Рефераты

Оптимальные психологические условия для развития музыкальных способностей с точки зрения психологии деятельности и познавательных процессов. Реферат.

нередко терпит неудачи, но объясняет их не отсутствием способностей, а

другими причинами, например трудностью самой задачи, дефицитом времени,

неясностью условий и т.п.;

в) неудачи и отрицательный опыт, приобретаемый данным человеком, мало

влияют на его поведение, и в новых ситуациях он продолжает повторять

прежние ошибки;

г) этот человек почти всегда недоволен своими оценками, он убежден, что

окружающие его недооценивают и субъективно отрицательно относятся к нему.

В. А вот характеристики человека, отличного от предыдущего. Что можно

порекомендовать ему, чтобы исправить сложившееся положение дел?

а) Ему кажется, что он соображает недостаточно быстро, но думать быстрее

он не в состоянии;

б) разговаривая с людьми или выступая перед аудиторией, он часто

оговаривается, не всегда точно и правильно подбирает слова, иногда

заикается; во время чтения, особенно быстрого, обнаруживает, что плохо

понимает текст;

в) мнения окружающих о темпераменте и характере этого человека не

совпадают с его собственной оценкой;

г) при общении с людьми у него возникает внутренняя напряженность, чувство

стеснения.

А. Ваше восприятие себя отличается от восприятия окружающих. В вашем

поведении, по-видимому, есть что-то, что вызывает отрицательные реакции со

стороны окружающих людей.

Б. У этого человека, вероятно, завышенная самооценка. Для ее нормализации

можно рекомендовать следующее: внимательно прислушиваться к оценкам,

которые ему дают окружающие; попытаться определить уровень своего

интеллектуального развития при помощи психологических тестов и сравнить

полученные показатели с показателями других людей; сравнить свои успехи в

учебной и других видах деятельности с успехами большинства других людей.

Если в результате всего этого выяснится, что в большинстве случаев он не

превосходит или же уступает другим людям, то необходимо пересмотреть свою

самооценку и уровень притязаний.

В. Скорее всего, данный человек не вполне правильно оценивает себя. Ему

можно рекомендовать обратиться за помощью к профессиональному психологу и

протестировать собственные свойства темперамента и черты характера.

Упражнение 3. Развитие умения принимать решения.

А. Предложите разные варианты решения следующей ситуации. Выберите два, с

вашей точки зрения, наиболее удачных варианта решения проблемы. Продумайте

план своих действий, направленных на решение проблемы, и опишите его

поэтапно (что вы сделаете вначале, что предпримете потом, исходя из того,

что произойдет на первом этапе реализации решения, и т.д.).

Ситуация: В школе перед экзаменом по предмету, оценка по которому должна

войти в аттестат зрелости, вы вдруг обнаруживаете, что, во-первых, не

смогли как следует подготовиться; во-вторых, оценки по данному предмету,

на основе которых выводится итоговая, у вас неблестящие, а на предстоящем

экзамене для того чтобы исправить сложившееся положение дел, необходимо

получить только пятерку.

Б. Сделайте то же самое, что и в предыдущем случае, для следующей

ситуации.

Ситуация: Вам очень нравится одна девушка (парень), и вам хотелось бы

подружиться с ней (с ним). Но она (он) не обращает на вас внимания: более

того, у нее (у него) уже есть парень (девушка), которому (которой) она

(он) симпатизирует больше, чем вам.

В. Представьте себе, что вы выступаете в роли консультанта-психолога по

отношению к участникам следующей ситуации. Посоветуйте, как им поступить.

Выработайте для каждого подробный план действий, направленных на

благополучное решение возникшей проблемы. Этот план должен предусматривать

успешное разрешение ситуации и учитывать возможные варианты поведения

каждого из участников ситуации.

Ситуация: Ваши родители или близкие друзья, которых вы очень любите и

отношения между которыми хотели бы сохранить, постоянно ссорятся друг с

другом, причем каждый из них считает себя правым и находит веские

аргументы для того, чтобы обвинять другого в недобром (неуважительном,

непорядочном, нечестном и т.д.) отношении к себе. Дело зашло уже слишком

далеко, их ссоры не прекращаются и грозят распадом семьи (или

соответственно прекращением дружбы).

Упражнение 4. На развитие умения планировать свою деятельность. Задания

включают в себя несколько упражнений, связанных с составлением оптимальных

планов организации деятельности, рассчитанных на то, чтобы за короткое

время выполнить как можно больше дел и с наилучшим качеством.

А. Вы учитесь в школе. Сегодня - вторник. В школе были уроки литературы,

географии, биологии, математики и истории. Обычно вы берете с собой в

школу учебники по всем предметам. Завтра, в среду, также будет урок

биологии, к которому необходимо подготовиться сегодня. Для этого

потребуется примерно 30 мин. Остальные два урока завтра - иностранный язык

и физика. В целом на их подготовку дома необходимо примерно полтора часа.

Однако для выполнения задания по языку вам необходима книга, которую можно

взять только в библиотеке. Она работает до 16 ч, и для того, чтобы

получить нужную книгу, потребуется около получаса. Ехать из школы домой

вам придется на автобусе, который находится в пути окало 40 мин. Уроки в

школе сегодня закончены в 13 ч 50 мин. С 14 до 15 ч в автобусе довольно

много свободных мест и можно сидеть. Задания по языку и физике, которые

необходимо приготовить на завтра, - письменные. Кроме всех дел, связанных

с подготовкой домашних заданий, вам сегодня также необходимо успеть

пообедать дома (на это обычно уходит около 40 мин), сходить и решить один

вопрос с товарищем, который живет в соседнем доме (на это нужно еще 30

мин), сходить в магазин и сделать необходимые покупки (на это требуется

около 45 мин) и успеть посмотреть фильм по телевизору. Он начинается в 19

ч и идет примерно полтора часа. Наконец, после возвращения родителей с

работы (они приходят домой примерно в 18 ч) могут возникнуть

непредвиденные домашние дела, на выполнение которых желательно оставить от

30 до 40 мин, такое же время необходимо отвести для ужина, который в семье

начинается ровно в 20 ч 30 мин. Родители требуют, чтобы все дела были

выполнены до ужина и чтобы никто на ужин не опаздывал.

Составьте план ваших действий на сегодня таким образом, чтобы все условия

были выполнены. План должен содержать перечень последовательно выполняемых

дел и время, которое потребуется на их выполнение.

Б. Допустим, что в течение 10 дней с начала мая вам предстоит сдать два

экзамена (по математике и истории) и написать контрольную работу по

физике. Сегодня - 1 мая. Экзамен по математике, устный и письменный

одновременно (два теоретических вопроса и задача), состоится 3 мая,

экзамен по истории - 6 мая, а контрольная работа по физике - 11 мая. Ни к

одному из экзаменов и к контрольной работе вы еще не готовы, и для того,

чтобы их сдать хорошо, придется работать все эти дни.

Для хорошей подготовки к экзамену по физике требуется следующее:

1. Повторить теоретический материал по учебнику и порешать задачи. Однако

у вас нет собственного учебника по физике и сейчас вы работаете по

учебнику, принадлежащему товарищу по классу, который также должен писать

контрольную работу в этот же день. Необходимо будет вернуть ему учебник не

позднее 7 мая.

2. Вспомнить решения всех задач по физике - и здесь без дополнительных

консультаций вам не обойтись. В школе консультации по физике назначены на

5 мая и 10 мая. Самая важная из этих консультаций должна состояться 10

мая.

История - это тот предмет, который вам придется сдавать на вступительных

экзаменах в университет (допустим, что вы выбрали исторический факультет).

Хорошая подготовка к нему требует следующего.

1. Отличного знания всего программного материала (содержания учебника).

2. Знания и соответственно чтения дополнительной литературы. На все это

вам нужно как минимум два с половиной дня.

3. На 4 мая назначена консультация по истории. Если пойти на нее, то можно

узнать о том, как настроен учитель и как подготовлены к этому экзамену

другие ребята. Однако никаких новых знаний на этой консультации не

получишь. Если остаться дома, то можно использовать это время для

дополнительной самостоятельной подготовки к экзамену.

Хорошая сдача экзамена по математике требует вспомнить весь пройденный

теоретический материал, а также принципы решения тех задач, которые могут

встретиться на экзамене.

Как распределить время по дням для подготовки к экзаменам и контрольной

работе? Как лучше организовать ежедневную работу по подготовке к сессии?

В. Составьте развернутый, расписанный по часам и минутам, план работы на

ближайшие 2-3 будничных дня, когда вам предстоит в течение дня сделать

очень многое и когда у вас будет явно не хватать времени для того, чтобы

со всем успешно справиться.

Возможные оптимальные решения задач А и В этого упражнения: А. 14.00-14.30

- чтение учебника по биологии в автобусе по пути домой. 14.30-15.10 - обед

дома. 15.10-15.30 - взять книгу в библиотеке. 15.10-16.15 - покупки в

магазине. 16.15-17.15 - подготовка уроков по языку и по физике.

17.45-18.15 - визит к товарищу. 18.15-19.00 - время на дополнительные дела

по дому. 19.00-20.30 - просмотр телефильма.

Б. 1 мая - работа над содержанием учебника по физике. Обратить особое

внимание на материал, необходимый для решения задач. Вечер - определение

того минимума материала, который необходимо повторить по учебнику

математики. 2 мая - практическая подготовка к экзамену по математике.

Решение задач с одновременным повторением нужного теоретического

материала. 3 мая - начало подготовки к экзамену по истории, составление

перечня тем, вопросов, которые необходимо повторить. 4 мая - активная

подготовка к экзамену по истории (самостоятельно). 5 мая - посещение

дополнительных занятий и консультации по физике (при условии, что это не

помешает подготовке к экзамену по истории). 6 мая - работа над учебником

по физике. 7-8 мая - работа над решением задач по физике. 10 мая -

повторение всех материалов и посещение консультации по физике.

Упражнение 5. Выработка умения изменять образ действий с учетом

обстоятельств.

А. Как вы поведете себя (будете действовать) в следующих ситуациях?

1. Вы договорились встретиться в определенном месте и в определенное время

с человеком, но чувствуете, что опоздаете на встречу.

2. В ситуации 1 вы поменялись ролями. Теперь вы ждете человека, который

опаздывает на встречу с вами, а ждать его вы уже не можете, необходимо

уходить по срочному делу.

3. Вы долгое время пытаетесь что-то сделать, но у вас ничего не

получается.

4. Вы наблюдаете за тем, как кто-то безуспешно пытается решить проблему,

устал и нервничает, у вас возникло ощущение, что в таком состоянии он вряд

ли справится с данной проблемой.

5. Вы долго пытаетесь убедить человека в чем-то, но это вам не удается.

Б. Что вы сделаете, если:

1. Оказались в незнакомом месте города, ищете нужный адрес, но не можете

его отыскать.

2. К вам на улице пристает нетрезвый человек.

3. Кто-то над вами шутит, смеется.

4. Вы ожидали со стороны какого-то человека теплый прием, а встретили

холодный.

5. Ваше поведение зависит от настроения. Нередко настроение бывает не

самым лучшим, вследствие чего вы невольно начинаете придираться к

окружающим и портите отношения с ними.

Возможные решения задач А и Б: А. 1. Каким-то образом постараюсь

предупредить этого человека об опоздании и обязательно сообщу ему точно, в

какое время меня ждать. Если предупредить невозможно, то обязательно, даже

с опозданием, приду на встречу, чтобы удостовериться в том, что этот

человек меня уже не ждет. Если он ушел, не дождавшись, то постараюсь как

можно скорее после этого связаться с ним и извиниться за опоздание. Сделаю

это, если застану его на месте. 2. Уйду, если оставаться дальше будет

невозможно. Постараюсь сделать так, чтобы кто-нибудь на месте нашей

запланированной встречи мог сказать данному человеку, что я его не

дождался и вынужден был уйти по срочному делу, что я его потом найду.

Впоследствии я лично свяжусь с этим человеком и, не дожидаясь объяснений с

его стороны, извинюсь за то, что не смог дождаться его. 3. Прекращу свои

действия, попытаюсь проанализировать и понять, почему дело не идет так,

как хотелось бы. Не приступлю к повторению попыток до тех пор, пока

окончательно не пойму, в чем же дело. Если осознаю, что в данный момент

времени бесполезно предпринимать дальнейшие попытки решить возникшую

проблему, то на время оставлю их и займусь другим делом. 4. Постараюсь

воспользоваться удобным для этого моментом и отвлечь его внимание от

решения проблемы. Затем сделаю все возможное для того, чтобы человек

успокоился. После этого посоветую ему сделать то же самое, что сказано

выше относительно меня самого в п. 3. Прекращу попытки это делать. Сменю

тему разговора. Затем, оставшись один, проанализирую, почему мне не

удалось его убедить. Намечу план дальнейших действий и, вновь приступив к

разговору с данным человеком, постараюсь строго следовать этому плану, не

повторять прежние свои ошибки.

Б. 1. Возможные способы поведения: посмотреть, нет ли с собой чего-либо

такого, что может помочь решить проблему; обратиться за помощью к

прохожему; зайти в ближайший дом, в ближайшую квартиру, извиниться и

спросить адрес; позвонить из телефона-автомата кому-либо, кто мог бы

помочь; вернуться в то место, где можно было бы получить нужную

информацию. 2. Отвечу серьезно на его вопросы, если они мне покажутся

достаточно серьезными; молча постараюсь дать ему понять, что не хотел бы

продолжать с ним разговор. Если это не помогает, то отойду от него

подальше. Если он ведет себя оскорбительно и мешает окружающим, то приму

соответствующие меры: от убеждения, обращения за помощью к стражам

порядка, окружающим людям, до принуждения (в рамках существующих законов),

если ничто другое не помогает. 3. Дам понять, что не обижаюсь, постараюсь

шутить вместе с ним, похвалю его за чувство юмора. 4. Не обижусь и

постараюсь понять, в чем дело. Может быть, дело в том, что мои ожидания

были неправильными и я неправомерно решил, что данный человек хорошо

относится ко мне. Может быть, в момент приема он сам был в плохом

настроении и это сказалось на его поведении. Может быть, я сам своими

действиями спровоцировал подобную реакцию с его стороны. Подумаю, проверю

на практике правдоподобность подобных объяснений и не успокоюсь до тех

пор, пока не найду удовлетворительный ответ на вопрос. 5. Заставляю себя

по возможности сдерживаться. Постараюсь меньше разговаривать с людьми,

когда у меня плохое настроение. Буду искать и сознательно применять

различные приемы, рассчитанные на изменение своего поведения в лучшую

сторону.

Творческое мышление - это просто пони-

мание того факта , что нет ничего осо-

бенно хорошего в том , чтобы делать вещи

так , как их всегда все делали .

Роджер фон Эйх , консультант по развитию

творческих способностей

Как развивать творческое мышление? Творческое мышление может быть и

теоретическим, и практическим. Теоретическое творческое мышление

проявляется, в частности, в способности человека выдвигать новые,

оригинальные гипотезы, разрабатывать теории, предлагать нетривиальные

решения различных проблем и т.п. Практическое творческое мышление также

заключается в нахождении оригинальных решений практических вопросов, а

также в способности человека находить практический выход из самых

разнообразных жизненных ситуаций.

Существуют психологические признаки, отличающие человека с творческим

мышлением от человека нетворческого. Это - новизна и эффективность

предлагаемых решений, наличие многих вариантов решения одних и тех же

проблем, отсутствие стандартных решений и стремление находить новые.

Есть данные, свидетельствующие о том, что способность к творческому

мышлению отчасти наследуется. Но есть и не менее убедительные факты,

говорящие о том, что тип мышления может измениться, если человек постоянно

стремится к решению творческих задач и вырабатывает определенные,

связанные с этим умения и навыки.

Подобный опыт должен быть достаточно систематическим и связанным с теми

видами деятельности, к которым относится развивающееся творческое

мышление. Если, например, это - математическое мышление, то, развивая его

творческий потенциал, человек должен как можно больше решать разнообразные

математические задачи. У человека, рассчитывающего на развитие своего

творческого мышления, должна быть выработана установка на принципиальный

отказ от уже известных решений.

Для развития творческого мышления очень важно научиться видеть и

анализировать свои ошибки в решении задач, сравнивать ход собственных

интеллектуальных рассуждений с рассуждениями других, перенимая лучшие

образцы интеллектуальной деятельности.

Подлинно творческий человек - это человек, постоянно мотивированный на

достижение успеха и мало обеспокоенный возможной неудачей. Скорее

наоборот: неудачи его мотивируют, подстегивают на увеличение усилий,

направленных на поиск решения. Он доводит начатое дело до конца, не

останавливается на полпути, не довольствуется достигнутым.

Творческое мышление обычно проявляется в нескольких видах деятельности.

Нередко, например, люди, способные в математике и физике, проявляют свои

таланты в искусстве, а люди, способные в искусстве, - в литературном

творчестве.

Из этого следуют две важные рекомендации по развитию творческих

способностей.

1. Обязательно заниматься разными видами творческой деятельности, формируя

у себя разнообразные умения и навыки.

2. В каждом виде деятельности, в каждом деле стремиться к успеху.

Творчество - это десять процентов

вдохновения и девяносто процентов потения .

Томас Эдисон , изобретатель

Творческий человек должен развивать у себя как минимум три вида мышления:

наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Как

развивать репродуктивное воспроизводящее мышление? Основной путь развития

репродуктивного мышления - решение разного рода задач, рассуждения,

действия в уме. Не усвоив достаточно хорошо уже выработанные другими

способы мышления в той или иной области, вряд ли возможно подняться до

уровня подлинного творчества.

Как развивать наглядно-действенное мышление? Этот вид мышления проявляется

в умении решать практические задачи, когда человек предпринимает

практические действия, рассчитанные на то, чтобы изменить ситуацию нужным

образом и решить возникшую проблему. Это особый вид мышления, и

встречается он довольно редко. У человека с развитым практическим

мышлением должен быть большой жизненный опыт, включающий умение

ориентироваться в самых сложных жизненных ситуациях, а также высокий

уровень развития репродуктивного творческого мышления. Последнее

необходимо, если возникла новая ситуация, а прежние, привычные способы ее

разрешения не годятся. Человек, обладающий высокоразвитым практическим

мышлением, должен уметь предвидеть возможный ход будущих событий,

усиливать положительные и предупреждать отрицательные следствия

принимаемых решений и предпринимаемых действий, использовать все имеющиеся

средства для решения проблемы. Как правило, такой человек действует быстро

и точно для достижения намеченной цели. Наглядно-действенное, или

практическое, мышление представляется поэтому одним из самых сложных видов

интеллектуальной деятельности человека, включающей в себя умственные и

практические, конкретные и теоретические, диагностические и

прогностические действия и операции.

Основные рекомендации по развитию наглядно-действенного мышления сводятся

к следующему.

1. Стремиться приобрести разносторонний жизненный опыт.

2. Как можно чаще включаться в такие жизненные ситуации, где возникают

оперативные задачи, требующие активных, согласованных умственных и

практических действий.

3. Стремиться находить различные способы решения возникающих практических

задач.

4. Правильно оценивать возможные шансы на успех, а также вероятные

последствия принятия и реализации того или иного решения.

5. Внимательно наблюдать за тем, как подобные задачи решаются другими

людьми, и усваивать их положительный опыт.

6. Всеми возможными способами развивать сложные, координированные движения

руками, выполняя те операции и действия, которые могут понадобиться при

решении разных практических задач.

Известно , что наше мышление имеет двойственный характер - это логическое

, словесное

мышление и образное . Множество исследований в области нейропсихологии

подтверждают

разделение функций и в работе самих полушарий мозга . Так , левое

полушарие ответствен-

но , в основном , за словесно-логический , а правое - за образный способ

мышления , если же

человек является левшой , то роли полушарий меняются местами .

Говоря об образном мышлении , следует видеть различные стороны его

проявления . Наши

внутренние образы соответствуют внешне воспринимаемым , которые берут

начало в органах

чувств (модальностях ) и поэтому , так же как и они , различаются на

зрительные , тактиль-

ные , звуковые , вкусовые и обонятельные . Но в силу особенностей

современной цивилиза-

ции и устоявшегося образа жизни людей , в значение слова \"образ\", \"образ

восприятия \"или

\"мысленный образ\" сейчас принято вкладывать только узкий смысл

\"зрительного образа\" .

Научно-технический прогресс и его глобальные последствия , в их числе

информацион-

ная революция и всеобщая компьютеризация , привели к тому , что ранее

целостный харак-

тер человеческого мышления сильно сдвинулся в левополушарную сторону .

Социальной

жизнью сегодня преимущественно востребовано логическое , словесное

мышление , и в ос-

новном только оно развивается всей существующей системой воспитания и

образования и

гипертрофированно развилось у подавляющего большинства людей . А

становящееся с каж-

дым разом всё более редким образное мышление превратилось в однобокую ,

только зри-

тельную и плоскую , подобно журнальным иллюстрациям и картинкам на

телеэкранах ,форму.

Целостное по своей исконной природе образное мышление , в котором

учавствуют образы

от всех органов чувств , почти утрачено для современного человека и

описывается как фе-

номен , получивший название эйдетизма .

Эйдетизм ( от греч . eidos - вид , образ ) возник как отдельное

направление в психологии

ещё в 20 -е годы нашего века . Один из его первых исследователей ,

немецкий психолог

Э . Йенш считал , что эйдетизм - это выражение ранней базисной стадии

психического раз-

вития , когда восприятие и образы ещё не разграничены . По мнению

выдающегося отечест-

венного психолога Выготского , эйдетизм проявляется тогда , когда память ,

мышление и фан-

тазия действуют как одно нераздельное целое . Чаще всего способностью к

эйдетизму об-

ладают дети ; так , ребёнок , вспоминая конфету , одновременно помнит ,

мыслит и вообража-

ет её себе . Позднее , в процессе обучения , память целиком отдаётся

словесно-логическому

мышлению , а образы начинают принадлежать только фантазии и снам . Но

фантазию в об-

ществе методично подавляют , чтобы личность быстрее вписывалась в насущные

требова-

ния окружения и начинала бы по всем правилам играть свою социальную роль .

Эксперименты показали , что число людей , обладающих способностью к

эйдетизму , как

среди взрослых , так и среди детей резко упало с 50-х по 90-е годы .

Причина известна : те-

левидение , компьютеризация , огромный поток \"разжёванной\" , предельно

формализованной

информации . Когда за словами стоят слова , а за ними опять слова ,

конкретный предмет ,

событие теряются . Описания вкладываются друг в друга , словно матрёшки ,

копии всё боль-

ше отличаются от оригинала , люди начинают общаться в совершенно разных

понятийных

системах , и тогда снежным комом вырастают противоречия , непонимание ,

недоверие , эго-

изм и взаимная отчуждённость в обществе . Всё это реалии , увы ,

сегодняшнего дня .

Каждый из нас испытывал проявления эйдетизма . В детстве это были яркие

мечты и

переживание , словно наяву , прочитанных сказок . Уже будучи взрослыми ,

многие сохрани-

ли способность хотя бы иногда \"грезить наяву\" , полностью погрузиться в

захватывающую

книгу или фильм и жить жизнью его героев , испытывая те же чувства , что и

они . Эйде-

тические образы позволяют видеть , слышать , ощущать , чувствовать и

переживать , как в

реальности и , возможно , даже ярче и глубже , здесь можно быть не только

собой , а дру-

гим человеком , цветком , деревом , птицей и воспринимать мир как они .

Эта возможность

перевоплощения и полной эмпатии высвобождает огромные резервы , скрытые в

каждом из

нас , устраняет привычные стереотипы и открывает дорогу к бесконечному

опыту и само-

развитию .

Особенностью эйдетического мышления является то , что оно фактически

неотличимо от восприятия , но в отличии от галлюцинаций имеет осознанный ,

управляемый характер и

во многом соответствует реальности . Причём как прошлой , что может в

привычном смыс-

ле рассматриваться как феноменальная память , так и настоящей и будущей ,

которые сегодня

объясняются биоэнергетикой и парапсихологией как явления дальновидения и

ясновидения.

С точки зрения саморазвития ясновидение лучше понимать как проявление

активной

творческой интуиции , а не как чудесным образом спустившееся видение .

Ведь загадочная

и почти неосвоенная большинством людей область озарения и интуиции

является таковой

по причине феноменальной редкости гармонии и целостности в психологических

процессах

уже зрелой и способной к взрослому творчеству личности . Тогда уже

убирается самый

сильный и узаконенный в общественном сознании барьер - преграда между

мыслью и чувс-

твом . Целостное и интуитивное мышление по своей сути является

чувствознанием , в нём

проявляется совершенное единство мысли и чувства , а это возможно и

естественно как раз

в случае эйдетизма .

