Рефераты

Проблема связи латеральеых профилей с индивидуальными различиями человека (в дифференциальной психофизиологии)

Проблема связи латеральеых профилей с индивидуальными различиями человека (в дифференциальной психофизиологии)

На правах рукописи

МОСКВИН Виктор Анатольевич

ПРОБЛЕМА СВЯЗИ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРОФИЛЕЙ

С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ РАЗЛИЧИЯМИ ЧЕЛОВЕКА

(в дифференциальной психофизиологии)

19.00.02 - Психофизиология

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Уфа –

2002

Работа выполнена на кафедре общей психологии Оренбургского

государственного университета

Научные консультанты: - доктор психологических

наук,

профессор Е.Д. Хомская,

- доктор медицинских наук,

профессор А.П. Чуприков

Официальные оппоненты: - доктор психологических наук,

профессор А.М. Черноризов

-

доктор медицинских наук,

профессор С.А. Лобанов

-

доктор биологических наук,

профессор З.А. Янгуразова

Ведущая организация - Психологический

институт РАО

Защита состоится «14» мая 2002 г. в 10 часов

на заседании диссертационного Совета Д - 212.013.07 по защите

диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических

наук при Башкирском государственном университете по адресу:

450074, г. Уфа-74, ул. Фрунзе, 32.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского

государственного университета.

Автореферат разослан: « 10 » апреля 2002 г.

Ученый секретарь

диссертационного Совета,

кандидат психологических наук, доцент

Э.Г. Аминев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В психофизиологии в настоящее время

проведено большое число исследований по разработке концепции об

иерархической организации субъективной реальности человека (Б.Г.

Ананьев, 1977; Ю.И. Александров, 1997; В.В. Белоус, 1996; Э.А. Голубева,

1990, 1993; Н.Н. Данилова, 1992, 1998; В.Д. Небылицин, 1976; В.С. Мерлин,

1986; В.М. Русалов, 1979; и др.). Изучена вероятностная организации

центральных механизмов речи (Г.А. Аминев, 1972), исследованы

индивидуальные различия в психофизиологии цветового зрения (Ч.А. Измайлов,

Е.Н. Соколов, А.М. Черноризов, 1989), многоуровневые коды индивидуальных

различий памяти (Э.Г. Аминев, 1996), индивидуальные особенности

микроэлементного обеспечения в многоуровневой системе индивидуальности

(Т.Б. Великжанина, 1998), проведен психофизиологический анализ жизненных

ритмов иерархической индивидуальности (Р.Г. Фаизова, 1999) и др. Вместе с

тем, существует необходимость дальнейшей разработки дифференциальной

психофизиологии с учетом особенностей межполушарных отношений.

Функциональные асимметрии мозга человека (ФАМ) давно привлекают внимание

специалистов разных научных школ (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, 1981,

1988; Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина, 1991, 1994; В.М. Мосидзе, Р.С.

Рижинашвили, З.В. Самадашвили, Р.И. Турашвили, 1977; Е.Д. Хомская, 1987;

Е.Д. Хомская, Н.Я. Батова, 1998; А.П. Чуприков, А.Н. Линев, И.А.

Марценковский, 1994; и др.). Важной эта проблема является и для

дифференциальной психофизиологии (В.В. Суворова, 1975; В.В. Суворова, М.А.

Матова, З.Г. Туровская, 1988; М.К. Кабардов, М.А. Матова, 1988; М.К.

Кабардов, 2001; С.А. Изюмова, 1995; Е.П. Ильин, 2001).

Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины было

проведено основателем нейропсихологии А.Р. Лурия (1973а). Он отмечал

также необходимость разработки собственных нейропсихологических

(естественнонаучных) подходов к проблеме индивидуальных различий (А.Р.

Лурия, 1984). Методики диагностики латеральных признаков (или проявлений

"парциального левшества" по А.Р. Лурия) позволяют исследовать

особенности мозговой локализации высших психических функций человека и

использовать эти методики по отношению к здоровым людям.

В последние годы был выполнен целый ряд работ, направленных на поиск

связи разных признаков и показателей асимметрии человека с его

индивидуально-психологическими особенностями (Л.Л. Шмакова, С.Е.

Волошенко, 1983; В.Н. Клейн, В.А. Москвин, А.П. Чуприков, 1986; Т.К.

Чернаенко, Б.В. Блинов, 1988; Е.Д. Хомская, Ф.М. Гасимов, 1994; Е.Д.

Хомская, И.В.Ефимова, Е.В.Будыка, Е.В.Ениколопова, 1997; и др.).

Особенности межполушарной организации мозга и определяемые ею

индивидуальные различия в когнитивных стилях подтверждены и зарубежными

исследователями (P. Bacan, 1971; D. Galin, R. Ornstein, 1974; S. Arndt, D.

Berger, 1978; L. Smokler, J. Sherwin, 1979; D. Charman, 1979; N.Sakano,

1982; C. Mascie-Tailor, 1981; E. Harburg, P.Roeper, F.Ozgoren, A.Fildstain,

1981; W. Montgomery, G. Jones, 1984; J. Shattel-Nauber, J. O'Reilly,

1983; и др).

В настоящее время в психологии сложилось новое направление, которое

занимается изучением корреляций латеральных признаков человека с

индивидуальными особенностями (В.А. Москвин, 1988, 1990; Е.Д. Хомская,

1996). Его можно рассматривать как нейропсихологию нормы или же, как

психофизиологический подход к проблеме индивидуальных различий с учетом

функциональных асимметрий человека.

Ряд авторов считает, что "современная нейропсихология, взятая в

полном объеме своей проблематики, ориентирована на изучение мозговой

организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме.

Последнее фактически приводит к слиянию нейропсихологии с

психофизиологией" (Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев, 1997, с. 5). Эти авторы

также отмечают, что "современная психофизиология как наука о

физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет

собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию,

физиологию ВНД, "нормальную" нейропсихологию и системную психофизиологию"

(Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев, 1997, с. 6). Таким образом, можно

считать, что нейропсихология индивидуальных различий, дифференциальная

психофизиология и психология индивидуальности являются разными

сторонами одной и той же области знаний. Это позволяет говорить о том,

что данное исследование выполнено на стыке этих дисциплин.

Проблема функциональных асимметрий мозга (ФАМ) в настоящее время

активно разрабатывается специалистами различных областей науки, в том

числе она вызывает большой интерес и у представителей дифференциальной

психофизиологии (Э.А. Голубева, 1993; Н.Н. Данилова, 1992, 1998; В.В.

Суворова, 1975; В.В. Суворова, М.А. Матова, З.Г. Туровская 1988; С.А.

Изюмова, 1995; Е.П. Ильин, 2001; М.К. Кабардов, 2001; и др.).

В свое время Б.Г. Ананьев также указывал на наличие проблемы

связи ФАМ с индивидуальными различиями и выделял два класса

индивидных свойств (возрастно-половых и индивидуально-типических). Он

считал, что "во второй класс входят конституциональные особенности

(телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические

свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших

полушарий (симметрии - асимметрии, функционирования парных рецепторов и

эффекторов)" (Б.Г. Ананьев, 1977, с. 209). Известный специалист в

области дифференциальной психофизиологии В.М. Русалов (1979) также

отмечает необходимость исследования связи ФАМ с индивидуальными

различиями (считая, однако, это задачей нейропсихологии).

Разработка проблемы функциональных асимметрий мозга продолжается

уже не одно десятилетие, тем не менее, она все еще далека от своего

окончательного разрешения, что связано с рядом теоретических и

методических трудностей. Несмотря на имеющиеся сложности, проблема

исследования особенностей ФАМ человека имеет большую актуальность для

дифференциальной психофизиологии с целью получения новых данных,

которые могут быть использованы при решении дифференциально-

диагностических задач, для решения вопросов профориентации и

профотбора, для оптимизации определенных видов деятельности, а также

для оптимизации учебного процесса.

Однако, если закономерные связи латеральных профилей с некоторыми

психическими процессами (например, когнитивными, регуляторными, а также

со стилями эмоционального реагирования) уже установлены (В.А. Москвин,

1990), то индивидуальные особенности временной перцепции, мнестических

и речевых функций человека (в связи с профилями латеральной

организации) все еще остаются малоисследованными. Если индивидуально-

психологические особенности праворуких с разными вариантами

латеральных профилей в определенной степени уже изучены (В.А. Москвин,

1990; Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, Е.В. Будыка, Е.В. Ениколопова, 1997), то

исследования индивидуальных особенностей леворуких с разными профилями

латеральности (в контексте возможной их связи с индивидуальными

характеристиками) до настоящего времени также отсутствуют. Не

разработанность указанных проблем и важность их решения для

дифференциальной психофизиологии и предопределило их значимость и

актуальность.

Цель исследования. Теоретически и экспериментально обосновать

взаимоотношения и взаимосвязь латеральных признаков и вариантов их

сочетаний с индивидуально-психологическими особенностями, исследовать

распространенность латеральных признаков в норме и в аномальных выборках,

рассмотреть причины генеза латеральных признаков и факторы, влияющие на

них; изучить связь латеральных признаков с индивидуальными особенностями

эргичности у праворуких и леворуких испытуемых, исследовать особенности

временной перцепции, мнестических и речевых функций (с учетом

показателей активности, произвольности - непроизвольности) у здоровых лиц

с разными вариантами индивидуальных профилей латеральности, исследовать

возможную связь латеральных профилей с особенностями процессов

цветовосприятия.

Задачи исследования. Для достижения названных целей предполагалось

решить следующие задачи:

1. Исследовать особенности распространенности латеральных признаков и

вариантов их сочетаний в разных профессиональных выборках (на примере

нормы).

2. Исследовать особенности распространенности латеральных признаков и

вариантов их сочетаний в аномальных выборках (на примере страдающих

олигофренией, у возбудимых психопатических личностей, у детей и

подростков, страдающих энурезом, у детей и подростков с тиками и

логоневрозами, у больных хроническим алкоголизмом, у подростков с

проявлениями наркозависимости, у цветоаномалов).

3. Найти экспериментальные подтверждения гипотезы о гетерогенности

факторов латерального предпочтения.

4. На основе корреляционно-факторного анализа выявить статистически

значимые связи вариантов латеральных профилей здоровых

леворуких мужчин с их индивидуально-психологическими

особенностями (с учетом возможной связи разных показателей пробы

А.Р. Лурия «перекрест рук» с параметром эргичности).

5. Выявить статистически значимые связи латеральных профилей с

особенностями временной перцепции в норме и патологии (у больных

хроническим алкоголизмом).

6. Исследовать особенности динамики эмоциональных состояний в процессе

изменений межполушарного взаимодействия у больных хроническим

алкоголизмом.

7. Выявить статистически значимые связи латеральных профилей с

некоторыми особенностями мнестических процессов (произвольного и

непроизвольного видов запоминания) в норме, опосредованного

запоминания по А.Р. Лурия.

8. Выявить статистически значимые связи латеральных профилей с

особенностями речевых функций (по данным дихотического

тестирования).

9. Выявить возможные корреляции мнестических и речевых функций с

другими индивидуально-психологическими особенностями здоровых

испытуемых.

10. Выявить статистически значимые связи латеральных профилей с

особенностями процессов цветовосприятия (на примере больных с

цветоаномалиями).

Объект исследования. В экспериментах приняли участие более трех

тысяч человека разного пола, разных возрастных групп и принадлежащих к

разным профессиональным выборкам, как в норме, так и при патологии. Более

подробно характеристики обследованных выборок представлены в главах

экспериментальных исследований. Индивидуальные латеральные особенности

исследовались с помощью "Карты латеральных признаков". Для выявления

индивидуально-психологических особенностей использовалась компьютерная

психодиагностика. Особенности речевой активности исследовались с помощью

процедуры дихотического тестирования. Достоверность результатов работы

обеспечивалась за счет большого объема экспериментального материала

и использования современных статистических методов анализа (А.П.

Кулаичев, 1999).

Предмет исследования - индивидуальные различия субъективной

реальности человека, обусловленные латеральными особенностями. Работа

является частью системных исследований латеральной индивидуальности

человека, разрабатываемой в рамках дифференциальной психофизиологии

кафедрой общей психологии Оренбургского государственного университета

совместно с факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова под

общим руководством проф. Е.Д. Хомской.

Гипотеза исследования. Рабочая гипотеза исследования исходила из

концепции об иерархической организации субъективной реальности (Б.Г.

Ананьев, 1977; Ю.А. Александров, 1997; В.В. Белоус, 1996; Э.А. Голубева,

1993; Н.Н. Данилова, 1992, 1998; В.Д. Небылицин, 1976; В.С. Мерлин,

1986; В.М. Русалов, 1979; Е.Д. Хомская, 1987, 1996; и др.) и

состояла в том, что в норме разные варианты профилей латеральной

организации должны иметь закономерные связи с особенностями активности

реализации ряда психических процессов (в частности, с особенностями

временной перцепции, с особенностями мыслительных, мнестических,

вербальных, речевых процессов, с индивидуальными особенностями процессов

цветовосприятия).

Альтернативой гипотезы является представление о том, что

индивидуальные профили латеральности у практически здоровых

испытуемых никак не связаны с индивидуальными особенностями реализации

психических процессов, а варианты латеральных профилей у леворуких

мужчин не имеют значимых корреляций с индивидуально-психологическими

особенностями (показателями эргичности).

На защиту выносятся следующие положения:

1. В выборках больных разных нозологий отмечается аномальное

распределение латеральных признаков и вариантов их сочетаний

(латеральных профилей).

2. Латеральные признаки имеют гетерогенную природу происхождения.

3. На примере унилатеральных леворуких мужчин показано, что

варианты латеральных профилей леворуких связаны с разными

индивидуально-психологическими особенностями (показателями

эргичности).

4. Диагностическое значение пробы А.Р. Лурия "перекрест рук" в

структуре латеральной организации унилатеральных леворуких

аналогично ее значению у праворуких.

5. Индивидуальные профили латеральности обнаруживают статистически

значимые корреляции с индивидуальными особенностями временной

перцепции в норме и при патологии.

6. Индивидуальные профили латеральности практически здоровых

испытуемых обнаруживают корреляции с индивидуальными

особенностями произвольного и непроизвольного запоминания, с

особенностями опосредованного запоминания.

7. Индивидуальные профили латеральности практически здоровых

испытуемых обнаруживают корреляции с индивидуальными

особенностями реализации речевой деятельности - более высокие

показатели коэффициента правого уха связаны с более высокими

показателями экстраверсии (эргичности).

8. Особенности процессов цветовосприятия (в виде цветоаномалий)

связаны с индивидуальными особенностями распределения латеральных

признаков.

Научная новизна. Впервые в рамках системно-субъектного подхода

(Б.Ф. Ломов, 1984; А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В.Зейгарник, В.А.

Петровский, Е.В. Субботский, А.У. Хараш, Л.С. Цветкова, 1979; А.Г.

Асмолов, 1984, 1986; В.С. Мерлин, 1981, 1986; и др.) и в рамках такого

направления как дифференциальная психофизиология экспериментально

подтверждена гипотеза о гетерогенности факторов латерального предпочтения,

установлена закономерная связь вариантов латеральных профилей с

показателями эргичности, установлено диагностическое значение пробы А.Р.

Лурия "перекрест рук" в структуре латеральной организации как

праворуких, так и леворуких, предложена и экспериментально подтверждена

психофизиологическая модель динамики эмоциональных состояний при

воздействии этанола у больных хроническим алкоголизмом, установлена

закономерная связь индивидуальных профилей латеральности человека (с

учетом показателей пробы А.Р. Лурия «перекрест рук») с индивидуальными

стилями временной перцепции, с индивидуальными особенностями реализации

мнестических процессов и особенностями речевой активности у практически

здоровых лиц с учетом полового диморфизма, выявлена связь латеральных

признаков с особенностями аномалий цветовосприятия. Проведена

концептуальная разработка такого направления как дифференциальная

нейропедагогика, в рамках которого полученные данные могут быть

использованы для оптимизации образовательного процесса.

Теоретическое значение. Полученные результаты расширяют

теоретические познания в области дифференциальной психофизиологии (с

учетом свойств иерархической индивидуальности и латеральных особенностей

человека).

Практическое значение. Разработан способ диагностики индивидуальных

особенностей параметра «эргичности» у праворуких и леворуких испытуемых,

способы диагностики индивидуальных стилей временной перцепции, предложен

способ диагностики алкогольных постинтоксикационных состояний и устройство

для его осуществления, способ диагностики индивидуальных особенностей

реализации мнестической и речевой деятельности у лиц с разными профилями

латеральной организации, способ диагностики индивидуальных особенностей

опосредованного запоминания; а также способ диагностики активности

процессов цветовосприятия. Методики и полученные данные могут быть

использованы в целях профориентации и профотбора к соответствующим

видам деятельности. Они также могут быть использованы для оптимизации

учебной деятельности и реализации принципов дифференцированного обучения.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования

докладывались на рабочем совещании «Межполушарные отношения и память» в

Институте биологической физики (Пущино, 1984), на Всесоюзной школе-

семинаре «Охрана здоровья леворуких детей» (Ворошиловград, 1985), на

совещании-семинаре «Клиническое аспекты современной проблемы функциональной

асимметрии мозга» (Минск, 1989), на IX Всесоюзной конференции «Проблемы

нейрокибернетики» (Ростов-на-Дону, 1989), на Международных научных

конференциях «Проблемы менеджмента и рынка» (Оренбург, 1996-2000), на

юбилейной конференций «Социальная и судебная психиатрия: история и

современность» в ГНЦС и СП им. В.П. Сербского (Москва, 1997), на

Всероссийской конференции «Гуманитаризация образования как фактор развития

региональной социообразовательной среды» (Оренбург, 1997), на Международной

научной конференции «Асиметрiя мозку в нормi та при патологii» (Киев,

1997), на I-й Международной конференции памяти А.Р. Лурия (Москва, 1997),

на Международной научно-практической конференция «Инновационные процессы в

образовании, науке и экономике России на пороге XXI века» (Оренбург, 1998),

на III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы

клинической психологии и психотерапии в условиях современной культуры»

(Санкт-Петербург, 2001), на IV Всероссийской научно-практической

конференции «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе,

техникуме, школе» (Пермь, 2001), на IV Всероссийской научно-практической

конференции «Психология и психотерапия. Психотерапия детей, подростков,

взрослых: состояние и перспективы» (Санкт-Петербург, 2002), на

Всероссийской научно-практической конференции «Психология и ее приложения»

(Москва, 2002).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 9

глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Основной текст

диссертации занимает 299 страниц, общий объем диссертации – 368 страниц.

Список литературы включает 600 наименований, из них 466 работ

отечественных авторов и 134 иностранных. Основной текст диссертации

содержит 28 таблиц и 28 графиков, а также 12 приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается теоретическая и практическая

актуальность темы исследования, определяются цели и задачи, обозначаются

рабочая и альтернативная гипотезы, раскрывается научная новизна,

теоретическая и практическая значимость, объект исследования и его

методическое оснащение, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе дается обзор отечественной и зарубежной литературы

по проблемам связи функциональных асимметрий человека с его индивидуально-

психологическими особенностями. Анализируется значение исследования

N.Sakano (1982), который валидизировал критерии определения "парциального

левшества" А.Р.Лурия на больших контингентах японской и немецкой популяций

(свыше 2 тыс.) и показал, что асимметрия пробы "перекрест рук" (по данным

ЭЭГ) связана в значительной степени с функциями лобных долей и отражает их

относительное доминирование. Этот интересный факт нуждается в дальнейшем

изучении, он обращает на себя внимание новым подходом и диагностическому

значению пробы "перекрест рук" и дает возможность по-новому оценить

некоторые исследования прежних лет, в частности, работы В.Д. Небылицына

(1976), считавшего лобные доли нейрофизиологическим субстратом "лобно-

ретикулярного" и "лобно-лимбического" комплексов мозга. По мысли В.Д.

Небылицына (1976), левая и правая лобные доли находятся в реципрокных

взаимоотношениях и определяют два основных параметра индивидуальности -

"общую активность" и "эмоциональность".

Эти представления согласуются с исследованиями ряда авторов (в

частности, Н.Н. Даниловой, 1985), подтвердившей наличие ретикулярной и

септогиппокампальной систем активации мозга, что позволило ей предложить

двухфакторную модель регуляции функциональных состояний. Первая система

регулирует функциональные состояния в условиях бодрствования, повышение

активации этой системы соответствует росту эффективности выполнения заданий

и обозначается автором, как "продуктивная активация". Вторая система

"связана с развитием эмоциональных состояний, переживания тревожности,

стресса". Высокие ее уровни неблагоприятны для выполнения заданий и она

обозначается как "непродуктивная активация" (Н.Н. Данилова, 1985). С

приведенными данными согласуются также результаты изучения нейрохимических

различий левого и правого полушарий мозга, которые выявили отчетливую

межполушарную нейрохимическую асимметрию, а именно: связь активности левого

полушария с работой катехоламинергической системы, а правого -

серотонинергической (В.М. Поляков, Л.С. Кораидзе, 1983; Э.Г. Симерницкая и

соавт., 1986).

Эти данные позволяют сделать предположение о латеральных

нейрофизиологических и нейрохимических основах индивидуальных различий,

которые могут находить проявление в умственной и эмоциональной активности,

а также в особенностях регуляторных процессов (с учетом имеющихся данных о

связи левого полушария с произвольной функциями - А.Р. Лурия, Э.Г.

Симерницкая, 1975; Э.Г. Симерницкая, 1978, 1985; Е.Д. Хомская, 1982, 1987;

и др.).

В обзоре приведены разные подходы к проблеме поиска связей

функциональных асимметрий и латеральных признаков с индивидуальными

особенностями, причины неудач и недостатки первых исследований в этой

области. Анализ литературы, посвященный поиску связи латеральных

признаков человека с особенностями организации и реализации высших

психических функций, позволил выделить три основных круга проблем или три

основных направления этих исследований:

1. Изучение связи функциональных асимметрий с индивидуально-

психологическими особенностями человека ("когнитивными стилями",

особенностями восприятия, темперамента, эмоциональной сферы и др.);

2. Изучение связи функциональных асимметрий с патологией;

3. Изучение гетерогенности природы латеральных признаков у человека.

Анализ работ, приведенных в литературном обзоре, позволил

сформулировать общую проблему исследования, как проблему изучения

латеральных признаков и вариантов их сочетаний - индивидуальных профилей

латеральности (ИПЛ) - в связи с особенностями реализации психических

процессов, как в норме, так и при патологии.

Вторая глава посвящена методам экспериментального исследования. Для

изучения особенностей функциональных асимметрий человека использовались

методики А.Р. Лурия (1969), направленные на оценку "парциального

левшества", методики определения асимметрий анализаторных систем, а также

пробы других авторов, включенные в "Карту латеральных признаков" (по А.П.

Чуприкову, 1985). Данная методика в настоящее время достаточно широко

применяется для выявления латеральных особенностей человека.

Исходя из системы измерений "рука-ухо-глаз" для праворуких испытуемых

нами было выделено 4 варианта латеральных профилей, которые были

обозначены следующим образом: ППП - праворукие с доминирующим правым ухом и

глазом (унилатеральные правши), ППЛ - правши с правым доминантным ухом и

левым ведущим глазом, ПЛП - праворукие с левым доминантным ухом и правым

ведущим глазом, ПЛЛ - правши с сочетанием ведущего левого уха и глаза.

Исходя из этой системы измерений, аналогичным образом выделялись и

латеральные профили леворуких (с учетом обратного знака асимметрии).

Адекватность такого подхода ранее была подтверждена нашими работами (В.А.

Москвин, 1986, 1988, 1990).

Исследование индивидуально-психологических особенностей и

индивидуальных стилей эмоционального реагирования леворуких испытуемых

проводилось с помощью следующего набора психометрических опросников: ПДТ -

психодиагностического теста (Ш.А. Губерман, Л.Т. Ямпольский, 1983; В.М.

Мельников, Л.Т. Ямпольский, 1985), ШРЛТ - шкал реактивной и личностной

тревожности Спилбергера-Ханина (Ю.Л. Ханин, 1976) и опросника Айзенка.

Исследование индивидуальных особенностей студентов вуза проводилось с

использованием батареи методик, включающих такие известные тесты как ММРI,

«16-ФЛО» Р.Кеттела, опросник Леонгарда-Шмишека, опросник Т.Элерса,

опросник Краунда-Марлоу, УСК, «Цветовой тест» Люшера и ряда других. Выбор

указанных методик был обусловлен тем, что данная работа проводилась в

рамках более широкого исследования корреляций профилей латеральной

организации человека с индивидуально-психологическими особенностями,

проводимого кафедрой общей психологии Оренбургского государственного

университета совместно с факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Поэтому набор данных методик был обусловлен рамками указанного

исследования. В целом, индивидуальные особенности испытуемых

исследовались с помощью 80 психодиагностических параметров (шкал).

Проводилось исследование показателей непроизвольного и произвольного

запоминания (Н.К. Киященко и соавт., 1975), показателей опосредованного

запоминания с помощью методики «пиктограмма» (по А.Р.Лурия) и слухо-речевых

функций с помощью методики дихотического тестирования.

Статистическая обработка ряда данных исследования проводилась с

использованием непараметрических критериев: метода углового преобразования

выборочных долей по Фишеру и критерия Вилкоксона-Манна-Уитни (Е.В. Гублер,

1978). Выбор указанных методов был обусловлен тем, что показатели

распределения латеральных признаков не подчиняются закону нормального

распределения (Г.Г. Шургая и соавт., 1987). При подсчете достоверности

различий средних значений в ряде случаев использовался t-критерий

Стьюдента. Одним из основных методов статистической обработки данных в

диссертации являлся метод факторного анализа, который проводился с

использованием базовой программы "STADIA" (А.П. Кулаичев, 1999). При

анализе полученных результатов использовался также метод построения

регрессионных моделей по Брандону.

Во втором разделе главе излагаются данные по изучению

распространенности латеральных признаков и вариантов ИПЛ. Изучение

распределения латеральных признаков и латеральных профилей в разных

выборках населения (с учетом возраста, пола, профессиональной

принадлежности и т.п.) представляется достаточно важным не только в научном

плане, а также и для того, чтобы иметь нормативные данные при исследовании

аномальных выборок.

Для исследования распространенности латеральных признаков в норме с

помощью «Карты латеральных признаков» было обследовано 606 практически

здоровых испытуемых. В первую выборку вошло 330 студентов-однокурсников

медицинского вуза (г. Луганск, Украина), из них 124 юноши и 206 девушек в

возрасте от 20 до 30 лет. Аналогичное исследование было проведено во второй

выборке, в которую вошло 276 здоровых молодых мужчин (г. Луганск, Украина),

в основном демобилизованных из армии и проходящих медкомиссию в связи с

оформлением в органы УВД, также в возрасте от 20 до 30 лет и с одинаковым

образовательным уровнем (со средним или средним специальным образованием).

Распространенность латеральных признаков изучалась в соответствии с

описанной методикой, вариации латеральных профилей рассматривались в

системе «рука-ухо-глаз».

Среди студентов-мужчин группа ППП составила 54,0 %, что

свидетельствует о факте большей распространенности унилатеральных правшей в

системе измерений «рука-ухо-глаз». В группу ПЛП студентов-мужчин вошло

14,5 %, в группу ППЛ – 13,7%, в группу ПЛЛ – 6,5%. Леворукие среди

студентов-медиков составили 11,3 %, что существенно превысило процентное

содержание леворуких во второй выборке мужчин (4,0 %, р < 0,01) и что

может отражать особенности данной профессиональной выборки.

Среди 206 студенток максимально также была представлена группа ППП –

48,5%, что свидетельствует о большей распространенности унилатеральных

правшей и среди женщин. В группу ПЛП у них вошло 15,5 %, в группу ППЛ –

26,7 %, в группу ПЛЛ – 8,3%. Леворукие среди студенток-медиков составили

всего 1,0 %. Достоверным оказалось увеличение левоглазых женщин в группе

ППЛ по сравнению с мужчинами (26,7 % и 13,7%, р < 0,002), а также

накопление леворуких среди мужчин по сравнению с женщинами – 11,3 % и 1,0%

(р < 0,001) что может отражать особенности обследованной выборки.

Исследование 276 мужчин второй выборки показало, что максимальную

распространенность в ней также обнаружили лица с унилатеральными признаками

ППП (праворукие с ведущим правым ухом и глазом), которые составили 47,8%. В

группу ПЛП («левоухие» правши с правым ведущим глазом) вошло 13,4 %, в

группу ППЛ («левоглазые» правши с правым ведущим ухом) – 23,9%, в группу

ПЛЛ - 8,7%. Леворукие в данной выборке составили 4,0%, амбидекстры – 2,2

%. При анализе полученных данных интересным оказался тот факт, что

нарастание леволатеральных признаков в системе измерений «рука-ухо-глаз»

также сопровождается увеличением процентного соотношения левого

доминантного локтя в пробе «перекрест рук». Во второй выборке мужчин в

группе ППП левый показатель этой пробы составил 51,5%, в группе ПЛП - 54,1

% (р > 0,05), в группе ППЛ – 62,5 % (р < 0,03), а в группе ПЛЛ - 75,0 %

(р < 0,01). По мере нарастания леволатеральных признаков парциального

доминирования также снижается и общий показатель «рукости» (по данным

сенсибилизированного опросника по А.П. Чуприкову). В группе ППП он составил

«+ 20,6» балла, в группе ПЛП - «+ 20,4» балла, в группе ППЛ - «+19,8»

балла, а в группе ПЛЛ – «+ 18,5» балла, в группе амбидекстров - «+7,2»

балла, у леворуких - «- 13,9» балла. В целом во второй выборке усредненный

показатель «рукости» составил «+ 18,5» балла.

Интересным оказался тот факт, что, несмотря на ведущий левый глаз у

испытуемых группы ППЛ, тем не менее, 74,2 % из них при пользовании

винтовкой (по данным пробы «прицеливание») предпочитали целиться все же

правым глазом. У «правоглазых» леворуких в ряде случаев наблюдается

обратная зависимость. Очевидно, что этот факт связан с особенностями

зрительно-моторной координации при пользовании винтовкой и, таким образом,

свидетельствует о малой валидности пробы «прицеливание» для определения

ведущего глаза. Более эффективной в данном случае оказывается проба

«дырочка в карте». Этот факт свидетельствует о том, что необходимо

дифференцировать природу генеза латеральных признаков, которые могут быть

обусловлены как генетическими, так и функциональными факторами, связанными

с научением или особенностями сенсомоторной координации. Это подтверждают и

результаты обследования леворуких (n = 74) – по нашим данным только 4

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты