Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликтах
(рис. 63) – подобным образом считают более 80% респондентов. Данные образы
можно попытаться разложить по убыванию степени значимости:
1. «Проигравший». 88,41% подростков не желают выглядеть подобным образом,
средний балл по силе «нежелания» ([pic]) составляет 3,67 (по
шестибалльной шкале – от «0» до «5»).
2. «Глупый». Таким образом не желают выглядеть 88,35% респондентов
([pic]=3,47).
3. «Слабый». Не хотят выглядеть слабым 86,48% испытуемых ([pic]=3,33).
4. «Смешной». Так выглядеть не желают 86,43% подростков ([pic]=3,13).
5. «Виновный». 83,87% не хотят выглядеть виновным ([pic]=2,77).
Так же можно разбить и желаемые образы, структура которого
соответствует структуре нежелательных образов – своей противоположности
(рис. 63).
1. «Победитель». Так хотели бы выглядеть 92,11% опрошенных ([pic]=4,21).
2. «Сильный». 89,47% подростков хотели бы выглядеть подобным образом
([pic]=3,82).
3. «Умный». Таким образом желали бы выглядеть 89,78% респондентов
([pic]=3,75).
4. «Серьезный». 88,33% подростков хотели бы выглядеть серьезным
([pic]=3,29).
5. «Невиновный». Так желали бы выглядеть 83,2% подростков ([pic]=2,94).
3.4.2. Динамика представлений подростков
Динамика ответов подростков (как мальчиков, так и девочек) на вопросы
об индивидуальных особенностях поведения людей в межличностных конфликтах
характеризуется следующим образом.
С возрастом, по мнению респондентов, происходит уменьшение стремления к
мирному решению конфликтов девочками, увеличением – мальчиками (к 12-13
годам, затем – снижение) (рис. 64, таблицы 16, 17).
|Таблица 16 |
|Сравнение средних значений ([pic]) ответов подростков (N=389) пяти |
|возрастных групп по отдельным шкалам опросника (представления о роли |
|девочек) |
|Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |
|Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |
|Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |
|Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |
|Анализируемые параметры |М., |Д., |t-крит|
| |[pic]|[pic]|. |
|Стратегия избегания | |0,07 |0,03 |2,72**|
|Использование мести |1) Девочки |0,38 |0,46 |-3,67*|
| | | | |* |
| |2) Мальчики |0,38 |0,32 |2,51* |
|Способы мести |1) «Не разговаривать» |0,17 |0,26 |-3,31*|
| | | | |* |
| |2) «Оклеветать» |0,18 |0,09 |3,75**|
|Мирное решение |1) Девочки |0,29 |0,36 |-2,22*|
|конфликтов | | | | |
| |2) Мальчики |0,25 |0,14 |4,61**|
| |3) Мамы |0,14 |0,21 |-3,15*|
| | | | |* |
| |4) Папы |0,07 |0,10 |-2,07*|
|Победители в |1) Девочки |0,25 |0,38 |-4,69*|
|конфликтах | | | |* |
| |2) Мальчики |0,52 |0,37 |5,11**|
|Нежелательный образ в |1) «Виновный» |2,57 |2,80 |-1,98*|
| | | | | |
|конфликтах | | | | |
| |2) «Проигравший» |3,39 |3,70 |-2,55*|
|Желательный образ в |1) «Сильный» |3,56 |3,78 |-2,34*|
|конфликтах | | | | |
| |2) «Умный» |3,47 |3,69 |-2,17*|
| |3) «Победитель» |3,84 |4,20 |-3,72*|
| | | | |* |
Выводы по третьей главе
1. В целом, подростки имеют адекватное представление о конфликтах.
Категория «конфликт», в понимании подростков, носит экспрессивно
выраженный характер и соответствует таким категориям, как «драка»,
«ссора», «спор».
2. Суждения о межличностных конфликтах по мере взросления подростков (как
мальчиков, так и девочек) усложняются. Более старшие подростки при
описании конфликтов и их сопровождения дают более развернутые и
сложноподчиненные ответы. Сложность суждений подростков от 10-11 лет к 14-
15 годам возрастает в 3 раза (с 22,06% до 66,67%), причем у девочек более
интенсивно (в 3,8 раза), чем у мальчиков (в 2,2 раза).
3. Подростки представляют межличностный конфликт и процесс его протекания с
различной степенью участия мальчиков и девочек в нем. По мнению
подростков, первыми конфликтную ситуацию осознают девочки, конфликт
инициируют мальчики, к завершению конфликтов чаще стремятся девочки, в
постконфликтном взаимодействии «отходчивость» более свойственна
мальчикам, а «злопамятность» – девочкам, мальчикам более свойственна
физическая и вербальная агрессия, а девочкам – косвенная, в процессе
конфликтного взаимодействия к мести чаще прибегают девочки, к мирному
решению конфликтов также более склонны девочки, выигрывают конфликты чаще
мальчики.
4. Представления мальчиков и девочек характеризуются, в первую очередь,
различной степенью категоричности оценивания сверстников: девочкам
свойственны более максималистские суждения. Это проявляется в
представлениях об осознании конфликтной ситуации, об инициаторах
конфликтов, о завершении конфликтов, о «злопамятности», о применимости
физической агрессии, о применимости мести, о мирном решении конфликтов.
Более максималистские суждения девочек проявляется и при оценивании
испытываемых чувств (обиды) во время и после конфликтов, при оценивании
нежелательных («виновный», «проигравший») и желательных («сильный»,
«умный», «победитель») образов в конфликте. Вместе с тем, пользу от
конфликта мальчики оценивают выше, чем девочки. Исключение также
составляют представления об эскалации конфликтов, где подростки видят
более частыми инициаторами эскалации сверстников противоположного пола, и
представления о победителях в конфликтах, где мальчики дают более
радикальную оценку, чем девочки.
5. Динамика представлений мальчиков и девочек не совпадает по времени
основных изменений. Наибольшие изменения представлений мальчиков
происходят к 6 классу (11-12 лет), а девочек – к 7 классу (12-13 лет),
что проявляется: в изменениях представлений об участниках конфликтных
ситуаций, об участниках конфликтов, об инициаторах конфликтов, об
эскалации конфликтов, о проявлениях агрессивности в конфликте, о пользе и
вреде (в представлениях девочек) конфликтов, о переживаниях во время
конфликтов (чувства злости в представлениях девочек), о инициаторах
мирного разрешения конфликта (в представлениях девочек), о нежелательном
(«смешной») и желательном («победитель») образах (в представлениях
мальчиков).
6. По мнению подростков от младшего к старшему подростковому возрасту
происходит уменьшение конфликтности взаимоотношений разнополых
сверстников и рост конфликтности взаимоотношений однополых сверстников.
Наиболее ярко эти тенденции наблюдаются в следующих представлениях: об
участниках конфликтных ситуаций, об участниках конфликтов, об инициаторах
конфликтов, об эскалации конфликтов, о проявлении агрессивных состояний,
о применимости мести. При этом, в представлениях подростков об участниках
конфликтных ситуаций конфликтогенность взаимоотношений разнополых
сверстников снижается к 14-15 годам, но остается на более высоком уровне,
чем взаимоотношения однополых сверстников, а в остальных случаях –
конфликтогенность взаимоотношений разнополых сверстников, первоначально
более высокая, к 14-15 годам определяется как более низкая, чем
конфликтогенность взаимоотношений однополых сверстников.
7. Наблюдается определенная динамика различий представлений мальчиков и
девочек. Наиболее сильно различаются представления о межличностных
конфликтах мальчиков и девочек 10-11 (обнаружено 30 значимых различий) и
14-15 (28 значимых различий) лет. Меньше различаются представления
мальчиков и девочек 13-14 (22 значимых различия), 11-12 (17 значимых
различий) и 12-13 (15 значимых различий) лет.
Заключение
Проведенное исследование позволило достигнуть цели исследования –
выявить и изучить половозрастную специфику и динамику представлений о
конфликте у подростков.
Была подтверждена основная гипотеза исследования, заключавшаяся в
предположении о том, что если существуют отличия и динамика представлений
подростков разного пола о межличностном конфликте, то они проявляются в
форме и содержании суждений о сути, структуре и динамике конфликтов,
психологических состояниях и переживаниях, их сопровождающих.
Подтверждены также частные гипотезы, заключавшиеся в предположениях о
том, что:
- Подросткам разных возрастов свойственно представление о половой
дифференцированности протекания межличностных конфликтов.
- Существуют гетерохронные отличия в изменениях представлений мальчиков и
девочек о структуре, содержании, динамике и эмоциональном сопровождении
межличностных конфликтов.
- От младшего к старшему подростковому возрасту происходит переход от
гетерогенности к гомогенности конфликтных взаимоотношений.
Были решены поставленные в исследовании задачи:
1. в теоретическом плане – изучены и проанализированы существующие подходы
к изучению межличностных конфликтов подростков; рассмотрены основные
составляющие конфликта: структура конфликта, динамика конфликта,
типология конфликта;
2. в методическом плане – создан и апробирован опросник для исследования
представлений подростков о структурных компонентах, процессе протекания
конфликтов, состояниях, переживаниях людей в конфликтах, оценке
конфликтов, индивидуальных особенностях поведения людей в конфликтах;
3. в эмпирическом плане – описаны и сравнены особенности представлений
подростков разных возрастов и пола о структурных компонентах, процессе
протекания конфликтов, состояниях, переживаниях людей в конфликтах,
оценке конфликтов, индивидуальных особенностях поведения людей в
конфликтах.
Нами был разработан опросник, направленный на выявление представлений
подростков о структурных компонентах, процессе протекания конфликтов,
состояниях, переживаниях людей в конфликтах, оценке конфликтов,
индивидуальных особенностях поведения людей в конфликтах. Опросник включает
в себя 4 блока: во-первых, представления о структурных компонентах
конфликта (представления о конфликтной ситуации, участниках конфликта, цели
и причинах конфликта), во-вторых, представления о процессе протекания
конфликта (представление о возникновении и осознании конфликтной ситуации,
инциденте, эскалации, завершении конфликта, постконфликтной стадии), в-
третьих, представления о состояниях и переживаниях человека в конфликте и
оценке конфликта (представления об использовании агрессии – физической,
вербальной и косвенной, – представления о чувствах, переживаемых во время и
после конфликт, о пользе и вреде конфликта), в-четвертых, представления об
индивидуальных особенностях поведения людей в конфликте (представления о
используемых стратегиях в конфликтном взаимодействии, применимости мести и
используемых способах мести, склонности к мирному решению, желании
определенным образом выглядеть в конфликте, обращении к посреднику для
разрешения конфликтов, победителях конфликтов). Опросник разбит на 2 части
по 59 вопросов для удобства проведения.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Представления о конфликтах являются формой социальных представлений,
которые формируются в процессе первичной социализации и к подростковому
возрасту имеют развернутую структуру и проявляются в форме простых или
сложных суждений, включающих информацию о сути, структуре и динамике
конфликтов, психологических состояниях и переживаниях, их сопровождающих.
2. Социальные представления активно изучаются современной психологией в
русле проблем социального познания (К.А. Абульханова-Славская, Г.М.
Андреева и др.). Наибольшее внимание исследователей обращено к решению
вопросов о роли и функции социальных представлений, анализу процесса их
формирования, изучению структуры. Практически неизученной остается
проблема динамики и половой специфики представлений подростков о
межличностных конфликтах.
3. В целом, подростки имеют адекватное представление о конфликтах.
Категория «конфликт», в понимании подростков, носит экспрессивно
выраженный характер и соответствует таким категориям, как «драка»,
«ссора», «спор».
4. Суждения о межличностных конфликтах по мере взросления подростков (как
мальчиков, так и девочек) усложняются. Более старшие подростки при
описании конфликтов и их сопровождения дают более развернутые и
сложноподчиненные ответы. Сложность суждений подростков от 10-11 лет к 14-
15 годам возрастает в 3 раза (с 22,06% до 66,67%), причем у девочек более
интенсивно (в 3,8 раза), чем у мальчиков (в 2,2 раза).
5. Подростки представляют межличностный конфликт и процесс его протекания с
различной степенью участия мальчиков и девочек в нем. По мнению
подростков, первыми конфликтную ситуацию осознают девочки, конфликт
инициируют мальчики, к завершению конфликтов чаще стремятся девочки, в
постконфликтном взаимодействии «отходчивость» более свойственна
мальчикам, а «злопамятность» – девочкам, мальчикам более свойственна
физическая и вербальная агрессия, а девочкам – косвенная, в процессе
конфликтного взаимодействия к мести чаще прибегают девочки, к мирному
решению конфликтов также более склонны девочки, выигрывают конфликты чаще
мальчики.
6. Представления мальчиков и девочек характеризуются, в первую очередь,
различной степенью категоричности оценивания сверстников: девочкам
свойственны более максималистские суждения. Это проявляется в
представлениях об осознании конфликтной ситуации, об инициаторах
конфликтов, о завершении конфликтов, о «злопамятности», о применимости
физической агрессии, о применимости мести, о мирном решении конфликтов.
Более максималистские суждения девочек проявляется и при оценивании
испытываемых чувств (обиды) во время и после конфликтов, при оценивании
нежелательных («виновный», «проигравший») и желательных («сильный»,
«умный», «победитель») образов в конфликте. Вместе с тем, пользу от
конфликта мальчики оценивают выше, чем девочки. Исключение также
составляют представления об эскалации конфликтов, где подростки видят
более частыми инициаторами эскалации сверстников противоположного пола, и
представления о победителях в конфликтах, где мальчики дают более
радикальную оценку, чем девочки.
7. Динамика представлений мальчиков и девочек не совпадает по времени
основных изменений. Наибольшие изменения представлений мальчиков
происходят к 6 классу (11-12 лет), а девочек – к 7 классу (12-13 лет),
что проявляется: в изменениях представлений об участниках конфликтных
ситуаций, об участниках конфликтов, об инициаторах конфликтов, об
эскалации конфликтов, о проявлениях агрессивности в конфликте, о пользе и
вреде (в представлениях девочек) конфликтов, о переживаниях во время
конфликтов (чувства злости в представлениях девочек), о инициаторах
мирного разрешения конфликта (в представлениях девочек), о нежелательном
(«смешной») и желательном («победитель») образах (в представлениях
мальчиков).
8. По мнению подростков от младшего к старшему подростковому возрасту
происходит уменьшение конфликтности взаимоотношений разнополых
сверстников и рост конфликтности взаимоотношений однополых сверстников.
Наиболее ярко эти тенденции наблюдаются в следующих представлениях: об
участниках конфликтных ситуаций, об участниках конфликтов, об инициаторах
конфликтов, об эскалации конфликтов, о проявлении агрессивных состояний,
о применимости мести. При этом, в представлениях подростков об участниках
конфликтных ситуаций конфликтогенность взаимоотношений разнополых
сверстников снижается к 14-15 годам, но остается на более высоком уровне,
чем взаимоотношения однополых сверстников, а в остальных случаях –
конфликтогенность взаимоотношений разнополых сверстников, первоначально
более высокая, к 14-15 годам определяется как более низкая, чем
конфликтогенность взаимоотношений однополых сверстников.
9. Наблюдается определенная динамика различий представлений мальчиков и
девочек. Наиболее сильно различаются представления о межличностных
конфликтах мальчиков и девочек 10-11 (обнаружено 30 значимых различий) и
14-15 (28 значимых различий) лет. Меньше различаются представления
мальчиков и девочек 13-14 (22 значимых различия), 11-12 (17 значимых
различий) и 12-13 (15 значимых различий) лет.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования
докладывались на Международном конгрессе «Социальная психология XXI
столетия» (Ярославль, 2002), на V Всероссийской конференции РПО «Психология
и ее приложения» (Москва, 2002), на Российской научно-практической
конференции «Теоретические основы и вариативные технологии позитивной «Я-
концепции» (Рязань, 1999), на пятых педагогических чтениях факультета
социальной педагогики МГСУ (Москва, 2002), неоднократно обсуждались на
заседаниях кафедры социальной психологии МГСУ.
Нам представляется, что проведенное исследование откроет возможности
для дальнейшего изучения проблемы по следующим направлениям:
1. Изучение половозрастной динамики представлений о конфликте в сторону
уменьшения и увеличения возрастов респондентов. Особенно интересным
автору кажется изучение представлений о конфликтах в период второго
переходного возраста в жизни человека (45-50 лет).
2. Изучение различий в представлениях подростков с девиантным поведением и
подростков, причисляемых к норме, различий в представлениях подростков
элитарных и общеобразовательных школ о межличностном конфликте.
3. Изучение различий представлений о межличностных конфликтах в зависимости
от гендерных ролей подростков.
4. Последовательному изучению подлежит анализ действенности скрытых
особенностей представлений в реальной практике конфликтного поведения
подростков.
5. Важным направлением также необходимо считать разработку
психокоррекционных технологий работы с неадекватными представлениями
подростков.
Практическая значимость работы проявляется в том, что учет полученных
данных проведенного исследования повысит эффективность работы с подростками
социальных педагогов и психологов при разрешении и предупреждении
конфликтов, возникающих в школе, в семье или со сверстниками, повысит
эффективность взаимодействия с подростками.
Полученные в исследовании результаты можно использовать при изучении
вопросов социализации подростков, специфики представлений подростков о
конфликтах в рамках вузовских курсов «Социальная психология», «Возрастная
психология», «Конфликтология» и др.
На основе проведенного исследования были выработаны следующие
практические рекомендации:
1. В курсах психологии, читаемых в средней школе, учителю психологии
необходимо при прохождении основ психологии общения, расширять информацию
о конфликтах, опираясь на полученные в исследовании данные о преобладании
в понимании подростков экспрессивно выраженных форм конфликта, таких как
«ссоры», «драки», «споры».
2. Школьному психологу при разработке тренинговых занятий по конфликтологии
целесообразно проводить отдельные занятия для мальчиков и девочек,
посвященные проблеме однополых конфликтов. В частности, необходимо
обратить внимание на повышение агрессивности современных девочек-
подростков, проявляющейся в конфликтных отношениях между собой.
3. Практическому психологу в индивидуальной работе с конфликтными
подростками учитывать большую когнитивную простоту понимания
межличностных конфликтов у мальчиков.
4. Отдельными направлениями психокоррекционной работы школьного психолога с
подростками должны стать занятия, ориентированные на анализ переживаний
участников конфликтов. Здесь необходимо прорабатывать как собственные
переживания и методы их саморегуляции подростками, так и формировать у
них эмпатийное понимание партнера, технологии учета чужих переживаний.
5. Преподавателям вузов непсихологического профиля при чтении таких
дисциплин, как «Социальная психология», «Конфликтология», «Возрастная
психология», «Дифференциальная психология» и др. желательно знакомить
слушателей с данными о гетерохронном характере динамики представлений
подростков о межличностных конфликтах, о переходе от гетерогенности
конфликтов к гомогенности, о половой дифференцированности протекания
межличностных конфликтов в представлениях подростков.
6. При подготовке будущих психологов необходимо знакомить их с внутренней
картиной конфликта и спецификой представлений о нем у современных
подростков.
Список использованной литературы
1. Амбрамова А.Г., Тихоненко В.А. Социально-психологическая дезадаптация
и профилактика суицида// Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91 –
101.
2. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности//
Психологический журнал. – 1989. – Т. 2, № 1. – С. 29 – 37.
3. Абульханова-Славская К.А. Российский менталитет: Кросс-культурный и
типологический подход// Российский менталитет: Вопросы психологической
теории и практики. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. – С.
7 – 78.
4. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и
стратегии исследования// Социальная психология в трудах отечественных
психологов/ Сост. и общ. ред. А.Л. Свенцицкого. – СПб.: Питер, 2000. –
С. 289 – 314.
5. Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности
подростков// Вопросы психологии. – 1985. – № 6. – С. 38 – 45.
6. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические
проблемы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 240 с.
7. Алексеева А.И. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной
ситуации: Дис. … канд. психол. наук. – Л., 1983. – 167 с.
8. Аллахвердян А.Г. К вопросу о генезисе конфликтных ситуаций в научном
коллективе// Актуальные проблемы истории и теории психологии. –
Ереван, 1976. – С. 164 – 171.
9. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки// Избранные
психологические труды. – М.: Педагогика, 1980. – Т. II. – С.128 – 268.
10. Андреев В.И. Деловая риторика: практический курс делового общения и
ораторского мастерства. – М.: Международная педагогическая
академия,1995. – 152 с.
11. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс,
2000. – 288 с.
12. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 1994. – 324 с.
13. Андриади И.П. Конфликты, причины их возникновения и некоторые аспекты
педагогического вмешательства в конфликт. – М.: Изд-во Гос. центр. ин-
та физ. культуры, 1991. – 30 с.
14. Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и
разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. –
М.: ГАВС, 1992. – 262 с.
15. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 551 с.
16. Анцупов А Я., Шипилов А.И. Проблема конфликта: аналитический обзор,
междисциплинарный библиографический указатель. – М.: ГАВС, 1992. – 230
с.
17. Афонькова В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в
коллективе// Общение как педагогическая проблема. – М.: Изд-во АПН
СССР, 1974. – С. 28 – 40.
18. Афонькова В.М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их
преодоления: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1975. – 201 с.
19. Барлас Т. В. Популярная психология: от конфликтов к обретению «Я». –
М.: Владос, 1997. – 164 с.
20. Беличева С.А. Преступность и асоциальное поведение несовершеннолетних.
Автореф. канд. дис. – Л., 1977. – 18 с.
21. Белоусова Н.Ю. Особенности переговоров между представителями различных
организационных культур: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М.,
1998. – 17 с.
22. Березина Т.Н. Жизненный путь личности: осознаваемые и неосознаваемые
аспекты// Российский менталитет: Вопросы психологической теории и
практики. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. – С. 313 –
322.
23. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. –
420 с.
24. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Международная
педагогическая академия, 1994. – 106 с.
25. Бобрышева Т.В. Социальные представления как объект психологического
исследования: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 1996. – 22 с.
26. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск: Наука
Сиб. отд-ние, 1989. – 186 с.
27. Брок-Утне Б. Роль образования в формировании морально-этических норм,
связанных с войной и окружающей средой// Морально-этические нормы,
война, окружающая среда/ Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Мир, 1989. – С.
123 – 142.
28. Буева Л.П. Деятельность как объект социальной психологии//
Методологические проблемы социальной психологии/ Отв. ред. Е.В.
Шорохова. – М.: Наука, 1975. – С. 45 – 62.
29. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
30. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Педагогика, 1991. – 141
с.
31. Варга А.Я. О некоторых особенностях российской ментальности и их
проявлениях в процессе семейной психотерапии// Вестник МГУ:
Психология. – 1996. – № 3. – С. 68 – 77.
32. Введение в практическую социальную психологию/ Под ред. Ю.М. Жукова,
Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М.: Смысл, 1996. – 372 с.
33. Винокуров Л.Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно-
психических нарушений у детей и подростков. – Кострома: Изд-во
Костром. гос. пед. ун-та, 1994. – 250 с.
34. Власова Е.И. Личностные механизмы становления социальной активности
подростков: Дис. … канд. пед. наук. – Киев, 1989. – 135 с.
35. Вольфсон Э.Н. Конфликтология: Учебное пособие. – Кемерово, 1997. – 150
с.
36. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. – М.: Новая школа, 1994. – 78
с.
37. Выготский Л.С. Мышление и речь// Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 тт. –
М.: Педагогика, 1982. – Т. 2. – 504 с.
38. Ганеев А.М., Тронова Л.С. Конфликтология: практикум. – Казань: Изд-во
КФЭИ, 1996. – 280 с.
39. Гиляров Е.М. Конфликтология: лекция. – Домодедово: РИПК МВД РФ, 1995.
– 32 с.
40. Глушак Е.В. Психологические особенности динамики формирования
представлений при использовании тематических видеофрагментов: Автореф.
дисс. … канд. психол. наук. – СПб., 2001. – 17 с.
41. Гришина Н.В. Если возникает конфликт…// Психология в управлении. – Л.,
1983. – С. 37 – 55.
42. Гришина Н.В. Опыт построения социально-психологической типологии
производственных конфликтов// Психология – производству и воспитанию.
– Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. – С. 19 – 24.
43. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.
44. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Дис. д-ра психол.
наук. – СПб, 1995. – 361 с.
45. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. – Л.:
Лениздат, 1990. – 174 с.
46. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. – М.: ЭКМОС, 2001. – 320 с.
47. Громова О.Н. Конфликтология: учебное пособие. – М.: ГАУ, 1993. – 42
с.
48. Грошев И.В. Психология половых различий: Монография. – Тамбов: Изд-во
ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – 683 с.
49. Губина С.Г. Динамика социальных представлений учащейся молодежи в
условиях социально-экономического кризиса (на примере курсантов
летного училища): Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Самара, 2000.
– 17 с.
50. Джидарьян И.А. Представления о счастье в русском менталитете//
Психологический журнал. – 1997. – № 3. – С. 13 – 25.
51. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000.
– 320 с.
52. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию
конфликтов. – М.: РАН, 1993. – 207 с.
53. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.:
Просвещение, 1987. – 205 с.
54. Дольто Ф. На стороне подростка. – СПб.: Изд-во «Петербург – XXI век»,
1997. – 278 с.
55. Донцов А. И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в
современной французской психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 128 с.
56. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема объективных детерминаций
межличностного конфликта в группе// Вестник МГУ, сер. 14, Психология.
– М., 1977. – № 4. – С. 23 – 32.
57. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. – Киев:
Политиздат Украины, 1987. – 175 с.
58. Дорохова А.В. Учебный курс как средство становления конфликтной
компетентности подростков: Дис. … канд. пед. наук. – Красноярск, 1999.
– 151 с.
59. Драгунова Т.В. Общение с товарищами как особая сфера жизни
подростков// Возрастные и индивидуальные особенности младших
подростков. – М.: Просвещение, 1967. – С. 68 – 92.
60. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте// Вопросы
психологии. – 1972. – № 2. – С. 25 – 38.
61. Драгунова Т.В. Психические особенности подростка// Возрастная и
педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского. – М.:
Просвещение, 1973. – С. 98 – 141.
62. Дуаз В. Явление анкеровки// Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. –
№ 1. – С. 34 – 52.
63. Дугина Е.В. Субъективно-психологические представления о благосостоянии
в контексте удовлетворенности человека жизнью: Автореф. дисс. … канд.
психол. наук. – М., 2001. – 16 с.
64. Дюркгейм Э. Представления индивидуальные и представлений
коллективные// Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М.,
1995. – С. 23 – 58.
65. Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими
аномалиями. – Саратов: Изд-во Саратовского гос. университета, 1980.-
97 с.
66. Ерина С.И. Ролевой конфликт в деятельности руководителя первичного
производственного коллектива: Дисс… канд. психол. наук. – Л., 1982. –
224 с.
67. Ершов А.А. Личность и коллектив (межличностные конфликты в коллективе,
их разрешение). – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. – 238 с.
68. Ершов А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов// Социальная
психология и социальное планирование. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та,
1973. – С. 33 – 39.
69. Зазыкин В.Г. Методические разработки по теме: «Социально-
психологический климат и проблема конфликтов в коллективе». – М.: Изд-
во Всесоюз. ин-та повышения квалификации работников телевидения и
радиовещания, 1988. – 82 с.
70. Заиченко Н.У. Психологические аспекты и возможности разрешения
межличностных конфликтов// Психология конфликта. – М.: МГУПС, 2000. –
Часть II. – 60 с.
71. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт (политологический анализ): Дисс. …
д-ра филос. наук. – Ростов-н/Д., 1992. – 239 с.
72. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации
взаимоотношений в конфликтной семье// Вопросы психологии. – 1981. – №
3. – С. 58 – 68.
73. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления
кризиса. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 319 с.
74. Зейгарник Б.В. К вопросу о механизмах развития личности// Вестник МГУ,
серия Психология. – М., 1979. – № 1. – С. 3 – 9.
75. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург: «Деловая книга»,
1995. – 347 с.
76. Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. – Киев, 1981. – 210
с.
77. Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана//
Психологический журнал. – 1997. – № 1. – С. 38 – 49.
78. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. – Мн.: Унiверсiтэцкае,
1996. – 128 с.
79. Йолов Г., Граднев Д. Общение: сотрудничество, дистантность,
конфликтность: Реферат. – М., 1990. – 38 с.
80. Как провести социологическое исследование: В помощь идеологическому
активу/ Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. – М.: Политиздат, 1990. –
288 с.
81. Кан-Калик В.А. Грамматика Общения. – М.: Роспедагентство, 1995. – 108
с.
82. Киршбаум Э.И., Трусов В.П. Конструктивное и деструктивное разрешение
педагогических конфликтов// Психологическое обеспечение социального
развития человека/ Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1989. – С. 51 – 58.
83. Китов А.И., Коссов Б.Б. Проблема прогнозирования событий в конфликтных
ситуациях// Психологические проблемы повышения эффективности и
качества труда (Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов
СССР). – М., 1977. – Ч. 1. – С. 35 – 46.
84. Кле М. Психология подростка// Психология подростка: Хрестоматия/ Сост.
Ю.И. Фролов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – С. 103
– 140.
85. Колеченко А.К. Ученическое посредничество в школьных конфликтах
(конфликт-менеджмент в школе): Методические рекомендации. – СПб.: УПМ,
1998. – 58 с.
86. Коломинский Я.Л. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1989. –
362 с.
87. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск:
Народная асвета, 1969. – 234 с.
88. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М.: Прогресс,
1984. – 240 с.
89. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1980. – 276
с.
90. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Наука, 1988. – 270 с.
91. Конфликтные ситуации: Методические указания. – Красноярск, 1996. – 84
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|