В последние годы находит всё большее понимание новое мировоззрение , в

котором заменяется привычный нашему сознанию причинный ,

субъектно-объектный способ воспри-

ятия и осознания реальности на целостный и голографический , когда бытие и

сознание

едины , а любое отдельное существует подобно тому , как на голограмме

\"Целое в малом\".

И неотличимое от восприятия эйдетическое мышление , в привычном понимании

даже

не мышление , а парадоксально вневременное , одновременное

воспоминание-восприятие-во-

ображение может быть опытным подтверждением такого процесса , психически

интегриро-

ванного во времени и пространстве единого сознания-бытия .

Как развивать наглядно-образное мышление? Наглядно-образное мышление

проявляется в способности человека решать практические задачи, действуя не

с предметами, а с их идеализированными или материализованными (в рисунках,

схемах, чертежах и т.п.) образами.

В школе имеются большие возможности для развития наглядно-образного

мышления, и в первую очередь они связаны с уроками географии, истории,

черчения, рисования, труда - словом, со всеми предметами, где учебный

материал представляется в наглядной, знаково-материализованной форме.

Поэтому специальных рекомендаций или упражнений по развитию образного

мышления мы давать не будем и посоветуем только обратить особое внимание

на решение разнообразных задач, связанных с указанными учебными

предметами. Заметим только, что успехи в тех видах деятельности, которые

включают знания и умения, касающиеся соответствующих предметов, невозможны

без высокоразвитого наглядно-образного мышления.

Двузначная логика с постоянным законом отрицания третьего возникла , как

можно ду-

мать , неслучайно , ведь мир в своих основных проявлениях всегда парен :

день и ночь ,пра-

вое и левое , мужское и женское , верх и низ , плюс и минус и т.д.

Древнекитайская фило-

софия называет их инь и ян , которые следуют друг за другом , чередуясь ,

подобно дню и

ночи , лету и зиме . Они переходят друг в друга и , непрерывно продолжаясь

, образуют свя-

зующую нить любого развития и эволюции жизни в целом . Неизбежно впитав

этот всеоб-

щий принцип , человек естественно приобрёл и развил в себе логический ум .

\"Либо это ,

либо то\" - хорошее или плохое , вверх или вниз , вперёд или назад ,

направо или налево ,

сделал или не сделал , причина и следствие и т.д., причём существенным

всегда является

утверждение или отрицание того или иного в определённый момент времени .

Это позво-

ляет людям быть конктерными и действовать в пределах установленных ими

логических законов и правил .

Благодаря расцвету европейской науки в IX и ХХ столетии двузначная логика

прочно

утвердилась в человеческом мышлении и даже стала отождествляться с

интеллектом . Но

уже ядерная и квантовая физика показали полную неприменимость обычной

логики для

своих неоспоримо научных выводов . Ведь любой физический объект

одновременно пред-

ставляет собой соединение частиц материи , корпускул и волновой пакет ,

суперпозицию всех действующих в его пространстве полей .

Дискурсивный , то есть причинно-следственный способ мышления лежит в

основании

самой научной парадигмы ( образец изначальных научных принципов , которые

уже не под-

лежат доказательству ) , базирующейся сегодня , как и сто-двести лет назад

, на картине мира

описанной Ньютоном и Декартом , и соответствующих ей законах познания .

Прежде всего,

это представление мира как бесконечного множества отдельных и особым

образом взаимо-

связанных друг с другом частиц , взаимодействующих в зависимости от массы

и расстояния

между ними по вполне конкретным законам причинности . К примеру , если

существуют лю-

бые объекты А и В , то все возможные между ними отношения по законам

двузначной ло-

гики могут быть выражены так : +А+В , или +А-В , или -А+В, или -А-В и

никак иначе .

Следствием такой парадигмы является только субъектно-объектный способ

восприятия и описания мира , исключающий всякую иную возможность его

исследования и постижения

как ненаучную и именно поэтому не соответствующую действительности .

Однако , как го-

ворилось , уже постулаты квантовой механики показали непригодность такого

способа для

описания многих физических процессов . Дальнейшие открытия и сравнительно

новые науч-

ные направления , такие как синергетика , голография , теория

самоорганизующихся систем ,

биоэнергоинформатика и другие , не только подтвердили и раскрыли волновую

природу и

непрерывность мира , но также определили основание новой научной парадигмы

. Это вол-

новое единство и голографичность структур , самоподобие целого в любой его

части - \"Единое в малом\", в полном смысле органическое единство , ещё раз

доказывающее древний

принцип тождественности микрокосмоса и макрокосмоса , человека и всей

Вселенной .

Таким образом , в процессе познания и творческого взаимодействия с

окружающим ми-

ром человек не только должен в соответствии с законами причинности

учитывать и вносить

коррективы в несомненное \"субъективное\" влияние на объективную реальность

и наоборот.

Важно всегда ясно осознавать своё органическое единство с миром , а также

субъективность

и условность самого разделения на внутреннее и внешнее , субъект и объект

, которые су-

ществуют только благодаря психическим процессам личности , а ключевая роль

в этом раз-

делении принадлежит именно логическому мышлению .

Нерасчленённое восприятие и переживание мира и себя является естественным

свой-

ством образного мышления . В своей наиболее выраженной форме - эйдетизме

целостные

образы , содержащие в себе все чувства и ощущения , объединяют память ,

мышление и вос-

приятие в единый нераздельный процесс , в котором субъект и объект такого

мышления -

восприятия представляют собой одно .

Целостное мышление , синтетично соединяющее образы и логические причинно

след-

ственные цепочки , должно обладать свойством голографичности . Это может

быть наглядно

представлено как принцип самоподобия , которым , кстати , обладают все

развивающиеся био-

логические структуры . Принцип самоподобия также выражен математически в

известном

ряде чисел Фибоначчи : 0,1,1,2,3,5,8…, где каждое последующее число

слагается из двух

предыдущих .

Таким образом , можно понять , что логика образует саму структурность и

определяет

вариабельность ( наличие выбора в ту или иную сторону ) последовательных

цепочек , подоб-

ных веткам и разветвлениям дерева . Но целостность всего дерева и каждой

веточки , как

всего дерева , когда в дерево заложен принцип голографичности , существует

на уровне мыш-

ления только благодаря образам .

В силу вышесказанного , отличительным свойством творческого мышления ,

которое

способно открывать и созидать новое , сохраняя при этом неразрывную

целостность внешне

воспринимаемого мира и внутренней психической индивидуальности , является

его структур-

ная голографичность .

Очень важным в нашей психике является то , что непрерывно изменяющееся в

потоке

событий реальности самосознание , благодаря памяти и

причинно-следственному , сравнитель-

ному способу мышления , превращается в самоотождествление \"эго\". А \"эго\" ,

являясь всего-

навсего семантической ( словесной ) системой , которая может существовать

только в пределах

создаваемых ею смысловых логических цепочек , благодаря своей способности

к самоорга-

низации , очень часто превращается в доминирующий центр сознания и

подменяет собой

действительно целостную , динамичную , непосредственно воспринимающую и

переживающую

реальность человеческую индивидуальность .

Такой эгоцентризм внутренней жизни , к сожалению , присущ подавляющему

большинс-тву из нас , взрослых , и он не столь безобиден , как внешне

выраженный эгоцентризм детей,

ещё не научившихся считаться с окружающими . Дело в том , что стереотипы

самоотождест-

вления побуждают нас руководствоваться в своих действиях только

иллюзорными проекци-

ями собственного ума с целью самоподдержания \"эго\" , и тогда лишённое

переживания ре-

альности сознание неизбежно сеет дисгармонию и хаос как внутри , так и вне

себя . Хро-

ническая озабоченность , стресс , постоянная разорванность в мыслях ,

чувствах , словах и

поступках - всё это следствия работы логического аппарата , безусловно ,

полезного в своей

компетенции анализа , сравнения и подсчёта , но далеко вышедшего за свои

рамки и незамет-

но превратившегося в ненасытного тирана , стяжающего абсолютную власть .

Как развивать словесно-логическое мышление? Способности есть составная

часть всякого умения. Больше всего внимания психологи уделяют развитию

словесно-логического мышления. И это справедливо, так как данный вид

мышления играет ключевую роль в жизни современных людей и в тех сложных

видах деятельности, которыми они занимаются. Например, практически почти

все результаты творческой работы представляются в виде устных

высказываний, описаний, текстов и являются продуктами словесно-логического

мышления.

В школе словесно-логическое мышление хорошо развивается на занятиях

математикой, логикой, другими предметами, где имеются задачи, решаемые при

помощи рассуждений. Главное в совершенствовании словесно-логического

мышления заключается в том, чтобы научиться правильно подбирать слова,

точно выражать свои мысли. Данный вид мышления поэтому неплохо развивается

в публичных выступлениях людей, при составлении и написании ими разного

рода текстов, особенно таких, которые являются результатом творческой

работы их создателей. В этой связи специальные упражнения, направленные на

развитие словесно-логического мышления, могут быть следующими.

1. Определение понятий.

2. Использование понятий, в том числе:

- замена в высказываниях общих слов-понятий другими, синонимичными или

близкими им по смыслу;

- выявление сходства и различия в понятиях;

- подбор нужных слов-понятий для устных и письменных высказываний.

3. Краткие, точные и образные формулировки различных мыслей.

4. Формулирование гипотез.

5. Словесные обоснования и доказательства гипотез. Описания многих

упражнений можно найти в учебно-развивающих книгах по языку и логике.

Советуем чаще пользоваться ими для развития своего словесно-логического

мышления.

Способность устанавливать связи и

соотношения ,иногда странные и даже

шокирующие , лежит в основе любого

творческого ума - вне зависимости от

области или дисциплины .

Джордж Дж . Зайдель , писатель

6

Специальные способности. Специальных способностей, наверное, столько,

сколько видов деятельности, которыми человек может заниматься. Но среди

этих видов деятельности есть особенно сложные и вместе с тем достаточно

распространенные. Успешно ими заниматься человек может лишь при условии,

что у него есть природные задатки к развитию соответствующих способностей

и если такие способности постоянно развиваются. Речь идет о научной,

конструктивно-технической, художественно-творческой, организаторской и

других видах деятельности.

Кроме того, в рамках каждого вида деятельности человека есть подвиды,

требующие также особых способностей. Например, научная деятельность может

быть связана с занятиями естественными науками (математикой, физикой,

биологией и др.), общественными (история, философия, экономика, право и

др.), гуманитарными (антропология, педагогика, психология и др.).

Творческая деятельность в области техники может касаться создания

различных машин, в том числе таких сложных, как ЭВМ, космические аппараты,

средства связи, транспорт и т.п.

Еще больше различных частных специализаций в художественном творчестве:

литература, искусство, театр, кино, телевидение и др. Все эти в общем-то

разные виды человеческой деятельности требуют наличия у человека

высокоразвитых специальных способностей.

Есть некоторые общие условия, следуя которым можно с успехом развивать

такие способности. Рассмотрим их.

Условие 1. Должен присутствовать и поддерживаться устойчивый интерес к

систематическим и напряженным занятиям соответствующим видом деятельности.

Без такого интереса никакие способности развиваться не будут, так как не

будет должной мотивации.

Интерес - основное условие, порождающее у человека желание заниматься

данным видом деятельности и обеспечивающее развитие у него нужных

специальных способностей. Сам по себе интерес не возникает на пустом

месте, а появляется и развивается в процессе активных занятий

соответствующим видом деятельности.

Условие 2. Развивать способности можно только при наличии твердого

характера, силы воли и желания преодолевать трудности. Эти трудности могут

быть обусловлены и отсутствием у человека нужных задатков. Тогда ему

придется приложить немало усилий для того, чтобы развить у себя

соответствующие способности.

Условие 3. Наличие элементарных общих задатков к занятиям данным видом

деятельности.

Строго говоря, совсем без каких бы то ни было задатков специальные

способности развивать невозможно. У человека обязательно должны быть хотя

бы задатки общего характера, такие, например, как хорошая память и

развитый интеллект.

Условие 4. Наличие работоспособности. Никакие иные способности при всех

указанных выше и перечисленных ниже условиях не смогут нормально

развиваться, если человек не умеет работать.

Условие 5. Должно присутствовать выраженное стремление, соответствующая

мотивация овладеть данным видом деятельности.

Желание во что бы то ни стало добиться успеха именно в том виде

деятельности, который выступает в качестве развивающего для

соответствующих способностей, - важный фактор их становления. Такое

желание проявляется, в частности, в стремлении превзойти окружающих людей,

получить одобрение, похвалу, награду за успехи, добиться выдающихся

результатов.

Условие 6. Постоянная неудовлетворенность достигнутыми результатами,

сочетаемая со стремлением добиться большего.

Если человек вполне удовлетворен своими успехами и ни к чему большему не

стремится, он, как правило, останавливается в своем развитии. Напротив,

чувство неудовлетворенности стимулирует дальнейшее развитие.

Условие 7. Высокий уровень притязаний человека. Под уровнем притязаний в

данном случае понимаются те достижения, на которые рассчитывает человек,

исходя из собственной оценки своих возможностей и способностей. Чем выше

уровень притязаний, тем сильнее стремление человека к успехам и,

следовательно, тем быстрее будут развиваться у него нужные способности.

Условие 8. Вера в себя и в свои возможности.

Условие 9. Систематические занятия соответствующей деятельностью,

развивающей нужные способности.

Условие 10. Стремление привносить творчество в решение поставленных задач,

выбор наиболее сложных проблем. Это условие представляется важным для

развития способностей потому, что задачи творческого характера и

достаточно высокого уровня трудности эмоционально и интеллектуально

привлекают людей гораздо больше, чем простые и рутинные задачи. Это

связано, в частности, с тем, что творчество вызывает у человека повышенный

интерес. В творческом процессе он открывает что-то новое для себя, в

частности, собственные возможности и способности. В результате повышается

его самооценка, в большей степени удовлетворяются социальные потребности.

Рассмотрим, исходя из сформулированных условий, пути оптимального развития

некоторых наиболее важных специальных способностей человека:

математических, лингвистических, технических, педагогических и

организаторских.

Математические способности - широкое понятие, которое включает в себя

знания из разных областей современной математики, а также умения и навыки

по их практическому использованию.

Среди частных способностей, которые входят в структуру общих и специальных

математических способностей, можно выделить умение определять

математические понятия, математически точно формулировать мысль; строить

гипотезы и логически непротиворечиво, последовательно их доказывать;

видеть связи, существующие между математическими понятиями, утверждениями

и той реальностью, которую эти знания отражают; находить различные решения

одной и той же математической задачи; определять и на строгом

математическом языке описывать количественные отношения, существующие

среди явлений реальной действительности.

Такие частные способности можно развивать у многих людей, хотя, наверное,

лишь у некоторых имеются особые задатки для достижения достаточно высокого

уровня в этой области.

Лингвистические способности проявляются в знании языка и в развитости

речи. В последнем случае можно выделить и отдельно рассмотреть

способности, касающиеся устной и письменной речи, ее монологической и

диалогической форм. Знание языка предполагает владение информацией,

касающейся лексики, грамматики, морфологии, стилистики и многого другого,

что относится к языку.

Владение устной речью включает в себя умения и навыки слушания, говорения,

общения. Владение письменной речью содержит умение грамотно, стилистически

правильно, образно и точно, с передачей всех возможных рациональных и

эмоциональных оттенков в письменной форме излагать свою мысль.

Монологическая речь связана с размышлениями про себя и с практикой устного

изложения мыслей и чувств, а диалогическая - с умением правильно

воспринимать через речь мысли и чувства других и передавать другим свои

собственные мысли и чувства. Сюда же входят коммуникативные умения и

навыки, связанные с поддержанием диалога или информационного обмена между

людьми.

Для развития лингвистических способностей нужно много читать, общаться,

составлять устные и письменные тексты, публичные выступления. Только в том

случае вы хорошо овладеете устной речью, если научитесь понимать других,

оценивать их реакции на собственные высказывания, точно и кратко выражать

собственные переживания и мысли. Заметим, что для этого необходимо

научиться пользоваться не только речью как таковой, но и так называемыми

паралингвистическими компонентами общения - мимикой, жестами,

пантомимикой.

Развитие технических способностей зависит от многих обстоятельств: от

знания законов физики, свойств и способов обработки различных материалов,

умения решать разнообразные технические задачи, пользоваться различными

приборами, инструментами, машинами, составлять и читать чертежи,

техническую документацию и т.п. Все эти знания и умения должны

приобретаться с детства, и их формирование начинается обычно с освоения

ребенком сложных предметных действий и выполнения операций с простейшими

инструментами: ножницами, ножом, молотком, линейкой, отверткой и др.

Для развития технических способностей очень важно знать устройство и

принципы работы различных приборов и машин, уметь их разбирать, собирать,

ремонтировать, конструировать. Это и есть те основные виды деятельности, в

активных занятиях которыми развиваются и совершенствуются технические

способности.

Педагогические способности проявляются в знаниях педагогической теории и

практики, а также педагогической психологии, в умении правильно обучать и

воспитывать людей разного возраста, разного уровня психического развития,

с теми или иными индивидуальными особенностями. Педагогические способности

у человека обычно развиваются в детских играх, когда ребенок берет на себя

роль взрослого - воспитателя, учителя или родителя, в школе в общении с

товарищами и учителями, а также в семье - во взаимодействии с младшими

братьями и сестрами.

Организаторские способности проявляются в умении человека налаживать

успешную совместную работу людей над решением различных задач.

Первой психологической предпосылкой к развитию как педагогических, так и

организаторских способностей является стремление быть лидером, руководить

действиями других, оказывать на них психологическое влияние. Вторым важным

условием становления данных способностей является развитое практическое

мышление, которое, в частности, выражается в умении быстро находить

оптимальные решения и наиболее удачные выходы из сложных ситуаций.

7

Невозможно вызвать процесс творчества по своей

воле , невозможно умолить его снизойти на вас, даже

давая обеты . На самом деле он придёт к вам скорее,

когда ваш разум отдыхает , а воображение свобод-

но блуждает .

Моррис Кляйн , математик

В классическом варианте , впервые описанном немецким психологом И . Г .

Шульце , аутогенная тренировка ( сокращённо - АТ ) начинается с первой

ступени , целью которой

является приобретение навыков произвольного расслабления мышц и вызывание

вместе

с ним телесных ощущений тяжести , тепла , а затем лёгкости . Вместе с этим

мысленно

повторяются словесные формулы самовнушения хорошего настроения и

самочувствия .

На следующей ступени развивается способность произвольно вызывать в своём

созна-

нии различные мысленные образы и эмоционально их переживать . Как правило

, вначале

это могут быть образы отдельных цветов светового спектра , затем образы

конкрерных

предметов и мест , пребывание в которых может нести положительный

эмоциональный

заряд . В дальнейшем появляется возможность визуализировать уже образы из

абстракт-

ных понятий и различных качеств и, переживая их , достигать всё большего

понимания

и осознания психологических основ своей личности .

Наконец , на высшей ступени АТ становится возможным совершать образные

путе-

шествия , наблюдая и принимая участие в последовательных сюжетных картинах

, свое-

го рода внутренних кинофильмах . Эти , по сути , небольшие сознательно

управляемые сновидения могут иметь очень близкий к реальности характер ,

не ограничивая воспри-

ятия только зрительными картинами , а вызывая целостное переживание от

всех чувств.

Они положительно влияют на психологическое здоровье личности и раскрывают

боль-

шие возможности для внутреннего роста и самосовершенствования .

* * *

Понятие медитации изначально пришло в нашу культуру из восточных практик

духов-

ного совершенствования и в последнее десятилетие почти утратило

первоначальный ореол

таинственности и мистицизма . Всё большее число людей знают о медитации не

только из

книг , но и из своего практического опыта занятий . Причём если поначалу

это просто бы-

ли в основном независимые энтузиасты-экспериментаторы , которые занимались

медитацией

с целью личного саморазвития , то сейчас медитативные практики начинают

применяться

специалистами самых разных областей , в том числе в психотерапии и

практической психо-

логии .

Медитация является очень многогранным и неоднозначным феноменом , на

сегодня в ми-

ре существуют сотни различных направлений медитации , в которых

применяются десятки

тысяч конкретных способов и техник . Поэтому стоит остановиться и сказать

особо , в каком

именно контексте или более определённом смысле будет рассматриваться и

применяться

нами медитация .

Обычно в западной культуре под медитацией подразумевается то , что на

самом деле

может являться одной из ступеней аутогенной тренировки , когда человек

учится сосредота-

чиваться на определённых процессах и состояниях в трёх основных зонах

своего сознания

- во внутренних телесных ощущениях , чувствах внешнего восприятия и уме .

В более узком

представлении , медитацией считается сидение в специальной позе и

концентрация внима-

ния на чём-то одном , например , на дыхании , звуках мантры , внешнем

объекте , или на ка-

ком-нибудь предмете размышления . Часто даже сам термин медитация

переводится только

как сосредоточение , или сосредоточенное размышление о чём-то . При более

глубоком , сущ-

ностном рассмотрении множества существующих теорий и практик медитации

можно вы-

делить наиболее общие , очень простые изначальные качества , на которых мы

и будем опи-

раться в этом вопросе .

Прежде всего , медитация - это сама жизнь , максимально осознанная в

каждом моменте

настоящего . Жизнь , переживаемая предельно искренне и тотально в любом из

проявлений целостного по своей истинной природе человека . Специально

говорить о медитации имеет смысл постольку , поскольку большая часть жизни

современного человека состоит из иска-

жённого \"эго\" восприятия реальности и почти неосознаваемого , механически

повторяемого

фрагментарного её переживания . Несомненно , что на фоне общепринятой

жизни психичес-

кая гармония и целостность воспринимаются сегодня , подобно линии

горизонта , скорее не-

достижимым идеалом , чем действительным критерием реальности любого

переживания .

Поэтому состояние сознания , а вернее сказать , осознания , которое

достижимо в медитации

как правило , очень редко встречается в повседневности и его принято

называть необычным

или изменённым . Оно не является трансом или возвышенными видениями , оно

имеет отно-

шение к восприятию и отношению того , что появляется каждое мгновение -

\"здесь и сейчас\",

того , что принято считать обыденной жизнью .

Это то совершенное состояние непрерывного присутствия духа и гармонии , к

которому

стремятся религиозные люди , йоги и приверженцы различных традиций

духовного совершен-

ствования . Достигших его называют просветлёнными или святыми , теми , кто

обрёл Бога

при жизни . Но несмотря на безусловную уникальность этого состояния ,

представление о

нём у большинства людей , как правило , имеет две несоответствующие

реальному положе-

нию дел крайности . Первая из них вызвана сильной канонизацией облика тех

немногих

Учителей и святых , которые открыто служили человечеству , и отсутствие

достаточной ин-

формации о немалом числе людей , которые , обретя просветление , служили

тайно или , в

силу разных причин , не смогли или не захотели нести свою истину другим .

Вторая край-

ность находится в непосредственной связи с первой и проявляется в

обыденном затирании

духовных основ жизни и успокоительной замене их множеством культурных и

псевдокуль-

турных ценностей , преподносимых в усреднённом и произвольно смешанном

виде автори-

тетными в данное время в обществе людьми . Результат плюралистического

объединения

множества отдельных ярких открытий и культурных достижений человечества

подобен эф-

фекту смешивания чистых цветов красок : во всех случаях , когда их более

трёх , появляет-

ся только серый цвет . И всё же неизбежная серость общественного

усреднения не способ-

на полностью сокрыть ткань истинной реальности , ведь реальность

заключается во всём -

как в великом , ценимом и искажаемом большинством людей , так и в малом ,

обычно ими

не замечаемом .

Это малое проявляется , когда мы самозабвенно увлечены интересным делом ,

когда мы

чем-то искренне восхищены , удивлены или обрадованы , когда полностью

слушаем , если

слушаем , когда полностью смотрим , если смотрим , когда полностью думаем

, если думаем,

то есть когда переживая что-нибудь , мы делаем это целостно - от души и

всем сердцем .И

оно появляется всегда , когда мы любим , и не просто кого-то или что-то ,

а именно в люб-

ви как состоянии души , сердца и ума , когда в них не остаётся места для

\"я\" . И та неза-

метная ,огромная энергия мыслей и чувств , которая обычно расходуется на

непрерывное

создание и поддержание своего \"эго\" , со всеми его проблемами и амбициями

, мнениями и

бесконечными сравнениями всего относительно самого себя , вдруг

освобождается , словно

вспыхнувшее пламя . В эти секунды , а порою минуты и часы , которые на

самом деле мы

тогда и не замечаем , время исчезает , - мы действительно живём ,

наполняясь жизнью и

сливаясь с нею в едином потоке реальности .

Cписок использованной литературы :

О . Денисенко . Уроки мышления в школе и дома . - СПб.: Б&K,2002

Р.С.Немов . Психология .

Л.С.Выготский . Психология искусства . - Москва : Искусство,1968

Т . Вуджек . Тренировка ума . - СПб: Питер Пресс,1996

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты