

Необходимость нового в жизни является законом самой жизни . Живёт всегда

новое , за-

тем оно взрослеет , а потом стареет и , становясь старым , естественно

уходит , снова уступая дорогу новому . Сама интенсивность психологического

переживания жизни ,единой в воспри- ятии , чувствах и сознании личности -

вкус и запах , прикосновения и движения ,музыка и свет, чувства и красота

, вся внутренняя значимость и осознанность происходящего - обусловлена

степенью свежести и новизны . Таким образом , вопрос творчества есть

вопрос самой жиз-

ни . То , что не может творить , не может меняться , проявляя себя ,

всякий раз в новом не-

избежно умирает , утрачивая природу самой жизни .

Творчество - это чистая энергия рождения , проявляющая себя в движениях

тела , чувств

и ума ребёнка . Потом , когда появляются привычки , складывается характер

, формируются

общепризнанные стереотипы , энергия уже не бьёт ключом переполненной

радости , а пос-

тепенно и размеренно направляется на колёсики сложных механизмов личности

.

Мы можем видеть как бы две крайности , обычно недостижимые вместе : знать

, что не-

обходимо , чтобы не выпасть из общественного устройства , и в то же время

не разучиться

мыслить , основываясь…\"ни на чём\". То есть на том , чего ещё нет , это

подобно существу-

ющей в основе всех вещей Пустоте , или изначальному вакууму , из которого

, как утверж-

дает современная физика , когда-то и появилось Всё .

Творчество в мысли - это состояние явленного чуда ,где в каждый

последующий миг ро-

ждается то , чего никогда не существовало в предыдущем . Необходимым

условием творчес-

тва , материализующего мечты человека в реальность дня , является

внутренняя целостность.

Целостность , первоначально присущая всем , в силу самого невыдуманного

факта нашего

природного рождения на Земле . По словам философа Витгенштейна :

\"Целостность бытия

реальна , хотя и не может быть высказана : она противоречит грамматике\".

Мышление это процесс , протекающий во множестве сфер , уровней и планов

бытия ,

можно сказать обобщённо : это целостный , системный процесс в одной

единой системе

Человек-Мир-Человек . Поэтому вместе с уже известными методами и подходами

нам будет

важно задействовать экзистенциальную , мировоззренческую , этическую ,

эстетическую , поэ-

тическую , психотерапевтическую , психофизическую и , по возможности ,

другие стороны ,

без которых нельзя выработать действительного метода развития этой

таинственной , вол-

шебной основы , создавшей все человеческие основы - целостного по своей

природе твор-

ческого мышления .

Очень важным является то ,что, возможно впервые , воплощён сущностный ,

философский

и одновременно практичный подход к познавательным процессам и

психологическим качес-

твам личности , которые можно и нужно сознательно совершенствовать ,

обучаясь и обучая

тому , как делать это самому . Да и как иначе , ведь невидимые , но от

того не перестающие

существенно влиять и определять собою все остальные первоосновы сознания и

мысли ,

чувства самоотождествления \"Я\" не могут познаваться как внешние объекты .

Они настолько

\"мы сами\", что ничего нельзя друг от друга отделить , чтобы рассмотреть по

кусочкам ло-

гическим методом , к которому мы так привыкли . Препарируя анализом

целостную психи-

ку , её нельзя оставить в живых , как только она разделена для внешнего

исследования -

это рана , которая опасна и совершенно не естественна , которая может

погубить саму жизнь.

Ведь жизнь и её самое активное проявление в нас - психика , сознание ,

меняются каж-

дый миг , и мы меняемся вместе с ними .А если что-то живое остановлено

,чтобы быть уви-

денным , оно уже не то , оно уже другое , потерявшее своё главное качество

жизни , которое

и хотели вначале рассмотреть . Но теперь его уже нет , а есть болезнь ,

рана , стресс , разде-

ление , временное отсутствие целостности или мёртвый механический процесс

, в котором

жизни уже не будет . Это механизм , как любое устройство , теперь можно

разобрать по вин-

тикам , изучить извне ,придумать , как его усовершенствовать ,составить

оптимальную програм-

му для его ещё более полезного функционирования . Но именно механизм ,

мёртвый и пос-

лушный , а не живой , извне не познаваемый и логически не предсказуемый

организм .

Именно поэтому познание жизненных основ , а психика прежде всего такая

основа ,

может быть только субъективным .И правы были древние , когда говорили ,

что самое

главное в жизни - \"Познай самого себя\".

2

Развитию способностей посвящено достаточно много работ (Л.А. Венгер, А.Л.

Готсдинер, Э.А. Голубева, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, В.С. Мерлин, Р.С.

Немов, Е.И. Рогов, Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов, В.Э. Чудновский). В

данном параграфе частично использован материал изысканий указанных

авторов, а в основном материал из книг Р.С. Немова и Л.Д. Столяренко .

Общие способности. Общие способности, о развитии и поддержании которых на

высоком уровне человек должен постоянно заботиться, условно можно

разделить на первичные и вторичные. К разряду так называемых вторичных

общих способностей относятся следующие: способность логически рассуждать и

точно определять понятия, совершать в уме сложные действия в прямом и

обратном порядке, видеть мир в образах, отражать его в системе понятий,

действовать с понятиями и манипулировать в уме образами, способность

совершать тонкие и точные координированные действия руками,

приспосабливаться к разным людям и жизненным ситуациям, добиваться

взаимопонимания, оказывать влияние на людей.

Вторичные способности формируются на базе первичных, к которым относятся

внимание, воображение, память, мышление и речь. И первичные и вторичные

способности в течение жизни человека могут развиваться, достигая весьма

высокого уровня зрелости. Благодаря им люди могут добиваться больших

успехов в различных видах деятельности.

Общие способности не только обеспечивают человеку успех в соответствующих

видах деятельности, но и сами развиваются в процессе деятельности. Поэтому

для совершенствования общих способностей необходимо участвовать в

различных видах деятельности, регулярно меняя их. Это прежде всего

касается обязательного сочетания умственной (теоретической) и практической

работы. Теория совершенствует образное и логическое мышление, а практика -

наглядно-действенное и практическое мышление.

Обязательным условием полноценного развития общих способностей является

постоянное решение разнообразных, достаточно сложных задач, а также

систематическое наблюдение за тем, как решают подобные задачи другие,

более способные люди.

Включенность в разнообразные виды деятельности позволяет человеку получать

разносторонние знания и развивать у себя многие умения и навыки, входящие

в состав более сложных способностей. Например, для того чтобы успешно

заниматься конструированием современных машин, т.е. иметь у себя

достаточно развитые конструктивно-технические способности, необходимо

обладать глубокими познаниями в области современной физики, математики,

техники, а также иметь хорошо развитое творческое мышление (как некоторую

общую способность), уметь работать на компьютере, составлять и читать

чертежи, собирать и разбирать машины своими руками и многое другое. Для

того чтобы иметь, например, высокоразвитые способности современного

хирурга или бизнесмена, необходимо, наверное, знать и уметь делать не

меньше, но в иных областях деятельности.

Всему этому человек практически может научиться только с помощью людей,

которые являются профессионалами в соответствующих областях и всем этим

уже владеют. Кроме того, эти люди должны быть в состоянии научить других,

т.е. передать им необходимые знания и умения. Немаловажное значение для

развития общих способностей человека имеет уровень трудности решаемых

задач. Он должен быть чуть выше среднего, не занижая и не завышая реальных

интеллектуальных возможностей человека.

Было бы желательно, чтобы, решая эти задачи, человек столь же часто

добивался успехов, сколько терпел неудачи. Полезно также, чтобы по

возможности эти задачи по своему характеру были комплексными, т.е. такими,

которые требуют от человека сложных, скоординированных внутренних

(умственных) и внешних (практических) действий, а также умения работать

руками, оперировать образами и действовать по правилам логики на уровне

понятий. Наконец, эти задачи должны давать значительную нагрузку на

внимание, память, воображение и речь человека.

Первичные, или элементарные, общие способности человека могут развиваться

отдельно от других при помощи специальных упражнений. Многие из таких

упражнений описаны в психологической литературе, опубликованной за

последние два-три десятка лет и особенно за последние годы, когда интерес

к практической психологии значительно возрос, а возможности для печати

существенно расширились. По рекомендациям, содержащимся в специальной

психологической литературе, можно совершенствовать перечисленные выше

общие способности.

3

Если и есть одна вещь ,которой следует

запасаться ,то это ваше внимание .

Билл Харви , писатель

Все мы хорошо понимаем , как необходимо быть внимательным и не пропустить

, не

\"проворонить\" ничего важного из того , что происходит с нами и вокруг нас

. Но как часто

мы склонны упрекать себя и других в недостатке внимания ! Давайте сейчас

вместе попро-

буем обратить своё внимание на само внимание и разобраться в том , что же

это такое .

Обычно принято разделять такие процессы , как мышление , память

,восприятие , и ставить

внимание в один ряд с ними . Но в жизни эти процессы настолько

взаимосвязаны и нераз-

дельны , что различать их мы можем только условно в своём уме .

Наше внимание является волшебным ключом , открывающим двери восприятия .

Древние

мудрецы утверждали , что реальный мир существует только благодаря вниманию

со стороны

Бога . И нам следует осознавать первичную роль внимания в самом очевидном

факте своей

личной жизни . Действительно ,любой человек сознательно переживает в

каждый конкретный

миг реальности только то , к чему он в данный момент внимателен . Подобно

направленным

лучам света , вниманиа позволяет нашему сознанию воспринимать и

запечатлять то , что

обычно скрывается за невидимым покровом бессознательного .

Одним из существенных качеств внимания является степень сосредоточения .

Определён-

ный уровень сосредоточения или концентрации внимания всегда будет

необходимым усло-

вием изучения любого материала . Внимание приводит к действительному

пониманию пред-

мета только благодаря достаточной степени концентрации на нём . Этот

процесс можно об-

разно сравнить с острием , пронзающим преграду , которая в данном случае

соответствует барьеру понимания . И чем труднее для изучения предмет , тем

плотнее и твёрже эта прег-

рада , и тем более острым и прочным должно быть проникающее остриё ,

отображающее

своей концентрической отточенностью смысл самой концентрации . В то же

время , чем

меньше концентрация , чем тупее остриё , тем больше усилий потребуется для

преодоления

барьера понимания и тем меньше вероятность , что такое

проникновение-понимание вообще

произойдёт , ведь величина прилагаемых усилий ограничена запасом

психической энергии

познающей личности .

Хорошо известно , что внимание бывает произвольным и непроизвольным . Так

, непроиз-

вольное внимание обычно мало зависит от сознательных усилий . Оно

возникает как спон-

танная реакция человека на что-либо значимое , затрагивающее уже

сложившиеся его устой-

чивые интересы . В отличие от первого , произвольное внимание является

осознанным уси-

лием личности и появляется , как правило , после пяти лет , когда

благодаря накопленному

опыту ребёнок учится сознательно ставить жизненно важные для себя задачи и

искать пу-

ти их решения .

Произвольное и непроизвольное внимание связаны самым непосредственным

образом , и

одно со временем способно переходить в другое . Как часто повторяемые

действия постепен-

но превращаются в привычку и проявляются в характере , так и сознательные

усилия со вре-

менем формируют круг устойчивых интересов и качество внимательности в

избранном по-

ле деятельности .

Приведем некоторые рекомендации, касающиеся развития внимания,

воображения, памяти, мышления и речи человека. Ими можно пользоваться в

различных жизненных ситуациях. Для того, например, чтобы успешно развивать

внимание, необходимо стараться систематически делать следующее:

1. В любой обстановке стараться замечать все наиболее характерное,

типичное, мысленно отвечая на вопросы: что особенного в данной ситуации?

Чем она отличается от тех ситуаций, в которых я уже раньше бывал?

2. Если это уже знакомая вам обстановка, в которой вы бывали,

целесообразно постараться заметить все, что в ней изменилось с момента

последнего пребывания.

3. Читая, необходимо стараться одновременно охватывать своим вниманием как

можно большую часть текста, читать как можно быстрее, одновременно

улавливая смысл прочитанного.

4. Если у вас есть возможность, нужно стараться выполнять сразу несколько

дел. Подобная работа хорошо развивает внимание, особенно такие его

свойства, как переключение и сосредоточение. Наиболее полезными для

развития переключаемости внимания являются такие жизненные ситуации, в

которых человек должен систематически переключать свое внимание с одного

объекта на другой, с одной мысли на иную, с одного образа или переживания

на другое, с одного органа чувства на иной (например, со зрения на слух,

осязание, обоняние, вкус; в любых иных чувственных сочетаниях и

переходах). Полезно также заниматься такими делами, при выполнении которых

приходится переключать внимание с того, что происходит вокруг, на свои

собственные ощущения, и наоборот.

5. Время от времени следует выполнять специальные упражнения, направленные

на развитие концентрации и распределения внимания. Например, находясь в

комнате, уставленной вещами, постарайтесь распределить свое внимание таким

образом, чтобы видеть все предметы и все, что с ними происходит. В рамках

этого упражнения можно временно сконцентрировать свое внимание на

некотором объекте или части помещения, удерживать его в течение некоторого

времени на заданной части пространства и замечая все, что там в данный

момент происходит.

6. Концентрацию, распределение и устойчивость внимания можно тренировать,

выполняя специальное задание. Вашему вниманию предлагается рисунок: в

восьми концентрических прямоугольниках представлены непрерывные кривые

линии, которые начинаются в одном прямоугольнике (место их начала

обозначается крестиком) и кончаются в другом прямоугольнике (конец линии

отмечен большой жирной точкой). Все линии проходят через три

прямоугольника, причем отрезки линии, проходящие через средний

прямоугольник, на рисунке не указываются. Каждая из четырех кривых линий,

изображенных на рисунке, проходит через три рядом расположенных

прямоугольника. Первая линия, например, проходит через прямоугольники 1,

2, 3; вторая линия - через прямоугольники 2, 3, 4; третья линия - через

прямоугольники 5, 6, 7; четвертая линия - через прямоугольники 6, 7, 8.

Задание состоит в том, чтобы, прослеживая взором каждую линию от начала и

до конца, выполнить задачу без ошибок, не возвращаясь к началу линии. Все

задание необходимо безошибочно выполнить два раза подряд. Пользоваться

какими-либо предметами, например палочкой, ручкой или карандашом, для

прослеживания линий не разрешается. Все необходимо делать только

зрительно.

Душа никогда не мыслит без представлений

Аристотель,философ

Воображение важнее знания .

Альберт Энштейн , физик

Мы таковы , какими себя воображаем .

Курт Воннегут , писатель

Для развития воображения можно воспользоваться следующими практическими

советами:

1. Стараться все увиденное, услышанное, прочувствованное и обдуманное по

мере возможности представлять и закреплять в памяти в виде образов.

2. Изображать знания, полученную информацию в виде схем, чертежей,

условных обозначений, символов и т.п. Привносить в соответствующие

изображения как можно больше творческой фантазии.

3. Научиться изображать объемные предметы в различных проекциях или просто

умственно представлять себе, как тот или иной предмет выглядит с разных

позиций и сторон.

4. В меру имеющихся способностей пробовать заниматься литературным,

техническим и другими видами творчества.

5. Последовательно выполнить, добившись быстроты и высокого качества,

специальные упражнения, направленные на развитие способности образно

представлять:

а) выберите какой-нибудь знакомый вам предмет. Внимательно посмотрите на

него в течение 20-30 с для того, чтобы хорошо запомнить, как он выглядит.

Переведите взор в другую часть комнаты и представьте себе, что этот

предмет также переместился туда. Постарайтесь \"увидеть\" его на новом месте

таким, каким вы уже видели его. Если это не удастся сделать сразу,

повторите упражнение. Выполните его с двумя-тремя другими, более сложными

предметами;

б) взгляните на какой-нибудь предмет, запомните, как он выглядит. Закройте

глаза, мысленно поверните предмет на 90° в любую сторону и, не открывая

глаз, представьте себе, как этот предмет выглядит под данным углом зрения.

Повторите упражнение, мысленно разворачивая данный предмет в разные

стороны на 120° и 180°. Повторите это же упражнение с двумя-тремя другими

предметами, более сложными;

в) представьте себя не на том месте, где вы сейчас расположены, а где-то

рядом. Рассмотрите себя как бы со стороны. Проделайте это упражнение,

\"меняя\" всякий раз место своего расположения, позу, выражение лица,

положение рук, одежду и т.п.;

г) представьте себе, что рядом с вашим образом, вызванным благодаря

выполнению упражнения в) и находящимся в другом месте, имеется образ

другого, знакомого вам человека. Проделайте с образом этого человека те же

упражнения, которые вы проделали с собственным образом, выполняя задание

в). При этом в вашей голове должен сохраняться и ваш собственный образ,

т.е. мысленно вы должны будете видеть не одного, а сразу двух человек;

д) представьте себе, что оба человеческих образа, которые возникли в вашем

воображении при выполнении упражнения г), разговаривают друг с другом, у

них меняются голос, выражение лица, положение тела, движения рук.

Попробуйте оценить эти изменения.

6. Необходимо выполнить следующую серию специальных упражнений,

направленных на развитие сенсорного (чувственного) воображения:

а) после очередного завтрака, обеда или ужина попытайтесь представить себе

вкус всех употребленных вами продуктов питания;

б) оказавшись в тишине на некоторое время, например перед сном, вспомните

и представьте себе все звуки, которые вы слышали недавно, например в

течение последних нескольких минут;

в) вспомните и реально представьте себе все приятные запахи, которые вам

пришлось ощутить в течение прошедшего дня;

г) представьте и мысленно воспроизведите серию сложных движений, которые

вы выполняли в течение часа или нескольких последних минут. В простейшем

случае это могут быть движения, связанные с ходьбой, умыванием, приемом

пищи, одеванием, раздеванием, использованием различных инструментов и

приборов. Все движения должны воспроизводиться полностью только в уме, без

реальных действий руками или иными частями тела;

д) попытайтесь представить себе те ощущения, которые вы чаще всего

испытываете от прикосновения различных предметов к рукам и другим частям

тела.

Наши неоплаченные долги игре воображения неисчислимы .

Карл Юнг , психолог Тот ,кто обладает воображением без эрудиции ,имеет

крылья ,но не имеет ног .

Жозеф Жубер , эссеист

4

Память - страж всему и сокровищница всего .

Цицерон , оратор

Память является , пожалуй , самой очевидной и практичной функцией мозга .

Мы привык-

ли пользоваться ею как чем-то отдельным и самостоятельным , специально

вспоминая , как

бы извлекая из неё , словно из невидимого хранилища , необходимую в

настоящий момент

информацию и впечатления прошлого . И поэтому память чаще всего

представляется нам

подобной огромной картотеке , где записано всё то , что мы успели туда

внести , запомнив.

Исследования показали , что наша память хранит всё когда-либо воспринятое

нами , даже

независимо от того , запоминали мы это специально или нет , и вообще

насколько сознава-

ли мы в данный момент происходящее . Американский психолог Пэнфилд , в

процессе ряда

экспериментов воздействуя на различные участки мозга , получил

магнитофонный эффект

воспроизведения в сознании испытуемых совершенно ярких и подробных

впечатлений из

любых периодов их жизни . Известны также многочисленные опыты поразительно

отчётли-

вых и достоверных воспоминаний из давно казалось бы забытого прошлого

людей , подвер-

гнувшихся глубокому гипнозу . Ярким примером использования этих обычно

скрытых от

людей бесконечных возможностей памяти являются также сценические

выступления мнемо-

нистов . Примечательно то , что вся эта гигантская информация из

подробнейших многолет-

них запечатлений образов , звуков , запахов , ощущений - всех переживаемых

нами чувств не

может быть размещена в мозгу , даже если каждый из 12 млрд нейронов ,

кроме информа-

ционных взаимодействий друг с другом . будет сохранять её на уровне

молекулярных и

межатомных связей . По словам известного философа Бергсона : \"Мозг

обуславливает дейс-

твие памяти , а не содержит её в себе\".

Принимая факт действительного единства мира , можно представить реальность

как еди-

ный психофизический процесс , который только наш ум с сугубо практической

целью ин-

дивидуального развития способен разделять на внутреннее и внешнее ,

психическое и физи-

ческое , идеальное или материальное . Тогда феномен абсолютной памяти

можно будет объ-

яснить достаточно легко . В совершенном единстве неважно , \"где это

хранится\" и \"когда

это было\", имеет значение только то . что всё взаимосвязано ,

взаимоотражается и содержит-

ся друг в друге . И каждая точка пространства , связанная идеальной тканью

вакуума со все-

ми бесчисленными остальными точками мирового пространства , знает о них

также хорошо ,

как и все они о ней . Модель такой полной информативности заключает в себе

голографи-

ческое изображение , ведь в любой его части заключена также информация обо

всей кар-

тине в целом , и в этом легко убедиться , если взять один из сегментов

голограммы и хо-

рошенько его рассмотреть .

Электромагнитная природа материи , лаконична выраженная в знаменитой

формуле Эн-

штейна Е=мс2 , позволяет нам представить саму материю и все происходящие в

ней про-

цессы как взаимодействия - резонансы или диссонансы различных

энергитических волн . А

когерентные , что значит согласованные , аналогичные восприятию процессы

образуют голо-

графическое изображение действительности . В этой модели наш мозг со всей

его огромной

и динамичной нейронной сетью можно уподобить чувствительному приёмнику ,

способному

настроиться на любую волну когда-либо взаимодействовавших процессов и

потому проис-

ходивших в жизни событий . Тогда память не что иное , как способность

индивидуальной

психики точно производить такую настройку , пользуясь оставшимися в ней на

уровне кле-

точных структур следами тех событий , в которых участвовал человек .

Сложные и чрезвы-

чайно подвижные нейронные цепи мозга способны образовать по остаточным

следам собы-

тий любой узор , который как электромагнитный контур будет настроен на

сигналы конкрет-

ногоиндивидуального прошлого находящегося в вечности всеобщего настоящего

и , резони-

руя в унисон с ними , вновь оживлять воспоминаниями чувства .

\"След памяти\" это не только метафора , память имеет конкретные следы на

самых раз-

ных уровнях - биохимическом , клеточном , структурном и нейронном , когда

в нейронных

цепях пробегают электромагнитные импульсы . На уровне нейрона вначале

формируется

модель внешнего раздражителя . Эксперименты нейрофизиологов показали

буквальное соот-

ветствие по частоте внешнего сигнала и электрической активности в цепи

нейронов . Далее

на структурном уровне происходит многократное повторение , реверберация и

самоусиление

сигнала , он как бы намагничивает , наслаивает биохимическую структуру

клеток и оставляет

в них вполне вещественный след .

Причём сам мозг исполняет роль трансформатора воспринимаемых психикой

сигналов с

12 млрд взаимосвязанных контуров , а нервная система распространяет

электромагнитные си-

гналы по всему организму , и структурные следы памяти остаются в любых

системах кле-

ток , которые были активны и участвовали в данном переживании . Таким

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты