Рефераты

Оптимальные психологические условия для развития музыкальных способностей с точки зрения психологии деятельности и познавательных процессов. Реферат.

образом , следы

памяти содержатся не только в мозгу , а во всём нашем теле .

Методы развития памяти

Итак , если память содержит в себе всё и никогда ничего не теряет , то

любой из нас в

принципе может вспомнить всё что захочет . В чём же тогда дело ? Почему

наша память нередко вызывает вздохи и сожаления по поводу забытого и не

выполняет даже тысячной

доли того , на что она , по всей видимости , способна ? Причина здесь не в

том , что она

умеет хранить , а в том , что мы не умеем с ней обращаться . И главный

принцип , которым

мы можем руководствоваться в обращении с ней - это действие . Доверять

своей памяти зна-

чит доверять и сотрудничать с самим собой , с различными аспектами своей

непрерывно

меняющейся во времени личности . Только в активном состоянии , в процессе

сознательного

пользования ею мы будем способны развить её до того уровня , который нам

необходим в

жизни , зная , что действительных пределов у неё нет , кроме тех , которые

по привычке ус-

танавливаем мы сами .

Как наш организм обладает пятью чувствами сознательного восприятия , так и

память

можно подразделять на зрительную , слуховую , тактильную и двигательную ,

вкусовую ,

обонятельную . В соответствии с основными типами мышления также принято

выделять об-

разную и логическую или семантическую память . Целостная образная память ,

в которой

участвуют все пять перечисленных её составляющих , подобно мышлению ,

может называть-

ся эйдетической . Но эйдетическая память , как таковая , является памятью

только условно .

Эйдетизм - это в равной мере память , мышление и восприятие . Несмотря на

парадоксаль-

ность , эйдетизм как память отличается феноменальными свойствами

вспоминать , как бы

воспринимая заново любое событие , независимо от того , когда оно было .

Существует довольно много хорошо проверенных и эффективных методов

тренировки

памяти . Причём они , как правило , разные для различных видов памяти .

Логическую память

можно улучшить специальными приёмами работы с информацией . Это может быть

её сис-

тематизация и классификация по любому хорошо понятному принципу ,

обобщение , образо-

вание смысловых связей , а также группировка . Группировкой мы всегда

пользуемся , запо-

мирая номера телефонов , когда разбиваем цифры на пары или тройки . Метод

смысловых

связей хорошо виден на примере известного \"каждый охотник желает знать ,

где сидит фа-

зан\", где первые буквы слов связаны с первыми буквами названия цветов по

порядку раду-

ги .

Известно также , что память бывает кратковременной и долговременной .

Кратковремен-

ная память - это то , что мы сохраняем в сознании совсем недолго -

одну-две , максимум три

минуты . Для такой памяти имеет силу примечательный закон семи ( вспомните

: семь цве-

тов радуги , семь нот , семь мировых сфер ), то есть наш мозг способен

сознательно удер-

живать в памяти обычно всего 7+2 единицы информации . В среднем , в

течение трёх минут

происходит переход информации из кратковременной информации в

долговременную , и это

связано со временем , необходимым для образования мощных и устойчивых

структурных

следов , по которым потом обычный , нетренированный мозг сможет

восстановить информа-

цию . В процессе такого перехода теряется до 90% информации , к сожалению

, это почти

норма . Такая значительная потеря информации вызывается явлением

интерференции . В фи-

зике этим понятием обозначают процесс наложения волн друг на друга , при

котором мо-

жет происходить как усиление , так и ослабление их . По отношению к памяти

интерферен-

ция это , в основном , механизм ослабления , её вызывают многочисленные

отвлекающие фа-

кторы . Ничто просто так не исчезает , события , ежесекундные восприятия

накладываются

друг на друга и угасают . Такая же картина происходит на уровне внутренних

электромаг-

нитных колебаний , моделирующих внешние процессы , где диссонирующие волны

создают

сильные помехи , искажающие и разрушающие синхронные сигналы нужной

информации .

Нужно отметить ускользающий факт того , что разрушается не сама память ,

которая хра-

нит всё , а способность личности самостоятельно и произвольно вспоминать

данные собы-

тия и информацию , ведь неосознанно , находясь в состоянии гипноза , или

иногда непроиз-

вольно , в каких-то чрезвычайных , особенных обстоятельствах человек всё

же будет спосо-

бен это вспомнить . Итак , говоря в дальнейшем о памяти и её развитии , мы

будем иметь

ввиду развитие именно своего умения вспоминать , причём тогда , когда мы

посчитаем это

нужным , то есть , прежде всего , сознательно и произвольно .

Наиболее распространённым приёмом запоминания является простое повторение

инфор-

мации . Эффект повторения или заучивания направлен как раз на снижение

процесса ин-

терференции , повторение восстанавливает временную и пространственную

структуру памя-

ти личности , которая изменяется с каждым последующим процессом

запоминания . Повто-

рять тоже надо уметь , в связи с особенностями работы нашего мозга

существуют оптималь-

ные интервалы времени для заучивания . Так , первое повторение должно быть

не позднее

24 часов после первого изучения какого-либо достаточно большого материала

, и в то же

время не раньше 5-6 часов . Также оптимальным должно быть количество сразу

запоминае-

мой и повторяемой информации .К примеру , стихотворение из 120 строк лучше

учить не по

две строки , а разбить его на четыре части по 30 строк и потратить на

каждую из них по

20 минут . Если попытаетесь заучивать его сразу целиком , результат будет

хуже , и вы по-

тратите больше времени .

Принято выделять три главных фактора при запоминании , это : 1.

Впечатление . 2.Ассоци-

ация . 3 . Повторение . Впечатление - это сознательное восприятие ,

качество которого в первую

очередь зависит от степени внимания , заинтересованности и нашей личной

мотивации в том,

что нам нужно специально запомнить . \"Внимание - это резец памяти\".(М .

Монтень ) \"Наме-

рение - главный фактор , чтобы всё помнить или забыть\". (З . Фрейд )

\"Память повинуется

сердцу\".(Ривароль).

Одним из эффективнейших приёмов запоминания является метод ассоциативных

связей,

когда запоминаемая информация как бы облекается в личностную оболочку

вызываемых ею

внутренних ассоциаций . И чем таких ассоциаций больше , тем более полно и

легко её мож-

но будет извлечь из памяти .

Интересно , что процессы кратковременной и долгосрочной памяти и все

вышеперечис-

ленные способы специального запоминания относятся в основном к логической

, словесной

памяти и модальным ( зрительной , тактильной и т . д .) проявлениям

образной . Во время це-

лостного восприятия , когда запоминаемая информация не только словесно и

логически

структурируется умом или предстаёт в виде отдельных образов-картинок , а

переживается

нами как единый процесс , в который полностью вовлечено всё наше сознание

и чувства ,

мы способны запоминать мгновенно и очень надолго . Такое тотальное

переживание дейс-

твительности происходит в раннем детстве , и благодаря ему в первые 5 лет

жизни усваи-

вается огромное количество качественно новой , необходимой в дальнейшем

информации .

Это первичное овладение языком , основными способами и нормами

общепринятого пове-

дения и общения , а также приобретение множества необходимых навыков ,

которые мы

настолько хорошо усваиваем , что вскоре перестаём их замечать . В

сравнении с этим пе-

риодом потом за целые десятилетия уже взрослой жизни мы приобретаем

значительно

меньше принципиально новых умений и знаний . Только иногда в редкие

моменты озаре-

ния , в самые значительные события в жизни , наполненные острыми и

неподдельными

переживаниями , мы испытываем ту же интенсивность и глубину сознательного

восприятия.

Парадоксальность целостного восприятия в том , что оно настолько заполнено

\"здесь и сей-

час\" настоящего момента , что для него отпадает надобность во всяком

специальном вос-

поминании . Вдумайтесь , это ведь очень интересно : когда вы как ребёнок

тотально пережи-

ваете действительность , вам незачем специально запоминать и вспоминать ,

но именно то-

гда же вы наиболее быстро и полно запоминаете всё происходящее .

Внутренний механизм

такого запечатления проявляется в совершенном синхронизме и резонансе

электромагнит-

ной модели реальности на уровне клеток при полном отсутствии интерференции

. Зато если

мы , как обычно , умышленно задаём искусственные , ограниченные параметры

своего вос-

приятия , пытаясь что-нибудь специально запомнить или вспомнить , вот

тогда-то целостность

и синхронность запечатления нарушается , и мы вынуждены использовать

особые приёмы

запоминания .

Перед нами может стоять открытым тонкий вопрос о необходимости специально

помнить

и запоминать , или же просто настолько целостно и творчески , каждый раз

по-новому пе-

реживать действительность , что специально вспоминать нам придётся только

иногда инс-

трукции или технические детали нового устройства , полезного в быту или на

работе .

Тем не менее существует способ сознательного мышления и памяти , который

масималь-

но близок к такому целостному восприятию , и как было показано раньше ,

это эйдетизм .

Эйдетическая память внутренне ни в чём не отлична от эйдетического

мышления , и поэто-

му мы можем тренировать её в точности также , как описано в методах

развития образно-

го мышления , с одним лишь существенным методическим дополнением : каждый

раз спе-

циально вспоминать и воспроизводить информацию снова в той же форме , в

которой она

была раньше . Ясно , что специальное развитие эйдетической образной памяти

и мышления

требует такого же восприятия , а это означает умение сразу

трансформировать информацию

из сухой словесной или знаковой формы , или же плоской зрительной в

полимодальный

образ , в котором максимально проявляются все чувства .

На основе методов развития образного мышления создано множество игр и

упражнений,

для развития памяти . Кроме тренировки управляемого воображения и

ассоциативного мыш-

ления , они включают в себя интересные задания на совершенствование

чувствительности и привлечение модальностей , которые в обучении

совершенно не используются ,но для

создания целостных образов совершенно необходимы . Сюда входит специальная

тренировка

тактильной и обонятельной памяти с помощью оригинальных пособий -

комплектов дощечек

с различными поверхностями и флаконов с запахами, а в подходящих условиях

можно да-

же развивать вкусовую память , применяя дегустационные наборы из различных

гастрономи-

ческих блюд и напитков .Главным в подобных заданиях является возможность

не только

тренировки чувствительности восприятия , но и развитие способности к

синестезии (соощу-

щениям ) и умению сознательно трансформировать свои образы и чувства .

Например , зву-

ки музыки можно увидеть в виде зрительных образов , цвета - понюхать ,

цифры - потрогать

и даже попробовать на вкус . Очень эффективными являются игры с закрытыми

глазами

или/и ушами , а роль зрения или слуха берут на себя другие чувства , в том

числе и це-

лостное - шестое , которое принято объяснять интуицией .

Что мы помним - мы можем изменить,

что забываем - то навсегда .

Ричард Шелтон , писатель

Есть много полезных рекомендаций, касающихся развития памяти. Основные из

них следующие.

1. Чаще старайтесь запоминать различного рода информацию (факты, даты,

имена людей, номера телефонов, новые слова, названия и т.п.) устно, не

прибегая к записям.

2. Старайтесь запоминать новую информацию сразу же, как только она

воспринимается с помощью органов чувств, и сохранять ее в голове через ее

повторение время от времени.

3. Изобретайте и используйте для запоминания, сохранения и воспроизведения

информации различные приемы (мнемотехнические средства), включающие

различные способы умственной обработки воспринимаемой информации, ее

схематического, графического, символьного (знакового) представления.

4. Ищите и используйте в своей практике мнемотехнические средства,

изобретенные другими, помня, однако, о том, что они будут эффективны лишь

в том случае, если вы приспособите данные средства к своим индивидуальным

особенностям.

5. При восприятии и запоминании нового материала чаще обращайтесь к его

осмыслению, образному представлению и ассоциированию с известными фактами,

мыслями, переживаниями.

6. Всегда старайтесь во вновь запоминаемом материале находить что-либо

интересное, необычное, способное вызвать отчетливую эмоциональную реакцию.

Описанные рекомендации касаются развития памяти в целом и мало затрагивают

ее отдельные виды, играющие центральную роль в жизни человека. Именно с

названными видами памяти связаны основные знания, умения и навыки, которые

человек приобретает и использует в процессе своей жизни в различных

социальных ситуациях. Рассмотрим в этой связи серию специальных

упражнений, направленных на совершенствование и ускоренное развитие именно

этих, основных видов памяти.

Для развития зрительной памяти рекомендуем последовательно выполнить

следующую серию специальных упражнений.

Упражнение 1. В течение какого-то времени (от одной до трех недель

ежедневно по два-три раза - утром, днем и вечером) сделайте следующее:

посмотрев внимательно на окружающую вас обстановку, закройте глаза и

назовите все предметы, которые вас окружают. Откройте глаза и проверьте

правильность своего ответа. В дальнейшем, когда вам удастся более или

менее полно перечислить окружающие вас предметы, усложните упражнение и

постарайтесь назвать не только сами предметы, но и некоторые их физические

свойства: форму, цвет, другие особенности.

Упражнение 2. Возьмите сложный объемный предмет, по-разному воспринимаемый

с разных сторон. Осмотрите его с двух сторон, затратив на осмотр одной

стороны от 10 до 15 с. Отложите предмет в сторону и, не глядя на него,

воспроизведите в рисунке, как он выглядит с этих двух сторон (обе стороны

предмета должны быть представлены в виде одного рисунка так, как эти

стороны стыкуются друг с другом в действительности, т.е. рисунок должен

быть как бы полуобъёмным). Усложните это упражнение, последовательно

доводя число осматриваемых и воспроизводимых по памяти сторон предмета до

шести.

Упражнение 3. Взгляните последовательно на фотографии двух людей, затратив

на рассматривание каждой фотографии от 30 с до 1 мин. Отложите фотографии

в сторону. Ответьте на следующие вопросы: одинакова ли форма лица у этих

людей? Если нет, то чем их лица отличаются? Одинаковы ли форма и выражение

глаз у этих людей? Если нет, то в чем состоит различие? Одинаковы ли губы

у этих людей? Чем они отличаются? Есть ли в лицах этих людей другие

особенности, которые их отличают друг от друга?

Проделайте это упражнение с тремя фотографиями, а затем - с лицами живых

людей, которых вы случайно встречаете где-либо (эти люди обязательно

должны быть вам незнакомы).

Слуховую память можно развивать при помощи следующих упражнений.

Упражнение 1. Внимательно следите за тем, что и как говорят люди,

выступающие по радио или по телевидению. Поставьте перед собой задачу,

услышав наиболее интересные их высказывания, научиться говорить то же

самое и так же хорошо, как они. Для этого, следя за речью говорящих,

повторяйте вслух или про себя наиболее интересные фразы, причем старайтесь

их воспроизводить точно так же, как они были сказаны говорящим. Выполнение

задания можно усовершенствовать, чтобы быстрее добиться желаемой цели:

запишите на магнитофон услышанные фразы и ваше повторение. Тогда можно

будет непосредственно сравнить на слух вашу речь с речью говорящего и

решить, насколько точно вам удалось воспроизвести фразу.

Упражнение 2. Это упражнение аналогично упражнению 1, но выполняется не с

вербальным материалом, а с фрагментами музыкальных записей, например

песен, которые воспроизводятся слушателем вслед за певцом, с магнитофонной

записью или без нее.

Упражнение 3. Попробуйте подражать голосом длинным сериям звуков, отличных

от речевых и музыкальных, например звукам, производимым животными и

птицами. Если это ритмические звуки, то можно их воспроизводить

постукиванием.

Все эти три упражнения желательно выполнять систематически, в лучшем

случае - ежедневно, для развития слуховой памяти и поддержания ее на

должном уровне в течение длительного времени.

Для развития двигательной памяти рекомендуется выполнять следующую серию

специальных упражнений.

Упражнение 1. Зрительно восприняв изображенную где-то сложную кривую или

ломаную линию, попробуйте точно воспроизвести ее на листе бумаги. Сравните

эталон с тем результатом, который у вас получился.

Повторите это упражнение несколько раз с различными линиями.

Упражнение 2. Хорошо помогают улучшить двигательную память занятия

танцами. Старайтесь чаще разучивать новые танцевальные движения.

Упражнение 3. Если вы занимаетесь спортом или же регулярно делаете

физическую разминку, зарядку, то и здесь вы найдете для себя хорошую

возможность для совершенствования двигательной памяти. Условие то же, что

и при выполнении упражнения 2: чаще разучивайте, запоминайте и

воспроизводите новые движения.

Упражнение 4 (дополнение к упражнениям 2 и 3 для тех, кто не занимается ни

танцами, ни физической культурой). Хорошо развивает двигательную память

копирование букв, слов и текстов, написанных на иностранном языке,

особенно иероглифов. Если вы изучаете иностранный язык, старайтесь больше

писать на этом языке. Дополните это необходимое занятие копированием

текстов на незнакомом языке.

5

Лучший способ создать хорошую идею -

иметь много идей .

Лайнус Полинг , физик , нобелевский лауреат

Прежде , чем идти дальше и обсуждать методы развития мышления , вспомним

его основные

виды : продуктивное, или творческое, репродуктивное, или нетворческое,

теоретическое, практическое, наглядно-действенное, наглядно-образное и

словесно-логическое мышление.

Полноценное и разностороннее развитие умственных способностей человека

предполагает одновременное совершенствование всех названных видов

мышления. Однако людей, у которых все эти виды мышления были бы развиты

одинаково хорошо (например, на уровне гениальности или талантливости), в

жизни не существует. Большинство людей имеет средний уровень развития

одного, реже - двух-трех видов мышления и посредственный уровень развития

остальных. Есть люди, как правило, талантливые, отличающиеся весьма

высоким уровнем развития нескольких видов мышления и одновременно -

средним уровнем развития остальных видов мышления. Наконец, единицы -

гении - имеют очень высокий уровень развития большинства или почти всех

видов мышления.

Всё это связано с тем, что развитие мышления человека существенно зависит

от природных задатков и социальных условий жизни человека. Особые,

уникальные задатки к развитию разных видов мышления встречаются среди

людей крайне редко. То же самое можно сказать и об идеальных условиях для

развития мышления, т.е. о полноценном использовании всех имеющихся у

человека задатков. Для этого необходимо, чтобы у ребенка были гениальные,

свободные от всех других занятий родители; чтобы родители или

родственники, занимающиеся с ребенком, имели педагогические способности;

своевременно выявляли у ребенка все задатки; применяли в обучении и

воспитании наиболее совершенные современные методы. И все это должно быть

обеспечено в течение не дня, не месяца и даже не года, а как минимум в

течение 16-18 лет жизни ребенка, начиная с момента его рождения и кончая

завершением формирования всех нужных способностей. Понятно, что все это

обеспечить практически невозможно.

По данной причине гораздо разумнее не пытаться отыскать у себя все

имеющиеся задатки и довести их до предельно возможного уровня развития,

превратив в незаурядные способности, а определить, какие из имеющихся

задатков с учетом имеющихся условий можно превратить в высокоразвитые

способности и добиться успехов в жизни. Приведем пример. Допустим, что у

некоторого человека есть задатки к развитию музыкальных, математических и

технических способностей. Допустим также, что среди его ближайших

родственников и знакомых есть только люди, имеющие знания в области

математики и техники и способные ему в этом помочь. Наконец, предположим,

что в тех условиях, где живет данный человек, он сможет добиться

значительных успехов в жизни лишь в том случае, если займется техникой.

Сопоставив все эти факторы, можно сделать следующий вывод: разумнее всего

заняться развитием своих технических или математических способностей и

неразумнее - сделать ставку на развитие музыкальных способностей (при

условии, конечно, что речь идет о наличии у данного человека средних

задатков к развитию всех обсуждаемых способностей).

Большинство способностей человека определяют в конечном счете как раз те

самые виды мышления, которые мы выделили: теоретическое и практическое,

репродуктивное и творческое, наглядно-действенное, наглядно-образное и

словесно-логическое. Поэтому далее мы будем вести речь именно об их

развитии.

Итак, как развивать теоретическое мышление? Теоретическое мышление

предполагает наличие следующих умений:

1. Выдвигать и точно формулировать гипотезы.

2. Строить обоснованные, логически непротиворечивые теории, объясняющие

известные явления и факты.

3. Кратко и точно определять понятия.

4. Логически последовательно рассуждать, выстраивая длинные цепочки

рассуждений, ведущих к нужному выводу.

5. Делать правильные умозаключения на основе фактов.

6. Производить логические операции сравнения, анализа, синтеза, абстракции

и обобщения.

Соответственно под совершенствованием теоретического мышления мы будем

понимать развитие всех этих умений. Рассмотрим ряд упражнений, которые

могут этому способствовать.

Упражнение 1. Перед вами утверждения, относящиеся к жизни, психологии и

поведению людей:

1. Люди отличаются друг от друга по своим способностям.

2. Люди различаются темпераментом.

3. Почти все дети, начиная примерно с трехлетнего возраста, отличаются в

какой-то степени друг от друга проявляющимися у них чертами характера.

4. Разные люди занимают различное положение в обществе, окружающие

относятся к ним с разной степенью уважения.

5. Одни люди добиваются в жизни больших успехов, чем другие.

6. В человеческом сообществе во все времена его существования были и

продолжают существовать борьба, конкуренция и вражда между людьми.

Предложите несколько различных гипотез, объясняющих каждый из этих фактов.

Попытайтесь предложить общую концепцию (теорию), которая могла бы

объяснить все эти факты вместе взятые. Кратко изложите суть этой теории в

устной или письменной форме.

Упражнение 2. Перед вами еще одна совокупность утверждений. Познакомьтесь

с ними, обдумайте и поступите так же, как в предыдущем случае, т.е.

объясните отдельные факты с помощью как можно большего числа гипотез и

предложите концепцию, объясняющую все факты в целом:

1. Люди видят сны, содержание которых часто не соответствует тому, что

происходит наяву.

2. Иногда люди видят то, чего на самом деле нет, например иллюзии, миражи.

3. Многие люди искренне уверяют, что лично видели неопознанные летающие

объекты.

4. Есть немало людей, которые выдают себя за свидетелей странных,

необычных явлений, например необъяснимых перемещений предметов в

пространстве.

5. Многие люди, потерявшие своих близких, определенное время продолжают

видеть их во сне или наяву (им иногда кажется, что эти люди находятся

где-то рядом).

6. Есть немало известных зрительных иллюзий, от которых человек, даже

будучи вполне уверенным в том, что это - иллюзия, не в состоянии

избавиться.

Упражнение 3. Найдите в энциклопедическом словаре или в каком-либо другом

справочнике определения приведенных ниже понятий. Попытайтесь дать им

собственное определение, отличное от того, что есть в справочнике.

Если в вашем распоряжении нет соответствующей справочной литературы, то

можно поступить по-другому. Выберите себе партнера и предложите ему дать

свое определение каждому из понятий. Затем предложите свое собственное,

альтернативное определение.

Мебель. Одежда. Человек. Животное. Развитие. Условия жизни. Машина.

Художественное произведение. Город. Государство.

Упражнение 4. Дайте определения следующих понятий. Сравните предложенные

вами определения с теми, которые имеются в доступных вам толковых

словарях.

Общество. Природа. Материя. Идея. Иллюзия. Реальность. Энергия. Знание.

Неопределенность. Смысл.

Упражнение 5. Это упражнение на развитие умения производить логические

операции сравнения, анализа, синтеза, абстракции и обобщения. На каждую из

этих операций в упражнении предложены две задачи.

1. Выберите двух знакомых вам людей. Сравните их между собой и ответьте на

вопрос, что общего и различного есть у них.

2. Чем похожи и отличаются друг от друга книжный шкаф и гардероб?

3. Назовите все признаки животных.

4. Сколько разных деталей и признаков имеется у той авторучки, которой вы

пишете? Назовите эти детали и признаки.

5. Назовите все известные вам предметы, в каждом из которых можно

обнаружить следующее сочетание признаков: объемный, с углами, имеет внутри

себя пространство, может быть сделан из разных материалов, может иметь

различный цвет, может быть переносным или стационарным (всегда находящимся

на одном и том же месте, на которое его установили), открывается или

закрывается вручную или при помощи замка.

6. Сколько различных объемных фигур, похожих на известные вам предметы,

можно составить из следующих геометрических тел: цилиндра, шара, куба,

конуса, пирамиды? Назовите те предметы, на которые похожи составляемые

вами объемные фигуры. Замечание: все геометрические тела соизмеримы, т.е.

их диаметры (круглые части фигур) и стороны (квадратные части фигур)

одинаковые; любая из составляемых объемных фигур в качестве своих частей

должна включать не менее четырех указанных геометрических тел.

7. Выделите и назовите то качество, которым обладают следующие предметы:

бумага, птица, мяч, корабль.

8. Определите и назовите то общее, что объединяет следующие поступки

людей:

А. Человеку хочется отдыхать, но он продолжает работать. Б. Юноша трижды

поступал в университет и все же добился того, чего хотел.

В. Данный человек постоянно терпит неудачи. Знакомые и друзья уговаривают

его бросить то дело, в котором его преследуют неудачи, но человек

продолжает заниматься им. Г. С детства данный человек не обладал особыми

задатками, но добился многого в жизни, приобретя нужные способности.

9. Назовите все известные вам предметы, на которые могут быть

распространены следующие высказывания: А. Большой и легкий. Б. Круглый и

мягкий. В. Им пишут. Г. По нему ходят. Д. Он интересный. Е. Имеет приятный

запах, но несъедобный.

10. В каких случаях жизни вам могут понадобиться знания следующих школьных

предметов:

А. Родной язык. Б. Иностранный язык. В. Математика. Г. Физика.

Д. Химия. Е. Литература. Ж. История.

3. География. И. Психология. К. Логика.

Как развивать практическое мышление? Практическим мы будем называть

мышление, направленное на решение в основном практических задач. Это,

однако, не значит, что при решении практических задач не нужно

обосновывать и строить гипотезы, логически рассуждать, делать

умозаключения, определять понятия или выполнять теоретические логические

операции сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования или обобщения.

Отнесение мышления к типу практического лишь означает, что у его

обладателя действия с реальными материальными предметами или их

заменителями в реальных жизненных ситуациях преобладают над

интеллектуальными, умственными операциями с понятиями и образами. К

примеру, практическим может считаться мышление предпринимателя, связанное

с решением задач по организации и совершенствованию того дела, которым он

занимается. То же относится к мышлению военачальника, политика,

руководителя, делового человека.

Практическое мышление больше, чем чисто теоретическое, связано со

спецификой профессиональной деятельности человека и только в такой

деятельности успешно развивается. Однако можно выбрать несколько

практических задач, решение которых не предполагает наличия у человека

глубоких профессиональных знаний и умений, и на примере решения этих задач

построить серию упражнений, направленных на развитие практического

мышления. Так мы и поступим здесь, имея в виду, что полноценное

практическое мышление может развиваться лишь в занятиях соответствующим

видом деятельности и быть тесно с ним связано.

Упражнение 1. Это упражнение направлено на развитие умения правильно

воспринимать и оценивать жизненные ситуации.

А. Двое людей среднего возраста (от 40 до 50 лет) случайно оказались

сидящими друг против друга в одном купе поезда дальнего следования. Один

из них был по профессии физик. Он задумчиво смотрел в окно, но вот его

взгляд скользнул по купе и остановился на попутчике. У того в руках была

книга, связанная с теми проблемами, которыми занимался наш физик.

Задумчивость исчезла с его лица, и он исподволь, с любопытством стал

рассматривать своего соседа.

Оцените эту ситуацию с точки зрения нового чувства, которое стал

испытывать физик, обнаружив, что напротив него сидит человек, который

также интересуется физикой.

Б. Один деловой человек, заинтересованный в том, чтобы решить свою

проблему, пришел к партнеру за помощью. Однако тот поначалу не проявил

особого интереса к посетителю. Тогда посетитель сделал следующее.

Во-первых, высказал в адрес своего собеседника несколько добрых слов;

во-вторых, пояснил, какую выгоду он может получить, оказав ему помощь;

в-третьих, дал понять, что впредь своими действиями будет активно

поддерживать собеседника.

Определите, к чему стремился в этой ситуации деловой человек, предпринимая

подобные действия в отношении своего собеседника.

В. Двое незнакомых людей, юноша и девушка, случайно встретились друг с

другом в ситуации, где им пришлось некоторое время быть рядом. Юноша время

от времени взглядывал на девушку. То же самое делала и она, и когда их

взгляды встречались, то они не сразу отводили глаза. Выражение лиц обоих в

это время едва заметно изменялось, на них появлялись улыбки, которые или

сохранялись, или исчезали тогда, когда они смотрели на других людей и

вокруг себя. При этом и тот и другой поправляли свою одежду, старались

выпрямиться, повернуться лицом друг к другу, стать или расположиться

поближе друг к другу.

Скажите, какие чувства испытывали в данной ситуации эти молодые люди по

отношению друг к другу.

Г. Один человек старается обратить на себя внимание другого, а тот не

реагирует на действия первого. Первый смотрит на второго, довольно долго

задерживая свой взгляд на его лице; второй же, чувствуя, что на него

смотрят со стороны, также время от времени взглядывает на первого, но в

его глазах и действиях не просматривается особого интереса; выражение

лица, позы тела, движения рук при этом не меняются, а взгляд долго не

задерживается на первом человеке.

Какие чувства испытывает второй человек по отношению к первому?

Д. Эта ситуация похожа на предыдущую. Первый человек ведет себя так же, но

поведение второго меняется. Когда он смотрит на первого, выражение его

лица меняется: улыбка исчезает, он отводит глаза в сторону, как только его

взгляд встречается со взглядом собеседника; он старается отойти от него

как можно дальше, а если вынужден находиться близко, то стоит по отношению

к нему спиной или вполоборота.

Оцените по поведению второго человека его отношение к первому.

Е. В той же самой ситуации при сохранении неизменным поведения первого

человека второй по отношению к нему ведет себя иначе. При встрече их

взглядов на лице второго человека появляется улыбка, которая не сразу

пропадает после того, как он перестает смотреть на первого. Беседуя с

другими людьми, второй человек что-то весело им рассказывает и время от

времени взглядывает на первого. То же самое делают и те, с кем он

разговаривает, они также время от времени с улыбкой смотрят на первого. В

ответ на вопросы и серьезные обращения к нему со стороны первого человека,

второй отшучивается, ведет себя несерьезно.

Как по данному описанию вы оцените отношение второго человека к первому?

Наиболее вероятные интерпретации и оценки описанных ситуаций: А.

Возникновение интереса одного человека к другому. Б. Стремление одного

человека установить хорошие, деловые отношения с другим человеком. В.

Взаимные симпатии, влечение людей друг к другу, желание установить друг с

другом хорошие личные взаимоотношения. Г. Безразличное отношение данного

человека к другому. Д. Недоброе отношение второго человека к первому. Е.

Пренебрежительное отношение одного человека к другому.

Упражнение 2. Это упражнение на развитие умения сравнивать жизненные факты

и делать из них правильные выводы.

А. Попробуйте осмыслить приведенные ниже утверждения и сделать правильные

выводы:

а) вы убеждены, что в большинстве случаев жизни, общаясь с людьми, ведете

себя правильно;

б) вы давно замечаете, что есть люди, которые почему-то вас не любят и

относятся к вам недоброжелательно;

в) нередко вы замечаете, что окружающие не реагируют на ваши шутки или их

реакция оказывается не настолько положительной, как вам хотелось бы;

г) время от времени вы узнаете, что о вас распространяют слухи, не

соответствующие действительности, т.е. представляющие вас хуже, чем вы

есть на самом деле;

д) когда вы смотрите на себя как бы со стороны или когда вы слышите

собственный голос в магнитной записи или видите себя заснятым на

видеопленку, вы себе определенно не нравитесь.

Б. Проанализируйте характеристики человека и дайте полезные советы,

которые помогут ему изменить к лучшему отношение окружающих:

а) этот человек сравнительно высоко оценивает свою эрудицию и свой

интеллект, в то время как окружающие оценивают его гораздо ниже;

б) этот человек всегда берется за решение самых сложных задач. При этом он

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты